Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Быкова Ольга Владимировна

МАДОУ “Детский сад № 273”

г.Пермь Пермский край

Тема публикации: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Педсовет № 3

Тема: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи

2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета

3.Консультации для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников», «Логоритмические упражнения в практике работы воспитателей», «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников».

4.Изготовление игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

5.Конкурс по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

6.Конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

7.Разработка сценария проведения педагогического совета.

Ход педсовета:

1.Теоретическая часть

Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

– воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

– формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

– выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

– воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

2. Выступление педагогов

«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»

II.Практическая часть

3. Деловая игра «Вспомнить все!»

Педагоги делятся на 2 группы.

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

1-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).

2-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)

*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание —«Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)

Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

1 команда называет формы работы по формированию звуковой культуры речи:

занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

праздники и развлечения;

2 команда называет методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

упражнения («Подуем на пушистики»);

образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

хоровые и индивидуальные повторения;

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

образная физкультурная пауза.

III.Итоги конкурса по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи

Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

Речь только тогда речь, когда она перестраивает язык.
Н.И.Жинкин.

Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель: получение длительного ротового выдоха.

Помнить: не напрягать шею, плечи, плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения:

1. «Цветочный магазин»-

Тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

2. «Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.

3. «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .

4. «Погашу свечу» — тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса

А) «Гудок» — подражание гудку поезда.

У — громко
У — тихо
У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

А — громко,
А- тихо,
АААА — без паузы.

В) «Укачивание куклы».

ААА — громко, в одной тональности,
ААА — тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

Высота голоса

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения:

Интонация

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

А! О! Ай! Ай! – Ай!- Ай!

(вопрос: А -? , радость – А!, удивление – О!, боли – О-о-о, испуг — Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: «Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?) Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Темп речи

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: — Скажу правильно- молчите, неправильно — хлопайте.

Б) Игра «Три медведя» (покажи, кто говорит).

Скороговорки, потешки

Три сороки на пороге,
Три вороны на воротах.

На горке горько
Ревет Егорка.

Из-за леса из-за гор
Едет дедушка Егор.

Кол около кола,
Около кола колокола.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула себе Николку

У ели линьков мы ели.

Мышонку шепчет мышь

– Ты все не спишь, шуршишь.
Мышонок шепчет мыши
Шуршать я буду тише.

Спал спокойно сытый сом,
Видел сладкий –сладкий сон.

Самолет построим сами,
Полетим мы над лесами.

Шумова Светлана Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 1,
г. Александров

МАТЕРИАЛ в помощь воспитателю по звуковой культуре речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Методическая разработка ” Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи”

Скачать:

ВложениеРазмер
material_v_pomoshch_vospitatelyu_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

МАТЕРИАЛ

в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

высшей квалификационной категории

Шумова Светлана Викторовна

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель : получение длительного ротового выдоха.

Помнить : не напрягать шею, плечи , плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения :

  1. « Цветочный магазин»-

тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

  1. « Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.
  2. « Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .
  3. « Погашу свечу »- тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса.

А) « Гудок»- подражание гудку поезда

У- громко

У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

Б ) « Плач ребенка» –

В) « Укачивание куклы »

ААА- громко, в одной тональности,

ААА- тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения

А) «Самолет»

Б) « Лай»

В) « Мычание»

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

(вопрос:А-? , радость –А!, удивление –О!, боли – О, испуг – Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: « Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?) Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: – Скажу правильно- молчите, неправильно – хлопайте.

Б) Игра « Три медведя» (покажи, кто говорит).

Р Три сороки на пороге,

Три вороны на воротах.

На горке горько

Из-за леса из-за гор

Едет дедушка Егор

Л Кол около кола,

Около кола колокола

Клала Клава лук на полку,

Кликнула себе Николку

Ль У ели линьков мы ели.

Ш Мышонку шепчет мышь

-Ты все не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

С Спал спокойно сытый сом,

Видел сладкий –сладкий сон.

