Логопедическая зарядка по теме «Перелётные птицы»

Подгрупповое логопедическое занятие по теме “Птицы”

Цель: создание предпосылок для формирования связной речи.

– актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику словарь по теме “Птицы”;

– развивать грамматический строй – употребление глаголов настоящего и прошедшего времени;

– упражнять в практическом употреблении предлогов за, к в предложениях;

– формировать умение образовывать притяжательные прилагательные;

– закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, их внешнем виде.

– развивать общеречевые навыки – разборчивость, темп, интонационную окраску, дыхание;

– развивать психические функции – восприятие, внимание, память, мышление;

– формировать фонематические процессы;

– развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

– воспитывать положительное отношение к занятиям, эстетические чувства;

– развивать эмоциональную сферу.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, ширмочки, краски, перышки, угощение.

1. Психогимнастика. [Воспитание положительного отношения к занятию, развитие эмоций]

– Доброе утро!
Солнце проснулось!
Птицы запели.
К нам прилетели!
Много с собою
Нам дел принесли!

(Педагог предлагает детям поздороваться как птички – “клювиками”, затем поприветствовать гостей)

Сюрпризный момент – птенчик в гнездышке

Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.

Язычок наш – это птенчик,
Он из гнездышка смотрел,
А потом он запорхал,
Вокруг гнезда облетел,
Влево – вправо поглядел,
А потом на ветку сел,
Клювом воду набирал,
Всю до капли выпивал,
Потом дятлу подражал,
Словно червячка искал.

Мы будем заниматься,
И будем все стараться.
Чтобы догадаться,
О чем будем говорить,
Надо ширмочки открыть.

Детям предлагается взять в руки ширмочки, носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот. У каждого ребенка изображена птица, дети их называют.

– О ком мы будем говорить? (О птицах.)

II. Основная часть

– Посмотрите и назовите, какие части тела есть у птиц?

– Чем покрыто тело птиц?

(На панно вывешиваются части птиц)

– Художник рисовал птиц, но они улетели, он не успел их дорисовать. Догадайтесь, каких птиц рисовал художник? (Дети называют птиц, логопед вывешивает соответствующие картинки)

– Назовите, чья это голова? Чей хвост? Чье крыло? Чья лапа?

Воробей скачет – воробей скакал.

Воробьи скачут – воробьи скакали. И т.п.

– Я знаю других птиц, вам загадаю загадки, а вы угадайте и подберите отгадки.

Черный, проворный, кричит “крак”,
Червякам враг. (Грач)

Прилетает к нам с теплом,
Пут проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

У него есть свой дворец,
Лучше всех поет …скворец.
Бродит по болотам грязным,
Ловит там лягушек,
Глупых попрыгушек. (Журавль)

– Как называют одним словом этих птиц?

Словесная инструкция: Раньше всех прилетают грачи, затем скворцы, потом журавли, потом ласточки.

(Дети выкладывают птиц в заданном порядке, отвечают на заданные вопросы полными ответами)

– Кто прилетел раньше всех?

– Кто прилетел за грачами?

– Кто прилетел за скворцами? И т.п.

– Когда прилетают перелетные птицы, они начинают вить гнезда. Из чего вьют гнезда грачи? Из чего лепит гнездо ласточка? Из чего лепит гнездо скворец? (Скворец селится в домике, который построили люди, и там въет гнездо из веточек)

Логопед по мере ответов детей выставляет соответствующие гнезда, затем их перемешивает и предлагает детям найти гнездо соответствующее каждой птице. Дети называют гнезда, используя притяжательные прилагательные.

Птички полетели (“птички”),
Крыльями махали (махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели (“деревья”),
Вместе отдыхали (“птички”).

9. Д/и “ Раскрасим перышки”.

III. Итог. [Рефлексия, оценочная деятельность]

– Вам понравилось занятие?

– Что понравилось больше всего?

– Что было трудно выполнять?

– Какое у вас настроение? Подберите такую пиктограмму.

Конспект логопедического занятия “Перелетные птицы”

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
– Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
– Расширение словарного запаса по лексической теме,
– Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
– Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
– Развитие общей и мелкой моторики.
– Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
– Воспитание любви к животному миру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Перелетные птицы”»

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
– Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
– Расширение словарного запаса по лексической теме,
– Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
– Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
– Развитие общей и мелкой моторики.
– Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
– Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»),кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: “Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.”

