Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Альманах педагога

Автор: Вахрушина Зимфира Рифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34 “Радуга”
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста ”
Дата публикации: 13.07.2017
Раздел: дошкольное образование

«Использование метода наглядного моделирования

в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей

дошкольного возраста »

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Правильная речь – один из показателей готовности

ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:

ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие

общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются

потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями

письма и чтения).

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно

растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный

слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать

звуки. Фонематический слух и речевой слух – это по сути одно и то же.

Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить

звуки. Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести

звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень

осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со

слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной

акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от

другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление

одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это

приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к

неправильному произношению(например: дом-“том”, рак-“лак”, лук-“люк”,

жук-“щук”) Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как

самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров

теряется и меняется смысл высказывания. Часто вместе с понятием

“фонематический слух” специалисты употребляют и понятия

“фонематическое восприятие” и “фонематический анализ и синтез”.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по

дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то

конкретное слово( например, возьмём слово”кот”-оно состоит из звуков:”к”,

“о”,”т”).Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают

трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и

артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) Фонематический анализ и синтез

умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При

недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении:

побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые

проявляются в пропусках согласных при стечении: паста -“паса”,

марка-“мара”, куртка-“курка”; во вставках гласных между согласными при их

стечении: паста-“пасАта”; в перестановках звуков: утка-“тука”; в пропуске и

вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках,

перестановках слогов: лопата -“лата”,”лотапа”.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь

внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют

произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного

воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать

звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких

ошибок при овладении письменной речью.

Одно из направлений работы образовательной области «Речевое развитие» –

овладение звуковой культурой речи, являющееся обязательным условием

успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Занятия по

звуковой культуре речи включают воспитание её произносительной стороны

(произношение, речевое дыхание, дикция и т. д., воспитание интонационной

выразительности, воспитание речевого слуха и фонематического восприятия)

и, наконец, подготовку к обучению грамоте, предполагающей обучение

навыкам языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.

Разделение процесса овладения звуковой культурой речи на разные виды

работы достаточно условно. Так, например, обучение звуковому анализу

невозможно без достаточной сформированности фонематического

восприятия. Более того, звуковой анализ и есть его высшая ступень. Другими

словами, не развив у детей способность, воспринимать и различать звуки

речи, мы не сможем научить их расчленять слова на составляющие их звуки.

Развитию фонематического восприятия в Программе уделено достаточно

много времени. Начиная со средней группы, детей учат дифференцировать

наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие,

В Программе реализуется добукварный период звукового аналитико-

синтетического метода обучения грамоте. Исходный принцип метода состоит

в том, что знакомству и работе ребенка с буквами (букварному периоду)

должен предшествовать чисто звуковой период обучения. Прежде, чем дети

начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать

между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом,

в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются

приемы анализа и синтеза. Дети учатся:

• делить предложение на слова;

• составлять предложение по опорным словам;

• делить слова на слоги;

• объединять слоги в слова;

• дополнять слог до слова;

• выделять звуки из слогов и слов;

• объединять звуки и слоги в слова;

• последовательно выделять все звуки в слове.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,

побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие

потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками.

Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и

деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Работая с

детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их

обучении, логопеду приходится искать вспомогательные

средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс

усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является

наглядное моделирование, который дает возможность ребенку зрительно

представить абстрактные понятия: звук, слово, текст, научиться

практическим действиям с ними. В настоящее время в связи с введением

ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как

одно из универсальных учебных действий. Это особенно важно для

дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование

моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания;

– является программой для анализа новых явлений.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в

определенной последовательности с повышением доли самостоятельного

участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников,

так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит

непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку,

развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей

формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Система

работы по использованию методов наглядного моделирования была

опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением

фонетико – фонематическое нарушение. Первое, где мы начинаем

использовать модели – это артикуляционная гимнастика. Знакомство со

звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов

артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения

собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых

профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука,

отбирая необходимые символы. При знакомстве с названиями упражнений

сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному

упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать

при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня

работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает

Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения

звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их

запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов

коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие

трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие

какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить

последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы

используем (общепринятые) три цвета:

красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких

согласных. Сказочные герои Гномики – звуковички, помогают не только

заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что

звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие. Сначала ведется

работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают

гласные, переходим к согласным. Помимо общепринятых обозначений звуков

цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно

использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а]

обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] –

кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.

На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой

полости. Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а

абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение.

Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы

облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы.

Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет

речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя

графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят,

чем один звук отличается от другого. Модели артикуляции звуков облегчают

усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой

для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на

высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания,

заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если

осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания,

которые можно взять сразу, модели требуют различных операций

теоретического мышления. Использование данного наглядного материала

целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это – и

изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов,

и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к

“зашифрованным” словам. Предлагая данный вид работы, мы идем от

простого к сложному.

