Логопедическое занятие в подготовительной группе

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе “Путешествие по сказкам”

Характеристика группы

Занятие проводится с группой из 10 детей шестилетнего возраста с ФФНР с нормальным слухом и нормальным интеллектом. У этих детей в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для них является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.

Условно детей делю на три группы.

Первая группа, в которую входят Труханов Никита, Щукин Коля, Шолохов Рома, Юдин Даниил, некоторые звуки по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова “собака”, “шуба”, но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш,

Вторая группа детей (, Анашкина Олеся, Ганин Илья, ) характеризуется недостаточностью слухового восприятия , которая выражается затруднением детей при анализе звукового состава речи.

У третьей группы детей (Пресняков Ваня, Денисов Андрей, ) наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Каждый из этих детей требует к себе индивидуального подхода, может быть, поэтому они на логопедические занятия ходят с большим желанием и интересом.

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

“Путешествие по сказкам

Учитель – логопед:

Трушанова Сабина Фаиговна

Коррекционно – образовательные цели: уточнение, активизация словаря по теме «Сказки» (волшебная ,чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая); обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Воспитание интереса к художественной литературе.

Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики , координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Предварительная работа: чтение сказок в свободное время, обыгрывание сказки “Теремок», рисование по любимым сказкам, выставка рисунков детей.

Работа с родителями: изготовление костюмов, масок своими руками

Демонстрационный материал: волшебное зеркало, коробочка, золотой ключик, реквизит к сказке «Теремок», цветные иллюстрации к сказкам.

Раздаточный материал: медали – улыбки.

Методы: словесный, игровой, сюрприз, загадка.

Ход занятия:

Организационный момент. (Беседа о сказках.)

Пословицы о книге.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Встреча с волшебным зеркалом

Гимнастика для глаз

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Кто самый внимательный»

Инсценировка сказки «Теремок»

Подведение итога занятия.

Логопед: Дети, вы любите сказки

Дети: Да. Любим. Очень любим.

Логопед: Я так и думала, поэтому сегодня я вас приглашаю в сказку. А как

можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,

интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая…

Логопед: Все что создано умом.

Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Логопед: А сейчас мы с вами посчитаем, как много сказок мы знаем

Пальчиковая гимнастика “Любимые сказки”

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Логопед: А кто из вас знает, почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Логопед: Верно. Сказки придумал народ, но и писатели любили тоже их

сочинять. Вспомните, пожалуйста, авторов ваших любимых

Дети: А.С. Пушкин, Ш.Перро, братья Гримм, П. Бажов, Г.Х.Андерсен,

Логопед: Дети, наше путешествие началось. Посмотрите, кто нас

встречает. Это же волшебное зеркало. Но что – то с ним не так,

оно какое то грустное. Что же с ним случилось? Зеркало, ты нам

скажи да всю правду расскажи. Что случилось с тобой?

Зеркало: В моей волшебной стране было много гостей, но все они плохо

знали сказки. А вы зачем пожаловали? Вы знаете сказки?

Логопед: Сказки – то мы знаем. А что нам сделать, чтобы тебя развеселить?

Зеркало: Самое главное – нужно знать сказки.

Логопед: Ну что ж, зеркало, не переживай. Мы с детьми попробуем тебя

Гимнастика для глаз. Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

В зеркало глядеть готовы

Зеркало: Хорошо. Только будьте внимательны.

Упражнение «Четвертый лишний»: выставляются изображения четырех

сказочных героев, один из которых не соответствует

логической цепочке.( Аленушка и братец Иванушка, Емеля, Кощей бессмертный, Бременские музыканты. Красная шапочка, Русалочка, курочка ряба)

Зеркало: Молодцы, и названия и героев сказок вы знаете. А загадки вы

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(логопед загадывает загадки, а дети находят среди картинок отгадку и показывают ее)

Упражнение «Загадки»

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка)

На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
(Колобок0

Зеркало: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, я уже

Логопед: В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка “Сказки”

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, “поднять яичко”)
Посмотрите-ка, разбила (показать “яичко” на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать “силу”)

Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играть
Любим рожками бодать (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают “рожки”)

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто – Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Логопед: зеркало не переживай, мы тебе поможем. Наши ребята быстро справятся с задачей

Упражнение «Кто самый внимательный»

Перечислите героев сказок в названии которых есть звук С,

Есть ли герои, в названии которых есть звук Р,

А теперь назовите героев , в названии которых есть звук Л.

