Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Хоменко Марина Сергеевна

Учитель-дефектолог, МБОУ “Московская СОШ им. А.П. Кыштымова” СПДО д/с “Зоренька”, Республика Хакасия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хоменко М.С. Логоритмика как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 28.02.2020).

Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики и служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее успешно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять основу для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Логоритмика состоит из следующих элементов:

  • логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики.

С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.

Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:

«По кочкам, по кочкам,

по гладенькой дорожке,

А физминутки на школьных уроках:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».

Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.

Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.

Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.

Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.

(И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили. (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в и.п.)

Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.

Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.

Логоритмика для детей с задержкой речевого развития

В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.

На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же раннего возраста с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников. Как правило, это дети «группы риска» по речевой патологии, которую составляют:

• дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,
• недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.
• дети с асфиксией при родах
• дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,
• дети с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Главной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.

В работе с такими детьми я использую различные методики и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.

Что такое логоритмика?

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

Читайте также:  Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет

Цель логоритмики:
– преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи сенсорных и двигательных способностей.

В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения и музыки. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала.

Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных). Так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.

Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт.

Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями детей раннего возраста: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.
Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т.е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом.

При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР выделяются следующие направления работы:

• Формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики».)
• Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально–дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса. (Игры «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны».)
• Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки».)
• Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика.)
• Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики. (Игра «Моя семья».)

При разработке любой логоритмической деятельности необходимо учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!

Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
проект по развитию речи (младшая группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.

При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.

Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Главной особенностью у детей с задержкой речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями.

Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.

Для эффективности работы в занятия по развитию произносительной стороны речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

За основу своей работы я беру пособие Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

Виды упражнений логопедической ритмики:

упражнения на развитие дыхания, голоса;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание и память;

упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;

речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям

взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей. Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя.

Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика – наиболее доступная и универсальная форма развития и коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

развитие, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Целевая группа: дети дошкольного возраста (3-4 года)

Участниками проекта являются: воспитатели; родители.

Тип проекта – долгосрочный (сентябрь-май)

Проект будет реализован в три этапа.

определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала;

подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры;

создание сборников артикуляционных, подвижных и пальчиковых игр;

проведение диагностики в начале учебного года.

1.Содержание деятельности воспитателя:

Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов: «Зайчик», «Готовим капусту», «Солнышко», «Шли по лесу два ежа», «Автомобиль и птички», «Ровным кругом» и другие.

Проведение дыхательной гимнастики, которое помогает правильно дышать и развивать легкие: «Медузки», «Дракоша», «Водяные пузыри», «Подуем на снежинки», «Футбол».

Проведение комплекса артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Трубочка», «Лошадки», «Хомячки», «Вкусное варенье», «Маляры» и другие.

Проведение массажа для кистей рук и пальцев, спины, лица, тела: «Лягушата», «Дождь», «Мышата» и другие.

Читайте также:  Адаптация детей к условиям логопедической группы

Использование чистоговорок и скороговорок в работе, таких как:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит:”Жу-жу,жу-жу!
Очень с розами дружу!”

Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?
Жи-жи-жи – у нас живут ежи,
Жу-жу-жу – несу еду ежу,
Жа-жа-жа – нет ежа.

2. Содержание деятельности родителей: закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком; проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал пред­варительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом.

Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподава­теля, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

В каждое занятие нами включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

В восточной медицине существует убежде­ние, что массаж большого пальца повышает функциональную ак­тивность головного мозга, указательного — положительно воздей­ствует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымян­ного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

Заключительный (май): проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;

подведение итогов реализации проекта;

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер.

2. Наглядный материал: комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, карточки с изображением эмоций, картинный материал.

1. Комплексы артикуляционной гимнастики.

2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Практическая значимость. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

4. Активизации словарного запаса детей.

5. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

6. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

7. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

8. Развитию личности ребенка в целом.

1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн.

В 2014-2015учебном году наша творческая группа”Наследие” работает над темой “Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста”. В наше время.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре.

Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек.

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста&raquo.

Коррекция речи и логоритмические упражнения

Логоритмика – это комплекс упражнений на движения, с помощью которых человек одновременно двигается и произносить определенные звуки или высказывания.

Эта терапия активного типа. Она позволяет преодолевать речевые нарушения с помощью формирования и коррекции речевого развития, что позволяет человеку адаптироваться к внешним и внутренним условиям.

Как проходят занятия логоритмикой?

Задания на движения сопровождаются речевым материалом. При этом логоритмика для детей призвана следить за качеством этого материала. Важно так подбирать музыку, чтобы она не просто выполняла функцию сопровождающей, но и была своего рода руководящим началом.

Под воздействием регулярных занятий по логопедической ритмике, у детей перестраивается работа сердечно-сосудистой системы. Положительное влияние оказывается и на дыхание, и на движения, и на сенсорику, и на речедвигательную систему. Также подобные занятия позитивно влияют на эмоциональные и волевые качества человека.

Цель и задачи логоритмических занятий

Цель занятий: профилактировать возможные речевые расстройства у дошкольников до пяти лет во время выполнения упражнений на движения совместно с музыкой.

