Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

Обследование грамматического строя речи

Юлия Лопаткина
Обследование грамматического строя речи

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НАПРАВЛЕННОГО НА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.

Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Для обследования грамматического строя речи детей использовались методики,предложенные: Т. Н. Волковской, Т. А. Фотековой.

Обследование грамматического строя речи

1. Обследованиенавыка составления предложения:

Инструкция: я буду называть слова,а ты постарайся составить из них предложение:

• Мальчик, открывать, дверь.

• Девочка, читать, книжка

• Доктор, лечить, дети

• Рисовать, карандаш, девочка

• В, сад, расти, вишня

• Сидеть, синичка, на, ветке

• Груша, бабушка, внучка давать

• Витя, косить, трава, кролики, для

• Миша, дать, собака, большая, кость

• Петя, купить, шар, красный, мама

Оценка: 3 балла – предложение составлено верно; 2 балла – нарушен порядок слов; 1 балл – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

Инструкция: вставь,пропущенное предлоги в предложение:

• Лена наливает чай… чашки

• Лодка плывет… озеру

• Чайка летит … водой

• Деревья шумят… ветра

• Последние листья падают… березы

• Щенок спрятался… крыльцом

• Пес сидит… конуре

В связи с трудностью этого задания целесообразно использовать 2 вида помощи: 1 – стимулирующий (наверное, подумай еще) и 2 – в виде вопроса к полученному предлогу (распустились на чем)

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – правельный ответ после стимулирующей помощи; 1балл – правильный ответ после второго вида помощи.

Инструкция: исправь ошибку

• Собака вышла в будку.

• По морю плывут корабли.

• Дом нарисован мальчик.

• Девочка гладит утюгом

• Мальчик умывается лицо

• Собака вышла в будку

• Березки склонились от ветра

• Солнце освещается землей

• У Нины большая яблоко

• Хорошо спится медведь под снегом

• Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 3 балла – выявление и исправление ошибки; 2 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 1 балл – шибка выявлена, но не исправлена.

2. Обследованиепадежных форм существительных:

Инструкция:посмотри на картинку и ответь:

• Без чего машина?

• Кому дает корм девочка?

• Чем девочка ест суп?

• Кого нарисовал мальчик?

• О ком телевизионная передача «В мире животных»?

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

3. Образование множественного числа существительных

Инструкция: на этой картинке нарисовано ведро, а на этой?

Ведро – … шишка – … птица – … нож – …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

4. Обследованиеобразования формы родительного падежа существительных во множественном числе:

Инструкция: посмотри, на этой картинке нарисованы деревья, а на этой нет чего?

Деревья – … окна – … карандаши – … колеса – … вишни – … груши – …

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

5. Согласование прилагательных с существительными разного рода

Инструкция: ответь на вопрос, что на картинке синее, что здесь синяя, что здесь синий?

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково.

Шапка – … кукла – … платье – … сапог – … жук – … корабль – …

7. Образование названий детенышей животных

Инструкция: у лисы лисенок, а как называется детеныш кошки?

Кошка – … корова – … белка – … волк – … коза – … овца – …

8. Образование прилагательных от существительных

Инструкция: ручка из пластмассы, какая ручка?

Матрешка – … стакан – … портфель – … свитер – … конверт – … кольцо – …

9. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: скажи чей на картинки хвост

Лисий, собачий, львиный, павлиный.

Оценка: 3 балла – правильный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 1 балл – неверно образованная форма.

Таким образом каждый ребенок мог получить максимальное количество 33 балла. Нами были выделены следующие уровни развития сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР IIIуровня: высокий уровень 23-33 балла, средний уровень 12-22 баллов, низкий уровень 0-11 баллов.

Прикреплённые файлы:
kursovaja-rabota-lopatkina_mu045.ppt | 139,5 Кб

Цикл НОД по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста (Можно использовать как материал к мониторингу) 1. Тема «Лунтик и его друзья» Приоритетная задача НОД: согласование имен существительных.

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя – подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями,.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников» Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Задачи по формированию грамматической.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: – упражнять детей в подборе действий к предметам, – развивать логическое.

Открытый просмотр НОД по теме «Дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Открытый просмотр.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Обследование грамматического строя речи

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

1) Понимание обращенной речи:

· Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

· Понимание предложений с причинно- следственной связью;

· Понимание изменения числа существительного в предложении.

· Изменить существительное по падежам;

· Изменить прилагательное по родам;

· Подобрать глагол к существительному;

· Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

· Изменение существительных с непродуктивными основами по числам ( котенок- котята);

· Множественное число существительных в родительном падеже;

· Согласование существительных с числительными;

· Изменение глаголов по временам.

· Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

· Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

· Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

· Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

· Образовать прилагательные от существительных;

· Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия ( белый- беловатый);

· Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

· Подбор родственных слов.

Задание: назвать действие по предъявленному предмету.

Задание: назвать слова с противоположным значением ( антонимы).

Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

– какой чай в чайнике;

– какой снег на ощупь;

– какой дождь летом.

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?

Задание: ( Наречия)

– как ползает черепаха?

– как светит месяц?

– как скачет конь?

Задание:

– когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

– когда дети идут гулять?

– когда дети ложатся спать?

Задание: Без чего?

Задание: ( Понимание предлогов) Покажи, где:

1. Кот идет к дому;

3. Кот перед домом;

6. Кот вылезает из трубы;

7. Кот под крыльцом.

Задание: назови, какой по цвету этот предмет.

Задание: Работает чем?

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.

Задание: подобрать глагол к существительному:

Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов

Задание: изменение глаголов по временам.

Самостоятельная речь.

1. Составить предложения по картинке;

2. Составить рассказ по картинке;

3. Составить рассказ по серии картинок;

4. Составить рассказ по опорным словам и предложениям ( дается начало рассказа, далее слова и выражения, которые ребенок должен использовать при составлении рассказа);

5. Составить пересказ текста;

6. Составить рассказ, о каком- либо запомнившемся ребенку событии.

Задание: Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

Встретились на мостике два козленка.

Белый козленок говорит …

Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.

Задание: Составить пересказ текста.

Белочка и зайчик.

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик- морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик- под елкой. Раз высунулась белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не белый, а серый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Задание: Составить самостоятельный рассказ о каком- либо событии или празднике.

VII. Диагностика нарушения чтения.

1) « Рядоговарение». Инструкция: « Перечисли по порядку времена года и дни недели».

1. Правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов;

2. Правильно ответил на один вопрос- 2 балла;

3. Не ответил ни на один вопрос- 3 балла.

2) « Ритмы». Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу ( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1. Простые ритмы- // /, / //, // / //, / / //, / ///, если задание выполнено верно,

то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают;

2. Сложные ритмы- /// / /, / // ///, / /// /, // /// /. Критерий выполнения такой

же , как в простых ритмах.

1. Выполнено оба задания- 0 баллов;

2. Выполнены только простые ритмы- 2 балла;

3. Не выполнено ни одного задания- 3 балла.

3) Тест « Кулак- ребро- ладонь». Инструкция: « Посмотри внимательно на то, что я сейчас делаю, и повтори точно так же».

Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

1. Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

2. Правильное воспроизведение после 2-й или после 3-х демонстрации с первой попытки- 2 балла;

3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстрации или после 3-х демонстрации со 2-й и более попыток- 3 балла.

4) Субтест « Повторение цифр». Инструкция: « Сейчас я назову какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить , повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр ( см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция : « Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа на лево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.

Цифровые ряды.

№ 33-8-66-1-2
№ 43-4-1-76-1-5-8
№ 58-4-2-3-95-2-1-8-6
№22-56-3
№35-7-42-5-9
№47-2-9-68-4-9-3

1. Итоговый результат больше 6- 0 баллов;

2. Итоговый результат равен 6- 2 балла;

Читайте также:  Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

3. Итоговый результат меньше 6- 3 балла.

Суммируются следующие три оценки: « Рядоговорение», « Повторение цифр», и за тест « Кулак- ребро- ладонь» или « Ритмы» ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма балов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Диагностика устной речи

( протокол обследования)

Фамилия, имя ребенка _______________________ Дата рождения__________

Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи

Логопедический альбом

для обследования лексико-грамматического строя

и связной речи

Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 20с, ил.

Альбом предназначен для обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи ребенка. Пособие может быть использовано при обследовании детей с любыми расстройствами речи.

Подписано в печать 25.04.2006.

Формат 60×90 1/8. Печать офсетная. Гарнитура №У1опС.

Усл. печ. л. 7,0. Заказ № 000.

Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел.: (8; , ^жскЫуо-ргевх. ги

ИД Карапуз, Тел.: (4, , у^ду. кагариг. сот

Е-таП:5гега@сп1.ш, у^ж15-5Гега. ги

©Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Наглядный материал для обследования состояния лексики ребенка включает:

Набор предметных картинок для проверки понимания и употребления слов (номинативного лексического значения):

• существительные по темам: игрушки, канцелярские принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, животные, бытовая техника, спортивные принадлежности (рис. 1 — 12);

• глаголы действия, движения, состояния (рис. 13—16);

• прилагательные качественные, относительные, притяжательные (рис. 17—19);

• числительные простые количественные и порядковые (рис. 20);

• предлоги (рис. 21—22).

