Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».

Светлана Ларькина
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Причинами этого роста являются:

* Общая соматическая ослабленность детей;

* Увеличение нарушений перинатального развития детей;

* Педагогическая некомпетентность родителей;

* Эмоциональная депривация в семье.

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Это является важнейшей задачей логопеда, так как монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Учёными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи.

Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина – наглядность.

Второй, по мнению Л. С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Моделирование состоит из следующих этапов:

– усвоение и анализ сенсорного материала;

– перевод его на знаково–символический язык;

– работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом представления информации;

– развитие умения дешифровки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

* символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

* планы и условные обозначения, используемые в них;

* контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

и многое другое.

Метод наглядного моделирования направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

* Развитие связной речи.

Игры и упражнения.

При нарушениях слоговой структуры слова.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить со слоговой схемой.

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши.

Дом, ка-ша, ба-ра-бан и т. д.

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя слогами, на верхнее – с тремя.

«Найди своё место»

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи.

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету

По три шага прошагать-

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

«Кто куда закинул мячик?»

Дошкольникам предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой

Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Вот играет Буратино

В мячик весело с Мальвиной.

Ты,дружок, реши задачу:

Кто куда закинул мячик?

Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.

Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.

При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

– познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью;

– научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

– сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

– отработать навык послогового чтения.

Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой – ваткой)

Дети учатся определять место звука в слове и соотносить их со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где находится заданный звук в слове, а также в каком вагоне «поедет» картинка.

«Куда перелетела бабочка?»

Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке схеме с помощью бабочки.

Дошкольникам предлагается карточка, разделённая на три части и бабочка. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: звук в начале слова – в первый квадрат, в середине слова – во второй, в конце слова – в третий квадрат.

При обучении связной речи

В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

– составление рассказов по картине и серии картин;

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

– усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей;

– овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними объединять их в один сюжет;

– формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

– обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

«Рассказы по модели»

Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени»

Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечки до плода.

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказки; что происходило до и после события, нарисованного художником. Предлагается рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке, объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать сказки.

Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но ицелые тексты. Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки и пересказать услышанное.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» К. Д. Ушинский:«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

Читайте также:  Система работы с неговорящими детьми

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Статья раскрывает содержание понятия наглядное моделирование . Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием , по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»

15. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Академия, 2003. 272 с.

16. Тураева М.Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. / Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.).

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

18. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е. Москва: Владос, 1999. 360 с.

20. Журнал «Дошкольная педагогика». № 7, 2012; № 4, 2005; № 4, 2013; № 2, 2013.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Бойко С.И.

Бойко Светлана Ивановна – студент магистратуры, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад комбинированного типа № 214, г. Краснодар

Аннотация: статья раскрывает содержание понятия – наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием, по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Ключевые слова: наглядное моделирование, модель, наглядность, дифференцированный подход, коррекционно-развивающие задачи, дидактические принципы.

Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Профессия логопед – это не только процесс коррекционно-развивающего обучения, но и творческий процесс, как для детей, так и для логопеда. Используя наглядное моделирование на логопедических занятиях, мы видим, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом. Первое, что необходимо – это познакомить с графическим образом модели и анализом

сенсорного материала; Второе, перевести его на знаково-символический язык. И третье – непосредственно работать с моделью.

Для формирования у дошкольников навыков наглядного моделирования, необходимо выстроить работу в определенной последовательности. Необходимо при этом постепенно повышать самостоятельность самих дошкольников, постоянно вовлекая их в процесс работы. При использовании наглядного материала на логопедических занятиях, логопед ставит своей целью формировать представления об основных признаках и структуре, об отношениях и связях между элементами этих объектов и обозначает его в знаково-символическое обозначении. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, мы используем графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работая с моделью, мы предполагаем определенный уровень сформированности умственных операций у детей таких как, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Само назначение модели – это облегчение процесса усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но для того, чтобы ребёнок вник и закрепил знания этого материала, модель должна отражать основные свойства объекта и должна быть доступна ребенку по возрастному критерию.

Для того чтобы дети легче развивали связную речь, ученые выделили два важных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи. По мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина – это наглядность, а мнению Л.С. Выготского – это создание внутреннего плана высказывания [1].

Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей. К примеру, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова.

