Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Кустова Ирина Николаевна, Бажина Светлана Анатольевна, Коготкова Лариса Михайловна, учителя-логопеды, МАДОУ «Детский сад №175» г. Перми.
Проект предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В проекте описана коррекционная работа с дошкольниками с тяжелым нарушением речи по развитию связной речи.

Дата публикации: 11.08.2018

Проект: «Эффективные способы обучения связной речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС».

Паспорт проекта.

По типу: педагогический, творческий, групповой.

По характеру участия: учитель-логопед, дети с ОНР подготовительной группы, педагоги, родители.

По срокам реализации: долгосрочный, 2017-2018 учебный год.

По форме представления: информационный, практико-ориентированный.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной и красивой речи, что является важным условием для дальнейшего успешного развития ребёнка, как личности.

Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

В дошкольном детстве ребёнок,прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, которые используются в разговорной речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна и обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развития связной речи.

Исходя из результатов диагностики, проведённой в сентябре 2016г. Перед нами, как учителями-логопедами встала важная задача: полноценное овладение связной речью у детей с ОНР. Таким образом, необходимость проекта определяется ролью родного языка к подготовке к школьному обучению в становлении личности ребёнка. Каждый ребёнок в саду должен овладеть умением выразительно и последовательно излагать свои мысли. Из этого следует, что актуальность обусловлена в необходимости повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Сочетать средства и способы развития психических, речевых и творческих способностей у детей в процессе общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в повседневной жизни.

Цель проекта: использование инновационных технологий, способствующих формированию и развитию связной речи у детей с ОНР через разные виды деятельности.

Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.

Изучить программные требования и рекомендации по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста («Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.)

2.Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи.

3.Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.

4.Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

5.Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.

Основные принципы:

  • принцип гуманизма (умение педагога встать на позицию ребенка);
  • принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
  • принцип интеграции (реализуется в совокупности со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ)

Все принципы ориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его индивидуальности, его внутреннего духовного мира, сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Содержание проекта.

1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)

Цель : Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.

Мероприятия:

2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).

5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.

7.Круглый стол учителей-логопедов «Научим детей говорить красиво».

2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).

Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.

Мероприятия :

1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.

2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).

4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».

5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».

6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.

7.Консультации для родителей:

  • «Что дает ребенку чтение на ночь»
  • «Сказка в развитии речи детей»
  • «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

8.Консультации для педагогов:

  • «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
  • «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
  • «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
  • «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
  • «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения»
  • «Как пальчиковые игры помогают развивать связную речь ребенка»
  • «Учите детей говорить правильно»
  • «Развитие связной речи ребёнка».
  • «Учим детей пересказывать».
  • «Словесно-дидактические игры и упражнения, как средства развития речи у дошкольников»

11.День открытых дверей для родителей «Ярмарка краткосрочных образовательных практик для речевого развития детей»

12.Конкурс совместных работ родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках).

13.Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».

  • «Речевое общение детей»
  • «Природа развивает речь».

15.Семинар-практикум «Роль дидактических игр и упражнений по расширению словаря у детей»

16.Информационные листы для родителей:

  • «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
  • «Учимся рассказывать»
  • «Памятка для грамотных родителей»
  • «Нас сказка учит говорить»
  • «Общаясь, развиваем речь»

17.Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Семья»

18. Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.

19. Внедрение «Программы по робототехнике в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» и КОП.

  • По формированию и развитию связной речи.

21.Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений: «День знаний», «Веселый светофорик», «Путешествие в осенний лес», «Мамин день», «Новый год», праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта, «Масленица», «День защиты детей».

22. Презентация проекта «Развитие связной речи у детей с ОНР» на педагогическом совете.

3 этап. Заключительный, аналитический. (май)

Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы учителей-логопедов в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.

Мероприятия :

1.Диагностика и анализ результатов работы.

2.Показ итоговых логопедических занятий.

3.Отчёт о результативности проекта:

  • на родительских собраниях
  • на итоговом педагогическом совете.

4.Подготовка и проведение выпускного бала.

5.Индивидуальные консультации для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».

В коррекционной работе мы используем опорные схемы для составления описательных и повествовательных рассказов. Изготовлен картотечный материал с опорными схемами по разным лексическим темам.

На занятиях мы используем опорные схемы для пересказов. Как правило, если ребенку сложно запомнить рассказ, то благодаря вот таким зарисованным картинкам – схемам, эффективность запоминания увеличивается в несколько раз, так как дети самостоятельно зарисовывают схему для пересказа.

Для занятий мы подбираем картинный материал для составления рассказов по сюжетным картинкам.

