Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

В игры играем – речь развиваем!

Занятия по развитию речи способствуют развитию всех сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется выразительность речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких занятиях по развитию речи стимулирует собственно речевую активность ребенка.

Мы предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по развитию речи, направленные на активизацию речевого развития детей.

Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы вашего ребенка полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в упражнениях. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений.

Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Эта игра на развитие речи детей дошкольного возраста, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи, наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Вариант 1. «Подбор прилагательных»

Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Эта игра состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо убедиться, что смысл слова понимается.

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово.

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, телевизор, платье.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение).

Вариант 1. «Пропущенные слова».

Вы произносите предложение, а ребенок вставляет пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала . »; «Кошка поймала в саду . »; «Шерсть у кошки . коготки . »; «Дождик прошел, и из-за туч показалось . »; «Дворник взял метлу, он будет . »; «Пришел почтальон, он принес . ». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.

Вариант 2. «Распространение предложений».

Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Дети идут . (куда? зачем?)», «Садовник поливает . (что? где? когда? зачем?) и т. п. В дальнейшем распространение осуществляется детьми самостоятельно, без помощи ориентирующих вопросов.

Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким?зачем?что делал бы?); «Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого?); «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?); «Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (что они могут рассказать?)

|Эта игра очень эффективна в работе с детьми, ведь им от природы свойствен аниматизм — одушевление всех предметов и явлений окружающей действительности. Именно этот прием лежит в основе сказки — литературного жанра, пользующегося у ребят особой любовью. Предложите детям представить, что тот или иной предмет вдруг ожил и заговорил — и тут же родится множество интересных историй.

Жил-был в картонной коробке кусочек мела. За свою короткую жизнь он ни разу не сдвинулся с места, а только лежал и мечтал.
И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться.
Когда Алена помогала маме убирать в шкафу, она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а мел и говорит:
— Не мешай мне мечтать, девочка.
— Хватит лежать без дела, — говорит Алена, — давай-ка лучше поиграем.
— А я не умею играть, я умею только мечтать, — ответил ей мел.
— Ничего, я тебя научу, — взяла Алена мел и начала рисовать. И мел сразу увидел, что он очень талантливый и больше не захотел жить в коробке.

Проект : “В игры мы играем, речь развиваем”
учебно-методический материал по развитию речи

Проект : “В игры мы играем, речь развиваем”

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_v_igry_my_igraem_rech_razvivaem.docx192.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» Базарный Карабулак

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 «Радость»

Воронина Юлия Владимировна

Проект «В игры играем, речь развиваем».

Тип проекта познавательно – творческий

Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Почему мы решили обратить свое внимание к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с егоростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речьразвивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст являетсясамым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольномвозрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленнозаниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знанийпо всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф,зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается сокружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будетвыражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.

По данным российских учёных от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, детине могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Чаще всего у дошколят:

• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

• Бедная речь – недостаточный словарный запас

• Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов –«паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

• Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособностьпостроить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказатьтекст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Что порекомендовать для спасения положения? Игру.

Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно.

О сновной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна!

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и

всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя

игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные

импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и

запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Организуя игру, педагог занимает позицию включѐнного партнѐра:

он просит ребѐнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и

беря на себя определѐнную роль.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют еѐ среду, изменяя еѐ в ходе развития сюжета.

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение

самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги

стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении

сюжетов речью и оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному

явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная

деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя

персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным

ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Методологическая база проекта.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: «Мозаика – синтез», 2015 г.

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: старшая группа – М.: Мозаика –синтез, 2014 г.

О.С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2011 г.

Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) – М. Педагогическое общество России, 2007 г.

А.В. Печерога развивающие игры для дошкольников – М.: ВАКО, 2008 г.

Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно – методическое пособие – М., Центр педагогического образования, 2010 г.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Старшая группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты – словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 г .

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность

Создатьусловиядля игровой деятельности в группе и на участке;

Развивать все компоненты устной речи;

Формировать грамматический строй речи;

Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;

Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности;

Учить вести диалог;

Развивать умения задавать вопросы;

Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;

Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.

Продолжительность проекта: средней срочности

Сроки реализации проекта: декабрь 2014– февраль 2015г.

Планируемый результат проектной деятельности:

Повышение интереса детей к родному языку;

Обогащение активного и пассивного словаря детей;

Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;

Изготовление творческих детско – родительских работ.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный

– определение задач воспитательно – образовательной работы;

– составление и обсуждение поэтапного плана работы;

– анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

– создание банка идей и предложений;

– планирование деятельности всех участников проекта;

– подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

– подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

– объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла

2 этап. Реализация проекта.

Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.

Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.

Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.

Анкетирование родителей: анкета « Ребенок и книга».

Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи детей».

Памятка для родителей по развитию речи детей.

Памятка для родителей по развитию связной речи детей.

Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.

Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

Мастер–класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №11 «БЕЛОСНЕЖКА» ГОРОДА ТЫНДЫ, АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ГОВОРУШКА»

для воспитателей ДОУ по проведению игр , направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела: Воспитатель Таценко Ангела Викторовна

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать :

«О, как же ты красива!»

