Логопедическое занятие: На лугу

Логопедическое занятие «На лугу»

В логопедическом занятии «На лугу» раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема логопедического занятия: «На лугу»

Цель: развитие связной речи, через использование инновационных технологий: ИКТ, моделирования.

  • упражнение в составлении описательно — сравнительного рассказа, используя план – схемы;
  • совершенствование умение рассказывать стихи, используя мнемотаблицы;
  • активизация словаря по темам «Насекомые», «Полевые и садовые цветы» посредством применения в речи предметного словаря, словаря – действий и словаря – признаков;
  • развитие мелкой и общей моторики, через применение элементов логоритмики и пальчиковой гимнастики;
  • упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет с существительными в роде, числе и падеже;
  • упражнение в образовании относительных прилагательных;
  • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
  • закрепление умения выделять звуки в словах, на материале ребуса;
  • мотивирование детей к составлению описательного рассказа, посредством применения ИКТ;
  • формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживание состоянию, настроению героя.

Мнемотаблица, план – схемы, картинки полевых и садовых цветов, маски насекомых и цветов, грамматическая таблица, цветок с мячами, листики, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, куда мы сегодня попадем на занятии вы узнаете разгадав ребус.

(на компьютере появляются картинки, дети отгадывают)

Логопед: Мы попадем на луг. А чего много на лугу?

Логопед: а еще кто живет на лугу?

Логопед: а что собирают насекомые с цветов?

Логопед: давайте, прежде чем отправимся на лужок, мы с вами разомнем наши пальчики, возьмите из цветка пыльцу.

Пальчиковая игра с мячом:

Я пыльцой круги катаю,
Взад вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму ее немножко,
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем пыльцу прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Пыльца летает между рук.

Логопед: Теперь мы с вами готовы к путешествию (беремся за руки, отправляемся на лужок).

Звучит музыка «Вальс цветов».

На опушке между кочек
За ночь выросли цветочки.
Робко листики поднялись.
«Здравствуй, солнышко!» — сказали.
Легкий теплый ветерок
По опушке пробежал.
Первый нежный мотылек
Над цветами запорхал.
На полянку, на опушку
Выходи, честной народ!
Вместе спервыми цветами
Заведем мы хоровод.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

(На экране появляется картинка луга. Перед лугом стулья детей, на спинках которых листочки).

Логопед: Вот мы и попали на луг. Давайте присядем на листики. Посмотрите, у каждого под листочком растут цветы. А какие, и сколько нам поможет таблица рассказать.

Дети : под моим листочком растет 3 красных розы и 4 белых ромашки; под моим листочком растет 5 белых ландышей и 2 желтые гвоздики т.д.

Логопед: ребята, посмотрите, что нам показывает экран (роза и ромашка). У кого под листочком такие же цветы. Давайте расскажем про эти цветы: чем они похожи, чем отличаются.

(на экране план — схемы)

Логопед: ребята, а кто еще живет на поляне?

Логопед: Сейчас нам Леша расскажет стихотворение, какие же насекомые здесь живут.

Ребенок рассказывает по мнемотаблице.

Логопед: ребята, а в стихотворении все насекомые?

Дети: нет. Паук это не насекомое, у него восемь лапок, а не шесть.

Логопед: насекомые очень гостеприимные, они для нас набрали цветов и хотят напоить нас чаем. А каким, и кто мы сейчас узнаем при помощи наших кругов.

Дети: меня угостит бабочка ромашковым чаем; меня угостит муравей ландышевым чаем и т.д.

Логопед: молодцы, ребята! Вы рассказали про цветы и насекомых на поляне, а теперь давайте поиграем с ними. Давайте разделимся на пары, разбирайте маски, один в паре будет насекомым, а второй цветком.

(Игра: Кто куда сел, что где выросло?)

Дети: ромашка выросла в правом верхнем углу зеленой полянки, а бабочка селе вниз посередине зеленой поляны; жук сел в левом нижнем углу зеленой поляны, а ландыш вырос вверху посередине зеленой поляны и т.д.

Логопед: ребята, вот и подошло время нам возвращаться. Посмотрите, что за цветы здесь выросли?

Логопед: ребята, давайте на память себе соберем по тюльпану. Если вам понравилось на лугу берите желтый тюльпан, если нет черный. (Дети выбирают).

Конспект итогового логопедического занятия в 3 классе

автор: Божкова Любовь Васильевна

Учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Знаменская средняя общеобразовательная школа», р.п. Знаменка

Конспект итогового логопедического занятия в 3 классе

Конспект итогового логопедического занятия

«Как звери весне радовались».

Тема: Как звери весне радовались

Форма: Логопедическое занятие

  1. Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  2. Коррекция произвольного внимания посредством игр и упражнений.
  3. Коррекция фонематического слуха.
  4. Формирование связной диалогической речи.
  5. Выработка правильной дикции.
  6. Воспитание культуры речи.
  1. Музыка Шопен «Весенний вальс»
  2. Слайды с временами года.
  3. Слайды к артикуляционной гимнастике.
  4. Бубен.
  5. Пёрышки.
  6. Цветная гусеница.
  7. Индивидуальные карточки.
  8. Столбики слов.
  9. Иллюстрация «Кому что?».
  10. Ободки «Крокодил», «Еноты», «Козлик».
  11. Костюм продавца.
  12. Рисунки овощей.
  13. Ручки.
  14. Зеркала.
  15. Плакат с темой занятия.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла …(весна)
Правильно! Тема нашего занятия «Как звери весне радовались».
2. Л.: Посмотрите на слайд и выберите картинку, на которой показана весна. Назовите ее приметы.

