Логопедическое развлечение: Путешествие по Африке

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в Африку»

(с использованием элементов метода песочной терапии)

Задачи:

1. Закреплять понятие «Животные жарких стран».

2. Закреплять произношение звука «Р» в словах: жираф, носорог, крокодил, зебра, леопард, тигр.

3. Закреплять умение правильного употребления предлогов: на, в, за, из, из-за.

4. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные по теме «Животные жарких стран» (жирафовый, тигриный, крокодилий и т.д.).

5. Закреплять названия транспортных средств.

6. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.

7. Активизировать словарь детей словами по теме «Животные жарких стран».

8. Развивать кинестетическую чувствительность, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, произвольное внимание и память, мышление.

9. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом, играть в соответствии с правилами.

Оборудование:

– две песочницы с сухим и влажным песком;

– мелкие игрушечные фигурки;

– подарки: шоколадные новогодние фигурки.

Предварительная работа:

Разучивание текста физкультминутки «До Африки…»

Ход занятия:

Логопед (держит в руках посылку, украшенную по-новогоднему):

– Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка.

Как вы думаете, от кого она?

– Давайте посмотрим, что в ней.

Открывают посылку. Логопед читает письмо из посылки:

«Ребята, я получил письмо из Африки. Африканские животные просят меня приехать к ним и поздравить их с Новым Годом. Но у меня сейчас много дел. Поэтому я хочу попросить вас помочь мне.

Отправляйтесь в Африку вместе с моим младшим братцем и поздравьте животных Африки с Новым Годом.

– Давайте посмотрим, а где же младший братец Деда Мороза?

Достает из посылки игрушечного Деда Мороза.

– А как же мы доберемся до Африки? (Варианты детей).

– А чтобы нам не заблудиться, Дед Мороз посылает нам карту.

– Можно отправляться в путь. А чтобы добраться до Африки, повторяйте за мной:

До Африки нам, братцы, – ладони к щекам,

Так трудно добираться! – качают головой

На машине мы поедем, – «руль»

И на поезде помчимся. – Руки согнуты в локтях

В самолете полетим, – руки в стороны

Сверху землю оглядим. – «Бинокль»

На корабле по океану – руки «лодочкой»

Плывем с отважным капитаном. – «Отдают честь»

Вот впереди видна земля – «козырек»

Приплыли в Африку, друзья! – хлопают в ладоши.

– Давайте посмотрим – правильно! Вот указатель «Африка».

Дети подходят к песочнице.

– Но что-то никого не видно. Наверное, был сильный ураган и все животные попрятались. Давайте их поищем.

Дети откапывают в песке фигурки животных.

Каждый ребенок указывает, где спряталось животное.

(Крокодил – в воде, Носорог – за зарослями, Зебра выглядывает из-за пальмы, Попугай – на пальме.)

– Но мы не всех животных отыскали. Посмотрите, чей хвост в песке? (Тигриный).

– А это чья голова? (Жирафовая).

– А это чьи лапы? (Леопардовые).- Достаньте их из песка.

Каждый ребенок берет по два животных. Логопед достает из посылки игрушечного Деда Мороза и мелкие елочные игрушки.

– Как вы думаете, чего нам не хватает, чтобы отпраздновать Новый Год?-

– Ёлочки. – Но в Африке нет ёлки, что же нам делать? – Можно нарядить для наших животных пальму игрушками, которыми им подарил Дед Мороз.

Дети украшают пальму.

– А как вы играете у ёлки на Новый год? – Водим хоровод вокруг ёлки вместе с Дедом Морозом.

– Давайте животных и Деда Мороза выстроим в хоровод вокруг пальмы.

– А какие еще зимние забавы вы знаете? – Игры в снежки, катание на санках с горки…

– А здесь мы можем поиграть с нашими животными и Дедом Морозом? – Да, во влажном песке.

– У нас есть санки Деда Мороза, давайте построим горку и покатаем животных на санках с горки.

Дети лепят горку из влажного песка. Поочередно скатывают животных с горки.

– А в какие зимние игры мы можем поиграть с животными, заменяя снег влажным песком? – В снежки.

Дети лепят маленькие «снежки» и играют с животными и Дедом Морозом.

– Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте прощаться с животными.

Каждый ребенок прощается с животными, четко проговаривая звук «Р»: До свидания, жираф…(крокодил, зебра, леопард, тигр, носорог).

– А чтобы вернуться в садик, повторяйте за мной:

До садика нам, братцы, – ладони к щекам,

Так трудно добираться! – качают головой

На машине мы поедем, – «руль»

И на поезде помчимся. – Руки согнуты в локтях

В самолете полетим, – руки в стороны

Сверху землю оглядим, – «бинокль»

На корабле по океану – руки «лодочкой»

Плывем с отважным капитаном, – «отдают честь»

Вот впереди видна земля – – «козырек»

Приплыли в садик мы, друзья! – хлопают в ладоши.

Входит воспитатель с посылкой.

– Ребята, пока вы путешествовали в Африке, Дед Мороз прислал вам еще посылку.

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в Африку»

Дрягина Наталья Сергеевна
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в Африку»

Фронтальное логопедическое занятие

в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема: «Путешествие в Африку»

Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Живые жарких стран».

актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»;

упражнение в образование притяжательных прилагательных;

развитие связной речи;

развитие зрительного и слухового внимания;

упражнение в образовании сложных слов;

упражнение в образовании приставочных глаголов;

упражнение в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.

Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, игрушка обезьянка, фланелеграф.

существительные: зебра, лев, бегемот, жираф, павлин, обезьяна, Африка, грива, пасть, хвост, львята, зебрята.

прилагательные: павлиний, крокодиловый, львиный, тигриный, слоно-вый, носорожий, жирафья, страусиные, длиннохвостый, длинношеий, большегривый, длинноносый, травоядный, водоплавающий…

глаголы: выныривать, плавать, ползать, ходить, лазить, перепрыгивать…

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Доброе утро! Я очень рада вас видеть. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы И ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и нашим гостям!

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, сегодня у нас с вами интересное, необычное занятие.

Послушайте,что я вам расскажу:

“Приплыл по океану

Из Африки матрос,

В подарок мне привез.

Сидит она, тоскует

Весь вечер на пролет

И песенку такую

По-своему поет: “На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах

Визжат мои подружки,

Качаясь на хвостах.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей”

Логопед: Видите, ребята, обезьянка какая грустная, невеселая, она тоскует, очень хочет на свою родину. А если она вернется на свою родину, какое у нее будет настроение?

Логопед: Давайте с ней поздороваемся, познакомимся.

Обезьянка: “Меня зовут Микки”.

Логопед: Вот мы и познакомились. Поможем, ребята, обезьянке Микки вернуться на ее родину? А знаете ли вы, где живут обезьяны?

Логопед: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки?

Логопед: Итак, в путь! Плыть предстоит несколько дней.

Логопед: Как вы думаете, почему так долго? (путь не ближний, да и идет корабль сравнительно медленно).

Африка! Африка!

Отправимся мы в Африку,

Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,

Как звери там живут…

Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

Логопед: Вот мы и добрались до Африки. Впереди – Африканская саванна. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

Логопед: Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).

Это царь зверей – лев. Посмотрите какая красивая у него грива. Рядом с ним лежит львица и бегают кто?

Логопед: Идем дальше, ой посмотрите, что за коняшки, на всех тельняшки”

Логопед: посмотрите здесь зебры гуляют со своими детенышами. А кто детеныши у зебры?

Логопед: Идем дальше. “

Тут входит голову задрав

Не потому, что важный граф

Не потому, что гордый нрав

А потому, что он (жираф)

(показ иллюстрации или фигуры животного).

Логопед: Почему же жираф выглядит гордо и важно?

Дети: У него длинная шея, ноги.

Логопед: Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея?

Дети : Легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.

Логопед: А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показать). Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон?

Дети: С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья.

Логопед: В саванне есть небольшое озеро – это водопой. Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя.

Кто это? (бегемот (показать иллюстрации)

А наше путешествие продолжается.

Логопед: В саванне есть реки. По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.

Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки Чему радуется обезьяна?

Вы не догадываетесь, почему? (она вернулась на родину, здесь ее подруги; растут бананы.)

Давайте вместе с обезьянкой проведем физкультминутку «Обезьянка».

