Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

В мире ежегодно инсульт диагностируется у более чем 6 миллионов человек, в России – у более чем 450 тыс. Подобное состояние означает нарушение кровообращения в головном мозге вследствие различных причин, в результате чего происходит либо некроз – тогда говорят об ишемическом инсульте (инфаркте мозга), либо излитие крови в ткань мозга – тогда говорят об инсульте по геморрагическому типу. Кровоизлияния в мозг встречаются реже, однако летальность от них значительно выше; они возникают внезапно, днем, чаще у молодых, в то время как инфаркты мозга могут сопровождаться периодом предвестников и возникают чаще ночью или утром, среди полного покоя.

Геморрагический инсульт головного мозга – это внезапное нарушение церебрального кровообращения с образованием гематомы или пропитыванием кровью нервной ткани. Повреждение вещества мозга влечет за собой значительные неврологические расстройства вплоть до полной потери двигательной и чувствительной функции, а также нарушения глотания, речи, дыхания.

Л.Г. Столярова отмечала, что афазический синдром имеет различный характер и разное обратное развитие в зависимости от того, вызван ли он кровоизлиянием в мозг или развитием очага размягчения. Для афазии, возникающей вследствие геморрагического инсульта, типичны смешанный характер речевых расстройств, быстрый темп и значительная степень восстановления речи часто без применения специального логопедического обучения, меньшее по тяжести поражение речевых функций по сравнению с двигательными.

При ишемическом инсульте афазический синдром и его обратное развитие зависят от уровня поражения сосудистой системы и характера этого поражения.

При геморрагическом инсульте большая степень поражения какой-либо из сторон речи (моторной или сенсорной) не находится в прямой зависимости от близости расположения очага к соответствующей речевой зоне. При афазии, возникшей вследствие геморрагического инсульта, очаг расположен обычно вдали от корковых речевых областей мозга. Афазия, возникающая вследствие геморрагического инсульта, связана с распространением на речевые зоны коры мозга отека и охранительного торможения. Одинаковое влияние очага на различные отделы коры очевидно и приводит к тому, что в большинстве случаев как моторные, так и сенсорные речевые функции страдают в равной мере, и афазия представлена как тотальная или смешанная [3; 76 c.].

Отсутствием очагового, анатомического повреждения речевых областей объясняется быстрое и значительное восстановление речи у больных, переживших геморрагический инсульт, а также диссоциация в степени восстановления речи и движений – значительная степень восстановления речи и стойкость грубого двигательного дефекта.

Проиллюстрируем выше сказанное примером больного. Пациент Д., 39 лет. Внутримозговое кровоизлияние в области базальных ядер слева. Базальные ядра левой гемисферы от 20.02.14.

В результате геморрагического инсульта у больного Д. развилась тотальная афазия с частичной сохранностью понимания речи окружающих. Дата обследования: 21.02.14.

Нейропсихологическое логопедическое обследование от 25.02.14

Жалобы: на нарушение речи.

Импрессивная речь: трудности в понимании обращенной речи.

Экспрессивная речь: фразовая, простой лексико-грамматической структуры типа S-P cо множественными персеверациями. Спонтанная речь изобилует вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью. Затруднения в подборе слов. При показе предмета, пациент называет его предназначение. В речи преобладает предикативная лексика.

Орально-артикуляторный праксис нарушен по эфферентному типу.

Фонематический слух нарушен незначительно.

Объем слухо-речевой памяти не нарушен.

Называние предметов малочастотной лексики затруднено.

Заключение: остаточные явления перенесенной эфферентной моторной афазии, элементы сенсорной афазии.

При обследовании выявлены многочисленные персеверации. Правильно назвав изображенное на рисунке дерево, следующую картинку с велосипедом он тоже назвал деревом. При этом ошибка не была замечена пациентом, он исправил ее только после того, как его переспросили. Мяч был назван сначала яблоком, следующий предмет – очки – снова яблоком. В данном случае мы имеем дело с персеверациями в сочетании с вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью и затруднения в подборе слов можно проиллюстрировать следующим примером: при просьбе назвать булавку, больной сказал: «Закалываешь и все хорошо бывает».

Изучение речи Пациента Д. показало, что несмотря на тяжелое состояние и наличие грубой очаговой неврологической симптоматики началось спонтанное восстановление речевых функций. Логопедическая работа, начатая па фоне спонтанного восстановления, заметно ускорила темп восстановления речи, и в конечном итоге удавалось достигнуть значительной степени восстановления речевых функций.

Реабилитация больных после острого нарушения кровообращения направлена на восстановление функциональных возможностей нервной системы или компенсацию неврологического дефекта, социальную, профессиональную и бытовую реабилитацию. Длительность процесса реабилитации зависит от степени тяжести инсульта, распространенности зоны поражения и топики поражения. Мероприятия, направленные на реабилитацию больного, важно начинать в остром периоде заболевания. Они должны осуществляться поэтапно, систематически и в течение длительного времени.

