Логопедический проект ‘Азбука’

Логопедический проект “По дороге к азбуке”

Разделы: Логопедия

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

«По дороге к азбуке»

ГБОУ Школа №51 дошкольные группы

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Срок осуществления проекта

Сентябрь 2016 – май 2017

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта – создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта – комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ – 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе – 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем – 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % – считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % – видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % – не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Название проекта:

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

Слабые стороны ОУ:

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;
  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба
  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Действия по реализации задач

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

– индивидуальный образовательный маршрут.

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям .

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая – шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД .

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Творческий проект “Логопедическая азбука”
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Проект для детей старшей и подготовительной логопедической группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для старших дошкольников

Срок организации и реализации проекта:

сентябрь 2017 –май 2019гг.

творческий, групповой, индивидуальный.

долгосрочный – 2 года

Авторы, организаторы проекта:

учитель – логопед: Аникеева Наталья Александровна;

воспитатели: Илюшова Нина Анатольевна; Штабеева Валентина Петровна

Воспитанники группы и их родители

ЗАТО Шиханы, 2017

Для успешного овладения ребёнком грамотным чтением и письмом необходим определённый уровень сформированности предпосылок этих процессов, а именно –фонетико-фонематических процессов (звукопроизношение, звукоразличение,звуковая аналитико-синтетическая деятельность). Дети группы компенсирующей

направленности – дети с ОНР – в структуре дефекта имеют нарушение (недоразвитие) фонематического восприятия. Опыт работы показывает, что такие дети испытывают значительные затруднения в усвоении знаний, приобретении умений, необходимых для обучения грамоте в общеобразовательной школе. Это обусловлено некоторыми составляющими структуры ОНР:

Фонетическая сторона речи детей характеризуется наличием многочисленных искажений, замен и смешений звуков. Страдает звуконаполняемость слов, состоящих из звуков, даже не нуждающихся в коррекции.

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки изолированно и их употребления в спонтанной речи. Недостаточность фонематического восприятия является причиной неготовности к самостоятельному (в отличие от детей с нормой речи) овладению звуковым анализом и синтезом.

Задержка в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма, обусловленная клиническими причинами дефекта.

Недоразвитие оптико-пространственного восприятия, недостаточная сформированность слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, зрительно-

моторной координации (М.Е.Хватцев 1996г., И.Н.Садовникова – 1995г. и др.) не позволяет детям быстро запоминать буквы, количество и расположение их элементов, соотносить звук и букву.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией проявляющаяся в некритичном отношении ребенка к своему дефекту и слабой

мотивации к его устранению является препятствием получения речевых навыков и умений.

Перечисленные, нескомпенсированные в дошкольном детстве недостатки, в школе становятся причинами нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии.

В виду необходимости принятия мер по оптимизации процесса речевой

подготовки детей к школе решили разработать и реализовать в старшей и подготовительной логопедической группе образовательный проект «Логопедическая азбука»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТ А: Формирование фонетико-фонематических представлений и навыков как предпосылок грамотного чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Учить детей с нарушениями речи правильно произносить и дифференцировать в свободной речи звуки родного языка
  • Воспитывать у детей речевую мотивацию
  • Формировать у детей умения и навыки звуко-буквенного анализа
  • Способствовать развитию у детей творческих способностей
  • Привлекать родителей к активному участию в процессе овладением ребенком умениями и навыками в процессе обучения грамоте.

В ходе разработки проекта определили основные проектные направления работы по выбранной стороне речевой деятельности:

I. Формирование произносительных навыков:

  • Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация звуков)
  • Дифференциация смешиваемых звуков;

II. Формирование фонематических восприятия и представлений;

III. Развитие навыков и умений звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Определили следующие формы организаци и для реализации проекта:

  • Занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, постановке, автоматизации, дифференциации звуков, подготовке к обучению грамоте (индивидуальные, подгрупповые, групповые) – занятия с логопедом и воспитателем.
  • Свободная деятельность детей – игра.
  • Занятия с родителями дома (выполнение творческих работ)

1.Подготовительный этап – разработка проекта (сентябрь 2017г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2018г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2018).

1.Подготовительный этап – внесение корректив в проект (сентябрь 2018г.)

2.Технологический этап – основной (октябрь – май 2019г.)

3.Рефлексивный этап – результаты проекта (последняя неделя мая 2019).

Предполагаемые продукты проекта:

  • в старшей группе — общая книга «Азбука» со стихами, рисунками и картинками детей;
  • в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.

Предполагаемые ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ для каждого РЕБЁНКА в конце ПРОЕКТА:

  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
  • интересуется причинно-следственными связями и самостоятельно делает выводы
  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении
  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
  • может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности – навыки звуко-буквенного анализа
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, решения проблемы
  • демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов
  • готов к реализации самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной) в отношении «визуализации» букв
  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различны

Участие семьи в проекте:

  • Закрепление дома знаний детей, полученных на занятиях по звуковой культуре речи и обучению грамоте в заданиях к « Азбуке»
  • Выполнение заданий логопеда по коррекции звукопроизношения;
  • Обеспечение дома контроля правильной речи и воспитание самоконтроля у ребёнка;
  • Помощь ребёнку в выполнении творческих заданий проекта.

