Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Елена Проникова
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности по лексической темеНасекомые“.

ЦЕЛЬ: Расширить и уточнить знания детей о насекомых, выделять их характерные и отличительные признаки.

Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.

Оснащение: презентация по этой теме, предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку.

(Слайд 3 «Чудесная полянка»)

Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

(Дети выполняют задание)

(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)

(Слайд 4 «Муха-Цокотуха»)

Ребята, посмотрите, на нашей чудесной поляне кто-то появился. Чтобы узнать, кто это надо угадать название сказки, отрывок из которой, я вам сейчас прочитаю.

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

С бабочками пляшут

Что же это за сказка?

Логопед: А кто герои этой сказки?

Дети: Насекомые.

Логопед: Правильно, ребята. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.

Дети. Насекомые.

Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т. д.

3. Лексико-грамматические игры и упражнения

А) “Подбери слово-действие” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т. д.

Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Ребенок. Красивая, разноцветная, прекрасная и т. д.

В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки. (Слайд 10, 11, 12)

Снегирь, жук, бабочка, стрекоза.

Муравей, свинья, бабочка, кузнечик.

Бабочка, муха, гусеница, пчела.

4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

5. “Давайте посчитаем” – согласование числительных с существительными.

Посчитать сколько божьих коровок вылетает. (Слайд 14)

У каждого ребенка картинка с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”

6. Игра “ Куда спрятались насекомые”. Придумать предложения по картинке.

Слайд с изображением поляны (слайд 15)

Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети. Гусеница под яблоком.

Бабочка укрылась под ромашкой.

Усатый жук заполз под куст. И т. д.

7. Помоги насекомым собраться вместе.

Насекомых, в названии которых, два слога помести на красный цветок, а в названии которых три слога на зеленый листок.

8. Работа в альбомах: штриховка бабочки.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.

-Посмотрите, к вам в альбом прилетела

красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.

9. Итог занятия.

Логопед: Ребята, расскажите, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают полными предложениями.

Логопед: Молодцы, ребята!

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» (средняя группа) Цели: развитие артикуляционного аппарата; развитие мелкой моторики; закрепление знаний о признаках весны, о насекомых (бабочках); развитие.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые». Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с комбинированного вида № 87»Кораблик».

Зрительные гимнастики: тема «Насекомые»

Зрительные гимнастики: тема «Насекомые»

Посмотри-ка на ребят, Бросить взгляд вперед

Теперь на небо – там птички летят, Движения глазами вверх

Внизу, по травке, жук ползет, Движения глазами вниз

А слева – деревце растет, Посмотреть влево

Направо – алые цветы, Посмотреть вправо

Закрыв глаза, понюхай ты. Закрыть глаза, открыть

Над ними бабочка кружит, Вверх

С ней рядом шмель большой жужжит. Круговые движения

Две бабочки летелиБыстро моргать глазками

Друг на друга посмотрели, Посмотреть на кончик носа

И к цветочку вместе полетелиДвижения глазами влево-вправо

В поле бабочки летаютШироко открыть и закрывать глаза

Крылья пёстрые мелькают Круговые движения

Раз – два – три – четыре Часто моргать глазками,

Полетели, закружились Затемзакрыть глаза

На лужайке по ромашкамДвижения глазами влево-вправо

Жук летал в цветной рубашке. Движения глазами вверх-вниз

Жу-жу-жу, на ромашки погляжу. Круговые движения глазами

Я на тучке покачаюсьПрикрыть веки

И на землю опускаюсь. Открыть глаза

Я пчела! Движения глазами влево-вправо,

С утра жужжу, Вверх-вниз

Цветы бужу, кружу, Круговые движения глазами

Гужу и мед вожу.

Вот какая стрекоза – Смотрим вперед на вытянутые руки

Как горошины глаза, Закрыть и открыть глаза

Влево, вправо, вверх, впередПо тексту

Ну, совсем как вертолет! Круговые движения глазами

Мы летаем высоко, Далее по тексту

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Дружно пальчики считаем —

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

0й, сюда комар летит!

Прячут руки за спину

Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере – пчела,
Шмель – в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)

В колокольчиках – сверчок,
Муравьишка – у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(Кладем руки под щеку)

Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И её домой несёт.

Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова

Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею – шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Н. Нищева

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет – в другую)

Жу-жу-жу –
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу –
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!

С кем дружит цветок?