Самолет построим сами,

Полетим мы над лесами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему “Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности”.

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р.

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место.

из опыта работы.

Материал будет полезен воспитателям младших групп.

предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для стар.

Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Лашевская Ольга Владимировна , учитель-логопед
Ленинградская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения. Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребёнка ( развитием словаря, грамматического строя).

Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и от интонации. Дикция – это отчётливое произношение звуков, слов, фраз; интонация – ритмико – мелодическая сторона речи, которая обуславливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением – выделение слогов, слов изменением темпа речи – быстроты произношения.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребёнка оно протекает с индивидуальными отличиями. При отработке звуков используются три формы занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Занятия, целиком посвящённые воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах примерно 1 раз в месяц, а в младшей группе – чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия ( не реже 1 раза в неделю). Например, минут 5 -7 можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях как заучивание стихотворения, занятиях по составлению рассказов по картине и т.п.

Занятия подгруппами проводятся с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Они проводятся 2-3 раза в неделю в утренние часы или вечером. Эти подгруппы ( не более 4-6 детей) могут меняться , так как на фронтальных занятиях могут возникать затруднения у разных детей. Одним детям могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произношение его в словах. Благодаря проведению занятий по подгруппам воспитатель имеет возможность ликвидировать разницу в умениях детей и проходить программный материал на фронтальных занятиях со всей группой. Индивидуальные занятия проводятся в удобное время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах. Дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия, не исключаются из общей фронтальной работы по звукопроизношению. Проведение всех форм занятий по отработке звуков помогает формированию у детей правильного звукопроизношения и развитию ориентировки в звуковом составе языка. Навыки правильного, чёткого произнесения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем младше возраст, тем меньше навыков у ребёнка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка. Вот почему во второй младшей группе мы берём для фронтальных занятий наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, э, п, б, м, ф, в). На этом материале мы развиваем у детей умение произнести изолированный звук длительно (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), с изменением силы голоса, чётко произнести и выделить голосом звук в слове в нормальном темпе сказать фразу с этим звуком. Совершенствование этих умений идёт постепенно, усложняется и материал занятий . Для отработки звуков проводятся следующие виды занятий:

1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата

2. Занятие по уточнению произнесения или вызывание по подражанию изолированного звука.

3. Воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи

1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука

В первые три недели сентября на занятиях по звукопроизношению мы знакомим детей с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Эти занятия проводятся в форме игры. В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений. Во второй младшей группе мы говорим, что в речи принимают участие рот, зубы, язык, кончик языка. Знакомим детей со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы улыбаются, показывая зубы, вытягиваются вперёд трубочкой; зубы открывают и открывают рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад. В средней группе уточняем предыдущие знания и вводим понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняем движения губ, языка и учим делать язык одновременно широким и тонким. В старшей группе закрепляем всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Даём понятие о спинке языка и учим делать язык то широким, то узким. В подготовительной группе мы уточняем основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться трубочкой, когда мы произносим [у] и т. д.

Воспитатель подбирает упражнения для этого вида занятий, исходя из правильной артикуляции звука. Например, для правильного произнесения звука [ф] необходимо умение подтягивать нижнюю губу к верхним зубам и направлять воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы с верхними зубами. Для выработки умения подтягивать нижнюю губу к верхним зубам мы можем использовать умение закусывать нижнюю губу верхними зубами, а потом приближать нижнюю губу к верхним зубам (губы при этом в улыбке). Для выработки целенаправленной струи мы можем предложить ребёнку вытянуть губы вперёд и подуть на вертушку, ватку, но так, чтобы не надувались щёки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в окошечко, образованное губами. Все упражнения даются в игровой форме. При проведении этого вида занятий необходимо видеть всех детей, чтобы убедиться , что они правильно выполняют данное упражнение.

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Поэтому, начиная со второй младшей группы, мы тренируем основные движения губ, языка, нижней челюсти.

