Логопедический досуг Скоро в школу!

Выпускной для логопедической группы в детском саду: сценарий

Сценарий выпускного праздника для детей логопедической группы ОНР.( 5 девочек и 12 мальчиков)

Герои: Василиса Премудрая, Баба-Яга, Ягусик.

Муз. рук- ль: Ну что ж друзья настал тот час,

Который все так ждали.

Мы собрались в последний раз

В уютном, светлом зале.

Очень взволнован сегодня детсад:

В школу своих провожает ребят.

Много народа на празднике,

Дайте дорогу- идут первоклассники.

( под музыку входят дети )

———— вход-перестроение « Super Trouper» (инструментал) ———

( в конце перестроения дети выстраиваются полукругом)

  1. Мы в детский сад ходили

В просторный светлый, дом.

Где каждый уголочек

Нам близок и знаком.

  1. Нам радостно здесь было

Играть и заниматься.

Немножко грустно стало

Пришла пора прощаться.

  1. Нас школа ожидает

Букварь и первый класс.

Но мы вам обещаем

Что не забудем вас.

———-Песня « Мы теперь- ученики»———-

  1. Был нам сад любимым домом

Согревал своим теплом.

И не раз ещё мы вспомним

О тебе, детсад потом.

  1. Знаем в группе на окошке

Каждый комнатный цветок.

В землю бережно сажали

Нежный, тоненький росток.

  1. Накрывали стол к обеду

И в альбомах рисовали

Дом, деревья и рассвет.

  1. Здесь строителями были

Докторами и портными.

В нашей спальне сотни раз

Отдыхали в тихий час.

  1. И не раз, в часы досуга,

Сидя тихо на ковре.

Вместе с книгой мы бывали

В доброй, сказочной стране.

  1. В сентябре другие дети

В группу добрую придут.

Ну а мы закроем двери

Нас дела большие ждут.

  1. Детский сад наш, до свиданья

Наш родной, любимый дом.

Споём тебе мы на прощанье

Мы малой Родиной тебя зовём.

———-Песня « Детсадовская песенка»———-

(Дети садятся на места.)

Ведущий: Кто-то в нашу дверь стучится,

А войти сюда боится,

Я пойду и погляжу,

А потом вам расскажу. ( подходит к выходу)

Я прошу у всех тишины,

К нам в гости идут малыши.

Ведь такими же, ребята

Вы в детский сад пришли когда-то.

( Под музыку «Топ-топ, топает малыш» входят дети и воспитатель из 1 младшей группы, встают лицом к выпускникам.)

Воспитатель: Вы встретить нас не ожидали?
В страну малышек вы попали.
Когда вы маленькими были
И вы в стране такой же жили.
Теперь вы выросли и скоро
Для вас откроют двери школы,
Ну а малышки, на прощанье,
Сейчас вам скажут «До свидания»!

Малыши читают стихи:

1. Мы – ребята, малыши,
Всех поздравить вас пришли.
В первый класс вы поступайте,
Детский сад не забывайте.

2. Мы забавные, смешные,
Были ведь и вы такими,
Мы немножко подрастем
Тоже в школу к вам придем.

( Прощаются и уходят)

(Под музыку «Усатый нянь» входят воспитатель и дети 2 младшей группы )

Воспитатель: А сейчас вы не такие,
Вы уже совсем большие.
Мы пришли поздравить вас
С переходом в первый класс!

Реб.: Просим вас мы от души
Так учиться в школе,
Чтобы вами детский сад
Был всегда доволен.

Реб.: До свидания! До свидания!
Разрешите на прощанье

Всем нам вместе пожелать:
«Детский сад не забывать!»

Воспитатель: Для вас наши девочки хотят исполнить песню.

———-Песня «Мордовские матрешки» Н.Сураева- Королева————-

(уходят)
(Под музыку «Усатый нянь» входят девочки средней группы )

Реб: Вы уже совсем большие, вы красивы и умны,
Чтоб до вас нам дотянуться, на носочки встать должны! (приподнимаются на носки)

Реб: Желаем вам учиться, пятерки получать
Свой садик любимый вовек не забывать.

