Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Слово педагога

Автор: Хайдаршина Нелли Тальгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №11”
Населённый пункт: г. Дегтярск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Дата публикации: 11.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Методические рекомендации по использованию метода

мнемотехники в обучении рассказыванию детей
Актуальность проблемы. Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка. Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей с ОНР. Трудности объясняются особенностями развития. Дошкольники отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на слуховое, зрительное восприятие. Успешность обучения воспитанников в школе зависит от уровня овладения связной речью в детском саду. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного
развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к образовательному процессу в детском саду. Каждый воспитатель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Старший дошкольныйвозраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний. Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим ихк обучению в первом классе. Обоснование использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Я успешно использую этот метод при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Так как я работаю с детьми
старшего дошкольного возраста,
я использую готовыемнемотаблицы. Мнемотаблицы учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при заполнении схемы-модели дети более активно включены в работу. Они предлагают сами, каким значком-символом или картинкой они заменят ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка. У дошкольниковпоявляется интерес к данному виду деятельности. Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает удержать в памяти программу внутренней речи. Использование мнемосхем,
таблиц помогает установить последовательность излагаемого материала, проследить логические связи между предложениями в тексте. Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию мелкой моторики детей. При использовании мнемотехники, также как и при других методах работы с текстом активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи. С помощью мнемотехники можно пересказывать, составлять рассказы-описания, творческие рассказы. Цели метода: научить детей пересказывать, составлять рассказы Задачи метода: Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы. – Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности. -Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст. Расширить круг знаний об окружающем мире. – Активизировать словарный запас. – Совершенствовать грамматический строй речи. – Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни. – Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.
Перед

работу:
– предложить детям найти познавательный материал на интересующую тему статьи, книги, картинки (привлекаются к работе родители); – уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях об обсуждаемом предмете или явлении; подготовка оборудования и раздаточного материала;


выбор приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов. На занятиях идёт работа по увеличению словарного запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте данного рассказа. Эти слова записываются рядом с мнемотаблицей или схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для начальной работы, используем цветные эйдетические таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняем или заменяем другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде, в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Стихотворения.
Эйдетические таблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут эйдотаблицы
Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью эйдотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу

начинать строить в три этапа.

1 этап
: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3

этап:
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Используя таблицы, например при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую эйдетические таблицы.
Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
В работе с эйдетическими
таблицами, необходимо не злоупотреблять во время занятий их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время занятия и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 таблицы.
Повторное

рассматривание
эйдетической таблицы использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к таблицам. После развивающей деятельности с использованием эйдетических таблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования эйдетических таблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы. В данной работе мы затронули только определённую деятельность детей по развитию речи.
Эйдетику можно использовать
практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований: 1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета 2. Раскрыть сущность в объекте. 3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Ольга Бербасова
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

1. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

2. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

3. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Проблема: не сформированность связной речи у детей. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР.

4. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

5. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

6. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

-знакомство детей с методом мнемотехники;

– развитие связной через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов;

– развитие памяти, через рассказывания стихов.

7. Мнемотехника, как и любая работа, строится от простово к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов (рисунок, последовательно переходим к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок).

8. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

9. Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

10. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

11. Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, использую для:

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихов.

12. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

13. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.

14. Творческие рассказы. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

Читайте также:  Структура логопедического занятия

– лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

15. Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

16. При ознакомлении с художественной литературой я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в последующем – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым.

17. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

– рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

– перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

– пересказ по заданной теме.

19. Этапы работы со схемой моделью:

– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами;

– учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать;

– самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему- модель. Использовать схему – модель как план рассказа.

– закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

20. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

– у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

– расширился круг знаний об окружающей жизни;

– активизировался словарный запас;

– дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. Считаю, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Прикреплённые файлы:

111_sejn8.ppt | 1268,5 Кб

Консультация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков (мнемотехника)» Составила: Сокольская Т. В. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Семён Буяльский 3 лет назад Просмотров:

1 Бойко Татьяна Валентиновна учитель логопед МДОУ детский сад комбинированного вида 228 г. Волгоград, Волгоградская область Лаврентьева Светлана Васильевна воспитатель логопедической группы МДОУ детский сад комбинированного вида 228 г. Волгоград, Волгоградская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: в статье раскрываются особенности и трудности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пересказа художественного произведения. Рассмотрены возможности использования мнемотехники в коррекционной работе с данной категорией детей, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов. При использовании наглядной схемы было отмечено заметное продвижение детей в овладении навыками пересказа. Данная статья предназначена для педагогов коррекционных групп ДОУ. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений. Пересказ художественного произведения детей с ЗПР имеет существенные отличия от пересказа детей с нормальным психическим развитием. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение [1, с.19]. У ребенка с ЗПР наблюдается: недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. Недостаточно полное понимание содержания и смысла текста, связано с ограниченностью и фрагментарностью их представлений об окружающем мире. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность повествования, путают события, прибегают к перефразировкам и жестам, затрудняются в выражении главной мысли. Дети часто не сохраняют основной смысл сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали [3, с.568]. При пересказе дети с ЗПР, затрудняются строить фразы. Часто связное высказывание подменяется однословными ответами на вопрос или нераспространенными предложениями. У детей с ЗПР большое количество грамматических ошибок в оформлении сообщения. В целом, пересказ детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками Учитывая то, что пересказы детей с ЗПР несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей с задержкой мы начали использовать мнемотехнические приемы. Мнемотехника это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций [2, с.17]. Использование мнемотехники для дошкольников с ЗПР в настоящее время становится все более актуальной. Почему? Потому что дидактическим материалом служат мнемотаблицы. Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информации. Эта информация представлена в картинках, т.е. в виде наглядного образа. Опора на визуальный образ при пересказе рассказа или сказки, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Работа по данной проблеме проводилось в два этапа. Перед началом работы была проведена диагностика навыков пересказа детей. У многих детей определены значительные трудности при пересказе произведения: отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания, отмечаются нарушения связности и последовательности в изложении событий. Результаты диагностики говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по обучению пересказу детей с ЗПР. С этой целью был разработан перспективный план работы по использованию мнемотехнических приемов для пересказа художественных произведений Для пересказа использовались произведения художественной литературы, рекомендованные программой коррекционно развивающего воспитания «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. При использовании мнемотехники мы придерживались определенных правил: знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами проводилась в следующей последователь- 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» ности: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. На начальных этапах обучения педагог подробно комментировал каждый рисунок; перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы. Детям предлагается рассмотреть зашифрованные рисунки, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить. После перекодирования осуществляется: 1. Работа над содержанием речи с опорой на образы (на этапе подготовки к пересказу). 2. Пересказ сказки или рассказа детьми с опорой на образы. Использование мнемотехнических приемов обучения детей с ЗПР пересказу литературно художественных произведений включало два этапа. 1. Использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу. Он использовался как самостоятельный этап без установки на пересказ и как часть второго этапа по непосредственному обучению детей пересказу. Мнемотехника на этапе подготовки к пересказу была направлена: 1.На развитие лексико грамматических категорий. 2. На понимание образности языка. 3.На построение развернутой фразы. Целью этой работы является достижение уровня языкового развития детей, с использованием мнемотехники. Так как овладение пересказом возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи, поэтому на каждом занятии подготовительного этапа проводились игровые речевые упражнения на развитие лексико грамматических категорий на основе мнемотехники. При подготовке к занятию проводилось тщательное изучение текста, определялся круг отрабатываемых на занятии языковых средств, в соответствии с периодом обучения и планом последовательного усвоения детьми грамматических закономерностей родного языка. Детям предлагались разные задания, с помощью условных заместителей, схем и рисунков. На первых этапах знакомства детей с этим приемом сначала использовали мнемодорожку. Она несла в себе обучающую информацию в небольшом количестве, как правило, еще незнакомую детям. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы. На первом этапе, когда не стоит задача овладения навыками пересказа, а стоит задача: овладения новой лексикой, грамматической, развернутой фразой мы используем: потешки. стихотворные тексты, рассказы, сказки. Например, при знакомстве с потешкой «Петушок, петушок» с помощью мнемодорожки расширяется словарь существительными, обозначающими части птицы. Так же дети упражнялись в образовании существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом. Крыло крылышко; перо перышко; клюв клювик; и т.д. Мнемодорожки к потешке «Петушок» Мнемотехнику использовали для обогащения словаря по разным лексическим темам. Например, по теме: «Овощи» (сказка «Репка). Дети называли овощи и образовывали множественное число существительного. Мнемоквадрат к сказке «Репка» 2 Развитие современного образования: теория, методика и практика

