Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте

ФФНР в современной логопедии: что это за диагноз?

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д.

Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Задания для совместной деятельности детей и родителей старшей группы компенсирующей направленности

Материал «Задания для совместной деятельности детей и родителей старшей группы компенсирующей направленности» будет полезен начинающим учителям-логопедам при планировании материала для закрепления полученных знаний с родителями дома.

Тема: «Фрукты»

1. Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, ананас, грушу, банан, апельсин, мандарин, лимон, гранат. Знать наизусть названия фруктов, уметь их называть и показывать. Уточните, как это все можно назвать одним словом («фрукты»). Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

2. Игра «Какой сок?»

Сок из яблок — это сок (какой?) -яблочный.

  • из груши — грушевый
  • апельсина — апельсиновый
  • лимона — лимонный
  • банана — банановый
  • граната — гранатовый
  • ананаса — ананасовый
  • персика — персиковый
  • абрикоса — абрикосовый

3. Выучить «Наш сад».

Прекрасен наш осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, «Спасибо, осень!» — скажем.

4. Наклеить (нарисовать) 4-5 картинок фруктов, называть их цвет и вкус.

Звуки [У]-[А].

1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика №1-2.

3. Повторить слова на звук [У], [А] (мама запишет)

4. Назови первый звук в слове: уши, Аня, улитка, апельсин, арка, астры, аист, удочка, антенна, утюг, армия.

5. «Послушай внимательно». Хлопни в ладошки, когда услышишь звук[А]: А — О — У — А — Ы — Э — А — Ю — А — А — И

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [У]:

И — У — Ы — У — А -У -И -У -А — И -Ы -У -А -У -А-И -У.

Звук [О].

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
  • Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…

2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды».

Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу. Землянику нашли Изображают землянику. Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются». Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.

3. Звук О — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены. Звук О обозначается красным цветом.

2. Подними руку, когда услышишь звук [О]:

О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.

3. Выучить слова с первым звуком [О]: осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.

4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук О.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

1. Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал. Плавные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. «С какого дерева листок?»

  • лист березы – березовый
  • лист клена — …
  • лист осины — …
  • лист липы — …
  • лист рябины — …
  • лист каштана — …

3. Ответь на вопросы, а мама запишет ответы:

  • Что растёт в лесу?
  • Где растут ягоды?
  • Где растут грибы?
  • Какие лесные ягоды ты знаешь?
  • Какие грибы ты знаешь?

(закончить предложение и повторить его полностью).

  • Береза, осина, дуб – это …
  • Орешник, шиповник, сирень – это …
  • Опенок, сыроежка, мухомор – это …
  • Черника, малина, земляника– это …

Звук [Э].

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звук [Э] — гласный (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук [Э], губы в улыбке, язык внизу.

3. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]:

И — Э — О — У — Э — А — Э — И — О — У — Э — О — У – Э — А –И — Э

4. Запомнить слова со звук [Э]: Эмма, Эдик, эму, эхо, Эля, эльф, экран, этажи, этажерка, эскимо, электричка, электричество, экскаватор, эскалатор.

5. Послушай, сколько звуков. Назови первый, второй, третий звук: АЭ, ЭАИ, УИЭ.

6. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук [Э].

Тема: «Почта».

1. Пальчиковая гимнастика:

Почтовый ящик открываем,

Сжимание и разжимание кулачков.

Сколько писем! Посчитаем?

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.

Александру и Данилу.

2. Посылка для бабушки (чья посылка?) — бабушкина посылка.

Телеграмма для мамы (чья телеграмма?) -…

Дедушка купил журнал (чей журнал?) -…

Письмо от тети (чьё письмо?)- …

3. «Подбери признак»:

  • Журнал (какой?)- большой, красивый, яркий, цветной, красочный…
  • Газета (какая?) — большая, тонкая, цветная, …
  • Конверт (какой?) — маленький, прямоугольный, белый…
  • Телеграмма (какая?) — срочная, маленькая, прямоугольная …
  • Открытка (какая?) — праздничная, поздравительная, ….

4. «Назови ласково»:

  • Марка- марочка
  • конверт-…
  • журнал — …
  • газета — …
  • посылка — …

Звуки [В]-[В’].

1. Артикуляционная гимнастика:

  • «Улыбка» -«Трубочка»,
  • «Качели»,
  • «Маляр»,
  • «Футбол».
  • Звук [В] — согласный, звонкий, твердый. Обозначается синим цветом.
  • Звук [В’] (Вь) — согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

3. Выучи: — слова со звуком [В] в начале слова – вата, волк, ванна, высота, ватрушка, валенки, воробей, ворота. — слова со звуком [В’] в начале слова – веник, ведро, венок, вишня, виноград, велосипед, вещи, вилка.

4. Повтори чистоговорки за взрослым:

  • Ва-ва-ва — Высокая трава.
  • Ве-ве-ве — Васильки растут в траве.
  • Ву-ву-ву — Васильков букет нарву.
  • Ву-ву-ву — Мы видели сову.
  • Ва-ва-ва — Громко ухает сова.
  • Вы-вы-вы — Не боимся мы совы.
  • Ве-ве-ве — Много мыслей в голове.