Вед: Ой, ребята, тише-тише….

Кто-то к нам еще спешит.

(входит Василиса Премудрая)

Василиса: Здравствуйте, мои друзья! Рада встрече с вами я!

В гости вы меня не ждали, но, конечно же, узнали!

Василиса я, девица, всем премудростям царица! О вашем празднике я узнала и вот такой портфель волшебный для вас собрала!(показывает портфель)

Но портфель к Кощею попал, и Кощей его заколдовал!

Замкнул на 5 замков без ключей портфель

Как портфель расколдовать, как нам праздник продолжать?

Только знания мои не помогут тут, увы…

ВАША помощь здесь нужна, вы поможете, друзья?

Вед: Ребята, если выполним заданья, то разрушим заклинанье!

Знаний, сил не пожалеем и портфель открыть сумеем!

Чтобы первый снять замок, нужно выполнить урок:

(Подходит к замку, вынимает из дужки записку)

Вед: Вот заданья от Кощея, все их выполним скорее!

Ведущая читает: 1) Вы должны открыть таланты у родителей своих

Выступают ваши мамы, просим вас послушать их!

(Василиса надевает мамам платочки на голову, мамы исполняют Кадриль)

Василиса : Ай да мамы! Молодцы, станцевали от души!

Но ответьте без прикрас – ключ волшебный есть у вас?

Мама : Ключ волшебный есть у нас! Отдадим его сейчас!

Коль доказать сумеете, что вы читать умеете!

Воспитатель: Доказать сумеем всем, что читаем без проблем!

И не просто так читаем, даже слоги составляем!

(Снимают первый замок)

Василиса: Вот и первый снят замок, ждет нас следующий урок!

(Достает задание из следующего замочка)

Василиса: Что же нам Кощей еще задал?

Читает: 2) « Много танцев есть на свете, танцевать умеют дети?

Не гопак, и не вальс, станцевать прошу я вас»

Ведущая: Наши ребята-молодцы, станцуют польку от души!

————Танец- полька «Воздушный поцелуй» Т.Суворовой——————

(Василиса открывает второй замок)

Василиса: Вы отлично постарались, вот уж три замка осталось…

Но сначала вам чуть-чуть предлагаю отдохнуть!

Посидеть, да помечтать, и на музыкальных инструментах поиграть!

Ой! А где же это я музыкальные инструменты оставила? Наверное, в коридоре! Ну, ничего! Вы тут тихонько посидите, а я быстро за ними сейчас схожу!

(В другую дверь забегает внук Бабы Яги – Ягусик, садится на стульчик посреди зала, обхватывает голову руками

Под музыку на метле влетает Баба Яга)

Баба Яга: Фу ты, батюшки, устала, наконец-то прискакала!

Ой, внучок мой здесь, Ягусик! Только он какой-то грустный!

(Баба Яга подходит к Ягусику)

Баба Яга: Ты чего-то сам не свой, не румяный, не живой!

Может, кто тебя обидел, Чуду-Юду где увидел?

Али толком не поел, али, может, заболел?

Ягусик: Не, бабуля, я здоров! Не боюся я врагов

Только грустно одному, отчего, я не пойму…

Может, в школу записаться? Буду там я заниматься..

Я портфель хочу, бабуся. Принеси его, Ягуся!

Яга: Ты, внучок, никак подрос? Коль с меня такой вот спрос…

Я без школы триста лет – никакой печали нет!

Лучше ты зверей шугай, да народ в лесу пугай!

Вот призвание твоё! Ах ты, горюшко моё!

Ягусик : Я сказал – хочу учиться! Без науки не годится!

Обыщи хоть сто земель, а достань ты мне портфель!

Яга (вздыхает): Ох уж эта молодежь! Ладно, будет, подождешь!

Слышишь, музыка слышна? Так, проверить я должна,

Почему здесь веселятся, что за повод забавляться?

