Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист» . Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

  1. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Машут перекрестно сложенными ладонями.

На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

почесывают пальчиками грудь

убегают на места

Сидя, взмахивают кистями рук

Физкультминутка «Ворона»

На фонарь ворона села,

«Кар! – она сказала громко. –

Не капризничает Ромка?»

Повороты головы влево-вправо.

Нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки.

Грозят указательным пальчиком левой руки.

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Упражнение «Птички синички»

Развитие физиологического дыхания.

Педагог раздает детям бумажных синичек.

Педагог. Посмотрите, какие красивые синички. Сейчас мы научим их летать. Поставьте птичку на ладошку. Держите ладошку напротив губ. Вот так. (Показывает). По моей команде вы сделаете вдох и станете дуть на синичку, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Упражнение выполняется 3 – 4 раза.

  1. Развитие слухового восприятия

Игра на развитие слухового восприятия «Кто летит?»

Описание: воспитатель сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетание с другими слова ( птица летит, самолет летит ). Но иногда он будет ошибаться ( например: собака летит ). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.

Игра на развитие слухового восприятия «Аисты-лягушки»

Описание: Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу. Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.

  1. Просодика

Речевая зарядка

Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.

Воробьи-воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Конспект логопедического занятия “Покормите птиц зимой”

Представлен конспект логопедического занятия “Покормите птиц зимой”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Покормите птиц зимой”»

План – конспект логоритмического занятия для обучающихся 1 классов.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели:
1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания учащихся по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру “Снежный ком”, через составление кластера, написание синквейна, через направленный поиск необходимой информации: побуждать детей к самостоятельным высказываниям;

4. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
5. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
6. Способствовать формированию фонематических процессов;
7. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания при работе с различными видами кластеров;
8. Воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску знаний;
9. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах
Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, сюжетные картинки.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику (кинезиологическая гимнастика)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз “Найди названную птицу”.

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Обобщение материала по теме “Зимующие птицы”

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц.

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Игра “Птички” (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Н.Нищева

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

– Какая это птица? Зимующая или перелетная?

– Эта птица крупная или мелкая?

– Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

– Чем питается зимой?

– Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

Итог занятия. Рефлексия

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру “Назови по части целое” и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу).

Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Читайте также:  Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Автор: Пономарева Наталия Владимировна Учитель-логопед ГБДОУ детский сад 91 общеразвивающего. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемboltun-spb.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Автор: Пономарева Наталия Владимировна Учитель-логопед ГБДОУ детский сад 91 общеразвивающего.” — Транскрипт:

1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» Автор: Пономарева Наталия Владимировна Учитель-логопед ГБДОУ детский сад 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга Цель: автоматизация звуков [р] и [р’]. Задачи: развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; зрительного и слухового внимания, памяти; анализа предложений на слова; активизация словаря по теме «Зимующие птицы», учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, развивать связную речь. Литература. Елена Бортникова «Чудо-обучайка» издательство «Литур», Екатеринбург Г.А.Османова «Веселые стихи для отработки трудных звуков» издательский дом «Литера». Санкт-Петербург Л.Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» АООТ «Типография «Правда». С.-Петербург Бурдина С.В. «Забавы в картинках» Весна дизайн М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина «Перелетные и зимующие птицы» «Паритет» Санкт-Петербург Н.Е. Ильякова «Как помочь птицам зимой?» «Гном и Д» Москва 2007.

2 Игра малой подвижности «Воробей, ворона, голубь» (развитие слухового внимания) Дети образуют круг. По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, одновременно игроки вместе с педагогом произносят следующий текст: Мы – зимующие птички, Городские невелички. Мы зимуем в городе На снегу и в холоде. «Гули-гули, чик-чирик – Слышен птиц веселых крик. – Нас по голосу узнай, Где сидим мы, угадай!» С последними словами играющие останавливаются. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из детей. Игрок, на которого указал педагог, обращаясь к водящему, произносит «Гули-гули», «Чик-чирик» или «Кар-кар!» Водящий, не открывая глаз, говорит, что за птичка его позвала: голубь, воробей или ворона, а также называет по имени игрока, подражающего голосом той или иной птичке. Если водящий отгадал, кто из играющих по указанию педагога подражает той или иной птичке, то он открывает глаза, меняется местами с этим игроком. Если же водящий ошибся, педагог предлагает ему вновь закрыть глаза, и игра повторяется. Игроки при повторении игры идут по кругу в другую сторону. Примечание. Если водящий ошибся более трех раз, по считалке выбирается новый водящий, который сменяет в центре предыдущего водящего, игра повторяется.

