Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Я не так давно работаю логопедом, но то, чем занимаюсь очень люблю

Статья:

Очень люблю наши дружеские объятия с воспитанниками, когда мы встречаемся и готовимся к занятию. Завораживает меня и то, как они ждут нашей встречи и с ка-ким интересов и восторгом спрашивают: “А мы будем заниматься?”. Именно это меня и вдохновляет искать что-то новое и применять хорошо известные методы в своей работе с детками на логопедических занятиях так, чтобы их интерес к ним никогда не терялся.

Коррекционная работа с детьми с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) по праву считается одной из самых сложных в системе комбинированных групп детских садов. ОНР- системное, полиморфное нарушение речевой функции, коррекция которой требует особого подхода. Планируя работу, логопеды, как правило опираются на методики обучения таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, С.А. Миронова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и др. Опираясь на вышеуказанные методики для планирования занятий, мы применяем принципиально новый подход к организации обучения детей с ОНР- элементы методики Марии Монтессори.

Смысл метода, разработанного ею, заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию заложенных в нём природой. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Но для формирования высших психических функций ребёнку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными. Нормализация становится результатом работы самого ребёнка, а не внешнего воздействия взрослого. Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционно-логопедической работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений, что расширяет возможности логопеда: адекватность, управляемость, спокойствие, усидчивость и т.д. Эта взаимосвязь выглядит так:

Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям и детей с тяжёлыми нарушениями речи, как особой категории, где раскрыть потенциал каждого ребёнка – не только первоочередная задача логопеда, но и крайне трудновыполнимая.

Исходя из этих предпосылок, логопед ДОУ может организовать такую группу, где использование элементов Монтессори-метода позволило бы в большей степени модернизировать коррекционно-образовательный процесс. Целесообразно начинать внедрение этой инновации со средней группы, т.е. с первого года обучения.

Нейропсихологический аспект Монтесори-метода повышает обучаемость за счёт активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связано с формированием реципрокных движений, аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Активизируются центры лобных отделов, что способствует развитию волевых процессов.

Из практики хочу отметить, что круги проходят в несколько раз спокойнее традиционно организованных фронтальных занятий, поскольку одно из правил группы – добровольное присутствие детей на кругу, не свойственное традиционной педагогике. Логопед должен быть готов к тому, что в первые недели далеко не все согласятся присутствовать на общем занятии. Таким детям стоит предложить посидеть в стороне и если возникнет желание – присоединятся к остальным. Многие дети предпочитают работать с материалами, отделившись от общих игр, что, вероятно, можно расценить, как способ снять тревогу и напряжения. К середине сентября отказ от групповых занятий быть не должно.

Хочу поделить теперь тем, что применяю я на своих занятиях:

Цель: расслабить, снять напряжение, активизировать слуховое внимание, активизировать фонематический слух.

В это время можно послушать шум дождя и ветра за окном или на аудиозаписи, голоса птиц, классическую музыку или просто звуки окружающей жизни. И вполголоса или шёпотом назвать по имени ребёнка. Длится минутка тишины не более 1-2 минут, а после дети становятся умиротворёнными и внимательными, не нужно их ловить и собирать по всей группе и пытаться всё время обращать внимание на себя.

Ходьба на линии

Цель: развивать координацию и чувство равновесия, ориентирование в пространстве, умение двигаться, не мешая друг другу.

Сначала дети учатся просто ходить по линии, не заступая за её края. Затем задание усложняется подключением упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, развития слоговой структуры и т.д. Здесь специалист ограничен только временем НОД и своим воображением. Например, можно дополнить упражнение дав детям в руки шарики «Су-джок» для развития координации и массажа ладоней одновременно. Можно играть в «Поймай звук», проговаривать слоги, начиная с самых простых слов, ходить можно спинной и боком, главное стараться не заступать за линию и не мешать друг другу.

В кругу мы любим заниматься и обсуждать тему нашего занятия, выполнять различные упражнения. Почему мне нравиться такая форма работы, хоть она и не нова? Потому что больше располагает к построению дружеской атмосферы между детьми и педагогом. Я не стою «над душой», не ставлю себя в позицию «выше». При такой форме работы могу заинтересовать их и подарить позитивное впечатление от занятия. Например, сюрпризные моменты в кругу: ищем маленькие фигурки животных в контейнере с фасолью – массаж пальцев рук, развитие тонко-дифференцированных движений, активизация внимания, отработка лексических норм (я нашла тигра, он рыжий с чёрными полосками, живёт в жарких странах…, я нашёл пингвина, это животное севера…)

Лепим животных из «космического» песка. Этот песок удобен тем, что не рассыпается, не прилипает к рукам, быстро принимает нужную форму-расслабление, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, отработка лексических норм (я слепила из песка бегемота…медвежонка…льва…тигра…).

За столом мы проводим артикуляционную гимнастику, но разнообразить её решили, добавив движение рук, содружественные движениям артикуляционного аппарата, т.е. с использованием элементов биоэнергопластики. Пленное это тем, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику. Помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Мы начали с самого простого, и конечно, не сразу. Сначала просто познакомились со своими губками и язычками. Затеем узнали, как с ними можно работать перед зеркалом. Теперь постепенно подключаем движение рук.

