Материалы обследования устной речи первоклассников

Речевая готовность первоклассников к обучению в школе

В настоящее время образование в России на всех ступенях претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:

‒ звукопроизносительной стороны речи;

‒ фонематического слуха и восприятия;

‒ связной речи в целом [1].

Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.

2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко – аблоко», «уголь – угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия [2].

Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице 1.

Скрининг диагностика фонематического слуха

Направления обследования

Лексический материал

Ответы детей

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

2. Дифференциация слов-паронимов (повторение слов, вслед за диагностом)

В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».

Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:

фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.

фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.

Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове.

Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:

‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;

‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;

‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат);

‒ отсутствие разграничения предложений.

Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.

Особое внимание к сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха, что по определению ведет к нарушению данных процессов.

3. Достаточный лексический запас.

В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.

В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.

4. Грамматический строй речи.

О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:

‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;

‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;

‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;

‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;

‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;

‒ составлять схемы предложений.

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.

5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:

‒ пересказы сказок, рассказов;

‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;

‒ рассказы по серии сюжетных картинок;

‒ рассказы из личного опыта;

Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).

В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.

Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных ощущений, например, использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование ассоциативного алфавита и т.д.

Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.

Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.

Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит:

‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,

‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи,

‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия,

‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов) [3].

1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. – 112 с.

2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.

Читайте также:  Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе

3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.

Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»

Аннотация: Конспект занятия посвящен закреплению дифференциации звуков [З] — [С] и букв З — С во втором классе общеобразовательной школы для детей с недостатками чтения и письма; занятие развивает функции фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, обогащает словарь, развивает память, внимание, эмоциональную сферу, логическое мышление.

Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»

  • закрепить дифференциацию звуков [з]-[з’]-[c]-[c’] и букв з-с;
  • уточнить артикуляцию звуков;
  • расширять и обогащать словарь;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мышление, умения сравнивать и анализировать;
  • развивать память;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематический, слоговой, языковой анализ и синтез;
  • развивать эмоциональную сферу.
  • Куклы-перчатки «Заяц» и «Собака», ленты синяя и голубая, буквы-символы, циферблаты, разрезанные буквы, перфокарты «Цветик –семицветик», мяч, ребусы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет звонкий соласный.

II. Повторение. Уточнение артикуляции.

– Сегодня у нас в гостях заяц и собака. Как вы думаете, почему? Какую пару звуков мы будем различать?

– Как у нас работает рот? Вспомним:

  • губы – в улыбке,
  • зубы – заборчик,
  • язычок за нижними зубами.

– Пустили струйку воздуха. Почувствовали пальцем. Включили голос. Почувствовали ладонью. Какой звук у нас получился? Выключим голос.

– Какая пара звуков у нас получилась? Почему это пара? Чем похожи и чем отличаются эти звуки? Каким цветом мы обозначим звук [з], звук [с]? Почему? (Звук [з] звонкий, сильный, обозначается ярким синим цветом, а звук [c] глухой, тихий, слабый, обозначаем бледным голубым.

– Произнесем эти звуки мягко. Каким цветом мы их обозначим? Почему?

III. Сообщение темы урока.

– В слове «заяц» мы какой звук по нашей теме слышим? А в слове «собака»? Давайте привяжем им бантики нужного цвета.

IV. Основная часть.

1. Соотнесение звука с буквой.

– Давайте вспомним, какими буквами обозначаются наши звуки?

На что похожа буква З? Буква С? (картинки-символы).

2. Дидактическая игра «Слышишь звук-покажи букву»

– Собачка приготовила вам задание. Сейчас она будет называть слова, а вы – показывать на циферблате стрелкой, какую букву напишете:

Забор, самолет, газон, сковорода, сова, зима, сметана, ананас, слон, зебра, рысь, коза.

Как можно одним словом назвать последние 4 слова? Какое животное здесь лишнее? Где можно этих животных встретить вместе? ( В зоопарке) Какой звук по нашей теме мы слышим в этом слове?

3. Работа с буквами.

– Давайте пропишем буквы в воздухе. Посмотрите, зайчик напишет вам их на доске.