Наглядное моделирование, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия такие как, звук, слово, предложение, текст, учит работать с ними. Для дошкольников это играет важную роль, потому что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, лучше развивается зрительная память, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981) [1]. По определению В.В. Давыдова, моделирование – это продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала. А Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева обозначили, что наглядные модели для детей дошкольного возраста, являются той формой выделения и обозначения отношений, которая им доступна [3].

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Также авторы придают большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.). Авторы Ветрова Н.М., Агаева Е.Л. разработали вопросы по применению наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, по развитию способностей к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии [2].

Следующее, что помогает развивать коррекционно-развивающие задачи, такие как зрительные, двигательные, ассоциативную память, – это опорные схемы. Также замечено, что для развития умственных способностей дошкольников, необходимо использовать заместители и наглядные модели. Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Объект, который имеет существенные признаки оригинала, называют моделью. Мы можем создавать и использовать разные модели объекта, но всё равно модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели, которые мы можем использовать, бывают нескольких видов:

образные, знаковые, смешанные, натурные [1]. Используя в коррекционно -развивающем обучении наглядные модели, мы производим коррекцию звукопроизношения; закрепляем навыки словообразования; обогащаем активный словарь; формируем и совершенствуем умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развиваем связную речь. Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, который разработали Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова. Ряд исследователей: Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.И. Маевская, Е.С. Мастюкова, С.К. Сиволапов, Л.Ф. Спирова, Л.С. Цветкова и др., которые изучали особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые, если не развивать, будут сказываться на дальнейшем обучении детей [4]. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдаются трудности в формировании перцептивных действий, что в свою очередь будет сказывается на успешность называния тех или иных свойств объектов. Также у этих детей замедлены процессы восприятия, они часто фрагментарны и не обобщены. Вызывают трудности у детей обследование предметов, выделение нужных свойств, а главное, дети затрудняются в обозначении этих свойств словом, не умеют обобщать, классифицировать. Недостаточность знаний процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [6].

Теоретическая концепция наглядного моделирования

На современном этапе, актуальными и перспективными, являются исследования педагогов и психологов, которые показали на практике, что благотворной основой развития умственных способностей детей, служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Чтобы научить ребёнка использовать математические символы, программы для компьютеров, научить понимать правильное значение слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки, необходимо развивать и вводить в практику игровое замещение. Но чтобы ребёнок понимал и правильно использовал обозначения отдельных предметов, необходимо проводить анализ, выделять отношения между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, или с помощью наглядной модели, где сами предметы должны быть обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). Как показывает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая является наиболее доступной детям. Ребенок, который свободно может владеть внешними формами замещения и наглядного моделирования, может правильно использовать заместители и наглядные модели в уме, понять и представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это всё и является показателем высокого уровня умственных способностей.

Без самостоятельного, постоянного участия дошкольников, не могут формироваться навыки наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере может овладеть действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, так как, использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности, с которыми они сталкиваются каждодневно, это сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации. Однако уровень развития умственных способностей у разных детей

оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.

Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы детьми

Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач: в систематизации познавательной информации об окружающем; в обогащении словарного запаса детей, в развитии связной речи; в последовательности, логичности, и связности изложения; в развитии мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти; в воспитании у детей потребности в речевом общении; в целенаправленном развитии импрессивной и экспрессивной речи детей; в актуализировании предметного, качественного и глагольного словаря детей; в закреплении обобщении понятий; в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; в навыках словообразования: уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные; в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; в закреплении умений употреблять синонимы, антонимы; в формировании и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений; в анализе семантики и способы образования сложных слов; в способности к развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности. При нарушениях слоговой структуры слова, моделирование помогает образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых это слово состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. С помощью наглядного моделирования дети могут подготовиться к формированию навыка послогового чтения, научиться делить слова на слоги с помощью хлопков, подбирать слова к слоговым схемам.

Чтобы правильно построить работу с наглядным моделированием, направленную на формирование слоговой структуры слова, необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении [5]. Для определения эффективности воздействия, мы опираемся в своей работе на основные принципы, такие как:

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Звуки М, Мь

> коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;

> активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

> систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);

> доступность и прочность усвоения речевого материала;

> сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Эта технология осуществляется в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому даётся на начальных этапах работы с моделью или символами, которые необходимо подкреплять наглядным материалом: картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, они обеспечивают опору на наглядно -образное мышление. На последующих этапах, работа проводится с более сложными мыслительными операциями, которые подводят ребёнка к умению обобщать, развивать образное, и словесно-логическое мышление, понимать слово, речевой образец и выполнять речевую инструкцию.

