Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука (ц) для детей с ОНР 3 ур.

Конспект образовательной деятельности в специальной (коррекционной) группе для детей с ОНР «Звук и буква Ц»

конспект занятия для детей старшего возраста

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности в специальной (коррекционной) группе для детей с ОНР «Звук и буква Ц»»

Конспект образовательной деятельности в специальной (коррекционной) группе для детей с ОНР

«Звук и буква Ц»

Учитель-логопед Дрогалина Ю.А.

-уточнить произношение звука Ц;

-дать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

-автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– работать над голосом;

– развивать фонематический слух и восприятие;

-уточнять и расширять словарь по теме «Полевые цветы»;

– воспитывать бережное отношение к окружающей нас растительности.

Оборудование: сюжетная картинка «Луговая поляна» с прорезями, предметные картинки, бумажные цветочки, наборы для составления схем, зеркала, карандаши и тетради.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Выделение пятого лишнего: ромашка, колокольчик, мак, бабочка, одуванчик.

Как назвать одним словом оставшиеся слова?

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Посмотрите: мы – цветочки! (Руками над головой изобразить «цветок»).

Рвется ветер нам на встречу!

Руки снова на колени,

А теперь немножко лени.

2. Развитие общей моторики. «Фиалка».

На солнечной опушке

Руками изображают цветок.

Цветок над головой.

В траве она хоронится

Не любит лезть вперед,

Взмахом руки показывают вниз.

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Наклоняются и «берут цветочек».

3. Развитие мелкой моторики.

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Медленно разжимать пальцы из

кулачков, покачивать кистями рук

вправо – влево, медленно сжимать

пальцы в кулаки, покачивать

кулаки вперёд – назад.

Представьте, что вы цветочки. Солнышко лучами ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (поглаживающие движения); шею (поглаживающие движения).

5. Развитие мимических мышц.

А теперь цветочки радуются солнышку,

Вдруг набежала тучка

Рассердились цветы на тучку!

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

«Почистим нижние зубы»

7. Развитие дыхания. Упражнение «Цветочный магазин»

-Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок. Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка – расширена (не поднята). Плечи -«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.Знакомство с буквой.

– Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А с какой? Я вам сейчас подскажу. На какой звук начинается слово «цветок»? (на звук «Ц»).

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

-А теперь посмотрите в зеркало, и скажите, что происходит с вашими губами, зубами, и что делает горлышко, когда мы произносим звук «Ц». (Губы в улыбке, зубы сближены, горлышко молчит. Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная.) Повторяйте за мной, и не забывайте смотреть в зеркало. ЦА-ЦА-ЦА, ЦО-ЦО-ЦО, ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ. И наоборот АЦ-АЦ-АЦ, ОЦ-ОЦ-ОЦ, УЦ-УЦ-УЦ, ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ. Молодцы! Это звук согласный, всегда твердый, глухой.

3. Развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук Ц , хлопните в ладоши(Ц, Ш,Щ,Ц, С, З, Ж,Ц,Ч,Ц…….)

4. Связь звука с буквой.

-Звук «Ц» обозначается на письме буквой Цц. (Показ буквы)

– На что похожа эта буква?

– Давайте её нарисуем.

Воспитатель показывает как нарисовать букву Ц на доске.

– Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе, на ладошке.

– А теперь нарисуйте букву в тетради, большую – столько раз, сколько я хлопну в ладоши. Маленькую столько – сколько пальцев у вас на правой руке.

( Работа в тетрадях)

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

-Ребята, а теперь попробуйте прочитать слоги с буквой «Ц».

На наборном полотне выложены слоги:

Ац, оц, уц, иц, ца, цо, цы, ци, цу, це.

*Звуковой анализ и синтез слогов АЦ и ЦА. Составление схем.

*Чтение слов со звуком «Ц»: боец, отец, певец, палец, танец, заяц, огурец.

-Ребята, посмотрите на буквы (КЕЦВОТ), нужно из них составить слово.

-Правильно! Это цветок.

Слоговой анализ слова цветок: деление на слоги, выделение ударного слога. Запись графической схемы.

-А как будет называться профессия человека, который выращивает и ухаживает за цветами?(Цветовод)

4. Физкультминутка.

