Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме Домашние птицы

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР “Домашние птицы и их птенцы”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема: “Домашние птицы и их птенцы”

Скачать:

ВложениеРазмер
ptitsy.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи по теме:

«Домашние птицы и их птенцы »

Составила учитель-логопед: Денисова Оксана Владимировна

Тема занятия: «Домашние птицы и их птенцы»

Цель занятия: Расширить и закрепить знания о домашних птицах и их птенцах.

-Закрепить в речи обобщающее понятие « домашние птицы; птенцы» .

– Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов – действий).

– Развивать диалогическую речь.

– Конструктивный праксис, артикуляционную, тонкую и общую моторики.

– Зрительное внимание и восприятие.

– Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

– Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к живой природе.

– картинка с изображением Незнайки

– картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов

– карточки с цифрами от 1 до 5

– листочки в клетку

– трафареты с изображением птиц

– наклейки с изображением птиц

Методы и приёмы:

– Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.

– Наглядные: картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, карточки с числами, трафареты с изображениями домашних птиц

– Практические: дидактические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики.

Логопед: Кто помнит, какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Какое время года, какой месяц?

Логопед: Ребята, к нам в гости опять пришёл Незнайка. Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

  1. Основная часть
  • Активизация и расширение словаря . Отгадывание загадок
  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
  • Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
  • Пестрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку – спотыкалочку. ( Утка )
  • Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
  • Звонко время отмечает, утром солнышко встречает.
    Вот последний луч потух. Спать пора поет … ( Петух ).

Выставляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.

Логопед: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это? (Это птицы.) Почему вы решили, что это птицы?

Дети: Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапки.

Логопед: Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними, строит им домики.

Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы? Каких же домашних птиц мы здесь встретили?

  • Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

Логопед: Давайте вспомним, из чего состоит тело петуха. (голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка) Описываем всех птиц по картинкам.

Внимание на водоплавающих птиц (между пальцами на лапках – перепонки)

  • Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

Логопед: У каждой птицы есть своя семья. Внимательно посмотрите и назовите, какие птичьи семьи вы здесь видите. ( Дети называют утиную, гусиную, петушиную, индюшиную семьи. Выставляем картинки птенцов.)

петух – курица – цыплёнок. гусь – гусыня – гусенок; утка – селезень – утёнок; индюк – индюшка – индюшонок;

  • Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”.

Логопед: Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает курица – кудахчет, квохчет, цыпленок – пищит,
утка – крякает гусь – шипит, гогочет индюк – болбочет

  • Пальчиковая гимнастика “Утята”. (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый, позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал, а десятый испугался.
Громко-громко запищал:– Пи-пи-пи! – Не пищи, поищи!

  • Дидактическая игра “Считай – ка”:

Логопед: А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. ( на фланелеграф ставлю карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указываю последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один гусь – одна утка – одна курочка – один индюк –
одна гусыня – один селезень – один петух – одна индюшка –

один гусёнок – один утёнок – один цыплёнок – один индюшонок –

Логопед: Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь…

  • Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Логопед: Что умеют делать курица, утка, гусь, петух?

Дети: Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, пить….

Дети: Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, пить…..

Дети: Гусь умеет гоготать, плавать, ходить, пить, летать…..

Дети: Петух умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, драться…..

  • Обводка и штриховка птиц. ( Работа на листочках)

Логопед: Дети, чтобы Незнайка не забыл, и рассказал Малышкам из Солнечного города, что он узнал о домашних птицах, мы подарим ему наши рисунки. Берём в руки карандаш и катаем его между ладошками, пока они не станут горячими. Подули – остудили. Теперь возьмите трафареты. Ваша задача: обвести и заштриховать полученный силуэт.

Дети обводят по трафаретам фигурки домашних птиц и заштриховывают.

3. Заключительная часть. (Оценка работы детей)

Логопед: О ком сегодня говорили на занятии? Как их всех можно назвать одним словом? Какую пользу приносят домашние птицы? Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии, но ему пора прощаться. Незнайке очень понравилось, как вы работали, и он хочет вам подарить наклейки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо.

Данный конспект составлен для работы с детьми старшего возраста в условиях логопедического пункта.

Конспект интегрированного логопедического занятиядля детей старшей группы Тема: «Встреча с Лунтиком на Земле».

Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ “Городская поликлиника № 122” Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях.

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: “Как дети Снеговику помогали!&quot.