Молодцы! Вы все сумели!
Проделки Кощея преодолели!.
Будем сказку вспоминать,
Будем в сказку мы играть.
Это сказка “Теремок”
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?

(Дети, инсценируют сказку “Теремок” )

Логопед: Дети, посмотрите , наше зеркало уже улыбается.

Зеркало: Спасибо вам большое. Вы хорошо знаете сказки, героев сказок,

авторов сказок. Вы помогли мне снова улыбаться. Показали

очень интересную сказку..

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас я вручу

И от всего сердца вручаю вам частички моей улыбки. Дарите свои улыбки окружающим вас людям

Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.

Итог занятия.

Дети, вам понравилось путешествие в сказку?

Какое из заданий зеркала вам понравилось больше всего?

А какую сказку вам хотелось бы рассказать самим?

На следующем занятии мы вас с удовольствием послушаем.

Логопед: Скажем зеркалу: «Спасибо» и вернемся в детский сад.

Самоанализ занятия

Вы просмотрели занятие по теме «Путешествие по сказкам».

Цели данного занятия были следующими:

Коррекционно – образовательные цели: уточнение, активизация словаря по теме «Сказки» (волшебная ,чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая); обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Воспитание интереса к художественной литературе.

Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики , координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. Они направлены на познавательное и речевое развитие детей, рассчитаны на уровень развития и психолого – педагогические особенности детей.

Содержание занятия и методические приемы, использованные на нем, соответствуют актуальным речевым возможностям детей данной группы.

Занятие состоит из нескольких этапов , связанных между собой, направленных на закрепление знаний, что является важным в системе формирования умений и навыков. Материал подобран с учетом уровня развития детей и их индивидуальных особенностей. На занятии были использованы методы стимулирования и мотивации детей (познавательный, эмоциональный). На занятии использовалась фронтальная форма работы.

Игровые моменты активизировали деятельность детей. Занятие спланировано с учетом динамических принципов: систематизируются полученные знания о сказках, уточняются артикуляционные и произносительные возможности детей, развиваются психические процессы, упражняются различные анализаторы.

Занятие можно назвать развивающим, так как были использованы задания на развитие логического мышления.

Тематическая направленность занятия способствовала формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а положительный эмоциональный фон помог достигнуть лучшей результативности. Дети на занятиях были достаточно активны, с поставленными перед ними задачами справились.

Логопед видит перспективу дальнейшей работы в ключе развивающего обучения.

Считаю, что занятие поставленных целей достигло.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

  • Как организовать логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ
  • Специфика и подготовка открытого логозанятия
  • В помощь логопеду: план-конспект занятия с упражнениями по ФГОС
  • Список лексических тем для лого-занятий в подготовительной группе
  • Лексическая тема «Семья»
  • Логопедическое занятие на тему «Защитники Отечества»
  • Логопедическое занятие на тему «Одежда» в подготовительной группе
  • Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Мебель»
  • Лексическая тема «Зима» в подготовительной логопедической группе
  • «Перелетные птицы» — тема для весеннего логопедического занятия в подготовительной группе
  • Лексическая тема «Животные севера» для подготовительной группы

Перед тем, как провести логопедическое занятие в подготовительной группе, педагог готовит конспект и придумывает задания для детей на разные темы. Основные лексические тематики такого урока: «Весна», «Зима», «Перелетные птицы», «Семья».

Как организовать логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ

На первом этапе выбирается лексическая тема занятия «Семья» в подготовительной группе или любая другая тема. Задача логопеда — составить конспект и включить в план урока задания на развитие речи, моторики, памяти и внимания.

Организовывать логопедическое занятие ДОУ «Защитники Отечества» необходимо в соответствие со стандартами ФГОС. Проверяющие дадут оценку не только деятельности педагога, но и соответствию программы основным требованиям образовательной системы в РФ.

Открытый урок в садике

Специфика и подготовка открытого логозанятия

После определения темы занятия, например, «Транспорт в городе», логопед составляет план занятия — конспект. Необходимо предусмотреть 3-4 игровых действия и несколько вопросов следующего типа: «На столе лежит фрукт. Ты знаешь, что это? Яблоко или груша?».

При составлении плана обязательно принимаются во внимание цели и задачи логопедического урока:

  • обучение синтезу слов и звуковому анализу;
  • развитие двигательных навыков;
  • коррекция и развитие слуха, ориентировки в звуковой системе русского языка;
  • развитие зрительного восприятия, ориентации в пространстве;
  • воспитание усидчивости и аккуратности.

