Ловкие пальцы – красивая речь

Мастер-класс для педагогов «Ловкие пальчики — бойкая речь»

ТАТЬЯНА ЧЕРЕПАХИНА
Мастер-класс для педагогов «Ловкие пальчики — бойкая речь»

Мастер класс для педагогов «Ловкие пальчики- бойкая речь»

Участники: дети средней группы и педагоги.

Форма проведения: мастер-класс.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: столы, счетные палочки, подносы с манкой, платочки, шишки, карандаши, прищепки.

Ход мастер-класса:

Дети заходят в зал с воспитателем, воспитатель приветствует гостей:

Добрый день, уважаемые гости, мы рады вас приветствовать. Сегодня с ребятами мы хотим пригласить вас на наше занятие. Прежде чем мы начнем- давайте поздороваемся все вместе.

Каждый ребенок подходит к педагогу и выполняет упражнение совместно со взрослым:

Здравствуй, милая ладошка!

Ладошки встретились – выпрямите пальцы,

Я соскучилась немножко?

раздвиньте их в стороны,

Дай тебя я обниму,

хлопайте в ладоши, сначала правую ладонь, затем левую.

Тебя крепко я прижму.

Крепко сжимают ладони.

Ну вот мы и подружились с нашими гостями.

А теперь давайте поиграем пальчиками, ведь пальчики такие же друзья, как и мы с вами. Самое главное с ними подружиться.

Раздается стук в дверь и забегает Карлсон

– Ой, я самый несчастный человек в мире, я слышал, что у всех есть друзья и вы можете с ними играть, а мой друг Малыш заболел и я совсем один. Мне так грустно!

– Карлсон, не переживай, мы с тобой подружимся и научим играть с пальчиками, тебе не будет скучно!

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики,

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять– мы закончили играть!

(руки вниз, встряхнуть кистями).

А еще у пальчиков есть свое имя.

Этот пальчик – маленький,

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится.

К пальчикам можно даже в гости ходить.

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог,

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя,

(ритмично сжимают пальцы на обеих руках).

А еще ладошки весело играют, весело играют, в гости приглашают, (хлопки ладонями).

Наши пальчики это дружная семья.

-Ну что, Карлсон, понравилось тебе?

– Очень, а вот у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат разные вещи, я их нашел на крыше, давайте с ними поиграем.

1. Самомассаж шишками:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Сжимание и разжимание шишек.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.

От ладони до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладони

Катит шишка по дороге.

Катание шишки между ладоней.

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Дети все довольны.

2. Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

3. Массаж карандашом «ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем!

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это быстрее, еще быстрее… Получилось? У всех горячие ручки?

4. Спрячем платочек:

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюшко, как у бегемота!

(Взять небольшой носовой платок за уголок и показать ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка (маленькие).

– Вот спасибо тебе, Карлсон. Здорово ты с нами поиграл! А хочешь, мы научим тебя рисовать без красок и карандашей?

– Давайте, ребята, покажем Карлсону, как мы умеем рисовать манокй.

Дети рисуют на подносиках, а Карлсон может задавать им задания – нарисуй солнышко, цветок и т. д.

– Вот так весело мне было с вами, но мне пора улетать на крышу, а хотите полететь со мной?

– А как мы полетим, ведь у нас нет пропеллера?

-А давайте из счетных палочек сделаем ракету. Готовы? На старт, внимание, марш!

Дети по схеме выкладывают ракету из счетных палочек

-Ну что, полетели? Давайте скажем нашим гостям До свидания! И полети вместе с Карлсоном на ракете.

Дети и воспитатель уходят из зала.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Цель: Использование специальных физических упражнений для профилактики.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный.

Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Провела и подготовила воспитатель: Зуева Г. А. «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: Познакомить педагогов с видами.

Мастер-класс для педагогов «Играя развиваем речь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 53 «РОСТОЧЕК» Мастер – класс для воспитателей.

