Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

Семинар-практикум для родителей «Весело играем — свою речь развиваем»

Людмила Окунева
Семинар-практикум для родителей «Весело играем — свою речь развиваем»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Весело играем – свою речь развиваем».

Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования.

Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.

Надеемся, Вы будете применять полученный опыт в общении со своим ребенком».

1. Сегодня мы с вами поиграем, но прежде чем начать игру, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас,и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» – назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него.Например: «Я Людмила Алексеевна, я отправляюсь в путешествие и беру с собой линейку».Следующий говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Л. А. взяла линейку».

Молодцы, рады знакомству.

И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.

Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?»

Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».

Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику, зарядку, без которой звуки не появятся.

Гимнастика на экране!

Уважаемые родители повторяйте за мной.

Рекомендация №1 Мы рекомендуем играть с детьми и делать артикуляционную гимнастику ежедневно.

Рекомендация №2. Играть в игры на развитие фонематического слуха.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) в свободной речи. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

Игра «Определи место звука в слове».

Я буду называть слова со звуком «ш»

-если услышите его в начале слова – топайте

-если услышите его в середине слова – хлопайте

– если услышите его в конце слова – молчите.

Игра «Назови слово, которое начинается со звука [С]»

Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.

Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Логопед: Давайте выполним упражнение, которое вы можете легко выполнять дома вместе с детьми. Научим игрушку «летать»

Дома можно использовать следующие игры:

«Загони мяч в ворота», «Футбол с котельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк», игры на поддувание.

Рекомендация №4 Пальчиковая гимнастика.

«Послушные пальчики»

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Пальчиковая гимнастика под музыку «Вот этот самый сильный пальчик у меня»

Вы можете использовать с детьми следующие игры для развития мелкой моторики:

1. Игры с прищепками

2. Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры

4. Рисовалки”. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет.Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко

5. “Мозаика”. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие -шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика

Заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку.Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову, затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.

Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.

Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова.

Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!

Консультация «Весело играем — свою речь развиваем…» Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют.

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того, чтобы помочь детям.

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Учитель – логопед Шамова Л. А. Цель мастер-класса: Повышение профессиональной.

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь» Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей логопедической группы «С детьми играем — речь развиваем» «Играем вместе» Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «Выполняй задания». Ребенок после однократного.

Консультация «Весело играем свою речь развиваем» для родителей старшей логогруппы Дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей, их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские.

Семинар-практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем — речь свою мы развиваем» Семинар – практикум для родителей «Дуем, дуем, задуваем – речь свою мы развиваем»Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого.

Семинар-практикум для родителей «Мы играем — речь развиваем» Ход семинар-практикума. 1. Развитие речи детей 4-5 лет в норме. Результаты обследования устной речи детей средних групп. Учитель-логопед:.

Семинар — практикум «Развиваем речь детей, играя» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие речи.

Развиваем, играя: развитие речи дошкольника

Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.

Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.

    Игра «Кто больше знает?»
    Цель: развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
    Вариант 1. Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
    Вариант 2. Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.)

Игра «День рождения»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён.

Игра «Найди связь или что общего?»
Цель: развитие памяти, речи.
Вариант 1. Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
Вариант 2. Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат.

Игра «Кому что нужно?»
Цель: развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор.

Игра «Звук заблудился»
Цель: развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.).

Игра «Словесное дерево»
Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
«Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук.

Игра «Угадай, кто ты?»
Цель: тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
– Я живое существо или нет? – Да
– Я большое или маленькое? – Маленькое
– Я живу в лесу или дома? – В лесу
– У меня перья или мех? – Мех
– Я зимой сплю? – Нет
– Я линяю? – Да
– У меня уши, какие? – Длинные
– Чем я питаюсь? – Корой, травой
– Я – Заяц? – Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком.

Игра в рифмы.
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
На берегу лежала гайка,
Рыбешку утащила -…(чайка).
Дымиться в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом -…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский -…(жук).
Темная настала ночка,
Засыпает моя -…(дочка).
Было мишке меду мало,
Пчелка показала -…(жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен -…(мир).

Игра «Определения»
Цель игры: расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Вариант 1. Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
Вариант 2. Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — . (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — . (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — . (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — . (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — . (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — . (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — . (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — . (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — . (солнце).

Читайте также:  Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Игра «Путаница»
Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (Сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке)

Игра «Найди маму малышу»
Цель: учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов – онок, – енок, -ат, – ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., – и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу.

Игра «Назови одним словом»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации.
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

Игра «Кто где живет?»
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

Игра «Назови ласково»
Цель: учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пример: большое яблоко – маленькое яблочко…

Игра «Один – много»
Цель: учить образовывать множественное число существительных
Пример: груша–груши…

Игра «Весёлый счёт»
Цель: учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
Пример: одно яблоко – два яблока – …- пять яблок…

Игра: «Подбери признак»
Цель: учить образовывать прилагательные.
Пример: яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» – яблочная….

Игра «Подбери действие»
Цель: учить образовывать глаголы разного времени.
Пример: яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать…

  • Игра «Я знаю пять названий»
    Цель: развитие памяти, быстроты реакции.
    Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)
  • Мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь, играя»

    Мастер-класс для воспитателей

    «Развиваем речь, играя»

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.

    Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива,

    И ты готов внимать ее поток и восклицать:

    «О, как же ты красива!

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

    В соответствии с ФГОС ДО п. 2.6. содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а в частности в области речевого развития. «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; связанной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, программа ООП ДО воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи.

    Однако, педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему – то, что не вызывает у него интереса. А заинтересовать мы можем с помощью игры.

    Сегодня с помощью игровых приемов я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

    Тема моего мастер-класса «Развиваем речь, играя»

    Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

    • познакомить педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;

    • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

    – А сейчас я попрошу у вас помощи, мне нужно шесть участников в роли детей, для проведения мастер-класса. (Педагогам предлагается написать на бейджиках свои имена)

    И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Такие (похожие) словесные игры я провожу с детьми, чтобы их орагнизвать и привлечь внимание.

    Я рада вас видеть сегодня, друзья.

    Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

    Едва не замерзли в дороге, в пути,

    Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

    Хочу я услышать ваш честный ответ,

    Детей вы любите? Да или нет? (да)

    Чтоб деткам своим во всем помогать

    Вы новое что-то хотите узнать? (да)

    Кошмар этот помним с студенческих лет

    Мы скучные лекции слушаем? (нет)

    Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

    Вам нужно в работе активными быть? (да)

    Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

    Приветствие кончилось, можно начать.

    Звучит волшебная музыка.

    – Ребята, скажите, а вы любите сказки?

    Педагог выносит волшебный сундучок.

    – Посмотрите, что это у меня в руках? (сундук)

    – Вам интересно узнать, что он для нас приготовил?

    Педагог достаёт героев различных сказок (заяц, кот, собака, поросёнок, Красная шапочка, дед, бабка)

    – Ребята, а то герои с одной сказки? (нет)

    – Ой, наверно злой волшебник перепутал всех героев сказок. (девочка- из сказки «Красная шапочка», поросёнок- из сказки «Три поросёнка» и т. д.)

    – Ребята, но мы с вами не будем расстраиваться и придумаем свою сказку с этими героями. Попробуем?

    – У вас будет немного времени, чтобы подумать кто будет главным героем, кто злым, добрым героем, кто- то будет кого-то спасать из какой-то беды)

    Одной из главных проблем у старших дошкольников – это неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

    Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

    – Итак, ребята, я думаю, что вы уже готовы и давайте попробуем показать новую сказку.

    – Как мы можем назвать новую сказку?

    – Какие вы молодцы, получилась замечательная интересная сказка. В свободное время мы её зарисуем и подарим книжку-малышку ребятам младшей группы.

    – Ребята, наверно вы засиделись. Я хочу вам предложить поиграть в известную подвижную игру «Карусель», но играть в неё мы будем немного по-другому.

    – Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к заданной теме. Например: нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова (клоун, радость, смех и т. д.) Каждый игрок, назвав несколько слов поочереди – делает шаг в сторону с лентой в руках. Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться. Всем понятны правила? Начнём.

    – Итак, называем только зеленые слова (например: огурец, ёлка, горох, кузнечик, лягушка, карандаш).

    Звучит музыка. (Еле-еле, еле-еле закружились карусели)

    – Ну, что устали, присаживайтесь.

    Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему, развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.

    – Ребята, мы с вами и сказку интересную придумали и в игру подвижную поиграли. А хотите послушать стихотворение?

    Перед нами елочка:

    Зайчики и свечки,

    – А сейчас, давайте попробуем заучить это стихотворение наизусть и в этом нам поможет наша таблица.

    – Посмотрите, пожалуйста на доску. Она расчерчена на квадраты. Я буду читать стихотворение, а вы по очереди будете выходить и в каждом квадрате рисовать подходящий рисунок. (первый рисунок педагог рисует самостоятельно для образца)

    – Итак, таблица заполнена. А теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение наизусть.

    – Теперь кто-нибудь хочет рассказать стихотворение самостоятельно?

    – Вот так, ребята, можно легко и быстро выучить стихотворение наизусть. Поделитесь дома с родителями таким интересным способом, а может даже попробуете вместе выучить новое стихотворение.

    В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

    Звучит волшебная музыка.

    – Ой, ребята, наш волшебный сундучок опять зовёт нас к себе. Давайте посмотрим, что же ещё он нам приготовил?

    – Посмотрите, кто это у нас тут? (осьминог)

    Живет в океане большой осьминог,

    Он очень печален, всегда одинок,

    Он плавает ночью, а днем больше спит,

    Поэтому часто он очень грустит.

    – Как вы думает, почему он грустит? (потому что он один)

    -Правильно, он один, ему одиноко, скучно. А мы можем ему как-то помочь? (сделать еще осьминогов)

    – Конечно, можем, посмотрите, в сундуке есть нитки, шарики, ножницы.

    – Ребята, выбирайте понравившийся вам цвет пряжи и попробуем сделать с вами разноцветных осьминожков, но надо работать в паре и друг другу помогать, так как одному будет сложно справиться.

    (педагог помогает сделать осьминогов)

    – Ой, какие, веселые осьминожки получились!

    Был осьминог когда-то один,

    В гости пришёл к нам из синих глубин.

