Маленькие секреты учителя-логопеда

Логопедические пятиминутки, как одно из средств коррекции

Логопедические пятиминутки-хорошая помощь по профилактике дислексии и дисграфии.

Одной из форм по предупреждению и профилактике речевых нарушений являются «Логопедические пятиминутки». Это непродолжительные по времени игровые упражнения или задания, направленные не только на профилактику речевых нарушений, а так же на совершенствование речевой моторики. И поскольку невозможно развивать у воспитанников чистую речь.

« Логопедические пятиминутки, как одно из средств коррекции произношения»

“Главным результатом учения в начальной школе должно быть их развитие: умение выражать свои мысли словесно, отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность” – говорил Ушинский, и нельзя с ним не согласиться.

От успешности развития речи ребёнка в дошкольном возрасте зависит качество его дальнейшего обучения и воспитания в школе. В своём становлении, каждый ребёнок «запрограммирован» на обучение и развитие, он исследует и изучает мир, перерабатывая поступающую к нему информацию.

Однако, статистика показывает тенденцию к увеличению количества детей с речевыми нарушениями с дошкольного возраста. И уже не секрет, что у ребёнка, который «невнятно» разговаривает, развиваются комплексы, которые в дальнейшем формируют его характер. Такой малыш, как правило, становится замкнутым, необщительным, неуверенным в себе. Поэтому появилась необходимость в новых формах совместной работы педагогов ДОУ и логопедов, направленные на предупреждение нарушений в речевом развитии детей детских садов, начиная с младших групп.

Одной из форм по предупреждению и профилактике речевых нарушений являются «Логопедические пятиминутки». Это непродолжительные по времени игровые упражнения или задания, направленные не только на профилактику речевых нарушений, а так же на совершенствование речевой моторики. И поскольку невозможно развивать у воспитанников чистую, правильную речь без развития пальчиковой и общей моторики, без развития навыков звукобуквенного анализа и синтеза, без уточнения и обогащения словаря, без формирования полноценных фонематических представлений – использование логопедических минуток может в этом очень хорошо пригодиться.

Логопедические минутки могут быть связаны с программой по развитию речи или обучению грамоте и даже математики. Продолжительность проведения 3-4 мин. В структуре занятий они могут занимать различное место. Проведенные в начале занятия, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего воспитанников, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведённая в середине занятия логоминутка, особенно в виде игры, даёт детям небольшую передышку, переключает их внимание, активизирует другие анализаторы. Можно провести логоминутку и в конце занятия, когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют», даже не задумываясь о том, что от занятия к занятию эти «игровые минутки» служат важной цели в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Чтобы добиться максимальных результатов, необходимо придерживаться определённых условий. Во-первых, нельзя затягивать время проведения пятиминуток, т.е. они должны быть краткосрочными. Во-вторых, изучаемый материал должен быть доступный, конкретный, сжатый.

Одним из важных условий является то, что несколько логопедических минуток соответствуют прохождению одной темы, одного задания и корректируют только одну проблему, решая, однако, несколько речевых задач.

ФОНЕТИКА

ОДНА ТЕМА, ОДНО ЗАДАНИЕ

СЛОВАРЬ

ГРАММАТИКА

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

В дальнейшем при проведении «пятиминуток-обобщений», детям будет достаточно легко вспомнить пройденный материал. И, таким образом, при помощи систематического проведении логопедических минуток, развитие речи ребёнка будет представлять собой целостную картину, составленную из взаимодополняющих друг друга элементов.

Мышечное расслабление:

Правило красивой речи

При разговоре не нужно напрягаться, поднимать плечи и втягивать шею.

1.Упражнение «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. (в конце упражнения ребенок мягко ложится на ковёр и изображает лужицу воды) Лужа растекается (тело расслабится). Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко( дети встают и выполняют плавные движения головой, туловищем, руками). Дует ветер и гонит облачко по небу.

2.Упражнение «Дерево»

(Исходное положение – сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками) Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимаемся на ноги, затем распрямляем туловище, вытягиваем руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер, раскачиваемся, как дерево.

Речевой выдох

1.Упражнение «Свеча»

(Исходное положение – сидя за партой) Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2.Упражнение «Один гласный на одном выдохе»

Тянуть как можно дольше на одном выдохе гласный:

3.Упражнение «Произнеси звуки на одном выдохе»

а—у а—э а—и а—о и—а и—у а—у—о у—а—э а—э—о—у а—э—о—у—и

Развитие артикуляционной моторики: «Сильные губы»:

1.Упражнение «Улыбка»

Удерживать губы в улыбке. Зубки не видны.

  1. Упражнение «Хоботок»

Вытягивать губы вперед длинной трубочкой и удерживать.

