Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик

Рассматриваемый аспект. Варианты ответов

Данные о ходе речевого развития

  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.

    Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.

    Состояние мелкой моторики

  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;

    Состояние общей моторики

  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
  • испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;

    Понимание речи

  • Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского языка.

    Звукопроизношение

  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.

    Фонематические процессы

  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
  • фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;

    Владение звуко – буквенным анализом и синтезом

  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;

    Воспроизведение слов сложного звукового состава

  • Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
  • количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

    Темп,

    внятность речи,

    характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.

    Проявления заикания

  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);

    Словарный запас

  • Объем словарного запаса соответствует возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих понятий.

    Грамматический строй

  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).

    Связная речь

  • Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).

    Письмо

  • Имеются многочисленные ошибки разного характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).

    Чтение

  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.

    Координация и пространственная ориентировка

  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.

    Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)

  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

    Логопедическое заключение

  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

    Основные причины трудностей усвоения учебного материала

  • Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность, гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами, понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)

    Результаты речевого развития

  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.

    Рекомендации

  • Диагностическое обследование ребенка и сбор данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей
    Автор: Смирнова Ирина Ивановна

    Памятка по составлению логопедического представления на ребёнка школьного возраста

    1. Краткий анамнез речевого развития.

    Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах

    Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).

    – речевое развитие без особенностей;

    – речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;

    – задержка темпов речевого развития;

    – позднее появление речи;

    – речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.

    2. Речевая среда и социальные условия.

    – речевая среда без особенностей;

    – социальные условия благоприятные / неблагоприятные;

    – двуязычие в семье;

    – у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);

    – ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;

    – речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;

    – недостатки речи у близких родственников (указать, какие).

    3. Общая и мелкая моторика.

    – нарушений ручной моторики не наблюдается;

    – недостаточно развита моторика мелких мышц рук;

    – ведущая рука – правая (левая);

    – предпочитает работать левой (правой) рукой;

    – неправильно держит ручку;

    – испытывает трудности при овладении графическими навыками;

    – наблюдается замедленный темп письма;

    – мышцы руки быстро утомляются при письме;

    – замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;

    – отмечается общая заторможенность движений;

    – характерное двигательное беспокойство.

    4. Артикуляционный аппарат.

    Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.

    – анатомическое строение без аномалий;

    – строение артикуляционного аппарата без особенностей;

    – органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;

    а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);

    б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);

    в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);

    г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);

    д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);

    е) артикуляционная моторика:

    Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.

    Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двига­тельных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при вы­полнении непроизвольных и произвольных движений.

    – двигательные функции сохранны;

    – наличие выраженных парезов, параличей, нарушений то­нуса;

    – может достаточное время удерживать артикуляторное положение;

    – движения замедленные, с затруднениями;

    – наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);

    – объем движений неполный;

    – переключаемость движений нарушена;

    – тонус нормальный, активность движений достаточная;

    – при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;

    – точность выполнения движений сохранна;

    5. Общее звучание речи.

    Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.

    – без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;

    – речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;

    – разборчивость речи не нарушена (снижена);

    – речь выразительная (невыразительная);

    – речь интонационно оформленная;

    – затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.

    6. Понимание речи.

    – обращённую речь понимает в полном объёме;

    – понимание обращённой речи затруднено;

    – требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;

    – понимает речь в пределах уровня интеллекта;

    – правильно выполняет действия по речевой инструкции.

    7. Активный словарь.

    Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.

    – ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;

    – преимущественно представлена кон­кретная бытовая лексика;

    – преимущественно использует глагольную лексику;

    – незначительный объем прилагатель­ных, наречий и др.;

    – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;

    – испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

    – не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;

    – допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;

    – неточность в употреблении слов;

    – вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    – обобщающие понятия сформированы;

    – использует слова в переносном значении.

    8. Грамматический строй.

    – тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;

    – развернутость предложения (длина в среднем);

    – степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;

    – уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

    – характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение поряд­ка слов в предложении, пропуски (замены) пред­логов, др.