Ведущая: Вовремя пришли, как раз, праздник в садике у нас!

Мы дошкольников сегодня провожаем в первый класс!

Яга: Веселитесь, значит тут? Щас печаль-то наведу!

Ох, внучок-то мой смурно-о-ой! Хоть совсем и не больно-о-ой!

А у вас портфель-то есть? А не то могу вас съесть!

Ведущая : Ты зачем детей пугаешь, веселиться нам мешаешь?

Яга : Ну так это я, шутя, не сердитесь на меня!

(жалобно) – Вы портфель-то мне б отдали, да веселье продолжали!

Ведущая: Так отдать-то – пустяки! Да закрыт он на замки!

А зачем тебе портфель?

Яга: Чтоб внучок повеселел!

Хочет в школе он учиться, я готова поручиться:

Очень умный – спасу нет! Не найдешь таких сто лет!

Ведущая: Ну так пусть идет сюда! Если в этом вся беда…

С нами пусть он веселится, и зачем тебе сердиться?

Яга: Ягусик, поди сюда, детка!

Ягусик: Что, бабулечка, звала? Расскажи-ка, как дела?

Раздобыла мне портфель? Нет? Пойду скучать под ель!

Яга:Ты внучок не егозись, а с ребятами садись,

Покажи свое уменье, может быть потом, в ученьи

Пригодится опосля, ведь учила я тебя!

Вот, цифры учила показывать, покажи, не стесняйся!

Единица! Восьмерка! Вот молодец!

Ведущая: Ну, и мы так умеем, правда, ребята? Покажем?

Ведущая: Ну что ж, с помощью Ягусика попробуем открыть третий замок!

(Баба Яга достает из дужки третьего замка задание, читает)

Баба Яга: Тут загадки. Непростые. Все отгадки в них чудные!

Из волшебных сказок загадки без подсказок! Вы гости не сидите, нам с ребятами помогите.

1. На чем летает Баба Яга? (метла, ступа)

2. Чем машут волшебники, когда произносят заклинание? (волшебной палочкой)

3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках летает? (ковер-самолет)

4. Если она лежит на столе, еда появляется сама? (скатерть-самобранка)

5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро (сапоги-скороходы)

6. Она всех может сделать невидимыми (шапка-невидимка)

7. С ее помощью творили чудеса Старик Хоттабыч, Карабас-Барабас, Черномор (борода)

8. В ней жил джинн, друг Алладина ( лампа)

Баба Яга: Вы, ребята, молодцы, все сплошные мудрецы!

Благодаря моему внучку отгадали все загадки!

Одолели вы урок, открыт еще один замок!

Ну что, Ягусик, останешься с детьми? И в школу вместе с ними пойдешь? (Ягусик отвечает)

Ну, хорошо, так тому и быть!

С вами мне пора прощаться, в лес дремучий возвращаться

Вам желаю не лениться, на пятерки лишь учиться!

(Баба Яга улетает под музыку)

(В другую дверь заходит Василиса с музыкальными инструментами)

Василиса: О! Я смотрю, у вас появился товарищ! Да вы еще один замок сами открыли! Какие молодцы! Давайте посмотрим, какое там Кощей придумал для нас четвертое задание?

(Достает из дужки замка записку, читает)

Чтоб замок четвертый снять, нужно музыку сыграть

А я как раз вам инструменты музыкальные принесла!

Воспитатель( или ребенок): Инструментов много знаем, с удовольствием играем.

Выходите, оркестранты, покажите свои таланты.

(Василиса открывает четвертый замок)

Ждет еще замок ключа, что же делать нам, друзья?

Ведь замок-то с хитрецой, да еще такой большой!

Прочитайте поскорей, что там выдумал Кощей?

(Дает читать записку кому-то из родителей )

Родитель: Пора поставить в деле точку! Помогут папины вам дочки!

Ведущая: Мы, кажется, догадываемся, в чем тут дело! Это же такой танец! Выходите, папины дочки. Покажите свое умение!

