Логопедическая зарядка по теме Зима Зимние забавы

Портал педагога

Автор: Александрова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель логопедической группы с тнр
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с “Дюймовочка”
Населённый пункт: г. Советский, ХМАО–Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи в средней группе с ТНР
Тема: “Зима. Зимние забавы”
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна,

“Детский сад “Малыш”

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных

«Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по

исправлению деформированного предложения).

навыка словоизменения и словообразования (образование относительных

прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего

времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование

уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-

ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном

падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие речевого слуха.

Развитие диалогической речи.

отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение

слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление

к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

снежок» (ватный комочек).

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа,

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая

погода может быть зимой?

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,

студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени

женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я

проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково

называем как? (Зимушка).

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на

снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите,

пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При

выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют»

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

На дорожки, на лужок

Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил . (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним

родственные слова. (Дети называют.)

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав

она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

10. Употребление существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние

картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но

поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику – дорисуем

снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы

сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект занятия в старшей группе

Тема: « Ой зима , ой зима, игры да забавы»

Образовательная область: «Ребёнок и природа»

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних забавах (катание на

санках, на лыжах, умение слепить и украсить снеговика); закрепить знания детей о зиме.

Развивать умение составлять описательный рассказ о зиме, развивать зрительное, слуховое

восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координацию движений с речью, активность;

формировать навыки диалогической связной речи.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; воспитывать усидчивость, умение

выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: иллюстрации “Зимние забавы”,кукла Снеговик, призы, картинки – снежинки,

Рассматривание серии иллюстраций о зимних явлениях в природе, предметных картинок,

сюжетные и зимние пейзажи.

Наблюдение на прогулках за явлениями природы, за катанием на лыжах школьников.

Проведение познавательно – исследовательской работы со снегом. Знакомство детей с

качествами и свойствами снега.

Чтение художественной литературы по теме.

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные – да – да – да.

Мы совсем не скучные – да – да – да.

Настроение – отличное – да – да – да.

Все к занятиям готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим – да – да – да.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,стараемся правильно выговаривать

2. Организационный момент.

В-ль : Ребята, к нам сегодня пришёл гость, но Матушка -Зима заколдовала его. А чтобы его

расколдовать, надо отгадать загадку.

Что за нелепый человек, пробрался в 21 век

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

-Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня будете говорить о зимних играх и забавах вот

– Ребята, Снеговик прав, мы сегодня будем говорить о зимних играх и забавах.

– А из чего сделан снеговик? Ответы детей.

Словесная игра «Какой снег?»

(Цель: подобрать слова-определения)

-Что можно сказать о снеге, какой он? (дети передают снежок из рук в руки, называя

– Знаете, снеговик принёс нам картинки о зиме, но злая Зима решила вас запутать, добавив

лишние. Помогите снеговику, выберите только те картинки, которые относятся к зиме.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Дети выбирают нужные картинки и составляют рассказ о зиме.

-А почему вы выбрали эти картинки, Расскажите. ( Ответы детей.)

Зимой солнце светит редко и мало. На небе тёмные тучи. Дует холодный ветер. Земля

покрылась снегом. Деревья стоят голые. Реки и озёра покрылись льдом. Мороз. Люди

надели тёплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

-А ещё зима –это время детских игр и забав. Наш гость Снеговик хочет узнать, что вы знаете о

зимних развлечениях. Принёс вам забавные картинки, но посмотрите, они ведь тоже

заколдованы. Это всё проказы зимы. Но мы её не боимся, потому что мы умеем правильно

дышать, когда холодно. Давайте покажем, как это делается.

На улице холодно и поэтому надо дышать правильно (через нос), потом покажем, как

нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот) и в заключение подуем как

сильный зимний ветер и сдуем колдовство зимы.

-А сейчас, ребята, давайте посмотрим, что же хотел показать нам Снеговик и поговорим о том

как, какие зимние забавы ждут нас зимой.