    Быть одиноким и грустным нельзя,

    Теперь разноцветные рядом друзья.

    Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

    Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека».

    Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать игровые приёмы для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, особенно примечательно и удобно является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные действия под хорошо знакомые вам стихи, сказки, песенки. Спасибо за внимание.

    Методическая разработка “Развивающие игры для дошкольников”

    Цель: создание условий для развития детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Развитие коммуникативных качеств.
    • Развитие речи.
    • Развитие образной ассоциативной памяти, внимания, как средства достижения успеха.

    Просмотр содержимого документа
    «Методическая разработка “Развивающие игры для дошкольников” »

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Центр дополнительного образования детей Октябрьского района города Ростова-на-Дону

    Методическая разработка открытого урока педагога дополнительного образования первой квалификационной категории Ксёнз Елены Валериевны

    ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

    1.Подготовительный этап.

    Цель: создание условий для развития детей дошкольного возраста.

    Развитие коммуникативных качеств.

    Развитие образной ассоциативной памяти, внимания, как средства достижения успеха.

    Формы, методы, приёмы

    Содержание учебно-воспитательной

    деятельности на занятии

    Игра с мячом . Педагог бросает мяч ребенку и хлопает в ладошки один раз , а ребенок должен сказать полное имя и фамилию.

    2. Двигательная разминка в кругу..

    Создание эмоционально-комфортного настроя на занятии, общение, раскрытие индивидуальных способностей. Дети проговаривают с педагогом стихи и одновременно выполняют физические упражнения.

    -Видишь, бабочка летает,

    На лугу цветы считает-

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Ох, считать – не сосчитать!

    За день, за два и за месяц,

    Даже мудрая пчела

    Сосчитать бы не смогла!

    10, 9, 8, 7, 6, 5,4,3,2.1-

    В прятки мы играть хотим!

    Только надо нам узнать

    Кто из нас пойдет искать!

    Педагог: А теперь, маленькие ножки побежали по дорожке на носочках на свои места.

    3. Речевая разминка с использованием пальчиковых игр. Дети повторяют за педагогом стихи и выполняют определенные движения пальчиками.

    Читайте также:  Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

    – В гости к пальчику большому,

    Прибегали прямо к дому,

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний,

    Постучался на порог.

    Друг без друга им нельзя!

    – Мы пришли в огород!

    Что там только не растет:

    Тыква, репка и чеснок,

    Лук, картошка, кабачок,

    Помидор и огурец,

    Вот, хозяин- молодец!

    Воробей живет под крышей,

    В теплой норке- домик мышки,

    У лягушки дом в пруду,

    Домик пеночки- в саду!

    Эй, цыпленок, где твой дом?!

    Он у мамы- под крылом!

    Обеспечение мотивации предстоящей деятельности.

    Активизация внимания и познавательной деятельности.

    Приобретение знаний, выработка умений и навыков на занятии.

    Исходная диагностика оценки уровня умственного развития детей относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями и настрой на освоение знаний, умений, навыков.

    2. Основной этап

    Развитие воображения как основы творческой деятельности.

    Развитие образной ассоциативной памяти, внимания, как средства достижения успеха.

    Формирование элементов нестандартного мышления.

    – Развитие координации мелкой моторики.

    – Расширять кругозор детей, развивать представления об окружающем мире

    – Развитие начальных математических представлений.

    Формы, методы, приёмы

    Содержание учебно-воспитательной

    деятельности на занятии

    Основной блок: «Путешествие-сказка».

    Методы: игровой, поисковый.

    4. Сказка Итак, мы отправляемся в сказку на логическом поезде: машинистом будет Витаминка и повезет она состав из вагончиков, в которых будут находиться все, «кто» или «что» умеет летать.

    Игра «Логический поезд».

    Выбрать из большого многообразия картинок только те, на которых изображены: бабочка, птица, самолет, вертолет, снежинка, капелька. Перед вагончиками расположить паровоз с Витаминкой. Строить состав поезда необходимо слева направо.

    Посчитать количество вагонов.

    Определить «кто» или «что» едет в первом и последнем вагонах.

    После построения паровозика с вагончиками, дети погружаются в сказку.

    Жил-был воробей, а домик у него находился под крышей.

    Вопрос. « Как называется домик у воробья?»

    Давайте придумаем и соберем из Мозаики «гнездо» воробья.

    Игра « Мозаика».

    Каждый из детей получает игру « Мозаика» и схематически из фишек мозаики собирает гнездышко воробья.

    Продолжение сказки. Воробей решил построить себе новое гнездышко на елочке. Позвал на помощь своих друзей .Дружно и весело построили.

    От радости начали играть в догонялки, прятки.

    Педагог: ребята, выходите в круг – мы тоже сделаем разминку.

    – Мы хлопаем руки, хлоп, хлоп, хлоп

    Мы топаем ногами, топ, топ, топ.

    Мы руки поднимаем,

    мы руки опускаем и

    -Сел на ветку снегирек,

    Дождик брызнул, он промок,

    Ветерок, подуй слегка,

    Обсуши нам снегирька!

    Продолжение сказки.