Движения нижней челюсти

Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука[а].

Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [с, з, ц] необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать , проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и], [э]. Правильное произношение шипящих звуков [ ш, ж, ч, щ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают занятия на уточнение и закрепление звуков [ о, у]. Для чёткой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствуют занятия на уточнение и закрепление звуков [м, п, б]. Для правильного произношения звуков [с, з, ц, л] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогают занятия на уточнение и закрепление произношения звуков [ф,в].

Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря точным дифференцированным движениям различных частей языка ребёнок правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков [с, з, ц ] необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и , э].

2. Занятия для уточнения произнесения или вызывания изолированного звука по подражанию

Воспитатель подбирает игры на звукопроизношение и картинку – символ, с которыми в дальнейшем будет соотносить с изображением комара: он звенит, напоминася этот звук. Например, на звук [з] – картинка с изображением комара: он звенит, напоминая звук [з]; на звук [с] – картинка «насос»: воздух выходящий из насоса, свистит, напоминая звук [с] .

Уточняемый звук нуждается в многократном повторении. При проведении этого вида занятий надо добиваться чёткого, правильного произнесения изолированного звука всеми детьми, используя различные приёмы: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение звука (если он взрывной) с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребёнка и т.п.

Чтобы суметь это выполнить, надо хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук (в каком положении у ребёнка находятся органы артикуляционного аппарата). Чтобы увидеть в каком положении находится язык, надо произнести отрабатываемый звук между двумя звуками [а] – [аса], [аша], [ара]. При произнесении звука [а] рот широко открывается и при многократном медленном повторении этих звукосочетаний можно увидеть, в каком положении находится язык, и дать необходимые указания ребёнку. Зная правильную артикуляцию того или иного звука, одному ребёнку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого ребёнка посередине языка отсутствует тонкая, холодная воздушная струя, т.е. нет ветерка. «Посмотри, какой у меня холодный ветерок», – говорит воспитатель и подносит тыльную сторону руки ребёнка к своему рту. Он произносит звук [с], давая возможность почувствовать струю воздуха, потом то же предлагает проделать ребёнку. У третьего ребёнка не видны нижние зубы, воспитатель просит его лучше улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т.д.

Надо помнить, что во второй младшей и в первой половине года в средней группе воспитатель при проведении занятия должен фиксировать внимание детей на звучании звука, не фиксируя внимание детей на артикуляции (в тоже время используя знание правильной артикуляции звуков для оказания помощи детям). Начиная со второй половины средней группы воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощущаемые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идёт воздушная струя, и это же спросить у детей.

3. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отражённом повторении за воспитателем)

Для проведения занятий воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых употребляется отрабатываемый звук в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При сочетании в словах одного звука с другими требуется быстрая смена разных положений органов артикуляционного аппарата. Это может затруднить ребёнка. Подбирая слова, где изучаемый звук находится в сочетании с различными звуками, мы тренируем органы артикуляционного аппаратов умении быстро и чётко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить о правилах и о правилах орфоэпии, которые указывают, как произносить звуки в определённых фонетических условиях. Например:

– Звонкие согласные (в,з,ж,б,д,г) перед глухими согласными и в конце слов оглушаются и произносятся как парные глухие согласные (в- ф, з -с, ж- ш, б-п, д -т, г – к)

– Сочетание [тся],[ ться] на конце слов произносится как [ца] – улыбается, умывается и т.п.

– Вместо сочетания [сш] произносится длительный звук [ш] ( сшила, бесшумный и т.п.)

– Сочетание [сч] произносится как [щ] – расчёска, считать и т.п.