(Для этой игры руки нужно сложить “цветочком”: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок – ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки – это капли дождя)

Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

Читайте также:  Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки)

Не кусай, комарик злой!
(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед -«хоботок»)

Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз – «лапки»)

Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны – «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки – И их не видать.
(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело – И пчелки летят,
(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») –
На ней красная рубашка.
Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.
Маленькая крошка
(правой рукой погладить «божью коровку») –
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек») –
Ползет светлячок
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),
Ведь он – червячок.

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Базанова Светлана Геннадьевна
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.

Создание положительного эмоционального фона:

Встали дети дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Молодцы, садитесь на свои места.

Для того, чтобы лучше говорить, нужно подготовить язычок. Поиграем с язычком, выполним артикуляционную гимнастику. Выполнение артикуляционной гимнастики. Логопед показывает мнемосхемы, дети выполняют упражнения («Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка» и другие).

II. Основная часть.

1. Отгадывание загадок (мышление)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего занятия.

На ромашку у ворот

Кто же это (стрекоза)

И под тяжелой ношей

Спешит на помощь друг

Тут народ хороший,

В беде не бросит вдруг.

Без работы-хоть убей!-

Жить не может (муравей)

Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка).

Пролетает над лужком,

Похлопочет над цветком

И поделится медком (пчела).

Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать муравья, пчелу, божью коровку, стрекозу (ответы детей). Насекомые. И сегодня тема нашего занятия «Насекомые».

2. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Пчела».

Логопед: Ребята, пчелка приглашает нас поиграть в пальчиковую гимнастику «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один палец)

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

От усталости упали. (опускают ладони на стол)

3. Образование существительных родительного падежа множественного числа.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». (с мячом)

Один жук – много жуков.

Один комар – много комаров.

Одна муха – много мух.

Одна бабочка – много бабочек.

Одна стрекоза – много стрекоз.

Один муравей – много муравьев.

Одна мошка – много мошек.

Одна пчела – много пчел.

Один шмель – много шмелей.

4. Активизация словарного запаса.

Логопед. Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые – корм для птиц, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочки радуют своей красотой). Какой вред приносят насекомые? (гусеницы поедают растения, комары кусают).

Логопед: Все они в месте – маленькие жители планеты и их надо беречь.

5. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с нашими ручками, выполним знакомые вам упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь» – четыре положения руки на плоскости последовательно

сменяют друг друга.

Упражнения выполняются сначала в медленном темпе,

Логопед: Молодцы ребята, все выполнили упражнения верно.

6. Закрепление умения употреблять предлоги из – за, из – под, из

Логопед: Посмотрите ребята, какой у меня есть красивый цветок, на нем маленькие жители.

Логопед достает цветок в горшке, на котором прицеплены игрушечные насекомые.

Дети берут насекомых и проговаривают, откуда они их взяли.

Я достал стрекозу из-за стебелька.

Я достала бабочку из-под листа.

Я достал пчелу из цветка.

Я достала муравья из-под цветка.

Я достал жука из-под камня.

7. Сравнение насекомых и пауков. Расширение знаний, закрепление понятий, согласование числительных с существительным.

Логопед: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?

Дети отвечают: у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: у одних есть крылья – называются «летающие», у других нет – «нелетающие».

Логопед: обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Посмотрите ребята. Кто это спрятался под камнем? Это паук. А паук это насекомое? Рассматривают паука и насекомых. Считают лапки: одна лапка, две лапки…. (согласование числительного с существительным). У паука 8 лапок, а у насекомых – 6.

Значит паук не насекомое.

Логопед: давайте еще раз посмотрим на картинки.

Муравей – насекомое, а паук – это не насекомое.

8. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Упражнение «Гусеница».

Логопед: Давайте представим, что мы гусеницы и выполним

уже знакомое нам упражнение «Гусеница».

Гусеница, гусеница в шубке золотистой,

Отправляйся, гусеница, под листок тенистый.

От лягушки под листком сможешь ты укрыться,

В голубой его тени не заметит птица.

Предстоит тебе скрутиться в кокон под листком,

Чтоб потом родиться снова мотыльком.

9. Упражнение «Разноцветные бабочки». Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите, в каких красивых бабочек превратились гусеницы! (логопед раздает самодельные тренажеры для дыхания «Бабочки»).

Давайте подуем на них, чтобы они закружились в воздухе. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой (дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде логопеда).

10. Игровое упражнение «Рассели бабочек по цветочкам». Развитие зрительно – пространственных представлений. Развитие связной речи, образование сложноподчиненных предложений.

Логопед: Куда же нам посадить бабочек?

Логопед размещает цветы на магнитной доске (по углам и в центре). Приглашает по одному ребенку и дает задание посадить бабочку на определенный цветок. Ребенок сажает бабочку и проговаривает, по схеме, на какой цветок он посадил насекомое.

