Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Мария Сафина
Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Метод массажа в коррекции речевых нарушений.

Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде тяжёлых речевых нарушений, используется достаточно давно. Однако данный метод недостаточно внедрён в широкую логопедическую практику, хотя и целесообразность выполнения логопедического массажа, особенно при таких тяжёлых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание, у большинства специалистов не вызывает сомнения.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, что, в свою очередь, способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Существует несколько видов логопедического массажа:

ручной классический массаж;

массаж рефлексогенных зон (воздействие на которые вызывает те или иные специфические безусловные рефлексы);

самомассаж;

искусственная локальная контрастотермия (гипотермия) – ИЛК (Г) (воздействие низкотемпературными и высокотемпературными агентами на мышцы артикуляционного аппарата);

дифференцированный массаж;

Массаж показан детям, имеющим следующие речевые расстройства:

дизартрия, в том числе её стёртые формы;

ЗРР неясного генеза;

нарушения голоса (не связанные с органикой);

инфантильный тип глотания.

Противопоказаниями к проведению логопедического массажа являются:

любые соматические или инфекционные заболевания в остром периоде (конъюнктивиты, гингивиты, стоматиты и т. д.);

острые и хронические заболевания кожных покровов;

наличие герпеса на губах (другие инфекции полости рта);

увеличение лимфатических узлов;

повышенная температура тела, учащение пульса;

болезни крови и сосудов;

Основные цели логопедического массажа:

нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);

стимуляция проприоцептивных ощущений (кинестетических ощущений, отражающих движения и относительное положение губ, языка в пространстве, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах);

увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;

формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, после чего ставит вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

Логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача и с разрешения родителей. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики. Однако, даже при наличии медицинского заключения, логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц и определить тактику массажа.

Логопед определяет состояние мышц:

верхней половины туловища;

Диагностика проводится путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. На основании предварительной диагностики специалист составляет комплекс массажных приёмов, выстраивает последовательность, методику их проведения и дозировку и только после этого приступает к массажу.

При выполнении массажа логопед руководствуется общими рекомендациями к его проведению.

Перед началом процедуры ребёнок должен принять правильную позу – позу покоя. Это способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание:

массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно; под головой ребёнка – небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток;

полусидя в кресле с высоким подголовником.

Логопед также должен принять удобную позу при проведении массажа.

Основные массажные приёмы:

поглаживание (поверхностное воздействие на кожу; при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, происходит регуляция дыхания);

растирание (выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область; при этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц);

разминание (максимально активизирует работу мышц; в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция);

вибрация и поколачивание (сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает).

Каждый массажный приём обязательно заканчивается поглаживанием!

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:

при пониженном тонусе речевой мускулатуры используется активизирующий массаж (выбираются соответствующие приёмы);

при повышенном тонусе используется расслабляющий массаж;

при неоднородном распределении мышечного тонуса выполняется дифференцированный массаж.

Активизирующий логопедический массаж.

выполняется при пониженном мышечном тонусе;

продолжительность сеанса от 5` до 15`;

выполняется в первой половине дня;

движения рук логопеда достаточно ритмичны (2 и более движений в 1“);

основные приёмы – поглаживание, чередующееся с растиранием, разминанием, сильной вибрацией;

последовательность воздействия на массируемые области:

элементы массажа можно использовать во время артикуляционной гимнастики.

Расслабляющий логопедический массаж.

выполняется при повышенном мышечном тонусе;

продолжительность сеанса от15` до 30`;

выполняется перед сном – дневным или вечерним;

выполняется в медленном темпе (1движение в 1“);

основные приёмы – поглаживание и лёгкая вибрация;

строгая последовательность воздействия на массируемые области:

• шея с боков и грудь

• лицо снизу (1-2-3массажные линии)

• круговая мышца рта и носогубная складка

Также в логопедической практике применяют массаж мягкого нёба (направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно – глоточного рефлекса; данный массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц, массаж уздечки языка (в случае укорочения уздечки прибегают к массажным движениям, способствующим её растяжению).

Часто логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия и проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой. Также может быть использован в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями при формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния.

Прикреплённые файлы:

metod-masazha-v-korekci-rechevyh-narushenii_fhcie.pptx | 3945,25 Кб

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений Слайд 2. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений» Слайд 3. «Движения руки всегда тесно связано с речью.

