Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях, в стихах

Статья:

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях, в стихах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях и стихах.

3. Формировать умение согласовывать имена существительные с притяжательными прилагательными в роде и числе.

4. Формировать навык построения сложноподчиненных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Совершенствовать умение определять позицию звуков в словах.
  4. Развивать правильную воздушную струю.
  5. Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.
  6. Обогащать и развивать словарный запас.

Коррекционно-воспитательная:

1. Воспитывать познавательный интерес к занятию; навыки самоконтроля.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Сообщение темы занятия.

ΙΙΙ. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи.

ΙV. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках.

  1. «Назови картинку».
  2. «Потешки».

V. Координация речи с движением.

VΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях.

  1. Игра «Чья вещь?»
  2. Игра «Чудесный мешочек».

VΙΙ. Логоритмическое упражнение «Медвежата в чаще жили».

VΙΙΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах.

IX. Итог занятия.

Ι. Организационный момент.

Логопед здоровается с детьми и усаживает их за столы.

Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли детишки. Девочки Соня и Зоя, мальчики Миша и Женя. Они хотят научиться правильно, говорить слова и просят Вас им помочь. Поможем им?».

Дети: «Да, поможем!».

ΙΙ. Сообщение темы занятия.

Логопед: «Соня, Миша, Зоя и Женя не могут правильно произносить звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Они их постоянно путают. А вы, я знаю, можете эти звуки произносить правильно. Давайте научим их четко произносить эти звуки».

Дети: «Да, давайте научим детей правильно произносить звуки».

ΙΙΙ. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи.

Логопед: «Скажите, где лежит кончик язычка, когда вы произносите звук [С]?».

Дети по очереди отвечают: «Кончик язычка лежит внизу».

Логопед: «Правильно, молодцы!».

Логопед: «А где он находится, когда вы произносите звук [Ш]?».

Дети по очереди отвечают: «Я его поднимаю вверх».

Логопед: «Правильно, молодцы!».

Логопед просит детей подуть на тыльную сторону руки, чтобы ощутить, какая струя воздуха выходит – тёплая или холодная.

Логопед просит ребят передать, как звучит пила: с-с-с-с-с… (холодная струя воздуха).

Передать, как шипит змея: ш-ш-ш-ш-ш… (тёплая струя воздуха).

Логопед: «Молодцы. Мы с вами проверили, как вы научились правильно произносить звуки [С] и [Ш], а теперь вспомните, как надо произносить звуки [З] и [Ж].

Логопед предлагает детям спеть песенку комарика: з-з-з-з-з…

Логопед: «Покажите, где надо держать кончик язычка, когда произносишь звук [З]?».

Дети опускают кончик язычка к нижним резцам и длительно произносят: з-з-з-з-з…

Логопед: «Молодцы, правильно, кончик язычка лежит внизу».

Логопед предлагает ребятам спеть песенку жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Логопед: «А где будет кончик язычка, когда вы произносите звук [Ж]?».

Дети поднимают язык к вверху, за верхние альвиолы.

Логопед: «Правильно, язычок поднимается вверх».

ΙV. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках.

1. «Назови картинку».

Логопед показывает детям картинки на свистящие и шипящие звуки, и просит их назвать. Логопед просит детей определить место звука в слове.

Картинки на звуки [С] и [Ш]: собака, санки, весы, кокос, компас, шуба, шило, душ, бабушка, шишка.

2. «Потешки».

Логопед предлагает детям повторить потешки.

Ша-ша-ша – у Сони вкусная каша.

Шу-шу-шу – Соня кушает кашу.

Ши-ши-ши – у Сони нет больше каши.

Су-су-су – Миша поймал осу.

Са-са-са – Мишу укусила оса.

Со-со-со – у Миши сломалось колесо.

Ас-ас-ас – Миша пьет квас.

Зу-зу-зу – я вижу козу.

За-за-за – на лужайке пасётся коза.

Аз-аз-аз – у Жени есть камаз.

Жи-жи-жи – под сосной ужи.

Ёж-ёж-ёж – под сосной ещё ёж.

V. Координация речи с движением.

Девочки и мальчики – разводят руки в стороны,

Прыгают, как мячики – прыгают на месте,

Ножками топочут — топают ногами на месте,

Весело хохочут – смеются, положив руки на живот.

VΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях.

1. Игра «Чья вещь?»

Логопед просит ребят назвать картинки со звуками [З] и [Ж]. Затем логопед объясняет, что это вещи Зои и Жени, они перепутались. Нужно помочь детям найти свои вещи. Зое отдать вещи со звуком [З], а Жене — вещи со звуком [Ж]. Логопед задаёт ребёнку вопрос: «Чья это звезда?». Ребёнок берет картинку со звуком [З] и отвечает на вопрос, например: «Зоина звезда, Женин жёлудь».

Картинки вещей: жёлудь, жук, пижама, ёж, уж, пиджак, звезда, зайка, коза, ваза, зонт, камаз.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Логопед предлагаетвоспитанникам достать предмет из мешочка со звуком [С][Ш], назвать его и составить с ним предложения. Можно задавать вопросы ребенку о предмете, который он достал из мешочка, а ребёнок должен ответить на вопрос полным предложением. Например, ребенок достал кошку. Задаем ему вопрос: «Что ты нашёл в мешочке?», «Кошка домашнее или дикое животное?», «Где живет кошка?» и т.д. Ребенок отвечает: «Я нашёл кошку. Кошка домашнее животное».

Мелкие игрушки для мешочка: кошка, шишка, машинка, бусы, колесо, сова.

VΙΙ. Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:

Дети повторяют слова и движения за логопедом.

– Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!

– Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …

– Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…

– А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…

– Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…

VΙΙΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах.

Простокваши дали Клаше –

Недовольна Клаша:

  • Не хочу я простокваши

Дайте просто каши!

Ёж, ёж, где живешь?

Я живу в густом лесу.

Ёж, ёж, что несешь?

В норку яблоки несу.

IX. Итог занятия.

Логопед: «Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с детьми? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли».

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда

Елена Витальевна Хворова
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда

ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность.

Задачи:

– коррекция нарушений устной речи;

– закрепление и совершенствование речевых умений и навыков детей;

– развитие всех компонентов языковой системы.

Сентябрь.

Документационный блок

– Разработка перспективного и календарного плана коррекционной работы.

– Подготовка анкет для родителей.

– Подготовка речевых карт.

Диагностический блок

– Подробное дообследование детей, направленных ПМПК в логопедическую группу.

Коррекционно-развивающий блок

– «День Знаний» – праздник для детей логопедической гр.

– Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к нод.

– Групповая, подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность.

Блок профилактической и консультативной работы

– Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи.

– Индивидуальные беседы, наглядные консультации для родительского уголка.

Блок взаимодействия с педагогами

– Ознакомление педагогов с логопедическим заключением районного ПМПК на ПМПк МКДОУ

-Выступление на педагогическом совете, на ПМПк.

– Разработка планов взаимодействия с воспитателями логопедической подготовительной группы, с музыкальным руководителем.

Методическое обеспечение

– Пополнение программного материала по темам недели

– Обновить оформление стенда по темам недели

Октябрь.

Документационный блок

– Разработка календарного плана коррекционной работы подгрупповой НОД.

– Разработка индивидуальных планов коррекционной работы.

– Составление циклограммы и графика работы учителя-логопеда.

– Заполнение соответствующей документации

Диагностический блок

– Определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей логопедической группы

– Динамические наблюдения в процессе обучения

– Посещение группы во время самостоятельной деятельности детей, посещение нод.

Коррекционно-развивающий блок

– Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)

– Групповая, подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность.

– Логопедическое развлечение «Весёлый капустник»

– Осуществление краткосрочного проекта «Гласные звук и буква»

Блок профилактической и консультативной работы

– Ознакомление родителей с особенностями речевых нарушений у детей,

– Ознакомление с программой коррекционной работы логопеда.

– Первое Родительское собрание.

Цель: познакомить родителей с речевыми нарушениями у детей, познакомить с программой, уточнить цели работы логопеда

Блок взаимодействия с педагогами

– Ознакомление воспитателей с инновационными методами и приёмами коррекционной работы

– Выступление на «Педагогическом часе» в МКДОУ «д/с № 27»

Методическое обеспечение

– Пополнение консультативного комплекса

– Пополнение библиотечки коррекционной помощи

Ноябрь.