3. Если прислушаться весной, то услышишь, как вся природа радуется ее приходу. Игра «Слушаем весну».

4. Л.: Давайте покажем, как звери встречают весну.

Обучающиеся изображают радостный, веселый, счастливый, задорный танец зверей под музыку.

5. Артикуляционные упражнения.

На сладах рисунки животных.

Л.: Возьмите зеркала в руки так, чтобы вам было видно рот. Мы будем имитировать разных животных.

  • «Слоник»
    Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
    Потяну и перестану, и ни сколько не устану.
  • «Лягушки»
    Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
    Тянем, тянем, мы потянем и ни сколько не устанем.
  • «Зайка»
    Зайка прыг, зайка скок,
    Зайка серенький хвосток.
  • «Корова»
    Далеко-далеко на лугу пасутся ко…
    Правильно коровы!
    Пейте дети молоко – будете здоровы!

Л.: Отложите зеркала на край стола.

6. Фонопедические упражнения по В. Емельянову.

Л.: Я начинаю строку из стихотворения, а вы заканчиваете.

Звонко капают капели, («кап» в разных регистрах)

Птицы весело поют («чирик» в высоком регистре)

Встретят солнце птичьи трели, («тр» в высоком регистре)

Птицы к нам тепло зовут. (крикнуть как птицы)

Тает снег («ах! Сверху вниз)

Бежит в канавке

Теплый чистый ручеек. («бл» в среднем и верхнем регистрах)

Котик нежится на травке, («мяу» сверху вниз от среднего регистра)

Мать –и- мачехи цветок

На ветру кивает желтой головой («ф-ф» выдыхать)

Его гладит лучик солнца золотой. (коротко произносить «а» в нисходящем движении, показывая направление указательным пальцем)

Л.: Расскажем и покажем, как за зиму мы научились четко проговаривать звуки в чистоговорках.

Д.: Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду покажи.

Как я буду говорить постарайся повторить.

Ла-ла-ла – к нам весна пришла (хлопки)

Пол-пло-пло – на дворе тепло. (сжимать кисти)

Пель-пель-пель – капает капель. (ударять пальцем по ладони)

Ля-ля-ля- — расцвела земля. (вращают руками над головой)

Са-са-са – вот летит оса. ( вращают пальцем)

Са-са-са – укусила в нос оса. ( показывать на нос)

Со-со-со – стал мой нос, как колесо. (делают руками колесо)

Су-су-су – я в руке осу несу. ( показать кулак)

За-за-за – вот идет коза. (показать козу)

Зы-зы-зы – нет нигде козы. (руки в стороны)

Зу-зу-зу – я домой веду козу. (показывают веревочку в кулаке)

Жа-жа-жа – мы видели ежа. (смотрят в бинокль)

Ша-ша-ша – наша Маша хороша. (гладить по голове)

Жи-жи-жи – вот бегут ежи. (бегают ладони по парте)

Ши-ши-ши – на поляне малыши. (показать маленький рост)

Жу-жу-жу – помоги ежу. (протянуть руку)

Ашка-ашка-ашка- ползает букашка. (показать пальцами)

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка. (указать на окно)

Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка. (показать лягушку)

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка. (показать мышку ладонями)

9. Игра «Лесные звери».

Л.: Знаете ли вы как ходят звери? Я буду стучать в бубен, а вы двигаетесь как медведь, если я стучу медленно, как заяц, если я стучу быстро, и замираете как волк, если я не стучу.

10. Дыхательное упражнение «Перышко».

Л.: С юга прилетели утки и у них началась линька. Возьмем перо и подуем на него. Перышки в серых конвертах.

11. Игра «Цветная гусеница».

Л.: Вот и гусеницы проснулись от зимней спячки. Одна даже заползла к нам на занятие. Присмотритесь к цвету ее тела. Что оно вам напоминает?

Д.: Это звуковая схема слова.

Л.: В белых конвертах на столе лежат картинки со словами. Подберите слово, подходящее к звуковой схеме.

Л.: Хлопните столько раз, сколько слогов в слове.

Коррекция зрительного внимания.

Развитие фонематичес-кого восприятия.

Коррекция артикуляцион-ной моторики.

Выработка четкой дикции.

Выработка умения самоконтроля.

Выработка направленной воздушной струи.

Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

Л.: Девочка Даша пригласила петуха, зайца, козу, ежа, пчелу и собаку на праздник весны и приготовила для них угощенье. Расскажи, кому что она дала? (Ответы детей)

Открываем магазин, продаем продукты.

Покупает крокодил овощи и фрукты.

— Сколько стоит кабачок?

— Дайте два кабачка.

— Дайте два пятачка!

— Пятачок и пятачок. Нате гривенничек.

В магазин пришли с работы покупатели еноты

Покупать у продавца два соленых огурца.

— Две копейки огурец.

— Дайте нам по огурцу!

— Заплатите продавцу! Сосчитаем два плюс два,

— Два плюс два – четыре!

— Да! Очень точно! Молодцы! Забирайте огурцы.

Здравствуй козлик, что тебе?

— Мне, пожалуйста, вот эээ…

И вот это, и вот это.

— А монета? Где монета?

— Потерял монету где-то. Можно взять мне все бесплатно?

— Так и быть! Ладно!

