Логопедические игры для детей

Развивающие онлайн-игры

Нажмите кнопку, чтобы открыть 10 бесплатных игр.

Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается, ваши усилия напрасны.

Насколько ребенок увлечен,
настолько и эффективны занятия.

Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому мы взяли основные методики, по которым вы работаете с детьми, и переложили упражнения в формат интерактивных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что вам нужно.

Почему это работает?

Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.

Если вы работаете над речевым дыханием и просите ребенка дуть на ватку — ему это быстро надоест. Но если вы посадите на поле дракона, который выдувает пламя и сжигает сорняки, когда ребенок дует в микрофон, то он будет дуть в него столько, сколько вам нужно.

После регистрации у вас будет доступ к 10 играм для развития речи и мышления, обучения счету, чтению и другим навыкам.
Игры с полным функционалом, постоянным доступом и без рекламы.

Игры состоят из двух частей: мотивационной и развивающей.
Ребенок видит только первую: он дышит огнем с драконом, спасает принцесс с рыцарем, поливает цветы с бабочкой. Одновременно с этим ребенок развивает речевое дыхание, автоматизирует звуки и активизирует глагольный словарь.

Цель каждой игры — решить конкретную задачу педагога.
Если игра не решает задачу — мы ее не делаем.

Логопедам

Игры помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.

После регистрации у вас будет доступ к играм на речевое дыхание, неречевой слух, поиск ударной гласной и лишнего слога в слове.

Дефектологам

Игры подходят для детей с различными нарушениями речи, мышления, здоровья и другими трудностями. Игры разработаны с учетом здоровьесберегающих технологий: они короткие, в них нет кислотных цветов, мелких деталей и резких звуков.

После регистрации у вас будет доступ к играм для детей разного возраста и особенностей развития.

Психологам

Игры помогут развить память и внимание, логическое, пространственное и творческое мышление.

После регистрации у вас будет доступ к играм на развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитателям

Игры помогут провести занятия по лексическим темам, расширить кругозор детей, подготовить к школе, развить крупную и мелкую моторику.

После регистрации у вас будет доступ к играм по лексическим темам, на развитие зрительного внимания, знакомство с буквами и двузначными числами.

Учителям
начальных классов

Игры помогут обучить азам письма, чтения и счета, проработать орфографические правила и словарные слова.

После регистрации у вас будет доступ к играм для знакомства с двузначными числами, поиска лишнего слога в слове и ударной гласной.

Попробовать игры

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть качество игр и сыграть с детьми.

В демо-версии доступно 10 игр, они не ограничены по времени и функционалу, в них нет рекламы.
Также доступна ограниченная версия «Конструктора картинок 4» — программы, в которой вы можете сделать пособие
или методическую игру для занятий с детьми.

Подписка дает доступ к:

  • 287 интерактивным играм для занятий,
  • полной версии «Конструктора картинок 4»
    для создания собственных пособий и методических игр,
  • рабочему кабинету для ведения документации
    и журнала занятий с детьми.

Для занятий по подписке нужен доступ к Интернету.
Если его нет, используйте флешки или диски с играми. Перейти в магазин

Рекомендации для занятий с играми

  • Для индивидуальных и подгрупповых занятий подойдут компьютер или ноутбук.
  • Для групповых занятий самый удобный вариант — интерактивная доска или стол. Если их нет, подключите к компьютеру проектор или телевизор.
  • С интернетом будет доступ ко всем играм на компьютере или интерактивном оборудовании. Если интернета нет — вас выручат диски и флешки.

Отзывы

Мы выпускаем игры с 2013 года, и за это время более 200 тысяч педагогов стали использовать их на своих занятиях в садах, школах и частных уроках.

Елена Георгиевна

Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо всех сил, на занятия идут вприпрыжку.

У меня на логопункте дети с разными речевыми нарушениями. Игры с микрофоном эффективны для коррекции межзубного сигматизма, для развития плавной, продолжительной воздушной струи и речевого дыхания. В дальнейшем хорошо идет работа над развитием силы голоса и выразительностью речи.

