Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Особенности составления психолого-педагогической характеристики на ребенка.

Рекомендации к составлению психологической характеристики на дошкольника

Психолого-педагогическая характеристика, как и любой другой метод изучения ребенка, должен соответствовать общим принципам научного исследования, среди которых – соблюдение этических норм. При написании характеристики необходимо избегать «наклеивания ярлыков», нарушения права родителей отказаться от диагностики ребенка, права на получение информации по итогам изучения дошкольника, принципа конфиденциальности. При написании характеристики необходимо опираться на положительное в ребенке/принцип педагогического оптимизма/. Педагогу, составляющему характеристику, необходимо стремиться занять аналитико-прогностическую позицию, предполагающую установление взаимосвязей между психологическими свойствами и качествами личности ребенка, условиями его развития, пытаться прогнозировать ход дальнейшего развития дошкольника.

Необходимо учитывать и одно из основных положений отечественной психолого-педагогической науки о невозможности развития ребенка как личности вне деятельности и социальных отношений. Следовательно, изучение и описание личности ребенка должно происходить в различных видах деятельности / в игре, в труде, в рисовании, в конструировании, в общении с взрослыми и сверстниками/.

Характеристика должна стимулировать педагога к созданию условий для позитивных изменений в развитии ребенка. Описание обязательно должно включать конкретные педагогические задачи для воспитателя и других взрослых, взаимодействующих с дошкольником, которые отражаются в рекомендациях, в специальной программе развития данного ребенка, а так же анализ способов ее реализации.

При написании любой характеристика, вне зависимости от целей и условий, необходимо стремиться к соблюдению логической цепочки всего описания, соответствующей этапам диагностического обследования, на основе которого она строиться. Цепочка такова: анализ запроса, предварительной информации или результатов наблюдения – констатация отдельных фактов, касающихся психического развития ребенка, – первоначальные выводы – выдвижение гипотез о возможных причинах настоящего состояния или результатах исследования – их проверка с помощью определенных методов и методик – анализ полученной информации, подкрепленный конкретными примерами из протоколов диагностики, – сопоставление с предыдущими выводами – итоговые выводы или диагноз – прогноз – рекомендации.

Выделив общие требования к составлению психолого-педагогической характеристики, перейдем к рассмотрению частных требований, относящихся к отдельным этапам составления характеристики.

Рассмотрим требования, относящиеся к этапу анализа запроса на диагностику ребенка, формулирования проблемы и выдвижения гипотезы. К ним относится преемственность характеристик: каждая последующая характеристика пишется на основе предыдущей, включая в себя небольшой анализ данных, зафиксированных в предыдущей характеристике. После паспортных данных ребенка необходимо указывать причину написания характеристики на данного ребенка (характеристика по итогам учебного года, для поступления в школу, при переводе в другое образовательное учреждение и т.д.). Необходимо указывать наиболее явные, яркие педагогические явления и факты, полученные в ходе первоначального знакомства с ребенком и анализа информации о нем, представленной родителям или другими педагогами или краткое описание сложившегося представления о ребенке (если ребенок посещает группу данного педагога уже некоторое время). Выдвигаемая гипотеза (об уровне развития ребенка, о причинах отклонения в поведении и т.д., в зависимости от потребности, лежащей в основе диагностики ребенка) должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (требованию точности, простоты, однозначности трактуемых терминов и понятий, требованию проверяемости и т.д. ).

Следующий блок требований касается содержания и организации диагностики, на основе которой составляется характеристика.

Для составления более объективного и полного портрета ребенка с целью раскрытия закономерностей и механизмов развития его психики и поведения необходимо правильное и обоснованное использование диагностических методов и методик. Их использование, в первую очередь, должно быть подчинено требованию объективности психолого-педагогического исследования. Необходимо обоснованное их применение, наличие грамотных выводов и прогнозов дальнейшего развития ребенка, а не только констатация фактов, иначе использование методики теряет свою ценность и не выполняет своего прямого назначения.

Составление характеристик не должно быть трудоемким, препятствовать реализации педагогической деятельности воспитателя. Это возможно, на наш взгляд, если воспитатель будет использовать мало формализованные методы и методики, строящиеся на педагогических приемах и материале хорошо знакомом ребенку, и в целом придерживаться стандартной схемы написания характеристики.

Примерные схемы характеристик, предлагаемые в психолого-педагогической литературе, обязательно включают паспортные данные на ребенка, общую часть, в которой описываются особенности развития ребенка, и специальную часть, где указываются проблемы ребенка, делается вывод о соответствии уровня его развития какому-либо стандарту, а также дается прогноз дальнейшего развития дошкольника и формулируются педагогические рекомендации. Единая схема характеристики позволяет стандартизировать процедуру ее составления, сопоставлять данную характеристику с другими характеристиками, а так же избежать субъективности и избирательности в отношении воспитателя к отдельным детям. Но используемые схемы не должны быть полностью жестко фиксированы. Чрезмерная стандартизация может привести к стереотипизации самих характеристик, в особенности на так называемых «средних» детей.

Следующая группа требований относится к анализу данных, используемых в характеристике и к заключению, делаемому на их основе.

Воспитателю необходимо не ограничиваться перечислением выявленных черт, качеств и особенностей ребенка, а, выделяя доминирующие, выявлять причины их возникновения и развития/ влияние среды или наследственности/, их взаимосвязь между собой, их роль и место в целостной динамической картине развития ребенка /отходить от симптоматического описания к типологическому/. То есть, в характеристике должно отражаться целостное восприятие ребенка /описание должно позволить «увидеть», «почувствовать» ребенка, «рассказать» о нем/, должна быть представлена его личность, индивидуальность, без замалчивания противоречий и проблем.