Мастер–класс для педагогов по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «С мячом играй — речь развивай» Ни одно моё логопедическое занятие не проходит без использования мяча. Я очень люблю использовать этого помощника, так как он несёт в себе.

Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного.

Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Пальчиковые игры. Ловкие пальчики Тема: Пальчиковые игры. Ловкие пальчики. Цель: Познакомить детей и родителей с пальчиковыми играми. Задачи: • Формировать умение запоминать.

Педагогический проект «Ловкие пальчики» Пояснительная записка С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как.

“Ловкие пальчики”
методическая разработка

Методическая разработка «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka._lovkie_palchiki_docx.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • обеспечивать эмоциональное благополучие.
  • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
  • Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
  • Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
  • Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Развивать творчество и креативность участников проекта.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что работа по развитию ручной умелости осуществлялась через различные виды детской деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Для совершенствования ручной умелости в младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Дом»). Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.

В лепке использую разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине.

На занятиях по аппликации я использую аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале дети сминали большие кусочки салфеток, затем квадратики становились все меньше. Пальчики детей становились более ловкими. Создание рисунков было коллективным и индивидуальным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую работу, украшающую группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении, ее может освоить и ребенок 3-х лет. Кроме того, здесь не нужно четких линий – настоящий простор для творчества.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина, тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника рисования; использование конструктора («Лего», деревянный, металлический) ; аппликация.

3. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические диктанты.

5. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.

Перечень основных мероприятий

-Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) .

-Д/и «Чудесный мешочек»,

«Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

Социально- коммуникативное развитие

– заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д.

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Художественно- эстетическое развитие

-выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.

Совместная деятельность с родителями

-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.

-Выполнение творческих заданий.

-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей, низкий – у 4%.

  • Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
  • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:

  • Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
  • Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
  • Разучены с детьми пальчиковые игры
  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

  1. О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

  1. ‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬
  1. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.

4. ‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

  1. Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 2000.
  1. Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.
  1. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М: АСТ,1999.
  1. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет.

Отчет о работе кружка “ловкие пальчики”.

Развитие тактильных ощущений и сложнокоординированных движений пальцев рук.Как сделано:В деревянном ящике высотой 6 см, оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: мелкие ракушки.

Книжка- самоделка предназначена для детей 3-4 лет для развития мелкой моторики рук.

Развивать у детей двигательную активность, учить перевоплащаться в изображаемые образы. Развивать детскую фантазию и образное мышление.

Почему-то мне думалось, что поделки из спичечных коробков остались в моем далеком детстве – там, где папа клеил себе мини-комодики для хранения радиодеталей из этого материала, а я таскала коробки для.

Ловкие пальцы – красивая речь

    1. Главная
    2. РОДИТЕЛЯМ
    3. РОДИТЕЛЯМ.
    4. С ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ.

С ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!

Развитие речи ребенка – работа многогранная. Чтобы осуществлять ее целенаправленно, необходима тесная связь в работе учителя – логопеда, воспитателей и родителей. С такой целью в детских садах функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Плюсы посещения группы компенсирующей направленности

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Формирование грамотной, выразительной речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки письму в школе;
  • Усиленная подготовка к школе;
  • Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Коррекционная работа в дошкольных учреждениях осуществляется учителем – логопедом. Воспитатель и родитель участвует в этом процессе косвенным образом, закрепляя речевые навыки, полученные детьми в детском саду. Существует много игр для коррекции речи, которые родители могут использовать дома, чтобы помочь своему ребенку.

  • Игры для развития фонематического слуха;
  • Игры на развитие речевого дыхания;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Самомассаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений.Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимоуже сраннего возраста. В раннем возрасте можно выполнять самые простые упражнения, сопровождая текстом. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания, подготовки к школе. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Что развивают пальчиковые игры?

