Логопедический проект: Предупреждение нарушений письма и чтения

Научно-методичекий проект «Профилактика нарушений письма у детей с дизартрией в условиях детского сада» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Научно-методичекий проект «Профилактика нарушений письма у детей с дизартрией в условиях детского сада»

МБДОУ №19 «Шустрик»

3. Паспорт проектной работы……………………………………………………….11

5. Стратегия достижения поставленных целей…………………………………… 12

6. Этапы проектной работы………………………………………………………… 15

7. Анализ результатов обследования детей…………………………………………………………………. 27

8. Организация работы по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………… 34

9. Формирование неречевых предпосылок письма………………………………………………………………………. 38

10. Индивидуальная работа по коррекции нарушений произношения у детей с дизартрией…………………………………………………………….………… 47

11. Совместная работа учителя – логопеда и педагогов логопедической группы по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с дизартрией. ………………..………………. …………………………..…….. 51

12. Оценка эффективности проведения коррекционной работы по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста с дизартрией…………………………………………………………. …….… 57

Краткая аннотация

Данный проект раскрывает цели, задачи, структуру и содержание коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с дизартрией. В проект включено описание игр, игровых упражнений, тематическое планирование, примерные конспекты занятий.

Проект предназначен специалистам по коррекционной педагогике, логопедам, воспитателям специальных дошкольных учреждений. Он может быть полезен студентам факультетов коррекционной педагогики, дошкольного воспитания, а также родителям.

Постановка проблемы

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.

Среди причин нарушения развития, самая значительная группа – недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; есть такие, что проявляются сразу, другие дают о себе знать значительно позже. Но, ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания. Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе школьного обучения после прохождения курса коррекционного воздействия.

Особая актуальность рассмотрения вопроса профилактики дисграфии у детей с дизартрией при общем недоразвитии речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера.

Дизартрия является следствием органического поражения мозга, при котором нарушаются, прежде всего двигательные структуры мозга.

При дизартрии отмечаются практически у всех детей нарушения пространственного восприятия, недоразвитие зрительного гнозиса, общей и мелкой моторики.

Таким образом, проблемой исследования является необходимость целенаправленного комплексного формирования не только речевых функций, но и мышления, памяти, восприятия, эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, общей и мелкой моторики в процессе подготовки детей к школе.

Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования известных специалистов в области логопедии. Значительный вклад в проблему обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы , , .

Научной школой и ее последователями на основании экспериментального обучения была изучена проблема формирования готовности ребенка к усвоению письма и чтения как результата системного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико – грамматической сторон речи. Было обращено внимание на необходимость тщательного изучения соотношения дефектов речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда можно отметить равномерное нарушение всех трех упомянутых процессов.

Традиционно в общей и коррекционной педагогике при оценке уровня речевого развития предполагается оценка состояния звукопроизношения, объема словаря, правильности реализации грамматической системы языка, готовности ребенка к самостоятельному развернутому высказыванию.

В последнее время при определении структуры готовности ребенка к обучению в школе отдельные исследователи стали использовать такое понятие как “функциональный базис письма”, изучения которого является одной из наименее разработанных в логопедии и логопсихологии проблем.

В структуру функционального базиса письма, по мнению , необходимо включать не только сформированность собственно языковых компонентов речи, но и зрительно пространственную ориентировку, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т. д.

Предпосылки функционального базиса письма развиваются и формируются к 5-6 годам. В этом возрасте и рекомендуется обучать. выделяет 3 уровня функциональной структуры письма.

3-й уровень (нижний): интеллектуальное развитие; развитие условных рефлексов; уровень развития сукцессивных способностей; развитие пальцевого праксиса.

2-й уровень: способность к символизации; фонематическое восприятие и представления; операции фонологического структурирования слов; операции трансформации временной последовательности звуков; пространственная последовательность букв; зрительно-моторная координация.

1-й уровень: навык звукобуквенной символизации; навык моделирования звуковой структуры слов; графомоторные навыки.

Обучение письму и чтению проводится одновременно. Выделяют 4 основных этапа в процессе овладения письмом:

– Ориентировочный (дошкольный возраст). На этом этапе ребенок приучается обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. У него развиваются движения руки, зрительный анализатор. Ребенок начинает осознавать письмо, как средство общения.

– Аналитический (добукварный и букварный периоды школьного обучения), который делиться на 2 подэтапа: элементарный (развитие моторики при написании элементов букв и их соединений) и буквенный (укрепляется связь звука с буквой)

– Аналитико-синтетический (послебукварный период). Осуществляется переход к соединению букв в слоги, слова.

