Методические рекомендации к проведению логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с ОНР

Тема 6: Организация логопедической работы в группе детей с ОНР

Эффективность логопедической работы в группе для детей с ОНР обеспечивается правильным распределением коррекционных и воспи­тательных мероприятий, проводимых логопедом, воспитателями, другими специалистами (психолог, музыкальный руководитель, специалист по ЛФК), а также активным участием родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Логопед проводит фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, консультации для родителей и педагогов, выступает на родительских собраниях, педагогических советах, планирует целостную комплексную работу логопедической группы, организует коррекционную деятельность воспитателей на каждую неделю, разрабатывает домашние задания родителям.

Воспитатель проводит занятия в соответствии с общеобразовательной программой, принятой в данной учреждении (к примеру, программа Васильевой), занятия с подгруппами детей по заданию логопеда, логопедические пятиминутки, насыщает все режимные моменты коррекционно-развивающими задачами, проводит родительские собрания.

1) Типология фронтальных занятий логопеда

Логопедические (фронтальные) занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи = фонетические

Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному высказыванию.

На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

Старшая группа – на занятиях по произношению проводится работа по подготовке к обучению грамоте (наи­более эффективной формой является проведение фронтально­го логопедических занятий с подгруппами по 6—7 человек).

1 период – по произношению – 0

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

3 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

Подготовительная группа

1 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 3

– по обучению грамоте – 0

2 период – по произношению – 2

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 1

3 период – по произношению – 1

– по формированию ЛГСР и развитию связной речи – 2

– по обучению грамоте – 2

2) Составление конспекта по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

1. четко определить тему и цель занятий;

2. выделить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь, который дети должны усвоить в активной речи;

3. отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

4. обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

3) Документация логопеда

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психо-невролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

– речевую карту на каждого ребенка;

– перспективный и календарный план работы;

– индивидуальные тетради на каждого ребенка;

– тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

– годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

С целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса, его организованности логопеду необходимо планировать свою деятельность. Различают два вида планирования: перспективное и календарное.

Перспективное планирование предполагает составление плана логокоррекционной работы на учебный год.

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий.

В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и подгрупповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия.

Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

· фамилия и имя ребенка;

· тема индивидуального занятия;

· содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

5) Методические пособия (в том числе и программы)

В настоящее время существует ряд методических рекомендаций по организации логопедической работы в группах для детей с ОНР:

· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

· Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб., 2001.

– Н.В. Серебрякова Перспективное планирование работы логопеда в старшей (подготовительной) группе ДОУ (ФФНР, ОНР) / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

· Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М., 1999.

· Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

· Миронова С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

6) Оборудование логопедического кабинета

Оборудование логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков)

2. Индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка.

3. Детские столы (не менее четырех) и стулья (6-10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам.

4. Рабочий стол для логопеда.

5. Шкафы для пособий и литературы.

6. Навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая – приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок).

8. Магнитофон для записи речи детей.

9. Дидактические пособия:

· пособия для обследования: слуха, интеллекта;

· пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматическогостроя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций);

· пособия для обучения грамоте.

7) Взаимосвязь с другими специалистами

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели – должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

· совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

· обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;

· совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

· разработка общих рекомендаций для родителей.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 7328 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Формирование невербальных средств общения у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

В отечественной психологии и дефектологии, начиная с работ Л.С. Выготского традиционно, большое внимание уделяется проблемам развития речи детей. В последние годы это внимание чаще всего акцентируется на коммуникативной функции речи. В основном, однако, в коммуникативном, преимущественно вербальном, плане исследуется речь взрослых людей, а процесс формирования невербальных аспектов речи, как у детей, так и у взрослых людей изучен недостаточно. Это особенно касается жестов, мимики и фонетических (интонационных) компонентов детской речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе
1.1. Проблема общения в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………8
1.2. Невербальные средства общения в структуре речевой деятельности и их особенности при общем недоразвитии речи третьего уровня …………12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………..18
1.4. Обоснование методов изучения и формирования невербальных средств общения у детей с нарушениями речи………………………………24
Выводы по первой главе…………………………………………………28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента по изучению состояния невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня……………29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………33
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………………………41
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы…………………52
Выводы по второй главе………………………………………………….57
Заключение………………………………………………………………..59
Список использованной литературы…………………………………….61

