Лексическая тема “Зима” (рекомендации для родителей)
консультация на тему
Родителям рекомендуется: – побеседовать о том, какое сейчас время года, припомнить характерные признаки зимы, название зимних месяцев;
– вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание на то, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя зимой птицы;
– вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь дети знают;
– назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 1023.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям рекомендуется : – побеседовать о том, какое сейчас время года, припомнить характерные признаки зимы, название зимних месяцев;
– вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание на то, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя зимой птицы;
– вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь дети знают;
– назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
Задание 1. Игра «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой – .
Летом день длинный, а зимой – .
Летом солнце светит ярко, а зимой – .
Весной лед на реке тонкий, а зимой – .
Снег мягкий, а лед… – .
Одни сосульки длинные, а другие – .
Задание 2. Игра «Подбери предмет».
Наступает (что?) – ……(зима) надели (что?) – ….
Кружатся (что?) – … бушует (что?) – …
Замерзает (что?) – … обули (что?) – …
Свищет (что?) – … лепят (что?) – …
Задание 4. Игра «Подбери родственные слова».
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад…
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимующие, зимовье, зимородок, озимые…
Мороз – морозный, морозить, замораживать, морозко…
Лед – ледник, ледовый, льдина, ледокол, гололед, ледок
Задание 3. Игра «Подбери признак».
Сосулька (какая?) – холодная, длинная, прозрачная, скользкая…
Снег (какой?) – пушистый, блестящий…
Мороз (какой?) – трескучий, сильный…
Зима (какая?) – снежная, морозная…
Задание 5. Игра «О чем можно сказать…».
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .
Задание 6. «Из чего-какой? »
– горка из снега – снежная дорожка изо льда – .
-погода с морозом – … погода с ветром – …
Задание 7. Вопросы на засыпку!
Чего больше – снегопадов или снежинок ?
Чего меньше – зим или зимних месяцев ?
Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом?
Задание 8. Составить рассказ о зиме по плану .
Наступила зима. Небо покрыто серыми облаками. Солнце светит редко и не греет. Снег укрыл белым покрывалом землю и деревья. Холодно и голодно зимой птицам, поэтому они перелетают поближе к жилью людей. Диким животным тоже трудно зимой. Люди любят зиму, они надели теплые шубы, шапки, сапоги. Им мороз не страшен. А ребятишки любят зимой кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепит снеговика и играть в снежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово является одной из значимых единиц языковой системы. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Игра дл.
Данный материал поможет логопеду совместно с родителями закрепить лексическую тему.
Используемые мною формы взаимодействия с родителями и частично с воспитателями в процессе изучения лексических тем в коррекционной группе(5-7 лет). Рекомендации по закреплению л.
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление.
Информация для родителей по лексическим темам. Можно использовать и в обычных группах в свете ФГТ.
Подгрупповое логопедическое занятие.
Картотека домашних заданий по лексическим темам в помощь родителям по формированию речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи.
Лексический материал «Зима» для родителей детей старшего дошкольного возраста
Ковалева Нина
Лексический материал «Зима» для родителей детей старшего дошкольного возраста
Что должен знать о зиме ребёнок
названия зимних месяцев; декабрь – последний месяц года;
основные приметы зимы;
какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде;
что происходит с деревьями зимой;
что делают зимой животные и птицы;
чем занимаются люди;
в какие зимние игры играют дети.
Учите детей замечать и называть признаки зимы, используя наводящие вопросы:
– Какая на улице погода?
– Какие дни, ночи (по продолжительности?
– Как зимой одеваются люди и почему?
– Чем покрыты зимой реки и озера?
– Чем покрыта земля?
– Как назвать явление, когда падает снег? (снегопад).
Почитайте и объясните:
– Как можно помочь зимующим птицам.
– Кто из зверей, где зимует: кто в норе, кто в берлоге, кто в дупле.
Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить:
– Что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед.
– Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.
Упражнять детей в образовании существительных ласкательного значения (снег — снежок, зима – зимушка,)
Учить подбирать прилагательные к существительным:
– Снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий, …
– Снежинки (какие) — мохнатые, прозрачные, холодные, …
– Зимний день (какой) — ветреный, пасмурный, короткий…
Учить образовывать прилагательные от существительных:
– Какая погода зимой, когда на улице снег (снежная, холод (холодная, мороз (морозная, ветер (ветреная).
Учить детей называть действия.