Что же происходит в группе? На первый взгляд кажется, что каждый ребёнок занимается чем-то своим, ведь все материалы в группе в единственном экземпляре. Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять. Например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Возникает спонтанный диалог. Дети могут договариваться о том, чтобы работать вдвоём или о том, что с башней можно работать по очереди. И тот, и другой диалог оказываются более насыщенными в плане использования речевых средств, чем диалоги, которые организует педагог на обычном занятии. Кроме таких спонтанных диалогов, иногда происходят так называемые Уроки Вежливости – коллективная форма работы. Педагог выбирает какую то ситуацию из жизни детей, например, как попросить у другого человека прощения, если ты его нечаянно задел. Ситуация выбирается после того, как во время занятия возникает подобный случай, и дети не знают, как на него отреагировать социально приемлемым способом. Дальше даётся речевой образец: «Извини, пожалуйста, я нечаянно». – «Ничего страшного». Затем дети в парах проигрывают ситуацию. Во время Урока Вежливости педагог не обсуждает эту ситуацию с точки зрения «хорошего» или «плохого» поведения, а просто предлагает детям проиграть такой диалог, используя готовые фразы. В дальнейшем, если на занятиях возникает похожая ситуация, педагог просто предлагает вспомнить Урок Вежливости. Речевые образцы оказываются связанными с персональным опытом ребёнка, поэтому он легко переносит их в повседневную жизнь.

Даже те материалы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к логопедическим занятиям, иногда очень полезны. Например, пересыпание крупы из одной мисочки другую с помощью чайной ложки. Этот материал выглядит так: на маленьком металлическом подносе стоят две прозрачные мисочки, в одну из которых насыпан рис, между мисочками лежит чайная ложка. Ребёнок аккуратно перекладывает рис из одной мисочки в другую с помощью ложки. При, чём тут письмо? Во первых, захватывая тонкую ручку чайной ложки тремя пальцами, ребёнок тренирует те мышцы, которые нужны для того, чтобы писать. Во-вторых, для того чтобы донести крупу в ложке до второй мисочки, не просыпав нужно внимательно следить взглядом за своими движениями – тренируется прослеживающая функция взгляда. Педагог во время презентации показывает, что все движения совершаются слева-направо: именно так, как это происходит во время чтения и письма. Некоторые дети, особенно левши, пытаются читать и писать слова наоборот, т.е. справа-налево, поэтому это простое упражнение очень полезно, если его правильно выполнять. Кроме того, пересыпание готовит кисть руки к статической нагрузки, которая связана с процессом письма. Очень хорошо, что происходит в такой щадящей форме, потому что кисть руки дошкольника ещё не готова к длительным статическим нагрузкам.

Всё, что сказано выше, совсем не означает, что традиционные занятия должны быть повсеместно заменены занятиями по системе Монтессори. У каждой педагогической системы есть свои плюсы и минусы. Однако удивительно, что взгляды Марии Монтессори на развитие ребёнка настолько сочетаются с современными представлениями о том, как ребёнок овладевает речью: взрослый не учит ребёнка говорить, а создаёт благоприятные условия для того, чтобы ребёнок строил собственную языковую систему.

Таким образом, используя комплексный подход, где органично сочетаются традиционное содержание работы и инновации (в основном реализация индивидуально-ориентированного подхода в обучении), удаётся достичь достаточно высоких результатов в коррекционной работе и избежать некоторых трудностей.

Использование элементов методики Монтессори в логопедической работе

Как известно, в работе логопеда на первый план выходит коррекция звукопроизносительной стороны речи. Но зачастую и нужно бороться с такими проявлениями как негативизм, синдромом дефицита внимания, и гиперактивности. Так же необходимо развивать чувственный опыт, который является базисным для детей с нарушениями речи. Планируя работу с детьми 4-5 лет, как правило, используется компиляция из существующих методик Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичива, Н.В. Нищева. Но пришла в голову идея использовать работы Марии Монтессори использовать в работе элементы Монтессори –педагогики.

«Ходьба по линии» Развитие двигательной сферы теснейшим образом связано с развитием интеллекта, мыслительных способностей человека. Занятия «на линии» способствуют формированию чувства ритма, координации речи и движения. Так же можно подчеркнуть и здоровьесберегающую роль данных упражнений, поскольку они обеспечивают профилактику нарушений зрения и осанки. На ковре в виде линии (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Во многих публикациях написано, что чертится круг. Но, ходьба по кругу утомляет ребенка, нежели ходьба по эллипсу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча. Движения выполняются под музыку спокойного характера. Этот эллипс предназначен для выполнения упражнений на координацию движений, инструкций разного уровня сложности, заданий на развитие внимания, памяти и фонематического слуха. Ходьба может быть разной: спиной вперед, боком, кружась, прыгая на одной ноге, остановки на заданный звук, или специально подобранную музыку.

