Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Быкова Ольга Владимировна

МАДОУ “Детский сад № 273”

г.Пермь Пермский край

Тема публикации: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Педсовет № 3

Тема: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи

2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета

3.Консультации для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников», «Логоритмические упражнения в практике работы воспитателей», «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников».

4.Изготовление игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

5.Конкурс по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

6.Конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

7.Разработка сценария проведения педагогического совета.

Ход педсовета:

1.Теоретическая часть

Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

– воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

– формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

– выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

– воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

2. Выступление педагогов

«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»

II.Практическая часть

3. Деловая игра «Вспомнить все!»

Педагоги делятся на 2 группы.

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

1-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).

2-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)

*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание —«Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)

Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

1 команда называет формы работы по формированию звуковой культуры речи:

занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

праздники и развлечения;

2 команда называет методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

упражнения («Подуем на пушистики»);

образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

хоровые и индивидуальные повторения;

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

образная физкультурная пауза.

III.Итоги конкурса по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи

МАТЕРИАЛ в помощь воспитателю по звуковой культуре речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Методическая разработка ” Материал в помощь воспитателю по звуковой культуре речи”

Скачать:

ВложениеРазмер
material_v_pomoshch_vospitatelyu_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

МАТЕРИАЛ

в помощь воспитателю по звуковой культуре речи

высшей квалификационной категории

Шумова Светлана Викторовна

Общее понятие о звуковой культуре речи

Программой воспитания в детском саду предусмотрено формирование звуковой культуры речи. Что такое звуковая культура речи? Это умение правильно пользоваться всеми (языковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Работа над речевым дыханием

Цель : получение длительного ротового выдоха.

Помнить : не напрягать шею, плечи , плавно, под счет до еды.

Очень полезны для этого следующие упражнения :

тренировка глубокого медленного вдоха через нос.

  1. « Свеча» – тренировка ровного медленного выдоха на пламя свечи.
  2. « Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха .
  3. « Погашу свечу »- тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением: «фу! фу! фу!»

Очень полезными упражнениями могут быть: дутье на вату, бабочку, жука, на воду до получения брызг.

Работа над силой голоса.

А) « Гудок»- подражание гудку поезда

У- громко

У-У – переход от тихого к громкому произношению без паузы.

Б ) « Плач ребенка» –

В) « Укачивание куклы »

ААА- громко, в одной тональности,

ААА- тихо, в одной тональности.

Г) «Рычание собаки», «Мычание коровы», «Эхо» и др.

При работе над высотой голоса полезны такие игровые упражнения

А) «Самолет»

Б) « Лай»

В) « Мычание»

Интонация придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи , поэтому развитие высоты , силы, тембра голоса улучшает выразительность, богатство и красоту речи ребенка.

Этому способствуют междометия:

(вопрос:А-? , радость –А!, удивление –О!, боли – О, испуг – Ай! И т.д.

Составной частью работы над интонацией является работа над логическим ударением.

Например, во фразе: « Аня ушла домой» можно дать разные задания, подчеркивая голосом каждое слово.

(кто?) Аня ушла домой. Аня ушла (куда?) домой и т.д.

Может быть слишком медленным, может быть слишком быстрым. При очень медленном темпе надо прыгать, бегать, скакать и говорить. При быстрой речи используется сопряженная и отраженная речь, но задается темп отхлопыванием, отстукиванием, играя в мяч, в бубен.

Фонематический слух

(Умение слышать и выделять речевые звуки)

А) Можно выявить в игре.

Показать детям банан, произнести, затем закрыть рот экраном и предложить: – Скажу правильно- молчите, неправильно – хлопайте.

Б) Игра « Три медведя» (покажи, кто говорит).

Р Три сороки на пороге,

Три вороны на воротах.

На горке горько

Из-за леса из-за гор

Едет дедушка Егор

Л Кол около кола,

Около кола колокола

Клала Клава лук на полку,

Кликнула себе Николку

Ль У ели линьков мы ели.

Ш Мышонку шепчет мышь

-Ты все не спишь, шуршишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

С Спал спокойно сытый сом,

Видел сладкий –сладкий сон.

Самолет построим сами,

Полетим мы над лесами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему “Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности”.

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р.

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место.

из опыта работы.

Материал будет полезен воспитателям младших групп.

