Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Методика обучения чтению по Н.А. Зайцеву

Обучить ребенка читать в детском возрасте – задача многих родителей современного мира. Сейчас не приходится размышлять над тем, как будет происходить образовательный процесс, существуют десятки самых разнообразных методик. Одна из них принадлежит признанному педагогу Николаю Александровичу Зайцеву, человеку, который смог разработать необычную и универсальную технику для уроков в игровой форме.

История появления методики

Будущий признанный ученый родился в семье сельских учителей, поэтому его выбор профессии неудивителен: тяга к детям появилась во времена, когда школьники приходили на дополнительные занятия к его родителям. Зайцев поступил на филологический факультет университета, и уже тогда преподаватели ВУЗа отмечали его необыкновенную любознательность и стремление к самосовершенствованию.

После окончания учебного заведения Николай Зайцев отправился в Индонезию, чтобы обучать офицеров русскому языку. Перед ним стояла непосильная задача – научить читать на одном из самых сложных языков мира взрослых людей, которые отвыкли учиться. Более того, сроки были минимальными: офицеров ждали командировки.

Именно тогда и были разработаны уникальные и новые методы, придуманы оригинальные таблицы, в которых содержалась суть языка. Главной задачей для молодого специалиста Зайцева стало стремление научиться передавать смысл русского языка другим людям – своим ученикам.

Успех был настолько ошеломительным, что вдохновил автора на создание собственной техники преподавания, в ней были учтены разнообразные особенности родного языка. Данная система была избавлена от стереотипов, незначительных факторов, была простой и наглядной.

Изначально Николай Александрович стал тестировать систему в средних классах, но здесь его ждал провал: подростки не осилили правил, попросту заучивали их, не понимали суть. Здесь не было вины школьников: такую модель обучения привили преподаватели с родителями.

Зайцев стал работать с малышами, которым только исполнилось полтора года. Он адаптировал свои методики для них, свел процесс обучения в увлекательную игру, изобрел звенящее чудо – кубики. Еще совсем недавно дети с трудом осваивали грамоту, а с новой техникой учились читать всего за несколько занятий. Данный метод стал настолько востребованным, что многие учебные заведения перешли на занятия по Зайцеву.

Описание методики

Педагог Николай Александрович длительное время наблюдал за малышами, как они грызут науку, учатся читать, и пришел к кардинальным выводам, которые совсем не укладываются в голове многих ученых, преподавателей и мам. Зайцев утверждает, что для чтения сосем не обязательно изучать буквы, азбука, купленная родителями – вредна. В чем же подвох? В таких веселых картинках, которыми обозначаются буквы: А – Арбуз, Б – Белочка, В – Волк. Вся эти яркие рисунки запоминаются малышу, но сложить потом из букв слово он не сумеет, арбузы и белочки проносятся головокружительным вихрем. Поэтому нужно учить детей складывать буквы в слоги, для этого требуются различные ухищрения.

Зайцев полагает, что человек учится читать через пропись, это гораздо легче, удобней, приносит больше пользы. Поэтому в данной технологии он рассматривает не только чтение, но и написание изучаемых букв.

Еще одно правило: чтение по слогам – слишком сложно, альтернативным вариантом являются склады. Вообще говоря, склады придумал вовсе не Зайцев, они присутствовали еще в букварях Кузьмичева Федота, Лев Толстой обучался так, а потом тренировал крестьянских детей. Суть принципа состоит в том, что слово разбивается на склады. Например: ве-р-то-ле-ти-к.

В отличие от предшественников Зайцев разработал систему складов не в букваре, а на кубиках, ставших принципиальным моментом методики. Автор полагает, что чтение начинается с аналитического мышления, когда мозг формирует слова, анализирует абстрактное значение букв – обычных значков. Так как у ребенка отсутствует аналитическое мышление, Николай Александрович решил задействовать другие органы чувств: глаза, уши, руки.

Кубики Зайцева с написанными слогами имеют разный размер, цвет, а также издаваемый звук, стоит лишь взять его в руки. Методика обучения чтению проста – малыш собирает яркие кубики, составляет знакомые слова, читает их, превращая в увлекательную игру. Заставить малыша учиться очень сложно, поэтому родители должны показать, как это любопытно, увлекательно, захватывающе и насколько приятно с ними играть, а затем уже начинать обучение.