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Логопедическая зарядка по теме «Перелётные птицы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заостровская средняя школа»

структурное подразделение «Детский сад с. Заостровье»

Архангельская область, Приморский район

Методическая разработка музыкально-логоп едического занятия «Перелетные птицы»

с элементами здоровьесберегаю щих технологий и ИКТ

( дети старшей группы с родителями)

Составитель: Коноваленко Ирина Николаевна, учитель-логопед

Это обобщающее занятие по теме «Перелетные птицы», которое проводят: логопед, музыкальный руководитель и родители. На занятии использовались элементы здоровьесберегаю щих технологий: психогимнастика, кинезиологически е, дыхательные упражнения, игры с речевым сопровождением, логоритмика. Презентация «Перелетные птицы» позволяет повысить интерес детей, сократить время на подготовку наглядного материала для занятия. Совместные занятия с родителями решают задачу сотрудничества, вовлечения родителей в коррекционный процесс.

Цель: систематизироват ь знания детей о перелетных птицах.

Активизация словаря по теме (названия птиц, их птенцов, подбор антонимов, глаголов, упражнять в образовании сложных прилагательных).

Совершенствовани е грамматического строя речи (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, упражнение в согласовании количественных числительных и существительных, употребление предлогов, работа с деформированной фразой).

Работа над связной речью (упражнять в составлении пересказа с опорой на серию сюжетных картинок).

Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логичес кое мышление, координацию движений, мелкую и общую моторику, двигательную активность детей.

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Презентация «Перелетные птицы», столы-«острова» – 8 шт., картинки – названия островов, шапочки с изображением перелетных и зимующих птиц, игра «Считай и называй», скворечник и скворец, серия сюжетных картинок «Грач – спасатель», игра «Прятки», аудиозапись «Пение кукушки», музыкальное сопровождение: Сен-Санс «Лебедь»

В зале по кругу расставлены 8 столиков – островов. На всех столиках стоит картинка – название острова. На каждом острове находится один родитель и проводит с детьми соответствующую игру. В центре зала находятся дети. В течение всего занятия дети двигаются от одного столика – острова к другому и играют.

Логопед: Наступает долгожданная веселая солнечная весна. Скоро к нам вернутся перелетные птицы. Почему их называют перелетными? (потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются).

Логопед: Почему осенью они улетают от нас? (становится холодно и нечем питаться).

– Давайте поиграем, превратимся в птиц.

Игра «Зимующие – перелетные» (М.Картушина)

Дети надевают шапочки с изображением птиц (зимующих и перелетных) и образуют круг. Взявшись за руки, идут под песню:

Утки, гуси, журавли,

Из-за моря прилетали,

А их дома поджидали

На 2-ю часть музыки дети – «птицы» «летают» по залу в свободном направлении, на окончание музыки дети встают в 2 круга. Побеждает команда, которая быстрее построится.

Логопед: А сейчас посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему?

Игра «Четвертый лишний»

Ласточка, бабочка , цапля, журавль

Грач, воробей , скворец, дрозд

Ворона, воробей, голубь, скворец

Логопед: Очень длинный путь преодолели птицы, пока долетели до нас. Они все время были в полете, только иногда приземлялись на острова, для того, чтобы отдохнуть. Сегодня мы с вами совершим путешествие по этим островам и будем играть с перелетными птицами. Сначала вспомним, как журавли учатся летать.

Дыхательное упражнение «Журавли учатся летать » ( Н.В.Нищева).

Дети разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.

Логопед: Итак, полетели. (Дети под музыку «летят» по залу и останавливаются у первого «острова»).

1 остров «У кого – кто?»

– Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов).

– Сейчас мы вспомним, как называются птенцы разных птиц.

Игра «У кого – кто» (с мячом).

У грача – грачата

У журавля – журавлята

У стрижа – стрижата

У скворца – скворчата

У галки – галчата

– Давайте покажем, как жалобно смотрят птенцы, когда хотят кушать (дети изображают мимикой); птенцы увидели большую чужую птицу и испугались; птенцы дождались маму и повеселели.

– Как птицы заботятся о птенцах? (Они защищают их, кормят)

Кинезиологическо е упражнение «Ищет птичка»

Поочередное соединение всех пальцев с большим (1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Логопед: Птичка накормила своих птенцов и мы можем продолжать наш полет (дети под музыку «летят» по залу).

2 остров «Скажи наоборот»

Все птицы разные: есть большие и …(маленькие); клювики у них короткие и … (длинные). Поиграем в игру «Скажи наоборот»

Аист большой, а соловей … (маленький)

У журавля длинная шея, а у дрозда … (короткая)

У соловья серая грудка, а у ласточки … (белая)

Аист белый, а грач … (черный)

Дети продолжают «полет».