  • Развивают умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи;
  • Развивают память ребенка, внимание, воображение и фантазия;
  • Развивают силу пальцев рук, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
  • Развивают речь, способствует улучшению артикуляционных движений.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: рисование и раскрашивание картинок; застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков; переборка пуговиц, бусин; игры в мяч, с кубиками, мозаикой, пазлами; всевозможные словесные игры для развития мелкой моторики.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые могут помочь Вам дома в работе с детьми по развитию мелкой моторики.

Игры с пуговицами.

Возьмите пуговицы разного размера и цвета. Из них выложите рисунок, потом попросите ребенка сделать такой же. После того, как он научится выполнять задание, предложите ему придумать свои рисунки. Из пуговиц можно выложить цветок, фрукты, шары, треугольники и т.д., можно выкладывать на готовую картинку.

Игры с сыпучими материалами

– Насыпьте в емкость горох или фасоль, пусть ребенок запустит туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Насыпьте в миску сухой горох, предложите ребенку горошиныперекладыватьпо одной в другую миску, проговаривая слоги или слова (любой необходимый речевой материал). Можно подобрать любые четверостишия, например:

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ.

Рисование по крупе.

Насыпьте на поднос мелкую крупу тонким слоем, распределите его равномерно.Предложите ребенку нарисовать на ней сначала несколько линий, затем какие-нибуд ь фигуры посложнее.

Игры со счетными палочками.

Возьмите счетные палочки разного цвета. Из палочек можно выложить разные фигуры. Предложите ребенку посмотреть на картинки, запомнить и выложить рисунок по памяти. После того, как ребенок научится выполнять это задание, вы можете предложить ему более сложное.

Игры с пробками от бутылок.

Возьмите две пробки от пластиковых бутылок, положите ихна стол резьбой два пальчика, как ножки. Пусть он двигает ими как на «лыжах», делая по шагу, проговаривая слоги, слова или предложения. Можно подобрать чистоговорки для закрепления поставленного звука, например:

Ша–ша-ша-мы любим малыша

Ша-ша-ша-я сижу у шалаша

Ра-ра-ра-у мышонка есть нора

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу и т.д.

Игры с прищепками

Возьмите обычные бельевые прищепки. Предложите ребенку представить, что это «рыбки» и они своим ротиком «щипают» поочередно кончики пальцев(от указательного к мизинцу и обратно. При этом можно проговарить необходимый речевой материал.

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Можно сделать изкартоны фигурки животных с недостающими частями и предложить ребенку прикрепить прищепки. Очень интересно для детей «делать иголки» ежу, «лучики» солнышку, «капельки» тучке, «плавники» рыбке и т.д. Очень интересное занятие, особенно для девочек, развешивать на прищепки носовые платочки после стирки. Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Игры с бусинами, макаронами.

Очень помогает в развитии мелкой моторики рук различное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, бублики и т. п.Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.Если нет бусин, можно использовать обычные пробки от бутылокдля нанизывания, просверлив посередине.

Игры – шнуровки

Можно использовать как купленные, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, творческие способности, глазомер, формируют навыки шнуровки.

Аппликация

Аппликации доступныдетям с раннего возраста. Если ребенок еще не умеет пользоваться ножницами,предложите ему порвать руками картинки – как получится, затем попросите его наклеить их на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже с самого раннего возраста, подбирать необходимо доступные задания для понимания детей. Можно лепить колбаски, колечки, шарики, также проговаривая речевой материал:

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если у вас нет пластилина, вы можете изготовитьвместе с ребенком соленое тесто. Такие игры расслабляют, снимают напряжение и развивают пальчики.

Рисование

Рисование –это очень любимое занятие всех детей, даже самых маленьких самых. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Наверняка у всех есть дома раскраски, штриховки, игры – обводки. Вы можете предложить ребенку рисовать обычными красками на стене в ванной во время купания. Также можно обводить всевозможные предметы, которые попадутся под руку: стаканы, пузырьки, кружки, ладошки и т.д. Если ваш ребенок не умеет рисовать кисточкой, вы можете ему предложить рисовать пальцами или ладошками. Каждый палец окунается в краску, затем ставится отпечаток на бумаге, аналогично и с ладошками. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Чем раньше учитель – логопед и родители начнут работу вместе, тем больше надежды, что они добьются положительных результатов!

