Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению “Звук (И)”

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня «По грибы, по ягоды».

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков Л и Ль в словах и предложениях».

Лексическая тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Автор: Баринова Елена Владимировна

СП ГБОУ СОШ №3 “Детский сад №60”

г. Сызрань Самарской области

Цель: развивать умение использовать образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, конструктивной)

дифференцировать звуки Л и Ль в словах и предложениях;

закрепить знания детей о лесе, ягодах и грибах, диких животных и их детенышах;

развивать умение образовывать детенышей животных;

развивать умение согласовывать числительные с существительными;

развивать умение использовать приставочные глаголы;

развивать умение классифицировать и обобщать предметы.

развивать плавный продолжительный выход;

развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа;

развивать мелкую моторику рук, моторику органов артикуляции, согласование речи с движением;

развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, память, внимание.

ноутбук, звуковая запись утиного крякания, набор карточек «Мамы и малыши», тренажер для развития дыхания «Цветок и бабочка», набор конструктора «Лего», игровое поле «Веселый счет», игровое поле «Поиграем с язычком», игра-презентация «Третий лишний».

1. Организационный момент

Логопед: Саша, смотри кто сегодня к нам зашел на занятие. Это лесник и он хочет пригласить нас в лес, который он охраняет. Не сомневаюсь, что нас ждет увлекательное и незабываемое путешествие. Ну что, отправимся в дорогу?

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Слышится утиное крякание.

Логопед: Послушай, что это за странные звуки… Как ты думаешь, кто бы это мог быть?

Логопед: Да, конечно, это над нами пролетели утки.

Игровой логопедический самомассаж лица «Летели утки»

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Так же легко провести 6 раз по щекам

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Логопед: Вот мы вошли в лес. Посмотри на эту узкую тропинку. Лесник сказал, что она ведет в глубь леса. Пройдем по ней и узнаем, что нас ожидает впереди. А для этого нам необходимо выполнить все задания.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Ребенок по очереди выполняет артикуляционные упражнения, изображенные на игровом поле и передвигает фигурку лесника.

Логопед: Молодец! Ну вот, мы и вышли на полянку. Посмотри, какой красивый цветок, а на нем большая синяя бабочка. Но вот беда — бабочка намочила крылышки росой от цветка и теперь не может взлететь. Давай, поможем ей?

Развитие плавного длительного выхода

Ребенок сдувает бабочку с цветка.

Логопед: Мы помогли бабочке взлететь, а теперь посмотрим, что же еще есть на полянке. Что ты видишь?

Ребенок: грибы и цветы.

Развитие согласования числительного с существительным

Логопед: Да, здесь много разных грибов и цветов! Давай посчитаем их?

Игра «Веселый счет»

Ребенок считает грибы и цветы, называет их количество и выкладывает соответствующее им число цветных блоков конструктора Лего: 5 лисичек – 5 оранжевых блоков, 6 маслят – 6 коричневых блоков, 3 тюльпана – 3 красных блока, 4 василька – 4 синих блока.

Логопед: Молодец, ты все верно посчитал. А теперь давай соберем грибы и отнесем домой?

Логопед: А вот что же мы будем собирать грибы – мы забыли взять с собой лукошко! Что же, значит нужно сделать его из подручных материалов!

Развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, логического мышления

Ребенку предоставляются блоки конструктора Лего, из которых он собирает лукошко.

Логопед: Какое прекрасное лукошко у тебя получилось! Мы хорошо потрудились, а можно немножко поиграть.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа

Логопед: Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай. Итак, слушай внимательно и подбирай недостающее слово.

Возле леса на опушке мы увидели…

Логопед: А потом в густом лесу, мы наткнулись на …

Логопед: Молодец! А теперь посчитай, сколько звуков в слове «лиса», перечисли эти звуки и составь схему слова при помощи цветных блоков конструктора.