– Зайчик принес вам кусочки букв. Попробуйте собрать буквы! Какого цвета получились буквы? Почему?

– Давайте запишем в тетради число. Далее пишем буквы нужным цветом.

4. Игра «Цветик-семицветик»

– Посмотрите, что вам принесла собачка. Как называется этот сказочный цветок? Почему?

– Давайте вспомним сказку. Какие волшебные слова нужно было сказать?

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели.

Какие слова с буквами по нашей теме нам встретились? Давайте запишем. А теперь скажем эти волшебные слова с опорой на написанное.

– А теперь выберите каждый по лепестку. Какого он цвета? Поставьте на листе первую букву. Приложите лепесток и вставляйте в отверстия буквы по нашей теме.

– Поменяйтесь лепестками. Не забывайте отмечать на листе, какого цвета лепесток вы уже использовали.

5. Физкультминутка.

– А теперь встаньте, собачка хочет с вами поиграть. Она будет кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны добавить слог –за или –са.

Конспект занятия по обучению грамоте “Звук и буква З. Дифференциация звуков [з] и [c]”

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука [3]; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

– Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

– Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
– Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
– Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
– Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
– Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З’])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З’] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З’]

Педагог1 командаПедагог2 команда
ЗаЗа-за-заЗяЗя-зя-зя
ЗуЗу-зу-зуЗюЗю-зю-зю
ЗыЗы-зы-зыЗиЗи-зи-зи
ЗоЗо-зо-зоЗеЗё-зё-зё

II. Вариант: Педагог предлагает детям слоговой ряд и показывает картинку с символом, какой либо эмоции

ПедагогДети повторяют
За-зы-зоВесело
Зу-зэ-заГрустно
Зе-зи-зяЗло
Зю-зе-зёУдовлетворенно

2. Работа над звуками [З]и [З’] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель . (заправила), сделала. (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила, называется . (зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант. (завязала) и пошла па кухню . (завтракать).

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З’] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

– Разделить слова на слоги.
– Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
– Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
– Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] – [С].

– Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та. (зы), ко. (сы). или (зы), но. (сы), ва.. (зы), бу. (сы), ча. (сы), бере. (зы), колба. (сы), рель. (сы), арбу. (зы), гро. (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают. (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку . (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал. (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)

IV. Подведение итога занятия.

Логопедическое занятие “Дифференциация звуков [c] – [з], букв с – з”

Содержимое публикации

Тема: Дифференциация звуков [ c ] – [з], букв с – з.

Цель: учить дифференцировать звуки и буквы с – з.

Коррекционно-образовательные:

закреплять знания о звуках с-з;

учить различать звуки и буквы с-з на слух и на письме;

закреплять правильное произношение звуков с, з;

уточнение, сравнение артикуляции звуков с-з;

учить сравнивать характеристики звуков с-з.

Коррекционно-развивающие:

развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических слуха;

развитие навыка звукового анализа;

обогащение словаря, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание положительной мотивации к учению;

прививать интерес к логопедическим занятиям;

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:картинки (насос, комар), картинки – символы артикуляционного упражнения, карточки с рисунками, белые и черные фишки, компьютер, компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

Ход занятия

I . Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся гостям и подарим им наше хорошее настроение, а они порадуются за наши успехи.

-Я желаю вам сохранить такое же хорошее настроение до конца нашего занятия.

И давайте вспомним, чем мы должны заниматься на занятиях?

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

Очень любим мы учиться – …

И, конечно же, лениться – …

Выполняем все задания – …

Очень любим опоздания – …

Читаем, пишем, рассуждаем – …

Дисциплину нарушаем – …

Всем успехов пожелаем – …

И занятие мы начинаем!

II . Введение в тему занятия. Постановка учебной проблемы.

-А теперь загадаю вам загадки. Будьте внимательны. Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего занятия. Отвечать – не кричать, только руку поднимать.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много, много звездочек,

Тонких, как стекло,

Звездочки холодные,

А земле – тепло. (Снег)

– Какой первый звук в слове – снег ?