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом.doc

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирование невербальных средств общения в коррекционно- логопедической работе

1.1. Проблема общения в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………… ………………………8

1.2. Невербальные средства общения в структуре речевой деятельности и их особенности при общем недоразвитии речи третьего уровня …………12

1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………..18

1.4. Обоснование методов изучения и формирования невербальных средств общения у детей с нарушениями речи………………………………24

Выводы по первой главе…………………………………………………28

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

2.1. Методика организации констатирующего эксперимента по изучению состояния невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня……………29

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………33

2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………………………41

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы…………………52

Выводы по второй главе………………………………………………….57

Список использованной литературы…………………………………….61

В отечественной психологии и дефектологии, начиная с работ Л.С. Выготского традиционно, большое внимание уделяется проблемам развития речи детей. В последние годы это внимание чаще всего акцентируется на коммуникативной функции речи. В основном, однако, в коммуникативном, преимущественно вербальном, плане исследуется речь взрослых людей, а процесс формирования невербальных аспектов речи, как у детей, так и у взрослых людей изучен недостаточно. Это особенно касается жестов, мимики и фонетических (интонационных) компонентов детской речи.

Между тем, невербальные аспекты речи для детей чрезвычайно важны. Во-первых, с их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает глубокое общение людей. Во-вторых, владение такими средствами позволяет человеку, дополняя свою естественную речь невербальными коммуникациями, полнее передавать людям ту информацию, которой он располагает. В-третьих, такие средства помогают человеку снимать напряженность в общении с людьми и делают его коммуникативно более компетентной личностью. Наконец, в-четвертых, многие ученые обоснованно считают, что через невербальные средства общения от человека к человеку передается намного больше информации, чем через вербальные средства общения и недостаточно хорошее владение невербальной коммуникацией значительно обедняет общение людей друг с другом.

Не секрет, что не только дети, но и многие взрослые люди испытывают трудности в использовании невербальных и паралингвистических средств общения. Причина этого кроется, на наш взгляд, в том, что этому специально не учат ни дома, ни в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Презентация: Домашние животные

Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно- развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых 1 средств (В.А. Ковшиков, JI.B. Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой стороны – как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с ОНР (О.Е.Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.). В том и другом случае в центре внимания оказывается реальный ребёнок и его способность к общению и адаптации в социуме, к приёму и передаче информации.

В то же время в современной науке показано, что невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности (И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.). В психолингвистике обозначена фундаментальная роль невербальных средств общения в онтогенезе и актуалогенезе речи (Т.В. Ахутина, Е.Н. Ви-нарская, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Е.И. Исенина, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев и др.); в психофизиологии исследована комплементарность вербальных и невербальных функций в речевом процессе (Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин, М.К. Кабардов, М.А. Матова и др.), в лингвистике указано на ключевое значение невербальных компонентов в процессе живого употребления языка (Е.М. Верещагин, Ю.Н. Караулов, Г.В. Кольшанский, В.Г Костомаров и др.); в психологии раскрыто значение невербального поведения для успешной коммуникации и социализации личности (А.А. Бодалёв, В.А. Лабун-ская, R.E. Berdwhistell, P. Ekman, W.V. Friesen и др.).

Несмотря на достаточную разработанность проблемы коррекции речевого недоразвития (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюко-ва, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.), в отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях коррекционно-логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте (О.Е. Грибова, Л.Р. Давидович, А.Н. Корнев и др.). В этих условиях особую значимость приобретает проблема совершенствования и дополнения существующих методик коррекции речевого недоразвития новым содержанием, нацеленным на формирование у дошкольников с ОНР базовых предпосылок речи и развитие у них полноценной речевой деятельности.

Интегрированность невербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения эффективности коррекции речевого недоразвития определяет актуальность исследования проблемы использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе.

Таким образом, цель нашего исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание коррекционно-логопедической работы по формированию невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Объект исследования – невербальные средства общения у дошкольников.

