Логопедическое занятие ‘Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака’

Логопедическое занятие ‘Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака’

Обозначение мягкости согласных в конце слова

буквой мягкий знак.

  1. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы.
  2. Развивать слуховую память и слуховое восприятие.
  3. Научить обозначат мягкость согласных на конце слова буквой Ь.
  4. Продолжать формирование навыка звуко-буквенного и слогового анализа слов.
  5. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. множественного числа имени существительного.
  6. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
  7. Развивать пространственную ориентировку.
  8. Воспитывать умение анализировать результаты своей деятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа, касса букв, предметные картинки по теме «Домашние животные», мяч, карточки со словами для преобразования слов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое настроение? (смайлики) Время года? Число? Оформление тетрадей.

  1. Артикуляционная гимнастика, массаж пальцев су-джоками.

Артикуляционные упражнения в зависимости от отрабатываемого звука.

У сосны, пихты и елки

Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

  1. Развитие фонематического слуха.

Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова.

Слова: УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная работа с объяснением значений слов).

Вывод: одна согласная буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий.

  1. Звукобуквенный анализ слов.

Вспомните слова, которые заканчивались на звуки [л] и [л , ]

Выложите из фишек звуковую схему слов угол, обозначьте буквами из кассы букв.

Что нужно изменить в схеме, чтобы слова «угол», чтобы получилось слово «уголь»? (заменить синюю фишку в конце слова на зеленую).

Логопед записывает на доске слово УГОЛ. Правильно я записала? Можно букву Л в конце слово прочитать мягко? А какая буква нам в этом поможет? Буква Ь никакого звука не обозначает, а лишь показывает, что букву рядом с ней нужно читать мягко. Буква Ь – молчаливая служанка.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Чего в слове «уголь» больше: звуков или букв? Почему? (один звук мы обозначили 2-мя буквами)

  1. Слоговой анализ слов, развитие пространственной ориентировки.

Около замков есть лес, в котором живут… Логопед выставляет на доску предметные картинки, а дети называют, задавая предварительно друг другу вопрос «кто это?»

Картинки: ЛОСЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, КОТ, ВОЛК.

Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки.

Кто стоит слева от лося? Справа от рыси? Между котом и волком? И т.п.

Какая картинка лишняя? Почему?

Назовите животных, в названии которых 2 слога, 1 слог. Поместите картинки под соответствующей схемой.

Назовите животных, в названии которых произносим мягкий согласный звук в конце слова.

Запишите названия животных, которые состоят из 1 слога и в конце которых есть мягкий согласный звук. Какую букву напишите в конце этих слов? Отметьте зеленым карандашом буквы, которые будем читать мягко. Какая буква подсказала, что их нужно читать мягко?

Речь с движением.

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал – зайка скок и убежал!

  • Назовите слова из стишка, в конце которых вы услышали мягкий согласный звук.

Что обозначают эти слова? (действия) Какой карточкой покажете? (карточка с двумя полосками для обозначении слов-действий)

– В клетке один волк.

– В лесу много волков (зайцев, медведей и т.д.)

  1. Работа над предложением.
    • Игра «Работаем волшебниками»

У детей слова МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь.

С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.

  • Дополните мои предложения подходящим по смыслу словом.

Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….

  • Составьте предложения из слов:

Дорога, расти, ель, пушистый (можно рассмотреть варианты с разными предлогами).

Лес, жить, большой, лось.

  • Составить схему предложения. Подойдет ли второе предложение к первой схеме?

Одно из предложений записать в тетрадь.

  1. Итог занятия, рефлексия.

Какую работу выполняет буква Ь в слове? Какой звук она обозначает?

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, девять, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

Оцени свою работу, показав кружок соответствующего цвета:

Конспект логопедического занятия “Мягкий знак показатель мягкости согласных”

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся 1го класса (состав группы: 6 человек, дети с общим недоразвитием речи III IV уровня.)

Тема занятия: Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова.

Цель занятия: обучить детей обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака (ь).

– корригировать и развивать слуховое восприятие;

– корригировать и развивать зрительное и слуховое внимание; память;

– корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;

– закреплять навык слышать мягкие согласные в конце слова;

– закреплять навык слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда;

– закреплять навык письма и чтения;

– формировать представление о словах-предметах, словах-признаках и словах-действиях;

– воспитывать интерес к занятиям;

– воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);

– способствовать созданию благоприятного психологического климата;

– соблюдать правильную посадку ребенка;

– планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки-символы: зеленые и синие прямоугольники на палочках, раздаточные карточки с предложениями, рабочие тетради, смайлики-наклейки.

Ход занятия:

Этапы и виды работ на данном этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

Приветствие детей. Педагог предлагает каждому ребенку придумать слово, в котором согласный звучит мягко и назвать гласную, которая смягчает этот согласный.

Учащиеся подбирают слова, называют их и садятся на своё место.

Организовать детей и настроить их на занятие.

Работа с символами: синий квадрат – твёрдый согласный, зеленый квадрат – мягкий согласный.

Педагог называет слова и предлагает определить, как звучит первый согласный в слове: твердо или мягко, и показать соответствующий символ.

Слова: люди, лужи, лось, лес, лук, люк, нос, нёс, мишка, мышка, рысь, рис.

Учащиеся определяют твердость-мягкость первого согласного и показывают соответствующий символ.

Повторить пройденный материал.

Корригировать и развивать слуховое восприятие.

Закреплять навык слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Работа с презентацией.

