Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР

Вера Фролова
Мнемотехника как средство познавательной активности детей с ЗПР

Мнемотехника как средства познавательной активности

детей с ЗПР.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Ушинский К. Д.

Слово «мнемотехника» – в переводе с греческого это «искусство запоминания». Оно происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

(6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов.

Актуальность использования мнемотехники.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотехникипозволяет решить такие задачи как:

развитие познавательной активности;

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие ассоциативного мышления, воображения;

развитие мелкой моторики рук;

развитие связной речи;

преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

Мнемотехникув детском саду называют по разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику – Сенсор-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками – квадратами; Большева Т. В. – коллажем; Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехникив образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

познавательное развитие;

Актуально применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР,так как:

– у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

– нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта;

– наблюдается низкий уровень развития восприятия;

– нарушено логическое мышление;

– наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

– наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;

– заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;

– характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, отгадывании загадок, заучивание стихов. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детейбыстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Суть мнемотаблицзаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.

Этапы работы над стихотворением:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок. Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗПР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.Наиболее важны из них:

•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•стимуляция умственной активности;

•развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Семён Буяльский 4 лет назад Просмотров:

1 Бойко Татьяна Валентиновна учитель логопед МДОУ детский сад комбинированного вида 228 г. Волгоград, Волгоградская область Лаврентьева Светлана Васильевна воспитатель логопедической группы МДОУ детский сад комбинированного вида 228 г. Волгоград, Волгоградская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: в статье раскрываются особенности и трудности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пересказа художественного произведения. Рассмотрены возможности использования мнемотехники в коррекционной работе с данной категорией детей, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов. При использовании наглядной схемы было отмечено заметное продвижение детей в овладении навыками пересказа. Данная статья предназначена для педагогов коррекционных групп ДОУ. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений. Пересказ художественного произведения детей с ЗПР имеет существенные отличия от пересказа детей с нормальным психическим развитием. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение [1, с.19]. У ребенка с ЗПР наблюдается: недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. Недостаточно полное понимание содержания и смысла текста, связано с ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность повествования, путают события, прибегают к перефразировкам и жестам, затрудняются в выражении главной мысли. Дети часто не сохраняют основной смысл сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали [3, с.568]. При пересказе дети с ЗПР, затрудняются строить фразы. Часто связное высказывание подменяется однословными ответами на вопрос или нераспространенными предложениями. У детей с ЗПР большое количество грамматических ошибок в оформлении сообщения. В целом, пересказ детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками Учитывая то, что пересказы детей с ЗПР несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей с задержкой мы начали использовать мнемотехнические приемы. Мнемотехника это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [2, с.17]. Использование мнемотехники для дошкольников с ЗПР в настоящее время становится все более актуальной. Почему? Потому что дидактическим материалом служат мнемотаблицы. Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информации. Эта информация представлена в картинках, т.е. в виде наглядного образа. Опора на визуальный образ при пересказе рассказа или сказки, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Работа по данной проблеме проводилось в два этапа. Перед началом работы была проведена диагностика навыков пересказа детей. У многих детей определены значительные трудности при пересказе произведения: отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания, отмечаются нарушения связности и последовательности в изложении событий. Результаты диагностики говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по обучению пересказу детей с ЗПР. С этой целью был разработан перспективный план работы по использованию мнемотехнических приемов для пересказа художественных произведений Для пересказа использовались произведения художественной литературы, рекомендованные программой коррекционно развивающего воспитания «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. При использовании мнемотехники мы придерживались определенных правил: знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами проводилась в следующей последователь- 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» ности: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. На начальных этапах обучения педагог подробно комментировал каждый рисунок; перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы. Детям предлагается рассмотреть зашифрованные рисунки, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить. После перекодирования осуществляется: 1. Работа над содержанием речи с опорой на образы (на этапе подготовки к пересказу). 2. Пересказ сказки или рассказа детьми с опорой на образы. Использование мнемотехнических приемов обучения детей с ЗПР пересказу литературно художественных произведений включало два этапа. 1. Использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу. Он использовался как самостоятельный этап без установки на пересказ и как часть второго этапа по непосредственному обучению детей пересказу. Мнемотехника на этапе подготовки к пересказу была направлена: 1.На развитие лексико грамматических категорий. 2. На понимание образности языка. 3.На построение развернутой фразы. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, с использованием мнемотехники. Так как овладение пересказом возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи, поэтому на каждом занятии подготовительного этапа проводились игровые речевые упражнения на развитие лексико грамматических категорий на основе мнемотехники. При подготовке к занятию проводилось тщательное изучение текста, определялся круг отрабатываемых на занятии языковых средств, в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка. Детям предлагались разные задания, с помощью условных заместителей, схем и рисунков. На первых этапах знакомства детей с этим приемом сначала использовали мнемодорожку. Она несла в себе обучающую информацию в небольшом количестве, как правило, еще незнакомую детям. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы. На первом этапе, когда не стоит задача овладения навыками пересказа, а стоит задача: овладения новой лексикой, грамматической, развернутой фразой мы используем: потешки. стихотворные тексты, рассказы, сказки. Например, при знакомстве с потешкой «Петушок, петушок» с помощью мнемодорожки расширяется словарь существительными, обозначающими части птицы. Так же дети упражнялись в образовании существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом. Крыло крылышко; перо перышко; клюв клювик; и т.д. Мнемодорожки к потешке «Петушок» Мнемотехнику использовали для обогащения словаря по разным лексическим темам. Например, по теме: «Овощи» (сказка «Репка). Дети называли овощи и образовывали множественное число существительного. Мнемоквадрат к сказке «Репка» 2 Развитие современного образования: теория, методика и практика