Предмет исследования – процесс формирования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Гипотезой исследования: возможно работа по формированию невербальных средств общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет более эффективной, если формировать эталоны невербальных средств общения и моделей их реализации в коммуникативной и речевой деятельности, а также умений рационально использовать невербальные средства в собственной коммуникативной деятельности, а также развивать обобщенные представления о причинах и способах выражения эмоций, чувств с помощью паралингвистических, жестовых и интонационных средств общения.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Определить теоретико-методологические основы исследования проблемы использования невербальных средств общения в коррекциейно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР.
  2. Выявить состояние невербальных средств общения как базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
  3. Разработать и реализовать содержание коррекционного обучения невербальным средствам общения дошкольников с общим недоразвитием речи с целью формирования у них полноценной речевой деятельности.
  4. Экспериментально проверить эффективность и коррекционно-развивающий эффект предложенного содержания коррекционного обучения.

Методологическую основу исследования составили основные философские положения о связи мышления и речи (М.М. Бахтин, Л.С. Выгосткий, Ж.Пиаже); положения теории культурно-исторического развития психики и теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); положение о единстве аффекта и интеллекта в структурной организации сознания человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн); положение о невербальных средствах общения как базовых предпосылках актуалогенеза и онтогенеза речи (И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, В.А. Лабунская); учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский); системный подход к изучению и коррекции речевых расстройств и положение об общем недоразвитии речи детей Р.Е. Левиной; положения о комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы и о значимости учёта неречевых процессов в обучении и коррекционно-воспитательной работе (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов).

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны научно-методические рекомендации, применение которых позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и обеспечена возможность использования материалов исследования в процессе диагностического изучения и обучения детей с проблемами в развитии, в практической деятельности специалистов специальных дошкольных учреждений, в семье.

Методы исследования в работе определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым – наблюдение за детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль над эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка (количественный и качественный анализ) их результатов.

Экспериментальная база исследования – АУДО ТО «Исетский детский сад «Ивушка». Контингент испытуемых представлен старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня, обусловленным дизартрией, в количестве 12 человек.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

    1. Проблема общения в психолого-п едагогических исследованиях

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования в «условиях общения» к изучению самого процесса общения и его характеристик, проблема общения превращается в объект психологического исследования на теоретическом, эмпирическом, прикладном уровнях анализа.

Рассматривая общение как деятельность, необходимо отметить, что под общением понимают многоплановый процесс развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности [2].

В дошкольный период развития детской психики общение выступает как ведущий фактор, которым обусловлено накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, так как новообразования психики этого периода формируются в процессе деятельности, которая возникает и протекает в рамках схемы «ребенок-общение-взрослый».

Содержание и форма вербальной коммуникации определяется когнитивной деятельностью и социальными условиями. Недостаточность одного из этих компонентов приводит к искажению процесса коммуникации за счет смещения иерархии целей и возможности последовательно их осуществлять.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность [8].

Рассмотрим мнение различные ученых на понятие общение, а так же представим различные его виды.

Г.М. Андреева отмечает, что общение это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [2].

По мнению М.И. Лисиной общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [8].

А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.М. Соковкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние на развитие личности изучали такие советские психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев [25].

В общении можно выделить ряд аспектов, которые будут рассмотрены нами далее более подробно.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди [8].

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации [2].

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Не подходит работа?

