Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии на тему

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_remkomendatsii_napisaniya_harakteristiki_na_rebenka.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д.), эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Примерная программа написания характеристики дошкольника

1. В разделе «Сведения о семье» необходимо описать полная, неполная семья; состав семьи; психологический климат в семье.

2. В разделе «Физическое развитие» указать группу здоровья; как часто болеет и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ребенок энурезом и (или) энкопрезом.

3. В разделе «Поведение в группе и общение с взрослыми» описывается, как понимает требования воспитателя; поведение на занятиях: активно ли вступает в контакт с педагогом, участие в работе во время занятий; поведение в играх с детьми: активный (пассивный, гипердинамичный, молчаливый, замкнутый, медлительный, агрессивный, конфликтный).

4. В разделе «Игра» описывается: любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины; любимая игрушка, наличие идентификации с ней.

5. В разделе «Состояние знаний ребенка по разделам программы» описывается — что усвоил (не усвоил) по программе данного дошкольного учреждения.

6. В разделе «Отношение к занятиям» описывать по данным «Представления».

7. В разделе «Работоспособность» обратить внимание на то, как ребенок работает: заинтересован ли в выполнении заданий, целенаправленно стремиться довести работу до конца, устойчив в работе или легко отвлекается (без внешних раздражителей или с внешними раздражителями), работает быстро или медленно, как быстро утомляется (в начале, середине, конце занятия), как проявляется утомляемость (становится вялым, возбуждается), наблюдаются резкие колебания работоспособности, как быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

8. В разделе «Социально – бытовые навыки» описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений по данным «Представления».

9. В разделе «Состояние общей и мелкой моторики» описывать по данным «Представления».

10. В разделе «Эмоциональное состояние в различных ситуациях» описывается умение управлять своим поведением, чувствами, эмоциями; настойчив, упрям, капризен; отношение к трудностям, испытывает ли чувство неполноценности, неуверенности в себе.

11. В разделе «Индивидуальные особенности ребенка» можно описать личностную и волевую готовность ребенка к обучению в школе. К какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка. Примечание: характеристика это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода, она не должна быть поверхностной и написанной наспех. Факты излагать последовательно и систематично. Избегать сложных оборотов речи, неумных и неправильных терминов.

Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации)

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

1. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения.

2. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения.

3. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.

4. Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения за поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка, требует применения воспитателем и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т. д., эксперимента, социометрического и аутосоциометрического метода, тестов и т. д.

5. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного его изучения.

6. Характеристика дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого.

7. Характеристика включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы.

8. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками и др.).

9. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника и дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции или в дальнейшем совершенствовании.

10. В случаях, когда ребенок требует к себе особого внимания, следует дать более полную и развернутую характеристику, не только указать в ней причины тех или иных негативных проявлений дошкольника, но и предложить рекомендации.

Педагогическая характеристика

детского дошкольного учреждения №

1. Общие сведения о ребенке:

Дата поступления в детский сад:

Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам:

2. Характеристика семьи:

Ф. И. О. матери, место работы:

Ф. И. О. отца, место работы:

Кто занимается воспитанием ребенка?

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)

4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:

Количество и счёт: (не)дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счётом в пределах, (не)знает цифры от 1 до, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счёт, (не)знает элементы знаковой символики ( , +, – ,=, (не)владеет составом числа, (не)решает примеры в пределах, (не)решает задачи на наглядном материале.

Восприятие цвета (представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету):

Восприятие формы: (не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)

Восприятие величины: (представление о величине отсутствует, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем

и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины)

Временные представления: (временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года)

Пространственные представления: (пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

4.2. Характеристика речи ребенка:

Словарь: (указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов)

Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными)

Звуковая сторона речи (охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения, фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен):

Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные, умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации

4.3. Характеристика учебных умений, связанных с обучением грамоте:

(отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова,

называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв,

умение читать слоги, отдельные слова)

5. Особенности моторной сферы:

Общая моторика: (норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок)

Ручная моторика: (норма (сохранность функции, недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен, темп (норма, быстрый, медленный, переключаемость (точная, неточная, координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная)

Ведущая рука: (левша, амбидекстер, правша).