Педагог показывает предметные картинки на слайде (Слова: лось, конь, огонь, букварь, гусь).

Спрашивает, если ли в этих словах мягкие согласные. Просит назвать эти согласные.

Почему эти согласные звучат мягко, что смягчает их.

Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит мягко, потому что его смягчает мягкий знак.

Цель нашего урока – научиться правильно использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Учащиеся называют их.

Слушают объяснение педагога.

Тренировать навык слышать мягкие согласные в составе слова.

Оценить понимание нового материала.

Чтение слов с мягким знаком на конце слова.

Слова написаны на доске.

Пыль, гусь, гость, цепь, соль, пузырь, огонь, карась, пень, окунь, ель.

Педагог показывает учащимся слова, написанные на доске.

Учащиеся читают слова по цепочке, через слово, по 2 слова.

Закреплять навык чтения.

Работа с презентацией.

Слова и картинки: гусь, пенал, шаль, волк, пять, якорь, дятел, цепь.

Педагог обращает внимание детей на картинки и подписи под ними. В каких словах нужно написать мягкий знак? В каких словах конечный согласный звучит мягко?

Учащиеся работают в тетради. Запись числа и дня недели.

Закреплять навык письма.

Физминутка «Мягкий знак»

Слова: Ел, ель, брать, брат, мел, роль, конь, шкаф, мель, книга, кость, хор, лось, глухарь, медведи, рысь, лани, олень.

Педагог называет слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ребята выполняют упражнения.

Активизировать двигательную активность.

Работа с раздаточным материалом.

Карточки с предложениями.

Рычит __ звер___.

Педагог раздаёт детям карточки. Необходимо переписать в тетрадь только те предложения, где нужно вставить Ь.

Учащиеся выполняют письменное задание.

Закреплять навык письма, оформления предложения на письме.

Работа с деформированным предложением. Презентация.

Педагог предлагает прочитать слова и составить из них предложение. (Предложение: Красивая сирень растёт во дворе.)

Назвать предложение устно.

Запись предложения на доске и в тетрадях.

Найти и подчеркнуть в предложении слова-предметы, слово-действие, слово-признак.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь, подчеркивают слова, обводят мягкий знак (ь) в кружок.

Тренировать навык чтения.

Развивать устную речь.

Закреплять навык письма, оформления предложения.

Закреплять у детей понятия слово-предмет, слово-признак, слово-действие.

Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить то, чем занимались на занятии.

Затем оценивает работу ребенка, наклейка смайлик в тетрадь за хорошую работу.

Дети вспоминают, отвечают на вопросы.

Обобщить тему урока.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность ребенка.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Конспект урока по русскому языку 2 класс “Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака”

Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Перенос слов с мягким знаком.
Цель: Закрепить знания о правописании слов с мягким знаком – показателем мягкости.
Задачи:
– учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
– совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;
– закрепить умение переносить слова с Ь – показателем мягкости.

Формируемые УУД:
Личностные:
– принимать и осваивать социальную роль ученика;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– определять общие для всех правила поведения.
Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний;
– проводить анализ учебного материала;
– сравнивать и группировать слова;
– делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Регулятивные:
– готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке;
– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции;
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;
– отличать верно выполненное задание от неверного;
– осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– учиться работать в паре, группе.

Оборудование:
1. Видео Смешарики. Начало.
2. Девиз урока на доску.
3. Цветы для рефлексии с магнитами.
4. ИКТ презентация с заданиями.
5. Словарное слово МЕБЕЛЬ.
6. Словарь Ожегова С.И.
7. Части пословиц для работы в группах.
8. Пословица на доску «Семь раз отмерь – один отрежь».
9. Видео – физкультминутка.
10. Цветы со словами для работы в парах.
11. Картинки Смешариков.
12. Лучики для солнышка «Ценности семьи»

Ход урока:
Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята.
– Сегодня на урок к нам пришли всем вам хорошо знакомые мультипликационные герои.
(Видео. Начало 20 сек.)
– Вместе с ними мы проведём сегодняшний урок русского языка.
– Девиз нашего сегодняшнего урока: (На доске. Читают все.)
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает».
– Откройте тетрадь запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:
Картинка Ёжика на доску.
– Ёжик хочет посмотреть как вы аккуратно пишите в своих тетрадях.
сс
– Посмотрите на соединения, записанные в минутке чистописания. Какую орфограмму мы сегодня повторим? (Удвоенную согласную с)
Показ
– Запишите это соединение 2 раза.
– Назовите словарное слово, в котором употребляется эта орфограмма (класс)
– Запишите словарное слово, подчеркните орфограмму.
Рефлексия этапа: Смешарики очень любят собирать цветы. Давайте мы вместе с ними будем собирать цветы. Если вам понравилось как вы написали минутку чистописания, то поднимите красный цветок, если в каких то соединениях вы не постарались – жёлтый, если вы считаете, что могли бы написать намного лучше – зелёный.

Словарно – орфографическая работа: (2 человека у доски)
– Копатыч приготовил для вас загадки.
Картинка Копатыча на доску.

– Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад.
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая (Морковь)

Строчки, точки, запятые,
Закорючки непростые.
И стоит оценка «пять» –
Это Вовина . (Тетрадь)
Проверка

– Написание каких слов мы сейчас вспомнили?
Рефлексия этапа:
– Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный – допущено три и более ошибок.

– А сейчас послушайте определение слова из универсального толкового словаря и назовите ещё одно словарное слово.
(Читает ученик) Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. (Мебель)
(На доску)
– Проговорим это слово по слогам. Запишите это слово после точки.