  1. Приветствие. Дети садятся на красную линию и передают свечку, со словами приветствия.
  2. Круг. Содержание круга планируется , исходя из любой темы. Например, пальчиковые игры, ознакомление с сезонными изменениями, обобщение.
  3. Минута тишины. Основная задача приема –научить детей владеть собой , сдерживать свои порывы и эмоции, сформировать навыки расслабления и умение концентрировать внимание. Можно включить спокойную музыку, пение птиц, шорохи и т.д. минуты тишины длится приблизительно 2-3 минуты. Многие дети с трудом лежат неподвижно, не могут закрыть глаза. К таким детям мы подходили и гладили их по руке ноге, спинке. Из такого состояния детей нужно выводить шепотом, называя их по имени.

Для детей с различными нарушениями речи необходимо стимулирование их в самовоспитании, самообучению, саморазвитию, потому что в большинстве случаев нарушена и психофизическая сторона. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и впитывание знаний. Как подчеркивала М. Монтессори, что для получения знаний и образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал сам ребенок, а не педагог. Ребенок не устает от таких занятий, а наоборот, они увеличивает его энергию и способность к поляризации внимания. Поляризация внимания (или сосредоточенность) М. Монтессори считала необходимым условием для процесса нормализации его поведения, т.е. превращение девиантного поведения в нормальное.

Многие психоречевые проблемы могли быть компенсированы в раннем возрасте, когда родители дают возможность ребенку играть с песком, с водой, крупами, фасолью, пуговицами, тестом, пластилином столько, сколько захочет сам ребенок.

Неумение общаться с бытовыми предметами — дети часто к 4 годам не умеют пользоваться вилками, ни разу не держали ножниц, взрослые помогают раздеваться-одеваться, создает пробелы в сенсомоторном развитии, и это порой трудно заполнить, т.к. сенситивный период уже проходит. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания: как сыплется песок из одной банки в другую, как льется вода из одного сосуда в другой, как звенят по-разному камушки, бусины разной величины. Впитывающее сознание ребенка – эту особенность детского восприятия мира было бы невозможно обнаружить, если бы жизненные силы ребенка не приводили в действие органы его чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие.

Так же попытались привнести в работу несколько основных приемов методики М. Монтессори, которые помогли добиться хороших результатов в развитии чувственного опыта- базисного для детей с нарушениями речи. И самыми полезными для логопедической работы оказались несколько методических приемов, которые взяты из Монтессори –метода.

  1. Трехступенчатый урок. Первая ступень: название нового предмета «Это…». Вторая ступень: распознание предмета, соответствующего названию. Центральная нервная система перерабатывает информацию под влиянием действий с предметом: « Покажи где…», «Дай мне…». Третья ступень: название нового предмета.
  2. Игры на расстоянии. Этот метод основан на восприятии ребенка и заключается в безошибочном выборе пары одинаковых материалов, предметов, цвета.

Так же для развития речи использую металлические, деревянные фигуры – вкладыши или трафарет геометрических фигур, буквы из шершавой бумаги, чтобы ребенок мог связать форму букв с их звучанием и, для детей старшего дошкольного возраста, подвижные буквы, которые развивают представление звуков буквами.

Умарова Дина Валерьевна
учитель-логопед
c. Устье, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)

Использование элементов Монтессори- педагогики на логопедических занятиях

Методические рекомендации

Непеина Елена Игоревна

МАДОУ детский сад № 13 «Журавушка» г.Невьянск

« Использование элементов Монтессори- педагогики на логопедических занятиях.»

«Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают

в сознание, они делают человека по-настоящему свободным»

Мария Монтессори считала, что потенциальные возможности 5-летних детей гораздо больше, нежели принято считать, но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, некий новый методический подход. Таким инструментарием в моей работе стал метод Монтессори.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. По мнению многих ученых, способность к самореализации, самообучению и саморегуляции поведения заложена в человеке от природы и проявляется уже в раннем детстве. Ребенок учится говорить на языке своего народа, различать близких и незнакомых людей, манипулировать с предметами, познавать свойства вещей без специального обучения. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Мария Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом». Она считала, что впечатления не только проникают в сознание ребенка раннего возраста, но и формируют его, подобно тому, как стакан придает форму воде. Но для формирования высших психических функций ребенку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными.

Читайте также:  Формирование фонематических функций

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не учитель, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки. Существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития детей. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры. Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

Ошибочно было бы полагать, что вышеуказанные принципы годятся только для детей с нормальным развитием. Как отмечал Л.С. Выготский, законы развития едины для любого человеческого существа. Развитие ребенка с особенными образовательными потребностями отличается, безусловно, темпами, которые в той или иной степени замедлены, и своеобразием, искажением.

Таким образом, одним из аргументов в пользу использования в работе на логопункте именно Монтессори-метода для меня является, безусловно, детально продуманная и выверенная дидактическая среда. Надо отметить, что классические Монтессори-материалы настолько научно структурированы и практичны, что не претерпели изменений с момента их разработки, то есть более 100 лет. Монтессори – материалы позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно упражняется, более того, испытывает удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступает по собственному желанию. Не случайно и слово «работа», которое используется и детьми и педагогом вместо слова «занятие» или «игра». Ребенок, в отличие от взрослого, не устает от работы, но она увеличивает его энергию. В процессе работы проявляется способность ребенка к поляризации внимания, что очень важно как для развития познавательных процессов, так и личности в целом. Поляризацию внимания (или сосредоточенность) М.Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – начала процесса нормализации его поведения, то есть превращения поведения ребенка их девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Нормализация ребенка, обучающегося по методу Монтессори, является результатом работы самого ребенка, а не внешнего воздействия взрослого.

Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться – все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка в Монтессори – детском саду, школе. Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори, на наш взгляд, отвечают потребностям и детей с тяжелыми нарушениями речи, как особой категории детей, где раскрыть потенциал каждого ребенка не только первоочередная задача логопеда, но и крайне трудновыполнимая.

Цели обучения:

– развитие слухового внимания и памяти, первичная коррекция звукопроизношения

– выявление и максимальное «использование» потенциальных возможностей детей в обучении

– формирование навыков самообслуживания

– развитие мелкой моторики и зрительно –моторной координации

– формирование таких учебных навыков, как концентрация внимания, работоспособность, терпение

– уточнение и пополнение пассивного и активного словаря детей

– развитие грамматического строя речи и связности речи

– коррекция слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, формирование правильного речевого выдоха

– формирование сенсорных эталонов

Задачи обучения:

– развитие речевого дыхания; работа над модуляцией голоса, а также над темпом и ритмом речи

– активизация обиходно-бытового словаря детей, расширение словарного запаса как по лексическим темам, так и вне их

– формирование и введение в речь основных грамматических конструкций

– формирование умения самостоятельно завязывать шнурки и банты, молнии и другие застежки, шнуровать обувь, плести косу из шнурков; аккуратно переливать и носить воду, работать с сыпучими материалами, убирать свое рабочее место; различать и называть основные цвета, формы, величины, сравнивать их, сортировать предметы по разным признакам;

– удерживать заданную программу деятельности и выполнять деятельность до конца с проверкой результата работы;

– развивать и утончать органы чувств, совершенствовать мелкую и крупную моторику, координацию движений;

Данные методические рекомендации пред­ назначена для дошкольников средней и старшей группы. Мной были приобретены и изготовлены некоторые Монтессори-материалы, с помощью которых я начала работать. Известно, что в онтогенезе прежде, чем ребенок начнет заучивать цвета, формы, называть и различать запахи, овладевать письмом и т.д., он проходит период практической деятельности. Ребенок манипулирует предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами, интерес к которым возникает примерно в 1,2 мес. и держится до 3 лет (по исследованиям М.Монтессори, которая выделила новый сензитивный период – интереса к мелким предметам). Эти манипуляции создают сенсорную базу, необходимую для познания мира, своеобразный «фундамент» умственного развития. Однако в развитии детей с тяжелой психоречевой патологией есть существенный пробел – именно в сфере практической деятельности. Следовательно, пока не удовлетворена эта потребность в накоплении чувственного опыта в процессе манипуляций, бесполезно требовать от детей высокой результативности в сенсорной работе, которая стоит на ступеньку выше практической деятельности в силу того, что требует упорядоченности впечатлений, наличия первоначальных операций обобщения и анализа. Самыми полезными для логопедической работы- прием, взятый из Монтессори-метода:

Трехступенчатый урок – это технический прием, который используется для введения понятий. Длится 2-3 мин и состоит из 3 фаз:

1.Логопед знакомит ребенка с предметом, вследствие чего происходит соединение чувственного восприятия с именем («Это ленты, это кнопки…»)

2. Узнавание предмета по названному имени («Покажи, где ленты?» «Дай мне ленту»)

3. Называние предмета.(«Что это?»)

В традиционной коррекционной педагогике слабо освещена проблема сенсомоторного воспитания детей с проблемами речи. Основной акцент делается на развитие речемыслительных функций, а упражнениям на уточнения органов чувств как фундаменту умственного развития уделяется очень мало времени.

Планируемый результат: манипулирование с мелкими предметами способствует преодолению недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, улучшение зрительно – моторной координации, обучение конкретным умением в короткие сроки.

Критерии оценки уровня функции

Кинетический (динамический) праксис.

О б. – Ребенок не может повторить позы, изменить местоположения руки.

1 . – Повторение позы по показу и словесной инструкции со 2-3 раза.

2.- Выполнение всей последовательности только совместно с обследуемым.

3.- Выполнение всей последовательности самостоятельно.

4.- Выполнение всей последовательности самостоятельно, в быстром темпе, в измененной последовательности.

2. Пространственный праксис

0б.- Ребенок не может повторить позы, изменить местоположения руки

1 . – Повторение позы по показу и словесной инструкции со 2-3 раза.

2.- Выполнение всей последовательности только совместно с обследуемым

3.- Выполнение сначала одноручных, затем двуручных проб с 2-3 неточностями.

4.- Выполнение сначала одноручных, затем двуручных проб без каких- либо затруднений.

3. Слухоречевая память

О б.- Ребенок не может повторить заданные слова.

1.- Ребенок запоминает 1 слово из 3. На вопросы ответить затрудняется.

2.- Ребенок запоминает 2 слово из 3. Частично отвечает на заданные вопросы.

3.- Ребенок повторяет все заданные слова и отвечает на половину заданных вопросов.

