Логопедическая зарядка по теме «Перелётные птицы»

Конспект занятия «Перелетные птицы»

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, построение распространенного предложения, обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы», «зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов, привитие чуткости к поэтическому слову.

«Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Дети: 11 октября, вторник.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Воспитатель: А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост, грязник. (Провожу словарную работу.) Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев. Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а «грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Проходит инсценировка стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка»

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход.

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А. Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети: Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова?

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

Упражнение «Скажи одним словом»

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Конспект логопедического занятия “Перелетные птицы” с учащимися 3-4 классов коррекционной школы

Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.

  • уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
  • закрепление в речи названий перелетных птиц;
  • Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
  • Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
  • закрепление навыков звукослогового анализа;
  • закрепление обобщающего понятия “Перелётные птицы”;
  • развитие навыков синтеза слов из слогов;
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
  • развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
  • развитие наглядно – образного восприятия;
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.

I .Организационный момент.

– Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:

Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)

Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поём (взмахи руками – крыльями)

С добрым утром! (ритмичные хлопки)

С ясным днём! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).

II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?

2017 год объявлен в России — годом экологии.

ЭКОЛО́ГИЯ – наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.

III .Основная часть.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Наступает до лета,

Приносит много света,

Под снегом воду

Отпускает на свободу(весна).

Логопед: Какие приметы весны вы знаете?

(картинки с приметами – на слайде)

Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.

Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).

Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?

Ученики : Голоса птиц.

Логопед : Ребята, еще одна примета весны – прилет птиц из жарких стран.

Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что – то новое – покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что – то не получилось – покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.

Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).

  1. Уточнение и расширение словаря.

Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.

На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.

  1. Слоговой анализ.

Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!

Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).

  1. Звукослоговой анализ.

А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.

5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.

6.Дидактическая игра – подобрать признаки к словам – названиям птиц.

Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах – какие они?

Например, зяблик (какой?) – стройный, нарядный, певчий.

Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная

Лебедь (какой?) – белый, крупный, благородный

Грач(какой?) – черный, важный, с блестящими крыльями

Соловей (какой?) – маленький, незаметный, голосистый .

Кукушка (какая?) – пестрая, хитрая, коварная.

7.Дидактическая игра «Сложные слова».

Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).

Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).

Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)

Физкультминутка «Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Прямо, гордо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся.

Наклон вперед, руки в стороны,

Медленно поворачиваем голову вправо – влево

Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад;

8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.

Ласточка (что делает?) –летает, щебечет, ловит мошек.

Лебедь (что делает?) – плавает, машет крыльями, летает.

Цапля (что делает?) – стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.

Мухоловка (что делает?) – сидит на ветке, летает, ловит мух.

Кукушка – летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.

9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».

Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.

На доске – картинка с изображением птицы, у логопеда на столе – карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.

Читайте также:  План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Запись предложений в тетрадь.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,

журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

10. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?

Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.

11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.

Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.

Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).

Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.

Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.

12. Развитие связной речи.

Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.

1.Серый журавль – улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.

Итог занятия.

Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.

Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.

Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
  2. Обогащать экспрессивную речь сложными словами.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже, образование слов-антонимов, притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций).

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать связную речь;
  • зрительное и слуховое внимание и восприятие;
  • общую моторику;
  • координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формировать навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • карточки с изображением птиц;
  • мяч;
  • схемы предложений;
  • игровизоры;
  • медали.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Сегодня мне на электронную почту пришло письмо, я торопилась на работу и не успела его прочитать. А мне так хотелось бы узнать, что в этом письме, а вы не хотите? Может вместе прочтем? (открываем письмо и читаем)

Мы приглашаем ребят из вашей группы принять участие в городском конкурсе «Юный орнитолог» и проверить свои знания о перелетных птицах.

  1. Участвуют дети дошкольного возраста.
  2. Все задания конкурса должны быть выполнены.

Задания прилагаются к письму. Участникам вручаются медали.

Логопед: А вы ребята знаете кто такие орнитологи? (ответы детей) Где же мы можем об этом узнать? (ответы детей) Я вам предлагаю посмотреть в интернете. (Орнитолог-это ученый, который изучает птиц, их строение, питание и повадки) Какая интересная и увлекательная профессия. А вы как думаете? (ответы детей)

Логопед: Мы с вами на этой неделю беседовали, читали, узнавали много нового о жизни птиц, может быть вы хотите принять участие в этом конкурсе? (ответы детей) Ну тогда начинаем.

