Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Конспект логопедического занятия “Насекомые”

На занятии активизируется словарный запас детей по теме “Насекомые”, упражняются в подборе глаголов и прилагательных, закрепляют умение согласовывать числительные с существительными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Насекомые”»

Тема: «Насекомые»

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

– активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

– совершенствовать навык определять на слух односложных и многосложных слов;

– учить составлению предложений с предлогами пространственного значения;

– закреплять и развивать умение согласовывать числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие:

– развивать внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать любовь к природе;

Демонстрационный материал: картинки насекомых, пластмассовой набор насекомых, мяч, магнитная доска, аудиозапись издаваемых звуков насекомых (муха, пчела, комар, кузнечик)

Раздаточный материал: «домики» для слов, лист с силуэтом бабочки для штриховки, цветные карандаши

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сядут те ребята, у кого на стульчике бабочки. Сядут те ребята у кого стрекоза.

Сообщение темы занятия

Логопед: Стрекоза, бабочка – как мы можем назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А каких еще вы знаете насекомых?

Дети: Паук, муха, пчела, …..

Лексико-грамматические игры и упражнения

1) «Подбери подходящее слово» Подбор глаголов к существительному

Бабочка (что делает?) порхает.

Кузнечик (что делает?) прыгает

Жук что делает (что делает?) ползет

Собака (что делает?) лает

Комар (что делает?) жужжит

2) «Найди лишний» Убрать лишний предмет

Логопед: Можно ли все это, назвать одним словом НАСЕКОМЫЕ

Дети: ответы детей

3) «Расселим в домики слова» Односложные слова в маленький домик, многосложные в большой.

БАБОЧКА, КУЗНЕЧИК, ЖУК, ГУСЕНИЦА, ШМЕЛЬ, КОМАРЫ

Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки на пояс, повороты влево – вправо, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

4) Игра с мячом «Подбери прилагательное»

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.

Бабочка (какая?) желтая

Кузнечик (какой?) зеленый

Божья коровка (какая?) маленькая

Паук (какой?) большой

Гусеница (какая?) длинная

5) «Ответ на вопрос» Отработка пространственных предлогов в предложениях.

– Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

– Кто прыгнул с веточки? (С веточки прыгнул кузнечик)

– Кто спрятался под листочком? (Под листочком спрятался муравей)

– Кто сидит на цветке? (На цветке сидит бабочка)

– Кто ползет по руке? (По руке ползет божья коровка)

6) «Посчитай-ка» согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Логопед: На ромашку сели бабочки. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек

Логопед: Над ромашкой летают стрекозы. А ну-ка, посчитаем их хором

Дети: Одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз

Звуки, которые издают насекомые. «Послушай и угадай»

(муха, пчела, комар, кузнечик)

Работа на листочках: штриховка бабочки

вас на листочках изображены бабочки. Мы с вами выполним штриховку по образцу.

Итог занятия

Логопед: О ком мы с вами говорили на занятии?

Дети: О насекомых

Логопед: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Логопед: Занятие закончилось, вы все сегодня молодцы!

Конспект логопедического занятия по теме: «Насекомые. Как кузнечик помогал слабым»

Задачи: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые»; совершенствовать словарь антонимов; совершенствовать фонематическое восприятие и слух; закреплять произношение [р]; закреплять навыки деления слов на слоги; закреплять представления о согласных звуках; дать понятие «-ча- пиши с буквой –а»; совершенствовать мелкую и общую моторику; воспитывать доброе отношение к живому, стремление проявлять заботу о них, эмоциональную отзывчивость – желание пожалеть, утешить, прийти на помощь

Оборудование: шарики «су-джок», слоговые таблички, картинки-чай, чашка, чайка, часы, туча, чаща; магнитная доска, буквы – чай, чашка; прищепочный театр, герои сказки- кузнечик, бабочка, жук, заяц, лиса, стрекоза, комар;
Дети проходят в групповое помещение
Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Организационный момент «Самомассаж»

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь, погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались («улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться («почистим зубки»)
Сядем на качели, чтобы покачаться («качели»)
Громко в барабаны мы вот так ударим («барабанщик»)
А потом от носа мы к губам сползаем (движения по спирали- носогубные складки)

Логопед. Вот и пришла к нам весна. Назовите признаки наступления весны. (прилетели птицы, они весело поют и вьют гнезда. Люди сняли теплые одежды. Небо стало голубое. Солнце светит, пригревает. Появляется травка, листочки на деревьях).
Что же еще происходит с природой? В этом нам помогут дети, они подготовили для нас загадки.

Ребенок 1.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Дети. Комара

Ребенок 2.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком
Дети. Пчела
Логопед. Как же называется дом у пчелы?
Дети. Улей.

