Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школьному обучению. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Заинтересованные группы: дети с ОНР, родители, творческие педагоги – дошкольники, учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Учим детей рассказывать71.7 КБ
proekt.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

детского сада комбинированного вида

№ 12 ст. Должанская

Малышева Татьяна Рудольфовна

Пояснительная записка, актуальность……………………………………………………..1

Теоретическое обоснование проекта……………………………………………………….2

Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………………8

План работы на 2013 – 2014уч. год………………………………………………………. 9

Критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста….12

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  2. Диагностика развития связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности (начало учебного года)
  3. Конспекты занятий по развитию связной речи с использованием моделирования.
  4. Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с помощью схем – подсказок».
  5. Картотека игр для воспитателей по лексическим темам, по развитию связной речи.
  6. Схемы – описания (мнемотаблицы)
  7. Картино – графические схемы (пиктограммы)

« Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Целевые (заинтересованные) группы: дошкольники (особенно дети с ОНР), родители, творческие педагоги, учителя начальных классов.

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем – проблема “живого” общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» – говорил когда-то известный философ Аристотель .

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Теоретическое обоснование проекта

Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении . Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР» по мнению автора проекта имеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» ( В. Шаталов).

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы . Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков).

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники, автор проекта опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Сохин “Развитие речи детей дошкольного возраста”, Е. И.Тихеева “Развитие речи детей”;

О.Ушакова “Развитие речи детей”; Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала “Дошкольное воспитание”: Т. Гризик “Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи” , № 6, 2000; В. Гербова “Занятия по развитию речи” , № 12, 1999 г.

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывают, что у детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами (“ну”, “потом”, “вот”. и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

-Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказов педагога до того, как ребенок сам составил текст по картине?

-Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов .

Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, автор решил использовать следующие технологии: метод наглядного моделирования, приёмы мнемотехники.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

– составление рассказов по картине и серии картин,

Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Автором проекта была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Развитие связной речи дошкольников логопедической группы

Связная речь – это изложение развернутого типа, которое имеет определенное содержание. Для связной речи характерна логичность и последовательность. Человек точно, образно и грамотно излагает свои мысли.

Это не просто слова в определенной последовательности или предложения. Это мысли, которые располагаются в последовательном порядке и связаны между собой. Они выражаются с помощью точных слов, а предложения выстраиваются в соответствии с правилами русского языка.

  1. Связность монологической и диалогической речи
  2. Характерные речевые недостатки
  3. Стимулирование речевой активности
  4. Задачи логопедических занятий
  5. Методы обучения связному высказыванию
  6. Обучение составлению описательных рассказов
  7. Рассказы, основанные на сюжетных картинках
  8. Типы пересказов
  9. Самостоятельный рассказ

Связность монологической и диалогической речи

Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.

Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.

Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.

Монолог – это речь, которую произносит один человек. Монолог подразумевает развернутое изложение мыслей. Отдельные звенья повествования должны быть взаимосвязанные и четкие. Нужно уметь сосредотачивать свои мысли на главном. Не стоит увлекаться мелкими деталями. При этом важно говорить эмоционально и живо.

Развитие связности речи – это одна из главных задач работы с детьми. Опыт показывает, что без обучения дошкольники обычно редко осваивают такой сложный вид речевой активности, как повествование и описание, контекстная речь. Ведь с точки зрения психологии эта речь более сложна, чем обиходная или разговорная.

Каждого дошкольника нужно учить выражать свои мысли грамотно и содержательно. Ребенок должен уметь говорить последовательно и связно. Более того, речь детей должна быть выразительной и живой.

Связная речь – это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Также ребенок учится выражать мысли логически четко и правильно. Если дошкольник способен строить свои высказывания, можно судить о том, каков уровень развития его речи.

Способность рассказывать – это большая помощь в развитии ребенка. Ведь дошкольник приобретает возможность общаться с другими, он перестает быть молчаливым, меньше стесняется. Также это формирует уверенность в его силах.

Речевое развитие дошкольников заключается в том, что нужно целенаправленно развивать не только правильную, но и хорошую устную речь, которая возможна, учитывая особенности, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

Основная задача связной речи – это коммуникации. Они осуществляются либо через диалоги, либо через монологи. Это две разных формы, у каждой из которых есть своя особенность, что и определяет применяемые методики их развития.

Формирование обоих видов речи очень важно для развития дошкольника и его речи. Это оказывает важную роль для всей системы формирования речевой активности детей. Связная речь основывается на всех способностях детей в изучении родного языка, его звукового строя и лексического запаса.