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п. Они воздействуют на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazh_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

ЯГКУ СО ЯО Реабилитационный центр «Здоровье» для детей

и подростков с ограниченными возможностями

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Сергеева Екатерина Витальевна

Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых нарушений

1.1. Страницы массажной летописи………………………………………………………. 3

1.2. Физиологическое действие массажа……………………………………………………6

1.3. Основные цели логопедического массажа и его значение в коррекции речевых нарушений………………………………………………………………………………..…. 7

Глава 2. Методики и техники логопедического массажа

2.1. Виды массажа, используемые в логопедической практике………………………. 8

2.2. Гигиенические основы проведения логопедического массажа……………………..10

2.3. Основные приёмы классического массажа………………………. …………………12

2.4. Основные методы сегментарно- рефлекторного массажа…………………………. 14

2.5. Методика использования точечного массажа………………………………. ………15

2.6. Использование самомассажа в логопедической практике………..…………………17

2.7. Логопедическая гимнастика (пассивная, активная)………………………………….18

Здоровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Всемирная организация здравоохранения.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число логопедических групп в ДОУ, коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемых результатов.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В последние несколько десятилетий западные и российские исследователи проявляют повышенный интерес к новым нетрадиционным технологиям, которые широко используются: (в том числе и в логопедии) фитотерапия, звукотерапия, музыкотерапия, массаж и т.п. Они воздействуют на процессы происходящие в организме ребенка (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество его речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющие основную роль в речедвигательном процессе.

В современной логопедии массаж применяется при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия (при которой отмечается паретичность артикуляционной и мимической мускулатуры), ринолалия, заикание, а также при поведенческих проблемах, которыми страдает большинство детей с речевой патологией.

Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б.Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Несмотря на то, что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени очень мало учебных пособий, представляющих логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.

Обучение специализированному логопедическому массажу не носит целенаправленного, систематизированного характера. Известно, что многие логопеды, работающие в социально – педагогических учреждениях, не достаточно грамотно владеют приёмами логопедического массажа так как, не имеют возможности получить квалифицированных знаний в этой области. А это значит, что дети с такими сложными речевыми диагнозами как дизартрия, ринолалия, заикание – лишены такого эффективного метода, как логопедический массаж. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Актуальность выбранной темы вызвана необходимостью систематизировать и целенаправленно применять логопедический массаж в практической деятельности, с целью повышения уровня логопедического воздействия в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.

ГЛАВА 1 . Метод массажа в коррекции речевых нарушений.

1.1.Страницы массажной летописи

Целью данной главы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх.

Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. Письмена древних индусов рассказывают, что в 1000 году до н. э. на территории Непала существовали медицинские школы, в которых обучались этому методу врачевания.

Заимствовали его у индусов и китайцы. Но их массаж отличался от индийского включением приемов с применением растягивания суставов. Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг-фу» появилась в 2698 году до н. э. в Китае. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где массаж изучался как обязательная дисциплина. В каждой провинции Древнего Китая имелись врачебно-гимнастические школы, в которых готовили врачей – «таоссе», практикующих массаж и гимнастику. В XVI веке была издана энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» (64 тома). В ней изложены техника и методика китайского массажа, систематизированы приемы.

Известно, что массаж с XII века до н. э. использовали в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют сохранившиеся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах..

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие врачи Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей является Геродикос (484— 425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древнеримскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н. э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.)

Своеобразный массаж практиковался и у славянских народов. Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма. (По свидетельству современников, древние славяне, жившие в условиях сурового климата, отличались крепким здоровьем.)

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли М.К.Барсов, И.В.Заблудовский, В.В.Гамолицкий, Е.Н.Залесова, Н. И.Рачинский, В.К.Крамаренко, К.Г.Соловьев, И. П. Каллистов, А. В. Янченко, И. М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество легенд о возникновении точечного массажа, достоверность которых до сих пор не доказана. Но известно, что около 5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим путем обнаружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезновению болезненных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуанди-ней цзин, III в. до н. э.). Этот метод, основанный на философских принципах перемещения жизненной энергии ци (чи), называется «чжень-цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек» (Ван Вэй-и 600 активных точек).

Древнейшие литературные источники свидетельствуют о том, что точечный массаж был широко распространен в Китае, Корее и других странах Востока уже в I—II веках, а с VIII века был признан официально.

Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от миссионеров и путешественников лишь в XIII веке. Восточный метод массажа на европейской почве приживался трудно. По-настоящему им заинтересовались только в XIX веке. В России первые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX—начала XX века (П.Г.Чаруховский, 1828; А. А. Татаринова, 1853; П. А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я.Виолина, 1903; В.В.Корсаков, 1928). Серьезное изучение и применение этого метода в нашей стране началось с 1957 года. В XX веке не только совершенствовались методы акупунктуры, но и получили развитие новые системы воздействия на определенные активные точки (зоны), в том числе на зоны ушной раковины (Эрчжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су-джок, Ч. В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как метод естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Она, вероятно, так же стара, как акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии веков образовали систему приемов массажа рефлексогенных зон.