Логопедическое занятие «Домашние птицы»

Логопедическое занятие «Домашние птицы»

(2 класс, учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Цель: актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы”

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение и расширение словаря по теме “Домашние птицы”;
  • систематизация представлений детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, членах птичьих семей, как они подают голос.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие и коррекция грамматического строя речи: совершенствовать умение учащихся образовывать существительные в единственном и множественном числе, согласовывать прилагательные с существительными, составление простых распространенных предложений;
  • развитие связной речи с опорой на наглядность.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении;
  • воспитание любви к домашним птицам.
  • предметные и силуэтные картинки;
  • лото «Найди детенышей»;
  • пособия для проведения дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, упражнений для пальчиков.

1. Организационный момент.

Приветственное слово логопеда. Формирование временных представлений:

Какой сегодня день недели? Какое сегодня число? Месяц? Время года?

2. Развитие мелкой моторики:

«Ладошка-ребро-кулачок»Чередовать положения ладоней.
«Дети бегут наперегонки»Указательные и средние пальцы «бегут» по столу.
«Коза»Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки.
«Очки»Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайцы»Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить.
«Деревья»Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения проводятся с учетом психофизических особенностей учащихся, с оказанием индивидуальной помощи. Упражнения: «Чашечка», «Лопата», «Часики», «Орешки», «Лошадка».

4. Упражнения на развитие дыхания

  • Вдох через нос, на выдохе произнести С, С, С…
  • … на выдохе произнести З, З, З …
  • … на выдохе произнести а, а, а…
  • … на выдохе произнести а о у
  • … на одном выдохе произнести три слога: ДА ДА ДА ГА ГА ГА

5. Лексико-грамматические игры и упражнения. Тема «Домашние птицы»

Загадки:

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это?

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает.

Живу во дворе, пою на заре. Громко кричу, детям спать не даю. На голове гребешок.

Учащиеся отбирают предметные картинки, прикрепляют к доске.

Ребята, как можно одним словом назвать гуся, курицу, петуха? (Это птицы).

Почему вы решили, что это птицы?

(Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, две ноги)

Живут эти птицы рядом с человеком, он кормит их, лечит, чистит жилища птиц. На прошлом занятии вы уже говорили, какие это птицы

(Это домашние пиццы).

Игра «Собери картинку»

Дети собирают из частей картину с изображением петуха и гуся. Беседа: Чем они похожи эти птицы? Чем отличаются?

6. Динамическая пауза

Стихотворение с движениями «Петушок»

Шел по берегу петух.

Будешь под ноги смотреть!

Д) Давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

Игра «Детки потерялись»

Учащиеся с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов, строят простые предложения: У курицы птенцы – цыплята.

У гусыни птенцы – гусята.

Итог игры: «Цыплята, гусята — это детеныши, они маленькие».

Логопед обращает внимание детей, на то, что еще не все члены птичьих семейств собрались. Не хватает пап (гуся, петуха). Дети называют и прикрепляют предметные картинки.

петух – курица – цыпленок, цыплята; гусь – гусыня – гусенок, гусята

Е) Составление предложений и схем. Образец: Курица и три цыпленка клюют травку.

Гусь, гусыня и гусята гуляют.

Ж) Ребята, представьте, что к птенцам крадется кошка….Как птицы подадут голос, будут прогонять зверя? Петух громко и звонко кукарекает.

Курица кудахчет, квохчет.

Гусь и гусыня громко шипят

Цыплята и гусята пищат.

З) Игра «Угадай по описанию»

Это домашняя птица. У нее красный гребень и красная бородка, большой красивый хвост, острый клюв. Эта птица не умеет плавать.

Это домашняя птица. У нее длинная шея, красные лапки. Эта птица при ходьбе переваливается с боку на бок. Эта птица умеет плавать.

8. Итоги. Поощрение учащихся.

Саблина Антонина Александровна,

учитель-логопед I кв. категории

Занятие «Домашние птицы»

ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом

развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, дыхание, глазодвигательную функцию и пространственное восприятие

уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»

совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных)

закреплять навык деления слов на слоги

развивать логическое внимание, память, мышление

формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам

сюжетная картинка «Птичий двор и птичница»»; предметные картинки домашних птиц, птенцов; перышки, 3 кораблика, веревка, маска кошки, карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.

карточки с изображением домашних птиц и их птенцов

беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки.

I Организационный момент

Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.