Таким образом, среди факторов, определяющих своеобразие речевых расстройств при геморрагическом инсульте, значительное место занимают: тяжесть мозгового поражения, выраженность общемозговых и нейродинамических изменений в головном мозге, определяющих тяжесть состояния, в том числе и тяжесть речевых нарушений в острый период инсульта.

Кроме того, большое значение имеют особенности локализации очага – в области подкорковых узлов, на известном расстоянии от корковых речевых областей мозга, при отсутствии очагового повреждения последних, следствием чего является смешанный характер речевых расстройств, быстрое по темпу и значительное по степени восстановления речи. Следовательно, если больные переживают геморрагический инсульт, то в абсолютном большинстве случаев для восстановления речи существуют благоприятные условия и можно рассчитывать на хороший прогноз.

Постинсультная речевая дисфункция

Речь играет одну из важнейших ролей в жизни человека. За речевой аппарат отвечают определенные зоны мозговой коры. Поражения структур головного мозга, к которым относится и острое нарушение кровообращения, приводят к серьёзным расстройствам. Одним из наиболее частых последствий инсультов различных форм является дисфункция речи. Именно ухудшение артикуляции часто становится первым признаком, позволяющим выявить сосудистый разрыв. Человек, у которого случился инсульт:

  • расставляет слова в неправильном порядке;
  • не может вспомнить названия предметов;
  • не понимает людей, которые к нему обратились;
  • не может выговорить некоторые звуки;
  • теряет способность ясно выражать свои мысли.

Речевое нарушение носит долговременный характер, но поддается коррекции. Также бывают случаи, когда речь восстанавливается постепенно сама по себе. К сожалению, это происходит крайне редко, и пациенту не обойтись без реабилитации под присмотром врачей и близких.

Почему нарушается речевая функция

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Мнение эксперта

Автор: Наталия Юрьевна Буканова

логопед-дефектолог

Согласно статистическим данным, в России регистрируется один из самых высоких показателей по заболеваемости инсультом. Ежегодно болезнь поражает 3 человека на 100 тысяч населения. Кроме того, инсульт занимает третье место в структуре смертности, уступая инфарктам и опухолевым образованиям. В 20% случаев у пациентов развивается стойкая нетрудоспособность, 60% становятся инвалидами, а у 10% утрачивается способность к самообслуживанию. Речевая дисфункция на фоне инсульта приводит к социальной дезадаптации. По статистике афазия регистрируется у 30-35% больных, дизартрия — у 15%.

Опытные неврологи Юсуповской больницы проводят полный курс диагностических мероприятий, необходимых для выявления инсульта. Для этого используется современное медицинское оборудование: КТ, МРТ. Исследование проводятся как для первичного обследования, так и с целью динамического наблюдения за лечением. Терапия подбирается в зависимости от состояния. Индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет сократить сроки пребывания в стационаре и ускорить восстановление. С больными Юсуповской больницы проводят занятия опытные инструкторы ЛФК и массажисты.

Разновидности речевых расстройств

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения артикуляции. Кроме афазии, существуют и другие виды дисфункции речи:

  • дизартрия;
  • диспраксия.

Афазия после инсульта

Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

  1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
  2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
  3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
  4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
  5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
  6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Диспраксия после инсульта

Расстройство, при котором речевая дисфункция после инсульта вызвана нарушением движения и координации мышц, позволяющим воспроизводить звуки, называется диспраксией. В отличие от дизартрии, при которой наступает паралич, в случае диспраксии мышцы остаются подвижными. Нарушается только последовательность их работы, что и мешает пациенту правильно выговаривать звуки.

Как восстановить речевые способности после инсульта

После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия. Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.
Читайте также:  Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить.
Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

Полезные упражнения

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

Помощь логопеда после инсульта

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Медикаментозное лечение

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

Через сколько восстанавливается речь

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Протокол обследования речи больных перенесших инсульт. Ф.И.О. C.В.И. Возраст 10.04.1925г

Исследование общей способности больного к речевой коммуникации.

полноты собственной речи больного

пытается вступить в контакт не получается .присутствуют только междометия : э, да, вот.

Появились в речи : хорошо, спасибо, пожалуйста, да, нет, Зоя

понимания им ситуативной, обиходной речи

степени речевой активности

пытается ответить, но не может найти правильную артикулему

пытается ответить, но все еще сложно найти правильную артикулему

темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости

речь практически отсутствует

появляются отдельные слова, речь при чтении затухающая

Исследование понимания речи.

специальные устные инструкции

короткие сюжетные тексты

не читает, но разложить по порядку складывает

не читает, но разложить по порядку складывает

Исследование автоматической речи

прямой счет до 10 и обратный

повторяет за логопедом, сам не может, ищет слова

перечисление дней недели, месяцев

Выполняет при наличии по рукой словаря, т.е. наглядный пример

окончание пословиц и фраз

пение песен со словами

Поет вместе с логопедом, слова подбирает не в рифму и не по те

Поет вместе с логопедом, окончания комкает

Исследование повторной речи

повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре, фраз, скороговорок

не понимает, что от него хотят, слоги повторяет, глядя на род логопеда.