Зеленые появились листочки на деревьях.

Медведи проснулись в бурые лесу.

Вернулись юга птицы с перелетные.

К пришла нам весна долгожданная.

Л.: Что вы делали на занятии? Что было нового?

Открытое логопедическое занятие “Путешествие в страну гласных звуков”

Аваева Оксана Анатольевна , учитель-логопед
Кемеровская область Гурьевский район село Горскино

Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные: – формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>, <И>– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; 2) Коррекционно-развивающие: – развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам; – развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; – развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание. 3) Коррекционно – воспитательные : – воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков».

– формировать умение различать гласные звуки-буквы <А>; <О>,<У>,

– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами;

– развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквам;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

– развивать воображение, слуховое восприятие, память.,внимание.

3) Коррекционно – воспитательные :

– воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

ленточка красного цвета на каждого ребёнка;

предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»

демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки;

осенние листочки из цветного картона;

буквы из картона, красные нитки;

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки , подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения.

Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак. Вот какого цвета гласные звуки?( ответы детей) Вот я предлагаю одеть на руку вот эти красивые красные ленточки .И мы подготовились к путешествию. Почему мы выбрали именно красные?

Дети: Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как они образовываются ?

Гласные звуки легко поются и выходят свободно без преград

( правило о гласных звуках).

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует , голос зовет.

Звук получается …..Гласный.

Логопед: И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. . Все готовы? Давайте , возьмемся за руки и в путь…

Под музыку переходят на полянку с листьями.

Логопед:- Ребята, наша дорога в Страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться , нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление

Вот реснички опускаются,

Наши глазки закрываются.

Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Дети под музыку выполняют упражнение

Логопед : Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?

Звучит музыка « Шум леса»,дети слушают

Дети (пение птиц журчание воды, шум ветра ,голоса животных и т.д) .

Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!.

А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети:- осень, листопад из листьев.

Логопед: Смотрите какие не обычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки

Логопед: Определите, с какого звука начинается слово. (Слово «аист» начинается со звука А и т.д.) Молодцы!.

Логопед: Смотрите ребята, какое не обычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: -Это гласные буквы .

Логопед прикрепляет карточки на доску.

Логопед: Ребята, а скажите ,чем отличается буква от звука ?

Звук – мы слышим и говорим. Букву – мы пишем ,видим.

Логопед: – Ребята, давайте споем песенку для звуков .

А-А-А – Здравствуйте звуки! ( Вытягиваем руки вперед).

У-У-У – Вот ваши руки! (покрутить кистями рук).

О-О-О – Без вас нам нелегко! (Качаем головой).

И-И-И – На нас ты посмотри! (Кружимся).

Ы-Ы_Ы – Вот какие мы! (Большие пальцы вверх).

Логопед: – Смотрите ,что-то под деревом.

Это же Сказочный сундучок! Давайте сядем на места и узнаем, что там внутри.

СЛАЙД Логопед: Ребята, посмотрите, в наше сказочном лесу заблудился мальчик .Как он зовёт . Что он кричит?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].

Какие это звуки? (Гласные)

Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).

Положите свои буквы на край стола.

Логопед выкладывает буквы на доске.

Логопед:- В Сказочном сундучке есть и другие картинки. (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].

Какие это звуки? (Гласные)

Звукобуквенный анализ «УА» на доске выполняет вызванный логопедом ребёнок, все дети выкладывают за столами..

Логопед выставляет картинку «ослик».

Логопед:- Кто это ?Как кричит ослик?

Логопед: – Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].

Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети индивидуально самостоятельно.

Артикуляционная гимнастика « Буквы»

В гости к дому подошлиБуквы гласные нашли.Чтобы правильно сказать,Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,Овальный рот на букву – О.Буква У – губы трубочкой вперёд .

Буква И – улыбочка .

И снова в путь нам всем пора ,через сказочный лес проходя.

В сказочном лесу живет эхо, давайте послушаем его.

Ой какой дремучий лес (лес, лес, лес… )

В нем сосны до не бес ( бес, бес ,бес…..)

А на ветках шепчут шишки ( шишки , шишки, шишки…).

В гостях у нас сейчас детишки( тишки , тишки, тишки….)

Логопед : Ребята, посмотрите дорожка нас ведет к волшебному домику.

Звучит музыка «Тропинка»

На поляне дом стоит (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой

рук, соприкасающимися друг с другом)

Ну, а к дому путь закрыт (развернуть ладони к себе).

Мы ворота открываем (развернуть ладони от себя).

В тот домик, всех мы приглашаем (ладонями как бы завеем к себе и делаем крышу дома, ладони друг с другом).

Логопед : А кто знает, чей это домик ? И кто в нем живет?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: А почему в доме три окошка? И красный свет ,загорается только в одном окошке по очереди .

Это значит ,что звук находиться в начале, в середине или в конце слова..

У каждого ребёнка- предметная картинка. Дети по очереди определяют звук в словах.

Логопед: – А сейчас мы поиграем,

Как вы слушаете, узнаем.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика под музыку («Чунга – чунга»).

Чередование «заборчик» – «хоботок» – «улыбка» – «хоботок»

«часики» – «лопата копает».

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – О – И – А – И –У- О –И – А – И –И

В Сказочном сундучке есть еще картинки: арбуз, мак, иголка, улитка, ананас, утка , индюк ,утюг.