3 Дети учились подбирать однородные прилагательные к существительному. Например, при знакомстве со стихотворением «Осень» Е. Трутневой предлагалось с помощью дорожки рассказать о том, какой бывает осень: (теплая, холодная, ранняя, золотая, дождливая). Мнемодорожка к стихотворению Е. Трутневой «Осень» При чтении стихотворения И. Сурикова «Зима» с помощью мнемодорожки обогащали словарь детей родственными словами: (снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снеговик, снежный, подснежник.) Мнемодорожка к стихотворению Сурикова И. «Зима» С помощью наглядной схемы дети учились воспринимать поэтические тексты, понимать, запоминать авторские сравнения, строить высказывания по прочитанному. А в дальнейшем использовать средства художественной выразительности в собственной речи. Опорные рисунки помогали детям понять сравнения, которые использует автор. Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах Это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем. Опираясь на рисунки и заместители, дети отвечали на следующие вопросы: Что это за платье золотое на плечах у березы? С чем автор сравнивает листья? А почему они золотые? А у березы есть плечи? Затем педагог делает обобщение: «Чтобы стихотворение было красивым, автор сравнивает веточки березы с плечами, а золотое платье с яркими желтыми листьями». Просит повторить фразы, с опорой на картинки. Мнемодорожка к стихотворению Е. Трутневой «Осень» С помощью наглядных схем дети учились грамматически правильно строить предложение. Например, после прочтения стихотворения «Весна» И. Токмаковой по мнемоквадратам составляли предложения о весне. Весной ярко светит солнце. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях появляются зеленые листочки. В лесу растут подснежники. Птицы возвращаются домой. Идут теплые дожди. Мнемоквадрат к стихотворению И. Токмаковой «Весна» 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников с ЗПР помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. 2. Следующий этап применения мнемотехники обучение пересказу. Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена: 1. На понимание содержания художественного произведения. 2. На последовательный пересказ художественного произведения. 3. На оценку детских пересказов Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей. Закодировать можно любой рассказ или сказку. В таблицах изображали персонажей сказки или рассказа, явлений природы, некоторые действия. Она составлялась так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменялись в зависимости от содержания рассказа. Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях. Первая задача при обучении пересказу: научить ребенка понимать содержание текста. Логопед выразительно читал рассказ. После чтения проводилась беседа, основное значение которой выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога. Детям предлагалось отвечать на вопросы с помощью наглядной схемы. Отвечая на вопрос, ребенок может показать соответствующую ответу картинку. Во время беседы наглядная схема дает возможность: одним воспитанникам проверить и углубить свое понимание содержания произведения, другим понять свои ошибки; зрительный образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст; после обсуждения произведения дети пересказывали текст. Мнемотаблица облегчает детям эту задачу. Наглядная схема помогает детям легко пересказывать литературные произведения близко к тексту, соблюдая, логичность, последовательность. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Кроме того таблица дает возможность детям видеть всех действующих лиц, и поэтому они концентрируют свое внимание на правильном построении предложений. В процессе обучения пересказу с помощью мнемотаблиц использовались дополнительные методические приёмы. При затруднениях пересказа использовались вспомогательные вопросы. Вопросы помогали уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос использовался и для исправления грамматического строя речи. Правильно ты сказал? Как нужно было сказать? Если у ребенка возникают затруднения при построении фразы ответа, используется подсказ начала ее. Большое значение мы придавали анализу и обсуждению детских пересказов. При анализе отмечались такие качества составленного пересказа, как: полнота; последовательность передачи содержания; смысловое соответствие тексту; обращалось внимание детей на удачное использование средств образной выразительности. Дети принимают участие в анализе рассказа. Анализ рассказов помогает детям увидеть свои недостатки в пересказе текста и нацеливает на их исправление. Опорные рисунки помогают: найти им пропущенные моменты произведения, вносить дополнения, по указаниям педагога «находить» ошибки в употреблении слов и словосочетаний, в грамматическом оформлении высказываний. Пример анализа пересказа рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Перед началом пересказа, педагог просит детей внимательно слушать друг друга, потому что в конце занятия они все вместе будут выбирать самый лучший и интересный рассказ. После пересказов педагог обращается к детям с вопросами: Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему он вам понравился? Все ли было рассказано? Посмотрите на нашу табличку, о чем забыл рассказать? Так ли сказал дедушка про руки человека? (педагог напоминает фразу ребенка). А как надо было сказать? 4 Развитие современного образования: теория, методика и практика