Ребенок: Я посажу свою бабочку на цветок, который находится в левом нижнем углу доски.

Также, используя схему, работают все дети.

11. Деление слов на слоги.

А теперь давайте разделим слова на слоги. Отхлопываем слоги. (ко – мар, куз – не – чик, пче – ла, му – ха).

12. Гимнастика для глаз.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам «прилетела муха», давайте выполним гимнастику для глаз, понаблюдаем за мухой.

Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем.

Муха полетела направо, муха полетела налево, муха села на потолок, муха села на пол. (Дети выполняют движения глазами, четко следуя инструкции логопеда).

Молодцы! Садитесь на свои места.

13. Массажная гимнастика.

Логопед: Давайте выполним с вами звуковой разбор слова МУХА.

Перед тем, как выполнять звуковой разбор,

помассируем пальчики карандашом.

Карандаш в руках вращаю,

Карандаш в руках верчу.

Непременно, каждый пальчик,

Быть послушным научу.

14. Закрепление навыка звукового анализа.

Логопед предлагает составить схему слова МУХА

Сколько слогов в слове?

Назовите первый звук.

Сделайте звуковой анализ слова.

(Дети выполняют задание).

Как измениться схема, если будет слово МУХИ?

15. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? А, кого мы сегодня сравнивали с насекомыми? Паук, насекомое?

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)

А почему? А, что мы сегодня еще делали на занятие? (Ответы детей)

Логопед: Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы – молодцы!

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [л] по теме «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]. Форма: индивидуальное занятие. Лексическая тема: «Перелетные птицы». Цели:.

Конспект логопедического занятия по теме «Посуда» Программное содержание: Коррекционно-образовательные: – совершенствовать грамматический строй речи: – образование прилагательных от существительных.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Родничок» Конспект логопедического занятия для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия в младшей группе по теме «Полевые цветы» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять словарный запас по теме «полевые цветы» • Учить употреблять предлог «на» • Учить фразовой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Космос» Задачи: -Продолжать работу по обогащению словаря, активизировать лексический запас по теме «Космос». -Развивать умение составлять предложения,.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Насекомые» Цель: 1 закрепить представления по лексической теме «Насекомые» 2 закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Конспект подгруппового творческого логопедического занятия по развитию связной речи «Летний луг. Насекомые» «Летний луг. Насекомые». Цель: учить составлять рассказы-описания с опорой на схему. Задачи: 1. Образовательные: -учить детей пересказывать.

Конспект занятия по теме «Насекомые» для первой младшей группы «На лужайке» Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.

Конспект занятия по экологии в средней группе по теме «Насекомые» Тема:”Насекомые. ” Программные задачи: 1. Учить пересказывать впервые прочитанный текст на основе временно-пространственных моделей. 2. Закрепить.

Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые» Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые» Программное содержание: Образовательные задачи: Расширять представления детей о жизни.

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Утренняя гимнастика по лек.теме насекомые

Влияние утренней гимнастики на организм ребенка
Главная задача утренней гимнастики ребёнка – бодрое состояние, активизировать
и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря
утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы -дыхание кровообращение, обмен веществ ,улучшается питание всех органов и систем,
что создаёт условия для увеличения работоспособности. Двигательная
активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению .Так ,например, использование упражнений, сближающих лопатки -укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у
детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника.
Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает
плоскостопие. Утренняя гимнастика создаёт организованное начало, ровное,
бодрое настроение у детей: сильно возбуждённых детей успокаивают
действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определённыйритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны. Как правило ,утренняя
гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные
группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма ,но при этом
нагрузка на него незначительная. Для того чтобы разогреть стопу, повысить
её гибкость, включается ходьба разными способами и видами: змейкой,
по диагонали, по кругу, колоннам и т. д. Важно, чтобы способы перемещения
в пространстве детям были знакомы.
После ходьбы – непродолжительный бег в умеренном темпе. Бег сменяется
ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Количество упражнений, их содержащие и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. После того как проведена разминка всех мышечных
групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик ,который приходится на прыжки и быстрый бег. После прыжков предлагается
ходьба, которая снижает нагрузку. Утренняя гимнастика проводится на воздухе
в тёплое время года. Значение утренней гимнастики, прежде всего
определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа
мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую,
дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создаёт условия
для хорошей умственной работоспособности , для перехода к деятельному
состоянию всего организма.
Утренняя гимнастика по лексической теме «НАСЕКОМЫЕ»
(Старшая группа)
1.Вводная часть: Ходьба по залу обычная в колонне друг за другом. Ходьба на носочках- руки вверх, ладонями вовнутрь, пальчики спрятали в кулаки, разжали (мошка расправляет свои крылышки к полету); ходьба приставным шагом боком, руки сзади, пальчики «шевелятся» (жук расправляет свои крылышки к полету»
Легкий бег на носочках, руки в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз. (бабочка полетела)
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2.ОРУ без предметов.
1.Исх.пол.осн.стойка, руки на поясе. Наклониться вниз, правую руку положить на левую (хоботок) и коснуться носка правой ноги, исх.пол. То же к левой ноге (левую руку положить на правую) – 3р в каждую сторону.
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок. (Шмель)
2. Исх.пол. пятки вместе, носки врозь, руки в стороны, кисти слегка «дрожат». Сделать шаг в правую сторону руки скрестить над головой, исх.пол. То же в левую сторону – 3р. в каждую сторону
Крыльями стрекочет
С вечера до ночи. (Стрекоза).
3. Исх.пол. стоя на коленях, руки на поясе. Поворот в правую сторону, отвести левую руку вперед, исх.пол. То же в левую сторону, отвести правую руку вперед. – 3р. в каждую сторону.