«Фиалка»

На солнечной полянке

«Солнце» над головой – руки вверх, рисуем круг

«Цветочек»- ладошки соединить, медленно разводим в стороны, запястья вместе

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

Тихонько встают.

Игра «Один – много» (с мячом)

Дети встают в полукруг.

Логопед говорит слова в единственном числе, а ребенок, которому бросили мяч – во множественном числе.

Например: ранец – ранцы.

Слова: боец, леденец, пехотинец, отец, гонец, конец, певец, удалец, беглец, палец, танец, мизинец, кузнец, заяц, огурец, дворец, продавец, пловец.

-Во всех этих словах есть звук Ц?

5.Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи.

Дождались мы светлого мая. На лугу расцвели разноцветные цветы. Цветовод пошел на луг и перенес цветы в цветник. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

– Выделение из текста родственных слов и слов – действий

(цветы, цветочек, цветут, отцветают, цветовод, расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок, зацветает).

– «Посадка» цветов на поляну (выставляется сюжетная картинка «Луговая поляна» и в прорези вставляются бумажные цветы при произнесении родственных слов и слов – глаголов).

Логопед: Какая теперь поляна? (Цветущая.)

6. Итоги занятия и оценка работы детей.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Какими словами «украшали» цветочную поляну?

Звук Ц

Постановка и автоматизация звука «Ц» происходят поэтапно. Чтобы начать обучение, необходимо удостовериться, что ребенок успешно справился с освоением букв «Т» и «С» и его фонетический словарь практически сформирован. Если эти звуки произносятся безошибочно, то проводить занятия можно в домашних условиях после консультации у логопеда .

Нарушения произношения

Из-за сложности строения звука «Ц» у детей часто возникают трудности с воспроизведением. Их принято разделять на такие виды:

  1. Межзубный.Произнесение фонемы происходит с неправильным положением языка. Орган высунут между передними и верхними резцами. Звучание получается шепелявое.
  2. Призубной. Кончик языка делает упор в центральные резцы. Орган упирается одинаково в верхние и нижние зубы. Такое положение образовывает смычку. Через нее проходит воздушная струя на выдохе. Получает твердый или мягкий «Т» (царевна – Таревна или Тяревна).
  3. Губно-зубной.Органы артикуляционного аппарата принимают положение характерное для фонемы «С». Нижняя губа приподнята. Образовывается небольшая щель между резцами. Через нее выходит воздушная струя. Получается замена «Ц» на «С» или «Ф» (царь – Сарь или Фарь).
  4. Шипящий.Язык оттягивается назад. Речевой орган лежит внизу полости рта. При произношении напрягается. Его спинка тянется к небу. Воздушная струя выходит через промежуток между спинкой и небом. Образовывается звучание похожее на мягкий «Ш» (цепь – Шепь).
  5. Свистящий.Звук «Ц» заменяется на «С». Органы речи становятся в соответственное положение. Язык своим кончиком делает упор в нижние резцы. На спинке органа получается выемка. По ней проходит воздушная струя, образовывая звучание фонемы «С».
  6. Боковой. Кончик речевого органа касается альвеол (область за верхними резцами). При этом сам язык может располагаться под наклоном в любую сторону. Воздушная струя выходит в соответствии с положением органа. Также при боковом произношении возможен выход воздуха одинаково с двух сторон, как при звуке «Л».
  7. Носовой.Дефект происходит из-за неправильного дыхания. Воздух при выдохе проходит через носовые ходы. Язык напрягается. Кончик оттягивается назад. Орган расположен внизу ротовой полости. Звучит «Х» с гнусавым оттенком (цапля-ХНапля).

Важно! Самостоятельно определить какой дефект присутствует у малыша трудно. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалисту. Чтобы выбрать правильную коррекционную методику. В логопедии разработана целая картотека заданий каждая из которых учитывает возрастные показатели и способности ребенка.

Характеристика и артикуляция фонемы Ц

Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк [ц ы р к] или цифра [ц ы ф р а]).

Важно! Рассказывать ребенку о звуке следует, после достижения им определенного возраста (1-3 класс). Занятия для дошкольников (5-6 лет) лучше проводить в игровой форме, не перегружая малыша терминами и понятиями.

