Логопедический проект ‘Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями’

ПРОЕКТ «Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы по психолого-педагогической и речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада, посредством создания партнерских отношений с родителями»

ПРОЕКТ

«Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя

логопедической группы по психолого-педагогической и

речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии

в условиях сельского детского сада, посредством создания

партнерских отношений с родителями»

МБДОУ ЦРР № 84 «Золотое зёрнышко»

село Кудиново, Ногинского района

Московская область, Ногинский район, с. Кудиново

Сведения о проекте

«Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы по психолого-педагогической и речевой коррекции детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада, посредством создания партнерских отношений с родителями»

Участники проекта:

Андрейцева Евгения Тимофеевна – учитель-логопед;

Пищугина Ирина Павловна – воспитатель.

Срок реализации проекта 1 год.

Актуальность проекта

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных программ, реализуемых в ДОУ.

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 84 «Золотое зернышко» Ногинского района расположен в сельской местности. Из 100 детей дошкольного возраста, живущих в поселке, 77% посещают детский сад.

По результатам опроса и анкетирования большое количество детей нуждается в помощи педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра.

Такие проблемы на селе, как:

  • отдаленное расположение от города;
  • отсутствие учреждений культуры, образовательных центров, спортивных школ и секций

требуют серьезного подхода к решению вопроса об оказании психолого-педагогической и социально-речевой коррекции нуждающимся детям в условиях сельского детского сада посредством создания партнерских отношений с родителями. Слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя – залог успешной деятельности по обучению и развитию детей. ВАЖНО обеспечить каждому ребенку интеллектуальную, психологическую и мотивационную готовность к школе.

Цели, задачи и основная идея проекта:

  • оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, при подготовке к школе в партнерстве с родителями;
  • формирование навыков связной речи;
  • профилактика дисграфии;
  • раннее интенсивное обучение чтению по технологии Н.А.Зайцева;
  • развитие наглядно-предметного и наглядно-образного мышления, внимания, памяти, работоспособности, произвольности и управляемости, умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта.

На 1 этапе – организационном – ожидаемые результаты:

– проведена полная диагностика;

– составлены планы по результатам психо-речевой диагностики;

– пополнена методическая копилка ДОУ;

– организована работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

На 2 этапе технологическом – ожидаемые результаты:

  • совершенствование:
  • фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • связной речи (диалогической и монологической);
  • мыслительных процессов: памяти, внимания, наглядно-предметного и наглядно-образного мышления;
  • мелкой моторики кисти;
  • пространственного восприятия;
  • личностных и мотивационных качеств каждого ребенка;
  • педагогической компетентности родителей;

На 3 этапе – обобщающем – ожидаемые результаты:

– повышение уровня интеллектуального развития детей на 5-10%;

– повышение уровня психо-речевого развития детей на 5-10%;

– увеличение посещаемости занятий семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой на 15%.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта:

для детей:

  • сформированность звукового анализа и синтеза слов;
  • увеличение объема активного словаря: предметного, глагольного, словаря признаков;
  • владение конструкцией предложений: простое двусоставное, распространенное прямыми и косвенными дополнениями, однородными членами предложения, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • владение предложно-падежными конструкциями, понимание пространственных значений простых и сложных предлогов;
  • владение конструкциями рассказов: простых повествовательных, описательных, по серии сюжетных картинок (умение выделять персонажей повествования, определять последовательность событий в порядке повествования, умение определять взаимодействия персонажей в каждом событии рассказа, умение выделять родовые и видовые признаки описываемых предметов)

Для родителей:

  • уровень сформированности навыков работы: со структурой слова, со структурой предложения, со структурой рассказа разного вида, с использованием авторской технологии Н.А.Зайцева;
  • уровень сформированности умений: сочетания учебных и игровых форм работы, предупреждающих переутомление ребенка, правильной организации обучающей игры, сотрудничества с ребенком, умение радоваться успехам и правильно переживать неудачи;
  • уровень сформированности знаний о физических и психических особенностях и возможностях детей старшего дошкольного возраста: об устойчивости и переключаемости внимания, восприятия и представления, о формах релаксации, об особенностях состояния мелких мышц кисти, об особенностях ориентировки относительно себя, относительно других, в пространстве и на листе бумаги.