Логопед: Собрались все дети в круг

Я -твой друг, и ты мой –друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

II. Введение в новую тему

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав загадки:

Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,

Хоть часов не завожу Беги без оглядки

Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,

Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином

А потом снесу яичко, По земле ногами -стук

Ребятишек угощу Как зовут его…

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведёт.

На доске вывешиваются картинка с «Птичий двор и птичница»

– Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (о.д.)

– Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

– Кто живет на птичьем дворе? (о.д.)

– Почему их называют домашние птицы? (о.д.)

Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)

-Чем кормят домашних птиц? (о.д.)

– Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)

– Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)

– Чем покрыто тело птиц? (о.д.)

– Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)

– Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)

– Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)

– Ребята, птица была приручена человеком много лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.

– Ребята, птицы как и люди живут семьями.

– Давайте с вами назовем семью птиц ( по картинкам)

Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;

Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья

ИГРА «Кто о ком заботится?»

Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах)

Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах)

Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах)

Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах)

III.Артикуляционная гимнастика (проводится стоя)

– Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

– Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк

Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).

Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).

– Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.

ИГРА «Кто как кричит?»

-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).

-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)

-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)

-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)

-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)

– Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)

IV. Развитие мелкой моторики рук. (сидя за столами)

– Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Пальчиковая гимнастика «Чехарда»

У кошки было пять котят

показать пять пальцев на правой руке

А у гусыни пять гусят

показать пять пальцев на левой руке

Дети резвые в саду

Сыграть решили в чехарду

кистями рук перепрыгивать одна через другую несколько раз (на столе)

У гусят-то- крылышки,

кисти рук скрестить

У котяток – лапки

На крылышках-то перышки,

пошевелить пальцами обеих рук

На лапочках – царапки

огладить каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

Больно ранят спинки

оскрести по столу

V. Образование притяжательных прилагательных

– Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.

– Посмотрите, что это? (о.д.)

Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

– Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

– Если это перо потеряла курица, ? (куриное)

– Если это перо потерял гусь? (гусиное)

– Если это перо потеряла утка? (утиное)

– Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Логопед раздает всем детям по одному перу

– Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

– Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная , спокойная.

(После упражнения перышки убираются)

VI. ИГРА «Цыплята и кошка»

Выкладывается из веревки круг. Один из детей – кошка, она находится в центре круга. Остальные – цыплята. Цыплята прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (запятнать) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 цыплят, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

– Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Цыплята и кошка»

– Кто напомнит мне правило игры?

– Выберем ведущего, кто знает считалочку?

После игры дети садятся полукругом.

– Ребята, наши домашние птицы собрались в плавание на корабле. Они не могут занять правильно свои места, поможем им?

Надо посадить на корабль с одной трубой тех птиц, в названии которых один слог; на корабль с двумя трубами – в названии которых два слога; на корабль с тремя трубами – в названии которых три слога.

– На какой корабль мы посадим петуха? (о.д.)

– Почему мы посадим петуха на корабль с двумя трубами? (о.д.) и т.д.

Гимнастика для глаз

– Поплавали птицы и вернулись на свой птичий двор, а тут уже и вечер наступил, пора спать.

Солнышко с тучками в прятки играло

закрыть, открыть глаза

Солнышко тучки -летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

глазки вправо, глазки влево

Легких -две штучки

Тяжелых – три штучки

Тучки попрощались, тучек не стало

закрыть глаза ладонями

ИГРА «Четвертый лишний»

Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?

Курица, утка, гусыня, ворона

Грач, индюк, селезень, петух

Индюшонок, крольчонок, цыпленок, утенок

Петух, синица, утка, индюк

– О ком мы сегодня говорили?

– Почему этих птиц называют домашними?

– Как человек заботится о домашних птицах?

– Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось?

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.

Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.

Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.

Лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе. Тема: «Домашние птицы».

Елена Линейцева
Лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе. Тема: «Домашние птицы».

1. Расширить и закрепить словарь по теме, учить подбирать признаки.

2. Закрепить в предложениях падежные конструкции с предлогами и без.

3. Упражнять в построении фразы и учить согласовывать слова в роде, числе, падеже.

4. Работать над словообразованием.

5. Развитие пальчиковой моторики.

6. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, переключаемость.

7. Формировать речевую активность и доброе отношение к животным.

Оборудование: конверты с карточками домашних птиц, картина «Птичий двор», игрушки (петух, яйцо, панно для работы с предлогами, заготовки для аппликации, клей.

I. Орг. момент. Дети садятся на свои места за столы.

II. Основная часть

1. На столах у каждого лежат конверты с карточками домашних птиц.

– Сегодня непростой день.