Физминутка «Улей»

Логопед вместе с детьми выполняет физминутку.
Пчелиный дом зовется «улей»,
Пчела в него несется пулей,
А сколько в этом доме есть,
Таких же пчел еще – не счесть!
Он весь как будто на ладони-
Пчелиный, сладкий, дружный домик!

Игры с песком «Найди насекомое»

Логопед. К какой группе предметов они относятся? Кто они, назовите их одним словом.
Дети. Насекомые.
Логопед. Как вы считаете, почему их так назвали?
Ответы детей.

Логопед. Насекомые состоят из каких частей? Эти части тела отделены, отсекаются насечками. От слова насечки- насекомые. Насекомые просыпаются после зимнего сна. Кто в коре дерева, рамах окон, в земле, песке…Давайте им поможем выбраться
Дети опускают руки в сухой бассейн находят насекомых, называют их.
«Составь словечко»

Логопед. А сейчас, подойдите к магнитной доске и составьте названия своих насекомых. (дети составляют слова из карточек, на которых написаны слоги – му-ра-вей, пче-ла и т.д.)

Ребята, а я знаю одну очень интересную историю о насекомом. А вот о каком, догадайтесь сами, его название начинается на звук «м» и заканчивается на звук «й».
Дети. Муравей.

Су-джок «Муравей»

Наступила весна. Уже пригревало солнце, но по утрам еще бывало прохладно, но через час –два, солнце обогревало лицо и руки. Однажды утром проснулся муравей, и решил: там за речкой есть красивая полянка, сбегаю я на нее. Вышел он из…(муравейника) и побежал – по ровной дорожке, затем по извилистой тропинке. Добежал до речки, что дальше? Помог ему мостик-один шажок, второй шажок, так муравьишко оказался на другом берегу. Перед ним была красивая полянка, на ней росли цветы, первоцветы-ландыши, мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, крокусы. Муравьишко обежал поляну один раз, второй. Пора возвращаться. Муравей добежал до мостика, сделал один шаг, второй.. и очутился в муравейнике.

Игра с мячом «Путаница»

Логопед. Петя, тоже приготовил для нас загадку.
Ребенок 3. Прыгун длинноногий кобылкой зовется.
И стрекот кобылки в траве раздается.
И скачет кобылка как заводная.
Я более прыткой кобылки не знаю.
Дети. Кузнечик.

Логопед (прищепочный театр). Жил был кузнечик. Каждое утро он просыпался, вскакивал со своей зеленой постели и начинал делать зарядку.

Раз, два, три, четыре.движения руками перед грудью
Расправляем руки шире.с поворотами влево, вправо
На носочках покружились,кружатся
Низко-низко наклонились,наклон вперед
А потом поприседали.приседают
От зарядки мы устали!Расслабляются, «роняют» голову и руки

Логопед. Кузнечик был не простой, боевой! Он надел свой зеленый мундир и запел песенку:
У меня закон простой!
Побеждаю всех, кто злой!
Кто же слабый – помогу.
Я иначе не могу!

Только он пропел песенку, как услышал голоса. Маленького зайчика догоняет лиса, и вот- вот съест! Ребята, давайте поможем зайчику, запутаем лису. «Замени первый звук в слове на звук «р»:
Лама-рама
Лад- рад
Лак-рак
Ложки-рожки
Сок-рок
Ложь-рожь

На самом деле кузнечик закричал: «А-ну, отпусти зайца!»
– «Это ты, мне?» – с ухмылкой сказала лиса
А Кузнечик, скомандовал комарику, своему адьютанту. Тот громко затрубил:

  • Первая мелодия звучала так: тра-та-та-та;
  • Вторая : тра-тра-тра-та-та;
  • Третья: тра-та-тра-та-тра-та-та

Полетел и впился ей в кончик носа. Лиса громко завопила и убежала!

Логопед. Не успел кузнечик, помочь зайчонку как слышит жук-рогач обижает красавицу-бабочку. Он страшный лентяй и заставляет бабочек крылышками чистить его рога. Крылышки от этого портятся, и бабочки погибают. Как помочь бабочке? Давайте подумаем, чем отличаются жук от других насекомых, может быть тогда сможем помочь бабочкам?
Жук большой, а божья коровка…
У жука крылья короткие, а у стрекозы….
У жука усы толстые, а у бабочки….
У жука спина широкая, а у водомерки…
Жук жужжит грубо, а стрекоза….

Логопед. Увидев это, кузнечик вскочил на стрекозу-свой боевой вертолет- и полетел прямо на жука. Налетел кузнечик на жука, и закипел бой. Жук хотел поранить кузнечика рогами, но кузнечик был ловким. Он отпрыгнул в сторону, а рога жука застряли в трухлявом пне. Так тебе и надо, злой жук! Не обижай бабочек! И бабочки закружились вокруг кузнечика и стали его благодарить.
«Слова со слогом –ча – пиши с буквой А»

Устал кузнечик, зашел в домик, посмотрел на часы, поставил на стол чашки. Вот только конфеты не выложил. Давайте кузнечику поможем, разложим конфеты по конфетницам (при помощи прищепок).
Итак, кузнечик попил чай, помыл чашки, посмотрел на часы и пошел спать (на магнитной доске картинки- чай, чашка, кузнечик, часы) . Так закончилась эта сказка.
Кто заметил – какой звук повторялся в моих словах?