Обезьяна: Большое спасибо ребята, что помогли мне вернуться домой в джунгли, я бы никогда без вас не добралась. Теперь я быстро найду своих подруг, взобравшись по лианам на высокие деревья. Ведь мы любим резвиться, висеть на хвостах, качаться, прыгать по деревьям.

Логопед: Ой, ребята, а куда же делась обезьянка? Пока мы с вами веселились все звери спрятались.

Логопед открывает фланелеграф, на котором среди растений закреплены изображения животных жарких стран.

Логопед. Посмотрите внимательно, кто спрятался в джунглях?

Ребенок:. В джунглях спрятался лев.

Логопед. Как ты догадался?

Ребенок: Я вижу львиную гриву.

Логопед: Не успели мы ступить на землю, как послышался грозный рык. Это царь зверей – лев.

Логопед. Кто еще спрятался в джунглях?

Ребенок :В джунглях спрятался тигр.

Логопед. Как ты догадался?

Ребенок. Я вижу тигриный хвост.

Читайте также:  Тренажер для развития мелкой моторики

Логопед. Кто спрятался в реке?

Ребенок:. В реке спрятался крокодил.

Логопед. Как ты догадался?

Ребенок: Я вижу крокодилью пасть.

Ребенок :В джунглях спрятался павлин.

Логопед. Как ты догадался?

Ребенок. Я вижу павлиний хвост.

(Аналогично: страусиные ноги, слоновый хобот, обезьянья голова)

Посмотрите, какие разные звери.

Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая).

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Отгадайте, про что можно сказать?

Слоновый (хобот, хвост)

Носорожий. (рог)

Львиная (пасть)

Жирафья (шея)

Страусинные (перья)

Крокодиловые (яйца)

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды (вынырнул)

Черепаха заползла за камень, а потом из-за него (выползла)

Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда. (вырыл)

Обезьяна залезла на дерево, посидела, и с дерева (слезла)

И передвигаются все по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит)

А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)

А черепаха? (ползает)

Теперь знаете хорошо обитателей Африки.

Логопед: Ой, смотрите, обезьянка передала вам свои подарки в корзинке. За то, что вы помогли ей вернуться на родину и найти своих подруг.

А, что это? (читаю записку из корзинки)

«Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли мне, я очень надеюсь что вам понравилось путешествие по Африке, что вы узнали много интересного и многих обитателей Африки. Я очень надеюсь, что вы тоже знаете и тропические фрукты! Если вы их правильно назовете и отгадаете на вкус, то сразу же окажетесь в своем детском саду. Желаю успеха! До свидания обезьянка Микки» (показ тропических фруктов).

Скажите, понравилось вам наше путешествие?

Где мы побывали? (перечисляют)

На этом наше занятие закончилось. До свидания Африка. До скорых встреч. До свидания! (попрощаться с гостями)

«Физическое воспитание в семье». Анкета для родителей Ф. И. ребёнка, возраст 1. Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс 2. Вы знаете, что значит вести здоровый образ.

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Звуки Р-Рь»

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема: «Путешествие в Африку». Звуки «Р-Рь».

Оборудование:

раздаточный материал – светофорчики; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

демонстрационный материал – «волшебное дерево»; «волшебное озеро-рыбки»; мнемосхема «звук»; мяч; техническое оборудование – презентация PowerPoint «Животные жарких стран».

Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове (середина – конец), дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости.

Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

Обеспечить развитие умения словесно рисовать волшебную страну Африку.

Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

Вызвать желание помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Речедвигательный тренинг: «Обезьянки».

Педагог рассказывает стихотворение: Смешные обезьянки в Африке живут.

Жуют они бананы (Выполняют жевательные движения)

И песенку поют. (Поют гласные звуки: а-а-а; о-о-о; и-и-и; у-у-у.)

По пальмам они скачут. (Прыгают)

И на песке лежат. (Дети лежат на ковре)

В тенёчке отдыхают, Лапки расслабляют

И снова напрягают,

С животиком играют. (Вдох-живот наполняем воздухом, выдох-втягиваем).

Ножки поднимают и плавно опускают,

Они там не скучают – нас в гости приглашают!