– Синтетический (средняя школа). Письмо автоматизируется, техника отступает на второй план, основной акцент – на изложение мысли в письме.

Таким образом, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Письменность — это особая, новая для ребенка знаковая система. Трудность ее усвоения связана не только с тем, что это символы второго порядка (символическое обозначение слов, которые сами являются символами первого порядка). Другая трудность обусловлена высокой степенью произвольности акта письма и наличием у него сложноорганизованной сенсомоторной базы. Чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Поскольку хронологически этот этап совпадает с моментом поступления ребенка в школу, то это состояние называют «школьной зрелостью».

Одним из наиболее значимых условий усвоения в школьном возрасте письменной речи является формирование еще в дошкольном возрасте языковой компетенции как психологической системы, включающей два основных компонента: речевой опыт субъекта и знания о языке. Причем ребенок дошкольного возраста усваивает не теоретические знания и представления о языковой системе, а эмпирические языковые обобщения, т. е. практические, донаучные знания и представления.

Функциональный базис письма – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложности, при этом у навыков чтения и письма психологическая база несколько различается. Устная речь является одной из ведущих функций в психологическом базисе письма. Все компоненты, формы и функции устной речи в основном складываются у ребенка к моменту поступления в школу.

Именно на структурах устной речи формируется новая для ребенка деятельность – письменная речь. Однако многие авторы отмечают замедление речевого онтогенеза даже у здоровых детей, у детей с проблемами здоровья отклонения в развитии речи достигают уровня дизонтогенеза.

В особенно затруднительном положении в настоящее время находятся дети с тяжелыми нарушениями речи, которые значительно позднее сверстников осваивают звуковые, лексические и грамматические нормы речи на родном языке. Отличия речи дошкольников с недоразвитием речи от речи сверстников касаются не только количественных, но в большей степени качественных проявлений: наблюдаются искажение звуков, слоговой структуры слова, вербальные парафазии, выраженные проявления аграмматизма.

Все эти признаки речевого недоразвития не позволяют ребенку в старшем дошкольном возрасте овладеть даже элементарными операциями со звуками и словами. В тоже время дошкольники с нормальным речевым развитием уже к 6-6,5 годам готовы успешно вычленять звук из слова как сложного звукокомплекса, чувствительны к нарушению языковой нормы, способны уловить незнакомое слово в тексте и готовы к вычленению отдельных единицы (знаменательных и служебных слов).

Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи у ребенка, ибо они напрямую влияют на его учебные успехи. Причина их возникновения кроется в общем недоразвитии речи. То есть, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.

Для того чтобы записать слово буквами, нужно, прежде всего, проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется. А для человека с нарушенным фонематическим слухом и вовсе не под силу. Он может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки и не различать б и п, р и л. Тем более что положение губ при артикуляции первой пары и языка при второй очень похожи. А мы, сами того не осознавая, в звуковом анализе учитываем и артикуляцию тоже.

По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребенок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между ц и щ, ш и щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит. Ученик со скрытым или явным левшеством часто путает при чтении или зеркально разворачивает при письме, например, е и з. И, наконец, собственно написание букв может быть затруднено какими-то двигательными расстройствами.

Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6—7-летнему возрасту. Однако это не означает, что вышеназванные психические функции и процессы у ребенка совершенны, но они достаточны, чтобы начать обучение, в ходе которого все структурные звенья письма продолжат свое развитие. Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей. Индивидуальные различия в психическом развитии детей и их готовности к овладению письмом, как, впрочем, и всей учебной деятельностью в целом, очень велики. Вдумчивый педагог в процессе обучения учитывает эти различия и выявляет детей, к которым требуется индивидуальный подход, предполагающий особые стиль и скорость обучения. Однако в структуре современной начальной школы, ее программных требований, а также в масштабах классов с большим количеством учеников выполнить эту задачу учителю непросто. Дети, имеющие выраженные, по сравнению с другими учащимися, особенности восприятия и переработки информации, часто остаются один на один со своими трудностями, которые постепенно перерастают в стойкую неуспешность в учебной деятельности, в том числе и в письме.

Паспорт проектной работы

Название проекта: Профилактика нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Возраст участников проекта: дети, старшего дошкольного возраста.

Тип проекта – практико-ориентированный с элементами исследовательской деятельности.