5. Звуковой анализ слогов: ВА ВИ

6. Составь по 2 предложения со словами на звуки [В], [В’], а взрослый запишет. Нарисуй схему под предложением.

Образец смотрите в условных обозначениях (в начале тетради).

7. Подобрать (наклеить или нарисовать) картинки со звуками [В], [В’] в начале слова.

Тема: «Посуда».

1. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Мы посуду перемыли: Ладони прижаты друг к другу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку. Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца.

И большую поварешку.

2. Игра «Образуй слово».

  • Стакан из стекла — стеклянный.
  • Чашка из фарфора — фарфоровая.
  • Кастрюля из металла — металлическая.
  • Сковорода из чугуна — чугунная.
  • Пиала из керамики — керамическая.
  • Кувшин из глины — глиняный.
  • Тарелка из пластмассы — пластмассовая.
  • Бокал из хрусталя — хрустальный.
  • Ложка из дерева — деревянная.

3. Игра «Наоборот».

  • Глубокая тарелка — мелкая тарелка.
  • Большая кастрюля — маленькая кастрюля.
  • Новая чашка — старая чашка.
  • Чистая тарелка — грязная тарелка.
  • Насыпать сахар в сахарницу — высыпать сахар из сахарницы.
  • Закрыть кастрюлю — открыть кастрюлю.

4. Подобрать картинки с изображением посуды, наклеить (нарисовать) их.

Занятие “Мы сможем” Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Совместное занятие родителей и детей. Цель: првлечь, родителей к речи своих детей, процессу коррекции недостатков звукопроизношения. В занятии использован материал на основе стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Конспект открытого занятия

для детей подготовительной группы

(совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях)

Из опыта работы

п. Шалакуша 06.11.2008г.

Тема: « Вместе мы сможем!» (включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста.)

  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.
  • Продолжение работы над развитием фонематического слуха.
  • Совершенствование навыков звукового анализа.
  • Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

Каждый ребенок сидит со своей мамой (бабушкой).

Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сейчас я попрошу всех вас встать. А теперь сядет тот, кто назовет свое имя ласково.

Родители и дети называют

Массаж пальцев рук

Дети выполняют массаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальцы погулять.

Этот палец самый толстый,

Самый сильный и большой.

Массируется большой палец.

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Массируется указательный палец.

Этот палец самый средний

И стоит он в середине.

Массируется средний палец.

Этот палец безымянный,

Избалованный он самый.

Массируется безымянный палец.

Этот палец, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки дети и родители делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим

Разогретыми ладошками проводят

по лицу сверху вниз.

Все плохие мысли,

проводят пальцами от середины лба к вискам.

Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Дети и родители выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притомился –

К себе в домик воротился.

  • Радость. Дети показывают, как они рады родителям.
  • Огорчение. Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми.
  • Удивление. Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки.

Уточнение артикуляции звуков «Сломанный телевизор».

Проводится в форме игры «На меня ты посмотри и звук определи». Ребенок показывает немую артикуляцию гласных звуков А, О, У, И, Ы, а те должны отгадать, какой звук был произнесен.

Динамическая пауза «Гномы»

Утром гномы в лес пошли Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.

А за ним-то – раз, два, три! Наклоны туловища из стороны в сторону.

Показались еще три! Руки в стороны затем вниз.

И пока грибы срывали, Наклоны вперед, руки к полу.

Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из

стороны в сторону.

Побежали, заспешили Бег на месте.

И грибы все уронили! Присесть.

Гимнастика для глаз

Логопед. Прилетела синичка на лесную поляну.

Дети и родители садятся на ковер.

Ночью синичка сжимается, замерзает.

Показывают, как сова замерзает.

Утро пришло, солнышко припекло – согрелась синичка, расслабилась.

Потягиваются два раза.

Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидела, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, влево, вправо, – ничего не увидела, крыльями замахала.

Выполняют движения 2-3 раза.

Смотрит влево, вправо, влево, вправо, – ничего не увидела, нахмурилась, ухнула: «Ух-ух-ух!» Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «Ух-ух-ух!» – и в гнездо полетела.

Дети с родителями садятся за столы.

Подбор признаков к члену семьи

На столе разложены счетные палочки. Сначала ребенок берет одну счетную палочку и говорит: «Это моя мама (бабушка). Она (какая?) добрая». На каждое прилагательное выкладывают одну счетную палочку. Затем о своем ребенке говорит родитель: «Это моя дочь (сын). Она очень ласковая».

Считаем до пяти

Мама (1,2,3,4,5), папа, сын, бабушка, дочь (Изменение окончаний слов при счете до 5).

Беседую с детьми о том, чем занимались на занятии, какие упражнения показывали родителям. Затем предлагаю родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, он был сегодня самым лучшим, самым чудесным, самым умелым и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент нетрадиционной совместной деятельностидетей и родителей на логопедических занятиях.Тема: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».Цель:- развитие координации речи с движением, работ.

Занятие проводится совместно дети, родители, воспитатель.Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Музыка”, “Физкультура”.Дети отправляются путешествовать.