Для того чтобы эффективно осуществлять работу по формированию слоговой структуры слова, используя технологии наглядного моделирования в коррекционной

работе, необходимо проводить комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей.

Этот дифференцированный подход при внедрении моделей предполагает:

– дети с низким уровнем речевого развития нуждаются в подкреплении наглядной модели картинным материалом; по содержанию речевого материала – слова с доступной слоговой структурой «зашифровываются», без дефектных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вместе с логопедом или вслед за ним;

– со средним уровнем – в подкреплении стилизованным изображением или «пиктограммой»; по содержанию речевого материала – даются слова более сложного слогового состава, направленные на автоматизацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети проговаривают вслед за сильными детьми;

– с высоким уровнем – дети используют наглядную модель; по содержанию речевого материала – даются трудные слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда – дети самостоятельно строят своё высказывание [6].

Опираясь на положение Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, видно, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним; технология наглядного моделирования позволяет в работе логопеда предъявлять задания, выполнение которых возможно с незначительной помощью логопеда или более сильного ребенка. Эти коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют переводу речевых навыков из зоны ближайшего в зону актуального развития [5].

Наглядные модели, которые предлагаются детям в работе, должны быть представлены в форме игр и игровых упражнений, потому что, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игр и игровых упражнений умения и знания у детей лучше закрепляются и эффективнее дают результаты работы. Это всё делает наглядные модели более привлекательными, эмоционально-окрашенными, гибкими и многофункциональными. Используя наглядные модели, логопед может осуществлять взаимосвязь речи и моторики. Может применять речеобразующие жесты в работе со схемой – моделью, а ребенок, подчиняясь предложенной последовательности, может программировать свое высказывание, планировать грамматическую структуру, составлять свой ответ по схеме. Слабым детям, затрудняющимся в координации руки и речи, предлагается тактильная опора на наглядную модель, жесты рекомендуются в направлении слева – направо, что немаловажно для пропедевтики дислексии [7].

Наглядное моделирование, на которое опирается логопед в системе коррекционной работы, дает положительный результат, это подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Этот метод эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служит дополнительной основой для исправления звукопроизношения, его можно эффективно использовать для формирования речевой, познавательной и двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи.

1. Агаева ¿. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984.

2. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.

3. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.

6. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968.

7. ЛеонтьевА.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965.

Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:
– усвоение и анализ сенсорного материала;
– перевод его на знаково-символический язык;
– работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
– знакомство с графическим способом представления информации;
– развитие умения дешифровки модели;
– формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

При нарушениях слоговой структуры слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» слова
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.
Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.
МАК, МА-МА, МА-ШИ-НА и т.д.

Пирамида
Дети учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя.

Хлопки
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.
Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.

Найди свое место
Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
При формировании лексико-грамматического строя речи
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Подбери действия
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать –
По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

Веселый мяч
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам.

Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной.
Ты, дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?

Распредели по секторам
Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами.
Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

Поезд
Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.
Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
– познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
– научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
– сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
– отработать навык послогового чтения.

Рассели картинки в дом
Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Спичка – ватка
Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой – ваткой) на перфокарте.
Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют со спичкой. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.

Куда перелетела бабочка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова – в первый квадрат (со звездочкой), если в середине – во второй, если в конце – в третий.

Чьи следы?
Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.
Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.

При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
– пересказ;
– составление рассказов по картине и серии картин;
– описательный рассказ;
– творческий рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
– усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
– овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
– формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
– обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Загадки-описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма – овальная
Величина – большая
Цвет – рыжий
Мех – пушистый
Живет – в норе

Рассказы по модели
О дарах осени
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени». Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.
План рассказа:
– семечко;
– способы ухода;
– всходы;
– плоды.

Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой – последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

Волшебные картинки
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

Тема: « Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

ГБОУ школа № 1150

Учитель-логопед 1 категории

Учитель-логопед 1 категории

Тема:«Использованиеметода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение всех компонентов языковой (речевой) системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматический строй.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ФФНР и ОНР можно использовать метод наглядного моделирования (мнемотехника). Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).