[i]Документационный блок[/i]

– Разработка карт динамического развития детей

– Заполнение карты динамического развития

Диагностический блок

– Динамика развития, промежуточные срезы.

– Обследование словаря детей по теме «Осень»

Коррекционно-развивающий блок

– Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) речи.

– Логопедическое развлечение «Осенняя ярмарка»

– Осуществление краткосрочного проекта «Согласные звук и буква»

[i]Блок профилактической и консультативной работы[/i]

– Ознакомление родителей с методами и приёмами работы с детьми логопедической группы.

– Открытая нод для родителей логогруппы «Что такое доброта»

– Интегрированный праздник «День матери»

Блок взаимодействия с педагогами

– Ознакомление педагогов с динамикой развития детей логопедической группы

– Заседание ПМПк МКДОУ «д/с № 27»

Методическое обеспечение

– Пополнение картотеки сенсорно-интегративных пособий (по методическим рекомендациям Лынской М. И)

Продолжение следует.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.

Годовой план работы учителя-логопеда на 2016–2017 учебный год Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад «Радуга» ___ Г. Г. Якупова Годовой план работы учителя-логопеда Зюляевой.

Годовой план работы учителя-логопеда основной школы Годовой план работы учителя-логопеда Комаровой В. В. МБОУ «ООШ №17» на 2016–2017 учебный год Цель: Своевременное выявление и оказание помощи.

Годовой план учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год Годовой план работы старшей логопедической «В» группы на 2017 – 2018 учебный год Учитель-логопед: Егорова М. В. Цель: Формирование.

Читайте также:  Логопедические перчатки

Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ Годовой план учителя-логопеда на логопункте в ДОУ на 2016-2017 год Цель: Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Перспективный годовой план на 2017–2018 учебный год учителя-логопеда Месяц Направления работы Диагностическая работа Коррекционно- развивающая работа Работа по пропаганде логопедических знаний Организационно.

Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.

Разработка “Годовой план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда дошкольной образовательной организации”

Содержимое публикации

на педагогическом совете Заведующий МАДОУ № 71

МАДОУ № 71 «_____________» А.П. Тян

Протокол № __ от «___» « __________» « _____» «_____________»

Годовой план

коррекционно – педагогической работы на 2020-20 2 1 учебный год

учителя – логопеда Хабаровой Ольги Георгиевны

Коррекционно – педагогическая работа

Документальный блок

1. Оформление документации, согласно утвёржденного положения о логопедической группе МАДОУ № 71.

2.Составлениекорректировка плана коррекционно-развивающей работы.

3.Подготовка анкет для анкетирования родителей. Анкетирование родителей.

4. Составление отчёта о работе.

Сентябрь 20 20 г.

В течение учебного года

В течение учебного года

Диагностический блок

1. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

2. Составление/корректировка планов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. Диагностика вновь прибывших детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии. Отражение результатов диагностики в речевых картах. Составление планов индивидуальной работы.

4.Динамическое психолого-педагогическое наблюдение в процессе обучения за воспитанниками группы с отражением процесса динамики в речевых картах.

5. Направление воспитанников логопедической группы на консультацию к узким специалистам по результатам динамического наблюдения (по необходимости).

6. Проведение психолого-педагогической и логопедической диагностики с целью выявления детей 4-6 лет с тяжелыми речевыми нарушениями. Направление указанной категории детей на ТМПК. Собеседование с родителями детей, направленных на ТМПК.

Сентябрь 20 20 г.

Сентябрь 20 20 г.

В течение учебного года

Сентябрь / Октябрь 20 20 г.

В течение учебного года

В течение учебного года

Апрель-Май 20 21 г.

Коррекционно-образовательный блок

1. Составление расписания коррекционно-развивающих занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) с учётом логопедического заключения ТМПК

2. Проведение коррекционно-развивающихзанятий согласно расписанию

3. Своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у воспитанников логопедической группы недостатков в речевом развитии с учётом их ведущего вида деятельности и обеспечение достижения воспитанниками уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме или приближенного к возрастной норме. Обеспечение индивидуально ориентированной логопедической помощи с учётом психологических. Физиологических и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

4. Оформление методических рекомендаций для родителей.

Сентябрь 20 20 г.