3 остров «Считай и называй»

– Сосчитайте птиц: сколько нарисовано аистов… , кукушек … , грачей … , скворцов … , ласточек … , соловьев … . Напишите в кружке цифру-количество птиц (под изображением птицы).

Ответ детей: 1 аист, 5 соловьев, 2 грача, 2 кукушки, 3 ласточки, 4 скворца.

– А сейчас возьмем палочки и простучим (по слогам) названия этих птиц.

Звучит музыка, дети двигаются к следующему острову.

4 остров «Чей, чья, чье, чьи?»

Внимательно посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Из-за облака видны только части птиц: хвост, клюв, крыло…). Отгадайте и скажите, чье это?

Хвост ласточки – … (ласточкин хвост)

Клюв аиста – … (аистовый клюв)

Крыло журавля – … (журавлиное крыло)

Лапки утки – … (утиные лапки)

Голова грача – … (грачиная голова)

(Звучит пение кукушки)

Музыкальный руководитель: Кто это поет? (кукушка). Кукушка что делает? (кукует). Давайте и мы споем песню о кукушке.

Дети исполняют песню «В лесу поет кукушка»

5 остров «Скажи одним словом»

У цапли ноги длинные, поэтому ее называют … (длинноногой)

У соловья звонкий голос, поэтому его называют … ( звонкоголосым)

У ласточки длинный хвост, значит она … (длиннохвостая)

У грача черные глаза, он – … (черноглазый)

У аиста длинный клюв, поэтому его называют … ( длинноклювым)

У лебедя длинная шея, его называют … (длинношеим)

Дети «летят» по залу.

6 остров «Составь предложение»

– Что нарисовано на карточке? (Схема предложения). Кто догадался, что мы будем делать? (Составлять предложения). Что делает скворец?

(Родитель показывает скворечник и передвигает картинку – скворца, а дети составляют предложения).

Скворец вылетел из скворечника.

Скворец залетел в скворечник.

Скворец кружился над скворечником.

Скворец сел на скворечник.

Скворец сидит под скворечником.

Логопед: «полетели» к следующему острову.

7 остров «Нелепицы»

– Послушай предложения. Так бывает? Составь предложения правильно.

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Червяк склевал скворца.

Скворец живет в будке.

Песня спела соловья.

8 остров «Сказка»

– Послушайте сказку. Рассмотрите картинки. Расставьте их по порядку. Перескажите эту историю. Придумайте название сказки.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».

Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет».

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил Грача своими семечками.

(Дети расставляют картинки в правильном порядке, пересказывают сказку, предлагают ее название).

Логопед: Это был последний остров. Нам пора возвращаться домой.

Звучит музыка. Дети «летят» по залу.

Логопед: Ой, что это лежит у нас под ногами? (Конверт с письмом).

– Что нарисовано на конверте? (Человек кормит птицу) Значит, человек заботится о птице. Давайте вспомним, как нужно охранять птиц, чего нельзя делать. (Дети объясняют схемы)

1. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы в них выводят птенцов.

2. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

– Что мы сегодня делали? (Летали на острова и играли с перелетными птицами)

Дети исполняют танец «Лебедь».

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.

С – Пб., ИД «Литера» 2006г.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

автор: Нестерова Наталья Валерьевна

Учитель-логопед МБДОУ д/с №32 «Тополек»

Конспект логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32 «Тополёк»

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:

«Весна. Перелетные птицы»

для детей подготовительной группы с ОНР

Подготовила

Нестерова Наталья Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ

детского сада № 32«Тополёк»

г. ПЯТИГОРСК, 2019 г.

Тема :«Весна. Перелетные птицы»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Закрепить представления у детей о весне и перелетных птицах.

учить детей формировать вопросы по описанию предмета;

закрепить представления детей о перелетных птицах;

закрепить название птиц, их внешние признаки;

учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;

активизация словаря по теме;

формирование грамматического строя речи;

упражнять в образовании сложных прилагательных;

развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;

развивать артикуляционную, мелкую моторику;

развитие внимания, памяти, мышления;

воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;

воспитывать самоконтроль за речью.

воспитывать умение участвовать в совместной игре;

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Словарная работа: красноклювый, черноглазый, ширококрылый, желтоклювый.