Памятка родителям “Организация логопедических занятий дома”.

Цель мероприятия — не только желание показать кто лучше, но и продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями, совещаться, обсуждать, находи.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у.

Совместная деятельность детей и родителей. Виды работ при коррекции речевых нарушений

Татьяна Захарченко
Совместная деятельность детей и родителей. Виды работ при коррекции речевых нарушений

Цель: закреплять навыки звукопроизношения; развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, интонационную выразительность речи; формировать грамматический строй речи (упражнять в согласовании существительного с прилагательным, в образовании существительных множественного числа); совершенствовать общую и мелкую моторику; воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности через игровую мотивацию.

Оборудование: доска, фланелеграф, цветик-семицветик, шнурки на каждого ребёнка, каштаны (грецкие орехи, зеркала, шестигранные карандаши (для родителей и детей, дерево, предметные картинки, пособие домик с сюрпризом, выставка детских работ.

Ход:

Уважаемые, родители! Сегодня мы пригласили вас для того, чтобы показать вам чему научились ваши дети и научить вас.

Логопед:На занятиях играем

Всех, друзья мы приглашаем!

– Посмотрите, какой прекрасный цветок! Ребята, а из какой сказки этот цветок?

Дети:«Цветик-семицветик».

Логопед:В этой сказке цветок исполнял желания. Вот одно желание он уже исполнил. Ваши родители пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему уже научились.

Он исполнит ещё много желаний, но для этого нам необходимо выполнить его задания.

I задание(логопед берёт лепесток, сообщает детям задание).

«Игры с весёлым язычком».

Логопед:Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся (упр. «Улыбка»).

Логопед:А потом пошёл гулять,

По ступенечкам шагать (упр. «Лесенка»).

Логопед:Затем увидел маляра:

Красить потолок пора (упр. «Маляр»).

Логопед: Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо (упр. «Заборчик»).

Логопед:Индюшата болботали,

Болботать они устали (упр. «Индюк»).

Логопед: Дятел дерево долбил

Он жучков там находил (упр. “Барабан”).

Логопед:Барабанщик идёт,

В барабан он стучит

«Т-Т-Т» – говорит (упр. «Автомат»).

Логопед:Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притомился –

К себе в домик воротился.

II задание (логопед берёт лепесток).

«Игры с пальчиками».

1. Утро красное придёт (поднять вверх левый кулак)

Солнце красное взойдёт. (поднять вверх правый кулак)

Будут пальчики вставать (разжать пальцы)

Будут пальчики играть. (пошевелить пальцами)

Выполняют дети.

2.Игра со шнурком.

И ещё, ещё разок.

А теперь наоборот

Вот шнурок назад идёт.

(Попеременно обводить шнурком каждый палец – сверху, снизу – от указательного пальца до мизинца и обратно). Выполняют дети.

3.Игры с каштанами или грецкими орехами.

Эта ручка – правая,

Эта ручка – левая,

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю. Выполняют дети.

III задание(логопед берёт третий лепесток).

«Чудо – дерево».

Логопед:Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А волшебные предметы –

Мишки, лошади, конфеты.

– А вы хотите, чтобы ваши картиночки попали на чудесное дерево?

Внимательно слушайте задание!

Я буду произносить различные звуки. Если вы услышите звук, который живёт у вас в картинке, то выходите и располагайте свою картинку на чудесном дереве.

Ваши родители тоже будут играть с нами. Возьмите конвертики, там картиночки.

[с] – оса, самолёт, автобус;

[з] – зонт, коза, заяц;

[ш] – шапка, камыши, мышь;

[л] – лук, белка, дятел;

[ж]– жук, ножик, ножницы;

[р]– рак, помидор, гора;

[щ]– ящик, щётка, овощи;

[ч]– мяч, бабочка, удочка.

IV задание (логопед берёт следующий лепесток).

Физкультминутка.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. (дети идут по кругу).

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем и снова начинаем. (движения выполняются согласно тексту).

Игра проводится 2 раза.

V задание (логопед берёт лепесток).

«Домик с сюрпризом».

(Логопед произносит слова и демонстрирует домик).

Логопед: – Вот стоит домик.

Кто в нём живёт? Гномик?

А может в нём живёт игра?

Нам заглянуть сюда пора.

(Логопед медленно поворачивает домик на подставке вокруг своей оси).

Логопед: – Ты цвет точнее называй,

Игру скорее начинай!

(Ребёнок называет цвет. Логопед достаёт сюрприз (игровой кубик):

Логопед:- Вот какие здесь дары!

Слушай правила игры!

(Проводятся 4 игры по очереди. Дети и родители).

VI задание (логопед берёт лепесток).

Логопед:– Постарались вы сейчас.

А теперь сюрприз!

В сказку приглашаю вас!

(логопед достаёт из трубы домика кубик со сказками).

«Заюшкина избушка», «Маша и медведь”, «Три медведя», «Лиса и серый волк», «Семеро козлят», «Теремок».

Передать голосом интонацию сказочных героев. (Дети и родители).

Логопед: Вот и всё мы показали

Как вы, гости не устали?