Картинки для выявления состояния обобщающей функции слов — сигнификативного лексического значения (рис. 23—26).

Картинки для выявления состояния структурного аспекта лексических значений слов:

• лексические парадигмы: антонимия (рис. 27—28), синонимия (рис. 29—30),

• часть — целое (рис. 31—32);

• лексические синтагмы: предмет — качество (рис. 17—19),

• предмет — действие (рис. 13—16).

Картинки для выявления эмотивного (прагматического) аспекта лексических значений слов(рис. 33—34).

Для исследования состояния грамматического строя речи предлагается следующее.

Набор картинок для выявления способности словоизменения:

• осознание рода существительных путем подстановки местоимений «мой, моя, мое» (рис. 35);

• изменение существительных по числам (рис. 36);

• изменение прилагательных в роде и числе (рис. 37);

• изменение глаголов по числам (рис. 38);

• изменение существительных по падежам (рис. 39—40);

• согласование существительных с числительными (рис. 41);

• изменение прилагательных по падежам (рис. 39—40).

К словам «лестница» и «дом» добавляются прилагательные «большая» и «большой».

Набор картинок для выявления способности словообразования:

• суффиксальным способом (рис. 42);

• префиксальным способом (рис. 43—44).

Для исследования состояния связной речи представлены:

• серия сюжетных картин для составления рассказа (рис. 45—46);

• картинка «Котенок» для составления описательного рассказа (рис. 47);

• картинка «На прогулке» для составления сюжетного рассказа (рис. 48).

В пособии представлены рисунки:

Рис. 1. Барабан. Кукла. Машинка. Паровозик. Пирамида. Кубики.

Рис.2. Скрепки. Тетрадь. Ручка. Линейка. Карандаш. Ножницы.

Рис. 3. Рубашка. Брюки. Юбка. Майка. Носки. Куртка.

Рис. 4. Ботинки. Сапоги. Туфли. Тапки. Кроссовки. Босоножки.

Рис. 5. Кровать. Стол. Шкаф. Кресло. Диван. Трюмо.

Рис. 6. Кастрюля. Чашка с блюдцем. Чайник. Сковорода. Тарелка. Стакан.

Рис. 7. Огурец. Помидор. Капуста. Свекла. Лук. Баклажан.

Рис. 8. Груша. Банан. Яблоко. Виноград. Апельсин. Ананас.

Рис. 9. Автобус. Самолет. Корабль. Грузовик. Вертолет. Электричка.

Рис. 10. Корова. Тигр. Собака. Медведь. Черепаха. Попугай.

Рис. 11. Телевизор. Пылесос. Компьютер. Стиральная машина. Плита. Батарея.

Рис.12. Лыжи. Санки. Самокат. Велосипед. Ракетка. Роликовые коньки.

Рис. 13. Идет. Плывет. Летит. Ползет. Бежит. Прыгает.

Рис. 14. Спит. Сидит. Загорает. Сердится. Плачет. Смеется.

Рис. 15. Читает. Пишет. Умывается. Моет. Пьет. Гладит.

Рис. 16. Поет. Лечит. Рисует. Варит. Продает. Строит.

Рис. 17. Высокий. Низкий. Красный. Синий. Тяжелая. Легкий.

Рис. 18. Апельсиновый. Клубничное. Бумажный. Пластилиновый. Деревянный. Стеклянный.

Рис. 19. Бабушкина. Тетина. Медвежьи. Птичий.

Рис. 20. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Первый, второй, третий, четвертый, пятый.

Первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Рис. 21. В клетке. На клетке. Над клеткой. Под клеткой. Перед клеткой. За клеткой. Рис. 22. В клетку. Из клетки. Из-за клетки. По клетке. От клетки. К клетке.

Рис. 23. Собаки.

Рис. 24. Столы.

Рис. 25. Куклы.

Рис.26. Машины.

Рис. 27. Жарко — холодно. Входит — выходит. Большой – маленький.

Рис. 28. Грустно — весело. Чистое — грязное. Горячо — холодно.

Рис. 29. Бежит. Мчится. Скачет. Едет.

Рис.30. Красивый. Нарядная. Праздничный. Украшенная.

Рис. 31. Рукав — платье. Пуговица — пальто. Руль — автомобиль. Лист – дерево. Рис. 32. Страница – книга. Окно — дом. Касса — магазин. Плита — кухня.

