Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации сонорных звуков
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трудности на этапе автоматизации поставленных звуков можно преодолеть посредством применения логопедических игр. Практика проведения логопедических занятий показывает, что наибольшее значение в процессе логопедической работы, имеют дидактические логопедические игры. Применение логопедических игр на занятиях способствует значительному ускорению процесса автоматизации звуков, повышает интерес детей к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskie_igry_dlya_avtomatizatsii_i_differentsiatsii_sonornyh_zvukov.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков

Автоматизация произношения звуков [р] ,[р’].

Для игры потребуется зонтик, украшенный ленточками, на которых с помощью скрепок подвешены предметные картинки в названии которых есть звук [р] или [р’].

Логопед вносит зонтик и демонстрирует его, акцентируя внимание ребёнка на картинках. Далее начинает быстро крутить зонтик, предлагая поймать картинку. Задача ребёнка: называть пойманные картинки и чётко произносить звук [р] или [р’].

Игра «Разноцветные корзинки»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения лесных ягод, а на магнитной доске закрепляет с помощью магнитов изображения трёх разноцветных корзинок.

Логопед. Рассмотрите изображения ягод и разложите их по корзинкам. В красную корзинку положите ягоды со звуком [р], в коричневую – со звуком [р’], в жёлтую – со звуком [л], в зелёную – со звуком [л’].

А теперь расскажите, какие ягоды лежат в каждой корзинке.

1-й ребёнок. В красной корзинке лежат морошка, черника, брусника.

2-й ребёнок. В коричневой корзинке лежат рябина и черёмуха.

3-й ребёнок. В жёлтой корзинке лежит голубика.

4-й ребёнок. В зелёной корзинке лежат малина, земляника, клюква.

Игра «За грибами»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед. Девочки Ира, Римма, Лада и Оля отправились за грибами. Вы отправитесь вместе с ними и поможете Ире собрать грибы, в названиях которых есть звук [р], Римме – грибы, в названиях которых есть звук [р’],

Ладе – грибы, в названиях которых есть звук [л], Оле – грибы, в названиях которых есть звук [л’]. Закрепляйте изображения грибов рядом с девочками и рассказывайте, какие грибы они собирают. Следите за произношением перечисленных звуков.

Игра «Разноцветные ромашки»

Развитие артикуляционной моторики (автоматизация произношения сонорных звуков в предложении). Развитие фонематического восприятия (дифференциация сонорных звуков в предложении).

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на розовую ромашку и составьте предложение об этом.

1-й ребёнок. Муравей сидит на розовой ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на красную ромашку и составьте предложение об этом.

2-й ребёнок. Божья коровка сидит на красной ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р] в названии на оранжевую ромашку и составьте предложение об этом.

3-й ребёнок. Комар сидит оранжевой ромашке.

Логопед. Посадите насекомое со звуком [р’] в названии на сиреневую

ромашку и составьте предложение об этом.

4-й ребёнок. Стрекоза сидит на сиреневой ромашке.

Игра “Разноцветные корзинки”

Игра «Трудолюбивая пчела»

Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Дифференциация сонорных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение пчелы, а на столе рассыпает картинки с изображением других насекомых.

Логопед. Трудолюбивая пчела

Много мёду принесла.

Давайте поможем ей угостить мёдом других насекомых. Выбирайте картинку с изображением любого насекомого и составляйте предложение. Старайтесь правильно произносить все звуки.

1-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом голубую стрекозу.

2-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом коричневого муравья.

3-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом полосатого шмеля.

4-й ребёнок. Трудолюбивая пчела угостила мёдом красную божью коровку.

Игра «Помоги куклам»

Автоматизация произношения звуков [р],[р’]. Дифференциация данных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух кукол с корзинками, а на столе раскладывает плоскостные изображения фруктов (груши, мандарина, граната, хурмы, абрикоса, персика).

