Методы и приемы формирования мотивации ребенка к занятиям

Приемы и методы мотивации

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формы и приемы учебной мотивации на уроках в начальной школе. Заседание МО начальной школы МБОУ Междуреченской СОШ Романова Н.Ю

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Мотивация определяется: Образовательной системой, образовательным учреждением; Организацией образовательного процесса; Субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, способности, самооценка и т.д.) Субъективными особенностями педагога: системой его отношения к ученику, к делу; Спецификой учебного предмета.

Факторы мотивации учения Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к предмету. Обучение без личных интересов и выгод. Обучение для социальной идентификации. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Обучение по принуждению или под давлением. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях, ценностях.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации Содержание учебного материала; Организация учебной деятельности; Коллективные формы учебной деятельности; Оценка учебной деятельности; Стиль педагогической деятельности учителя.

Неблагоприятные мотивационные характеристики младших школьников: интересы ребёнка неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать; ребёнок ориентирован на получение хорошей отметки, а не на способы получения новых знаний; младшие школьники не стремятся к преодолению трудностей.

Причины спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; Уровень отношения ученика к учителю; Умственное развитие ученика; Продуктивность учебной деятельности; Непонимание цели учения; Страх перед школой; Отношение общества к школе и учителю.

Методы формирования мотивации СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа) НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации, картины, карточки с заданиями, опыты, игры, работа в группах, практические и лабораторные занятия и т.д.) РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание проблемных ситуаций) МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ (написание сообщений, рефератов, исследовательских работ, эссе и т.д. )

Приемы мотивации используемые учителем: . I.Эмоциональные : 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, “почему было трудно?”, “что открыли, узнали на уроке?” и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

II. Мотивационно-целевой : 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности; 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания , дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости; 3) реакция на ошибку, через приём «найди ошибку”, выяснение причин ошибок и определение последующих действий; 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

III. Познавательный : 1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём “метод проб и ошибок”, оказание учащимися помощи друг другу. 2) необычная форма преподнесения материала. 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий; 4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование; 5) не самостоятельное выставление оценок учителем,а привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений; 6) стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

IV. Социальный : развитие у ребенка желания быть полезным обществу; Сопереживание вместе с детьми; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества; заинтересованность результатами коллективной работы; взаимопроверка и рецензирование.

ВЫВОД: Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения, а также системой отношения учителя к каждому ученику

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Начальные классы

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям

Методы и приёмы формирования мотивации ребёнка к занятиям.

Занятия с дошкольниками должны проходить в интересной и живой форме, чтобы им самим захотелось изучить что-то и запомнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Занятия должны проходить в интересной и живой форме.63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №109

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

для учителей-логопедов ДОУ

«Методы и приёмы формирования мотивации

ребёнка к занятиям»

Учитель-логопед Анучкина О. И.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначаль-

ного фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований». Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

А. В. Запорожец отмечает, что в процессе общения ребёнка со сверстниками и взрослыми происходит превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов во внутренние достижения детской личности.

П. Я. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действия.

Методы и приёмы формирования у детей познавательного интереса:

  1. Ситуация занимательности.
  2. Опыты – эксперименты (формирование понятий).
  3. Познавательные игры (головоломки).
  4. Соревнование (интеллектуальная эстафета).
  5. Программированные упражнения.

Методы и приёмы формирования чувство долга и ответственности в учении:

  1. Одобрение со стороны взрослого, сверстников.
  2. Создание ситуации новизны, актуальности, успеха в учении.
  3. Анализ проблемных ситуаций («Прими решение»).
  4. Игра «Вопрос – ответ.

В. А. Сухомлинский писал: «Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать». Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значимых результатов в деятельности.

Если необходимый речевой материал подаётся в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. Ведь, чтобы усвоить материал на логопедических занятиях, от ребёнка требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что даётся детям с общим недоразвитием речи с трудом, но, благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно.

Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов, которые определяют отношение детей к учению:

1. Социальные. 2. Учебно-познавательные. 3. Оценочные. 4. Позиционные.

5. Внешние по отношению к школе и к учению. 6. Игровые.

Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6-7 лет и оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Основоположником психологии мотивации является Хайнц Хекхаузен.

Он отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнообразных мотива: достижение успеха и избежание неудач. С его точки зрения «выраженный мотив достижения должен проявляться в предпочтении такой деятельности, которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая».

Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, положительная оценка является одним из наиболее эффективных стимулов активности ребёнка.

Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно меняя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.

Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.

Для формирования учебной мотивации у детей используется метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций:

а) специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности; б) «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности; в) поисковая деятельность; г) свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности; д) общая ответствен-

ность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонима-

ния; е) введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.

Для повышения мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, используются игровые приёмы с включением элементов соревнования («Кто быстрее», «Кто первый», соревнование по командам), стимулирующие активность и инициативу детей.

Например: узнавание предмета по описанию, графическому изображению.

Благодаря игровым ситуациям ребёнку легче избавиться от дефектов речи.

Н. А Короткова выделяет мотивацию с использованием детской художественной литературы при организации совместной деятельности взрослого с ребёнком. Персонажи художественных произведений близки и понятны детям.

Как повышение мотива – составить рассказ своему товарищу. Ребёнок говорит, о чём он хочет послушать рассказ и от кого.

Например: рассказ о книжной полке. – Что особенно понравилось? Кто дополнит рассказ-описание? В конце оценивается проявление детьми активности и качество рассказов.

В результате, дети более заинтересованно выслушивают выступления своих товарищей: ведь то, о чём они рассказывают, и самих рассказчиков они наметили и выбрали сами. Так дети учатся быть активными участниками речевого общения в условиях учебных занятий.

То, что дети обдумывали, усваивали на занятии, продолжает длительное время привлекать их внимание.

Исчерпывающие рассказы-описания и сравнения поощряются фишками,

наклейками, флажками, звёздочками, маленькими игрушками,

соответствующими значками: «за быстрый ответ», «за правильный ответ»,

«за старание», за активность» и т.д. Применяются и словесные поощрения («хорошо», «верно», «молодец»).

Для повышения мотивации при обучении детей применяют разнообразные речевые упражнения в условиях проблемной ситуации.

Например: Ситуация № 1 .

Одна девочка во дворе потеряла свою любимую куклу. Давайте поможем её найти. Нужно написать объявление так, чтобы ей не принесли чужую куклу.

У Лены был красивый пушистый котёнок. Как-то раз она пошла гулять и встретила подружек. Они заигрались и забыли о котёнке. О чём мы должны спросить Лену?

Незнайка хочет подобрать новую шляпу. Давайте поможем ему её выбрать.

Дети в Африке никогда не видели снега. Какой он бывает? Помогите рассказать им о нём.

Дети, в нашем подъезде уже месяц живёт собака. Она потерялась, а хозяин её ищет. Вот фотография собаки. Давайте подумаем, как о ней можно рассказать.

Вы были в «Детском мире» и видели чудесную игрушку. Вы звоните своему другу. Расскажите ему об этой игрушке.

Такие задания предполагают сообщения, содержание которых требует от ребёнка мобилизации воображения. Важно так сформулировать задание, чтобы оно явилось речевым стимулом, объединяющим в себе цель и задачи коммуникации.

Для повышения мотивации используется также и приём параллельного описания логопедом и ребёнком или двумя детьми двух однотипных предметов (например, двух кукол) – описание предмета по частям.

Если ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился – значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Учебно-познавательные мотивы достигнут особого результата, если знания даются в реальной обстановке. Занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы ребёнку самому захотелось изучить что-то и запомнить.

Мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Эта мотивация нередко становится для ребёнка доминирующей.

Престижная мотивация – характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребёнка выделиться среди сверстников, быть первым.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избегать неудовольствия от выполненного задания педагога и родителей.

Чтобы у ребёнка не угасло положительное отношение к учению, усилия педагога должны быть направлены на формирование у него устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

Эмоции тесно связаны с мотивами детей и выражают возможность реализации имеющихся у них мотивов и поставленных целей (радость, удовлетворение, уверенность, гордость).

Стимулирование повышения мотивации при обучении – это создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности, помогают и

познавательные игры, драматизации и театрализации, пробуждение

эмоциональных переживаний, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой.

Работа у доски даёт ребёнку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую ему удовлетворение и повышающую самооценку. При этом у ребёнка появляется интерес, под-

креплённый выработанными и закреплёнными навыками.

Одним из методов работы с детьми по повышению мотивации, снижению тревожности и развитию речи является релаксация на занятиях: массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-

технологий, дыхательная гимнастика.

