Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Логопедические комментарии к оформлению речевых карт, представлений и характеристик в терминах и шаблонных фразах

(Часть 1: строение и состояние двигательных функций органов артикуляции, мимической мускулатуры, дыхательной системы, фонематических функций)

Этот материал будет полезен и интересен практикующим учителям-логопедам, учителям-дефектологам: начинающим и с опытом работы, а также студентам дефектологических факультетов, т.к. выражая компетентность специалиста, позволит не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, терминов, формулировок при оформлении речевых карт, представлений, характеристик. Это помогает более эффективно организовать свою работу. Ну, а для кого-то этот материал будет являться дополнительным стимулом более подробно изучить тот или иной раздел, что всегда очень увлекательно!

Строение органов артикуляции

без особенностей; без особенностей в развитии; без патологий

Оцениваются размер, целостность, отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения:

Преддверие полости рта — мелкое, среднее, достаточной глубины;

Губы — норма; тонкие; толстые; короткие; укороченная верхняя губа; прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней); хейлит (шелушение красной каймы губ при ротовом дыхании); уздечка верхней губы: нормального или аномального размера, место прикрепления; хейлоскиз (расщелина губы); расщелина верхней губы: частичная. полная, односторонняя, двухсторонняя; состояние после хейлопластики (пластика верхней губы);

Зубы — отсутствие зубов; зубы мелкие, редкие, неправильной формы; крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками; отсутствуют резцы верхние, нижние; диастема (промежуток между центральными резцами); вне челюстной дуги; сверхкомплектность; ровные зубные дуги;

молочный (временный), сменный, постоянный

прикус правильный: — ортогнатический

прикус физиологический (как вариант правильного прикуса) — прямой, бипрогнатический, прогенический, опистогнатический

прикус неправильный (патологический): — открытый (переднеоткрытый, боковой открытый односторонний, боковой открытый двусторонний); глубокий; перекрёстный; дистальный (при прогнатии); мезиальный (при прогении полной или частичной); дистопийный.

Язык — нормальный, узкий, широкий, мясистый, складчатый; «географический» язык; «лакированный» язык; «лохматый язык»; сухой язык; макроглоссия/массивный, не умещается во рту; микроглоссия; гипертрофия корня языка;

кончик языка: норма; раздвоенный; истончённый; широкий; толстый;

Подъязычная связка — короткая; укороченная; толстая; утолщённая; наличие послеоперационного узла;

– норма; высокое (глубокое, куполообразное, готическое); низкое; излишне низкое; уплощённое; наличие послеоперационных рубцов; состояние после уранопластики; парез;

– отсутствие; подвижное; неподвижное; длинное; короткое; укороченное; укорочение мягкого неба; раздвоенное; отсутствие маленького язычка; раздвоение маленького язычка (расщелина маленького язычка); отклонение маленького язычка в сторону; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; парез; сумбукозная (скрытая) расщелина мягкого нёба; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

скрытые (субмукозные/подслизистые) расщелины неба; (расщелина тех мышц, которые относятся к мышцам мягкого неба);
частичные/неполные расщелины неба (расщепление мягкого или же мягкого и части твердого неба);
полные расщелины неба (расщепление мягкого и твердого неба одновременно);
сквозные расщелины неба (расщепление твердого, мягкого неба, а помимо этого, еще и аденоидные разращения);
Другие отклонения в строении органов артикуляции

– носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины.

Состояние двигательных функций органов артикуляции:

двигательные функции сохранны;

наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;

объём движений, сила движений, точность, переключаемость;

степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.

В выводах указывается:

наличие или отсутствие движения;

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен,

точность выполнения: движения неточные/точные; не доводятся до конца, быстро истощаются;

темп выполнения: нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях; замедленные переходы с одной артикулемы на другую; идёт поиск артикуляционной позы

тонус: нормальный, повышенный (гипертонус), пониженный (гипотонус); смешанный, при включении в движение резко повышается тонус во всей речевой мускулатуре;

способность к переключению одного движения на другое: медленная, быстрая; замена одного движения другим; переход плавный или толчкообразный; с лишними движениями; артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованны, аритмичны;

активность: нормальная, заторможенность, расторможенность;

девиации (отклонение от вертикальной оси) языка;

объем движений достаточен/недостаточен;

точность выполнения: движения неточные/точные; выполнение правильное; не доводятся до конца, быстро истощаются; не удерживает артикуляционную позу;