3.Упражнение «Хомячок»

Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

Развитие артикуляционной моторики: «Сильный язычок»:

  1. Упражнение «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

  1. Упражнение «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Развитие голоса, координации движений и мелкой моторики:

Игра «Машина»

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

Он так громко говорит.

Ритмично потопывают руками.

Шины трутся о дорогу.

Быстро крутятся колёса.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих понятий:

Игра «Мяч передай и слова называй»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч первому ребёнку, ребёнок ловит мяч и, передаёт следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.

Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец..)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

Игра «Назови ласково»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет слово-имя существительное в единственном числе, при этом бросает мяч каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.

Тема «Зима»

Обогащение глагольного словаря:

Игра «Скажи что делает?»

Оборудование: предметные картинки

Ход игры: Взрослый показывает картинку с предметом. Ребёнок берёт картинку, называет действие, передаёт товарищу.

Бабочка-…(летает, порхает, опыляет. ).

Рыба– …(плавает, плещется, сверкает…).

Развитие голоса, координации движений и мелкой моторики:

Игра «Машина»

Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Ритмично хлопают руками.

Он так громко говорит.

Ритмично потопывают руками.

Шины трутся о дорогу.

Быстро крутятся колёса.

Делают ритмичную «вертушку» руками.

Закрепление умений в образовании частей речи множественного числа:

а) образование множественного числа существительного в родительном падеже:

Игра «Один-много»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый бросает мяч, при этом называет слово-Имя существительное в Именительном падеже, единственного числа. Ребёнок ловит мяч и, возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.

Тема «Осень»

Лист – много листьев.

б) образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных:

Игра « Скажи правильно»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит предложение. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.

Наступил весенний день.- Наступили весенние дни.

По дороге идёт девочка.– По дороге идут девочки.

Формирование навыка словообразования:

Игра «Кто что делает?»

Ход игры: Взрослый, показывает картинку и задаёт вопрос. Ребёнок берёт картинку и отвечает на вопрос.

На тракторе работает?-Тракторист.

Формирование фонематического восприятия:

1.Игра «Сделай, как я!»

Ход игры:

1 вариант:Педагог предлагает детям сначала вместе отхлопать «певучие звуки», т.е. гласные в словах, затем самостоятельно.

ка-ша (гласные звуки тянем голосом), ча-сы, ма-ши-на и т. д.

2вариант: Выложи столько фишек, сколько услышишь звуков.

3вариант: Подпрыгнуть столько раз, сколько услышишь «певучих звуков» и т.д.

Развитие речи дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, процесс долгий, требующий от ребёнка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс безболезненным, постепенным помогут логопедические пятиминутки!

Использованная литература:

  1. Алексеева М.М., ЯшинаВ.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Издательский центр «Академия», 2000;
  2. Большакова С.Е.»Речевые нарушения и их преодоление», м., 2005;
  3. Краузе Е.Н.»Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» М., 2013;
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001;
  5. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007;
  6. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы)/Под ред. В.В.Гербовой.-М.,1983;
  7. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
  8. Использование опыта работы учителей-логопедов Ржевской С.И. и др.

Блог в работе учителя-логопеда

Интернет шагает по планете. Могут ли логопеды найти маленькое, уютное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей? Владея современными сервисами, я рекомендую блог. Использование блога в работе логопеда образовательного учреждения помогает создать личный контент, т.е. среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями.

Блог – удачная площадка для совместного сотрудничества. Первое упоминание о блоге относят к 1992 году, а его массовое распространение началось с 1996 года. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Остановимся на особенностях блога, которые позволяют логопеду ОУ использовать его в практике:

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии;
  • Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой “ленты новостей”, где вверху располагаются более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
  • Авторство. Блог специалиста ОУ выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Многие современные родители имеют слабые психолого-педагогические знания, поэтому успех в воспитании и обучении детей логопатов в ОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью Интернета на площадке блога. Все виды форм работы и коллективная, и индивидуальная, и наглядная возможны в блоге. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей.

Для того, чтобы родители могли, получить и использовать специальные знания, которые смогут применить дома при занятиях с детьми был создан блог “Речецветик” (URL: http://rechhel.blogspot.com/). В блоге размещаются материалы для закрепления изученных тем.

Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Вот такое приглашение в блоге ждет всех посетителей, читайте здесь: Добро пожаловать в блог “Речецветик”!: http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post.html

В блоге размещены развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития: фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать, внимания, памяти, логики и т.д.

Развитие фонематических представлений.

  • Игра “Составь слово”: http://rechhel.blogspot.com/2010/01/blog-post.html
  • Игра “Паровозик”: http://rechhel.blogspot.com/2009/12/blog-post.html
  • Материал на изученный звук и букву, например: Тема: “Звуки [т] – [т`], [т] – [д]. Буква Т. http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_29.html)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Серия игр “Поиграем вместе!”, например:

  • Тема: Одежда осенью игра “Одень Таню”: http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html
  • Тема “Овощи” игра “Расскажи- ка”: http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html

В блоге, для родителей, есть рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: http://docs.google.com/View?id=d3f76wb_1878drzv497n

На боковой панели блога читатели могут найти полезные ссылки для родителей и детей.