Но для этого надо разгадать загадки:

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

-Кто нарисован на картине?

– Что делают дети?- Какой получился снеговик?

-С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад.

– Посмотрите на картинку,что делают ребята?

– Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы?

( С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить., не

-Тяжело нам в них ходить

По асфальту летом,

Но легко по льду скользить

Нам зимой при этом.

– Посмотрите картину, кого вы видите на картине?

– Как одеты ребята?

– Что делают дети? Где можно кататься на коньках?

(Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта

площадка? А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?

-Деревянных два коня

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

– Правильно, это лыжи.

– Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?

– Как одеты ребята? Что делают ребята?

(Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)

А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?

Мы зимой в войну играем,

Из снега крепость воздвигаем.

А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!

Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).

Да, зима – время весёлых детских игр и забав. И мы сейчас с вами поиграем, разомнём наши

Физминутка “Мы бабу снежную лепили…”

Мы бабу снежную лепили (Дети показывают в воздухе три

Чтоб краше не было её (пальчиком проводят по лицу)

Лопатами весь снег собрали ( показывают движения лопатой)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали ( показывают большой круг)

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером ( «рисуют» круг поменьше)

На первый он уселся смело ( приседают)

А третьим голова была ( показывают голову)

И участи своей ждала ( подпирают голову руками)

Лицо украсили морковкой ( изображают морковку)

Прорисовали ротик ловко ( трогают рот)

Смотрели в профиль и анфас ( повороты головы)

На голову ведро надели ( движения двумя руками сверху

Украсили его пером ( одну руку вверх)

Метлу воткнули для порядка

Трудились дружно всем двором ( взяться за руки).

– Снеговик, нам так весело, а почему ты такой грустный?

– Да потому что злая Зима заколдовала моих друзей, снеговиков.

– Не переживай, Снеговик, мы тебе поможем, расколдуем.

Игра «Собери снеговика»

Цель: развитие мышления, мелкой моторики.

– Ребята, надо используя геометрические фигуры изобразить снеговика.

-Посмотри, Снеговик, наши ребята справились с колдовством Зимы, а на прогулке мы ещё из

снега слепим тебе друзей.

Вот и рухнули проказы Матушки-Зимы.

-Ребята,посмотрите какая-то снежинка вдруг у нас появилась, так она с письмом. Зима, просит

прощения за свои поступки , но ей грустно оттого, что мы говорили про неё обидные слова,

считаем её холодной, хмурой и колючей. Но зимой же весело? Почему?

Дети: Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках.

Зимой можно играть в разные игры, снежки, лепить снежные постройки, снеговиков.

-Да,мы много говорили об этом сегодня на занятии. Чем мы ещё сегодня порадовали нашего

гостя ( играли, собирали снеговичков, вспомнили как правильно дышать на морозе,

– Да, веселое время года – Зима. Бодрит и веселит нас она. Чтобы Зима нам поверила, что мы

ей рады, давайте прочтём стихотворения.

Саньке – санки, Лизе – лыжи,

Кольке – клюшки и коньки.

Наступили для детишек

Снег в лесу и на аллеях,

И река покрылась льдом.

И на улицу бегом!

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится,

Надень коньки свои, дружок,

Пускай тебя щипнет мороз –

Читайте также:  Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слез –

Ему не поддавайся!

Не отступай, скользи вперед,

Лети быстрее птицы.

Мороз сердитый отстает

От тех, кто не боится!

Предлагаю детям под музыку небольшую разминку.

– Вот и подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам подарить Зиме свои снежинки-

настроения. Посмотрите внимательно, они разные – весёлые и грустные. Подумайте, какое у

вас настроение, какую снежинку вы хотели бы ей подарить.

(Дети выбирают снежинки.Крепят их к доске в форме горки)

-Посмотрите, у нас получилась настоящая весёлая снежная горка!

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы». Презентация к конспекту.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

Коррекционно-образовательные цели:

ð Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

ð Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

ð Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

ð Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

ð Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

ð Развитие речевого слуха.