6. Характеристика деятельности:

6.1 Навыки самообслуживания: (описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)

6.2 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не)умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины)

6.3 Конструктивная и графическая деятельность: (описываются особенности конструктивной и графической деятельности: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков;

навыки рисования (дом, дерево, человек и др., лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, волнистых линий, изображение фигур по наглядному образцу и т. д.).

6.4 Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую,

стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)

7. Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,

агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)

8. Особенности эмоционально-волевой сферы: (преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)

9. Динамика коррекционно-образовательной помощи: (указать, какое продвижение показал ребенок: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: в овладении учебными умениями и навыками, в поведении и т. д.)

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая – требования к составлению и примеры заполнения

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые образцы которой вы найдете в данной статье, это официальный документ, заполняемый воспитателем детского сада и заверяемый печатью и подписью заведующей ДОУ.

Данные указанного документа нужны для психиатра, логопеда, психиатра, для органов опеки и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика состоит из нескольких пунктов, которые учитываются при поступлении в школу. Воспитатель дает полное описание семьи воспитанника. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у пропусков указывает причину.

Указывает уровень общительности, самостоятельности, темперамент, отношение к занятиям, к труду. Какую работу лучше выполняет, от какой отказывается, доводит ли дело до конца.

Обратить внимание на поведение во время игры, какие роли выбирает.

В заключении к описанию психологического портрета даются рекомендации родителям и педагогам.

Как написать характеристику на ребенка

При составлении рассказывается обо всех качествах и особенностях личности. В карте ребенка данный документ должен всегда присутствовать, чтобы при переводе в другой сад или школу было первоначальное представление о ребенке.

Особенности игровой деятельности

Игра – доступный вид деятельности для детей. В игре полностью раскрываются способности и возможности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, активность, общение и поведение в обществе.

С помощью игр дети не только развиваются, но проходят процесс воспитания. Проявляются интересы и склонности.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

В данном пункте описываются эмоции и чувства. Как часто может меняется настроение. На что может реагировать неадекватно. Может ли контролировать свои поступки.

Присутствуют ли негативные стороны характера. Все эти качества хорошо проявляются именно в обществе.

Примеры и образцы заполнения документов

Представляем примеры написания на ребенка в ДОУ, которые понадобятся при составлении характеристики.

Педагогическая характеристика на дошкольника для ПМПК

Она нужна для прохождения комиссии. Можно написать определенными пунктами или в произвольной форме, должна завершаться датой, подписью воспитателя, директора и печатью.

В первую очередь нужно указать название учреждения, группу. Личные данные ребенка. Дата и место рождения. Информация о родителях. Когда поступил в сад, в каком возрасте.

Написать причину обращения на ПМПК. Это может быть задержка развития, трудности в обучении и воспитании.

Написать пару слов о семье. Как прошел адаптацию в садике. Обратить внимание на причину пропусков заведения. Как принимает участие в играх и занятиях.

Развитие речи: с какого возраста начал хорошо говорить, каков словарный запас, предложения составляет по картинке из одного или нескольких слов. Участие в беседах. При чтении произведений отвлекается ли на другие занятия. Учит стихотворения наизусть частично или полностью.

Математические представления: умение считать до десяти в прямом и обратном порядке; отличает ли геометрические фигуры, левую сторону от правой.

Игровая деятельность: какие игры предпочитает, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли оборудование на место после игры.

Изобразительная деятельность: путает ли цвета, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, рисует карандашами или кистью. После работы прибирает ли за собой принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. При лепке путает или нет формы.

Физическое развитие: активно ли участвует в подвижных играх; нарушено ли чувство темпа.

Самостоятельность: в данном возрасте должен делать некоторые вещи самостоятельно. Замечает или нет неряшливый внешний вид. Правильно ли пользуется ложкой, вилкой. Помогает другим или нет. Как реагирует на замечания воспитателя.

Перечислить основные привычки.

Поставить дату, подписи и заверить печатью.

Характеристика на ребенка с ЗПР для ПМПК

Схема такая же, как для ПМПК. Но обязательно нужны заключения специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, невропатолога, офтальмолога.

Рассказать о психофизических пунктах развития. Именно: зрительное восприятие, слуховое внимание, память. Дать общую оценку степени учебных навыков (соответствие знаний и умений, требований).