Артикуляционный профиль «Ц»:

  1. Положение языка:
  • кончик делает упор вперед на нижние зубы;
  • орган приподнят и выгнут словно гора;
  • спинка смыкается с небом;
  • боковые стороны напрягаются;

При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.

2. Губы держим улыбающимися.

3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).

4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.

Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

  1. Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
  2. Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд. Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.
  3. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Важно переходить к новому уровню занятий после усвоения предыдущего. Ребенок должен выполнять задания четко и быстро.

Постановка звука Ц

В логопедии выделяют такие способы:

  • Подражание(распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
  • Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
  • Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.
Читайте также:  Конспект 'Дифференциация диких и домашних животных'

После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.

Поэтапная отработка

Работать с крохой начинайте со слогов. Используйте сначала прямые (ца-ца-ца или цо-цо-цо). Далее проговаривайте обратные (ац-ац-ац или оц-оц-оц), а после звук «Ц» вставляйте в середину (аца-аца-аца или уцу-уцу-уцу). Произношение в слогах отрабатываем до автоматизма.

После выполняем упражнения со словами. Фонема должна стоять на разных позициях (в начале, середине и конце слова). Например, попросите кроху договорить букву (зая. пиве. гоне…). Можно использовать картинки. Показывать малышу и просить назвать, что на них изображено. Этап отрабатывается до безошибочного воспроизведения.

Изучение в словосочетаниях происходит с помощью чистоговорок и скороговорок. Просим малыша повторять за взрослым. Отрабатываем чистое звучание.

Далее переходим к предложениям. Здесь можно использовать стишки, загадки. Обязательно буква «Ц» должна присутствовать на разных позициях в стихах. Также читаем ребенку тексты, рассказы. Просим пересказать услышанное. Особенно уделяем внимание предложениям с присутствием «Ц».

Дифференциация звуков «Ц» от «С» происходит по такому же пути. Начинаем с произношения слов с наличием этих фонем (синица, спица и т.д.). После переходим к предложениям. Читаем и произносим вслух услышанное (синяя птица, целый стакан и т.д.).

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Разделы: Логопедия

Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];
    • сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;
    • научить произносить звук [ц] изолированно.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;
    • совершенствовать умение понимать обращенную речь;
    • развивать ВПФ.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
    • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, игрушка Звукознайка и ежик, пособие для развития воздушной струи (по теме осень), мольберт с изображением дерева или его макет, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, карточка с условным символом звука [Ц].

1. Организационный момент

Логопед. Здравствуй, имя ребенка, я очень рада видеть тебя.

Ребенок.

Логопед. Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.
Читает открытку. Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

Ребенок.

Логопед. Но попасть туда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен(а) мне помогать и выполнять все задания старательно?

Ребенок.

Логопед. Тогда в путь!

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

Логопед. Вот этот сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Ребенок. Подуть.

Ребенку предлагается пособие и изображением дерева, от которого в разные стороны отходят 2-3 листа. Их необходимо сдуть в сторону (под дерево).

Логопед. Отлично все дорожки ты убрал(а) продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

Логопед. Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

Логопед обращает внимание ребенка на изображение куста на мольберте (магнитной доске или его макет) расположенного рядом с зеркалом. Вместо листьев на нем картинки (лопата, пирожок, лодка, катушка, горка) для выполнения артикуляционной гимнастики. В менее заметном месте, так чтоб эта картинка была найдена последней, прикреплена картинка артикуляционным укладом звука [ц].

Логопед. Звукознайка просит нас присесть на стульчик перед зеркалом, вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился(-ась) прекрасно.

4. Формирование артикуляционного уклада звука [ц]

Логопед. А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую – с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Ребенок.

Объяснение артикуляции звука.

Логопед. Молодец справился (-ась) отлично. Запомним, что при быстром произнесении –ТС – в таком положении языка получается звук [ц].

Ребенок.

Логопед. Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

Ребенок.

Логопед. Отлично двигаемся дальше!

5. Развитие речевого внимания

Логопед. Мы попали с тобой на полянку цветную, и я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Ребенок.

Логопед. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово — «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба: руки в стороны.
Руки вперёд.
Присядь.