Дети. Звук Ч.
Логопед. Назовите эти слова.
Дети. Кузнечик, чай, часы, чашки.
Логопед. Что вы о нем знаете?
Дети. Он согласный, всегда мягкий.
Логопед. Какое слово здесь рассыпалось?
Дети. Часы, чай
Логопед. Почему не кузнечик?
Дети. Слово кузнечик – длинное.
Логопед. Запишите эти слова.
Дети составляют на магнитной доске слова- чай, часы
Логопед. Так как звук «Ч» всегда мягкий, то в словах где встречается слог «ча» всегда пишим букву «А», например в словах: чаща, чайка, куча, туча. А для того, чтобы вы это запомнили хорошо, наш главный герой сказки предлагает сделать памятку : «Ча» – пиши с буквой А.
Итог занятия.

Тема: Насекомые. Дыхательная гимнастика

Тема: Насекомые.

Дыхательная гимнастика

  • «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

  • «Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)

  • «Пчёлка»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Артикуляционная гимнастика

  • «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
  • «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
  • «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
  • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
  • «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
  • «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Веселые упражнения для пассивной артикуляционной гимнастики

Храбрый комар

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку.

И чистил свой хоботок вот так. (Сжимать двумя пальцами губы в “хоботок”)

А потом он весело улыбался всем насекомым, которые жили рядом. ( ^ Губы фиксируются в улыбку двумя пальцами)

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и глотала насекомых. (Открывать широко рот)

Комар решил защитить друзей. Он сделал страшную мордочку, чтобы напугать лягушку. (Верхняя губа двумя пальцами поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется)

Когда лягушка увидела комара, она так удивилась, что открыла рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами)

Тогда комар выпустил жало и полетел на лягушку. (Взять язык двумя пальцами и осторожно двигать вперед-назад)

Лягушка испугалась и тут же ускакала. (Быстро открывать и закрывать рот)

Насекомые стали махать крыльями и праздновать победу. ( ^ Взять язык двумя пальцами и качать вверх-вниз)

Прекрасная Обжорка
png” name=”рисунок 5″ align=bottom width=150 height=150 border=0>

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. (Сжать двумя пальцами губы в “хоботок”)

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

(«Улыбочка» – губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

– Ах! Какой вежливый слон!

Посмотрю на себя в зеркальце, – сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

(Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Потом узкий напряженный язык выдвинуть вперед)

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

(«Почистим зубки» – рот закрыть, круговыми движениями языка провести между губами и зубами; «Посчитаем нижние зубки» – улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается)

Затем Обжорка немножко посердилась,

(«Киска сердится» – рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх)

свернулась катушечкой и сладко уснула.

(«Катушка» – рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края при жать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта)

Читайте также:  Конспект занятия про чай

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

(«Качели» – Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая коровка

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиватся.

– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, – говорили они.

– Да ты просто красный жук, – вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. («Улыбочка» – Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, – сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

(«Непослушный язычок» – Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Упражнение на расслабление мышц языка) И он стал ровным, как лопаточка.

(«Лопатка» – рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой («Чашечка» – Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов) и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом. («Бублик» – зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны)

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку, («Лошадка» – Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Упражнение для укрепления мышц языка и подъёма его вверх) веселого маляра, («Маляр» – Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. Упражнение для отработки подъема языка вверх и его подвижности) грибок («Грибок» – Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

и даже гармошку. («Гармошка» – Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть)

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

– Божья коровка, пора ложиться спать, – обратилось к ней солнышко.

– Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, – весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем. («Вкусное варенье» – Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

(«Грибок» – Рот открыть. Язык присосать к нёбу. Упражнение на растягивание подъязычной связки)

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

(«Парашютик» – Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Упражнение для направления воздушной струи посередине языка)

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились . пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Загадочная бабочка.

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. («Птенчик» – Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)

А бабочка ему говорит:

– Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка все свое:

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка. («Улыбочка» – Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

– А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

– У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

– Слон! – закричал весело птенчик. («Хоботок» – Сомкнутые губы вытянуть вперед)

– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

– Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

-Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

– Это про мою лопатку. («Лопатка» – Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

– Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. (Надуваем шарик, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие шара).

Они даже пошлепали свои язычки, («Непослушный язычок» – Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»), но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

– Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

(«Расческа» – «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу)

Затем друзья покачались на качелях. («Качели» – Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам)

И не заметили, как время прошло.