Вот несколько примеров использования наглядного моделирования

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное

моделирование является актуальным современным эффективным методом

коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на

отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную

деятельность и личность воспитанника в целом. Использование наглядных

методов моделирования помогает сделать материал более доступным,

разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует

формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою

деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни

дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки.

Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного

моделирования появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 15.01.2018

Статья просмотрена: 5956 раз

Библиографическое описание:

Пилипенко, Т. В. Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т. В. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3074/ (дата обращения: 07.01.2021).

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками позволяет решить следующие проблемы:

‒ во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

‒ в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование состоит из следующих этапов:

‒ усвоение и анализ сенсорного материала;

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: Вместе с колобком

‒ перевод его на знаково-символический язык;

‒ работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

‒ знакомство с графическим способом представления информации;

‒ развитие умения дешифровки модели;

‒ формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

При подготовке детей к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

‒ интонационно выделять звук в слове

‒ называть слова с заданным звуком

‒ находить позицию звука в слове и соотносить со схемой

‒ изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов.

В работе с детьми успешно используется пособие Ткаченко Т. А. «Звуки и знаки» для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Символы гласных звуков обозначаются знакомыми детям геометрическими формами, соответствующими положению губ при артикуляции гласных звуков. Для обозначения согласных звуков используется зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Со зрительными символами дети знакомятся постепенно по мере изучения гласных и согласных звуков.

При помощи зрительной символики дети учатся анализу и синтезу звукового состава слова. Слияние звуков при помощи символов есть моделирование чтения, а составление слов — аналог письма. Но, то и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте. Зрительные символы улучшают восприятие звуков речи, способствуют нормализации звукопроизношения, обеспечивают стойкие навыки звукового анализа и синтеза, повышают готовность к чтению и письму, тренируют память и внимание ребенка.

При обучении грамоте используется большое разнообразие игр: «Рассели картинки в дом», «Где звук?», «Светофор», «Куда перелетела бабочка?», и др.

В этих играх дети учатся выделять первый, последний звуки в словах, соотносить их со схемой; определять и отмечать позицию заданного звука в слове; делить слова на слоги. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, учатся определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

Для формирования слоговой структуры слова успешно используются следующие игры и упражнения с применением моделей: «Рисуем слова», «Пирамида», «Домики» и др.

Также метод наглядного моделирования способствует совершенствованию лексико-грамматических категорий. Для этого проводятся следующие игры и упражнения с использованием схем и моделей: «Полянка родственных слов», «Подбери нужную картинку», «Что за слово?», «Какой предлог?» и др. В данных играх у детей формируются навыки словообразования и словоизменения, дошкольники учатся подбирать родственные слова с опорой на условное обозначение; уточняют пространственные отношения, выраженные предлогами, учатся составлять предложения с ними, правильно употреблять предлоги в речи.

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания:

‒ составление рассказов по картине и серии картин;

Схемы для составления описательных рассказов на темы:

«Дикие животные» «Игрушки»

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

‒ усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

‒ овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

‒ формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

‒ обучению составлять рассказы-описания.

Использование в коррекционной работе метода наглядного моделирования позволяет учить детей:

‒ добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

‒ формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

‒ оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

  1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004
  3. Давыдова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1
  4. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с.51 -54
  5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007
  6. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50–53
  7. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 № 1 с. 7–12
  8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997
  9. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего. наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Библиографическое описание: Сорокожердева И. Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи

Слово закрепляет каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру.

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной.

формирование навыков дифференциации звуков; – формирование звукового анализа и синтеза слова.

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи — главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

звуковой анализ, звук, слово, ребенок, заданный звук, синтез, игра, гласный, слог, детский сад. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции.

звук, показ модели артикуляции, заданный звук, слово, ребенок, модель, артикуляционный аппарат, коррекционная работа, фонематическое восприятие, использование моделей звуков.

Формирование фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования

Применяя метод наглядного моделирования в своей работе с детьми имеющими различные речевые нарушения я убедилась в его эффективности, т.к. схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Своими красочными символами и образами предметов, они вызывают желание и интерес у детей, что значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ребенок овладевает операциями фонематического анализа на наглядно представленном материале.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования.

Перед началом работы по формированию фонематического анализа, я провожу с детьми работу по ознакомлению с акустическими характеристиками звуков, и их схематичном изображении. На обработку каждого звука отводится по два занятия. Согласные звуки обозначаются синим цветом, гласные красным. Звонкие звуки – колокольчиком, глухие – перечеркнутым колокольчиком. Мягкие звуки обозначались пером, твердые – кирпичом. Каждый пройденный звук сравнивается с новым изучаемым звуком и обозначался соответствующей буквой. После того, когда все звуки, буквы были изучены детьми, перед ними ставятся задачи:

  • определить гласный звук в начале слова в позиции под ударением;
  • определять наличие без ударного гласного звука в слове;
  • определить первый и последний гласный звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • выделение согласного звука на фоне прямого и обратного слога;
  • выделять согласный звук в слогах со стечением согласных;
  • выделить начальный согласный звук в односложных словах;
  • выделить последний согласный звук в односложных словах;
  • определить последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.
  • «Определи пропущенный звук». Логопед называет ряд звуков, и делает паузу показывая карточку, на которой нарисованы акустические характеристики звука, проанализировав которую ребенок должен определить какого звука не хватает. Это же задание используется для определения пропущенной буквы. Для этого перед детьми выкладывается ряд букв, среди которого есть карточка с характеристикой буквы.
  • «Какого звука не хватает?». Педагог произносит ряд слогов, но один звук без пары, дети по признакам нарисованным на карточке должны определить какой звук нужно добавить, чтобы получился слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Дом с закрытыми окнами». На магнитную доску вывешивается дом, в окнах которого располагаются слоги, но есть и закрытые окна, на которых изображены признаки букв. Перед детьми ставиться задача – определить нужный слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Найди звук». Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы. Это же задание проводится и для определения согласных звуков, букв.
  • «Есть ли звук?». Педагог произносит слово, а к доске прикреплены мнемотаблицы звуков. Дети должны определить, есть ли в произнесенном слове звук, характеристики, которого изображены в мнемотаблице прикрепленной к доске.
  • «Нарисуй слово». Детям педагог предлагает нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
  • «Шифровальщик». Детям предлагается заменить определенный звук в слове, на его акустические характеристики.
  • «Какой звук пропустил Незнайка?». Педагог четко, сохраняя ударение, произносит сочетания звуков (например: – тка, – голка, – рбуз, – втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
  • «Куда перелетела бабочка?». Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке – схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Педагог называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
  • «Замени звук». Педагог пишет или выкладывает из букв односложное слово на доске, рядом расположены мнемотаблицы звуков. Задача детей, заменить один из звуков на звук из мнемотаблицы и прочитать какое слово получилось.
  • «Подбери схему». Детям предлагается подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
  • «Сосчитай звуки». Дети должны сосчитать количество звуков в произнесенном логопедом слове и выложить это слово фишками.

Список использованных источников:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.-103 с.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

Вязникова Екатерина Александровна

воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 125”, Вологодская область, г. Череповец

Периодическое печатное издание (журнал) “Образовательный альманах”; №5(31) май 2020 г.

Оригинал публикации

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Главная ценность в жизни каждого человека – это наши дети. Какими мы их воспитаем, как они приспособятся к жизни в современном обществе – вот главная задача родителей, педагогов (воспитателей). Проблема в том, что ребенка необходимо направить в русло современной жизни, где он поставлен в ситуацию беспорядочного потока информации без логических связей (компьютерные игры, интерактивные игрушки, суперсовременные гаджеты). Да, информации много, но как в ней разобраться маленькому человечку, чтобы она принесла пользу? У большой информированности есть оборотная сторона.

Современные дошкольники в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития, говорят много, но плохо. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса, ребенка необходимо развивать.

Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей и разработки эффективных методик её развития. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Перспективным направлением совершенствования речевого развития детей дошкольного возраста является использование метода наглядного моделирования.

Читайте также:  Звуки и буквы З-Ж - конспект НОД

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, а использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

В педагогической практике систематически используется наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводятся разные игры на развитии речи детей.

Данный метод особенно эффективен при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

Опираясь на опыт педагогов – новаторов в образовательной деятельности используются следующие варианты игр:

Ÿ «Собери картинку» (восстановить последовательность картинок по памяти);

Ÿ «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме);

Ÿ «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

Ÿ «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

Ÿ «Да или нет» (найти ошибку (есть она или нет) в последовательности картинок после прочтения текста);

Ÿ «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

Ÿ Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью таблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется моделирование. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривание иллюстраций и отслеживание последовательности заранее приготовленной модели к данному произведению.

Разрабатываются модели для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: небо-голубое, клубничка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: зайчик – состоит из белых геометрических фигур (треугольника и круга), волк – большой серый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно их дополнять и уточнять вместе с детьми.

В образовательной деятельности проводится работа с родителями по знакомству с методом наглядного моделирования, с целью использования в семье. Также проводятся консультации, родители вместе с детьми составляют модели (мнемотаблицы), которые в дальнейшем они могут использовать дома для заучивания стихотворений, отгадывания загадок, рассказывания сказок.

Таким образом, можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование метода наглядного моделирования в работе педагoгов:

Ÿ заметно облегчает дошкольникам овладение родным языком,

Ÿ сокращает время обучения,

Ÿ развивает память, внимание, образное мышление.

Использование метода наглядного моделирования способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2005. – 96 с.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М.:Дрофа, 1985.

3.Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно»

4.Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.

5.Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

Нормализация психоэмоционального состояния пациентов в работе логопеда

Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта помогает адекватному восстановительному обучению больных, активизации их социальной и бытовой роли в жизни.

Существенную роль в комплексном ведении пациентов после инсульта играют своевременная диагностика и терапия психоэмоциональных нарушений.

Данные нарушения препятствуют адекватному восстановительному обучению больных, активизации их социальной и бытовой роли в жизни.

Для восстановления пациентов после инсульта наиболее эффективными методиками является убеждение и рациональная беседа , применение которых улучшает психоэмоциональное и функциональное состояние больных.