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

На прощанье скажем вам:

Дети:Приходите в гости к нам!

VII задание(логопед берёт лепесток).

Музыкальная пауза.

Воспитатель уводит детей в музыкальный зал.

Что растет в нашем огороде? Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему:«Что растет.

«Страна сказок». Методическая разработка образовательной деятельности. Совместная работа логопеда, психолога и родителей

Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связной речи.

С психологической стороны у этих детей часто встречается речевой негативизм, переживание по поводу своего дефекта, низкая коммуникативная потребность в общении с окружающими и как следствие-замкнутость и малообщительность, низкая речевая активность, трудности в усвоении программного материала по разным видам деятельности. Чтобы преодолеть эти трудности, помочь детям приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, целесообразно использовать совместную работу психолога и логопеда, а так же родителей.

Недостаточная сформированность уровня речевого и психологического развития является актуальной проблемой на современном этапе дошкольного развития ребенка. Использование различных форм работы, наглядно- методические пособия, игровые задания и упражнения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, открытые занятия для педагогов, родителей помогают учителю- логопеду и психологу в работе с детьми с недоразвитием речи и несформированностью психологических процессов.

Для решения поставленных задач нами была разработана модель (цикл занятий) коррекционного взаимодействия в триаде «специалист – родитель — ребенок», где родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультативно-коррекционной технологии. Совместная работа педагогов с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

Форма образовательной деятельности: воспитательно — образовательная с участием родителей. На занятии использовались различные наглядно- методические пособия: рукописная книга, созданная совместно с родителями, сюжетные картинки, лото, сюрпризный момент, поощрение детей в конце занятия.

На занятии использовались новые методические приемы: биоэнергопластика, логопедический массаж, психологические разминки, рукописная книга с участием родителей, педагогов и детей.

К основным приемам относятся:

• образец;
• объяснение;
• повторение;
• пример правильной речи ребенка;
• употребление сопряженной речи, а за ней отраженной речи, для тех, у кого ошибки устойчивы;
• овладении словарным запасом родного языка;
• построение логически- правильной связной речи.

Особенность: заключается в совместной разработке методических приемов, игровых и сюрпризных ситуаций учителя- логопеда, психолога, родителей.

Занятие проводилось на базе детского сада №1 «Сказка» в подготовительной логопедической группе. Для выработки устойчивого интереса к занятию, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели, в конце занятия использовалась форма поощрения детей: сюрпризный момент и подарки.

ЦЕЛЬ:

• Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
• Формирование учебной мотивации.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:
• формировать связную речь в процессе диалога с педагогом;

Коррекционные:
• Развитие фонематического слуха и внимания;
• Обогащение и активизация словаря;
• Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, словесно-логическое мышление;
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к книгам;
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи, рукописная книга сказок К.И. Чуковского.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Психолог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок — это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.

Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).

Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.

(Дети выполняют задание.)

Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.

Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим — это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.

Федора:

Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…

Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?

(Дети отвечают на вопросы).

Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети. Поможем!
Психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.

(Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок).

Психолог. Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное — правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Татьяна Геннадьевна.
Психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Татьяну Геннадьевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Татьяну Геннадьевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Татьяну Геннадьевну?
Дети. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания. У нас на занятии сегодня присутствуют гости – ваши родители и друзья. У каждого из них есть сигнальные карточки, которыми они будут оценивать правильность выполненного вами задания. Если задание выполнено правильно – на карточке улыбающееся лицо, если ответы неверные- хмурое лицо.

Логопед. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да!

Логопед Открываем первую страницу волшебной книги.

Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.

АБВГ МЫЛО ХФЦ МОЧАЛКА ИРФ ПОЛОТЕНЦЕ

(Дети называют предметы.)

Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».

Логопед.

Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.

(Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.)

По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!

Логопед Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит —
Это доктор …

Дети (хором). Айболит!

Логопед. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.

(Из книги выпадает записка.)

(Читает) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой — мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Логопед. Сегодня задание посложнее: вместо слова — рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Логопед. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Логопед. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы.
(Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке? Дети. Волк.
Логопед Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Логопед Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Логопед Ребята, вол — это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Логопед. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Логопед Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Логопед. Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Логопед Молодцы!

Далее проводится физкультминутка. (биоэнергопластика «Зоопарк»)

Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха — именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый — раз, желтый — два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный — раз, полезный — два, полезный — три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.

Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке — цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.

Проводится анализ звукового состава слов.

Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.

Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.

Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.

Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!

Появляется опрятно одетая Федора с воздушными шарами в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.

Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга — лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Умницы! Мы с Татьяной Геннадьевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед. Ребята! На сегодняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных сказок. Скоро вы пойдете учиться в школу, а там есть библиотека, где очень много книги среди них произведения К. И. Чуковского .Вы их все прочитаете.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.