Есть защитник от дождя

У тебя и у меня,

В сумочке катается,

Лишь в дождик раскрывается. (Зонт)

-Скажи, какой звук слышится в начале слова – зонт?

-Догадались, какие звуки будем повторять? Сможете определить тему нашего занятия?

-Сегодня мы будем учиться различать звуки «с-з» в слогах, словах.

III . Артикуляционная разминка.

Чтобы правильно произносить эти звуки, сделаем зарядку для языка.

Упражнения: «Заборчик», «Чищу зубы», «Лопатка», «Горка», …

IV . Характеристика звуков с-з.

-Посмотрите на эти картинки (показывает картинки комарика и насоса). Давайте вспомним и пропоем песенку наших помощников – комара и насоса, которые вы хорошо знаете. Звук [с] мы будем сравнивать при произношении с песенкой «насоса», а звук [з] – с песенкой «комарика».

– Как звенит комарик? (з-з-з-з)

-Как работает насос? (с-с-с-с)

-Дадим характеристику звукам. Какие они?

– с – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

-з – согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

Читайте также:  Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в подготовительной группе ОНР

V . Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук з – с».

-А сейчас поиграем в игру. Будьте внимательны. Я произнесу слова, если вы услышите звук з, вы поднимаете «комарика», если – звук с, поднимаете «насос».

Слон, зебра, зеленый, заяц, зонтик, сад, собака, стул.

Упражнение «Подвижные ладоши».

– Теперь прохлопаем наши слова. Сколько же слогов в наших словах?

Сл о н, з е б-р а , с о а а , ст у л.

Игра «Назови лишний слог».

-Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговорить слоги, и должны определить лишний слог:

Работа с рисунками.

– У меня есть загадочные картинки. Давайте рассмотрим, что там нарисована? И назовите какая из них «лишняя»? Почему?

Заяц (В этом слове есть звук з).

– А теперь еще раз посмотрите на картинки, и закройте карточки. Назовите, не подглядывая, те картинки, которые вы запомнили. (1 рис. – сапоги, санки, сумка, заяц , самокат, сом; 2 рис. – зонт, зубы, сумка, заяц, забор, замок).

Физкультминутка « Как живешь?».

– Давайте сделаем физкультминутку.

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (ходьба на месте)

– А бежишь? – Вот так (бег на месте)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

Игра «Подскажи словечко».

-Наши герои – помощники сочинили для вас стихи, и хотят, чтобы вы помогли придумать последнее слово. Поможем?

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? … (зайчик)

Р асписанье соблюдает,

В школе нас предупреждает,

Что окончен наш урок,

И звенит тогда … (звонок)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная. (задача)

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (Сорока)

-Вы любите играть футбол?

-Вот смотрите, какой у меня красивый мяч, но не футбольный. На нем нарисованы картинки. И вы должны превратить этот мяч – в футбольный мячик. Надо класть на каждый рисунок белые и черные фишки. Там, где слово со звуком з – белую фишку. Там, где слово со звуком с – черную фишку. Назови слово и клади:

Замок, самокат, ваза, лиса, зонт, собака, сумка, змея, самолет, гусеница, зебра, коза, заяц.

-Что получилось? (футбольный мяч) Значит, ты хороший футболист.

Упражнение «Слушай внимательно».

–Немного поиграем в игру «Учимся говорить правильно». Я помещаю наших помощников на доску.

–А вам необходимо правильно расставить картинки под ними: если картинка со звуком [с] – она будет под «насосом», если со звуком [з], то под «комариком».

VI . Итог занятия.

Какие звуки мы учились сегодня различать?

-Скажите, какое задание было самым интересным?

VII . Оценка деятельности учащихся.

-А как ваше настроение?

VIII . Домашние задание.

(Учащимся раздаются индивидуальные карточки)

-Вам надо будет выучить скороговорку:

Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Международный открытый конкурс детско-юношеского творчества, посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ЖИВОТНЫЕ ЗИМНЕГО ЛЕСА »

Всероссийская интеллектуальная викторина, посвященная 800-летию со дня рождения князя Александра Невского «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему “Дифференциация букв З-С”
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок чтения в 1 классе. Тема: «Дифференциация букв с-з».