– А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Логопедическая зарядка по теме «Насекомые»

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Цель: Создание условий для развития речевой активности дошкольников в процессе знакомства с насекомыми

Статья:

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма организации : подгрупповая

Средства:

Наглядные: картинки с изображением насекомых, плакат « На поляне», иллюстрации из мультфильма «Муравьишка – хвастунишка».

мультимедийные: фрагменты из мультфильма « Муравьишка – хвастунишка».

литературные : чистоговорки о насекомых.

музыкальные: музыкальные произведения С. Прокофьева « Утро», «Марш» (из детского альбома), «Прогулка».

Оборудование : телевизор, CD проигрыватель, карточки-схемы для определения места расположения насекомого на картине; карточки и фишки для звукового анализа; разрезные карточки с названиями насекомых; шаблоны – силуэты бабочек; марблс; пластиковые бутылочки с бумажными бабочками внутри ( по количеству детей).

Цель: Создание условий для развития речевой активности дошкольников в процессе знакомства с насекомыми.

Задачи:

– расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

– совершенствовать и закреплять навык звукового и слогового

анализа, употребления предлогов, составления слов и предложений,

– развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память,

мелкую и общую моторику, речевое дыхание, зрительное восприятие

при составлении целого из частей;

– воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной

деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность,

ответственность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

– создать положительную мотивацию к занятию;

Ход занятия.

I Организационный момент:

Л: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть сегодня.

Дети, вы помните, мы читали рассказ Виталия Бианки о маленьком

включается видео фрагмент мультфильма

Муравей: Почему это Муравьишка? МУ-РА-ВЕЙ.

Л: И верно ребята правильно – муравей.

Давайте прохлопаем это слово. Сколько в нем слогов?

Включается видео. Муравьишка рассказывает обо всех героях сказки, которые ему помогли.

Л: – предлагает детям название всех героев протопать, пропрыгать, простучать по коленям слова деля их на слоги.

Д: ГУ-СЕ-НИ-ЦА, КЗ-НЕ-ЧИК, ВО-ДО-МЕР, ЖУК.

II Основная часть

  • Игра « Сложи насекомое»

Детям предлагаются разрезанные на части изображения насекомых. Логопед предлагает сложить картинки и назвать насекомых.

Л: – Правильно, вот как много насекомых помогло ему вернуться обратно в муравейник.

Ребята, Муравьишка, хотел научиться играть в пазлы, но у него ни чего не получилось, он только все перепутал, помогите ему собрать картинки, а кого вы будете собирать, вы узнаете, подойдя к столам, у каждого лежит буква, с которой начинается название насекомого.

Включается запись музыки С.Прокофьего « Утро»

Дети подходят к столам собирают картинки.

По окончании логопед проводит опрос каждого ребенка, кого он собрал

На экране включается фрагмент из мультфильма « Муравьишка хвастунишка», где сильный ветер срывает лист с березы вместе с муравьишкой.

Л: – Что случилось? Наш Муравьишка опять улетел далеко от дома, кто же ему поможет, как вы думаете?

Л:- Правильно Гусеница « Землемерка». Ей нужны помощники, их надо найти.

  • Игра «Найди Насекомое».

Посмотрите, на полу ветер разбросал листья, поднимите их и вы увидите с обратной стороны листа есть подсказка «Схема предлога» + картинка предмета. Посмотрите внимательно, где их надо искать.

Дети ищут, насекомых в группе опираясь на предложенные схемы.

(звучит музыка С. Прокофьев « Прогулка»)

Л: – Отлично ребята, вы справились. А кого вы нашли и где?

Ребенок:- Я нашел жука в коробке, и т.д.

Л:- Дети, а где живут насекомые?

Д:- На лугу или на поляне.

Л: – Посмотрите, на нашей поляне пока нет насекомых, давайте её заселим насекомыми.

Логопед обращает внимание детей на плакат «Поляна»

Посмотрите, на ваших картинках с насекомыми есть «схема предлога», которая подскажет вам, где должно находиться насекомое.

Д:- У меня бабочка, она летает над цветком.

У меня кузнечик, он сидит в траве.

У меня пчела, она сидит на листе.

У меня муравей, он сидит под листом.

У меня гусеница, она спряталась за деревом.

У меня паук, он сидит перед камнем.

Дети прикрепляют насекомых на плакат

  • Упражнение « Составь предложение»

Л:- Дети, составьте предложение, используя названия насекомых которых вы нашли.

Дети подходят к столам и составляют схемы предложений.

Логопед опрашивает каждого ребенка.

Л: – Ребята, посмотрите, на нашей полянке много насекомых, а может быть кто- то лишний?

Д: – Паук, он ПАУКООБРАЗНЫЙ.

  • Звуковой анализ слова « ПАУК»

Логопед предлагает сделать звуковой анализ слова с помощью цветных фишек.

Л:- Дети Гусеница Землемерка предлагает вам сделать звуковой анализ этого слова. Слово « ПАУК».

Дети выполняют задание.