Логопед. Давайте поможем куклам Рае и Марине купить фрукты. Рая должна купить фрукты со звуком [р] в названиях , а Марина – со звуком [р’]. Кладите кукле в корзину фрукт и составляйте предложение. Следите за произношением звуков.

Дети раскладывают фрукты в корзинки и закрепляют их с помощью магнитов.

1-й ребёнок. Рая купила грушу.

2-й ребёнок. Марина купила мандарин.

3-й ребёнок. Рая купила гранат.

4-й ребёнок. Марина купила абрикос.

5-й ребёнок. Рая купила персик.

6-й ребёнок. Рая купила хурму.

Игра «Помоги Роме и Ларисе»

Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Дифференциация сонорных звуков в предложении.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух детей с портфелями, а на столе раскладывает плоскостные изображения книг (“Федорино горе”, “Бармалей”, “Мойдодыр”, “Красная Шапочка”, “Снегурочка”, “Морозко”, “Три медведя”, “Теремок”)

Логопед. Мальчик Рома и девочка Лариса пришли в библиотеку выбрать себе книги. Давайте поможем им выбрать книги. Рома должен взять книги в названии которых есть звук [р], а Лариса в названии которых есть звук [р’]. Кладите детям в портфель книги и составляйте предложение.

1-й ребёнок. Рома взял книгу “Бармалей”.

2-й ребёнок. Лариса взяла книгу “Теремок”.

3-й ребёнок. Рома взял книгу “Морозко”.

4-й ребёнок. Лариса взяла книгу “Федорино горе”.

Логопед. Я прочитаю названия книг, а вы покажите все буквы р в их названиях.

Дети показывают букву р в названиях книг.

Игра «Волшебный мешочек»

Автоматизация произношения звуков [р] и [р’]. Дифференциация данных звуков на вербальном уровне.

Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из волшебного мешочка, назвать их и определить наличие звуков [р] и [р’] в их названии. Побеждают те дети, которые правильно выполнили задание.

Игра «Фруктовое ассорти»

Автоматизация произношения звуков [р] и [р’]. Дифференциация данных звуков.

Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения двух банок и фруктов (груши, мандарина, граната, хурмы, абрикоса, персика).

Логопед. Давайте приготовим фруктовое ассорти. В банку с красной крышкой будем укладывать фрукты, в названиях которых есть звук [р].

В банку с коричневой крышкой будем укладывать фрукты, в названиях которых есть звук [р’].

Дети раскладывают изображения фруктов в соответствии с инструкцией и комментируют свои действия. Логопед оценивает их работу и убирает пособие.

Игра «Вот какие повара!»

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре.

Логопед берёт в руки мяч.

Логопед. Начинается игра

“Вот какие повара!”

Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить.

Логопед. Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение. Надеюсь, что вы будете следить за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’]. Из черники можно приготовить.

1-й ребёнок. черничное варенье.

Логопед. Из малины можно сварить.

2-й ребёнок. малиновое варенье.

Логопед. Из земляники можно сварить.

3-й ребёнок. земляничный джем.

Логопед. Из брусники можно приготовить.

4-й ребёнок. брусничное повидло.

Логопед. Из голубики можно сварить.

5-й ребёнок. голубичное варенье.

Развитие элементарных математических представлений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Автоматизация произношения сонорных звуков в игре.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов в названии которых слышится звук [р]или [р’] (груша, гранат, персик, хурма, мандарин, абрикос).

Логопед. Теперь переверните картинки с изображением фруктов.

Дети переворачивают картинки и видят написанные на них цифры.

Логопед. Посчитайте именно те фрукты, изображение которых у вас на картинках и именно столько, сколько указывает цифра.

1-й ребёнок. У меня на картинке груша и цифра 5.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

2-й ребёнок. У меня на картинке персик и цифра 6.

один персик, два персика, три персика, четыре персика, пять персиков, шесть персиков.