В наборе содержится 52 кубика, где написаны склады. Кубики разделены на большие и малые, они различаются по цвету, некоторые из них соединены вместе, чтобы образовать сочетание звуков. На больших кубиках написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Буквы разрисованы разными цветами неслучайно, гласные представлены в голубом, согласные – в синем тоне.

Отдельные педагоги утверждают, что такая цветовая гамма не соответствует общепринятой, в школе буквы обозначают по-другому, ребенка придется переучивать. Но методика Зайцева как раз и разрешает уйти от красных и синих букв, поэтому дети и могут очень быстро научиться читать без остановок и неловких пауз.

Плюсы и минусы методики

Методика обучения чтению имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы очевидны, их много:

  1. Развитие дошкольника происходит в развлекательной форме, вам не придется ругать малыша за нежелание заниматься, сидеть неподвижно со скучным букварем, все происходит в шуточной и веселой манере, что очень удобно и не обязательно в раннем возрасте.
  2. На кубиках написаны склады, поэтому ребенок сразу же осваивает чтение, не размышляет над тем, как произнести сочетание, не запинается.
  3. Грамотность ребенка – на первом месте. Если с обычными кубиками малыш может составить слово с ошибочными сочетаниями ШЫ или ЖЫ, то здесь такого не произойдет, таких пар букв тут просто нет. Ученик избавлен от самых глупых ошибок, которые могут остаться во взрослой жизни.
  4. Универсальность методики – обучать ребенка можно практически с рождения, если вы опоздали, даже в пятилетнем возрасте будет совсем не поздно – техника не учитывает возраст.
  5. Эта техника – настоящая выручалочка для ребенка, который ходит в школу, но не может научиться читать вместе с преподавателем, не успевает со сверстниками изучать школьную программу и потому испытывает трудности. Методика позволяет научиться читать быстро и непринужденно: за 4 занятия, как утверждает автор.
  6. Родители свободны, дети играют самостоятельно. Удобно, не так ли? Когда вы заняты, работаете, а готовить уроки с ребенком некогда – кубики должны прийти на выручку. Процесс должен происходить в привычной обстановке, то есть ребенок, не отвлекаясь от других игр, с удовольствием играет с кубиками.
  7. Кубики развивают все органы чувств. Благодаря яркому, но не кричащему цвету, кубики тренируют зрение. Приятный звук различной высоты развивает музыкальные способности и память. Находясь в руках, они тренируют интеллект, логическое мышление, моторику рук.
  8. При грамотном размещении кубиков ребенок будет избавлен от возможного сколиоза, как это происходит с азбукой.

Но как бы ни были многочисленны преимущества техники чтения по Зайцеву, недостатки тоже есть:

  1. Придется переучиваться в школе, где никаких складов нет, а вот разбирать слово по слогам придется, неподготовленному ребенку будет тяжело с этим справиться, ведь он привык к другой методике.
  2. Логопеды утверждают, что чтение по кубикам приводит к проглатыванию окончаний и целых букв. Дети не понимают, как звуки сливаются в слова, поэтому зачастую допускают ошибки в произношении.
  3. Метод непоследовательный, не учитывает многие правила русского языка, например, встречается кубик со слогом «ПЭ», объяснять ребенку, что буква Э после согласного пишется в исключительных случаях, придется самостоятельно, иначе вместо Е малыш будет писать Э там, где слышит.
  4. Дороговизна пособий – купить кубики может не каждая семья, они стоят недешево, впрочем, их можно изготовить из картона. На это уйдет много времени, да и затраты не сильно уменьшатся. Кроме того, возникает проблема с хранением всего этого имущества, необходимо постоянно их ремонтировать, ведь ребенок может испортить кубики. Тем не менее, зная, что из себя представляют кубики Зайцева, всегда можно изготовить и подремонтировать их самостоятельно.