Оборудование: кукла Лунтик, предметные картинки, конверты с разрезными картинками, скворечник, игрушка-птичка, схема предлогов, карандаши.

Предварительная работа: выполнение графического диктанта.

Форма проведения : совместная деятельность.

  1. Организационный момент . (Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года весна.

Логопед: Какое время года было перед весною?

Дети : Перед весною была зима.

Логопед : Какое время наступит после весны?

Дети : После весны наступит лето.

Логопед: Какая часть весны сейчас?

Дети : Сейчас начало весны.

Логопед : Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее вечер,

Значит, к нам пришла…( весна)

Логопед: Ребята, а к нам на занятие пришел Лунтик (заносит куклу) Он тоже хочет узнать о птицах и о весне. Расскажем ему?

Но сначала, разомнем наш язычок ( артикуляционная гимнастика )

Давайте покажем, как природа радуется

Природа радуется приходу весны — улыбка

Дует ласковый ветерок – трубочка

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще

Травка тянется к солнышку – иголочка

Веточка качается от ветра – часики

Беседа о весне и перелетных птицах

Логопед. Да, с приходом весны всё оживает вокруг. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Сейчас проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

(отвечать предложением, начинать со слова «весной»)

1 . Что весной греет, светит, припекает?

Логопед :Что весной голубое, высокое, чистое?

Логопед: Что весной бежит, журчит, поёт?

Логопед : Что с крыши свисает, капает, тает?

Логопед: Давайте представим, что мы попали в весенний лес.

Закройте глазки и считайте со мною до трёх. 1-2-3 чудо произойди!

— Ну , что чудо произошло? –Да!

— Ребята, мы с вами попали в весенний лес! Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Логопед. Конечно, ребята. А ещё ребята, весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны.

-Как называются эти птицы?

Логопед: Почему они называются перелётными?

Дети . Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед: У вас на столе лежат конверты. Посмотрите что там лежит? Составьте из частей картинку.

У вас получились картинки с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Давайте поиграем в Игру «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Логопед. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Утки короткие лапы – коротколапая.

У Соловья желтый клюв- желтоклювый.

Логопед : Молодцы вы справились с заданием, уберите картинки в конверт.

Игра «Что делает птичка?»

На доске находятся схемы предлогов ЗА, НАД, НА, В, ИЗ, ПОД.

Рядом находится скворечник, логопед переносит птичку в разные места. Дети составляют предложения с данными предлогами и показывают схему предлога.

Стихотворение со словами- действиями.

Птицы могут летать высоко (руки вверх),

Пролетать над озерами синими ( присесть ),

Улетать из гнезда далеко (руки вперед ),

Ввысь взлетать над горами красивыми (руки вверх) .

Облетать они могут лес (взмахи руками) .

Залетать за башни высокие (встать на носки, потянуться ),

Подлетать под низкий навес (присесть)

И слетать с крыш в ямы глубокие.

Игра « Кто я?» « Что я?»

Логопед: Мы сейчас поиграем в интересную игру. У нас будет ведущий, ему на голову мы закрепим картинку. Ведущий должен задавать вопросы, а вы можете отвечать только ДА или НЕТ. Ведущий задает вопрос до тех пор пока не отгадает ,что у него изображено.( картинки: сосулька, солнце, подснежник, грач, ласточка, скворечник, гнездо)

Логопед. Дети, посмотрите, Лунтик к нам пришел не с пустыми руками. У него для нас задание, сам он справиться не смог, просит у вас помощи.

Логопед достает схему графического диктанта. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели ,(снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие зап е ли!( указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)

Дети выполняют графический диктант (скворечник)

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, о каких птицах сегодня мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на нашем занятии?

Как вы думаете, сегодня мы помогли Лунтику узнать больше о нашей планете?

На занятии хорошо работали, отвечали полными предложениями…..

Интегрированное логопедическое занятие «Перелётные птицы»

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • учить образовывать родственные слова;
  • учить проводить звукобуквенный анализ слов;

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать навыки словообразования;

Коррекционно — воспитательные:

  • формировать навык самооценки;
  • закрепить знания об окружающей среде и воспитывать заботливое отношение к её жителям;

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой солнечный и замечательный сегодня день. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Логопед: Ребята, сегодня на улице, к сожалению, дождь. Но, как известно, у природы нет плохой погоды. Какое время года за окном? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Очень часто от людей можно услышать, что в воздухе пахнет весной. Давайте вдохнём глубоко весенний свежий воздух.

Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот…

Педагог загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо — юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это … птица.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о весне и о перелётных птицах. Каких вы знаете перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц.

Игра «Подбери признак».

Ребята, посмотрите внимательно на птиц, скажите, какие части тела есть у птиц. Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

1. Логопед: А сейчас давайте названия частей тела птиц разделим на слоги, но прежде вспомним, что такое слоги. Как мы делим слова на слоги? Дети вспоминают и проговаривают правило.

2. Логопед: Посмотрите внимательно на птиц. Чем птицы отличаются друг от друга? Подвести детей к правильному ответу на вопрос.

Дети называют отличительные признаки птиц.

Затем педагог заостряет внимание детей на иллюстрациях, которые находятся на доске. Среди перелётных птиц находится одна зимующая.

Логопед: Ребята, вы ничего странного не замечаете? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Значит, эта птица какая? (Лишняя) Правильно, ведь зимующие птицы давно уже улетели.

Педагог убирает с доски картинку с изображением зимующей птицы.

Гимнастика для глаз.

3. Игра «Четвёртый лишний».

Физминутка (видео).

Логопед: Ребята, какие перелётные птицы прилетают к нам самыми первыми, едва начинает таять снег. А ещё принято считать, что эти птицы самые дружные из всех перелётных. Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Конечно же это грачи.

4. Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ.

5. Логопед: Я предлагаю вам составить предложение к готовой схеме. Будьте внимательны.

Дети составляют предложение к схеме. Анализ предложения.

6. Логопед: Иногда, когда мы гуляем на улице или просто наблюдаем за птицами в окно, мы непроизвольно начинаем их считать. Я тоже предлагаю вам посчитать птиц.

Игра «Посчитай — ка».

7. Логические задачки:

Чего больше — крыльев или птиц?

Чего больше — перьев или крыльев?

Чего больше клювов или хвостов?

8. Игра «Исправь предложение»:

Червяк склевал скворца.

Песня спела соловья.

Гусеница съела кукушку.

Птицы высиживают птенцов, а потом откладывают яйца.

Весной перелётные птицы улетают на юг.

Как на белом на снегу

Мёрзнут ласточки в пургу…. Так бывает или нет?

9. Логопед: Скажите, как мы помогаем птицам? Подвести детей к правильному ответу на вопрос. Я хочу, чтобы вы об этом не забывали. Давайте с вами из букв выложим предложение: ПТИЦЫ — НАШИ ДРУЗЬЯ. Пальчиковая гимнастика.

(Звучит музыка П.Чайковского. Времена года. Апрель).

Коллективная работа. Дети договариваясь друг с другом выкладывают предложение.

10. Итог занятия:

— О чём и ком мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось больше всего на занятии?

Автор: Жукова Татьяна Юрьевна, учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка» г. Асино Томской области.

Статья размещена в авторской редакции

Перелетные птицы

1. «Птички –невелички»

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

И быстро улетали.

2. На горе

На горе стоит лесок круговые движения руками
Он не низок не высок сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица

подает нам голосок глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека ходьба на месте
Говорят:”Такого свиста,

мы не слышали пока” плечи поднять

3. Аист

Аист, аист длинноногий,

(высоко поднимать ноги)

Покажи домой дорогу.

(руки над головой в форме крыши)

«Топай правою ногой,

( движения по тексту)

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

И тогда придёшь домой»

4. “Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.

5. Развитие мелкой моторики

Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

Чижи

Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре веселых чижа:

Чиж на посылках,

Сорок четыре веселых чижа:

6. Журавль . Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Красно лето вспоминать. В. Боков

7. Перелетные птицы В. Афанасьев

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

Над померкшими лесами

И над озером седым

Облака летят волнами

И клубятся словно дым.

Отправляясь в путь опасный

Без предела и границ,

Покидают край ненастный

В день осенний стаи птиц.

Долго-долго им тянуться

Над пучиною морской,

И не все они вернутся

В дни Пасхальные домой.

Мы их встретим на пороге

Тёплых дней: “Летят! летят!”

Как трудны у птиц дороги,

Но как весел их возврат!

8. Физминутка «Птицы»

(загибаются пальцы обеих рук)

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

9. Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского “Пойманная птичка”

(участвуют трое детей — “птичка” и два “птицелова” с сеткой).

Ход инсценировки: (птицеловы под музыку ловят птичку и накрывают сеткой)

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Ах, зачем, зачем я вам,

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Ах, конфет я не клюю,

В поле мошек я ловлю,

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

О! Не бойтесь, в теплый край

А в неволе — светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все б тебя ласкали.

