Метод наглядного моделирования для развития фонематического анализа и синтеза

Формирование фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования

Применяя метод наглядного моделирования в своей работе с детьми имеющими различные речевые нарушения я убедилась в его эффективности, т.к. схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Своими красочными символами и образами предметов, они вызывают желание и интерес у детей, что значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы. Ребенок овладевает операциями фонематического анализа на наглядно представленном материале.

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов.

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию фонематического анализа у детей с нарушением речи с помощью наглядного моделирования.

Перед началом работы по формированию фонематического анализа, я провожу с детьми работу по ознакомлению с акустическими характеристиками звуков, и их схематичном изображении. На обработку каждого звука отводится по два занятия. Согласные звуки обозначаются синим цветом, гласные красным. Звонкие звуки – колокольчиком, глухие – перечеркнутым колокольчиком. Мягкие звуки обозначались пером, твердые – кирпичом. Каждый пройденный звук сравнивается с новым изучаемым звуком и обозначался соответствующей буквой. После того, когда все звуки, буквы были изучены детьми, перед ними ставятся задачи:

  • определить гласный звук в начале слова в позиции под ударением;
  • определять наличие без ударного гласного звука в слове;
  • определить первый и последний гласный звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • выделение согласного звука на фоне прямого и обратного слога;
  • выделять согласный звук в слогах со стечением согласных;
  • выделить начальный согласный звук в односложных словах;
  • выделить последний согласный звук в односложных словах;
  • определить последовательность, количество и место звуков по отношению к другим звукам.
  • «Определи пропущенный звук». Логопед называет ряд звуков, и делает паузу показывая карточку, на которой нарисованы акустические характеристики звука, проанализировав которую ребенок должен определить какого звука не хватает. Это же задание используется для определения пропущенной буквы. Для этого перед детьми выкладывается ряд букв, среди которого есть карточка с характеристикой буквы.
  • «Какого звука не хватает?». Педагог произносит ряд слогов, но один звук без пары, дети по признакам нарисованным на карточке должны определить какой звук нужно добавить, чтобы получился слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Дом с закрытыми окнами». На магнитную доску вывешивается дом, в окнах которого располагаются слоги, но есть и закрытые окна, на которых изображены признаки букв. Перед детьми ставиться задача – определить нужный слог. Сначала проигрываются прямые, а потом обратные слоги.
  • «Найди звук». Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец). Можно использовать графическую схему слова, где, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы. Это же задание проводится и для определения согласных звуков, букв.
  • «Есть ли звук?». Педагог произносит слово, а к доске прикреплены мнемотаблицы звуков. Дети должны определить, есть ли в произнесенном слове звук, характеристики, которого изображены в мнемотаблице прикрепленной к доске.
  • «Нарисуй слово». Детям педагог предлагает нарисовать столько кружков, сколько звуков (букв) в слове.
  • «Шифровальщик». Детям предлагается заменить определенный звук в слове, на его акустические характеристики.
  • «Какой звук пропустил Незнайка?». Педагог четко, сохраняя ударение, произносит сочетания звуков (например: – тка, – голка, – рбуз, – втобус и т.д.). Дети поднимают соответствующие фишки (красного, зеленого, синего цвета, в зависимости от пропущенного звука) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
  • «Куда перелетела бабочка?». Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке – схеме с помощью бабочки. Предлагается карточка, разделенная на три части и бабочка на магните. Педагог называет слово, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка (позиция звука в слове).
  • «Замени звук». Педагог пишет или выкладывает из букв односложное слово на доске, рядом расположены мнемотаблицы звуков. Задача детей, заменить один из звуков на звук из мнемотаблицы и прочитать какое слово получилось.
  • «Подбери схему». Детям предлагается подобрать слова к схемам двухсложных слов, в которых ударение на первом или втором слоге.
  • «Сосчитай звуки». Дети должны сосчитать количество звуков в произнесенном логопедом слове и выложить это слово фишками.

Список использованных источников:

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.-103 с.

Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Анисимова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №58 компенсирующего вида», город Орел

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования метода наглядного моделирования для создания специальных коррекционно-развивающих потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время специалистами отмечается рост числа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Большую часть, которых составляют дети с сохранным слухом и интеллектом, но имеющие нарушения фонематического слуха. При проведении обследования мы часто наблюдаем, что эти дети не воспринимают материал на слух, у них снижено слуховое внимание и работоспособность. Поэтому нам постоянно приходится искать вспомогательные средства, которые облегчают и систематизируют процесс усвоения детьми нового материала. Мы считаем, что таким эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования.

Наглядное мoдeлирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Дети дошкольного возраста не могут написать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во время занятий бывает в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Использование опорных схем — это возможность зaдействовaть для решения пoзнаватeльных задaч зрительную, accoциативную и двигатeльную пaмять. Это позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) и научиться работать с ними.

В начале коррекционной работы вместо обычных обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками мы используем символы, которые дают опору на артикуляцию звука. Работу начинаем с более лёгких в акустико-артикуляционном плане звуками, при этом опираемся на следующие анализаторы: зрительный (показываем артикуляцию определённого звукa и дети осуществляют самоконтроль за движениями органoв артикуляции перед зеркалом), слуховой (дети воcпринимают звуки на слух), тактильный (дети ощущают положение органов артикуляции во время произнесения звукoв). Дальше мы включаем следующие задания: поднять символ, который обозначает произносимый или беззвучно артикулируемый логопедом гласный звук, составить звуковые ряды и «прочитать» самостоятельно звуковые ряды по карточкам. После того как дети хорошо выделяют и различают гласные звуки, переходим к изучению согласных звуков. Чтобы детям было легче их усвоить, мы используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети понимают, о каком звуке идет речь, могут рассказать о любом звуке, учатся сравнивать звуки, так как наглядно видят, чем один звук отличается от другого. Для дифференциации твердости и мягкости звуков используются изображения кирпича (твердый звук) и пуха (мягкий звук). А также дома, вагоны, гномы и другие изображения предметов синего и зелёного цвета. Например, ребёнку даются картинки животных, и он должен расселить их по нужным вагонам ( «Паровоз для зверят»). Для обозначения глухих и звонких звукoв используются изображения колокoльчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Для определения позиции звука в слове мы используем картинки самолета, грузовика, поезда, лисы. В дальнейшей работе используем схемы слова.

В работе по развитию фонематического анализа и синтеза мы используем игровые упражнения, дидактические игры, разные задания:

  • Веселые Колобки — звуковички, помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.
  • «Лoто гласных звукoв» — помогает закрепить умение детей находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой.
  • «Веселые пазлы» — совершенствует умения детей подбирать и называть cловa с зaданным звукoм
  • «Пoмоги волчонку найти жилище, ослику хвост» — закрепляет умение выделять первый ударный звук.

Фoрмирoваниe навыкa нaглядного мoделирования прoисходит в oпределенной пocледовательности с поcтoянным пoвышением дoли самocтоятельного учаcтия дошкoльников. При этом мы решаем следующие дидактические задачи:

  • знaкомство с грaфическим способом прeдставления инфoрмации
  • рaзвитие умeния дeшифровки модeли
  • фoрмированиe нaвыка caмостоятельного мoделирования

Метод наглядного моделирования мы активно используем в процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза и включаем в каждое фронтальное и индивидуальное занятие. Это позволяет сделать материал более интересным, доступным и разнообразным. Но при этом не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки.

Использование метода наглядного моделирования — примeнение рaзличных симвoлов, мoделей и схeм — пoвышает эффeктивноcть звуко-слогoвой аналитикo-синтетическoй деятельности, а также улучшает кoнтроль за усвoением знaний. Что в свою очередь способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно.

Список литературы:

  1. М.Н. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы», — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  2. Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с.
  3. Т.А. Ткаченко «Формирование навыков звукового анализа и синтеза». — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. — 48 с.