ð Развитие диалогической речи.

ð Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

ð Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

ð Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

ð Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

ð Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается . (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее . (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в . (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил . (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

10. Употребление существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику – дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Зима. Зимние забавы».

Автор. Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна.

Описание. Конспект НОД логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам, а так же педагогам детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов и родителям.

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, зимних забавах.

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализировать и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на ней. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствовать навык чтения слов. Автоматизировать произношение сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связную речь, мышление, все виды восприятия, тонкую и общую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине, инициативность, самостоятельность.

Оборудование. Настоящий снег и лёд на подносе, снеговик-игрушка, карточки со словами, карточки с цифрами, картина «Зимние забавы».

1. Логопед. Ребята, к нам на занятие пришёл снеговик и принёс карточки. На карточках написаны слова. Давайте прочитаем их и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.
Дети читают слова: СНЕГ, ЗИМА, ЛЫЖИ, САНКИ, ЛЁД.
К какому времени года относятся эти слова? (К зиме). Сейчас мы продолжим говорить о чудесном, интересном времени года – зиме!

2.А что вы любите делать зимой? (Я люблю зимой кататься на лыжах. Я люблю зимой лепить снеговика. И т.д.)

3. Как вы думаете, ребята: Какая зима? (Зима снежная, белая, красивая, морозная, весёлая и т.д.)
Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег и лёд (лежат на подносах)
Какой зимой снег? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый…)
Какой зимой лёд? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий…)

4. Пальчиковая гимнастика.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с гор, (Всеми пальцами проводят сверху вниз)

Мы любим забавы холодной поры! (Сжимают и разжимают кулачки)

5.А сейчас вы составите рассказ по картине «Зимние забавы».

Используйте такой план:

-Какое время года изображено на картине.
-Кто вышел гулять на улицу.
-Какое у них настроение.
-Что делает каждая группа ребят.
-Как относятся дети к зиме.

Дети рассказывают рассказ по частям.

(На этой картине нарисована зима. Дети вышли на улицу гулять. Им весело. Мальчишки играют в снежки. Они прячутся за снежную крепость. Маленькие детки слепили весёлого снеговика. Вместо рук они воткнули ветки. Вместо носа – морковку. Вместо шапки на голову надели коробку. Мальчик мчится с горы на санках. Другие ребята свалились с санок в снег. Девочка хочет на лыжах скатиться с высокой горы. Мальчик уже съехал на лыжах с горки. Он радостно машет девочке руками. Хорошо детям зимой! )

6.Физкультурная пауза. (Подвижная игра с движением.)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

7. Упражнение «Поиграем – посчитаем». ( Логопед показывает цифры от 1 до 10)

Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили.
Посмотрите и сосчитайте сколько весёлых снеговиков слепили дети.

Дети смотрят на цифру и считают.
(Один весёлый снеговик, два весёлых снеговика и т.д.)

Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили.
Посмотрите и сосчитайте сколько крепких снежков слепили дети.

(Считают “крепкий снежок”)

Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили.
Посмотрите и сосчитайте сколько красивых снежинок поймали дети.

(Считают “красивая снежинка”)

8. Снеговик предлагает поиграть в последнюю игру « 4 лишний». Назовите, что лишнее и почему.

Лыжи, мак, санки, коньки.
Пальто, кормушка, шуба, шарф.
Лето, зима, вторник, весна.

9. Итог занятия.
Логопед спрашивает детей, о чём сегодня говорили, что понравилось делать, что было сложным. Затем, оценивает работу детей и благодарит их.