———-ТАНЕЦ девочек с игрушками « Детство » Ю. Шатунов——

Танцуют девочки из группы с медведями, у самой маленькой — самый большой медведь, у которого висит на шее большой ключ от последнего замка.)

Вед: ( замечает ключ, открывает замок): Вот и последний замок открыт.

Василиса: Давайте вместе откроем последний замок и посмотрим, что же лежит в портфеле?

(Открывают портфель, там лежит колокольчик)

Ведущая: Ой, колокольчик! Что бы это значило? Да еще и маленькие колокольчики здесь!

(Раздают детям маленькие колокольчики, те сначала звенят ими, затем прикрепляют их на одежду.)

Ведущая: Я, кажется, поняла. Скоро будут вас, ребята, называть «ученики»!

Ждут вас школьные уроки, переменки и звонки!

Пусть же самый первый школьный звонок прозвенит для вас прямо сейчас!(звенит в большой колокольчик)

(Раздают детям маленькие колокольчики, те сначала звенят ими, затем прикрепляют их на одежду.)

Ведущая: Вот и прозвучал для вас первый звонок вашей новой жизни! Пройдет лето, наступит осень, и 1 сентября вы пойдете в школу!

Ягусик:И я пойду?

Ведущая — И ты пойдешь!

Ягусик: А портфель?

Василиса: Мы дарим тебе этот портфель! И 1 сентября, ты вместе с другими детьми пойдешь в школу учиться.

Василиса: Что ж, дети, я помогла вам открыть портфель, а теперь должна возвращаться в сказку! До свидания, до новых встреч! Удачи вам! (уходит с Ягусиком)

Ведущая: Все игры сыграны, все песни спеты.
Окончен праздник, в добрый путь, друзья.
Удачи в школе, смелости, терпенья
Желает вам детсадовцев семья.

(Выходят все воспитатели, муз.руководитель, логопеды, физ.инструктор, встают в линеечку.)

Воспитатель: Не день, не два, а много лет
Ходил ты в детский сад.
Встречал в дороге ты рассвет
И провожал закат.

Воспитатель: Тебя любили, берегли,
Чтоб ты счастливым рос.
Тебе ответить здесь могли
На твой любой вопрос.

Муз. рук- ль: Читали сказки в тишине,
Водили хоровод.
Цветы сажали по весне
На клумбах у ворот.

Логопед: Ты здесь нашёл своих друзей,
Услышал первый раз
Стихи о Родине своей,
О Мордовии рассказ.

Физ. инструктор: В дальний путь за знанием, наукой
Вы отправитесь в осенний час,
Но хотим, чтоб знали вы, ребята,
Здесь в саду мы рады видеть вас.

———-Сотрудники поют песню «Прощальная»———

Ведущий: Дорогие дети, а теперь мы послушаем ваше ответное слово.

Дети под музыку встают в полукруг.

Дети: 1 ребенок – Нас колокольчик всех позвал, пришла пора прощаться

Ах, как не хочется, друзья, нам с садом расставаться!

2. ребёнок: Жаль, что нам расстаться надо

Мы теперь — не дошколята,

Мы теперь – ученики!

3 ребёнок: Но, грустить о нас не надо,

Слёзы вытрите из глаз,

Скоро новые ребята

В наших группах сменят нас.

4 ребёнок: Всем, кто был всегда нам дорог,

Заменял и пап и мам,

Мы букеты из пятёрок

Принесём и вручим вам.

5. Скажем саду «до свиданья»,
Ждёт нас школьная страна
И домашние заданья
И весёлые дела.

——————Песня «До свиданья, детский сад»——————-

Ведущая: Дорогие ребята, а сейчас вас поздравит заведующая нашего детсада.

Ведущая: Поздравить с прекрасным событием рады,
Сердечно желаем успехов во всём
И в день окончания детского сада
На память вручаем красивый диплом!

Вручение дипломов.
Ведущая: А сейчас вас хотят поздравить ваши родители.

Ответное слово родителей.

Дети уходят из зала друг за другом в коридор за шариками, берут шарики.