Характерные речевые недостатки

У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:

  1. Они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
  2. Они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
  3. Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
  4. Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
  5. Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию.

Стимулирование речевой активности

Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:

  1. Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
  2. Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
  3. Речь последовательна.
  4. Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
  5. Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.

Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:

  1. Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
  2. Его речь должна быть выразительной интонационно.
  3. Она должна быть достаточно громкой.
  4. Произношение должно быть отчетливым.

Во время занятий можно использовать такие приемы, как:

  • оценивание речевой активности;
  • демонстрация наглядных пособий.

Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.

То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность.

Главное внимание нужно уделить тому, чтобы определить уровень понимания детьми обогащенной речи.

Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы.

Способны ли дети называть слова по вопросу, менять начальные словесные формы.

Задачи логопедических занятий

Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:

  • развивать каждый речевой компонент;
  • развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
  • приобщать ребенка к познавательному процессу;
  • развивать разные представления у детей;
  • пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.

Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия.

Интеграция – это то, что позволяет дать возможность ребенку начать думать и фантазировать, что-либо творить и узнавать, сочинять и общаться. Это наполняет лексический запас слов, развивает степень овладения грамматикой.

У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях.

Методы обучения связному высказыванию

Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.

Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.

Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:

  • беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
  • чтение сказок и других произведений литературного искусства.

Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.

  1. Видит ли он, почему произошло событие?
  2. Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
  3. Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?

То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.

Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.

Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.

Постепенно их можно усложнять. Это позволяет незаметно для дошкольника переходить к монологической речи. Вот пример, как можно усложнять беседу с ребенком.

Какие животные изображены здесь?
Лисица, медвежонок и волк.
Что ты можешь рассказать о волке?
Он злой. Серого цвета. Бегает в лесу. А ночью волки воют на луну.
А ты можешь рассказать что-нибудь о медвежонке?
Медведи большие. Они живут в берлогах. У них коричневый цвет.
А что ты можешь рассказать мне о лисице?
Лисичка всегда хитрит. У нее рыжий цвет и красивый хвост.
Ты где-нибудь видел этих животных в жизни?
Да, я видел их в зоопарке.
А какие сказки ты знаешь про этих зверей?

Обучение составлению описательных рассказов

Дошкольник приобретает навыки связной речи, учится говорить долг она одну тему, усваивает признаки разных предметов. Также это помогает ему пополнить запас слов.

Чтобы обогатить словарный запас, нужно учить детей подготавливаться к составлению описательных рассказов, напоминать им какие признаки могут быть у описываемых предметов. Сначала ребенок учится описывать единичный предмет. Затем он учится сравнивать однородные предметы по признакам. Он сравнивает деревья, фрукты, зверей – все, что близко его мышлению.

Рассказы, основанные на сюжетных картинках

Число картинок в сюжетной серии можно увеличивать постепенно. Каждую картинку описывают более подробно. Описание может состоять сначала из одного предложения. Но со временем ребенок должен научиться использовать и несколько.

В результате дошкольник должен понять, что рассказ нужно осуществлять в последовательности, основанной на расположении картинок. Нужно уходить от детского правила: что вспомнил, то и говори.

Составляем рассказ по одной картинке с сюжетом.

При составлении рассказа на основе одной сюжетной картинке, нужно подбирать иллюстрации, которые бы соответствовали следующим требованиям:

  • иллюстрация должна быть яркой и интересной ребенку;
  • сюжет должен быть легко понят детьми в этом возрасте;
  • на картине можно изобразить немного действующих персонажей;
  • не нужно подбирать картинки, на которых много разных деталей, которые не связаны с основным содержанием.

Можно попросить дошкольника подумать, как можно назвать картину. Он должен понять, каков смысл иллюстрации и определиться с тем, как он к этому относится. Предварительно можно подумать над тем, какое содержание беседы, и какие вопросы можно будет задавать воспитаннику.

Вот несколько примеров сюжетных картин:

Когда работа ведется над развитием способности пересказывать, у дошкольника формируется память и внимание. Также это положительно влияет на развитие логического мышления, пополняется активный словарь. Дошкольник усваивает грамматические речевые обороты, перенимает готовые образцы построения речи.

Пересказ также связан с тем, что дети знакомятся с новой информацией, что расширяет их кругозор, совершенствуя в целом способность вести содержательную монологическую речь.

Работая над пересказом текста, сначала нужно очень выразительно и не спеша зачитать его ребенку. Рассказ должен быть интересным, ярким и доступным для понимания. После этого можно спросить, интересный ли для дошкольника был рассказ.