Рекомендации родителям

Методика Зайцева имеет много преимуществ: ребенка можно научить в непринужденной обстановке, без криков и понуканий. Особенно удобно для детей, которые имеют взрывной темперамент и непоседливый характер.

Прежде чем приступить к методике чтения Зайцева рекомендуется попробовать занятия с ребенком по обучению чтению в классической форме, особенно, если он старше 3 лет. Возможно, именно ваш малыш сможет научиться читать так и ему не придется переучиваться в школе.

Если результата нет, или малыш не хочет сидеть на одном месте, листая скучные книжки, методика обучения чтению меняется, вот здесь и пригодятся кубики. Вообще этот метод больше подходит для коллективных занятий, поэтому будет лучше, если дети станут заниматься в группе со сверстниками.

Методика Зайцева успешно применяется многими родителями: у кого-то дети научились читать в два года, кто-то смог осилить буквы чуть позже. Есть и неудачный опыт, когда ребенок не смог справиться с данной техникой.

Главное в методике – это регулярность, то есть родитель должен создать такие условия, когда ребенок будет с увлечением играть с кубиками. Не стоит забывать, что данная система имеет пробелы, поэтому вам придется самостоятельно объяснять многие вещи, удовлетворяя любопытство малыша.

Совсем не обязательно использовать всю методику целиком, кому-то будет достаточно отдельных ее частей. Не забывайте добавлять что-то от себя, например, во время прогулок по городу разрешайте ребенку читать вывески и надписи, так он быстрей научится.

Зайцев рекомендует не только проговаривать слова, но и напевать их, что способствует развитию речи. В комплекте с кубиками и таблицами поставляется диск, позволяющий петь под аккомпанемент баяна. Автор утверждает, что занятия можно начинать с 3 лет, тогда они будут максимально эффективны, понадобится всего 16 уроков. Но многие мамы желают, чтобы ребенок развивался быстрее, поэтому начинают внедрение методики раньше. Тогда может понадобиться несколько месяцев, чтобы малыш начал читать без запинок.

В любом случае, методика обучения чтению очень интересная, она имеет неоспоримые преимущества, эффективна, позволяет научить ребенка читать в любом возрасте, развивает органы чувств, мышление, память. Стоит обратить пристальное внимание на эту методику ответственным родителям, педагогам в детских садах.

Обучение чтению по методике Зайцева пошагово

Выбирая раннюю методику развития малыша, родители особое внимание уделяют системам, которые позволяют без проблем обучить деток чтению. По отзывам, на сегодняшний день наиболее востребованной считается программа Зайцева.

Метод Зайцева обучение чтению

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
  • Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести таблицы и кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Технология Зайцева: чтение

Давайте ознакомимся, что представляет собой пособие для пошагового чтения по методике Зайцева:

  • Кубики (52 шт.). Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие кубики – это мягкие склады – МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие – твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые – склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные – с твердым знаком.
  • Железные – звонки склады.
  • Деревянные – приглушенные.
  • Золотые – гласные.
  • Для пошаговых занятий используются таблицы, картинки и игровое поле.
  • Демонстративный материал размещается на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно.
  • Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.

Перед началом урока тщательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями автора и подберите игру. Нельзя превышать время занятий – 20 минут.

Процесс обучения

Методика основана на использовании складовых блоков в веселой игре. Основные примеры проведения занятий:

  • На первом уроке просто дайте детям поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить кубики по звучанию.
  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия. Поются кубики, затем склады из таблицы и происходит построение слов.
  • Демонстрация слогов на картинках, кубиках и таблицах позволяют деткам рассмотреть склады с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая кубик, наставник четко произносит склады.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • После изучения дошкольником кубиков, предложите ему в таблице показать изделия с определенной пропевкой.
  • Возьмите указку и начните распевать склады на таблице. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Чтение по методике Зайцева будет результативным только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет – от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы.

Жужжащее чтение по методике Зайцева

Ученики одновременно читают вполголоса текст, при этом слова сливаются в жужжащий шум. Педагог проходит по классу и останавливает у детей, которые бегло проговаривают представленный материал. Скорость чтения у всех ребят при этом разная.

