Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 15.01.2018

Статья просмотрена: 5956 раз

Библиографическое описание:

Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 07.01.2021).

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:

‒ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование состоит из следующих этапов:

‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

‒ перевод его на знаково-символический язык;

‒ работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

‒ знакомство с графическим способом представления информации;

‒ развитие умения дешифровки модели;

‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

‒ интонационно выделять звук в слове

‒ называть слова с заданным звуком

‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

В работе с детьми успешно используется пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова. Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка.

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др.

В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.

Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:

‒ составление рассказов по картине и серии картин;

Схемы для составления описательных рассказов на темы:

«Дикие животные» «Игрушки»

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

‒ усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

‒ овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

‒ формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

‒ обучению составлять рассказы-описания.

Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:

‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

  1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
  3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
  4. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
  6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
  7. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
  8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
  9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру.

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной.

формирование навыков дифференциации звуков; – формирование звукового анализа и синтеза слова.

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи — главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

Вязникова Екатерина Александровна

воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 125”, Вологодская область, г. Череповец

Периодическое печатное издание (журнал) “Образовательный альманах”; №5(31) май 2020 г.

Оригинал публикации

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Главная ценность в жизни каждого человека – это наши дети. Какими мы их воспитаем, как они приспособятся к жизни в современном обществе – вот главная задача родителей, педагогов (воспитателей). Проблема в том, что ребенка необходимо направить в русло современной жизни, где он поставлен в ситуацию беспорядочного потока информации без логических связей (компьютерные игры, интерактивные игрушки, суперсовременные гаджеты). Да, информации много, но как в ней разобраться маленькому человечку, чтобы она принесла пользу? У большой информированности есть оборотная сторона.

Современные дошкольники в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития, говорят много, но плохо. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса, ребенка необходимо развивать.

Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей и разработки эффективных методик её развития. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Перспективным направлением совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, а использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

В педагогической практике систематически используется наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводятся разные игры на развитии речи детей.

Данный метод особенно эффективен при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

Опираясь на опыт педагогов – новаторов в образовательной деятельности используются следующие варианты игр:

Ÿ «Собери картинку» (восстановить последовательность картинок по памяти);

Ÿ «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме);

Ÿ «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

Ÿ «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

Ÿ «Да или нет» (найти ошибку (есть она или нет) в последовательности картинок после прочтения текста);

Ÿ «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

Ÿ Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью таблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется моделирование. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривание иллюстраций и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению.

Разрабатываются модели для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: небо-голубое, клубничка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: зайчик – состоит из белых геометрических фигур (треугольника и круга), волк – большой серый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно их дополнять и уточнять вместе с детьми.

В образовательной деятельности проводится работа с родителями по знакомству с методом наглядного моделирования, с целью использования в семье. Также проводятся консультации, родители вместе с детьми составляют модели (мнемотаблицы), которые в дальнейшем они могут использовать дома для заучивания стихотворений, отгадывания загадок, рассказывания сказок.

Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование метода наглядного моделирования в работе педагoгов:

Ÿ заметно облегчает дошкольникам овладение родным языком,

Читайте также:  Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Ÿ сокращает время обучения,

Ÿ развивает память, внимание, образное мышление.

Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2005. – 96 с.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.

3.Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно»

4.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.

5.Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Автор: Шабалина С.В.

учитель-логопед МБДОУ №139

Оригинал: скачать.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

– в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 1. Предметные

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели (схемы)

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ; а также в ходе звукового анализа использовать модели звука ( согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий), слова ( определенный символ, с помощью которого обозначается его начало, середина и конец), то есть развивать все стороны речи.

Использование наглядного моделирования особенно важно для детей с ОНР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит – готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Н. Алексеева.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам и коллажам.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.

• Развивающие (тренинг основных психических процессов)

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно – схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Коллаж – (от фр. collage — приклеивание). Это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы.

3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.

5. Повторное чтение с установкой на запоминание.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

Презентация, доклад на тему Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением.

Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением., предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 69 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

  • Главная
  • Педагогика
  • Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением.

Слайды и текст этой презентации

Использование методов наглядного моделирования в обучении связной речи детей с тяжелым речевым нарушением.

Способность говорить – удивительный дар природы

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства. Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли, сообщать, убеждать, доказывать. Развитию речи в системе дошкольного образования всегда придавалось огромное значение. Сегодня, в соответствии с ФГОС, речевое развитие является одной из приоритетных задач дошкольного образования.

Речевое развитие в условиях реализации образовательного стандарта направлено на воспитание личности ребенка, который свободно и творчески применяет речь в различных ситуациях жизнедеятельности.