Основные виды деятельности по проекту

  • графическое моделирование рассказов по серии сюжетных картинок;(логопед, воспитатель);
  • работа с пиктограммами; (воспитатель);
  • когнитивные и креативные игры;(логопед, воспитатель);
  • звуко-буквенный анализ слогов и слов;(логопед);
  • работа по заданию логопеда в вечернее время;(воспитатель);
  • работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» (логопед, воспитатель);
  • работа по обучению чтению по кубикам Н.А.Зайцева (воспитатель);

Успех этой работы возможен только при систематическом и своевременном их применении с учетом:

  • дифференцированного подхода в зависимости от исходного состояния
  • индивидуальных особенностей ребенка, его способностей;
  • от взаимодействия педагогов с родителями.

Система коррекционного воздействия на детей 4-7 лет совместно с родителями. Организация деятельности семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни через собственную активную деятельность. Она не дана человеку в готовом виде с рождения и не формируется сама по себе. Специальные человеческие качества (сознание, речь, продуктивная деятельность), человеческая психика формируется у каждого из нас в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение, которое развилось на основе продуктивной деятельности.

Речь – это язык в действии. Психо-речевая коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у детей речевых трудностей.

4-7 лет в психо-речевом развитии ребенка – это этап развития в ходе активной речевой практики, особое качество приобретают такие процессы как познавательная функция, произвольность и управляемость.

Особую значимость организация семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой» приобретает из-за тех трудностей, которые встречаются в обучении детей-дошкольников, имеющих речевую патологию:

  • плохо контролируют движения частей тела;
  • недостаточно ориентируются в пространстве;
  • путают цвета спектра, не называют оттенки;
  • из памяти на линейный ряд выпадают формы среднего размера и, как следствие, предметы, находящиеся в середине линейного ряда.
  • недостаточно сформирован тактильный гнозис – дети не узнают предметы на ощупь;
  • длинные мышцы рук развиты недостаточно, короткие мышцы кисти развиты плохо и при графо-моторной деятельности ребенок работает не кистью, а локтем;
  • предметный словарь беден, слов больше в пассиве, чем в активен;
  • словарь признаков ограничен только названием цветов и т.д.
  • звукопроизношение и фонематическое восприятие не сформированы;
  • связная речь не сформирована.

Исходя из проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование среди родителей и принято решение о создании на базе ДОУ семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».

На занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.

При создании семейного клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:

для детей:

  • оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
  • профилактика дисграфии у дошкольников;
  • Исходя из проведенного анализа и отдаленного расположения от города, отсутствия детских центров развития, было проведено анкетирование среди родителей и принято решение о создании на базе ДОУ семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой».
  • На занятиях клуба принимают участие мама, папа, бабушка и при необходимости другие родственники. Начинаются занятия после комплектации группы в октябре и проводятся 1 раз в неделю. Система посещения занятий гибкая (по мере занятости родителей). На занятии мама сидит вместе с ребенком, работает и играет вместе с ним.
  • При создании семейного клуба творческим коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:
  • для детей:
  • оказание психолого-педагогической помощи детям в условиях сельского детского сада при подготовке к школе;
  • профилактика дисграфии у дошкольников;

Для этого учителем-логопедом совместно с воспитателем было составлено перспективное планирование с учетом деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя. При планировании учитывался принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

На основе перспективного планирования разработана система коррекционных занятий для детей 5-6 лет и для детей 6–7 лет. В коррекционные занятия входят разделы:

  • развитие мелкой моторики кисти;
  • релаксационные и мобилизующие виды упражнений;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование фонематических представлений;
  • формирование связной речи;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • совместные подвижные игры;
  • элементы психогимнастики;
  • креативные игры.

В зависимости от целей и задач разделы занятий могут варьироваться.