Наглядное моделирование (мнемотехника) – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Следовательно,актуальностьиспользования наглядного моделирования в работе с детьми с ФФНР и ОНР состоит в том, что:

– во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Моделирование состоит из следующих этапов:

усвоение и анализ сенсорного материала;

перевод его на знаково-символический язык;

работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом представления информации;

Читайте также:  Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

развитие умения дешифровки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

Метод наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

– развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение.Для их обозначения используются геометрические фигуры.

В коррекционной работе широко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

– участие или неучастие губ;

– вибрация голосовых складок;

– свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель.

А для моделей согласных звуков:

– наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

– наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При работе на уровне слова широко используются звуковые линейки. С их помощью можно отметить наличие звука в слове, посмотреть, как звуки сменяют друг друга при произнесении, продемонстрировать позицию звука в слове.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов.

Многообразны способы графического изображения предлогов.

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Условные значки находят широкое применение при выполнении заданий на словообразование и словоизменение.

Назови предмет огромным

Одним из самых сложных заданий для детей с ФФНР и ОНР является составление предложений. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели.

Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

– при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;

– при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

– цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);

– параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);

– лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.

Разновидностью схематических моделей являетсямнемотаблица.

Мнемотаблицы – служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются логопедом :

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение цепочки их.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем

Таким образом, использование метода наглядного моделирования в коррекции ФФНР и ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

– добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

– формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

– использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей

Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей»

использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей

Воспитатель 1 категории Вишневская Л.Н.

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать из в своей деятельности, планировать решение

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • – усвоение и анализ сенсорного материала;
  • – перевод его на знаково-символический язык;
  • – работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи : – знакомство с графическим способом представления информации; – развитие умения дешифровки модели; – формирование навыка самостоятельного моделирования .

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования .

Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : – фонетическую; – лексическую; – грамматическую; – развитие связной речи.

Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры.

Ш ироко используются зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко. По мнению автора, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью символов – аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте. При выборе условных обозначений для гласных основным признаком явилось положение губ при артикулировании конкретного звука.

Зрительные символы согласных звуков

Зрительные символы согласных звуков

Не менее интересная система графического обозначения фонем предложена В.М.Акименко. Для построения моделей гласных звуков учитывалось:

– участие или неучастие губ; – вибрация голосовых складок; – свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую щель. А для моделей согласных звуков: – наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; – способ артикуляции; – место артикуляции; – наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу; – место резонирования.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикуется образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.

При формировании лексико-грамматических категорий используются схемы, пиктограммы, символы и другие средства наглядного моделирования. Так, для различения слов разных частей речи вводятся условные обозначения слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. Наиболее часто применяются два варианта такого графического изображения слов. Первый вариант графического изображения соотносится с традиционными школьными обозначениями. То во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка . Это у детей вызывает эмоциональную реакцию и интерес.

Старшие дошкольники учатся составлять фразы различных конструкций с опорой на предложенные символы.

Многообразны способы графического изображения предлогов .

Детям понятен и доступен объёмный способ изображения наречий.

С помощью условных графических сигналов легко регулировать речевую деятельность ребёнка и способ проговаривания им материала.

Местоимения графически можно изобразить в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ГРАФИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из самых сложных заданий для детей дошкольного возраста является составление предложений . Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. Простая схема, состоящая из двух предметных картинок и стрелки, во-первых, заменяющая слово-действие, а во-вторых, указывающая на объектно-субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания :

  • при пересказе, составлении рассказов по картине и серии картин, в описательном и творческом рассказе;
  • при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий.

В процессе формирования навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз: цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого); параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу); лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.

Лучевая структура рассказа

Составление описательных рассказов о животных, используя при этом план-схему

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица .

Её назначение – с помощью

условных значков закодировать

в виде схемы содержание текста,

чтобы в дальнейшем ребёнок

мог с опорой на такой вид

вспомнить и воспроизвести

сказку, рассказ, стихотворение.

В мнемотаблице графически

изображается информация о

окружающего мира, явлениях

На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Дидактическое пособие для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия

Пособия выполненные по принципу наглядного моделирования, идеально подходят для классификации предметов, формирования обобщающих понятий.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: – добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; – формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; – использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Ссылка на основную публикацию