Речь на кончиках пальцев

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:
детям до трех лет – «Сделай как я» – покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;
детям старше трех лет:
– «Колечко» – соединить указательный и большой пальцы на одной руке,
– «Гусь» – указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся,
– «Кошечка» – две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,
– «Зайчик» – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,
– «Коза» – указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка.
Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.

На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.

Начинать тренировать пальчики рекомендуется уже в 6 – 7 месяцев, но и более позднем возрасте пальчиковая гимнастика будет очень полезной и эффективной.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

1. Массаж кистей рук и пальцев.
– поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;
– разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
– растирать пальчики спиралевидными движениями

2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.
– сжимать пальцы в кулачок и разгибать;
– сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

3. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)
– катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)
– рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
– перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
– сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;
– открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;
– застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
– завязывать и развязывать шнурки;
– раскладывать счетные палочки, строить домики из них;
– учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

4. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

– «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!

– «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

– «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.

– «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

5. Выполнение фигурок их пальцев (с 3 – 4 лет и старше).

– «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

– «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижиты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

– «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Лодочка плывет по речке
Оставляя на воде колечки.

– «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поёт.

– «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

– «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.

– «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный – прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!

– «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –
это «гребешок».
Петя – Петя – петушок,
Красный чудо-гребешок.

6. Динамические упражнения для пальцев рук.

– «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.

– «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.
– Пальчик – мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходи
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

– «Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

– «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?
Скучно мне одному!»

– «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх!
Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.

Ловкие пальчики — залог развитой речи

Ловкие пальчики — залог развитой речи

О пользе развития мелкой моторики ребенка слышала, наверное, каждая современная мамочка. Моторика в данном случае — это движение. В принципе, существует две моторики: крупная и мелкая. Крупная моторика — это движения тела, рук, ног. А мелкая — движения ладошек и пальчиков. В мозгу человека центры, которые отвечают за мелкую моторику и за речь, расположены совсем рядом, при этом именно на движение рук и пальчиков выделяется около трети той зоны мозга, которая отвечает за движение в принципе. Эти два факта и большое количество проведенных исследований позволяют с уверенностью говорить о том, что развитие мелкой моторики рук ребенка тренирует не только пальчики, то и развивает «соседа» по мозговым клеткам — речевой аппарат. Кроме того, хорошо развитая мелкая моторика влияет на наблюдательность, память, внимание, мышление. Да и вообще — хорошо развитые и умелые руки в жизни не помешают!

Существует множество способов развития мелкой моторики детей — придуманных как врачами, так и заботливыми родителями. Я разбила их на несколько групп в соответствии с возрастом чада:

1. От рождения до полугода — это «лежачий» период, ребенок узнает про наличие ручек и ножек и учится переворачиваться на животик. В этот период ему очень важна связь с мамой. Здесь будут полезны следующие развивающие действия:

Массаж кистей ребенка — сжимайте ладошки и пальчики маленького человечка, давайте ему свои пальцы и слегка приподнимайте на них. Разминайте руки ребенка во время кормления грудью или из бутылочки.

Пальчиковые игры — классическая «сорока-ворона» (Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому — не дала! Он воду не носил, печку не топил, кашку не варил — нет ему ничего!) Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Игрушки — яркие, разные по объему, форме и фактуре. Привлекайте ими внимание ребенка, чтобы у него появилось желание схватить и изучить! Это могут быть как представленные в магазинах в огромном ассортименте погремушки и шуршалки, так и сделанные самостоятельно мешочки с фасолью, крупой и орехами. Очень актуальны яркие слингобусы на шее мамы.