Согласно целевым ориентирам образовательного стандарта, у выпускника детского сада должны быть сформированы следующие речевые умения:

умение связно высказывать свои мысли

умение строить диалог

умение составлять небольшой рассказ на заданную тему

Актуальность использования наглядного моделирования:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

При реализации технологии решаются следующие задачи:

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
Развивать мелкую моторику у детей.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – сложная форма речевой деятельности

ДИАЛОГ –
служит потребностям живого общения. Состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций. Осуществляется в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, в виде разговора (беседы) двух или более участников общения

МОНОЛОГ –
связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание заранее задано и предварительно планируется. Основные виды монолога – описание, повествование, рассуждение

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету
К.Д. Ушинский

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.

ЭТАПЫ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ у детей с ОНР

Цель – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Работа на этом этапе включает развитие лексико-грамматического базиса связной речи.

Цель – обучение детей рассказыванию (составлению различных видов и типов рассказов: описаний, рассказов по сюжетным картинам, по серии сюжетных картин, пересказов художественных текстов, сказок и т.д.)

Цель – закрепление навыков составления разных видов рассказов и формирование умений творческого рассказывания (составление рассказов из личного опыта , придумывание окончания и начала рассказов и т.д.)

Работа на подготовительном этапе включает формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Применение наглядного моделирования на подготовительном этапе развития связной речи

Детей обучают составлению предложений:
по предметным картинкам
по сюжетным картинкам
по демонстрируемым действиям
по опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, картинки, предметные игрушки.

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей ДОУ «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Рева Альбина Анатольевна , МБДОУ №16 “Аленка”
Ростовская область

Цель повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий приёмов, методов и форм. Задачи – Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей. -Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад третьей категории №16 «Аленка»

с.Круглое Азовского района

для воспитателей ДОУ«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

воспитатель: Рева А.А

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).

– Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

-Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Оснащение: мультимедийное оборудование, мнемотаблицы, картинки из сказок, шарики Су Джок.

Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Цветные полоски».

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Вы очень устали в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Читайте также:  Организованная образовательная деятельность по грамоте

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

– Конечно же – это игра. Т. к у нас с вами профессиональная деятельность связана с детьми в детском саду, а ведущей деятельностью этого возраста является ИГРА, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

– И начнем мы с метода совместных рассказываний, где я использовала такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение». Попробуем?

– Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)

– Девочка Маша играет… .

– Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Игровые упражнения «Рифмы».

К названным словам, подобрать рифмы:

– Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут. (котята).

– Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели -это. (мяч).

– Очень чисто вымыт пол, На него поставим. (стол).

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

– Молодцы, у вас все получилось.

– Следующее игровое упражнений «Почемучки».

– Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему засыхают цветы?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя

– А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками:

– Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей) .

– Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов мизинец-сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

– Сегодня я попытаюсь показать вам, как это работает и надеюсь, что вам понравится выполнять незатейливые упражнения, а затем и привнести их в свою работу.

Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.

Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Следующий метод называется кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

– Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

«Если пальчики грустят»

– Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем,

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

(скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

– Справились все, спасибо, отлично. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Так, с целью развития связной речи, я использую такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка « Колобок». Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д. таким образом, рассказываем сказку до конца.

– Я предлагаю вам разделиться на группы, собрав картинку из сказки.

– Из какой сказки у вас картинка?

-Надеюсь, данные сказки вы знаете. Даю вам 2 минуты на выполнение задания.

*Задание для группы №1.

•«Рукавичка» от лица рукавички

* Задание для группы №2.

•«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

– Молодцы, у вас все получилось. Идем дальше.

Один из эффективных игровых методик речевого развития является методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности.

И сейчас я вам предлагаю обыграть и разучить одно из стихотворений вместе со мной.

(воспитатель предлагает отодвинуть немного стулья от стола, сесть поудобнее и повторять за ней движения)

-Едем, едем на машине, (имитация движения рулём)

-Нажимаем на педаль. (ногу согнуть, выпрямить)

-Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг повернуть к себе, от себя)

-Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

-Дворники считают капли:

-вправо-влево, чистота (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево-вправо)

-Волосы ерошит ветер, (поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)

-Мы – шофёры хоть куда! (большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) (Воспитатель предлагает участникам мастер – класса повторить стихотворение ещё раз уже с проговоркой слов.)

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, мною в работе с детьми используется приём мнемотехники. Это не игровой прием, но мне хочется поделиться с вами опытом работы в его использовании.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, которая выражается в мнемотаблицах.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей направлены на обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой

Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать:

на одной полосе бумаги, на отдельных листах или карточках, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица)

Воспитатель зачитывает стихотворение, и показывает мнемотаблицу, составленную из картинок к данному стихотворению

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы попробуете сами составить к нему мнемотаблицу.