Повторение скороговорок, фраз, для него повторять сложно

Повторяет звуки, слоги, фразы только короткие – хочу пить, я устал. Повторение длинных предложений повторять сложно. Теряется.

Исследование функции называния

реальных предметов и их картинных изображений

Не может сказать

Не может сказать

действий (ответы на вопросы-«что делать?», «что делают?» – по сюжетным картинкам

Не может сказать

Не всегда может ответить

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Идет показ руками

Специальные исследования особенностей фразовой речи

составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам

конструирование фраз из заданных слов

заполнение пропусков во фразах

рассказ по сюжетным картинкам

Исследование фонематического слуха

повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами

показ одного из парных слогов или слов, предъявленных письменно (покажите, где написано «ПА» ит.д.)

оценка больным качества повторения, произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и не правильные варианты

Исследование слухо-речевой памяти. Предлагается повторить

Серии звуков, например , «а с у» или «б ш а»

«а с у» или «б с а» замена ш на с

«а с у» или «б с а» замена ш на с

серии слов: «дом-лес-кот», «дом-лес-кот-ночь»

короткие и длинные сложно-построенные фразы

Выполняет короткие фразы

Исследование смысла слова

объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего нужны», какая разница между словами : обман и ош

Не выполняет, но пытается объяснить жестами

объяснение переносных значений слов и фраз, например, «железная рука» , «что посеешь, то и пожнешь»

Исследование чтения и письма

чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а так же коротких текстов

Пытается читать, но комкает окончание. Под диктовку не пишет , только списывает

самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам

звуко -буквенный анализ состава слова, т.е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбу

Исследование орального и пространственного праксиса.

высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть , растянуть губ

Не выполняет, не понимает положение языка

Выполняет перед зеркалом, когда не получается помогает руками. Поцокать начинает получаться

два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд

Выполняет перед зеркалом, цокание получается слабо

повторение пространственных поз пальцев, и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро)

Выполняет, но с ошибками, замедленно

Афферентная моторная афазия, псевдобульбарная дизартрия

Снижена спазмированность языка, начинает удерживать положение языка. Появляются слова, фразы.

Инсульт — диагностика, лечение, профилактика

Инсульт «удар» — заболевание, поражающее внезапно, «как гром среди ясного неба».

  • Геморрагический инсульт — кровотечение в ткани головного мозга, вследствие разрыва сосуда
  • Ишемический инсульт — прекращение кровоснабжения ткани мозга, возникающее вследствие закупорки артерии

В России регистрируется примерно 450 тысяч инсультов в год. Инсульт является лидирующей причиной инвалидизации населения: треть перенесших его больных нуждаются в посторонней помощи, еще 20% не могут самостоятельно ходить, лишь каждый пятый может вернуться к трудовой деятельности.

Такая распространенность и социально-экономическая значимость заболевания определяет необходимость комплексного подхода в лечении инсульта, проведение ранней вторичной профилактики, реабилитационных мероприятий.

Каждому человеку стоит задуматься о профилактике инсульта:

  • Первичную профилактику проводят для того, чтобы предотвратить развитие инсульта. Для этого необходимо выявить основные факторы риска, подобрать индивидуальную медикаментозную терапию, получить рекомендации по модификации образа жизни.
  • Вторичную профилактику проводят для предупреждения повторного развития инсульта, с учетом выявленных факторов риска и механизмов развития острого сосудистого события

Индивидуальный подход к каждому пациенту дает возможность значительно уменьшить риск повторного развития нарушения мозгового кровообращения, избежать грубой инвалидизации, улучшить качество жизни пациента.

Как самостоятельно диагностировать инсульт?

Следующие симптомы помогут Вам распознать инсульт:

1. Асимметрия лица

Попросить нахмурить брови, крепко зажмурить глаза, оскалиться — проба считается положительной, если видите, что мышцы не сокращаются, либо присутствует значительная асимметрия лица.

2. Нарушение речи

Попросить произнести фразу, требующую хорошей артикуляции: «сыворотка из-под простокваши», «тридцать третья артиллерийская бригада» — речь неразборчивая, трудности в понимании обращенной речи, выполнении простых команд.

3. Снижение силы в конечностях:

  • В руках — попросить поднять руки выше горизонтали и постараться удержать их в этом положении — в течение одной или нескольких секунд одна рука начинает опускаться или вовсе не поднимается
  • В ногах — попросить поднять ноги согнутые в коленях и постараться их удержать — в течение одной или нескольких секунд одна нога начинает опускаться или вовсе не поднимается
Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Откуда хлеб пришел? для детей старшей логопедической группы

При наличии этих симптомов необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой медицинской помощи!

Чем раньше Вы обратитесь за медицинской помощью, тем быстрее будет начато лечение острого инсульта, что может значительно уменьшить выраженность неврологического дефицита и помочь избежать значительной инвалидизации после перенесенного инсульта.