Также можно задать уточняющие вопросы, чтобы понять, запомнил ли содержание рассказа ребенок. Нужно обязательно объяснить, что значат те или иные слова, которые пока ему не понятны. Перед тем, как зачитать рассказ второй раз, нужно попросить ребенка еще разок очень внимательно прослушать все, а затем рассказать своими словами.

Типы пересказов

Существуют и другие типы пересказов:

  1. Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
  2. Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
  3. Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
  4. Без наглядной опоры.

Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:

  • насколько полно ребенок передал сюжет;
  • были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
  • старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
  • правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
  • отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.

Самостоятельный рассказ

Переходя к самостоятельному рассказу, нужно учитывать, что на это способны только дети с хорошей подготовкой. Это, в свою очередь, зависит от систематичности проводимых занятий. Чаще всего это связано с рассказами из личного опыта детей.

Такой рассказ заставляет дошкольника самостоятельно находить нужные слова, правильно выстраивать предложения и определять, в какой последовательности должны происходить события.

Поэтому сначала самостоятельные рассказы должны быть небольшими и связанными с реальными или наглядными ситуациями. Это поможет ребенку оживать словарный запас, поднимет мотивацию к выполнению упражнения и облегчит задачу.

Самостоятельные рассказы можно готовить на следующие темы:

  • день, проведенный в детском саду;
  • впечатления, полученные от посещения какого-либо мероприятия;
  • прогулка в лесу или еще где-нибудь.

Итак, сегодня разработано и опробовано много эффективных методик и способов формирования связной речи у дошкольников в логопедической группе. Все эти методики строятся на постепенном усложнении работы. Дети все больше должны проявлять самостоятельности в составлении предложений.

В результате их уровень сформированности связной речи повышается, что пригождается для усвоения основных программ образования дошкольников в детском саду.

Нарушения связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции – проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Но совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.

При подготовке детей к школе формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает особое значение, так как достаточный уровень сформированности связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Формированию связной речи необходимо уделять особое внимание при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, т.к. известно, что у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи. На полноценное овладение связной речью должна быть направлена и работа по развитию у детей лексического и грамматического строя языка.

Исследованию особенностей связной речи у детей с ОНР посвящены работы Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Л.Ф. Спировой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глухова, но, тем не менее, проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной. В настоящее время нет достаточно разработанной, научно обоснованной системы формирования связной речи детей с нарушениями речи, базирующейся на специальном экспериментальном изучении этого вида речевой деятельности, с учетом специфических затруднений в овладении детьми с общим недоразвитием речи навыками связных высказываний, возрастных и личностно-психологических особенностей детей. В связи с этим проведение исследований, направленных на изучение и формирование связной монологической речи детей с ОНР, является актуальным.

Объектом исследования является связная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования является специфика нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования заключается в подборе оптимальных средств коррекции нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной патологии.

Целью исследования явилось выявление характерных особенностей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций к логопедической работе по коррекции выявленных нарушений.

В задачи исследования входит:

– изучение специальной лингвистической, методической, психолого-педагогической и логопедической литературы с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента;

– подбор диагностических заданий и составление методики изучения устной монологической речи у дошкольников;

– выявление особенностей в овладении навыками связной монологической речи детьми 6-6,5 лет с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и изучение их возможностей в использовании различных видов монологических высказываний;

– определение оптимальных путей коррекции связной монологической речи у дошкольников с ОНР с учетом выявленных нарушений.

Для реализации поставленных задач в ходе исследования используются следующие методы: изучение и анализ литературных источников; биографические (изучение медико-педагогической документации); организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (констатирующий эксперимент); обрабатывающие и интерпретационные (количественный и качественный анализ результатов).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углублении представлений о симптоматике общего недоразвития речи и об особенностях связной монологической речи при данной патологии. Исследование поможет найти наиболее оптимальные пути коррекции нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования: учитывая симптоматику общего недоразвития речи, своеобразие речемыслительной деятельности детей с ОНР, можно предположить, что у дошкольников имеются и специфические проявления нарушений связной монологической речи, выражающиеся не только в нарушении языкового (лексико-грамматического) оформления, но и нарушении смыслового программирования связных высказываний.

Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Основной этап

РАЗДЕЛЫ

ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ РАБОТЫ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ РАБОТ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
НАВЫКАМ РАССКАЗЫВАНИЯ

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1.Пересказ литературных произведений с использованием иллюстраций

-составление пересказа по иллюстрациям, изображающим развитие сюжетного действия;

-составление пересказа с опорой на картинки, с изображением персонажей и отдельных существенных деталей сюжетного действия;

-составление пересказа с опорой на картины-панно, изображающие место действия;

-пересказ литературного произведения с иллюстрированием детьми его содержания

-пересказ по наглядной схеме- плану, иллюстрирующей композиционное построение рассказа (моделирование сюжетного рассказа).