Читайте также:  Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

5 Мнемотаблица к рассказу Е. Пермяка «Для чего руки нужны» Таким образом, мнемотаблица помогает ребенку понять содержание текста, правильно ответить на вопросы по тексту, пересказать заданный текс, оценить свой рассказ и рассказ товарища. Итак, в результате работы по использование мнемотехнических приемов было отмечено заметное продвижение детей в овладении навыками пересказа. Это проявлялось: в повышении их самостоятельности при составлении пересказа, в существенном улучшении показателей связности, последовательности, информативности повествования, положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении высказываний, данные приемы активизируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление, формируют навыки контроля и самоконтроля за построением высказываний, мнемотехнические приемы помогают поддерживать интерес, любознательность на всём протяжении занятий, некоторые дети могли воспроизвести практически все основные моменты текста, поскольку они наглядно представлены в рисунках. Несмотря на то, что в нашей практике используются приемы мнемотехники, однако мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Список литературы 1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, с. 2. Зиганов М., Козаренко В.М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, с. 3. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 5

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с помощью средств мнемотехники

Развитие связной речи у детей с задержкой

психического развития с помощью средств мнемотехники.

Уровень развития детей, поступающих в школу, определяется

как готовность к школьному обучению. В это понятие входит и определённый уровень речевого развития.

Под речевой готовностью к школьному обучению понимают: появление и развитие новых форм речи (наряду с совершенствованием ситуативной формируется монологическая контактная речь), необходимый словарный запас и определённый уровень сформированности грамматического строя речи, возможности элементарных практических обобщений в области различных явлений языка, развитие таких функций речевой деятельности как общение и саморегуляция.

У нормально развивающихся детей все компоненты речи в основном сформированы, и ребята успешно овладевают программой начальной школы. Характер трудностей, которые испытывают дети с задержкой психического развития, свидетельствует о недостаточной сформированности у них речевой деятельности. Одной из причин неуспеваемости, как правило, является неумение детей связно и последовательно излагать свои мысли, пересказывать тексты, сообщения. Дети путаются во временных понятиях, с трудом улавливают причинно-следственные связи в явлениях или литературных сюжетах. Речь маловыразительная, с большим количеством аграмматизмов, бедным словарным запасом. Очень часто, недостаточно сформированная связная речь приводит к появлению у детей с ЗПР комплекса страха и неуверенности в себе, дети боятся отвечать у доски, стесняются читать стихи, участвовать в диалоге и беседе. Учитывая особенности обучения детей с задержкой психического развития, с целью более эффективной коррекции их связной речи, стала широко использовать в своей работе методы и приёмы мнемотехники, начиная с раннего дошкольного возраста. Многолетний труд с данной категорией детей подтвердил правильность выбора этого направления.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и речи, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.). Использование обобщений позволяют ребёнку развивать свои речевые навыки. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развивать у детей с задержкой психического развития речевые функции, то очень эффективным средством в решении этой проблемы будет являться использование средств мнемотехники, в частности использование наглядных моделей, схем, таблиц, алгоритмов и пиктограмм. Именно они помогают ребёнку в усвоении речевого опыта, формировании поэтапно навыков связной речи, так как овладение ребёнком именно этой формой речи является результатом, итогом больщой комплексной коррекционно-развивающей работы.