Дополнительная информация! Важный организационный момент — подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного материала. Для открытого занятия подойдет следующее: карточки с буквами и звуками, конверты с заданиями, картинки, игрушки-удочки, рыбки, маркеры и карандаши для рисования.

В помощь логопеду: план-конспект занятия с упражнениями по ФГОС

Конспект — это подробное описание хода занятия по пунктам. Используя свои записи, логопед проводит открытое занятие, при этом ни одно задание не будет пропущено.

Ход открытого урока:

  1. Вводная часть. Под музыку дети заходят в класс, после чего логопед говорит им, что сегодня присутствуют гости и называет тему урока.
  2. Психофизическая разминка. Перед началом занятия дети играют в игру с мячиком. Все встают в круг, после чего педагог объявляет, что в руках у них волшебный мячик, который подарит всем хорошее настроение. Нужно обращаться друг к другу по имени и передавать мячик.
  3. Дыхательная гимнастика. Дети «стоят на корабле и дышат свежим морским воздухом».
  4. Упражнение на развитие зрительного внимания. Воспитатель показывает картинки, и дети говорят, что на них изображено.
  5. Затем следует основная часть урока. Логопед говорит начало слова, а дети его заканчивают, например: пара-ход, вело-сипед.
  6. Для развития звукового синтеза и анализа выполняется упражнение «сбор цветов». Ребенок должен собрать цветы с лепестками, где «л» находится в начале слова, затем в середине и в конце.
  7. Конец занятия — физическая разминка и закрепление результата, подведение итогов.

Важно! Если в группе есть дети с ограниченными возможностями или ребята, которым необходима коррекция речи, для них должны быть разработаны индивидуальные задания.

Список лексических тем для лого-занятий в подготовительной группе

Задача педагога — объяснить детям понятие «звук», «слово», «громче», «тише», и все, что связано с восприятием звуков. Можно выбрать разные темы: «Посуда», «Космос», «Животные».

Открытый урок отличается от обычного прежде всего тем, что на нем присутствуют проверяющие, поэтому воспитатель должен позаботиться о создании игровой, ненапряженной обстановки для детей.

Занятие в детском саду

Лексическая тема «Семья»

Чтобы расширить словарный запас детей в ДОУ, воспитатель проводит занятие. Лексическая тема «Моя семья» в средней группе подходит для открытого урока. Также она может быть выбрана для занятия в подготовительной группе.

Вопросы, которые может задавать логопед детям в ходе урока:

  • «У тебя есть старший брат или сестра?»;
  • «Какая посуда твоя любимая: чашка или тарелка?»;
  • «Как называется страна, где живешь ты и твоя семья?».

Основная задача педагога — расширить словарный запас детей. Если на уроке присутствует родитель с целью проверки качества образования, то обязательно проводится презентация, а также используется раздаточный материал.

Важно! Рисование — отличный способ развития мелкой моторики и внимательности у детей. На уроке «Семья» дети могут нарисовать своих родителей и себя, а потом рассказать о том, кого изобразили на рисунке.

Логопедическое занятие на тему «Защитники Отечества»

Логопедия нужна как для развития речи, так и для общего воспитания детей. Цель открытого занятия по теме «Защитник Отечества» заключается в развитии патриотизма и понимания того, почему защитников называют героями.

  1. Вводная часть, объявление темы.
  2. Беседа о празднике «День защитника Отечества».
  3. Физкультурная минутка.
  4. Продолжение беседы. Воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, кто такие защитники нашей Родины», «Как называется профессия человека, который управляет танком»?

Важно! Открывать урок нужно объявлением темы и ее пояснением. Также педагог указывает воспитанникам на то, что в кабинете присутствуют «гости», которые будут внимательно наблюдать за «путешествием».

Логопедическое занятие на тему «Одежда» в подготовительной группе

Урок по теме «одежда» проводится для того, чтобы познакомить дошкольника с бытом и научить распознавать разные элементы одежды: носки, майки, штаны, юбки, платья.

Урок по теме «Одежда»

  1. Вводная часть. Знакомство с наблюдателями и пожелание доброго утра друг другу.
  2. Упражнение: «А в моем шкафу…». Ребенок рассказывает, что лежит у него в шкафу: ботинки, штаны, майка, кофта.
  3. Упражнение «Что на картинке?». Педагог показывает карточку, на которой нарисована девочка в платье или мальчик в шортах и майке, а дети называют предметы одежды.
  4. В середине урока проводится физическая разминка.
  5. Конец урока — время для подведения итогов. Дошкольники работают с интерактивной доской и делают зарисовки в тетради. Это необходимо для закрепления полученных знаний.