Вся структура блога формируется в зависимости от потребностей, учебных целей и задач коррекционного процесса. Блог – это не устойчивая площадка, он может пополняться каждый день расширяться и обогащаться.

Современные средства ИК технологий помогают логопедам и специалистам ОУ разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

Автоматизация звука Р

Упражнения для автоматизации звука Р: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Р, начинается с самых легких заданий для малыша.

1. Спой «песенку мотора».

Произнеси звук Р длительно на одном выдохе: р-р-р…

2. Повтори прямые слоги со звуком Р.
3. Повтори обратные слоги со звуком Р.

Ар — ор — ур — ыр — ир — ер — ёр — юр — яр

4. Повтори слоги, где звук Р находится между гласными.

Ара — аро — ару — ары ора — оро — ору — оры
ура — уро — уру — уры ыра — ыро — ыру — ыры

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Тра — тро — тру — тры дра — дро — дру — дры
кра — кро — кру — кры гра — гро — гру — гры
пра — про — пру — пры здра — здро — здру — здры

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Атр — отр — утр — ытр арт — орт — урт — ырт
адр — одр — удр — ыдр арг — орг — ург — ырг
акр — окр — укр — ыкр арп — орп — урп — ырп
агр — огр — угр — ыгр арк — орк — урк — ырк
арг — орг — ург — ырг абр — обр — убр — ыбр
апр — опр — упр — ыпр арф — орф — урф — ырф

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

7. Повтори слова, где звук Р находится в начале слова.

Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расческа, ромашка, рожок, розетка.

Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.

Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.

Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,’ рыбный, рысь, рыжик.

8. Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.

Ра: ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира, пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида, буратино; игра, муравей, баранка, детвора, играть, вёдра, пудра, дракон, выдра, квадрат, край, кран, крапива, град, грамм, грамота, фотография, гранат, брат, брать, браво, кобра, право, направо, трап, трава, тетрадь, трамвай, жара, гараж, жираф, карандаш, сарафан, эскадра, краска, красный, грач, зебра, швабра, праздник, астра, трасса, матрас, страус, страны, стража, завтрак, страница, быстрый; боровик, пароход, воробей, аромат, дрова, кровать, проход, пробег, дрозды, мудрость, бодрость, проказник, простыня.

Ар: парк, карп, марка, парта, бархат, Арбат, арба, карман, картон, гармонь, картина, фартук, карта, картина, бархан, арка, март, парк, баржа, артист, арбуз, картошка, старт, заварка.

Ро: урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, брови, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, пропуск, срочно.

Ор: горка, форма, корка, борт, корт, порт, торт, корм, орден, норка, спорт, шторм, морж, шорты, шторка.

Ру: кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брусника, брусок, брус, пружина, срубить.

Ур: Мурка, куртка, пурга, шкурка.

Ры: фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, театры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса, крыша, закрыть, брызги, брынза, прыжок, грызть, грызун.

Ыр: дырка, фыркать.

Ир: мирный, ширма, стирка, кирпич.

Ер: верх, верба, герб, верно, ферма, первый, верный, вернуть, терпеть, вертеть, серп, шерсть, термос, персик, червяк, перчатки, чердак, серпантин, сердце.

Ёр: тёрка, пятёрка, дёргать, ёрш, чёрный.

Юр: юрта, юркий.

Яр: яркий, доярка.

9. Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.

Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, загар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.
Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.
Ур: бур, тур; шнур, абажур.
Ыр: сыр.
Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.
Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.
Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр, костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр, зубр.

10. Повтори слова с двумя звуками Р.

Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шаровары, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.

11. Повтори словосочетания.

Бархатная куртка рыбный пирог хитрая ворона, ровная тропинка крутая гора мокрая трава, крупная морковь трудный урок горная тропка, картонная коробка крытый рынок крупный град, разноцветные краски, розовый карандаш, кирпичная веранда, прозрачный шарфик, крупные горошины, чёрная смородина, огромный арбуз, игрушечный барабан, румяный пирожок, шерстяные рукавицы, правдивый рассказ, рыбные консервы.

12. Повтори предложения.

Три слова. Рая кормит рыб. Рома проходит направо. Ира работает продавцом.

Четыре слова. У барана крутые рога. Егор едет во двор. Рома красит раму краской. Жора рубит дрова топором. На небе разноцветная радуга. Юра продаёт огромные арбузы. Барабан и гитара — инструменты. У Веры бархатный сарафан. Корова Розочка ест травку. У Егора высокая температура. У Иры красивая брошка. Трубач трубит в трубу. Трамвай, метро, пароход — транспорт. Муравьи живут в муравейнике.