Упражнение «Соберём семейку»

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация произношения сонорных звуков в игре.

Логопед. Давайте подберём слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовёшь маленький гриб?

1-й ребёнок. Грибок.

Логопед . А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребёнок. Грибище.

Логопед. Как называют суп из грибов?

3-й ребёнок. Грибной.

Логопед. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребёнок. Грибник.

Логопед. Как называют тонкие переплетённые нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-й ребёнок. Грибница.

Логопед. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребёнок. Грибочек.

Игра «Осенние листья»

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Автоматизация звуков [р’],[л’].

Логопед. Вы узнали на картинках разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях растут?

Логопед бросает детям мяч по очереди и задаёт им вопросы: какие листья растут на берёзе (рябине, черёмухе, тополе, клёне, липе, ольхе)?

На берёзе растут берёзовые листья.

На рябине растут рябиновые листья.

На черёмухе растут черёмуховые листья.

На тополе растут тополиные листья.

На клёне растут кленовые листья.

На липе растут липовые листья.

На ольхе растут ольховые листья.

Игра «Назови ласково»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Автоматизация произношения звука [р].

Гора – горочка, нора – норочка, рыба – рыбка, борода – бородка, трава-травка, пирамида – пирамидка, рука – ручка, черника – черничка, тёрка-тёрочка, рубашка – рубашечка, ромашка – ромашечка, коробка – коробочка, веер – веерок, катер – катерок, свитер – свитерок, фартук – фартучек, горшок -горшочек, горох – горошек, роза – розочка, верба – вербочка, парта -парточка, бритва – бритвочка, забор – заборчик, мотор – моторчик, матрас -матрасик, рыбак – рыбачок, круг – кружочек.

Игра «Скажи наоборот»

Закрепление умения подбирать слова, противоположные по значению. Автоматизация произношения сонорных звуков.

Логопед объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Педагог называет слово и передаёт играющему «волшебную» палочку. Ребёнок должен назвать слово, противоположное по значению, и отдать палочку ведущему. Если ребёнок отвечает неправильно, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался к концу игры.

Дидактические игры по автоматизации звуков [Р], [Ш], [Л] и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР

[Р], [Ш], [Л])

Авторы-составители:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Анастасия Абатурова
Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков

Уважаемые коллеги! Я работаю на логопункте и постоянно испытываю недостаток игр и игровых приёмов при автоматизации и дифференциации звуков у детей. Эти процессы могут занять достаточно много времени и без хорошей наглядности являются скучными и не очень интересными для ребёнка. И поэтому мною были придуманы и изготовлены красочные игры, которые я и хочу представить вашему вниманию. Эти игры очень нравятся детям, они просят играть с ними снова и снова, и это значительно облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Перед тем, как начинаем играть в игру, мы повторяем с ребёнком, над какими звуками мы работаем, чтобы он знал, что именно от него требуется, а потом уже приступаем непосредственно к игре.

Игра “Лунтик-художник

Цель: дифференциация звуков [р] и [л].

Оборудование: картинка с изображениями Лунтика с красками; 2 мольберта – один с изображением буквы Р, другой – с изображением буквы Л; предметные картинки со звуками [л] и [р].

Инструкция: Лунтик очень любит рисовать. Он нарисовал уже очень много картин, но когда рисовал их, складывал в одну стопку. И теперь нам с тобой нужно помочь ему разобрать картины: на один мольберт мы будем класть картины, в названии которых есть звук [р], а на другой – со звуком [л].

Игра «Соберём ягоды в корзинки»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш].

Оборудование: 2 корзинки с ягодами, на одной изображена буква Ш, на другой – С; картинки с изображением ягод, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш].

Инструкция: Давай представим, что мы с тобой были в лесу и набрали там много-много ягод. А теперь нам нужно их перебрать. В одну корзинку мы будем класть ягодки, на обратной стороне которых изображена картинка со звуком [c], в другую – со звуком [ш].