– Что можно сказать про снежинки? — Они падают, летают, вьются, танцуют, кружатся.
Загадки по теме «Зима»:
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром. (Зима. Зимние месяцы.)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Лексический словарь по теме
Названия: зима, декабрь, январь, февраль, погода, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снеговик, мороз, сосулька, льдинка, узор, снегопад, метель, вьюга, заносы, буря, буран, сугроб, прорубь, гололёд, гололедица, заморозки, иней, стужа, позёмка, покров, оттепель, горка, бахрома, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, следы, одежда, реки, озера, хлопья, забавы;
Признаки: прозрачный, ледяной, хрупкий, гладкий, ветреный, тонкий, глубокий, крепкий, пасмурный, искристый, сверкающий, блестящий, рассыпчатый, липкий, легкий, пушистый, рыхлый, скользкий, суровый, студёный, заснеженный, ясный, морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная;
Наречия: светло, свежо, морозно, солнечно, радостно, бодро, тихо, скользко;
Действия: наступать, начинаться, дуть, мерзнуть, греться, падать, посыпать, скрипеть, блестеть, таять, покрывать, морозить, кружиться, замерзать, скользить, хрустеть, вьюжить, бушевать, устилать, сверкать, крепчать, студить, заснежить, сковывать, леденеть, зябнуть, метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает,
рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.
Лексический материал
для родителей детей старшего дошкольного возраста
по теме «Зима»
Что должен знать о зиме ребёнок
названия зимних месяцев; декабрь – последний месяц года;
основные приметы зимы;
какие изменения происходят: на небе, на земле, на воде;
что происходит с деревьями зимой;
что делают зимой животные и птицы;
чем занимаются люди;
в какие зимние игры играют дети.
Учите детей замечать и называть признаки зимы, используя наводящие вопросы:
– Какая на улице погода?
– Какие дни, ночи (по продолжительности?
– Как зимой одеваются люди и почему?
– Чем покрыты зимой реки и озера?
– Чем покрыта земля?
– Как назвать явление, когда падает снег? (снегопад).
Почитайте и объясните:
– Как можно помочь зимующим птицам.
– Кто из зверей, где зимует: кто в норе, кто в берлоге, кто в дупле.
Понаблюдайте с детьми и предложите им объяснить:
– Что такое вьюга, метель, пурга, поземка, мороз, гололед.
– Почему в теплую погоду можно лепить из снега, а в холодную нет.
Упражнять детей в образовании существительных ласкательного значения (снег — снежок, зима – зимушка,)
Учить подбирать прилагательные к существительным:
– Снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий, …
– Снежинки (какие) — мохнатые, прозрачные, холодные, …
– Зимний день (какой) — ветреный, пасмурный, короткий…
Учить образовывать прилагательные от существительных:
– Какая погода зимой, когда на улице снег (снежная, холод (холодная, мороз (морозная, ветер (ветреная).
Учить детей называть действия.
– Что можно сказать про снежинки? — Они падают, летают, вьются, танцуют, кружатся.
Загадки по теме «Зима»:
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром. (Зима. Зимние месяцы.)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Лексический словарь по теме
Названия: зима, декабрь, январь, февраль, погода, холод, ветер, снег, лёд, снежинка, снеговик, мороз, сосулька, льдинка, узор, снегопад, метель, вьюга, заносы, буря, буран, сугроб, прорубь, гололёд, гололедица, заморозки, иней, стужа, позёмка, покров, оттепель, горка, бахрома, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, следы, одежда, реки, озера, хлопья, забавы;
Признаки: прозрачный, ледяной, хрупкий, гладкий, ветреный, тонкий, глубокий, крепкий, пасмурный, искристый, сверкающий, блестящий, рассыпчатый, липкий, легкий, пушистый, рыхлый, скользкий, суровый, студёный, заснеженный, ясный, морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная;
Наречия: светло, свежо, морозно, солнечно, радостно, бодро, тихо, скользко;
Действия: наступать, начинаться, дуть, мерзнуть, греться, падать, посыпать, скрипеть, блестеть, таять, покрывать, морозить, кружиться, замерзать, скользить, хрустеть, вьюжить, бушевать, устилать, сверкать, крепчать, студить, заснежить, сковывать, леденеть, зябнуть, метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает,
рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.
Дидактическое пособие «Лэпбук» для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Дидактическое пособие – Лэпбук «Зимушка-зима” изготовлено из нескольких коробок из-под конфет, в которые вклеены кармашки, сложенные способом.