  • Содержание
  • Введение
  • Заключение
  • Литература
  • КУПИТЬ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 7
1.1 Общение и его развитие в онтоенезе 7
1.2 Общение младших школьников и условия его формирования 18
1.3 Особенности общения младших школьников с общим недоразвитие речи
1.4 Анализ организационных и содержательных аспектов формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 45
2.1 Изучение особенностей общения младших школьников с . общим недоразвитием речи на логопедических
занятиях 45
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков . общения младших школьников с общим недоразвитием
речи на логопедических занятиях 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовую принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. В этой связи особое внимание следует уделять коммуникативному развитию личности ребенка.
В ФГОС НОО указано, что «коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение..».
Коммуникативное развитие предполагает формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения.
За последние годы общение привлекало внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин), психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии (Т.В Драгунова, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного поведения, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью.
Особенности общения детей с общим недоразвитием речи представлены в современных работах О.В. Дзюба, Е.В. Елесеенковой, Е.В. Ковыловой, Н.Ю. Кузьменковой, О.Л. Лехановой, Н.С. Марцун, О.С. Павловой, Н.М. Путковой, Л.Г. Соловьевой, Л.Д. Столяренко, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др. Исследователи показали, что у таких детей наблюдаются снижение мотивационно-потребностной сферы общения, трудности реализации речевых и паралингвистических средств, недостаточное усвоение языковых понятий.
Бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствует осуществлению полноценного общения детей с общим недоразвитием речи, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
С.Г. Щербак отмечает, что комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников .
В исследованиях Е.Л. Черкасовой отмечается, что свободная речевая коммуникация у младших школьников с общим недоразвитием речи значительно затруднена. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко, смазано. Особенности речевого развития младших школьников являются преградой осуществления полноценного общения, это проявляется в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, речевой негативизм .
Несмотря на достаточную представленность исследований в области общения детей с общим недоразвитием речи, практически недостаточно удаляется внимание формированию навыков общения младших школьников на логопедических занятиях. В связи с вышеуказанным, выбранная нами тема выпускной квалификационной работы «Формирование навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» может рассматриваться как актуальная.
Проблема исследования – совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Цель исследования – сформировать навык общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Объект исследования – особенности общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Предмет исследования – содержание работы по формированию навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему формирования навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: формированию навыков общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях будет способствовать целенаправленная организация коммуникативно-речевых ситуаций на каждом дидактическом этапе занятия.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили педагогические работы в области общения и его влияния на формирование личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.); концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.); идеи работ в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи ( О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина, и др.).
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Белгорода, МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читайте также:  Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

Общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение является коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.
Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Коммуникативные умения начинают активно развиваться в младшем школьном возрасте, поэтому педагогу следует помочь правильно сформироваться коммуникативным навыкам именно в этом возрасте для дальнейшего его развития. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Степень сформированности этих умений влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.
Коммуникативные умения учащихся формируются исключительно в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой, и являются коммуникативные умения.
На всем протяжении младшего школьного возраста общение детей между собой существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
Развитие личности ребёнка осуществляется внутри целостной её системы в соответствии с линиями развития: деятельностной, интеллектуальной, личностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребёнка в плане учёта особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учёта особенностей общей ситуации социального развития и так далее.
Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.
Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи.
У таких детей коммуникативные умения формируются иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это связано с тем, что у них затруднена социальная адаптация при переходе в другую среду, им сложно наладить контакт со своими сверстниками, личностное формирование нарушено, инициативы в общении они обычно не проявляют.
У детей с нарушениями речи отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и историки, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.
Среди причин, влияющих на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками выделяют: фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое.
Проведенное нами изучение позволило подтвердить факт более низкой потребности в общении у младших школьников с общим недоразвитием речи, в сравнении со школьниками без нарушений речи. Также, оценивая их коммуникативно-речевую активность на логопедических занятиях, выявили, что младшие школьники с общим недоразвитием речи малоинициативны, на заданные вопросы в ходе занятия их речь недостаточно образна и выразительна. Этому способствует неправильная организация общения на занятии: учитель-логопед не создает разнообразные коммуникативно-речевые ситуации.
В связи с этим мы разработали методические рекомендации по организации на каждом дидактическом этапе логопедического занятия коммуникативно-речевых ситуаций, что на наш взгляд, будет способствовать оптимизации коммуникативно-речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи.
Так, выдвинутая нами гипотеза нашла свое отражение. Цели были достигнуты.

Методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе по формированию интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Полученные результаты помогли разработать занятия с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи. При их разрабатотке мы придерживались следующих принципов.

Деятельностный принцип. Неслучайно нами были выбраны игры в качестве средств развития интонации, так как в игре дети учатся полноценному общению. Игровая деятельность детей содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное. Нет таких детей, которые бы не интересовались игрой. А интерес – важнейший стимул к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в деятельности.

Принцип активности ребенка. Игра – как раз та среда, через которую ребёнок учится применять творческое решение. Игра даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.

Принцип последовательности. Последовательность игр неслучайна. Игры представлены с постепенным усложнением, от более простых – к более сложным.

Принцип индивидуального подхода и учета уровня развития ребенка. Л.С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Поэтому нами использовался удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания и слова.

Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Организация предполагает проведение фронтальных занятий, которые должны проводиться с экспериментальной группой три раза в неделю в течении шести месяцев. Продолжительность одного занятия 20-25 минут. Также должны проводиться подгрупповые и индивидуальные занятия под руководством воспитателей группы. Воспитатели обязаны придерживаться составленных рекомендаций. Игры и упражнения по формированию интонационной стороны речи включаются в занятия по развитию речи и коррекционный час.