Такой приём, как использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки помогает детям стать успешнее в учёбе.

Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из

трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости.

Для повышения мотивации при обучении детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки – всё это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

На фронтальных занятиях используется следующий приём: интегрирован-

ный подход, обеспечивающий смену детской деятельности, что в свою

очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения.

Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную логопедом задачу, обменяться впечатле-

ниями; личностные : потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя; соревновательные : желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Главное достижение дошкольников – соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном возрасте.

Известный русский педагог Е. Н. Водовозова писала более ста лет назад: « Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Приёмы мотивации на занятии

Татьяна Свистунова
Приёмы мотивации на занятии

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний, пробуждения интереса к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат не произойдёт.

Как же пробудить у детей желание “напиться” из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний и как создать тот самый позитивный настрой, чтобы занятие удалось я хотела поделиться своим опытом.

Остановлюсь конкретнее на отдельных этапах занятия.

Как театр начинается с вешалки, так занятие начинается с организационного момента. Ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на занятии. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию.

Стремлюсь к быстрому включению детей в работу, иначе их внимание потом не соберёшь. Выполнить эту задачу мне помогают психологические настрои, различные установки на занятии, включение в содержание элементов необычности, занимательности; эмоциональное вхождение. Например: игра «Доброе утро».

Случай из жизни. Зайдя в кабинет, демонстрируя переполняющие меня эмоции от увиденного или услышанного, рассказывая жизненную историю. На обучающихся это оказывает ошеломляющее действие. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя с обучающимися короткая история окажет пользу. Далее можно переходить к теме занятия.

Интересный анекдот, суть которого близка к изучаемому материалу или в воспитательных занятиях. Для детей это всегда необычно, остроумно, по-взрослому и во многом поучительно.

Интрига. В начале занятия задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить обучающиеся смогут лишь по окончанию занятия.

Связь с жизненными ситуациями.

Способов провести оргмомент результативно множество. Но условия возникновения внимания педагог должен умело «смастерить». Меняя методы построения оргмомента, не повторяя их часто в одной и той же ученой группе. Надо заметить, что в начале занятия мы «чувствуем» группу практически сразу (с каким настроением дети не пришли: радостные, уставшие или встревоженные, поэтому «заготовки» всегда должны быть под рукой. А удачное начало занятия – уже половина успеха.

С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

На следующем этапе важно подкрепить и усилить возникшую мотивацию. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы, к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на занятии использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на занятии немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует вся группа. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это “гости”, жёлтые — это “хозяева”. “Хозяева” приглашают в гости и предлагают “гостю” задание, написанное на карточке. “Хозяева” проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового “гостя”. Материал для игры: карточки с заданием.

Ходилка. Это может быть простая настольная ходилка. Но лучше подойти к ней масштабно — начертить игровое поле на огромном листе бумаги, обоев или прямо на линолеуме. Получится квест в реальности. Устраиваем простую линейную викторину. По очереди бросаем кубики, ходим по клеткам. Кто быстрее доберется до финиша, тот победил. Ребенок встает на свою клетку и выбирает карточку с заданием. Не ответил — возвращайся откуда пришел. Можно добавьть особые клетки и специальные карточки для остроты.

За время работы заметила, что больший интерес обучающиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность изготовления которой очевидна обучающимся.

Одной из успешных техник является «Кубик Блума». Это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение обучающимся всех аспектов изучаемой темы.

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Бросая кубик, обучающийся отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало. Если ответ даётся неполный, то его могут дополнить дети или исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает выявить те аспекты темы, которые вызывают затруднения у обучающихся.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у обучающихся уже есть представление о сути темы Работу с кубиком можно сделать групповой. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для младшего звена современными методистами формулировки упрощены:

• Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

• Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

• Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

• Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

• Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

• Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ребёнок вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с оценкой их работы. Конечно, важно показать обучающимся их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех обучающегося. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к обучению, желание работать, узнавать новое.

Работу иногда оценивают сами обучающиеся, иногда назначается эксперт которого дети сами выбрают. Важно, чтобы обучающиеся, исполняющие эту роль, менялись, чтобы попробовали себя все участники процесса.

Современная педагогика накопила значительное число эффективных технологий, методик и техник. Творческая мастерская у каждого педагога, безусловно, своя. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

«Познавательные мотивации у дошкольников». Педсовет с учителями начальных классов Познавательные мотивации у дошкольников. Педсовет с учителями начальных классов. В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его.