Рис.33. Котенок. Ребенок. Конфеты. Солнышко.

Рис.34. Злой. Плачущий. Горькое. Плохая.

Рис.35. Моя. Мой. Мое. Мои.

Рис. 36. Стол – столы. Стул – стулья. Книга – книги.

Рис.37. Красная. Красное. Красный. Красные.

Рис. 38. Идет. Идут. Сидит. Сидят.

Рис. 39. Это лестница. Прыгает с лестницы. Подошел к лестнице. Взял лестницу.

Пошел с лестницей. Стоит на лестнице.

Рис. 40. Это дом. Выходит из дома. Подходит к дому. Заходит в дом.

Прячется за домом. Сидит в доме.

Рис. 41. Один гриб. Три гриба. Одна ложка. Две ложки. Три кота. Пять котов.

Рис. 42. Дом – домик. Кукла – куколка. Книга – книжечка.

Рис.43. Подошел. Перешел.

Рис.44. Вошел. Вышел.

Рис. 45. Дети нашли на улице щенка. Они взяли его домой.

Рис.46. Дети воспитывали щенка. Выросшая собака защищает детей.

Рис. 47. Котенок.

Рис. 48. Дети на прогулке: мальчики играют в мяч, девочки прыгают через скакалку, малыши играют в песочнице, дети играют с котенком.

Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников
методическая разработка на тему

Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
talavera_issledovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование грамматического строя речи.

1. Исследование словоизменения.

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных

Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке «Скажи, что это» или «Кто это?»

Материал: картинки, изображающие один и много предметов (дом-дома, стул-стулья, девочка–девочки, бабочка-бабочки, конфета – конфеты, платье-платья, мальчик-мальчики, окно – окна, дерево – деревья).

  • употребление существительных в косвенных падежах без предлога.
  1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Процедура и инструкция: перед ребенком последовательно раскладывают картинки и предлагают назвать, кого или что он видит на картинке. Логопед дает инструкцию: «Перед тобой лежат картинки. Назови, что ты видишь на этой картинке? Я вижу…» и т.д.

Дом, стол, мяч, мальчик, ваза, кошка, книга, дерево, ведро

b. Употребление существительных родительного падежа единственного числа.

Процедура и инструкция: экспериментатор объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят сказать у кого (чего) чего-то нет (У слона нет хобота): «Художник не успел дорисовать картинку. Скажи, чего не хватает у слона? А у стола? А у машины?»

Материал: картинки (мишка без лапы, бабочка без крыла, слон без хобота, стол без ножки, машина без колеса, ведро без ручки)

с. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Предлагаются 2 задания.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается посмотреть на первую серию картинок: «На этих картинках изображены животные, дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинке 2-ой серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку и т.д.»

Материал: две серии картинок. Первая серия – кролик, еж, петух, корова, лошадь. Вторая серия – морковка, яблоко, зерна, трава, овес.

Процедура и инструция: «Представь, что у тебя день рождения и тебе принесли подарки. Ты очень рада (рад) подаркам. Посмотрим какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раздает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, я рада варенью».

Материал: картинки (кольцо, платье, зеркало, пирожное).

d. Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.

Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинку, затем просят показать картинку и ответить на вопрос:

Материал: картинки (нож, ложка, мыло, полотенце, карандаш).

  • употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.

Процедура и инструкция: исследование проводиться с использованием двух видов заданий.

Ребенку предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкция типа: «Где находиться ложка?».

Оречевление действий. В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, над книгой, перед книгой, за книгу, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция: «Куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».

Материал: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношении друг к другу (ложка в стакане, ложка над стаканом, ложка перед стаканом, ложка около стакана и т.д.); два предмета (карандаш и книга).

  • согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Процедура и инструкция: экспериментатор выкладывает перед ребенком предметные картинки и спрашивает: «Что изображено на этой картинке? А чашка какая? Какого цвета? А бусы какие? Какого цвета?» и т.д.

Материал: картинки (голубой шкаф, голубая чашка, голубое ведро, голубые бусы; большой мяч, большая кукла, большое сердце, большие тарелки; золотой ключ, золотая цепочка, золотое ожерелье, золотые кольца).

  • дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени

Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики? И т.д.

Материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов или людей (мальчик вытирает, мальчики вытирают, лежит книга, лежат книжки, девочка убирает, дети убирают, девочки катается на санках, девочки катаются на санках, ребенок бежит – дети бегут).

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково – Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя (Женя упал или Женя упала) и дополнять предложение» Экспериментатор показывает картинку и говорит «Женя…..» В случае затруднения даются две формы (Женя упал или Женя упала?).