Старшая логопедическая группа

I этап. Подготовительный

I этап. Подготовительный

– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

– Определение дальнейших целей и задач проектной деятельности.
– Составление плана деятельности.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап Технологический

2 этап. Технологический

– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Подборка стихов о звуках и буквах.

– Вырезание картинок на данный звук.
– Консультация для педагогов «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».
– Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух»

– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Чтение и/или составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
– Подборка картинок, стихов о звуках и буквах.
– Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
– Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»;
– Консультации для родителей «

«Учим детей читать»

«Речевая готовность ребенка к школе»

3 этап. Рефлексивный

3 этап. Рефлексивный

– Презентация совместно сделанной книжки «Азбука»

Творческий проект для старших дошкольников «Логопедическая азбука»

Татьяна Бондаренко
Творческий проект для старших дошкольников «Логопедическая азбука»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проект «Логопедическая азбука»

Участники проекта: Дети старшей и подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий, групповой, индивидуальный.

Продолжительность: долгосрочный – с течение учебного года.

Результаты проекта:

• Знакомство детей с буквами и закрепления знаний о них.

• Формирование навыка звукобуквенного анализа.

• Развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.

• Развитие высших психических функций.

• Активное участие родителей в совместном творческо-познавательном процессе.

• Взаимодействие педагогов и родителей.

Обоснование актуальности проекта:

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей. Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:1. Целям и структуре коррекционной работы; 2. Интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже оценивают результаты своего труда.

Поэтому проект «логопедическая азбука», как нельзя лучше соответствует предполагаемым результатам коррекционно – развивающего обучения детей данного возраста.

Основная цель проекта:

Изучение детьми с ОНР звуков и букв русского алфавита, формирование предпосылок успешного обучения в школе.

Цели проекта:

1. Коррекционно-развивающие:

• Закрепление графического образа букв русского алфавита.

• Развитие фонематических процессов.

• Расширение словарного запаса.

• Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

• Развитие воображения и художественных способностей.

2. Образовательные:

• Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.

3. Воспитательные:

• Развитие самостоятельности, инициативности, умение работать в коллективе.

Задачи проекта:

• Сформировать у детей понимание того, что книга «Логопедическая азбука» источник знаний.

• Воспитывать интерес к азбуке и бережное отношение к ней.

• Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Этап: Подготовительный.

Основной целью которого является формирование мотивации к созданию «Логопедической азбуки» своими руками.

Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

2. Этап: Основной.

Основной этап проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов и закрепление зрительного образа букв.

Далее на каждую букву дается задание на развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.

Кроме того ребенку предлагается придумать слова, словосочетания и предложения на изучаемый звук. Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно:расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному, развитие языкового анализа и синтеза, слоговой анализ слов, усвоение правил написания предложений, развитие воображения.

3. Этап. Заключительный.

Когда все страницы заполнены, оформляется обложка, чтобы книга «Логопедическая азбука» выглядела как настоящая.

Предлагаемые мероприятия:

• Ежедневное закрепление пройденного материала.

• Мероприятие «Книжный доктор» с участием родителей.

• Организация экскурсии в городскую типографию.

• Организация мероприятия «Абвгдейка» среди воспитанников старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности.

«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука» Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Мини-проект «Собираемся в поход» для старших дошкольников Данный материал можно использовать при реализации летней программы. b]ПАСПОРТ МИНИПРОЕКТА «Собираемся в поход»[/b] Руководитель проекта:.

Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете» Педагогический проект для старших дошкольников «Новый год шагает по планете» Новый год – самый любимый праздник у детей и взрослых. Письма.

Проект «Красная книга ЕАО» для старших дошкольников Экологический проект «Красная книга ЕАО» (старший дошкольный возраст) Цель: сформировать у детей убеждение о бесценности природы родного.

Проект по ПДД для старших дошкольников «Красный, жёлтый, зеленый» МОУ «Архангельская СШ» группа дошкольного образования Проект по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» Сроки реализации:.

Проект «В царстве цветов» для старших дошкольников Характеристика проекта По классу – монопроект. По типу – социальный. По виду – воспитательно-образовательный. По форме – государственный.

Проект. Экологическая интеллектуальная игра для старших дошкольников «Экомир» Программное содержание: Говоря об экологическом образовании дошкольника, которое объединяет знания о природе, о жизни общества и ощущение.

Творческий проект «Азбука потешек» Творческий проект «Азбука потешек» Пояснительная записка Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми.

Творческий проект «Дорожная азбука в рисунках детей и их родителей» Актуальность проекта Для ребенка, начинающего осознавать окружающий мир, постоянным примером становится поведение взрослого, поэтому в целях.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Закрепить знания детей о звуках, буквах.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта:
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
– Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
– Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
– Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
– Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление наглядно-дидактического пособия “Королевство звуков и букв”
Создание сборника стихов о буквах и звуках.
Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.