Игра «Маша играет в снежки»

Цель: автоматизация звука [ш].

Оборудование: картинка с изображением Маши (или игрушка); картинки с изображением снежков, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуком [ш].

Инструкция: Маша очень любит играть. И одной из её любимых забав зимой является игра со снежками. Но вот лепить снежки она не очень любит. Давай мы с тобой поможем ей налепить снежки. Бери снежок и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, мы отдаём снежок Маше, а если неправильно – откладываем его в сторону. А потом посчитаем, сколько снежков ты слепил для Маши.

Игра «Буратино и Мальвина собираются в школу»

Цель: дифференциация звуков [л] и [р]; закрепление знаний по лексической теме «Школа»

Оборудование: картинки с изображением Мальвины и Буратино (или игрушки); предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, в названии которых есть звуки [л] и [р].

Инструкция: Буратино и Мальвина собрались идти учиться в школу. Давай поможем им вспомнить названия тех предметов, с которыми им придётся часто встречаться в школе. Давай ты будешь называть картинки, и те карточки, в названии которых встретился звук [л], будешь отдавать Мальвине, а карточки, в названии которых встретился звук [р], отдадим Буратино.

Игра «Шарик и Матроскин играют в хоккей»

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш]

Оборудование: изображение Шарика и Матроскина с клюшками; картинки с изображением шайб, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [с] и [ш].

В Простоквашино наступила зима, Шарик и Матроскин захотели поиграть в хоккей. Посмотри, как много у них шайб. Давай ты будешь называть картинки, изображённые на обратной стороне шайбы. Если в картинке ты услышишь звук [с], то отдашь шайбу тому, в чьём имени есть звук [c]. Кто это? (Матроскин). А картинки, в которых слышится звук [ш], мы отдадим тому, в чьём имени есть звук [ш]. Кто это? (Шарик). И в конце игры мы посчитаем, сколько шайб досталось каждому. У кого шайб окажется больше, тот и одержал победу в игре.

Игра «Клоун-жонглёр»

Цель: дифференциация звуков [ч] и [щ].

Оборудование: картинка с изображением клоуна, жонглирующего разноцветными мячами; картинки с изображением разноцветных мячей, на обратной стороне которых наклеены предметные картинки со звуками [ч] и [щ].

Инструкция: Ты когда-нибудь был в цирке? Видел жонглёра? У него должно быть много мячиков для того, чтобы номер получился интересным. Сейчас ты будешь помогать клоуну. Бери мячик и называй картинку, которая изображена на обратной стороне. Если ты назовёшь картинку правильно, значит, отдаёшь мячик клоуну, а если называешь картинку с ошибкой – мячик клоуну не отдаём.

Игра «Детки и конфетки»

Цель: автоматизация звуков [л] и [л`].

Оборудование: картинка с изображением детей, которые сидят за столом и пьют чай; картинки с изображением конфет, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [л] и [л`].

Инструкция: Посмотри на картинку. Детишки сели пить чай, но на столе у них ни одной конфеты, а они такие сладкоежки! Давай ты сейчас постараешься и заработаешь конфеты для детишек. Бери конфетку и называй картинку, изображённую на обратной стороне. Если ты картинку назовёшь правильно, отдаёшь конфету детишкам, если неправильно – конфета остаётся у меня.

Игра «Белкины запасы»

Цель: автоматизация звуков [р] и [р`].

Оборудование: картинка с изображением белки (или игрушка); картинки с изображением грибов, желудей, орехов, шишек, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [р] и [р`].

Инструкция: Белочка начала готовиться к зиме и собирать к себе в дупло запасы. Давай и мы поможем ей в этом непростом деле. Ты называешь картинку, изображённую на обратной стороне шишки. И если картинка будет названа правильно, ты отдаёшь шишку белке, а если неправильно – шишка остаётся у меня.

Игра «Коза и капуста»

Цель: автоматизация звуков [с] и [з].