Логопедические представления на ПМПК школьника

Логопедическая характеристика важна, так как опирается на формирование речи. Здесь надо обратить внимание на строение артикуляционного аппарата.

Указать на произношение звуков, описать дефектологическую характеристику звуков. Какие звуки путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура слов: меняет местами слоги, затруднения в произношении некоторых слов. Перестановка звуков и слогов.

Анализ речи: как строит предложения, односложные или хорошо описывает происходящее.

Лексический запас близок к возрасту.

В конце характеристики дать рекомендации родителям.

Характеристика на ребенка аутиста из детского сада

При написании данного вида характеристики надо знать об особенностях заболевания. Более подробно описать о возможностях ребенка с данной группой инвалидности.

Аутисты обычно гиперактивные, у них часто меняется настроение. Очень негативно реагируют на замечания, даже на просьбу.

Поэтому следует указать положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. Как выполняет задания. Понимание просьб и обращений. Чем любит больше всего заниматься, какие здания выполнять.

Подробно остановиться на личностных особенностях, рассказать о нарушениях эмоций и чувств.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста и выпускников ДОУ

Подготовка к школе в садике начинается в подготовительной группе в возрасте детей 5-6 лет.

Отличается от других характеристик тем, что нужно основываться на познавательных процессах: внимании, памяти, мышлении, развитии речи на уровне дошкольника, формировании учебной деятельности.

Подробно расписать о вербальных качествах. Понимание прочитанного текста, наличие заикания, есть ли нарушения при произношении звуков. Умение поддерживать диалог.

Какие коррекционные работы проводились с дошкольниками и родителями для решения трудных моментов в формировании личности. Результат и дальнейшие рекомендации учителям.

Заключение

При составлении характеристики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Не забывайте о возрастных категориях (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, когда нужна краткая характеристика. В таком случае её можно составлять по простой схеме.

В любом тексте характеристики не забывайте записывать о наградах и участии в конкурсах. Ведь на сегодня даже дети с ДЦП могут проявлять себя в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.

Особенности составления психолого-педагогической характеристики на ребенка.

Рекомендации к составлению психологической характеристики на дошкольника

Психолого-педагогическая характеристика, как и любой другой метод изучения ребенка, должен соответствовать общим принципам научного исследования, среди которых – соблюдение этических норм. При написании характеристики необходимо избегать «наклеивания ярлыков», нарушения права родителей отказаться от диагностики ребенка, права на получение информации по итогам изучения дошкольника, принципа конфиденциальности. При написании характеристики необходимо опираться на положительное в ребенке/принцип педагогического оптимизма/. Педагогу, составляющему характеристику, необходимо стремиться занять аналитико-прогностическую позицию, предполагающую установление взаимосвязей между психологическими свойствами и качествами личности ребенка, условиями его развития, пытаться прогнозировать ход дальнейшего развития дошкольника.

Необходимо учитывать и одно из основных положений отечественной психолого-педагогической науки о невозможности развития ребенка как личности вне деятельности и социальных отношений. Следовательно, изучение и описание личности ребенка должно происходить в различных видах деятельности / в игре, в труде, в рисовании, в конструировании, в общении с взрослыми и сверстниками/.

Характеристика должна стимулировать педагога к созданию условий для позитивных изменений в развитии ребенка. Описание обязательно должно включать конкретные педагогические задачи для воспитателя и других взрослых, взаимодействующих с дошкольником, которые отражаются в рекомендациях, в специальной программе развития данного ребенка, а так же анализ способов ее реализации.

При написании любой характеристика, вне зависимости от целей и условий, необходимо стремиться к соблюдению логической цепочки всего описания, соответствующей этапам диагностического обследования, на основе которого она строиться. Цепочка такова: анализ запроса, предварительной информации или результатов наблюдения – констатация отдельных фактов, касающихся психического развития ребенка, – первоначальные выводы – выдвижение гипотез о возможных причинах настоящего состояния или результатах исследования – их проверка с помощью определенных методов и методик – анализ полученной информации, подкрепленный конкретными примерами из протоколов диагностики, – сопоставление с предыдущими выводами – итоговые выводы или диагноз – прогноз – рекомендации.

Выделив общие требования к составлению психолого-педагогической характеристики, перейдем к рассмотрению частных требований, относящихся к отдельным этапам составления характеристики.