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Блок профилактической, консультативной, методической работы

1. Совместная деятельность учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы

2. Совместная деятельность учителя – логопеда с родителями

3. Повышение профессиональной компетенции

1. Анализ результатов обследования детей, посещающих логопедическую группу и вновь прибывших.

Ознакомление воспитателей с результатами логопедического мониторинга с целью планирования коррекционно – развивающей работы.

2. Анализ психолого-педагогического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями в логопедической группе. Оценка качества коррекционно-педагогической деятельности специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Определение перспектив в коррекционно-педагогической работы с детьми.

3.Определение общей и речевой готовности к школьному обучению (для детей 7 лет). Подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми, выпускающихся в общеобразовательную школу.

4 Заполнение индивидуальных дневников наблюдения и развития воспитанников логопедической группы.

5. Проведение консультаций для воспитателей по вопросам развития, формирования, совершенствования ЛГС речи, звукопроизношения:

образовательной работы в логопедической группе».

« Логочас. Цель.Задачи. Особенности проведения »

« Особенности работы воспитателяи узких специалистов

в логопедической группе»

« Игры и упражнения для обогащения словарного запаса и развития связной речи

дошкольников с речевыми нарушениями»

6. Проведение практикумов:

«Логоритмика в логопедической практике».

« Сказкотерапия в логопедической

7. Оформление методической выставки

«Играем пальчиками – развиваем

« Игры для развития

« Игры для развития звуко –

слоговой структуры слова».

« Игры для развития

8. Оформление папки-передвижки:

« Учим считалки, пословицы, поговорки».

9. Посещения занятий воспитателей с целью контроля за систематичностью проведения коррекционно-развивающей работы:

Просмотр занятий воспитателя

по познавательному развитию детей.

воспитателями логопедического часа

Просмотр занятий воспитателя

по речевому развитию детей.

10. Совместная подготовка к проведению праздников.

11. День открытых дверей для родителей.

12. Проведение открытых занятий для воспитателей:

«Предлоги «- В»;«- НА»; «- ПОД»

по сюжетной картинке».

13. Проведение мини – педсоветов.

14. Проведение родительских собраний по темам:

«Начало учебного года.

Итог психолого-педагогического и логопедического обследования.

Анкетирование педагогической и логопедической грамотности родителей

Презентация « Речевые нарушения. Классификация».

«Итоги работы второго

периода обучения. Задачи работы третьего периода». «Читаем красиво и правильно».

Анкетирование родителей. «Эффективность взаимосвязи специалистов МАДОУ и родителей.

Содержание работы МАДОУ глазами родителей».

«Итоги работы второго периода.

Презентация «Наши успехи».

2. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей.

3. Обучение родителей приемам работы с детьми в домашних условиях. 4.Консультации по запросу родителей.

«Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

«Артикуляционная гимнастика вместе с мамой».

«Фонематический слух – основа грамотного письма».

гимнастики в речевом развитии ребёнка».

«Как научить ребенка читать».

5. Проведение практикумов.

«Речедвигательный тренинг с

детьми, имеющими нарушения речи».

6. Оформление логопедического уголка для родителей.

«Простые советы логопеда. Сам себе логопед».

«Выполнение методических рекомендаций логопеда».

«Моторная готовность детей

с нарушениями речи к школьному обучению».

« Рычалочка». Что нужно знать

о шипящих звуках».

«Звуковой анализ и синтез слов».

« Работаем со считалочками».

7. Проведение открытых занятий для родителей:

«Составление рассказа по серии

8. Выпуск памяток, тематических листовок для родителей.

9. Проведение логопедического развлечения «Как хорошо уметь читать».

10. Подведение итогов коррекционно-развивающей работы, рекомендации родителям выпускников, рекомендации на летний период.

1. Участие в работе методического объединения учителей – логопедов с целью обмена опытом.

2. Комплектование методической и дидактической библиотеки.

3. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду»

4. Разработка новых методических пособий

5. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

6.Продолжение самообразования по теме

«Развитие связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями» 7.Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями»

Октябрь 20 20 г.

В течение учебного года.

Май/Июнь 20 21 г.

В течение учебного года.

Октябрь 20 20 г.

Декабрь 20 20 г.

Февраль 20 2 1г.

Февраль 20 2 1г.

Февраль 20 2 1г.

Февраль 20 2 1г.