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков Киселева Ирина Васильевна Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это.

Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Определение уровня мотивации при обучении математики За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Презентация «Современные методы повышения мотивации на уроках» Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию.

Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения,.

Технические приёмы игры в волейбол [ УРОК «Технические приёмы игры в волейбол» Выполнил: Маляревский Виталий Геннадьевич Учитель физической культуры.

Портал педагога

Автор: Жданова Светлана Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: станица Павловская, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: “Методы, способствующие развитию познавательной мотивации дошкольника в образовательном процессе”
Дата публикации: 02.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Методы, способствующие развитию

познавательной мотивации дошкольника

в образовательном процессе»

«Если ребенок в первые 2-3 года своей жизни не открывает через самого

близкого, самого дорогого ему человека — мать — весь мир человеческий в

том объеме, в каком он доступен детям в этом возрасте, если вместе с

ласковым, заботливым, тревожным, мудрым выражением материнских глаз

он не слышит тончайших эмоциональных оттенков родного слова,—

умственная жизнь его пойдет совсем не так, как она пошла бы при условии

правильного материнского воспитания».

мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Мотивацию дошкольников можно рассматривать как психологическую

перешли на школьное учение.

Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников

существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

– обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

– неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении

– неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и

педагогов, включают несколько направлений:

– стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;

способностей (планирования, анализа, рефлексии);

Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов

дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и

Наиболее внимательно стоит рассмотреть познавательную мотивацию:

мотивация остается главной;

– во-вторых, потому что дошкольный возраст особо благоприятен для ее

– в-третьих, потому что в выработке этой мотивации взрослые допускают

ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Ребенок 2-3 лет

сосредоточен преимущественно на предметах, близко его окружающих. Что

такое дверь, как ее открыть и закрыть, а заодно, как не прищемить палец. Что

такое ложка и как ею пользоваться? Что такое чашка, как из нее пить? И

Постепенно ближнее окружение оказывается освоенным. И внимание

ребенка переключается на гораздо более широкий круг предметов и явле-

ний, начинается познание всего мира, окружающего маленького человека. К

этому времени поспевает формирование речи, и ребенок начинает широко

использовать вновь открывшиеся благодаря этому возможности, Начинается

знаменитый период бесконечных «почему». Ребенок, по сути, осваивает зна-

ния, накопленные до него многими и многими человеческими поколениями.

В формировании у дошкольника мотивов познания решающую роль

играет семья, так

социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в

ранние периоды детства.

выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть

посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это

свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не

поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие

исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка,

Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не

негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

уделяют большое вниманиепостоянному общению с детьми. Они рассказы-

вают ребенку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют,

придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие

на себя внимание. Дома или в группе они вместе проговаривают то, что

видели на прогулке, – это легко делается под предлогом рассказа кому-нибудь

из взрослых (другого педагога или члена семьи), и те, естественно, должны

Правильно поступают и те взрослые – родители, педагоги, которые

поддерживают в ребенке стремление узнавать новое, поддерживают желание

вопросы. Если заданный малышом вопрос послужил отправной точкой для

общения, этим самым вы поддержали в нем стремление задавать их и дальше

и, значит, дали еще один толчок к возникающей тяге к познанию.

Если взрослые будут поддерживать задаваемые ребенком вопросы – они

перерастут в привычку искать в окружающем мире неизвестное, незнакомое,

удовлетворения и начинает мотивировать многие поступки ребенка — и

желание научиться побыстрее читать, и расспросы окружающих, и собирание

коллекций с гербариями и т.д..

У взрослых часто возникает такая проблема: а как быть, если ребенок

задает нелогичные вопросы? Ну, скажем, почему рыбка плавает, еще можно

кое-как объяснить. Но ведь от малыша можно ожидать и такого вопроса:

«Почему у рыбки хвостик?» Заданный в такой форме вопрос часто ставит

взрослых в тупик. Между тем существует испытанный прием ответа на

хвостик?» вы про себя можете спокойно заменить для ответа близким к нему

по смыслу «Зачем рыбке хвостик?». А дать на него ответ уже не составит

познавательной мотивации. Таких ошибок две.

