Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей логопедической группы

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Цель: закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка анализа предложений, чтения. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, сюжетная картинка «Вот так игрушка», «цветик-семицветик», схемы предложений, предметные картинки животных на звук [к], «карточки-светофорчики», плоскостные изображения утят, контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, фишки для звукового анализа.

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие в кругу.
Логопед. Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним несколько упражнений.
Логопед приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения биоэнергопластики: «Шарик», «Часики», «Качели». Дети выполняют каждое упражнение 3—4раза.

2. Рассказ о щенке в королевстве звуков и букв.
Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Логопед. Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, – как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» – сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети. Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Логопед. Что такое звук?
Дети. Звуки мы слышим и произносим.
Логопед. Какие бывают звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.

Логопед. Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» – сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.

3. Игра «Найди рыбок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение пруда и рыбки.
Логопед. Увидел щенок пруд с одной рыбкой. Рыбка не умела говорить, но щенок понял, что рыбке скучно одной в пруду, ей нужны друзья.
Дети находят рыбок с картинками, в названии которых есть звук [р].

4. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед предлагает детям индивидуально повторить за ним слова, предложения, чистоговорки со звуком [р].
Рак, рыба, рыбак.
Рома видит рыбу.

Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – Рома видит рыб.
Кра, кра, кра — очень вкусная икра.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.

5. Упражнение «Веселые утята».
Логопед помещает на магнитную доску изображение утки.
Логопед. Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в сере¬дине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».

Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

6. Звуковой анализ слова осы.
Логопед помещает на магнитную доску изображение ос.
Логопед. Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.
Логопед предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Какой фишкой вы его обозначите?
Дети. Красной.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Гласный звук [ы].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.

7. Игра «Веселый поезд».
Логопед помещает на магнитную доску изображение коровы, и раздает детям предметные картинки с изображениями животных на звук [к].
Логопед. Встретил щенок корову. Корова с друзьями отправляется на прогулку на поезде. Надо помочь разместить животных по вагонам. В первый вагон нужно разместить животных с одним слогом, во второй – с двумя слогами, а в третий – с тремя слогами.
Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.

Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.

8. Упражнение «Подбери схему».
Логопед на магнитную доску помещает сюжетную картинку «Вот так игрушка» и схемы предложений.

Логопед. Составьте по картинке предложения, которые будут подходить к этим схемам.
Ребенок. «Девочка держит щенка». В этом предложении три слова. Оно подходит ко второй схеме.
Ребенок. «Девочки нашли маленького щенка». В этом предложении четыре слова. Оно подходит к первой схеме.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить предложения про девочек. Они подарили щенку букву Д.

9. Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение цветка и приглашает детей пройти на ковер сделать пальчиковую гимнастику.
(Ладони сложены «цветочком», а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помахивание пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(прямые указательные пальцы вращаются друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(ладони повернуты от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(указательные пальцы стучат одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

10. Игра «Составь слова».
Логопед. Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки

11. Упражнение «Цветик-семицветик».
Логопед предлагает детям взять лепестки с плоскостного изображения цветка. На обратной стороне лепестков написаны предложения.

Логопед. Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед. Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

Окончание занятия. По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М»

Татьяна Богданова
Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М»

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Звук и буква «М»

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

• учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);

• упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;

• закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;

• активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка»);

б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;

в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».

Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать:

Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком (каким, ребята) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно

лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы, твердый, звонкий. А давайте произнесем звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы ударялся в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?

Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу, но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)

Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый, из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».

– Почему так сказала Маша?

Маша все съела и спасибо сказала.

Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз,

Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).

Кулаками постучим (6раз,

Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

7. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Читайте также:  Использование логопедических наглядно-игровых средств в системе логокоррекционной работы

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

8. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

9. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…

Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

10. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zvuk-i-bukva-m_ceusk.pptx | 11409,85 Кб

«Осенняя сказка». Логопедическое фронтальное занятие для детей 5–6 лет с ОНР Задачи: Образовательные: – активизировать и обогащать словарь существительных, качественных прилагательных, глаголов по теме «Осень»;.

