Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

В работе «Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму» рассматривается вопрос об определении ведущей руки и даны методические рекомендации по обучению письму леворуких школьников.

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

В последние годы среди учащихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По нашим данным их может быть до 20% в классе.

Когда ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризами ребёнка, а особой организацией работы мозга. Поэтому очень важно определить ведущую руку ещё до школы или в первые дни обучения.

Определение ведущей руки не так уж просто. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребёнок и бытовые, и графические движения ( письмо, рисование ) будет выполнять только левой рукой.

Считается, что к 5 годам уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности и в этом возрасте, а тем более в 5,5-6 лет (когда начинается подготовка к письму ) можно определить ведущую руку.

Мы рекомендуем использовать для определения ведущей руки систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Эта система включает игровые задания, отобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет определение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах.

Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, необходимо выполнять следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки, лучше, если коробочки, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

1 задание – рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: « я не умею, у меня не получится». Надо успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать рисунок другой рукой, но ты постарайся.» В этом задании учитывается не только какой рукой ребёнок работает, но и качество работы правой и левой рукой.

На это задание следует обратить особое внимание. Если трудно выделить какой рукой графические движения выполняются лучше, обратите внимание в каком случае ребёнок работает более ловко, более легко, без напряжения, в каком случае штрихи более ровные, чёткие.

2 задание – открывание небольшой коробочки, например, коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек.» Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает ).

3 задание – вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть рука, которая держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек. Все карточки ребёнок должен взять в одну руку, а раскладывать другой. Ведущая — та рука, которой раскладываются карточки.

4 задание – « игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить мяч ему несколько раз.

5 задание – соединить 5-6 скрепок в цепочку. Ведущая та рука, которая действует более активно.

6 задание – нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребёнок держит иголку.

7 задание – выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагается открыть несколько флаконов, баночек с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребёнок может держать флакон за крышку, а крутить сам пузырёк.

8 задание – развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

9 задание – «Построй из кубиков дом, ограду и т.п.» Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

10 задание – нарисовать 10 крестиков и стереть их ластиком. Ведущая – более активная рука.

Результаты выполнения заданий удобно занести в таблицу (рис. 6):

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак +в графу “Левая рука”, при предпочтении правой – в графу “ Правая рука “. Если при выполнении теста ребёнок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак + ставится в графу “Обе руки “.

Леворуким считается ребёнок, получивший более 6 плюсов в графе “ Левая рука “. Если такой ребёнок берёт ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять его писать правой рукой.

Но даже если ребёнок получил больше плюсов в графе “Правая рука “, но рисует левой рукой и качество рисунка лучше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой ( в том случае, если он сам пытается писать левой ).

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой? Нередко он начинает писать и левой, и правой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.

При выборе руки для письма достаточно часто встречаются сложные случаи. Вот два возможных варианта:

1. Дети, ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, это дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, поощряли при рисовании работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой.

2. Дети, ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки, но может быть и переучивание в дошкольном возрасте. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

В ходе проведённого нами анализа специфических ошибок письма учащихся 2-3 классов было установлено, что леворукие дети, в отличии от праворуких, допустили ошибки оптического характера на зеркальное изображение букв и зеркальное изображение части слова. Это объясняется несформированностью зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. Для предупреждения появления ошибок данного типа мы предлагаем использовать ряд упражнений для развития оптико-пространственных представлений и зрительно-моторной координации. Эти упражнения могут использоваться как в старшем дошкольном возрасте во время подготовки детей к обучению письму, так и в младшем школьном возрасте на начальном этапе овладения письмом учащимися.

1. Раскрась или заштрихуй фигуры ( см. рис. 1):

синим цветом – в правом верхнем углу;

красным – в левом нижнем углу;

зелёным – в правом нижнем углу;

оранжевым – в левом верхнем углу.

2. Объясни, где расположены треугольники и круги ( см. рис. 2 ).

Нарисуй любую фигуру в квадрате и объясни, где она находится.

3. Дорисуй правую или левую половину на каждом рисунке (см. приложение).

4. Срисуй фигуры, заштрихуй левые части этих фигур (см. приложение ).

5.Срисуй фигуры, заштрихуй правые части этих фигур (см. приложение ).

6. Дорисуй и заштрихуй цепочку фигур. (См. приложение ).

7. Найди и раскрась одинаковые рисунки. (См. приложение ).

8. Найди и раскрась одинаковые фигуры. (См. приложение ).