При подборе материала нельзя брать те слова, произношение которых расходится с написанием. При назывании предметных картинок отрабатываемый звук мы выделяем голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные звуки (п, б, т, д, к, г) произносим более чётко. Этот приём позволяет привлечь внимание ребёнка к тому или иному звуку. Однако необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге, так как в русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий. Это способствует выделению отрабатываемого звука. Если же наоборот, при произнесении удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения, поэтому на первых порах не рекомендуется брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребёнку усваивать правильное ударение. Так в слове муха, автомат, мак звук [м] можно легко выделить , произнести его длительно и чётко, а в слове молоко не нарушив правила произношения, выделить звук [м] нельзя.

4. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звуков во фразовой речи.

Этот вид занятий может сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворений, составлением рассказов, дидактическими играми на описание предметов и т.д., однако при уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребёнка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь следит за правильным употреблением звука в речи. При введении звука во фразовую речь одним из приёмов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот приём, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений. При проведении этого вида занятий важно следить и за темпом речи детей. Если ребёнок говорит быстро, нечётко произносит звуки, то у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребёнок искажает и пропускает в речи даже звуки, правильно произносимые изолированно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

Развивая правильную речь ребёнка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и чёткое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребёнка определённые трудности. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе.

Этому способствуют игры для развития речевого дыхания и занятия на звуки [ф, в] вырабатывающие достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Нужно помнить, что при проведении подобных игр каждый ребёнок может в них участвовать не более 10 секунд, причём с перерывом, так как длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата ребёнка. Для формирования длительного, определённой силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: [папапапапа], [татататата]. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы. Требования к длительности выдоха постепенно меняются. Если в начале дети 3-4 лет учатся произносить на одном выдохе дву -, трёхсложные слова и фразы типа: лиса, дом там, собака, вот рыба, то к четырём годам – слова и фразы из 3 – 5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения – из 7 – 8 слогов. Хорошо сочетать работу над дыханием с работой над ритмической структурой речи. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Кроме того, предлагаются специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.

Надо помнить, что устная речь взрослых является для ребёнка образцом для подражания. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых при этом должна быть интонирована и эмоционально окрашена.

Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64)

1. Паспорт родителя

2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

– направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

– выписка с общими сведениями

– выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

– заявление о рассмотрении док -тов

– информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

– информирование о месте проведения ТПМПК

Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

С информацией ознакомлены:

Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64 – зелёно – белое )

тел. 921-444-54-58 Ольга Владимировна

1. Паспорт родителя

2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

– направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

– выписка с общими сведениями

– выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

– заявление о рассмотрении док -тов

– информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использования дидактическихигр, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности.

Проблема определила основную темуработы – «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей». Таким образом, объект исследования – воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Предметисследования– использование дидактической игры как средства воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель работы – изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

Дать характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 5-6 лет.

Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.

Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 5-6 лет.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1) воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм;

2) развивать артикуляционный аппарат;

3) воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;

4) формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

5) вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

6) развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

7) воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Структура дидактической игры включает:1) задачу;2) действие;3) правила;4) результат, заключение игры.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

2) воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В работе систематизированы дидактические игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи, доступные детям 5-6 лет.

Примеры дидактических игр для развития звуковой культуры речи детей:

1) “Заводные игрушки”. Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж – полетел жучок;

Р – затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц – запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

2)“Волшебный кубик”. Используем в игре2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

“Вертись, крутись, на бочок ложись “, – и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

3) “Подскажи кукле звук”. Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо: На солнышке грелся черноухийкотено. (К). На него смотрел белолапыйщено. (К). Он хотел его догна. (Т’). А рядом по двору гулял важныйпету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М)и т. д.

4) “Любопытный”. На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

Где был?-На балконе.

Кого видел?- Бульдога.

Куда поедешь?- В Бразилию.

Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

Таким же образом отрабатываются другие звуки.

5) “Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя”. Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?– Кошка, канат, камень и т.п.Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

В работе рассмотрены проблемы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, проанализировали различные точки зрения ученых, психологов и логопедов А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлова, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, С.Н. Ржевкина. На основе этих трудов разработаны рекомендации и предложения о методах и приемах воспитания звуковой культуры речи детей 5-6 лет на примере дидактических игр.