«Елка» К. Чуковский

Были бы у ёлочки

Побежала бы она

Заплясала бы она

Застучала бы она

Закружились бы на ёлочке

(воспитатель показывает схему, нарисованную им самим, сравнивает, что подучилось у участников мастер- класса, зачитывает еще раз стихотворение.

– Молодцы, у вас все получилось.

Подведение итогов. Рефлексия

Цель: оценка результативности проведенного мастер-класса, осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.

У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы, я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Можно сделать вывод:

– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

– словарный запас выходит на более высокий уровень;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда!Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.:Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.

3.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001

4.Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

5.Пропп В. Я. Русская сказка. – М.: Изд. «Лабиринт», 2000. – 416 с.

6.Расскажи мне сказку/Сост. Э. И. Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

7.Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.:Изд.

«Просвещение», 2001. – 235 с.

8.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

9.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 464 с.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с задержкой психического развития

Дети дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.

Используются следующие вида моделирования:

1) сериационный вид;

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы);
  • контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания.

Работа начинается с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.

Читайте также:  Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями

Сериационное моделирование по сказке “Теремок”

Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой – черным и т.д.

Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.

Двигательный вид модели по сказке “Дорога на мельницу”

Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.

Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Это символическая (графическая) аналогия, взятая из наследия Д. Родари и рекомендаций авторов ТРИЗ Г. Альтшуллер, М. Шустерман. Условно-символические средства ориентируют малыша на поиск смысла, ценностей и собственной жизненной позиции. Графический образ – это метафора, раскрывающая свойства объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать cимволом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка Машенька, и Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это и мышка, и бобры из сказки «Дорога на мельницу»; волнистые линии – и река, и дорога.

При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он – принц. Полукруг с косыми полосами – колючий еж. Волнистая линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность к преобразованиям.

Используемые схемы – ТРИЗ, схемы-контуры, схемы-силуэты, «волшебный коллаж» – помогают разнообразить формы работы с детьми, развивать мышление, воображение, речь.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ЗПР, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения; оптимизации процесса обучения.

Автор: Мацокина Тамара Михайловна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино Белгородской области. Стаж работы по специальности – 18 лет.

О себе: более 30 лет работаю в ДОУ, из них 18 лет старшим воспитателем, принимаю участие в районных и областных выставках и конкурсах, награждена районными грамотами, областной грамотой за участие в конкурсе «Родники Белогорья».

Портал образования

Автор: Онищенко Анжела Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ “Детский сад № 107”
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование монологической речи дошкольников посредством наглядного моделирования
Дата публикации: 13.02.2020
Раздел: дошкольное образование

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Метод наглядного моделирования как средство развития

речи детей дошкольного возраста.

(слайд 2)«Не только интеллектуальное развитие ребѐнка, но и формирование его

характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной

зависимости от речи».

Л.С.Выгодский.

Пояснительная записка(слайд 3)

Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне

знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии

внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое

значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая

ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с

дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития образовательных областей,

заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники

ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной

программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного

На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и

внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов

обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в

ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение

моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным

Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст – период наиболее

интенсивного становления и развития личности.

(слайд 4)Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

(слайд 5)Актуальность использования наглядного моделирования

при формировании высших психических функций у детей дошкольного

возраста состоит в том, что:

во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и

взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко

обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются

повышением интереса через использование наглядного моделирования;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет

процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического

использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления

памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и

мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать

и синтезировать полученные знания.

(слайд 6)Преимущества метода моделирования:развиваются:

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ,

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ,

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ.

(слайд 7)Новизна

Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное

для ребѐнка – это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования,

выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков.

Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведѐт к

способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то

есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития

высших психических функций.

Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д.,

педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному

(слайд 8)Цель применения наглядного моделирования:

изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала

(темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

(слайд 9)Основные задачи:

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как

способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для

взаимодействия с окружающими людьми;

сформировать навыки в применении простейших форм символизации,

условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление

описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные

события, последовательность изложения;

развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически

правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

(слайд 10)Принципы:

принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание

работы по внедрению метода моделирования соответствует основным

положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

соответствие критериямполноты, необходимости и достаточности (решение

поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале,

максимально приближенному к разумному «минимуму»);

решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей

и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной

организованной образовательной деятельности, но и при проведении

режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и

принцип динамичности (от самого простого до сложного)

В наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление

рассказов, глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость

использования мнемотехники. (слайд 11)

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

( слайд 12)Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение

персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную

схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,

помогают детям выстраивать:

– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию

связной речи детей. Их использую для:

– обогащения словарного запаса,

– при обучении составлению рассказов,

– при заучивании стихов.