Просьба: встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба: покружись
Просьба: похлопай в ладоши.
Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.
А теперь левой.
Просьба: сделай наклоны головой вправо и влево
Присядь.
Встань!
Просьба: поставь руки на пояс и попрыгай.

Логопед. Мы отлично отдохнули, поиграли, продолжаем путь.

Ребенок.

6. Произнесение звука изолированно, знакомство с его зрительным символом.

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски – зрительный символ звука)Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

Ребенок.

Логопед. Молодец у тебя хорошо получается.

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопед. А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

Ребенок. Ежик.

Логопед. Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

Ребенок.

Логопед. А мы знаем игру с пальчиками про Ежика, давай покажем ее друзьям.

Ребенок.

Логопед.
«Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.

Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькомусжимаем мизинчик
волчку серенькомусжимаем безымянный палец
рыжей лисичкесжимаем средний палец
белочке-сестричкесжимаем указательный палец
а медведю-мишке ежик дарит шишкисжимаем большой палец

Логопед. Отлично!

8. Развитие фонематического восприятия.

Логопед. Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

Логопед. Молодец здорово поиграли.

9. Итог, оценка деятельности.

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика и уже пора возвращаться в детский сад. А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

Ребенок.

Логопед. Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал (а) и за это Звукознайка дарит тебе подарок.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Серия конспектов логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [c], [з], [ц].

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.

– познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;

– формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

– развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;

– развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.

Этапы

Содержание

Оборудование

  1. Организационный момент

2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках

3. Постановка целей занятия (объявление темы).

4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.

5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.

6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.

7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.

8. Подведение итогов

Занятия и оценка работы детей.

9. Домашнее задание.

Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука.

Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки.

Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их.

Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части:

– органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам)

– голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.)

– ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние:

Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе.

Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют.

Показ на схеме артикуляции детьми.

Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения.

– улыбка, затем хоботок

– лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя

– облизнуть нижнюю губу

– блинчик на сковородке

– лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка)

-произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка

Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют)

Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом).

Запомните : Без гласных не бывает слов, слогов.

На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.

  • Какая домашняя птица умеет плавать? (утка)
  • Кто охраняет мирный труд людей, защищает страну? (армия)
  • Какие цветы цветут до поздней осени в саду? (астры)
  • У какой рыбы колючие оранжевые плавники? (окунь)
  • Какие насекомые кружатся над сладостями? (осы)
  • Чем ловят рыбу? (удочкой)
  • Какое дерево растёт у воды? Про неё говорят плакучая … (ива)
  • Какую птицу мы не назвали? (иволга)

Отгадайте загадки, назовите первый звук:

  • Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
  • Пушистая вата плывёт куда-то. (облако)
  • Плывёт по простыне пароход, то назад, то вперёд. (утюг)

Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау)

Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь.

Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь.

Прочтите, что получилось. (ау)

Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается)

ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.

Рекомендация для родителей по лексической теме-«ЗИМА»

Уважаемые родители!

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:

1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» – это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.

В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.

Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;

2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.

Обратите внимание детей на зимние деревья.

Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.

Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».

Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.

К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».

Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

Приложение 4

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме “Зима”

* Назови 10 “зимних” слов (снег, . ).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной . . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка . . Если мальчиков в парке больше, чем девочек . .

* Реши задачу: “На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?”

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение(нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Источник – Тетрадь “Рассказы о временах года. Зима” Н.Созоновой, Е. Куциной

«Зима»

Беседа

Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая!»Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово».Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.

«Что делает?»Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

«Чего не бывает?»Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

«Закончи предложение».Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Памятка для родителей. Лексическая тема “Зимушка-зима”

Уважаемые родители!

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Закрепить названия зимних месяцев и их последовательность.

Объясните ребенку значение пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

Внимательно рассмотрите и назовите различную одежду, головные уборы и обувь.

Рассмотрите и назовит детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, манжет; поля, отворот, козырек; подошва, каблук, голенище, носик, пятка, язычок, молния, шнурок)

Какая бывает одежда?

По принадлежности – мужская, женская, детская

По сезонам – зимняя, летняя, демисезонная

По назначению – домашняя, спортивная, форменная или специальная

Привести примеры всех типов одежды.