Проект осуществляется в 3 ЭТАПА:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

  • полная диагностика психического и речевого развития детей;
  • разработка планов, конспектов, методических рекомендаций.
  • Создание условий для полноценного психического и речевого развития детей (четкое зонирование логопедической группы, оборудование логопедического кабинета, кабинета по развитию речи, комнаты психологической разгрузки).
  • проведена диагностика;
  • составлены планы по результатам психо-речевой диагностики; пополнена методическая копилка логопедического кабинета и логопедической группы;
  • организована работа семейного клуба «Играем и учимся вместе с мамой»

2 ЭТАП – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ:

  • реализация разработанного планирования и системы коррекционной работы на практике,
  • проведение мониторинга,
  • выявление уровня готовности детей к школе.

Ожидаемые результаты:

  • психологическая, интеллектуальная и мотивационная готовность детей к школе;

3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ:

  • обобщение и распространение опыта работы,
  • проведения Дня открытых дверей для родителей и жителей микрорайона и сельского поселения Аксено-Бутырское;
  • проведение семинара-практикума для специалистов ДОУ по теме: «Психолого-педагогическая и речевая коррекция для детей, имеющих проблемы в развитии в условиях сельского детского сада».

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня интеллектуального развития детей на 5-10%;
  • повышение уровня психического и речевого развития детей на 5-10%.

Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемых результатов

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

чт., 21.11.2019

Антикян Инна Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»,

гп. Андра, ХМАО-Югра, Тюменская область

Образовательный проект «Логопедическая школа для родителей»

как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда

с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

(из опыта работы)

Все мы, практикующие педагоги, с сожалением можем отметить тот факт, что в последнее время неуклонно растет количество детей с различными задержками в развитии. Причин для появления на свет таких «особых» детей в современном мире предостаточно: это и неблагополучная экологическая обстановка, и физическое и психическое нездоровье будущих родителей, внутриутробные патологии плода, различные патологии в родах, а также серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, когда мозг его особенно активно развивается.

Когда ребенок с особыми образовательными потребностями приходит в детский сад, зачастую, именно учитель-логопед становится для него главным педагогом, близким другом и проводником в окружающий его мир детей и взрослых. Научить средствам общения, развить умение выстраивать диалог с окружающими его людьми, обрести уверенность в себе – это важнее всего, на мой взгляд, в работе учителя-логопеда с «особыми» детьми.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что хороший, стойкий положительный результат коррекционной работы возможен только благодаря грамотно выстроенной совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И здесь моей основной задачей как специалиста является организация и координирование такой системы работы с педагогами ДОУ и семьей ребенка, в ходе которой все участники образовательного процесса будут активно задействованы и максимально заинтересованы в успехе!

Общаясь на протяжении нескольких лет с родителями детей с ОВЗ, я отметила то, что, зачастую, они неохотно посещают и участвуют со своими детьми в коллективных мероприятиях и проектах, реализуемых в ДОУ, предпочитая индивидуальные формы взаимодействия с учителем-логопедом.

Но все мы знаем: речь ребенка активно развивается лишь в процессе общения, и чем разнообразнее будут формы этого общения, тем успешнее будет проходить процесс коррекции речи и психического развития ребенка, в целом.

Так же мы можем наблюдать то, что далеко не все родители знают и задумываются над тем, насколько ценны для развития ребенка именно первые годы жизни, когда при грамотном комплексном медико-педагогическом воздействии и осознании родителями проблем в развитии ребенка, реально возможно их компенсировать и дать возможность малышу нормально жить и развиваться.

Поэтому я увидела необходимость в создании и реализации такого образовательного проекта, как «Логопедическая школа для родителей» рассматривая его, как эффективную форму взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данного проекта является вовлечение семьи ребенка с ОВЗ в совместную образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную деятельность, направленную на овладение ребенком теми коммуникативными качествами, которые будут ему необходимы для полноценного общения с окружающим его миром, в соответствии с его физическими, психическими и возрастными особенностями.

Этот проект реализуется ежегодно на протяжении многих лет работы, изначально он был ориентирован на взаимодействие со всеми родителями детей, посещающих ДОУ.

Однако, в последние годы, наряду с традиционными ежегодными темами встреч, мастер-классами для родителей такими, как «Профилактика нарушений звукопроизношения в среднем дошкольном возрасте. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи» или «Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей» (Приложение 1), я включаю в годовое планирование и темы встреч, непосредственно направленные на оказание логопедической помощи семьям, воспитывающих «особых» детей.