Игра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей подготовительной группы и родителей) Цель: Систематизировать знания.
Лексический материал «Защитники Отечества» Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о родах ВОЙСК; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные.
Песня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возраста СнегириСлова Людмилы Рябоконевой, воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»,п. Таежный. 1. Прилетели снегири, Сели у окошка. Рада, рада детвора.
Тематический материал для средней группы. Лексическая тема: «Зима»
Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Какое время года?».
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание:1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.
«Почему спит медведь?».
Задачи: Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).
«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».
«Подбери картинки»
Задачи: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.
Дидактический материал:дидактические картинки “Зима”.
Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».
Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».
«Какой ветер дует?»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.
Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.
Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т.д.)
-Какое время года? (осень)
Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.
– Какой ветер (сильный, колючий и т.д.)
– Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)
Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.
Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.
«Кто что оденет?»
Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.
Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.
Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она на умеет одеваться.
– Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют сои действия словами.
Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)
«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
Физкультминутки:
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).
«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)
«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)
Упражнение на развитие чувства ритма:
«Падают снежинки»: Дети показывая, руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят «П…п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме.
Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка):
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки
Имитационное упражнение:
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
Динамические паузы:
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.
«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в раках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй поймай!(убегают)
Игровой массаж:
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)
«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.
Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку – дети прослеживают глазами её движение.
Подвижные игры:
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки. ».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки. »
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:
«Снег идет» (Л. Воронкова).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у. »
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.
«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.
«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!
«Первый снег пушистый…» ( И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы – и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».
«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»
«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».
«Как на горке — снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? —
Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
«На санках» ( О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!
«В рукавичках» (З.Александровой)
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.
Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме “Зима”
Рекомендации логопеда для родителей.
Побеседуйте с ребенком:
Какое время года наступило?
Почему ты так решил?
Какая погода стоит зимой?
Какие зимние развлечения у детей?
На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.
Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:
Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
Стало холодно, на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
Люди надели тёплую зимнюю одежду.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.
Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.
Декабрь, январь, февраль
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
Поиграйте в игры
«До — между — после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
Санки -…(саночки) Снежинка -…(снежиночка)
Сосулька –… (сосулечка) Зима -…(зимушка)
Горка – …(горочка) Снег -…(снежок)
« Подбери родственные слова».
Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимовье…
Мороз – морозить, морозный, заморозки, …
Лед – дедок, ледяной, ледник, гололед, …
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Составление рассказа – описания о зиме по плану:
Погода: небо, солнце, осадки.
Растения зимой.
Животные зимой.
Люди зимой: одежда, развлечения.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок лепили
И совсем, совсем не сладкий.
Загибаем пальчики по одному
«Лепим» двумя руками
Чертим руками круг ,
Одной рукой гладим другую
Речь с движением
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем зиму мы встречать
Что зима нам принесла?
Ветер, снег и холода
От времени года
(дети шагают на месте)
(разводят руки в стороны)
(хлопают в ладоши).
(поднимают вверх указательный палец, произносят слова с назидательной интонацией)
Упражнения на дыхание
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.
Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке (на ладошке), делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.
Тихо, словно бы во сне,
Закружился в вышине
Первый снег
И зашептал:
— Как давно я не летал!
Утром рано в декабре,
Первый снег уж на дворе.
Расчищаем мы дорожки,
В теплой меховой одежке.
В ледяной карете мчится
зимушка-зима
Ветер крыльями стучится
в сонные дома.
Расцветают скверы, парки
снежной белизной.
И мороз возводит арки
над тропой лесной.
До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.
Кто мяукнул у дверей?
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
СНЕГ ДА СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ…
Снег да снежные узоры,
В поле — вьюги разговоры,
Холод, полутьма.
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»
1.Развитие общей моторики
Как на горке снег, снег,
Встаём на носочки, руки вверх
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
Встаём, руки в стороны-вниз
И под елкой снег, снег,
А под снегом спит медведь,
Качаемся из стороны в сторону
Тише, тише, не шуметь.
Повороты вправо-влево, пальчик к губам
2.Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре.
Соединяем в колечки большой палец с остальными
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Показываем круг, сжимаем ладони, гладим ладони круговыми движениями
И совсем-совсем не сладкий.
Грозим указательными пальчиками.