Существует несколько видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

Большой интерес у детей вызываетсоставление рассказов и сказок по сюжетным картинкам. Применяя данный материал, у детей развиваются навыки построения предложений, составления связного текста. Дети могут давать более выразительное описание событий, явлений.

Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа. Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа. На занятии по пересказу уточняется словарь детей, развивается внимание, память, мышление.

Составление рассказов по цепному принципу (по цепочке из схем). На занятиях мы обучаем детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором другой предмет. С этими предметами необходимо составить предложение. Следующее предложение начинается с предмета, которым заканчивалось предыдущее предложение. И таким методом составляется весь рассказ. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за выстраиванием сюжетной линии.

Нами используется разнообразный материал для составления предложений и рассказов. Этот материал дает возможность детям зрительно запомнить схему и составить по ней предложение. Схемы по составлению предложений помогают детям правильно выдерживать структуру предложения. Дети учатся подбирать признаки и действия к предметам. Широко используем мнемосхемы по лексическим темам, которые позволяют детям составлять описательные рассказы.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • Развитие обобщенных представлений о построении рассказа – описания предмета;
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Мнемосхемы облегчают процесс запоминания информации. Они служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используем для обогащения словарного запаса, при наблюдении за окружающим миром, составлению небольших рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

В работе используем дидактические игры, которые помогают развивать связную речь детей.

Для развития диалога большую роль играет театральная деятельность. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития: для совершенствования диалогов и монологов , для освоения выразительности речи . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

В процессе работы используем картотеки по развитию связной речи.

Литературный материал для развития речи помогает нам использовать на логопедических занятиях инновационные методы и приемы. Использование современной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию связной речи у детей.

Ожидаемые результаты работы по проекту.

— Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

— Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.

— Сохранение здоровья детей.

— Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.

— Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

Инновационный проект «Формирование связной речи у детей с ОНР»

Ольга Кулакова
Инновационный проект «Формирование связной речи у детей с ОНР»

Актуальность проекта:

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается,

и тогда, чтобы справиться с этой проблемой,

необходима помощь специалистов.

Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать

и более глубокими речевыми нарушениями

Сложность различных речевых нарушений заключается в том,

что они ведут за собой и другие нарушения, в частности,

нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Некоторые дети с возрастом начинают осознавать

свой речевой дефект и стесняться его.

Страдающий нарушением речи ребенок может быть

повышено агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

В общении со сверстниками такие дети могут бояться

Они либо вообще стараются избегать общения,

либо вступают в конфликты.

В отношениях со взрослыми очень часто

проявляется сильная привязанность к кому-либо.

Обычно у таких детей неустойчивая самооценка,

они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы,

поэтому стараются избегать ситуаций,

в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.

Им требуется помощь логопеда,

который работает над звуковой стороной

и общим развитием речи.

Работая в коллективе,

в тесной взаимосвязи с другими специалистами,

я поняла, что можно и нужно развивать

не только речь ребенка, а личность в целом.

Нужно готовить ребенка

к следующему звену в его жизни –

обучению в школе.

Поэтому я разработала и предлагаю проект по формированию связной речи у детей с ОНР.

Цель: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой я поставила следующие задачи: 1. Использовать инновационные технологии в коррекционно – логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР. 2. Разработать основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий. 3. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 4. Разработать систему работы с родителями по развитию связной речи. 5. В ходе эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение взаимопонимание людей.

Развитие связной речи у детей с ОНР

в логопедических группах – одна из главных задач коррекционного воздействия.

Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию сознания детей, богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит совершенствуется речь. Однако мыслительные языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает

Читайте также:  Речь и мышление ребенка с ОВЗ с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи у детей с ОНР встречает на пути ряд преград:

-действия окружающей среды не благоприятствует развитию речи;

-недостаточное общение со взрослыми также влияет на развитие связной речи; – дизонтогенетические факторы.

Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

В ходе прохождения лексической темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь.

В рамках проекта я планирую свою работу по следующим пунктам:

-накопление словарного запаса;

-обучение детей с ОНР правильному построению предложения и его

интонационному оформлению;

-обучение самостоятельному рассказыванию

Работа по формированию связной речи включает в себя следующие этапы:

-составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-составление рассказа по отдельной сюжетной картине;

-описание пейзажной картин-обучение описанию предметов;

На занятиях используются такие приемы:

– демонстрация наглядного материала,

– оценка речевой деятельности.

Проводя то или иное занятие, нахожу наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности

Основное внимание уделяется определению уровня понимания обращенной речи детьми, их способность дифференцировать различные категории слов (существительные, глаголы, прилагательные, отработке простейших речевых операций: называние слов по вопросу, изменение начальной формы слова, согласование различных категорий слов и т. д

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

формировать и развивать все компоненты речи;

•побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

•приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления,

•обогащать и расширять представления об окружающем мире;

Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из образовательной программы в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы.