Все описываемые явления, факты и выводы необходимо обосновывать несколькими примерами. Результаты диагностики дошкольника необходимо сопоставлять с первоначальными выводами, гипотезой исследования и какой – либо нормативной моделью, эталоном / возрастными показателями развития, требования программы воспитания и обучения/ или индивидуальным стандартом.

Завершением целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать некое «результирующее», итоговое определение, которое сделает возможным применение к данному ребенку развивающих или коррекционных технологий / т.е. необходимо поставить диагноз/. Итоговые выводы не должны быть формальными и несогласованными с текстом всей характеристики, при формулировании результатов изучения ребенка не должно быть противоречий между данными наблюдений и данными экспериментальных методик, диспропорций между суждениями и умозаключениями. Например, Олеся готова к поступлению в школу с шести лет, так как основные предпосылки учебной деятельности у нее уже сложились. Она хочет учиться в школе, а не в детском саду/ т.е. сформирована внутренняя позиция школьника/, умеет подчиняться правилам и требованиям взрослого, анализировать и исправлять собственные действия при выполнении заданий по образцу /и так далее/.

Особое внимание необходимо обращать на используемые в тексте характеристики научные термины, тем более, если она пишется для других специалистов или педагогов. Для родителей использование терминов необходимо сопровождать подробными специальными объяснениями. Термины должны соответствовать контексту, понятия необходимо использовать дифференцированно, без наполнения житейским содержанием / не верны такие заключения, как «внимание развито «плохо»», а указывать, какое его свойство или вид развиты не достаточно: концентрация или объем, произвольное или непроизвольное внимание/.

Заключительный блок требований относится к прогнозу и рекомендациям, выдвигаемым педагогом.

Прогноз выступает в качестве «портрета перспективного развития» дошкольника, служит обоснованием, проверкой всего диагностического процесса, позволяет перейти на более высокую ступень познания отдельного ребенка. Прогноз дается в двух направлениях. В позитивном, когда предсказывается состояние и уровень дальнейшего развития ребенка при благоприятных условиях воспитания, и в негативном – в случае отсутствия помощи ребенку. Примером позитивного прогноза может быть следующее заключение «отставание в развитии речи Павла не является патологическим и может быть успешно преодолено, например, через привлечение к работе кружка сочинителей сказок». Прогноз также не должен является простым, ни чем не обоснованным пожеланием.

В рекомендациях необходимо стремиться избегать стереотипных, абстрактных назначений/ индивидуальный подход, активизировать мышление ребенка, совершенствовать развитие связной речи, вовлекать в коллектив/. Рекомендации должны быть конкретными, содержательными и понятными, иметь четкие и ясные указания относительно мероприятий, необходимых для развития ребенка. Желательно сразу определить сроки и ответственных исполнителей.

Формулированию прогноза и рекомендаций значительно способствует наличие ранее составленных характеристик на ребенка. Предыдущие характеристики позволяют увидеть продвижение ребенка, эффективность педагогического подхода к нему.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что любые предлагаемые схемы написания характеристик должны служить лишь исходными ориентирами, педагогу не нужно неукоснительно им следовать. Предлагаемые нами требования к характеристикам также не являются исчерпывающими. Дальнейшей разработки требует вопрос о совершенствовании процесса обучения будущих педагогов технологии составления характеристики с учетом требований, предъявляемых к данному психологическому методу.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ

Типологические особенности:
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.
2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях:
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.
3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Педагогическая характеристика

детского дошкольного учреждения №

1.Общие сведения о ребенке:

Дата поступления в детский сад:

Были ли длительные перерывы в посещении детского сада,по каким причинам:

2. Характеристика семьи:

Ф. И. О. матери,место работы:

Ф. И. О. отца,место работы:

Кто занимается воспитанием ребенка?

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)

Читайте также:  Нарушение предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР

4. Знания,умения и навыки по программному материалу:

4.1. Характеристика учебных умений,связанных с обучением математике:

Количество и счёт: (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не)знает цифры от 1 до, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не)знает элементы знаковой символики ( , +, – ,=, (не)владеет составом числа, (не)решает примеры в пределах, (не)решает задачи на наглядном материале.

Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету):

Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)

Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем

и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины)

Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года)

Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

4.2. Характеристика речи ребенка:

Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен;в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов)

Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения,словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы.Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)

Звуковая сторона речи (охарактеризоватьособенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения);особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен):

Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации

4.3. Характеристика учебных умений,связанных с обучением грамоте:

(отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова,

называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв,

умение читать слоги, отдельные слова)

5.Особенности моторной сферы:

Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)

Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)

Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша).

6. Характеристика деятельности:

6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно –гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)

6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не)умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)

6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков;

навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т. д.).

6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»);принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую,

стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения,возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)

7.Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение;поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное;нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,

агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)

8.Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)

9.Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать,какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его;указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т. д.)

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая – требования к составлению и примеры заполнения

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые образцы которой вы найдете в данной статье, это официальный документ, заполняемый воспитателем детского сада и заверяемый печатью и подписью заведующей ДОУ.