    – речь без аграмматизмов;

    – в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;

    – грамматический строй недостаточно сформирован;

    – в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;

    – составляет предложения по опорным словам;

    – использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);

    – сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);

    – ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

    – наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;

    – отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;

    – аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;

    – неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;

    – понимает и употребляет предлоги;

    – использует приставки при образовании сущ. и гл.;

    – имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;

    – трудности в словообразовании / словоизменении;

    – операции словоизменения и/или словообразования затруднены.

    9. Слоговая структура:

    Указывается: тип слоговой структуры (мно­госложные, со стеченьями согласных, малознакомые, ко­личество слогов и из каких слогов состоит, например трех­сложные со стечением согласных на границе слогов).

    Оценивается: характер ошибок.

    – пропускает слоги, уподобляет слоги, пе­реставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, пре­образует стечения согласных в дополнительный слог; пе­реставляет согласные;

    – очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;

    – при повторном произнесе­нии воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;

    – слоговая структура сохранна;

    – нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;

    – слоговая структура слова не нарушена;

    – правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;

    – невозможность воспроизведения слов;

    – переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;

    – допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);

    – замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.

    Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.

    – звуки, имеющие дефектное произношение;

    – характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);

    – устойчивый или неустойчивый характер проявления не­достатков, с чем это может быть связано.

    11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

    а) фонематическое восприятие:

    – не сформировано (указать, какие звуки, по каким призна­кам смешиваются, устойчивый или неустойчивый харак­тер смешения, какие факторы ухудшают различение оппо­зиционных звуков);

    – дифференциация звуков не нарушена;

    – правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;

    – при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;

    – наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

    б) звуковой анализ и синтез:

    – способность выделить звук на фоне слова сформирована;

    – определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;

    – первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;

    – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;

    – навык звукового анализа и синтеза сформирован;

    – владеет звуковым анализом слов (указать, каких);

    – при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);

    – доступен звуковой анализ слов (указать, каких);

    – правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;

    – слово из звуков (указать количество) синтезирует;

    – звуковой синтез не доступен.

    12. Связная речь

    Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии кар­тинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или си­туацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).

    – самостоятельность выполнения задания (составил само­стоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

    – степень развернутости (примерное количество предложе­ний);

    – тематичность (рассказ соответствует избранной или пред­ложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие нео­правданных отступлений от темы; тема раскрыта не пол­ностью);

    – связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – со­юзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложени­ями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

    – последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логиче­ская последовательность; части рассказа или предложе­ния расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предло­жений, не связанных между собой);

    А) рассказ по серии картинок:

    Критерий смысловой целостности:

    – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

    – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;

    – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

    – отсутствует описание ситуации.

    Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

    – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

    – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;

    – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

    – рассказ не оформлен;

    Б) пересказ текста:

    Критерии смысловой целостности:

    – воспроизведены все смысловые звенья;

    – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

    – пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;

    Критерии лексико-грамматического оформления:

    – пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;

    – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;

    – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

    Критерии самостоятельности выполнения:

    – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

    – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;

    Читайте также:  Не говорящий ребёнок, моторная алалия или ОНР I уровень

    – пересказ по вопросам;

    – даже по вопросам пересказ недоступен.

    13. Темп и плавность речи

    Оценивается темпо-ритмическая организация речи.

    – темп ускорен / замедлен;

    – наличие слов с неправильно выделяемым удар­ным слогом;

    – наличие продолжительных пауз хезитации;

    – наличие проявлений заикания (каких?).

    – темп речи замедленный (быстрый, нормальный);

    – речь не торопливая (чрезмерно быстрая);

    – паузы и ударения употребляет правильно;

    – наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;

    – словесное ударение употребляет правильно;

    – паузы в речи использует излишне часто.