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой — лети

(Птицеловы убирают сеть и отпускают птичку, которая радостно улетает. Ребенок снимает ободок, крылья и возвращается к детям).

10. Пальчиковые игры

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко-крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

11. “Ласточка”

На каждую строчку большой пальчик “здоровается” дважды с каждым пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке.

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну-красну. (Русская народная потешка)

12. Подвижная игра “Птички, раз! Птички, два!”

Цель – научить детей выполнять движения, счету.

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! Выставляют вперед одну ногу.

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птички, раз! Поднимают одну руку.

Птички, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.

Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птички, два! Закрывают другой глаз.

Все, улетели! Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Игра проводится 2—3 раза.

13. Логопедическая зарядка по теме «Перелётные птицы»

1. «Журавли».

Дети бегут под музыку, изображают птиц (машут крыльями) и говорят:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

2. «Цапля».

Дети отгадывают загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Ты узнаешь, это … (цапля).

Потом становятся на одну ногу, изображая цаплю, и говорят:

Очень трудно мне стоять,

Ногу вниз не опускать;

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаю я скакать.

Дети перескакивают с ноги на ногу, потом останавливаются, говорят и показывают:

Цапля клюнула лягушку,

Цапля цапнула лягушку.

Это цапле нипочем!

3. «Лебедь».

Дети вытягивают шеи, показывают, как плывет лебедь, произнося:

Вот по морю среди волн

Лебедь белая плывет.

Потом широко расставляют руки (крылья), машут или и говорят:

Летят лебеди над морем,

Над лесом, над полем…

4. Сценка «Аист» (И. Токмакова).

Дети вспоминают, какие еще перелетные птицы могут жить на болоте (аисты). Представляют, что они заблудились и спрашивают у аиста (ребенок в шапочке аиста в центре круга):

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Дети топают ногами и говорят:

Топ-топ! Правой — левой,

Мы идем, идем, идем

И домой сейчас придем.

5. «Стрижи».

Дети говорят и показывают руками:

Остался только след: с-с-с!

6. Подвижная игра «Кукушки».

Дети ставят свои стульчики в круг, под музыку «летают» (бегают) вокруг них. Один стульчик убирается. Когда музыка смолкает, дети садятся на стульчики. Кто остался без места (гнезда), тот «кукушка».

7. «Улетели гуси».

Дети бегут под музыку, машут руками, говорят:

Улетели гуси, где тепло,

С ними наше лето уплыло!

Затем уходят из зала.

14.«Кто лишний»

Назовите ребенку 4 названия птиц и спросите, кто лишний.

– Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

(Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы – домашние.)

Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

(Снегирь. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.)

Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

(Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)

15. «Четвертый лишний»

Предложите ребенку найти “четвертый лишний” в каждой строчке.

Медведь, дятел, лось, барсук; (дятел – птица)

Сорока, скворец, курица, журавль;(курица – домашняя птица)

Ворона, синица, воробей, соловей;(соловей – перелетная птица)

Грач, скворец, сорока, цапля;(сорока – зимующая птица)

16. “Веселый мяч”

Бросайте ребенку мяч и называйте птицу. Ребенок бросает мяч обратно и говорит “перелетная” (п) или “зимующая” (з).

Снегирь (з), грач (п), воробей (з), синица (з), журавль (п), ласточка (п), дрозд (п), трясогузка (п), утка (п), сова (з), дятел (з), кукушка (п) и т.д.

Бросайте ребенку мяч и называйте взрослую птицу. Ребенок бросает мяч обратно и называет детенышей этой птицы.

– Кукушка (кукушата) и т.д.

17.Упражнения для кистей рук

Птичка

Вариант 1

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.

– Птичка хочет есть?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

– Птичка хочет пить?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

– Птичка хочет спать?

Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».

– Птичка хочет играть?

Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».

Вариант 2

Учитель предлагает детям показать, как курочка клюёт зернышки.

Вариант 3

Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик».

18. Шла кукушка потешка для пальчиков

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол – бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами– летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

19. Птички и ветер

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.

20 .Журавль

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу.

Я схожу на ручеек,

Заварю себе чаек.

Красно лето вспоминать. В. Боков

21. Ласточки

Ласточки летели, (Бегут по кругу, машут руками, изображают полет птиц.)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.

Все люди дивились.

Взвились, полетели. (Бегут по кругу, взмахивают руками.)

Читайте также:  Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов
Ссылка на основную публикацию