Фронтальное занятие с детьми с ОНР в старшей логопедической группе «Звук [Ч]» Фронтальное занятие с детьми с ОНР в старшей логопедической группе. Тема : «Звук Ч». Подготовила : учитель-логопед Колпакова Л. А.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Звук [Ц] и буква Ц» 1. Орг. момент. – Ребята, мы с вами отправляемся в театр звуков. Давайте рассмотрим его. Скажите кто поёт на сцене? (Гласные звуки)..

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами – а, потому что. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–7 лет «Звук [к], буква К» 1. Орг. Момент. Объявление темы занятия. Закрепление знания пройденных букв, составление и чтение слов с пройденными буквами Педагог: Ребята,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Звук [Г], [Г’]». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Г, Гь». Составила учитель-логопед МДОУ.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук к [К’], буква К» Тема. Звук К (К’, буква К. 1. Анализ звука. При произношении звука К губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы» Цели: • Уточнить артикуляцию звука [ы]; • Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; • Продолжить знакомить детей.

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения нарушений письменной речи и чтения. Особенно важно это для детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи, которые ежегодно попадают в группу логопедической деятельности массового детского сада. Предлагаемый ниже конспект непосредственно –образовательной деятельности является своеобразным отчетом перед родителями, демонстрирует успехи образовательно- коррекционных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_gramoteysk.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ №3

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения нарушений письменной речи и чтения. Особенно важно это для детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи, которые ежегодно попадают в группу логопедической деятельности массового детского сада. Предлагаемый ниже конспект непосредственно –образовательной деятельности является своеобразным отчетом перед родителями, демонстрирует успехи образовательно- коррекционных задач.

«Путешествие в город Грамотейск»

Возраст детей 5-6 лет.

  1. Повторение букв.
  2. Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква)
  3. Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.
  4. Закреплять понятия о предложении и основных правилах его оформления.
  5. Развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
  6. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  7. Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  8. Обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
  9. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученным лексическим темам.
  1. Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности.
  2. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
  3. Здоровьесбережение.
  1. Предметные картинки со звуками С и З в разных позициях.
  2. Полоски для составления схемы предложения на доске.
  3. Магнитная доска. (2 шт.)
  4. Массажный коврик- «мостик»
  5. Куклы или картинки Зои и Сони. .(2 шт.)
  6. Домики на доску- синие и зеленые (по 2 шт.)+ фишки
  7. Пластиковые воротца
  8. Буквы В и Б и др.
  9. Фишки на доску- красные, синие, зеленые
  10. Обручи (4 шт.) с карточками цифр.1,2,3,4
  11. Картинки для «Цепочки слов»
  12. Бейджики с названиями команд «Звуки». «Буквы».
  13. «Пропуска»
  14. Экран и проектор.

Дети во время НОД без обуви. Логопед (Л): (показывает детям слайды с фотографиями города Грамотейска»- 4 шт.)

– В сказочном городе Грамотейске живут звуки, слоги, слова и предложения. Недавно там случилась беда: бегали по городу Незнайка и Буквоедик, Гласные с согласными звуками перепутали, слоги в словах переставили, слова из предложений выбросили. Загрустили жители Грамотейска. Даже солнышко скрылось за тучкой. Мы с вами должны помочь жителям города. Давайте разделимся на две команды. Одна команда называется «Звуки», другая «Буквы». Иногда мы будем действовать вместе, а иногда, когда задания будут сложнее, будем делиться на две команды. Договорились?!

2. Закрепление знания детей о единицах речи (звук, буква). Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

А) Закрепление знаний о гласных звуках. .

(Показ слайдов- 1 слайд: Л. показывает на карте красные, синие и зеленые домики и спрашивает)

Л.: – Как вы думаете, какие звуки живут в красных домиках?

Л.: -Давайте со звуков начнем наводить порядок в городе. Я буду вам губами показывать артикуляцию звуков – гласных, а вы отгадайте эти звуки. В этом мне еще будут помогать девочки- звуки.

(Показ слайдов -6 шт.- изображения девочек- звуков + показ артикуляции звуков логопедом)

В русском языке 6 гласных звуков а,о,у,и,э,ы и 4 буквы, обозначающие гласные- я,ю,е,е.

Б) Закрепление знаний о согласных звуках – твердых и мягких.