Комплексное лечение инсульта должно включать 5 направлений

Неспецифическое лечение (коррекция респираторных и сердечно-сосудистых нарушений, артериального давления, уровня глюкозы крови, водно-электролитного баланса)

  1. Специфическое (реканализация, нейропротекция)
  2. Профилактика и лечение осложнений (неврологических, терапевтических)
  3. Ранняя вторичная профилактика инсульта
  4. Ранняя реабилитация

Проведение специфической терапии

Единственным методом лечения ишемического инсульта, доказавшим свою эффективность и безопасность в клинических исследованиях, является тромболитическая терапия.

Целью тромболизиса является восстановление кровотока в участке головного мозга с критическим дефицитом кровоснабжения, но еще не потерявшем жизнеспособность.

Тромболитическая терапия позволяет уберечь больше мозговых клеток от гибели, достичь полного регресса или минимального неврологического дефицита, значительно уменьшить степень инвалидизации и риск летального исхода.

Наиболее важным предиктором успеха тромболизиса является время от развития инсульта до начала лечения.

Чем быстрее будет начата тромболитическая терапия, тем быстрее, в случае реканализации окклюзированной артерии, оксигенированная кровь поступит к зоне «ишемической полутени» (участку головного мозга с критическим дефицитом кровоснабжения, но еще не потерявшем жизнеспособность).

Временной интервал между возникновением симптомов инсульта и началом лечения, называется «терапевтическим окном». Когда точное время начала симптомов неизвестно, за точку отсчета «терапевтического окна» принимается момент, когда пациента последний раз видели здоровым.

До начала тромболитической терапии пациенту необходимо выполнить нейровизуализацию, чтобы исключить внутримозговое кровоизлияние, оценить очаг и ишемии и «ишемической полутени», уровень окклюзии. Выполняется нативная компьютерная томография головного мозга, компьютерная томография головного мозга в перфузионном режиме и КТ-ангиография сосудов головного мозга.

Методы реканализации

Системный тромболизис — внутривенное введение препарата rt-PA. Проводится в 0-4,5-часовом «терапевтическом окне» — при отсутствии противопоказаний.

Интраартериальный тромболизис — препарат вводится непосредственно перед тромбом. Проводится пациентам, находящимся в «терапевтическом окне» — при отсутствии противопоказаний.

Механическая тромбо-, эмболоэкстракция — выполняется в терапевтическом окне. Механическая тромбэктомия может использоваться у больных ишемическим инсультом в виде монотерапии или в комбинации с тромболитическими препаратами.

Механическая тромбэктомия может быть использована у пациентов с ишемическим инсультом, если им противопоказан системный тромболизис, или окклюзирована магистральная церебральная артерия, и системный тромболизис оказался неэффективным.

Основа профилактики инсульта — коррекция факторов риска

  • Возраст: после 50 лет риск развития инсульта возрастает вдвое каждые 10 лет
  • Пол: чаще болеют мужчины, чем женщины
  • Родственники первой линии: вероятность развития инсульта возрастает в 2 раза
  • Артериальная гипертензия
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Нарушение липидного обмена — увеличение в крови общего холестерина и липопротеинов низкой плотности ЛПНП («плохой» холестерин), снижение липопротеинов высокой плотности ЛПВП («хороший» холестерин)
  • Стеноз сонных артерий
  • Нарушение сердечного ритма — пароксизмальная, персистирующая, постоянная форма фибрилляции предсердий
  • Ишемическая болезнь сердца — стенокардия, инфаркт миокарда
  • Сердечная недостаточность повышает риск развития инсульта в 3 раза
  • Курение ускоряет процесс поражения сосудов и усиливает влияние других факторов риска
  • Злоупотребление алкоголем
  • Употребление таблетированных противозачаточных средств и постменопаузальная гормональная терапия
  • Длительный негативный психо-эмоциональный и психо-социальный стресс
  • Недостаточная физическая активность
  • Синдром обструктивного апноэ сна
  • Метаболический синдром

Если инсульт случился — необходима экстренная госпитализация для лечения инсульта в острейшем периоде с применением методов реканализации, подбора индивидуальной терапии для профилактики повторных острых сосудистых событий на основании выявленных причин, механизма и факторов риска инсульта.

Комплексный подход к лечению и профилактике ишемического инсульта/транзиторной ишемической атаке обеспечивается взаимодействием врачей смежных специальностей:

  • врачей функциональной диагностики — проведение нейрофизиологических исследований, сосудистых исследований
  • врачей-кардиологов
  • врача-сомнолога — диагностика и лечение нарушений сна
  • врачей-эндокринологов
  • врачей -рентгенэндоваскулярных хирургов
  • врачей-нейрохирургов
  • врачей-сердечно-сосудистых хирургов
  • неврологов-ботулинотерапевтов для проведения ботулинотерапии. При постинсультной спастичности, выраженных головных болях, блефароспазма, гемифациального спазма
  • врачей кабинета антикоагулянтной терапии
  • врачей-офтальмологов

В отделении неврологии для больных с нарушениями мозгового кровообращения в оптимальные сроки выполняется комплексное обследование, направленное на выявление факторов риска, способствующих развитию инсульта, механизмов состоявшегося инсульта, для определения индивидуального режима эффективной терапии и профилактики инсульта, рекомендаций по модификации образа жизни пациента.