У каждого ребёнка – предметная картинка. Дети по очереди проходят по слоговым дорожкам, определяя количество слогов в своём слове.

Работа с предложением.

Логопед: – Нам тоже пора. Но как же мы вернемся в детский сад?

. Сегодня я хотела написать рассказ об осени, но ветер разбросал все слова. Подскажите, как сказать правильно?

Дерево упало с листочка – Листочек упал с дерева

Елка висит на шишке – Шишка висит на елке

Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу

Путь в детский сад лежит через слоговые дорожки.

Беседа на тему «Луг» для детей 5-8 лет

Беседа про луг для детей

Ребята! Хотите попасть на праздник лета? Тогда отгадайте загадку.

Весной и летом он покрыт

Мохнатый шмель над ним жужжит,

Мед собирают пчелы. (Луг.)

Представьте, что мы находимся на лугу. Луг — участок земли, густо заросший цветущими травами.

♦ Что мы можем на нем увидеть?

Мягкие, душистые, бархатные травы, усыпанные переливающимися каплями росы, белые, розовые, красные, голубые цветы.

♦ Что мы можем услышать на лугу?

Тонкий звон множества насекомых — стрекотание кузнечиков, ровное жужжание пчел, низкое гудение шмелей. А воздух! Какой упоительный воздух, сладко пахнущий медом! Ну, скажите, разве это не праздник?

Давайте побродим по лугу и внимательно все рассмотрим: травы, цветы, жучков и паучков.

♦ Какие цветочки украшают луга?

Ярко-желтые лютики, белые соцветья тысячелистника, розовые круглые головки клевера, красные звездочки полевой гвоздики.

Очень красивы среди изумрудно-зеленой травы крупные золотые головки одуванчиков. Они раскрываются рано утром, сразу вслед за солнышком, часов в шесть утра, а часам к трем дня плотно закрываются. По ним можно определять время и даже предсказывать погоду: если день будет пасмурным и дождливым, соцветия одуванчиков не раскроются!

Одуванчиковый луг

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река.

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг.

В новом, желтом сарафане

Удивительно ярко украшают луговое разнотравье и белые, душистые кисти донника, и розовые шарики клевера, и лисохвост — пышная трава, похожая на лисий хвост.

Цветущие луга называют красивым словом «разнотравье».

♦ Как вы думаете, почему?

Действительно, на лугу много всяких трав. Кажется, будто луг раскрыл пестрый яркий веер.

Пестрый веер луга

Луг раскинул пестрый веер

Кисти иван-чая, клевер,

Шмель из норки вылетает,

Запах клевера вдыхает

И к цветам летит.

Нежно травка луговая

Смотрит на шмеля,

Сколько на лугу разных насекомых!

♦ Назовите насекомых, которых можно встретить на лугу.

Пчелы и шмели собирают с цветов ароматный медовый нектар и перелетают с цветка на цветок, опыляя их.

Летают по лугу, будто танцуют, пестрые бабочки — желтые лимонницы, маленькие голубянки, капустницы, перламутровки. Порхают быстрые стрекозы. Их здесь несколько видов: и стрекоза-стрела, и стрекоза- голубое коромысло, и стрекоза-красотка.

♦ Где же чаще всего располагаются луга?

Верно! Недалеко от озера, реки. Когда талые вешние воды заливают луг, а потом сходят, почва остается влажной и мягкой. На ней разрастаются пышные высокие густые травы. Здесь им хватает влаги и солнечного света. Такие луга, заливаемые весенней водой, называются заливными. Но встречаются и другие луга — суходольные. Они находятся далеко от рек и озер, почва там суше и луговая растительность не такая пышная, но также любит яркий солнечный свет.

Если вы оказались летом на лугу, вам, конечно, хочется побегать, порезвиться, сорвать красивый цветок. Но советую вам бегать по тропинкам, зря не мять, не рвать и не ломать траву и луговые цветы! Ведь сорванный цветок быстро завянет, и вы выбросите его. А он мог бы украсить луг, да и накормить пчелку нектаром.

Пройдет время, и в пчелиных ульях появится душистый луговой мед, вкусный и полезный. Помните это!

Украшение земли

Я иду по цветущему лугу,

Высыхает на листьях роса.

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада —

Украшенье родимой земли!»

Но приходит время и на луга выходят крестьяне с косами и вилами. Они скашивают травы, чтобы зимой у коров, овечек, козочек была вкусная и полезная еда. Через некоторое время после покоса — травы и цветы вырастают снова.

Пора сенокоса — радостная, веселая. Хозяева остро натачивают косы, а хозяйки наряжаются в яркие платья, сарафаны и платки. Народ примечает: «Коси, коса, пока роса» и «Кто дорос, спеши на сенокос». Скошенные травы ложатся ровными полосами. Их ворошат граблями, просушивают и собирают в высокие стога.

План-конспект “Индивидуальное логопедическое занятие “Закрепление в речи зука [Ж] в начале, в середине и конце слова”

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

« Закрепление в речи

звука [ж]

в начале, в середине и в конце слова ».

Тема: Закрепление звука [ж] в начале, в середине и в конце слова.

Задачи: Закрепить собственную речевую деятельность , прививать интерес к учебной деятельности, закреплять каллиграфические навыки.