Просмотров: 31
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Альманах педагога

Автор: Вахрушина Зимфира Рифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34 “Радуга”
Населённый пункт: г. Октябрьский РБ
Наименование материала: Статья
Тема: “Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста ”
Дата публикации: 13.07.2017
Раздел: дошкольное образование

«Использование метода наглядного моделирования

в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка

необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде

всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,

навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных

учреждений общего типа. Правильная речь – один из показателей готовности

ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения:

ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие

общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются

потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями

письма и чтения).

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно

растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный

слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать

звуки. Фонематический слух и речевой слух – это по сути одно и то же.

Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить

звуки. Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести

звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень

осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со

слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной

акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от

другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление

одного звука другому на основе общности большинства признаков. Это

приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к

неправильному произношению(например: дом-“том”, рак-“лак”, лук-“люк”,

жук-“щук”) Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как

самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров

Читайте также:  Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений.

теряется и меняется смысл высказывания. Часто вместе с понятием

“фонематический слух” специалисты употребляют и понятия

“фонематическое восприятие” и “фонематический анализ и синтез”.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по

дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то

конкретное слово( например, возьмём слово”кот”-оно состоит из звуков:”к”,

“о”,”т”).Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают

трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и

артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) Фонематический анализ и синтез

умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При

недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении:

побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые

проявляются в пропусках согласных при стечении: паста -“паса”,

марка-“мара”, куртка-“курка”; во вставках гласных между согласными при их

стечении: паста-“пасАта”; в перестановках звуков: утка-“тука”; в пропуске и

вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках,

перестановках слогов: лопата -“лата”,”лотапа”.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь

внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют

произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного

воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать

звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких

ошибок при овладении письменной речью.

Одно из направлений работы образовательной области «Речевое развитие» –

овладение звуковой культурой речи, являющееся обязательным условием

успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Занятия по

звуковой культуре речи включают воспитание её произносительной стороны

(произношение, речевое дыхание, дикция и т. д., воспитание интонационной

выразительности, воспитание речевого слуха и фонематического восприятия)

и, наконец, подготовку к обучению грамоте, предполагающей обучение

навыкам языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.

Разделение процесса овладения звуковой культурой речи на разные виды

работы достаточно условно. Так, например, обучение звуковому анализу

невозможно без достаточной сформированности фонематического

восприятия. Более того, звуковой анализ и есть его высшая ступень. Другими

словами, не развив у детей способность, воспринимать и различать звуки

речи, мы не сможем научить их расчленять слова на составляющие их звуки.

Развитию фонематического восприятия в Программе уделено достаточно

много времени. Начиная со средней группы, детей учат дифференцировать

наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие,

В Программе реализуется добукварный период звукового аналитико-

синтетического метода обучения грамоте. Исходный принцип метода состоит

в том, что знакомству и работе ребенка с буквами (букварному периоду)

должен предшествовать чисто звуковой период обучения. Прежде, чем дети

начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать

между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом,

в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются

приемы анализа и синтеза. Дети учатся:

• делить предложение на слова;

• составлять предложение по опорным словам;

• делить слова на слоги;

• объединять слоги в слова;

• дополнять слог до слова;

• выделять звуки из слогов и слов;

• объединять звуки и слоги в слова;

• последовательно выделять все звуки в слове.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,

побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие

потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками.

Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и

деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Работая с

детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их

обучении, логопеду приходится искать вспомогательные

средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс

усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является

наглядное моделирование, который дает возможность ребенку зрительно

представить абстрактные понятия: звук, слово, текст, научиться

практическим действиям с ними. В настоящее время в связи с введением

ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как

одно из универсальных учебных действий. Это особенно важно для

дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование

моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания;

– является программой для анализа новых явлений.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в

определенной последовательности с повышением доли самостоятельного

участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников,

так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит

непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с

преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается

лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку,

развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей

формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Система

работы по использованию методов наглядного моделирования была

опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением

фонетико – фонематическое нарушение. Первое, где мы начинаем

использовать модели – это артикуляционная гимнастика. Знакомство со

звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов

артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения

собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых

профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука,

отбирая необходимые символы. При знакомстве с названиями упражнений

сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному

упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать

при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня

работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает

Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения

звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их

запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов

коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие

трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие

какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить

последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы

используем (общепринятые) три цвета:

красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких

согласных. Сказочные герои Гномики – звуковички, помогают не только

заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что

звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие. Сначала ведется

работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают

гласные, переходим к согласным. Помимо общепринятых обозначений звуков

цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно

использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а]

обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] –

кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.