4.- Ребенок повторяет все заданные слова и отвечает на все заданные вопросы.

4. Зрительная память

0 б.- Ребенок затрудняется воспроизвести эталлоный ряд .

1.- Ребенок воспроизводить изображение, опираясь на эталлоный ряд ошибками

2.- .- Ребенок воспроизводить изображение, опираясь на эталлоный ряд

3.- Ребенок воспроизводить эталлоный ряд с 2 ошибками.

4.- Ребенок без ошибок воспроизводить эталлоный ряд.

5.Звукопроизношение

б. В речи присутствуют жесты, лепет, звукоподражание.

Нарушение нескольких групп звуков (полиморфное).

2.Недостаточное произношение одной группы звуков (мономорфное).

3.-Звуки в речи присутствуют, но недостаточно автоматизированы.

4.-Звукопроизношение в норме.

Фонематические процессы

0. Функция не сформирована.

1.-Опознает звуки раннего онтогенеза. Повторяет слоги, простые слова.

2.-Не дифференцирует оппозиционные звуки.

3.-С заданием справляется, но допускает единичные ошибки.

4.-Фонематические процессы в норме.

5.2 Словарный запас

0. В речи преобладают только жесты и звукоподражание.

1.-Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.

2.-Использует все части речи, на бытовом уровне.

3.- Активный словарь близок к возрастной норме.

4.-Активный словарь соответствует возрастной норме.

Условные обозначения:

0б. – критический уровень (К)

1б. – низкий уровень (Н)

2б. – уровень ниже среднего (Н/С)

Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Собр.соч.: В 6т. – Т. 1 . – М.: Педагогика, 1982.

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998.

Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием! – М.: Изд-во Гном, 2006.

Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. – М.: Унисерв, 2009.

А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика.// Академа, 2002.

Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // М.; 2005

Приложение.

Игра «Рисуем на манке».

Игра предназначена для 1-2 детей в возрасте от 3-6 лет.

Цели: – развить мелкую моторику, тактильное восприятие, обучение составлению рассказа, пересказ по сюжетной картинке, наглядное изображение артикуляции для постановки звуков.

Оборудование: количество подносов с манкой по количеству игроков, сюжетные картинки.

Игра « Заплети косу».

Игра предназначена для 2-3 детей в возрасте от 4-6 лет.

Цели: – развивать кисти, пространственные представления, память, внимание, умение плести косу, формирование межполушарных связей.

Оборудование: большая коса с зажимом, либо плечики с разного цвета лентами.

3.Игра «Найди пару.»

Игра предназначена для 2-3 детей в возрасте от 4-6 лет.

Цели: -развитие тактильного, зрительного восприятия, мелкой моторики, признаков классификации, развитие словаря

1. Описание: дети сидят в кругу. Посередине круга лежат квадратики ткани разной фактуры без своих пар . Их пары лежат на столе, в 2-3 метрах от места, где проводится круг. Логопед объясняет детям, что сейчас каждый из них по очереди попробует ощупать одну из кусочков тканей так, чтобы глазки не видели эту ткань. После этого логопед накрывает 5 лежащих кусочков тканей большой салфеткой. Затем продолжает объяснение. После того, как ткань пощупали, руку нужно осторожно вынуть и бежать к столу искать точно такой же кусочек на нем. Предлагается попробовать 1-2 сильным детям. Когда пара на столе найдена, ребенок приносит ее в круг, салфетка открывается, и все вместе сравнивают, то ли принес ребенок. Если он ошибся, то пробует еще раз.

Оборудование: парные кусочки ткани, цветные таблички (под контролем зрения), цилинды с пружинками, пуговицы, природный материал, крупы и бобовые (фасолины, горошины, чечевица), бусины разной формы и фактуры.

4. Игра «Веселые застежки.

Игра предназначена для 2-3 детей в возрасте от 4-6 лет.

Цели: – развивать кисти, пространственные представления, память, внимание, изучение цвета, умение застегивать пуговицы.

Описание игры: Составь вагончики в нужном порядке.

5. Упражнения со шприцом без иглы.

Игра предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет, количество игроков неограниченно.

Цели: – развития руки, мелкой моторики, развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления.

Оборудование:емкость с водой, красители, шприц без иглы.

Описание игры: В небольшую емкость наливается вода, можно подкрашенной, для особого интереса. Показать ребенку, как надо держать шприц: двумя пальчиками, как набирать воду при опускании в воду, жидкость набирать и «выливать» медленно . Ребенок своими глазами видит, как вода затягивается в шприц. Затем переносим шприц с водой в пустую емкость и переливаем.

6. Упражнения с крупами.

Игра предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет, количество игроков неограниченно.

Цели: – развития руки, мелкой моторики, развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления.

Описание игры: Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у ребенка. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно).

7. Сухой бассейн.

Сухой бассейн. Насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек на автоматизируемый звук. Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

8. Игры с прищепками.

Игра предназначена для детей в возрасте от 4-6 лет, количество игроков неограниченно.

Цели: – развития руки, мелкой моторики, развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления.

Описание игры : Вырежьте из картона ежика, предложите ребенку надеть ежику «колючки».

· Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.