Материал: предложения и картинки (мальчик упал, девочка упала, дерево упало, мяч покатился, машина покатилась, яблоко покатилось).

  • дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида

Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются две парные картинки, например «Девочка моет руки», «девочка вымыла руки». Затем экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

Материал: предложения и картинки (девочка моет руки, девочка вымыла руки, девочка одевается, девочка оделась, мальчик рисует, мальчик нарисовал)

  • исследование употребления и понимания возвратных глаголов.

Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и девочка причесывается» Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается» Затем экспериментатор поочередно показывает картинки и задает вопрос: «Что делает эта девочка?» В случае затруднений предлагаются две формы: «Девочка причесывает или причесывается?».

Материал: картинки с обозначением действий (мальчик прячет машинку, мальчик прячется, мама одевает дочку, девочка одевается, девочка причесывает сестренку, девочка причесывается).

  • Исследование согласования существительного с числительным 2 и 5

Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»

Шар- 2 шара- 5 шаров

Стол- 2 стола- 5 столов

Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей

Ключ- 2 кляча-5 ключей

Гусь- 2 гуся- 5 гусей

Кукла- 2 куклы- 5 кукол

Книга- 2 книги- 5 книг

Окно- 2 окна – 5 окон

Ведро – 2 ведра – 5 ведер

Дерево – 2 дерева – 5 деревьев

Ухо – 2 уха – 5 ушей

Оценки результатов выполнения действий:

5 бал лов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки при словоизменении слов среднего рода, при помощи экспериментатора ошибки исправляет.

3 балла (средний уровень) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных среднего рода, помощь экспериментатора не помогла.

2 балл а ( уровень ниже среднего ) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных в среднем и мужском роде.

1 балл (низкий уровень) – правильные ответы лишь в единичных случаях, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

2. Исследование словообразования

  • исследование словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Процедура и инструкция: ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднении при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать ласково одним слово маленькую машину?».

Материал: предметные картинки (стул-стульчик, мяч- мячик, кукла –куколка, машина-машинка, пальто-пальтишко, ведро – ведерко, окно – окошечко).

  • исследование словообразования детенышей животных.

Процедура и инструкция: в начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных» Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся?» и т.д.

Материал: картинки (лиса – лисенок, белка-бельчонок, лошадь-жеребенок, корова-теленок, заяц-зайчонок, курица – цыпленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, кошка – котенок).

  • исследование словообразования названий профессий женского рода.

Процедура и инструкция: в начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель-это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец-это мужчина, а если это женщина, то как ее называют?».

Материал: продавец – продавщица, повар – повариха, уборщик-уборщица, портной – портниха.

  • исследование образования качественных прилагательных.

Речевой материал, процедура и инструкция: ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют лису за хитрость?» « А зайца за трусость?»

Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

Если на улице дождь то какой это день?

А если ветер, какой это день?

  • образование относительных прилагательных.

Процедура и инструкция: экспериментатором дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?» и т.д.

Материал: картинки, на которых видно из чего сделан предмет: стол из дерева, банка из стекла, ножницы из металла, мяч из резины, ключ их железа.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов – это какое варенье, а варенье из вишни это какое варенье?» и т.д.

Материал: слова (лист березы, лист клена, лист дуба, варенье из вишни, варенье из абрикоса, морс из смородины).

  • образование притяжательных прилагательных.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Скажи, если хвост у коровы, то чей это хвост?» и.т.д.

Материал: словосочетания (сумка мамы, сумка бабушки, кукла Маши, мяч Сережи, хвост лошади, нора лисы, дупло белки).

  • образование приставочных глаголов

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Рассмотри эту картинку и помоги мне рассказать историю про волка и закончить предложение. Волк по лесу шел:

Волк к елке…..(что сделал?)

Волк вокруг елки….(обошел)

Волк от елки…..(отошел)

Волк через ручей …..(перешел)

Волк в логово…..(зашел)

Оценка выполнения заданий.

5 балл ов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора или единичные ошибки при выполнении заданий в непродуктивных способах словообразования.

3 балла (средний уровень) – систематические ошибки в непродуктивных способах словообразования.

2 балл а ( уровень ниже среднего ) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных способах словообразования.

1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс.

Основной признак тяжелого нарушения речи – резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме “Фрукты” у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме “Ягоды” у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире все больше появляется детей, у которых на разных этапах развития диагностируются расстройство аутистического спектра, .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4-й КЛАСС и программно-методических материалов .

Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

4. От продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.

5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения (пассивного и активного словаря) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.