темп выполнения: нормальный, быстрый, медленный, замедление при повторных движениях;

тонус: понижен, повышен, смешанный, норма;

девиации (отклонение от вертикальной оси) губ;

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен,

точность выполнения: движения неточные/точные; выполнение правильное; не доводятся до конца, быстро истощаются;

мышечный тонус: нормальный, повышенный тонус (гипертонус) левой/правой щеки, пониженный тонус (гипотонус) левой/правой щеки; изолированное надувание одной щеки не удаётся;

Мимическая мускулатура

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен; движение не удаётся; появление содружественных движений;

точность выполнения: сохранна; нарушена; движения неточные/точные; не доводятся до конца, быстро истощаются;

темп выполнения: нормальный, быстрый (ускоренный), медленный, замедление при повторных движениях;

мышечный тонус: сохранен; нормальный; движения выполняет с необходимой силой и напряжением; нарушен; вялый; движения выполняет без достаточного напряжения артикуляционных мышц; гипомимия

объём движений: полный, неполный; объем движений недостаточен/достаточен; движение не удаётся; появление содружественных движений;

мышечный тонус: сохранен; нормальный; движения выполняет с необходимой силой и напряжением; нарушен; движения выполняет без достаточного напряжения артикуляционных мышц;

движения выполняет правильно/неправильно; темп выполнения: нормальный, быстрый; (ускоренный), медленный; замедленность движений глазных яблок; появление содружественных движений;

Сглаженность носогубных складок

синкинезии лица: нарушения мимических движений в лице (непроизвольное сощуривание глаз или движение губ на фоне активации челюсти или век); тремор подбородка;

веко-нижнечелюстная синкинезия (ранний птоз одного из век (опущение ткани);

синкинезии при дизартрии: тремор языка, неритмичные сокращения мышц, непроизвольные отдергивания нижней челюсти вниз или вверх при напряжении кончика языка; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; обильное слюнотечение при разговоре (повышенная саливация); усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках;

синдром «крокодиловых слез»;

Вегетативные дисфункции

потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.;

Состояние дыхательной функции

тип: ключичное, рёберное (грудное), диафрагмальное (брюшное), верхне-ключичное (поверхностное), диафрагмально- рёберное (смешанное);

физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность);

физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый)

объём: нормальный/достаточный, недостаточный;

речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность); ротовой выдох сформирован; ротовой выдох не сформирован; укороченный выдох, непродолжительный выдох; выдох слабый, короткий; выдох короткий, толчкообразный, быстро истощается; при фонации выдох ротовой; добор воздуха на каждом слове; часто речь на высоте задержанного вдоха; нет синхронности вдоха и выдоха;

речевой вдох: нормальный, недостаточно глубокий;

неэкономное расходование воздуха при речи; носовое дыхание затруднено; носовое дыхание отсутствует.

Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции

норма; нарушение; асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.

Звукопроизношение

при произнесении изолированных звуков;

при контролируемом произнесении звуков;

в спонтанном общении.

звуки, имеющие дефектные произношение;

характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие):

– усредненность гласных (нарушена лабиализация); назализованность ротовых; неназализованность носовых звуков; палатализация (ощутимое смягчение твердых звуков); расстройство произношения согласных и гласных (усредненность/редуцированность); межзубное, боковое и небное воспроизведение шипящих и свистящих звуков; общая смазанность речи (ощущение наполненного рта обучаемого при разговоре) и др.;

устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано:

– изолированно звук произносится правильно; изолированно и в словах звук произносится правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; звук правильно произносится изолированно и в слогах, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизирован); в любой позиции искажается/заменяется; вследствие дисфункции орального автоматизма; вследствие усиления во время психоэмоционального напряжения и др.;

– изолировано; в открытых, закрытых слогах; слогах со стечением; в одно-, двух-, трёхсложных словах простой слоговой структуры; в одно-, двух-, трёхсложных словах сложной слоговой структуры; во фразах, насыщенных проверяемым звуком; в связной речи (стихах, текстах); в спонтанной речи;

Отмечаем характер нарушения согласных звуков:

замена на другие звуки (записывается звук-заместитель: Ш С);

искажения (записывается характер искажения).

Свистящий сигматизм: межзубный – м/з; губно-зубной – г/з; призубный – п/з; шипящий – ш/с; боковой – б/с; носовой – н/с

Ротацизмы: велярный – вел., увулярный – ув. и т.д.

Состояние слухового внимания

звучащие игрушки дифференцирует (не различает);

определяет направление источника звука (звучащей игрушки).