Личностные результаты

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль резуль тата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • готовность следовать за здоровьесберегающим поведением;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять пошаговый контроль по резуль тату;
  • оценивать правильность выполнения действия соответствия результа тов требованиям данной задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и позна вательных текстов;
  • высказать суждения о тексте, строить рассуждения в форме связи простых суждений об данном тексте;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде все го речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой коммуникации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в со вместной деятельности;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы;
  • контролировать собственные действия;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, картинки подсказки для загадок, листок для рисования, карандаши, карточки со слогами, карточка со словами, карточка с упражнением, карточка с текстом .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок –

Очень тихо мы садимся

И работать не ленимся.

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Тема нашего занятия очень интересна и увлекательна. А о чем пойдет речь ты узнаешь, разгадав загадки. (слайд 2)

У него есть важная

А фигура великана

Вроде башенного крана (жираф)

Шумит и он в поле и в саду

А в дом не попадает,

И ни куда я не иду,

Покуда он гуляет. (дождь)

С колпаком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого. (желудь)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (мороженое)

Какой звук встречается в каждом слове? Правильно это звук [ж].

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Давай вспомним, какие артикуляционные упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки

  • чашечка (слайд 4)
  • вкусное варенье (слайд 5)
  • ступеньки (слайд 6)
  • не разбей чашечку (слайд 7)
  • чистим верхние зубки (слайд 8)

3. Дай характеристику звука [ж]

(парный, твердый, согласный)

Чем отличается звук от буквы?

(Звук я слышу, произношу. Букву вижу, читаю, пишу)

Эта буква широка (слайд 9)

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук.

Покажи, как подает голос приближающийся жук. (слайд 10)

тихо шепот обычный громче чем обычно громко

Произнеси слитно на одном дыхании (слайд 11).

4. Прочтение слогов: (приложение 1)

Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных:

Вжа – вжо – вжу – вже гжу – джу – мжу – нжу

Бжа – бжо – бжу – бже гже – дже – мже – нже

Гжа – джа – мжа – нжа гжи – джи – мжи – нжи

Автоматизация звука [ж] в слоговых рядах: слоговых р

А жма – ожма – ужма – ыжма

ыжма – ужма – ожма – ажма

Яжма – ёжма – южма – ижма – ежма

Ежма – ижма – южма – ёжма – яжма Ж

5. Прочтение слов: (приложение 2)

Жатва, жёлтый, жидкий, ежата, пижама, урожай, дружок, флажок, моржи, абажур, гляжу, рыжик, журавль, дюжина, прохожий, ждать, жмых, жмурки, должник, ржавчина, багажный, дождик, вьюжный, таёжный, нижний, прилежный, наждак, награждать, нужда, лыжня, дружба.

6. Работа над дикцией : (слайд 12)

Произнести скороговорку медленно, чуть быстрее, очень быстро.

Жутко много ножек у сороконожек.

7. Физ минутка

Пальчиковая гимнастика «Черепашки». Импровизация движений.

Побежали вдоль реки

Ежата на перегонки.

8. Игра

«Назови ласково»: ( слайд 13)

флаг – …(флажок) утюг – …(утюжок)

друг – …(дружок) снег – …(снежок)

круг – …(кружок) берег – …(бережок)

Игра «Один – много»: ( слайд 14)

нож – …(ножи) этаж – …(этажи)

уж – …(ужи) ёж – …(ежи)

морж -…(моржи) гараж – …(гаражи)

Измени слова по образцу: ( слайд 15)

водить -… глядеть –… судить -…

видеть -… бродить -… сидеть – ….

уходить -… находить -… приходить –…

9 . Ответить на вопросы полными предложениями:

Как можно назвать одним словом пижаму, жилетку, жакет?

Что появляется от дождя на дорогах?

Как называют детенышей лошади, ежихи, медведицы?

10 . Вставь пропущенные буквы в рассказе.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Он отличается небольшим объемом, небольшим числом героев и описанием одной какой-нибудь истории.

Ежиха.

Женя жарким днем под кустом шиповника обнаружил норку ежа. Там лежали пять ежат и шишки . Они ожидали ежиху. Женя только погладил ежат и у бежал. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Женя прибежал с другом Сашей шиповнику , там ежат уже не было , а остались только шишки.

1 1 . Задание на дом выучить потешки

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет

Лежебока, рыжий кот,

Отлежал себе живот.

12. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня закрепляли в произношении?

Какое задание вызвало затруднение?

А теперь оцени свою работу на нашем занятии.

Как ты думаешь какой жетончик ты сегодня заслужила?

Ты очень хорошо занималась на уроке, была внимательной, выполняла все задания правильно. Молодец. Занятие закончено. До свидания.

Логопедическое занятие: На лугу

Подгруповое логопедическое занятие в старшей группе Весна. Первоцветы

Цель: развитие фонематических процессов и развитие словарного запаса,

связной речи по теме «Весна. Первоцветы.»

Задачи:

коррекционно-образовательные задачи: обобщить и систематизировать

представление о весне. Расширить, уточнить словарь по теме: «Весна»

(существительные: весна, солнышко, небо, сосулька, капель, проталина,

лужа, ручей, почка, ива, цветы: подснежник, крокус, прострел, медуница;

признаки: весенний, первый, шумный; глаголы-действия: наступать, таять,

пригревать, капать, появляться, расцветать, зажурчали). Продолжать

формирование фонематического слуха, фонематических представлений

(выделение начального звука в словах, дифференциация звуков «С» и «Ш»

изолированно, в словах, в предложениях), слуховой памяти.

Совершенствование грамматического строя речи

(согласование существительных с числительными; образование однокоренных слов).