Ведь сегодня на рассвете

Распахнул оконце ветер

И забросил в группу к нам

Хоть поверьте, хоть проверьте,

Всем вам шлют привет в конверте.

Кто же, кто прислал привет?

Загляните-ка в конверт!

Дети говорят предложения, используя Р. падеж:

Я получил привет от утки.

Я получил привет от петуха. и т. д.

– Какие это птицы? (домашние)

– Почему? (дети объясняют)

– Какую приносит пользу? (дети отвечают)

2. – А сейчас дадим занятие рукам,

Прохлопаем домашних птиц по слогам!

Каждый ребенок по своей карточке: пе-тух, ку-ри-ца и т. д.

3. – Где можно встретить всех домашних птиц? (в деревне)

Игра с мячом:

– Я говорю вам одну птицу, а вы говорите, что их в деревне много.

(утка – много уток, селезень – много селезней, и т. д.).

4. Выставить картину «Птичий двор».

– Здесь большое оживленье –

Птицы в разном оперении

Объясните, дети, всем

Где родители, где дети?

Кто отдельно, а кто вместе?

Дети строят предложения, согласовывая все слова:

У петуха с курицей – цыплята.

У утки с селезнем – утята.

У гусыни с гусем – гусята.

У индюшки с индюком – индюшата.

– Как назвать всех деток у домашних птиц? (птенцы)

– Откуда они появляются? (из яиц)

Физминутка (с показом движений и звукоподражанием).

Наши уточки с утра: кря-кря-кря

Наши гуси у пруда: га-га-га

Наши курочки в окно: ко-ко-ко

А индюшка с индюком: бл-бл-бл

А как Петя петушок рано-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

– Что делают утки? (крякают)

– Что делают гуси? (гогочут)

– Что делают куры? (квохчут)

– Что делают индюки (болбочат)

– Что делает петух? (кукарекает)

5. – Вот уселись все удобно, продолжается урок

Но послушайте, ребята, кто пришел к нам на порог? (голос петуха)

Появляется петух (игрушка)

– Давайте назовем какой петух? (красивый, нарядный, горластый, разноцветный, задорный, важный)

Петух: Сегодня вышел на крыльцо

И наткнулся на яйцо

Не могу я разобрать

Кто яйцо мог потерять (Петух показывает яйцо)

– Ребята, если это утка потеряла, то яйцо какое? (утиное)

… если курица? (куриное)

– … если гусыня? (гусиное)

– … если индюшка (индюшиное)

6. Слышен голос кота, петух:

Ребята, моей семье угрожает опасность. Помогите отыскать мне курочку и цыплят, которых напугал кот.

Выставить панно, где курица с цыплятами спрятаны за разными предметами.

Дети говорят предложения с разными предлогами:

Курица спряталась за деревом. Я достану ее из-за дерева.

Цыпленок спрятался в траве. Я достану его из травы.

Цыпленок залез на камушек. Я достану его с камушка.

Цыпленок спрятался в ямку. Я достану его из ямки.

Цыпленок спрятался за забор. Я достану его из-за забора.

– Кем будет цыпленок, когда вырастет? (Петухом или курицей)

7. – Ребята, я предлагаю вам сделать цыпленка из бумаги. Ножниц у нас нет, будем рвать руками, затем смажем клеем, и приклеим все кусочки.

Дети под музыку делают аппликацию

– Ребята, какие цыплята у вас получились? (желтые, пушистые, милые, маленькие, нежные, смешные, забавные, беззащитные).

Итог: – С какими птицами мы сегодня работали?

– Чем отличаются домашние птицы от диких?

– Что есть у всех птиц? (крылья, перья, клюв)

Набор пособий, которые можно использовать для закрепления умения детей ориентироваться в пространстве. Данные пособия предназначены для закрепления умения детей ориентироваться в пространстве. Их можно использовать как организационный момент.

Примерное планирование тематической недели «Животные» НЕДЕЛЯ: Животные Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ Ноябрь Познание (ФЭМП) Счет предметов до 7 Закрепить навык счета предметов до 7, закрепить умение.

Конспект лексического фронтального занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы»

Татьяна Смирнова
Конспект лексического фронтального занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Домашние птицы»

составила учитель-логопед МБДОУ №74 «Одуванчик» г. Мытищи

Смирнова Татьяна Александровна

Цели занятия:

– совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа именительного падежа; образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

– закреплять знания по теме; формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

– упражнять в практическом употреблении простых предлогов: в, из, по, за, от, к, около.