Пять слов. Юра громко барабанит в барабан. У вороны и ворона воронята. У рака норка в воде. Розы, ромашки и астры — цветы. Осётр, карп и ёрш — рыбы. Егор рвёт крупные красные помидоры. У Раи розы и ромашки. У Юры в ранце тетради. Воробей, ворона и сорока — птицы. Доярка Ирочка доит корову Розочку. У кота Матроскина корова Мурка. Сестра Ирочка играет с пирамидкой. Папин грузовик стоит в гараже. У нашей Мурки бархатная шкурка. Маруся стирает рубашку и фартук. Высокие (стройные) кедры растут у пруда. Рабочий грузит фрукты в грузовик.

13. Повтори предложения.

Шесть слов. Рома, Юра и Егор — мои друзья. Рая, Вера и Ира — мои подруги. Карпы живут в пруду за огородом.

Рыжики и боровики растут в бору. У рыбака Егорушки в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, ручки и карандаши. У Маруси карандаши: красный и розовый. В этом году хороший урожай проса. Рая ест зефир и пьёт кефир. Морковь, помидоры, огурцы и горох — овощи.

Семь слов. У Ромы грузовик, там — груши и кукуруза. Рысь, тигр, зубр и выдра — дикие животные. Вера и Рома в бору собирают рыжики. На фотографии мои друзья: Вера и Рома. Персик — это фрукт, а брусника — это ягода.

Восемь слов. В огороде растут красные розы и розовые маки.

Девять слов. Жора и Рома — друзья, а Вера и Рая — подруги. На Роме рубашечка и шорты, а на Рае — сарафан. Ира хорошо играет на арфе, а Рома — на трубе.

Десять слов. У Раи в огороде растут: морковь, помидоры, огурцы, картофель, петрушка и горох.

14. Повтори пословицы и поговорки.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Раньше начнёшь, раньше и поспеешь. Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего. Не топор кормит, а работа. Не бойся работы, пусть она тебя боится. Рукам работа — душе праздник. Каков мастер, такова и работа. С терпеньем в работе не пропадёшь. Рано встанешь, раньше работу кончишь. К пирогам идут, а от работы бегут. С разговоров сыт не будешь.

15. Повтори и отгадай загадки.

Рук нет, а строить умеет. (Птица)
У пяти братьев — одна работа. (Пальцы)
Вся дорожка усыпана горошком. (Звёзды на небе)
На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)
Сидит на крыше, всех выше. (Антенна)
Рук много, а нога одна. (Дерево)

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Р)

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях»

Авторский конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях».

Тема: «Цирк»

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.

  • уточнить представление ребёнка о звуке [Р].
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух на звук [Р];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать лексико-грамматические представления;
  • автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях; — расширять словарь антонимов, прилагательных; — развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься. — воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: предметные и разрезные картинки животных, овощей, фруктов и сказочных героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со сказочным героем, а с кем, вы узнаете, если найдёте слово со звуком [Р].

Выкладываются картинки: Колобок, Незнайка, Чебурашка.

Выдаётся картинка Чебурашка в домике.

Логопед: Посмотрите и ответьте, что нарисовано?

Дети: Домик, а в нём живёт Чебурашка.

Логопед: Вышел Чебурашка на крылечко. Ветер дует на Чебурашку (упр. «лопатка», дуем на язычок).

– Пришлось Чебурашке надеть кофточку (упр. «грибок»), потом он решил выпить чаю из чашечки (упр. «чашечка») с вареньем (упр. «вкусное варенье»), затем он почистил зубки после еды (упр. «Почистим верхние зубки»), поиграл с пушинкой (упр. «фокус»), выглянул в окошку и увидел лошадку (упр. «лошадка»).

– Сегодня Чебурашка идёт в цирк, к своему другу крокодилу Гене, который выступает в цирке вместе с животными, в названии которых есть один звук, но вот какой, Чебурашка забыл. Он просит вас ребята узнать что это за звук.
Мы узнаем его, если назовём лишнее слово.

3. Объявление темы занятия. Игра «4 лишний». Назови лишнее слово:

Ручка, труба, барабан, гитара.
Слон, рысь, лев, жираф.
Туфли, сапоги, кроссовки, рубашка.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Логопед: Какой первый звук мы слышим во всех этих словах?

Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и поможем Чебурашке попасть на представление к своем другу крокодилу Гене.

4. Анализ артикуляции звука.

Логопед: «Но прежде, чем отправиться в цирк, давайте объясним Чебурашке, как произносится звук [Р] . Дети: Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «вибрирует». Логопед: В каком положении зубы, губы?” Дети: Зубы приоткрыты, губы в улыбке. Логопед: Какая воздушная струя? Дети: Воздушная струя сильная и тёплая. Логопед: Что напоминает звучание звука [Р]? Дети: “Мотор”. Логопед: “Дайте характеристику звуку [Р]. Дети: Звук [Р] — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый.

5. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь. Машинка едет с горы (голос понижаем), в гору (голос повышаем).

6. Автоматизация звука в слогах.

Логопед: Дорога закончилась и дальше на машине не проехать, мы пойдём пешком. Нужно соединять пальчики на руках, правильно называя слоги.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук [Р].

Логопед: А дальше дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок. А разложим их так: сначала положим те картинки, в названии которых звук [Р] в начале слова, затем со звуком [Р] в середине слова и в конце, картинки, в названии которых звук [Р] стоит в конце слова.

Дети: раскладывают картинки в зависимости от места звука в слове.

8. Расширение словаря прилагательных.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Рукавица – зелёная, тёплая, шерстяная, вязанная;
Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;
Мороженое – холодное, белое, сладкое, вкусное ;
Краски – яркие, разноцветные, акварельные;
Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;
Игрушка – хрупкая, блестящая, новогодняя, ёлочная;
Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый.

Логопед: фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.
Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и вышли на поляну.

Логопед: Вот и вышли мы на полянку и встретили весёлых зайцев. Давайте попрыгаем вместе с ними.

Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад.
Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют
движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.
Все за ушком почесали. Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд.
Зашагали как отряд. Шаги на месте.

10. Образование притяжательных прилагательных. Развитие пространственного воображения. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.

Логопед: Ребята, посмотрите, мы подошли к зоопарку, но злая шапокляк разорвала афишу. Давайте её соберём.

Дети собирают афишу.

Логопед: — Чья это голова? И т. д.

Дети: — крокодилья голова. И т.д.

Логопед: Наших зверей перед представлением нужно покормить, но едят они только фрукты и овощи, в названии которых есть звук [Р]. Возьмите корзинку и соберите фрукты и овощи.

– Что вы принесли?

Дети: Горох, картошку, грушу, морковь, персик, помидор.

Логопед: Какой суп мы сварим из гороха?

Дети: Из гороха мы сварим гороховый суп.

Логопед: Какую запеканку мы приготовим из картофеля?

Логопед:- Какой салат мы сделаем из моркови?

Логопед: Какой компот мы сварим из груши?

Логопед: Какое варенье мы сварим из персика?

11. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Ребята, иллюзионист и фокусник крокодил Гена показывает номер с превращением слов и жонглированием мячей. Давайте и мы поиграем! Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [Р].

Мак — …;
нога — …;
кот — …;
мука — …;
хобот — …;
дом — …;
забота — …;

Заменяем последний звук:

12. Определение количества слогов в слове.

Логопед: А сейчас звери просят нас рассадить их по вагончикам, чтобы отправиться на гастроли. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3 слога.

Читайте также:  Подгрупповое занятие в средней группе для детей с ОНР по теме Домашние птицы

Дети: Рассаживают по вагончикам животных (рысь, тигр, жираф, баран, кролик, крокодил).

13. Развитие памяти, внимания.

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Логопед: Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.

– Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием.

14. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Логопед: Но шапокляк опят вредничает. Она не хочет нас пускать в детский сад и перепутала все слова в предложении. Когда мы вернём слова на свои места, то и сами вернёмся в детский сад.

– Рома, топор, дрова, рубить.
– Рынок, на, продавать, фрукты.
– Папа, подарить, розы, мама.
– Двор, по, ходить, куры. — Рыба, рыбак, поймала.
– Проверяет, шофёра, мотор.
– Роет, крот, норка.
– Из, пара, самовар, идёт.

Логопед: Молодцы, ребята! Нам пора прощаться с Чебурашкой и с остальными героями нашего путешествия.

15. Итог занятия.

Логопед:
– Чему мы учились сегодня на занятии?
– правильно произносить звук «Р»;
– определять первый звук в слове;
– определять место звука «Р» в слове;
– давать описание картинкам;
– составлять предложения.

– Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

– Что вам понравилось на занятии больше всего?

16. Оценка речевой деятельности.

– Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете наклейки и раскраски, которые раскрасите в группе.

Вячеславова Людмила Георгиевна,
МДОУ «Детский сад компенсирующего
вида» №111 «Медвежонок»,
г. Вологда

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р” для ребёнка подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие по автоматизации звука “р”.»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

1. Коррекционно-образовательные:

– Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;

-Уточнить артикуляцию звука [Р];

-Дать развернутую характеристику звука Р;

-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;

-Закрепить зрительный образ буквы [Р];

-Расширять словарный запас;

-Корректировать лексико-грамматический строй речи.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;

-Формировать правильное речевое дыхание;

– Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии;

-формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, схема артикуляции звука «р», картинка с буквой Р для раскрашивания, синий карандаш, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук), картинка леса, звуковая линеечка, фишка для обозначения места звука в слове, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная), картинка с наложенными контурами всех животных и птиц, нужных для игры «Доскажи словечко», сюжетные картинки для игры «Исправь предложение» (бобры строят дома, сорока сидит на ветке, рысь в зоопарке, муравей на травинке).