Развитие речи по методике Монтессори

02.02.2015 , Методики развития, Статьи Один комментарий

Методика раннего развития детей Марии Монтессори известна многим родителям. Открывается все больше детских садов и школ, которые работают по этой системе. В чем особенности педагогики по Монтессори, и как методика может помочь в развитии речи малыша, вы узнаете из этой статьи.

Методика Монтессори: основные принципы

Автор методики – Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, под руководством которой в 20-м веке были открыты школы развития для детей во всем мире.

Система Монтессори основывается на глобальной идее: ребенок – уникальная личность со своим планом развития, заложенными способностями и сроками освоения навыков. Задача педагогов и родителей – максимально обогатить среду специальными развивающими материалами и организовать в ней деятельность малыша.

В своей школе Мария Монтессори сама обучала учителей, меняла их убеждения относительно воспитания. Так, например, педагог не мог самостоятельно вмешаться в деятельность увлеченного малыша и показать, как надо делать правильно (только если ребенок сам попросит). Известно, что молодые учителя, пришедшие на работу в школу Марии Монтессори, первое время не знали, чем заняться. «Моя задача – просто наблюдать за детьми», – жаловались они друг другу.

Феномен системы Монтессори заключается в полном доверии к маленькому человеку, вере в его способности, предоставлении безопасной свободы и самостоятельности.

Развитие речи по Монтессори

Удивительно, но если вы посетите детский сад Монтессори, то увидите, что с детьми разговаривают немного, при этом речь у малышей развита. Дело в том, что Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности.

Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.

Зона развития практических навыков. Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке.

Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты), зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки), осязание. Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание, память, мелкая моторика и речь.

Зона математического развития. Собранные здесь предметы и игрушки знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место конструкторам, кубикам и матрешкам.

Зона естественно-научного развития (космоса). Материалы этой зоны знакомят детей с окружающим миром. Здесь можно поставить глобус, карты, растения, организовать «живой уголок».

Читайте также:  Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

Зона языкового развития представляет собой подоборку книг и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо. Этот участок нам особенно интересен, поэтому остановимся на нем подробнее.

В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику . Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.

Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».

Что такое «импульсное письмо»? Это когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки. Следует отметить, что дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, часто начинают самостоятельно выводить буковки или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети владеют интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно лишь дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями. Именно поэтому некоторые игрушки, созданные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.

Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает сначала осваиваить спонтанное письмо и лишь потом переходить к чтению.

В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:

– несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),

– карточки с рельефными и шершавыми буквами,

– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.

Немаловажно, что эффективность методики Монтессори была неоднократно доказана педагогами разных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате малыш развивается легко и гармонично.

Возможно, вы захотите включить эту уникальную систему в воспитание своего ребенка. Прекрасно! В таком случае вам будут полезны интересные игры на развитие речи по методике Монтессори.

Развивайте ребенка легко и с удовольствием. Удачи!

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Актуальность проблемы ранней диагностики, предупреждение и своевременная коррекция речевых нарушений

Прядко Инга Юрьевна, МКС (КОУ школа – интернат № 2 VIII вида)
Киселевского городского округа , учитель, Кемеровская область.

В настоящее время интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной
(предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

Речевая функция играет важную роль в психическом разви-тии ребенка, в процессе которого происходит становление познава-тельной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружаю-щей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запо-рожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка [1], то есть те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии.
Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней кор-рекции нарушений развития является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития и не-благополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных.

Речь малыша возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение им активной речью.

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде ран-него детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. Это связано с тем, что не происходит смены ведущей формы деятельно-сти, которой является предметно-действенное общение со взрослы-ми, а продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, влекущее за собой отставание речевого развития. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга — речи. Речь с точки зрения психологии – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации[5]; результат согласованной деятельности многих об-ластей головного мозга. Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком [1,5]. Различные неблагоприятные факторы прежде всего влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. К таким причинам относятся:
недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
различные органические нарушения периферических органов речи. Выделяют органические центральные (поражение мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха; несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей);
неблагоприятное влияние окружающей среды, к которому отно-сится воспитание ребенка в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение);
различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье);
недостатки педагогического воздействия;
частые заболевания малыша, ослабляющие его организм;
сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, и др[4].

В настоящее время интенсивно развивается логопедия ран-него возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

Эффективна работа логопедической помощи детям раннего возраста в трех направлениях: диагностика; коррекция (устранение или сглаживание имеющихся у детей недостатков в речевом разви-тии) и профилактика; консультация родителей [3,6].

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы по-этапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспита-телями.
Актуальность предлагаемой логопедической работы — ранняя помощь каждому ребенку для успешности в дальнейшей жизни и развитии в целом. Она позволяет более эффективно компенсиро-вать нарушения в психофизическом развитии малыша и предупредить отклонения.
Цель работы логопедической помощи — снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Для успешной адаптации детей раннего возраста разработана модель организации такого периода для детей 2-го года жизни и стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада[4], что помогает ему безболезненно адаптироваться в детском саду. Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.