Убеждение — воздействие на больного с помощью информации,которая вступает в связь с имеющейся у пациента представлениями и подвергается логической обработке и критической оценки, в следствии чего образуется новые представления и взгляды на внутренний и внешний мир, новая трактовка психотравмирующих ситуаций, а так же уменьшается количество иррациональных воззрений и суждений, что подкрепляет самовнушение.

Во время беседы усиливается влияние ощущений и представлений на эмоциональные процессы, что достигается психоэмоцианальной активностью пациента.

Принципы коррекции психоэмоцианальных нарушений пациентов при коррекционно-логопедической работе.

  • Вовлечение пациента в постановку целей реабилитации, успешное достижение которых является мощным фактором поддержки эмоционального комфорта и веры в успешный исход лечения.
  • Проведение совместного времени с пациентом.
  • Объяснение пациенту причин и следствий с ним происходящих явлений.
  • Разъяснение больному что процесс восстановления требует длительного времени, энергозатрат и что пациент не должен унывать и быть расстроен тем, что выздоровление затягивается.
  • Объяснение пациенту, что состояние его психики и ума, его активность, уверенность в своих силах и в выздоровлении оказывают огромное влияние на степень восстановления функций.
  • Применение и объяснение пациенту «8 психоэмоциональных сил«:
  1. Сила концентрации — понимание того что в любой момент можно остановить болезненные размышления и освободиться от бремени и беспокойства.
  2. Сила тепения — понимание того что не что не сможет нарушить светлого настроения,терпение помогает освободиться от раздражения и недовольства.
  3. Сила приятия — понимание того что можно понять и принять все происходящее.
  4. Сила различения — понимание того что всегда можно различить что истинно, что ложно.
  5. Сила принятия решений — понимание того что можно оценить любую ситуацию, чтобы грамотно действовать в ее рамках.
  6. Сила преодоления препятствий — понимание того что кажущиеся препятствия, не являются таковыми, а есть всего лишь ступеньки на пути к успеху; данная сила помогает избежать влияния внешних обстоятельств.
  7. Сила сотрудничества — понимание того, что человек ни с кем не соперничает, а помогая себе, помогает другим.
  8. Сила отключения — понимание того, что в нужный момент можно отрешиться от своих анатомо-физиологических дефектов и стать сторонним наблюдателем происходящего в себе и в окружающем мире, отключение помогает обрести удовлетворенность, эмоционально поддержать больного.

В работе помогает использование опросника БЭКА и шкалы самооценки депрессии УЭКФИЛДС.

Пациент испытывает угнетенное подавленное настроение, неверие в выздоровление, пессимистичный взгляд на будущую жизнь, ощущает себя выбитым из привычного образа жизни, что влечет:

  • снижение интереса,
  • отсутствие адекватной реакции на происходящее в его жизни,
  • расстройство сна, питания,
  • нарастающее чувство вины,
  • к обиде на жизнь.

Важно повысить психологическую компетентность, изменить отношение к проблеме «тупика» и выбору решения, повышая стрессоустойчивость и кризистолерантность.

Малеева Ирина Ивановна,
логопед
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ

Нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта

  • Издательство «Медиа Сфера»
  • Журналы
  • Подписка
  • Об издательстве
  • Рекламодателям
  • Доставка / Оплата
  • Контакты

Городская больница №38 им. Н.А. Семашко, Санкт-Петербург; Ломоносовская центральная районная больница, Ломоносов

Терапевтические возможности улучшения когнитивных функций, психоэмоционального состояния и качества жизни пациентов после инсульта

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(12): 92-97

Ковальчук В. В. Терапевтические возможности улучшения когнитивных функций, психоэмоционального состояния и качества жизни пациентов после инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(12):92-97. https://doi.org/10.17116/jnevro201511511292-97

Городская больница №38 им. Н.А. Семашко, Санкт-Петербург; Ломоносовская центральная районная больница, Ломоносов

Цель исследования — изучение влияния нейроцитопротективной терапии с использованием препарата цитофлавин на уровень социально-бытовой адаптации, психоэмоциональный статус, состояние когнитивных функций и качество жизни пациентов, перенесших инсульт. Материал и методы. В исследование были включены 1450 пациентов, перенесших инфаркт головного мозга, которые составили две группы по 725 человек (получавшие и не получавшие цитофлавин), сопоставимые по возрасту, полу, степени выраженности неврологических и психоэмоциональных нарушений, уровню бытовой адаптации, качеству жизни, а также проводимым видам и методам реабилитации (принцип matched-controlled). Проводилась оценка когнитивных функций с помощью краткой шкалы оценки психического статуса — MMSE и Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСА), психоэмоционального состояния с помощью опросника Бека, шкалы самооценки депрессии Уэйкфилда, шкалы тревоги Гамильтона, качества жизни с помощью профиля влияния болезни (Sickness Impact Profile). Результаты и заключение. Результаты исследования показали, что применение цитофлавина статистически достоверно способствует нормализации когнитивных функций, психоэмоционального состояния пациентов после инсульта, а также приводит к улучшению качества их жизни.