Включая разные виды деятельности в занятия,

достигается высокая эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи

и стабильность полученных результатов.

Работа с родителями

Какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Моя задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей.

•мастер – класс: «Этому должны мы научиться»,

•семинар – практикум: «Роль сказки в развитии связной речи детей с ОНР»,

• консультации: «Роль артикуляционной гимнастики для детей с общим недоразвитие речи», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работе», «Учите детей рассказывать»;

•родительские собрания на тему: «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников», «На пороге школы».

Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка.

Я пришла к выводу, что разработанный мной проект в обучении дошкольников, имеющих нарушения речи, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО является эффективным и дал хорошие результаты в формировании и развитии всех компонентов речи у детей логопедической группы.

Формирование связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине Актуальность: Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только.

Формирование связной речи у детей игровыми методами … Чтобы научиться говорить, надо говорить. ” М. Р. Львов. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого,.

Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будет учится их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то.

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Инновационный проект «Формирование гражданско-правовой культуры как фактор успешной социализации дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 Подготовила: старший воспитатель.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Педагогический совет по теме: «Формирование связной речи у дошкольников» Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства.

Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ Проект на тему «Дом и его части» с использованием игры-драматизации Пояснительная записка Проблема Слабый познавательный интерес детей.

Проект Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школьному обучению. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Заинтересованные группы: дети с ОНР, родители, творческие педагоги – дошкольники, учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Учим детей рассказывать71.7 КБ
proekt.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

« Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

детского сада комбинированного вида

№ 12 ст. Должанская

Малышева Татьяна Рудольфовна

Пояснительная записка, актуальность……………………………………………………..1

Теоретическое обоснование проекта……………………………………………………….2

Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………………8

План работы на 2013 – 2014уч. год………………………………………………………. 9

Критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста….12

  1. Перспективно-тематический план по формированию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности с помощью моделирования.
  2. Диагностика развития связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности (начало учебного года)
  3. Конспекты занятий по развитию связной речи с использованием моделирования.
  4. Консультация для родителей «Развитие связной речи детей с помощью схем – подсказок».
  5. Картотека игр для воспитателей по лексическим темам, по развитию связной речи.
  6. Схемы – описания (мнемотаблицы)
  7. Картино – графические схемы (пиктограммы)

« Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Целевые (заинтересованные) группы: дошкольники (особенно дети с ОНР), родители, творческие педагоги, учителя начальных классов.

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем – проблема “живого” общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» – говорил когда-то известный философ Аристотель .

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Теоретическое обоснование проекта

Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении . Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР» по мнению автора проекта имеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» ( В. Шаталов).

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы . Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков).

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники, автор проекта опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Сохин “Развитие речи детей дошкольного возраста”, Е. И.Тихеева “Развитие речи детей”;

О.Ушакова “Развитие речи детей”; Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала “Дошкольное воспитание”: Т. Гризик “Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи” , № 6, 2000; В. Гербова “Занятия по развитию речи” , № 12, 1999 г.

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Анализ результатов диагностики детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывают, что у детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

• Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

• Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

• Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

• Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

• Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами (“ну”, “потом”, “вот”. и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Закономерно возникают вопросы:

-Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

-Нужны ли примеры рассказов педагога до того, как ребенок сам составил текст по картине?

-Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов .

Необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалось работами Л. С. Выготского, В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, автор решил использовать следующие технологии: метод наглядного моделирования, приёмы мнемотехники.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

– составление рассказов по картине и серии картин,

Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Автором проекта была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.

Развитие монологической речи детей в условиях логопедической группы

Родное слово – основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский

Связная речь – это способ формирования мыслей. Развивая речь детей, мы развиваем их мыслительную деятельность. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать комплексы (молчаливость, застенчивость), развивает уверенность в своих силах. Многочисленные исследования (Т.Г.Егоров, Л.Ф.Спирова, Е.Г.Карлсен и др.) указывают на то, что и овладение грамотой более доступно детям с хорошим уровнем развития речи.

Готовность ребенка к звуковому анализу и синтезу приобретается в процессе формирования устной речи. Детям с развитой устной речью легче учиться понимать значение прочитанных слов, предложений, текстов и не делать ошибок при письме.
Известны два основных вида связной речи – диалогическая и монологическая. Я остановлюсь на монологической речи.

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В логопедических группах дети с задержкой речевого развития различной этиологии нуждаются в специальной системе коррекционно-логопедических занятий по развитию связной речи. Без этого речь таких детей не может быть сформирована. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи. Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется, как и в онтогенезе: от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых единиц.