Для правильного проведения углубленного логопедического обследования детей мною был разработан инструментарий работы логопеда: анкета для родителей, речевая карта на основании разра-боток Е. А. Волковой [1.2], МакАртуровского теста коммуникативного развития детей раннего возраста («The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI)

В результате полученных данных по окончании обследования определяется «группа риска» воспитанников, склонных к формированию нарушений развития. Коррекция речи и профилактика проводится по подгруппам в течение учебного года, по результатам их проводится контрольный срез знаний и выясняется эффективность данной работы. Занятия с детьми проходят в игровой форме [7]. Работа с родителями проводится в виде тренинговых занятий, собраний, используются информа-ционные стенды. По возможности, ребенок направляется на консультацию к врачам, которые назначают в случае необходимости медикаментозное лечение.

У детей раннего возраста, определенных изначально в «группа риска» воспитанников в ходе данных мероприятий значительно выросли показатели сформированности отдельных навыков речевой деятельности, которые увеличились на 25%.

Уменьшилось количество детей с нарушениями речи на 47%. Это доказывает, что внедрение в практику дошкольного образова-тельного учреждения представленной технологии ранней ди-агностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов в группах раннего возраста показал, что в детских садах важна работа специалистов по ранней диагностике.

Таким образом, раннее выявление и коррекция различных от-клонений в развитии речи малыша с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупре-дить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованные ранняя диагностика и коррекция способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей.
таблицы, постарайтесь, чтобы они были в границах этого текста.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998.
2. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова: В 2х тт. – М., 1997.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: 2000.
4. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников – М., 1972.
5. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи него-ворящих детей-алаликов. – М., 1966.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых на-рушений у детей. – СПб., 2001.
7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Организация логопедической работы в специальном детском саду. – М., 1989.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Своевременная диагностика и ранняя коррекция речевыхнарушений – залог успешного обучения в школе
статья по логопедии

статья о важности ранней диагностики и коррекции речевыхнарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
vazhnost_ranney_diagnostiki.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Дошкольное образование – первая ступень общего образования ребенка. Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни мы строим фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни. Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.

Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

1. звукопроизношение произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

2. фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. На фонематическом восприятии –обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

3. словарный запас, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

4. лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

5. связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление. Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.

Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе.

Речь – одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь – это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

2. Важность ранней диагности речевых нарушений, значение речи для обучения детей в школе.

Еще до начала школьного образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий дети оказываются не готовыми к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. В норме овладение всеми компонентами речи у детей заканчивается к 5-реже 6 годам. Однако, по результатам обследования речи детей, с каждым годом выявляется все больше и больше детей с нарушениями речи. Речевые нарушения оказывают влияние на развитие ребёнка в целом.

. Какое же влияние оказывают нарушения речи на развитие ребенка и на обучение его в школе.

Речь – одна из важных видов деятельности человека. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок, и прежде всего, зависит от нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь – это и явление социальное, без общения взрослого и ребёнка она не возникает. В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется общение с другими детьми, снижается познавательная активность. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Речевым дефектам часто сопутствуют невротические проявления. У детей может наблюдаться повышенный уровень тревожности, агрессивность, гипервозбудимость, которая проявляется в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности, и наоборот, заторможенность, вялость, пассивность. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка.

Речь имеет регулирующую функцию, благодаря которой мы способны подчинять своё действие речевой инструкции, выполнять просьбы, команды. Речь регулирует высшие психические функции человека: память, внимание, мышление.

Неполноценная речевая деятельность, сопутствующие невротические отклонения оказывают негативное влияние на развитие внимания, логической и смысловой памяти, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, тормозиться развитие игровой деятельности, дети не умеют довести начатое дело до конца.

Особенностью современной ситуации является более раннее овладение детьми письменной формой речи, чтением и письмом. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексия, дисграфия). В свою очередь нарушения письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, усугубляет речевой дефект и психическое развитие ребёнка. Устранять нарушения речи и последствия этих нарушений в период уже начавшегося школьного обучения очень сложно, а иногда и невозможно (отсутствие в школе логопеда или логопункта).

Хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника, что входит в содержание коррекционного курса в группе для детей с речевыми нарушениями.

Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь, задачей которой является развитие всех компонентов речи и приведение речи ребёнка к норме, обеспечит ребёнку возможность в дальнейшем полноценно учиться, работать, жить.

Хорошо развитая устная речь – залог дальнейшего успешного обучения в школе и гармоничного развития личности в целом.

Подводя итог всему выше сказанному, хочу обратить ваше внимание, что ведущей фигурой в вопросе преодоления у детей неуспеваемости, связанной с нарушениями речи должен являться не школьный логопед, а логопед детского сада, способный выявить речевые нарушения, провести коррекцию нарушений и провести профилактику дальнейших нарушений.

Важность своевременной диагностики нарушений речи

Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе (И.Т. Власенко, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.) [1].

В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика. Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без педагогической диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества образовательного процесса. Логопедическая диагностика имеет схожие характеристики с педагогической диагностикой, однако главным ее предназначением является выявление речевых нарушений у детей того или иного возраста.

Комплексная диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые в перспективе выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы [2].