Читайте также:  Леворукие дети

Звон весь день в ушах стоит
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у ( Комара)
4. Исх.пол.лежа на спине, руки за головой. Повернуться на живот через правую сторону, руки вытянуть вперед, исх.пол. То же в левую сторону – 3р в каждую сторону.
По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой. (Гусеница)
5. Исх.пол. осн.стойка, руки за спиной. Наклонить голову к правому плечу, исх.пол. То же к левому плечу -4р в каждую сторону.

Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком
Если я измажусь соком (Оса)
3.Заключительная ходьба по кругу с изменением направления

  • utrennyaya_gimnastika_po_lek.teme_nasekomye
    Размер файла: 65 kB Загрузок: 1

Конспект логопедического занятия по теме: «Насекомые. Как кузнечик помогал слабым»

Задачи: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые»; совершенствовать словарь антонимов; совершенствовать фонематическое восприятие и слух; закреплять произношение [р]; закреплять навыки деления слов на слоги; закреплять представления о согласных звуках; дать понятие «-ча- пиши с буквой –а»; совершенствовать мелкую и общую моторику; воспитывать доброе отношение к живому, стремление проявлять заботу о них, эмоциональную отзывчивость – желание пожалеть, утешить, прийти на помощь

Оборудование: шарики «су-джок», слоговые таблички, картинки-чай, чашка, чайка, часы, туча, чаща; магнитная доска, буквы – чай, чашка; прищепочный театр, герои сказки- кузнечик, бабочка, жук, заяц, лиса, стрекоза, комар;
Дети проходят в групповое помещение
Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Организационный момент «Самомассаж»

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь, погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались («улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться («почистим зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться («качели»)
Громко в барабаны мы вот так ударим («барабанщик»)
А потом от носа мы к губам сползаем (движения по спирали- носогубные складки)

Логопед. Вот и пришла к нам весна. Назовите признаки наступления весны. (прилетели птицы, они весело поют и вьют гнезда. Люди сняли теплые одежды. Небо стало голубое. Солнце светит, пригревает. Появляется травка, листочки на деревьях).
Что же еще происходит с природой? В этом нам помогут дети, они подготовили для нас загадки.

Ребенок 1.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Дети. Комара

Ребенок 2.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком
Дети. Пчела
Логопед. Как же называется дом у пчелы?
Дети. Улей.

Физминутка «Улей»

Логопед вместе с детьми выполняет физминутку.
Пчелиный дом зовется «улей»,
Пчела в него несется пулей,
А сколько в этом доме есть,
Таких же пчел еще – не счесть!
Он весь как будто на ладони-
Пчелиный, сладкий, дружный домик!

Игры с песком «Найди насекомое»

Логопед. К какой группе предметов они относятся? Кто они, назовите их одним словом.
Дети. Насекомые.
Логопед. Как вы считаете, почему их так назвали?
Ответы детей.

Логопед. Насекомые состоят из каких частей? Эти части тела отделены, отсекаются насечками. От слова насечки- насекомые. Насекомые просыпаются после зимнего сна. Кто в коре дерева, рамах окон, в земле, песке…Давайте им поможем выбраться
Дети опускают руки в сухой бассейн находят насекомых, называют их.
«Составь словечко»

Логопед. А сейчас, подойдите к магнитной доске и составьте названия своих насекомых. (дети составляют слова из карточек, на которых написаны слоги – му-ра-вей, пче-ла и т.д.)