В это время Музыкальный руководитель читает:

– Есть одна страна на свете, не найти другой такой

Не отмечена на карте, и размер-то небольшой

Но живет в стране той славной замечательный народ

И куда не кинешь взглядом, рядом друг с тобой идет!

( дети под музыку «Маленькая страна» входят с шарами в зал через запасной вход)

Ведущая – Ребята, в нашем детском саду уже сложилась традиция – каждый год выпускники запускают в небо шарики со своими именами.

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 1538 раз

Библиографическое описание:

Драганчук, В. А. Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи / В. А. Драганчук, Е. Н. Марухно. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13450/ (дата обращения: 07.01.2021).

Читайте также:  Игровые пособия и игры для проведения артикуляционной гимнастики

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка.

В свою очередь, в практике мы используем нетрадиционные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук — это разноцветные камешки «Марблс».

Задачи игр скамешками «Марблс»

‒ Развивать мелкую моторику.

‒ Упражнять в ориентировке на плоскости листа.

‒ Обогащать словарный запас.

‒ Развивать фонематическое восприятие.

‒ Формировать и закреплять правильный образ буквы.

‒ Развивать речь, внимание, память, мышление.

‒ Развивать фантазию ребенка.

‒ Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

«Марблс» — это небольшие камешки, выполненные в различных расцветках. Классические «Марблс» имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. Камешек «Марблс» — далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные).

Игры с камешками способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, по автоматизации поставленных звуков, а также и в свободной деятельности детей. Игры развивают мелкую моторику пальцев рук, применяются при самомассаже. Работая с ними у детей развивается речь, память, мышление, внимание, воображение.

Варианты игр разнообразны и предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его заинтересованности в игре.

1. Самомассаж камешками «Марблс» (дети повторяют слова и выполняют действия с камешком в форме шарика в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой, — (любуемся шариком на левой ладошке)

Он красивый, вот какой. — (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

2. При изучении лексических тем

«Укрась картинку». Детям раздаются картинки и разноцветные камешки.

3. При звуковом анализе слов. Раздаются схемы слов, картинки и камешки.

4. При развитии пространственных представлений.

«Помоги Нюше и Крошу добежать до своих домиков». Раздаются сюжетные картинки и камешки.

5. При автоматизации звуков.

«Лабиринты на автоматизацию звуков». Раздаются планшеты с набором картинок для автоматизации звуков и камешки.

6. При знакомстве с буквой. Раздаются контуры изучаемых букв и камешки соответствующего цвета.

Данные игры с камешками «Марблс» мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что она оказывает положительное воздействие на развитие детей.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая моторика, развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, комплекс упражнений, упражнение. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития. »

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей.

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике.

Для детей старшего дошкольного возраста существуют пластилиновые картины. А что же придумать для малышей?

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, пластилин, пространственное мышление.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

мелкая моторика, ребенок, игра, головной мозг, развитие, палец рук, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, маленький ребенок, младший дошкольный.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Игра, кисть рук, мелкая моторика.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство.

Хорошо развитая мелкая моторика, в старшем дошкольном возрасте, однозначно свидетельствует о достаточном уровне интеллектуального развития и психологической готовности ребенка к школе.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший.

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г. Дата публикации: 07.08.2016.

Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей.

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР

Татьяна Шостак
Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — в переводе означает «мраморный». Хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе. Мной была изготовлена картотека картинок для работы с камешками Марблс – это карточки с картинками по лексическим темам, картинки по развитию связной речи, лабиринты, стишки, потешки по автоматизации и дифференциации звуков.

Работая с данным пособием, ребёнок развивает мелкую моторику рук, закрепляет лексический материал. Работа с карточками может идти как часть занятия на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Использование игр на индивидуальных занятиях по обучению произношения, позволяет детям эффективно и качественно автоматизировать поставленный звук.

Разноцветные шарики успешно применяю для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Индивидуальные занятия я начинаю с массажа ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками (марблс).

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.

