Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения

Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

Наталья Волобуева
Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»

Консультация логопеда

«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».

С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения?

Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи:

• звукопроизношения (часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения, особенно в сочетании с нарушением фонематического слуха могут стать причиной буквенных замен написьме: «лыба» вместо «рыба», «йиса» вместо «лиса», «сапка» вместо «шапка»). В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

• фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква», «делефон», «медфедь», «чапля». Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два);

• лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При достаточной сформированности данной категории вы не увидите «пять яблоков», «в животу», «голубой река»).

Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево, смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.

Развитие графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать, что Ваш ребенок как курица лапой пишет)

Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или справиться с ней.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.

Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.

Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает», «Какой музыкальный инструмент ты услышал», «Кто тебя позвал», «Поймай звук», «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т. п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки). Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т. п.)

2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед, который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш], зазывая картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом, предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть, что получится: сам –сом –сон –сын.)

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им (игры «Подбери слово» – акула плавает, а муравей…; «Дополни предложение» – мама ругала меня, потому что…; отгадывание загадок, называние частей предметов – у чайника есть носик, донышко, крышка, бока, ручка; «Назови одним словом», «Скажи наоборот»).

5. Развитие грамматических навыков(«Назови профессию», «Назови детенышей животных», «Большой – маленький», «Какой сок из…», обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи: не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).

6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.

7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между, знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности.

8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму.

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности речи – это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.

Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма» Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма»[/i] Уважаемые родители! Обратите внимание на следующее: Каждый поступающий.

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ • Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. • Не держать руки в карманах,.

Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.

Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

Консультация для родителей: «Тепловой удар у детей: причины, симптомы, первая помощь, профилактика» Внезапный перегрев организма – очень серьезный и коварный враг каждого ребенка, поджидающий его в самых неожиданных местах. Только изучив.

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика» Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика». Автор проекта: Балабина Марина Васильевна Воспитатель: МКДОУ.

Волшебный мир звуков. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146». С каждым годом растет число детей с сочетанной.

Занятие по подготовке к овладению элементами навыка письма и чтения. Звуки [Р]-[Р’] и буква Р Звуки Р– РЬ и буква Р. Подбор слов (картинок) к схемам. Задачи: Закрепить правильное произношение звука Р. Учить детей характеризовать звук.

Логопедическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма у старших дошкольников

Логопедическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма у старших дошкольников.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка.

Задачи: 1. приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности;

2. укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта;

3. научить звуковому анализу и синтезу слов.

– Артикуляторно-акустическа – неправильное произношение звуков речи ;

– Акустическая – проявляется в заменах букв, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме и т. д;

– Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

– Аграмматическая – неправильное произношение звуков речи;

– Оптическая – несформированность зрительно-пространственных функций.

Упражнения для коррекции дисграфии и дислексии у дошкольников.

Упражнение: определи какой предмет маленький какой большой?

Работа с предлогами.

Упражнение: «Прятки». Рассмотри картинки. Расскажи, кто где спрятался, используя маленькие слова за и под. Какое животное нельзя увидеть в лесу зимой и почему? Найди и обведи это животное в кружок.

Соедини два предмета,
начинающиеся с одного и того же звука. Начинай по порядку.

Назови имя героя, используя первые звуки в названии предметов

Рассмотри картинку. Как плачет Аня? (А-а-а. )Повтори: А-а-а.
Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда ты произносишь звук А. (Нет, не мешают.) Значит звук А — гласный, обозначать его мы будем кружком красного цвета. Раскрась «одежду» звука А красным цветом. Назови картинки, произнося первый звук протяжно: а-а-арка, А-а-аня, а-а-аист. Какой звук слышится в начале этих слов? Обозначь (закрась красным цветом на схеме) место
звука А в словах.

Загадки: Он блестящий и колючий, Он хрустящий и пахучий. Положу его в салат, То-то будет аромат.(Огурец)

Свернулась клубком, Укрылась хвостом. Гладкая, крепкая И зовется. (Репкою.)

Угадать её нетрудно, Всякий догадается: Лист упругий, изумрудный В кочан завивается. (Капуста.)

В зелёной избушке Живут подружки. Словно бусинки, круглы Изумрудны и малы.(Горох.)