Городская больница №38 им. Н.А. Семашко, Санкт-Петербург; Ломоносовская центральная районная больница, Ломоносов

Инсульт является основной причиной глубокой и стойкой инвалидизации населения [1, 2]. Огромный социальный и экономический ущерб, возникающий вследствие сосудистых заболеваний головного мозга, выдвигает проблему совершенствования медицинской помощи при инсультах в число наиболее актуальных научно-практических задач неврологии.

Целью реабилитации является возвращение пациента к активной социально-бытовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества и, в конечном итоге, улучшение качества жизни как самого больного, так и его родственников с помощью физических, психических и медикаментозных методов для улучшения и нормализации обменных процессов и выработки системы адаптации при необратимых изменениях, вызванных патологическим процессом. Отсутствие своевременного восстановительного лечения ведет к возникновению необратимых анатомических и функциональных изменений и нарушению психоэмоционального статуса.

Инсульт оказывает не только кратковременное влияние на соматоневрологический статус пациента, но и вызывает длительную инвалидизацию и социальную дезадаптацию, что необходимо помнить, осуществляя медико-социальную реабилитацию больного после инсульта.

Наиболее очевидными последствиями инсульта являются физические, однако в некоторых случаях не менее важными становятся психологические, когнитивные, социально-бытовые и финансовые проблемы. Поэтому лечение, целью которого является уменьшение до минимума патологического воздействия инсульта на пациента и его жизнь, должно быть направлено на решение всех перечисленных проблем.

Реабилитация должна быть направлена на социально-бытовую адаптацию пациента — возвращение его к бытовой и трудовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества.

Степень восстановления двигательных, чувствительных, когнитивных функций, уровень социально-бытовой адаптации, нормализация психоэмоционального состояния пациентов после инсульта, а также качество жизни в существенной степени зависят от своевременного и адекватного применения различных методов физической и нейропсихологической реабилитации, осуществления правильного ухода и соблюдения мультидисциплинарного принципа ведения данной категории пациентов [3—5]. Согласно результатам различных исследований, использование нейроцитопротективных препаратов в рамках комплексной реабилитации играет немаловажную роль в повышении эффективности восстановительного лечения [6, 7].

Цель настоящего исследования — изучение влияния нейроцитопротективной терапии с использованием препарата цитофлавин на уровень социально-бытовой адаптации пациентов, перенесших инсульт, их психоэмоциональный статус и состояние когнитивных функций, а также качество жизни.

Материал и методы

Исследование проводилось с 01.06.12 по 31.05.15 в Центре медицинской реабилитации СПб ГБУЗ «Городская больница № 38 им. Н.А. Семашко», сотрудники которого (врачи, медицинские сестры, логопеды, инструкторы ЛФК) оказали существенную помощь автору исследования.

В исследование были включены 1450 пациентов, 770 женщин и 680 мужчин, в возрасте от 36 до 86 лет (средний — 68,5 года), перенесших инфаркт головного мозга.

Включенные в исследование пациенты составили две группы по 725 человек каждая: получавшие цитофлавин (основная группа) и не получавшие его (контрольная группа), которые были стандартизированы по возрасту, полу, степени выраженности неврологических и психоэмоциональных нарушений, уровню бытовой адаптации, качеству жизни, а также проводимым видам и методам физической, физиотерапевтической, нейропсихологической и психотерапевтической реабилитации (принцип случай—контроль). Стандартизация исследуемых групп, проведенная по перечисленным показателям, представлена в табл. 1.

Таблица 1. Сопоставление групп исследования Примечание. * — вазобрал, кавинтон (винпоцетин), сермион (ницерголин); ** — кардиомагнил, курантил (дипиридамол), плагрил (клопидогрел), варфарин, ксарелто (ривароксабан), прадакса (дабигатран); *** — амитриптилин, велафакс (венлафаксин), золофт (сертралин), плизил (пароксетин), тералиджен (алимемазин), триттико (тразодон), феварин (флувоксамин).

Цитофлавин вводился ежедневно внутривенно капельно в дозе 10,0 мл в разведении на 200 мл 5% раствора глюкозы — применение в насыщающих и поддерживающих дозах [8]: в течение 5—10 мин скорость введения — 90 капель/мин, затем скорость снижалась до 20—30 капель/мин. Пациенты получали цитофлавин в течение 15 дней в динамике наблюдения — на 1-м и 6-м месяцах после инсульта.

Анализ результатов лечения производился с учетом восстановления неврологических функций, уровня социально-бытовой адаптации, состояния когнитивных функций, психоэмоциональной сферы и качества жизни. В данной статье рассмотрена часть исследования, которая посвящена анализу когнитивных функций, психоэмоционального статуса и качества жизни пациентов, перенесших инсульт.

Читайте также:  Технологии профилактики дисграфии

Когнитивные функции оценивались с помощью краткой шкалы оценки психического статуса — MMSE (Mini-Mental State Examination) [9], Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСА) [10].