– Первая из них состоит в том, что они не поддерживают стремление ребенка

к познанию нового. Педагоги загружены работой, родители уставшие…А тут

ребенок со своими вопросами, на которые взрослый иногда не знает, что

ответить. Поэтому часто приходится вспоминать полузабытые сведения. К

тому же вспомнить мало, надо еще суметь преподнести их в таком виде,

чтобы это было мало-мальски понятно малышу. Это требует мобилизации,

напряженной умственной работы. А взрослому этого совсем не хочется. И он

спешим отделаться от ребенка: «Пойдешь в школу, тогда узнаешь. – Не

задавай дурацких вопросов. – Подумай сам. – Опять начал всякую чепуху

познавательной мотивации исчезает.

– Вторая состоит в том, что задача формирования мотивации перекладывает-

ся на школу.Причем и первая ошибка часто сочетается со второй. Сначала

мы, взрослые, старательно искореняем все предпосылки выработки соответ-

ствующей мотивации, а затем начинаем пытаться создать ее на пустом месте

и удивляемся, почему нам это не удается. Когда родители узнают из психо-

логической литературы, из беседы с педагогом о необходимости выработки

успешного учения в школе, пускай школа этим и занимается. При этом

упускается из виду главное: познавательная мотивация – это предпосылка

успешной учебы. А отнюдь не результат ее. И как предпосылка должна быть

выработана заранее, а не по ходу дела.

Необходимо, чтобы общение со взрослыми было полноценным и в

плане количественном, когда ребенку уделяется достаточно времени, и в

плане его эмоционального и интеллектуального содержания.

Три главные линии работы в направлении развития

-Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка

тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и

готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какие темы могут

возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т.

п. Но самое главное – это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный

вопрос и смотрите: интересно или нет.

заключается в использовании для этого игры. Полученные новые сведения

ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не

могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов

на вопросы взрослых. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех

случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести

коррективы, если вы видите, что дети в чем-то неправильно использует

известные им сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Позитивная познавательная мотивация имеет несколько главных

– обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

– удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

– удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и

– комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;

– развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия

– создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению.

Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним.

Познавательная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной,

возможностью играть и фантазировать.

Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические

Обязательны творческие задания.

В процессе формирования познавательной мотивации дошкольника должны

«участвовать» сказочные персонажи,

необходима красочная наглядность.

сотрудничать и соревноваться – всё это необходимо стимулировать в них.

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего

потенциала, получать реальные результаты своего труда.

Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать

страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку

даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность

(«только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо

Позитивная мотивация к познанию в детском саду, ее комплексное развитие –

воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования,

но и каждого ребенка как личности.

желаемых результатов. Родители являются для своих детей примером для

подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей

усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая

сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования – это те способы,

с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели

как в детском саду, так и в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

Поощрять исследование окружающей среды

– Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение

предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

– Хвалить ребёнка за совершённые достижения

– Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

П о возможности

и плохие результаты

– Стимулировать языковое и символическое общение

к достижению успеха с ранних лет.

Советы педагогам и родителям: Как же нужно развивать детскую

Обеспечьте ребёнка необходимой стимулирующей обстановкой

и множеством разнообразных впечатлений. В этом Вам могут помочь книги,

пазлы, кубики и т. д.

– Дайте ребёнку игрушки и материалы, в которые можно играть, меняя

их местоположение и форму. Например, игрушки на колёсиках, которые

можно катать из одного места в другое (изменение местоположения). Или

кусок пластилина, которому можно придать разную форму (изменение

– Позвольте ребёнку сделать собственный выбор. Это придаст ему

уверенности в себе и создаст мотивацию.

– Ребёнку полезно играть шариками или бусинками, составляя из них

цепочку. Это увеличивает познавательные способности и усиливает

– Ещё одним полезным занятием является сортировка предметов по форме.

– Давайте ребёнку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему

уверенность в выполнении заданий.

– Помогайте ребёнку справляться с заданиями. Благодаря помощи взрослого

ребёнок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми

– Разделяйте интересы ребёнка. Спрашивайте и говорите с ним о том, что ему

интересно. Предлагайте различные задания, выполнение которых

способствует его развитию. Успешное выполнение одного задания

подталкивает ребёнка к выполнению другого.

– Помогите ребёнку овладеть базовыми умениями. Покажите ему, что

происходит, когда он пользуется приобретёнными умениями, и наоборот.