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе.

Тема: «Дифференциация букв с-з».

Цели: дифференциация букв и звуков з – с

– закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;

– уточнять характеристику звуков [З] и [С];

– развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;

– обогащать словарный запас;

– развивать мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

– воспитание положительной школьной мотивации, желания получать радость от учебного труда, доставлять радость другим людям.

Тип урока: изучение нового

Оборудование для учителя: доска, учебник, плакат, слова на магните.

Раздаточный материал для детей – карточки с буквами и словами з, с, раскраски.

-Здравствуйте, уважаемые гости! Ученики! Все сели красиво, улыбнулись и давайте начнем урок.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами, продолжаем работать над звуками С и З. Вам знакомы эти звуки и буквы?

Ребята, сейчас будем выполнять артикуляционную гимнастику. Помним, что это? Это зарядка для губ, языка и зубов.

«Почистим нижние зубки»

Теперь делаем вдох и произносим гласные звуки, буквы . Давайте все вместе.

Давайте теперь вспомним артикуляцию звуков С и З- это (положение губ, языка, зубов.) Все вместе повторяем за мной. Произносим звук С.

Как мы произносим звук С? (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, поставили ручки и показали мне, что у нас язык делает, язык у нас находится рядом с зубами). Звук С произносится глухо.

Молодцы! Теперь, давайте произнесем звук З. Все идет точно также, но добавляем голос (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, положили ручки на горлышко и произнесем все вместе, что происходит? У нас стучит молоточек, да? Чувствуете?)

Что включается при произношении звука З? Голос. Звук З звонкий и бьет колокольчик.

У кого не получается? Давайте поможем ему.

  1. Основная часть.
  1. Какое сейчас у нас время года? Зима.

Ребята зима нам приносит Новый Год, верно? Вот мы с вами тоже подготовились встретить НГ, даже нарядили нашу елочку. Новый год к нам приходит зимой, давайте составим из букв слово ЗИМА. Проговаривают З-И-М-А.

  1. Составим слово ЗИМА

Какой первый звук? З . Давайте проговорим с вами вместе З.

  1. Перед вами картинка Зимы, опираясь на эту картинку давайте расскажем. За что мы любим зиму? (ответы детей)
  2. Что вы видите? Почему вокруг белым бело, что это такое? Это СНЕГ . Правильно. Давайте произнесем это слово все вместе СНЕГ . Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе СНЕГ , в слове снег какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Поставь под буквой синий круг.

  1. Что дети делают? На чем они катаются? На санях. Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе САНКИ , в слове санки какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С ? В начале или в конце? В начале, правильно. Синий круг.

  1. Посмотрите, кто катается на санках? Дети? Мальчики и девочки. Вот, посмотрите, тут на санках катается мальчик, давайте придумаем ему имя? Захар, хорошее имя? Вам нравится?

Кто найдет это слово? Давайте прочитаем это имя. ЗАХАР . Какая первая буква? З . Давайте все хором произнесем этот звук. Положили ручки и произносим. Стучит молоточек? Буква З у нас звонкая. Поставь в таблицу, где у нас находится буква З . Поставь под буквой синий круг.

Почему слово Захар с большой буквы? Это имя. Имена мы всегда пишем с большой буквы. Где стоит буква З ? В начале или в конце? В начале, правильно. Найдем схему.

  1. Посмотрите, с Захаром еще на санках катается девочка, ее зовут Сима. Давайте произнесем это имя все вместе СИМА . Кто выйдет к доске и найдет это имя? С какой буквы начинается? С буквы С. Давайте произнесем этот звук. С . Почему с большой буквы. Это ИМЯ . Где стоит буква С ? В начале или в конце? В начале, правильно. Поставь под буквой синий круг.
  2. Все дети оделись как? Тепло. Почему? Чтобы им не было холодно. Правильно. Зимой у нас МОРОЗ .

Произнесем по буквам это слово. М-О-Р-О-З. Найдите это слово. Прочитайте. Покажите, где находится буква З? В конце. Поставь синий круг под буквой З.