В результате этого можно реализовать такие задачи:

  • уточнить артикуляцию;
  • сформировать восприятие фонематики;
  • обогатить лексический запас;
  • формировать слуховое внимание;
  • развивать моторику;
  • вырабатывать координацию движений с речью;
  • формировать интонацию;
  • учить детей фантазировать и воображать.

Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков.

На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки.

С какого возраста можно заниматься логоритмикой?

Если дошкольник в возрасте двух лет до сих пор не начал говорить, нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.

Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.

Логоритмика – это методика работы коррекционного типа, с помощью которой можно положительно влиять на динамику развития речи у детей с разными аномалиями в развитии с помощью речи, музыки и движения. Логоритмика – это составная часть коррекционной работы, которая непосредственно влияет на речь и моторику.

Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.

Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.

Воспитательно-образовательное направление логоритмических упражнений

  1. К образовательным задачам относятся: знакомство ребенка с разнообразными движениями, развитие навыков движения, понятие об организации тела в пространстве, о существующих в музыке терминах.
  2. К воспитательным задачам относят: развитие ритма при прослушивании музыкальных композиций, формирования ритма во время движений ребенка, развитие его навыков ритмичного движения под музыку, формирование способности критически воспринимать свои движения и оценивать свою речь адекватно.

На что влияют логоритмические упражнения?

На занятиях по логоритмике формирование моторики и психики происходит на неосознанном уровне. Благодаря тому, что развивается двигательная сфера, формируется речь ребенка. Любые навыки, которые были получены во время логоритмических занятий, могут быть закреплены в речевом материале.

Чтобы понять, что включается в содержание логоритмики, нужно определить, что вообще представляет из себя ритмика и зачем она нужна.

Организм людей постоянно находится в динамическом развитии. Особенно это касается детей. Совершенствуется структура организма, функциональность отдельных органов, ребенок учится приспосабливаться к внешней среде. Одно из важных направлений развития – это формирование двигательных навыков и умений.

Двигательные умения – это степень того, как ребенок овладел техникой дейсвтия. При этом для овладения необходимыми движениями нужно максимально концентрировать свое внимание на тех или иных частях совершаемого движения, а также на способах решения двигательных задач.

Навык движения – это такая степень владения техникой движения, которая позволяет автоматически им управлять с высокой надежностью.

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм» может иметь широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

Логоритмика в педагогическом понимании

С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.

Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.

Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Методы исследования воздействия логоритмики на организм

Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.

Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.

В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.

Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.

В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками. Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову.

В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.

В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.

Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.

Логоритмика для детей при коррекции заикания

Развитие направления в 80-е годы полностью основано на работе с детьми, страдающими заиканиями.

Н.А. Тугова выпускает работу с разработанной системой упражнений коррекционно-воспитательного характера. Эти упражнения подразумевают активное использование ритма и музыки во время занятий для воспитания у детей произвольного внимания.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы

Еще один исследователь, внесший вклад в развитие этой области – В.И. Дресвянников. Он сосредоточился на детях, учащихся в классах с шестого по восьмой. При этом он заметил, какая существует зависимость между экспрессивной речью и моторикой.

Также он заметил, что степень дефектов моторики напрямую влияет на степень нарушений речи. Он предложил целую систему занятий, которые бы помогли полностью устранить проблему заикания у школьников подросткового возраста.

Г.А. Волкова представила множество логоритмических материалов, которые отлично подходят для реабилитационной работы. Его книга, посвященная логопедической ритмике, позволяет бороться с разными видами речевых нарушений.

Логоритмику предлагает использовать во время коррекционных занятий и Н.А. Рычкова, которая разработала методику обследования моторики у детей с заиканиями.

Также широко раскрыта эта тема в трудах Е.В. Оганесяна, который описывал коррекцию невротического заикания у людей зрелого возраста.

Музыка на логопедических занятиях

В основу современного музыкального ритмического направления легли работы Э. Жака-Далькроза.

Не территории детского сада формирование ритмики осуществляется во время музыкальных занятий. А формирование моторики осуществляется за счет занятий по физкультуре.

Во время музыкальных уроков воспитатели стремятся формировать музыкальные способности всех детей. При этом дошкольники тренируются в разных видах деятельности: они учатся петь, внимательно слушать музыку, выполнять ритмические упражнения, играть на разных музыкальных инструментах.

Главные задачи занятий по музыке – это развитие интереса к музыкальному искусству разных жанров. Дети развивают мелодический слух, учатся различать высоту звуков, формируют навыки в пении, а также учатся красиво двигаться под музыку.

Музыкальные ритмические движения связаны с движениями общего плана. Эту особенность использует педагог физического воспитания.

Главная задача занятий физкультуры – формирование качеств моторики. Дети развивают мышечный тонус, учатся осуществлять координацию движений, переключаться с одного движения на другое. Они учатся владеть своим телом, ходить, бегать и прыгать, а также заниматься перестроением и играть в спортивные игры.

Задачи по формированию физических навыков у дошкольников решаются на протяжении всего дошкольного периода.