Рассмотри картинку. Как стучат колеса вагона? (Т-т-т.) Повтори: Т-т-т.
Есть ли преграда для воздуха, когда ты произносишь звук Т? (Да, есть. Язык.) Значит звук Т какой? (Согласный, обозначаем его синим цветом.)Раскрась «одежду» звука Т карандашом нужного цвета.«Живой слог». Послушай слог: AT. Сколько звуков ты слышишь? (Два.) Назови первый звук и дай ему характеристику. (Звук А — гласный, обозначаем красным.) Назови второй звук и дай ему характеристику. (Звук Т— согласный, обозначаем синим.) Раскрась «одежду» этих звуков. Послушай слоги: АТ, ТА..

Читайте также:  Логопедическое занятие: Работа по содержанию сказки По щучьему велению

    Рассмотри и назови картинки. Где находится звук Т в этих словах? Обозначь (закрась синим цветом на схемах) место звука Т в названиях картинок.

Рассмотри картинку. Как капают маленькие
капельки? (Кь-кь-кь.) Повтори: Кь-кь-кь.

Звук Кь — маленький братец звука К.
Это мягкий согласный звук, и обозначать мы его будем зелёным цветом.
Раскрась «одежду» звука Кь карандашом нужного цвета.
Рассмотри и назови картинки. Сколько слогов слове кит? (Один.) В слове кеды? (Два.) В слове собаки? (Три.) Соедини каждое слово с его слоговой схемой.

    Рассмотри и назови картинки. Где находится звук Кь в этих словах? Обозначь (закрась зелёным цветом на схемах) место звука Кь в названиях картинок.

Буква Н обозначает звук[н].Его можно тянуть, но петь нельзя. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун”?
Покажи Наде все предметы, названия которых начинаются со звука [н]

1. Помоги Боре выбрать книги, в названиях которых есть буква Б. Покажи эту букву. (Названия книг читает взрослый.)
2. Читай и различай звуки [б] — [п].
Положи руку на горлышко и произнеси звук [п]. В горлышке тихо: звук [п] — глухой.
БА ПА БАБА ПАПА
БО ПО БОБ ПОП

ПА БА ПАПА БАБА
ПО БО ПОП БОБ

Упражнение: «Домик». Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Ы в этих словах. Посели картинки в домик: проведи линию к первому окошку, если звук Ы находится в начале слова, ко второму — если в середине, к третьему — если в конце слова. К какому окошку ты не провел ни одной линии? Почему? (К первому. Потому что слов на звук Ы нет.)

Упражнение: «Разложи по местам». Соедини линиями подходящие картинки и составь предложения по образцу: Соль я положу в солонку.

Упражнение: «Назови и покажи». Рассмотри картинки. Покажи подходящую картинку и объясни свой выбор.
Женя нашла гриб, а Женя нашёл гриб. Покажи первого грибника. Покажи второго. Настенька трудолюбивая, а Марфушка — нет. Покажи Настеньку. Покажи Марфушку. Петя обидел Машу. Кто забияка? Соня одета теплее Кати. Покажи Соню. Покажи Катю.

Упражнение: «Назови части мебели». Рассмотри картинки. Назови предметы одним словом. Послушай названия частей предмета и назови этот предмет: спинка, ножки, сиденье (стул); спинка, сиденье, подлокотники (кресло); полки, стенки (шкаф); полки, дверцы (шкафчик для
посуды); ножки, столешница, ящики (стол).

Упражнение: «Чего не бывает осенью?» Рассмотри картинки. Что на них происходит? Зачеркни лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Задание 1. Рассмотри картинку. Назови предметы, которые находятся в квартире и за окном. Какой звук встречается в этих словах?
Задание 2. Под столом лежит коврик. Нарисуй на коврике столько цветных кружочков, сколько слов со звуком Д ты найдешь на картинке. Назови эти предметы, выделяя голосом звук Д.
Задание 3. Назови предметы на звук Д ласково. (Дым — дымок, дымочек; дуб — дубок, дубочек.)

Игра «Сколько птиц у кормушки?» Рассмотри и назови птиц. Сосчитай их по образцу: одна ворона, две вороны.

Игра: «Четвертый лишний». Назови предметы который изображены, найди лишний и объясни почему?

УПРАЖНЕНИЕ: «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

ДЕРЕВО – ДЕРЕВЦЕ

ПОДНЯТЬ РУКУ, УСЛЫШАВ:

ЗИМА, ВЕСЕННИЙ, ЛЕСНОЙ, ГРИБНОЙ, ОСЕННИЙ, ВЕСЕННИЙ, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЯГОДНЫЙ, ХМУРЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ВЕСЕННИЙ, НЕНАСТНЫЙ, ОСЕННИЙ, ЗИМНИЙ, ВЕСЕННИЙ.