Читайте также:  Развитие связной речи (консультация логопеда)

С этой целью наиболее эффективным, на мой взгляд, является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями.

По моим наблюдениям, многие мамы, воспитывающие детей с особенностями развития, замыкаются по поводу развития своего ребенка, стесняются этой проблемы или, что хуже всего, могут не признать и не соглашаться с тем фактом, что проблема, действительно, существует и ее надо решать как можно быстрее, не упуская драгоценного времени.

В такой ситуации учителю-логопеду нужно быть тонким психологом и тактично, при этом аргументированно, разъяснить маме суть проблемы и возможные пути ее решения. Конечно, далеко не все зависит от учителя-логопеда, но мы, как специалисты, можем грамотно повлиять на отношение родителей к существующим проблемам в развитии их детей.

Безусловно, во многом, результат коррекционной работы зависит и от слаженности в работе всего педагогического коллектива. Здесь учитель-логопед также выступает координатором, куратором, так как, обладая специальными знаниями в области дефектологии, специальной педагогики психологии, он способен ознакомить педагогов со спецификой работы с детьми с особенностями развития с помощью проведения семинаров, мастер-классов и деловых игр.

Мероприятия, проходящие в «Логопедической школе для родителей» планируются заранее, но в течение года этот план подвергается коррекции, так как проект является открытым, личностно-ориентированным и призван оказывать реальную и действительно необходимую помощь родителям ребенка с ОВЗ.

Как это работает и каковы секреты успешного взаимного общения учителя-логопеда с семьями, воспитывающими «особых» детей?

Во-первых, мы должны помочь маме преодолеть неуверенность в своих силах, педагогических способностях и показать ей то, что, при желании, именно мама и может стать для ребенка лучшим педагогом: дефектологом, психологом, логопедом… но, если она, действительно будет заинтересована сделать все возможное для развития своего ребенка. На каждом индивидуальном занятии я делаю фото и видеосъемку фрагментов занятия и отправляю их родителям. Если что-то становится им непонятно, даю разъяснения и рекомендации.

Во-вторых, нам нужно постараться сделать родителей своими союзниками, чтобы вместе, помогая друг другу и ребенку, прийти к хорошему результату коррекционной работы. Поэтому приглашаем маму на открытые индивидуальные практические занятия, наглядно демонстрируя, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, как заинтересовать малыша и удержать его внимание. Очень часто помощником логопеда становятся старшие дети в семье или папы, которые, как известно, ближе к ребенку в плане интереса к игре и не настолько обременены домашними заботами. Также я предлагаю родителям изготавливать из подручного материала интересные развивающие пособия для ребенка, используя оригинальные идеи из сети Интернет.

В-третьих, мы будем показывать и рассказывать семье о каждом малейшем успехе ребенка и научим родителей отмечать успехи малыша, хвалить его и мотивировать к дальнейшим достижениям. Оказывается, далеко не все родители знают о том, насколько важна похвала для ребенка.

В-четвертых, мы можем ненавязчиво познакомить на наших встречах родителей детей с ОВЗ для того, чтобы они имели возможность в неформальной обстановке обсудить проблемы воспитания и поделиться друг с другом особыми приемами или просто высказаться на интересующие их темы.

В-пятых, когда мы видим, что и мама и ребенок уже обрели некоторую уверенность и готовность общаться с детьми и родителями в группе, мы постепенно привлекаем их к участию в микрогрупповых, общегрупповых, а, затем, и в общесадовских мероприятиях.

Например, Паша К., ребенок со II уровнем общего недоразвития речи, с помощью мамы участвовал в защите детско-родительского проекта «Наша авторская скороговорка» и с трудом преодолевая стеснение, все-таки произнес сочиненную родителями скороговорку.

А по окончании подготовительной к школе группы Паша, перейдя на III уровень развития речи, стал более уверенным, согласился поучаствовать в онлайн-олимпиаде и занял призовое место. Ребенок поборол страх публичных выступлений и с удовольствием принял участие в логопедическом квесте, стал активнее общаться со сверстниками и взрослыми.

Видя успехи своего ребенка и получая поддержку и помощь учителя-логопеда, родители становятся активными участниками коррекционно-логопедического процесса. Они принимают участие в мероприятиях, проектной деятельности в ДОУ.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.