Практическая цель – разработка и реализация проекта коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Педагогическая цель – преодоление нарушений письменной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Задачи проекта

· исследовать особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; особенности пространственных представлений, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

· разработать методы и средства профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Предполагаемые результаты. К концу периода работы дети должны освоить правильное произношение звуков, обогатить словарный запас, улучшить связную речь, преодолеть трудности формирования мышления, внимания, восприятия, памяти, пространственных представлений, общей и мелкой моторики.

Предупреждение нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста.(Ржа)

Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Выделяют: артикуляторно-акустическая, акустическая дисграфия, Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Аграмматическая дисграфия, Оптическая дисграфия

Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. О. А. Токарева выделяет акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.

Читайте также:  Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) в словах и предложениях

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет). Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к I школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика: а)дисграфий:

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма.

– Стимуляция осознания звуковой стороны речи. Речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец «Какое слово потерялось?», «Какой звук потерялся?». Подбирая картинки к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

Стимуляция слухового внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др. Детей учат понимать смысловое значение интонации.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т. п.

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений. Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте.

Формирование изобразительно-графических способностей. Ведется в двух направлениях: развитие графо-моторных навыков и овладение графической символизацией. начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных рисунков

б) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (в отличие от а) даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

в) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;

г) письмо букв и слов по шаблонам. Из целлулоида или плексигласа изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает автоматизированные кинемы, т. е. навыковые движения для изображения букв.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

б)Дислексии:

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:

1.Формирование функционального базиса навыков чтения.

Упрочение звуко-буквенных связей

1. обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее)

2. Для этой же цели подходит задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы

На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает дополнительные трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

а) цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например красным);

б) целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов текста на слоги. Ребенку дается текст и предлагается вертикальными черточками разделить все слова на слоги.

Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операции последующего синтеза их в симультанный (одновременный) комплекс. Для этого могут быть рекомендованы следующие упражнения:

а) ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.

б) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

в) игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова — на слоги, выделять звук на фоне слова и определять его место.

Формирование понимания текста

В большинстве случаев у детей с дислексией в определенной степени нарушено полноценное понимание прочитанного. Проявляется это преимущественно в сфере прагматического использования информации, содержащейся в тексте. При этом формальная проверка понимания путем пересказа может дать весьма приличные результаты. При некоторых вариантах дислексии у детей понимание прочитанного страдает серьезно. В связи с этим специальная работа по развитию способности к полноценному пониманию печатных текстов представляется необходимой во всех случаях.

1. В процессе работы обязателен контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению.

2. Систему проверки и выработки навыков самоконтроля понимания прочитанного при чтении «про себя». После того как дети заканчивали чтение текста, им предлагались проверочные задания одного из 4 типов. (1 – вопросы зачем, почему, 2-пропуск слов в тексте, 3 – вопросы подразумевающие ответ да или нет и т.д.)

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Подготовила учитель-дефектолог Шеванюк А.Г.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Стойкие ошибки на письме нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением. Однако в основе лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные причины : несформированность психических и фонематических процессов, лексико- грамматической стороны речи и др.

Поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма, следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дислексий и дисграфий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у мл. шк.

Проблема нарушений чтения и письма- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследований Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины(55,5 %) детей ст. дошк. всаозраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по языку.

Учитель- дефектолог, работая в детском саду, должен уделять особое внимание пропедевтике дисграфий. Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Коррекция дислексии и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дисграфий

Она заключается в следующем:

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

1. Основные задачи коррекционного обучения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого “кулак — ребро — ладонь”), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву “написали” на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9. Расширение “поля зрения” ребенка.

10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводятся разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. Игра “Электронная муха”.

Читайте также:  Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится “электронная муха” — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась “муха”. В данном примере это — правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов:

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 — вниз, 1 — вправо, 4 — вверх, 2 — вправо, 1 — вверх, 3 — влево.

Если нет ошибок, то получается буква “Г”, которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

3. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре “Буква сломалась”.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с задержкой психического развития

Краткая аннотация:

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений. Статья содержит теоретический материал по использованию занятий коррекционной ритмикой и может быть полезна педагогам детских дошкольных учреждений, работающих с детьми с ЗПР.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, влияет на ритм дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, неврастении с чувством нервного перенапряжения. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, ненависти, снимает раздражение и нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада: эмоционально-волевая и личностная незрелость, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата. У них ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Эти недостатки тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

Для эффективного развития высших психических функций и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

  • обеспечение полноценного психического развития ребенка;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и ручной моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы на занятиях коррекционной ритмикой.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка.

Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Жаком-Далькрозом.