Очень важно при использовании техники жужжания придерживаться систематичности. Данное занятие позволяет учителю оценить, как ребенок овладел предложенными знаниями. Ежедневное использование метода жужжания позволяет овладеть быстрым чтением и во время проверки скорости показать хороший результат.

Методика Зайцева обучение чтению: отзывы

Родители и педагоги выделяют такие достоинства:

  • Маленький человечек видит и слышит склады, что способствует улучшению образной памяти.
  • Крохе весело и интересно.
  • Ошибки при написании слов не допускаются. В наборе отсутствуют ЧЯ и ЖЫ.
  • Читать детки учатся с первых уроков.
  • В работе участвует зрение, слух и мелкая моторика.
  • Развитие речевого аппарата.
  • Быстро приходит понимание различий между глухими и звонкими согласными.
  • На занятиях ребенок не нервничает, поскольку даже с расстояния в 2 метра может найти требуемый элемент.
  • Уроки не давят на психику.

Чтение позволяет гармонично развиваться маленькому человечку с ранних лет.

7 комментариев

Очень понравилась методика по Зайцеву Началочка Рекомендую всем Педагогам начального звена.

Доброго времени суток. Заинтересовалась методикой. Очень хотелось бы обучиться очно. Можно ли это сделать7

И мне интересно стало , а может есть онлайн обучение ?

Мне тоже очень интересно про обучение узнать

Вебинары есть в обучении и когда они проходят?

Не слабо…программа 5 класса будет освоены. К сведению авторов статьи, программа включает не только фонетику, но и морфологические и синтетические знания.

Добрый день. Сколько раз в неделю надо заниматься чтобы достичь выше указанных результатов?

План консультативной работы учителя-логопеда с родителями и педагогами

ПЛАН КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».

Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики».

Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

Консультация: «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения».

Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».

Семинар-практикум: «Показ пальчиковой гимнастики».

Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи».

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ»

Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка».

Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков».

Консультация: «Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра».

Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении».

Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи»

Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе».

Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка».

Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Рекомендации: «Создание речевой среды в группе, ДОУ, семье».

Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса».

Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками».

Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей».

Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения».

Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников».

Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре».

Консультация: «Если ваш ребенок левша».

Консультация: «Некоторые источники волнения у детей».

Беседа: «Польза чтения».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя».

Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».

Консультация: «Заучивание стихов».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе»

Перспективный план работы логопеда с родителями

Елена Петрова
Перспективный план работы логопеда с родителями

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПЕТРОВОЙ Е. Ф. С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ на 2015-2016 уч. г.

Месяц Форма работы Тема Цель

Сентябрь Анкетирование «Я и мой ребенок» Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к детям и их речевому дефекту и их педагогическую осведомленность.

Индивидуальные беседы «Результаты диагностики» Познакомить родителей с результатами обследования детей и индивидуальным планом работы.

День открытых дверей «Добро пожаловать!» знакомство с группой, речевой средой группы «Ромашка».

Ежемесячная газета «Полезная книга для родителей» «Этому мы должны научиться» Познакомить родителей с образовательным минимумом на учебный год.

Оформление информационного стенда «Работаем вместе и достигаем успеха» Отразить содержание основных моментов коррекционно-развивающего обучения.

Октябрь Родительское собрание Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении нарушения речи. Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год.

Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» «Артикуляционные упражнения» Познакомить родителей с разновидностями артикуляционных упражнений.

Консультация «Как заниматься с детьми дома» Раскрыть формы и правила проведения домашних заданий.

Папка передвижка «Этот непослушный грамматический строй» Познакомить родителей с основными грамматическими ошибками речи детей и способами их преодоления.

Ноябрь Оформление информационной корзины «Шкатулка вопросов» Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны.

Открытые индивидуальные занятия «Учимся произносить звуки» Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков.

Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» «Пальчиковая гимнастика» Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка.

Консультация «Дизартрический компонент. Что это?» Объяснить родителям что такое дизартрический компонент и как он проявляется у детей.

Декабрь Оформление фотогазеты «В мире детей» Наглядно познакомить родителей с работой, которая ведется с детьми в группе.

Индивидуальные беседы «Спрашивали-отвечаем» Ответить на полученные вопросы в информационной корзине.

Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» «Развитие связной речи и речевого общения детей» Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог.

Рекомендации «Что можно делать по дороге домой» Рассказать родителям о методах и приемах развития речи по дороге домой.

Январь Консультация всеобуч «Как и что читать детям» Познакомить родителей с книгами, которые нужно читать детям и в какой форме»

Ежемесячная газета «Речевые игры: что это и как в них играть» Познакомить родителей с понятием «речевые игры», раскрыть их содержание и объяснить важность их проведения.

Февраль Выставка «Логопедические игры» Познакомить родителей с логопедическими играми, в которые нужно играть и как это делать.

Родительское собрание «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда» Раскрыть структуру логопедической работы и особенности работы с домашними заданиями в детских тетрадях.

Ежемесячная газета «Фонематический слух-основа речи» Познакомить родителей с приемами работы над развитием фонематического слуха.

Март Оформление папки-передвижки «Что делать если ребенок начал заикаться?» Раскрыть причины возникновения заикания и условия устранения.

Рекомендации «Речевое дыхание» Объяснить необходимость формирования правильного речевого дыхания.

Консультация «Особенности формирования связной речи».

Раскрыть основные этапы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Апрель Консультация – всеобуч «Учим детей общаться» Дать родителям рекомендации по обучению детей способам общения. Раскрыть возрастные нормы общения детей в коллективе.

Май Индивидуальные беседы «Спрашивали-отвечаем» Ответить на полученные вопросы в информационной корзине.

Родительское собрание «Я хочу красиво и правильно говорить. Итоги работы за год» Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы.

Буклеты-консультации «Что делать в летний период?» Дать советы родителям на летний период по выполнению домашнего задания.

Перспективный план работы логопеда Перспективный план работы логопеда с педагогами и родителями Месяц Мероприятия с педагогами Мероприятия с родителями Сентябрь Сообщение.

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями План работы с родителями младшей группы на 2014-2015 уч. год № Форма проведения Содержание Ответственные.

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями в старшей группе № 2, НА 2014 – 2015 год. Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия.

Перспективный план работы с родителями Подготовила: воспитатель Тесленко Любовь Михайловна 2015 – 2016 учебный год СЕНТЯБРЬ Формы работы Содержание Анкетирование.

Перспективный план работы с родителями месяц собрание активное консультация наглядность Сентябрь Организационное собрание Цель: познакомить с задачами программы «От рождения.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь: Проведение родительского собрания: Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа. Рекомендации для.

Перспективный план работы учителя-логопеда с воспитателями Сентябрь Семинар: «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте». Октябрь Консультация:.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

План работы учителя-логопеда с родителями Сентябрь 2 неделя – Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования и дальнейшей коррекционной работе с детьми.

План работы учителя-логопеда с родителями на учебный год План работы учителя-логопеда с родителями на 2014 – 2015 учебный год. Месяц Название мероприятия Задачи Группы – участники Дата проведения.

Перспективный план работы учителя-логопеда на учебный год

Направления логопедической работы

1. Организационно-диагностическая работа.

Целью этого направления работы является своевременное выявление и диагностика недостатков устной и письменной речи обуучающихся .

1.1. Выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

1.2. Диагностика состояния устной речи обучающихся.

1.3. Диагностика состояния письменной речи обучающихся.

1.4. Комплектование групп обуучающихся с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также клинического диагноза.

1.5. Подготовка рабочей документации:

  • Знакомство с медицинскими картами обучающихся 1-классников
  • Заполнение речевых карт
  • Составление расписания логопедических занятий с учетом расписания основных занятий в гимназии
  • Оформление журнала первичного логопедического обследования

1.6. Участие в работе школьного консилиума:

Подготовка детей к ПМПк:

  • Выявление черед медпункт детей, имеющих отставание в развитии

  • Оказание помощи учителям в подготовке характеристик и других документов на комиссию
  • Отслеживание выполнения рекомендаций, данных на ПМПК(особенности обучения, лечения, соблюдения индивидуального подхода)

Подготовка родителей к ПМПк:

  • Беседы с родителями. Объяснение важности результатов ПМПК
  • Убеждение родителей в том, что задача комиссии состоит в выявлении проблем ребёнка и поиск путей их преодоления

1.7. Разработка Программ логопедического сопровождения на группы обучающихся, зачисленных на логопедические занятия

  • Сентябрь
  • Сентябрь
  • Сентябрь

  • Сентябрь
  • В течение учебного года
  • Октябрь

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь

2. Коррекционно-развивающая работа.