3 Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает. Проговаривание пословиц на выдохе.

4 Воробей и на кошку чирикает.

5 Молодой воробей учится чирикать у старого.

7 ПОМОГИ ДЯТЛУ Сосчитай, сколько прилетело синичек, снегирей, голубей. Сосчитай, сколько всего птиц прилетело к дятлу в гости. Дятел в гости птиц позвал, Чтоб устроить карнавал. Птицы все принарядились И в зверюшек превратились. Желтогрудая синичка Разоделась как лисичка. Стал волчонком воробей. Не узнать и голубей, На ежей теперь похожи: Ёж в иголках, голубь – тоже. Снегирята, словно львята, И узнать их трудновато. Дятел очень удивился: Кто в кого здесь превратился? Даже сосчитать не смог. Ждет, чтоб кто-нибудь помог. (Бортникова Е.)

8 РАССТАВЬ ПО ПОРЯДКУ (Согласование порядковых числительных с существительными)

12 изограф Найди буквы и составь слово

13 Ворона. На фонарь ворона села, Присели. Посидела, посмотрела. Повороты головы влево-вправо. «Кар! – она сказала громко. – Нахмурить брови, грозить указательным пальчиком правой руки. Не капризничает Ромка?» Грозят указательным пальчиком левой руки. Динамическая пауза (Речь с движением) Кар!

14 Красногрудый, чернокрылый,, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять.

15 За синие крылья она так зовется. И в холод, и в зной ей так звонко поётся! В рубашечке желтой и впрямь невеличка. Так как же её назовёшь ты?…

16 Жил да был Воробей По прозванью Ротозей. И зимой, и летом он Обожал считать ворон.

17 Сидят на ветках снегири, Их теплый, розоватый цвет,Как будто солнышка привет. Сияют, словно фонари.

18 Любопытная ворона Не напрасно здесь летает – Ничего не проворонит, Все, что можно, разузнает.

Развитие графо-моторных навыков у детей с ОНР

Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление.

Л.С.Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно “… только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи”.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Формирование графо-моторных навыков.

Данное направление можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).

2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку.

4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.

Нормализация оптикопространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

5. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.

Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.

7. Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.

Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:

  1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  3. Диференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

Для воплощения всех этих направлений требовалась конкретная программа, которая бы учитывала все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, а так же строилась на следующих принципах:

системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.

взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.

соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

– адекватность требований и нагрузок;

– постепенность; следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Изучение уровня развития графо– моторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:

  1. Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным М.М.Безруких, дополнительно применялась методика
    М.Озьяс).
  2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич, а также мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г.И.Сердюкова).
  3. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой).
  4. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Использовалась переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
  5. Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).
Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет ‘Все профессии важны!’

Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  5. Увеличить объем внимания, памяти.
  6. Развивать речь.
  7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  8. Сохранение здоровья.

Для решения данных задач в нашем детском саду на основе различных методических источников была разработана серия занятий по подготовке детей к письму в школе. Мы постарались учесть не только все этапы развития мелкой моторики и подготовки к письму, но и осуществить взаимосвязь между темой нашего занятия и лексической темой заданной логопедом.

Обучение детей пятилетнего возраста графическим навыкам проводится в два этапа:

1-й этап – подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Работу необходимо проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3–5 минут на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях, на занятиях логопеда, воспитателя, во время прогулок, игр. С детьми затрудняющимися выполнять движения, следует заниматься индивидуально.

Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”. Детям предлагаются: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. На этом этапе, который следует начинать в январе, дети должны научиться:

  1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе, начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлиненная вниз петля, удлиненная вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Шестилеткам трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.

Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом мы не предлагаем обучать письму прописных букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.

Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), пространственное ориентирование.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.

Предлагаем перспективный план занятий по развитию графо– моторных навыков для детей старшей (Приложение 1) и подготовительной (Приложение 2) групп.

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М., 1997.
  2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003. – 120 с.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
  4. Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  7. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с. (“Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала”. Вып. 10).