Развитие связной речи детей следующие задачи:

  1. коррекционно-развивающая работа по звукопроизношению (речь должна быть внятная, четкая, выразительная);
  2. коррекционно-развивающая работа над лексико-грамматическим строем речи (обогащение словарного запаса детей, умение выражать свои мысли простыми и распространенными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
  3. обучение грамоте (развитие письменной речи).

В своей работе я использую следующие методы и приемы для развития связной (монологической) речи.
В течение всего обучения широко используем рассказы взрослых, которым отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ является той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка.

“Что же рассказывать детям? Да все, что доступно их возрасту и пониманию: сказку, повесть, событие из жизни человека, животных, растений, проявления бьющей кругом жизни, многое, с чем они встретятся потом в книге, – все это должно пройти на заре их жизни перед их сознанием в виде яркого образного рассказа” (Е.И.Тихеева)
Особое внимание мы уделяем народному творчеству: пословицы, поговорки, потешки, песенки, сказки (см. приложение).
Чтение детям художественной литературы также является важным методом развития связной речи.
Для обучения детей рассказыванию в логопедических группах (как и в массовых) проводится огромная подготовительная работа по ознакомлению с окружающим:

  • экскурсии (по помещению детского сада, к стройке дома и др.);
  • экскурсии в природу;
  • осмотры предметов;
  • игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, которые являются основным видом деятельности детей;
  • рассматривание иллюстраций, картин;
  • беседы по различным темам. (см. приложение)

Одновременно я провожу коррекционную работу по звукопроизношению и лексико-грамматическому строю речи детей, используя различные упражнения и игры.

1. Подбор эпитетов к предмету – «Какие бывают собаки?» (также другие предметы). Дети: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи, пастушьи, пожарные и т.д. Узнавание по эпитетам предметов: «Что это?» – зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети: «Береза»

2. Подбор к предмету действий (глаголов) Ветер что делает? Дети: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». (также с другими предметами).

Подбор к действиям предмета. > – Солнце.
– Кто и что плавает?
– Кто и что греет?
– Кто и что летает? И т.п.

3. Подбор обстоятельств.

– Учиться можно как? Дети: хорошо, лениво, плохо, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

4. Скажи ласково. Скажи, как назвать огромный предмет.

Дом – домик – домище и т.п.

5. Скажи наоборот.

Большой – маленький,
Широкий – узкий.
Высокий – низкий и т.п.

6. Вставление детьми пропущенных слов.

На пороге сидела и жалобно мяукала (кто?) – кошка
Шерсть у кошки (какая?)
Когти у кошки (какие?) и т.п.

7. Распространение предложений

Садовник поливает (что, где, когда, зачем?)

8. Добавление придаточных предложений.

Сегодня надо затопить печь (почему?)
Дети: «Сегодня надо затопить печь, потому что сильный мороз, холодно».
Кошка взобралась на дерево (какое?) – которое росло у дома.
Почему? – потому что увидела собаку;
Когда? – когда увидела собаку и др.

Развитие монологической речи детей я осуществляю, прежде всего, с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и довожу до высших форм самостоятельного, творческого высказывания.
План занятия по пересказу выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.

При обучении детей с задержкой речевого развития монологической речи особенно важно придерживаться принципа; от простого – к сложному. Поэтому недопустимо на первых этапах развития связной речи предлагать детям недоступный для их коммуникативных возможностей лексический материал, трудный для произносительной стороны и в плане грамматических конструкций.

Если не соблюдать этого принципа, можно привести к развитию у ребёнка неуверенности, закомплексованности, к речевому негативизму и даже заиканию.

Учитывая это на первом этапе работы с детьми по пересказу текстов я подбираю рассказы, соответствующие их речевым возможностям, используя пособия Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и др. или адаптирую тексты..

Когда ребенок с грубо нарушенным звукопроизношением пересказывает доступный, специально подобранный текст, и рассказ получается, он радуется своему успеху. Такой ребенок захочет выступить на занятиях ещё много раз.
Пример текста: «Оля и Лена гуляли на лесной поляне. На поляне стояли маленькие пеньки. Лена и Оля бегали у этих пеньков и отдыхали на них».
На следующих этапах коррекционной работы тексты, предлагаемые детям, усложняются и по звуконаполняемости, и по грамматическим конструкциям, и по смысловой нагрузке.
К примеру, в конце обучения я предлагаю детям пересказы произведений Л.Н.Толстого: «Пожарные собаки», «Косточка», «Котенок» и др., и они успешно справляются.