Педпроспект

Автор: Машаева Екатерина Вакильевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 8”

Населённый пункт: Забайкальский край, Чита

Наименование материала: конспект логопедического занятия

Тема: “Зима. Зимние забавы”

Описание:

Ссылка на публикацию:

Опубликовано 02.11.2015

Текстовая часть публикации

Конспект логопедического занятия по развитию речи

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Зима. Зимние забавы»
Составитель: учитель-логопед Машаева Екатерина Вакильевна МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 8», г. Чита
Коррекционно-образовательные задачи:
– закрепление представление о зиме и её приметах; – активизация и расширение словаря по теме «Зима. Зимние забавы»; – развитие языкового чутья путём образования родственных слов; – образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; – развитие связной речи, упражнение в составлении сложносочинённых предложений; – закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления; – развитие координации речи и движения; – развитие речевое дыхания; – развитие навыков самомассажа; – развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений; – формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
проектор, музыкальный центр, карточки для «Логического квадрата», снеговик, снежки для метания, снежинки с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, картинка-загадка, снежинки для дыхания, конверты со словами из предложения, заготовки для аппликации, картинки раскраски.

1. Организационный момент
Приветствие. Дети становятся в круг, берутся за руки Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг Дружно за руки возьмемся и все вместе улыбнемся! Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (зима) Правильно, сегодня на занятии мы будем говорить о зиме и зимних забавах. Нам будет помогать один сказочный герой. Кто же это? Вы увидите его, когда отгадаете загадку. Это что за человек Пробрался в двадцать первый век? Морковка – нос, в руке – метла, Боится солнца и тепла (снеговик)
2. Упражнение «Логический квадрат»
Логопед: Снеговик пригласил нас в путешествие, а на чем же мы поедем? Упражнение «Логический квадрат» Лыжи, санки, коньки Коньки, лыжи, санки Санки, коньки, …. Логопед: Догадайтесь, какой картинки не хватает? (нет лыж). Отправляемся вместе со снеговиком на лыжах в зимний лес. Дети имитируют ходьбу на лыжах под музыку. Логопед: Вот мы оказались в зимнем заснеженном лесу. Слайд с изображением зимнего леса. Логопед: Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать поэтами. А давайте, поиграем со словом «снеговик», я начну предложения, а вы закончите его словом «снеговик» Мы решили слепить…. (снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику). Мы показали соседям нашего …. (снеговика). Мы играли с нашим …. (снеговиком). Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике). – Ребята, а когда мы с вами можем слепить снеговика, в какое время года?
3. Беседа о зиме, презентация: «Окружающий мир зимой»
-Какие времена года вы знаете? – Какой месяц год начинает? – Какая зимой погода? (холодная) – Что выпадает зимой? (снег) – Если зимой много снега, то зима какая? (снежная) – Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная) – Если часто метет метель, то зима какая? (метельная) – А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) – Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
– Какое время года следует за зимой? (весна) – Какие признаки зимы вы знаете? (снег, снежинки, вьюга, метель, холод, мороз) Вот как много вы рассказали о зиме. Молодцы!
4. Знакомство с темой «Назови зимние виды спорта»

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия: Дифференциация звуков С-Ш в речи

Логопед:
Как здесь красиво. Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю
… (снег).
С неба все скользят пушинки — Серебристые
… (снежинки).
На поселки, на лужок Все снижается…
(снежок).
Землю белой, чистой, нежной Застелил постелью…
(снежной).
Вот веселье для ребят — Все сильнее …
(снегопад).
Словно в белый пуховик Нарядился…
(снеговик).
Рядом — снежная фигурочка: Это девочка …
(Снегурочка).
На снегу-то, посмотри — С красной грудкой…
(снегири)
Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил…
(снег)

Логопед:
Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки, снежок, снежная, снегопад, снеговик, снегири. А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (Это родственные слова). Сажусь и качусь, С горы я мчусь, Но это не санки, А просто …
(ледянка).
Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки, Дайте снег! Готовы …
(санки).
Он на вид – одна доска, Но зато названьем горд, Он зовется…
(сноуборд).
Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их …
(лыжи).
Зима в подарок нам даёт Румяные деньки. Скорей на снег, Скорей на лёд, На лыжи и …
(коньки).
На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик. Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!» Веселая игра …
(хоккей).
Вдруг отточенным движеньем Хвать винтовки – и стрелять! Бьют прицельно по мишеням,– Раз, другой, четыре, пять. И помчались под уклон. Что же это? …
(Биатлон.)