В результате можно выявить уровень речевой коммуникации детей, отмечая следующие особенности:

– навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в контакт, как входит в контакт с детьми младшего возраста, со сверстниками, со взрослыми, умеет ли поддержать разговор, говорит много или молчит);

– умение пользования правилами речевого этикета (культура общения):

а) здоровается ли и прощается без напоминания;

б) благодарит ли за помощь взрослых и детей;

в) использует ли различную громкость голоса в зависимости от ситуации;

г) умеет ли пойти на компромисс, договориться в конфликтной ситуации;

д) доброжелателен ли в общении;

е) умеет ли свободно, не стесняясь, отвечать незнакомым людям, а также педагогу на занятиях.

Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала.

Методика обследования лексики.

При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:

1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:

– предметов и их частей (часы – циферблат, стрелки, цифры; дерево – ствол, ветки, корни);

– профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)

– животных, птиц и их детенышей (собака – щенок; корова – теленок);

– существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;

– действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);

– чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные явления природы;

– действия, связанные с профессиональной деятельностью (слушает легкие, выписывает лекарство, делает уколы, проверяет горло и т.д.), с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, ползает и т.д.);

– семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);

– признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;

Статьи по теме:

Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить . воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и облад .

Индивидуализация и дифференциация обучения
Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, .

Специфика изучения ИЯ на старшей ступени
Специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения: – роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной системе; – специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы, основ .

2. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция

2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с онр

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

4. От продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.

5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения (пассивного и активного словаря) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.

В результате можно выявить уровень речевой коммуникации детей, отмечая следующие особенности:

– навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в контакт, как входит в контакт с детьми младшего возраста, со сверстниками, со взрослыми, умеет ли поддержать разговор, говорит много или молчит);

– умение пользования правилами речевого этикета (культура общения):

а) здоровается ли и прощается без напоминания;

б) благодарит ли за помощь взрослых и детей;

в) использует ли различную громкость голоса в зависимости от ситуации;

г) умеет ли пойти на компромисс, договориться в конфликтной ситуации;

д) доброжелателен ли в общении;

е) умеет ли свободно, не стесняясь, отвечать незнакомым людям, а также педагогу на занятиях. [20]

Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала.

Методика обследования лексики.

При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:

1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:

– предметов и их частей (часы – циферблат, стрелки, цифры; дерево – ствол, ветки, корни);

– профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)

– животных, птиц и их детенышей (собака – щенок; корова – теленок);

– существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;

– действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);

– чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные явления природы;

– действия, связанные с профессиональной деятельностью (слушает легкие, выписывает лекарство, делает уколы, проверяет горло и т.д.), с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, ползает и т.д.);

– семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);

– признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;

– признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;

– признаки обобщающего характера;

3) добавить в предложение недостающие слова, необходимые по смыслу (платье очень длинное – мама платье подшивает; пуговица оторвалась – мама пуговицу пришивает…);

4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);

5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река – бежит, течет, шумит);

6) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);

7) подобрать однородные члены предложения к словам – раздражителям (снег – идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч – резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает – бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);

8) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);

9) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).

Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:

– уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);

– существительных с суффиксами деятеля: – ник, – щик, – тель, – ист (дворник, учитель, строитель, пианист, футболист);

– приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил – вылил – полил – налил – подлил – слил);

– прилагательных: притяжательных с суффиксами «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин); с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: чив-, лив – (молчаливый, улыбчивый, хвастливый).

При этом детям предлагалось объяснить значение вновь образованных слов, опираясь на имеющиеся навыки морфологического анализа.

В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить. Логопед комментирует ситуацию, подсказывает детям реакцию на происходящее (удивился, обрадовался), предлагает различные манипуляции с предметами.

Методика обследования грамматического строя языка.

Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:

– как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-под, из-за, между, около, над;

– как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);

– как образовывает сравнительную степень прилагательных:

а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (ее – ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, простой – проще, сухой – суше);

б) супплетивным способом (лучше, хуже);

– как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;

– как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);

– как пользуется глагольными формами:

а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);

б) спрягаемыми глаголами с особыми окончаниями в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);

в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);

– как образовывает причастия (читать – читающий);

– какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;

– может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;

– может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.

При обследовании используют следующие задания:

– добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;

– составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;

– составление предложений по картине, по серии картин;

– составление предложений по опорным словам;

– составление предложений по слову в заданной падежной форме. [13]

Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О.Е. Грибовой.

Обследование речи дошкольников.