Ребенок считает звуки, называет их и выкладывает схему слова. Мягкий звук Ль обозначает блоком зеленого цвета, гласный звук И — блоком красного цвета, твердый согласный С — блоком синего цвета, гласный звук А — блоком красного цвета.

Логопед: Молодец! Ты прекрасно справился с заданием и теперь можем немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Прыгает по веточкам

Мелькает хвостик средь ветвей

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаться остальных пальцев, выполняя упражнения сначала одной, затем другой рукой.

Развитие словообразования, образование детенышей животных

Логопед: Белочка рассказала леснику, что в лесу случился переполох. Потерялись детеныши и мамы ушли на их поиск. Нужно помочь мамам найти своих деток.

Игра «Мамы и малыши»

Ребенок предоставляются карточки с лесными дивотными и их детенышами. Он выбирает соответствующую пару карточек и называет их: лиса — лисёнок, олень — оленёнок, лось — лосёнок и т.д.

Развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку

Логопед: Молодец! Все мамы нашли своих потерявшихся малышей. А теперь поиграем в игру «Третий лишний». Смотри внимательно на экран и скажи, что же здесь лишнее.

Игра «Третий лишний»

Ребенок играет в игру с применением ИКТ «Третий лишний»

Употребление приставочных глаголов

Логопед: Ну вот мы и вышли из леса, а это значит, что наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На пригорке мы увидели машину лесника и он предложил нас подвезти.

Игра «Веселое путешествие»

Ребенок катит машину, проговаривая свои действия.

Машина ехала, ехала и доехала до горы, потом въехала в гору, а затем съехала с горы и поехала дальше. Объехала столб. Доехала до речки. Проехала по мосту, переехала рельсы и приехала в детский сад.

3. Анализ. Рефлексия.

Логопед: Мы вернулись в детский сад. Давай вспомним, где мы сегодня побывали и кого встретили? Понравилось тебе наше путешествие?

Список использованной литературы:

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2019. – 96 с.

Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – Спб.: Корона. Век, 2019. – 80с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – Спб.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III-го склонения

Разделы: Логопедия

Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.

На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).

Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п.

Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).

Традиционно в логопедии термином “фонематический слух” обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия. Однако не всегда на практике уделяется должное внимание развитию фонематических процессов в целом и фонематического восприятия в частности.

Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Традиционно коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает интенсивное развитие импрессивной стороны речи и состоит из взаимосвязанных блоков: семантического, синтаксического и фонологического. За развитие фонематического восприятия, овладения звукопроизношением и слоговой структурой слова отвечает фонологический блок.

Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия представляет собой два взаимосвязанных этапа – подготовительный и основной.

A. Подготовительный этап.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха.

1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:

  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы. );
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно);
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

  • дифференциация по тембру;
  • дифференциация по силе голоса;
  • дифференциация по интонации;
  • дифференциация по высоте.

Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

B. Основной этап.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  1. дифференциация слов, близких по звуковому составу;
  2. дифференциация слогов;
  3. дифференциация фонем;
  4. развитие элементарного звукового анализа.

Рассмотрим содержание методики обучения на каждом этапе.

A. Подготовительный этап.

1. Развитие восприятия неречевых звуков.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действию.

После этого учим различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному, например: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать. Учим различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух-трех инструментов, развиваем слухо-зрительное восприятие. Обучение различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания проводится с использованием специальных игр на протяжении не только подготовительного периода, но и всего обучения в ходе физкультминуток, игровых пауз.

2. Развитие речевого слуха.

В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.

B. Основной этап.

В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность.

1. Различение близких по звуковому составу слов.

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Дидактическая игра “Лишнее слово”.

Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

  • канава, канава, какао, канава;
  • утенок, котенок, утенок, утенок;
  • ком, ком, кот, ком;

Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • каток, моток, дом, поток и т. д.

Дидактическая игра “Мое слово”.

Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесенное педагогом:

  • картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка);
  • картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук);
  • картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)

2. Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру занятий и проводится в игровой форме.

Дидактическая игра “Телефон”.

Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: су–су–со, па–па–са и т. д., состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

3. Дифференциация звуков.

Работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Данная работа начинается обязательно с дифференциации гласных звуков. Как показано в исследованиях Н.Х. Швачкина, различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков . Это подготавливает к последующему этапу обучения – обучению грамоте.

Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака, переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении.

Символы гласных звуков изображались красным цветом, что подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.

С целью расширения объема зрительной памяти используются следующие виды заданий:

1. Запоминание и воспроизведение последовательности символов.

2. Запоминание последовательности символов и нахождение “поломки” в заданной последовательности. В ходе игры, для повышения мотивации, используется сказочный персонаж. Он все время прячет от детей карточку-символ из заданной последовательности символов. Задача детей – угадать, какая карточка выбыла из предложенной последовательности символов.

3. Запоминание и воспроизведение порядка расположения символов в заданной последовательности.

Работа по дифференциации согласных проводится аналогично дифференциации гласных. Используются разнообразные упражнения.

“Угадай, кто (что) это был(о)”.

Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

“Различай и повторяй”.

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

4. Развитие элементарного звукового анализа.

Задачей этого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  • Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  • Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). Дидактическая игра “Цепочка слов” .

После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР могут приблизиться по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей. Формирование фонетико-фонематической системы необходимо проводить комплексно, опираясь на системы языковых ориентировок. В процессе коррекционно-логопедической работы уделять внимание развитию двигательной, коммуникативной, интеллектуальной, ритмической и символической способностей и перенос их по аналогии на языковой материал.

Применение предложенных игровых приемов позволит детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. – М. Педагогика. 1991. – 480 с.
  2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая. – М., 1974.
  3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФ ПРЕСС”, 2003. – 160 с.
  4. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала “Логопед”).
  5. Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. – М., 1978.
  6. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды /Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224с.
  7. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2007. – 224 с.
  8. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. – 246 с.
  9. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., Просвещение,1991. – 128 с.: ил.
  10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]. – М.: 1993.

Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи ” Звук и буква О.”

На занятии в интересной и доступной форме для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи происходит знакомство со звуком и буквой О.Предлагаются различные задания,направленные на достижение поставленной цели.Это упражнения по развитию фонематического восприятия,уточнения произношения данного звука изолированно,в словах.Материал,предлагаемый на занятии максимально насыщен изучаемым звуком, отрабатывается употребление множественного числа существительных включено упражнение на развитие мелкой моторики рук.Знакомсто со зрительным образом буквы, изготовление ее из пластилина способствует ее лучшему запоминанию.Занятие интересно построено,соответстствует возрасту детей и их речевым возможностям.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи ” Звук и буква О.” »

Конспект учебного занятия в подготовительной группе по теме

учителя-логопеда ГБОУ СОШ школа№ 760 имени А.П.Маресьева

Сорокиной Ольги Юрьевны

«Звуки и буква “О”»

Цель: Познакомить детей с гласным звуком и буквой О.

Задачи: Развивать фонематическое восприятие, определять место звука ‘О’ в словах. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук Формировать зрительный образ буквы.

– Назовите, какое сейчас время года?

– Что созревает осенью на огороде?

– Что плывет по небу белое, большое?

– Что нужно взять на улицу, чтобы не промокнуть?

– Куда идут ученики?

Вспомните и назовите все слова. Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, это звук ‘О’. Сегодня мы познакомимся с ним, поучимся выделять его из слов.

2. Слушаем, хлопаем в ладоши, услышав звук ‘О’.

Ом, Ах, Ох, Ух, кот, тут, там, бом, суп, Аня, Оля, Ослик, Уши, Уля, Инна, окна, усы, осень, Алик, озеро, август, Ира.

3. Характеристика звука.

– Давайте произнесем вместе звук ‘О’. – Что происходит с вашими губами и зубами при произнесении звука ‘ О’? (правильно, губы округляются и слегка вытягиваются вперед, а зубы прячутся за ними). Он поется долго, тянется. Это гласный звук. Для его обозначения нам понадобится кружок красного цвета.