Оборудование: картинка с изображением козы (или игрушка); картинки с изображением капусты, на обратной стороне которой наклеены картинки со звуками [с] и [з].

Инструкция: Ты знаешь сказку «Семеро козлят»? Козу дома ждут 7 маленьких козлят, которые очень хотят кушать. Они любят полакомиться свежей, сочной капустой. Давай мы с тобой поможем козе накормить детишек. Называй картинку, изображённую на обороте капусты. Если ты называешь картинку правильно, мы отдаём капусту козе, а если неправильно, коза капусту не получает.

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных.

Работа логопеда Я работаю учителем-логопедом в общеобразовательном детском саду. Когда 4 года назад приступила к работе – встали вопросы: Как воспитателю.

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»

Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.

Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.

Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.

Описание пособия и управление презентацией.

Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.

Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.

Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.

* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.

Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– формировать звуковую культуру речи;

– развивать фонематический слух;

– развивать чувство ритма;

– активизировать все компоненты речевой деятельности;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;

– воспитывать доброжелательность, желание помочь.

1 слайд – титульный слайд

23 слайд – Игра «Насос» – звук [С];

45 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];

67 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];

89 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];

1011 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];

1213 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];

1415 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];

1617 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;

1820 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;

2122 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;

2325 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;

26 слайд – Спасибо за внимание.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.

– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.

– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .

На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.

Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.

Упражнение «Комарик», 45 слайд

Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.

Упражнение «Змейка», 67 слайд

Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.

Упражнение «Божья коровка», 89 слайд

Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.

Упражнение «Паровозик», 1011 слайд

Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.

Упражнение «Помоги улитке», 1213 слайд

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.

Упражнение «Загони машину в гараж», 1415 слайд

Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].

Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.

Упражнение «Помоги Колобку», 1617 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.

Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.

Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.

Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.

Упражнение «Клумба», 1820 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).

Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку и переходит на 19 слайд.

Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.

– Вот какая красивая клумба у нас получилась.

Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.

Упражнение «Бабочка», 2122 слайд

Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).

Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.

Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.

Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.

Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.

Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об этом говорят следующие факты:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.

– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.

– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.

ЛОГОРИНА

Игра “Клубника-земляника”

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Л-ЛЬ, развивать фонематический слух, память.

1.Взрослый произносит слова. Если ребёнок слышит звук Л кладет клубнику, звук ЛЬ – землянику.

Слова: лапа, клоун, липа, полено, палатка, пальто, колено, пила, гол, моль.

2.Ребенок повторяет слова за взрослым и определяет место звуков Л, ЛЬ в словах.

3.Взрослый просит вспомнить как можно больше слов со звуком Л.

4.Ребенок самостоятельно придумывает слова со звуками Л, ЛЬ и берет соответствующую ягоду.

Игра “Футбольный мяч”

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (С-З, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Р-РЬ), в словах и предложениях.

Подготовка к игре: вырезать белые и черные многоугольники по шаблону (см. стр.6)

1.Картинки со звуком С закрыть белым картоном, со звуком Ш – черным. Если правильно выполнить, то получиться футбольный мяч.

Усложнение: определить место звука в слове.

2.Запомнить все картинки, повернуть мяч и отгадать, что исчезло/изменилось.

Артикуляционная гимнастика со Смешариками

Артикуляционная гимнастика со Смешариками – это набор карточек для проведения традиционных в логопедии упражнений для развития артикуляционной моторики. Герои известного мультфильма помогут педагогам и родителям заинтересовать малыша. Если взрослый немного пофантазирует с ребенком, то, наверняка, получится увлекательная история о том, как Смешарики помогли Кате (имя ребенка) научиться правильно произносить все звуки. Каждый раз можно придумывать новую историю, так ребенок овладеет не только правильным произношением, но значительно улучшится его умение связно выражать свои мысли.

Загляни под крышку

Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов, упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать внимание.