В течение учебного года

В течение учебного года

По календарному плану логопеда

В течение учебного года

В течение учебного года (среда каждой недели)

Апрель 20 2 1 г.

Февраль 20 2 1г.

В течение учебного года

Декабрь 201 9 г.

Февраль 20 2 1г.

Согласно календарно – тематического плана

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Заведующий МАДОУ № 71 ______________ Тян Александра Платоновна

Учитель- логопед ______________Хабарова Ольга Георгиевна

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя логопеда в МДОУ
методическая разработка по логопедии по теме

Годовой план работы логопеда, строится по следующим направлениям:

1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ

4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

5. БЛОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

6. БЛОК КОНТРОЛЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
godovoy_plan.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

организации коррекционно-педагогической работы

на 2012 /2013 учебный год

учителя – логопеда Гордатий М.Ю.

МДОУ д/с № 3 компенсирующего вида

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Подробное обследование устной речи детей, распределение на подгруппы. Заполнение речевых карт.

Диагностика и обследование:

  1. Грамматический строй родного языка
  2. Обследование звукопроизношения
  3. Обследование словаря детей
  4. Состояние связной речи у детей
  5. Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции
  6. Обследование фонематического слуха детей

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка

Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Динамическое наблюдение в течение года, промежуточные срезы.

Консультирование детей у врачей психоневролога и ортодонта.

Беседа, набор диагностических материалов.

Диагностические материалы, тесты, тесты – игры, тесты – упражнения

Беседа, набор диагностических материалов.

Диагностические материалы, тесты, тесты – игры, тесты – упражнения

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Оформление рабочей документации логопеда.

Работа с документацией

3. БЛОК АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ

Анализ результатов диагностики.

Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирования работы на год.

Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса:

  1. комплектования групп/подгрупп по проявлению нарушений
  2. планирование индивидуальной работы с детьми
  1. заполнение речевых карт
  2. план организации совместной деятельности всех воспитанников
  3. планы (перспективные, календарные , индивидуальные, подгрупповые, и фронтальные)
  4. тетрадь индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы
  5. тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями

Педагогические консилиумы (по проблемам отдельно взятых детей): психолог, социальный педагог, логопед

Работа по повышению квалификации:

Работа с документацией

Составления плана работы

Списки (в приказ)

План ежемесячный, еженедельный

4. БЛОК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию звуковой культуры речи

Непосредственно-образовательная деятельность по коррекции произносительных навыков и умений.

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию и развитию связной речи.

В течение года в соответствии с сеткой занятий.

Групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия

5. БЛОК ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

Родительское собрание: « Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей »

Проект-презентация: «Организация логопедической службы в ДОУ»

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:

  1. Индивидуальные беседы с родителями

(налаживание контактов, уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда)

  1. «Познавательное и речевое развитие ребёнка от 0 до 7 лет»
  2. «Причины и виды речевых нарушений»
  3. «Как заниматься с детьми дома по домашним тетрадям»
  4. «Как провести логопедическое занятие дома»
  5. «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»
  6. «Десять правил для родителей»
  7. «Развиваем «умные пальчики»
  8. «Рекомендации логопеда для детей младшего дошкольного возраста»
  9. «Общаться с ребёнком – здорово!»

2. Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия

( ознакомление родителей с особенностями работы логопеда, продвижением речевого развития каждого ребёнка)

  1. Наглядные папки передвижки

( ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми)

4. Индивидуальные консультации с родителями “Вопрос – ответ”

Родительское собрание: «Знакомство родителей с итогами обучения в логопедической группе за учебный год. Характеристика речевого развития каждого ребёнка»

Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции

  1. индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции речевого развития
  2. анкетирование, тестирование
  3. семинары по практическим вопросам коррекции
  4. Консультации
  1. «Знакомство воспитателей с результатами речевого обследования детей группы. Обсуждение индивидуальных планов логопедической работы с детьми»
  2. «Основные направления коррекционной работы воспитателя логопедической группы»-
  3. «Рекомендации по проведению коррекционного часа и вечерних занятий по заданию логопеда» –
  4. «Приёмы обогащения словаря дошкольника» –
  5. «Роль речи воспитателя в речевом развитии дошкольников» –
  6. «Роль фонематического восприятия в формировании речи детей» –
  7. «Проведение пальчиковых игр с детьми» «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»

Посещение открытых занятий воспитателей и специалистов

Годовое планирование учителя-логопеда

Содержимое разработки

Годовой план логопедической работы

на 2020-2021 учебный год.