Л.: -А какие звуки живут в синих и зеленых домиках?

Дети: -Твердые и мягкие согласные звуки.

Л.: – Делимся на две команды. Команда «Звуки» придумает слова, начинающиеся с твердого согласного звука П, а команда «Буквы» – с мягкого – П.

( На магнитные доски приклепляются синий и зеленый дома.У домов ставятся фишки , в соответствии с количеством придуманных слов).

Л.:- Вот сколько звуковых домиков появилось в Грамотейске. Идем дальше.

В) Закрепление знаний о согласных звуках – звонких и глухих. Повторение знаний о лексических темах: «Животные», «Насекомые»

Л.: – Мы с вами знаем, что есть согласные звуки, которые очень похоже произносятся: С-З; П-Б; Т-Д (Дети повторяют за логопедом) и др. Какие это звуки? Чем они отличаются? Как их можно проверить?

Дети:- Это глухие и звонкие согласные. Звонкие согласные произносятся звонко- горлышко «дрожит», а глухие- произносятся глухо. Горлышко «спокойно».

Л.: – Верно. Посмотрите, на пути встретились жители Грамотейска – куклы Соня и Зоя. Назовите первый звук в слове Соня (С), а в слове Зоя (З).Они загрустили. Их подарки перепутал Незнайка. Давайте, команда «Звуки» подарит Соне подарки, в названиях которых есть С, а команда «Буквы» Зое подарки, в названиях которых есть –З.

(Дети расставляют картинки, проверяя ладошкой наличие вибрации горла. Картинки лежат в рассыпную на столе.Сорока, майский жук, носорог, лиса; Коза, стрекоза, заяц, змея;).

Л.: – Определите место звуков С; З в словах.

-Я думаю, что вы очень помогли куклам и они рады вашей помощи.

Г) Работа над развитием зрительного восприятия. Закрепление знаний о понятиях «звуки» и «буквы». Развитие фонематического слуха.

Л.:- А что это за куча мала? (Показ слайдов – 1 шт. -картинки с наложенными контурами предметов).

– Назовите, что вы видите.

Дети: – Бабочка , лампа, ландыш, молоток, балалайка , расческа

– Ведро , ножницы, грабли, топор, кисть, чайник, бутылка, Вилка , миска

( команды получают задание назвать слова начинающиеся на одинаковый звук и найти соответствующие буквы к этим звукам. Буквы лежат в рассыпную на столе – В. Б- проверка 1 слайд)

Буквы мы пишем и видим (читаем), звуки мы слышим и говорим.

Д) Игра «Цепочка слов»- работа над фонематическим слухом. Повторение знаний о лексической теме «Птицы».

Л.: – И здесь вы справились с заданием. Нам надо идти дальше, но на реке сломан мост. Если мы правильно расставим картинки, то мост починим. Для этого надо расставить картинки так, чтобы последний звук каждого слова был первым звуком следующего слова .(Две «цепочки слов: индюк-кукушка-альбатрос-снегирь; гусь- синица-орел-ласточка)

(Дети выполняют задание, составляют цепочку слов. Л. чинит мост- кладет массажный коврик- дети без обуви проходят по «мостику» Показ 1 слайда).

Все дети выходят на ковер и под руководством логопеда выполняют упражнения для рук:

На поляне дом стоит

пальцы соединить, прямые ладошки под углом

Ну а к дому путь закрыт

ладошки соединить, большие пальцы отставить

Мы ворота открываем

на двери висит замок

скрепить пальцы рук

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли

Выполняется сначало медленно, потом быстрее

4.Закрепление знания детей о единицах речи (звук, буква, слог). Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

Л: -Посмотрите, мы открыли ворота (убрать пластиковые воротца )! Идем дальше по городу.

А) Формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа.

Л.:- Вперед, ребята. Кто купался в синем море, а кто грелся на заборе, кто из вас разберет, где тут КИТ, а где тут КОТ? Каким звуком различаются эти слова? Составьте схемы этих слов. (Предлагаются составить звуковые схемы из цветных квадратиков, к словам КИТ и КОТ.. Команде «Звуки» – КИТ , а команде «Буквы» – – КОТ). (Показ слайдов – 1шт. – проверка на доске- 1 шт.).