Рассмотреть и назвать различные застежки на одежде и обуви (пуговицы, молния, липучки, кнопки, крючки, шнурки).

Покажите ребенку – как правильно ухаживать за одеждой, головными уборами, обувью (протирать, сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики).

Упражнения на развитие речи:

Назови 10 «зимних» слов (снег, …)

Снег – снежок. Лед – . Зима – . Мороз – . Метель – . Солнце – .

Зима (какая?) – холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная.

Снег (какой?) – . Снежинки (какие?) – . Лед (какой?) – . Погода (какая?) – . День (какой?) – . Мороз (какой?) – .

Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) .

Мороз (что делает?) .

Дети зимой (что делают?) .

Метель (что делает?) .

Вьюга (что делает?) .

Объясни значения слов:

Снегопад — это . сугроб — это . гололёд — это . изморозь — это . .

Подбери родственные слова.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье .

Мороз – морозный, морозить, замораживать .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед . .

Горка из снега (какая?) – снежная.

Дорожка изо льда (какая?) – .

Погода с морозом (какая?) – .

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой – .

Летом день длинный, а зимой – .

Летом солнце светит ярко, а зимой – .

Весной лед на реке тонкий, а зимой – .

Снег мягкий, а лед… – .

Одни сосульки длинные, а другие – .

Рубашка – рубашечка, платье – платьице, юбка – …, брюки – …, куртка – …, шапка – …, кепка – …, берет – …, платок – …, сапоги – …, ботинки – …, туфли – …, сандалии – …, и т.д.

Теплая шуба – тепленькая шубка. Красная шапка – … . Длинный шарф – … . Синий костюм – … . Мягкий свитер – … . Короткая юбка – … . Красные туфли – красненькие туфельки. Теплые ботинки – … . Красивые сандалии – … . Черные сапоги – … . Новые кроссовки – … . Серые валенки – …

Блузка из шелка – шелковая, сарафан из ситца – ситцевый, свитер из шерсти – …, платье из бархата – …, футболка из трикотажа – …, шуба из меха – …, шляпа из фетра – …, сапоги из резины – …, ботинки из кожи – …, и т.п.

Подобрать как можно больше предметов одежды, обуви и головных уборов к местоимениям:

моя – шапка, куртка, …

Подобрать как можно больше признаков:

куртка (какая?) – красная, теплая, непромокаемая, и т.д.

шапка (какая?) – … , брюки (какие?) – … , свитер (какой?) – и т.д.

Снежная радость

У меня сегодня радость –

Выпал самый первый снег!

Скоро горки и салазки,

Скоро игры, шутки, смех,

Метлы для снеговиков,

Белый снег, полет снежинок

И скольжение коньков.

Первый снег

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

_______________________________________

МАДОУ №77 «Зоренька»

г.Северодвинск

_______________________________________

«Зимушка – зима »

Подготовила воспитатель: Левченко Е.В.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Рекомендации родителям по лексическим темам

Содержимое публикации

ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

по лесическим темам

Шихалиева Зурия Хайрутдиновна.

МБДОУ ДС «Сказка» пгт Уренгой,ЯНАО

Тема: «Грибы. Ягоды».

1.Покажите ребёнку на картинках разные грибы (белый гриб, лисичка, мухомор, подберезовик, подосиновик), ягоды (земляника, малина, смородина, рябина, арбуз, виноград)

2.Побеседуйте с детьми о грибах: съедобных, несъедобных. Почему их так называют?

3.Какие части есть у гриба? (Шляпка, ножка)

4.Где растут грибы? (В лесу на поляне, в траве, под деревьями).

5. Как называется человек, собирающий грибы? (грибник) Во что он собирает грибы? (корзинка, лукошко ) Для чего люди собирают грибы и ягоды? Что из них можно приготовить?

6.Сравните мухомор и белый гриб. Что у них разное? Чем они похожи?

7.Игра «Один-много»(один гриб – много грибов, и т.д.).

8.Игра «Назови ласково»(малина-малинка и т.д.)

Примерный образец беседы и рассказа.