3.Развитие артикуляционной моторики
Упражнения для губ
«Улыбка» – «Трубочка» (5-7 раз)
Упражнения для языка
«Дразнилки» (пя-пя-пя) (под счёт до 10 – 3 раза)
«Горка» (под счёт до 10 – 3 раза)
4.Развитие фонетико-фонематических процессов
- «Прохлопай слова». Зима, снежинка, сугроб, мороз, метель, ветер, холод, вьюга, снеговик, коньки, санки, лыжи, каток, снежок, хоккей, клюшка, шайба, снегокат …
- «Поймай звук [п]». (выделяем голосом последний звук в словах) Суп, зал, топ, сын, душ, кап, нос, стоп…
- «Что съест Паша?» (Из двух слов надо выбрать то, которое начинается на звук [п]) Плов или салат? Сухарьили пряник? Пончик или зефир? Помидор или огурец? Варенье или повидло? Плюшку или ватрушка? Попкорн или хлеб? Рисовую или пшённую кашу?
- «Подскажи словечко». (Отгадываем загадки, добавляя слова в рифму) см. загадки ниже*
- «Подружи звуки». (называем звуки отдельно, дети соединяют в слог) А, п – ап; о, п – оп; у, п – уп; и, п – ип
5.Развитие лексико-грамматических процессов
- «Назови ласково». Зима – зимушка, снег – снежок, мороз – морозец, лёд – ледок, метель – метелица, холод – холодок, снежинка – снежиночка, санки – саночки, гора – горка, снеговик – снеговичок…
- «Подскажи словечко». Зимой можно кататься на чём? … на санках, на снегокатах, на сноубордах, наконьках, на лыжах… На прогулке зимой можно что делать? … строить крепость, убирать снег, играть в снежки, кататься с горки, играть в хоккей …
- «Скажи наоборот». Снег мягкий, а лёд… твёрдый; зима холодная, а лето … тёплое (жаркое); льдинатяжёлая, а снежинка … лёгкая; день светлый, а ночь…тёмная; горка высокая, а сугроб … низкий;снег чистый, а земля … грязная; льдина толстая, а льдинка … тонкая; и наоборот лёд твёрдый -…
- «Подбери признак»Зима (какая?) – холодная, морозная, весёлая…; лёд (какой?) – скользкий, холодный,блестящий …, снег (какой?) – белый, липкий, чистый …; и т.д.
- «Один – много». Одна снежинка – много снежинок, одни санки – много санок, одна горка – много горок, один каток – много катков, один снежок – много снежков, один снеговик – много снеговиков, одни коньки – много коньков, одни лыжи – много лыж, один сугроб – много сугробов…
*Загадки для игры «Подскажи словечко»
- Я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю кусты, поля, дома, а зовут меня … (зима) - У зимы отличный мех: это мягкий белый . (снег)
- С неба падают зимою и кружатся над землёю легкие пушинки, белые . (снежинки)
- Схватил за щеки, кончик носа, разрисовал окно без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос! Все это делает . (мороз) - Во дворе зима всё ближе скоро встану я на … (лыжи)
- Есть они у детворы, лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку по дорожке катят . (санки)
- Мы в морозный день с друзьями снег из шланга поливали.
Как появится ледок, значит, все – готов. (каток) - Два стальных блестящих братца по катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки. Что за братики? … (коньки) - В зимний день по снежной корке он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад мой веселый … (снегокат) - Снежный шарик сделать можно, это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки: для игры нужны … (снежки) - Во дворе катали ком, шляпа старая на нем, нос приделали, и вмиг – получился … (снеговик)
6.Вопросы для беседы
- Зима, весна, лето, осень – что это такое?
- Какое время года у нас сейчас?
- Почему вы так решили?
- Какая погода бывает зимой?
- Что происходит с растениями?
- Как зимуют животные?
- Что происходит с озёрами, реками?
- Из чего состоит снег, лед?
- Какой бывает снег?
- Что такое гололедица? Почему она опасна?
- Какая техника помогает людям зимой?
- Как люди одеваются зимой? Почему?
- Какие зимние игры, забавы вы знаете?
- Какой зимний праздник скоро будет у нас?
- Вы любите зиму? Почему?
7.Стихотворение для заучивания
Пришла зима
Пришла холодная зима,
Укрыла снегом все дома.
А мы оденемся теплей
И побежим гулять скорей.
На санках покатаемся
В сугробах поваляемся.
Как здорово гулять зимой,
Совсем не хочется домой.
Юлия Парамоненко