Когда проводится аттестация, логопед должен показать, чему воспитанники научились за год. Главная задача — правильно открыть и провести урок, сохраняя положительный настрой у детей.

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Мебель»

Коррекционно-развивающая задача урока по теме «Мебель» заключается в развитии творчества, мышления, мелкой моторики и речи. Для занятия потребуются картинки с изображениями мебели, скатерти, мяч, куклы, слайды.

Читайте также:  Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

Во время занятия логопед загадывает детям загадки, а потом демонстрирует слайды, задавая вопрос: «Какой предмет мебели изображен на этой картинке?»

В конце занятия проводится дидактическая игра. В гости пришла «Бабушка Маша», и дети должны объяснить ей, какая мебель находится в кабинете: металлическая, пластиковая, деревянная.

Лексическая тема «Зима» в подготовительной логопедической группе

Для открытого урока подойдет лексическая тема зима в ДОУ подготовительной логопедической группе. Заранее логопед составляет конспект и готовит несколько дидактических игр для детей:

  • «Найди овощ, который растет зимой»;
  • «Что зимой падает на землю? (снег). А бывает дождь? А солнце?»
  • «Новый год». На карточках дети показывают атрибуты праздника и рассказывают, как встречают новый год у них дома.

Важно! Главная задача урока — научить ребенка определять времена года, понимать, что такое зима. Кроме того, все задания выполняются коллективно, воспитанники сада взаимодействуют друг с другом на занятии.

«Перелетные птицы» — тема для весеннего логопедического занятия в подготовительной группе

Когда наступает весна, дети изучают тему перелетных птиц в детском саду, при этом может быть проведен открытый урок для оценки соответствия программы стандарту ФГОС.

  1. Логопед загадывает детям загадку, и в ответ на разгадку спрашивает, перелетная ли это птица, или нет.
  2. Используется демонстрационный материал, с помощью которого детям показывают всех птиц, улетающих на зиму в теплые края.
  3. В ходе урока логопед следит за речью детей, а также время от времени задает вопрос, какая буква стоит в слове первая — гласная или согласная.
  4. В середине урока выполняется пальчиковая гимнастика и легкая разминка.
  5. Для закрепления полученных знаний детям предлагают назвать всех перелетных птиц: грач, лебедь, соловей, кукушка.

Урок по теме «птицы»

Дополнительная информация! Занятие обязательно должно проходить в игровой форме, чтобы дети не скучали, а с интересом вливались в происходящее и отвечали на вопросы. Дополнительно дети могут принести на урок домашний рисунок с изображением птицы.

Лексическая тема «Животные севера» для подготовительной группы

Чтобы пойти в первый класс, ребенок должен знать, какое животное в каком районе обитает, что такое жаркий климат или север. Во время урока по теме «Животные севера» дошкольники узнают о таких животных, как пингвин, белый медведь, тюлень, северный олень. Для закрепления полученных знаний дома ребята могут посмотреть семейный или документальный фильм.

В ходе занятия логопед вводит детей в мир крайнего севера, загадывая загадки, читая стихи. Дается задание — найти на карте Москву, Санкт-Петербург, а потом и Крайний Север.

В качестве физической разминки дети изображают, как плавают пингвины и тюлени, и пытаются «ходить по снегу».

Открытые уроки — хорошая возможность дать оценку деятельности логопеда в садике и скорректировать программу в случае необходимости.

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: “Учимся играя”

Содержимое публикации

Конспект занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: “Учимся играя”

“Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения” (К. Ушинский)

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

• Закрепить графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов,слов, предложений.

• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

• Развивать умение ориентироваться в пространстве.

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука».

1.Организационный момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Логопед: Звуки согласные называйте, места занимайте.

Игра «Разноцветные ладошки»

Закрепление понятий мягкие-твердые согласные звуки.

Называют слова на тв. и мягк. согласный звук, прикладывая ладонь к цветовому символу.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши умения и знания гостям. Вас ждет много интересных заданий.

3. Закрепление изученного материала.

1) Печатание букв на манной крупе.

Логопед: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать.

Логопед загадывает, какую букву нужно напечатать.

(Эта буква самая первая в алфавите; эта буква похожа на вешалку, эта буква похожа на ворота, эта буква любит кривляться и показывать язычок, эта буква много ест и носит кепку, эта буква любит танцевать и ножку выставлять, эта буква любит зевать, эта буква похожа на месяц.)