В Африке живёт звук «Р». Произнесите этот звук. Характеристика звука «Р». (Мнемосхема) У звука «Р» ест братик-звук «Рь». Характеристика звука «Рь». Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?

Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. Дети растирают фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.

Лев в тенёчке сладко спит, (мизинчик). Львица рядом с ним лежит (безымянный).

Носорог идёт домой, И качает головой (средний).

Зебры скачут рядом с ним (указательный).

А жираф стоит один (большой).

Тигр весело по Африке шагал, (сгибают пальцы в кулак)

Тигр слоги называл: ра-ро-ру-ры-рэ (загибают по очереди пальцы правой и левой рук)

Педагог загадывает детям загадку : Крашеное коромысло над рекой повисло? (радуга) В Африке всегда жарко, светит яркое солнышко, а на небе появляется радуга. Вот и у нас на занятии появилась волшебная радуга. На доске педагог прикрепляет радугу, состоящую из прямоугольников разных цветов. Дети, мне эти прямоугольники напоминают отрывные календарики. Смотрите листочки приподнимаются и их можно снимать. Что же под листочками? Давайте снимем первый. Под листочками задания, которые нужно выполнить. Под прямоугольниками написаны цифры с заданиями.

1.Игра «Поймай звук». Слова: хобот, рычать, лама, рога, слон, горы, буйвол, жираф, крокодил, солнце, море, скала, носорог, бегемот, река, зверь.

2.Игра «Светофорчики». Слова: гора, зверь, нора, река, кенгуру, рычать, море, рога, грива, ручей, дерево, жара, берег, зебра, Африка, черепаха, верблюд.

В Африке живут разные животные. Давайте с ними познакомимся и поиграем в игры. Дети по слайдам презентации называют животных жарких стран, 3.определяют позицию звука в слове : середина слова (зебра, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, дикобраз, гепард, пантера, варан, кобра, мартышка); конец слова (тигр, лемур, ягуар).

4. Игра «сложные слова». У обезьяны четыре руки – она четверорукая; у крокодила короткие лапы – он коротколапый; у верблюдов два горба – он двугорбый; у слона короткий хвост – короткохвостый слон; у льва громкий голос – он громкоголосый; у крокодила острые зубы – он острозубый; у тигра зоркие глаза – он зоркоглазый.

Продолжаем наше путешествие по Африке. На пути нам встречается «Волшебное дерево».

5. Назовите, что растёт на волшебном дереве? Слова: торт, зефир, мармелад, шербет, мороженое, пирожное, пряники. Деление слов на слоги.

Продолжаем наше путешествие, и мы с вами подходим к волшебному озеру, в котором плавают необычные рыбки.

6. Игра «придумаем слова-родственники ». Дети придумывают слова к слову «Рыба». Слова: рыбка, рыбонька, рыбёшка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачка, рыбачий, рыбачить, рыбий, безрыбье, рыбалка, рыболов.

7.Игра «Составь слова». На рыбках написаны слоги. Дети составляют из слогов слова (гу-ру-кен-кенгуру; дил-кро-ко – крокодил; ра-пан-те-пантера; рог-но-со-носорог; ты-шка-мар – мартышка). Дети читают слова. Составляют предложения с этими словами и считают, сколько слов в предложении.

Ру-ру-ру! Начинаем мы игру! Руку другу тянет друг – встали все в широкий круг!

8.Динамическая пауза – игра с мячом. « Скажи наоборот». Раз, два, раз, два,

Поиграем мы в слова.

Кому мячик попадёт – скажем, всё наоборот. Слова: закат-рассвет, утро – вечер, солнечная – пасмурная, смелый – трусливый, медленно – быстро, будущее-прошлое, жадный – щедрый, друг – враг, вежливый – грубый, злой – добрый, равнины – горы, доверчивый – хитрый, плохой – хороший, завтра – вчера, тихо – громко, молчать – говорить.

9.Игра «Замените первый звук в слове на звук Р.». Слова: хобот – робот, танец – ранец; забота – работа; мычать – рычать; пугать – ругать; макеты – ракеты; жакетка – ракетка; пыжик – рыжик; нога – рога; лама – рама; козы – розы; высь – рысь; мука – рука; мак – рак; кот – рот. 10. Творческий рассказ: «Что я увидел в Африке?» (мнемотаблица).