Ребята, а я знаю одну очень интересную историю о насекомом. А вот о каком, догадайтесь сами, его название начинается на звук «м» и заканчивается на звук «й».
Дети. Муравей.

Су-джок «Муравей»

Наступила весна. Уже пригревало солнце, но по утрам еще бывало прохладно, но через час –два, солнце обогревало лицо и руки. Однажды утром проснулся муравей, и решил: там за речкой есть красивая полянка, сбегаю я на нее. Вышел он из…(муравейника) и побежал – по ровной дорожке, затем по извилистой тропинке. Добежал до речки, что дальше? Помог ему мостик-один шажок, второй шажок, так муравьишко оказался на другом берегу. Перед ним была красивая полянка, на ней росли цветы, первоцветы-ландыши, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, крокусы. Муравьишко обежал поляну один раз, второй. Пора возвращаться. Муравей добежал до мостика, сделал один шаг, второй.. и очутился в муравейнике.

Игра с мячом «Путаница»

Логопед. Петя, тоже приготовил для нас загадку.
Ребенок 3. Прыгун длинноногий кобылкой зовется.
И стрекот кобылки в траве раздается.
И скачет кобылка как заводная.
Я более прыткой кобылки не знаю.
Дети. Кузнечик.

Логопед (прищепочный театр). Жил был кузнечик. Каждое утро он просыпался, вскакивал со своей зеленой постели и начинал делать зарядку.

Раз, два, три, четыре.движения руками перед грудью
Расправляем руки шире.с поворотами влево, вправо
На носочках покружились,кружатся
Низко-низко наклонились,наклон вперед
А потом поприседали.приседают
От зарядки мы устали!Расслабляются, «роняют» голову и руки

Логопед. Кузнечик был не простой, боевой! Он надел свой зеленый мундир и запел песенку:
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу.
Я иначе не могу!

Только он пропел песенку, как услышал голоса. Маленького зайчика догоняет лиса, и вот- вот съест! Ребята, давайте поможем зайчику, запутаем лису. «Замени первый звук в слове на звук «р»:
Лама-рама
Лад- рад
Лак-рак
Ложки-рожки
Сок-рок
Ложь-рожь

На самом деле кузнечик закричал: «А-ну, отпусти зайца!»
– «Это ты, мне?» – с ухмылкой сказала лиса
А Кузнечик, скомандовал комарику, своему адьютанту. Тот громко затрубил:

  • Первая мелодия звучала так: тра-та-та-та;
  • Вторая : тра-тра-тра-та-та;
  • Третья: тра-та-тра-та-тра-та-та

Полетел и впился ей в кончик носа. Лиса громко завопила и убежала!

Логопед. Не успел кузнечик, помочь зайчонку как слышит жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Как помочь бабочке? Давайте подумаем, чем отличаются жук от других насекомых, может быть тогда сможем помочь бабочкам?
Жук большой, а божья коровка…
У жука крылья короткие, а у стрекозы….
У жука усы толстые, а у бабочки….
У жука спина широкая, а у водомерки…
Жук жужжит грубо, а стрекоза….

Логопед. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу-свой боевой вертолет- и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
«Слова со слогом –ча – пиши с буквой А»

Устал кузнечик, зашел в домик, посмотрел на часы, поставил на стол чашки. Вот только конфеты не выложил. Давайте кузнечику поможем, разложим конфеты по конфетницам (при помощи прищепок).
Итак, кузнечик попил чай, помыл чашки, посмотрел на часы и пошел спать (на магнитной доске картинки- чай, чашка, кузнечик, часы) . Так закончилась эта сказка.
Кто заметил – какой звук повторялся в моих словах?

Дети. Звук Ч.
Логопед. Назовите эти слова.
Дети. Кузнечик, чай, часы, чашки.
Логопед. Что вы о нем знаете?
Дети. Он согласный, всегда мягкий.
Логопед. Какое слово здесь рассыпалось?
Дети. Часы, чай
Логопед. Почему не кузнечик?
Дети. Слово кузнечик – длинное.
Логопед. Запишите эти слова.
Дети составляют на магнитной доске слова- чай, часы
Логопед. Так как звук «Ч» всегда мягкий, то в словах где встречается слог «ча» всегда пишим букву «А», например в словах: чаща, чайка, куча, туча. А для того, чтобы вы это запомнили хорошо, наш главный герой сказки предлагает сделать памятку : «Ча» – пиши с буквой А.
Итог занятия.

Ссылка на основную публикацию