Целью этого направления работы является разработка и практическая реализация программы коррекционного воздействия с учетом характера и тяжести речевого недоразвития, а также с учетом клинического диагноза детей.

2.1. Систематическое проведение групповых занятий с обучающимися.

2.2. Систематическое проведение индивидуальных занятий с обучающимися.

2.3. Реализация программы групповых занятий с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи.

2.4. Отслеживание результативности коррекционной лого-

2.5. Анализ результативности коррекционно-развивающей

  • Октябрь – май

  • Октябрь – май

  • В течение учебного года
  • Декабрь, май

  • Май

Целью этого направления работы является осуществление консультативной и методической помощи педагогам и родителям в области коррекционной педагогики.

3.1. Оказание методической помощи учителям .

3.2. Выступления на методических объединениях учителей

3.3. Проведение индивидуальных консультаций для учителей.

3.4. Участие в работе школьного консилиума, педагогических советах школы.

3.5. Пополнение сайта “Логопедический кабинет” в составе сайта гимназии № 25

3.6. Проведение открытых логопедических занятий.

3.7. Оказание консультативной и методической помощи родителям учащихся:

  • Выступления на классных родительских собраниях
  • Проведение родительских собраний по классам
  • Проведение открытых занятий для родителей
  • Обучение родителей элементам логопедического массажа и артикуляционной гимнастики (мастер-классы)

3.8. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.

3.9. Связь с дошкольными учреждениями:

  • Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи с 5-летнего возраста
  • Организация консультаций и занятий для родителей и детей дошкольного возраста

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

4. Повышение уровня профессиональной подготовки.

4.1. Повышение профессиональной подготовки на курсах, семинарах.

4.2. Участие в методических объединениях школьных лого-

4.3. Посещение открытых логопедических занятий.

4.4. Посещение открытых уроков учителей начальных классов.

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

4.6. Самообразование по теме

  • В течение учебного года

  • В течение учебного года

  • Октябрь-апрель

5. Улучшение методической и материальной базы лого-

5.1. Накопление банка методической литературы.

5.2. Конспектирование и ксерокопирование статей, авторских

5.3. Накопление фонда наглядных пособий, дидактического и

5.4. Продолжение оформления картотеки методической лите-

ратуры по годам.

5.5. Оформление (пополнение) паспорта логопедического кабинета

  • В течение учебного года

Перспективный план взаимодействия специалистов по разделам коррекционной работы логопеда; перспективные планы работы логопеда с родителями

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

– перспективный план взаимодействия специалистов по разделам коррекционной работы логопеда ;

– перспективные планы работы логопеда с родителями;

2.3. Программно-методическое обеспечение ОУ :

– учебные программы по логопедии, утвержденные Министерством образования РФ;

– программа кружка, по которой работает логопед, утвержденные методическим советом учреждения.

– справочная литература (по направлению):

– методическая литература для логопеда;

– новинки методической литературы;

– научно- популярная литература по логопедии;

– подписные издания (по возможности);

– подборки статей из журналов и газет по разделу «Речевое развитие дошкольника»;

– детская художественная литература.

Зона речевого и коррекционного развития

Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания: , дудочки, надувные шары, «Мыльные пузыри».

Картотека материалов для автоматизации различных групп звуков (слоги, слова, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

Схемы для составления рассказов-описаний.

Речевое лото, речевое домино.

Небольшие игрушки по изучаемым темам.

Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

Настольные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков в словах и предложениях.

Настольные логопедические игры с парными картинками.

Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи: «Четвертый лишний», «Дразнилка», «Мой, моя, моё, мои», «Кому что дашь?», «Один-много» «Скажи ласково», «Что забыл нарисовать художник?», «Большие и маленькие», «Знаю все профессии», «Предметные цепочки», «Короткие истории», «Летает-не летает». «Расскажи мне, расскажи» , «Многозначность существительных» и др.