    Но вдруг поднялся сильный ветер, и друзья посоветовали укрепить гнездо, протянув еще и шнурочки для крепости жилья. Опять друзья помогли! И мы с вами, ребята, поможем укрепить гнездо шнурочками. Получился у воробья отличный домик-гнездо!

    Игра «Шнуровальный планшет № 1». Выполнить шнурование, как показано на рисунке.

    Умение находить формировать, представлять материал, умение самостоятельно вести поиск информации, умение анализировать и оценивать свою деятельность.

    Умение составлять из деталей мозаики придуманную самим ребенком картинку(творческое воображение)

    Методическая разработка Будем весело играть, свои мысли развивать!

    Скачать дипломы можно в личном кабинете

    Центр организации и проведения
    Международных и Всероссийских
    конкурсов г. Москва
    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 64913 от 16.02.2016

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

    • – Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
    • – Перейти на страницу подачи публикации
    • – Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
    • – Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
    • – Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
    • – Прикрепите файл с публикацией к заявке.
    • – После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    • Главная
    • Публикации
    • Дополнительное
    • Методическая разработка занятия на тему: “Речевые игры и упражнения”

    Методическая разработка занятия на тему: “Речевые игры и упражнения”

    Дата публикации: 15.10.19

    Автор:
    Потехина Елена Петровна Педагог дополнительного образования, МУ ДО ЦДТ, Г.о.Подольск

    План-конспект открытого занятия

    Тема: «Речевые игры и упражнения»

    Дата:24.09.19г.

    Возраст учащихся: 10 -11 лет

    Количество детей: 12 человек

    Продолжительность занятия: 45 мин

    Вид занятия: групповое

    Тип занятия: комбинированное

    Форма занятия: беседа, практическое занятие с элементами инсценировки, творчества, игры.

    Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.

    Задачи:

    Обучающие:

    – правильному певческому дыханию;

    – исполнению песни в унисон;

    -Развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон

    -продолжить работу по двухголосию и трехголосию

    Развивающие:

    – формирование правильного вокального исполнения;

    – развитие чувства ритма, внимания, воображения;

    – развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

    Воспитательные:

    – воспитывать культуру поведения;

    – воспитывать умение работать в коллективе.

    Формирование Универсальных учебных действий:

    Личностные УУД

    1.1. Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве.

    1.2.Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.

    1.3. Формирование эстетических потребностей, ценностей.

    Познавательные УУД

    2.1.Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

    2.2 формирование умения работать со скороговорками.

    Коммуникативные УУД

    3.1.Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст.

    3.2.Формирование умения выражать свои мысли, чувства через песню.

    Регулятивные УУД

    4.1. Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на занятии.

    4.2. Формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного.

    Материальное обеспечение:

    Оборудование.

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор);
    • синтезатор;
    • наглядный дидактический материал (листики со скороговорками, презентация к занятию).

    Музыкальный материал:

    • песенки-распевки;
    • ноты песен
    • фонограмма песни.

    Используемые методы:

    • словесный;
    • проблемный (эвристический);
    • творческий;
    • исследовательский;
    • наглядный (объяснительно-иллюстративный).

    Используемые технологии:

    • групповая технология;
    • личностно –ориентированная технология;
    • игровая технология;
    • технология развивающего обучения;
    • компетентного и деятельного подхода;
    • технология проблемного обучения;
    • технология интегрированного занятия;
    • интерактивная технология.

    Подготовительная работа:

    Дети должны самостоятельно подготовить скороговорки.

    План занятия:

    • Организационный момент.
    • Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме занятия.
    • Выполнение задания.
    • Подведение итогов.

    Ход занятия:

    1. –Радость творчества и позитив.

    Дарит зрителю «Конфетти».

    -Представляю вашему вниманию

    весёлую, дружную компанию.

    -Я рада вас видеть на открытом занятии вокального объединения «Конфетти».

    -Перед вами осенние листики, они не простые. На них скороговорки. Я предлагаю вам посостязаться.

    -Попробуйте быстро, без остановки прочитать скороговорку 3 раза.

    -Всё ли получилось?

    -Почему не получилось?

    -А для чего вокалисту нужны скороговорки?

    -Можно ли этому научиться?

    2.Постановка темы и цели урока.

    – Итак тема занятия: Речевые игры и упражнения.

    • С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
    • Куда направляем воздух при вдохе (в живот).

    Корпус свободный, плечи опущены.

    Упражнения:

    • «Воздушный шар»
    • «Цветок»
    • «Насос»

    Актуализация знаний

    Для того, чтобы сформировать правильную дикцию необходимо для этого подготовить артикуляционный аппарат.

    Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твёрдое и мягкое нёбо, нижняя челюсть).

    Упражнения:

    • «Чистые зубки»
    • «Дорожка к нёбу»
    • «Весёлые губки»

    3.Комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата (вокально-тренировочные упражнения)

    Работа с памяткой вокалиста.

    3.ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
    ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
    КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
    Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
    НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
    МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
    ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
    РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

    Цель использования: развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.

    Результат: отчетливая дикция, развитие легких, умение различать высоту звука.

    Работа со скороговорками.

    • в медленном темпе.
    • с акцентом на разные слова
    • на крещендо и диминуэндо
    • с разной интонацией
    • пропевая на одном звуке.

    Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.