Каким звуком различаются следующие слова: Дом-Том, Ком-Сом, лАпа-лУпа, бУтон-бАтон, Тушь-Душ.(Полный ответ детей).

Б) «Игра с обручами». Деление слов на слоги. Развитие общей моторики. Закрепление знаний по лексической теме «Профессии».

Л.: -Мы с вами знаем правило :

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

– А какими способами вы еще умеете делить слова на слоги? Перед вами лежат обручи и в них карточки с цифрами 1,2,3,4.Посмотрите на экран. Кто изображен на картинке? Разделите слово на слоги и пропрыгайте к обручу с соответствующей цифрой, т.е если в слове 3 слога, то вы встаете в обруч с цифрой…3.Хорошо.Начинаем игру . Игру начинает команда «Звуки», команда «Буквы» проверяет выполнение их задания .(Смотр 6 слайдов с изображением людей разных профессий. 3*3).

Л.- Доктор, парикмахер, строитель и др. –как это называется одним словом?

5. Закрепление и совершенствование знаний о слоге и слове.

Л.: – Идем дальше по городу, Ах! Незнайка рассыпал слова на слоги. Давайте соберем слова из первых слогов. Я вам называю первый слог в слове, а вы придумываете разные слова с этим слогом в начале слова ( 3 слайда на экране): Ко –кот, конь, кошка, Коля; РУ-руки, ручка, рубашка, рукавицы; ЛО-лошадь, локоть, лом, ложка, логово.

6. Закрепление понятия о предложениях и основных правилах его оформления. Развитие слухового восприятия.

Л.: – И к предложению подобрался озорник Незнайка, поссорил слова в предложении. Разве это верное предложение?

«Дом подъехал к машине». В предложении слова дружат. Как же правильно надо сказать? «Машина подъехала к дому». А сколько слов в этом предложении? (4).

«Стемнело, и фары включили водителя.

Дорога едет по машине.

Подснежник расцвела первыми.

Волчица привела волчат в теплое дупло.

Волчица учила зайчат охотиться.

Кошка клюет молоко»

Л.:- Давайте посчитаем сколько слов в последнем предложении и сделайте его схему. ( Один из детей делает схему этого предложения на доске

___ ___ ___.) (Проверка -1 слайд)

Первое (начальное слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка.

7. Подведение итогов

Л.: – Ребята, чем мы помогли жителям Грамотейска? Какие задания выполняли? Да, мы помогли жителям города Грамотейска: звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок. Посмотрите, что изменилось? (Показать слайд)

Дети: -Солнышко вышло из-за тучки!

Л.:- Всем, кто помог, мэр Грамотейска выдает пропуска в свой город. Вот только Буквоедик буковки обкусал. Дома почините слово «пропуск» и вы будете в Грамотейске, как дома. Спасибо всем!

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
  2. Богуславская З. И. Подвижные игры для детей дошкольного возраста; М.: Учпедгиз, 1977. – 154 c.
  3. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие; М.: Академия, 2006. – 224 c.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.: ил. – (Серия готовимся к школе»). ISBN 5-94455-037-6
  5. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  6. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. – (Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-89144-906-0
  7. Флерова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 200. – 320 с. ISBN 5-222-01143-7
  8. Шалаева, Галина Грамота с мамой; М.: АСТ, 2009. – 176 c.

Конспект занятия по грамоте для детей с ФФНР

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе для детей с ФФНР

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ № 26 г. Мичуринска Тамбовской обл.

Кузьмина Татьяна Вячеславовна

Цель:

1. Воспитывать интерес к жизни животных и желание защищать их.

2. Воспитание внимания

3. Предупреждение дислексии

4. Закрепление навыка слогового чтения

5. Упражнять в составлении слов из предложенных букв

6. Развитие логического мышления

7. Активизация словаря по теме «Животные»

8. Развитие зрительного восприятия

9. Развитие мелкой моторики

Оборудование: пазлы с буквами, дома с надписями, шары с буквами, игра «Чем их накормим», игра «Соберем зверей», игра «Серединки», игра «Найди зверей», перфокарты, картинки на различные звуки, таблица «Горка», картинки с изображением зверят, пособие «Лабиринт».

Ход занятия.