  1. Дети, зимой когда морозно, холодно на окне Дед Мороз рисует разные узоры. Правда? Вы видели когда-нибудь? Вот посмотрите, это узор . (картинка узор). Найдите это слово и поставьте в нужную сторону в правую где С или на левую где З? Произнесем это слово, УЗОР . Какой звук здесь слышите? З или С ? Конечно З.

У_З_О_Р посмотрите и скажите где находится в этом слове буква З? В середине. Поставьте синий круг. Правильно.

Ребята, чем отличается звук С от З? Звук З произносится с голосом, звонко. Давайте произнесем. Положили ручки. А звук С глухой. При произношении сквозь зубов у нас проходит холодная струя. Произнесите.

Проводится физминутка под музыку.

Жили-были зайчики над лесной опушкой,

жили были зайчики, в беленькой избушке,

мыли ушки, мыли лапки,

1. Дифференциация букв на уровне слова.

Чтение слов под картинками. Хором.

2. Дифференциация букв на уровне предложения.

– Скажу вам по секрету: следующее испытание мы сможем выдержать только все вместе, помогая друг другу.

Чтение текста «Зима» (Букварь стр. 75). Чтение предложений хором, самостоятельно, по цепочке.

– Радость кроется в дружной работе.

-Где прячется радость?

– Чему мы научились на уроке?

Различать буквы и звуки С-З.

– понравился вам урок?

– сегодня, все хорошо потрудились. (Оценивание.)

Различения звуков на слух с использованием игровых приемов.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [З]-[С]»

Есина Ирина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [З]-[С]»

Тема: Дифференциация звуков З – С

• Учить дифференцировать звуки З-С в разных речевых категориях.

• Закрепить умение образовывать родственные слова.

• Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

• Закрепить усвоение словообразования существительных путем сложения основ.

• Предупреждение формирования оптической дисграфии.

• Развивать связную речь

• Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

• Развивать фонематический слух.

• Воспитывать аккуратность и любознательность

Оборудование: предметные картинки, ребусы, таблицы с буквами, наборы для составления схем, буквы, мяч, схемы для составления характеристики звука, картинки с изображением зайца и сороки.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос?

– Какие звуки вы изучали

– Чем гласные отличаются от согласных

– Назовите гласные звуки

– Какие согласные называются звонкими

– Какие согласные называются глухими

– Чем звуки отличаются от букв

Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, читаем, пишем

2. Создание игровой ситуации. Отгадывание ребусов.

– У нас сегодня не простое занятие, а с загадочными гостями. Чтобы узнать, кто пришел к нам сегодня пришел, нужно разгадать ребус.

– Назовите первый звук в слове сорока: звук С.

– Но к нам пришел ещё один гость – угадайте, кто это?

– Назовите первый звук в слове заяц: звук З.

– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки З-С

3. Повторение характеристики звуков С,З: нахождение общего и различия.

– Давайте повторим характеристику этих звуков

Звук [з] – Согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [с] – Согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

– А что общего у этих звуков: оба согласные

– А чем они отличаются: звук С – глухой, звук З – звонкий.

4. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З,С:

• Игра «Хлопай – топай» (среди изолированных звуков)

– Хлопаем, если услышите звук З и топайте – звук С.

• Игра с мячом «Наоборот» – преобразование слогов

– Я буду кидать мяч и называть слоги со звуком З, а вы будете кидать мяч обратно и менять звук З на С: За-са, зо-со, зу-су, зы-сы, зэ-сэ,

• Игра «Заборчик» – различение слов со звуками З, С

– Сейчас мы будем слушать слова со звуками З, С и строить заборчик из счетных палочек. Сколько слов со звуком З, С услышите, столько палочек и берете. Первый ряд слушает слова со звуком З, а второй ряд со звуком С: зонт, самолет, зубы, санки, завод, собака, ваза, оса – 4 палочки

5. Дифференциация звуков З, С в произношении.

• Игра «Разложи картинки для сороки и зайки»

– Посмотрите на картинки, определите, какой звук слышится в названии вашей картинки – З или С, а также назовите позицию звука в слове. Картинки со звуком С – для сороки, а картинки со звуком З – для зайки.