Также я использую для развития монологической речи следующие методы:

  • рассказы по сюжетным картинкам;
  • серии сюжетных картин;
  • рассказы-описания о предметах (загадки), используя схемы рассказов;
  • рассказы из личного опыта (Где был?, Что видел?, Что больше всего понравилось? и т.д.);
  • творческие рассказы («Придумай конец, начало рассказа»), придумывание рассказа или сказки по данному плану, по заданной теме, придумывание рассказа или сказки самостоятельно.

Для развития связной (монологической) речи я использую пересказы сказок по ролям: игры-драматизации «Теремок», «Лиса и заяц», «Колобок». Сказку «Репка» наши дети пересказывают, используя фигурки плоскостного театра.

Научив детей читать, я использую пересказы коротких текстов, прочитанных самими детьми, а также часто предлагаю для чтения детей деформированные тексты тех рассказов, которые дети раньше пересказывали, т.к. на первых этапах упражнений детей в чтении нужно использовать знакомые тексты, чтобы ребенок хорошо понимал прочитанное, осознавал положительный результат своего чтения, (см. приложение)

К концу обучения дети нашей группы знают много различных историй (так мы называем рассказы и пересказы детей): «Синичка», «На льдине», «Щеглы», «Тузик», «Дельфины», «Умная галка»; рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.Бианки и др. Умеют сочинять и свои истории.

Дети любят вспоминать и повторять эти истории. Чем чаще они их повторяют, тем увереннее и эмоциональнее звучат их рассказы. Для закрепления навыков монологической речи я провожу различные игры: «В гостях у сказочных героев»(дети приходят в гости к Красной шапочке, то к Винни-Пуху, то к Незнайке и рассказывают им свои любимые истории, а уходят с подарками и угощением.) В «Поле чудес» играющему может выпасть любая история, и ребенок расскажет её подробно или кратко («О чем, о ком рассказывается в этой истории или сказке») А это сложнее, чем пересказать рассказ полностью.

В кратком рассказе ребенок должен выделить сюжетную схему событий или поступков в данном произведении (фабулу).
Развивая монологическую речь детей, вышеизложенные виды работ я использую и для автоматизации поставленных звуков, т.к. одна из целей логопедических групп – воспитание правильного звукопроизношения в речи от отраженной до самостоятельной.

Такая целенаправленная, планомерная работа с детьми логопедических групп позволяет подготовить детей к обучению в школе, помогает им, впоследствии успешно писать изложения и сочинения.

  1. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, «Академия развития», 2011.
  2. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития», 2013.
  3. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., «Просвещение», 2009.
  4. Н.В. Новотворцева «Развитие речи детей», Ярославль, «Академия развития», 2009.
  5. Н.П. Матвеева «Развитие логического мышления у детей 6-7- летнего возраста на логопедических занятиях», (из опыта работы учителя- логопеда), М., 2014.
  6. Т.Г. Любимова «Подумай и ответь» для детей 5-7 лет, Чебоксары, Издательство «КЛИО», 2007.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

Зиннурова Яна Евгеньевна.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

Аннотация.В современном мире многими исследователями отмечается проблема увеличения детей, у которых встречаются какие-либо нарушения речи. Широко распространенная проблема – общее недоразвитие речи, чаще всего встречающаяся у детей дошкольного возраста.

В статье представлены данные экспериментального изучения способов формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, связная речь, монологическая речь, дошкольники, описательные рассказы.

Формирование связной речи – это важная задача, решение которой дает возможность приблизить ребенка к нормальному психическому развитию. Процесс развития речи у детей дошкольного возраста способствует реализации нравственного, эстетического, умственного воспитания, происходит познание детьми окружающей среды, предметного мира и формирование личности в целом.

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая имеет характер систематического последовательного развернутого изложения. Овладение ей характеризует полноту познания окружающего мира, формирование сознания, успешное обучение в школе, воспитание личности в целом [4].

Монолог включает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и осуществляется в тесной связи с развитием всех сторон речи – грамматической, фонетической и лексической [1].

По мнению А.Р. Лурии, монологическая речь представляет собой связную речь одного лица, коммуникативной целью которой принято считать сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности. Монолог является наиболее сложной формой речи, которая является средством целенаправленной передачи информации. Монолог характеризуется такими важнейшими свойствами, как односторонним и непрерывным характером высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения, обусловленностью содержания ориентаций на слушателя, ограниченным использованием невербальных средств передачи информации [6].