Логопед – Дети, у вас на столах лежат пазлы, сложите их, что получилось?

Логопед – По цепочке напечатайте свои буквы, и мы узнаем, куда отправимся в гости

( дети печатают буквы на доске)

Логопед – Давайте прочитаем.

Дети – Город друзей.

Логопед – Мы побываем в этом замечательном городе, где все дружат и никто никого не обижает. А живут здесь дикие и домашние животные, птицы и рыбы.

Логопед – Я предлагаю вам пройти по одной из улиц. Чтобы узнать, кто здесь живет, нужно выполнить задание. Если мы сложим первые звуки в названии картинок и заменим их на буквы, то узнаем, кто живет в первом доме.

Дети – Улитка – у, туфли – т, кубик – к, альбом – а = утка

Логопед убирает полоску, которая закрывала надпись на доме. Дети проверяют ответ.

Логопед – Жильца второго дома можно узнать, если сложить последние звуки и заменить их на буквы.

Дети – Мел – л, гуси – и, автобус – с, труба – а = лиса

Логопед – Верно. А третьего жильца узнаем, разгадав шифр.

Логопед – Да. Этот кот очень любит кататься с горки, вот она.

Дети рассматривают и читают таблицу (ко, кот, крот, кобра, кролик, капуста).

Логопед – А вот и ещё один дом. Но ветер испортил вывеску, и теперь трудно узнать. Давайте попробуем ее восстановить (на таблице нижняя часть букв слова школа).

Дети – Это слово – школа.

Логопед – В этом городе, как и во всех, есть школа. Рассмотрите, кто в ней учится.

Дети – Зайчонок, лисенок, медвежонок, тигренок. Зверята.

Логопед – Прочитаем слова, обозначающие зверят… А теперь составим эти слова из слогов (пособие « Найди зверят»)… А вы знаете, кто учит зверят в этой школе? Смотрите на таблицу и идите строго по стрелкам.

Физкультминутка «Как живешь».

Как живёшь ?-вот так( поднять большой палец)

Как плывёшь ?- вот так( показать как плавает )

Как бежишь ?–вот так ( бег на месте)

Вдаль глядишь? -вот так( руку над глазами,)

Ждёшь обед- вот так( руку под щёку)

Машешь вслед –вот так( помахать рукой)

Утром спишь –вот так (закрыть глаза)

Как шалишь –вот так( надуть щёки ,надавить кулачками)

Логопед – Кто-то опоздал на урок, потому что играл с шариками. Давайте и мы поиграем. Найдите среди шаров пары, но не по цвету, а с одинаковыми буквами. А из оставшихся шаров, сложите слово и вы узнаете, кто опоздал на урок.

Логопед – Правильно. За это сова дала ему задание, рассмотреть фигуру и найти все буквы, которые в ней спрятались. Ш

Дети – Ш, Л, И, Т, П, С, Е, Г

Логопед – А волк с заданием не справился. Посмотрите, что он получил (два вверх ногами). Оставим зверят учиться и выйдем из школы. На улице свинки играют в серединки. А вы сможете?

Дети – Д о м, д ы м, с о н, с ы н, п арт а, п ушк а, п илк а.

Логопед – Жители этого города часто собираются вместе, отмечают дни рождения. На этот раз

Это было в воскресенье на медвежий день рожденья,

Гости пели, веселились, в хороводе так крутились,

Так крутились, так вертелись, что на части разлетелись.

Давайте их соберем.

Дети собирают по слогам названия животных: жираф, черепаха, крокодил, баран…

Логопед – На дне рожденья каждый получил свое угощенье. Поможем накрыть на стол.

Дети читают слова на карточках и расставляют согласно картинкам: медведь – малина, пингвин – рыба, лошадь – сено, курица – зерно.

Логопед – А несколько зверей не смогли прийти на день рожденья. Посмотрите на доску и назовите их (кенгурубегемоттигр).

Дети – Кенгуру, бегемот, тигр.

Логопед – Как вы догадались?

Дети – Здесь все три слова написаны вместе. Их надо разделить.

Логопед – Смотрите какой высокий дом, сколько жильцов в нем живет. Рассмотрите картинки и по нескольким буквам отыщите каждого жильца.