2.Пересказ небольшого произведения без опоры на иллюстрированный материал:

  • По опорным вопросам
  • По развёрнутому плану
  • По краткому плану
  • Обучение составлению плана пересказа

3.Составление пересказа небольших произведений по диафильмам

4.Рисование на тему пересказанного произведения с последующим составлением рассказа по рисунку

5.Самостоятельное составление пересказа небольшого по объёму произведения по одной сюжетной картинке

6.Перессказ рассказа с использованием серии сюжетных картин

1.Формирование умений точно и полно передавать содержание произведения, последовательно и связно строить повествование:

  • Пересказ по развернутому, иллюстрированному плану, по опорным вопросам
  • Составление пересказа по фрагментам

2.Развитие зрительного и слухового контроля за процессом рассказывания, содержанием составляемого рассказа, его построением и речевым оформлением.

3.Обучение навыкам планирования пересказа:

  • Навыкам наглядного планирования сюжета с использованием иллюстраций, схемы
  • Устного планирования собственного изложения с помощью педагога
  • Воспитание преднамеренности и последовательности в речи. Планирование развёрнутого высказывания на уровне фрагмента, а затем всего текст со стороны его содержания.

4.Обучение детей навыкам коллективного составления рассказа.

5.Развитие умения отражать в рисунке какие-либо эпизоды прочитанного рассказа с последующим воспроизведением изображенного момента в форме короткого рассказа.

1.Усвоение грамматически правильного построения фраз, форм связи слов в предложении-согласовании, управления.

Упражнения в правильном употреблении различных по структуре фраз и словосочетаний на материале пересказываемого произведения.

2.Овладение навыками построения связного высказывания. Усвоение норм синтаксической связи между предложениями. Построение фраз, соотнесённых во временном и смысловом аспектах.

3.Овладение норм правильной речи. Формирование навыков

употребления словоформ, в соответствии с контекстом предложения. Упражнения в употреблении определённых словоформ:

-в правильном употреблении ряда типичных падежных окончаний имён существительных ж.р., м.р., основных падежных окончаний

прил., падежных форм личных местоимений.

-дифференциация глагольных форм.

4.Направление внимания детей на средства образной выразительности, используемых в произведениях.

5.Воспитание «чувства языка». Развитие навыков контроля за построением развёрнутого высказывания (выбор слов, наиболее точно передающих содержание высказываний, соблюдение грамматической правильной речи, оформление фраз)

Обучение составлению рассказов -описаний предметов

-узнавание предмета по его описанию;

-отгадывание загадок о предмете

рассказа-описания предмета по его основным признакам

(цвет, форма, материал, назначение и т.д.)

  • Описание предмета по вопросам
  • По предваряющему плану

3.Составление рассказов о животных

(внешний облик, среда обитания, питание, польза и т.д.):

  • Описание по вопросам;
  • по развёрнутому плану
  • самостоятельное описание (по образцу);

4.Сравнительное описание двух предметов:

А) игровых предметов;

Г) предметов мебели:

  • По вопросам
  • По плану
  • По образцу педагога

5.Составление рассказов по аналогии – по образцу педагога

1.Развитие умений выделять существенные признаки предмета, соотносить словесные обозначения признаков со зрительно воспринимаемыми.

2.Формирование навыков описания предмета на основе его непосредственного восприятия:

  • Усвоение общей схемы рассказа описания;
  • Обучение составлению связного рассказа-описания

3.Формирование умений в составлении рассказа-описания по наглядному восприятию с использованием имеющихся представлений о предмете.

4.Обучениесопоставлению предметов по основным признакам. Усвоение схемы сравнительного описания.

5.Формирование умений в составлении рассказа-описания на основе группы предметов, объединённых по какому-либо признаку

1.Формирование грамматически правильной фразовой речи.

-Обучение использованию предложений из3-4 слов при ответах на вопросы и при описании предмета.

Усвоение ряда синтаксических конструкций, используемых в рассказах-описаниях.

-Целенаправленные упражнения в правильном употреблении ряда словоформ (падежных окончаний сущ., прил.), предложно-падежных конструкций.

-Дифференциация родовых форм, ед. и мн. числа прилагательных.

-Соблюдение правил согласования слов в предложении.