Ход занятия.

1. Организационный момент:

– К нам на занятие пришёл медведь, зовут его Рома. Он очень любит рычать. Мы с тобой составим ему компанию, будем рычать вместе с ним. Чтобы красиво порычать, надо сделать гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Кружочек». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».

3. Игра “Отгадай – ка”.

Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.

(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).

Строят дом без топора (бобры).

-Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед (сорока).

-Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово “брысь”,

Потому что это… (рысь).

-Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке (муравьи).

– Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).

– Где можно встретить всех животных и птицу? (в лесу). (Выкладывается картинка леса).

4. Сообщение темы занятия.

– Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).

– Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.

5. Развитие навыков фонематического анализа.

-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

(Называются слова-отгадки: бобёр, сорока, рысь, муравьи. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).

6. Физкультминутка.

Вставай на ноги, будем играть.

Ра-ра-ра- марширует детвора, (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано поутру, (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро, (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары, (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор, (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

6. Игра “Что пропало?”.

Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).

-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).

7. Звуковой анализ и синтез.

– Назови первый звук в слове «рысь» («р»), второй («ы»), третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).

-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).

8. Игра “Доскажи словечко”.

-На этой картинке спрятаны слова-рифмы-отгадки (картинка с наложенными контурами-отгадками). Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.

– Не нужны им топоры

Строят домики. (бобры).

-И кому не скажешь «брысь»?

Это хищная… (рысь).

Кто построил. (муравей).

-Вон летит она высоко.

Что за птица там. (сорока).

9. Игра “исправь предложение”.

Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.

1.Дома строят бобров (Бобры строят дома).

2.Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).

3.Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).

4.Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).

10. Подведение итогов занятия.

О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и в предложениях»

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в предложениях.

Лексическая тема : Цирк.

Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в словах и в предложениях.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

•обучать умению выделять существенные признаки звука помощью профиля звуков;

•продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;

•учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных;

•обучать умению работать по образцу.

2) коррекционно–развивающие:

•отработать четкое и правильное произношение звука [р];

•развивать фонематический слух;

•развивать координацию движений, пространственную ориентировку на листе бумаги;

•развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие;

•развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.

3) коррекционно-воспитательные:

•воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;

•воспитывать умение анализировать ответы друг друга;

воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Материалы и оборудование:

Зеркала, листы белой бумаги, профили звуков С,Р для выбора, магнитная доска, картинки с изображением музыкальных инструментов (барабан, труба, гитара, аккордеон, рояль); картинка-раскраска клоуна, счетные палочки , одноразовые тарелочки для палочек, игрушки: автомобили, тигренок, три ведерка – тумбы, мяч, музыкальное сопровождение- цирковой марш, музыка клоуна для физминутки, классическая музыка для самомассажа; предметы большие и маленькие – коробка, авторучка, карандаш, крышка, помидор, груша.

Технологии:

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, социализация, музыка

Форма проведения: подгрупповая

Количество детей, присутствующих на занятии: 2

Вид речевого нарушения: дислалия, нарушение произношения звука Р

Занятие по автоматизации звука Р в словах и предложениях по счету 5

Год коррекции: первый

• беседа о цирке; видеопросмотр циркового представления ;

I. Организационный момент

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

1.1 Самомассаж лица.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона

– А сначала сделаем небольшой, но очень полезный массаж. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения под медленную классическую музыку).

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

– Присаживайтесь за стол.

1.2. Прослушивание образца правильной речи

Цель: развитие внимания, памяти

– Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

-Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов со звуком [р] услышите.

– Сколько слов услышали?

– Значит, сколько палочек положили? ( 8)

– Давайте теперь вместе произнесем и посчитаем слова.

– Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

II. Объявление темы занятия

– Наверно, вы уже поняли, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии?

– Сегодня на занятии мы отправимся в цирк, вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

2.1. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, а что такое цирк?

– Предполагаемый ответ детей- (Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста.)

– Молодцы! Вы все правильно сказали. Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка и сейчас он будет выполнять разные упражнения.

– Наш артист-язычок проснулся и приготовили чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»

А чай он пил с вкусным малиновым вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»

После завтрака язычок решил немного поработать и покрасить потолок, чтобы было чисто и красиво….Упражнение «Маляр»

Поработал. Теперь можно и потренироваться на гимнастических качелях Упражнение «Качели»

Затем для репетиции вывели красивых и резвых лошадок… Упражнение «Лошадка»

Репетиция прошла хорошо, и артисту зааплодировали… Упражнение « Барабан»

-Молодцы ваши язычки! Размялись.