    – при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);

    – в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;

    – графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);

    – специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;

    – отсутствие выделения начала предложения;

    – способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);

    – тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;

    – количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;

    – понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).

    Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов

    1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)

    2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

    3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).

    4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР или с ФФНР.

    5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).

    Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР

    1. Несформированность языковых средств.

    2. Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.

    Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО

    1. Системное недоразвитие речи.

    2. Нарушение письма и/или чтения, обусловленное системным недоразвитием речи.

    В заключении можно так же отразить динамику развития речи:

    – значительное / незначительное улучшение речи;

    – динамика улучшения речи положительная / незначительная;

    В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

    – речевое развитие соответствует возрасту;

    – речь развита в пределах возрастной нормы.

    Учитель-логопед формулирует рекомендации в рамках своей компетенции.

    – продолжить логопедические занятия;

    – автоматизация в речи звуков (указать каких);

    – логопедические занятия по развитию фонематических процессов;

    Образец логопедического заключения

    Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

    Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на консультацию к психиатру.

    Выявлено:

    речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — воспроизводит правильно;

    словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

    грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

    На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    «30» сентября 2015 г.

    Заведующая МБДОУ № _____________

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

    С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

    Направляется: на ПМПК.

    Выявлено:

    речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

    темп речи – нормальный;

    голос – нормальный;

    подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

    выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

    подъязычная связка – норма;

    саливация – умеренная;

    мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

    произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука [ш] в словах, потешках; звуков [ж, л] в слогах, словах; дифференциация звуков [с-ш];

    фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

    слоговая структура — не нарушена;

    словарный запас – соответствует возрастной норме;

    грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

    связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

    На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

    Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

    Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

    Комментарии к оформлению индивидуальной речевой карты и индивидуальной карточки ребенка

    Предлагаемый вариант речевой карты соответствует установленным требованиям и представляет собой карту бланк, что упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность .

    Титульный лист карты содержит следующую информацию:

    ■Фамилия имя, возраст, класс, школа № , домашний адрес, телефон (заполняется в начале обследования);

    ■ Данные о развитии (заполняется в начале обследования со слов родителей);

    ■ Характеристика устной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого индивидуально);

    ■ Характеристика письменной речи (заполняется по завершении обследования, проводимого фронтально или индивидуально);

    ■ Заключение (формулируется по результатам обследования устной речи (учащиеся 1-х классов на начало учебного года); устной и письменной речи (учащиеся остальных классов).

    ■ Рекомендации (даются по результатам обследования и могут быть следующего содержания: «рекомендованы логопедические занятия», «рекомендовано обследование в ПМПК», «рекомендована консультация школьного психолога» (если есть), «логопедические занятия не рекомендованы»).

    Обследование речи проводится на разных языковых уровнях с последовательностью предъявления заданий в соответствии с принципами системности, от общего к частному, что помогает собрать емкую (количественно и качественно) информацию о проявлениях речевой недостаточности и рассматривать особенности речи в контексте с другими высшими психическими процессами.

    В речевой карте:

    ■ указаны виды заданий и их фактический материал, которые могут быть изменены на более привычные, а значит, более показательные для логопеда;

    ■ предложены критерии оценок выполняемых заданий (оценку рекомендуется проводить по окончании обследования).

    Выполнение большинства заданий требует незначительного по объему наглядного материала, который дан в приложении к речевой карте и предлагается как опорный при выполнении некоторых видов заданий.

    Некоторые виды заданий (по оптико-пространственному восприятию, праксису, профилю латеральной организации) не являются вербальными, но внесены в речевую карту, т. к. в сочетании с другими показателями: понимание инструкции, темп выполнения заданий, сформированность мотиваций, регуляции, самоконтроля, являются информационно важными для определения причин (не только речевых), обусловивших нарушения письменной формы речи.

    Обследование зрительного восприятия может быть проведено с использованием традиционного «Ориентировочного теста школьной зрелости» (тест Керна Ийрасека), но с точки зрения сформированности графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений.