Цель работы: 1.Оказание помощи учащимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

2.Своевременное выявление учащихся с трудностями освоения общеобразовательных программ.

3. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

4. Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

Осуществить логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей начальной школы, выявить детей с отклонениями речевого развития.

Начать работу над формированием правильного звукопроизношения детей, поступивших в первый класс: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.

Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи учащихся 2-4 классов.

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие учащихся начальной школы.

Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.)

Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.

Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Совершенствовать и стимулировать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать.

Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе.

Развивать способность к запоминанию.

Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику.

Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность.

Прививать навыки контроля за своей и чужой речью.

Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.

ДИАГНОСТИКА

Обследование устной речи учащихся 1 класса, составление списков групп, по недостаткам звукопроизношения

1 сентября – 30 сентября

Запись в журнале «Журнал обследования учащихся».

2.Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения

(анализ состояния письменной и устной речи учащихся логопедических групп).

в течение учебного года

3.Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся логопедических групп. Сбор сведений о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения.

4.Обследование состояния письменной речи учащихся 2-4-х классов по прописям и тетрадям.

Запись в журнале обследования.

5.Проведение углубленного обследования письменной речи у выявленных детей- дисграфиков, постановка их на учет.

в течение учебного года

6.Обследование письма и чтения учащихся 1 класса.

7.Диагностика речевых нарушений по запросам.

в течение учебного года

2.Организационная работа

1. Планирование логопедической работы.

годовой план работы

2. Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса).

Список учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.

3. Планирование индивидуальных занятий.

4. Составление расписания логопедических занятий.

5. Ведение документации.

в течение учебного года

3.Коррекционно – развивающая работа

1.Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи.

с 1 октября по 16 мая

журнал учета посещаемости

2. Проведение подготовительного этапа коррекционного обучения с детьми, поступающими в первый класс и имеющими речевые нарушения различной степени выраженности.

4.Консультативно – просветительская работа

1.Посещение уроков русского языка и чтения в 1 – 4 классах с целью соблюдения преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с учащимися, имеющих речевые нарушения.

журнал учета посещений уроков

2. Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

– выступления на родительских собраниях по запросам;

– проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

– оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;

запись в тетради консультаций

3. Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей, выступление на мо логопедов).

5.Самообразование и методическая работа

1. Участие в работе семинаров методического объединения логопедов

2. Участие в работе МО учителей начальной школы, педагогических советах.

3. Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

в течение учебного года

4. Приобретение, разработка, изготовление учебно – дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи учащихся:

– пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

– дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по устранению дисграфии, обогащению словарного запаса;

– изготовление карточек с заданиями для родителей;

в течение учебного года

5. Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление».

в течение учебного года

разработка рекомендаций для учителей

6. Внедрение в коррекционный процесс средств информационно-компьютерных технологи.

1. Разработка методического материала по формированию фонематического слуха с использованием современных компьютерных технологий.

в течение учебного года

7. Повышение уровня профессиональной ориентации.

1. Подготовка к подтверждению на I квалификационную категорию.

сентябрь- март 2021-2022 г.г.

2. Подтверждение I квалификационной категории.

Годовой план работы учителя-логопеда

Директор ГБОУ Школа №______

________________/________________________.

Годовой план работы

учителя-логопеда

Сафоновой Ирины Александровны

на 2017-2018 учебный год

Москва 2018

Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.

Концепция деятельности учителя-логопеда

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.

Цель логопедической работы – воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.

Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.

Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.

Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

4. Коррекционно–развивающая работа

Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.

6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.

6.4. Участие в педсоветах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала

8. Блок контроля

8.1. Подведение итогов работы за учебный год.

Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Мероприятия

Сроки проведения

Организация учебно-развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

2. Подготовка раздаточного материала

Дидактический материал (индивидуальный)

3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий

Диагностико-аналитическая деятельность

1. Итоговое обследование речи детей

2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях

3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия

4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Составление расписания логопедических занятий

С даты зачисления на ППк

Расписание логопедических занятий

6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп

В течение года, по запросу

7. Оформление документации учителя-логопеда

– речевая карта, индивидуальный план работы;

-перспективный план подгрупповых занятий;

– годовой план работы;

-журнал учета посещаемости занятий;

-отчет о работе за год (статистический и аналитический)

Коррекционно- развивающая работа

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

С 15 сентября по 31 августа

Журнал учета логокоррекционной работы

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ

В соответствии с ИОМ

Журнал учета логокоррекционной работы

Научно-методическая работа

1. Участие в МО учителей-логопедов

Посещение занятий коллег

2. Участие в спец. семинарах, педсоветах.

Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии

3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

4. Проведение консультаций для педагогов:

– «Развитие моторики у детей с ДЦП».

– «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»

«Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников»

Протоколы (при групповой форме)

Мастер-класс для педагогов:

«Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК»

Проведение групповых родительских консультаций:

«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

«Речевая готовность ребенка к школе».

По плану учреждения

Проведение викторины «Буквоежка»

8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса.

По запросу в течение года

Журнал учета консультаций

Взаимосвязь со специалистами ГБОУ

1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом

Информация для индивидуальных речевых карт

2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей

3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков

Обмен опытом, самообразование

4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда

Персональный сайт учителя-логопеда

Касаткиной Елены Владимировны

  • Информация обо мне.
  • Моя профессиональная деятельность
  • Образование
  • Курсы и тренинги
  • Мои достижения.
  • Мои умения и навыки.
  • Мои интересы.
  • Участие в методической работе района.


    • Моя профессиональная деятельность
    • Образование
    • Дополнительное образование
    • Курсы и тренинги
    • Мои достижения
    • Мои умения и навыки
    • Мои интересы
    • Участие в методической работе района.

    • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
    • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.

    • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
    • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
    • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
    • Научно-практические конференции
    • Методические материалы для руководителей ДОУ
    • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
    • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
    • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
    • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ

    • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
    • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
    • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
    • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
    • Смотры-конкурсы в ДОУ
    • Методическая копилка

    • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
    • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
    • Мои логопедические технологии и методики
    • Консультации для учителей-логопедов
    • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
    • Консультации учителя-логопеда для родителей
    • Словарь логопедических терминов
    • Тесты по логопедии
    • Мониторинг развития речи
      • Мониторинг уровня развития лексического запаса
      • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
      • Мониторинг уровня развития связной речи
      • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи

    • Нормативно-правовая база аттестации
    • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
    • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
    • Изменения в процедуре аттестации

    • Главная
    • Информация обо мне
      • Моя профессиональная деятельность
      • Образование
      • Дополнительное образование
      • Курсы и тренинги
      • Мои достижения
      • Мои умения и навыки
      • Мои интересы
      • Участие в методической работе района
    • Новости дня
    • Фотоальбом
      • Районная Педагогическая ассамблея 28.03.2013 г.
      • Межрайонная научно-практическая конференция 20.02.2013 г.
      • Зональный практический семинар для руководящих и педагогических работников ДОО Московской области 29.01.2015 г.
    • Методическое сопровождение дошкольного образования района
      • Годовое планирование методического сопровождения дошкольного образования Волоколамского муниципального района
      • План-график методических мероприятий Волоколамского муниципального района на месяц
      • Районные конкурсы профессионального педагогического мастерства
      • Научно-практические конференции
      • Методические материалы для руководителей ДОУ
      • Методические материалы для старших воспитателей ДОУ
      • Современные образовательные технологии и методики в ДОУ
      • Мониторинг образовательного процесса в ДОУ
      • Внедрение ФГТ и ФГОС ДО в практику ДОУ
    • Методическая служба в ДОО
      • Годовой план деятельности МДОУ д/с № 14
      • План-график методических мероприятий в МДОУ д/с № 14 на месяц
      • Циклограмма деятельности старшего воспитателя МДОУ д/с № 14
      • Фронтальный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Тематический контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Оперативный контроль старшего воспитателя в ДОУ
      • Смотры-конкурсы в ДОУ
      • Методическая копилка
    • Коррекционно-логопедическая работа в ДОО
      • Годовое планирование деятельности учителя-логопеда в МДОУ д/с № 14
      • Современные коррекционно-логопедические развивающие технологии и методики
      • Мои логопедические технологии и методики
      • Консультации для учителей-логопедов
      • Консультации учителя-логопеда для педагогов ДОО
      • Консультации учителя-логопеда для родителей
      • Словарь логопедических терминов
      • Тесты по логопедии
      • Мониторинг развития речи
        • Мониторинг уровня развития фонетико-фонематической стороны речи
        • Мониторинг уровня развития лексического запаса
        • Мониторинг уровня развития грамматического строя речи
        • Мониторинг уровня развития связной речи
    • Аттестация педагогических кадров образовательных организаций
      • Нормативно-правовая база аттестации
      • Процедура аттестации педагогических работников ОУ Московской области
      • Экспертиза профессиональной деятельности педагогических работников ОУ Московской области
      • Изменения в процедуре аттестации
    • Карта сайта
    • Сведения об образовательной организации