Например, если он строит башню из маленьких кубиков, а наверху помещает

большой, то башня развалится. Но если поставить маленький кубик

на большой, то башня будет устойчивой.

– Участвуйте в играх ребёнка, взаимодействуйте с ним. Проводя время

с ребёнком, Вы сможете лучше его понять и помочь ему.

– Награждайте и поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание.

Но не используйте награду как способ привлечения к выполнению задания.

И никогда не обещайте награду прежде, чем дадите её.

– Читайте детям с раннего возраста. При этом старайтесь создать спокойную

и тёплую атмосферу. Чтение вслух развивает творческие способности

и воображение детей.

– В удовлетворении потребностей ребёнка будьте последовательны

и устанавливайте определённые ограничения.

– Дайте ребёнку понять, что все дети разные, и помогите ему осознать свои

слабости и развить в себе сильные стороны.

– Говорите ребёнку, что Вы верите в его способность выполнить задание.

Дайте ему понять, что неудача всего лишь случайность.

– Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его

любопытство. Можно дать ему магнит и предложить разделить предметы

на те, которые притянутся к магниту и те, которые не притянутся.

Любопытство и любознательность играют важную роль в мотивации Вашего

– Хвалите ребёнка всякий раз, когда он старается овладеть новыми умениями.

Это заставляет его стараться ещё сильнее. Хвалите ребёнка не только

за достижения, но даже за попытки.

– Помогите ребёнку понять, что достичь успеха нелегко, для этого требуется

время и старание.

– Сделайте чтение увлекательной игрой для ребёнка. Вы можете издавать

смешные звуки и предложить ребёнку сделать то же. Можно сыграть роль

персонажа сказки. Всё это поможет превратить чтение в удовольствие.

– Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил

задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе,

чем просто похвалить его.

– Позвольте ребёнку проявлять активность различными способами. Дети

обычно учатся делать что-либо методом проб и ошибок. Никогда

не критикуйте ребёнка за неудачу, наоборот, посоветуйте ему, что делать,

чтобы добиться желаемого результата.

– Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную

задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть

– Дайте ребёнку возможность показать свои умения и талант окружающим.

– По мере того, как ребёнок развивается, меняются его интересы

и способности. Время от времени обсуждайте с Вашим ребёнком его

– Старайтесь не кричать на ребёнка и не ставить его в неловкое положение

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 10837 раз

Библиографическое описание:

Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11478/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации, дошкольный возраст, механизмы

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО)

При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО)

Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.

Мы являемся непосредственными участниками реализации данной программы. Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

− Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.

− Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.

− Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.

Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.

Вот эти шесть механизмов:

− Поощрять исследование окружающей среды

− Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

− Хвалить ребёнка за совершённые достижения

− Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

− По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

− Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
  5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня».

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

− Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.

Использование всех типов мотивации с использованием игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности наших воспитанников. Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:

− нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

− обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

− обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

− действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда ребят. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

− должны соответствовать возрасту детей;

− должны быть эстетичными;

− должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

− должны иметь обучающую ценность;

− должны быть реалистичными;

− не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

− игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Котёнок «Гав», Утёнок «Кряк» и Мишутка «Пух». Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает ребятам. Котенок «Гав» многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» ребят. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто. Предлагаем вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное. Предлагаем вашему вниманию варианты психологического тренинга:

Волшебный клубочек.

Ребята сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово»

Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Дружба начинается с улыбки.

Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

В конце образовательной деятельности можно также использовать психологические тренинги. Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся. Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».

В нашу работу мы внедряем информационно-компьютерные технологии это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.

Использование ИКТ как средства повышения мотивации к образовательной деятельности.

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Наши ребята имеют разный интеллектуальный уровень развития. При организация обучения детей мы используем разные подходы, которые предусматривают эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера нам позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения.

Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Приведенные нами минутки вхождения направлены:

− на формирование эмоциональной способности к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

− снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;

− развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;

− развитие самостоятельности и сотрудничества;

− повышение саморегуляции и самоконтроля;

− повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе. Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах. Приветствие сопровождается движениями, ребята сидят на ковре в кругу.

«Здравствуй».

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимаютих вверх).

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Большую роль мы отвели предметно-пространственной среде: каждую неделю, предметно-пространственная среда группы преобразовывалась, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы. Были созданы условия для проведения развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед, наблюдений, опытов, в рассматривания и чтения художественной литературы, слушания песенок, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности. Все это давало возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. И нами были созданы центры для самостоятельной деятельности детей.