    При обследовании чтения как письменной формы речи необходимо обращать внимание не только на техническую сторону процесса (скорость, способ чтения, правильность, выразительность), но прежде всего на его осознание (понимание смысла прочитанного), не только фиксируя, но и анализируя ошибки.

    Нормативные требования к технике чтения

    1 класс1полугодие 2полугодие20 25 словСлоговое Слоговое
    2 класс1полугодие 2полугодие25 35 слов 40 50 словСлоговое + словами Слоговое + словами
    3 класс1полугодие 2полугодие50 60 слов 65 75 словСлоговое + словами Словами
    4 класс1полугодие 2полугодие70 80 слов 85 95 словСловами Словами

    Учитывая нормативные требования, не следует забывать, что:

    > Вырабатывая автоматизированные способы чтения, ребенок не должен терять возможности в любой момент, когда это понадобится, осознавать эти способы и сознательно их контролировать.

    > При выработке навыков автоматизируется не сама деятельность в целом, а ее отдельные компоненты. Чтение всегда остается сознательной деятельностью, автоматизируются лишь операции (способы ее выполнения), посредством которых эта деятельность осуществляется.

    > Навык чтения предполагает владение навыками как быстрого, так и медленного чтения. С одной стороны, нужно уметь читать возможно более быстро (когда это необходимо); с другой – чтение, например, художественной литературы должно быть медленным чтением для воссоздающего воображения, без которого невозможно полноценное восприятие художественного произведения.

    Таким образом, скорочтение, являясь показателем сформированности навыка, не должно считаться единственным критерием оценки чтения как сознательной деятельности, т. к. уметь читать – значит уметь читать по разному. Поэтому учет нормативных требований к технике чтения должен носить, скорее, ориентировочный характер для учителя-логопеда при обследовании чтения.

    Письменная речь (в случае сформированных навыков письма и чтения) обследуется фронтально, устная речь – индивидуально. Свободно владея техникой обследования, возможно проведение обследования устной речи фронтально или попарно.

    Читайте также:  Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Весна, признаки весны’

    По результатам обследования письма, письменной речи заполняется карта специфических ошибок, в которой фиксируются все допущенные ошибки с учетом их специфики и количества при выполнении различных видов письменных заданий (списывание, слуховой диктант, свободный диктант), что в последующем будет определять составление перспективного планирования, тематического планирования, выбор индивидуальной или групповой формы работы.

    На титульный лист речевой карты вынесено логопедическое представление на учащегося, которое заполняется в соответствии с данными о развитии ребенка (со слов родителей во время обследования) и характеристиками устной и письменной речи. Что облегчает составление логопедического представления по требованию родителей или для предоставления в ПМПК.

    Обследование рекомендуется проводить в присутствии родителей (законных представителей) ребенка для:

    ■ заполнения родителями индивидуальной карточки на учащегося;

    ■ рекомендаций по результатам обследования;

    ■ решения вопроса о зачислении на занятия.

    В случае отказа от рекомендуемых ребенку занятий со стороны родителей Вы можете предложить написать заявление следующего содержания:

    «Прошу не зачислять моего ребенка_____ (фамилия, имя) на логопедические занятия (с указанием причины). 00.00.00. Подпись».

    Данное заявление может оказаться полезным при решении спорных вопросов или предъявлении возможных претензий к учителю-логопеду со стороны администрации школы, учителя, а также родителей в последующем.

    В индивидуальную карточку, заполняемую родителями, могут быть внесены дополнительные пункты, являющиеся для учителя-логопеда информационно важными.

    Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 130 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

    Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

    Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

    Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

    При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

    Для чего нужна речевая карта

    Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

    Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

    Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

    Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

    Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

    Что входит в обследование?

    1.Общие сведения.

    Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

    2.Анамнез.

    Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

    3. Исследование неречевых функций.

    Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

    Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

    В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

    Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

    Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

    4. Исследование нарушений.

    При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

    В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

    После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

    Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

    5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

    Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

    6.Состояние фонематического восприятия речи.

    Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

    7. Исследование понимания речи.

    На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

    С 3-х лет: понимание предлогов.

    С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

    Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

    Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

    8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

    Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

    Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

    9.Состояние связной речи (при ее наличии).

    Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

    Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

    Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

    Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

    Комментарии к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик

    к оформлению речевых карт,

    Состояние мимической мускулатуры

    1. Мышечный тонус норма

    2. Точное выполнение движений

    3. Объём движений полный

    1. Гипертонус (гипотония, дистония) лицевой мускулатуры

    2. Движения выполняет неточно

    3. Объём движение не полный

    4. Сглаженность носогубного треугольника

    4. Тремор подбородка.

    Строение, тонус, подвижность губ

    Строение губ без особенностей, тонус норма, подвижность не нарушена.

    1. Массивные, тонкие губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов

    2. Гипертонус, гипотония, дистония

    3. Малоподвижные, излишне подвижные.

    Строение зубов, прикус

    1. Без особенностей.

    2. Прикус правильный

    1. Крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

    2. Передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

    Строение твёрдого нёба

    Высокое, имеет готическую форму, низкое, наличие расщелины, послеоперационные рубцы.

    Строение и подвижность, мягкого нёба

    1. Строение норма

    2. Подвижность не нарушена

    1. Расщелина, послеоперационные рубцы, субмукозная щель, длинное, короткое.

    2. Не подвижное, малоподвижное.

    Строение, тонус, подвижность языка

    1. Строение без особенностей

    3. Подвижность не нарушена

    1. Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, массивный.

    2. Спастичность, гипотония, дистония.

    3. Гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка.

    Фонетическая сторона речи

    Слоговая структура слов

    Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют.

    В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

    Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.

    1. Элизии. Усечение слогового контура слова (выпадение слога или слогов, или слогообразующей гласной)

    2. Итерации (застревание на каком-либо слоге, может перерасти в заикание)

    3. Уподобление одного слога другому

    4. Добавление лишней гласной на стыке согласных

    5. Перестановки (нарушение последовательности слогов или звуков в слове)

    6. Контаминации (часть одного слова сливается с частью другого слова)

    7. Невозможность воспроизведения слов.

    Нарушение во фразовой речи.

    Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных

    Сигматизм свистящих: межзубный, губно-зубной (ф), боковой. Парасигматизм свистящих: призубный (т, с), шипящий. Сигматизм шипящих: межзубный, щёчный, нижний (щ), заднеязычный (х, г), боковой. Парасигматизм шипящих. Йотоцизм. Каппацизм, гаммацизм, хитизм. Дефект смягчения. Дефект озвончения.

    Фонематическое восприятие, слух

    Дифференциация звуков не нарушена.

    1. Затрудняется в дифференциации оппозиционных фонем (не смешиваемых в произношении звуков, смешиваемых в произношании звуков);

    2 Неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина

    Сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки

    1. Сформированы недостаточно (затрудняется придумать слово на заданный звук).

    2. Не сформированы.

    Фонематический анализ и синтез

    Фонематический анализ и синтез в основном сформированы.

    1. При выполнении фонематического анализа (синтеза) наблюдаются затруднения.

    2. При выполнении фонематического анализа (синтеза) наблюдаются значительные трудности

    Лексико-грамматический строй речи

    Грамматический строй речи

    1. Без нарушений.

    2. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

    1. Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки……………………………

    2. Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

    3. Грубые нарушения.

    Наблюдается высокий уровень речевого развития

    1. Грубое недоразвитие связной речи.

    2. Самостоятельно высказаться затрудняется

    3. Устная форма речи недостаточно сформирована

    4. Наблюдается недостаточное развитие связной речи;

    в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

    Объем словарного запаса соответствует возрасту

    1. Словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;

    не всегда точно использует слова;

    2. Испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;

    3. В речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;

    4. Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;

    5. Допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;

    страдает понимание и употребление обобщающих понятий

  • Ссылка на основную публикацию