9. Найди созвездия: Большая Медведица, Лев, Лебедь. Соедини звёзды по образцу. (См. приложение ).

10. Дорисуй фигуры по образцу. (См. приложение ).

11. Закрась или заштрихуй красным цветом квадраты на правой половине листа, а зелёным – звёздочки на левой. (См. приложение ).

12. Закрась или заштрихуй синим цветом треугольники справа, а жёлтым – ромбики слева. (См. приложение ).

13. Составь по образцу фигурки зверей из геометрических фигур. Определи куда смотрят звери. (См. приложение ).

14. Внимательно рассмотри все буквы и обведи красным те буквы, которые “смотрят “ вправо, а зелёным – те, которые “смотрят” влево. (См. приложение ).

Начиная обучение леворукого ребёнка письму, надо помнить, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв.

Итак, правильная поза при письме:

-​ опираться спиной на спинку стула;

-​ не опираться грудью на стол;

-​ ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;

-​ туловище, голову, плечи держать ровно;

-​ обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Тетрадь располагается под наклоном примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела; правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости; свет при письме падает справа.

Одно из главных правил письма – свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно прежде всего тем, как человек держит ручку. Леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий – на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. Ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для ребёнка, т.к. при письме рабочей рукой он будет загораживать себе линию письма. Более целесообразно если ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки.

При изучении каждой буквы необходимо:

1. Зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов;

2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо);

3. Необходимо специально объяснить детям, как соединяются буквы при помощи соединительного штриха и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких – нет (ли, ул, ша).

4. Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения и точки его начала. При изучении каждого элемента и каждой буквы нельзя заставлять ребёнка самому искать траекторию движения. Следует не только объяснить, где начинать, куда вести, где закончить, но и не раз повторить эту инструкцию – так, чтобы ребёнок смог сам себе продиктовать алгоритм того, что он будет делать: обозначить точки начала движения; разобрать, из каких частей состоит буква, увидеть каждую часть, определить точку начала движения и траекторию. Для изучения каждой буквы можно использовать карточки (рис. 3).

Рис. 3

С учётом психофизиологических особенностей леворуких детей были разработаны прописи. Важной особенностью этих прописей является то, что образец буквы на строке дан справа. Это сделано для того, чтобы во время письма леворукий ребёнок мог всегда видеть образец буквы, не загораживая её рукой. Также на строке указано направление письма специальным значком –стрелкой ( ). Даны задания на нахождение неверно написанных букв, тем самым проводится работа по предупреждению появления зеркального написания букв.

Необходимо подчеркнуть, что формирование “чисто технического навыка” во время обучению письму можно выделить только условно, т.к. одновременно идёт формирование других довольно сложных задач: построение системы знаков, соотнесённой с системой звуков, усвоение способов обозначения фонем буквами и в конечном итоге – представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой. То есть ребёнок на первых порах формирования навыка проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.
статья (1 класс) по теме

Рекомендации по обучению леворуких детей письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendacii_po_obucheniyu_pismu_levorukih_detey.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

  1. необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Не стоит подчеркивать особенности леворукости ребенка, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  1. сидеть прямо;
  2. опираться спиной на спинку стула;
  3. не касаться грудью стола;
  4. ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  5. туловище, голову, плечи держать ровно;
  6. обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Ребенок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно, держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Ребенка, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:

1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).

2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;

3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, чтение, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении “зеркального” написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет собой ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. Восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят. А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие – леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, – а это значит, человечество становится мудрее.

Методическая разработка: “Обучение письму леворуких детей”

Содержимое публикации

Ременец Елена Анатольевна

Обучение письму леворуких детей.

Обучение письму леворуких детей.

1.Методика определения леворукости у младших школьников.

2. Гигиенические требования для леворуких школьников.

3. Примерные подготовительные упражнения в начальный период обучения письму.

4. Гимнастика для левой руки.

5. Требования к письму леворукого ребенка.

6. Предупреждение ошибок в написании букв.

7. Охрана здоровья леворуких детей.

I . Задача родителей и педагогов – не только подготовить ребенка к «взрослой» жизни, обучив его определенной сумме знаний и навыков, но и выявить его неповторимую индивидуальность, помочь развитию его сильных свойств, способностей и преодолению слабых.

Одним из свойств, сформировавшихся в ходе эволюции и определяющих важные индивидуальные особенности человека, является функциональная асимметрия рук.