Соответственно полученным результатам по шкале MMSE состояние когнитивных функций определялось следующим образом: 28—30 баллов — нет нарушений когнитивных функций, 25—27 баллов — умеренные когнитивные расстройства, 20—24 балла — деменция легкой степени выраженности, 11—19 баллов — деменция умеренной степени выраженности, 0—10 баллов — тяжелая деменция; степень улучшения когнитивных функций определялась следующим образом: незначительное улучшение — увеличение оценки на 1—6 баллов; удовлетворительное — на 7—13 баллов; выраженное улучшение — на 14 и более баллов.

Согласно результатам, полученным по шкале МоСА, наличие когнитивных расстройств признавалось при оценке 25 и менее баллов; степень улучшения когнитивных функций согласно шкале МоСА определялась следующим образом: незначительное улучшение — увеличение оценки на 1—5 баллов; удовлетворительное — на 6—11 баллов; выраженное улучшение — на 12 и более баллов.

Психоэмоциональное состояние определялось с помощью опросника Бека [11], шкалы самооценки депрессии Уэйкфилда [12], шкалы тревоги Гамильтона [13].

Качество жизни пациентов оценивалось с помощью профиля влияния болезни (Sickness Impact Profile) [14, 15]. Соответственно количеству баллов, набранных по данной шкале, качество жизни оценивалось следующим образом: отсутствие нарушений качества жизни — 0 баллов; минимальные нарушения — 1—10 баллов; легкие нарушения — 11—25 баллов; умеренные нарушения — 26—40 баллов; выраженные нарушения — 41—55 баллов; грубые нарушения — более 55 баллов.

Критерии включения пациентов в настоящее исследование были следующие: диагноз инфаркта головного мозга, подтвержденный при проведении компьютерной (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ); степень нарушения неврологических функций (оценка по шкалам Бартел, Линдмарк и Скандинавской — не более 24% от максимального количества баллов); степень социально-бытовой дезадаптации: оценка по шкале самооценки бытовых возможностей в повседневной жизни Мертон и Саттон — не более 24% от максимального количества баллов, зависимость при выполнении и/или невозможность осуществления основных социально-бытовых навыков; для анализа влияния терапии на психоэмоциональное состояние: наличие выявленной с помощью опросника Бека и шкалы Уэйкфилда депрессии любой степени выраженности, наличие выявленной с помощью шкалы Гамильтона тревоги средней и тяжелой степени выраженности; для анализа влияния терапии на состояние когнитивных функций: наличие выявленных с помощью шкал MMSE и МоСА когнитивных расстройств любой степени выраженности; качество жизни (количество баллов согласно профилю влияния болезни) — более 55 баллов.

Настоящее исследование по дизайну являлось проспективным сравнительным открытым.

Статистический анализ результатов исследования проводился с использованием пакетов программы SPSS 14.0. Для сравнения качественных признаков и процентных соотношений использовались критерий независимости качественных (категориальных) признаков χ 2 , точный критерий Фишера и коэффициент неопределенности. Наличие зависимости между изучаемыми признаками признавалось, когда доверительный уровень составлял р 2 признавалось некорректным и требовалось использование точного критерия Фишера.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов исследования показал, что применение цитофлавина в достоверной степени влияет на повышение эффективности реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в том числе и в отношении нормализации когнитивных функций и психоэмоционального состояния.

Говоря об улучшении когнитивных функций, следует отметить, что данное заключение было сделано на основании результатов лечения как по шкале MMSE, так и по шкале MoCA.

В группе пациентов, в восстановительном лечении которых использовался цитофлавин, согласно анализу по шкале MMSE, когнитивные расстройства легкой степени выраженности и их отсутствие наблюдались у 58,3% больных, а среди больных, не получавших цитофлавин, — у 30,7% (р Таблица 2. Выраженность когнитивных нарушений по шкале MMSE Примечание. * — достоверность различий на уровне р

Наблюдались также статистически значимые различия между группами пациентов, проходивших реабилитацию с использованием цитофлавина и без применения данного лекарственного препарата в отношении динамики состояния когнитивных функций. Так, в группе терапии цитофлавином удовлетворительная и выраженная степень улучшения когнитивных функций наблюдалось у 58,1% больных, в контрольной группе данный показатель составлял 35,5% (р Таблица 3. Динамика когнитивных функций по шкале MMSE Примечание. Достоверность различий на уровне: * — р

Таблица 4. Динамика когнитивных функций по шкале МоСА Примечание. Достоверность различий на уровне: * — р

Согласно результатам анализа данных шкалы MMSE, в группе пациентов, получавших цитофлавин, выраженное улучшение ориентации в месте наблюдалось у 76,2%, ориентации во времени — у 69,8%, памяти — у 70,2%, чтения — у 69,8%, концентрации внимания — у 67,3% пациентов. Аналогичные показатели среди пациентов контрольной группы составили соответственно 41,8% (р Таблица 5. Распределение пациентов, перенесших инсульт, по наличию депрессии и ее выраженности в зависимости от применения цитофлавина Примечание. Достоверные различия между группами на уровне р

Кроме того, цитофлавин в достоверной степени снижал уровень тревожности пациентов, перенесших инсульт. Так, низкий уровень тревожности в группе пациентов, получавших данный препарат, отмечался у 87,6% пациентов, в контрольной группе — у 56,3%; тяжелая степень выраженности тревоги не наблюдалась ни у одного пациента среди получавших цитофлавин и у 19,6% — среди его не получавших.