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи: продолжать формировать слуховое внимание,

память, мелкую мускулатуру, общие речевые навыки, артикуляционную моторику,

координацию речи с движением, зрительное восприятие, внимание, память.

Продолжать развитие связной речи.

Воспитательные задачи:воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества

на занятии, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, “капелька” из картона, весенняя картина с “капельками”,

знаки-символы для дифференциации звуков, зеркала (на каждого), капельки с изображение

весенних предметных картинок; предметные картинки (первые весенние цветы),

цветные карандаши (по числу детей), задания на заранее приготовленных листочках

с изображением шапки и сосульки; волшебная палочка, серия сюжетных картинок

на весеннюю тематику.
Ход занятия:
Организационный момент: (дети входят в группу) .
Логопед: Здравствуйте дети! Настал новый день. Как здорово, что сегодня собрались

мы вместе. Я вижу настроение у вас замечательное. Улыбнемся друг другу. Друзья мои,

у меня тоже настроение сегодня замечательное.

Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — … (Весна) .
Логопед: Молодцы ребята.Но сегодня утром по дороге к вам, на меня упала капля

с крыши. Вот она (показать каплю). О чем это говорит? (Дети высказывают свои

предположения. Подвести к тому, что наступила весна.)
Логопед:правильно. О чем мы будем сегодня с вами говорить?
Дети: о весне.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка». Вам нужно друг другу

передавать палочку и называть приметы весны. Какие весенние приметы вы знаете?

Может вам поможет вспомнить приметы весны эта картина?
(Дети смотрят на картину и дополняют весенние приметы)
Логопед: Молодцы! Как много примет вы знаете!

Д.и. «Однокоренные слова»)
Логопед: На меня упала капля. Повторите «капля».
Дети: капля
Логопед: Как можно назвать маленькую каплю?
Дети: капелька

Логопед:когда много капелек капает с крыш, как называется это явление?
Дети: капель
Логопед: Вы отлично справились с заданием. Но эта капля волшебная. Она нам

что-то рассказывает, послушайте:
«Я весна-красна, принесла с собой капель,
И для вас ребятки, задания-загадки».
Вы у меня умные, смышленые ребятки.
Отгадаем все весенние задания-загадки. Правда?
Логопед: обратите внимание на эту картинку, как много весенних капелек.

Сколько капелек, столько и заданий. Если мы выполним задание верно, вы увидите,

как капелька будет падать вниз. Давайте попробуем разгадать все загадки-задания!

Дыхательная гимнастика: « Свежесть весеннего утра»

Логопед.Вам нравится весеннее утро? Выпрямим спины, расправим плечи.

Сделаем глубокий вдох-вдохнем свежесть раннего весеннего утра, а потом

сделаем выдох- и выдохнем все неприятности и огорчения (упр-е выпол-ся 2-3 раза)

Артикуляционная гимнастика «Язычок радуется весне».

Логопед: Вдохнули свежесть весеннего утра. Наш язычок тоже радуется весне.

И весна задала нам первое задание: правильно выполнить артикуляционные

упражнения. Давайте присядем на свои места и покажем как язычок радуется

приходу весны. Выполним артикуляционные упражнения. Молодцы! Для чего мы

с вами выполнили артикуляционную гимнастику?
Дети:чтобы правильно выговаривать звуки.
Логопед:Вы будете стараться правильно произносить все звуки?
Дети:да
Логопед:Ой, посмотрите, первая капелька падает вниз. Посмотрите, как много

капелек упало. Когда много капелек падает на асфальт, что образуется?
Дети: лужа
Логопед:«Весенние капельки».Обратите внимание, у нас здесь тоже образовалась

лужа из множества капелек. Возьмите в руки по одной капле. Они оказываются

не простые, а тоже волшебные. Посмотрите, что они нам принесли

(на капельках-предметные картинки: солнышко, сосулька, скворечник, скворец).

Назовите каждый свою картинку.
Логопед: что в этих картинках общего? (при затруднениях, подвести к тому,

чтобы дети вслушались в звучание этих слов)
Дети: Все эти слова начинаются на звук «С»
Логопед: А теперь послушайте внимательно стихотворение: «Шура шубку

надевала, шарф и шапку потеряла». Какой здесь часто встречается звук?
Дети: Звук «Ш». Молодцы, только Шуре мы не будем помогать искать свои вещи,

потому что наступила весна и теплые вещи нам уже не нужны.
Логопед: Молодцы! Очень внимательные у вас ушки. И волшебные капельки мы

разгадали, посмотрите, как капает капелька.
Д.и.”Холодный и теплый ветер”
Логопед: Произнесите, пожалуйста, звук «СССС». Когда мы его произносим,

что делают наши губы? (улыбаются или колесиком?)
Дети: улыбаются.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: внизу.
Логопед: Какой воздух при произношении этого звука, теплый или холодный?
Дети: холодный
Логопед: правильно, холодный. На что похожи наши губы?
Дети: на колесико.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: вверху.
Логопед: какой воздух при произношении звука «ШШШШШ»?
Дети: теплый
Логопед: верно, теплый ветерок (выставить схему артикуляции звука «Ш»).

Вы верно произносите эти звуки. Я буду показывать вам символ холодного ветерка

(СССС) и теплого (ШШШШ), а вы спойте мне песенку (дети поют в соответствии со

схемой звуки -С и Ш). Посмотрите, мы с вами справились с артикуляцией этих звуков

и от теплого весеннего ветерка (ШШШ) падает еще одна капля. Эти символы нам

пригодятся на весеннем лугу.

Физкультминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты (потягивание руки вверх)

Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

Опускаются лепесточки, (наклоны)

А потом встают и по- прежнему цветут.

Логопед: Д.и.«Весенние первоцветы». А какие первые цветы вы знаете?
Дети: (ответы)
Логопед: я хочу вас познакомить с такими красивыми, нежными, весенними

первоцветами: подснежник, медуница, крокус. Повторите и запомните названия

этих цветов. Сколько слогов в названиях весенних первоцветов?
Дети: (считают и дают ответ на каждое название)
Логопед: Молодцы! Мы с вами справились еще с одним заданием, посмотрите,

как падает капля.
Логопед: я предлагаю взять с собой символы ветерков и отправиться на прогулку

«Прогулка по весеннему лесу»
«Глазки закрывайте и немного помечтайте,
Ветерок нас подхватил, в весенний лес переместил»
Открывайте глазки. Вот мы и с вами в весеннем лесу. Посмотрите на эти картинки,

что вы видите?
Дети: (ответы)
Логопед: Я расскажу вам рассказ о весне. Вы слушайте внимательно

(читает текст по серии сюжетных картин)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Обманчивый весенний ветерок» –я снова

повторю рассказ, в нем несколько слов, если вы услышите в словах песенку холодного

ветерка «ССС»-поднимите соответствующий символ, если песенку теплого ветерка

«ШШШШ»-другой символ. В этом рассказе ветерок обманчивый, в каждом слове

слышится разная песенка, то холодного, то теплого ветерка. Вам нужно быть

очень внимательными и показывать символы верно.
Наступила весна. Светит яркое солнышко. Появляются первые проталины.

Распускаются первые подснежники. На иве пушистые листочки. Бегут шумные

ручейки. (дети слушают рассказ и поднимают на каждое слово-сигнал).
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Падает капелька.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: представьте, что наша рука -это дерево (показать ладонь

с растопыренными пальчиками)
Солнышко коснулось своими лучиками до дерева (дотрагиваться друг друга пальчиками

левой и правой руки)
И на деревьях появились почки.
Посчитаем почки, согласовывая слово “почки” от 1 до 5, правильно выделяя окончания.
Дети: считают
Логопед: молодцы, размяли пальчики.
Логопед: сейчас следующая капелька предлагает вам следующее задание «Обводка».

На листах бумаги изображено две картинки, наложенных друг на друга.

Какие это картинки?

Дети: шапка и сосулька
Логопед: Обведите только те картинки, в названиях картинки, в названиях которых

живет звук «С» -песенка холодного ветерка
(во время работы, логопед поправляет осанку детей)
«Мы на стульчиках сидим, за осанкой мы следим,
Низко голову не наклоняем, зрение свое сохраняем»
Молодцы! Вот мы еще справились с одним заданием. Капля капает вниз. Что мы видим?
Дети: (ответы детей)
Логопед: Посмотрите, упала последняя капля. Мы с вами справились со всеми

весенними заданиями. И какую картину мы с вами увидели?«Наступила весна».

Логопед:Какая замечательная весенняя картина у нас получилась! Скоро к нам

прилетят перелетные птицы, на следующем занятии вы будете их встречать и

поместите их на нашей весенней картине. А сейчас возвращаемся в группу. До встречи!

Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

В дошкольных организациях образования, согласно Закону РК «Об образовании», реализуются образовательные программы, ориентированные на «… реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья» [5]. В Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы перед дошкольным образованием ставиться задача качественной подготовки детей к обучению в школе [3].

В дошкольном возрасте определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является звеном, осуществляющим преемственность между дошкольным и школьным образованием.

В настоящее время у специалистов (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова и др.) уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Успешность в овладении грамотой во многом определяется тем, насколько хорошо ребенок владеет звуковой стороной речи: правильное произношение, умение различать звуки на слух, а так же определять присутствие и место заданных звуков в слове [7, 4].

Целью нашего исследования явилось определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Перед процедурой исследования была изучены личные дела детей, медицинская документация, протоколы психолого-педагогического обследования. Особое внимание уделялось результатам медицинского обследования физического слуха, чтобы исключить сурдологический дефект.

Для определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой [8], Г.Г. Голубевой [1, 2], В.В. Коноваленко [6].

Процедура проведения констатирующего эксперимента учитывала психологические и поведенческие особенности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого предъявлялись четкие, доступные инструкции для достижения их понимания рассматриваемой категории детей. Также учитывалась непроизвольность познавательных процессов, непостоянство произвольного внимания, повышенная утомляемость детей данной категории.

Эксперимент проводился в индивидуальном порядке с предъявлением серии заданий, объединенный в два блока:

1. Задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятиянеречевых звуков (5 заданий).

2. Задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа (4 задания).

Известно, что уровень сформированности фонематических процессов определяется уровнем сформированности фонематических представлений. В связи с этим в качестве критериев и показателей оценки уровня сформированности фонематических процессов были приняты следующие:

– Адекватность фонематических представлений, т.е. фонематические представления полностью соответствуют предъявляемому материалу.

– Дифференцированность фонематических представлений, т.е. фонематические представления характеризуются стойкость и точностью.

– Отсутствие фонематических представлений.

Рассмотрим цели, содержание предъявляемых заданий по данным блокам (нумерация заданий по блокам сквозная).