В гробнице египетского врача из Саккары на стене изображена сцена массажа рефлексогенных зон на стопах и кистях человека.

Индейцы при лечении больного органа применяли массирование стопы. Может быть, им уже с давних времен была известна концепция рефлексогенных зон, но возможно, ее применяли и неосознанно.

Труд американского врача Н. Фицджеральда (1872—1942) «Терапия зон» (1917) послужил фундаментом для существующей сегодня столь эффективной и плодотворной терапии рефлексогенных зон.

Другой американский врач, Д. Рейли, открыл терапевтические возможности этого метода. Ученица Рейли — Юника Ингам, интенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных зон того времени.

Из Америки этот метод распространился в немецкоязычные страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапевтов и целителей во всем мире.

Массаж рефлексогенных зон является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма.

О влиянии массажа рефлексогенных зон существует много различных мнений, но во всех подчеркивается связь между подлежащими воздействию зонами (стопы, кисти рук, уши, волосистая часть головы и т.д.) и общими процессами, происходящими в организме человека. Об этой связи известно еще с древних времен из учения об энергиях китайской медицинской философии. Поскольку, например, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний, то объяснение, что после воздействия массажа на эти зоны приходят в возбуждение связанные с ними функции тела и органов, звучит достаточно убедительно.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткачева, В. И. Дубровский и др. В. И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений.

Логопедический массаж: — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Показания к применению массажа в логопедической практике

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического маcсажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Физиологическое действие массажа

Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфои кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлении активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основные цели логопедического массажа:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
  • аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у
  • которых имелась недостаточная сократительная активность;
  • формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на системы лимфообращения и кровообращения, следовательно, улучшает питание мышц и тканей, повышает обменные процессы. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность. Под влиянием массажа расширяются каппиляры, что увеличивает газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей).

Целью логопедического массажа при речевых расстройствах является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи является:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; – стимуляция положительных кинестезии;
  • улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  • активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник , который владеет техникой логопедического массажа, т. е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

  • Существует несколько видов массажа в логопедической практике: дифференцированный или классический массаж (укрепляющий или расслабляющий),
  • массаж биологически активных точек (БАТ),
  • массаж с использованием логопедических зондов, шпателей, вибромассажеров,
  • самомассаж.

Назначает логопедический массаж обычно логопед или невропатолог после обследования ребенка. Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Показания для проведения логопедического массажа – различные виды речевых патологий такие как: дислалия, дизартрия, стертая дизартрия, алалия, ринолалия, ОНР, заикание, логоневрозы, дисграфия, аграфия, дислексия, афазии.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен качественно обследовать ребенка и выяснить какой именно вид массажа необходимо проводить, объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей, можно сопровождать массаж приятной классической музыкой или детскими песенками из известных мультфильмов. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры могут быть короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Продолжительность сеанса массажа 15-20 минут один раз в день. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения. Положение ребенка при массаже должно быть максимально удобным и естественным (лучше лёжа). Родители должны помнить, что при всех положительных сторонах логопедического массажа он не является панацеей для исправления речевых недостатков. Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только при совместной работе логопеда с родителями и регулярных занятий исправление нарушений будет эффективно.

Нельзя забывать о том, что при всех огромных плюсах есть и противопоказания:

  • гематомы на массируемом участке тела
  • активная форма туберкулеза
  • болезни крови и капилляров
  • тромбоз сосудов
  • острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
  • онкологические заболевания
  • инфекционные раны
  • фурункулез
  • ОРЗ
  • гиперчувствительность
  • эпилепсия
  • если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.
  • гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка.

Перед началом процедура массажа необходимо подготовиться: температура комнаты должно быть 18-20 градусов, положить ребенка следует на ровную поверхность можно на стол таким образом, чтобы был свободный доступ к изголовью. Следует запастись одноразовыми медицинскими перчатками, тряпичными платками или салфетками для массажа внутри ротовой полости, пеленкой для укрывания ребенка, массажным маслом для активизирующего массажа и детской присыпкой для расслабляющего массажа.

Необходимо усвоить несколько основных приемов , которые зависят от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:

  • поглаживание (поверхностное, глубокое, обхватывающее);
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрация и поколачивание;
  • плотное нажатие.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются активизирующий вид массажа: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

  • движения должны быть ритмичными; основной приём – поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией
  • сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно
  • на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа
  • последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется так называемый расслабляющий массаж. В основном это поглаживание и легкая вибрация.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем. В результате массажа улучшается мозговое кровообращение, нормализуются процессы метаболизма, что существенно воздействует на многие психические процессы (память, внимание, скорость протекания мыслительной деятельности, речевую активность в целом и т.д.) Особое значение это имеет для детей с задержкой речевого и психического развития.