Постановка темы и целей:
– Посмотрите на слова. Какое из этих слов отличается от других? (Семья, в нём разделительный Ь. Все слова словарные, а семья нет)
(Слово СЕМЬЯ напечатанное прикрепляю на маленькую доску)
– Что такое семья? (Ответы детей)
– Давайте обратимся к словарю Дмитрия Николаевича Ушакова.
(Читает ученик) Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ученик: Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Здесь мама, папа, брат и я
Мы вместе дружная семья!
– Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди – наша семья.
Работа в парах
– Ребята, какие пословицы о семье вы знаете? (Ответы детей)
– У вас на парте лежат части пословицы. Соберите её и объяснить их значение.
Вся семья вместе и душа на месте
(Ученики собирают пословицы, объясняют смысл.)

– Вернёмся к словам, которые мы записали. Выделите общую орфограмму и назовите тему сегодняшнего урока. (Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака.)
– Какие цели мы поставим на урок? Что мы будем сегодня делать? (писать слова с Ь, вспомним о значении Ь в словах, )
– А так же вспомним правила переноса слов с Ь

Работа по теме урока:
Значение Ь в слове
Картинка Лосяша на доску.
– Лосяш принёс к нам на урок пословицу, но одно слово потерял.
Пословицу на доску
. раз отмерь, один раз отрежь.
— Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Ка¬кое слово потеряно? (Семь раз отмерь, один раз от¬режь.)
Добавить слово
– Объясните смысл данной пословицы.
– Назовите звуки в слове семь.
– Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Звуки [С’] и [М’] мягкие.>
– Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С’]? (Гласной буквой Е.)
– Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [М’] (Ь.)
– Итак, какую функцию в этих словах выполняет Ь? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
Работа в тетради. (2 человека на доске.)
– Лосяш предлагает выполнить задание: на слайде вы видите картинки. Запишите только названия тех картинок, в которых есть Ь – показатель мягкости, подчеркните орфограмму в словах.
Слайд 1
Лось, конь, медведь, рысь, гусь, воробьи, лиса, муравьи, петух.
Проверка на доске

Читайте также:  Презентация: Развитие фонематических процессов

(1 человек на доске)
– Догадайтесь, о чём я говорю, запишите эти слова в столбик в тетрадь.
Если из одной точки провести два луча, мы получим геометрическую фигуру, которая называется как? (Угол)
– Как называется полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске? (Мел)
– Как называется длинная палка, которую используют для прыжков в длину? (Шест)
– Измените слова, добавив мягкий знак. Запишите эти слова рядом.
– Что сделал мягкий знак? (Изменил значение слова)
– Итак, какие функции несёт мягкий знак в словах? (Смягчает согласный звук, изменяет лексическое значение слова)
Рефлексия этапа:
– Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный – допущено три и более ошибок.

Физкультминутка. Видео 50 сек.
Картинка Кроша на доску.
– Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Место Ь в слове. Перенос слов с Ь. Работа в парах.
Картинка Нюши на доску.
– Гуляя на полянке, Нюша собирала цветы, чтобы подарить их Совунье и Лосяшу. На каждом слове было написано слово.
Слайд 2
– Поработайте в парах. Разделите все цветы на 2 букета.
карась письмо
апрель альбом
лошадь мальчик
зверь кольцо
дождь деньки
– На какие группы вы разделили цветы? (В один букет цветы, на которых Ь в конце, во 2 букет –слова где Ь в середине)
Слайд 3
– Где может стоять мягкий знак в словах? (В середине и в конце слова)
КартинкаСовуньи на доску.
– Совунья с радостью приняла букет и решила переписать слова с цветов к себе в тетрадь. Но слова никак не помещались у неё на строке.
Слайд 4
– Посмотрите как записала слова Совунья: пис-ьмо, аль-бом, мал-ьчик, кол-ьцо, день-ки.
– Как вы думаете правильно ли она перенесла слова с одной строки на другую? В каких словах допущены ошибки? (Письмо, мальчик, кольцо)
– Что обозначает мягкий знак в этих словах? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного)
– Значит при переносе его нельзя отделять от этой буквы.
– Сделайте вывод, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова с одной строки на другую? (Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы)
– Прочитайте правило переноса слов с мягким знаком.
Слайд 5
Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы
– Что нового вы узнали из правила?
Работа в тетради.
Слайд 6
– Запишите слова с переносом правильно. (2 человека на доске)
Проверка
– Какое правило мы сейчас вспомнили? (Перенос слов с мягким знаком.)
– Как мы переносим слова с мягким знаком? (Оставляем его с согласной буквой)
Рефлексия этапа:
– Соберём цветы на полянке Смешариков. Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный – допущено три и более ошибок.

Закрепление материала.
Работа в учебнике
Картинка Кар-карыча на доску.
– Кар-карыч предлагает поработать с учебником.
Стр. 62 Упр. 89
– Прочитайте слова, данные в упражнении. Из данных слов вы должны выписать только двухсложные слова и разделить их для переноса.
Проверка
– Назовите в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
(1 тетрадь на проверку)
Рефлексия этапа:
– Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный – допущено три и более ошибок.

Ценности семьи. Работа в группах.
– На полянке весело играют дружная семья Смешариков. Чего не хватает? (Лучиков у солнца)
– Предлагаю вам сделать солнышко ярче и теплее.
– Ребята, что такое ценность? (Это то что очень важно)
Работа в группах.
– Прочитайте слова на лучиках и найдите ценность, которая очень важна в каждой семье и прикрепите его к солнышку.