Рассмотрим требования, относящиеся к этапу анализа запроса на диагностику ребенка, формулирования проблемы и выдвижения гипотезы. К ним относится преемственность характеристик: каждая последующая характеристика пишется на основе предыдущей, включая в себя небольшой анализ данных, зафиксированных в предыдущей характеристике. После паспортных данных ребенка необходимо указывать причину написания характеристики на данного ребенка (характеристика по итогам учебного года, для поступления в школу, при переводе в другое образовательное учреждение и т.д.). Необходимо указывать наиболее явные, яркие педагогические явления и факты, полученные в ходе первоначального знакомства с ребенком и анализа информации о нем, представленной родителям или другими педагогами или краткое описание сложившегося представления о ребенке (если ребенок посещает группу данного педагога уже некоторое время). Выдвигаемая гипотеза (об уровне развития ребенка, о причинах отклонения в поведении и т.д., в зависимости от потребности, лежащей в основе диагностики ребенка) должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (требованию точности, простоты, однозначности трактуемых терминов и понятий, требованию проверяемости и т.д. ).

Следующий блок требований касается содержания и организации диагностики, на основе которой составляется характеристика.

Для составления более объективного и полного портрета ребенка с целью раскрытия закономерностей и механизмов развития его психики и поведения необходимо правильное и обоснованное использование диагностических методов и методик. Их использование, в первую очередь, должно быть подчинено требованию объективности психолого-педагогического исследования. Необходимо обоснованное их применение, наличие грамотных выводов и прогнозов дальнейшего развития ребенка, а не только констатация фактов, иначе использование методики теряет свою ценность и не выполняет своего прямого назначения.

Составление характеристик не должно быть трудоемким, препятствовать реализации педагогической деятельности воспитателя. Это возможно, на наш взгляд, если воспитатель будет использовать мало формализованные методы и методики, строящиеся на педагогических приемах и материале хорошо знакомом ребенку, и в целом придерживаться стандартной схемы написания характеристики.

Примерные схемы характеристик, предлагаемые в психолого-педагогической литературе, обязательно включают паспортные данные на ребенка, общую часть, в которой описываются особенности развития ребенка, и специальную часть, где указываются проблемы ребенка, делается вывод о соответствии уровня его развития какому-либо стандарту, а также дается прогноз дальнейшего развития дошкольника и формулируются педагогические рекомендации. Единая схема характеристики позволяет стандартизировать процедуру ее составления, сопоставлять данную характеристику с другими характеристиками, а так же избежать субъективности и избирательности в отношении воспитателя к отдельным детям. Но используемые схемы не должны быть полностью жестко фиксированы. Чрезмерная стандартизация может привести к стереотипизации самих характеристик, в особенности на так называемых «средних» детей.

Следующая группа требований относится к анализу данных, используемых в характеристике и к заключению, делаемому на их основе.

Воспитателю необходимо не ограничиваться перечислением выявленных черт, качеств и особенностей ребенка, а, выделяя доминирующие, выявлять причины их возникновения и развития/ влияние среды или наследственности/, их взаимосвязь между собой, их роль и место в целостной динамической картине развития ребенка /отходить от симптоматического описания к типологическому/. То есть, в характеристике должно отражаться целостное восприятие ребенка /описание должно позволить «увидеть», «почувствовать» ребенка, «рассказать» о нем/, должна быть представлена его личность, индивидуальность, без замалчивания противоречий и проблем.

Все описываемые явления, факты и выводы необходимо обосновывать несколькими примерами. Результаты диагностики дошкольника необходимо сопоставлять с первоначальными выводами, гипотезой исследования и какой – либо нормативной моделью, эталоном / возрастными показателями развития, требования программы воспитания и обучения/ или индивидуальным стандартом.

Завершением целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать некое «результирующее», итоговое определение, которое сделает возможным применение к данному ребенку развивающих или коррекционных технологий / т.е. необходимо поставить диагноз/. Итоговые выводы не должны быть формальными и несогласованными с текстом всей характеристики, при формулировании результатов изучения ребенка не должно быть противоречий между данными наблюдений и данными экспериментальных методик, диспропорций между суждениями и умозаключениями. Например, Олеся готова к поступлению в школу с шести лет, так как основные предпосылки учебной деятельности у нее уже сложились. Она хочет учиться в школе, а не в детском саду/ т.е. сформирована внутренняя позиция школьника/, умеет подчиняться правилам и требованиям взрослого, анализировать и исправлять собственные действия при выполнении заданий по образцу /и так далее/.