Автор: Кривченко Елена Анатольевна,
педагог-психолог,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Автор: Кадулина Татьяна Геннадьевна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО

Статья размещена в авторской редакции

Задания логопеда для совместной деятельности детей и родителей

Сибагатулина А.М., tc ” Сибагатулина А.М.,” учитель-логопед ДОУ «Елочка», пос. Глебычево, Ленинградская обл.
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:
– родители не слышат недостатков речи своих детей;
– не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, однако мы остановимся на совместных занятиях. В нашем детском саду они проводятся раз в два месяца, и родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними.
Конспекты совместных занятий «Виды работ при коррекции речевых нарушений»
Средняя группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи.
  • Тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
  • Вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребенку.
  • Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

* * *
Звучит весенняя музыка.
Логопед. Ребята, я предлагаю вам и вашим родителям отправиться в лес и посмотреть, как лесные жители встречают весну.
В лес весенний мы шагаем,
Дети и родители идут маршевым шагом.
Ноги выше поднимаем.
Потопают ножки
По прямой дорожке.
Шагают на всей стопе.
И поскачут ножки
Прямо по дорожке,
Делают поскоки.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
Останавливаются.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Идут на носках.
Друг за дружкой побежали
И нисколько не устали.
Бегут на носках.
И опять шагаем,
Ножки поднимаем.
Идут маршевым шагом.
Вот мы и в лесу.
Развитие речевого дыхания
Логопед. Давайте все вместе скажем: «Ах, какой чудесный воздух!» и т.д.
Дети и родители выполняют.
Мимические упражнения
Логопед. Вдруг мы увидели в лесу медведя.
Дети и родители изображают испуг.
Затем увидели зайчат.
Изображают радость.
А вот как ловко по деревьям скачет белка!
Изображают удивление.
Покажите как елочкам тяжело стоять под весенним дождем.
Опускают одно плечо, другое и стряхивают воду.
Гимнастика для глаз
Логопед. Прилетела сова на лесную поляну.
Дети и родители садятся на ковер.
Ночью сова сжимается, замерзает.
Показывают как сова мерзнет.
Утро пришло, солнышко припекло – согрелась сова, расслабилась.
Потягиваются 2 раза.
Повернула туловище влево, повернула вправо – ничего не увидала, крыльями замахала. Голову повернула влево, вправо, вле во, вправо – ничего не увидала – крыльями замахала.
Выполняют движения 2-3 раза.
Смотрит влево, вправо, влево, вправо – ничего не увидала, нахмурилась, ухнула: «Ух-ух-ух!» Вниз, вверх посмотрела, опять ухнула: «Ух-ух-ух!» – и в гнездо полетела.
Повторяют движения и звуки.
Вдруг на полянке мы увидели необычный цветок. Это цветик-семицветик. Он исполняет любые желания, но для этого необходимо выполнить его задания.
Дети с родителями садятся за столы.
Задания цветика-семицветика
Артикуляционная гимнастика
Логопед. Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно.
У детей и родителей рот закрыт.
Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую.
Дети и родители «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу.
«Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
В это время ротик зевнул и открылся.
Зевают.
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать.
Покусывают кончик языка.
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.
Покусывают язык слева и справа.
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад.
А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю.
Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.
Потом зубки попытались откусить кусочек щеки.
Закусывают изнутри щеки боковыми зубами.
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубки.
Чистят языком верхние и нижние зубы.
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
Спряжение в прошедшем времени
Дети должны проспрягать глаголы, используя местоимения я, ты, он, она, мы, вы, они. Если у ребенка возникнут трудности, ему помогают взрослые.
Дышать весенним воздухом.
Гулять в весеннем лесу.
Любоваться весенним лесом.
Счет слов до пяти
Считают дети, а родители им помогают.
Мимоза, цветок, лужа, сосулька, ручей, грач, капель.
Игра «Тихо – громко»
Составляются предложения о весне. Мама говорит предложение тихо, а ребенок – громко.
Игра «Жуки и комары»
Логопед говорит о том, что летом в лесу очень много комаров и жуков, и предлагает представить, как они будут летать. Родители становятся жуками, а дети комарами. Жуки и комары сидят в своих домиках. По сигналу «Жуки!» – жуки летают по залу со звуком «ж-ж-ж». По сигналу «Комары!» – комары летают со звуком «з-з-з».
Буквы П и Т
Дети выкладывают из счетных палочек букву П, а родители – букву Т.
Игра «Кто быстрей?»
По залу разложены предметы и картинки со звуками [п] и [т] в начале слова. Команда родителей разыскивает картинки и предметы со звуком [п], а команда детей – со звуком [т]. Потом каждая команда доказывает правильность своего выбора.
Подведение итогов
Логопед. Пора нам возвращаться домой из весеннего леса. Все задания цветика-семицветика дети с родителями выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так: пускай дети шепнут родителям на ушко свое желание, а родители поделятся своей мечтой с ребенком.
Проводится краткая беседа о том, чем занимались на занятии. Логопед отмечает успешное сотрудничество родителей и детей.
Старшая группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Закрепление навыков правильного произношения.
 Развитие слухового и зрительного внимания.
 Совершенствование общей и мелкой моторики рук.
 Закрепление навыка согласования существительных с прилагательными.
 Закрепление знания букв.
 Углубление интереса к занятиям по обучению грамоте.
 Достижение эмоционального контакта детей с родителями.
* * *
Каждый ребенок сидит со своей мамой (папой, бабушкой и т.д.).
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые, сейчас я попрошу всех вас встать. А теперь сядет тот, кто назовет свое имя ласково.
Родители и дети называют.
Массаж пальцев рук
 Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Выполняют и родители и дети самостоятельно.
 Растирание ладоней шестигранным карандашом. Это упражнение родители делают детям сначала на одной руке, потом на другой.
Самомассаж лица
Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.
Логопед
Ручки растираем
Дети потирают ладони.
И разогреваем,
Хлопают в ладоши.
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.
Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Их вперед сгибаем,
Сгибают руками ушные раковины вперед.
Тянем вниз за мочки,
Оттягивают уши вниз за мочки.
А потом руками
Трогаем мы щечки.
Легко похлопывают щеки ладошками.
Артикуляционная гимнастика
Логопед
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Дети и родители выполняют упражнение «Улыбка».
А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
Упражнение «Лесенка».
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
Упражнение «Маляр».
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
Упражнение «Заборчик».
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.
Мимические упражнения
 Радость. Дети показывают, как они рады родителям.
 Огорчение. Родители показывают, как они огорчаются, когда недовольны своими детьми.
 Удивление. Дети и родители показывают, как они удивляются, когда видят неожиданные подарки.
Уточнение артикуляции звуков
Проводится в форме игры «На меня ты посмотри и звук определи». Ребенок показывает родителям немую артикуляцию гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], а те должны отгадать, какой звук был произнесен.
Подбор признаков к члену семьи
На столе разложены счетные палочки. Сначала ребенок берет одну счетную палочку и говорит: «Это моя мама (папа, бабушка). Она (какая?) добрая». На каждое прилагательное выкладывают одну счетную палочку. Затем о своем ребенке говорит родитель: «Это моя дочь (сын). Она очень ласковая».
Подведение итогов
Логопед беседует с детьми о том, чем занимались на занятии, какие упражнения показывали родителям. Затем предлагает родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, он был сегодня самым лучшим, самым чудесным и т.д.
Подготовительная к школе группа
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
 Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.
 Продолжение работы над развитием фонематического слуха.
 Совершенствование навыков звукового анализа.
 Закрепление понятия предлог (маленькое слово);
 Совершенствование общей и мелкой моторики.
 Создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
* * *
Каждый ребенок стоит рядом со своей мамой (папой, бабушкой).
Логопед. Сядет тот, кто назовет зимующую птицу.
Родители и дети по очереди называют зимующих птиц и садятся. Затем выполняется пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались». Упражнение выполняют дети.
Массаж пальцев рук
Дети выполняют массаж пальцев одной руки, а потом родители массируют им пальцы другой руки.
Логопед
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
Этот палец самый толстый,
Самый сильный и большой.
Массируется большой палец.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Массируется указательный палец.
Этот палец самый средний
И стоит он в середине.
Массируется средний палец.
Этот палец безымянный,
Избалованный он самый.
Массируется безымянный палец.
Этот палец, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Массируется мизинец.
Массаж лица
Ребенок делает массаж себе сам, а потом его массирует родитель: рисует очки и гладит щечки.
Логопед
Нарисуем мы очёчки,
А потом погладим щечки.
Артикуляционная гимнастика
Дети и родители поворачиваются лицом друг к другу и вместе выполняют упражнения.
Логопед
Индюшата болботали,
Болботать они устали