4. Произношение звука ‘О’ в словах.

Это девочка Оля. Назовите первый звук в ее имени. Это ее кот Том. Это дом, где живут Оля и Том . Есть ли звук ‘О’ в словах кот, Том, дом? Посмотрите на фотографию, которую прислала нам Оля. Есть ли на ней предметы, в названиях которых есть звук ‘О’ ? Правильно. Сейчас я начну предложение, а вы его закончите, используя слова, которые вы назвали. Наступила …осень. Лил сильный… дождь. Оля смотрела в …окно. Она решила погулять и взяла… зонт. Потом Оля вернулась к себе в …дом.

5. Игра «1-2-3- картинки назови».

Пока шел дождь, Оля нарисовала много картинок, в каждой из них есть звук ‘О’. Посмотрите на них, назовите те три картинки, на которые я покажу.

6. Пальчиковая гимнастика.

Оленька пошла гулять (« шагают по столу средним и указательным пальцами»).

С Томом весело играть («шагают по столу безымянным и средним пальцами»).

А потом вернулась в дом («шагают по столу мизинцем и безымянным пальцами»).

Выпить соку с пирогом (« кладут обе руки на стол»).

7. Игра «Много-один »

Давайте с вами поиграем. Посмотрите на картинки. Назовите, что на них изображено. А теперь представьте, что таких предметов не много, а всего один. Назовите этот предмет. Если не ошибетесь, то в конце слова появится звук ‘О’. Например, Стекла – одно стекло.

Ведра -. Окна -?, Крылья -?, Перья-?, Колеса-?, Яблоки-?, Деревья?.

8. .Игра «Договори словечко»

Послушайте и угадайте слово, в котором потерялся звук О.Затем придумайте предложение с вашим словом.

Пальт. кин. пианин. к…т, с. н ,д.м.,р.т…

9. Знакомство с буквой ‘О’, конструирование ее из пластилина.

Чтобы звук ‘О’ вернулся в слова, мы должны познакомиться с буквой ‘О’.

В этой букве нет угла,

От того она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

На что похожа эта буква, как вы думаете? Правильно, на колесо. Давайте возьмем пластилин и вылепим букву ‘О’.

С каким звуком и буквой мы с вами сегодня познакомились? Найдите букву ‘О’ среди других букв и обведите в кружок карандашом красного цвета.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
• познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
• познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
• учить выделять звук в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
• развивать фонематические процессы;
• развивать дыхание и голос;
• закреплять понятия: «звук»;
• совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
• повышать речевую активность;
• развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
• развивать психические процессы;
• повышать работоспособность и выносливость.

Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация “Буква П”, магнитофон, доска.

1. Организационный момент.
Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил – это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит

Дети: Привет-привет!

Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.

Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался . (колобок)

А давайте придумаем свою сказку про Колобка.

А кто нам в этом поможет? (умная голова)

Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!

Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
•«Кулак – ребро – ладонь».

А кто еще нам поможет? (язычок).

Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.

Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» – развитие мелкой моторики.

«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.

«Месим тесто» – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.

«Раскатываем тесто» – трут ладошкой о ладошку.

«Лепим Колобка» – кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».

Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).

Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).

А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).

Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.

Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.

Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.

Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.

Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?

Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» – показ буквы.

Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.

Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.

Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.

Заяц благодарит детей и уходит.

Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»

Волк благодарит детей и уходит.

Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».

Дети повторяют характеристику звука «П» – звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».

Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.

Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Медведь благодарит детей и уходит.

Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.

Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.

Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!

Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.

Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.

Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».

Дети пропевают слова Колобка:

Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.

На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.

Педагог продолжает петь сам:

Тише, тише, не шумите,
Колобочков не будите!
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать,
Дети открывают глаза и встают.

А теперь прощаться настала пора,
Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы: «Играем, гласные звуки мы повторяем!»