Приложение 1.

План деятельности «Логопедической школы для родителей»

на 20__-20__ учебный год

Индивидуальное консультирование по запросам родителей – по средам с 17.00 до 18.00

Месяц

Мероприятие

Тема, цель

Взаимодействие с коллегами

Родительское собрание для родителей старших дошкольников, детей с ОВЗ.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ.

«Итоги логопедической диагностики, индивидуальная коррекционная программа»

Цель. Рекомендации для родителей по проведению домашних логопедических занятий

Согласование времени проведения с воспитателями

Мастер-класс для родителей детей средней группы, детей с ОВЗ.

Буклеты для родителей

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы, детей с ОВЗ.

Оформление родительского уголка.

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей 4-5 лет через взаимодействие детского сада и семьи»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами профилактики нарушений речи

«Речь детей 4-5 лет»

«Как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях»

«Артикуляционные и дыхательные упражнения»

Согласование времени проведения с воспитателями

Семинар-практикум в подготовительной к школе группе

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы, детей с ОВЗ.

Создание буклетов для родителей

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

«Особенности коррекционной логопедической работы с детьми 6-7 лет»

«Как развивать речь ребенка от 2-х до 4-х лет. Тактики стимулирования речи»

«Что делать, если ребенок не говорит»

«Игры для развития речевого слуха»

Согласование времени проведения с воспитателями

Конкурс чтецов в подготовительной к школе группе (совместно с 1 классом)

Оформление родительского уголка

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Цель: приобщение детей и родителей к русской поэзии

«Учим вместе. Новогодние деньки»

«Особый ребенок в ДОУ»

Согласование с воспитателями, учителем и Зам. зав по ВМР времени проведения мероприятия, совместная речевая подготовка детей

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы и детей с ОВЗ.

Ведение «Странички логопеда» на сайте ДОУ

Оформление родительского уголка

«Домашний логопед: игровые приемы автоматизации звуков у детей»

Цель. Ознакомление родителей с игровыми приемами автоматизации звуков

«Заикание появилось. Что делать?»

Цель: Ознакомление родителей с симптомами заикания и приемами его устранения

Ознакомление родителей с игровыми приемами развития дыхания

Согласование времени проведения с воспитателями родителями

Участие детей с ОВЗ в дистанционном конкурсе

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей «Главное – вместе»

При реализации данного проекта:

-родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей;

– сформируется желание помогать ребенку;

-повысится грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки зрения вопросов его речевого развития;

-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;

-Разработанный проект поможет педагогам освоить новые формы и методы, повысив свой профессиональный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей «Главное – вместе»»

МБДОУ «Детский сад № 43»

Проект по взаимодействию

учителя-логопеда и родителей

Орлова Антонина Сергеевна

г. Биробиджан, 2017

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребёнка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных – отсутствие соответствующих знаний.

Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Тип проекта: Информационно- практический.

Срок реализации: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: дети старшей и подготовительной логопедической группы, учитель-логопед.

Возраст детей: 5 – 7 лет

Форма проведения: коллективная, индивидуальная.

Перспективы распространения проекта: Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

Цель проекта: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

– установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

– повысить компетентность родителей в области коррекционной педагогики;

– побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

-пополнить наглядно-информированный материал, направленный на развитие речи дошкольников.

Тема проекта выбрана не случайно. Так как опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главная цель – заинтересовать и привлечь родителей к коррекционному процессу логопедической группы.

Своё общение с родителями нужно выстраивать, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Понятие «взаимодействие с семьёй» подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).

2-й этап – основной (практический).

3-й этап – заключительный.

1-й этап – подготовительный

Цель: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей, установить контакт.

Изучение передового опыта работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями».

Оформление информационной корзины «Говорушка», с целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.

Анализ особенностей семьи и семейного воспитания дошкольника, с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей.

Подбор методов и форм своего общения с каждым родителем.

Размещение информации о начале реализации проекта «Главное- вместе».

2-й этап – основной (практический).

Цель: Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи детей.

Одна из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей – родительские собрания.