Цель : познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал : Цветок-«Цветик-семицветик», суджок- мячик, картинки-эмоции, кубики-азбука, презентация в видео и аудио заданиями.

Оборудование : мультимедийный экран (для показа слайдов по тексту презентации)

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие .

Для активизации речевого развития детей я на ООБ и в повседневной деятельности детей по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал : «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию , развитию зрительного восприятия , образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?

Сегодня я Вам принесла волшебный веток «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток игра «Эмоции и чувства ».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Воспитатель раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька загнать в са (чок) .

На большие расстоянья

Мчится он без ожиданья.

Пишется в конце 2 «С»

Называется экс (пресс)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

3-й лепесток игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает воспитателям на одну из букв алфавита (кубики) назвать как можно больше предметов. Нужно свои ответы записать (или зарисовать) на песочном панно. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

4-й лепесток игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трёх букв:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

А сейчас я Вам усложню игру запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав кру

5-й лепесток игра «Добавь словечко»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.). Ведущий говорит. Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток игра «Придумай рассказ»

Правила : Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например , на звук ( П) .

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

7-й лепесток «Обучающие музыкальные задания!»

Участники выбирают лепесток с номером и выполняют музыкальное задание по развитию речи. («Угадай детскую песню»; Упражнение «Лошадка»; «Поём гласные звуки»; «Упражнения на звукоподражание и развитие речи»; «Логоритмика Зайка»; «Песенка звука»; «Слогопесенка звука Б»).

Рефлексия: Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!

«Вся наша жизнь – игра»
Б. Грасиан

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом .

Методическая разработка «Играя, развиваем речь»

Ольга Симонова
Методическая разработка «Играя, развиваем речь»

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – это непременное условие готовности к школьному обучению. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи, таких как:

– исправление дефектного звукопроизношения; обогащение словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий языка; развитие связной монологической речи детей. А также некоторых когнетивных компонентов: речевого мышления; воображения; речеслуховой памяти; активного и произвольного внимания.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру». Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности.

Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Я хочу рассказать о логопедических играх, т. е. играх, направленных на развитие всех компонентов речи, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Все предложенные игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя речевой материал и ставя образовательные задачи соответственно возрасту ребёнка.

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй. Если ребёнок не слышит звуков, он неправильно произносит окончания и поэтому допускает ошибки при согласовании слов в предложении, а также при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Например, игра «Четвёртый лишний» очень проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру для развития как зрительного, так и слухового внимания. В век компьютерных технологий её можно разнообразить, осовременить, озвучить. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их можно применять при изучении любой лексической темы. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение.

В своей работе я часто использую лабиринты при изучении любой лексической темы: «Помоги Машеньке добраться до дома» (называем листья, упавшие с деревьев, «Поможем ёжику найти маму» (называем все съедобные грибы, «Помоги гусенице превратиться в бабочку» (называем насекомых) и т. п. Все эти игровые лабиринты помогают закрепить лексический материал. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать и в компьютерном варианте, и с картинками (демонстрационный и раздаточный материал). Их можно также использовать для аппликации.

Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т. е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты. Так, например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков. Для этого хорошо пропевать эти звуки, используя упражнения: «Лесенка» с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу», «Поезд», «Поём звук [а], пока летит аист», или «Поём звук [о], пока Оля кружится» и другие. Необходимо использовать игры на развитие дыхания. Например, на развитие длительного плавного выдоха: «Закати мяч в ворота» или «Футбол», «Осенние листочки», «Дождик», «Мыльные пузыри», «Пароходы» и многое другое. На развитие глубокого вдоха: «Узнай по запаху», «Отдохнём» и т. п.

Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала – всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно. (Кусается сильно котёнок-глупыш. Он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Например, можно поиграть в игру «Чего не хватает у ёжика?». Детям предлагается посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику, который находится перед ними. Нужно помочь ему вспомнить, какого цвета были у него иголки. Педагог подсказывает: две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Дети запоминают и прикрепляют прищепки. Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. (Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну). Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Эти нетрадиционные игровые средства и предметы-заместители можно использовать в любой период и в разных возрастных группах.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка. Например, очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного предмета (предметов). Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц. Известная игра «Чудесный мешочек». Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий: «Достань и назови ласково», «Чьи покупки?», «Назови и придумай предложение» и т. п. Также, я думаю, знакомая всем игра «Кто, где живёт?» по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных.

Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. прятать и искать. Можно использовать и другие игры на практическое употребление предлогов в составе простого предложения: «Ваза и цветок», «Кто за забором?», «Куда упал листик?», «Кто за деревом?», «Помоги мухе найти своих друзей», «Найди птичку». Говоря об играх на закрепление звукопроизношения, слогового анализа, фонематических функций и грамоты, хочется отметить, что, конечно же, коррекцию осуществляет логопед, а воспитатели закрепляют, автоматизируют и контролируют. Для развития фонематических функций можно использовать игры: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков, «Хлопни – топни», «Красный – синий» (игры на дифференциацию звуков, «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» (игры на определение места звука в слове) и т. п. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву», «Буква оживает», «Живые звуки»

Используя эти и другие игры в работе по развитию речи, педагогам необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. Чем ярче, красочнее игры и игровые пособия, тем интереснее ребёнку играть и тем лучше будет результат. Но надо помнить, что речевой материл, не должен быть перенасыщен и поставленные задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!