    Результат: отчетливая дикция.

    Применение нового знания

    Распевание

    1.Распевка №1(ми, мэ, ма, мо, му)

    2.Распевка №2(ди, дэ, да)

    3.Распевка №3(«Ложкой снег мешая»)

    5.Распевка №5 ( бри, брэ, бра, бро, бру)

    Цель использования: развитие звуковысотного слуха, разогревание певческих связок.

    Результат: голосовой аппарат подготовлен к пению.

    Представленный комплекс упражнений заставляет внутренние органы ребенка работать с полной отдачей:

    • Происходит очищение и развитие легких.
    • Разогреваются мышцы языка, массаж языка.
    • Развивается речевой аппарат, улучшается дикция ребенка, работают мышцы лица.
    • Развиваются певческие связки

    Работа на формированием двухголосия, трёхголосия

    – «Песенка про Ослика»,

    – «Как лечили бегемота».

    Профилактика заболеваний органов дыхания

    Повторение изученного материала

    Исполняется песня «Любимый город».

    4.Итог занятия:

    – Чему вы научились сегодня на занятии?

    – Что нового вы для себя сегодня узнали?

    Рефлексия

    Кто доволен своей работой на занятии? ( поднимите осенний листик)

    До новых встреч!

    • Конкурсы для учителей
      • Всероссийский конкурс для учителей начальных классов
      • Быстрые конкурсы для педагогов и детей
      • Конкурсы педагогического мастерства для учителей
      • Конкурс для молодых учителей
      • Конкурс презентаций для учителей
      • Всероссийские конкурсы для педагогов
      • Международные конкурсы для учителей
      • Конкурсы для аттестации
      • Творческие конкурсы
      • Конкурс портфолио для педагогов
      • Конкурсы публикаций
      • Конкурсы проектов для учителей
      • Конкурсы уроков
      • Методические конкурсы для учителей
      • Заочные конкурсы для учителей
      • Дипломы и сертификаты для педагогов
    • Профильные конкурсы
      • Конкурсы для педагогов дополнительного образования
      • Конкурсы для педагогов-психологов
      • Музыкальные конкурсы для педагогов
      • Конкурсы для учителей английского
      • Конкурсы сценариев
      • Конкурсы для социальных педагогов
      • Заочные конкурсы для педагогов организаторов
    • Конкурсы для воспитателей
      • Быстрые конкурсы для воспитателей ДОУ
      • Всероссийские конкурсы для воспитателей детских садов
      • Дистанционные конкурсы для воспитателей
      • Международные конкурсы для воспитателей
      • Международные конкурсы для педагогов дошкольного образования
      • Творческие конкурсы для воспитателей
      • Конкурсы за 100 рублей
      • Конкурсы проектов среди воспитателей
      • Конкурсы презентаций для воспитателей детских садов
      • Конкурсы мастер-классов воспитателей ДОУ
      • Конкурс портфолио воспитателей ДОУ
      • Конкурсы публикаций воспитателей
      • Конкурсы конспектов среди воспитателей
    • Викторины
      • Викторины для школьников в интернете
      • Всероссийские викторины для детей дошкольного возраста
    • Детские конкурсы
      • Конкурсы для школьников
      • Конкурсы для дошкольников
      • Международные конкурсы для детей
      • Всероссийские детские конкурсы
      • Конкурсы для дошкольников и воспитателей
      • Детские творческие конкурсы для дошкольников
      • Международные конкурсы для дошкольников
      • Всероссийские конкурсы для дошкольников
      • Конкурсы для младших школьников
      • Конкурсы для учащихся
      • Детские творческие конкурсы
      • Конкурсы рисунков
      • Дистанционные конкурсы для детей
      • Конкурсы эссе
      • Международные конкурсы для школьников
      • Всероссийские конкурсы для школьников
      • Конкурсы детских стихотворений
      • Детские художественные конкурсы
      • Конкурсы для детей детских садов

    © 2016 “Твори! Участвуй! Побеждай!”. Конкурсы для детей и педагогов.

    Все права защищены

    При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

    Организатор конкурса: Центр организации и проведения дистанционных мероприятий “Твори! Участвуй! Побеждай!”

    Учредитель и главный редактор: Романов Д.Ю., адрес редакции: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская д. 81-а, индекс 184042

    E-mail: tvori.uchastvui@yandex.ru Телефон: 8-911-801-09-10

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-64913 от 16.02.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

    Методическая разработка занятия по курсу “Учусь общаться”

    Учебная задача: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

    Цель занятия:

  • Обучающая – учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Формировать коммуникативную компетенцию. Учить выражать свое мнение публично.
  • Воспитывающая – учить проявлять терпение к недостаткам других; формирование мотивации на толерантное общение.
  • Развивающая – развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; накопление личного опыта осознанного применения коммуникативных универсальных учебных действий в ситуациях общения.
  • Критерии оценивания результатов: Осознанный выбор детьми того или иного варианта общения в конфликтной ситуации (стремление к компромиссу, уступке, побуждение к сотрудничеству). Самооценка детьми своих достижений на занятии: какие новые для них способы общения они освоили для последующего применения в реальной жизни.