Умение прощать Верность Любовь
Жадность Жадность Жадность
Недоверие Недоверие Недоверие
Предательство Предательство Предательство
Эгоизм Эгоизм Эгоизм
Непонимание Непонимание Непонимание

Честность Щедрость Ответственность
Жадность Жадность Жадность
Недоверие Недоверие Недоверие
Предательство Предательство Предательство
Эгоизм Эгоизм Эгоизм
Непонимание Непонимание Непонимание

– Посмотрите, какое лучистое солнышко засветило над нашей полянкой. Надеюсь и в ваших семьях ценности нашего солнышка согревают вас своим теплом.
– Что заметили в ценностях, написанных на лучиках? (Во всех словах есть Ь – показатель мягкости)
Итог урока:
– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О мягком знаке в словах)
– На что указывает мягкий знак в словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
– Что может сделать мягкий знак в слове? (Изменить значение слова)
– Как переносить слова с мягким знаком? (Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы)

– Ребята, о каком родном слове мы говорили сегодня на уроке? (Семья)
Ученик: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ученик: Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Рефлексия
– Давайте украсим нашу полянку цветами.
Если вам было интересно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите на доску красный цветочек. Если где то вы допускали ошибки – жёлтый. Если вы совсем не поняли темы сегодняшнего урока и допустили очень много ошибок в заданиях – зелёный цветок.

Конспект урока по русскому языку “”Обозначение мягкости согласного мягким знаком”

Урок русского языка во 2-м классе

по теме “Обозначение мягкости согласного мягким знаком”

Цели:

  • Обучающие:
  • Уточнить представления о мягком знаке (ь) как знаке обозначения мягкости согласного звука на письме.
  • Формировать умение соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, подбирать примеры слов с мягким знаком, правильно писать слова с мягким знаком.
  • Развивающие:
  • Развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, мыслительных операций.
  • Совершенствовать орфографические умения.
  • Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
  • Воспитывающие:
  • Развивать умение оценивать результаты своего труда.
  • Формировать нравственные качества (совесть, бережливость, скромность).

Оборудование.

  • Учебник «Русский язык» – 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2006г.
  • Таблица букв для минутки чистописания.
  • Индивидуальные листы с заданиями развивающего характера.
  • Игра «Грамматический хоккей».

Место в разделе: седьмой урок (из 16 уроков) по теме «Согласные звуки и буквы для их обозначения».

Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам и результат опыта работы на данном уроке.

I. Организационный момент

II. Повторение. Работа со словарными словами.

Я озвучиваю лексическое значение слова, а вы записываете это словарное слово.

  1. Про этот месяц говорят, что он год кончает, а зиму начинает. (декабрь)
  2. Узкие металлические полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (коньки)
  3. Небольшая лесная певчая птичка, с красной грудкой (у самцов). (снегирь)
  4. Сильный ветер со снегом, синоним – вьюга. (метель)
  5. Первый месяц года. (январь).
  6. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма. (пальто)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте с опорой на образец словарный диктант.

Декабрь, коньки, снегирь, метель, январь, пальто.

Покажите карточкой как вы справились со словарным диктантом? Кто может похвалить своего соседа и за что?

Определите на какую тему все эти слова? (Зима).

Выполните одно из заданий:

  1. Выберете одно слово и составьте с ним предложение.
  2. Выберете два слова и составьте с ними одно предложение.

Прочитайте предложение друг другу. Можно попросить соседа показать тетрадь, чтобы оценить запись. Выслушайте друг друга, похвалите. Давайте прочитаем несколько предложений.

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Какая буква есть в каждом слове (ь).

Тема нашего урока «Мягкий знак(ь) как показатель мягкости согласного звука на письме».

II. Чистописание.

Начнём с минутки чистописания.

– Что это за буква? (мягкий знак).

– Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)

Мы прописываем мягкий знак в соединении. Проверили наклон тетради, посадку, посмотрели на образец, работаем.

III. Актуализация знаний.

Что вы знаете о букве «мягкий знак»?

– Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)

А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? (Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

IV. Игра «Слушаем звук». (Слуховой диктант)

Приготовьте синюю и зелёную карточки. Возьмите синюю в правую руку, а зелёную в левую руку. Я называю слова. Если на конце слова твёрдый согласный, то вы показываете синюю карточку, если на конце слова мягкий согласный – зелёную.

Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, день, стол, мост, соль, мел, кот, тень.

V. Работа с пословицами. Учебник стр. 124, №202.

Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

Скромность всякому к лицу.

Скромность – черта характера человека, выражающаяся в следующем:

умеренность во всех требованиях;

отсутствие стремления к роскоши;

отсутствие стремления первенствовать, показывать себя;

соблюдение рамок приличия;

степенность в общении с другими людьми.

Бережливость – не скупость.

Бережливость – действия, которые приводят к умеренному расходу каких-либо ресурсов. Синоним – экономность, расчётливость.

Совесть – верный советчик.

Совесть – внутренний самоконтроль, умение требовать от себя и оценивать свои поступки.

Какие хорошие качества вы хотели бы видеть в людях? Кто на ваш взгляд из одноклассников обладает такими хорошими качествами?

Выберете слова с мягким знаком. Запишите любую пословицу по памяти, прочитав её 3 раза. Подчеркните ь. Проверьте по учебнику.

VI. Работа СЗА.

Давайте прочитаем напоминалочку от Совушки – совы.