2) Играем в игру «Угадай-ка»

Логопед: – Послушайте загадки и дайте правильный ответ.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Если кто-то его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

Логопед: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

– Как называются звуки, которые мы произносим?

– Какие бываю звуки речи?

– Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

– Какие бывают согласные звуки?

– Где живут звуки речи?

– Что такое буквы? Как называется порядок расположения букв?

– Сколько букв в русском языке?

3) Игра «Собери буквы» Участвует 9 человек.

Элементы букв у родителей и у детей. Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

4) Игра «Веселые Звуковички» Участвует 9 человек.

Логопед: Картинку выбирайте, звук первый называйте.

Позицию в слове отгадайте,

Твердый он или мягкий объясняйте,

Смело картинку гномикам отдавайте.

5) Игра «Зашифрованное слово»

Логопед: Цифры по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово.

ВОПРОСЫ: – У кого слово начинается на мягкий согласный звук?

Физминутка (дыхательные упр. ,упр для глаз, упр. на развитие простр. ориенит.)

6) Игра «Волшебные конфеты»

Логопед: Чтобы слово вам узнать,

Конфеты нужно все собирать.

Слог на ней читается.

Конфеты по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают конфеты одинакового цвета. На каждой половинке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

(Дима, капуста, утка, тапки, зима, диван, замок, Москва, собака)

ВОПРОСЫ: -У кого есть слово, написанное с большой буквы? Почему с большой?

-К какому слову я могу задать вопрос «Кто это»? Почему?

-У кого получилось слово, в котором 1, 2,3 слога?

7) Игра «Составь предложение»

Логопед: Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

ВОПРОСЫ: -Что бы собрали из слов?

– Сколько слов в предложении? Назови 1,2,3,4.

-Назовите “маленькие слова” (предлоги).

Логопед: Послушайте предложения, которые составили дети из страшей группы.

Если предложение правильно читаю, хлопайте в ладоши,

Если есть ошибка, руки поднимайте и ошибку исправляйте.

За домом стоит деревянная беседка.

Зайка, сосна, из-за, выскочить.

Дети, на, сидеть, кожаный, диван.

Котенок выглянул из-под дивана.

Незабудки, Лиза, дом, за, посадить.

Коробка,цветные, лежать, в, карандаши.

Чайная посуда стоит на столе.

Щенок, сидеть, высокий, под, крыльцо.

Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.

Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.

Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.

На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.

(Айболит, Золушка,Белоснежка. Умка,Карлсон,Алладин)

Ребята печатают слово на листочках (АЗБУКА).

Один ребенок выходит к доске (собирает слово, выполняет звук. анализ, ставит ударение).

4. Подведение итогов. Оценивание.

Логопед: -Понравилось ли занятие? -Что мы сегодня делали?

-Что понравилось больше всего?

Ребята отвечают, делятся впечатлениями.

Презентация совместной детско-родительской книги в рамках проекта «Моя первая Азбука».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: Обитатели наших лесов

Задачи:

-Закрепление понятий “гласные и согласные звуки”, “звонкие и глухие согласные”.

-Расширение и активизация словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела и жилищ.

-Развитие мышления на материале описательных загадок.

-Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

-Закрепление умения пересказывать с элементами драматизации.

-Развитие внимания и памяти.

Пособия и материалы:

Домики красного, синего и зеленого цветов, перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков, синие и красные карточки, силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных, дидактическая игра “Чей хвост”, пособие “Жилища животных”, магнитные доски, магниты, карандаши, шапочки с изображениями животных.

Ход занятия:

1.Организационный момент

-Сядет тот, кто назовет слово со звуком [Ч].

(Дети называют слова и садятся за столы.)

2.Проверка пройденного материала

-Ребята, давайте вспомним по какому городу мы путешествуем? (По городу Звуков и Букв)

-В нашем городе все домики разного цвета, а живут в них не люди, а звуки.

-Какие же звуки живут в красном домике? (Гласные звуки)

-Какие звуки живут в синем и зеленом домике? (Согласные звуки)

-Чем отличаются эти домики? (В зеленом домике живут мягкие звуки, а в синем – твердые)

-Возьмите карточки: красную и синюю. Если я называю гласный звук, то вы поднимаете красную карточку, если согласный – синюю. (Дети выполняют задание.)

-А как еще делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие)

-Как мы узнаем, что звук звонкий? (Обнимаем ладошкой горлышко и, если оно дрожит, то звук звонкий)

-А теперь возьмите карточки с колокольчиками (перфокарты)

-Я называю звук, а вы должны написать соответствующую букву в нужной ячейке. Т.е. если звук звонкий, то букву пишем в ячейке, где колокольчик не зачеркнут, а если звук глухой – где зачеркнутый. (Дети заполняют перфокрты)

3. Отгадывание загадок

-Это я, почтальон Печкин. Принес вам письмо.