Состояние фонематических функций

возможность слухо-произносительной дифференциации звуков;

способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

уровень развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие, анализ и синтез:

сформировано; недостаточно сформирован; не сформировано (указать, какие звук, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);

пропуск гласных в словах; пропуск согласных в словах со стечением согласных; реверсы (перевороты) слов при назывании по порядку звуков в слове; реверсы (перевороты) слов при синтезе слов из 4-5 звуков;

Слухо-произносительная дифференциация звуков: отсутствует, присутствует.

  • Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учебное пособие // Москва: Просвещение, 1973.
  • Волкова Г.А. Название: Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Москва: Детство-Пресс, 2005
  • Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. // Школьная пресса, 2007
  • Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. Учебное пособие // Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011
  • Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие // Москва: ВЛАДОС, 2001
  • Рябченко А. Т., Функциональные нарушения голоса. Москва: Медицина, 1964.
  • Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками Учебное пособие // Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

Читайте также:  Конспект занятия про кошек

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Речевая карта имеет свою структуру и включает следующие разделы: логопедическое обследование, логопедическое заключение, перспективный план коррекционной работы, характеристика динамики логопедической коррекции, анализ результатов коррекционного воздействия. Рассмотрим особенности этих разделов.

Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических л двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая карта — карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности.

I. Общие сведения

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения.

4. Домашний адрес.

5. Заключение психиатра (психоневролога).

6. Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха и носоглотки.

8. Данные окулиста.

9. Заключение медико-педагогической комиссии.

10. Посещает (посещал) ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли школу (специальную или нет), указать класс обучения.

12. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания отношения ребенка к своему речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14. Данные о родителях ребенка (возраст здоровье профессия, социальные условия вредные привычки)

15. Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы интоксикации

16. Раннее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г) когда появились зубы.

д) поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е) появление навыков самообслуживания.

17. Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления и его характер):

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика);

г) как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда, в которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько времени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

21. логопедическое заключение перспективный план индивидуальной коррекционной работы

На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком.

Этот план должен учитывать все индивидуальные особенности развития речевых и неречевых функций обследованного ребенка вид и характер его трудностей

Поэтому в перспективный план индивидуальной коррекционной работы необходимо заключать все мероприятие способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом специфики этих расстройств.

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определенной последовательности и по разделам, указанным в примерной схеме.

Примерная схема перспективного плана

п/пНаправление (вид) коррекционной работыСодержание коррекционной работы
Укрепление соматического состоянияСогласование лечения у педиатра, окулиста, лор-врача.
Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системыНаправление на консультацию к невропатологу, психиатру (психоневрологу), психотерапевту; согласование лечения и других
Нормализация зубо-челюстной системыНаправление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других
Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентацииСовершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат
Развитие произвольной моторики пальцев рукСовершенствование динамического праксиса и дифференциации движений
Развитие моторики речевого аппаратаСовершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их
Развитие мимической мускулатурыНормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений
Формирование правильного звукопроизношенияПостановка, автоматизация звука «ш», дифференциация звуков «ш» — «с»
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализаОбучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове
Развитие и совершенствование лексикограмматической стороны речиФормирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Времена года», «Транспорт» и т. д., активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов
Развитие навыков чтения и письмаЗакрепление связей звуков и букв, навыков звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил, совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного
Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятийПроведение семинаров, консультаций, открытых занятий для учителей, воспитателей, родителей; ведение тетради связей для закрепления полученных знаний с учителем

На основе перспективного плана составляется текущий план, индивидуальной коррекционной работы, который конкретизирует и уточняет объем, содержание; и продолжительность коррекционного воздействия. Текущий план составляется на учебный год, четверть (квартал), месяц, неделю с учетом программы обучения дошкольного или школьного учреждения и содержания всех видов коррекционной работы, представленных в перспективном плане индивидуальной коррекции.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 65 | Нарушение авторских прав

Текст книги «Логопедические карты для диагностики речевых расстройств»

Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультации логопеда и речевого обследования

Код услугиНаименование услугиЦена, руб
11101Консультация логопеда1 600
11102Занятие с логопедом 30 минут800
11103Выезд логопеда на дом в пределах МКАД2 900
11103Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД1 900

Это может быть интересно

  • Заключение от логопеда
  • Бесплатная консультация логопеда
  • Лечение заикания
  • Справка от логопеда
  • Задержка речевого развития

Необходимость речевой карты

Неотъемлемой частью во время диагностики речи ребенка является речевая карта. Такая карта заводится на каждого ребенка, который стоит на учете у логопеда.