Задание:

  1. Выберете одно из четырёх слов для звукового анализа.
  2. Запишите письменно на следующей строке.
  3. Проанализируйте звуковой состав, начиная с гласных.
  4. Запишите количество букв и звуков.
  5. По желанию – Составьте транскрипцию.

Какую роль выполняет мягкий знак?

Проанализируйте, где может находиться в слове мягкий знак?

А где не может? (В начале слова)

А какой буквы «мягкий знак» не бывает? (заглавной)

Что обозначает каждое слово?

Отчего изменился смысл слова?

Что можно сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

К какому слову эта схема (мел)? Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову мель?

К какому слову эта схема (галка)? Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову галька?

Вывод: От мягкого знака может зависеть смысл слова.

Теперь попробуйте исправить ошибку так, чтобы смысл предложения не нарушался. Спишите, исправляя ошибки.

Самопроверка теста .

Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!

VI. Итог урока.

Учитель: – Что познавательного было в сегодняшнем уроке? – А чем запомнится вам наш урок?

Завершение сюжетной линии урока.

Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в

Определение уровня эмоционального комфорта учащихся

Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).

VII. Домашнее задание

Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.

Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.

В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.

Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.

Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.

Формирование навыка произношения шипящих звуков

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Статья:

В норме артикуляция у ребенка складывается к 4 – 5 годам. Однако не всегда картина столь радужная. Распространенное речевое нарушение у детей — неправильное произношение Ш. Это базовый звук в группе шипящих, и его постановка первостепенна, поскольку является базой для освоения правильного произношения остальных фонем. Из статьи вы узнаете о том, как логопеды ставят Ш, с какими трудностями можно столкнуться и что изначально вызывает проблемы с артикуляцией.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Диагностика

Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:

  1. Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
  2. Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
  3. Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
  4. Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
  5. Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
  6. Составление рассказа из предложенных слов и картинок.
Читайте также:  Родительское собрание 'Дети с ОНР 3 уровня'

По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.

Постановка артикуляции звука Ш

Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).

Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.

Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.

Артикуляционная гимнастика

Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.

На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.

Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:

  1. «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
  2. «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
  3. «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
  4. «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
  5. «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.

Постановка от других звуков

Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:

  1. Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
  2. Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
  3. Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.

Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.

Дыхательная гимнастика

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши – и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка – вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши – шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее.

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Любовь Николаенко
Как научить ребёнка произносить шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Звуки, которые произносит ребёнок, образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной. В норме становление правильного произношения мягких шипящих (ч, щ) происходит к четырём годам, а твёрдых шипящих (ш, ж) к пяти годам. Именно к старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение шипящих звуков считается завершённым. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения артикуляционного аппарата и т. п., не имеют навыка правильного произношения шипящих звуков.

Правильная артикуляция шипящих звуков

Ш – губы чуть округлены, кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык принимает форму чашечки, голосок спит, по середине языка идёт тёплая воздушная струя. Ш – согласный, твёрдый, глухой, шипящий

Ж – так же, как ш, только голосок «проснулся». Горлышко дрожит. Ж– согласный, твёрдый, звонкий, шипящий.

Ч – губы чуть округлены. Кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорками, эта смычка незаметно переходит в щель; между ними по середине языка проходит сильная, толчкообразная струя воздуха. Звук Ч надо произносить коротко. Звук Ч – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

Щ – губы чуть округлены. Кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идёт тёплая, плавная струя воздуха. Щ – согласный, мягкий, глухой, шипящий.

Недостатки в произношении шипящих звуков: межзубное, носовое боковое произношение.Кроме этого: «нижнее» произношение звуков Ш, Ж

(напоминает звук Щ, отсутствие шипящих звуков и замены на другие звуки.

Для того чтобы детская речь была четкой и понятной необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существует множество специальных упражнений для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. А чтобы ребёнку было интересно выполнять артикуляционные упражнения для языка и губ, предлагаем вам использовать сказки. Самое время вспомнить о гномике Язычке и послушать его забавные истории. Истории из жизни этого гномика рассказываются только сидя перед зеркалом. О чем же сегодняшняя? Все очень прозаично… Гномик Язычок завтракает.

Сказка «Завтрак Язычка»

«Гномик Язычок в задумчивости стоит на кухне и никак не может решить, что же приготовить на завтрак. Наконец, он берет сковороду. (Упражнение «Сковорода»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.) «Нет, не буду ничего жарить!» Гномик убирает сковороду в шкаф. (Язык убрать, рот закрыть.) «А впрочем, можно попробовать!» Сковорода снова достается и ставится на плиту (Упражнение «Сковорода»). Тут взгляд Гномика падает на розовую чашечку. «Лучше чай!»– думает Язычок и достаёт чашечку. (Упражнение «Чашечка»: рот открыт, широкий язычок с высоко приподнятыми краями находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа при этом не «подсаживала» язык, и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 сек.). В это время – звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку. (Упражнение «Чашечка» выполняется столько раз, сколько друзей пришло к гномику.)»