3 Дети учились подбирать однородные прилагательные к существительному. Например, при знакомстве со стихотворением «Осень» Е. Трутневой предлагалось с помощью дорожки рассказать о том, какой бывает осень: (теплая, холодная, ранняя, золотая, дождливая). Мнемодорожка к стихотворению Е. Трутневой «Осень» При чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» с помощью мнемодорожки обогащали словарь детей родственными словами: (снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снеговик, снежный, подснежник.) Мнемодорожка к стихотворению Сурикова И. «Зима» С помощью наглядной схемы дети учились воспринимать поэтические тексты, понимать, запоминать авторские сравнения, строить высказывания по прочитанному. А в дальнейшем использовать средства художественной выразительности в собственной речи. Опорные рисунки помогали детям понять сравнения, которые использует автор. Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах Это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем. Опираясь на рисунки и заместители, дети отвечали на следующие вопросы: Что это за платье золотое на плечах у березы? С чем автор сравнивает листья? А почему они золотые? А у березы есть плечи? Затем педагог делает обобщение: «Чтобы стихотворение было красивым, автор сравнивает веточки березы с плечами, а золотое платье с яркими желтыми листьями». Просит повторить фразы, с опорой на картинки. Мнемодорожка к стихотворению Е. Трутневой «Осень» С помощью наглядных схем дети учились грамматически правильно строить предложение. Например, после прочтения стихотворения «Весна» И. Токмаковой по мнемоквадратам составляли предложения о весне. Весной ярко светит солнце. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях появляются зеленые листочки. В лесу растут подснежники. Птицы возвращаются домой. Идут теплые дожди. Мнемоквадрат к стихотворению И. Токмаковой «Весна» 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников с ЗПР помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. 2. Следующий этап применения мнемотехники обучение пересказу. Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена: 1. На понимание содержания художественного произведения. 2. На последовательный пересказ художественного произведения. 3. На оценку детских пересказов Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей. Закодировать можно любой рассказ или сказку. В таблицах изображали персонажей сказки или рассказа, явлений природы, некоторые действия. Она составлялась так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменялись в зависимости от содержания рассказа. Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях. Первая задача при обучении пересказу: научить ребенка понимать содержание текста. Логопед выразительно читал рассказ. После чтения проводилась беседа, основное значение которой выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. Детям предлагалось отвечать на вопросы с помощью наглядной схемы. Отвечая на вопрос, ребенок может показать соответствующую ответу картинку. Во время беседы наглядная схема дает возможность: одним воспитанникам проверить и углубить свое понимание содержания произведения, другим понять свои ошибки; зрительный образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст; после обсуждения произведения дети пересказывали текст. Мнемотаблица облегчает детям эту задачу. Наглядная схема помогает детям легко пересказывать литературные произведения близко к тексту, соблюдая, логичность, последовательность. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Кроме того таблица дает возможность детям видеть всех действующих лиц, и поэтому они концентрируют свое внимание на правильном построении предложений. В процессе обучения пересказу с помощью мнемотаблиц использовались дополнительные методические приёмы. При затруднениях пересказа использовались вспомогательные вопросы. Вопросы помогали уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос использовался и для исправления грамматического строя речи. Правильно ты сказал? Как нужно было сказать? Если у ребенка возникают затруднения при построении фразы ответа, используется подсказ начала ее. Большое значение мы придавали анализу и обсуждению детских пересказов. При анализе отмечались такие качества составленного пересказа, как: полнота; последовательность передачи содержания; смысловое соответствие тексту; обращалось внимание детей на удачное использование средств образной выразительности. Дети принимают участие в анализе рассказа. Анализ рассказов помогает детям увидеть свои недостатки в пересказе текста и нацеливает на их исправление. Опорные рисунки помогают: найти им пропущенные моменты произведения, вносить дополнения, по указаниям педагога «находить» ошибки в употреблении слов и словосочетаний, в грамматическом оформлении высказываний. Пример анализа пересказа рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Перед началом пересказа, педагог просит детей внимательно слушать друг друга, потому что в конце занятия они все вместе будут выбирать самый лучший и интересный рассказ. После пересказов педагог обращается к детям с вопросами: Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему он вам понравился? Все ли было рассказано? Посмотрите на нашу табличку, о чем забыл рассказать? Так ли сказал дедушка про руки человека? (педагог напоминает фразу ребенка). А как надо было сказать? 4 Развитие современного образования: теория, методика и практика