Что такое речевая карта? Это бланки, которые заполняет логопед. Но как таковой единой структуры карты не существует. У каждого логопеда она может быть составлена по своему, индивидуально.

Карта является отчетом диагностирования различных нарушений и для отслеживания динамики развития речи.

Речевая карта позволяет определить:

  • Причины образования проблем с речью.
  • Отследить механизм нарушения.
  • Узнать, какие навыки и способности есть у малыша.
  • Сформировать коррекционную программу.

Существует два вида речевых карт:

  • Общая карта.

В такой карте фиксируются необходимая информация о ребенке и кратко сформулированная характеристика речи.

  • Развернутая карта.

Наиболее удобный формат карты. В ней фиксируются данные анамнеза (сведения, полученные путем расспроса), информация по обследованию произношения звуков, навыки связной речи, объем словарного запаса и другие важные аспекты.

Также для заполнения речевой карты порой необходимы результаты исследований других врачей: отоларинголог, хирург, психолог, невропатолог.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В ОН КЛИНИК БЕЙБИ

После первичного обследования может быть назначен курс лечебно-коррекционных мероприятий. Особо это актуально перед поступлением в школу.

Специалисты Он Клиник бейби занимаются с маленькими пациентами в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Такая обстановка способствует достижению положительных результатов терапии за минимальное время.

Как мы уже говорили, дефект речи – проблема, которая может быть вызвана более глубокими причинами. Для того чтобы выяснить эти причины иногда требуется помощь специалистов различных специализаций.

Он Клиник бейби – многопрофильный медицинский центр, поэтому, при необходимости, решением проблем Вашего чада займутся все необходимые специалисты – детские неврологи, психологи. У нас есть современная лабораторно-диагностическая база, позволяющая в короткие сроки получить результаты анализов по нескольким сотням позиций. Все это помогает использовать комплексный подход в решении проблемы и обеспечивает эффективность лечения.

Читайте также:  Конспект урока на тему Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Если Вы ищете логопеда для ребенка в Москве, обратитесь в Он Клиник бейби! Наши специалисты помогут скорректировать его речь и при необходимости – избавиться от сопутствующих проблем со здоровьем.

Обратитесь к платному детскому логопеду Он Клиник бейби, чтобы речь Вашего ребенка была правильной!

Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое. Новый ФГОС 2020-2021 г.

Что
такое ФГОС
Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.

На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.

ФГОС разъясняет, что получит ребенок, освоив ту или иную ступень образования:

уровень знаний, умений и навыков учащегося;

формирование принципов духовно-нравственного развития личности;

социальная самоидентификация ребенка;

понимание своего места в мире.

Для образовательной организации ФГОС дает представление о необходимом оснащении материально-технической базы, требованиях к учителям-предметникам, особенностях ведения занятий с учетом регионального и этнического признаков.

Какие бывают ФГОС

начальная школа (1-4 классы);

основная школа (5-9 классы);

среднее общее образование (10-11 классы).

Также предусмотрен отдельный ФГОС для учащихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.

Все эти документы обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный безболезненный переход между образовательными ступенями.

Новый ФГОС 2020-2021

Обновленные ФГОС необходимы, поскольку отражают изменения в структуре знаний и системные преобразования в обществе. Поэтому Министерство Просвещения РФ регулярно ведет образовательный мониторинг и стремится своевременно вносить поправки в существующие документы.

Структура новых ФГОС будет несколько изменена. Это объясняется их особенностью – они рассчитаны на третье поколение обучающихся.

первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;

второе поколение, которое завершается выпуском детей 2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребенка;

третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым внимание к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы.

Проект ФГОС нового образца включает в себя критерии, по которым можно проверить уровень школы как главного звена в цепочке получения образования. Родители смогут оценить, достаточно ли компетентны учителя и хорошо ли развита база технического оснащения классов.

Важным отличием становятся и конкретные требования к школьникам, по которым легко оцениваются их учебные достижения при переходе из класса в класс. В дополнение к отметкам выделяется перечень результатов, которые обязаны показать дети – так называемые контрольные срезы знаний.

Если раньше образовательная организация могла менять тематику содержания материала внутри дисциплин, придерживаясь лишь общих правил, то теперь наполнение дисциплин строго определено. Авторы проекта убеждены, что это упростит подготовку к выпускным экзаменам и сделает их требования прозрачнее.