-Формирование навыков использование фраз

из 5-6 слов при составлении рассказов о предметах. Упражнения в построении логически и структурно завершенных предложений.

  • Уточнение, активизация слов, обозначающих качества, свойства предметов. Подбор определений-слов и словосочетаний для характеристики предметов.

Введение и активизация новых слов (сущ., прил., наречий)

Обучение рассказыванию по картине

Упражнения в составлении предложений по картинкам с изображением действий.

2.Составление рассказа по сюжетной многофигурной картине с изображением нескольких групп действующих лиц.

3.Составление рассказов-описаний по картинам, где на первый план выступает изображение обстановки или события, определяющих тематику картин.

4.Рассказывание по серии сюжетных картин:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин, подробно изображающих развитие сюжета
  • По серии картин, изображающих отдельные ключевые моменты действия
  • По сериям картин, с пропуском какого-либо звена

5.Составление рассказа по сюжетной картине, с воспроизведением событий, предшествующих изображённому и последующих:

  • По картине определённой тематики, с чётко определённой сюжетной ситуацией
  • По картине, где изображён какой-либо отдельный эпизод возможной ситуации

6.Описание пейзажной картины.

1.Развитие умения адекватно передавать в речи, изображенные на картине отдельные простые действия.

2.Формирование умений давать характеристику изображенного действия.

3.Обучение составлению короткого связного рассказа-описания по одному из фрагментов картины.

4.Овладение навыками составления рассказа по 2-3 фрагментам картины, а затем по картине в целом. Развитие навыков планирования сообщения при составлении пересказа по картине.

5.Формирование умения создать на основе восприятия изображённой обстановки, события простую сюжетную ситуацию.

6.Формирование умственных операций:

  • Умение разбираться в содержании каждой картины – выделить действенную основу существенной детали;
  • Соотносить содержание последовательных картин и на этой основе – воспроизвести общую сюжетную ситуацию;
  • Умение восстанавливать пропущенные звенья сюжетной ситуации.

7.Формирование навыков контроля за собственным повествованием: соблюдение связности и последовательности при переходе от одной сюжетной картины к другой.

8.Усвоение детьми схемы последовательного составления рассказа по сюжетной картине.

9.Усвоение примерной схемы при описании пейзажной картины.

1.Усвоение правил смыслового и морфолого-синтаксического построения предложений при названии изображённых действий.

2.Обучение ответам на вопросы распространёнными законченными предложениями.

3.Упражнения в самостоятельном использовании коротких (3-4 слова) и развёрнутых (5 и более слов) фраз, правильно организованных синтаксически.

4.Усвоение правильного употребления падежных форм сущ., личных местоимений, норм согласования прил. + сущ. в Им.п.

5.Формирование ориентации на грамматические категории, изменение форм слова в зависимости от его места в структуре предложения. Развитие представлений о грамматической форме слова путём упражнений в словоизменении именных и некоторых глагольных форм.

6.Упражнение в отборе речевого материала, необходимого для описания картины и составления рассказа.

7.Усвоение языковых средств построения связного высказывания по наглядной опоре.

8.Усвоение образных средств, используемых при описании пейзажной картины. Использование специфики данного вида занятий для расширения и активизации словарного запаса.

Заключительный этап

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Домашние птицы”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие направлено на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах. Тема “Домашние птицы”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_rech_starshaya_dom_ptitsy.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе.

Группа: старшая логопедическая

Воспитатель: Мечинская Е.В.

Тема: «Домашние птицы»

Цель: Способствовать развитию связанного строя речи.

  • Побуждать детей к активной речевой деятельности.
  • Учить детей грамматически правильно строить предложения.
  • Активизировать в речи детей слова по теме «Домашние птицы».
  • Расширять словарный запас детей новыми словами по лексической теме.
  • Формировать умение перечислять признаки домашних птиц в определенной последовательности, опираясь на схему.
  • Развивать умение связывать слова и отдельные фразы в целостный тескт.
  • Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
  • воспитание уважительного отношения к домашним птицам.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением домашних птиц.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Всем ребятам важно знать, что не стоит унывать.

Поскорее собираемся – на занятие отправляемся!

Глазки смотрят, ушки слушают, головка думает?

Дидактическое упражнение «Кто как подает голос?»

Я читаю стихотворение, а вы мне помогаете. (Воспитатель читает стихотворение, а дети хором «подают голос».)

Наши уточки с утра – кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Наши курочки в окно – ко – ко – ко!

Петушок поутру нам поет – кукареку!