Использование дидактической игры в звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможностей развития. Дидактические игры следует активно включать в работу с детьми, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

звук речь дидактическая игра

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2009

Даркулова К.Н. Лекции по фонетике современного русского языка: Учебное пособие // Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауезова, 2007 г. – 192 с.

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников /Под редакцией А.В. Запарожца, А.П. Усовой. – М., 2009. – С.213-227.

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

автор: Антипова Оксана Викторовна

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок» Залегощенского района Орловской области

Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи

Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи

Антипова О.В., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Теремок» Залегощенского района Орловской области

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь.

В раннем возрасте у детей значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышцы языка, губ, нижней челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата.

Дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно, но в этом возрасте ярко выражено и несовершенство звуковой стороны речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного

и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  • звуковысотный слух;
  • слуховое внимание;
  • фонематический слух;
  • восприятие темпа и ритма речи.
  1. Формировать произносительную сторону речи:
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • работать над речевым дыханием;
  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
  • формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  1. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание), для того, чтобы своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту.

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение

и закрепление правильного произношения звуков. Звуки даются

в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка.

На основе констатирующего эксперимента необходимо выявить, что дети не только неправильно произносят звуки, но и нередко имеют общую смягченность речи (за счет мягкого произношения некоторых твердых согласных звуков),

Часто не договаривают окончания, сокращают или искажают многосложные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить трехсложные и более длинные слова.

На занятиях по развитию речи, да и в повседневном общении нужно приучать детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя

их слоговую структуру. При общей смягченности речи обращать внимание на правильность произнесения твердых согласных. Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно произносить слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности), нужно учить прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Например, используя различные музыкальные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барбан, дудка и т.д.).

Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е. развивать у детей голосовой аппарат. Для этого можно использовать парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабан, дудочка и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: “Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (тихо или громко) и т.д.”.

На третьем году жизни дети начинают широко пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, нужно учить детей пользоваться умеренным темпом, т.е. говорить,

не торопясь. Наша речь не всегда произносится в едином темпе,

поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Ускорение и замедление речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности.

Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливаем их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох,

как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому им трудно произносить некоторые фрикативные звуки ([с], [з]).

Развитие речевого дыхания на данном этапе сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Здесь можно представить, что кусочек ваты – это снежинка. Предложить сдуть снежинку с ладошки.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата.

В первой младшей группе занятия по развитию звуковой культуры речи нужно проводить не реже одного – двух раз в месяц. Кроме того, два – три упражнения давать как часть занятия по развитию речи. Их длительность

от 2-3 минут до 4-5 минут. Некоторые разделы звуковой культуры речи нужно включать в содержание занятий, решающих иные задачи развития речи, например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек.

В зависимости от поставленных задач, занятия по развитию звуковой культуры речи могут состоять из двух или трех частей. Например, в первую часть занятий можно включать задания, направленные на уточнение

и закрепление правильного произношения звуков; во вторую (а также

в третью) часть – игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, на словопроизношение, на развитие голосового апппарата. Некоторые занятия почти целиком могут быть направлены на повторение пройденного материала.

Формирование правильного произношения звуков является одним

из ведущих разделов в воспитании звуковой стороны речи. Чтобы научить детей правильно произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированнном виде,

в несложных звукосочетаниях.

Работу над формированием правильного звукопроизношения следует начинать с освоения простых звуков (гласных, согласных [м], [п], [б], [т], [д] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеет их правильно произносить. Эта работа важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе нужно использовать звукоподражание; связать звук или звукоподражание с каким-нибудь образом (звук [у] с гудком паровоза, [тук-тук] – стучит молоточек, [га-га-га] – кричит гусь).

При закреплении звуков в словах необходимо обращать внимание

не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала сначала подбираем слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа: дом, кот, Катя, лиса и т.д.