Просто замечательно, если оба эти упражнения малыш выполнил с первого раза правильно. А если проблемы? К примеру, не удаётся сделать язык широким. Придется упростить упражнение и наказать непослушный язычок, шлёпая его зубами «та-та-та-…»и губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Месим тесто»). Наконец, язык распластался и послушно лёг на нижнюю губу. Теперь самое время испечь блинчики. (Упражнение «Блинчик»: удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд, важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.)Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу. Но не из стороны в сторону, а широким язычком сверху вниз. И еще раз. И ещё(Упражнение «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот; языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно смазать ее вареньем; нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).Будем надеяться,что с одной проблемой мы справились: язычок научился быть широким.Переходим к следующему этапу: научим язычок удерживаться за верхними зубами.Но это уже следующая история:

Сказка «Смелый наездник собрался по грибы»

«Гномик Язычок обожает скакать на лошадке. Он берёт в руки поводья и умело управляет своим скакуном. (Упражнение «Лошадка»: звонко «поцокать» язычком, при этом нижняя челюсть должна быть неподвижна.) Сначала лошадка скачет медленно, затем – все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок. (Упражнение «Грибок»: широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Растянуть ее как можно больше, широко открыв при этом рот. Следите, чтобы ребёнок не просто поднял язычок вверх, а именно присосал его к нёбу! Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.) Гномик срезал грибок (опустить язык на дно ротовой полости) и тут же увидел розовую волнушку (снова сделать «Грибок», удерживая язык в этом положении уже не менее 8 секунд).

На полянке возле молоденькой осинки росли два ярко-красных мухомора. Их шляпки были такими большими! Мухоморы раскачивались на своих тоненьких ножках, и, казалось, вот-вот должны упасть. (Ребенок и взрослый делают «Грибок» и удерживают язык как можно дольше.Идет как бы соревнование: чей грибок дольше простоит.)Мухоморы гномик брать не стал: они ведь ядовиты!Зато он насобирал полную корзину других грибов: белых, подберезовиков, подосиновиков, рыжиков (еще несколько раз выполнить упражнение «Грибок»)».

Надо сказать, что упражнение «Грибок» достаточно сложное, и не каждый малыш сможет выполнить его с первого раза. Наверняка, форма «шляпки» будет не круглой, язык присосётся к нёбу не всей поверхностью, а лишь кончиком. Придётся вернуться к упражнению «Лошадка» и попросить ребёнка не «отщелкивать» язык во время «цокота», а как можно дольше задержать (застрять) на нёбе. Должно получиться! С каждым разом время «застревания» продлевается.

Больше всего малышам нравится упражнение «Фокус». Это очень эффективное упражнение. Оно применяется логопедами при постановке шипящих с давних пор. Широкий (в форме «чашечки») язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит, струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, кроха не удержал язык, и тот «отполз» в рот. … Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдёт не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при постановке шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках Ш, Ж, воздух идёт строго посередине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу.Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, «подсаживает» язык. От подобных «медвежьих» услуг придётся отказаться.

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям: «Бублик»: сомкнуть зубы, округлить вытянутые вперед губы, углы губ при этом не соприкасаются, губы не закрывают зубы, удерживать губы в такой позиции под счет до 5-10; «Хобот»: вытянуть губы вперед трубочкой, зубы разомкнуты.

Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно. Эти упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.

Постановка звуков [Ш], [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись. Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть, вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть,шипит: «Ш-ш-ш…». При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки». Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш-Ш-Ш-Ш]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?

Читайте также:  Театрализация в работе учителя-логопеда

– шипение воздуха, выходящего из шины;

– лес шумит на ветру;

– мышь скребётся под полом;

– шипение рассерженной кошки;

– шуршание осенней листвы под ногами и т. д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью звука [Ш].

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и «включить» голос. Предварительно это проделывает сам взрослый, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации).Самое время изобразить доброго жука и пожужжать: «Ж-Ж-Ж-…». Кроме жука этот звук издают:

Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается, за исключением более сложных случаев, при которых необходимо обратиться к логопеду.

Важно знать: следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты и самостоятельную речь ребенка. На занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука. Предложите ребёнку поиграть (со звуками, со словами, не говорите ему «Давай будем заниматься». Для занятий с детьми желательно использовать иллюстрированную литературу по автоматизации шипящих звуков.

Когда же ребёнок будет в самостоятельной речи правильно произносить звуки Ш,Ж,Ч,Щ? Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься. Ну а если возникают проблемы – логопеды всегда готовы прийти вам на помощь.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать.

Логопедическое домино «Цепочки слов на шипящие звуки «Ш — Ж — Ч — Щ» Логопедическое домино, представленное в пособии Н. Е. Юрьевой, способствует автоматизации и дифференциации шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ в форме.

Как научить ребёнка общаться с природой Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться.

Консультация «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Инструкция 1 Развивайте пальчики малыша. Давайте малышу отщипывать пластилин, катать его между пальчиками и лепить на доску. Поиграйте «в.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать.

Консультация для родителей «Десять правил, как научить ребёнка слушаться» «Десять правил как научить ребёнка слушаться» Психика ребёнка это чистый лист,на который родители могут «записать» основные правила поведения.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные «ловушки» Главная опасность – стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка аккуратности?» Старайтесь приучить детей к аккуратности с раннего возраста. Ведь это не только опрятный внешний вид и меньше стирки для мамы – это и здоровье,.

Памятка «Как научить ребёнка вежливости?» ПАМЯТКА «Как научить ребёнка вежливости?» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих.

Консультация «Воспитываем играя «Как научить ребёнка собирать игрушки» Статья «Воспитываем играя “Как научить ребёнка собирать игрушки”» Однажды одна мамочка очень капризного малыша, задала мне очень интересный.

Формирование правильного произношения у дошкольников (звуки ш, ж, ч, щ)

Разделы: Логопедия

Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений

Воспитание звуковой культуры речи у детей является составной частью работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме.