• Игра «Чья картинка» – образование притяжательных прилагательных

– Ребята, скажите, чья это картинка?

• Игра «Составь предложение» – составление предложений по предметным картинкам

– А теперь составьте с названиями ваших картинок красивые предложения.

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

7. Практическое усвоение словообразования существительных путем сложения основ.

– Наши гости приготовили для вас очень интересное задание. Прочитай, что нужно сделать.

Дети читают задания на карточках

1. Скажите, какая машина возит молоко?

(выставляется картинка молоковоз)

2. Скажите, какая машина сама сваливает груз — выставляется картинка самосвал

3. Скажите, какая машина ходит по луне – выставляется картинка луноход

4. 5. Скажите, какая машина лес возит – выставляется картинка лесовоз

• Развитие познавательных процессов.

Игра «4- й лишний»

– Какой звук З-С слышим в слове – молоковоз, самосвал, луноход, лесовоз.

(Выставляются картинки)

– Какая картинка здесь лишняя- луноход, т. к. нет звука З или С

• Нахождение букв З, С. Работа с индивидуальными таблицами букв.

– А сейчас мы вспомним буквы З, С

– Даша, подчеркни все буквы З и С в этой таблице.

– А остальные самостоятельно подчеркивают все буквы З, С в карточках. А потом мы проверим, все ли справились с заданием.

• Соотнесение звука и буквы

– Сейчас нам нужно узнать, какое слово спряталось в первых звуках названии картинок.

Выставляются картинки: заяц, арбуз, нос, облако, зонт, автомат

– Скажите,что изображено на первой картинке: Заяц.

– Определите, какой первый звукслышится в названии картинки: звук З.

– Какой буквой обозначаем звук З: буквой З.

И т. д. со всеми картинками проводится данная работа.

– Прочитайте,какое слово у нас получилось: заноза

11. Звуко-слоговой анализ слова.

– Составьте звуко-слоговую схему слова – заноза.

– Сколько слогов в этом слове: 3 слога

– Назовите первый слог, второй, третий.

– Почему в этом слове 3 слога,вспомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

– Назовите первый звук в этом слове, дайте характеристику звука

И т. д. со всеми звуками данного слова

12. Образование родственных слов (сорока, заяц)

– Ребята, наши гости немного заскучали.

– Скажите, кто у зайца дети — зайчата, зайчонок;

их маму зовут — зайчиха;

вся их семья зовется — заячья;

у сороки птенцы — сорочата, сороченок

их маму зовут — сорока

вся их семья зовется — сорочья

– Ребята, наше занятие подошло к концу. Все молодцы, успешно справились со всеми заданиями.

– Какие задания вам понравились, а какие были сложными.

– Что вам больше всего понравилось на занятии

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Конспект индивидуального занятия Тема:Дифференциация звуков [С] – [Ш] Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш]. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С – Ц. са – ца со – цо су – цу ца – са цо – со цу – су 2. Повтори обратные слоги со звуками С – Ц. ас.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, фразах и предложениях Цель: Закрепление навыков дифференциации звуков [с] – [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико – артикуляционной.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]». 1. Цель: – Воспитание самоконтроля.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы. Дифференциация звуков [с]-[с’]Цель: закрепление.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ТНР «Дифференциация звуков [c] — [з]» Тема: Дифференциация [c] – [з]. Цель: Формирование фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить дифференцировать [c] – [з]. 2. Упражнять.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Щ— СЬ» Тема. Дифференциация звуков Щ— СЬ Цель: Закрепление навыка различения звуков Щ, СЬ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях..

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие в 3 классе на тему «Дифференциация звуков З – С в слогах и словах»

Логопедическое занятие

в 3 классе на тему

«Дифференциация звуков З – С в слогах и словах».

Цель занятия: научить различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.

Задачи занятия:

закреплять умение различать звуки [З] – [С] на слух изолированно;

формировать умение различать звуки [З] – [С] в слогах и словах;

обогащение словарного запаса;

научить дифференцировать буквы С – З в письменной речи;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую и мелкую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях завуч нашей школы . Давайте поздороваемся (Дети здороваются )

Ребята, что мы сегодня будем делать на занятии?