Центр познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.

Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.

− Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.

− Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.

− Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.

− Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.

Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнёрами. Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. — 375 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1972.
  3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. — М: Просвещение, 1983. — 124 с.
  4. Виноградова Е. Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 11–14.
  5. Кравцова Е. Е. психологические новообразования дошкольного возраста // Вопр. психол. – 1996, – № 6.
  6. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология. — М., 1962.
  7. Матюшина Н. М. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте: Канд. дис. – М., 1987. – 350 с.
  8. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. — 2007. — № 5. — С. 122–128.
  9. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1987. — 410 с.
  10. Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — С. 23–34.
  11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 2002.

Мотивация детей дошкольного возраста

В этой статье разговор пойдёт о подавляющем большинстве любящих родителей, которые ежедневно изо всех сил стараются развить своих малышей. В связи с этой любовью, они погружаются в поиски всевозможных методов, способов, приёмов мотивации детей дошкольного возраста к учёбе, спорту, искусству. И все ради одной высокой цели: чтобы ребёнок смог занять достойное место в системе общественных отношений, был успешным.

Ответственное отношение к делу, увлечённость (интерес к процессу) должны закладываться в самом раннем детстве, если так можно выразиться, чуть ли не впитываться с грудным молоком матери. Хотя это, конечно же, несколько утрировано, здесь важно не переусердствовать. Всегда помните: каждому возрастному периоду соответствует своя норма навыков – и старайтесь развивайте только их. Знайте во всем меру, не пытайтесь насильно сделать из своего ребёнка гения.

Дошкольный возраст – это период становления личности – период формирования самосознания и мотивационной сферы. Время, когда ребёнок учится принимать самостоятельные решения, то есть осуществлять выбор, руководствуясь при этом личными мотивами.

В начале статьи мы сформулировали проблемы. Теперь же будет искать способы их решения. Итак, вот наша подборка проверенных и действенных методов и приемов развития познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

5 практических рекомендаций

1. Ранжирование мотивов детей

Этот метод полезен для понятия поведенческих действий конкретного ребёнка, что даёт возможность сконцентрироваться на доминирующих мотивах, дающих высокий результат эффективности обучения.

Так, например, если ваш ребёнок отдаёт своё предпочтение стихам, нежели сказкам или рассказам, воспользуйтесь этим. Организуйте весь процесс подготовки к школе в виде отгадывания шуточных загадок, разучивайте стихи – таблицу умножения и азбуку в рифме.

2. Ориентация взрослых на вопросы, обеспечивающих становление внутренней позиции дошкольника

Современные родители более образованны в педагогическом плане, нежели были их мамы и папы (и все благодаря огромному выбору на сегодняшний день литературы в области педагогике и психологии, которая учит правильно понимать потребности, мотивы детей).

Так, если вы будете формировать позитивный образ школы, то малыш будет к вам благосклонен, а это непременно поможет улучшить весь процесс обучения.

3. Применение различных по содержанию сюжетов

Опираясь на данный пункт, вы не только разовьёте в ребёнке умение свободно мыслить, но и сформируете позитивный образ того, что вам нужно. Например, школы.

Расскажите ребёнку о том, что из себя представляет школа (чему учит, сколько возможностей открывает: творческие – рисование, пение; математически – тематические конкурсы, олимпиады, награды, грамоты; развивает физически (ловкость, силу)- занятия физкультурой). Смоделируйте, обрисуйте вместе с ребёнком школу будущего (что в ней ещё такого может быть интересного). Фантазируйте, мечтайте.

4. Ведите с малышом познавательные разговоры

Темы могут быть совершенно разные: школьная, театральная, кинематограф, история, живопись, музыка. Прививайте любовь к получению знаний, к высокому искусству, расширяйте кругозор своих детей.

5. Раскрывайте детям разные стороны общественной жизни

Так, добиться положительного отношения к школе возможно путём раскрытия разных сторон школьной жизни: расскажите дошкольнику об увлекательных походах ребят с классным руководителем, всевозможных экскурсиях, познавательных поездках (музеи, театры, библиотеки), которые совершают ребята посещающие школу.

Помните! Причины падения интереса могут быть самыми разными, учитесь подбирать ключик к своим детям. А рубрика 4brain «Умные дети» всегда вам в этом поможет.