На занятиях решаются следующие задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Работа над голосом и темпом речи.
  4. Совершенствование дикции, выразительности речи.
  5. Развитие лексико-грамматических структур речи.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

С детьми, которые не усвоили материал на фронтальном занятии, целесообразно проводить подгрупповую и индивидуальную работу. В подгруппу подбираются дети со сходным речевым нарушением. Активное участие в работе над произношением могут принимать родители, выполняя дома задания, предложенные воспитателем.

Особенности произношения шипящих звуков

Звуки Ш, Ж. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык поднят кверху, к передней части твердого неба и образует с ним щель, через которую проходит воздух. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Звук Ш – глухой, звук Ж – звонкий. В произношении звука Ж участвуют голосовые связки.

Звук Щ произносится как звук Ш, но мышцы языка более напряжены и язык выдвигается ближе к зубам.

Звук Ч возникает в результате быстрого соединения звуков ТЬ и Щ.

Неправильная артикуляция:

  • язык находится между зубами,
  • язык находится за нижними зубами внизу,
  • язык отклоняется вбок, воздух проходит в щеку,
  • губы сильно вытянуты вперед, язык находится внизу.
  • Этапы работы по формированию правильного произношения

    Работа по формированию правильного произношения шипящих звуков проводится по традиционной схеме:

    1. Артикуляционная гимнастика для тренировки речевых органов.
    2. Постановка звука.
    3. Закрепление произношения звука в слогах.
    4. Закрепление произношения звука в словах.
    5. Закрепление произношения звука в предложениях, текстах.

    Артикуляционная гимнастика.

    Ребенку предлагаются упражнения для подъема широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удерживания языка в форме “чашечки”.

    1. Широкий спокойный язык расположить между губами и пошлепать губами, произнося “пя-пя-пя”.
    2. Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу, удерживать неподвижно под счет от 1 до 5-10.
    3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подуть, как бы длительно произнося звук “Ф”.
    4. Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Нижней губой не помогать).
    5. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и подуть на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка. (Нижней челюстью не помогать).
    6. Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. (Нижняя челюсть неподвижна).

    Постановка звуков

    Основной прием постановки звуков – подражание. При этом обращается внимание ребенка на правильное положение языка и губ. Если не удается получить звук по подражанию, можно использовать дополнительные приемы постановки:

    Звук Ш.

    1. Предложить ребенку сделать язык в форме “чашечки”, завести язык вглубь рта. Произнести звук Ш.
    2. Произносить на выдохе звук Т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами.

    Звук Ж. Произносится так же, как звук Ш, только с участием голоса.

    ЗвукЧ

    1. Произнести звук ТЬ при поднятом вверх кончике языка и отодвинуть язык вглубь рта, повторяя звук ТЬ. Получится звук Ч.
    2. Предложить ребенку произнести сочетания звуков Т-Ш, сначала медленно, затем убыстряя темп.

    Звук Щ. Часто появляется автоматически, после того как будут поставлены звуки Ш, Ж, Ч.

    1. Предложить ребенку произнести звук Ш и передвинуть язык вперед, ближе к зубам.
    2. Произнести звук Ш и растянуть губы в улыбку.

    Примерные занятия по закреплению шипящих звуков

    ЗАНЯТИЕ 1

    Тема: Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Игры с Гномом Шушей.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в слогах, словах.
    2. Развивать фонематические процессы: выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов; договаривать слоги в словах в соответствии с рифмой.
    3. Активизировать словарный запас.
    4. Развивать связную речь на материале предложений.

    Оборудование: Игрушка – гном, набор картинок, мелких игрушек, цветок с разноцветными лепестками.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детям знакомятся с Гномом, который любит произносить звук Ш-Ш-Ш, и угадывают его имя.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в слогах.

    Дети повторяют песенки – слоги, из которых состоит имя Гнома:

    Гном слушает и подтверждает, что его зовут Шуша.

    3. Игра “Кто внимательный?”. Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

    Дети поют любимые песенки Гнома Шуши. Гном просит детей быть очень внимательными, чтобы ничего не перепутать.

    Ши-ша-ше
    Шо-ши-шу
    Шу-ша-шо
    Ша-шу-ше
    Аш-аш-аш – вот дом наш.
    Уш-уш-уш – это душ.
    Ош-ош-ош – дом хорош.

    4. Игра “Хлопаем в ладоши”. Развитие фонематических процессов.

    Гном Шуша просит назвать, какой звук был во всех песенках? (Звук Ш-Ш-Ш).

    Тогда хлопайте в ладоши, когда услышите этот звук:

    • М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш – Н – Р – Ш
    • МА – ши – на – бу – сы – ши – пы – пи – шу – ма – шу
    • Шар – хор – сыр – шум – лук – шаг – мак – шип – рысь

    5. Игра “Договори слог”. Угадывание слов в соответствии с рифмой.

    Дети отгадывают загадки Гнома Шуши, договаривая слова:

    Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Домик есть у Шу… (ши)
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Он живет в шала… (ше)
    Ша-ша-ша, ша-ша-ша
    Вышел он из шала…(ша)
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Идет в гости к Ми…(ше)

    6. Игра “Цветик – семицветик”.

    Подарите Гному Шуше в подарок цветик – семицветик. Но сначала нужно его собрать и назвать картинки на лепестках.