Какой весёлый концерт получился! Что делал петух? ( кукарекал)

Что делали куры? (к удахтали )

Что делали утки? (крякали )

Что делали гуси? ( гоготали)

– Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их одним словом?

– Какие это птицы? ( домашние) . Почему ?( потому, что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу)

Вспомните, о каких домашних птицах мы рассказывали на прошлом занятии?

А давайте назовем:

· Кто входит в утиную семейку? (утка, селезень, утенок)

· Кто входит в гусиную семейку? (гусыня, гусь, гусенок)

· Кто входит в индюшиную семейку? (индюшка, индюк, индюшонок)

· Кто входит в куриную семейку? (курица, петух, цыпленок)

  • Где живут домашние птицы? ( в птичнике, в курятнике, в сарае )
  • Кто заботится о птицах на птичьем дворе? ( птичница, хозяйка)
  • Как хозяйка заботится о птицах? ( кормит, поит, убирает, лечит )
  • Какую пользу приносят домашние птицы? ( дают человеку пух, перья, мясо, яйца)
  • Какие яйца несёт курица? ( куриные) Какие яйца несёт утка? ( утиные ) Какие яйца несёт гусыня? (гусиные ) Какие яйца несёт индюшка? ( индюшиные)

Игра «Мои любимые родители»

Ребята, все птенцы любят своих родителей, потому что родители очень заботливо относятся к своим малышам. Представьте, что вы птенцы и рассказываете о своих любимых родителях птицах.

Ребёнок: Мой папа важный, красивый, голосистый, у него на голове гребешок, бородка, на лапах шпоры. У него красивый разноцветный хвост. Мой папа встаёт очень-очень рано и всех будит.

– Ребята, вы узнали, кто папа у этого малыша? (петух)

Ребёнок: Моя мама большая, у неё разноцветное оперение, широкий клюв, короткая шея, на лапках перепонки. Моя мама любит плавать и нырять в пруду. (утка )

– Кто мама у этого малыша?

Ребёнок: Моя мама большая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У неё широкие красные лапы, на лапах перепонки. Моя мама любит щипать травку, плавать и нырять в пруду.( гусыня)

– Ребята, кто мама у этого малыша?

Ребёнок: Мой папа красивый, гордый, важный. У папы очень красивый разноцветный хвост веером, тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородкой. Мой папа не любит, когда его дразнят.( индюк )

– Ребята, кто папа у этого малыша?

Ребёнок: Моя мама очень красивая, у неё яркие пёрышки, маленькая красная бородка, маленький гребешок. Моя мама заботливая, она ищет червячков и зёрнышки для своих птенцов. Моя мама прячет своих детей под крыльями во время дождя. ( курица )

Рассказ по картине.

Выставить картинку с изображение куриц, петуха, цыплят.

Посмотрите на картине изображен Птичий двор. Рассказ воспитателя:

«Во дворе гуляют петушок, курочки и цыплята. Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, большой красный гребешок и бородка. Курочки поменьше петушка. Хвостик у них небольшой. У курочек тоже есть красные бородка и гребешок. Здесь 3 курочки: одна беленькая и одна коричневая, а третья пестренькая. Курочка – наседка сидит на гнезде и смотрит на своих цыплят. Цыплята желтенькие, у них острые клювики и маленькие крылышки. 4 цыпленка сидят возле мамы, а один убежал и что-то ищет в траве. »

– Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом.

Сколько птиц на картине? Кто сидит на гнезде?

Что делает петушок? Что делают цыплята?

Игровое упражнение «Придумай кличку»

пестрая курица – Пеструшка

черная курица – Чернушка

рыжая курица – Рыжуха

белая курица – Белянка

курица с хохолком – Хохлатка

Физкультурная пауза «Петушок».

Воспитатель «превращает» всех детей в петушков.

Кукареку, я кричу дети шагают, высоко поднимая колени,

Разбудить ребят хочу! наклоны в стороны

На ногах моих сапожки выставляют ногу поочередно,

На ушах висят сережки показывают руками сережки

На головке гребешок наклоняют голову влево, вправо

Вот какой я петушок! Руки в стороны, повороты.

Составление рассказа по картине.

Картина закрыта экраном. Воспитатель открывает по одному фрагменту, предлагая детям составить по нему предложение. Затем, дети составляют рассказ по картине в целом.

Как вы думаете, хорошие у нас получились рассказы? Вам понравилось наше занятие? А кто из ребят старался больше всех? Какие вы все молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект занятия по развити.

Тема: «Перелётные птицы» Составила воспитатель Козлова Т.А. Цели: -воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;-расширять и активизировать сл.