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Подготовила Солодовник А.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад компенсирующего вида N 156».

Проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Предложенная ниже диагностика представляет собой совокупность различных методик, собранных авторами по этой проблеме. При проведении мониторинга детям предлагается выполнить ряд упражнений, которые для получения максимального “коэффициента полезного действия”, подбираются таким образом, чтобы показать состояние графомоторных функций у ребенка.
Изучение уровня развития графомоторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:
Определение ведущей руки (Применялась методика М. Озьяс).
Детям предлагается ряд упражнений:
– «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
– «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
Определение уровня развития мелкой моторики рук (Использовались методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).
Детям предлагаются следующие упражнения:
1. «Обводим кисти рук»
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.
В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.
Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
2. «Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой). Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация.
Зрительно-пространственный гнозис
1. Узнавание предметови букв:
• по контуру; • с наложением изображений; • разного шрифта.
2. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела:
• верх — низ • право — лево
3. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела:
• сверху — снизу • справа — слева • над — под
4. Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:
• выше — ниже • правее — левее • правый верхний — левый нижний
Моторный праксис (мелкая моторика рук)
1. Пересчет пальцев правой руки. 2. Пересчет пальцев левой руки.
3. Пересчет пальцев обеих рук. 4. Ладонь — кулак.
Слухомоторная координация
1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.
2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.
3.Подсчет быстрых и медленных ударов.
Выявление трудностей зрительного восприятия. (Переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:
1)Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаютя такие задания как:
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении. Если он проводил линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.
2) Фигуро-фоновое различение включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующие задания:
Задание 1. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.
3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.
Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.
Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.
Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.
4) Положение в пространстве: включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задания 2. А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.
5) Пространственные отношения включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии.
Определение развития графического навыка.(По критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).
Для обследования графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
Определение уровня владения графомоторными навыками:
При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Данные, полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.

Читайте также:  Занятие по подготовке к обучению грамоте, тема: Звук (К)

Определение ведущей руки

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития пространственных представлений.

Выявление трудностей зрительного восприятия

Определение развития графического навыка

В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР, и тогда это обязательно даст хорошие результаты.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Фуфалько Галина Григорьевна
02.01.2019 21:00

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия по развитию графических навыков занимают важное место в системе коррекционного обучения в группе для детей с нарушением речи. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, учат точно координировать движение руки, развивают ориентировку в пространстве, произвольное внимание, память, совершенствуют зрительное и слуховое восприятие. Все это в свою очередь способствует умственному развитию детей.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее».

Своевременно начатая систематическая работа по развитию движенией пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка в речевой группе ДОУ. В дошкольном учреждении важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологический готовности ребенка к поступлению в школу. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Мощное средство для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность, осуществляется коррекция двигательных нарушений.

Занятия по развитию графических навыков проводятся 1 раз в неделю, а также включаются как часть занятия в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений. Они включают в себя развитие предметной деятельности у детей, пальчиковую гимнастику, работу с книгами-раскрасками, работу в альбомах и тетрадях в клетку.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке; закрепляет умение измерять условной меркой – клеткой; сравнивать объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины, в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам, раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливает их сходства и различия. Ребенок уточняет знания о простейших геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательные координации, ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Введение на страницах тетрадей любимых детьми героев сказок и мультфильмов делает занятия интересными и непринужденными. Дети любят эти занятия, не испытывают утомляемости, успешно усваивают материал, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, слуховая, словесная память, уточняется и расширяется словарь, развивается связная речь, пространственное воображение.

Каждое занятие объединено единым содержанием по лексическим темам. А вовлечение в них сказочных персонажей, предполагаемые действия с ними способствуют нравственному, эмоциональному и эстетическому воспитанию.

в старшей логопедической группе

по лексической теме «Зима, зимние развлечения»: «ЕЛОЧКА».

Цель. Формировать представление о новогоднем празднике; уточнять и расширять словарь по теме «Новогодний праздник» (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка; дарить, получать, петь, танцевать, украшать); совершенствовать грамматический строй речи (употребление категории творительного падежа с предлогом с); учить составлять рассказ о новогодней елке.