Л:- Сколько всего звуков в этом слове?

– Сколько согласных звуков? Назовите их.

– Сколько гласных звуков? Назовите их.

– Какой звук первый?

– Какой звук последний?

– Сколько слогов в этом слове?

Отлично ребята, вы справились со всеми заданиями и Гусеница « Землемерка» помогла Муравьишке добраться до высокого забора.

Но как перебраться через забор?

Л:- Правильно, можно перепрыгнуть, кто сможет высоко перепрыгнуть через забор?

  • Упражнение «Сломанные слова»

Л: – Замечательно, но Кузнечик поможет Муравьишке, если мы с вами соберем сломанные слова.

Л:- Посмотрите на ковре лежат части разных слов надо собрать их так, что бы получились понятные слова.

ЧОК-ЖУ, РА-ВЕЙ-МУ, МАР-КО, ЧИК-КУЗ-НЕ, РА-КАН-ТА.

Логопед опрашивает каждого ребенка, какие слова у них получились.

  • Массаж

Л:- Молодцы, хорошо потрудились. Кузнечик предлагает вам отдохнуть. Он научит вас делать массаж:

Дети садятся в ряд друг за другом и делают друг другу массаж спины.

-УК-УК-УК прилетел к нам жук

(широкие поглаживающие движения ладонями по спине)

-ЦА-ЦА-ЦА гусеница приползла

(растирающие движения прямыми ладонями по спине попеременно)

-ЧИК-ЧИК-ЧИК прискакал кузнечик

( легкие постукивания кулачками по спине)

-МЕР-МЕР-МЕР вот танцует водомер

( круговые вращения тыльной стороной кулачков по спине)

– ЦА-ЦА-ЦА гусеница уползла

(растирающие движения прямыми ладонями по спине попеременно)

-УК-УК-УК улетел наш жук

(широкие поглаживающие движения ладонями по спине)

Л:- Отлично, вот и Кузнечик помог нашему Муравьишке. Куда он его подвез?

Д:- К реке, там он встретил водомера.

  • Ритмическое упражнение « Насекомые»

Л:- Водомер очень любит танцевать, хотите потанцевать вместе с ним?

Звучит музыка С. Прокофьева « Марш» из детского альбома

Дети под музыку изображают насекомых. Муравья, жука, стрекозу, бабочку, гусеницу, кузнечика.

Л: – Как хорошо мы потанцевали, водомеру очень понравилось. Он помог Муравьишке. Куда он его привез?

Д: – На другой берег реки.

Л: – У кого он попросил помощи?

Д: – У Майского Жука.

  • Автоматизация звука Ж

Л: – Жук поможет муравьишке, если мы с ним пожужжим. Что бы у нас получилось красиво, надо выполнить несколько артикуляционных упражнений.

Дети берут зеркала, и выполняют артикуляционный упражнения: «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок».

Логопед осуществляет контроль выполнения упражнений.

Л:- Теперь мы готовы пожужжать Ж-Ж-Ж-Ж

Повторите за мной.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Просто замечательно, Жук очень доволен тем, что вы умеете так красиво жужжать.

  • Игра « Есть – нет»

Он предлагает вам поиграть с ним в игру « Есть – нет».

Логопед предлагает детям взять карточки на которых изображены по 1,2,5 насекомых.)

Дети встают в круг. Повернувшись к тому кто справа ребенок показывает свою карточку и говорит что у него есть 2 муравья, но нет 5 жуков (карточка с изображением 5 жуков в руках у ребенка к которому он повернулся) и т.д. пока все дети не проговорят свои слова.

Л: – Молодцы ребята, вот и Жук не отказал Муравьишке в помощи. Куда он его привез?

Д: – Он привез его на дерево (березу)

Читайте также:  Я и моя семья - конспект интегрированного открытого занятия

Л:- Кто же поможет ему спуститься вниз?

Д:- Гусеница Листовертка.

Л:- А в кого она превращается?

Л:- Гусеница предлагает вам поиграть в игру « Разбуди бабочек»

Дети выполняют упражнение на дыхание.

( В прозрачной бутылочке находятся вырезанные из тонко бумаги маленькие разноцветные бабочки, через пробку в бутылке вставлена одноразовая коктейльная трубочка, в которую дуют дети. Под напором воздуха бабочки разлетаются в бутылочке вверх)

Логопед осуществляет контроль за правильностью выполнения упражнения на дыхание.

  • Упражнение « Укрась бабочку»

Л: – отлично, какие красивые бабочки летали у вас.

А вот наша Гусеница Лисовертка не знает, какой бабочкой она будет и поэтому просит у вас пофантазировать и придумать, какой бабочкой станет она.

Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты бабочек, и различный марблс с помощью которого дети украшают крылья бабочек.

звучит музыка С. Прокофьева «Утро»

Логопед и все дети любуются выполненными работами.