Первое полугодие 2020 года станет для школ особым периодом, когда пройдет повсеместная проверка готовности к переходу на новый ФГОС. В настоящий момент подготовлены все необходимые методические рекомендации для этого. Перемены не скажутся на текущем учебном распорядке школьников, поскольку изменения внедряются в образовательную программу мягко и незаметно.

Преимущества новых стандартов

Одним из положительных моментов внедрения стандарта эксперты называют открытость в работе учителей, что исключает субъективную оценку знаний школьников и дает родителям возможность отслеживать малейшие изменения, происходящие в учебной жизни их ребенка.

Кроме того, компетентные специалисты в области образования называют следующие преимущества стандарта:

Доступность подготовки к выпускным экзаменам без репетиторов. Ранее дети и родители жаловались, что многие вопросы из ГИА не проходят в основной школьной программе. Теперь каждый экзаменационный вопрос будет разобран в школьном курсе.

Разделение образовательного процесса на этапы: талантливые школьники могут беспрепятственно переходить на следующий уровень обучения при условии сдачи соответствующих тестов. Это же касается и одаренных классов – возможно варьирование учебной программой, если дети успевают ее пройти быстрее своих сверстников.

Введение обязательного для изучения второго иностранного языка позволит увеличить кругозор ребенка и расширить область его познания. В настоящий момент программа рассчитана на 6 лет изучения, то есть с 5 по 11 класс и будет доступна по желанию детей и возможности самой школы.

Изменения, касающиеся учителей

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.

Новости дошкольного образования в 2021 году

Нововведения в дошкольном образовании в 2021 году должны упростить порядок записи детей в детский сад. Родителям не нужно будет предоставлять свидетельство о рождении ребенка для записи в дошкольное учреждение. Изменения вступят в силу с начала 2021 года. Соответствующий документ уже опубликован на сайте проектов нормативно-правовых актов. Авторы идеи поясняют, что со следующего года документ будут требовать в случаях, если он выдан иностранным государством.

Кроме этого должны утвердить новый порядок приема в рамках программ дошкольного образования. Как и в школах, закрепляется территориальный принцип набора: дети, чьи братья и сестры посещают конкретный детсад, имеют преимущество при зачислении. Прием в муниципальный детский сад осуществляется по направлению территориального органа управления образования, с задействованием местных информационных систем.

Третий документ – порядок перевода ребенка из одного учреждения в другое. Это инструкция, в которой будет подробно расписано, что делать родителям. Мамы и папы должны обратиться в территориальный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. При наличии свободного места в новом саду, должностные лица уведомляют родителей, после чего последние должны написать в «старом» детсаду заявление о переводе в новый.

Последние изменения касаются порядка создания федеральной информационной системы и правил формирования региональных электронных очередей в детские сады. Новый регулирующий документ сделает принципы работы системы общими для всех.

Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»

По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.

Речевые карты для школьного логопункта

речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта).

Речевая карта

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома , если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4. Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы /6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Первые слова…. /к 12 мес./

Первые фразы…. /к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (открой рот и закрой глаза, …..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего:

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов: назови одним словом:

– свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

– сапоги, туфли, тапочки, валенки.

– блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

– шкаф, стол, кресло, тумбочка.

– синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

– прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов:

в) название частей предметов:

г) Глагольный словарь:

Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

подбор прилагательных к имени существительному:

подбор антонимов:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Читайте также:  Маленькие секреты учителя-логопеда

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа:

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода:

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа:

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов:

на , в , с , из-под , из , за , из-за , под , к .

2. Наличие аграмматизмов:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня есть бабушка.

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом, перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … – пять …

Один дом – два … – пять …

Одно кресло – два … – пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары, (см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

2. Звонкие и глухие согласные:

3. мягкие и твердые согласные:

4. Свистящие:

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

С какого числа посещает ДОУ ________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________

Данные о ходе речевого развития _____________________________________

Состояние общей моторики __________________________________________

Слух физиологический ______________________________________________

Общее развитие ребенка _____________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) __

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ___________

Произношение и различение звуков ___________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи _______________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, милиционер и т.п.) ________________________________________

Грамматический строй речи __________________________________________

Навыки словообразования ___________________________________________

«____»__________ ______ г.