Особое внимание необходимо обращать на используемые в тексте характеристики научные термины, тем более, если она пишется для других специалистов или педагогов. Для родителей использование терминов необходимо сопровождать подробными специальными объяснениями. Термины должны соответствовать контексту, понятия необходимо использовать дифференцированно, без наполнения житейским содержанием / не верны такие заключения, как «внимание развито «плохо»», а указывать, какое его свойство или вид развиты не достаточно: концентрация или объем, произвольное или непроизвольное внимание/.

Заключительный блок требований относится к прогнозу и рекомендациям, выдвигаемым педагогом.

Прогноз выступает в качестве «портрета перспективного развития» дошкольника, служит обоснованием, проверкой всего диагностического процесса, позволяет перейти на более высокую ступень познания отдельного ребенка. Прогноз дается в двух направлениях. В позитивном, когда предсказывается состояние и уровень дальнейшего развития ребенка при благоприятных условиях воспитания, и в негативном – в случае отсутствия помощи ребенку. Примером позитивного прогноза может быть следующее заключение «отставание в развитии речи Павла не является патологическим и может быть успешно преодолено, например, через привлечение к работе кружка сочинителей сказок». Прогноз также не должен является простым, ни чем не обоснованным пожеланием.

В рекомендациях необходимо стремиться избегать стереотипных, абстрактных назначений/ индивидуальный подход, активизировать мышление ребенка, совершенствовать развитие связной речи, вовлекать в коллектив/. Рекомендации должны быть конкретными, содержательными и понятными, иметь четкие и ясные указания относительно мероприятий, необходимых для развития ребенка. Желательно сразу определить сроки и ответственных исполнителей.

Формулированию прогноза и рекомендаций значительно способствует наличие ранее составленных характеристик на ребенка. Предыдущие характеристики позволяют увидеть продвижение ребенка, эффективность педагогического подхода к нему.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что любые предлагаемые схемы написания характеристик должны служить лишь исходными ориентирами, педагогу не нужно неукоснительно им следовать. Предлагаемые нами требования к характеристикам также не являются исчерпывающими. Дальнейшей разработки требует вопрос о совершенствовании процесса обучения будущих педагогов технологии составления характеристики с учетом требований, предъявляемых к данному психологическому методу.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ

Типологические особенности:
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.
2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях:
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.
3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

Характеристика на ребенка с нарушением речи образец

Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
материал по логопедии по теме

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
primer_napisaniya_logopedicheskoy_harakteristiki_na_rebenka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

Егор М. поступил в старшую группу МБДОУ «детский сад №9 компенсирующего вида» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. F80.82. Заикание. F98.5.

Речевая среда. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; пробы Хеда выполняет медленно с ошибками. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Гиперсаливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Егор знает такие обобщающие понятия как «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «домашние животные». Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью — порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «сливый сок – сливовый сок», «стекловый стакан – стеклянный стакан»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красная платье», мягкая кресло»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, «5 цыпленков», «5 деревов», «5 медведёв»). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Егор не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.

Фонематические представления недостаточно сформированы.

Поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Отмечаются повторы или продление начальных звуков иногда слогов слов.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «гусеца» — гусеница, «велосед» — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Егор называет почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ), читает короткие слова и предложения типа «кот», «мак», «Вот дом». Читает медленно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения – побуквенное с переходом чтения по слогам. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Егор не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект и стесняется отвечать на вопросы. Однако мальчику нравится посещать индивидуальные логопедические занятия. В таком виде деятельности он «раскрывается», пытается рассказать о событиях, происходящих с ним и вокруг него.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, часто играет один, так как не умеет подчиняться общим правилам игры. Двигательная активность в игре низкая, малословен.

Следует отметить, что Егор аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи III уровня. Заикание.

Ребенок наблюдается у штатного врача психоневролога, регулярно два раза в год находится на комплексном лечении в условиях стационара.

К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста 1. Ф.И.О. — 2. Возраст (дата рождения) — 3. Учреждение — МБДОУ «Детский сад № ». Группа -.