предлагаю упражнения по звуковой культуре речи. все двигательные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. можно использовать в младшем дошкольном возрасте. есть и ритмическиеупражнения для стар.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

«Формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи.

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры, подвижные или хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.

Во второй младшей группе особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.

Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки – чистоговорки с определенными звуками.

Привлекая внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно слышать речь не только взрослых, но и детей.

В конце учебного года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В процессе работы по воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный материал.

В средней группе значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова.

Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи. У воспитанников средней группы можно заметить большое тяготение к рифме.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

Постепенно речь детей становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. Продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Целесообразно использовать упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков и т. п.

В старшей группе у ребенка речь достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. В общении со сверстниками и взрослыми ребенок может регулировать силу голоса, темп речи, способен интонационно правильно передавать свои чувства, но при пересказе художественных произведений речь детей недостаточно выразительна.

У некоторых детей наблюдаются недостатки звукопроизношения (чаще всего – свистящих и шипящих звуков, л, р).

Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой.

Поскольку к пяти годам еще не все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется большое внимание.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими.

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания.

В подготовительной группе у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо.

Однако у некоторых детей еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков (главным образом свистящих и шипящих, в нечётком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Воспитание звуковой культуры речи в подготовительной группе направлено прежде всего на совершенствование произносительной стороны речи.

Выработка четкого произношения слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на протяжении всего учебного года.

Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных занятиях по звуковой культуре речи, а также на других речевых занятиях.

Для развития голосового аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям окружающего мира.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.

1. Занятия по развитиюречи в детском саду: Кн. для детского сада/ Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова и др. ; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271с.2. А. М. Бородич Методика развитияречи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.«Дошкол. педагогика и психология.» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.-255 с.

Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

звуковая культура речи включает в себя правильность речи,выразительность

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи»

Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Понятие звуковой культуры речи

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость родного языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.

3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.

Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Еженедельная работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения.

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?

Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» – песенка комара, «Р» – работа мотора самолёта, «Ш» – из лопнувшего шара выходит воздух).

Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз. »). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Елена Коробкова
Учебно-методический материал для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией.

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

-развитие слухового внимания

-формирование правильного звукопроизношения

-выработка правильного речевого дыхания,

-умелое использование компонентов интонационной выразительности.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) ;

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.) .

Развитие слухового восприятия

Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха (способность слышать окружающие звуки, речевого слуха, а также слухового внимания.

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.

Речевой слух включает следующие компоненты:

восприятие темпа речи и голоса,

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Воспитатель учит внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.) ; правильно пользоваться интонацией, сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать собственное речевое высказывание.

Правильное звукопроизношение.

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

-снижение физического слуха;

-отклонение в строении артикуляционного аппарата (нарушение в строении зубочелюстной системы, неправильный прикус, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого небо, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ) ;

-слабый, укороченный выдох;

-неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

-недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве «заменителей»; каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох; при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза.

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание:

-обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата;

-предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

-способствует сохранению плавности речи;

-способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, четкости произносимых слов;

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков (Р- нужна сильная воздушная струя, которая должна привести в колебательное состояние кончик языка) .

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.

Интонационная выразительность речи.

Интонация – является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

-Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз;

-Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

– Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

-Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

-Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

-Логическое и фразовое ударение — выделение голосом отдельных слов (группы слов) .

-Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

Конспект интегрированного развлечения для детей подготовительной группы по формированию звуковой культуры речи Конспект интегрированного развлечения для детей подготовительной группы по формированию звуковой культуры речи с использованием элементов.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей.

Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Методический семинар для воспитателей «Метод экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста» Полготовила: -Здравствуйте,.

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Этапы работы над звуком I Этап. Подготовительный 1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания. 2. Игры на развитие речевого слуха.

Практический материал для воспитателей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование произвольного поведения ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Исходя из наблюдений.

Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Учебно-методический материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Хен Н. В. «Сказка, как средство развития.

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также.

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Материал по звуковой культуре речи в помощь воспитателю

Хомяк Лариса Александровна,
учитель – логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  • Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
  • Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    – дидактические игры («Чей домик?»)

    – подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    – дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    – образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

    Читайте также:  Коррекция письма (несколько приемов из опыта работы учителя-логопеда)
    Ссылка на основную публикацию