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) “Признаки осени&quot.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Конспект фронтального занятия по развитию речив старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»

Ирина Слепышева
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»

Цель: формирование и расширение у детей представлений о домашних птицах.

1. Учить находить признаки сходства и отличия внешнего вида домашних птиц;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

3. Развивать связную речь, внимание, умение слушать и отвечать на вопросы;

4. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и их птенцов, иллюстрация птичьего двора, иллюстрация с изображением речки, корабль «Плюх-плюх», ковер Воскобовича, игровизор, игрушка цыпленок.

Предварительная работа: чтение сказок «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Курочка Ряба».

Воспитатель заходит в группу с детьми, и становятся в круг.

Мы сегодня не одни, гости в группу к нам пришли, чтобы вежливыми быть

Нужно «Здравствуй!» говорить

Давайте. ребята. поздороваемся с гостями.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе.

Воспитатель: Назовите признаки весны. (спрашиваю 2-3 детей)

Ответы детей: Растаял снег, на деревьях появляются почки, на улице стало тепло.

Воспитатель: А вы знаете ребята, что весной у животных и птиц появляются детёныши.

Стук в дверь (Заходит утенок)

Воспитатель: Здравствуй утенок, ты почему плачешь?

Утенок: Здравствуйте, я потерялся, помогите найти маму.

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь утенку найти маму?

Дети: нужно отправится на поиски мамы утенка.

Воспитатель : утенок, а где ты живешь?

Утенок: я живу там, где много домашних птиц.

Воспитатель: А где могут жить домашние птицы?

Дети: на ферме, в деревне.

Воспитатель: живут эти птицы рядом с человеком на птичьем дворе, он ухаживает за ними, строит им жилища и дает им корм.

Воспитатель: Как человек ухаживает за ними?

Дети: Кормит, поит

Воспитатель: Значит, это какие птицы?

Дети: Домашние птицы

Воспитатель: Молодцы! Все эти птицы называются домашними!

Воспитатель : давайте с вами отправимся в деревню и найдем маму утенка,а на чем мы можем отправиться в деревню?

Дети : на машине,на поезде, на автобусе.

Воспитатель :а еще как можно передвигаться, если рядом река?

Дети: на корабле,на катере,на лодке.

Воспитатель :ребята, мы отправимся на поезде.

(дети встают друг за другом и едут,при этом дети произносят звукоподражательные слова.)

Воспитатель: ребята,посмотрите по реке плывет кораблик,давайте рассмотрим его. Он какой – то грустный. (воспитатель с детьми спрашивают у кораблика что с ним случилось)

Кораблик: я плыл и вдруг подул сильный ветер и все мои флажки разлетелись.

Воспитатель: не грусти, мы тебе поможем.

(Дети садятся за столы и работают в парах)

Воспитатель: На самую высокую мачту нужно прикрепить 2 красных и 3 синих флажка.

(Воспитатель у нескольких детей спрашивает, сколько флажков на самой высокой мачте и какого они цвета)

Корабль: спасибо. ребята, за помощь, мне пора плыть дальше.

«Дует ветер с высоты»

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Воспитатель: отправляемся на нашем поезде дальше.

(дети встают друг за другом)

Воспитатель:Вот поезд наш едет,

А в поезде нашем

Воспитатель: А вот и птичий двор! Добро пожаловать! Но птичий двор пустой, все птицы спрятались. Давайте соберем всех домашних птиц на птичьем дворе.

(Дети садятся на коврик вместе с воспитателем)

(Воспитатель обращает внимание на панораму птичьего двора, и по ходу отгадывания загадок выставляются картинки птиц)

Воспитатель: вспомнить домашних птиц нам поможет мнемоквадрат, отгадайте загадки

(Воспитатель обращает внимание детей на 1 мнемоквадрат)

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю. (Курица)

Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает

Вот последний луч потух

«Спать пора» – поет …. (Петух)

По лужку он важно ходит

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, все это шутка,

Ну конечно это – (Утка)

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его -. (Индюк)

Воспитатель : Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на доске?

Дети: это домашние птицы.

Воспитатель : Почему вы решили, что это домашние птицы? (Ответы детей)

(Воспитатель обращает внимание детей на 2 мнемоквадрат)

Д/и «Сложи картинку» (дети делятся на 3 команды, берут по конверту с разрезными картинками домашних птиц и складывают их, рассказывают какие домашние птицы у них получилось. Дети работают у столов)

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем, какие части тела есть у птиц?

Дети: У них есть голова, клюв, крылья, тело, 2 ноги, хвост

Воспитатель: А чем покрыто тело птиц?