Настольно-печатные игры для формирования фонематического восприятия: «Так ли это звучит?», «Звуковая цепочка», «Собери цветок», «Мой звук» и др.

Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза: звуковые линейки, дорожки, цветные фишки,…

Настольно-печатные и дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Подбери схему к слову», «Подбери слово к схеме», «Слоговое лото», «Сложи слово из кубиков»

Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков анализа и синтеза предложений (длинные и короткие полоски разных цветов)

Игры и пособия для обучения грамоте: «Составь слова», «Я учу буквы», «Мои первые слова» (разрезные картинки) , «Расшифруй слова», «Читаем сами», «Умные кубики», «Занимательные карточки. Собираем слова из одного, двух, трёх слогов», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем слова».

20. Картотека пальчиковой гимнастики, звукопроизношения, релаксации, зрительной

гимнастики, физкультминуток, дыхательной гимнастики.

21 . Игры и пособия по автоматизации звуков «Логопедический тренажёр», «По дорожке слов».

22 . Игры и пособия на развитие мышления, памяти, внимания «Логическое геометрическое.

Зона сенсорного развития

1. Звучащие игрушки (дудочки, бубен, маракасы, губная гармошка.)

2 . Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Распутай буквы», «Чего не хватает?».

3 . «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

Зона моторного и конструктивного развития

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки, трафареты.

Разрезные картинки, пазлы, кубики.

Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из неё.

–>МKДОУ: детский сад 16 –>

–>

« Январь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

–>

Перспективный план взаимодействия логопеда с родителями

Перспективный план взаимодействия логопеда с родителями

Перспективный план взаимодействия

учителя – логопеда с родителями.

Дата проведения

Тема:

Форма работы

Цель работы

Сентябрь

1. «Об итогах диагностика. Цели и задачи логопункта»

2. Научи меня говорить правильно

3. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

-Оформление информационного стенда

– Консультации по запросу родителей.

– Познакомить родителей с результатами обследования детей
и планом индивидуальной работы

Отразить содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Октябрь

1. Анкетирование родителей сбор анамнестических данных.

2. «Как заниматься с детьми дома»

3. . Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Оформление и обработка анкетных данных.

– Проанализировать и изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность

– Познакомить родителей с формами выполнения домашних заданий

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Ноябрь

1. Игры на развитие мелкой моторики.

2. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Консультации по запросу родителей.

– Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Декабрь

1. «Итоги работы за I квартал»

3. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Домашнее задание. Совместная работа детей с родителями.

– Консультации по запросу родителей.

– Познакомить с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы

– «Новый год» – изготовление игрушек, открыток; украшение

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Январь

2. «Конструктивная игра в группах с ФФН и ЗПР»

3. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Открытое занятие для родителей.

– Консультации по запросу родителей.

– Помочь родителям в проблемных вопросах.

– Познакомить родителей с положительным влиянием конструктивной игры

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Февраль

1. «Трудности пересказа: причины»

2. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Консультации по запросу родителей.

– Проанализировать и изучить

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Март

1. Консультация на тему: «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе».

2. Организация взаимодействия с семьей по предупреждению ОНР (ФФН) у детей дошкольного возраста

3. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Консультации по запросу родителей.

– Помочь родителям в проблемных вопросах.

– Рекомендовать игры, упражнения для развития воздушной струи, речевого дыхания

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Апрель

1. Речевая готовность к школе, детей групп с ФФН и ЗПР.

2. Развиваем мелкую моторику – готовим руку к письму.

3. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Консультации по запросу родителей.

– Познакомить родителей с результатами логопедической работы.

– Познакомить родителей со значением развития мелкой моторики и готовности руки к письму

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Май

1. «Чему мы научились за год.»

2. Индивидуальные беседы (на базе консультативного пункта)

– Консультации по запросу родителей.

– Представить отчет о проделанной работе за 2014-2015 учебный год.

– Помощь родителям в интересующих их вопросах.

Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Ссылка на основную публикацию