5. Упражнение «Зимняя зарядка»

Физминутка
Звучит песня «Коньки» из мультфильма «Маша и Медведь». Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу. Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают. И с горы на санках мчимся. Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах. Друг за другом побежали. Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков. Поиграли, полепили, И к делам мы приступили. Проходят на свои места.
6. Развитие слухового внимания

Игра «Найди лишнее слово»
Вы так хорошо играли, а сейчас послушайте и найдите лишнее слово. «Мороз, морозильник, мороженое, моросит». (моросит) «Снег, снегирь, снасти, снеговик». (снасти) «Холод, хороший, холодильник, холодок». (хороший) «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной». (лекарство) «Лыжи, булыжник, лыжница, лыжня» (булыжник) (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор.)
7. Самомассаж биологически активных точек «Вспомним лето»
Хоть и зимушка пришла, (Потирание ладоней.) Солнца не забыть нам. (Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб.) Вспомним мы сегодня все, (Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.) Как играли летом. (Растирают указательными пальцами крылья носа.) По полянкам мы пройдем (Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.) Больше силы наберем. (Потирание ладоней.)
8. Дыхательные упражнения
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех. Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.) А теперь представьте, что вы снежинки, полетайте так же плавно, как они. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки)
9. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского

рода с приставкой «за»

Игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала? Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила). Метель мела и все тропинки – (замела). Река покрылась льдом и вся… – (заледенела). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
10. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения
«Хоккей» — «шайбу» (язык) загоняем в «ворота» (щеки). Рот закрыт. «Штангист» — прилепить язык к верхнему небу («Грибок»). «Фигуристы» — облизать языком губы («Вкусное варенье»). Мимические упражнения: Порадовались победе! Огорчились неудаче. Сосредоточились на старте.
11. Работа с деформированным предложением
Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами. (Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями). «Снежная, мне, зима, нравится». «Нас, у, дворе, во, горка ». «Дети, горки, катаются, с». «Забава, зимняя, любят, дети, все».
13. Пальчиковая гимнастика «Зима».
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев Зимою холода. потирание ладошек друг о друга Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев Метели замели, круговые вращения указательных пальцев Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях
14. Аппликация «Снеговик»
Молодцы ребята! Мы с вами поиграли, зарядку для глаз выполнили. А сейчас разделитесь по парам. Подходите к столам. Для вас приготовлены геометрические фигуры. Попробуйте из них выложить снеговиков. (Дети выкладывают снеговиков, а потом приклеивают их на листы бумаги.)
Ребята, а теперь Снеговик предлагает нам поиграть в игру «Снежки».
12. Подвижная игра

Игра «Снежки»
– Посмотрите на доску. На ней большие снежинки. Каждый из вас будет бросать «снежки» в мишень. Если попадёте, я переверну снежинку и на ней будет картинка. А вы по первым звукам (в названиях картинок) попробуйте отгадать зашифрованные слова. Зяблик, иголка, малина, арбуз – ЗИМА. Самокат, акула, ножницы, кит, игрушки – САНКИ.
15.Заключительная часть
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). – Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались! Снеговик передал для вас подарки. Это картинки раскраски. Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!

Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние забавы»

Наталья Езжалова
Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние забавы»

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие речевого слуха.

Развитие диалогической речи.

Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Дидактическая игра «Что наделала зима

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов.

Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Читайте также:  Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Логопед читает:

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

10. Употребление существительных в родительном падеже.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику – дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

11. Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Коллективный коллаж «Зимние забавы» в рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы» Все дети любят зиму, но не все задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. В рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы»,.