Графическая аналогия – это умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, его действия, его признаки, последовательность событий. Дети благодаря средствам мнемотехники, легко, без особых усилий учатся разным формам речевого общения и речевого высказывания. Обучение навыкам связной речи благодаря зрительной опоре в виде мнемотаблиц, мнемодорожек, облегчает ребёнку процесс усвоения и запоминания в определённой последовательности тех или иных событий, сказки, рассказов и др.. Дети чувствуют себя более спокойно, уверенно, снижается комплекс неуверенности, чувство боязни, страха. Ребёнок, порой даже неконтактный, необщительный, видя перед собой такую подсказку постепенно начинает включаться в работу, раз за разом ответы его становятся более уверенные, правильно грамматически оформленные. Однословные ответы заменяются на полную, распространённую фразу.

Навыки формирования связного и последовательного изложения лучше всего формировались на материале, близком и хорошо известном ребёнку, поэтому я всегда опираюсь на «зону ближайшего развития» ребёнка. В своей работе широко использую русское народное творчество, это потешки, песенки, русские народные сказки « Курочка – ряба», «Репка», «Колобок», « Теремок», « Лиса и заяц», «Три медведя». Содержащиеся в этих сказках повторы, образные меткие выражения, красочные сравнения являются бесценным средством в развитии устной речи детей. Вот где дети с ЗПР с различной речевой патологией могут выразить все свои эмоции и чувства. Используя мнемотаблицы к каждой сказке, я строю обучение детей рассказыванию и пересказу увлекательным, активным, осознанным. Особое место в коррекции у детей с ЗПР связной речи занимает использование в качестве дидактического наглядного материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация в определённой последовательности. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек значительно сокращает время обучения и одновременно, вместе с формированием у детей с ЗПР навыков связной речи способствует:

– развитию основных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления;

– перекодированию информации, т. е. преобразованию абстрактных символов в образы;

– развитию мелкой моторики рук при частичном и ли полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки « Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых решаются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом рассказывание сказки «Теремок» детьми с ЗПР происходит самостоятельно, с использованием образных выражений типа: « теремок – он не низок, не высок: мышка – норушка и т. д.».

Этап 4. Для лучшего запоминания последовательности сказки, детям даётся задание графически зарисовать эту сказку, т. е. интерес к пересказыванию сказки не пропадает.

Изображая графически сказку «Теремок», дети в процессе рисования вновь озвучивают сказку, давая словесное описание того, что рисовали.

Можно использовать такой приём для более прочного запоминания и пересказа: это когда дети по цепочке делают графическое изображение сказки, а затем на занятии также по цепочке пересказывают её. Такой приём очень эффективен в процессе обучения детей разным видам рассказывания, заучивания стихов.

В мнемотаблице схематически возможно изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий. Но изображение должно быть таким, чтобы нарисованные схемы, символы и модели были понятны детям. Например:

Большой эффект в моей работе по обучению детей с ЗПР связной речи, даёт использование мнемодорожек. Иногда детям трудно сразу

уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожку. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной зарисовки. Ценность мнемодорожки заключается ещё в том, что они являются прекрасным средством для наращивания фразы. Так, например: если в начале фраза состояла из 2-3х слов, то в последующем – из 6-7 и более слов.

