Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

Логопедическое занятие «Я и моя семья»

Коррекционно – образовательные цели:

  • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
  • Актуализация и активизация словаря по теме “Моя семья” (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
  • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
  • Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.
  • Сюжетные картинки “Семья”, семейные фотографии, мяч, магнитная доска.
  • Чтение рассказов по теме “Семья”, составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения “Папу с мамой берегу” Олег Бундур, беседа о семье.

Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.

Дети: Здравствуй, Буратино!

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?

Дети: Папа Карло!

Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.

2. Дидактическая игра «Предлоги»

Логопед: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)

Логопед: Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)

Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)

Логопед: Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)

Логопед: Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)

Логопед: Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)

Логопед: Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)

Логопед: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!

Кто – то делает вот так –

Рубит дерево вот так: Тук – тики, тук – тики, так.

Кто делает вот так – молотком стучит вот так!

Дзинь -тики, дзинь – тики, так!

Кто делает вот так – тесто шлепает вот так:

Шлеп – тики, шлеп – тики, так!

Кто делает вот так – топ – тики, топ – тики.

Лбом о столик – туки – так.

4. Мимические упражнения “Настроение”

Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

(Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)

Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.

Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

5. Подвижная игра “Домик”.

В новом домике моемДети складывают руки на головой (крыша дома)
Разных три окошка

Вот внизу сидит наш пес

А на крыше кошка

Показывают три пальца, наклоняются и гладят пса.

Встают на носочки и тянут одной рукой вверх.

Я же в домике сижу

И на улицу гляжу

Присаживаются, ладонь одной руки прижимают к щеке, вторая рука перпендикулярно правой и поддерживаю ее.
Дверь в квартиру открывается.Встают на ноги, одной рукой “открывают дверь”.
Это мама возвращается!Подпрыгивают, поднимая руки вверх.

6. Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики, обогащение словаря.

Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого, перечисляя членов семьи.

Хоть в саду я не скучаю,

Но о доме вспоминаю,

Потому что вся семья –

Сестры, братья – очень любят, ждут меня.

7. Рассматривание сюжетной картины “Семья”

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

8. Игра с мячом “Мой, моя, мои”

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Ребенок: Моя семья.

Ребенок: Мои братья.

Ребенок: Мой брат.

Ребенок: Моя сестра.

Ребенок: Мои сестры.

Ребенок: Моя бабушка.

Ребенок: /Мой дедушка

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

9. Игра ” Я и моя семья”

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Логопед: Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Логопед: Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Логопед: Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Логопед: Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

Логопед: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька

Логопед: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.

Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.

Логопед: Кем ты являешься своей тете, дяде?

Ребенок: Племянница, племянник!

Логопед: Чья это сумка?

Ребенок: Мамина сумка!

Логопед: Чьи это тапочки?

Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!

Логопед: Традиции в семье!

Ребенок: Семейные традиции!

Логопед: Отношения с братьями!

Логопед: Когда в семье хорошо, тепло!

Ребенок: Отношения хорошие, теплые!

10. Окончание занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!

Дети читают стихи о семье.

Логопед: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!

конспект логочаса по лексической теме “Семья”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логочаса по теме “семья” включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
logochas_semya_otpravit.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе

Цель занятия:
– закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука – П-

Коррекционно-развивающие задачи:

– продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;

– продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

– развивать речемыслительную деятельность;

– развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;

– развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

– учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

– закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

– упражнять в употреблении существительных Дательного, Творительного падежа с предлогом С;

– продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

– закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

– продолжать учить выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;

– отрабатывать правильное произношение звука – П –

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

– воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом, картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука – П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.

– Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают .

Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны

верхние и нижние зубы.)

Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

– упражнение «Вкусное варенье»

улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз – 10 раз

– упражнение “Чашечка”
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть кверху кончик и боковые края (придать ему форму «чашечки”) – 3 раза по 10 сек.

– Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо – 10 раз

открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

– расскажем про нашу большую семью

Этот пальчик – дедушка, поочерёдное загибание пальцев

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья. сжимание-разжимание кулачка

5. Лексико-грамматические упражнения

– Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)

А) д/и « Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька, дочурочка

Сын – сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Б) – д/и «Кто кому кто?» – развитие речевого внимания и логического мышления

-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.

Кто кому кто? Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой,

а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала.

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься. Хитрое дело.

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

– Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

– Кто девочка для мамы? Для папы?

– А мальчик для папы и мамы?

– Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

– А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

В) – д/и «Чьи вещи?» – употребление существительных Дательного падежа;

– упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

– Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

– Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

Газету – папе, папина газета

Очки – дедушке, дедушкины очки

Фартук – бабушке, бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, Танина кукла

Кубики – сыну Саше, Сашины кубики

(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)

Г) – д/и «Ещё больше» – образование качественных прилагательных сравнительной степени.

– Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый – красивее, быстрый – быстрее, седой – седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д) д/и «Кто с кем?» – упражнение в употреблении существительных Творительного падежа с предлогом С.

– Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)

– Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.

Папа с сыном, сын с папой строят дом.

Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.

Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.

Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.

7. Развитие фонетико-фонематических процессов

А) повторение характеристики звука

-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука – П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук – П – согласный, твердый, глухой)

Б) д/и «Поймай звук» – выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда

– Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук – П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!

*** А М З П Ш У Г Р П Н В Р Б П И О М Б П Ч К О М К П ……

*** да му ох пы со бэ ку но пэ гы за шу ап ри ла пу ич то оп бо ун …….

*** парус тыква море розы пушка шапка сумка туфли повар шары поле кнопка стоп машина стол паста пончик пушок кошка дети хлоп павлин …..

-Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!

В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука – П – в слогах, словах, фразах

– Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.

Па-па-па – на столе лежит крупа

Пу-пу-пу – промываем мы крупу

Пы-пы-пы – кашу варим из крупы

Пы-пы-пы – вкусна каша из крупы

Уп-уп-уп – мама варит суп

Оп-оп-оп –крошим в суп укроп

Уп-уп-уп – очень вкусный суп

Уп-уп-уп – дети едят суп

– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.

– Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)

Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: Семья

Организационный момент.
Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Только глазки мы откроем,
Только личико умоем,
Мамино лицо родное
— С добрым утром, — скажет нам.
— С добрым утром, мама, папа!
— Здравствуйте, в саду ребята,
— Солнце, небо и зверята
— Утра доброго всем вам!
Воспитатель: – Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка.
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
2 лепесток.

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)

3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)

4 лепесток

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)

5 лепесток

Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)

6 лепесток

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)

7 лепесток

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Дети вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста на доску и отгадайте ребус.(слайд)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) (слайд)
Дети а что такое семья? ( высказывание детей)
Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение которое называется:

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый!
(слайд)

Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные “семьи” не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. (слайды)
Воспитатель.: Дети ,назовите пожалуйста какие пословицы вы знаете о семье.
Пословицы:
*Коли вся семья вместе ,так и душа на месте.
*Семья в куче – не страшна и туча.
*Семья без детей – что цветок без запаха.
*Полна хата детей ,так и счастливо в ней.
*В семье разлад ,так и дому не рад.
*Не будет добра ,коли в семье вражда.
*Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Развитие лексико-грамматических категорий.
– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Поиграем в игру :
«Назови родственников» ( игра с мячом.
)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Дидактическая игра “Подбери признаки”
– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?
– Посмотрите это кто? ( слайды – фото)
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
Папа – строгий, умный, сильный:
А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка – старый, мудрый, седой:
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление рассказа по мнемотаблице (4-6 человек) слайд.
Физминутка:
Раз, два ,три ,четыре (хлопки )
Кто живёт у нас в квартире?
Раз ,два ,три ,четыре ,пять
Всех могу пересчитать
Папа ,мама ,бра ,сестрёнка
Кошка Мурка ,два котёнка
Мой щегол ,сверчок и я,
Вот и вся наша семья.

Игра: «Старше младше».(составление сложносочинённых предложений с союзом « а»
Папа старше сына,а сын младше папы.
Внук младше дедушки ,а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына,а сын младше дедушки.
Мама старше дочьки,а дочь младше мамы.
Дочь младше папы,а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы,а мама младше бабушки.
Игра:»Чья, чьё»(образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
Эта чья юбка? Эта юбка мамина .
Это чьи брюки? Папины.
Это чьё платье ?Бабушкино.
Это чья рубашка ?Дедушкина.
Беседа по фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
– В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере . А сейчас поиграем в игру :
«Какая ваша семья» (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая

– Как вы думаете, что разрушает семью?
(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
Ссоры, обиды
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные поступки
Игра: «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом.
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Итог занятия.
Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Общий танец под песню «Мои родные люди.»

МБДОУ МО г. Краснодар “Детский сад № 214”

«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в организации 236-97-03

Координаты

для обращения граждан при столкновении с коррупционными проявлениями в органах государственной власти Краснодарского края

Телефон «доверия» в администрации Краснодарского края: (861)262-05-55

Телефон прокуратуры Краснодарского края: (861)262-98-02

Телефон «доверия» Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю: (861)267-35-26

Телефон «доверия» ГУМВД России по Краснодарскому краю, входящий в Горячую линию МВД России: (861)224-58-48

Телефон«горячей линии» министерства образования и науки Краснодарского края по вопросам коррупции: (861)234-01-54

Круглосуточно работает Единый телефон экстренных служб 112 (при вызове с мобильного) и телефон 02.