Еще дети очень любят вместе со мной придумывать задания в Конструкторе картинок. Я ошибаюсь (умышленно), а они меня исправляют, правильно расставляют картинки и произносят звуки. И это ценно, ведь то, что сделал правильно сам, уже не забудешь никогда. К работе с Конструктором картинок ко мне присоединились воспитатели.

Игры Мерсибо – это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Как хорошо, что вы есть. Всей команде Мерсибо – здоровья и успехов!

Оксана Анатольевна

Большое спасибо за интересную и познавательную информацию.

Практический материал очень яркий и грамотно построен. Дети с удовольствием занимаются, и благодаря вашим играм быстрее идет процесс коррекции нарушений речи.

Большое спасибо за интересную и познавательную информацию.

Практический материал очень яркий и грамотно построен. Дети с .

Галина Викторовна

Я занимаюсь индивидуальными занятиями с дошкольниками. Дети радостно бегут на занятия, очень стараются все выполнять, чтобы в конце занятия получить в подарок игру.

Огромное спасибо за информацию и ваши игры!

Инна Васильевна

Я работаю в коррекционном детском саду в логопедической группе. Использую «Конструктор картинок» на индивидуальных занятиях, а также для изготовления дидактических игр, подбора картинного материала по лексическим темам, подбора картинок на определённые звуки.

С помощью «Конструктора картинок» изготавливала игры «Что перепутал художник?», «Несуществующее животное», «Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» (обобщения), «Разрезные картинки», сюжетные картинки, разные игры по обучению грамоте.

Очень удобно то, что можно придумать задание или игру «здесь и сейчас», изменить задание по ходу выполнения, учитывая возможности ребёнка, его пожелания; если нужно, можно сохранить всё придуманное, а если нет, то удалить. Детям очень нравится, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.

Спасибо, вам, за все ваши изобретения. Жаль только, что наши детские сады не обеспечены компьютерами, интерактивными досками и приходится носить ноутбук из дома.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников

  • Роль и значение логопедических игр
  • Как игры помогают логопеду
  • Как проводить занятия в домашних условиях
  • Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж
  • Логопедические игры для постановки звуков Л и Р
  • Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц
  • Логопедические игры с фонариком для детей
  • Настольные логопедические игры для дошкольников

Логопедические игры позволяют в непосредственной обстановке развивать артикуляционный аппарат, органы дыхания, мимику, слух и умственные способности малыша. Проводятся занятия как в форме групповых упражнений воспитателями, так и в индивидуальном порядке логопедом ДОУ.

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании. При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.

Игры на развитие речи

Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин. Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом. Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.

Логопед и ребенок

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Разработала эту игру педагог Наталья Коняхина. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет делаться коробка. Также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, скачав из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие темы, изучаемые в дошкольном возрасте). Предметы нужно вырезать и приклеить внутрь коробки так, чтобы лицевая сторона была направлена на ребенка. Малыш светит фонариком на стену, и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это ботинки?», «В коробке одно яблоко или много?».

Обратите внимание! Игры с фонариком позволяют без труда развивать связную речь дошкольника.

Ребенок с фонариком

Настольные логопедические игры для дошкольников

Для детей 6-7 лет подходят настольные логопедические игры. Темы их могут быть самыми разнообразными. Подбираются они исходя из индивидуального или группового плана работы. На просторах Интернета есть множество онлайн-ресурсов, с которых можно скачать поля для настольных игр.

Принцип прохождения довольно прост. Участвуют несколько малышей (или дошкольник соревнуется с логопедом), поочередно кидая кубик и продвигаясь на несколько клеточек вперед, при этом называя предмет, на котором они остановились. Если ребенок не сумел назвать предмет, то отходит на несколько клеточек назад. Выигрывает тот, кто пришел к финишу первым.