Около 90% всех людей имеют правую ведущую руку. У подавляющего большинства праворуких людей области коры головного мозга, управляющие движениями ведущей руки и зоны, ведающие речевыми функциями, находятся в левом полушарии.

Оставшиеся 10% – это леворукие и амбидекстры («обоерукие»). У значительной их части распределение функций между полушариями головного мозга иное: симметричное или с правым речевым полушарием. Как правило, леворукость является природным признаком, однако, в редких случаях, она может быть следствием незначительных поражений отдельных участков головного мозга. Эти поражения практически невозможно диагностировать, так как они не влияют на нормальное развитие ребенка.

Леворукий ребенок попадает в праворукий мир…Многое в нем трудно и неудобно. Мама заставляет держать ложку правой рукой, а удобнее – левой… На занятиях в детском саду надо вырезать ножницами салфеточку, но, даже если делать это левой рукой, не получается так быстро и красиво, как у других ребят, ведь ножницы приспособлены для правой руки…

II . Начало занятий в школе приносит маленькому левше новые трудности. Надо осваивать письмо. Давление «праворукого» окружения прослеживается во всех сферах жизни дошкольника и младшего школьника. Оно велико даже в тех случаях, когда родители и педагоги не предпринимают специальных попыток переучить ребенка. В целом леворукие дети более возбудимы, в ряде случаев у них отмечаются трудности обучения не только письму, но и чтению. Поэтому леворукий ребенок требует к себе особого внимания со стороны учителя и родителей. Необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, не выделяя при этом его особенность, не переучивая.

1. Самой острой обычно бывает проблема обучения детей письму. В последние годы появились методические рекомендации по обучению письму леворуких детей. Однако такие методические рекомендации помогут в процессе обучения, но не могут помочь решить вопрос о том, кого учить писать левой рукой, как определить леворукость. А именно этот вопрос должен решить учитель в первые дни обучения.

Может ли сам учитель определить леворукость? Да, может. В возрастной физиологии наиболее последовательной и адекватной является количественная оценка рукости по сумме баллов, полученных ребенком во время экспериментального тестирования.

Для определения предпочитаемой руки ребенка во время деятельности предлагается упрощенный вариант тестов, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН. Эти ТЕСТЫ содержат игровые задания, подобранные с учетом разных способов манипулирования, а также удобства для тестирования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наблюдая за выполнением теста, учитель может определить руку, предпочитаемую ребенком при выполнении большинства действий.

Первый тест – рисование. Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет (может). Как и во всех последующих тестах, бумагу, карандаш нужно положить прямо перед ребенком, а не под одну из рук. После того, как рисунок закончен, учитель просит повторить тот же рисунок другой рукой. В первом задании учитывается не только, какой рукой ребенок предпочел воспользоваться сам, но и сравнительное качество рисунков.

Второй тест – открывание небольшой коробочки, например, из – под спичек. Ребенку предлагается несколько разных коробочек (можно окрасить их в разные цвета), чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третий тест – «Построй колодец» из палочек (спичек).

Четвертый тест – «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и учитель просит бросить ему мяч несколько раз.

Пятый тест – вырезание ножницами по контуру рисунка любой открытки (вырезать цветок, зайчика и т.п.)

Шестой тест – нанизывание бисера (или пуговиц для младших школьников ) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмой тест – выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками.

Восьмой тест – развязывание узелков. Учитель заранее неплотно завязывает несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая – держит узел).

Девятый тест – «Построй из кубиков дом (ограду и т.п.)». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение следующих правил: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

По мере выполнения заданий удобно заполнить следующий протокол:

Фамилия, имя ___________________________________________

Дата тестирования ____________ Возраст ________________________

Рекомендации для педагогов по работе с леворуким ребенком

Классы: 1 , 2 , 3 , 4

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на уроке. Быть жестким к соблюдению правил, касающихся безопасности.

Если леворукий ребенок испытывает на уроке или перемене злость или ярость – использовать безопасные приемы выхода агрессии (например, «лист гнева», приседания).

Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, контроля и проверки знаний и т.п.

С целью снижения отвлекаемости левшей – не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым сверстником.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.

2. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

3. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

4. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом: ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов; перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность; образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала; образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

5. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

6. Начиная обучать леворукого ребенка письму необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении “зеркального” написания букв следует обучать ребенка на основе зрительных образов, или же образных сравнений. Пусть ребенок играя рисует буквы на песке, снегу, человечков, похожих на буквы, лепит буквы и слова из глины или соленого теста, выкладывать из прутиков и прочее. «Рисуйте» буквы, а затем и слова в воздухе, на спинке ребенка, на его руке – пусть он отгадывает их, а также задает такие же задания вам – ведь ему тоже хочется побыть в роли учителя!

7. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Дополнительной тренировки требуют задания на списывание текста, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте.

8. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

Знакомая нам с детства игра «в слова» (по очереди называем новые слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова) поможет ребенку развивать фонематический анализ, запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.

9. Если ребенок пропускает в слове буквы, для него чрезвычайно полезна игра «Виселица», или «Балда». Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: А – – – – – – Н. Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово балда.

10. Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.

11. Леворуким свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

12. Чтобы проработать правописание приставок или безударных гласных, придумывайте вместе смешные истории – сказки, в которых отражается трудное правило. Например, написание некоторых слов с приставками при- и пре- поможет запомнить такая «сочинялка»: Жила-была Придумка. Она очень любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала она себе платье. Примерила – некрасиво. Присела Придумка, призадумалась. Решила пристрочить к платью кружева. Пришила и пошла показать подружке Пре. «Прелестно, превосходно!» восхитилась Пре. Придумка припрыгнула на месте, притопнула, прихлопнула, прильнула к подружке и сказала, что в следующий раз она придумает что-то специально для прекрасной Пре. «Премного благодарна», – ответила та.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

14. Из-за плохого чтения ребенок часто не успевает понять содержание произведений, необходимых по программе. Предложите своему «мученику» другой способ изучения предмета. Сегодня есть огромное количество аудиокассет с записями классических произведений. Включая кассету ребенку, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную книгу, но и полюбит чтение.

15. На развитие речи хорошо помогает игра «Целое животное». Желательно играть в компании из 3–4 человек. Ведущий дает задание: описываем слона. Каждый ребенок должен называть по очереди по одному предложению (Он серого цвета. У него есть хобот. Он очень большой. У него толстая морщинистая кожа. У него маленькие глазки. Ноги у него похожи на столбы. Он живет в Африке и т.д.) Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них пересказать описание полностью. Задание на дом – записать историю и нарисовать животное.

16. Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

Как правильно научить писать левшу

Маленькие левши и родители, столкнувшись с множеством проблем в школе – убеждаются в том, что мир создан только для правшей. Обучение письму тех детей, которые пишут левой рукой, выделено в особую категорию. Если в остальных прочих видах учебной программы правши и левши идут одинаково, то в письме левши сталкиваются с большими проблемами. Существуют ли какие-нибудь способы, которые способны значительно облегчить труд леворучек? Являются ли они результативными, и можно ли использовать данные способы дома?

Три главных причини леворукости детей

Первая причина – если верить специалистам, дети левши, унаследовали данную особенность от своих генетических родителей. Если мать или отец левша, то шанс родить ребенка леворучку значительно возрастает в десять-двенадцать раз.

Вторая причина – но, как оказалось, леворукость определяют не только гены родителей. Существуют и более серьезные причины, например, нарушение деятельности левого полушария мозга у детей. Так как рука контролируется левым полушарием мозга, при его поражении происходит смена главной, ведущей руки.

Третья причина – травмирование правой руки. Ребенка заставляет приспосабливаться к новым условиям – вынужденное безделье при очень серьезной травме. Бывают случаи, когда некоторые детишки подражают во всем любимому члену семьи. Нередки случаи, когда ребенок может писать двумя руками.

Умение писать двумя руками, как проблема обучения письму

При незнании всех нюансов, умение ребенка писать обеими ручками, расценивается родителя как положительный фактор, интеллектуального и не только развития их чада. Может быть первым сигналом отрицательной особенности развития мозга, полное отсутствие доминирования одной из рук.

У большинства малышей уже к пятилетнему возрасту, ведущая ручка определена. Родители сами замечают, какой рукой удобнее пользоваться их карапузу. Иначе, рекомендуется полностью убедиться, что ребенок не нуждается в медицинской психологической коррекции взаимосвязей обоих полушарий мозга, или отсутствия требуемого доминирования одного из них.

Как на способности ребенка влияет леворукость ребенка

Все выше написанные факторы развития малышей создали разные отношения к массовой проблеме обучения письму левшей:

  1. Левши – это очень творческие натуры, для усвоения новой информации требуется дополнительное время;
  2. Левши – великолепные приспособленцы, в хорошем смысле;
  3. Левши, также как и правши равны в свих возможностях.