Дети и родители. Бл-бл-бл.

Логопед
Дятел дерево долбил
Он жучков там находил.

Дети и родители. Д-д-д.

Логопед
Барабанщик идет,
Собирайся, народ.
В барабан он стучит,
«Т-т-т» – говорит.

Дети и родители. Т-т-т.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Один из родителей играет роль кота, а дети – мыши. Мыши разбегаются, кот их ловит.
Игра «Раз, два, три –
маме букву напиши»
Сначала ребенок печатает буквы на маминой ладошке, щеке, спине, а потом это задание выполняет мама.
 Два столба наискосок,
А между ними поясок. (А)

 Буква та наискосок
Примеряла поясок,
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке
пристегнула. (И)
 Буква с толстеньким брюшком, В кепке с длинным
козырьком. (Б)
 Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали. (П)

 Буква в мачту превратилась,
И на судне очутилась. (Т)

 Эта буква как насест:
Есть где курочке
присесть. (Н)
Игра «Поезд»
Это игра на закрепление предложно-падежных конструкций; дифференциацию предлогов над, под, в. На столе разложены картинки. Дети с родителями рас сматривают их и составляют предложения с любыми предлогами. Если ребенок допускает ошибку при определении символа предлога, то родитель ему помогает.
Игра «Отгадай слово»
Необходимо, определив второй звук в словах, назвать получившееся слово. Например: осы, мышка, снег – сын. Потом нужно назвать родственные слова: сынок, сыночек, сынишка, сыновний. Затем дети «пишут» слова, используя азбуку телодвижений, а родители отгадывают их: сын – сон – сок – сук – суп.
Подведение итогов
Отмечается успешное сотрудничество родителей и детей.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999.

Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в ДОУ. Рабочая тетрадь для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 6–7-летнего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исследования современной коррекционной педагогики подтверждают, что важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал, они получат возможность закрепления с ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи может способствовать устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а значит, и дальнейшему успешному обучению в школе. Исходя из этого, актуальность данной рабочей тетради состоит в том, что учитель-логопед систематизирует, дифференцирует и контролирует работу родителей, направленную на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями программ: «Программа воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, В.Г.Чиркиной и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

Цель данной рабочей тетради – систематизация речевого материала, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи:

  • Способствовать устранению речевых и интеллектуальных нарушений у детей 6-7 летнего возраста;
  • Расширить активный словарь;
  • Формировать связную речь;
  • Формировать все психические процессы (память, внимание, мышление и т.д.);
  • Закрепить языковые нормы русского языка;
  • Совершенствовать графо-моторные навыки;
  • Воспитывать у детей желание самостоятельно добывать новые знания;
  • Привлечь к участию в коррекционно-образовательном процессе родителей, для повышения интенсивности педагогического воздействия на детей с речевыми нарушениями и систематизации полученных знаний у детей.

Выявленные трудности у детей 6-7 летнего возраста, привели к необходимости создания пособия с готовым комплектом игр и упражнений, объединенных между собой одной лексической темой. Материал, собранный в этой тетради, предназначен для совместной деятельности детей и взрослых, заинтересованных в развитии ребенка посредством игры.

Данное пособие будет полезно для учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей и родителей. Оно представляет собой систему логопедических игр и графических упражнений для детей 6-7 летнего возраста.
В тетради выделены 31 лексическая тема. Раскрытие тем происходит с постепенным последовательным усложнением материала, учитывающим своевременное усвоение лексики родного языка. Каждая лексическая тема включает в себя следующие формы работы:

  • дидактические игры и упражнения, позволяющие расширить словарный запас, уточнить представления об окружающем мире, закрепить правильное употребление грамматических категорий;
  • задания на развитие связной монологической и диалогической речи, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
  • графические задания, направленные на развитие мелкой моторики и психических процессов.

Для повышения мотивации у ребенка, рекомендуется оценивать правильность выполненных заданий. Это делает сам ребенок на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. Если ребенок выполнил задание без ошибок, проговорил и ответил на вопросы полным ответом, то номер задания ребенок обводит в красный кружок; если в задании были незначительные ошибки или неточности, то ребенок обводит номер задания в зеленый кружок; если, при проверке задания, отмечается много аграмматизмов и неточностей, ребенок обводит номер задания в синий кружок; затем, оценивается вся тема.

Методические рекомендации:

Учитывая, что у дошкольников с ОНР имеются отклонения в формировании всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматики, отмечаются нарушения в психических процессах: слабо развита логика, память, нарушено зрительное и слуховое восприятие, недостаточно развита общая и мелкая моторика), необходимо регулярно заниматься с детьми по развитию лексико-грамматической правильной речи. Эту возможность имеют родители, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Перед выполнением домашнего задания необходимо:

  • Занятия рекомендуется проводить в одно и то же время.
  • Проветрить комнату и выключить телевизор.
  • Приготовить для выполнения задания: тетрадь, цветные карандаши.
  • Занятия проводятся в первую половину дня.
  • Длительность занятий 10 –15 минут.
  • Сделайте в тетради пометку для педагога, если, какое-то из заданий вызвало затруднение у ребенка.

Чтобы процесс усвоения шел интенсивнее, нужно как можно чаще применять в разговорах с ребенком данный лексический материал.
Алгоритм выполнения задания:

  • Ознакомьтесь с содержанием домашнего задания. Если затрудняетесь в понимании прочитанного, то лучше проконсультируйтесь с педагогом.
  • Прочитайте задание для ребенка вслух.
  • Графические задания дети могут выполнять самостоятельно.
  • В конце занятия поинтересуйтесь, что у ребенка вызвало затруднение.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной оценкой.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

  1. Овощи
  2. Фрукты
  3. Деревья
  4. Ягоды, грибы
  5. Перелетные птицы
  6. Осень
  7. Домашние животные
  8. Дикие животные
  9. Откуда хлеб пришел
  10. Одежда
  11. Семья
  12. Зима
  13. Зимующие птицы
  14. Зимние забавы
  15. Новый год
  16. Посуда
  17. Продукты
  18. Дом и его части
  19. Мебель
  20. Наша Родина
  21. День защитников Отечества
  22. Транспорт
  23. 8 Марта. Женские профессии
  24. Признаки весны
  25. День космонавтики
  26. Тело человека
  27. Рыбы
  28. День Победы
  29. Насекомые
  30. Животные жарких и холодных стран
  31. Школьные принадлежности

Тема: «Деревья»

1. Рекомендации родителям:

– закрепите названия основных деревьев, их классификацию: листвен­ные, хвойные, фруктовые, лес — бор — чаща — сад;
– повторите различия деревьев по внешнему виду;
– закрепите с ребенком названия частей дерева;
– закрепите понятия «елка — дерево», отличие ели от сосны;
– закрепите понятие «цветущие деревья»;
– поговорите с ребенком о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочная древесина. );
– закрепите, как меняются деревья в различные времена года.