III. Итог занятия. Оценка работы детей.

Л: – Дети посмотрите, Муравьишка добрался до своего муравейника.

включается запись мультфильма

Л: Ребята, давайте вспомним, что мы делали, помогая Муравьишке добраться домой.

Дети перечисляют, чем они занимались на занятии, чему научились.

Какие задания показались трудными, а какие было просто выполнять.

Л:- Вы замечательно все выполняли, на этом наше путешествие окончено. Спасибо.

Пальчиковые игры про насекомых

Пальчиковая гимнастика на тему «Насекомые»

В настоящее время все большую популярность среди родителей завоевывают уроки пальчиковой гимнастики. И неудивительно: ведь именно гимнастика, воздействуя на определенные точки на руках ребенка, дает мощный стимул для активности головного мозга. Такая гимнастика позволяет не только улучшить моторные функции кистей рук и пальцев, но и развить речь, внимательность, память, а также творческие способности. Поэтому регулярное выполнение различных пальчиковых упражнений является прекрасной возможностью для общего интеллектуального развития малыша, выполняются и другие задачи пальчиковой гимнастики — развитие речи и аналитических способностей.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пальчиковую гимнастику на тему «Насекомые». Как и все другие упражнения, ориентированные на детей младшего возраста, пальчиковая игра должна сопровождаться короткими стишками и потешками — они помогут заинтересовать ребенка, придав смысл движениям. Не забывайте, что ребенок должен видеть наглядный пример упражнений, поэтому необходимо выполнять их вместе с ним: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки и т.д. Длительность гимнастики не должна превышать пяти минут, иначе малыш устанет и начнет капризничать.

Пальчиковая игра на тему «Насекомые» познакомит ребенка с названиями насекомых, их повадками, поможет крохе запомнить, какие звуки издают комары, пчелы, чем питается гусеница и т.д.

Бабочка, божья коровка, гусеница, жук, комарики

Бабочка
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Божья коровка
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Гусеница
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает,
(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! Ам!
(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)
Поела —
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)
Проснулась —
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все сады вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жу-Жу.
(шевелить пальцами-усами)

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Комарик
Не кусай, комарик злой!
(сжать кулачок, а указательный палец выдвинуть вперед — «хоботок»)
Я уже бегу домой.
(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз — «лапки»)

Комарики
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились, в ушко вцепились,
В щечку вцепились, в носик вцепились!
Закусали нас комарики!
Давай прогоним их: «Кыш-кыш-кыш!»
(в этой игре взрослый складывает пальцы щепоткой, изображая комариков, и жужжит «Вз-з-з-з!» Когда комарик кусает, слегка пощипывает за щечку, ушко и т.д. На словах «Кыш-кыш!» машем кистями рук. Потом научить всем движениям ребенка)

Кузнечик, муравей, муха, насекомые, оса, паучок

Кузнечик
(поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги)
Наш ку-зне-чик ма-лень-кий.
Зе-ле-нень-кий, у-да-лень-кий,
Ла-пка-ми стре-ко-чет,
Бить он в бу-бен хо-чет.

Муравей
(имитируем движения)
Муравей нашел былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно взвалил на спинку
И ее домой несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

Муха
Вот летела муха,
(правая рука машет четырьмя пальцами)
На варенье села,
(правая ладонь шлепается на левую)
Вымазала брюхо,
(ладони вращаются относительно друг друга)
Дальше полетела.
(правая рука продолжает махать, а левая остается на месте)

Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
***
Стрекоза поспать легла
У кувшинках в лепестках,
В сладком клевере — пчела,
Шмель — в кудрявых васильках.
(поочередно сгибаем пальцы)
В колокольчиках — сверчок,
Муравьишка — у сосны,
В паутине паучок
Смотрит радужные сны.
(кладем руки под щеку)

Оса
Оса села на цветок,
(вытянуть указательный палец правой руки)
Пьет она душистый сок.
(и вращать им, затем те же движения — пальцем левой руки)

Паук
(имитация движений паука)
У тебя скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
Лапы вяжут паутинку
Будто руки ткут холстинку,
Если я крадусь за малинкой.
Мои лапы — это ножки, но!
Если попадутся мухи
Лапы цапнут их, как руки.

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)

Пчелки, светлячок, с кем дружит цветок, сороконожка, стрекоза

Пчелки
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))

Пчела
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)

Пчела и жук
(во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет — в другую)
Жу-жу-жу —
Пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу —
В цветке том жук:
Зря, пчела, жужжишь вокруг!

Светлячок-червячок
Вот старый пенек
(поставить на стол кулак левой руки),
А в нем огонек
(указательным пальцем показать на «пенек»)
Ползет светлячок,
(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки)
Ведь он — червячок.

С кем дружит цветок
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)

Сороконожка
Вот бежит сороконожка
(пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони)
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка.