  1. Ребенку нужно подобрать крышку к кастрюле так, чтобы они были одного цвета как снаружи, так и изнутри.
  2. Ребенок поднимает крышку и говорит, какой суп варится в кастрюле: рыбный, мясной, гороховый и т.д.

Домино “Ягоды” (звуки Л-Р)

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки Р, Л, упражнять в употреблении форм дательного и творительного падежей единственного числа, закреплять умение согласовывать числительные с существительными, закреплять знание названий ягод, зрительное восприятие, фонематический слух, мышление, память.

1. Игра «Назови одним словом»

Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Педагог просит ребенка назвать, что изображено на картинках, подобрать обобщающее слово.

2.Игра «Что с чем?»

Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Ребенок говорит, что изображено по образцу взрослого: «Крыжовник с брусникой, клубника с голубикой…»

Каждый раз, когда ребенок кладет домино, говорит: «Кладу смородину к смородине» и т.д.

Игра “Сырный домик”

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш, Л-Р в словах и предложениях, закрепление в речи простых предлогов.

1.Педагог сообщает, что мышата пролезают только там, где картинки со звуком Ш.

В сырный домик чтоб зайти,

Слова со звуком Ш найди.

2.Взрослый просит ребенка помочь мышатам придумать предложения со словами, в которых есть звук Ш.

Мышки в доме не скучают.

Картинки чётко назови,

3.Взрослый сажает мышат на сыр, за сыр и т.д. Ребенку нужно сказать, где находятся мышата.

Игра “Тучка”

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Логопед держит тучу, на которой расположены капельки. Ребенок берет одну капельку, выполняет артикуляционное упражнение, затем опускает капельку в прорезь и т.д. Внизу постепенно образуется «лужа». Игра заканчивается, когда все капельку упадут на землю.

Картинки к игре здесь

Игра “Улей”

Цель: закреплять умение определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Ход игры (на примере звука Р)

Взрослый произносит одно слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и помещает пчелу в один из ульев.

Слова: кран, подарок, раковина, загар, корзина, сахар, рынок, рысь, мусор, карта.

Игра “Проверь себя”

Цель: автоматизация звуков С, Ш, Л, Р в словах, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие навыков самоконтроля.

Треугольники кладутся предметными картинками вверх. Нужно найти картинки, в названии которых первый звук одинаковый. Если задание будет выполнено верно, то на обратной стороне сложится изображение солдата. Это можно проверить, аккуратно перевернув треугольники.

Звук С: капуста-кактус, маска-мост, аист-ананас, скамейка-слон.

Звук Ш: мышка-машина, подушка-пушка, кошка-кукушка, шмель-шишка.

Звук Л: голубь – галстук, клоун-кукла, лось-лампа, масло-мыло.

Звук Р: гранат-горох, арбуз-арахис, макароны-морковь, корова-кролик.

Игра “Мышка или мишка”

Цель: развивать фонематический слух детей младшего дошкольного возраста.

Перед ребенком 5 мышек и 5 мишек (или другие картинки, названия которых звучат похоже). Задача ребенка – взять ту картинку, которую назовет взрослый.

Игра “Желуди-погремушки”

Цель: развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Подготовка к игре: связать шапочки на яйца из-под Киндер Сюрприз, наполнить мелкими предметами или крупами (по 2 яйца с одинаковым наполнителем); надеть “шапочки” на “желуди”.

К каждой коробочке оранжевого цвета нужно подобрать пару среди коробочек желтого цвета (они звучат одинаково); число коробочек может быть различным. Ребенку предъявляются сразу все коробочки и он самостоятельно отыскивает пары, либо логопед просит найти пару для конкретной коробочки.

Игра “Посади самолет”

Цель: закреплять знание основных и оттеночных цветов.

Подготовка к игре: вынуть из коробки все самолетики.

Взрослый просит ребенка посадить самолеты на площадки такого же цвета.