2.2. Произнесение изолированного звука [р]

Цель: развитие ориентировки в пространстве, внимание, памяти

( на столах перед детьми лежат листы бумаги и маленькие игрушечные автомобили)

-Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

– Поставьте автомобиль в правый нижний угол листа. Едем в верхний левый угол листа, в нижний левый угол, в верхний правый угол, в верхний левый угол, в центр листа. Заглушите моторы.

2.3. Характеристика звука [р]

Цель: учить детей работать с профилем звука и давать правильную характеристику звуку.

( перед детьми лежат профили звуков [ C][ P ])

– С помощью какого звука мы заводили мотор? Выберите профиль звука Р. Расскажите, в каком положении находятся органы артикуляционного аппарата.

– Дети: кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосовые связки работают.

-Молодцы. А теперь дайте мне характеристику звука Р.

-Дети: звук – согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий.

2.4. Автоматизация звука [р] в словах

Цель: развивать слуховое внимание, память, активный словарь

– Посмотрите. Перед нами вход в цирк. Давайте мы в него зайдем и займем свои места.

– Я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идёт речь. ( картинки с изображением артистов цирка)

– Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

И кто из вас знает,

Кто эти тарелки Летать заставляет? (жонглёр).

-В моих руках любой предмет

Как будто заколдован

А вот уж нет, Вот появился снова! – это (фокусник)

-Под куполом летает

У ребят над головой

По канату прошагает,

Может выгнуться дугой

Будет прыгать кувыркаться,

Ловко сядет на шпагат

Здесь нетрудно догадаться

Он умелый…. (акробат)

-Бывает рыжий, бывает белый,

Бывает грустный, бывает смелый.

Он делает что хочет

,А все над ним хохочут. это (клоун)

– Палочкой помашет – тигры пляшут.

Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик? Нет, это. (дрессировщик)

-Летает как птица,

Высоты не боится.

Под куполом вращается,

На землю возвращается (воздушный гимнаст)

Читайте также:  Будем мы играть и слова искать! (авторские игры на развитие фонематического слуха)

-Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь назовите артистов цирка, в названии которых есть звук [р].

2.5. Словоизменение существительного в ед.числе в форму Родительного падежа множественного числа

Цель: учить изменять существительное единственного числа в форму родительного падежа множественного числа

Игра “Жонглеры”

-Ребята, давайте мы с вами станем жонглерами, и будем жонглировать мячами как настоящие артисты. Мы будем бросать друг другу мяч.

– Я буду называть вам предмет, когда он один, – а вы ловите мяч, образовывает слово в форме родительного падежа множественного числа.

Огурец- много огурцов

Роза – много роз

Зеркало- много зеркал

Груша – много груш

Арбуз – много арбузов.

Помидор- много помидоров

2.6. Дыхательная гимнастика

Цель: учить вырабатывать правильно направленную воздушную струю

– Ребята, а давайте мы сейчас немного отдохнем и поработаем помощниками акробата. Мы будем, с помощью дыхательной гимнастики , помогать ему выполнять сложные акробатические трюки.

В цирк сейчас я поиграю,

Акробатом смелым стану –

Проползу и не устану.

На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

– Молодцы, вы были настоящими помощниками!

2.7. Определить место звука [р] в слове.

Цель: учить через игру правильно определять место звука в слове

( ведерки-тумбы, предметные картинки со звуком Р, шляпы дрессировщиков)

Игра “Дрессированные тигры”.

– Хотите поучаствуем в дрессировке тигра и стать великими дрессировщиками? Подойдите ко мне. Я буду показывать картинку, вы ее называете и если звук [р] слышится в начале слова, тигр должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

В начале слова: РОЗА , РУБАШКА, РОБОТ,

В середине слова: КАРАНДАШ, КОРОБКА, ШАРЫ

В конце слова: КОВЕР, КОМАР, САМОВАР

-В цирке во время представления бывает антракт.

-Кто знает, что такое антракт?

-Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

2.8. Музыкальная физкультминутка – (звучит веселая музыка)

Цель: снятие напряжения мышц, переключение внимание с одной деятельности на другую

На арену клоун вышел.

Кто из вас о нем не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

повернулся, потянулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит, клоун был хороший!

2.9. Развитие навыков словообразования

Цель: учить преобразовывать слова-предметы из больших в маленькие

( тумба, коробок, предметы большие и маленькие)

-Представление продолжается.

-Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать:

По коробке постучим,

Что в коробке – поглядим!

(коробка, авторучка, карандаш, крышка, помидор, груша.)

-Ребята, а сейчас я покажу вам еще один фокус

По коробке постучим,

Что в коробке – поглядим!

Ой, скорей смотрите детки – вместо фантиков – конфетки!

  1. 2.10. Автоматизация звука Р в предложении

Цель: учить правильно произносить звук Р и отвечать на вопросы полным предложением

Звучит марш.