РАССКАЗ О ГРИБЕ
— Как называется этот гриб?
— Он съедобный или несъедобный?
— Как выглядит ножка гриба?
— Какая у него шляпка?
— Что можно из него приготовить?
РАССКАЗ О ЯГОДЕ
— Как называется ягода?
— Где она растет?
— Какая она на вид, на вкус, по запаху?
— Что из нее готовят?
• Это подосиновик, съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или сварить суп, его можно мариновать.
• Это малина. Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, компот, джем.

1.Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь, пролетают первые снежинки, тонкий лед на лужах). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений ( завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

Рассказать о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Рассказать о труде людей на полях осенью.

2. Задайте детям вопросы.

-Какое сейчас время года?

– Что происходит с листьями?

– Что делают люди осенью в садах и на огородах?

– Куда улетают перелетные птицы?

3. Упражнения на развитие речи: Упражнение “Подбирай, называй, запоминай”

Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) – . Ветер осенью (какой?) – .

Дождь осенью (какой?) – . Листья осенью (какие?) – .

Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) – . Осенью солнце (что делает?) – .

Осенью птицы (что делаю?) – .

Упражнение “Назови ласково”

Туча – тучка. Солнце – . Дождь – . Ветер – .

Тема: Одежда, головные уборы, обувь.

1.Внимательно рассмотреть и назвать различную одежду, головные уборы и обувь.

Рассмотреть и назвать детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, поля; подошва, каблук, голенище, носик, пятка, язычок, молния, шнурок)

2. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе.

3. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду. Познакомьте ребенка с их названиями.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего – какой?».

Блузка из шелка – шелковая, свитер из шерсти – …, шуба из меха – …, сапоги из резины – …, ботинки из кожи – …, и т.п.

Подобрать как можно больше предметов одежды, обуви и головных уборов к местоимениям:

моя – шапка, куртка, …

Подобрать как можно больше признаков:

куртка (какая?) – красная, теплая, непромокаемая, и т.д.

шапка (какая?) – … , брюки (какие?) – … , свитер (какой?) – … и т.д.

5. Какая бывает одежда?

По принадлежности – мужская, женская, детская

По сезонам – зимняя, летняя, осенняя.

По назначению – домашняя, спортивная.Привести примеры всех типов одежды.

6. Рассмотреть и назвать различные застежки на одежде и обуви (пуговицы, молния, липучки, кнопки, крючки, шнурки).

7. Показать ребенку – как правильно ухаживать за одеждой, головными уборами, обувью (протирать, сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики)

1. Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.

2. Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, дверцы и т. д.

3. Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.

4.Предложите ребенку поиграть в игру с мячом

« Для чего нужна эта мебель?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из

ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна и возвращает мяч вам.

5.Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.

6.Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых сделана мебель.

7.Можно организовать игру « Из чего какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:

Например: шкаф из дерева – деревянный

Стол из стекла – стеклянный

Теме: «Посуда». Родителям рекомендуется:

1.Рассмотрите вместе с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.

2.Предложите ребенку назвать детали посуды. Например, у чайника: дно, ручка, крышка, носик.

3.Почаще употребляйте слово «посуда» как обобщающее понятие. Говорите, например : «Сейчас будем мыть посуду: тарелки, ложки, сковородку…»

4.Побеседуйтес ребенком о материалах, из которых сделана посуда.

-Можно организовать игру « Из чего, какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:

Например: стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один – много»

Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:

Чашка – много чашек

Тарелка – много тарелок и т. п.

5. Помогите ребенку составить рассказ-описание о любой посуде по плану:

Что это?Какая это посуда?Какого цвета, формы эта посуда? Для чего нужна эта посуда?

6.Спросите, какую посуду ребёнок видит на картинке.

Тема: «Продукты питания».

Посетите универсам вместе с ребенком и познакомьте его с названиями различных продуктов, отделов продуктового магазина (молочный, мясной, овощной, рыбный).

Познакомьте ребенка с названиями некоторых первых, вторых и третьих блюд.

Покажите дома на кухне, из каких продуктов состоят приготовленные Вами блюда.

Упражнение «Скажи наоборот»:

Молоко жидкое, а сметана – ……

Творог мягкий, а сыр – ….

Хлеб горячий, а мороженое – … .

Составить рассказ-описание об одном из продуктов питания.

Какой вид продуктов питания?

Цвет, консистенция, форма.