Обратите внимание! В дидактические игры могут играть дети всех возрастов: от 2-летних малышей до младших школьников, нуждающиеся в коррекционной помощи логопеда.

Настольная игра для дошкольников

Почти каждый родитель сталкивается с нарушением фонематического слуха у малыша, находящегося в процессе изучения родного языка. Обычно ребенок осваивает всю звуковую систему самостоятельно к 6-ти годам, однако стоит внимательно относиться к речи малыша, чтобы избежать серьезных дефектов и нарушений.

Несколько простых интересных логопедических игр

Мне нравится искать необычные ходы в работе. Сегодня речь пойдет о нескольких интересных логопедических игр. Мы остановимся на эхо — микрофоне, играх с лентами и кеглями.

Содержание:

Эхо микрофон – что это. Кому он подходит и с кем лучше не использовать

Внешне он напоминает обыкновенную пластмассовую детскую игрушку. Действие этого прибора заключается в том, что, говоря в него, ребенок эхом слышит собственный голос.

Читайте также:  Логоритмическая зарядка по теме (Части тела)

Казалось бы, ничего особенного в этом нет, но не стоит забывать о том, что маленькие дети весьма любознательны, поэтому, услышав эхо, они пытаются воспроизвести странный для них звук еще раз, и начинают произносить звуки и слоги!

Благодаря эхо микрофону у ребенка появляется мотивация повторять звуки и слова.
Конечно, как и любое другое пособие, он не универсален.

И я не использую его:

  • с детьми, которые в силу разных причин пока не могут повторять звуки, слова. Эта игра для них пока еще сложная. Лучше двигаться в сторону улучшения контакта, увеличения времени взаимодействия и работать с пониманием речи;
  • с теми, кому он откровенно скучен и не интересен. Если игра не получилась, то лучше сделать паузу и заняться более интересными вещами, например покачаться в гамаке;
  • c теми ребятами, у кого повышенная слуховая или тактильная чувствительность. Эта игрушка может сильно напугать и все взаимодействие нужно будет выстраивать заново;
  • если для ребенка важны тактильные ощущения и ему важнее облизать микрофон, то лучше переключиться на сенсорные ощущения и в игре дать возможность ощутить материал и текстуру. Таким образом можно вносить интересные ходы в игровые занятия, улучшать контакт и продвигаться к расширению навыков общения.

5 идей, как можно использовать эхо-микрофон в работе

  1. Эхо-микрофон прекрасно можно использовать в сюжетных играх, например игра «Домик». В этой игре эхо-микрофон будет выступать в качестве домофона. Нужно с его помощью вести диалог. Речевой материал подбирается в соответствии с речевыми возможностями ребенка: от отдельных звуков-слогов до длинных предложений.
  2. Эхо-микрофон прекрасно имитирует мороженное, волшебный посох или дубинку. Это прекрасный предмет-заместитель в сюжетных играх. В данном случае мы используем внешнее сходство предметов, чтобы внести новую струю в игры.
  3. Эхо-микрофон — это предмет для изучения свойства звука. Если им постучать по разным предметам, то можно ощутить достаточно сильную вибрацию. Это можно использовать как для знакомства с ощущениями, так и для рассуждений на тему.
  4. Если к эхо-микрофону привязать веревку, то его можно использовать для спасения утопающих в диких водах реки :).
  5. Эхо-микрофоном можно делать отпечатки с помощью краски или пластилина или использовать для приготовления волшебного «зелья».

5 игр с лентой

Игры можно придумывать с чем угодно. Это может быть: веревка, широкая лента или эластичный бинт. То, что есть под рукой. Главное понять какую задачу решать, чего нужно добиться. Ниже несколько идей для игры с лентой под разные задачи.