    Оборудование: карточки с пословицами, ТСО: магнитофон, проектор, компьютер, пиктограммы эмоций, клубок цветной шерсти, кассеты с записями песен, “коврик мира”, картинки и др.

    Вход под музыку “Неразлучные друзья: взрослые и дети”.

    1. Ритуал приветствия “Здравствуй, друг!”

    – Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.

    “Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал Ты пришел. Хорошо!”

    “Здравствуй, друг!” – пожимают друг другу руки. “Как ты тут?” – кладут руку на плечо партнера. “Где ты был?” – берут партнера за ухо. “Я скучал” – прижимают руку к сердцу. “Ты пришел” – разводят руки в стороны. “Хорошо!” – обнимаются.

    2. Разминка “Постройся вряд по признаку”.

    Эта игра – на знание друг друга и быстроту реакции. Правила такие. На счет “1,2,3” нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я называю признак, по которому это нужно сделать (например, “построиться по росту”), а вы становитесь в ряд – впереди самый высокий ребенок, в конце – самый маленький. Понятно? Итак, постройтесь в ряд!

    Ведущий предлагает разные варианты, например, построиться по цвету волос, по росту, по размеру обуви, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз – от самого темного до самого светлого. После каждого раунда игры ведущий обсуждает, почему получилось или не получилось построиться правильно и быстро.

    Мы дружно поиграли, и узнали кто у нас самый-самый. А вот запомнили вы это или нет, мы сейчас проверим: самый высокий – это . (имя ребенка) и т.д.

    3. “Мозговой штурм”. Игра с мячом.

    Учебная задача: определить: “что было раньше, что позже?”

    Кто кем был раньше:

    Цыпленок – яйцом; конь – жеребцом; яблоня – семечком,; рыба – икринкой; хлеб – мукой; бабочка – гусеницей; птица – птенцом; шкаф – деревом; мастер – учеником; шуба-мехом; сильный – слабым.

    Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе, побуждать детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

    -Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

    С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

    Читайте также:  Звук (В), буква В - конспект открытого занятия

    Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные/мнения? / (Ответы детей)

    Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

    дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

    На слайдах диагностические ситуации. + Этюды детей на эти ситуации. (“Экспресс-диагностика коммуникативной компетенции детей 5-6 лет”)

    Ситуация 1. Отнимает игрушки.

    Ситуация 2. Сломал игрушку.

    Ситуация 3. Взрослые ребята не принимают в игру.

    Ситуация 4. Ломает постройки.

    -Как бы Вы поступил на месте этой девочки (этого мальчика)?

    3. Обсуждение конструктивных и неконструктивных способов поведения.

    – Можно ли помочь слезами горю? (Ответы детей)

    Отчего вы чаще всего плачете? (Ответы детей)

    Можете ли вы не плакать совсем? Почему? (Ответы детей)

    А стоит ли вам отказать себе в таком удовольствии? (Ответы детей)

    – Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать? (Ответы детей)

    – Послушайте, ребята, стихотворение “Слезы”:

    Ты можешь плакать
    Двадцать дней
    И двадцать пять ночей
    Пока
    Из горьких слез твоих
    Не побежит ручей .
    Ты можешь плакать
    Много лет,
    Пока не станешь
    Стар и сед,
    Но слезы не спасут от бед
    И не помогут горю.
    А если это ясно,
    То не реви
    Напрасно.
    (Р. Сеф “Слезы”)

    4. – Ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие? (дети отвечают, а педагог показывает таблички со словами “Извини”, “Давай я тебе помогу”, “Давай играть вместе”). Как можно помириться?

    1. Игра “Коврик мира”

    – Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами “коврик мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Педагог кладет в центре комнаты ткань, а на нее – красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что девочки хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на “коврик мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему.

    Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

    2. Учимся работать в паре, объясняем пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки по теме (работа с тетрадью Е.Н. Дзятковской).

    “Как аукнется, так и откликнется”

    “Сам себя губит, кто других не любит”

    “Согласного стада и волк не берёт”

    “Один в поле не воин”

    “Москва – слезам не верит”

    Вывод: От того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье людей и природы.

    Ребята, мы знаем, что у нас один общий дом – ПРИРОДА.

    Дом, без которого нам не прожить.

    -Кто кроме нас, людей, живёт в этом доме? (Ответы детей)

    – А как вы думаете, что произойдёт, если люди друг к другу будут относиться хорошо, а к животным и растения плохо? (Ответы детей)

    Давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Посмотрите на экран. Что нельзя делать?

    1-й слайд. Не забирайте из леса домой животных.

    2-й слайд. Не шумите в лесу!

    3-й слайд. Не рвите редкие цветы!

    4-й слайд. Не ловите бабочек и стрекоз!

    5-й слайд. Не портите несъедобные грибы.

    3. Игра “Скучно, скучно так сидеть”.

    Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок.

    “Скучно, скучно так сидеть,
    Друг на друга всё глядеть,
    Не пора ли пробежаться
    И местами поменяться?”

    Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достался стул.

    Игра “Ты мне нравишься”

    4. Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. Дети сидят в общем кругу.

    Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: “Катя! Ты мне нравишься, потому что (с тобой очень весело играть в разные игры)”.