На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой

полости. Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а

абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение.

Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы

облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы.

Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет

речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя

графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят,

чем один звук отличается от другого. Модели артикуляции звуков облегчают

усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой

для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на

высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания,

заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если

осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания,

которые можно взять сразу, модели требуют различных операций

теоретического мышления. Использование данного наглядного материала

целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это – и

изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов,

и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к

“зашифрованным” словам. Предлагая данный вид работы, мы идем от

простого к сложному.

Вот несколько примеров использования наглядного моделирования

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное

моделирование является актуальным современным эффективным методом

коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на

отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную

деятельность и личность воспитанника в целом. Использование наглядных

методов моделирования помогает сделать материал более доступным,

разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует

формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою

деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни

дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки.

Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного

моделирования появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

татьяна алексеева
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Диагностика речевого развития детей с ФФНр показывает, что из всех компонентов речи, в большей степени страдают фонематические процессы.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно- развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования. Моделирование – представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов).

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность

быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса обучения грамоте – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

Читайте также:  Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

– служит определенным методом познания; – является программой для анализа новых явлений. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Система работы по использованию методов наглядного моделирования была опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением фонетико- фонематическое нарушение.

Основными целями моей работы явились следующие: – диагностика состояния уровня подготовленности детей к обучению грамоте;

– создание системы коррекционной работы; – анализ полученных результатов.

В результате диагностики были выявлены следующие особенности уровня сформированности фонематических процессов: – дети неправильно произносят группы свистящих, шипящих, сонорных звуков;

– не различают на слух близкие по звучанию звуки; – недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой;

– не выделяют первый, последний звуки в слове; – не определяют количества и последовательности звуков; – отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. – дети испытывают трудности в употреблении сложных грамматических конструкций, в речи наблюдаются неточности согласования слов в предложениях, пропуски или замены предлогов;

Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решались следующие задачи:

– завершить работу по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;

– учить подбирать слова к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

– учить детей отгадывать заданные слова, представленные моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

– учить работать со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

– закрепить умение членить предложения на слова, учить составлять предложения из букв разрезной азбуки, придумывать предложения по предложенной схеме.

В коррекционно-развивающем обучении с детьми мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Первое, где мы начинаем использовать модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов коррекционно-

образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным.

Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять

и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, обучению пересказу, рассказывание сказок (но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему). Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися, персонажами.

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Использование метода наглядного моделирования в работе по формированию фонематических процессов у дошкольников

учитель-логопед МБДОУ № 157 г. Мурманска

Чубик Татьяна Александровна

При работе с детьми, имеющими нарушения речи отмечается, что дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью. Приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. У ребенка, владеющего внешними формами замещения (использование условных обозначений, чертежей, рисунков) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Моделирование состоит из следующих этапов:

– усвоение и анализ сенсорного материала

– перевод его на знаково-символический язык

– работа с моделью.

Формирование навыков происходит в определенной последовательности и с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, что повышает уровень готовности к школьному обучению.