На логопедических занятиях использую разнообразные речевые игры с шариками Марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта.

Игра «Проговори слова»

Цель: Автоматизация звука «С» в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры. Логопед предлагает назвать картинку и проговорить слово правильно выделяя звук «С». Определить сколько звуков «С» в слове. При правильном ответе ребенок выкладывает столько камушков сколько звуков «С» в слове.

Игра «Я шагаю»

Цель: Автоматизация звука «Ш», развитие мелкой моторики рук.

Игра «У кошки»

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.

Использование игр для развития логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14» Шатурского муниципального района Московской области Семинар-практикум.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНР Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Использование логоритмики в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений у детей Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Аннотация: Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил

Статья:

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее “мотор” (А. Н. Леонтьев, 1956), нередко оказывается за рамками анализа специалистов. [3]

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. [5]

По мнению Т.О. Гордеевой, мотивация — объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Исследователь так же утверждает, на важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата. [2]

О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, Ж. М. Глозмана, И. Ю. Козиной, Р. Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.

Проанализировав виды речевых нарушений, встречающихся в МАДОУ детский сад № 7 г. Наро-Фоминска, выявлено значительное преобладание общего недоразвития речи над другими речевыми патологиями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [4]

Больший процент детей детского сада, имеющих общее недоразвитие речи так же имеют статус ОВЗ.

Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М. Валявко показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%), демонстрирует слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта. [1]

В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф. Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно также учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. [7]

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15-20 минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Логопедами придумано огромное множество игр и приёмов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того, чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.

Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс я использую в своей работе по автоматизации звуков камушки Марблс. Уже многие логопеды оценили эффективность включения их в свою работу, каждый логопед использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую данные камешки в работе над автоматизацией звуков.

Что же такое камушки Марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их. [9]

Использование этих камушков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный.

Как писалось выше, в первостепенном значении камушки Марблс – это шарики из обточенного камня и обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камушков, сделанных из стекла или пластмассы и, имеющих различную форму (в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков, бриллиантов и т.д.). Это и становится подспорьем для создания игр, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр.

Тут на помощь пришла моя тема по самообразованию: “Создание логопедических игр и пособий с помощью программы Adobe Photoshop”, которая подтолкнула к скорейшей реализации идей. Программа позволят создавать игры и материалы, которые будут учитывать интересы каждого ребенка. В центре стоит учёт индивидуально-дифференцированного подхода, без которого эффективная работа логопеда попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса. [6]

Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, при этом проводятся различные учебно — методические, психолого — педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход. [8]

Во время проведения первичной логопедической диагностики я обязательно узнаю у ребенка чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе анализа этих данных и создаются игры-помощники.

Читайте также:  Логопедическая викторина 'Играй-ка – угадай-ка'

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:

1)” Четвёртый лишний”. Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий

2) “Бродилки и лабиринты”. Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.

3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и блиллианты и т.д.

4)”Дорожки”. Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки), к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.

5)”Тренажёры слов”. Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале “тренажёра” картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.

6)”Посчитай-ка”. В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.

7)”Сыщики”. В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.

8)”Заполняй-ка”. Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.). Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно — можешь положить камушек, ошибся — камушек остаётся в контейнере.

Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.

Использование камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений

Статья об использовании камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс.

Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным.

В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Перечень игр с марблс и их описание

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 3)

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 4)

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных? (слайд 5)

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

3. Сосчитать сколько слов в предложении (слайд 6)

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Задание: Педагог дает устные задания типа:

  • Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

4. «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д. (слайд 8)

5. Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. (слайд 9)

6. Работа по коррекции дисграфии.

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

Игра «Разгляди буквы». (слайд 10)

7. «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (слайд 11)

Цель: Развитие пространственных отношений (слайд 12)

9. «Лабиринты на автоматизацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука. (слайд 13)

Спасибо за внимание!

Презентация
«Марблс в преодолении речевых нарушений»:

Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
Архангельская область п. Коноша

Комплексный центр социального обслуживания населения города Саянска

Стеклянный шарик МАРБЛС – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики МАРБЛС берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные МАРБЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.

Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, животные.

Использование камешков марблс на логопедических занятиях позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют детям радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее.

На своих занятиях мы использую разные виды работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта.

Задачи могут быть следующими:

  1. формировать и закреплять правильный захват шарика;
  2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  3. упражнять в ориентировке на плоскости листа.
  4. работать над дифференциацией цветов;
  5. упражнять в счете;
  6. обогащать словарный запас;
  7. развивать фразовую речь;
  8. формировать и закреплять правильный образ буквы.

Предлагаем вам уважаемые родители игры и игровые приемы при работе с данным материалом.

1. Положите камешки в контейнер или тазик опустите туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с малышом пальчиками перебирайте камешки.

2. Спрячьте любой предмет в емкость с камешками. Пусть ребенок постарается отыскать его.

3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.

4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.

5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в мешочек, завязанный зеленой ленточкой — камешки зеленого цвета, в мешочек завязанный белой ленточкой — белого цвета т.д.

6. Разложите камешки в шкатулки по величине: большие — в большую шкатулку, а маленькие — в маленькую.

7. Внимательно рассмотрите все ваши камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.

8. Разложите камешки по кучкам, от одного камешка в первой кучке, до 10 в последней кучке.

9. Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 — предложите такую игру. Напишите цифры от 1 до 10., разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.

Читайте также:  Родительское собрание "Скоро в школу"

10. Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.

Камешки Марблс, как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Суслова Светлана Геннадьевна

учитель-логопед МБ ДОУ «детский сад 4»

Толкачева Ольга Валерьевна

учитель-логопед МБ ДОУ «детский сад 4»

Камешки Марблс, как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Камешки Марблс как средство улучшения результативности в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, понятийного мышления. Сформированные речевые навыки составляют необходимое условие осуществления межличностных контактов, что способствует расширению представлений ребенка об окружающем мире. Число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Ведение ФГОС предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Мы представляем материал, который при правильном и вдумчивом к нему подходе отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи – это камешки Марблс.

Марблс , что это такое, и что с ними можно делать?
Это красивые стеклянные шарики. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Детские психологи отмечают интересный феномен. При наличии в числе игрушек больших мягких зверюшек, кукол Барби с немыслимым комплектом нарядов, интеллектуальных пазлов и конструкторов, дети продолжают с увлечением играть в Марблс, посвящая этому увлекательному занятию большую часть свободного времени.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камешков Марблс.

При использовании камешков Марблс мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
  • Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборовкамешков, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.
  • С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Применение камешков на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

1.развитию мелкой моторики, развитию правильного обхвата кисти, развитию сложных координированных движению рук;

  1. развитию памяти, вниманию и логическому мышлению у детей;
  2. развитию ориентировки на листе бумаги;
  3. обогащению словарного запаса;
    5. профилактике дисграфии;
    6. развитию фантазии и творческого мышления у детей;
  4. формированию и закреплению правильного образа буквы;
  5. развитию связной речи;
  6. развитию навыков звукового анализа и синтеза;
  7. формирование грамматического строя речи;
  8. автоматизации поставленных звуков у детей.

Камешки Марблс используются в играх разнообразной направленности:

диагностика (свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

Камешки Марблс помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Обследование речи детей старшей и подготовительной групп показало, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, (искажение звука, отсутствие или замена звука). Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространёнными оказались нарушения свистящих звуков.

При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникли следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков между собой.

С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа дети либо не справились, либо делали ошибки.

Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствовал возрастной норме.

Исследования эмоциональной сферы и неречевых психических функций показали, что у большинства детей эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы, дети делают ошибки при ориентации в пространстве, затрудняются сложить картинку из 6-8 разрезов и складывать фигуры из 6-7 палочек по памяти.

Таким образом, овладение образовательной программы у детей старшей и подготовительной групп оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников.