Онтогенез речи – это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

У детей с нормальным речевым развитием формирование связной речи осуществляется постепенно наряду с развитием мышления, и имеет связь с развитием деятельности и общения. Наблюдается следующая последовательность развития связной монологической речи у детей:

– первый год жизни – формирование основ будущей связной речи;

– второй год жизни – появление первых осмысленных слов, чуть позже они начинают служить обозначениями предметов;

– третий год жизни – быстрое развитие понимания речи, собственной активной речи, резким повышением словарного запаса, усложнением структуры предложения. Дети начинают использовать диалогическую речь;

– у детей среднего дошкольного возраста большую роль в формировании связной речи играет активизация словаря, можно заметить появление первых обобщений, выводов и умозаключений;

– в старшем дошкольном возрасте формирование связной речи достигает достаточно высокого уровня. Основу совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, формулировать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– появление монологической речи начинается к пятилетнему возрасту;

– в шестилетнем возрасте многие дети усваивают основные типы монологической речи: рассказ и пересказ.

На протяжении нескольких десятилетий изучение общего недоразвития речи разнообразного генезиса является важной проблемой, которой посвящена масса исследований многих ученых. Эту проблему исследовали главные в области логопедии ученые-исследователи: Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф.Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и многие другие.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальных слухом и первично сохранным интеллектом – это такая форма речевой аномалии, при которой нарушается развитие всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [25]

Анализ специальных исследований позволил представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Детям данной категории свойственно:

– обиходная речь детей является наиболее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не наблюдается;

– употребление простых распространенных предложений, состоящих из трех-четырех слов;

– отсутствие в речи детей сложных предложений;

– отсутствие правильной грамматической связи, логика событий не прослеживается;

– недочеты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, зачастую шипящих и сонорных;

– наряду с недостаточным развитием звукопроизносительной стороны речи прослеживаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы;

– замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-простанственного гнозиса, фонематического анализа и конструктивного праксиса;

– недостаточность разнообразных видов восприятия и, прежде всего, слухового, зрительного, пространственного.

Опираясь на исследования В.П. Глухова, к особенностям связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести: занятия по пересказу, обучение рассказыванию по картинам, обучение описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества [3].

На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы было спланировано экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью экспериментального исследования стало изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня. Цель была конкретизирована следующими задачами:

– подобрать методики для диагностики состояния связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;

– подобрать критериальную базу для анализа и оценки состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня;

– создать необходимые условия для обследования;

– провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Изучение уровня связной монологической речи было организовано на базе МАДОУ Детский сад № 195 «Маячок» города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение ОНР III уровня. Многие из этих детей имеют крайне бедный жизненный опыт и ограниченные представления об окружающем мире. В результате чего наблюдается ограниченность их общения со сверстниками и взрослыми, что обуславливает недостаточное понимание значения и смысла некоторых слов.

У детей данной категории имеются такие отклонения в личностном развитии, как нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в повышенной чувствительности, возбудимости, двигательной расторможенности, слабой произвольности поведения. В процессе занятия у этих детей наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная познавательная активность.

Изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня включало в себя шесть взаимосвязанных заданий (составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным между собой тематически; пересказ текста знакомой сказки; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания), каждое из которых объединяло речевые пробы повышающейся сложности и проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наблюдаются свои особенности связной речи и их уровень развития соответствует низкому уровню сформированности связной монологической речи. У этих детей наблюдается:

– отсутствие адекватного фразового ответа, замена фразы элементарным перечислением предметов, изображенных на картинках;

– при пересказе наблюдаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, нарушения связного воспроизведения текста;

– нарушения связности высказываний, отдельные смысловые несоответствия;

– крайняя бедность содержания рассказа, грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа;

– описание предметов не отображает многих его существенных признаков;

– отсутствует логически обусловленная последовательность, детали предмета имеют неупорядоченный характер.

Полученные результаты вызвали необходимость разработки и реализации содержания логопедической работы, способствующей развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Методологической и теоретической основой логопедической программы явились следующие положения:

– о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии);

– концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева);

– о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной);

– принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной).

Разработанная нами логопедическая программа была предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих низкий уровень сформированности связной монологической речи. Данная программа включает в себя 24 занятия, два из которых отводилось на диагностику: первичную и повторную.

Логопедические занятия проходили в эмоционально насыщенной обстановке. На каждом занятии мы работали над составлением описательных рассказов. В соответствии с темой занятия мы выбирали темы для рассказов-описаний, например, дети составляли рассказ-описание осеннего леса, описание фрукта, рассказ-описание «кошка» и т.д. Используемые планы-схемы по составлению описательных рассказов помогали детям точнее передать особенности описываемого предмета или события, создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулируя положительные эмоции, что оказывало благоприятное воздействие на формирование связной монологической речи.

Занятия проходили в игровой форме и решали дидактические, коррекционные и развивающие и воспитательные задачи. На занятиях мы использовали групповую форму работы, объединяли детей в группы при выполнении задания, либо в пары. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.

При проведении данных занятий в процессе формирования связной монологической речи, психологическое состояние дошкольников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них. Деятельность логопеда и воспитателя сплачивала детей и развивала уровень сформированности связной монологической речи.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива ДОУ.