Семинар-практикум для родителей «Весело играем — свою речь развиваем»

Людмила Окунева
Семинар-практикум для родителей «Весело играем — свою речь развиваем»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Весело играем – свою речь развиваем».

Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования.

Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

Надеемся, Вы будете применять полученный опыт в общении со своим ребенком».

1. Сегодня мы с вами поиграем, но прежде чем начать игру, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» – назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Людмила Алексеевна, я отправляюсь в путешествие и беру с собой линейку». Следующий говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Л. А. взяла линейку».

Молодцы, рады знакомству.

И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Гимнастика на экране!

Уважаемые родители повторяйте за мной.

Рекомендация №1 Мы рекомендуем играть с детьми и делать артикуляционную гимнастику ежедневно.

Рекомендация №2. Играть в игры на развитие фонематического слуха.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) в свободной речи. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

Игра «Определи место звука в слове».

Я буду называть слова со звуком «ш»

-если услышите его в начале слова – топайте

-если услышите его в середине слова – хлопайте

– если услышите его в конце слова – молчите.

Игра «Назови слово, которое начинается со звука [С]»

Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.

Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Логопед: Давайте выполним упражнение, которое вы можете легко выполнять дома вместе с детьми. Научим игрушку «летать»

Дома можно использовать следующие игры:

«Загони мяч в ворота», «Футбол с котельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк», игры на поддувание.

Рекомендация №4 Пальчиковая гимнастика.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Пальчиковая гимнастика под музыку «Вот этот самый сильный пальчик у меня»

Вы можете использовать с детьми следующие игры для развития мелкой моторики:

1. Игры с прищепками

2. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры

4. Рисовалки”. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко

5. “Мозаика”. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие -шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика

Заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову, затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.

Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.

Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова.

Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!

Консультация «Весело играем — свою речь развиваем…» Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того, чтобы помочь детям.

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Учитель – логопед Шамова Л. А. Цель мастер-класса: Повышение профессиональной.

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь» Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей логопедической группы «С детьми играем — речь развиваем» «Играем вместе» Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «Выполняй задания». Ребенок после однократного.

Консультация «Весело играем свою речь развиваем» для родителей старшей логогруппы Дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей, их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские.

Мастер-класс «Играя развиваем речь»

Цель: повышение – педагогической компетенции родителей по теме.

Задачи:

– обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;

– заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;

– представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный играм по развитию речи.

Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.

Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша.

Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:

– приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

– осваивает опыт человеческой деятельности;

– развивает творчество и фантазию;

– развивает мыслительную деятельность;

– развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

Сегодня я предлагаю вам сыграть в словесные игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки – дудочки», «Индюк болбочет» и другие.

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

Сидит белка на тележке,

Раздает друзьям орешки.

А медведю в лапище.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом,

А собака с помелом,

А лошадка с фонарем,

Серый заинька с листом.

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мышки вон

Далее я предлагаю игры по нарастающей, т.е. от более легких к сложным.

1. «Эхо или попугайчик» – «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

«Ты – мне, я – тебе» поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

3. «Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …

Уронила в речку .

4. «Так бывает или нет?»

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т.д.)

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

Кар-р-р-тошка или капуста?

Сыр-р-р или колбаса?

Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.

Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.

В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из: яблок – яблочный

из фруктов – фруктовый

из овощей – овощной.

И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

Что будет, если я пролью чай на стол?

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

Что будет, если я не помою посуду?

8. «Что можно делать …»

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)

Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

На кровати лежат, а на стуле .

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

9. «Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха . летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет – машина, поезд, велосипед, …

Тает – мороженое, лед, …

Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.

10. «От норы до горы».

Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.

В квартире живут…

11. «Двойной противник».

К каждой паре слов подбери по два слова – противника.

Крутой подъем –…пологий спуск.

Слабый мороз -…сильная жара.

Радостная встреча-…грустное расставание.

Вспомнить радость-…забыть горе.

Отдать много – …получить мало.

Темное прошлое -…светлое будущее.

12. «Каждый знает».

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

13. «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

На собственных именинах –

14. «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

15. «Вот так магазин».

Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

16. «Законченное предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

В корзине лежит…

В цирке выступает…

17. «Шагай-ка – называй-ка».

На каждый шаг называть слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю головные уборы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю профессии…

Да-да-да – в огороде лебеда.

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду.

Ша-ша-ша- принесли домой ерша.

Жа-жа-жа- -есть иголки у ежа.

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Белые бараны били в барабаны.

Проворонила ворона вороненка.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.

Читайте также:  Информация для родителей по лексической теме: Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме
Ссылка на основную публикацию