Тема: гласные звуки [А], [У], [О], [И].

Цель: дифференциация звуков [А] – [У] – [О] – [И].

Задачи:

  • закрепить в речи правильное произношение гласных звуков [А], [У], [О], [И].
  • учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки [А], [У], [О], [И].
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
  • закрепить знания детей о гласных звуках.
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: письмо от Деда Мороза, игрушка Деда Мороза, пред­метные картинки со звуками «А», «У», «О», «И», схема для характеристики звуков, фишки для обозначе­ния звуков и составления схем, картонные буквы А, У, О, И.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Шла я сегодня утром в детский сад и повстречала Снеговика-Почтовика, который передал мне для вас письмо от самого Деда Мороза:

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Дед Мороз – Красный Нос из волшебного зимнего леса!

Знаю, Вы весь год старались

И усердно занимались!

А теперь пришла пора

Различать Вам звуки [А],

А я проверю, на вас посмотрю!

Дедушка Мороз, пишет, что сегодня будет смотреть за Вами, и проверять хорошо ли вы занимаетесь, чтобы знать, кому дарить новогодние подарки!

А вот и первое задание от Дедушки Мороза:

Ребята сейчас, я подойду к каждому из Вас и назову звук ([А]-[О]-[И]-[У]), а вы мне слово с этим звуком. Будьте внимательны!

Молодцы, садитесь за столы!

  1. Основной этап
  2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Ребята, чтобы хорошо заниматься, надо нашим язычкам тренироваться!

— «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

— «Трубочка». Губы вытянуты вперед трубочкой.

— «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет до семи.

  1. Упражнение «Отбери и назови»

На доске выставлены картинки, в названии которых есть звуки [А] – [У] – [О] – [И]: осел, изюм, слон, гусь, мак, заяц, бобр, жук, индюк, киви, рак.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску! Называйте эти слова, выходите по очереди к доске и ставьте картинки к соответствующей букве.

  1. 3. Уточнение правильной артикуляции звуков [А], [О], [И], [У]

Логопед: Ребята! Когда мы произносим звук [У], то:

  • губы (вытянуты трубочкой),
  • язык (спо­койно лежит на дне рта — «домика»),
  • зубы (сбли­жены, но не сомкнуты),
  • воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Когда мы произносим звук [А], то:

  • рот широко открыт,
  • язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости («домика»),
  • теплая воз­душная струя выходит свободно, не встречая пре­грады.

Когда мы произносим звук [О], то

  • губы вытянуты вперед,
  • воздух выходит свободно, не встречает преграду
  • горлышко «работает».

Когда мы произносим звук [И], то:

  • губки — «в улыбке»;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов («домик»);
  • горлышко «работает».

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука [А] — рот широко открыт, а при произнесении звука [У] — губы вытянуты трубочкой. Но все эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.).

Логопед: Верно, а докажите, что это гласные звуки! (Эти звуки поются, голос не встречает в горлышке преград). Верно, все правильно.

  1. Упражнение «Чистоговорки» (закрепление четкого и правильного произношения звуков [А], [У], [О], [И] в чистоговорках)

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ин-ин-ин – испекли мы блин

Иш-иш-иш — тут такая тишь.

  1. Выделение гласных звуков из начала слова

Логопед: Слушайте внимательно, если услышите слово со звуком [У] поднимите снежинку, а если со звуком [О] – хлопните в ладоши. Здорово! А теперь топните ногами, если услышите в слове звук [А], и поднимите правую руку, если услышите звук [И]. Кто у нас самый внимательный?

(Утюг, усы, астра, ирис, улей, иней, окно, осы, агат, Оля, Илья, Аня).

III. Физкультминутка

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

  1. Игра «Веселый поезд»

Логопед: Теперь, мы с вами отправимся в путешествие к Деду Морозу в зимний лес, но сначала, нас ждут интересные задания. Сейчас мы сядем в скорый поезд и поедем! Поезд отправляется, сказка начинается. (Дети идут по кругу, имитируя руками движение колес. И говоря чух-чух-чух).