Это позволяет подготовить детей к большим нагрузкам в школе. Занятия по музыке и по физкультуре формируют психомоторные функции у детей, что хорошо влияет на их обучаемость в начальных классах.

У дошкольников, страдающих нарушениями речи, в отличии от остальных детей, наблюдаются отклонения в развитии речи и психомоторики.

Коррекционные воздействия логоритмики на нарушения речи

В группе дошкольников, страдающих недоразвитием фонематической составляющей речи, находятся ребята с диагнозом «дислалия». Также есть и дети с диагнозом «стертая дизартрия».

У них не наблюдаются серьезные нарушения в общей моторике. Однако их мелкая моторика и артикуляция имеет некоторые нарушения.

Дошкольники, страдающие стертой дизартрией, обладают недостаточно развитой общей моторикой. Их мышечный тонус повышен, однако координация движений нарушена, есть трудности в переключаемости движений, в ритме и темпе.

Это затрагивает всю моторную систему: от общей до артикуляционной. Страдает и мелкая моторика, и мимика детей.

У дошкольников, страдающих общим низким развитием речи, дефекты моторики проявляются в ее недоразвитии, в неловкости, в нарушениях пространственного восприятия. Главные навыки движения развиты недостаточно хорошо, они не подчинены ритмике, дети быстро двигательно истощаются, их внимание и память снижается.

У дошкольников, страдающих заиканием, нарушен тем движений. Также недостаточно развита координация движений.

На занятиях по физкультуре не решаются основные коррекционные задачи по формированию психомоторных функций. Более полезным приемом для работы с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.

Лечение с помощью движения осуществляется путем использования разных видов движений. С помощью комплекса физических упражнений, выполняемых под музыку, формируется чувство ритма. Это позволяет оказывать коррекционно-лечебную помощь.

Логоритмика позволяет связать движения, музыку и слова. Согласно Г.А. Волковой, логоритмика для детей – это одна из активных форм терапии, которая может быть использована в разных реабилитационных методиках, в лечении людей, которые обладают разными аномальными развитиями.

Таким образом, логопедическая ритмика – это методика работы с дефектами речи, которая опирается на связь слов с движениями и музыкой посредством ритма.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи»

Елена Титова
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи»

Логоритмика как средство коррекции речи

Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой в последнее время. По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитая речь не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить.

К сожалению, большое количество уже при рождении имеют различные врожденные психические и неврологические заболевания, которые провоцируют недоразвитие речи.

В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. И как правило, это дети, так называемой, «Группы риска» по речевой патологии, с различными неблагоприятными факторами развития. Это дети, имеющие органические поражения ЦНС разной этиологии; недоношенные и маловесные дети; дети, рожденные с асфиксией при родах; с нарушениями в анатомическом строении речевого аппарата; имеющие соматические. генетические, хромосомные заболевания; инфекции; тяжелые роды матери (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи). А также отсутствие адекватных педагогических условий, депривация, что немаловажно для полноценного развития. А своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. И поэтому вопрос о развитии речи ребёнка является особо важным на пути становления его личности. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться серьезной проблемой.

И если говорить о раннем возрасте, то на третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. У нормально развивающихся детей быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Что нельзя сказать о детях с ограниченным словарным запасом, которые достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

Главной особенностью речи детей с ЗРР является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря. Коррекционная работа с такими детьми зависит от степени задержки речевого развития и применяемых методик.

В логопедической практике используются различные методики и приемы «запуска речи неговорящих детей». И одним из эффективных методов преодоления речевых нарушений является логоритмика.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Впервые методические рекомендации по её проведению были разработаны В. А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». (Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодичности голоса, его интонационной окрашенности и умения координировать в единое целое пение, речь и движение.

Логоритмика оказывает положительное влияние на общий тонус, на моторику, настроение. Развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память, развивает зрительное восприятие и слуховое внимание, развивает ритм.

В системе логоритмической работы с детьми раннего возраста можно выделить два направления:

1. воздействие на неречевые процессы:

• совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;

• развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2. речевые процессы:

• развитие дыхания, голоса;

• выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

• развитие артикуляционной и мимической моторики;

• координацию речи с движением;

• воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

К коррекционным задачам логоритмики относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Все упражнения проводятся по подражанию.

Логоритмические занятия имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Словесный материал подбирается в соответствии с темой занятия, легко запоминается, что способствует обогащению словарного запаса и нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируя положительный эмоциональный настрой.

Занятия проходят в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке. Помогают решать задачи образовательного, воспитательного, оздоровительного, и непосредственно коррекционного процесса.

Презентация “Логоритмика как форма коррекции речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития”

Автор: Титова Елена Константиновна → Elena9899

–> 04.01.2019 0 1045 154

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Современные технологии значительно упрощают задачу поиска информации. С помощью интернета можно найти почти все! К сожалению, не все школьники используют сеть лишь для того, чтобы увеличить свой багаж знаний. Многие пользуются интернетом как базой готовых сочинений, рефератов и пр. Соблазн велик: зачем корпеть над учебниками, трудиться, если можно просто скачать понравившийся материал и выдать его за свой?

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Ссылка на основную публикацию