В соответствии со сформулированными принципами, обследование начинается с изучения активного словарного запаса.

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предмета. При этом обследование проводиться в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета. При работе с детьми 3-3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста стоит предложить работать с предметами и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинки», «Дополни…», «Исправь…», «Сравни два предмета» и др.

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

Исследование состояния пассивного словаря, т.е. выяснение того насколько ребенок понимает лексику, которой не владеет.

Ряд слов может быть использован в речи ребенка правильно, однако при восприятии вызвать у ребенка трудности, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием. В этом случае предъявляются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по количеству звуков, их последовательности, (пояс – поезд, марки – рамки, ворона – ворота). Такой тест может проводиться с опорой на картинки, так и в устном плане. Затруднения в дифференциации слов, близких по звуковому составу могут быть обусловлены недостаточностью фонематического восприятия. Это требует углубленного исследования в данном направлении.

Логопед должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств.

Процедура обследования словарного запаса утомительна для ребенка, так как требует от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения, поэтому рекомендуется совмещать вербальные задания небольшими двигательными паузами, выполнением игровых действий с объектам и другими видами занятий, позволяющих ребенку отдохнуть.

Грамматический строй речи.

Обследование начинается с уровня сформированности синтаксических навыков ребенка.

Если у ребенка имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур проводится в процессе манипуляции с игрушками. Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции. При этом жестко исключаются подсказывающие жесты, интонация, указывающий взгляд.

Если у ребенка сформирована фразовая речь, то можно начать исследование со сложных предложений, доступных для детей по структуре, постепенно переходя к более простым, пока не определиться тот уровень, которым ребенок владеет уверено.

Задания могут даваться самые разнообразные: «Расскажи, что ты видишь…», «Составь предложение со словами…», «Отвечай полным ответом на мои вопросы» и т.д.

Исследование пассивной грамматики, используются картинки. Это серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет или объект, выполняющие одно и то же действие. Например: синий карандаш, синее ведро, синяя книга, синие кубики. Одеяло упало на пол, вилка упала, ложка упала, листья упали.

Обследование активной грамматики, проводится на материале пространственных предлогов, условно выделенных в несколько групп, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе:

· к, от, из-за, из-под;

· за, перед, между, через, около.

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же предлог, в зависимости от его значения, может быть использован с различными падежными окончаниями. Например, предлог «в» в значении местоположения объекта сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе, в коробке), а в значении направления движения – с винительным (в стол, в коробку).

Поэтому в процессе обследования детям задаются вопросы: «Где лежит?», «Куда положили?», «Откуда взяли?» и т.д. при всём этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

Обследования словоизменения и словообразования детям можно предложить изменение и образование слов по аналогии или образцам. Длительность процедуры обучения грамматическим действиям по аналогии является достаточно достоверным показателем сформированности языковой способности и сохранности основных механизмов, обеспечивающих грамматическое оформление языковых единиц, следовательно, отсутствие (наличие) патологии грамматического строя речи.

При грубом недоразвитии речи у ребенка в активной грамматике резко ограничен набор грамматических средств, поэтому при обследовании этих детей рационально использовать специальный дидактический материал, рассчитанный на проверку понимания наиболее простых грамматических категорий: числа, рода, времени, некоторых падежных форм и конструкций. Используются инструкции типа «Покажи, где (а какой картинке) карандаш, а где карандаши…», «Дай кубик. Дай кубики…» и т.д.

В ходе обследования лексико-грамматической стороны речи следует вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка. [5]

Применение игрового конструктора «Bunchems» на логопедических занятиях с детьми с ОНР

Тема: «Применение игрового конструктора «Bunchems» на логопедических занятиях с детьми с ОНР»

Актуальность выбора темы:

Результаты логопедического обследования детей дошкольного возраста свидетельствуют о возрастании количества воспитанников с нарушениями речи, в том числе с ОНР.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, т.к. данная группа детей характеризуется нарушениями всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико- грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью.

Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций: задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются конструкторы.

Как известно, тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. А речь тесно взаимосвязана с мышлением. Таким образом, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребёнка.

Учитывая опыт отечественных педагогов по развитию мелкой моторики, мы предлагаем использовать на логопедических занятиях конструктор Bunchems.

Это набор разноцветных шариков, изготовленных из мягкого пластика, которые прилипают друг к другу с помощью ворсинок, похожих на ворсинки репейника и превращаются во множество различных фигурок. Шарики легко сцепляются друг с другом и легко разделяются. Именно многочисленные ворсинки воздействуют на пальцы, кисти, ладони ребёнка, что стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Применение этого конструктора позволяет ребёнку моделировать различные фигуры, даже если для этого у него нет навыков. Ребёнок испытывает психологическое состояние успеха. Шарики яркие, разноцветные, что позволяет ребёнку фантазировать в процессе создания фигур.