    • Дети собирают цветик-семицветик, называют картинки на лепестках.
    • Дети рассматривают все лепестки и отвечают на вопросы:

    Что надевают на голову? (шапку)
    Что накачивают у машины? (шины)
    Что режет хлеб и мясо? (нож)
    Кто боится кошки? (мышь)
    Кто скачет и цокает? (лошадь)
    Что кладут под голову? (подушку)
    Что носят зимой? (шубу, шарф)

    • Дети называют предмет по действию, рассказывают, кто что делает, кто шумит, шагает, шуршит, кушает, дышит, лежит, висит.

    7. Домашнее задание.

    Гном просит детей дома рассказать маме, какой цветик-семицветик ему подарили, повторить его любимые песенки, которые он написал на открытке в подарок детям.

    Дети получают домой карточку с речевым материалом из слогов, слов для повторения.

    ЗАНЯТИЕ 2

    Тема: Автоматизация звука Ш в словах, предложениях. Игра “В гостях у Миши”.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в словах, предложениях.
    2. Развивать фонематические процессы: называть слова со звуком Ш; определять место звука в слове.
    3. Совершенствовать грамматический строй речи.

    Оборудование: Сюжетная картина, набор предметных картинок, схемы слов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детям предлагается пойти в гости к мальчику Мише, у которого есть много игрушек. Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением игровой комнаты и набор предметных картинок с изображением игрушек.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

    Аш-аш-аш – вот Миша наш!
    Ош-ош-ош – Миша хорош!
    Ыш-ыш-ыш – он не малыш!

    3. Автоматизация звука Ш в ходе выполнения грамматических заданий:

    Игра “ Один – много”.
    Вот шар. У Миши шары.
    Вот машина. У нашего Миши машины.
    Вот неваляшка. У Миши неваляшки. и т.д.

    • Дети считают игрушки.

    Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров…
    У Миши пять шаров.
    Одна машина, две машины ……..У Миши шесть машин.
    Одна клюшка, две клюшки. У Миши две клюшки. и т.д.

    4. Развитие фонематических процессов:

    Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.
    Шар, машина, хлопушка, ведерко.

    5. Домашнее задание.

    Найдите дома игрушки со звуков Ш. Расскажите, какие вы нашли игрушки, Сколько их было?

    ЗАНЯТИЕ 3

    Тема: Автоматизация звука Ш в предложениях, текстах. Игра “Грустный кот”.

    Цели:

    1. Закреплять произношение звука Ш в предложениях и текстах.
    2. Формировать фонематические процессы звукового анализа и синтеза.
    3. Активизировать словарный запас.
    4. Развивать связную речь на материале сложных предложений, творческих рассказов.

    Оборудование: Мягкая игрушка – кот, набор предметных картинок, символы звуков для составления схемы слов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Детей знакомят с проблемной ситуацией: Наш кот грустит. Он никому не жалуется, потому что не может рассказать, что его так огорчило. Давайте подумаем, почему загрустил кот.

  • Игра “Помоги коту найти “лишнюю” картинку”. Дети называют “лишнюю” картинку, объясняют свой выбор, используя обобщающие понятия “животные, насекомые, игрушки, одежда, цветы”.
  • – шмель, кошка, лошадь, еж;
    – шапка, шуба, каша, шарф;
    – ландыш, ромашка, щиповник, машинка.

    2. Артикуляционная зарядка. Автоматизация звука Ш в предложениях.

    Дети договаривают слова, помогая коту выбрать подходящее по рифме название картинки. Затем повторяют предложения.

    Шка-шка – У кошки вкусная .. (кашка).
    Шка-шка – Шла добрая … (старушка).
    Шка-шка – Под ушком мягкая … (подушка).
    Шка-шка – Лежит рыжая …(кошка).
    Ош-ош – Бежит колючий … (ёж).
    Шин-шин – Упал пустой …(кувшин).

    3. Развитие фонематических процессов: звукового анализа и синтеза.

    Дети угадывают слова, сказанные по звукам.

    У кота улетел Ш-А-Р. Что улетело у кота?
    У кота болят У-Ш-И. Что болит у кота?
    Кот не любит Д-У-Ш. Что не любит кот?
    Кота напугал Ш-У-М. Что напугало кота?

    • Назовите по порядку звуки в словах.

    Рассматривая картинки, дети придумывают, чем можно порадовать кота. Называют слова по звукам. (Каша, шуба, шарф). Составляют звуковую схему слов.

    4. Игра “Угадай, почему кот грустит?”

    Давайте попробуем догадаться, что произошло с котом. (На предметных картинках изображены: ошейник, кувшин, еж, шмель, лошадь, старушка, кошка-подружка, подушка, кашка). Детям предлагается высказывать свои предположения, почему кот грустит. Педагог дает образец: Может, наш кот хотел пить? Он заглянул в кувшин, а в кувшине пусто. Теперь у нашего кота жажда.

    Дети могут предположить следующее:

    Может, наш кот захотел спать, но у него не было подушки. Ему некуда было положить ушки.
    У нашего кота пропала подружка. Он её долго искал и не нашел. И теперь коту скучно.
    Наш кот пошел в лес и наткнулся на колючего ежика. Ёж уколол кота. И теперь кот лижет лапку и грустит.
    Нашему коту надели на шею ошейник и теперь у кота болит шея.
    Нашего кота ужалил шмель. И теперь у кота болит ушко.

    5. Составление рассказа по опорным картинкам. “Что нужно сделать, чтобы кот не грустил”.

    6. Домашнее задание.

    Нарисуйте нашего кота. Расскажите, из-за чего грустил кот, и что мы решили сделать, чтобы улучшить его настроение.

    Ссылка на основную публикацию