Данные указанного документа нужны для психиатра, логопеда, психиатра, для органов опеки и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика состоит из нескольких пунктов, которые учитываются при поступлении в школу. Воспитатель дает полное описание семьи воспитанника. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у пропусков указывает причину.

Указывает уровень общительности, самостоятельности, темперамент, отношение к занятиям, к труду. Какую работу лучше выполняет, от какой отказывается, доводит ли дело до конца.

Обратить внимание на поведение во время игры, какие роли выбирает.

В заключении к описанию психологического портрета даются рекомендации родителям и педагогам.

Как написать характеристику на ребенка

При составлении рассказывается обо всех качествах и особенностях личности. В карте ребенка данный документ должен всегда присутствовать, чтобы при переводе в другой сад или школу было первоначальное представление о ребенке.

Особенности игровой деятельности

Игра – доступный вид деятельности для детей. В игре полностью раскрываются способности и возможности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, активность, общение и поведение в обществе.

С помощью игр дети не только развиваются, но проходят процесс воспитания. Проявляются интересы и склонности.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

В данном пункте описываются эмоции и чувства. Как часто может меняется настроение. На что может реагировать неадекватно. Может ли контролировать свои поступки.

Присутствуют ли негативные стороны характера. Все эти качества хорошо проявляются именно в обществе.

Примеры и образцы заполнения документов

Представляем примеры написания на ребенка в ДОУ, которые понадобятся при составлении характеристики.

Педагогическая характеристика на дошкольника для ПМПК

Она нужна для прохождения комиссии. Можно написать определенными пунктами или в произвольной форме, должна завершаться датой, подписью воспитателя, директора и печатью.

В первую очередь нужно указать название учреждения, группу. Личные данные ребенка. Дата и место рождения. Информация о родителях. Когда поступил в сад, в каком возрасте.

Написать причину обращения на ПМПК. Это может быть задержка развития, трудности в обучении и воспитании.

Написать пару слов о семье. Как прошел адаптацию в садике. Обратить внимание на причину пропусков заведения. Как принимает участие в играх и занятиях.

Развитие речи: с какого возраста начал хорошо говорить, каков словарный запас, предложения составляет по картинке из одного или нескольких слов. Участие в беседах. При чтении произведений отвлекается ли на другие занятия. Учит стихотворения наизусть частично или полностью.

Математические представления: умение считать до десяти в прямом и обратном порядке; отличает ли геометрические фигуры, левую сторону от правой.

Игровая деятельность: какие игры предпочитает, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли оборудование на место после игры.

Изобразительная деятельность: путает ли цвета, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, рисует карандашами или кистью. После работы прибирает ли за собой принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. При лепке путает или нет формы.

Физическое развитие: активно ли участвует в подвижных играх; нарушено ли чувство темпа.

Самостоятельность: в данном возрасте должен делать некоторые вещи самостоятельно. Замечает или нет неряшливый внешний вид. Правильно ли пользуется ложкой, вилкой. Помогает другим или нет. Как реагирует на замечания воспитателя.

Перечислить основные привычки.

Поставить дату, подписи и заверить печатью.

Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК

Схема такая же, как для ПМПК. Но обязательно нужны заключения специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, невропатолога, офтальмолога.

Рассказать о психофизических пунктах развития. Именно: зрительное восприятие, слуховое внимание, память. Дать общую оценку степени учебных навыков (соответствие знаний и умений, требований).

Логопедические представления на ПМПК школьника

Логопедическая характеристика важна, так как опирается на формирование речи. Здесь надо обратить внимание на строение артикуляционного аппарата.

Указать на произношение звуков, описать дефектологическую характеристику звуков. Какие звуки путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура слов: меняет местами слоги, затруднения в произношении некоторых слов. Перестановка звуков и слогов.

Анализ речи: как строит предложения, односложные или хорошо описывает происходящее.

Лексический запас близок к возрасту.

В конце характеристики дать рекомендации родителям.

Характеристика на ребенка аутиста из детского сада

При написании данного вида характеристики надо знать об особенностях заболевания. Более подробно описать о возможностях ребенка с данной группой инвалидности.

Аутисты обычно гиперактивные, у них часто меняется настроение. Очень негативно реагируют на замечания, даже на просьбу.

Поэтому следует указать положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. Как выполняет задания. Понимание просьб и обращений. Чем любит больше всего заниматься, какие здания выполнять.

Подробно остановиться на личностных особенностях, рассказать о нарушениях эмоций и чувств.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДОУ

Подготовка к школе в садике начинается в подготовительной группе в возрасте детей 5-6 лет.

Отличается от других характеристик тем, что нужно основываться на познавательных процессах: внимании, памяти, мышлении, развитии речи на уровне дошкольника, формировании учебной деятельности.

Подробно расписать о вербальных качествах. Понимание прочитанного текста, наличие заикания, есть ли нарушения при произношении звуков. Умение поддерживать диалог.

Какие коррекционные работы проводились с дошкольниками и родителями для решения трудных моментов в формировании личности. Результат и дальнейшие рекомендации учителям.

Заключение

При составлении характеристики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Не забывайте о возрастных категориях (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, когда нужна краткая характеристика. В таком случае её можно составлять по простой схеме.

В любом тексте характеристики не забывайте записывать о наградах и участии в конкурсах. Ведь на сегодня даже дети с ДЦП могут проявлять себя в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.