Нарушение фонематического восприятия зачастую является первичным дефектом в сложной структуре речевых нарушений, влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи ребёнка. Фонематическое восприятие, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. А это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Применение специальной технологии формирования фонетической стороны речи детей с использованием дидактических игр и упражнений с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи:

познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;

образно представить структуру слова;

научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

определять место звука в слове (в начале, середине, конце);

определять последовательность звуков в слове;

определять количество звуков в слове;

изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

сформировать навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной звуковой модели.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов :

1 этап – узнавание неречевых звуков

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

4 этап – дифференциация слогов

5 этап – дифференциация фонем

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Уже на первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слуховой памяти и внимания, без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы. Здесь можно использовать игры на дифференциацию музыкальных инструментов

1упр : Игра «Что звучит?» – на столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

2 упр : Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображено то или иное действие. Ребёнок должен показать или выложить на столе в определённом порядке последовательность моделей действий.

3 упр : Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте. Используется схематичное изображение ритмического рисунка ( капельки, молоточки )

На втором этапе дети учатся различать одинаковые слова, звукокомплексы, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса ( модели – мишки , модели высоты речевых звуков- домики ). Определить далеко или близко находится звучащий объект. Ребёнок показывает нужную карточку-схему (с изображением длинной и короткой полоски).

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зеленый . И предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок , если неправильное – красный . Затем показывают картинку и чётко произносят звукосочетания: банан, бамам, банам, панан.

Работу по различению фонем родного языка необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Дополнительно к слуховой опоре при восприятии гласных звуков добавляем зрительную, используя модели-символы-геометрические фигуры, внешний вид, которых напоминает очертание губ при артикуляции соответствующего звука ( «Звуковые символы», «Звуковая дорожка» , «Узнай звук по беззвучной артикуляции»).

Использование специальных символов:

-обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений в процессе знакомства со звуком)

-усиливает речевые кинестезии

-улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи

-расширяет поле готовности детей к обучению грамоте.

Когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются сложнее, поэтому для обозначения каждого из них можно использовать зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук (картинные символы согласных звуков, «Подарки»). Далее формируем навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый –мягкий с соответствующим обозначением («Домики для звуков», сказочные герои Звуковички, при помощи символов ( колокольчики ) обозначаем звонкость и глухость). В играх «Спичка-ватка»и «Разноцветные деревья» дети учатся дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в словах. Многофункциональное пособие «Кубики» представляет собой несколько кубиков , на гранях которых изображены символы звуков, изображения колокольчиков, для обозначения глухих и звонких согласных, а так же картинки с изучаемым звуком. В игре «Звуковая дорожка» ребенок произносит название картинки и определяет наличие заданного звука в слове и выкладывает соответствующую фишку. Игра «Звуковая мозаика» – произносим слова, ребенок определяет твердый звук или мягкий, выкладывает фишки, в результате получается образ буквы, что помогает ее легче запомнить. С этой же целью можно использовать «Перфокарты».

Получая двойную опору (слуховую и зрительную для восприятия, дети могут быстро воспроизвести звук, что значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Развивать навыки элементарного звукового анализа начинаем с работы над слоговой структурой слова. Здесь наглядное моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения. На данном этапе дети знакомятся с моделью длины слова(длинное-короткое), моделью слога, моделью ударного слога, моделью места звука в слове, моделью слова.

Читайте также:  Литературный праздник по произведениям К.И. Чуковского: В гостях у дедушки Корнея

Здесь можно использовать игры «Длинные и короткие слова», «Слоговые планеты», «Веселая рыбалка». В игре «Найди звук» дети учатся выделять ударный гласный звук в начале слова и соотносить его с символом, в игре «Подбери схему» определяют количество гласных звуков в слове, выделяют ударный и соотносят со схемой.

Определить позицию звука в слове детям помогает птичка-синичка , символизирующая слово, а её части тела обозначают начало, середину и конец слова. В дальнейшей работе используем «схемы слова» (решеточки). Так же можно использовать игры «Звуковой паровозик», «Кто в домике живет?».

Далее учим детей сливать и анализировать слоги обратные и прямые. После чего переходим к звуковому анализу слов. Дети учатся составлять звуковые модели слова, подбирать слова к заданной модели («Составь схему слова», «Чьи следы?»).

Проводимые в данной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. Использование метода наглядного моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность грамотно и целенаправленно.