Дети: Перьями, пухом

Воспитатель: Правильно, это самый главный признак, который отличает птиц от других животных.

Воспитатель: Нужно птиц беречь и помогать за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух. А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти маму утенка. Как называют маму утенка?Где же мы можем найти маму утенка?

Дети: Мама утенка это утка, они живут в утятнике.

(Воспитатель обращает внимание на 3 мнемоквадрата «Жилище домашних птиц»)

(Дети с воспитателям подходят к доске)

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Разместить домашних птиц в соответствии с местом проживания.

На ковре дети соединяют иллюстрации птиц с иллюстрациями их мест проживания.

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы расселили всех птиц по местам их проживания. А где, может жить утенок?

Необходимо назвать жилище домашних птиц:

Куры живут в курятнике, гуси – в гусятнике, утки – в утятнике,

индюки – в индюшатнике, разные птицы живут на птичьем дворе.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы с вами и нашли маму утенка и дом цыпленка.

Утенка: Спасибо, ребята, вы очень помогли, я и маму нашел и свой дом.

Воспитатель : ребята, а сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка «Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз — два, раз — два

Заниматься нам пора!

(Дети садятся на коврик)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как называют семью птиц.

(Воспитатель обращает внимание на 4 мнемоквадрат)

Дидактическая игра «Назови семью»

• Курица – петух – цыпленок /а много у них будет … цыплят/

• Утка – селезень – утенок /а много у них будет…. утят/

• Индюшка – индюк -индюшонок /а много у них будет… индюшат/

• Гусыня- гусь- гусенок /а много у них будет… гусят/

Воспитатель: молодцы, ребята,справились.

Ути-ути, полетели (машем руками ребенка).

На головушку сели. (Кладем ладони ребенка ему на голову).

Поклевали, поклевали (“Клюём голову ребенка его пальцами).

И домой улетали

Воспитатель : а давайте, ребята, нарисуем еще друзей утенку и подарим ему наши рисунки.

(Дети обводят зернышки по готовому образцу на игровизоре)

Утенок: Спасибо вам ребята и за помощь и за ваши рисунки. Мне нужно идти домой, до свидание ребята.

Воспитатель: Ребята,а теперь мы отправимся с вами в наш садик на поезде.

(дети встают друг за другом и едут,при этом дети произносят звукоподражательные слова.)

Воспитатель :Вот мы и приехали, встанем в круг и вспомним наше путешествие.

– Где мы с вами сегодня побывали? О ком мы сегодня узнали? Как можно отличить птиц от других животных? Придя домой, чтобы вы рассказали родителям о домашних птицах?

Конспект НОД по развитию речи для детей первой группы раннего возраста на тему «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи для детей первой группы раннего возраста на тему «Домашние птицы» Программное содержание: познакомить с домашними.

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Домашние птицы» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД по познавательному развитию «Домашние птицы» План-конспект НОД по познавательному развитию «Домашние птицы» Воспитатель группы Комбинированной направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Домашние птицы» Цель: учить различать тембры голосов; учить детей правильно отвечать на вопросы педагога, воспроизводить содержание сказки К. Чуковского.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» Цель: • Закрепить знания детей о домашних животных и среде обитания. Образовательные задачи: • учить детей составлять небольшой рассказ.

Конспект занятия по развитию речи в группе детей раннего возраста «Желтые, пушистые» по теме «Домашние птицы» Цель: Дать представление о домашних птицах. Задачи: Формировать представления об особенностях частей тела, их характерных признаках, развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи на тему «Домашние животные» Задачи: • Создать условия для закрепления у детей представлений о домашних.

Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,», «Физическое.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе «Домашние птицы» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности.

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему “Домашние птицы”

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру “Чьи зубы чище? “: рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка “почистим” верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

“Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары”.

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором). Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо); можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально).

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”.

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)

Пальчиковая гимнастика “Утята”. (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра “Один – много”. (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом?”.

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А дальше? (Высиживает птенцов)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом “Подбери признак”.

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра “У кого что?”.

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра “Считайка”:

– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Логопед на фланелеграф ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: “Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет.”

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”.

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра”Помощники”:

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом “кормить”:

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом “закроет”?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра “Потерялись слова”.

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра “Хвастуны”.

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что?) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С.“Логопедия. Речь, ритм, движение.”–СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С.“Игры и занятия по развитию речи дошкольников”– М.:Школьная Пресса, 2004.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р
Ссылка на основную публикацию