Рассказ педагога:

«Дома Веревочка познакомилась с котенком, и стали они играть вместе. Вбежали котенок с Веревочкой в комнату. А там. “Что это за красота?!” — воскликнула Веревочка, увидев красивую елку. На ней висели разноцветные шарики, бусы, мигающие огоньки. “Я стану красивым шариком”, — решила Веревочка и превратилась в новогоднюю игрушку. Веревочка провисела на елочке очень долго».

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Какая елочка?». Подбор определений к слову «елочка»(маленькая, зеленая, на стоящая/искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая).
  • «Нарядим елочку!». Составление предложений. Логопед раздает детям игрушки, которые они вешают на елку, и говорят: «Я вешаю на елочку шишку. шарик. картинку. зайчика. конфетку». И т.д.
  • «Игрушки собираются на новогодний праздник». Употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Зачин логопеда:

Наши игрушки на праздник идут,

Построим их парами — они ждут!

Дети строят игрушки парами и комментируют:

Мишка пойдет с зайчиком.

Кукла пойдет с куклой.

Робот пойдет с Петрушкой. И т.д.

  • «Подарки от Дедушки Мороза». Усвоение глаголов будущего времени.

Зачин логопеда: «Дед Мороз придет и подарки принесет». Далее каждый ребенок рассказывает, что ему на праздник подарит Дед Мороз.

Стоит свежа, сверкая.

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Елка.)

Практическая работа «Елка из веревочки».

Развитие связной речи

  • Рассказ «Елочка». Закрепление знаний по теме. Логопед вместе с детьми под ходит к наряженной елочке и составляет рассказ. «Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много вето чек. На них висят игрушки. Кто их повесил на елочку? (Дети.) Кто, какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А посередине?».

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших — верхушка елочки),

Шишечки, иголочки (руки сжимают в кулаки, указательные выставлены),

Шарики, фонарики ( «шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки ( «ушки» из указательного и среднего пальцев),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расставлены).

  • «Составь елочку!». Усвоение понятий «верхний», «нижний», «средний».

Логопед раздает геометрические фигуры, из которых дети собирают елочку.

Работа над звуковой стороной речи

  • «Слово ты договори и все вместе повтори!». Вот она — елка, на елке. иголки. Елочка высока, достает до. потолка. Дед Мороз придет и подарки. принесет. Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе. нос. Вот пришла девчурка из снега. Снегурка. Бабу снежную лепили и вокруг нее. ходили.

Встали дети все в кружок (встают в круг, взявшись за руки).

Дед Мороз огни зажег (идут по кругу)

На высокой елке. Наверху звезда (идут в середину круга),

Бусы в два ряда (идут обратно).

Пусть не гаснет елка (опять идут по кругу),

Пусть горит всегда!

организованной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук и графических навыков на тему: «Новый год»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с рабочей строкой.
  2. Закрепить умение чертить прямые линии разной длины и в разных направлениях, измерять условной меркой — клеткой.
  3. Уточнять представление о пространственных отношениях (влево, вправо, вверх, вниз).
  4. Расширять и конкретизировать представления детей о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит.
  5. Развивать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие, речь.

Ход занятия:

1. Пальчиковая игра «Будем елку украшать».

Раз, два, три, четыре, пять — (Соединять одноименные пальцы рук,

начиная с больших).

Будем елку украшать (Переплести пальцы рук, показать «елку»)

Бусы, шарики, игрушки, (Сгибать большой, указательный и

средний пальцы правой руки).

Дождик, звездочки, хлопушки. (Сгибать безымянный палец и мизинец

правой руки и большой палец левой руки).

Миллион на ней огней — (Руки согнуть в локтях, пальцы рук сложить

в щепоть. Выпрямить пальцы, а затем снова

сжать в щепоть. Повторить несколько раз)

Можно приглашать гостей. (Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки

вперед ладонями вверх).

2. Работа в тетрадях в клетку.

(Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников. Д/в № 5 1998 г.).

3. Упражнения на внимание и мышление.

Н.Б. Истомина, Н.А. Муртазина Готовимся к школе. Тетрадь по математике № 1. (24, 25 стр. 13).

4. Работа с пуговицами. Выкладывание по контуру «Новогодняя елочка».

5. Рисование Деда Мороза и Снегурочки по контуру.

Ссылка на основную публикацию