О, И, У, А, О, А, И, Ы, Ю, А, У, И, А, А, Е, Ё, И, А, Ы, А, У, А, Ы, И, Ю, А.

УПРАЖНЕНИЕ: «СКАЖИ НАОБОРОТ»

    ЛЕТОМ БЫВАЕТ ЖАРКО, А ОСЕНЬЮ………

    ЛЕТОМ БЫВАЕТ СОЛНЕЧНО, А ОСЕНЬЮ…….

    ЛЕТОМ ЧАЩЕ БЫВАЕТ СУХО, А ОСЕНЬЮ…….

    ЛЕТОМ ЧАЩЕ БЫВАЕТ ЯСНО, А ОСЕНЬЮ…….

ПРИДУМАЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ:

ВЕСЕННИЙ – ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ГРОМ, ЦВЕТОК, ПРАЗДНИК, ВЕТЕР, ВОЗДУХ.

ВЕСЕННЯЯ – ПОГОДА, ГРОЗА, КАПЕЛЬ, СВЕЖЕСТЬ, ГРЯЗЬ, ОДЕЖДА.

ВЕСЕННИЕ – ДЕНЬКИ, ЦВЕТЫ.

Работа с текстом: «Март».

МАРТ – ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ. НА ЗЕМЛЕ ЕЩЕ ЛЕЖИТ СНЕГ, ДА И МОРОЗ ИНОЙ РАЗ УДАРИТ. НО ПОСМОТРИТЕ, КАК ОСЛЕПИТЕЛЬНО СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЕГО СВЕТ ГУСТОЙ, ЗОЛОТИСТЫЙ. ЛУЧИ СОЛНЦА ГРЕЮТ ЛИЦО, РУКИ. И НЕБО СИНЕЕ – СИНЕЕ, И ПО НЕМУ РАСКИНУЛИСЬ ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА. НАЧИНАЕТСЯ ТАЯНИЕ СНЕГА. НА БУГРАХ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПРОТАЛИНЫ. В ПОЛЯХ ЖУРЧАТ ЕЩЕ МАЛЕНЬКИЕ РУЧЕЙКИ. РУЧЬИ, ПРОТАЛИНЫ, ПЕРВЫЕ КУЧЕРЯВЫЕ ОБЛАКА – ЭТО И ЕСТЬ САМОЕ НАЧАЛО ВЕСНЫ.

Вопросы к рассказу.

    О ЧЕМ ЭТОТ РАССКАЗ? С ЧЕГО ОН НАЧИНАЕТСЯ? ВСПОМНИТЕ ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА. ЧЕМ МАРТ ПОХОЖ НА ЗИМУ? А КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫРАЖЕНИЕ МОРОЗ ИНОЙ РАЗ УДАРИТ? ЧТО СКАЗАНО О СОЛНЦЕ В РАССКАЗЕ? ЧТО ЗНАЧИТ СВЕТИТ ОСЛЕПИТЕЛЬНО? ЧТО СКАЗАНО О НЕБЕ И ОБЛАКАХ? ЧТО НАЧИНАЕТСЯ В МАРТЕ? ЧТО ПОЯВЛЯЕТСЯ НА БУГРАХ? ЧТО СКАЗАННО В РАССКАЗЕ О РУЧЕЙКАХ? КАКИЕ ПРИМЕТЫ ГОВОРЯТ О НАЧАЛЕ ВЕСНЫ?

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: 7. Дефектология

Статья просмотрена: 7773 раза

Библиографическое описание:

Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2314/ (дата обращения: 28.02.2020).

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать, что профилактика дисграфии, дислексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.

Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого теста.

У ребёнка с логопедическим диагнозом нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно чёток и ребёнок умел их правильно произносить.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

Приоритетные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв

лепка из пластилина;

выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

вырезание из цветной бумаги;

выжигание на дощечках;

вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Игра «Необычный конструктор»

вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)


«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:


из одного элемента (О, С);

из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

из трех элементов и т.д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:


прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

«открыты» (А, Б, Г и т.д.);

Упражнение «Нарисуй дорожку»

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Упражнение «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

Обвести букву по точкам;

Слепить букву из пластилина;

Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

Читайте также:  Творческая игра - конспект занятия

Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

“Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

Собрать букву из двух половинок;

Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

Прочитать слово по пол-букве.

Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

«Собрать» буквы и прочитать слово;

Работа с изографами.

В результате проводимой работы у детей:


улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – С.Пб., 1995.

Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.

Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, детский сад, звуковой анализ, формирование навыка, формирование навыков, заданный звук. Преодоление грамматического недоразвития речи.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению.

Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего.

слово, словарный запас, устная речь, звук, ударный слог, ребенок, звуковой анализ, звук речи, дошкольный возраст, грамматический строй.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста.(Ржа)

Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Выделяют: артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия, Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Аграмматическая дисграфия, Оптическая дисграфия

Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. О. А. Токарева выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет). Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к I школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика: а)дисграфий:

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма.

– Стимуляция осознания звуковой стороны речи. Речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец «Какое слово потерялось?», «Какой звук потерялся?». Подбирая картинки к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

Стимуляция слухового внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др. Детей учат понимать смысловое значение интонации.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т. п.

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений. Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте.

Формирование изобразительно-графических способностей. Ведется в двух направлениях: развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных рисунков

б) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (в отличие от а) даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

в) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;

г) письмо букв и слов по шаблонам. Из целлулоида или плексигласа изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает автоматизированные кинемы, т. е. навыковые движения для изображения букв.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

б)Дислексии:

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

1.Формирование функционального базиса навыков чтения.

Упрочение звуко-буквенных связей

1. обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее)

2. Для этой же цели подходит задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы

На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает дополнительные трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

а) цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например красным);

б) целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов текста на слоги. Ребенку дается текст и предлагается вертикальными черточками разделить все слова на слоги.

Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операции последующего синтеза их в симультанный (одновременный) комплекс. Для этого могут быть рекомендованы следующие упражнения:

а) ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.

б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

в) игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова — на слоги, выделять звук на фоне слова и определять его место.

Формирование понимания текста

В большинстве случаев у детей с дислексией в определенной степени нарушено полноценное понимание прочитанного. Проявляется это преимущественно в сфере прагматического использования информации, содержащейся в тексте. При этом формальная проверка понимания путем пересказа может дать весьма приличные результаты. При некоторых вариантах дислексии у детей понимание прочитанного страдает серьезно. В связи с этим специальная работа по развитию способности к полноценному пониманию печатных текстов представляется необходимой во всех случаях.

1. В процессе работы обязателен контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению.

2. Систему проверки и выработки навыков самоконтроля понимания прочитанного при чтении «про себя». После того как дети заканчивали чтение текста, им предлагались проверочные задания одного из 4 типов. (1 – вопросы зачем, почему, 2-пропуск слов в тексте, 3 – вопросы подразумевающие ответ да или нет и т.д.)

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие

Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Публикации в изданиях (1)
  • Как помочь ребенку (3)
  • Готовимся к школе (3)

Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста

Актуальность:

У многих детей овладение правильной речью вызывает большие трудности. Ряд факторов и причин оказывает влияние на формирование речевого развития ребёнка. В результате многочисленных обследований речи детей выявляют системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя).

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны важность всестороннего речевого развития детей, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы по формированию фонематической системы языка, привели к выбору темы проекта «Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста».

Данный проект позволит сократить количество детей с нарушениями речевого развития, предпосылками которых является несформированность фонематического восприятия и недостаточное развитие артикуляционной моторики при физиологическом косноязычии и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Анализ проблемной ситуации:

Для успешного обучения в школе на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Однако у достаточно большого количества дошкольников наблюдаются отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков; замены в устной речи одних речевых звуков другими; несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа слов, зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

В свою очередь, раздел программы ДОУ по воспитанию звуковой культуре речи не соответствует особенностям детей с вышеперечисленными нарушениями речевого развития, что требует его доработки и объединения усилий специалистов и родителей в области формирования фонетико-фонематической стороны речи дошкольников.

Актуальность проекта для педагога и образовательного учреждения:

Профилактика нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из важных направлений коррекционной работы в системе дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте можно говорить о предупреждении возможных нарушений, тогда как по истечении же этих сроков речь должна будет идти не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

Цель: создание в ДОУ тесной системы взамодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников.

Задачи:

1.Создать предпосылки для успешного обучения в школе;

2.Повысить грамотность в области коррекционной педагогики педагогов и

родителей, пробудить интерес и желание заниматься детьми;

  1. Систематизировать мероприятия по включению семьи в процесс

сопровождения речевого развития детей как наиболее эффективного звена в

профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

  1. Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, создать

атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и

взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  1. Разработать раздел ООП по звуковой культуре речи с учётом качественного анализа состояния речевого развития воспитанников общеразвивающих групп.