Аналогично можно сделать игру для автоматизации или дифференциации звуков. Тогда вместо цветных кружков следует использовать предметные картинки, в названии которых содержится звук, требующий автоматизации.

Игра “Гантели”

Цель: учить составлять предложения с двумя заданными словами, определять количество слов в предложении, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на материале слов.

Варианты игры (на примере звуков С, Ш)

1.Перед ребенком игрушки-спортсмены: лиса и мишка Мишка хочет поднимать только те гантели, на которых обе картинки со звуком Ш, а лиса, где обе картинки со звуком С (с целью усложнения задания некоторые гантели содержат по одной картинке с нужным звуком).

2.Логопед дает ребенку одну из гантелей и просит ребенка придумать предложение, где бы присутствовали оба слова (предложения могут быть шуточными). Когда предложение будет составлено, ребенок определяет количество слов в этом предложении. Чем больше слов в предложении, тем тяжелее гантели.

Игра “Виды транспорта”

Цель: расширять словарный запас, развивать связную речь, внимание.

1.Ребенок берет один из предметов, называет его, говорит, к какому виду транспорта он относится (наземный, воздушный…).

2.После того, как основа будет заполнена, взрослый просит ребенка закрыть глаза, меняет расположение предметов, просит определить, что изменилось.

3.Взрослый просит придумать 1-3 предложения со словами «грузовик», «вертолет»….

Игра “Лягушка убегает от цапли”

Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука Ц в слове, развивать фонематический слух.

Цапля ходит по болоту,

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать.

У ребенка лягушка (см. Приложение). Чтобы убежать от цапли, нужно правильно определять, есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит наличие/отсутствие звука Ц в слове, то идет вперед, если нет, то возвращается назад: стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец.

Игра “Холодильник”

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать память, пространственные представления.

Подготовка к игре: папка из картона (А4), внутри которой пришиты полиэтиленовые карманы, либо сделаны прорези для размещения картинок.

1.Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).

2.Взрослый просит убрать продукт на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.

3.Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

Примечание: некоторые картинки не содержат звуки С, Ш, Р, Л. Они используются с целью дифференциации звуков.

Найди отличия

Цель: развитие внимания.

Картинки к игре “Найди отличия” подобраны почти по всем лексическим темам. Некоторые картинки помогут логопедам в работе по автоматизации звуков.

Логопедические кубики

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, развивать артикуляционную моторику, связную речь, воображение.

1.Ребенок бросает желтый кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, которое выпадет на верхней грани.

2.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и синий кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика.

3.Если у ребенка красный кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.

Игра “Лягушка”

Цель: учить дифференцировать звуки З и ЗЬ, автоматизировать звуки З, ЗЬ, развивать зрительное восприятие.

Материал: фишки синего и зеленого цветов.

1.Взрослый произносит слова со звуком З или ЗЬ. Если ребенок слышит в слове звук З, то закрывает синей фишкой большого комарика, если звук ЗЬ, то закрывает зеленой фишкой маленького комарика.

2.Взрослый произносит слоги: за, зя… Если ребенок слышит слог со звуком З, то закрывает большого комара синей фишкой, если ЗЬ, то маленького комарика – зеленой фишкой.

3.С целью автоматизации звуков З и ЗЬ ребенок повторяет слова за логопедом или придумывает их самостоятельно.

Слова: зеленый, зяблик, засуха, возить, козы, забота, музыка, зима, земля, газон, бизон, хозяин, здание, заколка.

Игра “Божья коровка”

Цель: закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: кружочки из картона черного цвета.

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Полезные игры в работе логопеда

Автор: Игошина Валерия Олеговна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Описание: Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са – ша, со – шо, су – шу, сы – ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка – миска, пушок – носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка – у Миши миска

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч – ч – ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ – щ – щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Читайте также:  Звук (Л) - интегрированное логопедическое занятие
Ссылка на основную публикацию