Какие блюда можно приготовить из этого продукта?

Где, в чем хранится?

Какую пользу приносит человеку?

ТЕМА:«Я ЧЕЛОВЕК. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ»

1.Научить ребёнка называть части своего тела: голова, волосы, брови, ресницы, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щёки, ухо, виски, подбородок, лоб, затылок, шея, плечи, грудь, живот, спина, туловище, рука, нога, ладонь, кисть, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. Показывать части тела и спрашивать: – Что это?

2. Учить ребёнка употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои» Поиграть в игру «Не ошибись» – Про какую части тела молено сказать «моя»? – Моя голова, моя нога. – Про какую часть тела можно сказать «мой»? – Мой нос, мой лоб. – Про какие части тела можно сказать «мои»? – Мои волосы, мои щёки.

3. Выучить стихотворение:

Кран, откройся, Мойтесь, уши, Мойся,

Нос, умойся! Мойся, шея! Намывайся!

Мойтесь сразу, Шея, мойся Грязь с меня

Оба глаза. Хорошенько! Смывайся!

4. Почитайте ребенку «Мойдодыр», «Федорино горе», К.Чуковского, «Девочка чумазая» А, Барто. Побеседуйте на тему «Почему нужно соблюдать чистоту».

5. Загадки по теме:

Могу я в ней на дно нырнуть,
Но не могу я утонуть,
А если станет глубоко
Открою пробку я легко. (Ванна)

Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)

Гладко, душисто, моет чисто! (Мыло)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей. (Расчёска)

Родителям рекомендуется:

Повторить имя каждого члена семьи, фамилию, на доступном уровне рассказать о своей профессии и месте работы.

Рассказать, из кого состоит семья.

Закрепить знание родственных связей:

– кто ты для папы и мамы?

– для сестры или брата?

– для бабушки и дедушки?

Спрашивать: -Ты чья дочка? В итоге беседы желательно, чтобы ребёнок говорил фразы типа «Я мамина и папина дочка».

Упражнения на развитие речи:

Упражнение«Подбери признак»

Мама (какая?) – . бабушка (какая?) – . дедушка (какой?) – . папа (какой?) – . .

Упражнение«Чей, чья, чье, чьи?»

Шарф (чей?) – мамин, папин, . . Шапка (чья?) – тетина, дядина . . Пальто (чье?) – бабушкино, дедушкино . . Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины . .

Упражнение«У кого?»

У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? И т. п.

Тема: «Зима. Зимние забавы»

1.Научить ребёнка отвечать на вопросы: – Какое сейчас время года?

-До зимы что было? – – После зимы что будет?

2.Рассказывать о зиме:Как зимой светит солнце? – Как дует ветер?

Что идёт зимой? – Что происходит зимой с реками? – Как одеваются зимой люди? Что делают зимой звери? Кто зимой спит? (медведь,еж). Где они

спят? (в берлоге,в норке) Чем занимаются зимой дети?

3.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего зимой много?» Добиваться

ответа фразой. Один сугроб, зимой много (чего?) – Зимой много сугробов. Много: горок, лыжников, снеговиков.

4.В качестве экскурсии сходите с ребенком на зимний стадион, где обратите его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

5.Составить рассказ (из личного опыта) на тему: «Как я гулял зимой».

Рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит.

Рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету.

Посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города или района

Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Упражнение «Один – много»

В коробке один шар, а на елке много шаров. В коробке звезда, а на елке много звезд. И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.

Упражнение «Назови ласково»

Шар – шарик, шарики. Звезда – звездочка, звездочки. Бусина – бусинка, бусинки. Фонарь – фонарик, фонарики. И т.д.

Упражнение на образование прилагательных

Предложить ребенку ответить на вопросы:

Игрушки для украшения елки – какие? – . (елочные)

Шары из стекла – какие? – . (стеклянные)

Флажки из бумаги – какие? – .

Зайцы из пластмассы – какие? – .

Флажки разных цветов – какие? – .

Упражнение «Узнай словечко» (на активизацию словаря)

Белый, пушистый, искрящийся . (снег) Колючая, мохнатая, зеленая . (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное . (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная . (сосулька) Уходящий, старый, новый . (год).

Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».

Ссылка на основную публикацию