Ожидаемые результаты:

Для детей: к концу дошкольной ступени образования сформированы предпосылки для обучения грамоте дошкольника (фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа.)

Для педагогов: расширение знаний, необходимых для проведения работы по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза в системе работы по звуковой культуре речи;

Для родителей: получение знаний и практического материала, необходимых для развития фонематической системы языка.

Особенности проекта:

В основе оздоровительного проекта лежит идея комплексной работы педагогов ДОУ и родителей, что позволит своевременно провести профилактику возможных речевых нарушений. В данном проекте родительское участие играет значимую роль, при этом сами родители, вовлекаясь в образовательный процесс, осознают проблему и активно взаимодействуют в системе педагог – ребенок – родитель.

Проект рассчитан на период 2018 – 2020 учебные года

Ресурсы:

  • Материально – технические условия реализации проекта: дидактические материалы, ИКТ
  • Методическое обеспечение проекта: перспективный план работы, печатные пособия, методическая литература
  • Требования к уровню подготовленности педагогов, родителей: организация серий консультаций для воспитателей и родителей

Содержание проекта

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков речи.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции нарушений речевого развития многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис,Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование:

  • фонетической стороны речи (звукопроизношение), в том числе слоговой структуры слова.

С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.

  • лексико-грамматических представлений (при планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.)
  • становление его высшей ступени — звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с нарушениями речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Этап

Мероприятие

Сроки

Задачи мероприятия

Ресурсы

Ответственный

Подготовительный

Диагностика звуковой и фонематической системы языка

Определение уровня сформированности фонематического восприятия

Изучение методики и специальной литературы по данной проблеме

Определение маршрута коррекционной работы

Методическая литература, интернет – ресурсы

Составление перспективного плана работы

Планирование образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ

Диагностика речевого развития детей

Разработка картотеки игр и упражнений по формированию фонематических процессов

Использование в процессе НОД

Учитель – логопед, воспитатели

Практический

Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза»

Расширение знаний, необходимых для проведения работы по развитию фонематического слуха

Собрание педагогов ДОУ, презентация

Мастер – класс для родителей

«Артикуляционная и дыхательная гимнастика вместе с мамой»

Получение знаний и практического материала, необходимых для занятий дома

Собрание родителей, презентация, подбор практического материала

Практикум для родителей «Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста»

Получение знаний и практического материала, необходимых для занятий дома

Подготовка игровых приемов, собрание родителей

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирование правильного произношения»

Получение знаний и практического материала, необходимых для ООД

Собрание педагогов ДОУ, презентация

Презентация дидактического пособия для дошкольников «Учимся составлять схему слова (звуковой анализ слова для детей 5-7 лет)» на педсовете, обмен опытом

Получение знаний и практического материала, необходимых для ООД

Собрание педагогов ДОУ

Презентация дидактических игр «Нетрадиционные приемы работы по дифференциации твердых и мягких согласных звуков» для дошкольников в рамках регионального семинара в МБДОУ д/с №7, г. Протвино, МО, март 2019

Знакомство с нетрадиционными приемати работы и играми, необходимыми для проведения работы по развитию фонематического слуха

Региональный семинар, учителя – логопеды, г.Протвино

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза»

Получение знаний и практического материала, необходимых для продолжения занятий дома

Подготовка презентации, собрание родителей

Включение в утреннюю зарядку артикуляционную и дыхательнуюс гимнастику.

Развитие подвижность артикуляционного аппарата, силу и направление выдоха.

Комплексы упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике

Работа на развитие фонематических процессов у детей ходе:

– узнавание неречевых звуков

– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

– различение слов, близких по звуковому составу.

– развитие навыков элементарного звукового анализа

– картотека игр и упражнений

Учитель – логопед, воспитатели

Аналитический

Диагностика фонетико- фонематической системы языка

Определение уровня сформированности фонематического восприятия

Проведение заседания по итогам реализации проекта в течение года

Подведение промежуточных итогов работы. Внесение коррективов в работу по проекту. Обсуждение трудностей и путей их минимизации.

Результаты диагностики дошкольников. Годовой отчет по динамике речевого развития детей. Отчеты о проводимых мероприятиях по реализации проекта.