форме множественного числа родительного падежа.

– развивать словообразование и словоизменение.

– воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

Ход занятия

Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (слайд №2)

Да, он из сказки «Петух и краски» В. Сутеева.

Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Хотите ему помочь?

Конечно, поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания. После выполнения каждого задания к петушку будут приходить краски.

1. Игра «Доскажи словечко» (работа на ковролинографе)

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте:

Шею вытянул гусенок

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла. (гусыня).

А кто папа у гусят? (гусак)

вывешивается картина «Гуси»

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около прудa

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки»)

Ну-ка марш назад цыплятки.

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама. (курица).

Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)

Что стряслось у индюшат.

Почему они спешат?

У сарая за кадушкой

Червяка нашла. (индюшка)

Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Дети, вы справились с заданием поэтому дарим петушку краску

– Кто перед вами? (Домашние птицы)

– Почему они так называются? (Живут рядом с человеком, человек о них заботится, приносят пользу.)

– Ребята вы справились с заданием, посмотрите, кака краска пришла к петушку? (Красная краска) (слад №3)

2. Игры с мячом на развитие грамматического строя речи «У кого кто?», «Один-много».

– У курицы не цыплёнок, а (цыплята)

– У утки не утёнок, а …

– У гусыни не гусёнок, а …

– У индюшки не индюшонок, а …

Составление предложений по двум картинкам.

Картинки: утка, утята.

– Составьте предложения про утку и утят.

(Утка любит утят. У утки утята. Утка кормит утят. Утка учит утят плавать.)

– Что мы составляли?

– Молодцы, вы и с этим заданием справились! Какая краска пришла к петушку? (Синяя) (слайд №4)

Пришла пора передохнуть.

Утром встал гусак на лапки

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно, (Приседания.)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Послушайте сказку про цыпленка, утенка и гусенка. (Слайды 5-11)

4. Закрепление предлогов.

Сказка: Жили-были цыплёнок, утёнок и гусёнок. Сидели они в своём домике – в коробке.

– Где сидел цыплёнок; утёнок; гусёнок?

Сидели они в коробке, сидели, надоело им сидеть, и решили птенцы выйти погулять.

Вылезли они из коробки.

– Откуда вылез цыплёнок? утёнок? гусёнок?

Пошли птенцы гулять по дорожке.

– Где шёл цыплёнок? утёнок? гусёнок?

Шли они, шли и подошли к забору. А за забором пряталась кошка.

– Где пряталась кошка?

Увидела кошка птенцов и захотела их поймать. Испугались птенчики и побежали от кошки.

– От кого побежал цыплёнок? утёнок? гусёнок?

Побежали они к своим мамам.

– К кому побежал цыплёнок? утёнок? гусёнок?

Кошка их не поймала.

Сидят птенцы каждый около своей мамы, и никуда от неё уходить не собираются.

– Где сидит цыплёнок? утёнок? гусёнок?

– Молодцы, справились и с этим заданием! Какая краска пришла к петушку? (Зеленая) (Слайд №12)

Посмотрите, к нам пришли домашние птицы, хотят с нами поиграть. Поиграем? (Слайды 13-17)

5. Игра на развитие внимания и памяти «Нет кого?».

(Нет цыплят, утят, гусят, цыплёнка, гусёнка, утёнка, курицы, утки, гусыни.)

– Молодцы, и это задание вам по плечу! Какая краска пришла к петушку? (Желтая)

Посмотрите, наш петушок теперь раскрашенный о очень красивый! Вы, ребята молодцы!

– А что вам больше всего понравилось на занятии? А о ком мы сегодня говорили?

Прикреплённые файлы:

domashnie-pticy_3g7l4.pptx | 14765,41 Кб

«Домашние животные». Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе Коррекционно-образовательные задачи: – Упражнять в четком произношении звуков [к] и [к’]. – Обобщать и систематизировать знания детей о.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Звук [о], буква о» ЗВУК «О». БУКВА «О». ЦЕЛЬ: Закрепить навыки четкого различения и произношения звука «о» в слогах, словах, фразах; развивать фонематический.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Овощи. Огород» Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород» Составила учитель-логопед I.