1.Давыдова Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми/ Т.Г. Давыдова, В.В. Ввозная // Справ. ст. воспитателя дошкольного учреждения.-2008.-№1.-С.36-47.

2.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников/Н.И. Дьякова.- М.:Сфера,2010.

3.Колесникова Л.Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.Р. Колесникова. – Екатеринбург,2000.

4.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи / Т.И. Кудрова // Логопед в детском саду-2007.-№4.-С.51-54.

5.Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников/ Е.Ю. Корчуганова // Логопед. – 2005. – №1 – С. 7-12.

6.Современные тенденции специальной педагогики и психологии.-Самара:СГПУ,2003-83с.-Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи-С.70-83.

Использование современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Анализ результатов диагностики (по методике О.Б. Иншаковой) детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы “Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР” Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, показывают, что у детей с диагнозом общего недоразвития речи – отмечается низкий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 8,5% до 14, 8%). При этом у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика.

Мои воспитанники, помимо речевых нарушений, имеют туберкулёзную интоксикацию. Они отличаются соматической ослабленностью, зачастую имеют соматический компонент, часто болеют. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи и развитию детей.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. “ Формирование узловых образований, – отмечает далее Р.Е. Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта” (т.е. коррекции речевого недоразвития).

Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме:“ Современные методы моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза”.

До начала работы над этой проблемой выпускники речевых групп уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 75,3% до 81, 7% – 1999-2001 уч.г.), и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии. В ходе работы по данной проблеме к концу 2006-2007 учебного года у выпускников речевых групп можно констатировать высокий уровень сформированности фонематического слуха (94%), звукового анализа и синтеза(93%).

Для реализации этой темы я поставила следующие задачи:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Формирование правильного произношения.
  4. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).
  5. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

  • развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов близких по звуковому составу;
  • дифференциация фонем;
  • дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
  • построение моделей (схем).

Работу по формированию фонематического слуха можно начинать со следующих упражнений.

Упражнение № 1

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

Упражнение № 2

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображено то или иное действие. Ребёнок должен показать или выложить на столе в определённом порядке последовательность моделей действий.

Упражнение № 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. По мере освоения ребёнком этого упражнения вводятся карточки – модели со схематичным изображением услышанного.

Упражнение № 4

Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте. Используется схематичное изображение ритмического рисунка.

Упражнение № 5

Кто из детей позвал ребёнка. Каждому ребёнку присваивается карточка с изображением какого-либо предмета или животного. Дети стоят в кругу, отгадывающий отворачивается. По мере освоения упражнения ребёнок, выкладывает модель услышанного из карточек.

Упражнение № 6

Определить далеко или близко находится звучащий объект. Ребёнок показывает нужную карточку-схему (с изображением длинной, средней и короткой полоски).

Упражнение № 7

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку “ Три медведя”. Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: “ Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал в моей постели? Кто же был в нашем доме?” Ребёнок должен показать нужный кружок (большой кружок – М.И., средний – Н.П., маленький – Мишутка).

Упражнение № 8

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный. И предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывают картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

БАМАМАЛЬПОМ
ПАНАНАБЛЁМ
БАНАНАЛЬМОМ
БАНАМАЛЬБОМ

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, я провожу игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого использую символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на идентификацию источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), я использую схему группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длинны (длинна высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки). Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков можно использовать домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам и др. На занятиях часто используем изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики и др. для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук т.к. она поётся. Зачёркнутая нота – согласный т.к. его нельзя петь.

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Алтухова Н.Г. рекомендует применять модели круга квадрата для обозначения твёрдости и мягкости согласных. Она проводит аналогию круга с тортом (торт похож на круг, звук Т – твёрдый), и квадрата с пирожным (пирожное похоже по форме на квадрат, звук П – мягкий). Ребёнку даются картинки с заданным звуком или читаются слова, а он должен соответственно построить модель (с помощью квадратов и кругов).

Для определения местоположения звука в слове – применяю “звуковые змейки”, “звуковые птички”, “звуковые домики”, “звуковые полоски”.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Ссылка на основную публикацию