Учитель – логопед, воспитатели

  1. Оценка эффективности реализации проекта
  1. Уровень сформированности фонематического восприятия у детей 4 – 6 лет на сентябрь 2018 года

  1. Уровень сформированности фонематического восприятия у детей 4 – 6 лет на май 2019 года

  1. Эффективность реализации проекта по результатам диагностики

По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что в результате систематической и последовательной работы педагогов по развитию фонематического восприятия и активного включения родителей, как полноправных участников образовательного процесса, уровень сформированности фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста повысился, что говорит об эффективность реализации данного проекта.

  1. Перспективы развития проекта

Реализация разработанного подраздела ООП по звуковой культуре речи и его методического обеспечения с учётом особенностей детей с нарушениями речевого развития в общеразвивающих группах ДОУ.

  • Библиография проекта
  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического

недоразвития речи у детей», Москва, «Просвещение», 2008.

  1. Горчакова А. М. «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи» // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003.
  2. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Москва, 1985.
  3. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения», Сб. метод. Рекомендаций, СПб., «Детство-Пресс», 2001.

  1. Методы обследования речи детей. /Под общ. ред. проф. Чиркиной Г.В. М.
  1. Коноваленко В.В.» Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для

детей с ФФН 3 части», Москва, «Гном», 2001.

  1. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— Москва, «ГНОМ», 2008.
  2. Казанская В. Л., Шматко Н. Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия» // Дефектология, 2002, №6
  3. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научи меня слышать» – СПб. «Паритет», 2003.
  4. Оскольская Н. А. «Типология индивидуальных различий в структуре фонетико- фонематического недоразвития речи» // Дефектология, 2001, №2.
  5. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми», Москва, «ВЛАДОС»,
  6. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», Москва, «ГномПресс» , 1999.
  7. Гридчина М.И. «Речевые пятиминутки», СПб., «Каро», 2005.
  8. Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами», Москва, «Гном-Пресс», 1999.

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста»

у детей дошкольного

МОУ «Увинская СОШ №4»

Вахрушева Татьяна Николаевна

Причины речевых нарушений

  • Внутриутробная патология (пренатальная):
  • инфекционные, эндокринные и др. соматические заболевания матери;
  • гипоксия плода (кислородное голодание);
  • тяжёлый токсикоз;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору

2. Повреждения при родах (натальная патология):

  • Акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, кесарево сечение и др.);
  • асфиксия (кислородное голодание плода во время родов);
  • родовые травмы (часто приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток головного мозга)

3. Воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология):

  • тяжёлые заболевания ребёнка в первые годы жизни (частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалитные, ранние желудочно-кишечные расстройства и др.);
  • черепно-мозговые травмы

5. Наследственные факторы:

  • задержка речевого развития;
  • нервно-психические заболевания;
  • заикание;
  • нарушения чтения и письма;
  • нарушения в строении артикуляционного аппарата: расщелины нёба, губы, зубочелюстные патологии и др.

  • алкоголизм, курение, приём наркотиков;
  • профессиональные вредности;
  • приём лекарственных препаратов;
  • радиация;
  • психические травмы;
  • эмоциональная депривация в первые годы жизни (недостаточность эмоционально-положительного контакта с родителями);
  • педагогическая запущенность .

  • замены букв (шуба – «суба», жук – «зук», лампа – «вампа»);
  • пропуски букв (гриб – «гиб»)

Нарушение фонематических процессов:

  • замены одной буквы на другую (барабан – «парапан», курица – «курича»);
  • неправильное обозначение мягкости согласных на письме («писмо», «лубит»);
  • пропуски согласных (диктант – «дикат»), пропуски гласных (собака – «сбака»);
  • перестановки букв (окно – «коно»);
  • добавления букв (таскали – «тасакали»)

  • пропуски слогов (комната – «кота», карандаши – «кадаши»);
  • перестановки слогов (дверь – «древь»,семена – «сенема»);
  • добавления слогов

Нарушение грамматического строя речи:

  • искажения структуры слов, замена приставок, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»)
  • нарушения предложных конструкций (над столом – «на столом»);
  • неправильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях («много деревов», «плывёт корабли»);
  • Трудности конструирования предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении

  • Направления работы по предупреждению нарушений чтения и письма:
  • Своевременное выявление детей группы риска (детей с нарушениями речи, познавательных процессов).
  • Направление детей группы риска к специалистам (дефектологу, логопеду, психологу).
  • Взаимодействие со специалистами, выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков.
  • Формирование фонематических процессов.
  • Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование связной речи.
  • Развитие оптико-пространственных представлений (зрительного восприятия и памяти), зрительного анализа и синтеза.

Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

Ссылка на основную публикацию