Большинство выросших левшей до сих пор помнят о том, что в детстве учитель был вынужден любой ценой научить маленького левшу писать правой рукой. Страдали все – педагоги, дети, родители. К великому счастью, бессмысленные и необоснованные требования остались далеко в прошлом. Методики современного мира учитывают особенности обучения детей пишущих левой рукой, и дают полезные и практические рекомендации по их обучению.

Обучение левшей письму – психологические тонкости

В общий настрой занятий вносит свои коррективы врожденный пессимизм, которым довольно щедро наделены дети левши. Так леворукие детки достаточно ранимы, и им требуется особый подход:

  1. Инертность и медлительность левшей выводит родителей из терпения и доставляет им много хлопот. Но, тем не менее, подобные дети нуждаются в усиленном внимании и понимании, они выносят унизительных сравнений, угроз, понуканий. Воспитание леворучек должно осуществляться на волне позитива и легких подшучиваний.
  2. Строго запрещено таким детям, которые склонны сильно к унылости, их прошлые неудачи. Подобные особенности обязательно должны быть учтены при методике обучения письму детей пишущих левой рукой, так как именно каллиграфия доставляет большее число неудач детям левшам.
  3. Следует помнить о дотошности и импульсивности детей левшей и ни в коем случае на них не обижаться, даже если они не раздумывая, остановят рассказчика, зададут какой-либо уточняющий вопрос, и обдумывая полученную информацию уйдут у себя.
  4. В пространстве левши дети с трудом ориентируются. При решении математических задач, при занятиях по письму или чтению – это находит свое отражение. Так как леворукие дети предпочитают действовать только по плану, и поэтому новые творческие задания могут вызвать трудности.
  5. Для левшей пробелы в знаниях недопустимы. Эти школьники с трудностями в письме и нестандартным мышлением, очень досканальны. Чем подробнее и понятнее алгоритм, тем значительнее выше шанс, что левша с заданием справиться правильно.

Обучение письму детей пишущих левой рукой – особенности

Большинство родителей очень переживают, что не смогут научить своего ребенка левшу писать красиво, так как он не может держать ручку как обычные дети. Большой ошибкой считается учить своего леворукого ребенка держать ручку и сидеть так, как это выполняют правши.

Правильная посадка

Ничем не отличается посадка леворукого ребенка за письменным столом, от общепринятой. Но все равно, правильная поза тоже способна избежать многих проблем. Для этого спина обязательно должна быть оперта на спинку стула и выпрямлена. Очень важно тщательно проследить за тем, что бы ребенок ни в коем случае не наклонялся к столу, и уж тем более не касался его грудью. Ноги должны быть оперты о пол, в первое время под них рекомендуется подставлять подставку, если ножки еще не достигают уровня пола. Также очень желательно, чтобы обои ручки нашли опору, а локти максимум на пару сантиметров выступали за стол. Не маловажную роль еще играет и правильное расположение тетради. Ее следует положить перед ребенком, но с учетом данных особенностей правую сторону слегка занести влево. Таким образом левша не почувствует особых трудностей, передвигая ручкой по тексту. Еще одной важной вещью является научить своего ребенка изменять положение тетрадки по мере количества написанного. Фиксировать правильное положение тетрадки необходимо при помощи руки для начала снизу, а при переходе на вторую половинку листочка – сверху.

Рабочий стол для левши

Расположение на столе различных предметов у леворукого ребенка немного другое:

  1. Источник света обязательно должен стаять справа;
  2. Тетради обязательно должны лежать в зеркальном отображении – прямо или с наклоном вправо;
  3. В процессе заполнения страничек, тетрадь сдвигается вверх.

Не очень удобно для левшей, в школе, где все оборудование класса в основном ориентировано на праворуких учащихся, располагается главный источник освещения. Решить данную проблему очень легко, достаточно посадить леворукого школьника с левой стороны парты, у окна.

Как правильно держать ручку леворукому ребенку

Если вы стали замечать, что воспитываете леворукого ребенка, необходимо заранее позаботиться, еще до школы, о том как научить его писать правильно ручкой:

  • Следует от кончика ручки отступить на три-четыре сантиметра;
  • Держать ее следует двумя пальчиками, указательным и большим, и класть на подушечку среднего пальца. В отличие от письма праворукого, указательный пальчик леворукого ребенка обязательно должен быть выпрямлен, для того чтобы не закрывать строчку.