Для проверки эффективности реализованной нами логопедической программы по формированию связной монологической речи посредством описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, был проведен повторный эксперимент. Полученные результаты повторного эксперимента показали, что высокий уровень связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III увеличился на 18 %, средний уровень повысился на 25 %, а низкий уровень уменьшился на 43 %..

Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы решены, а полученные результаты полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет успешным, если:

– будут учитываться особенности сформированности связной речи у детей с ОНР III уровня;

– организована логопедическая работа по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа.

1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.

2. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 28-34.

3. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С.13-24

4. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской С. Н. – М.: Наука, 2011. – 415 с.

5. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

6. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2012. – 204 с.

Развитие связной речи дошкольников логопедической группы

Связная речь – это изложение развернутого типа, которое имеет определенное содержание. Для связной речи характерна логичность и последовательность. Человек точно, образно и грамотно излагает свои мысли.

Это не просто слова в определенной последовательности или предложения. Это мысли, которые располагаются в последовательном порядке и связаны между собой. Они выражаются с помощью точных слов, а предложения выстраиваются в соответствии с правилами русского языка.

Связность монологической и диалогической речи

Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.

Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.

Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.

Монолог – это речь, которую произносит один человек. Монолог подразумевает развернутое изложение мыслей. Отдельные звенья повествования должны быть взаимосвязанные и четкие. Нужно уметь сосредотачивать свои мысли на главном. Не стоит увлекаться мелкими деталями. При этом важно говорить эмоционально и живо.

Развитие связности речи – это одна из главных задач работы с детьми. Опыт показывает, что без обучения дошкольники обычно редко осваивают такой сложный вид речевой активности, как повествование и описание, контекстная речь. Ведь с точки зрения психологии эта речь более сложна, чем обиходная или разговорная.

Каждого дошкольника нужно учить выражать свои мысли грамотно и содержательно. Ребенок должен уметь говорить последовательно и связно. Более того, речь детей должна быть выразительной и живой.

Связная речь – это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Также ребенок учится выражать мысли логически четко и правильно. Если дошкольник способен строить свои высказывания, можно судить о том, каков уровень развития его речи.

Способность рассказывать – это большая помощь в развитии ребенка. Ведь дошкольник приобретает возможность общаться с другими, он перестает быть молчаливым, меньше стесняется. Также это формирует уверенность в его силах.

Речевое развитие дошкольников заключается в том, что нужно целенаправленно развивать не только правильную, но и хорошую устную речь, которая возможна, учитывая особенности, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

Основная задача связной речи – это коммуникации. Они осуществляются либо через диалоги, либо через монологи. Это две разных формы, у каждой из которых есть своя особенность, что и определяет применяемые методики их развития.

Формирование обоих видов речи очень важно для развития дошкольника и его речи. Это оказывает важную роль для всей системы формирования речевой активности детей. Связная речь основывается на всех способностях детей в изучении родного языка, его звукового строя и лексического запаса.

Характерные речевые недостатки

У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:

  1. Они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
  2. Они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
  3. Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
  4. Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
  5. Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию.

Стимулирование речевой активности

Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:

  1. Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
  2. Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
  3. Речь последовательна.
  4. Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
  5. Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.

Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:

  1. Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
  2. Его речь должна быть выразительной интонационно.
  3. Она должна быть достаточно громкой.
  4. Произношение должно быть отчетливым.

Во время занятий можно использовать такие приемы, как:

  • оценивание речевой активности;
  • демонстрация наглядных пособий.

Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.

То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность.

Главное внимание нужно уделить тому, чтобы определить уровень понимания детьми обогащенной речи.

Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы.

Способны ли дети называть слова по вопросу, менять начальные словесные формы.

Задачи логопедических занятий

Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:

  • развивать каждый речевой компонент;
  • развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
  • приобщать ребенка к познавательному процессу;
  • развивать разные представления у детей;
  • пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.

Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия.

Интеграция – это то, что позволяет дать возможность ребенку начать думать и фантазировать, что-либо творить и узнавать, сочинять и общаться. Это наполняет лексический запас слов, развивает степень овладения грамматикой.

У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях.

Методы обучения связному высказыванию

Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.

Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.

Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:

  • беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
  • чтение сказок и других произведений литературного искусства.

Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.

  1. Видит ли он, почему произошло событие?
  2. Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
  3. Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?

То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.

Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.

Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.

Постепенно их можно усложнять. Это позволяет незаметно для дошкольника переходить к монологической речи. Вот пример, как можно усложнять беседу с ребенком.