1 слайд «Разминка»

  1. Почему птиц называют «пернатыми друзьями»? (Тело птиц покрыто перьями, поэтому их называют- пернатыми, а друзьями, потому, что они поедают вредных насекомых, поют песни и радуют нас)
  2. Что общего у птиц и чем они отличаются? (Голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь, вылупляются из яиц)(Размером, голосами, опереньем, окраской)
  3. Как вы думаете, почему птиц называют перелётными? (Осенью улетают на зиму в тёплые края из-за холода и отсутствия корма в наших краях, весной прилетают обратно)
  4. Подберите как можно больше слов о птицах, которые отвечают на вопрос какие? (Перелетные, зимующие, домашние, водоплавающие, насекомоядные, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые)

2 слайд «Образуйте сложные слова»

Логопед: Возьмите карточку с изображением перелетной птицы.

  1. Если у цапли узкая голова, то это … (узкоголовая цапля).
  2. Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
  3. Если у скворца короткий клюв, то это … (короткоклювый скворец).
  4. Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
  5. Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
  6. Если у кукушки желтые глаза, то это… (желтоглазая кукушка).

3 Слайд «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Логопед: Подойдите к ковролину.

  1. У утки клюв чей?… (утиный) клюв
  2. У гуся туловище чье?… (гусиное) туловище
  3. У журавля хвост чей?… (журавлиный) хвост
  4. У соловья голова чья?… (соловьиная) голова
  5. У грача крыло чье?… (грачиное) крыло
  6. У ласточки гнездо чье?… (ласточкино) гнездо

4 слайд «Есть-нет»

Логопед: Выберите по одной карточке и сосчитайте птиц.

5 Игра с мячом «Скажите наоборот»

Логопед: А теперь пора отдохнуть, поиграем с мячом.

  1. У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  2. Журавль большой, а зяблик… (маленький).
  3. У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  4. У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  5. У скворца хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  6. Аист белый, а грач … (черный).

6 слайд «Составьте предложение по схеме»

Логопед: Возьмите карточку со схемой и составьте по ней предложение.

7 слайд Игровизор «Помогите птицам найти свой дом»

Логопед: Присаживайтесь за столы и проведите линией от птиц к их жилищу.

Сейчас мы отправим выполненные задания и узнаем о результатах.

8. Рефлексия

Логопед: Ребята как вы думаете, мы справились с заданиями и что помогло вам сегодня их выполнить? (ответы детей)

9. Итог

Логопед: Я предлагаю посмотреть электронную почту результаты конкурса. (открывают почту)

Ребята детского сада №262 мы вас поздравляем с участием в конкурсе и награждаем вас медалями. В течении дня курьер доставит медали в детский сад

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в данной работе рассматривается вопрос использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя-логопеда. Описаны возможности использования программных продуктов и результаты использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

  1. повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  2. обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  3. развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  4. совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  5. развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  6. совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  7. формирование личности ребёнка в целом;
  8. повышение качества обучения и работоспособности детей.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных в программе Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным логопедическим занятиям по автоматизации звуков у детей с ОНР и ФФНР.

Автоматизация звуков – это последовательное, постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в связную речь.

С точки зрения нейрофизиологии этот процесс представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей, следовательно, требует большого числа повторений и активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.

Проблема, часто наблюдаемая у детей, имеющих самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В.В.

Коноваленко выделяет несколько причин возникновения этой проблемы:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов.

Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды.

Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью.

Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами.

Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью.

Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций познавательно и увлекательно детям.

Компьютер притягивает внимание детей, которое трудно добиться при фронтальной работе.

Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы:

  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Формирование звукопроизношения;
  • Развития фонематического восприятия;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Обучение грамоте;
  • Развитие связной речи.

Презентация является полифункциональным средством коррекции детской речи.

В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления.

При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности, разномодальности, активности и полифункциональности обучения.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

Применение ИКТ позволяет сделать игровую деятельность привлекательной и по-настоящему современной, а также решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преодоление речевого недоразвития, имеет длительную и сложную динамику.

Использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерность и особенность развития детей с нарушением речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность.

Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Использование в коррекционной деятельности нетрадиционных методов и приемов, а именно, мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, что положительно сказывается на эффективности логопедической помощи и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию.

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит множество развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий.
  • Конструктор картинок.
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной.

Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Содержимое публикации

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

В настоящее время наблюдается все большее воздействие медиа-технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор или играет в планшет или компьютер, чем читает книгу, мощный поток информации, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется характер его любимой практической деятельности – игры, меняются любимые герои и увлечения. Ранее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам – учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня, учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Итак, что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что некоторые дети с задержкой психического развития, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуются нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Читайте также:  Конспект занятия: Сказка Репка на новый лад

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

обес­печение психологического комфорта на занятиях;

развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения наглядности;

совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

совершенствование познавательной деятельности, прежде всего внимания, памяти, мышления;

формирование личности ребёнка в целом;

повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

– лексико-грамматические средства языка;

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

компьютерные логопедические тренажёры;

приключенческие квесты и обучающие игры;

книги, учебники и энциклопедии;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания – интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно

Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

Чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

ИКТ для логопеда:

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют:

Развивать фонематические процессы

Развивать мелкую моторику

Расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

Способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления

Использование современного компьютерного оборудования

2. Интерактивные доски

4. Логотренажер Комфорт Лого

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей

Развитие восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

Формирование зрительно-пространственных отношений.

Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Разделы деятельности учителя-логопеда

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления:

ИКТ в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес­печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
  • При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

    Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

    • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
    • знакомство детей с компьютерными программами;
    • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
    • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

    Задачи коррекционно-образовательного цикла:

    • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
    • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
    • развитие знаковой функции сознания;
    • развитие психических функций.

    Задачи творческого цикла:

    • развитие воображения;
    • развитие познавательной активности.

    На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

    1. Готовый продукт.

    • компьютерные логопедические тренажёры;
    • компьютерные тесты;
    • приключенческие квесты и обучающие игры;
    • книги, учебники и энциклопедии;
    • электронные рассылки;
    • логопедические ресурсы;

    2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

    • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
    • веб-страницы и веб-сайты;
    • подборки компьютерных тестов;
    • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

    Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

    Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

    Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

    Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

    Программа содержит четыре раздела:

    • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
    • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
    • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
    • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

    Особенности программы:

    • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
    • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
    • Несколько уровней сложности в каждом задании.
    • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
    • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.
    Читайте также:  Звук (3), буква З - конспект НОД

    «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

    • Понятие буквы как графического символа звука,
    • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
    • Смыслообразующая роль буквы в слове,
    • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
    • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

    В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

    «Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

    Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

    • Быстрый поиск
    • Половинки слов
    • Поврежденный текст
    • Скорость и понимание

    Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

    Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

    Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу «Мерсибо». Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

    • Развития фонематического слуха,
    • Постановки звуков,
    • Развития связной речи,
    • Обучения чтению,
    • Обучения счету,
    • Общей дошкольной подготовки,
    • Развития грамотности.

    А также профессиональные дополнения:

    • Материалы для подготовки занятий,
    • Конструктор картинок,
    • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

    Список литературы:

    1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
    2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
    3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
    4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
    5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
    7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
    8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
    9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
    10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

    Использование ИКТ в логопедической практике

    Инна Батырь
    Использование ИКТ в логопедической практике

    В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

    Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными.

    В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

    Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.

    Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.

    Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы,в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.

    Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами, а в науке соответствующими теориями и принципами.

    Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства. Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.

    Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. В условиях динамично меняющего мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментально значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Становится аксиомой и то, что использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

    Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике,можно выделись следующие направления:

    Документация, диагностика, инд. занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)

    Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.

    Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся профессионально интерпретированные результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать. Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.

    Возможности информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми очень разнообразны:

    – повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

    – автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;

    – развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;

    – расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

    – повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

    – повышение скорости материала запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная

    – активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

    – формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

    – создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

    – реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

    – возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);

    – совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

    – подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

    Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.

    В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ:

    использование интерактивной доски;

    – создание собственных мультимедийных проектов;

    использование Интернет-ресурсов;

    Использование компьютерных программ.

    При подготовке к НОД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила,по которым:

    Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.

    Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)

    Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

    С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников я используюобучающие компьютерные программы:

    «Баба Яга учится читать»;

    «Игры для Тигры»;

    – комплект «Дошколка»;

    – так же стала создавать свои собственные.

    Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.

    Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов – флипчартов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

    Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

    Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

    Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель».

    Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.

    Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

    Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.

    Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ. ru, «Мультиурок».

    Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

    Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельности и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.

    Ссылка на основную публикацию