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи.

Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей слышать окружающую речь, слышать и отличать различные звуки.

Для развития слухового восприятия нужно использовать упражнения

на соотнесенность звукоподражания с определенными объектами, учить детей различать на слух близкие и далекие по звучанию звуки

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью.

Можно спросить у детей, как сигналит большая машина? А маленькая?

Подготавливая детей к правильному использованию речевого дыхания, очень важно научить их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот.

Чтобы выработать плавный продолжительный выдох, следует предлагать детям такие задания: подуть на какой-нибудь предмет /ватку, султанчики/ (упражнения делаются в игровой форме: сдуть “снежинки”, сделать “ветерок”).

Для выработки продолжительного выдоха полезно предлагать задания

на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку [уууу…]).

Особое внимание нужно обращать на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, типа [ау-ау], [уа-уа].

Приучать произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить

от произношения одного звука к другому.

Занятия с детьми третьего года жизни по возможности проводить в игровой форме, создавать игровые ситуации.

Игры-упражнения на развитие звуковой культуры речи дошкольников

Исправление недостатков звукопроизношения и формирование правильного и четкого произношения звуков у дошкольников должно приобрести характер определенной системы. В нее входят, прежде всего, вспомогательные упражнения по развитию речевого слуха и слухового внимания, речевое дыхание, гимнастика языка, упражнения и игры на развитие речевого слуха и слухового внимания.

Такие игры и упражнения можно использовать как при работе воспитателя или логопеда в детском саду, так и родителями, проводя игры в домашней обстановке.

Игра «Узнай звук»

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками [ш], [с], [з], [ц], [ж] и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук [ш], хлопни в ладоши». Взрослый называет слова: сумка, шум, суп. Или слова на звук [ж] (жук, зуб, женщина, замок), ребенок же хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра «Испорченный телефон»

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими согласными звуками [ж], [ш], [ч], [щ] и сонорными звуками [л], [м], [н], [р], [й]. Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, последний вслух называет услышанное слово. Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

Игра «Поручение»

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь. Например: «Принеси мне миску», «Принеси Миша», или «Покажи зубы …, губы …».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое слово я сказала». Взрослый на определенном расстоянии (6-7 метров) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет.

Полезным для развития слухового внимания являются упражнения типа «Послушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране …), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей …).

Языковые игры помогают эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи, тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи. Во время игр уточняются и закрепляются понятия и представления детей, развивается их творческое воображение, мышление, речь. Ребенок в дальнейшем быстрее и легче воспринимает новый материал, осваивает новые знания и навыки.

Игра «День рождения»

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю …»

Игра «Показуха»

Дети делятся на команды. Каждая команда планирует слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Игра «Окно»

Игроки становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вас отделяет окно с очень толстым стеклом. Попытки кричать напрасны — партнер вас не услышит. Но ему необходимо рассказать очень важную новость. Попробуйте передать партнеру содержание разговора, не произнося ни слова». После этого на ушко говорит детям задачу – новость, которую необходимо передать.

Игра «Цепочка»

Первый ребенок называет объект, второй — его свойства, третий — новый объект с такими же свойствами, четвертый — другое свойство нового объекта и так далее. Например: морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег.

Игра «Составляем рекламу»

Предложить детям составить рекламу любых сказочных вещей или продуктов или предметов. Сделать рисунок и продумать словесную защиту своей творческой работы.

Игра «Картина»

Все садятся в кружок. Один держит в руках чистый лист бумаги и пытается представить нарисованную картину. Он начинает подробно ее описывать. Потом передает лист с мнимой картиной другому, тот продолжает воображаемое описание.

Автор: Виктория Самойлова

Дарить ребёнку радость встречи с прекрасным звуком чистой речи!

Читайте также:  Автоматизация свистящих звуков (с), (з), (ц) в словах и словосочетаниях - конспект индивидуального занятия
Ссылка на основную публикацию