2. Игра «Назови предмет со словом “сосновый”

  • Бор (какой?) — сосновый;
  • кресло (какое?) — сосновое;
  • мебель (какая?) — сосновая;
  • полено – …,
  • запах – …,
  • бревно – …,
  • шишка – …,
  • ветка – …,
  • ствол – …,
  • хвоя – …,
  • иголки – ….

3. Игра «Как назвать лес?»

Если в роще растут березы, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
. осина — осиновая;
. ивы — ивовая;
. клены — кленовая.

4. Игра «С какого дерева детки?»

  • Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья.
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

5. Игра «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;

длинная шишка на — ели;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

6. Подумай и скажи, в каких словах спряталось слово «лес». (Лес – лесной – лесник – лесовик – лесок.) Объясни их:

  • Лес – это . (место, где растет очень много деревьев).
  • Лесок – это . (маленький лес).
  • Лесной – это . (то, что находится в лесу).
  • Лесник – это . (человек, который охраняет лес).
  • Лесовик – это . (сказочный герой, который живет в лесу).

7. На поляне росли три дерева: береза, елка и дуб. Дуб выше березы, а береза ниже елки. Какое дерево самое высокое, а какое дерево самое низкое?

8. Игра «Найди отличия»

9. Пересказ текста

«Букет для мамы»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких
берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

10. Раскрась листья

11. Объясни пословицы

  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

12. Выучить загадку по теме

13. Наклеить картинки по теме

Тема: «Дикие животные»

1. Рекомендации родителям:

  • поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия поздней осени;
  • вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
  • рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

2. Игра «Подбери словечко и повтори предложение»

В лесу живет много рыжих пушистых .
На охоту вышло много серых злых .
Охотники выслеживают больших рогатых .
По тропинке бежало много больших колючих .
За кустом спрятался маленький серенький .
Орешек грызет маленькая рыженькая .

3. Найди отличия

4. Дай полные ответы на вопросы

  1. Чей хвост длиннее – лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
  2. Чей хвост короче – волчий или медвежий?
  3. Чьи копыта больше – оленьи или кабаньи?
  4. Чьи копыта больше – оленьи или кабаньи?

5. Игра «Скажи, чей дом»

  1. В этой норе живет лиса (еж, барсук). Чья это нора? (Это лисья нора. И т.д.)
  2. В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога?
  3. В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло?
  4. В этом логове живет волк. Чье это логово?

6. Какие животные спрятались на рисунке? Обведи по контуру

7. Игра «Какой? Какая?»

  • У зайца длинные уши— заяц какой? (длинноухий)
  • У медведя кривые лапы — …
  • У лисы длинный хвост — …
  • У волка острые зубы – …
  • У зайца быстрые ноги – …
  • У белки острые ушки – …
  • У зайца косые глаза – …
  • У лося длинные рога – …

8. Сосчитайте мышек (одна серая мышка, две … и т.д.)

Разделите между ними сыр: самой маленькой мышке дайте самый маленький кусочек, а чем больше мышка, тем прожорливее она.

9. Игра «Угадай»

  • Ноги, копыта, рога — у . (лося).
  • Кисточки на ушах — у . (белки, рыси).
  • Иголки на теле — у . (ежа).
  • Лапы, клыки – у … (лисы, волка).

10. Пересказ рассказа

«Почему медведь спит зимой»

Жил-был Медведь. Надумал он к зиме запасы сделать. «Насушу малины побольше», – решил Медведь. Взял он корзинку и отправился в малинник. Долго собирал вкусные ягоды, полную корзинку набрал, еле принес домой. Сел отдохнуть. «Попробую немножко малинки», – подумал Медведь и начал есть ягоды. А малина ароматная, вкусная, сладкая. Медведь так увлекся, что все ягоды съел.
В следующий раз надумал Медведь желуди собирать. Взял мешок и пошел в дубраву. Целый день ползал под дубами, полный мешок желудей набрал и побрел домой. Присел на пенек. «Попробую один желудь», – решил Медведь. А желуди спелые, золотистые. Медведю они так понравились, что в мешке скоро ничего не осталось.
«Ладно, – подумал Медведь. – Пойду мед собирать».Взял бочонок, пошел на пасеку. Полный бочонок набрал, притащил домой, решил лизнуть разочек. А мед душистый, вкусный. Вылизал все до дна. «Нет, не буду я запасы делать. Лягу и просплю всю зиму», – решил Медведь. И теперь спит каждую зиму.

11. Игра «Кто чем защищается»

Волк защищается клыками и когтями.

  • Ёж …,
  • Лось .
  • Медведь …,
  • Кабан …,
  • Заяц…

12. Сравни ежа и мышь

Найди сходства и отличия. Раскрась картинки

13. Объясни пословицы

  • Волка ноги кормят.
  • Лиса и во сне кур считает.

14. Выучить загадку по теме

15. Наклеить картинки по теме

Читайте также:  Цикл занятий: Страна Красивой речи
Ссылка на основную публикацию