Для решения этой проблемы мы обратили внимание на камешки Марблс, которые позволяют:

  • оптимизировать педагогический процесс;
  • расширяют образовательное пространство;
  • обогащают развивающую предметно – пространственную среду;
  • способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;
  • обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук;
  • дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.


Игры на развитие мелкой моторики

Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

  1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

Упражнение «Раскрась» картинку камешками .

  1. Развивать умение различать цвета
  2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению
  3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.
  4. Развивать мелкую моторику руки.
  5. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Игры на профилактику и коррекцию зрительно-пространственных нарушений

Упражнение «Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки «Марблс».

Задание: педагог дает устные задания типа:

положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Найди картинку»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Задание: назови предметы, которые ты видишь на картинке. Какой предмет находится между раскрашенными игрушками? Положи синий шарик на игрушку, которая находится слева от черепахи. Положи красный шарик на предмет под барабанам.. Расскажи, где расположены остальные игрушки, используя слова под, над, слева, справа, между . Укрась картинки шариками.

Игры на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза

«Волшебный мешочек»

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант . Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

«Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.

  1. Произвести звукобуквенный анализ слова
  2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
  3. На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце?)
  4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Гласная или согласная?»

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

Оборудование: камушки «Марблс, карточки для звукового анализа.

Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек необходимого цвета (гласный — красный, согласный — синий).

Игра «Определи первый звук в слове»

  1. Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.
  2. Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать словарь.

Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый

Игра «Первый — последний»

  1. Развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и согласные звуки, согласные по твердости- мягкости, звонкости- глухости.
  2. Развивать навык звукового анализа слова.
  3. Закрепить понятие «начало» и «конец» слова.

Игры, направленные на профилактику дисграфии, на знакомство детей с буквами

Игра «Зеркало»

  1. Закрепить правильный образ буквы.
  2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники», «Разгляди буквы»

  1. Закрепить правильный образ буквы.
  2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: ребенку предлагается восстановить «сломанные» слоги (буквы) (АП, АК, УХ).

«Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками).

Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур и соотносит данную букву, с картинкой начинающуюся на эту букву.

Игра «Я учу буквы»

  1. Закрепить образ буквы у ребенка.
  2. Закрепить понятие гласный, «согласный твердый», «согласный мягкий звук»
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать фонематический слух.

Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур. При наложении камушков, ребенок закрепляет, что в данной букве могут «жить» 2 звука или 1.

Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков

Игра «Улитка»

  1. Закрепить поставленный звук в словах.
  2. Развить фонематический слух
  3. Развить мелкую моторику рук

Ребенок произносит слова со звуком Р и закрывает это слово камешком Марблс.

Найди картинку по «адресу»

  1. Автоматизировать звук в словах
  2. Дифференцировать поставленные звуки в словах и во фразовой речи.
  3. Развивать мелкую моторику рук
  4. Учить ориентироваться на плоскости.

Найди картинку по адресу и назови ее: от стрелки 4 клетки вверх; от стрелки 1 клетка вверх, 2 клетки направо; от стрелки 3 клетки вверх, 2 налево; от стрелки 2 клетки вверх, 1 направо.

Путь до картинки ребенок выкладывает камешками-шариками и называет каждую картинку, на которую он кладет камешек. Находит картинку и выделяет первый и последний звук

Игра «Помоги друзьям встретится»

    1. Закрепить произношение звука изолированно
  • Формировать правильный артикуляционный уклад и сильный речевой выдох
  • Развивать фонематический слух.

Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук .

Таким образом, внедряя в свою коррекционную работу камешки Марблс, нами было замечено, что коррекционно-логопедический процесс стал более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Они с удовольствием идут на занятия. Все это помогает лучшему усвоению необходимого материала, так как при этом происходит не только развитие и коррекция моторики рук, но и развитие и коррекция познавательно-речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки Марблс вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием и, благодаря этому в своей работе нам удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей. Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь.

Мы уверены, что, чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем лучше и успешнее будет идти формирование и коррекция речи.

Ссылка на основную публикацию