Памятка для составления психолого-педагогической характеристики воспитанника(цы )

Памятка для составления характеристики на ребенка на ПКПП

(для воспитателей)

ФИО ребенка, родился(ась) , проживает по адресу

ФИО матери, место работы

ФИО отца, место работы

Были длительные перерывы в посещении детского сада по …….Адаптации ребенка в группе: хорошая; плохая, удовлетворительная.

Семья биологическая, приёмная, опекунская, полная, неполная, многодетная, количество детей . Воспитанием ребенка занимается мама, папа, бабушка, другие_(____________). Достаточное, недостаточное внимание уделяется воспитанию и обучению ребенка.

Соматическое здоровье:

а) редко, болеет простудными заболеваниями,

б) часто болеет простудными заболеваниями

в) имеет хронические нарушения здоровья

1. Особенности латерализации: а)праворукий; б) леворукий; в)амбидекстер

2. Аккуратность.

а) Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Контролирует и следит за вещами.

б) Содержит в порядке собственные вещи и вещи друзей (книги, игрушки). Помогает приводить в порядок группу.

в) Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. немного неопрятный.

г) Часто не заботится о своем внешнем виде, о состоянии своих вещей.

д) Безразличие. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив.

3. Соматическое здоровье:

а) редко, болеет простудными заболеваниями,

б)часто болеет простудными заболеваниями

в) имеет хронические нарушения здоровья

4. Навыки самообслуживания: пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, убирать свои вещи и постель.

а) может самостоятельно

в) иногда необходима помощь

5. Как ребенок ведет себя в д/с, общительность.

а) Всегда вступает в контакт с людьми, любит работать и гулять с другими.

б) С удовольствием общается со сверстниками и взрослыми людьми.

в) Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

г) Любит индивидуальные формы работы и отдыха.

д) Замкнут, необщителен, плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми, конфликтен; иное

6. Отношение к товарищам

д) грубость и проч.

7. Уверенность в себе

а) Не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Читайте также:  Конспект логоритмического занятия для подготовительной логопедической группы

в) Все задания, поручения выполняет без помощи других.

г) Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

д) Обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

е) Часто просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

ж) Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

8. Эмоциональная уравновешенность:

а)Всегда спокоен, уравновешен, не бывает сильных эмоциональных вспышек.

б) Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

в) Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

г) Вспыльчив: частые сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу

9. Настроение ребенка:

в) сниженный фон настроения,

г)легко меняется от незначительных причин,

10. Реакция на замечания:

а) адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечаниями),

в) нет реакций на замечание,

г) негативная реакция (делает назло)

11. Реакция на одобрение:

а) адекватная (радуется, ждетпохвалы),

б) неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему),

в) самооценка завышенная,

г) самооценка заниженная.

12. Стремление к успеху, первенству.

а) Всегда и во всем стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

б) По – разному ведет себя. Есть моменты, когда предпочитает роль лидера и первенства, а иногда может и быть на второстепенных ролях.

в) Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется второстепенной ролью

г) Никогда не стремится в чем-либо быть первым

13. Настойчивость.

А) Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

б) Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

в) Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

г) Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

14. Особенности игровой деятельности.

В играх с другими детьми в основном занимает позицию

г) другую позицию,

а) задает правила, обижается,

б) отнимает игрушки,

в)играм по правилам,

г) самостоятельным играм с игрушками.

В играх с игрушками наблюдается

а) устойчивый интерес к игрушкам

б)не устойчивый интерес к игрушкам.

Во время игр по правилам

а) понимает, следует правилам игры четко и правильно выполняет игровые действия.

б) понимает правила игры, но не всегда четко и правильно их выполняет,

в) не понимает правила, не следует правилам игры; нечетко и неточно выполняет игровые действия.

15. Работоспособность на занятиях:

Работоспособность: а) крайне низкая, б) снижена, в)достаточная, г)высокая.

Отношение а) активное, б) заинтересованное, в)безразличное.

Во время занятий а) сосредоточен б) часто отвлекается.

Темп работы а) быстрый, б)средний, в)медленный.

Утомление проявляется в а)замедлении темпа, б)ухудшении качества, в) в полном прекращении работы.

Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности

а) стремится преодолеть,

б) не стремится преодолеть,

в) бросает работу,

г) повторяет за другими,

е) переживает и нервничает,

ж) обращается к воспитателю, детям за помощью,

з) самостоятельно ищет выход.

Отношение к занятиям, особенности деятельности:

а) соответствует возрасту;

б) не способен контролировать свою деятельность;

в) неусидчив, не доводит дело до конца;

г) мешает педагогу, детям; быстро утомляется; иное.

а) деятельность устойчивая (работает с интересом),

б)деятельность неустойчивая, отсутствие мотивации к деятельности,

в) работает формально.

16. Элементарные математические представления:

понятия «один-много а) дифференцирует б) не дифференцирует

количественным (порядковым) счётом в пределах а) владеет б)не владеет

цифры от 1 до…, а) знает б)незнает

соотносит цифру с соответствующим количеством предметов а) да б) нет

восприятие величины, формы цвета а)сформировано, б)не сформировано, г)путает.

17. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

Как написать характеристику на ребенка – особенности составления

Как правильно написать характеристику на ребенка

Характеристика, это полное изложение рекомендованного листа. Оно пишется исходя из жизненных фактов. Информация должна представлять собой длинный список с перечнем всех положительных и отрицательных действий. Составляется на основе наблюдений.