Он был убежден, что обучать ритмическим движениям необходимо всех детей, и развивать в них «глубокое чувствование, проникновение в музыку, творческое воображение, формировать умение выражать себя в движениях». При этом, дети приобретают навыки художественного видения мира, простые и привычные действия преображаются в танцевальные и воплощаются в том или ином образе. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают совсем другую поведенческую окраску.

Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них не только методом обучения, но и источником вдохновения и эстетического удовольствия.

Еще в древности медики полагали, что музыка способна исцелять человеческие недуги. В настоящее время воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка, призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, страх, боязнь. В данном случае – это музыкальный аутотренинг и психогимнастика сможет посильно скорректировать различные сферы психики детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Они являются основной формой деятельности дошкольников. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует познавательные качества ребенка, вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, социализирует его в детском коллективе

Чтобы быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия.

Таким образом, предъявление на занятии коррекционной ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия при работе с детьми с задержкой психического развития.

Коррекционная ритмика является одной из форм активной терапии, направленной на преодоление недостатков развития детей с ЗПР средствами музыкально-ритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Забелина С.А.,
музыкальный руководитель

Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
консультация на тему

Коррекционная ритмика – как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsionnaya_ritmika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Разработала музыкальный руководитель Долгова Н.А.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “ Дети с проблемами”, “ Дети с особыми нуждами”, “Нетипичные дети”, “ Дети с трудностями в обучении”, “Аномальные дети”, “Исключительные дети”. Таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития, посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность, способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Цель работы: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основные задачи: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

Перспективный план работы

Коррекционная работа средствами музыкально-ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)

Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.

Движения под музыку.

Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Занятия направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.

Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.

Музыкотерапия – как вспомогательное средство в процессе коррекционной работы.

Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Консультации для родителей и воспитателей “Музыка и цвета”,
“Ты откуда к нам пришел, Дед мороз?”

Выставка детского рисунка “Зимняя палитра”.

Участие в новогодних утренниках.

Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми

Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения

Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности

Слушание классической музыки

(Чайковского, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.

Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.

Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.

Совместная работа с педагогом-психологом

Диагностики музыкальных способностей на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.

Подведение итогов года.

Проведение итогового занятия

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г . Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С. , “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ритмика для детей данной категории является составной частью системы коррекционной работы в дошкольном образовательной учреждении. Ритмика оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики детей данной категории. Организация работы средствами коррекционной ритмики строится прежде всего на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с проблемами. С этой целью наиболее часто используется методика Н. И. Озерецкого — Г. Гельнитца, которая представляет собой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), одновременности движений и их силы.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» (Н. А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня. При этом принято строить коррекционную работу с детьми с умственной отсталостью с учетом выделения двух групп: возбудимых или заторможенных (К. К. Фольц). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвле- каемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют заторможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты. Это отмечают в своих работах М. Р. Могендович, Л. И. Воеводина, Е. П. Шеп- тулин, Э. Куду, В. Б. Полякова и другие.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

  • коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);
  • коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
  • коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
  • развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание. Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь движений и музыки, где организующим началом выступают музыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двигательно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений). Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог-ритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться один-два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

План-конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной

Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти), движений, формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

  • 1. Ритмическое приветствие и разминка: поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»), упражнение «Ритмическое эхо» (приветствие — про- хлопывание ритмического рисунка педагогом — ответ, повторение его детьми как приветствие), упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с высоким подниманием колена (музыка Ж. Люлли «Марш»);
  • 2. Ритмическая гимнастика. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, коррекцию моторики, организованности, собранности, произвольности действий в движении (музыка Ф. Шуберта «Марш», «Вальс», «Лендер», «Экосез»):
    • • «Легкий ветерок» (мягкие движения руками);
    • • «Цветы наклоняются» (наклоны туловища с поднятыми руками вправо, влево, сидя на коленях на полу, на ковриках);
    • • «Крепкие веточки дерева» (движения «ножницы», лежа на ковриках);
    • • «Одуванчик разлетается» (легкий бег врассыпную).
  • 3. Ритмический калейдоскоп. Упражнения на коррекцию психических функций (слухового восприятия, переключения внимания, воображения):
    • • «Плавный хоровод» со сменой рук (русская народная мелодия «Травушка- муравушка»);
    • • «Играем с водой», образная композиция (музыка П. И. Чайковского «Сладкая греза»),
  • 4. Ритмическое прощание. Релаксация «Шум моря» (аудиокассета «Наедине с природой»), ритмическое эхо, поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»),

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Общие положения.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1. Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

Движения под музыку.

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.
Ссылка на основную публикацию