1 этап. Подготовительный
– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Составление плана деятельности.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Создание центра по обучению грамоте.
– Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной
– Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»
– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
– Промежуточная диагностика детей.
– Подборка стихов о звуках и буквах.
– Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
– Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.
– Семинар – практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
– Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»

3 этап. Заключительный
– Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
– Презентация сборника сказок о звуках и буквах.
– Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.

4. Портрет Гласика (характеристика звука).
5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).
6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах).
8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы)
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Знакомство с согласными звуками
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа.
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Портрет Согласика (характеристика звука).
4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического воспри¬ятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).
5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах).
7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
8 *. Знакомство с младшим братом Согласика.
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы).
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Дифференциация звуков и букв
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы), наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)
4. Портреты звуковичков (характеристика звуков).
5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)
6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
8. Игра «Найди буквы».
9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).
10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.)

Сказка «Королевство звуков и букв»
Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки.

«Подружим звуковичков»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился.

«Звуковички поссорились»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит слог га. Дети называют первый и второй звук.

«Поможем ежику»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками.
Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.

«Веселый автобус»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки.
Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Веселый грузовик»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки.
Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з].

«Подари подарки Согласикам»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.

«Подари звуковичку слово»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичка.
Дети называют слова, в которых есть определенный звук.

«Веселый поезд»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки.
Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

«Подари подарки буквам»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: изображения букв, предметные картинки.
Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К.

«Прятки»
Цель: Развитие зрительного внима¬ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Оборудование: изображения букв.
Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.

Вывод:
Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви¬тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Логопедический проект «Логопедическая азбука»

автор: Анисимова Анна Михайловна

учитель-логопед МДОУ ВМР «Детский сад № 15 «Лужок» г Вольска Саратовской области»

Логопедический проект «Логопедическая азбука»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проект «Логопедическая азбука»

Участники проекта : Дети , учитель – логопед, воспитатели, родители.

Тип проекта: творческий, групповой, индивидуальный.

  • Знакомство детей с буквами и закрепления знаний о них.
  • Формирование навыка звукобуквенного анализа.
  • Развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.
  • Развитие высших психических функций.
  • Активное участие родителей в совместном творческо-познавательном процессе.
  • Взаимодействие педагогов и родителей.

Обоснование актуальности проекта:

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей. Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. Целям и структуре коррекционной работы;
  2. Интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже оценивают результаты своего труда.

Поэтому проект «логопедическая азбука» как нельзя лучше соответствует предполагаемым результатам коррекционно — развивающего обучения детей данного возраста.

Основная цель проекта:

Изучение детьми с ОНР звуков и букв русского алфавита, формирование предпосылок успешного обучения в школе.

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Закрепление графического образа букв русского алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.
  1. Образовательные :
  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  1. Воспитательные:
  • Развитие самостоятельности, инициативности, умение работать в коллективе.
  • Сформировать у детей понимание того, что книга «Логопедическая азбука» источник знаний.
  • Воспитывать интерес к азбуке и бережное отношение к ней.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Этапы работы над проектом

Основной целью которого является формирование мотивации к созданию «Логопедической азбуки» своими руками.

Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

Основной этап проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов и закрепление зрительного образа букв.

Далее на каждую букву дается задание на развитие мелкой моторики и графо – моторных навыков.

Кроме того ребенку предлагается придумать слова, словосочетания и предложения на изучаемый звук.

Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно: расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному, развитие языкового анализа и синтеза, слоговой анализ слов, усвоение правил написания предложений, развитие воображения.

Когда все страницы заполнены, оформляется обложка, чтобы книга «Логопедическая азбука» выглядела как настоящая.

  • Ежедневное закрепление пройденного материала.

выставление рекомендаций для родителей на изучаемую букву.

  • Организация итогового мероприятия «Абвгдейка» для воспитанников группы компенсирующей направленности и их родителей.

Для более успешного изучения и запоминания детьми букв, предлагаем поучаствовать вам и вашим детям в логопедическом проекте «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА».

На каждую изучаемую букву вам, вместе с ребенком, предлагается на альбомном листе сделать ее необычно, но понятно из любого материала:

фасоли, гороха, гречки…..

написать короткое стихотворение про букву, наклеить/нарисовать несколько словкартинок на данный звук.

В конце года все работы соединятся в одну большую азбуку и будет проведено итоговое занятие с выполненными заданиями.

проект “Моя волшебная буква”

ср., 18.03.2015

Тамаразова Юлия Николаевна,

МАДОУ ДС КВ “Ручеёк”

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем.

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

– формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– определять отличия в названиях картинок.

– определять место заданного звука в слова.

– подбирать слова с заданным звуком.

– формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

– формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

– способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

– повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

– привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

– Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

– Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: “Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

– Выделение ударной гласной в слове.

– Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

– Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

– Включение родителей в коррекционный процесс

1 этап – подготовительный (информационно – аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

– сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

– за тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

– следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

– презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

Содержание и деятельность проекта:

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
– Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
– Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
– Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

– Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
– Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
– Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
– Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
– Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
– Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
– Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
– Презентация индивидуальных книжек – малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
– Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Читайте также:  Формирование русского языка в условиях двуязычия
Ссылка на основную публикацию