Согласно результатам исследования, проведенного соответственно профилю влияния болезни (Sickness Impact Profile), качество жизни пациентов, получавших цитофлавин, было достоверно выше, нежели у больных, не получавших его.

Так, в группе пациентов, получавших цитофлавин, отсутствие нарушений качества жизни и их минимальная выраженность наблюдались у 78,5%, в контрольной группе — у 35,2% (р Таблица 6. Степень выраженности нарушений физических, психосоциальных и бытовых аспектов качества жизни в изученных группах больных (соответственно Sickness Impact Profile) Примечание. Достоверность различий на уровне: * — р

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что включение цитофлавина в схемы терапии больных после перенесенного инсульта достоверно способствует улучшению когнитивных функций и нормализации психоэмоционального состояния, что в свою очередь приводит к повышению эффективности реабилитации пациентов и, в конечном итоге, улучшению качества их жизни.

Полученные результаты согласуются с данными других авторов о положительном влиянии цитофлавина на повышение эффективности восстановительного лечения пациентов после инсульта [16—18].

Учитывая большое разнообразие лекарственных препаратов, предлагаемых для реабилитации пациентов, перенесших инсульт, и отсутствие единодушного мнения исследователей в отношении их эффективности, можно отметить, что дальнейшие исследования в этой области представляются достаточно интересными и чрезвычайно полезными.

Психические расстройства после инсульта

Депрессия после инсульта является распространенной и серьезной проблемой. 30% человек, которые перенесли приступ, ощущают на себе признаки этого состояния. Депрессия может помешать восстановлению и ухудшить качество жизни больного. Но далеко не все проходят лечение постинсультного расстройства психики.

Причины возникновения

Существует несколько факторов, которые могут спровоцировать эмоциональные расстройства после острого нарушения кровообращения в головном мозге. К ним относят:

  1. Предрасположение к стрессам. Эмоциональное состояние некоторых людей является нестабильным. Такие личности более предрасположены к развитию депрессий. Поэтому после инсульта эмоциональная стабильность может еще больше нарушиться.
  2. Чувство собственной беспомощности. Так как после приступа происходит частичное или полное нарушение бытовых и профессиональных навыков, то у многих людей на этом фоне развивается депрессия. Больной чувствует себя обузой для родных и полностью беспомощным, теряет веру в себя. Это негативно отражается на скорости его восстановления после болезни.
  3. Осложнения после инсульта. Если парализована левая часть тела, то шансы на развитие психических нарушений возрастают. Особенно если во время приступа были поражены зрительный бугор и базальные ганглии.
  4. Гипоксия головного мозга. Нарушение кровообращения и доступа кислорода к головному мозгу приводит к угнетению эмоционального состояния.
  5. Плохое отношение близких людей. Реабилитационный период переносится легче, если больной ощущает поддержку родных и близких. Но не все могут чутко относиться к человеку в этом состоянии, что нарушает его психологическое самочувствие.

На развитие депрессии после инсульта влияют как физические, так и эмоциональные факторы, поэтому первые признаки развития этого состояния игнорировать нельзя ни в коем случае.

Как проявляется постинсультная депрессия

Эмоциональные нарушения у больного часто протекают в скрытой форме и не имеют ярко выраженных признаков. Но существуют определенные симптомы, с помощью которых любой сможет понять, что у человека развивается депрессия. К ним можно отнести:

  • эмоциональную нестабильность. Больной постоянно находится в подавленном состоянии, не желает воспринимать какие-либо радости жизни. Усугубляет состояние ощущение надвигающейся беды и физический дискомфорт;
  • изменения в поведении. У человека отсутствует инициатива в дальнейшей реабилитации. Это проявляется раздражительностью и проявлением агрессии по отношению к окружающим. Также возникает двигательное беспокойство независимо от степени поражения;
  • болезненные ощущения в грудной клетке. Такие симптомы называют соматическими. Эти ощущения могут возникать в любой части тела;
  • затрудненность мышления. Люди, которые пережили приступ острого нарушения кровообращения в головном мозге, страдают от нарушений памяти и внимания. Они также начинают негативно относиться к социуму.

Чтобы процесс реабилитации не затянулся, при наличии этих симптомов нужно обратиться к помощи психолога.

Методы лечения

Лечение депрессии необходимо проводить как можно раньше, так как последствия проблема может иметь серьезные. Психические нарушения должен лечить только специалист, самостоятельно решать эту проблему не стоит. Применяют медикаментозные и немедикаментозные средства.

Медикаментозное лечение

Психические расстройства после инсульта лечат с помощью специальных препаратов:

  1. Антидепрессантов. После приступа в организме возникает дефицит норадреналина и серотонина. Эту проблему устраняют с помощью Пароксетина, Сертралина и других препаратов. Это сбалансированные антидепрессанты. Также назначают седативные антидепрессанты для устранения интеллектуальных нарушений.
  2. Атипичных нейролептиков. Они способствуют устранению эмоциональных нарушений. Лечение проводится под присмотром специалиста и длится в течение шести месяцев.
  3. Психостимуляторов. Их назначают в сочетании с антидепрессантами. Они избавляют от чувства настороженности, апатии и отсутствия интереса к жизни. Длительное и бесконтрольное применение может привести к развитию психоза и психологической зависимости.