Стрекоза
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)
Вверх-вниз,
(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)
взад-вперед,
(меняем направление бега)
Как прозрачный самолет.
(свободно летаем по ковру)

Труженица пчела, улей, улитки

Труженица пчела
Пчелка трудится весь день
(дети руками обрисовывают перед собой круг)
И работать ей не лень.
(покачивают указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет —
(одну руку вытягивают вперед, затем — вниз, наклоняются)
За день много соберет.
(раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей
(обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей.
(резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(топают ногами)
Скоро ведь зима придет.
(ежатся)
Будет пчелкам чем питаться
(имитируют движения ложкой)
Летом надо им стараться.
(имитируют накладывание меда в соты)

Улей
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)
Спрятались пчелки — и их не видать.
(отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)
Вот солнце пригрело — и пчелки летят,
(скрестить руки на уровне запястий, а пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Улитка
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе, улитка, я пирога.
(кулачки на столе, появляются по одному пальцы, затем сжать руку в кулак)

Улитка
У улитки – крошки, подрастают рожки.
Научу ее ходить, если будут ножки.
(пальцы в кулаке, указательный и мизинец вытянуты вперед — шевелят усиками)

Червячки
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на коленях или на столе)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы))
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони))
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь — а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Вероника Чекальдина
Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке природных явлений. Разгадав то или иное явление, человек придумывал, как использовать полученные знания для обеспечения своей жизни и труда. Любознательность способствовала рождению знаний.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Словесно-развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения заданий. Для удобства использования словесно-развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов,явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры – предложения. Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал…» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Игра типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» – это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры – загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. В ходе игр – загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Словесно – развивающая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесно-развивающей игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря. Таким образом, словесно-развивающие игры являются широко распространенным методом развития речи детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Русский фольклор в логопедической работе

Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно-развивающие игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Развитие речи детей дошкольного возраста через словесно-развивающие игры велось на занятиях кружка «Развивай-ка».

обогащение словарного запаса через исполнение словесно-развивающих игр;

развитие связной речи.

Возраст детей посещающих кружок: 5-6 лет

Продолжительность программы кружка: 3 года.

Количество занятий: 1 раз в неделю

Длительность занятий: 20-25 мин.

Ожидаемые результаты: через словесно-развивающие игры повысится уровень развития речи детей.

Составлен план работы кружка «Развивай-ка».

Он был рассчитан с октября по июнь месяц. Ежемесячно проводилось четыре занятия один раз в неделю. Все занятия направлены на развитие речи именно в игре. Игры давались с усложнением. Если в начале года дети играли в простые словесно-развивающие игры («Назови детеныша», «Закончи слово» и др., то в конце года проводились литературные викторины, словесно-развивающие игры «Словесный поезд», «Наоборот», «Слово за слово» и др. Приводим игры, которые проведены с детьми на занятиях кружка.

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря, играть в слова можно когда угодно и где угодно.

Игра «Шаги». С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься расширением словарного запаса и развитием речи в общем.

Ход игры: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Оговаривают тему шагов. Например, «Игрушки». Ребенок может сделать шаг, назвав какую-нибудь игрушку. Дается минута на размышление,подается команда: «Старт!».

Подбор синонимов – антонимов.

Игра «Наоборот», «Скажи по-другому». Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка.Пример: большой – огромный (синоним, большой – маленький (антоним).

Многие игры в слова знакомы всем с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игрокам. Игра «Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкон», второй – «ночь», третий «чеснок» и т. д. Эта игра способствует обогащению активного словарного запаса ребенка.

Игра «Быстрей, еще быстрей!». Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту, или за 5 минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-,ми-,ра-,ро-, и др). Другой вариант игры – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.

Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах.Например: «Кто? Когда? Что делал (а? Что? Что делает?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.Пример:Модель: «Какой? Кто? Где? Что делал?».Предложение составленное игрой: «Добрый мальчик в детской саду играл».

Следовательно, словесно – развивающие игры способствуют уровню развития речи детей: увеличивается словарный запас, совершенствуются речевые высказывания в диалогической и монологической речи, растет их эмоциональная насыщенность.

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр.соч: М., 1982. Т. 2.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под редакцией С. Л. Новоселовой. -М. : Просвещение, 1985.

3. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. -М. : Мозаика – Синтез, 2004.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.

5. Жуковская Р. И. «Игра и её педагогическое значение»-М., 2000 г.

6. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., Просвещение, 1988 г.

7. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах / авт. – сост. Ю. А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2009.

8. Сохин Ф. А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. М. ; Воронеж, 2002.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г. Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста Гурова Яна Николаевна Роль памяти.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста По определению, данному в психологическом словаре, «память – это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения.