Таким образом, ранняя диагностика, лечение и профилактика инсульта является основой сохранения здоровья и качества жизни каждого пациента.

Логопедическое обследование больных в остром периоде инсульта

  • Главная
  • Новые рефераты
  • Популярные
  • Добавить реферат
  • Поиск
  • Контакты

Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт

Заключение: ишемический инсульт в теменной доле правого полушария головного мозга. Ишемические изменения в обеих гемисферах мозжечка.

Повторное обследование от 10.07.06г.

Повторное острое нарушение кровообращения по ишемическому типу в стволах головного мозга и обеих гемисферах мозжечка.

Выраженная дизартрия, тетрапарез, легкий вестибуло – мозжечковый синдром.

Заключение: Последствие ОНМК, мелкокистозные изменения ствола мозга и полушарий мозжечка. Ограниченный рубцово – атрофический процесс в правой затылочной доле, постишемические нарушения.

При обследовании у больного речевых и неречевых функций отклонений не было выявлено. Были выявлены нарушения обусловленные псевдобульбарной дизартрией.

Звуковые нарушения были выявлены следующие:

В – Ф (из-за недостаточного натяжения губ);

Б – М (слабое сокращение мягкого неба);

В – Ч (скольжение губ, вместо скольжения языка);

Р – звук утрачивает вибрационный характер, звонкость.

Нарушено дыхание – говорит, что недостаточно дыхания и не может полностью вздохнуть. Голос отмечает сам, изменился, стал грубоват. До заболевание был тоньше. При разговоре, начинает говорить нормально и затем голос затухает. При разговоре наблюдается салевация.

При просьбе повторить гласную “О” наблюдается оральная синкенезия.

Язык – напряжен, сложно выводится вверх, на верхнее небо. Не четко выполняет упражнения “Поцокать”, сложно – “Вкусное варенье” и “Маляр”, т.е. те упражнения, где необходимо вывести язык вверх.

Движения в шее скованы.

Логопедическое заключение: Остаточные явления моторной афазии. Псевдобульбарная дизартрия.

5.Пациент П.В.В. 1939г , пенсионер.

Диагноз: Последствия ОНМК (2001, 2003) с правосторонним гемипарезом и моторной афазией.

При обследовании больного с афазией установлено:

Пациент вступает в разговор, речь замедленна, произнесение слов растянуто.

Пациент понимает, где находится, что ему делают, зачем он находится на стационарном лечении. При разговоре выяснилось, что после перенесенного заболевания сам самостоятельно занимался восстановлением речи. В частности проводил массаж для мышц лица, губ, произносил слова по слогам , тренировал память. Старался учить стихи. Специально с логопедом занятия не проводились. При исследовании понимания речи, автоматической речи отклонений не наблюдалось. Обратный счет произносил правильно.

На просьбы спеть куплет какой либо песни – постеснялся, т.к. обследование пациента проводилось в палате и в ней присутствовало еще 3 пациента.

Исследование слухо – речевой памяти.

При просьбе повторить серию слов наблюдался нарушение звукопроизношения, пациент как бы «ищет» нужную артикулему. При просьбе повторить слова «флаг» произносит «ваг», «дом» – « том». Исследование орального пространственного праксиса.

При просьбе высунуть язык и поднять к верху выполняет. Язык отклонен влево. Поцокать языком не получается.

При просьбе показать кулак – правой рукой не получается, обусловлено правосторонним гемипарезом. Левой рукой выполняет все задания.

6.При решении арифметических задач думает долго , но ответы дает.

21+8= подумал дольше, но ответил правильно.

Логопедический диагноз: Остаточные явления афферентной кинестетической афазии, брадилалия,

6. Пациент Г.Ф.М. 28.03.49г.р .инв.2 группы

Диагноз: Последствия перенесенного ОНМК (1998, 2003г.)

Правосторонний гемипарез, нарушение речи по принципу моторной афазии.

Органические поражения ЦНС.

При обследовании нарушений речи:

Речь у пациента бедна, пользуется простыми фразами, предложениями.

Речь медленная, по принципу брадилалии. Речь монотонна. При каких-либо вопросах отвечает не сразу, долго обдумывает. Речь у пациента неправильная, связано с парезом правосторонним, у пациента нарушение звукопроизношения: Ш – С, Ф – В . Наблюдается небольшое отклонения языка влево, небольшая спазмированность. При рассказе по сюжетным картинкам наблюдалось произношение отдельных, не связанных между собой фрагментов, причем не выделялся основной смысл, например, « Я остав окола дом, надолива врач». У пациента при разговоре наблюдается салевация, поперхивание.

С пациентом очень сложно было работать, он отвлекался, оставлял вопросы без ответов, часто просто смотрел безсмыссленно.