Какие животные изображены здесь?
Лисица, медвежонок и волк.
Что ты можешь рассказать о волке?
Он злой. Серого цвета. Бегает в лесу. А ночью волки воют на луну.
А ты можешь рассказать что-нибудь о медвежонке?
Медведи большие. Они живут в берлогах. У них коричневый цвет.
А что ты можешь рассказать мне о лисице?
Лисичка всегда хитрит. У нее рыжий цвет и красивый хвост.
Ты где-нибудь видел этих животных в жизни?
Да, я видел их в зоопарке.
А какие сказки ты знаешь про этих зверей?

Обучение составлению описательных рассказов

Дошкольник приобретает навыки связной речи, учится говорить долг она одну тему, усваивает признаки разных предметов. Также это помогает ему пополнить запас слов.

Чтобы обогатить словарный запас, нужно учить детей подготавливаться к составлению описательных рассказов, напоминать им какие признаки могут быть у описываемых предметов. Сначала ребенок учится описывать единичный предмет. Затем он учится сравнивать однородные предметы по признакам. Он сравнивает деревья, фрукты, зверей – все, что близко его мышлению.

Рассказы, основанные на сюжетных картинках

Число картинок в сюжетной серии можно увеличивать постепенно. Каждую картинку описывают более подробно. Описание может состоять сначала из одного предложения. Но со временем ребенок должен научиться использовать и несколько.

В результате дошкольник должен понять, что рассказ нужно осуществлять в последовательности, основанной на расположении картинок. Нужно уходить от детского правила: что вспомнил, то и говори.

Составляем рассказ по одной картинке с сюжетом.

При составлении рассказа на основе одной сюжетной картинке, нужно подбирать иллюстрации, которые бы соответствовали следующим требованиям:

  • иллюстрация должна быть яркой и интересной ребенку;
  • сюжет должен быть легко понят детьми в этом возрасте;
  • на картине можно изобразить немного действующих персонажей;
  • не нужно подбирать картинки, на которых много разных деталей, которые не связаны с основным содержанием.

Можно попросить дошкольника подумать, как можно назвать картину. Он должен понять, каков смысл иллюстрации и определиться с тем, как он к этому относится. Предварительно можно подумать над тем, какое содержание беседы, и какие вопросы можно будет задавать воспитаннику.

Вот несколько примеров сюжетных картин:

Когда работа ведется над развитием способности пересказывать, у дошкольника формируется память и внимание. Также это положительно влияет на развитие логического мышления, пополняется активный словарь. Дошкольник усваивает грамматические речевые обороты, перенимает готовые образцы построения речи.

Пересказ также связан с тем, что дети знакомятся с новой информацией, что расширяет их кругозор, совершенствуя в целом способность вести содержательную монологическую речь.

Работая над пересказом текста, сначала нужно очень выразительно и не спеша зачитать его ребенку. Рассказ должен быть интересным, ярким и доступным для понимания. После этого можно спросить, интересный ли для дошкольника был рассказ.

Также можно задать уточняющие вопросы, чтобы понять, запомнил ли содержание рассказа ребенок. Нужно обязательно объяснить, что значат те или иные слова, которые пока ему не понятны. Перед тем, как зачитать рассказ второй раз, нужно попросить ребенка еще разок очень внимательно прослушать все, а затем рассказать своими словами.

Типы пересказов

Существуют и другие типы пересказов:

  1. Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
  2. Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
  3. Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
  4. Без наглядной опоры.

Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:

  • насколько полно ребенок передал сюжет;
  • были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
  • старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
  • правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
  • отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.

Самостоятельный рассказ

Переходя к самостоятельному рассказу, нужно учитывать, что на это способны только дети с хорошей подготовкой. Это, в свою очередь, зависит от систематичности проводимых занятий. Чаще всего это связано с рассказами из личного опыта детей.

Такой рассказ заставляет дошкольника самостоятельно находить нужные слова, правильно выстраивать предложения и определять, в какой последовательности должны происходить события.

Поэтому сначала самостоятельные рассказы должны быть небольшими и связанными с реальными или наглядными ситуациями. Это поможет ребенку оживать словарный запас, поднимет мотивацию к выполнению упражнения и облегчит задачу.

Самостоятельные рассказы можно готовить на следующие темы:

  • день, проведенный в детском саду;
  • впечатления, полученные от посещения какого-либо мероприятия;
  • прогулка в лесу или еще где-нибудь.

Итак, сегодня разработано и опробовано много эффективных методик и способов формирования связной речи у дошкольников в логопедической группе. Все эти методики строятся на постепенном усложнении работы. Дети все больше должны проявлять самостоятельности в составлении предложений.

В результате их уровень сформированности связной речи повышается, что пригождается для усвоения основных программ образования дошкольников в детском саду.

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»
Ссылка на основную публикацию