Конспект комплексного-обобщающего занятия «Зима. Зимние забавы» Цель: продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме; продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Зимние забавы» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Зимние забавы». Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект открытой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Зима! Зимние забавы!» Конспект, открытого, ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зима! Зимние забавы!» Подготовила и провела: Подневольникова.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зима. Зимние забавы.» Образовательные задачи: – обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах; – активизация и расширение словаря за счёт слов-действий,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы». Цель: – Учить составлять рассказ по картинке. Задачи: – продолжать.

Конспект занятия в группе раннего возраста «Зима. Зимние забавы» Цель: знакомить детей с временем года – зима. И рассказать о зимних забавах. Познавательное развитие: активизировать знания детей о зимних.

Конспект занятия «Зима. Зимние забавы» в группе «Особый ребенок» для детей с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта Цель: Познакомить детей с таким временем года как зима, признаками зимы, зимними забавами. Задачи: 1. Научить детей взаимодействовать в.

Конспект занятия по развитию речи «Зима. Зимние забавы» (старшая группа) Тема: «Зима. Зимние забавы»Цель: закрепление знаний детей о зиме. Задачи: 1. Обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах; 2.

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. Зимние забавы»

Конспект логопедического занятия по теме «Зима. забавы Зимние».

Кудряшова Ирина Николаевна

Учитель-ГБДОУлогопед д/с2 Кировского района г.СПб

Коррекционно-цели образовательные:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зимних и зиме забавах. Активизация и расширение словаря за слов счёт-действий, слов-признаков. Развитие чутья языкового путём образования родственных слов. связной Развитие речи (составление предложений по теме Зима «занятия. Зимние забавы»; установление семантических работе в связей по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование строя грамматического речи, формирование навыка словоизменения и образование (словообразования относительных прилагательных; образование глаголов вида совершенного, прошедшего времени, женского рода с приставки использованием «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм суффиксами с существительных «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном подбор; падеже и использование в речи родственных слов).
  • совершенствование и Закрепление навыков звуко-слогового анализа чтения и слов слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • слухового Развитие и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • речевого Развитие слуха.
  • Развитие оптико-пространственных зрительного, представлений анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической Развитие.
  • речи умения комментировать свои действия, словесный давать отчёт о выполнении упражнения, делать логические-словесно обобщения.
  • Развитие навыка снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Развитие личностных качеств: любознательности, активности, самостоятельности, умения применять полученные самостоятельной в знания деятельности, развитие способности к самооценки и Развитие.
  • самоанализу универсальных предпосылок учебной деятельности: слушать умение взрослого и выполнять его инструкции.

цели Воспитательные:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, стремление, инициативы к активной деятельности, самостоятельности в принятии Воспитание.
  • решений любви и уважения к русскому языку и собственной к внимание речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная
  • Модули
  • Магниты, оформленные под пеньки
  • Фланелеграф
  • Костюмы
  • Ноутбук Зимушки и Снеговика;
  • Снежинки;
  • Конверты с Предметные;
  • загадками картинки (лыжи, коньки, санки, Картинки);
  • снеговик снеговиков с недостающими деталями;
  • Конверты с буквами плоскостными.
  • Разноцветные кружки для звукового Плоскостные;
  • анализа буквы для фланелеграфа;
  • Конверты с предложениями деформированными;
  • «Волшебный снежок»;
  • Колокольчик;
  • Цветные Предварительная.

карандаши работа:

Изучение лексических тем: «Зимние», «Зима забавы». Наблюдения в природе, беседы по темам данным. Чтение художественной литературы.

Ход Организационный:

1. занятия момент.

Дети входят, здороваются. говорит Логопед детям, что занятие сегодня посмотреть, и необычное его пришло много гостей.

2. темой с Знакомство.

Логопед. Сейчас я загадаю загадку. внимательно Слушайте.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

детям Радость подарила и на санках прокатила».

О каком года времени эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы занятии на сегодня будем о зиме.

Кто назовёт зимы признаки, тот сядет на пенёк.

(Снег, мороз, холод, вьюга, стужа, пороша).

(Дети садятся и отвечают на «пеньки»).

Звенит колокольчик. Входит здоровается, Зимушка.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой Пришла.