  • 1. Дошкольного возраста ↓
  • 2. Школьного возраста ↓
  • 3. Ребенка инвалида ↓
  • Порядок составления характеристики ↓
  • 1. Информативные сведения ↓
  • 2. Особенности познавательной деятельности ↓
  • 3. Особенности трудовой деятельности ↓
  • 4. Особенности игровой деятельности ↓
  • 5. Особенности эмоционально-волевой сферы ↓
  • Для чего нужна характеристика ↓
  • Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка ↓
  • Образец написания характеристики на ребенка ↓

Также в рекомендованного лист может входить такая немало важная информация о состоянии здоровья. Особенно если у ребенка особенное заболевание. Оно может быть связано с рождением либо же приобретенное со временем.

Не так страшно получить характеристику, как ее написать.

1. Дошкольного возраста

Характеристику на малыша дошкольного возраста обычно составляют для детского общеобразовательного учреждения, т.е. для детского сада. Перед написанием необходимо понаблюдать за малышом, чтобы характеристика полностью совпадала с действительностью. То есть, нельзя писать то, чего нет.

Долгие наблюдения помогут определить характер, поведение, отношение к сверстникам, отношение к родителям, воспитателям. Выявить ту или иную агрессию по отношению к людям. В листе с характеристикой необходимо учесть все отрицательные и положительные факторы.

При этом учитываются и другие немало важные факторы. Помимо характеристики на ребенка, также составляется и на родителей малыша. Учитываются все детали проживания, условия, поведение матери и отца.

2. Школьного возраста

Рекомендационное письмо школьного возраста составляют для поступления в школу. В нем также учитываются плюсы и минусы. Школьный возраст уже осознанный. Дети этого возраста уже четко знают, что они хотят, а что нет. Умеет воспринимать критику, хоть и не с особым удовольствием. В этом возрасте он все понимает. Уже приблизительно знает, кем хочет стать в жизни. Какую профессию получить. Постепенно вырабатывается своя точка зрения на окружающий мир и поступки.

При написании характеристики в школу, также стоит учесть жилищные условия семьи. Как и где он живёт. А главное, с кем. Как эти условия сказываются на психологическое состояние в кругу семьи. Насколько ему комфортно или не комфортно. Особенно стоит уделить большое внимание в отношении к родителям. Насколько они идеальны или наоборот.

При составлении рекомендационного листа большую роль играют непосредственно сами родители. Стоит обратить внимание на психологическое состояние матери и отца. Нужно отметить особым вниманием посещение кружков. Чем воспитанник учреждения любит заниматься в свободное время. К каким предметам у дитя имеются способности. Отметить успеваемость в школе. Если есть какие-то грамоты также нужно написать.

3. Ребенка инвалида

Ребенок инвалид особенный. Травмы могут быть получены в связи с аварией или с самого рождения. Такие дети отличаются своей особенностью в характере. Чаще всего они не несут агрессию. Доброта в душе помогает справиться с не понимаем окружающих при взгляде на них.

Дети инвалиды такие же, как и здоровые. Единственное, это физические дефекты, которые не дают в полной мере наслаждаться жизнью. Они также занимаются, учатся, ходят в разнообразные секции и кружки. Стараются не выделяться среди сверстников. Но все же без внимания не остаются.

В написании характеристики должно говориться о том, что ребенок особенный. Описать его физическое состояние и диагноз. Такая характеристика предоставляется в ДОУ.

Порядок составления характеристики

  1. В самом начале характеристики нужно указать, о ком именно идет речь. Обязательно нужно указать имя и фамилию ребенка. Без этих данных будет неизвестно, про кого именно идет речь.
  2. Указать точное название учреждения. Чтобы иметь четкое представление, где именно обучается ребенок.
  3. Указать число, месяц и год рождения.
  4. Составляется более развернуто, все положительные и отрицательные качества.
  5. Написать про родителей. Взаимосвязь между матерью с ребенком и отцом.
  6. Четко изложить отношения в семье между супругами, если такая информация имеется. Не полагаться на слова посторонних людей. Писать конкретно по факту.

1. Информативные сведения

Информативные сведения о ребенке составляются, учитывая все его данные, это:

  1. ФИО. Фамилия Имя Отчество.
  2. Дата, месяц и год рождения.
  3. Написать кратко информацию о семье. ФИО мамы и папы, а также других проживающих родственников. Дата рождения родителей и родственников. Сколько человек в семье. Описать бытовые условия в семье.
  4. Написать название посещаемой группы. Откуда прибыл: детский сад, общеобразовательная школа, детский дом.
  5. Поведение в адаптационный период.
  6. Степень культурных и гигиенических навыков.

2. Особенности познавательной деятельности

Познавательная деятельность детей:

  1. Описать насколько развито внимание.
  2. Насколько хорошо воспринимает информацию.
  3. Как хорошо ориентируется в пространстве.
  4. Уделить внимание памяти. Насколько она развита. И какая память преобладает.
  5. Особенность речи. Хорошо ли развита речь. Хорошо ли развито чтение.
  6. Мышление. Насколько хорошо развито мышление. Как быстро он принимает решения в той или иной сложившейся ситуации.
  7. Насколько хорошо дите усваивает информацию: в школе, в садике и т.д.

3. Особенности трудовой деятельности

Сюда входят:

  1. Трудовые навыки. Состояние.
  2. Навыки пользоваться карандашом, ручкой, фломастером, линейкой.
  3. Какую характеристику можно дать изделиям созданные школьником или малышом дошкольного учреждения.
  4. Насколько дети самостоятельные. Как хорошо выполняют полученные задания.
  5. Осознает ли он цель в трудовой деятельности.

4. Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность влияет на детей. Она помогает быть активней, вырабатывать характер при помощи игр:

  1. Насколько малыш активен. Берет ли он инициативу в свои руки.
  2. Какой характер в игре. Как он себя ведет.
  3. Какие игры нравятся. В какие часто играет. Какой стиль игры предпочитает. Отношение в момент игры со сверстниками.
  4. Как он отдается игре. Как быстро ему перестает нравиться.

5. Особенности эмоционально-волевой сферы

  1. Нервная система дитя. Какой тип: сильно возбудимый, уравновешенный, буйный неустойчивый, тормозной.
  2. Как дети относятся к своим сверстникам. Какое настроение чаще всего преобладает, отношения со взрослыми.
  3. Какие черты характера: добросовестный, послушный, помогающий, мягкий, внимательный, добрый. Какие черты отрицательные: постоянно врет, не выполняет задания, не слушается, часто упрям.
  4. Что у него лучше всего получается. Возможно, он хорошо рисует, поет, танцует, занимается физическими упражнениями связанными с какой-то секцией.
  5. Здесь стоит сделать общий вывод о воспитаннике. Насколько хорошо усваивает программу. Если есть проблемы с психикой, обратить особое внимание. Если ребенок неуправляемый следует написать про его перевод в другое учреждение. Возможно, у ребенка наблюдаются дефекты.
  6. Поставить дату и подпись в конце составленной характеристики.

Для чего нужна характеристика

Положительная характеристика хорошо помогает в дальнейшем будущем. Это касается поступления в высшее учебное заведение, в хорошую школу, детский садик. Также характеристика помогает лучше узнавать детей. Узнать их изнутри. Понять их сущность. Характеристика может составляться в случаи ненадлежащего ухода за дитём.

Характеристика может понадобиться в таких случаях:

  1. Перевод воспитанника в специализированное учебное учреждение или детское образовательное учреждение.
  2. Для психиатра.
  3. Детей инвалидов.
  4. Органы опеки.
  5. Школьной карты.

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка

  1. Понаблюдать за объектом. Иначе оценка может быть необъективной.
  2. Наблюдать стоит в более естественных условиях.
  3. Тщательным образом узнать характер. Положительные и отрицательные стороны ребенка.
  4. Изучать объект нужно в разных видах деятельности.
  5. Все написанное должно быть полностью правдивым, без вымысла.
  6. Нужно определить отношения с родителями и остальными близкими людьми. Такими как: бабушка, дедушка, тетя, дядя. Но только если они проживают рядом и имеют постоянный контакт с ребенком.
  7. Необходимо предоставить информацию о здоровье объекта. Возможно, родители тоже захотят что-то добавить про свое чадо.
  8. В самом конце стоит сделать подводящий итог. Можно добавить рекомендации за какие-то определенные заслуги.

Образец написания характеристики на ребенка

Если ознакомиться заранее с правильным написанием характеристики, то ее составление не будет столь сложным и долгим. При написании стоит не поддаваться своим положительным или отрицательным эмоциям. Необходимо изложить достоверные факты из жизни самого воспитанника учреждения. В начале документа обязательно должно быть указано, для кого предоставляется характеристика.

Пример:

  1. Общие данные. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.
  2. Место рождения и адрес. Где проживает.
  3. Состав семьи. С кем проживает. Сколько человек в семье.
  4. Состояние здоровья на сегодняшний день.
  5. Написать об авторе характеристики. Кем он является ребенку. Фамилия, имя, отчество. Воспитатель, классный руководитель, руководитель детского дома и так далее.
  6. Оценить поведение воспитанника. Насколько ему нравится посещать то или иное заведение. Насколько активен. Общение со сверстниками.
  7. Если учитывается детский сад. Описать самостоятельность малыша. Что он умеет. Насколько он инициативен и любознателен.
  8. Описать как можно более подробно. Насколько дите любит учиться, его успеваемость, стремление к знаниям, насколько развит. Как себя ведет со сверстниками, отношение к учителям, педагогам, воспитателям. Какие интересы. Любимый вид игры. Написать как можно более подробно.

Образец 2:

Фамилия. Имя. Отчество ребенка.

День, месяц и год рождения.

Название учреждения. Город.

ФИО воспитанника и полная дата рождения.

Какого числа поступил, в какое учреждение, группа.

В какой группе обучается на данный момент. Название группы.

Мама. ФИО. Образование матери. Какое заведение закончила.

Папа. ФИО. Образование отца.

Написать с кем и по какому адресу проживает воспитанник учреждения. Кто проживает помимо матери и отца. Если ребенок сирота: кто опекун.

Описать опрятность воспитанника. Каким его приводят родители. Если ребенок неопрятен, стоит более подробно учесть этот факт.

Поведение: неустойчивое, агрессивное, доброжелательное.

Пишется только в том случаи, если у воспитанника учреждения есть отставания в развитии. В чем именно это проявляется. Как это сказывается.

Игровая деятельность: описать в какие игры любит играть, поведение в данной игре, берет ли на себя главную роль в игре.

Усваивает ли дите программу. И какой уровень усвоения: низкий, средний, высокий. Объяснить очень детально почему. В чем это выражается.

Речевое развитие. Описать детально.