2. От полугода до года — время, когда ребенок начинает садиться и ходить, активно изучает мир. В этот период вашему ребенку необходимы:

Рисование — пальчиковые краски, пластилиновые картинки, рисование по подносу с крупой. Малыш рисует пальцами, хлопает ладошками по листам (их лучше взять большего, чем А4 формата, чтобы было, где «разгуляться», идеальный вариант – ватман). Это важный период, когда ребенок начинает осознавать, что в результате его действий что-то происходит.

Музыкальные игрушки. Игрушки с большим количеством кнопочек, которые издают разные звуки, игрушки–пищалки. Раскрасьте старую клавиатуру и вручите ребенку, звуки можете издавать сами:).

Развивающие игрушки — сортеры (коробочки с прорезями разной формы), пирамидки и кубики, крупный конструктор, шнуровки. Усадив ребенка в стульчик для кормления, дайте ему тарелку с фасолью, орешками, пуговицами, крупными бусинами — пусть разберет их по разным тарелочкам. Вырежьте на пластиковой бутылке смешную рожицу с отверстием-ротиком, ребенок может «кормить» такую куклу все той же фасолью.

3. От года до трех лет — ребенок-исследователь и творец, многое жаждет делать сам. В это время в развитии навыков мелкой моторики помогают:

Кормление — дайте, наконец, ребенку ложку, пусть кушает самостоятельно. Начните обучение с любимого сладкого пюре — и терпение, только терпение!

Рисование — становится интереснее и сложнее, ребенку можно предложить кисточки и карандаши.

Рукоделие — нанизывание бус (сначала крупных — от старых счетов или массажера для спины подойдут прекрасно), аппликация (если опасаетесь давать ребенку ножницы — обеспечьте его вырезанными заранее картинками, пусть клеит сам, коллажи вас удивят!), поделки из природного материала, вышивание и бисероплетение. Помните о технике безопасности в этот период.

Лепка — пластилин и специальные массы для лепки вам в помощь. Простые шарики и колбаски приводят чадо в восторг, из них получаются вполне определенные персонажи вроде гусеничек и забавных человечков. Самый безопасный материал для лепки — это соленое тесто. Его готовят из равных частей муки и соли, которые разводятся водой до консистенции мягкой глины. Такое тесто можно хранить в холодильнике в течение трех недель. При желании его можно слегка тонировать соками или пищевыми красителями.

Помощь по дому. Не удивляйтесь, именно в этом возрасте это очень важно для развития ребенка. Помочь маме месить тесто, почистить вареное яичко, стереть пыль со своей полки — при этом развивается не только моторика, но и навыки ведения хозяйства.

Развивающие игрушки сейчас — это пазлы, мелкие конструкторы, мозаика.

4. От трех лет до школы — я бы назвала этот период «время пожинать плоды», ведь именно сейчас ваш ребенок проявляет свои способности в полной мере.

Подходят все способы, упомянутые в предыдущем периоде. Обязательно научите ребенка завязывать шнурки!

И главное — почаще берите руки своего ребенка в свои. Несмотря на возраст.

Речь на кончиках пальцев

«Речь на кончиках пальцев».

«Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Одно из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях – речевое развитие. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга

Какова же связь движений пальцев рук и речи? – спросите вы. А между тем это исторически сложившаяся связь в ходе развития человечества указывает на великую роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений, жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь даёт о себе знать и у нас).

Следовательно, у детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки.Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая…» и другие пальчиковые игры.

Мы на собственном опыте убедились в том, что современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Так как, к сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.

В современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальцы у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т.к. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

В детский сад ребенок приходит в возрасте двух лет, не всегда умея говорить. И мы должны помочь ребенку, развивать мелкую моторику, т.к. занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения руками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.

Педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка на кончиках пальцев…», а мы говорим: «Будущее детей на кончиках пальцев».

Читайте также:  Развитие лексико-грамматического строя речи у детей ОВЗ
Ссылка на основную публикацию