-Спасибо почтальон Печкин.

(Из конверта вынимаются карточки с силуэтами животных и цветные изображения животных. Силуэты вывешиваются на магнитной доске)

-Сейчас я вам загадаю загадки.

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ежик)

*Великан в бору живет,

Он сладкоежка – любит мед,

Когда испортится погода,

Ложится спать – да на полгода. (Медведь)

*Сидит на ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)

*Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:

Нет ли где-нибудь лисички? (Заяц)

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка. (Лиса)

*Кто зимой холодной

Ходит серый, злой, голодный? (Волк)

(Дети после отгадывания загадок цветное изображение животного соотносят с его контуром.)

4. Игра “Назови ласково”

-Ребята, а как этих животных можно назвать ласково?

Белка-(белочка) Заяц-(зайчик, заинька)

-Какие это животные? (Лесные, Дикие)

-Где живут эти животные? (В лесу)

5.Игра ” Чей хвост, чья лапа?”

-Ребята, посмотрите какой густой лес! В этом лесу много разных животных, но все они спрятались за елочками.

-Чей хвост виден за этой елочкой? (Лисий хвост)

-А это чья лапа? (Медвежья лапа)

-Чьи уши за этой елочкой? (Заячьи уши)

-А это чей хвост? (Волчий хвост)

(Дети, ответив на вопрос, берут изображение части тела и присоединяют его к рисунку животного, у которого она отсутствует.)

6.Физминутка

7.Перессказ сказки с элементами драматизации

-А теперь послушайте сказку, которая называется “Где мой домик?”

Жил в лесу маленький зайчонок со своей мамой-зайчихой. Днем он бегал, играл, резвился на звериной детской площадке. Мама-зайчиха говорила зайчонку:

-Смотри, зайчонок, не заблудись! Не гуляй долго. И запомни: наш домик – заячий!

Зайчонок заигрался, и не заметил, как наступила темнота. Испугался зайчонок, побежал в одну сторону, в другую сторону, видит – заблудился.

Страшно зайчонку, бегает по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает, “чей это домик?”

Подбежал к волчьему домику и стучит:

Из окошка выглянул волчонок и спрашивает:

-А тебе чей надо?

-Нет, это не заячий домик. Это волчье логово.

Заплакал зайчонок и побежал дальше. Видит: чей-то домик.

Из домика выглянул бельчонок и спрашивает:

-А тебе чей нужен?

-Нет. Это не заячий домик. Это беличье дупло.

И опять побежал по темному ночному лесу бедный зайчонок. Видит: стоит домик.

Из домика вышел медвежонок и говорит:

-Это медвежья берлога.

Наконец, усталый, голодный зайчонок добежал до лисьего домика. И постучал. Выглянул в окошко лисенок и сказал, что это лисья нора. Горько заплакал бедный зайчонок. Лисенку стало его жаль:

-Не плачь, я покажу тебе, где ты живешь.

И они вместе побежали к заячьему домику. Мама зайчиха и зайчонок очень обрадовались.

-Спасибо тебе добрый маленький лисенок.

-А теперь вспомните. Почему зайчонок остался один в лесу? (Потерялся, заблудился)

-В чьи домики стучался зайчонок? (Волчье логово, беличье дупло, медвежья берлога, лисья нора)

-Кто помог зайчонку найти свой домик? (Лисенок)

-А теперь давайте расскажем сказку по лицам. (Дети надевают шапочки с изображением животных и каждый ребенок берет картинку с изображением своего жилища.)

Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Этапы работы

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Этапы работы.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН

    Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

  • картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного
  • Общие требования к организации работы с картиной:

    1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

    2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

    3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

    4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

    5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

    6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

    Виды рассказывания по картине

    1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

    Читайте также:  Звуки( з) –( з’) - конспект

    2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

    3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

    4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

    5. Описание пейзажной картины и натюрморта Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»..

    6. Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества

    Составление рассказов по картине

    Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи.

    Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Восприятию картин ребёнка надо учить постепенно, исходя из возрастных возможностей подводя его к пониманию того, что на ней изображено.

    Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:

    В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

    Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

    Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

    Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

    Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.

    После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

    В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

    II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.

    Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

    Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». – Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

    В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

    Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

    . III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

    Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности. Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

    В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. —.