Говорить громко, четко, выразительно

Отвечать на вопросы

Логопед: Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.

Артикуляционная гимнастика .

Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,

Не руками, не ногами, а своими язычками.

«Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».

Какие упражнения выполняли? ( для языка).

-Следующие упражнения для губ.

Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.

Какие упражнения выполняли? (для губ).

Упражнения для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем снежинку с руки».

Мы подули высоко,

Мы подули низко,

Мы подули далеко,

Мы подули близко.

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Логопед: – Ребята, послушайте загадку:

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

– Какой первый звук в слове снежинка?

– В какое время года на ладошку падают снежинки?

– Сегодня к нам на занятие пришла в гости волшебница Зима.

– Какой первый звук в слове зима?

– Первый звук в слове зима [ З’] – мягкий, а вы назовите твердый звук.

– Сегодня на занятии, с какими звуками мы будем работать?

(Буквы вывешиваются на доске.)

2.Фонетическая характеристика.

– А теперь , ребята, давайте дадим характеристику этим звукам.

– Давайте правильно произнесём звук [С], какой он гласный или согласный. — Согласный, так как есть преграда – язык, зубы, ещё какой это звук звонкий или глухой?

-Как мы это определяем, прикладываем ладошку к горлышку. Если есть вибрация, значит это звонкий звук, если нет – глухой.

-Кто мне даст полную характеристику звука [С]? Звук [С ]– глухой, согласный.

– А теперь все произнесите звук [З]. Какой это звук – звонкий, согласный.

– Молодцы ребята, хорошую характеристику дали звукам [С]-[З].

– Волшебница Зима принесла нам интересные задания.

3.Дифференциация звуков изолированно

Логопед: Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук [с] – вы хлопаете в ладоши, а если [з] – топаете.

(Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т , з ,щ, с, п, з.)

Логопед: А как называется буква, которая обозначает звук [] на письме? (Зе)

А как называется буква, которая обозначает звук [с] на письме? (Эс)

4.Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь, я Вам раздам пластилин желтого и фиолетового цвета. Из желтого пластилина Вы вылепите букву С, а из фиолетового букву З.

(Логопед показывает, заранее изготовленные из пластилина, буквы с и з.)

5.Корректурная проба.

Логопед: Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ

6.Физминутка

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

7.Дифференциация звуков [З ]и [С] в слогах.

-А теперь проведём речевую разминку. Я вам скажу слог – СА, а вы скажите – ЗА и т. д.

Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

Игра в мяч «Наоборот».

СА – ЗА УС – УЗ СЕ – ЗЕ СЁ – ЗЁ

СО – ЗО СИ – ЗИ АС – АЗ ЗУ – СУ

– А сейчас наша гостья хочет посмотреть, как вы умеете читать.

Воспроизведение слоговых цепочек. Чтение хором, потом по цепочке. (Таблица.)

СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО

ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА

ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ

8.Развитие фонематического слуха на восприятие звуков [С]-[З] в словах.

-А теперь Зима приготовила сложнее задание.

а) Послушайте, что я вам прочитаю:

– Ребята, что вы слушали?

– Чем отличаются слова первого столбика от второго.

– Прочитайте слова с глухим звуком, а теперь со звонким звуком.

– Ребята, что обозначает слово коса?

– Почему слово Зоя написано с большой буквы?

Ребята, хорошо работали

б) Работа со звуками [С]-[З] по карточке.

– Написать слова со звуками [С]-[З] в два столбика: нос, роза, сок, зубы, лиса, замок.

– Прочитайте, слова первого столбика.

– А теперь второго столбика.

– Ой, какие молодцы вы у меня!

8.Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

– И ещё, одно интересное задание от нашей гости: зашифрованные слова. Вы сможете их расшифровать, если выпишите первые буквы из слов.

– Запишите получившиеся слова.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

III. Итог занятия. Рефлексия.

оценивание работы учащихся на уроке;

Вывод: какие звуки различали?

оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов на снежинках.

задание на подготовку: раскрасить рисунки и выполнить задания на выделения звуков[ З ]–[С] из слов.

Ссылка на основную публикацию