Положительные черты воспитанника учреждения. Какие именно.

Хорошо перепроверить текст, чтобы вся информация была записана. Если что-то пропущено, следует дописать.

В конце текста поставить дату.

Указать кто составлял лист: председатель, воспитатель, психолог, учитель-логопед, руководитель учреждения, печать учреждения.

Характеристика может выступать в положительном или отрицательном характере. В любом случаи, наблюдения должны идти строго по факту. Характеристику обязательно должен писать человек не заинтересованный. Иначе факты могут быть вымышленными. Имея образец написания, не составит труда написать подробную и качественную характеристику на подопечного.

Характеристика дошкольника старшей группы примеры

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме:
Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Иванова Дмитрия Евгеньевича

дата рождения: 01.01

адрес: ул. Татарстан, д.25 – кв.1

Иванов Дмитрий посещает данный детский сад с 2010 года. У последних воспитателей обучается с сентября 2012 года. Адаптация к новым воспитателям и к новой группе прошла в средней форме. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, детский сад посещает охотно.

Читайте также:  Групповое логопедическое занятие на тему: Работа с деформированными предложениями

Дима не общительный ребенок, со взрослыми контактирует только при необходимости, среди сверстников друзей и подруг не имеет.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии его возрасту: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, столовыми приборами, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Во время еды аккуратен. Соблюдает элементарные правила гигиены, правила поведения в детском саду.

К занятиям в детском саду относится положительно, занимается охотно. Рома любознателен, на занятиях внимателен, способен сосредоточенно действовать в течении 20-25 минут. Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности, в особенности к художественному творчеству.

Речь ребенка внятная, имеются небольшие запинки, использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас достаточно расширен. Имеет трудности в грамматическом оформлении фраз, в связной речи. Продолжается автоматизация звуков _______.

Ребёнок любит трудиться. Заинтересован во всех видах трудовой деятельности. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям воспитателей относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

У мальчика хорошо развита память. Развитие элементарных математических способностей соответствует возрасту. Логическое мышление развито слабо: плохо ориентируется в поиске закономерностей, классификации. С программой старшей группы справляется частично.

Дима воспитывается в полной семье, есть старшая сестра. Мама _______Ф.И.О._____ и папа ________Ф.И.О._____________ принимают большое участие в развитии и воспитании ребенка.

МАДОУ №___________, группа № __ Воспитатель:________ФИО______

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста по ФГТ

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста 1. Ф.И.О. – 2. Возраст (дата рождения) – 3. Учреждение – МБДОУ «Детский сад № ». Группа -.

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

В материале представлен шаблон написания логопедической характеристике на ребёнка дошкольного возраста.

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника.

Методические рекомендации по написанию характеристики на ребёнка дошкольного возраста.

Рекомендации для написания характеристики к ПМПК.

Материал по теме:
Характеристика на воспитанника ДОУ

МБДОУ «Детский сад № «»

ФИ ребенка _______________________________________________________________

Группа (возрастная )_________________ Название _____________________________

Домашний адрес _________________________________________________________

Дата рождения ___________________

С какого времени посещает ДОУ ________________ данную группу________________

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:_______________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

Успехами ребенка родители – интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками ) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность. умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую;

как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение ; поведение. спокойное адекватное ситуации, беспокойное;

нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д. умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей _______________

Педагог – психолог: _______________

Образец психолого-педагогической и логопедической характеристики на ребёнка с моторной алалией

Образец психолого-педагогической и логопедической характеристики на ребёнка с моторной алалией

Пономарева Елена Витальевна

учитель-логопед МБДОУ Д/с №31

Общие сведения о ребенке: Леша К. …. года рождения, посещает МБДОУ Д/с №…, детский сад посещает третий год.

Изучение анамнеза: Ребенок от 4 беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия, ишемия. Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес. сидит с 7 мес. ходит с 1 года 2 мес. Особенностей раннего речевого развития мама вспомнить не смогла. Первые слова в 4 года (ма, па, ба). Наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей нет. Заболевания первого года жизни: частые ОРВИ. Состояние слуха и зрения в норме.

Условия семейного воспитания: Воспитывается в полной семье, но папа работает в другом городе. Мама работает на фабрике, мало уделяет внимания ребенку. Есть старший брат (15 лет) с речевым развитием, соответствующим возрастной норме. В семье проживает бабушка, которая больше остальных членов семьи проводит времени с ребенком. Она искренне любит ребенка, но из-за малограмотности не может обеспечить Леше необходимую развивающую речевую среду. Все члены семьи русскоязычные.

Навыки самообслуживания на высоком уровне: сам моет руки и вытирается полотенцем. Без помощи одевается и раздевается. Одежду складывает. Ест самостоятельно. Столовые приборы держит правильно.

Игровая деятельность: В игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей, иногда забирает у них игрушки. Иногда просит: «Дай би-би». Часто играет один.

Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита: Леша выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Завязывает веревочки на шапке самостоятельно, но с трудом, движения при этом медленные, неловкие.

Предпосылки к учебной деятельности: Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо.

– внимание. иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью.

– восприятие: знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей (в том числе и по диагонали). Соотносит предметы относительно величины путем проб и ошибок и при помощи взрослого.

– память: преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание.

– мышление: может выполнять основные логические операции, иногда в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи. Чаще всего, у Леши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагающих ответов.

– мотивационно-потребностная сфера. Часто инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены.