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

Учитель – логопед

Словарь, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребёнка. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как , , и др. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Логопедическое обследование детей с ОНР III уровня выявило следующие нарушения в развитии словаря признаков. При описании игрушки дети ограничивались перечислением составляющих её частей. Hаибольшее число ошибок было связано с прилагательными, обозначающими величину предметов, дети использовали только два понятия: большой и маленький, которыми заменяли слова длинный, короткий, высокий, низкий и др. Дети испытывали большие затруднения при подборе антонимов и синонимов. Чаще всего при подборе антонимов дети повторяли слово – стимул с частицей «не»: твердый – не твердый. При подборе синонимов дети чаще заменяли их словами – антонимами («веселый – грустный»).

Анализируя результаты логопедического обследования в разделе «Лексический запас», нами были сделаны выводы, что у детей с ОНР III уровня наблюдаются низкие показатели в словаре признаков (рис.1). В связи с этим у детей не сформирована связная речь: рассказы недостаточно полны, развёрнуты, c трудом составляют описательные рассказы о предметах и объектах, где ребёнку необходимо выделить качества (признак) предмета.

Большое внимание специалистов, логопедов-практиков к проблеме поиска эффективных методов и приёмов логопедической работы по развитию словаря признаков у дошкольников с ОНР подчеркивает актуальность темы, так как прилагательные занимают особое место в речи дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения.

Цель данной работы внедрить дидактическую игру как средство развития активного словаря прилагательных детей дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные направления коррекционной работы по развитию словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи.

2. Создание системы дидактических игр, направленных на развитие активного словаря прилагательных.

Практическая значимость данной работы заключается в систематизации конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей лексического запаса, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Применение наглядно – игровых средств и словесных упражнений актуализируют знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности. Игровая деятельность делает образовательный процесс эмоциональным, деятельностным, позволяет ребёнку получить собственный опыт. На основании вышеизложенных данных нами были составлены и систематизированы дидактические игры и упражнения по формированию и развитию словаря признаков.

На первом году обучения: дети учатся классифицировать предметы и объекты по цвету (основные цвета), по величине (большой, маленький, средний). Например: дидактическая игра «Рассели коров в коровники». Цель: формировать умение классифицировать объекты по цвету, величине. Взрослый показывает коровники, дети говорят, чем они отличаются (одни коровники большие, другие маленькие, у одних синяя крыша, у других красная). Затем взрослый говорит, что коровы паслись на лугу, и теперь не могут найти свой коровник. Дети расселяют коров, ориентируясь на цвет и величину, объясняют свой выбор: «Коровник большой и корова большая». Аналогично проводятся игры по другим лексическим темам: «Рассели коз в хлев», «Поставь машину в гараж», «Рассели поросят в свинарник», «Помоги найти конюшню», « Накорми поросят», « Напои семью чаем» и др.

Цель игры «Угадай игрушку»: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. Взрослый показывает 3 – 4 игрушки, ребенок их называет. Педагог рассказывает о каждой игрушке, акцентируя внимание на внешних признаках: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

На втором году обучения – речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.), дети в речи начинают употреблять слова – антонимы. Нами были сделаны серии игр «Разложи на группы» Цель: развивать умение классифицировать предметы, объекты по цвету, величине. В данных играх педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением предметов по лексической теме (например, тема «Посуда»), просит внимательно их рассмотреть:

-Что нарисовано на картинках? Разложите эти чайники на 2 или 3 группы – подходящие с подходящими. Дети объясняют свой выбор. Задания выполняется, пока дети не разложат картинки по двум признакам (цвет, величина). Серия игр с куклой – «Куклы: веселая и грустная» на практическом уровне знакомят детей со словами –антонимами. Цель игры: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. «Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)» Целью игры: «Куклы рисуют и гуляют» является знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу, а также с промежуточными признаками: в гости приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький). Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь закончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая. (по узкой).

На третьем году обучения происходит усложнение заданий за счет выделения гораздо большего количества свойств и качеств. Подбор антонимов и синонимов, согласование существительных с прилагательными. Формируются навыки словообразования (образование прилагательных от существительных).

Серия игр «Разложи на группы», усложняется в сравнении со средней группой, так как увеличивается число признаков. Например, в игре «Что напутал Буратино?» дети должны найти ошибки в описании предмета и исправить их. Педагог сообщает, что в гости пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про утенка, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности. Цель игры «Скажи какой»: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

· подбор синонимов к изолированному слову;

· объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

· замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».

· составление предложений со словами синонимического ряда;

· составление рассказа со словами синонимического ряда.

Практика и проведенное исследование показывают, что применение на занятиях по формированию лексической стороны речи дидактических игр и словесных упражнений, способствует более эффективному овладению дошкольниками с ОНР словаря признаков, что в свою очередь повышает уровень связного высказывания.

1. , “Методика развития речи детей”, М., 1981 г

2. Сохин речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.

3.Веселова работа с детьми логопедической группы // Логопед. 2009. № 2.

4. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Ссылка на основную публикацию