    «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению

    На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

    В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

    Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

    В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

    Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

    В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

    Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

    • выделение значимых объектов картины;
    • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
    • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
    • объединение мини-рассказов в единый сюжет.
    • В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине

    Требования к рассказу.

    1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.

    Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений

    Старшая группа – 8-13 предложений и более.

    2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.

    (Пример: «Решили дети катать шары….», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….», «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).

    3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).

    4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.

    5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.

    Структура занятий с учетом возрастных особенностей

    В младшей группе

    1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя;

    2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

    В средней группе

    1 Рассматривание картины.

    2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

    3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

    4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

    В старшей и подготовительной группе

    1. Рассматривание картин осуществляется по частям.

    2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

    3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают, можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

    4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

    Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах

    I. Вступительная часть

    II. Основная часть:

    1 этап Первичное созерцание картины.

    2этап Предваряющий рассказ педагога.

    3 этап Рассматривание картины (беседа по содержанию картины). Главный методический прием – вопросы.

    4 этап Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать прием совместного рассказывания.

    III. Заключительная часть.

    I. Вступительная часть.

    II. Основная часть.

    1 этап. Первичное созерцание картины.

    2 этап. Беседа по картине.

    Главный методический приём – вопросы.

    3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.

    Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.

    III. Заключительная часть (в игровой форме).

    Первое занятие по картине.

    Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.

    Второе занятие по картине.

    I. Вступительная часть.

    Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.

    II. Основная часть.

    1 этап. Образец рассказа по картине.

    2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).

    III. Заключительная часть.

    Старшая подготовительная группы.

    II. Основная часть.

    1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.

    а) Работа начинается с сообщения названия картины

    б) Работа над содержанием картины

    3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).

    В начале года можно помочь детям:

    – уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.

    4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).

    III. Заключительная часть.

    Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

    В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

    Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

    Итак, картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

    В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

    Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.

    Методика обучения рассказыванию по картине Развитие монологической речи

      Даниил Ананьин 3 лет назад Просмотров:

    1 Рассматривание картин, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения, развитие речи ребенка. Е.И. Тихеева Методика обучения рассказыванию по картине Развитие монологической речи

    2 РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ Е.А. Флерина О.И. Соловьева М.М. Конина Е.И. Тихеева Опора на классическое наследие зарубежной и русской педагогики А.М. Бородич Э.П. Короткова О.С. Ушакова Е.И Радина, средство обучения связной речи

    3 ВИДЫ КАРТИН ВИДЫ КАРТИН Что изображено Пример ПРЕДМЕТНЫЕ СЮЖЕТНЫЕ один или несколько предметов без какоголибо сюжетного взаимодействия между ними предметы и персонажи, находящиеся в сюжетном взаимодействии друг с другом Мебель, посуда, животные, и т.п. «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» «Зимние забавы», «На поляне» РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН пейзаж, натюрморт «Утро в сосновом бору» И. Шишкин; «Стакан и яблоневая ветка» К. Петров-Водкин

    4 ТИПЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ Типы рассказов Описательный Творческое рассказывание по картине (фантазирование). Виды рассказа описание предметных картин, описание сюжетной картины, рассказ по последовательной сюжетной серии картин, повествовательный рассказ по сюжетной картине, описание пейзажной картины и натюрморта фантастическое преобразование содержания; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

    5 ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ совместное рассказывание образец рассказа (частичный образец) анализ образца рассказа план рассказа вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.

    6 ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИН Этапы Задачи Приемы обучения 1.Младший дошкольный возраст 2.Средний дошкольный возраст 3.Старший дошкольный возраст обогащение словаря, активизация речи детей, учить отвечать на вопросы по содержанию картины обучение рассматриванию и описанию предметных и сюжетных картин сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. самостоятельное или с небольшой помощью воспитателя описание предметных и сюжетных картины, составление сюжетных рассказов по серии картин, придумывание начала и конца сюжета картины. беседа, авторские рассказы по теме, короткие стихи, загадки, потешки описание с помощью вопросов, описание по образцу вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний.