В связи с перенесенными ОНМК у пациента развились психические отклонения и в связи с чем пациент мало контактен, в разговор не вступает или очень сложно.

Логопедический диагноз: Динамическаяафазия, пседобульбарная дизартрия.

7. Пациент Ю.С.Г. 05.04.41г.р.

Находился на стационарном лечении 06.04г в неврологическом отделении .

Диагноз: Остаточные явления нарушения мозгового кровообращения с развитием очага поражения в бассейне средней мозговой артерии. Выраженный правосторонний гемиопарез. Моторная афазия.

Пациент при общении ориентируется правильно, коммуникативная речь сохранена. Логико-грамматическая конструкция сохранена.

Наблюдаются достаточно выраженные трудности при восприятии пациентом сложных речевых оборотов, обозначающих пространственное расположение трех и более предметов.

Собственной развернутой речи нет из-за трудностей в артикулирования ( связано с правосторонним гемиопарезом). Простые слова понимает, но сложные не понимает, т.е. звукобуквенный анализ нарушен.

Под диктовку написал несколько несложных упражнений (пью час; Маша хорошая). Простые арифметические вычисления производит 1+3=4, но 21-3= нет, сложно. При обследовании орального и пространственного праксиса выявлено: у пациента отмечается оральный праксис в связи с чем выраженные расстройства артикуляторного праксиса. Сложно высунуть язык, поцокать, подуть. В связи с поражение ЦНС у пациента наблюдается выраженная апраксия (нарушение произвольных и целенаправленных движений и действий).

Логопедический диагноз. Эфферентная моторная афазия, псевдобульбарная дизартрия.

8 Пациент В.И.П. 56 лет, высшее образование.

Диагноз: Остаточные явления ОНМК . Правосторонний парез конечностей. Периодические эпид. приступы. Грубая моторная афазия.

Пациент в 2004 году перенес ОНМК при котором, развился парез правой конечности и «отнялась речь».

После лечения парез несколько регрессировал, но у пациента осталась грубая моторная афазия. Периодические эпилептические приступы.

При обследовании пациента установлено:

Речь у пациента тягуча и монотонна. Речь обращенную у нему понимает, но тяжело. Быстрые и длинные предложения не понимает. При общении с ним приходилось говорить медленно и выбирать максимально короткие предложения, говорить некоторые слова по слогам.

Несложные просьбы выполняет правильно. (Возьми руку, подними руку и т.д.).

Но инструкцию: «покажи дверь, которая находится возле окна»,- пациент растерялся, не смог выполнить данную просьбу.

Логико-грамматическая конструкция нарушена, тяжело воспринимает какие – либо сложные конструктивные предложения. Пациент сложно переключается с одного звука на другой, все время повторяет предыдущие звуки.

Современные методы диагностики инсульта.

План обследования пациента с нарушениями походки.

Поражения срединной зоны мозжечка приводят к изменениям поз и походки, атаксии туловища и неустойчивости при ходьбе, а также к вынужденному повороту или запрокидыванию головы.

Приступая к лечению больного с нарушениями походки, прежде всего необходимо выяснить, когда чаще возникают расстройства: в темноте или на свету; сопровождаются ли они системным или несистемным головокружением или ощущением легкости в голове; отмечается ли боль или парастезия в конечностях.

1.Оценить внешний вид мышц. Мышечная гипо- или атрофия, оценить положение головы и туловища при ходьбе.

–больной должен встать прямо, поставить ноги вместе и держать голову прямо, сначала это задание больной выполняет с открытыми глазами, затем с закрытыми, чтобы выяснить, сможет ли он удержать равновесие (проба Ромберга).

–больной должен быстро встать со стула, пройтись медленным, затем быстрым шагом, несколько раз повернуться вокруг своей оси.

Читайте также:  Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР

–прямохождение, без наклона вперед или назад.

2.Состояние шейного и поясничного лордоза: кифоз, сколиоз, кифосколиоз

3. Положение в тазобедренных суставах: сгибание, разгибание, отведение, приведение, избыточность объёма движений.

4.Положение стопы сгибание («свисающая стопа» – при поражении L 5 отмечается слабость разгибателей стопы, больной не может встать на пятку, появляется так называемая свисающая стопа), разгибание, ротация кнутри, кнаружи.

5. Опорность стопы, опора на пятку, на всю ступню без переката т.д

6.Содружественные движения рук

«Лисья походка» – походка с постановкой ступней на одну линию;

Мышечный тонус (сопротивление мышц пассивному движению в суставах) зависит от степени мышечного сокращения и от механических свойств мышечной и соединительной тканей. Оценивают положением конечностей в покое, пальпацией мышцы и особенно определением сопротивления пассивному растяжению и движению

-Гипертонус. Синдром Бехтерева постапоплексическая гемитония: односторонний мышечный гипертонус, повышенная механическая возбудимость мышц, тонические судороги. Обычно встречается при поражениях полосатого тела и бледного шара. Образуется типичная осанка — туловище наклонено вперед, голова опущена.