Заключительная часть. Вам понравилось путешествие в Африку? Закончим наше путешествие волшебными словами: Шар земной (показ руками)

Мы обойдём (маршируем)

Много там друзей найдём (руки в замок).

Поплывём по океану (плывёт лодочка из двух рук)

Логопедическое развлечение: Путешествие по Африке

Автор: Ефова Ирина Владимировна

Организация: Начальная школа-детский сад №696

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель:

Развитие речи через знакомство с Африкой.

Образовательные области «Речевое развитие» «Познавательное развитие».

  • расширение знаний дошкольников о животных Африки
  • активизация активного словаря
  • формировать умение разделять двусложные слова на слоги.
  • упражнять в навыке решения математических задач, разгадыванию загадок.
  • Формирование умения выбирать для отображения животных разные материалы: краски, бумагу, мелки.
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения
  • развитие звукового и фонематических представлений
  • развитие артикуляционной и общей моторики
  • развитие желания узнавать новое о живых обитателях Земли
  • формирование привычки правильной осанки в разных видах деятельности
  • воспитывать умение работать в команде.
  • воспитывать бережное отношение к животным.
  • воспитывать привычку бережного отношения к материалам, убирать их на место после работы.

Оборудование: волшебный цветик-семицветик с заданиями, картинки животных, разрезные картинки, краски, мелки.

Детей делят на небольшие подгруппы.

Лог. Вы когда-нибудь путешествовали? Как можно путешествовать?

Дети : ответы

Лог. Сегодня мы с вами перенесемся в жаркие страны. Что вы знаете о них?

Дети : там очень жарко, там много горячего песка и туда надо лететь на самолете, джунгли

Лог . ребята, давайте поиграем: что хорошего и что плохого есть в Африке

Игра «Черное – белое»

Ребята: В Африке много удивительных животных – это хорошо

В Африке всегда тепло – это хорошо

В Африке не надо одевать теплую одежду – это хорошо

В Африке возможно купаться круглый год – это хорошо

В Африке невозможно построить горку, нет снега – это плохо

В Африке много хищников – это плохо

В пустыне идут дожди редко – это плохо

Лог. Правильно, умницы! Да жаркие страны – это страны, где никогда не выпадает снег, но это не обязательно пустыня, там есть еще и жаркие равнины – саванны, и вечнозеленые тропические леса- джунгли. А теперь, взглянете в руках у меня цветочек, он не простой, почему?

Дети : разноцветные лепесточки, это цветик-семицветик

Лог. Это не простой цветок, а волшебный, с его помощью мы пустимся в путешествие. Поглядите, на лепесточках, есть задания, с которыми мы обязательно справимся. Попробуем? (Да). Первый лепесток. Когда мы составим слово, то узнаем, куда поедем в гости.

«Напиши слово»

У детей на столах есть буквы, и они собирают из них слово- АФРИКА.

Затем вместе проводим звуковой анализ слова.

Лог. Где же мы с вами оказались?

Дети : В Африке

Лог . Здорово, ребята. Совершенно верно. Ведь именно Африка – самая жаркая точка на Земле. Назовите животных, которые живут в Африке

Лог. я сейчас прочитаю, что написано на другом лепестке нашего цветика- семицветика – загадки.

Дети делят отгадки на слоги.

Читайте также:  Этапы логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей

Загадки.

  1. Грива есть, но он не конь.

Ты рукой его не тронь!
Нет копыт, но есть клыки
И на лапах коготки.(Лев)

Лог. Ребята, чем львица отличается от льва?

Дети : У льва пушистая большая грива, а у львицы ее нет

2.Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силён
Африканский Чудо – .
(Слон)

Лог. Что это за нос-шланг?

Дети : при помощи хобота слон моет себя, как в душе, еще своим носом он может срывать листья с деревьев, рвать траву, пить, переносить очень толстые брёвна.

3. Он высокий, будто кран,
Это правда, а не ложь!
Он в саванне всем знаком —
Снимает листья языком.

Лог. Почему жираф ступает важно и гордо?

Дети : Потому, что у него длинные ноги и шея, и смотрит на всех свысока.