Пример написания характеристики логопеда на ребёнка с сенсорно-моторной алалией.

В материале представлен шаблон написания логопедической характеристике на ребёнка дошкольного возраста.

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника.

Характеристика на ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника — является официальным документом, который заполняют педагоги детского сада и является основным для специалистов принимающих участие в психолого-пед.

Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возрастаМКДОУ «Детский сад №000 компенсирующего вида&r.

Краткая психолого-педагогическая характеристика на ребенка с алалией при составлении специальной индивидуальной программы развития

Лейбо Татьяна Владимировна

Краткая психолого-педагогическая характеристика на ребенка с алалией при составлении специальной индивидуальной программы развития.

Семья полная. Состоит из 4 человек, проживает в ХХХХ-комнатной благоустроенной квартире. Мать – ХХХХ. Отец – ХХХХ. Старшая сестра учащаяся ХХХХ. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

По заключению специалистов ХХХХ г. ХХХХ у ребенка задержка психоречевого развития, сенсорная алалия, с выраженной гиперактивностью органического генеза. Получает медикаментозную помощь.

При первичном обследовании мальчик неохотно вступил в контакт, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался счетным материалом, цветными кубиками.

Мальчик моторно не ловок, движения не достаточно координированны.

Задание на развитие общей моторики выполняет совместно со взрослым. Объём движений ограничен. Переключаемость движений медленная. Мелкая моторика рук развита не достаточно.

Понимает обращенную речь на бытовом уровне. Реагирует на свое имя. Иногда требуются повторы. Понимает простые речевые инструкции («Встань», «Сядь», «Сними сандалии»). Редко смотрит на говорящего с ним взрослого, не всегда выполняет действия по подражанию и образцу. Знает названия некоторых предметов, называет их изображения. Просьбы словесно не выражает.

Речь отдельными словами, короткой фразой. Грамматический строй не сформирован. Звукопроизношение нарушено (отсутствуют соноры). Эхолалия. Активный и пассивный словарь значительно ниже возрастной нормы. Мальчик не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.

Работоспособность снижена, внимание неустойчивое. Способность к волевым усилиям и самостоятельной организации продуктивной интеллектуальной деятельности снижена. Темп деятельности медленный.

Большую часть времени в группе ребенок спокоен. Ходит по группе, наблюдает за действиями детей, сидит за столом, играет в настольные игры. Интереса к совместной деятельности с детьми не проявляет. Часто возникают конфликты из-за желания мальчика отобрать игрушки у детей. На нежелание отдать игрушку, ребенок проявляет агрессию (бьет детей). На индивидуальных занятиях удерживается непродолжительное время, стремится уйти. Знакомые задания делает самостоятельно, но старается избежать выполнения новых заданий. Не всегда удерживает правильную позу на занятии в группе. На музыкальных занятиях сидит непродолжительное время, затем ложится на пол.

Мальчик знает основные цвета, геометрические фигуры. Счет механический в пределах первого десятка. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.

Навыки самообслуживания не до конца сформированы. Снимает и надевает отдельные предметы одежды. Трудность представляет надевание брюк, обуви. Требуется контроль взрослого в разные режимные моменты (прием пищи, одевание, раздевание).

Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи

Татьяна Щербинина
Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи

Екатерина поступила в старшую группу МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития.

Многоязычия в семье нет, старшие братья посещали логопедическую группу с диагнозом – общее недоразвитие речи. Родители уделяют достаточно внимания воспитанию и обучению дочери, интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогами, следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука правая; пробы Хеда выполняет медленно, требуется неоднократное повторение инструкции. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Кольцо – зайчик – коза» и т. д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается замедленная переключаемость движений, координация нарушена.

Артикуляционный аппарат. Нёбо высокое, подъязычная уздечка укорочена. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений, саливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Ограниченный объем движений языка вверх, не может длительно удерживать артикуляционную позу.

Общее звучание речи. Речь смазанная; использует простые распространенные предложения. Допускает ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Логическое ударение отсутствует. Голос слабомодулированный, присутствует назальность.