– эмоционально-волевое развитие. преобладающие настроение –нейтральное. Отсутствует яркое выражение каких-либо эмоций. Не капризничает. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Дети его не обижают, но если случайно это происходит, то Леша просто самоустраняется от игры.

– коммуникативная деятельность. в группе сверстников Леша « принятый ». Не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, замыкается в себе.

– индивидуальные особенности, черты характера. ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, но деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.

Особенности речевого развития:

– словарь. Пассивный словарь значительно шире активного. Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и специально организованных занятиях. Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на), двусложные (мама, тетя, пока, осень). Очень редко пользуется простыми нераспространенными предложениями (Тетя, пока. Где дядя? Дай биби.) Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет, форму, величину предметов.

– грамматический строй речи: Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Согласование слов в предложении отсутствует. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и многие другие.

– звукопроизношение. нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.

– слоговая структура: грубо нарушена. Речь непонятна

– просодическая сторона речи: голос тихий, неэмоциональный. Речь смазана.

– строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок. артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы.

– фонематическое восприятие, анализ и синтез: фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.

– сформированность связной речи. не сформирована.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня. Моторная алалия.

Перспективный план коррекционной работы с ребенком:

I этап. Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря доступного пониманию и восприятию. Используется диалог, небольшой рассказ, простое нераспространенное и распространенное предложение.
II этап. Формирование фразовой речи:
-распространить предложение по конкретным вопросам, по дидактическим элементам фразы, представленным наглядно;
-интонационно и грамматически оформлять предложение;
-работать по усложнению структуры фразы;
-усложнение словаря за счет абстрактных слов;
-диалог, рассказы описательного характера (описание одного предмета, группы однородных предметов, сравнить описание разных предметов).
III этап. Формирование связной речи как особо трудной коммуникативной деятельности.
-используется метод разбивки на части, доступных для восприятия и повторения;
-работа над связностью и целостностью текста;
-творческое рассказывание по подобию;
-тексты и картинки с усложнением содержания;
-при работе над текстом со скрытым смыслом тренируется речевая и смысловая активность.
Речевые упражнения:
-восприятие готового образца,
-аналитические виды работ (выделить определенное слово),
-конструирование слов (вставить определенное! к слову),
= ребенок учится рассуждать, обобщать, делать выводы.
Используется а) практический, б) наглядный и в) словесный методы:
а) игры, упражнения, моделирование (игровые методы + показ, вопрос, указание, пояснение).
б) рисунки, наблюдение,
в) рассказ, беседа, пояснение педагогическая оценка.

Групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка по теме “Зимующие птицы”

Разделы: Логопедия

Предлагаем Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. В ходе занятия у детей закрепляются знания о зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? Дети упражняются в согласовании числительного с именами существительными. Также занятие направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.

Задачи:

  • Активизация словаря.
  • Обучение сравнению птиц.
  • Согласование числительного с именами существительными в косвенных падежах.
  • Развитие зрительного восприятия, логического мышления, мелкой и общей моторики, координации движений с речью.
  • Воспитание желания оберегать и помогать зимующим птицам.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц (синица, воробей, ворона, голубь, снегирь, дятел ), сюжетная картина «Как дети кормили птиц», мяч.

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки. (По мере отгадывания логопед выставляет на доске предметные картинки):

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Озорной мальчишка
В сером армячишке,
Прыгает, гуляет,
Зерна подбирает. (Воробей)

Тук-тук, тук-тук.
Это что за перестук?
Кто-то на дереве сидит.
Острым клювом дерево долбит. (Дятел)

2. Игра «Эрудиты»

— Какое сейчас время года?
— Каких птиц мы можем видеть зимой?
— Почему эти птицы называются зимующими? (Потому что остаются зимовать на родине).
— Чем питаются зимующие птицы?
— Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края? (Потому что могут найти себе корм).
— Кто помогает птицам зимой?

3. Игра «Посчитаем птиц» (по сюжетной картине)

— Посмотрите, сколько прилетело птиц в кормушку. Давайте посчитаем:

1 воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьев.
1 синица, 2 синицы, 3, синицы, 4 синицы, 5 синиц.
1 снегирь, 2 снегиря, 3 снегиря, 4 снегиря, 5 снегирей.

4. Игра «Договори предложение»

В кормушку прилетело . 2 снегиря.
Мы дадим корм . двум снегирям.
Мы заботимся о . двух снегирях.
Мы любуемся . двумя снегирями.

5. Физминутки (любая по выбору)

«Снегири»

Хлопать опущенными руками по бокам.

В красных майках снегири.

Делать наклоны головой вправо—влево

Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.

Делать частые потряхивания кистями обеих рук.

Головой вертят,
Улететь хотят.

Делать повороты головой вправо-влево.

Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью.

Бегать, изображая полет птиц.

«Птицы»

Дети выполняют движения по тексту.

6. Игра «Скажи про 5» (картинки ветки, кормушки, воробья, сороки, вороны, снегиря, дятла, голубя, синицы)

— На ветке 1 воробей, а в кормушке? (На ветке 1 воробей, а в кормушке 5 воробьёв и т.д.).

7. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Воробей маленький, а ворона.
У синички хвост короткий, а у сороки.
Голубь тяжёлый, а воробей.
У синички клюв тонкий, а у вороны .

8. Итог

Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Дети отвечают)
— А что мы должны сделать для зимующих птиц? (Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек).

Ссылка на основную публикацию