Первый блок – задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятия неречевых звуков.

Задание № 1. Цель – точное определение источника звука.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать звучание детских музыкальных инструментов (барабан, дудка) и сказать, что он слышал, показать на картинке соответствующий предмет или изобразить с помощью имитационных движений;

Задание № 2. Цель – определение числа звуковых сигналов.

Содержание: Логопед на детских музыкальных инструментах издает определенное количество звуков, ребенок должен отсчитать количество звучаний на пальцах.

Задание № 3. Цель – определение направления сигнала.

Содержание: Ребенку с выключенным зрением предлагается сказать, откуда доноситься звук (спереди, сзади, справа и слева).

Задание № 4. Цель – определение силы, длительности – краткости, слитности – прерывистости звучания.

Содержание: Ребенку предлагается сказать, как звучит издаваемый звук (долго – кратко, громко – тихо, быстро – медленно, слитно – прерывисто).

Задание № 5. Цель – различение голосов птиц и животных.

Содержание: Ребенку предлагается определить, каких птиц и животных он слышит (кукушка, ворона; корова, кошка и т.д.).

В ходе предъявлений заданий первого блока обращалось внимание на интерес ребенка к заданиям, его эмоциональные проявления, если есть, то какие, оценивалось умение внимательно слушать и стараться правильно определить звучавший инструмент. При трудности в произнесении слов, назывании инструмента, оценивалось умение соотносить звук инструмента с его изображением на картинке либо умением ребенка показать с помощью имитационных движений.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными слуховыми представлениями, т.е. когда представления полностью соответствуют предъявляемому на слух материалу. Дети безошибочно узнают звучащий инструмент, называют его или показывают карточку с его изображением. Без опоры на зрительный анализатор дети отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука. Старшие дошкольники умеют определять силу, спектр, длительность звучания. Безошибочно были определены голоса птиц и животных. К данному уровню были отнесены 20 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью слуховых представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. Дети допускают ошибки в определении источника звука, не называют его, не показывают на картинке и не имитируют движениями. Дошкольники отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука с опорой на слухо-зрительное восприятие. Испытывают значительные затруднения при определении характера звуков, т.к. это более тонкие различения звуков. Дети с ФФНР затрудняются в различении голосов птиц и животных, но при организации помощи (показ картинок), смогли назвать их, подобрать звукоподражания кголосам птиц и животных. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием слуховых представлений. Дети с ФФНР не смогли назвать звучащие игрушки, не соотнесли их с картинками, допустили большое количество ошибок при определении количества сигналов, их направления. Недоступно определение силы, длительности и спектра звучаний, различение голосов птиц и животных. 30 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что слуховое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью слуховых представлений, проявляющиеся в затруднениях определения точного источника звука, количества звуковых сигналов, направления звучания, определения силы, длительности, спектра звучания, различения голосов птиц и животных.

Второй блок – задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа.

Задание № 6. Цель – обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, фл, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, тш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

В ходе проведения данного задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 20 % детей имеют нарушение восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Например, при обследовании звука д поднимался флажок и на звук з (отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель). При обследовании звуков р и р’ поднимался флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к (заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем. Некоторые дети затруднялись при обследовании только тех звуков, которые отсутствуют в их речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии детей оказались не нарушены. 80 % детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения.

Задание № 7. Цель – обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедомсерии из двух – трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный – гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-сяЦа-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Результаты выполнения данного задания показали следующее: 20 % детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. У 80 % детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. Кроме того, при выполнении данного задания у некоторых детей нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. При обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено, что детьми воспроизводятся как ша, са, та, ту, т.е. только последней составляющей.

Задание № 8. Цель – обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух – и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова, с искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

В ходе определения способности к элементарному фонематическому анализу) нами было выяснено, что 20 % детей не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове. 20 % детей справляются с выделением звука из середины слова. 10 % детей справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности, если слог прямой и открытый. Так, в слове маска первым звуком ребенок называет целый слог ма, в слове сани – слог са, последним звуком в слове машина – слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются, и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 50 % детей не могут выделить начальный и конечный звук слова.

Задание № 9. Цель – обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить правильно или неправильно логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя

а) произношение ребенка;

б) дефекты, которых нет в речи ребенка;

в) правильное произношение.

Результаты выполнения данного задания показало, что в 80 % случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношения, характерное для данного ребенка. В 20 % случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данного ребенка. В 50 % случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100 % в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова, содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности фонематического восприятия и анализа старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными фонематическими представлениями, т.е. когда фонематические процессы полностью соответствуют предъявляемому на слух звуковому материалу. Дети имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Для них характерна способность к элементарному фонематическому анализу, к отличию правильного произношения от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данных детей. К данному уровню были отнесены 10 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью фонематических представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. У детей данной группы имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. Нарушена способность к элементарному звуковому анализу. Затрудняются в отличии правильного произношения от нарушенного в том случае, если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильновоспринимаемых ими звуках. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием фонематических представлений. Для данного уровня характерны затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения. Испытуемые не владеют элементарными формами фонематического анализа, не отличают правильное произношение от дефектного. 40 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонематическое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью фонематических представлений, проявляющееся при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук), трудностями в элементарном фонематическом анализе. Кроме этого, нарушение фонематического восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю, как за собственной, так и за чужой речью.

Читайте также:  Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ
Ссылка на основную публикацию