    Годовое планирование деятельности

    учителя-логопеда в МДОУ

    “Детский сад №14 общеразвивающего вида”.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми 6 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является составной частью образовательного процесса специальной группы детского сада, предусматривающего полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

    Планирование коррекционно-развивающей работы во всех пяти направлениях развития и образования детей дошкольного возраста (образовательных областях – в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

    Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и медицинской сестры. При этом особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка, предусмотренному основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в психическом развитии детей, обеспечивающих социальную успешность детей ( Схема 1 ).

    Планирование и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи:

    определяется коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993), программно-методическими рекомендациями Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (М., 2009) и ряда авторов (Н.С.Жукова, Л.Н.Ефименкова, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская и др.);

    обеспечивает единство обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    строится с учетом возраста детей от 6 до 7 лет и структурой их речевого недоразвития.

    При построении системы коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей учитываются общедидактические принципы , отражающие общие закономерности усвоения речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

    Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

    Принцип постепенности подачи учебного материала.

    Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

    В основу организации образовательного процесса с детьми 6-7 лет, имеющих ОНР, положены следующие принципы коррекцинно-развивающего воздействия (Р.Е.Левина):

    Учет закономерностей развития детской речи в условиях онтогенеза.

    Анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития.

    Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

    Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языковой системы.

    Дифференцированный подход к содержанию, направлению и приемам коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различную структуру речевого нарушени я.

    Учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают взаимозависимость формирования речевых и психических процессов в ходе общего коррекционного воздействия.

    Основные условия эффективности коррекционно-развивающего воздействия заключаются в следующем:

    коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия на логопедических занятиях;

    необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы: фонетико-фонематической стороной речи и лексико-грамматическим строем;

    установление оптимального соотношения фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения;

    развитие у детей максимальной речемыслительной активности и самостоятельности путем подбора игр и упражнений;

    обязательное протекание коррекционного обучения в атмосфере доброжелательности с положительным эмоциональным откликом детей.

    Цель коррекционно-развивающей работы : коррекция общего недоразвития речи путем использования поэтапной системы формирования речи и предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

    Задачи коррекционно-развивающей работы:

    Формировать у детей связную, грамматически правильную речь, фонетическую систему языка и элементы грамоты с целью подготовки значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.

    Воспитывать интерес к занятиям, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.

    Развивать познавательную активность и познавательные интересы детей, совершенствовать деятельность сохранных анализаторов с целью благоприятного развития компенсаторных возможностей дошкольников.

    Корригировать недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленные особенностями речевого дефекта.

    Оптимизировать коррекционно-логопедическую работу как развивающую индивидуально-ориентированную систему воспитания и обучения путем подбора учебно-дидактического материала и коррекционных упражнений, стимулирующих и регулирующих мыслительную и речевую деятельность детей и содержащих элементы занимательности и игры.

    Совершенствовать диагностический инструментарий, методы и приемы коррекции и развития слоговой структуры слова и ее предпосылок как составной части устранения речевых дефектов.

    Пополнять оборудование логопедического кабинета и речевых зон групп за счет собственного творчества и помощи родителей.

    Использовать различные формы работы с педагогами образовательного учреждения с целью развития коммуникативной компетентности детей всех возрастных групп в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.

    Реализация данных требований достигается через постановку образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач , осуществляемых логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также в совместной деятельности взрослых с детьми. В детском саду создан единый речевой режим в виде контроля над речью детей в течение всего дня.

    Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с ФГОС дошкольного образования носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Ссылка на основную публикацию