    Катя, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Катя должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Ульяне, она также произносит добрые слова: “Ульяна! Ты мне нравишься, потому что . ” И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны “паутиной”.

    – Легко ли говорить приятные вещи другим детям? (ответы детей)

    Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? (ответы детей)

    Дружные ли дети в нашей группе? (ответы детей)

    Почему каждый ребенок достоин любви? (ответы детей)

    Что-нибудь удивило тебя в этой игре? (ответы детей)

    5. Ритуал прощания “Салют!”

    Экспресс-диагностика эмоционального состояния: “Веревка радости”

    Литература:

  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2007 г.
  • Е.Н. Дзятковская. Учись учиться. Рабочая тетрадь.
  • Е.Н. Дзятковская. Учусь учиться. Учебная программа. Методические рекомендации. М.: 2009 г.
  • Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

    Аннотация: В данном материале описана последовательность работы по возрастам с детьми которые имеют проблемы нарушения речи, просодики. Материал подан в игровой форме в виде упражнений и игр с детьми.

    Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи

    На первом этапе обучения (2-3 лет)

    Сдувание со стола маленьких и средних бумажных шариков из кусочков цветной гофрированной бумаги.

    Сдувание со стола комочков цветной ваты, комочков ниток, лёгких шариков.

    Поддувание в воде бумажных корабликов, кувшинок, уточек, лодочик.

    Поддувание ватных комочков, искусственных цеточков, привязанных к нитке.

    Поддувание бумажных птичек, рыбак, бабочик, и гирлянд.

    Поддувание — качание на качелях бумажных фигурок животных и птиц.

    Игры с одуванчиками.

    Задувание бумажных фигурок животных и машин в «хлев, конуру, гараж, сарай..»

    Ребёнок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум».

    Поддувание цветных катушек, цветных карандашей, комков ваты, шариков.

    Сдувание бумажных снежинок со стола, осенних листочков, цветочков.

    Упражнение «Свеча». Ребёнок делает ровный, медленный выдох : Ф__________.

    Упражнение «Самолет летит». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок произносит длительно звук А___________ .

    Упражнение «Поезд едет». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук У _________ .

    Упражнение «Мячик катится». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук О_____________.

    Упражнение «Машина едет». Во время движения игрушки из стороны в сторону, ребёнок длительно произносит звук В_____________ .

    Упражнение «Рыба плавает». во время движения игрушки, ребёнок длительно произносит звук И____________ .

    Ребёнок дует в дудочки, флейты, свистульки.

    Упражнение «Качаем куклу». Ребёнок долго и кратко произносит звук А_А; А__А;

    На втором этапе обучения (3-4 лет)

    Упражнение «Загоним мяч в ворота». Ребенок поддувает маленькие ватные мячики разной жесткости в ворота.

    Упражнение «Буря в стакане». Ребёнок через трубочку длительно дует в стакан с водой.

    Упражнение «Метель». Ребёнок через трубочку дует в бутылочку, в которой находятся лёгкие пластиковые шарики.

    Упражнение «Тир». Ребёнок в губы берёт пластиковый колпак от ручки и пробует добросить его в цель.

    Упражнение «Гудок». На одном выдохе – усиление и ослабление звука. Гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-М-м-м-; а-а-а-А-А-А-а-а-; у-у-У-У-У-у-у-;

    Упражнение «Ёжик». Ребёнок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько вдохов толчков: ФУ –ФУ- ФУ.

    Упражнение «Ветер». На одном выдохе – усиление и ослабление звука: в-в-В-В-В-в-в-.

    Упражнение «Эхо». Ребёнок слитно, на одном выдохе произносит слоги, а взрослый плавно дирижирует, задавая произношению ребёнка определённый темп и ритм: АУ__ ;УА__; АО__; УО__; ВА___; ВО__; ПА__; ПУ__; ТО___; ТУ___; МА___; МУ__;

    Упражнение «Водичка». Ребёнок на выдохе произносит звук С__________:; (межгубно, межзубно, зазубно)

    1. Ребёнок делает вдох носом, выдох — ртом.

    2. Ребёнок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

    Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук: А________ О________ У__________ .

    Упражнение «Резинка». Ребёнку предлагается произносить несколько протяжно сонорные (М, Н) и свистящие звуки в словах. Ребёнок как бы растягивает на согласные звуки в слогах придуманную резинку.

    М________АМ_________А ; Н________ОН___________О; С________АС__________А;

    Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить двухсоставные слова, без стечения согласных:

    МАМА; ПАПА; БАБА; ВОВА; АНЯ; ВАВА; ТЁТЯ; БОБО; МИША; КАША; ….

    На третьем этапе обучения (4-5 лет)

    Упражнение «Оркестр». Ребёнок имитирует игру на тубе (ПУ…), саксофоне (ПА..)

    1. Ребёнок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струей. . .

    2. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя равными порциями

    Упражнение «Лошадь ржёт». Ребёнок губами произносит звук ПР.

    Упражнение «Змея». Ребёнок, вытянув губы вперёд, произносит звук Ш________.

    Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук в строчке. Произносить звуки с разной интонацией.

    О____________ А
    А______________И
    У_____________Э
    О____________ И
    О______________И
    А_____________Э
    О____________ У
    У______________И
    И_____________Э

    Упражнение «Песенка». Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауауауауауауауауауауауа. Аоаоаоаоаоаоаоаоа..