-Спастичность, или классический пирамидный паралич. Мышечное сопротивление при исследовании тонуса ощущается в начале движения (симптом складного ножа – при попытке согнуть конечность больного вначале чувствуется сопротивление, а затем она свободно сгибается.)

-Ригидность – диффузное равномерное воскоподобное повышение сопротивления пассивным движениям независимо от направления движения, т.е. одинаково поражены мышцы агонисты и антагонисты. При пассивных движениях можно ощутить ступенеобразное снижение тонуса в мышцах антагонистах (феномен зубчатого колеса)

-Гипотония (вялость) – возможно переразгибание суставов, а сами мышцы могут выглядеть бесформенными, уплощенными.

Мышечная сила оценивается по шестибалльной системе: мышечная сила в полном объёме – 5 баллов; лёгкое снижение силы (уступчивость) – 4 балла; умеренное снижение силы (активные движения в полном объёме при действии силы тяжести на конечность) – 3 балла; возможность движения в полном объёме только после устранения силы тяжести (конечность помещается на опору) – 2 балла; сохранность шевеления (с едва заметным сокращением мышц) – 1 балл; отсутствие сокращения мышцы – 0 баллов.

6. КТ /МРТ ГМ, СМ/ Рентгенография

План обследования пациента с подозрением на объемное образование спинного мозга.

Современные методы диагностики инсульта.

1. Клиническая картина

2. КТ- позволяет выявить очаг пониженной плотности в зоне инфаркта

3. МРТ – позволяет визуализировать патологический очаг уже в первые часы инсульта, обеспечивает выявления мелких и локализованных в стволе мозга очагов. Позволяет исключить геморрагический инсульт.

4. Ультразвуковая доплерография- позволяет выявить стенозы и окклюзии сосудов

5. Контрастная ангиография – дает более точную информацию о наличии препятствий кровотоку и их локализации.

6. Эхоэнцефалоскопия – с целью исключения объемного или воспалительного характера поражения мозга и его оболочек.

7. Люмбальная пункция и электро – энцефалография – по показаниям.

Геморрагический инсульт: 1.Офтальмоскапия – выявляются кровоизлияния в сетчатку глаз, признаки геморрагической ретинопатии.

2. Исследований цереброспинальной жидкости – обнаруживается примесь крови.

3. Ангиография – смещение интрацеребральных сосудов или наличие бессосудистой зоны, аневризмы мозговых сосудов.

4. КТ и МРТ – позволяет виализировать наличие в полости черепа повышенной плотности тканей. Можно определить локализацию и размер гематомы.

5. Клиническая картина.

Недифференцированная (базисная) терапия инсультов.

При поступлении пациента в отделение для оказания неотложной помощи, необходимо обследование (прежде всего – оценка проходимости дыхательных путей, функций дыхания и кровообращения) для выявления возможных угрожающих жизни осложнений. В блоке интенсивной терапии, инсультном блоке или обычной палате необходимо мониторировать и, при необходимости, корригировать следующие показатели:

1.Соматический и неврологический статус: рекомендуется регулярное наблюдение пациента для распознавания нарушений функций дыхания и кровообращения, а также выявления осложнений, связанных с развитием отека мозга (уровень сознания, состояние зрачков).

2.Артериальное давление (следует сохранять артериальное давление высоким для оптимизации перфузии по коллатералям и стенозированным сосудам для поддержания адекватного кровотока в критической зоне полутени, где ауторегуляция мозгового кровообращения нарушена. В то же время, давление следует снижать при кровоизлиянии, или если того требует состояние сердечной деятельности. Гипотонию следует лечить инфузией жидкостей и/или введением норадреналина)

•Не снижать АД, если систолическое давление составляет менее 220 мм рт. ст. или диастолическое давление составляет менее 120 мм рт. ст. Желательна легкая гипертензия (160-180 / 90-100)

•Снижение АД не должно быть резким (предлагаемые препараты: лабеталол болюсами 10-20 мг в/в с интервалами 10 минут до достижения дозы 150-300 мг или внутривенно капельно из расчета 1 мг/мл со скоростью 1-3 мг/мин; урапидил 10-50 мг в/в; клонидин 0,15 мг в/в; каптоприл 6,25-12,5 мг внутрь)

•Кристаллоидные р-ры повышают АД

3.Температура тела (лихорадка негативно влияет на исход инсульта и, согласно экспериментальным данным, увеличивает размер инфаркта)

•Температуру выше 37,5 °С снижать жаропонижающими препаратами (парацетамол 500 мг)

•При очевидной бактериальной инфекции ранее применение антибиотиков

4.Метаболизм глюкозы (следует регулярно контролировать уровень глюкозы в крови, так как у больных с диабетом нарушения обмена глюкозы в острой стадии инсульта могут существенно усугубиться. Гипергликемия ухудшает функциональный исход инсульта. Гипогликемия также ухудшает прогноз и может имитировать клинику инсульта)

•Корректировать гипергликемию > 180 mg/dl (10 мМоль/л) титрованием инсулина+физ.р-р

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Э]» в средней группе с ТНР

Марина Цепцура
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Э]» в средней группе с ТНР

Конспект логопедического занятия в средней группедля детей с ТНР на тему: «Дифференциация гласных звуков А, О, У, И, Э».