наряд к вам на занятие

В чудесный детский Образование.

3. сад относительных прилагательных.

Логопед: Зимушка, а ты с поиграешь? нами

Зимушка: Я хочу послушать, что вы зиме? о знаете Скажите, какая погода может зимой? быть

Логопед предлагает варианты: Если на идёт улице снег, то погода…

4. Образование глаголов совершенного вида времени прошедшего женского рода с приставкой «за».

Игра «наделала Что зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, окошко в посмотрите. (Дети встают). Я проснулась ранним выглянула, утром в окно и удивилась. Зимушка-зима, наделала? же ты что

Зима пришла с морозами и всё… – (Метель).

заморозила мела и все тропинки – (замела).

покрылась Река льдом и вся… – (заледенела).

Зима вьюгу позвала и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша все дорожки…– (запорошила).

5. Образование уменьшительно-ласкательных существительных форм.

Игра «Назови ласково».

Логопед: зима Хоть всё заморозила и замела, но мы любим её и называем ласково как? (Зимушка).

Зимушка: Мороз – (Лёд).

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: часто Зимой дует холодный ветер, а в небе весёлые летают снежинки.

Зимушка: «Подул зимний полетел, ветерок снежок.

Снег, снег, белый засыпает, снег он вас всех».

Я вас превращу в ветерок холодный, и вы поможете мне подуть на снежинки. (снежинки Раздаёт). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, как, пожалуйста это надо делать.

Дети Вдыхаем: рассказывают глубоко носом, плечи не поднимаем. выдохе При щёки не надуваем. (Дети дуют на теперь.)

А снежинку согреем ручки. Подуем тёплым Дети. (воздухом «греют» ручки).

Логопед: морозная Зима пора, но очень много игр, забав и развлечений она приносит людям. Я сейчас загадаю вам загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Но где только же наши загадки?

Зимушка: Вот спрятала. Я их они под снежинками. Выбирайте загадки.

(подходят Дети к столу и выбирают конверты с загадками).

– Мои новые дружки и блестящи, и льду,

И на легки со мной резвятся, и мороза не боятся. (Две)

– Коньки новые кленовые подошвы двухметровые:

На поставил них две ноги – и по большим снегам Лыжи. (беги)

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-верёвочку.

За дружка-узду через двор коня горки,

С веду вниз на нем лечу, а назад тащу его. (Санки)

– Меня не растили – из снега Вместо.

слепили носа ловко вставили морковку.

угольки – Глазки, ручки – сучки.

Холодный большой. такой? я Кто (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, вывешивает логопед предметные картинки на магнитной доске).

В стучат дверь. Входит Снеговик, здоровается.

«Я, ребята, снегу, к Снеговик, холоду привык.

Вы меня слепили вместо, ловко носа тут морковка.

И ведро на метла, и голове в моей руке.

Я пришёл к вам в сад детский, чтоб порадовать ребят.

8. Употребление родительном в существительных падеже.

Игра «Что забыл художник? нарисовать»

Логопед: Снеговик, ты словно с нашей сошел картинки.

Снеговик: Да, это меня нарисовал который, художник очень любил рисовать зимние Как. картины-то раз он решил нарисовать моих снеговичков братьев, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте художнику поможем – дорисуем снеговичков и расскажем об этом. стол за Садитесь и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок том о рассказывает, что он собирается делать и дорисовывает моего.)

«У картинку снеговика нет…(ведра, метлы, глаз, носа, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит логопед, а детей вывешивает картинки на магнитной доске.)

Физкультминутка: Дети все в кружок вставайте,

(Дети встают в кружок).

«Наконец зима пришла, (Дети разводят руки в стороны)

белыми Стали дома, (Складывают руки домиком головой над)

Снег на улице идёт, (Двигают сверху руками вниз)

Дворник улицу метёт, (катаемся)

Мы Имитируют на санках, (Приседают, руки вытягивают Пишем)

вперёд на катке круги, (Руки закладывают за медленно, спину кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (играем)

И Имитируют все в снежки. (Лепят и бросают Образование)

10. снежки родственных слов.