Так каждая серия картинок, картин, пособий по формированию лексико-грамматических категорий, обогащению и активизации словарного запаса, использовались мною в коррекционной работе над всеми компонентами речи. Эти занятия являются конечным, итоговым результатом этой многогранной работы. Таким образом, комплексность и многофункциональность наглядных пособий, формирование всех языковых компонентов в процессе развития связной речи, опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребёнком, помогают мне развивать выразительность и эмоциональность его речевого общения, формируют коммуникабельность, снимают целый комплекс страха, неуверенности в своих силах, помогают ребёнку жить легко и радостно, ощущая себя полноценной личностью.

Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

Кондратьева Людмила Васильевна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Елочка», г.Тамбов

Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей с ЗПР эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей данной категории служат приёмы мнемотехники.

Известны факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. , и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники:

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большева – коллажем, Л. Н Ефименкова – схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

– развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

– освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

– развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

– развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Читайте также:  Конспект НОД: День защитника Отечества

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

– для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

– применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Рассказ «Кошка и еж»

Пришли дети из леса. Принесли домой ежа, побежал еж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Еж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иголки.

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  3. Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20.
  4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003. 32 с.

Методические рекомендации на тему «Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР»

Мнемотехника как средство развития речевой активности у детей с ЗПР

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в 60-е гг. XX столетия и понятие психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.

С целью коррекции имеющихся недостатков необходимо прикладывать максимум усилий для развития познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления, навыков анализа и синтеза), так как развитие данных процессов у детей с ЗПР, будут способствовать дальнейшему успешному обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления. Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного приёма при обучении детей в ЗПР является наиболее эффективной.

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с ЗПР, познавательная активность которых снижена и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать …

зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание,

воображение связную речь,

мелкую моторику рук.

Более того приемы мнемотехники приводят к …

обогащению словарного запаса,

формированию связной речи.

(Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанное нарушение речи).

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или даже целый рассказ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Кроме того, мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса по какой-то лексической теме, при разучивании стихотворений, скороговорок, отгадывании загадок, при составлении рассказов и для обучения пересказу.

(В качестве иллюстрации представлены авторские примеры использования мнемоники для изучения лексической темы «Посуда»)

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала воспитатель подбирает стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

3. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогает ребенку уяснить основную мысль.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Вот большой стеклянный чайник

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Мы посуду с братом мыли

Мы посуду с братом мыли,

На пол миску уронили,

И накрыла миска та

сверху нашего кота!

Мыть посуду – не пустяк

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Чисто вымыта посуда:

Миска, сахарница, блюдо.

Вилка, блюдце, чашка, ложка,

Нож, кастрюля, кружка, плошка.

Т. А. Куликовская

Для чего нужна посуда?

Посмотри-ка, вот посуда:

Чайник, нож, кастрюля, блюдо,

Чашка, блюдце, ложка, вилка,

Сковородка и бутылка.

Для чего, скажи, она

Нам с тобою так нужна?

Чтобы жарить и варить,

Чтобы кушать, чтобы пить!

Л. Смирнова, С. Овчинников

Сахарница

Мы за эту сахарницу

Жалко, что у сахарницы

Но зато из сахарницы

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот (ложка).

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её … (кастрюля).

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

По моей тарелке

Отправляю в рот (ложка).

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

– знак вопроса – название предмета или объекта;

– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

– величина – рисуют два предмета контрастной величины;

– цвет – дети рисуют цветовые пятна;

– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет).

Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.

3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице воспитателем.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

Мнемотаблицы для пересказа

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:

1. Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста воспитатель с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

В результате использования таких приемов мнемотехники у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Омельченко Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников. М.: Учитель, 2015.

Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

Тихомирова Л.Ф. ”Познавательные способности детей 5-7 лет”. М. 2005

Ссылка на основную публикацию