Правильная ориентация в тетради

Довольно часто в тетради левши путают стороны, поэтому необходимо им намечать ручки часиками или браслетиками. Самой распространенной ошибкой не только педагогов, но и родителей является, то, что они заставляют писать ребенка со стандартным наклоном буквы вправо, делать это строго запрещено, так как ребенку намного легче писать прямо.

Отличие в каллиграфии

  • Прямо, без наклона вправо не только допустимо, но предпочтительно для левши писать все буквы;
  • Для левши практически невозможно писать без отрыва, поэтому не актуальны требования к каллиграфической грамотности.

Основные ошибки леворуких детей при письме и способы их коррекции

Как правильно и без лишних нервов научить писать леворукого ребенка? Для левши характерна более заметная склонность к дисграфии. И поэтому все действия и методы педагогов и родителей обязательно должны быть направлены на предупреждения различных недочетов:

  1. Зеркальное написание;
  2. Неведение того, откуда правильно необходимо начинать писать;
  3. Склонность уходить со строк вниз и верх;
  4. Нарушение написания последовательности букв;
  5. Написание недостающих и лишних букв.

Исправление и профилактика различных каллиграфических недочетов включает в себя срисовывание схем и картинок. Также следует обращать свое внимание, на то что бы в процессе выполнения заданий леворукий ребенок в обратную сторону не разворачивал детали рисунка. Великолепный эффект могут дать занятия прикладным творчеством: рисование узоров, аппликацией, вышиванием.

Рекомендуемые темы работ – растительные, геометрические и животные орнаменты. Подобные виды творчества в основном характерны для народных промыслов – росписи игрушек и различной посуды, вышивки и создание эскизов. Ножницы для леворуких значительно облегчают занятия ручным трудом.

Довольно эффективные тетради – это прописи для детей левшей, последнее новинка методики в опросах, как правильно научить леворукого ребенка писать. Различные методички для родителей, развивающие тетрадки, беседы с педагогами могут помочь левше легче адаптироваться к школе и превратиться в успешного ученика.

Этапы в обучении письму школьников пишущих левой рукой

Леворуким детям намного сложнее осваивать письменные задания, чем их товарищам, которые пишут правой рукой. Еще данную проблему значительно осложняет полное отсутствие энтузиазма в силу психологических особенностей левши. Даже при самой маленькой критике или неудачи, ученик левша сразу готов бросить работу и с легкостью возненавидеть каллиграфию. Как правильно научить писать леворукого ребенка? Для того чтобы сформировать максимально стойкие навыки, необходимо тщательно соблюдать алгоритм работы с новыми материалами.

Знакомство с буквами

  1. Следует очень подробно рассказать из каких именно элементов, состоит новая буква;
  2. Подробно показать, как и в каком именно порядке ее следует писать;
  3. При демонстрации правильно написания рекомендуется использовать фломастер, потому что он позволяет оставлять более четкий след, и показать последовательность написание нагляднее.

Практическая пассивная часть

Узнав, как правильно следует писать новую букву, леворукий ребенок еще не готов работать ручкой. Следует предложить ему поруководить вашей рукой. Пускай он говорить, что необходимо делать, а вы будите выполнять.

Практическая активная часть

Далее позвольте своему левше писать самостоятельно. При этом очень зорко и внимательно наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без крайней необходимости. Комментирование процесса вслух обязательно должно сопровождать каждое действие леворукого ребенка, пока он сам достаточно не освоиться для того чтобы работать молча.

Закрепление учебного процесса

Учить правильно, писать леворукого ребенка следует следующим образом, необходимо тщательно анализировать написанное. Ребенок должен хорошо подумать и дать четкий ответ о том, где он допустил ошибку.

Для максимальной оптимизации обучения письму, очень полезна такая таблица, со схемами правильного написания букв, как прописной алфавит. Порядок и направление письма указаны специальными стрелочками и нумерацией действий.

Такие плакаты – довольно большая редкость. Поэтому лучше приобрести прописной простой алфавит и уже дополнить его самостоятельно.

Действительно, дети левши имеют некоторые отличия, но это не является чем-то негативным и отрицательным. Даже если ваш ребенок не войдет в число лучших учеников, не стоит сильно переживать, так как рано иди поздно его талант обязательно найдет свое проявление. Научить правильно, писать ребенка левшу совсем не сложно, просто следует проявить больше терпения и внимания, учитывать особенности своего чада, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, который может вызвать раздражение.