Дети – Волк, акула, аист, дятел…

Логопед – По вечерам в этом городе раздаются разные звуки. Это звери подают свои голоса. Кто что делает, вы покажите с помощью таблицы. Слева прочитайте слова и подберите к ним слова сверху. Там, где они пересекаются, поставьте крестик (дети подбирают к глаголам существительные: лает собака, воет волк, мычит корова, мяукает кошка). А теперь проверьте свой ответ, наложите сверху рамку. Если в окошке видите крестик, значит все верно. Понравилось вам в городе друзей?

Логопед – Давайте покажем, как мы дружим

Дети – Выполняют пальчиковую гимнастику «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…».

Логопед – Наше занятие окончено.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

Автор: воспитатель Иванова Вероника Михайловна

МБДОУ “Детский сад №38 “Белочка”

Цель: Систематизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи

Образовательная: Закрепить способы деления на слоги, навыки звукового анализа, графические образы букв алфавита, умение составлять предложение с заданным словом;

Развивающая: Стимулировать развитие памяти при повторении потешек на все буквы алфавита, совершенствовать мелкую моторику рук при подготовке руки к письму: штриховка, работа с трафаретами и координации движения, общей моторики во время динамической паузы в игре “море волнуется”.

Воспитательная: Воспитывать чуткое отношение к нуждающимся в помощи, аккуратность в работе с карандашом.

Я злой волшебник Звукомор похитил ваших феечек. Теперь посылаю вам трудные испытания. Феечки могут вернуться , если вы справитесь со всеми заданиями в конвертах.

Докажите, что вы стали умными, а феечки помогали вам на занятиях становиться грамотными.

– Да, ребята злой волшебник Звукомор похитил Феечек грамоты . Он посылает нам испытания – сложные задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим наших подружек Феечек.

1 Конверт “Разминка”

– Из чего состоит наша речь? (из предложений)

– На что можно разделить слова? (на слоги)

– Как называются звуки, которые спеть всегда вам рады, и нет у них преграды, зимой и летом красные, зовутся они. ( гласные).

– Назовите их (а,о, у, и, ы, э, ю, я, е, ё).

– Какой цвет любят эти звуки? (красный). Да, за них отвечала Феечка в Красном платье?

– Назовите звуки, которые не умеют петь из-за преграды во рту? (согласные)

– В каком платьице Феечки отвечали за согласные звуки? ( в синем и зелёном)

– Какого цвета платье у феечки мягких согласных звуков? (зелёного) Что эти феечки дарят своим звукам? (улыбочку)

– Что помогает звонким согласным звукам быть звонкими? (голосок)

– Как называются согласные звуки, у которых голосок спит? (глухие)

Переворачиваем конверт, а там буква М.

2 Конверт “Слоговые домики”

– Животные слогового домика вышли на прогулку и забыли на каком этаже они живут?

– На первом этаже живут животные, названия которых из 1 слога, на втором из 2-х слогов, на третьем из 3-х.

– А сейчас животные проголодались и хотят есть. Питаются они едой, состоящих по количеству из стольких же слогов, как их название.

– На каком этаже едят сыр? – Батон? – Колбасу? – Шоколад?

Переворачивают конверт с буквой О.

3 Конверт “Закорючки”

Я буквы в азбуке сломал,

по элементам разобрал,

теперь буквы допишите

в русские буквы превратите.

Переворачиваем конверт с буквой Л.

Физминутка “Море волнуется раз”

В Буквенном море могут утонуть буквы! Мы их спасём, если их изобразим своим телом.

Море волнуется раз

море волнуется два

море волнуется три

Букву К Т Б Ф покажи в парах букву М Н П.

4 Конверт “Трафареты”

Трафареты букв берите, аккуратно обводите,

а потом узор, штриховку, этой букве подарите.

Какие слова вы можете подобрать на эти буквы?

Переворачиваем конверт с буквой О.

5 Конверт “Весёлые потешки”

С буквами вы поиграли, а потешки на буквы вы не рассказали!

Переворачивает конверт с буквой Д.

6 Конверт “Загадка” (звуковой анализ слова книга)

свет для звуков зажигайте,

а потом по схемам предложение с этим словом сочиняйте.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)

Выполняем звуковой анализ слова книга (зажигаем свет в окошечках)

Составляем предложения со словом книга.