    7 1 часть: вводная 2 часть: основная 3 часть: итоговая СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Младшая группа Молчаливое рассматривание содержание картины Рассматривание и беседа по содержанию картины Обобщающее рассказывание педагога. Поощрительная оценка детских монологов Средняя группа Рассматривание картины. Проведение беседы, уточняющей содержание и детали картины Дается образец (короткий, живой, эмоциональный). Дети воспроизводят образец. Самостоятельный рассказ детей с внесением своего творчества Оценка и анализ рассказов детей воспитателем Старшая группа Рассматривание или повторный просмотр картин. Вводная беседа, настраивающая детей к восприятию картины. Обсуждение/ составление плана рассказа. Образец рассказа или частичный образец. Рассказы детей по плану. Творческое задание (придумать название картины). Сравнение придуманного названия с настоящим. Подготовительная к школе группа Рассматривание картины осуществляется по частям. Использование творческих заданий. Детские вопросы. Начало беседы не традиционное (Чем вас развеселила эта картина?) Выбор удачного названия картины. Образец художественного произведения к картине или образец педагога. Творческие задания (придумать начало, середину или конец). Составление коллективного рассказа по четким указаниям педагога. Привлечение к оценке и анализу рассказов детей.

    8 Методика рассказывания по серии сюжетных картин (старший дошкольный возраст) Рассматривается и описывается каждая картина из серии (не более трех); Высказывания объединяются в один сюжет воспитателем или детьми

    9 Методика рассматривания пейзажных картин ЭТАПЫ: выделение значимых объектов картины; в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

    10 Методика рассматривания пейзажных картин СОЧЕТАНИЕ рассматривания картин с наблюдениями природы Осенний и зимний лес, небо, оттенки зелени цветов при различном солнечном освещении и т.д. Эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение. Рассматривание картин в сопровождении музыки «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П.И. Чайковского Повышает эмоциональное восприятие Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему «Березовая роща» И.Левитана и А.Куинджи Помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Речь педагога должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

    Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    11 Рассматривание и описание натюрмортов Аналогично описанию пейзажных картин; Эстетическому восприятию способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Примеры натюрмортов: «Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана.

    12 Требования к отбору картин для рассматривания картина должна быть высокохудожественной, изображения объектов реалистическими, содержание понятным, доступным, интересным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению (отсутствие нагромождения деталей, отвлекающих детей от главного).

    13 Мотивационные установки Младший дошкольный возраст игровые мотивы Старший дошкольный возраст социальные мотивы

    14 Дидактические игры для улучшения восприятия картины «Хорошо-плохо» Мороз- это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять «Наоборот» мало много, далеко близко, большой маленький, жарко холодно, черный белый и т.д. обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол – потолок». «Подзорная труба» через скрученный в трубочку лист бумаги дети смотрят на картину и выявляют по одному предмету «Кружок в котором живет..» «Живые картинки» дети называют что видят на картине, а воспитатель зарисовывает предметы (можно использовать схематичное изображение). детям предлагается взять на себя роль предметов на картине и оживить их

    15 Дидактические игры для улучшения восприятия картины Прием «вхождения в картину» через органы чувств Игра «К нам пришел волшебник» Я могу только слышать Я ощущаю только запахи Я ощущаю только руками и кожей Я этот объект на картине Задачи игры Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки, а затем составить связный рассказ Учить детей представлять возможные запахи, передавать свои представления в рассказе Учить детей ощущать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

    16 В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

    17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию подготовили: Марина Алексеевна Самофалова, Светлана Алексеевна Курьянович воспитатели МАДОУ «Образовательный центр «Успех» г.москва, г.троицк, 2017, февраль

    В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

    Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

    Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

    Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

    По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

    Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

    Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

    В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

    В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

    В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

    В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

    К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

    «Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют.

    В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины (о методике его проведения см. выше) и рассказ воспитателя о ней.

    У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на. (коврике). У нее маленькие. (котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей (котята, лакать, мурлыкать, корзинка с клубками). Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию соответствует рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

    Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

    Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).

    Примеры сравнений, сделанных детьми: «У свиньи хвост большой, как веревка, закорючкой, а у поросеночка хвостик маленький, закорючечкой, как тонюсенькая веревочка». «У свиньи на носу пятачок большой, а у поросеночка маленький пятачочек».

    Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

    Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»).

    Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

    Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

    Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

    Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котенка, другому ребенку – описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

    В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а другого пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

    Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) – возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку» /

    В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.

    В старшей группе рекомендуются такие картины, как «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний:

    · описанию и сравнению предметных картин;

    · описанию сюжетных картин;

    · повествованию по серии сюжетных картин.

    Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

    Основным приемом обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

    Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как дети лепят снежную бабу, затем о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети.

    В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

    Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии : на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

    Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

    Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

    В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

    Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.

    В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры).

    Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

    Э. П. Короткова рекомендует организовывать составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»).

    Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

    Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»).

    Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое.

    Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

    Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева Остановимся кратко на особенностях этой методики.

    Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

    Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.

    Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

    Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

    Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

    Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

    Ссылка на основную публикацию