Активный словарь снижен. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Катя знает обобщающие понятия: «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «цветы». Последовательность времен года, дней недели, части суток называет со стимулирующей помощью. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «абрикоснын сок»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 ведров”, “5 деревов”, “5 стулов”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез, например, не называет конечный гласный звук, не составляет слова из отдельных звуков. Катя не определяет последовательность и количество звуков в слове, место звука слове. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З], [Л] и их мягкие пары, звуки [Ш], [Ж] недостаточно автоматизированы в речи. Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «тевизол» — телевизор, «висипед» — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Катя знает и называет некоторые буквы алфавита, читает закрытые слоги с изученными буквами. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.

Сведения о себе сформированы, родственные связи устанавливает. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно, произвольное внимание неустойчивое, быстро истощаемое.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми устойчивые. В контакт со сверстниками вступает охотно, но предпочитает играть с одними и теми же детьми, любит сюжетно-ролевые игры, но неохотно подчиняется общим правилам игры, предпочитает ведущие роли.

Следует отметить, что Катя аккуратна, отзывчива на просьбы взрослого, помогает педагогам.

Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению» Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспект НОД для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик» «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» Цель: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве Задачи. Образовательные: Формировать представление.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Особенности диалогической речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приемы работы консультация для педагогов Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на ПМПК. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто в обязанности воспитателя МБДОУ входит написание психолого — педагогической характеристики.

Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Виды дидактических игр по развитию речи и их характеристика Сегодня я хочу посвятить тему дидактическим играм по развитию речи и дать им характеристику. Все мы знаем что, в дошкольной педагогике.

Министерство образования
Саратовской области

ГБУ СО “ЦЕНТР ППМС” Г. САРАТОВА

ГБУ СО “ЦЕНТР ППМС” Г. САРАТОВА

государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г.Саратова.

Последние новости

Методические рекомендации

Полезные ссылки

Прочее

Требования к составлению психолого-педагогической характеристики детей на ПМПК

Статью подготовил сотрудник ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» социальный педагог, дефектолог Петряева Л. Н.

Для специалистов ПМПК основным документом отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.

Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ педагогических характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

1.Неполное соответствие педагогических характеристик.

Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики- схемы не дают информации для специалистов ПМПК.

2.Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением школьного психолога.

3.Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного и школьного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

4.Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.)

Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик заимствованные из руководства по организации деятельности системы ПМПК под руководством А. Юдилевича (Москва- Орел,2002год,с. 112).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА

(на детей дошкольного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________

Дошкольное образовательное учреждение

тип _____________________ группа________

Срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении__________

В каком возрасте поступил ________________________________________

Откуда поступил: из семьи, из другого образовательного учреждения (причина)______________________________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе________________________________

Особенности игровой деятельности________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении________________________

Восприятие (зрительное, слуховое, ориентировка в пространстве, знание цветов, времен года, дней недели) ____________________________

Основные трудности, отмечаемые в общении _________________________

Социально-бытовые навыки _______________________________________

Темп деятельности _______________________________________________

/расшифровка Ф.И.О. / подпись

Руководитель дошкольного образовательного учреждения

/расшифровка Ф.И.О. / подпись

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

(на детей школьного возраста)

Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

(Фамилия, имя, отчество)

Наименование образовательного учреждения_____________________________

Бытовые условия. Особенности семейного воспитания______________________

Другие сведения о ребенке (любая дополнительная информация)_____________

Где находился ребенок до поступления в настоящее образовательное учреждение__________________________________________________________

Когда поступил в учреждение, по какой программе обучался, успеваемость

Отношение к занятиям, поведение. Реакция на успех и неудачи в учебе

Отношение со сверстниками и со старшими______________________________

Средства общения. Характеристика речевой активности, словарный запас

Сформированность диалогической речи__________________________________

– внимание, работоспособность, активность, переключение с одного вида

деятельности на другой________________________________________________ -математическиезнанияиумения_______________________________________

– соответствие техники чтения требованиям школьной программы ___________

– может ли воспроизвести прочитанное по плану и без него_________________

– отвечает ли на вопросы по содержанию текста_____________________________

– может ли дать оценку прочитанного____________________________________

– списывание, письмо под диктовку______________________________________

– характер ошибок на письме___________________________________________

Мышление: умеет ли сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-

следственные связи, делает выводы_____________________________________

/расшифровка Ф.И.О. /подпись

Руководитель образовательного учреждения _________________________________

Читайте также:  Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация в-ф
Ссылка на основную публикацию