Конспект логоритмического занятия «Домашние птицы» в подготовительной к школе логопедической группе 1. Ходьба. «Ритмический поезд» (с выстукиванием ритма предметами) 2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Птичья гимнастика». – «Машем.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Домашние животные и их детёныши» Программные задачи: – Закрепление и уточнение знаний детей о домашних животных и образе их жизни, питании домашних животных, названия жилища,.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах. Задачи. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР «Птичий двор»

Лексическая тема: Домашние птицы и их детеныши.
Тип: коррекционно-развивающее
Цель: Родительный падеж множественного числа существительных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа.
2. Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под).
Учить детей составлять предложения с данными предлогами.
2. Развитие тонкой и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «за, на, под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, конверты с разрезными картинками (домашние птицы) по числу детей.
Техническое оснащение:
Мультимедийная установка, магнитофон, аудио кассета с записью голосов домашних птиц.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».
Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Ход

I Организационный момент
Логопед: — Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос: (картинка с изображением птичьего двора на большом экране мультимедийного проектора). Дети смотрят на экран, затем берут карточку со схемой предлога и отвечают на вопрос.
— Где находится петух? (Петух сидит на заборе)
— Куда спрятался цыпленок? (Цыпленок спрятался под крыло курицы)
— Где стоит гусь? (Гусь стоит за корытом)
— Где живут куры? (Куры живут в курятнике)
— Где лежит утка? (Утка лежит под лавкой)
— Где находится индюк? (Индюк стоит за телегой)
— Какие короткие слова вы использовали в ответах? (за, под, на)

II Постановка цели занятия
Логопед включает запись, где слышны голоса домашних птиц. Затем предлагает детям, закрыв глаза, послушать голоса.
Логопед: — Дети, где вы только что побывали? Что там услышали?
Ребенок: — Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних птиц.
Логопед: — Назовите, каких домашних птиц вы знаете.
Дети по желанию отвечают и выставляют на магнитную доску картинку соответствующую названной птице.
Логопед:- Молодцы, всех назвали. А вот еще остались картинки. Что же вы их забыли?
Ребенок: — Это не домашние птицы, а дикие.
Логопед: — Хорошо, а теперь назовите домашних птиц ласково. Вас мамы тоже, наверно, называют ласково. Да?
У каждого ребенка на столе лежит перевернутая картинка с изображением домашней птицы. Ребенок переворачивает ее и называет птицу, употребляя уменьшительно — ласкательную форму существительного.
Ребенок: — Курица – курочка
Ребенок: — Петух – петушок и т.д.
Логопед: — В начале занятия вы слушали голоса домашних птиц, а теперь я предлагаю вам побывать на птичьем дворе.
На экране появляется картинка, на которой изображен птичий двор.
Логопед: — Знаете ли вы детенышей домашних птиц? Кто детеныш у курицы?
Ребенок: — У курицы детеныш цыпленок.
Логопед: — Да, если это один детеныш. А если у курицы их 5 или 6, как надо сказать?
Ребенок: — У курицы детеныши цыплята.
Логопед: — Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята)
Ребенок: — Теперь у курицы нет цыплят.
По аналогии проделывается эта манипуляция с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)

Динамическая пауза

Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).

Логопед: — Давайте поиграем в игру «Птичья семья». Назовем куриную семью:
Ребенок: — Мама- курица, папа – петух, а детеныши— цыплята.
Логопед: — Теперь назовем гусиную семью.
Ребенок: — Мама – гусыня, папа-гусь, детеныши — гусята.
Логопед: — Теперь назовем индюшиную семью.
Ребенок: — Мама-индейка, папа-индюк, детеныши – индюшата, и т.д.
Логопед: — Дети, а почему этих птиц называют домашними?
Ребенок: — Потому что они живу рядом с человеком.
Логопед: — Могут ли домашние птицы позаботиться о себе: найти себе дом, корм?
Ребенок: — Нет, о домашних птицах заботятся люди.
Ребенок: — Если человек не станет заботиться о домашних птицах, они погибнут от голода и холода.
Логопед: — Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, а в них разрезные картинки. Достаньте из конвертов эти картинки, и соберите целую картинку. Изображения домашних птиц будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание, сравнивая свою работу с картинками на экране.
Логопед: — Вы все очень хорошо справились с заданием. Кто у тебя получился? (Логопед называет имя ребенка). Назови ласково эту птицу – А у тебя кто? Назови детенышей этой птицы.
— А теперь (имя ребенка) скажет нам, кто на твоей картинке, и где находится (на ящике) и т.д. (Опрашивает каждого ребенка).

III Итог.

Логопед: — Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили или о ком? Что делали на занятии?

Автор: Бызова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17», г. Энгельс, Саратовская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука (Р)
Ссылка на основную публикацию