Форма проведения родительского собрания выбирается после обработки анкет, т. е. зависит от запросов и интересов родителей.

Формы родительского собрания:

-деловая игра или вечер вопросов и ответов,

-собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводятся обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

-собрание по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других.

На родительских собраниях используются следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «мини – эксперимент»).

Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.

Вместе с родителями дети становятся участниками проектов по темам, например, «Пальчики играют – речь развивают», «Самомассаж для нас», «Весёлый язычок и его сказки».

Индивидуальные занятия-практикумы «Научись вместе с ребёнком» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей.

Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Индивидуальные встречи с родителями «Ваш вопрос -наш ответ», с целью информирования о динамике речевого развития ребёнка;

Ведение журнала достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка.

Своевременное оформление информационного стенда, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме, как автоматизировать звуки и другие.

Проведение мастер – классов по темам: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков», «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда», «Логопедия для родителей — учимся исправлять свистящие (шипящие) звуки» и другие.

Читайте также:  Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Создание памяток (брошюр) по выполнению домашних заданий, по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики, по проблемам развития речи дошкольника.

Проведение устных и письменных тематических консультаций: «Нарушение речи: дизартрия», «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, и так занимается с логопедом?», «Речевые игры дома», «Автоматизация отработанных звуков в речи с помощью игровых приёмов», «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста», «Учимся слышать звуки правильно их произносить» и многие другие.

Не стоит оставлять без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:

досуговое направление, которое является самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

речевые праздники, которые полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;

-дни открытых дверей, с целью ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

-«домашняя библиотека». Родители могут взять домой на время необходимые пособия, игры, компакт диски, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

11. Кроме очных встреч со всеми предложенными формами работы родителей нужно знакомить по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут ознакомиться с предлагаемым логопедом материалом.

3-й этап – заключительный

Цель: Проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда и родителей, поощрение участников проекта.

Итоговая диагностика речевого развития детей.

Награждение родителей выпускников благодарностями.

Анкетирование родителей «Как вы оцениваете коррекционно- педагогическую деятельность».

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями.

Вручение выпускникам свидетельств об окончании логопедической группы.

При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

-родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей;

– сформируется желание помогать ребенку;

-повысится грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки зрения вопросов его речевого развития;

-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;

-Разработанный проект поможет педагогам освоить новые формы и методы, повысив свой профессиональный уровень.

Список используемой литературы:

Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006.

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы

Анна Владимировна Фоминцева
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы

Актуальность проекта…3

Тип проекта …3

Цель проекта… …3

Задачи проекта…3

Участники проекта…4

Этапы проекта…4

План достижения цели…5

Дальнейшая реализация проекта…6

Актуальность выбранной темы:

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным. Работая учителем – логопедом на логопедической группе, пришла к выводу, о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи детей.

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему мероприятий в процессе коррекционной работы.

Тип проекта

1. По методу – (информационно – практический)

2. По содержанию – ребенок –семья – учитель-логопед

3. По длительности – долгосрочный – 1 год

Цель проекта: Привлечение родителей детей с нарушениями речи в коррекционный процесс.

• Информировать родителей о речевых нарушениях детей;

• Ознакомить родителей с содержанием логопедической работы;

• Приобрести родителями определенные педагогические знания и умения;

• Освоить родителями практический опыт по исправлению речи детей.

Разработать план мероприятий по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с родителями и реализовать его в практической деятельности.

Участники проекта

1. Дети старший дошкольный возраст(5-7лет)

2. Родители

3. Учитель – логопед

Продолжительность 1 год

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный

Задача: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.

• Диагностика речевого развития детей;

• Анкетирование родителей;

• Ознакомительная работа с родителями;

• Сбор анамнестических данных о ребенке;

2 этап – Практический

Задача: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

• Семинар- практикум на родительском собрании

• Оформление брошюр по проблемам развития речи ребенка;

• Оформление фотогазеты «В кабинете логопеда»

• Оформление различной стендовой информации;

• Памятки по выполнению домашних заданий;

Работа с тетрадями домашних заданий;

• Подборка литературы и компакт дисков по развитию речи детей.