  • Первая остановка «Сад»

Логопед: Дети, внимательно смотрите и найдите фрукты, названия которых начинаются на звук [А]. (Апельсин, айва, ананас, абрикос).

  • Следующая остановка «Огород»

Логопед: Выберите те овощи, которые мы положим в корзину со звуком [У] находится в конце слова. Что положим? (Свеклу, лук, капусту, редиску).

  • Третья остановка «Телецентр»

Логопед: В телевизоре пропали некоторые звуки, нам необходимо починить телевизор: полностью произнесите слова (:рбуз, :птека, :втобус, :кунь, :сы, :гурец). Кто запомнил, какие звуки пропадали? (Звуки [А], [О]). Молодцы!

  • Четвертая остановка «Новогодний лес» – Игра «Эхо»

Логопед: Дети, наше новогоднее эхо не простое, оно повторяет только слова со звуком [И]! (Зима, конфетка, снеговик, кубики, листик, елка, санки).

Вы, умнички, с такими сложными заданиями справились! А вот и сам Дед Мороз к нам вышел! Очень ему понравилось, как вы занимались сегодня!

  • Возвращение домой

Логопед: Ребята, дедушка приготовил для вас волшебные карточки с заданием, необходимо определить, где (вначале или конце слова) спрятался гласный звук [А], [О], [И], [У] и закрасить нужный квадратик красным цветом! Как только все вы правильно справитесь с этим заданием, мы окажемся снова дома, в группе! (Слова: индюк, коньки, альбом, обруч.)

  1. Заключительный момент, подведение итогов занятия

Логопед: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие к Деду Морозу? (Да)

А какие задания вы запомнили? Что мы выполняли? (Искали звуки [А], [О], [И], [У], определяли место звука в слове) Что было интереснее всего? Что труднее всего? Вы отлично занимались сегодня, хорошо себя вели, поэтому Дедушка Мороз сказал мне, что все вы получите замечательные подарки на Новый Год! До свиданья!

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, — СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 147 c.
  2. Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей логогруппе, — М.: Гном и Д, 2009.- 128 с.
  3. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Овощи. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 18 с.
  4. Шорыгина Т.А. Приложение к пособию Фрукты. Какие они?, — М.: Гном и Д, серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи», 2007. – 16 с.

Насекина Александра Леонидовна
учитель-логопед
город Мурманск

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III)

Виктория Шиханова
Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III)

Тема: звуки [р]- [р,]

Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях.

• знают артикуляционные и акустические признаки [р], [р,];

• умеют определять наличие и позицию звуков [р], [р,] в слове;

• дифференцируют звуки [р]- [р,] в словах различной слоговой структуры;

• умеют изменять существительное в родительном падеже;

• умеют составлять простое распространенное предложение по картинке;

формировать знания об артикуляционных и акустических признаках [р], [р,];

формировать умение определять наличие и позицию звуков [р], [р,] в слове;

формировать навык дифференциации звуков [р]- [р,];

формировать навык изменения существительных в родительном падеже;

формировать навык составлять простое распространенное предложение по картинке;

• развивать зрительную память.

Оборудование: раздаточный материал: рыбки, для обозначения места звука в слове, вырезанные из бумаги девочка и мальчик, предметные картинки, пособие «Волшебная яблоня», пособие «Подарки для Ромы и Римы», пособие «Волшебные квадратики», зеркала, магнитная доска, магниты.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия

– Ребята, я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете говорить противоположные им по смыслу – хорошие слова.

Зло (добро, лень (трудолюбие, трусость (храбрость, грусть (радость).

– Какой звук повторяется во всех словах? (во всех словах есть звук [р])

– Сегодня к нам на занятие пришли Рима и Рома (на доску вешаются картинки девочки и мальчика) они для вас приготовили много интересных заданий.

– Какой первый звук в слове Рима? Какой первый звук в слове Рома?