Читайте также:  Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

5 Мнемотаблица к рассказу Е. Пермяка «Для чего руки нужны» Таким образом, мнемотаблица помогает ребенку понять содержание текста, правильно ответить на вопросы по тексту, пересказать заданный текс, оценить свой рассказ и рассказ товарища. Итак, в результате работы по использование мнемотехнических приемов было отмечено заметное продвижение детей в овладении навыками пересказа. Это проявлялось: в повышении их самостоятельности при составлении пересказа, в существенном улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний, данные приемы активизируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, формируют навыки контроля и самоконтроля за построением высказываний, мнемотехнические приемы помогают поддерживать интерес, любознательность на всём протяжении занятий, некоторые дети могли воспроизвести практически все основные моменты текста, поскольку они наглядно представлены в рисунках. Несмотря на то, что в нашей практике используются приемы мнемотехники, однако мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Список литературы 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, с. 2. Зиганов М., Козаренко В.М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, с. 3. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 5

Методические рекомендации на тему «Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР»

Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

К.Д. Ушинский

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.

С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей в ЗПР является наиболее эффективной.

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать …

зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание,

воображение связную речь,

мелкую моторику рук.

Более того приемы мнемотехники приводят к …

обогащению словарного запаса,

формированию связной речи.

(Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.

(В качестве иллюстрации представлены авторские примеры использования мнемоники для изучения лексической темы «Посуда»)

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала воспитатель подбирает стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

3. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Вот большой стеклянный чайник

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Мы посуду с братом мыли

Мы посуду с братом мыли,

На пол миску уронили,

И накрыла миска та

сверху нашего кота!

Мыть посуду – не пустяк

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Чисто вымыта посуда:

Миска, сахарница, блюдо.

Вилка, блюдце, чашка, ложка,

Нож, кастрюля, кружка, плошка.

Т. А. Куликовская

Для чего нужна посуда?

Посмотри-ка, вот посуда:

Чайник, нож, кастрюля, блюдо,

Чашка, блюдце, ложка, вилка,

Сковородка и бутылка.

Для чего, скажи, она

Нам с тобою так нужна?

Чтобы жарить и варить,

Чтобы кушать, чтобы пить!

Л. Смирнова, С. Овчинников

Сахарница

Мы за эту сахарницу

Жалко, что у сахарницы

Но зато из сахарницы

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот (ложка).

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её … (кастрюля).

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

По моей тарелке

Отправляю в рот (ложка).

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

– знак вопроса – название предмета или объекта;

– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

– величина – рисуют два предмета контрастной величины;

– цвет – дети рисуют цветовые пятна;

– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет).

Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.

3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице воспитателем.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

Мнемотаблицы для пересказа

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста воспитатель с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использованные источники:

Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.

Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

Тихомирова Л.Ф. ”Познавательные способности детей 5-7 лет”. М. 2005

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

– состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

– содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

Читайте также:  Работа со стихотворным текстом - конспект фронтального логопедического занятия с группой детей ОНР

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат – Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

– Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

– Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

– Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

– Разобрать непонятные слова и определения.

– Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

– Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. – с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

3 (30 %)

низкий

9 (75 %)

7 (70 %)

Рисунок 1

Анализ уровня сформированности речевого развития показал, что среди детей старшей группы не выявлен высокий уровень развития связной речи. 6 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 27,3 % от общего числа испытуемых. 16 воспитанников имеют низкий уровень развития связной речи, что составляет 72,7 % от общего числа испытуемых.

При выполнении заданий учитывался принцип индивидуально-дифференцированного подхода и методы стимулирования детей к достижению более высоких результатов.

По завершении коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное диагностическое обследование воспитанников старшей группы с речевыми нарушениями. Данные представлены в таблице 2, на рисунке 2.

Таблица 2

На конец коррекционно-развивающей работы (старшая группа)

Уровни

1 группа

2 группа

высокий

1 (8 %)

1 (10 %)

средний

6 (50 %)

3 (30 %)

низкий

5 (42 %)

6 (60 %)


Рисунок 2

Анализ результатов контрольно-диагностического обследования показал, что высокий уровень развития связной речи имеет 2 воспитанника, что составило 9% от общего числа воспитанников. 9 воспитанников имеют средний уровень развития связной речи, что составляет 41% от общего числа испытуемых. 11 воспитанников имеет низкий уровень развития связной речи, что составляет 50% от общего числа испытуемых.

Сравнительная характеристика уровня развития связной речи у детей с нарушениями речи на начало и конец обучения

Таблица 3

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

высокий

2 чел. (9 %)

средний

6 чел (27,3 %)

9 чел. (41 %)

низкий

16 чел. (72,7 %)

11 чел. (50 %)

Таким образом, анализ таблицы 3 позволяет сделать выводы об эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники, т.к. уровень развития связной речи повысился.

В результате у воспитанников:

Наметилась положительная динамика развития связной речи.

Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи логопеда, научились самостоятельно описательные и повествовательные рассказы по ним, повысилась познавательная активность детей.

Перспектива в работе

В качестве перспективы использования данного метода вижу необходимость дальнейшего пополнения картотеки рифмовками, направленными на коррекцию нарушений произношения различных групп звуков, поиск и создание новых мнемотаблиц для составления предложений и рассказов, а также создание новых мультимедийных презентаций.

Важным направлением в дальнейшей работе считаю самостоятельное создание детьми мнемосхем. Это позволит развивать у воспитанников творческое мышление.

II. Приложение

II.1. Перспективный план логопедической работы по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники с детьми с нарушениями речи

Перспективный план работы в старшей группе

Месяц

п/п

Тема

Программное содержание

Диагностика речевого развития

Заполнения индивидуальных карт развития

– Элементы символы (формы, величины, действия).

Продолжать учить элементы-символы.

– составлять простые предложения с помощью мнемодорожек совместно с педагогом.

Закреплять умение правильно называть фрукты, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнеквадратов.

– учить новые элементы-символы;

– составлять предложения с помощью мнемодорожки с педагогом и самостоятельно (квадрат «Осень»)

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Учить составлять короткий рассказ из личного опыта.

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках)

– составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемодорожки;

– пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных.

Развитие мелкой моторики у детей: ее значение и важность, эффективные упражнения, игры для каждого возраста

То, что нужно развивать мелкую моторику у детей знают практически все родители. Но не все понимают, зачем, насколько это важно и как это делать. Рассмотрим все важнейшие аспекты в развитии сенсомоторики.

Определение понятия

Моторика — двигательная активность. Мелкая моторика — взаимокоординация работы мышечной, нервной и костной систем. В тандеме со зрительной системой — точечные движения кистью, пальцами. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельности, овладением предметными действиями.

Важность навыка!

Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений. Развитие речи, ловкости, интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Она тесно и неразрывно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие ), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.

Речь и пальчики взаимосвязаны!

Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.

Лепка — отличное упражнение для развития у ребенка навыков мелкой моторики.

От родителей требуется не только окружить ребенка вниманием, заботой, обеспечить всем необходимым для счастливого детства, но и принимать активное участие во всех процессах его развития.