1. Закреплять первоначальные представления детей о цирке, о том кто работает там, кто такие артисты и зрители, навык дифференцировать музыкальные звуки, гласные звуки А, О, У на слух.

2. Расширять представления об условиях, необходимых для жизни животных в неволе.

3. Учить прислушиваться, сосредотачиваться на звуке.

4. Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат, общую моторику.

5. Развивать ловкость, равновесие, координацию движений, творческое воображение, свободное общение со взрослыми и детьми.

6. Прививать любовь к живой природе.

7. Формировать умение соблюдать в процессе игры правила культурного поведения.

Оборудование: плоские куклы-клоуны, карточки со схемами дыхательных и артикуляционных упражнений, мешочек, картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звуки А, О, У, И, Э, аудиозапись ритмичной музыки, ноутбук.

Предварительная работа: Беседа по теме цирк, изучение гласных звуков А, О, У, И, Э.

1. Вводная часть.

Логопед. Ребята, у меня для вас есть пригласительный билет в цирк. Там нас ждут друзья-клоуны Ах, Ох, Ух, Их, Эх. Вы хотите с ними встретиться?

Разминка «Идем в цирк».

Ходьба обычная (идем по тропике)

Бег «Змейкой».

Бег с захлестом голени назад.

На магнитной доске появляются веселые клоуны Ах, Ох, Ух, Их, Эх!

Логопед. Ребята, клоуны с нами поздоровались по-своему, на своем языке. Помните, как они умеют здороваться? Посмотрите на мои губы (логопед беззвучно произносит гласные звуки)

Дети. Да!Вот как они здороваются: ах!ох!ух!

2. Основная часть

Клоун Ах. Ребята, чтобы быть такими же веселыми, как мы, нужно делать зарядку.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Волшебный цилиндр».

Клоун Ах. Ребята, у меня есть волшебный цилиндр. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Здесь карточки со схемами упражнений. Какую картинку вы достанете из мешочка, то упражнение мы и будем выполнять.

Дети по очереди достают карточки из мешочка и выполняют гимнастику.

Клоун Ах: Молодцы, ребята! А теперь с вами поиграет клоун Ух!

Клоун Ух: Сейчас мы вас научим цирковым упражнениям. Я каждый день делаю такое упражнение

Упражнение на координацию речи с движениями «Цирковые упражнения».

Вставайте в рассыпную и повторяйте за нами упражнение: вдох, руки вперед,рубящие движения на выдохе и произношу: «У-у-у-у-у-х!»

Дети выполняют упражнения 3 раза.

Клоун Их.А я делаю наклоны: вдох-наклон вправо, выдох-выпрямиться и произнести И-и-и-и-х!

Вдох-наклон влево, выдох-выпрямиться и произнести «И-и-и-и-х!»

Дети выполняют упражнения 3 раза.

Клоун Ох. Я умею ловко прокатывать обруч вперед, передвигая его руками,приговаривая: О-о-о-х!

Дети выполняют упражнения 3 раза.

Клоун Эх. Ребята, мы приготовили для вас картинки, но они перепутались. Помогите разобраться, у кого какая картинка.

Логопед показывает детям картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звуки А, О, У, Э, И.

Логопед: Что нарисовано на картинке?

Логопед. Чья картинка?

Логопед. Что нарисовано на картинке?

Логопед. Чья картинка?

Логопед. Что нарисовано на картинке?

Логопед. Чья картинка?

Логопед. А что же нарисовано на твоей картинке?

Логопед. Чья это картинка?

Логопед. Что нарисовано на этой картинке?

Логопед. Чья картинка?

Логопед. Ребята, а давайте поиграем с нашими голосами и споем клоунам нашу песенку про гласные звуки!

Упражнение на модуляцию голоса «Мамы и детки»

Детки по дорожке шли

И-И-И-И-И-И (дети пропевают гласный звук и тонким голосом).

Били в барабаны

ОО-ОО-ОО (дети поют гласный звук грубым голосом).

А потом звучали вместе, потому что интересней!

И-О-И-О-И-О-И-О (дети моделируют голос).

Логопед: Молодцы ребята! Клоунам очень понравилась наша песенка!

А теперь давайте поиграем в игру веселые кубики!

Упражнение на развитие зрительного гнозиса.

Ребята, посмотрите на эти кубики. Что на них изображено?

Дети. Гласные звуки.

Логопед. А что же с ними не так?

Дети. Они перевернуты.

Логопед. Ребята, давайте все исправим и повернем кубики, чтобы гласные звуки были изображены правильно.

Дети выполняют задание.

3. Заключительная часть.

Клоуны. Здорово мы, ребята, поиграли и повеселились. Ну а сейчас нам пора в цирк. Нас ждут зрители. До свидания! Приходите в цирк!

«Путешествие в страну гласных звуков». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» – «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» – «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Звуки [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Ссылка на основную публикацию