    Упражнение «Укачивание». Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса) укачивание: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у; и-и-и-и-и-и; э-э-э-э-э-э-э.

    Упражнение «Выключи звук». Упражнение на ослабление голоса (громко – тихо –беззвучная артикуляция: ААААаааа… ; ОООоооо.. ; УУУУуууу….)

    Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 5-6 раз звук (ФФФФФФФ..) Или 3 раза пары звуков (В-Ф В-Ф В-Ф ) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

    Упражнение «Зарядка». И.п. – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

    Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить двухсоставные и трёхсоставные слова, без стечения согласных: РУКА; НОГА; СОБАКА; КОРОВА; САМОЛЁТ; МАШИНА; ВОЛОСЫ; ДОРОГА…

    Упражнение «Ритмы». Ребёнок на одном выдохе может проговаривать простые ритмы, сопровождая их хлопками:

    ПАПА – ПА ПАПАПА –ПА ПА –ПА – ПАПА . ПАПА – ПА ПАПАПА – ПА ПА – ПА — ПАПА

    Ребёнок надувает шарики или пускает мыльные пузыри.

    На четвёртом этапе обучения (5-6 лет)

    1. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

    2. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

    Упражнение «Вокал». Ребёнку на бумаге пишутся гласные буквы, а он должен на выдохе, долго пропеть каждый звук в строчке. Произносить звуки с разной интонацией.

    О______Э_______О
    А______И________И
    У______О_______Э
    О_____ И_______О
    О______И________И
    А______О_______Э
    О______А_______О
    У______И________И
    И______О_______Э

    Упражнение «Комар». И.п. – руки вперёд, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся (« не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце хлопнуть в ладоши («убили комара»)

    Упражнение «Выключи звук». Упражнение на ослабление голоса (громко- средне – тихо –шепотом –беззвучная артикуляция: ААААаааа… ; ОООоооо.. ; УУУУуууу….)

    Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить четырёхсоставные слова, без стечения согласных: ПИРАМИДА; БУРАТИНО; КАРУСЕЛИ; МАКАРОНЫ; БАТАРЕЯ;… Ведётся работа по развитию словесного дыхания и слитному произношению слов.

    Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 6-10 раз звук (ВВВВВВВВВВВ; ТТТТТТТТТТ; ФФФФФФФ..) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

    1. Пропевание гласных звуков на одном выдохе:

    2. Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким:

    Упражнение «Загадка». Взрослый без голоса, одними губами, «произносит» гласные звуки (А, О, У, Э, И). Ребёнок должен угадать звук. Потом он может сам «загадывать» взрослому свои гласные звуки.

    Упражнение «Ритмы». Ребёнок на одном выдохе может проговаривать простые ритмы, сопровождая их хлопками:

    ТАТА-ТАТА ВАВАВА-ВАВА ПАПА –ПА- ПАПАПА . ТАТА-ТАТА ВАВАВА-ВАВА ПАПА –ПА- ПАПАПА

    На пятом этапе обучения (6-7 лет)

    Упражнение «Кто дольше пропоёт». Устраивается соревнование: кто из детей дольше пропоёт какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный звук дольше всех на одном выдохе.

    «Дыши». 1. Ребёнок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до 5-7.

    2. Ребёнок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

    Упражнение «Пирамида». Ребёнок, собирая и разбирая пирамиду, учится слитно, на одном выдохе произносить трёхсоставные и четырёхсоставные слова, со стечения согласных:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗАВТРАКАТЬ, ТРОЛЛЕЙБУС, ПОРТФЕЛЬ, КАРТОФЕЛЬ…

    Продолжается работа по развитию словесного дыхания и слитному произношению.

    1. Пропевание открытых слогов на одном выдохе:

    МА-МА-МА-МА-МА-МА-МА;
    ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ;
    НА-НА-НА-НА-НА-НА-НА;

    2. Пропевание сложных слов на одном выдохе:

    3. Пропевание простой фразы на одном выдохе:

    ВОТ ИДУ Я ВВЕРХ.
    ВОТ ИДУ Я ВНИЗ

    Упражнение «Посчитай». На одном выдохе, выдыхая толчками, ребёнок должен произнести 5-6 раз пары звуков (Д-Т Д-Т Д-Т Д-Т ) Ладонь ребёнка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

    Ребёнок на одном выдохе может проговаривать ритмы, сопровождая их хлопками:

    ПАПАПАПАПА ПА- ПА- ПА- ПА- (4-1-1-1-1) . ТА-ТА ТА-ТА ТА-ТА-ТА (2-2-3) . ЛА –ЛАЛАЛА-ЛА-ЛАЛАЛА (1-4-1-4)

    Проводится работа над чётким, правильным произнесением звуков.

    Проводится работа по обучению детей слитному произношению простой, распространенной фразы. Идёт развитие фразового дыхания.

    Проводится работа по обучению естественного темпа речи.

    Проводится работа по обучению правильному ударению в словах и фразах. Ритм слов определяется ударением, которое является разноместным и подвижным.

    учитель-логопед
    Логунова Наталья Павловна

    Ссылка на основную публикацию