7 конверт “Феечки”

Открываем конверт, а там наши феечки.

Звучит фонограма феечек:

“Спасибо милые друзья!

Вы нас освободили.

Вы Звукомора страшного своими знаниями победили.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе “Путешествие в Страну букв и слов”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Коррекционно-образовательные:

  • закрепление навыков звукового, слогового анализа, анализа предложений;
  • закрепление навыков чтения слов в условиях зашумленности;
  • профилактика нарушений письменной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие внимания как умственного действия самоконтроля;
  • развитие речеслуховой памяти;
  • развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание интереса к занятиям по подготовке к обучению грамоте, мотивации к учебной деятельности.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Путешествие в Страну букв и слов”, магнитные азбуки по количеству детей, тетради, ручки, карандаши, карточки со словами для чтения, предметные картинки: машина, автобус, корабль, самолет, носорог, бегемот, зебра, обезьяна, жираф.

I. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.

(Дети здороваются с гостями, после этого логопед сообщает детям, что им пришло звуковое сообщение, и включает диктофон. Звучит аудиозапись).

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фея Грамота. Я узнала, что вы ходите в подготовительную группу и многое уже умеете. Я приглашаю вас в свою волшебную Страну букв и слов. Уверена, что там вам будет интересно.

– Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в Страну букв и слов? Но в этой Стране есть своя тайна. Хотите, я вам ее сейчас открою? В этой стране все невидимое: предметы, звери, леса. Чтобы они появились, надо выполнить задания. Когда задание будет выполнено, нужно произнести волшебные слова: “Крибле, крабле, бумс”, – и предмет тут же появится. Ну что ж, если вы согласны, тогда в путь. Занимайте свои места.

II. Основная часть.

1. Упражнение “Выложи слово из букв магнитной азбуки”.

– Ребята, на каком транспорте мы отправимся в путешествие? Выложите название транспорта из букв магнитной азбуки и назовите в этом слове только гласные буквы.

(У детей предметные картинки с изображением транспорта. Дети складывают слово из букв магнитной азбуки, затем называют гласные буквы в этом слове).

Слова для анализаГласные буквы в словах
Машина

Яхта

А, и, а

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 2).

(По щелчку мыши появляются предметные картинки. Тригер. По щелчку мыши по каждой предметной картинке появляются слова, обозначающие их названия. Гласные буквы в словах выделены красным цветом).

2. Упражнение “Смастери слово”.

– Ребята, а ведь еще можно на воздушном шаре путешествовать. Попробуем? Но чтобы шар появился, нужно написать это слово пальчиком на морском песочке.

(Дети печатают слово шар на манной крупе).

– Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 3. По щелчку мыши на экране появляется облачко, на котором напечатано слово шар).

– Из каких элементов состоит буква ш, буква а, буква р? (Ответы детей).

Произнесем волшебные слова, и шар появится.

– Крибле, крабле, бумс!

(По щелчку мыши на экране появляется воздушный шар).

3. Упражнение “Зашифруй слово”.

– Шар готов, но нет ветра. Зашифруйте слово ветер, и шар взлетит. (Дети выполняют звуковой анализ слова ветер).

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4. Щелчок мыши. Тригер. По щелчку мыши по картинке с изображением девочки появляется схема звукового состава слова шар).

– А теперь произносим волшебные слова: крибле, крабле, бумс. (Слайд 5).

о щелчку мыши на экране появляется рисунок-образ ветра. Ветер “дует”, и шар плавно поднимается в небо).

4. Упражнение “Прочитай слова”.

– Наш шар пролетает над морем. (Слайд 6. Щелчок мыши).

– Ребята, кто живет в море? (Дети отвечают). Ребята, попробуйте прочитать слова. Акулы набросились на слова и откусили по букве. Догадайтесь, какие это были слова?

(У детей карточки со словами для чтения. Дети читают слова с пропущенной согласной буквой в середине слова).

Слова с пропущенной согласной буквойИсходные слова
К. аб

Дель. ин

Краб

Дельфин

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 6).

– Молодцы. А теперь произнесем волшебные слова, и морские животные тут же появятся. (По щелчку мыши появляются морские животные).