Здесь отлично работает простой принцип мотивации: «сделал – свободен», а вот метод «ремня» мало ещё кому принёс действенных результатов, зато страх и неуверенность в собственных силах – вызывает моментально. Поэтому подбирайте «правильные» методы воздействия, обучайтесь искусству позитивного воспитания – начните сотрудничать с ребёнком!

А пока мы поделимся с вами нашей подборкой методов влияния на ребёнка при разных жизненных ситуациях. Итак, допустим, вы решили выучить с малышом стихотворение, поесть кашки и что-то сделать по дому. Рассмотрим каждый из перечисленных случаев и приёмы воздействия.

Как выучить стихотворение

Для начала предлагаем вашему вниманию способы заучивания стихотворения с дошкольниками:

Способ 1. Учите с выражением, громко, эмоционально

Погрузите малыша в красоту стихотворной формы, и он вряд ли вам откажет.

Способ 2. Рисуйте стихи

Сделайте вашу личную иллюстрацию стихотворения, укажите авторов и возраст. Заведите для таких рисунков отдельную папку, подписывайте все работы. Затем, просматривая картинки, пытайтесь по памяти воспроизвести заученные ранее стишки.

Способ 3. Магнитофончик

Скажите ребёнку, что книжку нужно отдать соседке Маше, а сейчас пока она у нас, мы давай-ка с тобой включим в голове наш магнитофончик и запишем стихотворение. Прочитывайте фразы по несколько раз – записывайте на магнитофончик. И так куплет за куплетом.

Любовь к труду

Приобщить ребёнка к труду – не простое дело, но и здесь есть свои маленькие хитрости, позволяющие справиться с этой задачей.

Рассказывайте детям о своей работе (для чего наполняете стиральную машинку и зачем в доме нужен пылесос), приучайте детей играючи. Пусть для начала ребёнок рядышком моет понарошку детскую посуду, протирает полы (как может, как хочет) — повторяя за мамой. Например, наш трёхлетний сын, уже умело обращается с пылесосом (мы доверяем ему несложную в управлении бытовую технику, предварительно научив с ней обращаться). Также наш сын может сам выбрать и запустить нужный режим стиральной машины, загрузив ее вместе с мамой.

Вы можете приобщить к труду также с использование следующих приемов:

  • Положительным примером (видя, как мама и папа постоянно учатся чему-то новому сами, получая от этого истинное удовольствие, ребёнок непременно захочется быть похожим на вас)
  • Рассказами секретов (о кулинарии, тонкостях ведения быта или мужской работы)
  • Вознаграждением каждого поручения (покупкой небольшой игрушки, походом в развлекательный — детский парк)
  • Похвалой (не жалейте добрых слов для детей, и ни в коем случае не критикуйте)

Каша – нерадость наша

Если ваш малыш отказывается есть кашу, значит это – всего лишь каша. А кто же ее такую обыкновенную будет есть?!

Для малыша большое значение имеет:

  1. Внешний вид каши, то есть ее оформление. Вдохновляйтесь опытом профессиональных рестораторов, фантазируйте сами. Обязательно чередуйте каши: в понедельник – гречневая, вторник – кукурузная, среда – овсяная и так далее.
  2. Придумывайте с каждой кашкой свои увлекательные сказки, причём только после очередной ложки рассказывайте продолжение.
  3. Следуйте принципу: больше фруктов – меньше каши, и ваш малыш обязательно это оценит.

Дети очень тонко чувствуют настроение родителей, в особенности мамы. Будьте во всем и всегда мудры, терпеливы. Не срывайтесь на детях. И вы увидите, что ваш малыш спустя какое-то время придёт к вам сам, и скажет: «Мама, извини, пожалуйста, я больше так не буду!»

Мы очень надеемся, что наши несложные советы будут полезны для вас.

Отзывы и комментарии

Делитесь, пожалуйста, и вы с нами методами мотивации дошкольников, используйте для этого строку ниже.

Современная жизнь уже мало чем удивляет. К сожалению, стало не редкостью и давно уже не аномалией – нелюбовь родителей к своим детям. Эта тема глубокая, болезненная и очень актуальная, поэтому ее мы обязательно осветим в последующих выпусках.

Читайте также:  Конспект занятия: Составление рассказа-описания
Ссылка на основную публикацию