(слайд 13)Модели, мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в

работе по развитию связной речи детей:

Прием наглядного моделирования,мнемотаблицы-схемы:используются

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

– Дидактические игры.

– Пересказхудожественной литературы.

– Отгадывание и загадываниезагадок.

– Заучиваниестихов.

– Обучение составлениюрассказов (составление рассказов по картинам и серии

картин, описательный, творческий рассказ).

( слайд 14)ЭТАПЫ РАБОТЫ:при моделировании

– Анализ предшествующей работы, форм и способов работы с детьми дошкольного

возраста. Подготовка развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

– Изучение научной литературы, которая характеризует речевое и творческое

– Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме.

– Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена

целенаправленная работа с детьми.

(слайд 15)Модель построения педагогического процесса:

Направления работы:

с родителями:

-открытые НООД с участием родителей;

– картотека схем для составления рассказов.

– Непрерывная организованная образовательная деятельность по познавательному и

речевому развитию дошкольников (образовательные области «Социально –

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

– игровые упражнения со схемами и моделями;

чтение (восприятие) художественной литературы;

составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами;

составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

с педагогами:

открытые просмотры непрерывной организованной образовательной

деятельности с детьми.

(слайд 16)Виды детской деятельности:в которых можно использовать

Чтение (восприятие) художественной литературы

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТЗ-4 ГОДА:

использование в речи простых и сложных предложений;

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

пересказ текстов с помощью воспитателя.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ4-5 ЛЕТ:

пересказ литературных произведений;

сочинение рассказов по игрушкам, картинам;

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ5-6 ЛЕТ:

проявление интереса к самостоятельному сочинению;

создание разнообразных видов творческих рассказов.

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ

– символические изображения предметов;

– планы и условные изображения;

( слайд 20)Предметное моделирование – символические изображения предметов

(силуэты, контуры, условные обозначения).

Задание: придумать историю, опираясь на модель.

Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и

животных, назвать персонажей.

( слайд 21)Сочинение самостоятельно детьми сказки и составление

мнемотаблицы для рассказывания сказки детям.

(слайд 22) Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:

– Рассказ по сюжетной картинке.

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты,

силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения

являются также планом рассказов по серии картин.

(слайд 24) Составление детьми мнемотаблицы для рассказа по сюжетной

картинке на тему.

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ.

( слайд 27)Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:

Чтоб скорей раскрылись почки

У берез и тополей,

Чтобы клейкие листочки

Чтоб сочней была трава,

Ярче неба синева,

Светит солнышко вокруг –

Наш горячий добрый друг.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ:

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами

в определенном месте.

– Творческое рассказываниепо силуэтным изображениям.

( слайд 30)Предметно-схематическое:

Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже

Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры».

Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три

медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»).

(слайд 31) Рассказывание детьми сказки с помощью предметно – схематического

моделирования.

Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие

замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и

Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта,

ориентируясь на качественную характеристику объекта:

добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона).

(слайд 34)Рассказывание детьми сказки с помощью предметно – схематического

моделирования.

( слайд 35)Использование наглядного моделированияв работе с дошкольниками:

Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания,

предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их

между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве

плана выступает наглядная модель.

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Сказка «Кот, петух и лиса».

Кот, петух в избушке.

Кот ушел на охоту.

Лиса пришла к избушке.

Лиса уносит петушка, а кот догоняет.

мнемотаблица

(схематичное изображение основных этапов сказки)

к русской народной сказке «Курочка Ряба».

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

(овощей, фруктов, ягод)

Элементами модели становятся символы – заместители качественных

характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие

детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для

неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

(слайд 41)Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Составление рассказа – Разучивание с детьми новой потешки.

о времени года «Весна».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

– Пересказ сказки по мнемотаблице.

– Описание дерева с помощью мнемотаблицы.

( слайд 43)Образовательная деятельность с дошкольниками для развития

связной речи

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

с использованием метода моделирования (при работе со сказкой):

В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно –

схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В

схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок

учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые

сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие

сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему,

проговаривает строки, соотнося их с картинками.

В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях

упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов,

пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое

Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и

С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести

– рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;

– пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;

– придумывание сказки «День рождения зайцы»;

– составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

( слайд 44)Ожидаемые результаты

(к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе):

У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки,

необходимые для взаимодействия с окружающими людьми;

Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного

обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных

рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные

события, последовательность изложения;

развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически

правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Беспалова Валентина Александровна воспитатель «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а

конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем

раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи,

используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как

связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и

готовности его к школьному обучению.

Спасибо за внимание.

МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Ссылка на основную публикацию