3 этап – Заключительный

Задача: Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

• Итоговая диагностика речевого развития детей, представления родителям «речевого экрана»;

• Анкетирование родителей «Оценка коррекционной деятельности учителя-логопеда»;

• Заполнение родителями согласий о прекращении логопедической работы и возложение на себя ответственности за дальнейшую автоматизацию звуков в спонтанной речи в летний – оздоровительный период;

• Вручение выпускникам «свидетельств об окончании логопедической группы»

План достижения цели

Анкетирование родителей

Цель: изучить педагогическую наблюдательность родителей, выявить позицию родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту. Участники:родители,учитель-логопед,воспитатели

Родительская встреча

Цель:познакомить родителей с итогами мониторинга речевого развития детей, с содержанием коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы Участники: учитель-логопед,родители

Цель:рассказ родителям о речевых нарушениях детей и способах их преодоления Участники:учитель-логопед,родители

Семинар- практикум «Значение артикуляционной гимнастики»

Цель:дать родителям знания о необходимости проведения артикуляционной гимнастики и правильности ее выполнения.

Участники:учитель-логопед, родители,воспитатели

Работа с тетрадями домашних заданий

Цель:закрепление материала изученного в детском саду Учитель-логопед,

Участники:родители,дети

Памятка по выполнению домашнего задания

Цель:познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребенком Участники:учитель-логопед,родители,дети

Проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей Цель:познакомить родителей с коррекционно-педагогическими технологиями обучения и воспитания детей, адекватно оценить уровень развития своего ребенка. Участники:учитель-логопед,родители,дети

Цель:дать родителям необходимые знания и умения Учитель-логопед,

Участники:родители,учитель-логопед

Цель:научить родителей практическим методам работы по преодолению речевых нарушений

Участники:учитель-логопед, родители,дети

Библиотека для родителей

Цель:дать родителям методические рекомендации, необходимые педагогические знания. Познакомить с новинками печатных изданий и цифровых носителей.

Участники:учитель-логопед, родители,воспитатели

Рекомендации по работе с детьми в летний период.

Цель:закрепление изученного материала.

Участники:учитель-логопед,родители

Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей. Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.

Дальнейшая реализация проекта:

• Результаты проекта будут применяться учителями-логопедами и педагогами МАДОУ в рамках сотрудничества и обмена методическими разработками.

• Организация презентации проекта для педагогов МАДОУ на педагогическом совете

• Публикации опыта работы, распространение его в городе и других регионах

1. Бабина, Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе [Текст] / Е. С. Бабина // Логопед. – 2005, N 5.

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М., 2010

3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. -М.: Сфера, 2005

4. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. Б. Филичева. – Екатеринбург, 1998.

5. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М., 2007.

6. Фадеева, Ю. А., Жилина, И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР [Текст] / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина. – М., 2012

7. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1989.

8. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М.: Воронеж, 1997.

9. Хватцев, М. С. Логопедия. Работа с дошкольниками. [Текст] / М. С. Хватцев. – М., 1996.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем – логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: – на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

Актуальность:

Необходимость проведения логопедического проекта определяется реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании коррекционной логопедической помощи. Исходя из этого, мы должны повысить уровень психолого-педагогических знаний у родителей в речевом развитии ребёнка.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Принципы реализации проекта:
— добровольности;
— сотрудничества;
— значимости (выбранные темы актуальны и принимаемые);
— постоянства обратной связи;
— вариативности форм и методов;
— научности;
— открытости и конфиденциальности.
Проблема: что мы знаем о речевых нарушениях и как работать (воспитывать/заниматься) с детьми, имеющими речевые нарушения?

Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.

Задачи:
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
— создать атмосферу общности интересов;
— повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
— воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции.

Ожидаемые результаты. Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер — классов; проведение праздника чистой речи; круглый стол (подведение итогов коррекционно-логопедической деятельности).
Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте садика; папки домашних заданий (на выходной).

Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходила в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно- аналитический).
Задачи: выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;установить контакт с ее членами; согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

2 этап – основной (практический).
Задачи:
разработать и апробировать систему методических материалов для родителей по вопросам речевого развития дошкольников; пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей;

3 этап – заключительный.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Наш город

На 1 этапе нами было проведено анкетирование родителей детей, зачисленных на логопедический пункт, с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

После проведения анкетирования нами были проанализированы анкеты. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм (см. Приложение).