“Деревья и кустарники” НОД для детей среднего дошкольного возраста

Мелюханова Елена Геннадьевна

МАДОУ Голышмановский ЦРР –

детский сад № 4 «Ёлочка»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему «Деревья и кустарники » для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Формирование экологической культуры детей

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы.

Закреплять знаний о деревьях родного края.

Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья).

Развивающие:

Расширять словарный запас детей, развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.

Воспитывающие:

Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: на прогулке рассмотреть березу и выделить основные части строения (ствол, ветви, листья). Объяснить, что у дерева есть корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность). Рассматривание иллюстраций о лесе.

Методы и приёмы:

Введение в игровую ситуацию, использование художественной литературы, вопросы к детям, дидактическая игра.

Материал и оборудование: игрушка Зайчика, картинки деревьев

(берёза, ель, клён, дуб) и кустарников (шиповник); части-схемы дерева и куста(корень, стебель, листья, цветок, плод), муз. центр, аудио – запись с шумом леса.

НОД:

  1. Вводная часть.

Воспитатель. Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться:

(вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!(3 раза слегка похлопывают

пальчиками по щечкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос

Здравствуйте, дети! (машут рукой над головой)


2. Основная часть.

– Ребята, к нам сегодня пришёл Зайчик. Он приглашает нас в гости, а где он живёт? (Ответы детей: в лесу). Посмотрите, какой он грустный.

– Зайчик, что случилось? ( Воспитатель подносит игрушку к уху, делает вид, что Зайчик что-то шепчет).

Дети, оказывается, Зайчик от страха забыл, что такое дерево и что такое куст.

– Поможем зайке разобраться, какое растение называют – деревом, а какое – кустом?

Звучит шум леса.

Педагог загадывает загадки.

А зимой раздеты.(дерево)

Низок колюч, сладок и пахуч,
А ягоды сорвешь – все руки обдерешь.

Педагог выставляет отгадки на мольберт. Дети рассматривают картинки.

Беседа:

Дети, что вы видите?

– Как вы думаете, что такое дерево? (Растение, у которого есть корни, один ствол и листья.)
– Правильно! А что же такое кустарник? (Растение, у которого есть корни, много стеблей и листьев).

(Картинки убрать, оставить схемы)

Что на них изображено? (Дерево и куст.) Правильно. По этим схемам сразу можно догадаться, что деревья и кустарники чем–то похожи, а чем-то отличаются.
– Как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? (У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

– Скажите, пожалуйста, чем же отличается дерево от кустарника? (У дерева один ствол, а у кустарника много… стеблей.)

Воспитатель выставляет картинку дерева, (кустарника).

-Давайте по порядку расставим все части дерева. В земле у дерева… (корень), потом…(ствол), от ствола отходят… (ветви) толстые и тонкие, на ветках…. ( листочки). Листочки вы сами повесите на дерево.

Дети подходят к столу на столе у воспитателя разноцветные листочки, дети берут и прикрепляют к дереву, воспитатель спрашивает:

-Вадим, какого цвета у тебя листик? И т.д.

-Ребята, а почему на дереве такие разноцветные листья? (потому что осень)

Воспитатель выставляет картинку куст.

-А еще в лесу растут? (кустарники)

-У куста, как у всех растений в земле есть … (корень). Есть …(ствол). У дерева, сколько стволов (один), а у куста…? (много), на стволах… (ветви), на ветках… (листочки).( Дети берут листочки и прикрепляют к кусту)

Зайчик: – Ребята, а чем отличается дерево от куста? (предположения детей).

-Дерево высокое, а куст низкий.

Физкультминутка

Ветер тихо дерево качает.

Вправо влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумело дерево листвой.

Зайчик предлагает поиграть с ним в игру «Найди листок, какой скажу».

-Подул ветер, и листья полетели по воздуху и опустились на землю. Найдите листья жёлтого, красного цвета. И т.д.

Заключительная часть

-А теперь нам пора обратно в детский сад, закройте глаза (звучит музыка), откройте глаза, вот мы с вами опять в группе.

Дети, расскажите мне, пожалуйста, где вы были? Что вы там видели? Что вы делали в лесу?

А вы хотели бы пойти на прогулку в зимний лес? Мы с вами обязательно туда пойдем. Делу время – потехе час. Спасибо всем.

Источники:

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004650

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса»

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса».