5. Упражнение “Исправь ошибки в словах”.

– Наш воздушный шар пролетает над островом. (Слайд 7. Щелчок мыши).

Но на острове нет растений. Если мы исправим ошибки в словах, на острове вырастут деревья. Птицы играли со словами и перепутали слоги. Прочитайте эти слова:

Деформированные словаИсходные слова
ма-паль

кос-копальма

кокос

(Дети переставляют слоги местами, читают слова).

– Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 1. Проверка задания. Возвращение к слайду 7).

– Произнесем волшебные слова.

(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши “вырастают” деревья).

6. Упражнение “Поставь ударение в слове”.

– На этом острове живут опасные звери, но если их “ударить”, т.е. правильно поставить ударение, то их можно укротить.

(У детей предметные картинки с изображением животных. Дети подбирают схему слогового состава к словам, выделяют ударный слог).

– В слове жираф 2 слога, ударение падает на гласную а во втором слоге.

– В слове бегемот 3 слога, ударение падает на гласную о в третьем слоге.

– В слове зебра 2 слога, ударение падает на гласную е в первом слоге.

– В слове верблюд 2 слога, ударение падает на гласную ю во втором слоге.

– В слове черепаха 4 слога, ударение падает на гласную а в третьем слоге.

– Проверьте правильность выполнения задания. (Гиперссылка 2. Проверка задания. Тригер. Щелчок мыши по каждой слоговой схеме. Возвращение к слайду 7).

– Произнесем волшебные слова.

(Дети произносят заклинание: крибле, крабле, бумс. На острове по щелчку мыши появляются животные).

7. Упражнение “Подбери к картинке схему звукового состава”.

– Продолжаем путешествие. (Слайд 8. Щелчок мыши). Внизу – поляна. Медведь празднует свой День рождения. Он пригласил гостей. Подберите к картинкам схемы слогового состава и узнаете, какое угощение приготовил медведь для гостей.

(У детей картинки с изображением животных и слова, обозначающие угощения для животных. На доске – схемы звукового состава слов. Дети подбирают к словам (угощениям) схемы звукового состава и угадывают, кому принадлежит угощение).

Речевой материал: кора – заяц, шишки – белка, грибы – ёж, мед – медведь, мясо – лиса.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. (Гиперссылка. Проверка задания. Возвращение к слайду 8).

9. Упражнение “Собери слово”.

– Ребята, Фея Грамота передала вам волшебные “цветы” и записку: “Найдите буквы в цветах и выложите из них слово – название моей страны”.

(У каждого ребенка – сухой бассейн – контейнер в форме цветка с различной крупой: горохом, фасолью, рисом, гречкой. В бассейне спрятаны буквы: ш, к, о, л, а. Дети ищут буквы в сухом бассейне и складывают из них слово школа).

– Ребята, наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы узнаем, как называется волшебная страна. Выложите из найденных букв название волшебной страны. Прочитайте это слово. (Дети читают слово школа)

Ребята, значит, волшебная страна, в которую мы держали свой путь, называется школа. Вот она. (Слайд 9. Щелчок мыши.). Приземляемся.(Щелчок мыши). Наше путешествие закончилось.

III. Итог занятия.

– Ребята, кто пригласил нас в свою волшебную страну?

– Нас пригласила Фея Грамота.

– На каком транспорте мы отправились в путешествие?

– Мы путешествовали на воздушном шаре.

– Какие задания мы выполняли на пути в волшебную страну?

(Дети рассказывают, какие задания они выполняли на протяжении всего занятия).

– Ребята, вас ждет настоящий сюрприз. Сама Фея Грамота пришла к нам в гости. Это ваша будущая учительница Надежда Ивановна”.

– Ребята, я увидела сегодня, как много вы знаете и умеете. Совсем скоро, через 3 месяца, вы придете в школу. Школа – это, действительно, настоящая волшебная Страна, Страна букв и слов, страна Знаний. Я с нетерпением буду ждать вас там первое сентября. А на память о сегодняшнем путешествии я дарю вам медальки.

(Учительница вручает детям конфеты-медальки).

Читайте также:  Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема Звуки В-Вь
Ссылка на основную публикацию