Немедикаментозная терапия

Психологическая помощь поможет устранить депрессивное состояние и без использования медикаментов. Кроме психотерапевтических методик, применяют также народные средства, гимнастику, массаж.

Популярностью в лечении постинсультной депрессии пользуются такие методы:

  1. Психотерапия. Практикуют групповое лечение и личные занятия со специалистом. Эта методика не заменит препараты, но в качестве комплексного лечения действует вполне эффективно. Беседы с психотерапевтом могут снизить стресс больного. Родные должны очень ответственно отнестись к подбору врача. Необходимо выяснить, имел ли специалист опыт работы с подобными случаями, и насколько положительным был результат.
  2. Народные методы. Существуют рецепты, которые с древних времен использовали для лечения этой проблемы. Целебными свойствами обладают корни дягиля. Две ложки измельченных корней нужно залить 0,5 л кипяченой воды и дать постоять 60 минут. Принимать лекарство следует 4 раза в сутки с интервалом в 6 часов. Полезны также настои и отвары ромашки, мяты, мелиссы, хмеля, огуречной травы, валерианы.
  3. Массажи. Они помогут привести весь организм в тонус. Такие услуги предоставляют в реабилитационных центрах. Можно нанять массажиста самостоятельно, но только с соответствующими навыками.
  4. Транскраниальная стимуляция. Это сравнительно новый метод борьбы с депрессией. Лечение заключается в воздействии на головной мозг слабого тока. Эти манипуляции раздражают моторную кору мозга, что постепенно улучшает эмоциональное состояние больного.
  5. Лечебная физкультура. Реабилитационный период после инсульта тяжелый и болезненный. Но с помощью упражнений, подобранных специалистом, можно значительно ускорить выздоровление и улучшить общее состояние больного.

Все эти методики не требуют существенных денежных затрат, но зачастую их оказывается недостаточно для преодоления проблемы. Поэтому без специальных препаратов обойтись не получится.

Как должны вести себя близкие

Если у человека послеинсультная депрессия, то его родные должны правильно себя вести, чтобы не усугубить положение.

Необходимо придерживаться таких правил:

  1. Создать здоровый микроклимат в семье. В кругу семьи не должно быть выяснений отношений, так как это может только усугубить депрессию. Если среди близких есть человек с такой проблемой, то все должны приложить максимум усилий, чтобы он не находился в окружении негативных эмоций.
  2. Сделать все, чтобы больной не чувствовал себя обузой. После инсульта привычная жизнь всех членов семьи и пострадавшего меняется. Больной начинает ощущать свою ограниченность, считает себя неполноценным. Родные должны так скоординировать его времяпровождение, чтобы он мог самостоятельно без труда выполнять какие-то действия.
  3. Обеспечить пострадавшему полноценное общение. Не избегать возможности общения со знакомыми. Это поможет предотвратить развитие депрессии.
  4. Максимально окружить заботой. Важно помнить, что инсульт наносит серьезный урон физическому и эмоциональному состоянию человека. Поэтому нужно заботиться о больном и уделять ему много внимания, но не перегибать палку. Чрезмерная опека также может вызвать депрессию.

Профилактика постинсультной депрессии

Реабилитационный период после инсульта должен включать не только оздоровительные процедуры, но и психологическую помощь. Только в этом случае можно будет избежать развития депрессии.

От этого осложнения страдает большинство людей после приступа. Это связано с тем, что человек начинает чувствовать себя беспомощным. Он не может нормально обеспечить свои потребности, возникают трудности с выражением своих чувств и эмоций, не получается сделать ничего из привычных ранее вещей. Поэтому нет ничего странного в том, что у человека, перенесшего инсульт, развивается депрессивное состояние.

Более глубокой бывает депрессия у пожилых людей. Это связано с тем, что человек в этот период переживает еще и возрастные изменения организма, что также негативно влияет на психику.

После приступа чаще развивается астено-депрессивный синдром. При этом больной быстро устает, не может держать в напряжении мышцы, страдает от истощения.

Чтобы снизить риск развития подобных осложнений, необходимо:

  • проходить реабилитацию после инсульта. Начинать ее нужно сразу же после приступа, и она должна включать все рекомендуемые методики;
  • употреблять назначенные специалистом антидепрессанты. Их подбирают в зависимости от глубины поражений и общего состояния пострадавшего;
  • сразу после возвращения в сознание больной должен пройти курс лечения у психотерапевта. Беседы со специалистом облегчат эмоциональное состояние человека.

Проходить процесс восстановления больной может как дома, так и в специальных пансионатах. В таких заведениях специально обученные люди работают с пациентами и могут своевременно заметить начало депрессии. Но даже если больным занимаются дома, без консультации со специалистом не должна проходить ни одна процедура. Особенно это касается применения медикаментов.

Ссылка на основную публикацию