План коррекционной работы

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

На период_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дата рожденияДомашний адрес_____________________________________________________

Дата поступления в логопункт___________________________________________________________________________

Номер группы в МАДОУ_______________________________________________________________________________

Сведения о семье:

Отец/ФИО/телефон_____________________________________________________________________________________

Общее звучание речи

– темп ( N , замедленный, ускоренный)______________________________________________________________________

– голос ( N , тихий, чрезмерно громкий, нозализованный, истощающийся)_________________________________________

– дыхание (верхнеключичное (когда вдыхает, поднимает плечи – не эффективный); грудное (в основном дышит грудью); диафрагмальное (верхнее и нижнее диафрагмальное дыхание животом – N )______________________________________

Артикуляционный аппарат:

– губы ( N , толстые, тонкие, наличие расщелины; малоподвижные, подвижные, гипертонус, гипотонус)_______________

– зубы ( N , крупные, мелкие, редкие, кривые, отсутствие зубов)_________________________________________________

– прикус ( N , прогения, прогнатия, боковой открытый, передний открытый)_______________________________________

– твёрдое нёбо ( N , готическое, низкое, узкое, уплощённое)_____________________________________________________

– мягкое нёбо ( N , укороченное, раздвоенное, отсутствует; подвижное, малоподвижное)_____________________________

– подъязычная связка ( N , укороченная, короткая)______________________________________________________________

– язык ( N , узкий; мясистый; анкилоглоссия (короткая подъязычная связка); микроглоссия (маленький «как у птички»); макроглоссия (большой); глоссотомия (частичное или полное удаление языка); глоссоптоз (аномалия развития)________

– саливация ( N , гиперсаливация, усиливающаяся в определённыхусловиях)_______________________________________

Исследование артикуляционной моторики

Логопедическое обследование безречевых детей – первый этап

В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».

Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

Что же является причиной отсутствия речи? Заговорит ли ребенок? Как часто с ним нужно заниматься? Сможет ли ребенок посещать школу совместно с нормально развивающимися детьми? Эти и другие вопросы волнуют родителей ребятишек с тяжелыми нарушениями речи. Однако однозначного ответа на них мы не можем дать.

Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Естественно, это делают специалисты. Но, нам кажется, что родители должны быть посвящены в вопросы медико-психолого-педагогического изучения их ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования безречевого ребенка. Эти задания могут предлагать ребенку и сами родители.

Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

Задание 1. Понимание названий предметов и действий

Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов

Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных

Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов

Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов

Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

Предложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов

Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов

Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве

Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда

Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

Что включает в себя содержание второго и третьего этапов логопедического обследования безречевых детей, читайте в наших следующих статьях – Логопедическое обследование безречевых детей. Второй и третий этапы.

Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопедическое обследование основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений:

  • психолого-педагогической;
  • клинико-педагогической.

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений одни и те же явления рассматривают с различных точек зрения. Но они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:

  • возраст ребёнка;
  • состояние его здоровья;
  • этап обследования;
  • характер дефекта;
  • степень выраженности его симптоматики нарушения;
  • психические особенности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Ранний возраст (до 3 лет):

  • Задержка речевого развития.

Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1. Психолого-педагогической классификации:

  • фонетическое нарушение речи,
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
  • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня,
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи.

2. Клинико-педагогической классификации:

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • ринолалия,
  • расстройства голоса,
  • моторная или сенсорная алалия,
  • детская афазия,
  • заикание (указать степень выраженности),
  • тахилалия,
  • брадилалия,
  • полтерн (спотыкание).

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.

• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.

Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста:

В логопедическом заключении указываются:

1. Системное недоразвитие речи, (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).

2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Системное недоразвитие речи средней степени выраженности при умственной отсталости. Дизартрия.
  • Системное недоразвитие речи лёгкой степени выраженности при умственной отсталости. Дислалия.

Дети с билингвизмом дошкольного возраста:

Общее недоразвитие речи русского языка II уровня у ребенка с билингвизмом. Сложная форма дислалии.

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

  • речевое развитие соответствует возрасту;
  • речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации учитель-логопед формулирует в рамках своей компетенции.

  • автоматизация в речи звуков (указать каких);
  • логопедические занятия по развитию фонематических процессов (указать виды работ);
  • развитие лексико-грамматической стороны речи (указать виды работ);
  • развитие связной речи (указать виды работ) и т.д.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., “Логопедия”, М “Просвещение”; Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000.

Новости и анонсы
мероприятий

Региональный Конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край» проводится Академией народной энциклопедии в рамках реализации Международного инновационного проекта «Моя Отчизна».
Читать далее.

Ссылка на основную публикацию