Конструктор Bunchems не вызывает у детей негативного отношения, и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра. Работа с Bunchems позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, способствует разрешению его психологических затруднений, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации.

Применение конструктора Bunchems на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • формированию грамматического строя речи;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • формированию и развитию речевого выдоха;
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте;
  • овладению звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • развитию тактильных ощущений;
  • формированию пространственной ориентации;
  • развитию памяти, внимания, мышления;
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
  • развитию мотивации к логопедическим занятиям.

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР на логопедических занятиях посредством игрового конструктора «Bunchems».

Задачи:

  • создать условия для реализации коррекционно-развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации АОП;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать у детей мелкую моторику, тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
  • пропедевтика дисграфии и дислексии;
  • расширять коммуникативные способности детей, имеющих речевые нарушения, путем создания игровых ситуаций;
  • развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь;
  • развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.

Ожидаемые результаты.

В процессе занятия с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме. Детали конструктора благодаря своей структуре развивают мелкую моторику, активизируют работу коры головного мозга, а, следовательно, развивают речь.

Таким образом, применение конструктора Banchems в работе по развитию речи повышает результативность логопедических занятий и делает коррекционный процесс более эффективным.

Пошаговые рекомендации по выполнению заданий с применением конструктора Bunchems в процессе логопедического занятия

Шаг 1. Различение фигур по цвету и размеру.

Покажи большой красный квадрат.

Какая это фигура? (Большой красный квадрат).

Покажи маленький жёлтый треугольник.

Какая это фигура? (Маленький жёлтый треугольник),

Действия с другими фигурами производятся аналогично.

Шаг 2. Выкладывание домов разной величины из геометрических фигур.

Будем строить дома.

Возьми большой красный квадрат, сверху положи большой зелёный треугольник.

Что получилось? (Получился большой дом).

Возьми маленький жёлтый квадрат, сверху положи маленький синий треугольник.

Что получилось? (Получился дом).

Шаг 3. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Первый дом большой, а второй наоборот какой? (Маленький).

Как мы его назовем ласково? (Домик).

Большой дом, маленький домик.

Шаг 4. Выкладывание контуров домов с помощью деталей конструктора Bunchems.

– Возьми шарики такого же цвета как фигуры и выложи ими контуры домов.

Шаг 5. Заполнение пространства внутри контура фигур.

– Заполни пустое пространство фигур шариками соответствующих цветов.

Выкладывание домиков сопровождается комментированием ребенка выполняемых им действий.

Шаг 6. Выделение первого звука в слове. Знакомство с буквой Д.

Давай послушаем, какой первый звук в словах ДОМ и ДОМИК? (Это звук Д ).

Какой он – гласный или согласный и почему? (Звук Д согласный, потому что он не поётся).

Предъявляется карточка с буквой Д.

Шаг 7. Формирование графического образа буквы Д.

– Д – согласный звук. Возьми шарики синего цвета и выложи по контуру букву Д.

Шаг 8. Определение количества звуков в словах ДОМ и ДОМИК.

Давай послушаем, сколько звуков в слове ДОМ? Назови их. (В слове ДОМ 3 звука – Д, О, М).

Сколько звуков в слове ДОМИК? Назови их. (5 звуков – Д, О, М, И, К).

Предъявляются карточки со словами ДОМ, ДОМИК. Ребенок читает слова.

Шаг 9. Звуко-буквенный анализ слов. Выделение гласных звуков словах ДОМ и ДОМИК.

Сколько гласных звуков в слове ДОМ? (Один звук О ).

Положи под гласным звуком шарик красного цвета.Сколько гласных звуков в слове ДОМИК? (Два гласных звука О И).

Положи под гласными звуками шарики красного цвета.

Шаг 10. Звуко-буквенный анализ слов. Выделение согласных звуков в словах ДОМ и ДОМИК.

Положи под твердыми согласными шарики синего цвета.

Положи под мягкими согласными шарики зелёного цвета.

Шаг 11. Развитие связной речи. Выкладывание сюжетной картинки.

Из разноцветных шариков выложи картинку. Составь рассказ по своей картинке.

Ребёнок составляет рассказ из 4-5 предложений.

1) Стаканова Ю.В.,
учитель-логопед
2) Чебирак В. Г.,
педагог-психолог

Ссылка на основную публикацию