О чем могут свидетельствовать данные Министерства образования и науки Республики Казахстан? Не все дети охвачены дошкольным и предшкольным обучением и воспитанием, а ведь именно в этот период закладывается фундамент учебной мотивации и познавательных интересов. Так, на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. Обязательную же программу предшколы получают 40 % пятилетних и 60 % шестилетних детей [2]. Данные могут свидетельствовать о том, что дети дошкольного возраста не только недополучают логопедическую помощь, но не обеспечиваются полностью дошкольной программой обучения и воспитания. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей, огромное значение представляет собой развитие речи и речемыслительной деятельности в целом. Если же на этом пути встречаются нарушения или недоразвития речи, отставания от возрастной и физиологической нормы, нужно своевременно, методично и организационно оказывать логопедическую помощь таким детям. Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции, и подведении итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная и организационная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.

Доказано, что каждый школьник, который не имеет органические нарушения в развитии, может усвоить знания в объеме общеобразовательной программы, однако, не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. Слабая успеваемость – многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, в ряде случаев недопущения отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике, она широко освещается в литературе. Прогрессивные педагоги прошлого Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолацци, А. Дистерверг и другие уделяли большое значение природе ребенка, индивидуальному подходу в обучении и воспитании детей.

Один из известных дидактических принципов К.Д. Ушинского также предписывает всесторонне изучать школьника, что является первым шагом к решению проблемы слабой успеваемости. Отстающих учеников К.Д. Ушинский советовал учиться, справедливо полагая важной причиной неуспеваемости отсутствие соответствующих навыков.

Вскрыть причины учебных неуспехов и действовать против этих причин – одна из рекомендаций великого педагога. Фактически на выявление возможных причин слабой успеваемости была направлена разработка условий хорошего учения Л. Н. Толстого. К этим условиям он относил, в частности, охоту к учению, сочетание новизны и доступности изучаемого материала, отсутствие отвлекающих посторонних возбудителей, ощущение ребенком учебных успехов.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих учеников. Это Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, Л.И. Божович, Н.Г. Лусканова, З.И. Калмыкова, Н.П. Локалова, Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, В.С. Цетлин и др. Авторами анализируется возможности повышения успеваемости отстающих учеников по отдельным предметам, показывается необходимость дифференцированного и индивидуального подхода, изучаются особенности проявлений различных психических функций, обучаемость детей, общие и специфические умственные способности [3].

Опытные учителя начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. Однако чаще педагогами недостатки речи у учащихся не связываются с их успеваемостью по письму и чтению. Неуспеваемость или слабая успеваемость по родному языку в большинстве случаев объясняются либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо недобросовестным отношением к учебной работе. В связи с этим учащееся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости. Наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь учащимся исправить их речевой недостаток, используют те же приемы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися. Но особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности –родного языка как знаковой системы.

Основа для развития слабой успеваемости может закладываться в первые учебные недели, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запрожец и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматриваются соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева) [4].

Как показало разностороннее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. По оценкам психологов на успеваемость влияют 200 факторов, но существуют факторы, воздействие которых на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Эти факторы – чтение и письмо. Л.Г. Кобзарева, Т.И.Кузьмина также ставят на первое место по частоте – нарушения чтения и письма [34]. А.Н. Корнев приводит данные англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20 % детей школьного возраста [35]. В отечественных исследованиях приводится следующий показатель – 13 % детей (М.С. Грушевская), который дает представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в специализированной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически правильным письмом. Л.С. Выготский отмечал, что грамотное письмо помогает ребенку подняться на высшую степень в развитии речи [36]. Вместе с тем, отмечается, что у детей с речевой патологией выявляются значительные трудности овладения программным материалом по родному языку, а так же большое количество орфографических ошибок на письме. (Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).

Исследователи относят низкий уровень развития речи к одним из предпосылок школьной дезадаптции, а именно: бедность языковых форм, ограниченность лексического запаса, наличие аграмматических фраз, недостаточное развитие мелкой моторики, несформированность пространственной ориентировки, координации в системе «рука» – «глаз» др. Несформированность фонематического слуха встает преградой перед формированием навыков чтения и орфографически правильного письма. Дети, имеющие трудности в овладении морфологическим принципом письма, привлекают все большее внимание логопедов, так как ошибки, допускаемые ими, не случайны и имеют весомые доказательства в пользу того, чтобы они были квалифицированно диагностированы и коррегированны.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.

Из вышесказанного следует, что необходимо использовать при диагностике целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л.С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими. Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда. Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические. К психофизиологическим принципам относят: принцип квалификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок. Психологические принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности с опорой на программное обучение; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса. К педагогическим принципам относят: принцип от простого к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, школьная успеваемость тесно связана с развитием речи ребенка. Поэтому правильная речь считается основой для полного освоения школьного программного материала. Однако, научно-теоретические и коррекционно-педагогические проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста состоят из ряда актуальных проблем, которые переходят из одного звена дошкольного обучения и воспитания, к звену предшколы и затем уже к начальному обучению и воспитанию. В систему коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность. Все принципы между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но для выбора правильного коррекционного маршрута по развитию устной или письменной речи необходимо организация эффективной логопедической диагностики.

Ссылка на основную публикацию