Лог. У жирафа самая длинная шея. Высота жирафа достигает 6 метров, его рост с 2-этажный дом, он сможет достать до крыши детского сада, половина высоты доводится на шею. Такая длиннющая шея жирафу позволяет легко дотягиваться до самых верхушек деревьев, срывая листья. Хвост жирафа длинною в метр, а передние ноги длиннее задних ног.

Кораблем пустыни его величают.
Грузы он возит, и все его знают,
Желтый по цвету, словно песок.
Дайка ответ мне скорее дружок

Лог. как вы думаете, почему верблюда называют кораблем пустыни?

Ребята: верблюд двигается плавно, как корабль. Верблюды перевозят людей, тяжелые грузы, как корабль. (Это очень сильные и выносливые животные)

Давайте мы сядем, выпрямив спины и изобразим, как мы едем на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодчины. На нашем пути мы повстречаем различных животных и выполнять задания.

Мягко, царственно ступая, Рыком лес весь оглашая, видно гриву средь дерев.
Дети, кто же это? . (Лев) львы, много – львов.

По речке плавает бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил). Крокодилы, много – крокодилов.

О н внимателен и быстр, маскируется отлично, Шкура в пятнах у него,

И зовётся …(леопард). Все – леопарды. Много – леопардов.

Он в трубу свою дудит и как дом большой спешит. (слон). Все – слоны. Много – слонов. Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна). Все – обезьяны. Много обезьян.

Кто имеет рог, но никогда не дудит в него? (носорог). Все – носороги. Много носорогов.

Шкура толстая на нем, любит теплый водоем, а в холодном не живет.
Кто же это? (Бегемот) Все – бегемоты. Много – бегемотов.

Чёрно-белые лошадки –Ноги крепки, спины гладки. (Зебры)Все – зебры. Много – зебр.

Лог. Закройте глаза и представьте, что вы очутились в Африке. Мы сейчас попробуем превратимся в некоторых животных. (Выполнение артикуляционной гимнастики).

1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

Бегемот ( рот открыть широко, язык на дно ротовой полости опустить).

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

2.Упражнения для языка:

Сигнал опасности у обезьянок ( щелкать языком, меняя форму губ “улыбка-трубочка”)

Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).

Развитие фонематического анализа.

Д/и «Назови первый звук в слове» (лев, горилла, жираф, зебра, крокодил, тигр, верблюд, слон, бегемот, носорог)

Лог. молодцы, замечательно справились. Посмотрим на следующий лепесток.

Физкультминутка «Про зверей»

Жирафы вытягивают шею вот так!

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (моторчик).

Веселые попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» (машут руками)

В Африке слонята топают «топ-топ-топ» (топают).

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают).

Лог. следующее задание:

1. Принесла обезьяна

Два банана слону.

Она обрадовала Великана подарком.

Посмотрите. Был один банан у него –

Подскажите! Сколько теперь стало всего –

2. В зоопарке на качели

Три пятнистых леопарда

с добрым старым львом

Сколько зверей всего? (четыре)

3. Слониха, слон и два слонёнка

Шли гурьбой на водопой.

Им навстречу три обезьянки шли домой.

Сколько стало малышей? (пять)

4. Аллигатор достал игрушки.

Всех игрушек было шесть.

И вдруг пару проглотил.

Сколько стало игрушек? (четыре)

Лог. на нашем чудо-цветке осталось ещё 3лепестка.

«На что похоже»

Лог. я называю предмет, а вы называете предметы, похожие на него.

Лог. чему сходна грива?

Дети: на меховой воротник, на шубку, на парик, на лисичку

Лог.

На что похоже солнце?

На что похожа пальма?

На что похож песок?

на что похож хвост?

Лог. здорово, вы все умнички, но у нас ещё лепестки есть. Поглядим.

Игра “Угадай, кто!”

Лог. я назову действие животного, а вы угадайте, что это за животное.

Медлительный, как …черепаха

Извивается, как … змея

Топает, как … слон

Повторяет, как … попугай

Лохматый, как … лев

Толстый, как … бегемот

Выносливый, как … верблюд

Бегает, как … леопард

Кривляется, как … обезьяна

Лог. молодцы, осталось последнее задание.