На 2 этапе наша работа заключалась в:
— оформлении уголка логопеда в каждой возрастной группе, где была представлена информация о нормах речевого развития детей-дошкольников; о причинах нарушений речи; о правилах проведения логопедических занятий; о правилах и условиях выполнения упражнений с ребенком дома по заданию логопеда;
— изготовлении папки-передвижки, в которой размещалась информация о видах речевых нарушений;
— выступлении на родительских собраниях по темам «Специфика обучения и воспитания детей, посещающих логопедический пункт. Роль семьи в преодолении дефектов речи»; «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»;
— ведении странички логопеда на сайте садика
— проведении индивидуальных/подгрупповых мастер-классов для родителей по постановке/автоматизации звуков в речи;
— заполнении папки домашних заданий на каждого ребенка, посещающего логопедический пункт;

На 3 этапе нами был проведен:
— Праздник Чистой Речи для родителей и детей;
— Круглый стол «Результаты логопедической работы за 2015/2016 учебный год», на котором были подведены и проанализированы итоги эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и итоги эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушениями речи.

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

Результаты анкетирования родителей

Конспекты Родительских собраний

Автор: Никитина Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ д/с комбинированного вида №22, г. Ростов, Ярославская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду «МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»

. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Цель нашего проекта: Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада – в течение всего дня.

Совместный ПРОЕКТ учителя-логопеда и воспитателя

по работе в группе над коррекцией звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста в массовом детском саду

«МОИ ЗВУКИ – МОИ ДРУЗЬЯ»

Соколова Елена Леонидовна, учитель-логопед высшей категории

Виктория Владимировна, воспитатель старшей группы № 6

Лидия Яковлевна, воспитатель старшей группы № 6

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 100»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от спо­собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву­ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспе­чивающего восприятие фонем дан­ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по­ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится воз­можным вычленение отдельных фонем. При этом боль­шую роль играют первичные формы аналитико-синтети­ческой дея­тельности, благодаря которым ребёнок обоб­щает признаки од­них фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности проис­ходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизноше­ния. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Цель нашего проекта:

Показать воспитателям необходимость эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, не только на логопункте, но и в группе обычного массового детского сада – в течение всего дня.

Проект рассчитан на один год, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Изучение воспитателями специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателей.

2. Составление перспективного планирования по совместной организации работы

3. Совместное консультирование родителей, чьи дети имеют нарушения в звукопроизношении.

4. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

5. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.

6. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

7. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.

8. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

9. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы:

Ø Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопункте детского сада.

Ø Воспитатели – в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

Ø Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Ø Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Этапы реализации проекта:

I этап: Утро – приём детей, (индивидуальная работа)

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

· Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);

· Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

· Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

· В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

II этап: Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

· Различные голосовые разминки.

· Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища)

III этап: НОД (занятия)

Во время занятий воспитатель включает:

· Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями;

· Физкультминутки с пальчиковыми играми;

· Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

· Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

V этап: Прогулка.

В течение прогулки проводятся:

· Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;

· Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);

· Подвижные речевые игры.

Игра: «Дуем, дуем на листочек». Игра:«Ты лети, мой лепесток, через

V этап: Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

· Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);

· Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем

Самомассаж кистей и пальцев рук мылом

VI этап: После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

· Игры с «Весёлым язычком».

V этап: Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:

· Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

· Проводится мимическая гимнастика;

· Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

· Автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).

· Дети играют в дидактические речевые игры.

Данный проект рассчитан на 1 год. В нём участвуют 10 детей, посещавшие занятия логопеда в прошлом году и посещающие логопедические занятия в этом учебном году (2014-2015 уч.г.г.). В общих речевых, дыхательных и артикуляционных упражнениях и играх участвуют все дети группы.

Результатом данной работы стало:

1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;

2. Все дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка, владеют навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.

Список использованной литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

10. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

11. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).

12. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

14. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

15. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

18. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

19. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

21. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

24. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.

25. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991.

26. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

27. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

29. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

30. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

31. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

32. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

33. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

Ссылка на основную публикацию