– Давайте расскажем Роме и Риме, что мы знаем о звуках [р], [р,]. Возьмите зеркала. При произнесении этих звуков мешают ли губы, зубы или язык, выдыхаемому воздуху? Есть ли во рту преграда? (язык находится за верхними зубами, дрожит и приподнят) А что делают губы? (улыбаются). Звуки [р], [р,] согласные или гласные? Глухие или звонкие?

– Подвиньте к себе рыбки, я буду называть слова, а вы помещайте квадратик соответствующего цвета (зеленый, если звук [р,], синий- [р]) на голову рыбки, если звук стоит в начале, тело- середина, хвостик- конец слова.

Карта, арка, шар, река, крот, рот, рак, море, ремонт, кормушка, коридор, урок, рыба, шкура.

– Сейчас мы будем «шагать» по волшебным квадратикам. Я говорю вам координаты какой – либо картинки, вы следуете по ним и называете картинку, на которую вы попали.

Пример инструкции: «три клеточки вниз и одна клеточка влево».

Гриб, трактор, ружье, рюкзак, кровать, ведро, рубашка, робот, рыба, ракета, ролики.

– Роме и Риме подарили много подарков, но во время игры они их перепутали. Помогите ребятам: Роме отдайте подарки, в названиях которых есть звук [р], а Риме – [р,].

Ромашка, картина, рюкзак, рисунок, руль, робот, ракета, рыба

– Ребята, а теперь давайте встанем и немного разомнемся. Я буду читать стих, а вы выполнять упражнения.

Один — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

– Закончите предложения подходящими по смыслу словами

В огород забрались козы,

Расцвели на клумбе (розы.)

У слона огромный хобот,

На заводе сделан (робот).

Расцветает в поле мак,

Ползает у речки (рак).

На лицо надену маску,

На конверт наклею (марку).

Угощу я нашу кошку,

Возьму от хлеба (корку).

– Теперь Рома и Рима хотят проверить какие вы внимательные. Посмотрите на картинки и запомните, что на них изображено. Закрывайте глаза.

– Скажите, кого/чего не стало?

Пожарный, ведро, кормушка, компьютер, радуга, ручка, помидор.

– Ребята, Рома и Рима пришли в сад, для того чтобы собрать яблоки. Помогите им: снимая яблоко, вы должны составить предложение с предметом, изображенным на нем.

Помидор, пожарный, ведро, компьютер, самовар, корабль, ракетка, морковь, плеер, Россия, гитара.

– Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые для вас приготовили Рима и Рома!

– Какие задания вам больше всего понравились?

Занятие окончено, до свидания!

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР (II-III уровня) Тема: звуки [ф], [ф,] Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [ф], [ф’] на слух и в собственной речи в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b] Задачи: 1.

Конспект интегрированного логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР III уровня «День рождения Кошки» Программное содержание: К части 1: 1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе «Звуки [ Х] и [Х’]» Тема: Звуки Х и Хь. Цель: Учить детей правильному, четкому произношению и различению звуков Х и Хь Образовательные задачи: Познакомить.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения по теме; «Звук и буква С» учителя-логопеда Черненко Т. В. Цели: 1. Формирование.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по закреплению произношения звука [Р] Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по закреплению произношения звука «Р» Подготовила и провела: учитель-логопед.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Слова-действия» Тема: Слово – действие. Задачи: Учить выделять из потока слов слова-действия. Дифференцировать их со словами предметами, задавая вопрос:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Зимушка-зима» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Зимушка – зима». Ольга Ермакова Конспект логопедического занятия.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР Тема: «Звук и буква У». Лексическая тема: «Игрушки». Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У. Задачи:.

Занятие по формированию звукопроизношения в логопедической группе с ОНР III Цели: 1. Показать методику работы по формированию звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия. 2. Выявить умения детей чётко.

Читайте также:  Методическая разработка – конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звуков (Л) и (ЛЬ)
Ссылка на основную публикацию