Игра «Доскажи Логопед».

словечко: Зимой все вокруг покрыто пушистым белым снегом.

Зимушка: Давайте поиграем со снег «словом».

(Зимушка читает стихотворение, а дети слова добавляют, связанные со словом «снег»).

«Тихо, как, тихо во сне,
Падает на землю . (Снег.)

С всё неба скользят пушинки —
Серебристые . (Снежинки.)

На лужок, на дорожки
Всё снижается . (Снежок.)

Вот для веселье ребят —
Всё сильнее . (Снегопад.)

бегут Все вперегонки,
Все хотят играть в . (Словно.)

Снежки в белый пуховик
Нарядился . (Снеговик.)

снежная Рядом фигурка —
Эта девочка — . (Снегурка.)

На посмотри-то, снегу —
С красной грудкой . (Снегири.)

Словно в как, сказке во сне,
Землю всю украсил . (Логопед.)»

Снег: Как много родственников у слова «Давайте». снег ещё раз вспомним родственные Дети. (слова называют.)

11. Развитие слухового внимания.

Найди «Игра лишнее слово».

Снеговик: Вы так играли хорошо с Зимушкой. А теперь поиграйте со мной. найдите и Послушайте лишнее слово.

(Дети находят слово лишнее и объясняют свой выбор.)

«Мороз, мороженое, морозильник, моросит».

«Снег, снегирь, снасти, Холод».

«снеговик, хороший, холодильник, холодок».

«Лёд, лекарство, ледышка, ледяной».

12. Развитие звуко-слогового слов анализа и чтение слов.

Игра «Собери Логопед».

слово: Наши дети в школу собираются. много Они занимаются и уже многому научились. сядем мы Сейчас за стол и посмотрим, какие необычные слепила снежки нам зима. Выбирайте сами.

(выбирают Дети конверты со «снежками», на которых написаны Снежки. «буквы» разных размеров.)

Логопед: Разложите самого от снежки маленького к самому большому. Какие вас у слова получились? /Дети читают слова: санки, горка, каток, узор/. Сколько слогов в Сколько слове? гласных звуков в слове? Какой гласный ударный звук? Придумайте предложение с вашим Дети. /словом придумывают предложения./

Снеговик: Мы с Зимушкой занимаемся тоже в лесной школе и хотим показать, там мы чему научились.

Логопед предлагает Зимушке и провести Снеговику звуковой анализ слова «ЗИМА», количество определить слогов в слове, определить ударный Затем. слог вывешивает на доску снежинку с буквами «З, И, М, А, В, Л, Э, К, О, Н», выложить просит слово «Зима» на доске и составить этим с предложения словом.

13. Работа с деформированным предложением.

тоже: Я Логопед придумала красивые предложения о зиме, но подул ветер, и все слова разлетелись. Помогите собрать их мне. Выбирайте сами.

(Дети подходят к выбирают и столу конверты с предложениями).

«Снежная, мне, нравится, зима».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, катаются, горки, с».

«Забава, зимняя, любят, дети, Эмоциональное».

14. все расслабление.

Логопед: Вокруг зима, снега вокруг и ветер и мороз. Зимой у нас разное бывает настроение: радостное и печальное грустное и Давайте. весёлое послушаем и посмотрим, как рассказывают о музыканты зиме и художники.

(Дети садятся на ковер, музыку слушают и просматривают слайды).

Логопед: Вот подходит к концу занятие наше. Давайте вспомним, что мы сегодня чём, о делали говорили? Кому что понравилось?

каждого у Что из вас получилось лучше всего?

(передают Дети из рук в руки «Волшебный снежок» и Зимушка).

отвечают и Снеговик благодарят детей за интересное прощаются, занятие и уходят.

Логопед: Вот и закончилось занятие наше. Спасибо за внимание.

Ссылка на основную публикацию