  1. «Кто сильней?» — перетягиваем ленту.
    Эта игра тренирует зрительно-моторную координацию. Можно отрабатывать речевой выдох: длина ленты = время выдоха. Автоматизировать звуки в слогах или словах.
    Игра «Ловишки» — задача ребенка выдернуть ленточку-хвостик из штанов.
    Прекрасная игра для тренировки диалогов с помощью действий. Помогает научить соблюдать правила в игре. Тренирует ловкость.
  2. Игра «Мумия» — заматывание лентами.
    Эта игра поможет почувствовать телесные границы. Любители сенсорных игр оценят ее с точки зрения проприоцепции и тактильных ощущений. Игротерапевты смогут отработать страхи и внести разнообразие в свой игровой репертуар.
  3. Игра «Тактильные ощущения».
    Используем разные по текстуре ленты. Можно посчитать ленты с закрытыми глазами. А можно закрыть глаза и попробовать определить ленту наощупь и проработать прилагательные.
  4. Образная игра «Черпашки-ниндзя».
    Любимые герои мультиков оживают. Нужно лишь прорезать отверстия для глаз и повязать ленту на глаза.

5 игр с кеглями

Кегли – это игрушка, которая есть почти в каждом доме. И даже если их нет, их очень легко сделать из пластиковых бутылок, насыпав в них немного песка или налив воды.

  1. Отработка математических действий, двое играющих по очереди кидают кегли и считают, кто больше кеглей выбил. Психологи с помощью этой нехитрой игры могут отработать умение выигрывать и проигрывать.
  2. Кегли — наоборот. Игра на отработку зрительно-моторной координации. Нам понадобится инерционные машинки и кегли. Основная задача в игре запустить машинку таким образом, чтобы она не сбила кегли, а проехала между ними.
  3. Не всегда под рукой есть настоящие шпаги. Кегли прекрасно их заменят. Дуэль — простая игра для отработки навыков саморегуляции и выдержки. Нужно лишь правильно подобрать возраст для этой игры, и обеспечить условия, чтобы ребятам было комфортно.
  4. Если взять маленький мяч и начать кидать его в кегли, получиться отличная групповая игра т.к. попасть маленьким легким мячом в кегли – это совсем не простая задача.
  5. Ну и конечно же ритм, нет ничего важнее для логопеда. Возьмите пару кегль, между ног зажмите 5 литровую пластиковую бутыль, и у вас получится отличный барабан.

Игры можно придумать из всего. Главное — цель, и ваше воображение подскажет тысячу идей.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Ляна Евдокимова
Консультация для родителей и педагогов подготовительной группы по обучению детей грамоте

Чему должен научиться ребенок для успешного освоения школьной программы? Определению место звука в слове, фонетическому разбору слова, делению слов на слоги, соединению звуков в слоги. Для этого мы предложили соответствующие игры. Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет. А работа предстоит действительно серьезная, т. к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове; фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение места звука в слове. В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте. Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций,соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры: «Доскажи словечко», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша). В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик, вагон т.д:. В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?».

Для читающих детей. Из одного слова придумать несколько слов.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самокат – сам катится; снегопад – снег падает; пчеловод – пчел водит) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж, лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А, им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз, два, три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка, заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы,им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка. Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

Звук – мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки). Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть:А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные,которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 – 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.

Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова, соотносить их с буквами. В этом вам поможет книга Л. М. Козыревой “Знакомимся с гласными звуками”. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.

Продолжить обучение можно по другой книге Л. М. Козыревой – “Как научиться читать”. В этой книге ребёнок знакомится с гласными и четырьмя согласными буквами Н, Л, М, Р, с помощью которых научиться читать свои первые слова и слоги.

А затем берите азбуку. Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних – полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут, поговорите на отвлечённую тему, поиграйте в какую-нибудь игру.

На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво – в форме игры – повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке,например: ” Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М” и т. п.

Обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.

Поиграйте в игру “Слушай внимательно” : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) – п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т. д.

Предложите отгадать,на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох.На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М).Мы произносим его отрывисто: М!И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.

Читайте также:  Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А!– и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит,какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

1. Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия “слева” и “справа”. Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д. ; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными “конструкторами” и “строителями”.

Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:

• Взрослый пишет “трудную” букву большого размера (5-6 см, ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

• Лепка ребёнком буквы из пластилина.

• Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

• “Написание” широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет “написать” букву в воздухе – и ребёнок мгновенно вспомнит её.

• Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами – на что похожа буква?

• Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

• Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

• Заучивание стихов, посвященных образам букв. Нахождение “правильных” и “неправильных” букв, букв, спрятанных на картинках.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: – закреплять навык чтения слов; – закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект ООД по обучению грамоте для родителей с ребёнком 6–7 лет «Звук [Ч] и буква Ч» Тема:«Звук [Ч] и буква Ч» Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по обучению грамоте в условиях самоизоляции. Цель: знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук” Задачи: • Формирование.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед – Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

«Обучение детей грамоте в подготовительной группе»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому?

Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет.

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
  • определение места звука в слове.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте

Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры:

«Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопочками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре « Закончи предложение » дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре « Цепочка слов » развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра « Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра « Сложи словечко » помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра « Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра « Логопедическая ромашка » — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам;

Игра « Логопедическое лото » — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова;

Игра « Собери слово по первым буквам » — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ;

Игра « Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и логопед предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра « Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра « Раз, два, три парочку себе найди » — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз,два,три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка,заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

  • Звук – мы слышим и произносим.
  • Буквы мы пишем и видим.
  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
  • Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
  • Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
  • Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
  • Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
  • Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
  • Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
  • Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Консультация по обучению грамоте (для педагогов детских садов)

Работая в детском саду с детьми логопедических групп, в течение нескольких лет, использовали различные методики по обучению грамоте. Обобщив опыт, мы провели для воспитателей района консультацию по этой теме, с использованием презентации. Получив положительный отклик, мы решили, что этот материал будет полезен для других педагогов.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

По нашему мнению, существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие “звук”.

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: “Узнай, что звучит?”, “Где звучит колокольчик?”, “Покажи картинку”, “Громко – тихо”, “Кто сказал?”:

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы “Овощи” мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что

воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

  • “Немые звуки”: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
  • “Фотография звука”: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
  • “Припоминание слов на заданный звук” (гласный звук должен быть под ударением – окна, но не окно, ослик, но не осёл):
  • “Разложи картинки”: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине – на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

Мы предлагаем следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова.

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

3. Светофоры. Красный цвет – начало слова, зеленый – конец, желтый – середина.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: “Что случилось с девочкой?”, ” Что она кричит?”. Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по – настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко “гудит”, значит, звук звонкий, если нет – глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Используем символ звонка. Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех – твердый, облачко – мягкий, колокольчик – звонкий звук, перечеркнутый колокольчик – глухой.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с – сыр, т – труба, я – яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
  • фасоли и другие мелкие предметы;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова – это полоска, слоги – короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить

З И М А предложение, словосочетания.

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие “открытия” для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Консультация для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

Описание: консультация насыщена практическим материалом и будет полезна как педагогам дошкольного образования, так и родителям.

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому?

Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от пяти до семи лет.

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры.

Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
– определение количества звуков в слове;
– фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
– определение места звука в слове.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте
Для выработки практического навыка деления слов на слоги, фонетического разбора слова, определение места звука в слове, фонематического слуха, мыслительных операций, соединять звуки в слоги и моделировать новые слова мы проводим с детьми следующие игры:
«Договори слово», «Добавь слог» педагог произносит первый слог, а дети –второй (мет-ла, пче-ла, пи-ла, ка-ша).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам.

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова.

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ.

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и педагог предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз,два,три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось,утка-улитка,заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:
– Звук – мы слышим и произносим.
– Буквы мы пишем и видим.
– Звуки бывают гласными и согласными.
– Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
– Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
– Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
– Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
– Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
– Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
– Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
– Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
– Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
– Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
– Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
– Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные- красным.
Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, то результат вас порадует.Успехов Вам!

Ссылка на основную публикацию