«Узнай, кто спрятался»

Каждой команде дают разрезные картинки, из них надо составить изображение животного. Составить о животном небольшой рассказ.

Заключение: Какие вы умницы! Все вместе мы одолели все наши задания. Мы окунулись в удивительный мир Африки! Вспомните кого вы сегодня встретили. Что интересного или любопытного вы нынче узнали?

Ребята вам понравилось путешествовать? Подумайте, куда вы хотели бы, отправится в следующий раз. А сейчас пора нам возвращаться обратно в нашу группу.

Условия эффективности логопедического воздействия

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

§ работа над пониманием обращенной речи;

§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

§ развитие чувства ритма;

§ развитие дыхания и голоса;

§ совершенствование произносительной стороны речи;

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

ЭтапЗадачи коррекционно-логопедической работы
IРасширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина — «би-би»; мишка — «ми») Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?» Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»
IIРасширять понимание обращенной речи Формировать двусловные предложения Осуществить постановку звуков
IIIСовершенствовать фразовую речь Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов Продолжать работу по словоизменению и словообразованию Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты

Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).

У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:

§ постановка от других звуков, правильно произносимых;

§ постановка звука от артикуляционного уклада;

§ смешанный (когда используются различные способы).

Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.

Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.

Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Краткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Читайте также:  Занятие по формированию связной речи для дошкольников 5-6 лет

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

№ картотеки, название пособия

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями [4]. (см. Таблицу 2)

Бланк для оформления календарных планов фронтальных занятий

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний [1, с.3].

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

5. Развитие лексико-грамматических процессов

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Капусту — … (срезают).

6. Развитие связной речи

7. Продуктивная деятельность

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы

Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.

Е.В. Овчинникова

Цель: Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;
  • создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки;
  • повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития;
  • пробудить интерес и желание участвовать в воспитании своего ребёнка;
  • обучать родителей приёмам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Составляющими успешного взаимодействия учителя с родителями являются:

информированность это теоретическая подготовка, где мы должны дать родителям чёткий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции. Не маловажное значение играет информированность родителя о логопеде, как специалисте и направлениях его работы. Этому способствуют статьи, консультации с расписанием о времени проведения, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

временной фактор – это основа взаимоотношений, которая закладывается в ходе знакомства на первом род. собрании в сентябре. На этом собрании я, мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий, акцентирую внимание на важность участия семьи и значимости их помощи.

положительный, эмоциональный настрой логопеда способствует охотному взаимодействию с родителями. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – это совершенно нормальное явление. Возникает ситуация, когда коррекционная работа не даёт положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого в неудаче. И вот тогда взаимодействие с родителями останется положительным, если мы предупреждаем об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребёнка к другому специалисту, и открыто признает, что сделал для ребёнка всё, что смог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Эти составляющие способны внести существенную лепту в успешное взаимодействие. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.

индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

комплексность координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.

Условия эффективного взаимодействия во многом определяются тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Мы между собой должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Для этого мы помогаем родителям:

преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

относиться к ребёнку как равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехами, поддерживать в случае неудачи;

знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

установить доверительные отношения с ребёнком.

Задачами для родителейв коррекционной работе со своими детьми – это:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей
  • проведение систематической работы по общему развитию детей и коррекции недостатков согласно рекомендациям специалистов.

Основными направлениями логопедической работы являются:

  • консультативно-просветительная
  • мониторинговая
  • коррекционно-обучающая

В рамках консультативно-просветительского направления мы осуществляем:

  • ознакомление родителей с результатами логопедического обследования;
  • формирование оценки состояния речи ребёнка в данный период его развития;
  • формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
  • ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
  • ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации занятий дома.

К мониторинговой работеотносится:

  • выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
  • изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту;
  • определение степени усвоения родителями практических приёмов;
  • определение эффективности выбранных форм;
  • анализ качества двустороннего сотрудничества.

Родители предъявляют разные требования к своему ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, мы-учителя-логопеды должны рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе;
  • обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
  • обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей, и для развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2001.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР – III уровня. – М., 1999.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Издательство “Союз”, 2001.
Ссылка на основную публикацию