Первым и главным шагом является формирование высокого уровня мелкой моторики. Она развивается уже с рождения, первоначально кроха учится управлять своими ручками, выполняет простые жесты, например, захват погремушки всей ладонью. Затем он учится управлять пальчиками, берет игрушку указательным и большим пальцами. Сначала движения неловкие и негармоничные. Стимулирование этого навыка — процесс постепенный и индивидуальный, у каждого он протекает по-разному. Но, если он не активен, то затормозится развитие речи, координации, ловкости, памяти, внимания, интеллекта.

С какого возраста следует заняться развитием мелкой моторики?

Специалисты настоятельно рекомендуют развивать эту способность уже с 3-4 месяцев, когда малыш способен держать в ручках предметы разных форм, фактур. Активной тренировке пальцы поддаются уже на 8 месяце, в этот период нужно приступать к более основательным занятиям.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

Для деток постарше

  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.

Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Пальчиковые игры — эффективный способ для развития мелкой моторики

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.

Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Читайте также:  Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.

Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста — вырезание, рисование, конструирование, пазлы

На развитие мелкой моторики невероятно благотворно влияет вырезание ножницами различных фигур. Сначала нужно начинать с простых задач — предлагать вырезать фигуры с прямыми линиями. Затем усложнять задания — вырезаем силуэты, снежинки, сложные фигуры. На занятиях рисованием следует задействовать как можно больше разных техник — рисование по точкам, штриховка, дорисовывание части рисунка, обводка по контуру, рисование определенного элемента не отрывая руки.

Пазлы и конструкторы — эффективнейший способ развития мелкой моторики, воображения, логики, памяти, выработка такого качества, как усидчивость и аккуратность. Для малышей отлично подходят мягкие объемные пазлы, для детей по-старше наборы с составлением определенных картин, композиций. Современная игрушечная индустрия предлагает множество вариантов для упрощения родителям задачи в процессе формирования важнейших способностей ребенка.

Детские руки — инструмент тонкий, настраивается он долго, тут важно систематически заниматься практически с рождения и до младшего школьного возраста. Сегодня отмечается достаточно печальная тенденция — у 65% городских детей отмечается общее моторное отставание. Большинство деток в возрасте 5 лет не могут самостоятельно даже завязывать шнурки. В следствии плохо развитого данного навыка, около 35% детей дошкольного возраста не готовы к школе, что уже в 1 классе для них оборачивается сильнейшей форсированной нагрузкой.

Чтобы исключить подобные проблемы, от родителей требуется участие и терпение.

Ведь наблюдать как развивается и растет ребенок, принимать в этом участие — это такое счастье!

Развиваем мелкую моторику у детей – повышаем интеллект

Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку – погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно – два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны “Мальчик – пальчик”, “Сорока – белобока”, “Этот пальчик – дедушка. “.

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.

Как развить мелкую моторику в раннем возрасте?

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

«Волшебный мешочек»

Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.

«Волшебная картинка»

Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.

«Подарок кукле»

В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».

Кухня – место для моторики!

В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:

  • манипулирование крупами, фасолью (пересыпание из одной пластиковой баночки в другую, счет фасолин, рисование на крупе);
  • лепка из теста;
  • переливание воды из одного сосуда в другой (игра в «кораблики»);
  • мытье пластмассовой посуды;
  • манипулирование с салфетками, бумажными полотенцами (смять, как снежок; разорвать, как снежинки);
  • раскладывание чайных ложек;
  • закрывание и открывание пластиковых контейнеров.

Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!

Развитие моторики у дошколят

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу – от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:

Пальчиковая гимнастика

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

«Колечко»

  • Ребенок соединяет по очереди каждый пальчик с большим пальцем, образуя «колечко» и приговаривая: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»
  • Можно изменять темп, начиная медленно, затем убыстряя движения пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать!»
  • После освоения упражнения в разном темпе, можно предложить выполнять движения двумя руками.
«Игра на рояле»

Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.

«Рисуем восьмерки»

Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.

«Барабанщик»

Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.

Штриховка и раскрашивание

Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.

Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети – штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.

Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.

Конструкторы, пазлы, мозаика

Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.

Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.

Занятия с бумагой

Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.

Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.

Развиваем мелкую моторику при помощи театра

Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.

К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:

  • правильно держать карандаш, кисточку, ножницы;
  • завязывать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнию на одежде;
  • пользоваться всеми столовыми приборами;
  • самостоятельно массажировать пальцы;
  • проводить разные линии, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать изображения, не выходя за контур;
  • манипулировать с мелкими предметами и деталями.
Ссылка на основную публикацию