В целом, массаж оказывает разностороннее влияние на организм, прежде всего на нервную систему -гармонизируя и регулируя её деятельность.

Детский логопедический массаж для развития речи

Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Особенности логопедического массажа дома

Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

  1. Работайте в проветренном помещении.
  2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
  3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
  4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
  5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
  6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
  7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
  8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

Техники логомассажа

Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

Логопедический массаж лица для детей

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Логопедический массаж ложками

Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

Самомассаж

Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

Зондовый логопедический массаж

Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.

Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

Настроение — главный помощник логомассажа

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Портал педагога

Автор: Вишнякова Светлана Зинятулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “ЦРР-детский сад”Радуга”
Населённый пункт: Вейделевка.Белгородской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы .
Тема: “Применение логопедического самомассажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов”.
Дата публикации: 06.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Из опыта работы

Вишняковой Светланы Зинятулловны учителя – логопеда

МДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга»

Тема опыта: «Применение логопедического

самомассажа как одного из актуальных методов

современной логопедии с целью повышения

эффективности коррекции речевых нарушений у детей-

опыта работы учителя – логопеда

Вишняковой Светланы Зинятулловны

Сведения об авторе.

Вишнякова Светлана Зинятулловна

Образование: высшее, окончила Московский государственный заочный

педагогический институт в 1983 году, специализация: «Дефектология»

Специальность по диплому: учитель вспомогательной школы

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад «Радуга»

Должность: учитель – логопед

Педагогический стаж: 39лет

Стаж работы в занимаемой должности: 11лет

Награды: значок «Отличник народного просвещения»

г.Москва №128,20.05.1996 года

методов современной логопедии с целью повышения эффективности

Уровень обобщения опыта: дошкольный

Те м а : «Применение

эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

Цель обобщения опыта:

Развить методику массажа, направленную на

к о р р е к ц и ю

н а р у ш е н и й ,

з а к л ю ч а ю щ у ю с я

функциональные системы ребенка.

изучение и распространение положительного, результативного опыта

Условия формирования опыта.

Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой

обобщённую систему работы по применению элементов логопедического

массажа на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-

развивающих занятиях с детьми логопункта и детьми группы

компенсирующей направленности . Я считаю, что в настоящее время

педагоги просто не могут не использовать в своей ежедневной работе

здоровьесберегающие технологии. У учителей-логопедов одной из таких

технологий является логопедический массаж и самомассаж.

Массаж артикуляционного аппарата и

артикуляционные упражнения не только

улучшают двигательную функцию от-

стающих систем мозга, но и вовлекают в

работу близлежащие мозговые системы.

Условия возникновения и становления опыта.

Я работаю учителем-логопедом на логопункте давно, но с самого начала

своего творческого пути в этой интереснейшей и очень полезной профессии

я искала технологии, с помощью которых можно ускорить процесс

коррекционной работы, а именно, быстрее поставить звуки,

автоматизировать их и ввести в спонтанную речь. Конечно, все

логопедические технологии: и артикуляционная гимнастика, и пальчиковая

гимнастика, и дыхательные техники и многие другие актуальны и

эффективны. Но бывают ситуации, когда ребёнок на занятии с логопедом

старается, практически всё выполняет, а эффективность от занятий низкая.

Получается, что не всё зависит от ребёнка и его желания и стараний. Что-то

ещё тормозит коррекционный процесс и не даёт логопеду добиться стойкой

положительной динамики. В логопедические занятия с детьми я всегда

включала элементы массажа: это был самомассаж лица и ручек. Эти

приёмы в комплексном воздействии на речевую патологию эффективны в

Чтобы применять на практике эту современную эффективную технологию,

я прошла дистанционные курсы логопедического массажа в городе

Волгограде по программе «Логомассаж: метод и технологии

коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и

На своих занятиях использую различные виды логомассажа. В

сложных случаях, знакомлю родителей с методикой и техникой

логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в

домашних условиях. Данная методика оказалась очень эффективной.

Намного быстрее ставятся звуки и происходит их автоматизация и

дальнейшее введение в спонтанную речь.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность данного опыта вызвана тем, что в последние годы

отмечается неуклонный рост количества детей с проблемами речи и

недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.

Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой

патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный

подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и

соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях

таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие

как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных,

например, элементов логопедического массажа.

Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной)

коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой

патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении,

что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым

профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка,

можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии

воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно,

являются традиционные педагогические методы, но с обязательным

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют

возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с

ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной

комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в

комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка

память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние

нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости,

улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного

организма — соматическое состояние.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-

оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые

осуществляются логопедом с участием других специалистов, службы

Читайте также:  Летний образовательный проект 'Цветочная азбука'
Ссылка на основную публикацию