На подготовительном этапе одним из важных направлений в работе с детьми ОНР является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др.

Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка («Слушай звуки», «Поймай хлопок»). Затем ребёнка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний («Одинаковые и разные звуки»). Далее формируется умение различать неречевые звуки по характеру их звучания («Будь внимательным»). Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).

Параллельно ребёнка нужно знакомить с интонационными средствами языка: ритмом (равномерное чередование слогов), темпом (скорость произнесения слогов), мелодикой (повышение и понижение голоса), тембром (выражение эмоций путём изменения высоты, силы голоса, длительности). Проводятся такие игры как: «Лесенка», «Дирижёры», «Восклицательный знак».

Цель второго этапа – основного – формирование интонационных структур в экспрессивной речи. Вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Для решения поставленных задач проводятся следующие игры: «Назови ласково», «Почемучки», «Работа с модулями эмоций». Благодаря этим играм у детей развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства. Игры постепенно усложняются, от более простых – к более сложным.

На третьем этапе следует предложить детям драматизацию стихов, прибауток, потешек. Заключительный этап работы подготавливает детей к самостоятельному воспроизведению сюжета.

Программа формирования интонационной стороны речи. Подготовительный этап.

Цель: формирование речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). Познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначния, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Игры и упражнения на развитие слухового внимания: «Поймай хлопок», «Одинаковые и разные звуки», «Будь внимательным», «Составь схему».

Игры и упражнения на формирование умения различать неречевые звуки: «Не ошибись», «Покажи звук».

Игры и упражнения на развитие чувства ритма: «Дирижёры», «Заяц-барабанщик».

Игры и упражнения на повышение (понижение) основного тона:

«Высоко-низко», «Восклицательный знак», «Вопросительный знак», «Лесенка».

Игры и упражнения на формирование навыка восприятия логического ударения: «Вопрос-ответ», «Найди важное слово», «Слушай, думай, называй».

Цель: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи. Развивать дыхание, правильную артикуляцию, чёткую дикцию.

Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания: «Игры со свечой», «Осенние листочки», «Кораблики», «Считай до пяти».

Игры и упражнения на расширение диапазона голоса: «Больной зуб»,

Игры и упражнения на закрепление умения передавать мелодику интонации в экспрессивной речи: «Укачиваем куклу», «Эхо», «Назови ласково», «Письма – загадки», «Просьба», «Почемучки».

Игры и упражнения на формирование навыка воспроизведения логического ударения: «Построения», «Вопрос-ответ»; работа с моделями эмоций.

Цель: формировать умение переключатся с одного типа интонации на другой, точно и интонационно правильно передавать мысли автора (логическое ударение, темп речи); делать речь ярче и выразительнее.

Игры и упражнения на развитие логического мышления, воображения:

«Работа со схемами-эмоциями», «Мимический диктант», «Превращение предмета», «Фантазии о…».

Игры и упражнения на формирование артикуляции, дикции: «Диалогические скороговорки», «Превращение детей», «Звериные скороговорки».

Игры и упражнения на закрепления умения интонационно правильно передавать мысли автора: «Мяч эмоций», «Встреча», «Фраза по кругу».

Игры и упражнения на умения передачи эмоций разными способами:

«Этюды», «Угадай, что я делаю?», «Мимический диктант».

Итак, нами была составлена программа, направленная на развитие интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Материал подбирается с учетом уровня речевого развития детей, при этом предпочтение должно отдаваться обиходно-бытовой лексике. При отборе речевого материала также должны учитываться произносительные возможности детей и предлагаться такие слова и фразы, которые они уже могут произносить правильно: слитно, с ударением, в нормальном темпе, соблюдая их звукослоговой состав.

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.

Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.

Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.

Описание пособия и управление презентацией.

Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.

Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.

Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.

* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.

Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– формировать звуковую культуру речи;

– развивать фонематический слух;

– развивать чувство ритма;

– активизировать все компоненты речевой деятельности;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

– воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Содержание презентации:

1 слайд – титульный слайд

23 слайд – Игра «Насос» – звук [С];

45 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];

67 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];

89 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];

1011 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];

1213 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];

1415 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];

1617 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;

1820 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;

2122 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;

2325 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;

26 слайд – Спасибо за внимание.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.

– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.

– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .

На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

1. Игра «Насос», 23 слайд

Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.

Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.

Читайте также:  Презентация: Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста

Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.

Упражнение «Комарик», 45 слайд

Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.

Упражнение «Змейка», 67 слайд

Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.

Упражнение «Божья коровка», 89 слайд

Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.

Упражнение «Паровозик», 1011 слайд

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.

Упражнение «Помоги улитке», 1213 слайд

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.

Упражнение «Загони машину в гараж», 1415 слайд

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.

Упражнение «Помоги Колобку», 1617 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.

Упражнение «Клумба», 1820 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).

Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.

Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.

– Вот какая красивая клумба у нас получилась.

Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.

Упражнение «Бабочка», 2122 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).

Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.

Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.

Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.

Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об этом говорят следующие факты:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.

– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.

– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 17

комбинированного вида Петродворцового района

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • Обратная связь
    • Структура и органы управления образовательной организации
    • Документы
    • Образование
      • Дистанционное образование
    • Образовательные стандарты
      • ФГОС ДО
      • Профессиональный стандарт педагога
    • Руководство. Педагогический состав.
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Противодействие коррупции
    • Информация о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
    • Независимая оценка качества образования
  • Традиции ДОУ
  • Нормативные документы деятельности ДОУ
  • Разговор с заведующим
    • Часто задаваемые вопросы и ответы на них
  • Приём в детский сад
    • Зачисление в детский сад в 2020 году
  • Информация о предписаниях контролирующих органов
  • Наш коллектив
    • Администрация
    • Специалисты
    • Воспитатели
    • Сотрудники ГБДОУ
  • Наши группы
  • Обучение детей с ОВЗ
  • Логопункт
  • Наши достижения
    • 2020 – 2021 учебный год
    • 2019-2020 учебный год
    • 2018-2019 учебный год
    • 2017-2018 учебный год
    • 2016-2017 учебный год
    • 2015-2016 учебный год
    • 2014 – 2015 учебный год
  • Информация о конкурсах для педагогов, воспитанников и их родителей
  • Копилка наших методических разработок
    • Страничка старшего воспитателя Черкашиной И.А.
    • Логопедическая страничка
    • Информация для педагогов и родителей. Учитель-логопед Казова Н.А.
    • Страничка учителя-логопеда Онеговой Т.Л.
    • Музыкальная страничка музыкального руководителя Мадан М.А.
    • Музыкальная страничка музыкального руководителя Филякиной О. Г.
    • Страничка воспитателя Донцовой О.Ю.
    • Страничка воспитателя Струк Е.А.
    • Страничка воспитателя Мальцевой Т.С.
    • Страничка воспитателя Писцовой М.Л.
    • Страничка воспитателя Гавриловой О.А.
    • Страничка учителя-логопеда Фёдоровой Н.В.
    • Страничка воспитателя Павловой И.О.
    • Страничка воспитателя Осташко А.В.
    • Страничка воспитателя Тертычной Т.С.
    • Страничка воспитателя Смородиной Т.П.
    • Страничка воспитателя Роговой Т.А.
    • Страничка воспитателя Подворчанской Н.И.
    • Страничка воспитателя Захаровой О.М.
    • Страничка воспитателя Бессчетновой О.А.
    • Страничка воспитателя Андреевой О.А.
    • Страничка воспитателя Слановской А.Н.
    • Страничка воспитателя Николаевой М.Ю.
    • Страничка воспитателя Дмитришиной С.Э.
    • Страничка воспитателя Веселовой В.В.
    • Страничка воспитателя Наумкиной Ю.В.
    • Спортивная страничка инструктора по физической культуре Романовой Е. В.
  • Медицинская страничка
    • проект Мое здоровье
  • Организация питания в нашем саду
  • Страничка безопасности
  • Энергосбережение
  • Петербург – культурная столица
  • Интернет для родителей
  • Памятные дни истории
  • Консультативный пункт в центре “Доверие”
  • Скоро в школу
  • Важная информация
  • Доска объявлений
  • Профсоюзная организация ГБДОУ
  • Приглашаем на работу
  • Поздравляем с днём рождения!
  • Структурное подразделение: Семейная группа детского сада
  • Эколята-дошколята

Онеговой Татьяны Леонидовны

Онегова Татьяна Леонидовна – учитель-логопед высшей квалификационной категории,

образование высшее профессиональное,

стаж работы – свыше 30 лет.