  • учить изменять слова и образовывать новые относительные прилагательные.
  • формирование знаний, представлений о видовом разнообразии леса.
  • Закрепление названий деревьев.
  • Формирование правильного употребления падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
  • Закрепление обобщающего понятия «деревья».
  • Развитие мелкой моторики рук,
  • зрительно-моторной координации.
  • развитие наблюдательности, внимания, умения слушать выступающего,
  • развитие слухового, зрительного внимания,
  • обогащение словаря по теме лес, деревья,
  • развитие грамматического строя речи,
  • развитие умения образовывать множественное число от существительных единственного числа в форме именительного падежа,
  • умения образовывать прилагательные от существительных.
  • Воспитание гуманного отношения к природе родного края.
  • сундучок – посылка, письмо от героя, листья деревьев (нарисованные по контуру), шишки ели, мультимедийный экран, проектор, 3 корзинки, разрезные картинки по количеству детей.
  • выход с экскурсией в парк.

I – Организационный момент.

Организуется непосредственное вхождение детей в деятельность, создается мотивация: Раздается стук в дверь, заходит почтальон и доставляет посылку.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку от Старичка – Лесовичка. Давайте посмотрим, что там? Тут письмо, давайте почитаем.

II – Основная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как у вас дела? Все ли хорошо? Вы недавно были у меня в гостях в парке, вы мне так понравились! Вы были такие внимательные, когда вам рассказывали про деревья и лес, а я вот старенький уже и частенько многое забываю… Недавно наводил порядки в своих лесных владениях и перепутал все листочки, помогите мне, пожалуйста, определить какой листик к какому дереву относится.

Упражнение: «Назови листья»:

Логопед достает из посылки лист и формулирует образец: Будем говорить так: Это лист дуба. Дубовый лист растет на дубе.

(листья березы, липы, рябины, осины, клена, сосны)

Логопед: Ой, а это что такое? – достает шишку ели.

Ответы детей: Это шишка. Логопед дополняет: Это еловая шишка.

Логопед: А разве это листик? У ели какие листики?

Как называются деревья, у которых есть листочки? – Ответы детей: Деревья с листочками называются лиственными.

Логопед: а как называются деревья с иголочками? – Ответы детей: Деревья с иголочками называются — хвойные.

Молодцы ребята! С листиками мы разобрались, но Лесовичок умудрился перепутать не только листочки, но еще и намудрил с деревьями, давайте разбираться!

Упражнение: «Что лишнее?»:

Дети перемещаются к экрану, на который выводятся изображения деревьев.

Слайд 1 — Сосна, береза, ель, лиственница – что тут лишнее и почему?

– лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

Слайд 2 — Дуб, сосна, клен, ива — что тут лишнее и почему?

– лишняя сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

Слайд 3 – Ива, рябина, тополь, пальма — что тут лишнее и почему?

– лишняя пальма, потому что это дерево не растет в наших лесах.

Слайд 4 – осина, дубовый лист, липа, ель — что тут лишнее и почему?

Лишний дубовый лист, потому что это не дерево.

Упражнение: Физминутка:

Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят
Поднимаются, кружатся.
Н. Нищева

2) Дети водят хоровод со словами:

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,
Много шишек наберем, наберем, наберем.

Логопед: мы пришли на полянку, посмотрите, тут спрятались шишки, надо их все найти и сложить в корзинку.

Дети в рассыпную собирают шишки и складывают в корзинки.

Упражнение: «Сосчитаем шишки».

Молодцы, ребята! Садитесь за столы, давайте посчитаем, сколько шишек вы собрали.

Одна шишка, две шишки,…..десять шишек.

Логопед: а корзинок сколько?

Одна корзинка, две корзинки, три корзинки.

Упражнение: «Собери картинку».

На столах у каждого в конверте разрезная картинка, на которой изображены деревья или листья

Упражнение: «Назови, что у тебя на картинке».

Логопед: посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, что изображено, например, у меня нарисовано два клена.

Каждый называет свои картинки, согласуя существительные и числительные 2-5.

Упражнение: «Раздели слово на слоги».

Я с картинками играю,
по слогам их называю.
Я руками хлопаю
И ногами топаю.

Давайте разделим ваши слова на слоги. Например, у меня – клен (хлопок) – 1 слог .

Какое слово было самое длинное? Самое короткое?

III — Заключительная часть — подведение итогов.

Вы все справились с этим заданием! Чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Старичок – Лесовичок прощается с нами, говорит вам, ребята, большое спасибо и дарит вам подарки – раскраски деревьев осеннего леса.

Читайте также:  Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня
Ссылка на основную публикацию