Игра “Оркестр”.

– Откуда же доносится музыка?

-Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр?

– Назвать инструменты, в названии которых есть звук [р]:

– Назовите музыкантов, которые играют на этих инструментах.

– А как называется музыкант, который играет на барабане?

Только отвечайте полным предложением.

– На аккордеоне?

– Как называется музыкант, который играет на гитаре?

– Как называют человека, который играет на рояле?

– Молодцы. Всех назвали музыкантов.

– Скажите, во всех ли названиях музыкальных инструментов есть звук Р?

– А названиях профессий музыкантов?

2.11. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

Цель: проговаривание звука Р в чистоговорках

-Представление заканчивается. И нам пора прощаться с артистами. А на прощание вспомним и проговорим чистоговорку.

Ра-ра-ра – веселится детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ра-ра-ра – артистам отдыхать пора

Арк -орк- урк -ирк – все мы очень любим цирк.

III. Итог занятия

-Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой. Закройте глаза. Открывайте. Вот мы и в детском саду.

-Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

-Вам понравилось представление?

-Что было особенно трудно на занятии?

-Что было интересно на занятии?

-Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

– Как вы думаете, у кого лучше получилось?

– Спасибо. Мне с вами было очень интересно и весело. И я хочу вам на память подарить раскраску “Клоун” и фломастеры. До свидания!

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Постановка звука Р

Чаще всего причиной консультации у логопеда является проблема проговаривания «Р». Возрастная норма по фонеме – от 5 до 6 лет. По советам логопедов, постановка звука «Р» должна начинаться с 5-летнего возраста. Бывает, что с наличием звука проблем нет, но проговаривание неправильное. Возможно горловое звучание или с вибрацией щёк, губ. В этом случае нельзя ждать 5, даже 4 лет, нужна срочная помощь специалиста. Если затянуть с логопедическими занятиями, то неверное произношение закрепится, и взрослый человек останется с серьезным речевым дефектом.

Что мешает выговаривать Р?

Артикуляция данной фонемы – наиболее сложная в русской речи. Для верного звучания необходимы чёткие движения речевого аппарата, довольно тяжёлые для детей. Чтобы облегчить себе задачу, дети «глотают» фонему в словах, заменяют её на более простые в артикуляционном отношении звуки «Л» и «Й» или употребляют гортанное призвучание.

  • патологический прикус;
  • дефект речевого дыхания;
  • неразвитость языковой уздечки;
  • слабость лицевой мускулатуры;
  • искаженное восприятие звуков.

Постановка назначается, когда звук «Р»:

  • пропускается в словах;
  • заменяется фонемами «Л» и «Й»;
  • смягчается там, где он должен быть твердым.

Причины неправильного произношения

Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:

  1. Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
  2. Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
  3. Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
  4. Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
  5. Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
  6. Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Постановочные упражнения

Сначала проводится разминочное занятие:

  1. Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
  2. Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
  3. Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
  4. Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
  5. Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».

Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:

  1. Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
  2. Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
  3. Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».

Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».

Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.

Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.

Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Речевое дыхание

Чтобы фонема звучала верно, необходимо правильно направить воздушную струю. При неправильном потоке воздуха формируется горловой тип звучания, называемый также «французским». Поэтому приёмы постановки звука Р включают дыхательную тренировку.

Предлагаются следующие упражнения для постановки звука Р у детей:

  1. «Свечка». Зажигается обычная свеча. Её нужно задуть. Дуют либо так, чтобы огонь сразу потух, либо так, чтобы он колебался, но не гас. В ходе тренировочного процесса свечу ото рта постепенно отодвигают, чтобы дуть становилось всё тяжелее.
  2. «Ураган». Берут стакан с водой, трубочку для питья жидкостей. Вдыхают воздух носом, выдыхают ртом в трубочку, опущенную в воду. На поверхности воды появляется бурление.
  3. «Снежинка». Открывают рот, широко улыбаются, язык кладут на нижнюю губу. А на языке размещают бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.

Каждое действие повторяют не больше 4 раз. Важное условие эффективного процесса – носовой вдох и ротовой выдох.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Автоматизация звука Р


Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

Автоматизация звука Р в слогах

Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.

Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.

Автоматизация звука Р в словах

Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.

Закрепление результата

После основного логопедического процесса тренировки не заканчиваются. Дома родители могут сами заниматься с детьми. Детям в дошкольный период покупают книжки с логопедическими стишками и песенками, специальные игры, кубики или картинки с нарисованными предметами, в названиях которых есть проблемные звуки.

Такие игры развивают не только речевые, но и мыслительные способности. Выйдя с малышом на прогулку, можно попросить его называть встречающиеся на пути предметы, содержание в названии отрабатываемую фонему.

Подростку с речевой проблемой полезно читать вслух стихотворения и рассказы. Можно предложить ему для развития мышления сочинять и рассказывать собственные истории.

Ссылка на основную публикацию