На этой страничке расположен материал для родителей, педагогов, специалистов, который несомненно будет интересен и полезен для повышения культуры и компетенции в области устранения недостатков звукопроизношения у дошкольников. Весь материал логически структуирован, понятен и лёгок в практическом применении.

Предложенный материал поможет нам совместно решать вопросы общего и речевого развития детей.

Консультация для родителей будущих первоклассников ” Первый раз – в первый класс “

Консультация для родителей будущих воспитанников логопедических групп ” Лето с пользой “

Информация для педагогов и родителей:

Речевой материал для индивидуальной работы с детьми по автоматизации, дифференциации шипящих, свистящих звуков, [Л], [Ль], [Р], [Рь].

Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».

Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».

Зимующие птицы.

Существительные: птица, сорока, ворона, воробей, снегирь,

синица, голова, туловище, грудка, брюшко,

спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,

корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,

Прилагательные: большой, маленький, низкий, высокий,

длинный, короткий, острый, тупой,

пушистый, мягкий, твердый, толстый,

тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,

тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,

сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,

красногрудый, зимующий, крупный, мелкий,

Глаголы: смотреть, видеть, наблюдать, играть,

прыгать, догонять, отдыхать,

любоваться, радоваться, веселиться,

летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,

Наречия: весело, радостно, дружно, красиво,

ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,

ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,

слева, холодно, темно, голодно;

Местоимения: мой, моя, мои;

Предлоги: на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Ребенок должен усвоить: названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока); их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы.

«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих) птиц. Называние частей тела птицы.

Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц: «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

«Доскажи слово». Закрепление обобщающих слов.

Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы).

«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.

Воробей (какой)зимующий, веселый, серый, трудолюбивый…

Снегирь (какой)зимующий, пузатый, маленький …

Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …

Синица (какая) – …

Сорока (какая) – …

«Кто как голос подает?» Подбор образных глаголов, учитывая междометия.

«Чик-чирик», – что делает воробей? (чирикает).

«Кар-кар», – что делает ворона? (каркает).

«Син – син», – что делает синица (свистит).

«Подбери действие». Обогащение глагольного словаря.

Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.

Ворона (что делает) – …

Сорока (что делает) – …

Синица (что делает) – …

Снегирь (что делает) – …

«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.

Воробей – воробьишко, воробушек …

Птица – …

Родителям рекомендуется:

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются

зимой в городе. Произнесите четко сами,а потом попросите ребенка повторить их названия: ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.

2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц. Показывайте

и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.

3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки

для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами.После прогулки задайте ребенку вопросы:

• Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?

(Я угостил синичку салом.)

4. Поиграйте с ребенком.

«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.

Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у сороки хвостов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы глаз?

Сколько у птицы перышек?

«Вороны». Развитие звуковой стороны речи.

Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.

Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,

кар (ты, кар (куша).

Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану:

• Кто это? (название). Какая это птица (зимующая).

• Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела).

Образец ответа: Это синица – зимующая птица. У нее желтая грудка, на голове черная «шапочка», тонкий клюв, короткий хвостик. Синица питается крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала.Синица поет: «Син-син».

Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

Распушили перышки, Часто потряхивают руками-

Греются на солнышке. «крылышками», опущенными вниз.

Головой вертят, Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая

руками как крыльями.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.

Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают

к кормушке нашей кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с

Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.

Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об

указательные, как бы насыпают

корм в кормушку.

Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Медленно открывать и закрывать рот, почмокать губами, пошлепать губами, «наказать язык» – пя-пя-пя, «вкусное варенье» (облизать губы, покусать язычок зубами.

Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.

В альбоме разукрасить, нарисованных родителями, снегиря и синицу.

Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь

Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы». Конспект занятия по окружающему миру «Зимующие птицы».Задачи: 1. Закрепить понятие «зимующие» птицы; 2. Дать детям представление о видах.

Весёлые уроки для малыша Весёлые уроки для малышаВесёлые противоположности (сравнения) Большой-маленький Слон большой ушами машет, Муха маленькая пляшет. Слон.

Ссылка на основную публикацию