Предоставленная Вами информация о фактах получения и вымогательства взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, незаконном участии должностных лиц в предпринимательской деятельности или иных проявлениях коррупции позволит оперативно отреагировать и пресечь совершаемые преступления, привлечь виновных к установленной законом ответственности.

Внимание! За заведомо ложный донос о совершении преступления в соответствии со статьей 306 УКРФ предусмотрена уголовная ответственность.

Опрос

Сценарий логопедического развлечения “Моя семья”

Сценарий логопедического развлечения «Моя семья»
для детей старшей группы с ТНР

Цель: преодоление речевого нарушения у детей с ТНР через игровые упражнения
Задачи:
– обогащение словарного запаса;
– совершенствование грамматического строя речи;
– развитие слоговой структуры слова;
– совершенствование общей и мелкой моторики;
– стимулирование речевой активности.
Действующие лица:
Ведущая
Таня
Мама
Бабушка
Домовенок Кузя
Оборудование: 3 стульчика, кукла, мяч, диван, 2 корзины, разноцветные шарики, ватрушки.

Ход мероприятия

Дети заходят в зал под музыку и становятся в круг.
Ведущий:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Сергеевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Егорушка, Сашенька. ).
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
Дети идут на стульчики. Звучит музыка.
Ролевая сценка
Роль исполняет взрослый: Ведущий
Роли исполняют дети: Таня, Мама, Бабушка
(В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла. На столе блюдо с четырьмя ватрушками)
Ведущий.
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня.
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:
Входит мама, садится на стул около Тани.
Мама.
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий.
Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул
Бабушка.
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое.
Ох, как не просто быть мамами!
Ведущая:
Ребята, давайте похлопаем нашим артистам.
А сейчас я предлагаю «спрятать слоги в ладошки». Дети прохлопывают слоговую структуру слов мама, дочь, бабушка и называют слоги по порядку.
Ведущий:
Ребята, как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Дети: семья
Ведущий:
Правильно, в семье все дела делают вместе. Давайте и мы все вместе сделаем зарядку.
«Семейная зарядка».
Дети произносят слова и делают соответствующие движения:
Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я — Зажимают по очереди пальчики, начиная с большого
Вместе дружная семья! Хлопают в ладошки
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. Шагают на месте
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо — влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой. Поднимают руки
Приседают
Делают повороты

Бегут друг за другом
Качают головой
Под музыку выходит Домовенок Кузька.
Домовенок Кузя:
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Я веселый Домовой,
Ну а звать меня – Кузьмой.
Дружно за руки беритесь,
И в кружочек становитесь!
Игра с мячом «Подбери пару».
Дети стоят в кругу. Домовенок бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.
Дочь — сын Дедушка — бабушка
Брат — сестра Папа — мама
Внук — внучка Дядя — тетя
Отец — мать Племянник — племянница
Мимические упражнения
Домовенок Кузя начинает плакать
Ведущая:
Ой, ребята, кто из вас плачет? Ах, это домовенок Кузька. Почему ты, Кузьма загрустил?
Видишь и ребята грустят (дети изображают грусть)
Домовенок Кузя:
Вот я вас послушал, а потом подумал – что я живу один, не знаю, где моя семья. Помогите мне друзья! Ааа!
Дети изображают удивление.
Ведущая:
Ребята, а давайте Домовенок Кузя остается жить в нашей дружной группе. Дети изображают радость. И поиграет с нами в разные игры и узнает как весело мы здесь живем и учимся правильно говорить.
Дидактическая игра «Предлоги»
В середине зала стоит диван, стол, стул. Ведущий загадывает загадки, дети угадывают кто это, ведущий выбирает ребенка. Ребенок выполняет действие (становиться около дивана, садиться на стул и т.д., а дети составляют предложения)
Ведущая:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый . (дед)

Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Где стоит дедушка? (Дедушка стоит за диваном).
Дедушка стоит перед диваном? (Нет, Дедушка стоит за диваном).

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой . (бабушки) – девочке повязывают платок.
Где стоит бабушка? (Бабушка стоит справа от стола).
Где стоит бабушка? (Бабушка стоит слева от стола)
Где сидит бабушка? (Бабушка сидит на стуле)

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)

Мама сидит под столом? (Нет, мама сидит за столом)
Откуда встала мама? (Мама встала из-за стола)
Где стоит мама? (Мама стоит между диваном и столом)

Ведущий:
В каждой семье все имеют свои обязанности: кто-то ходит на работу, кто-то готовит еду, убирает, стирает. И, конечно, наши ребята тоже помогают дома. Сейчас мы узнаем, как это у нас получается.
Игра «Кто быстрее соберет игрушки»
(2 корзины с разноцветными шарами)
Дети делятся на две команды и собирают в корзины разноцветные шарики. Каждая команда собирает определенные для нее шарики (например: одна команда собирает – красные, другая – синие). Когда все шарики будут собраны, дети вместе с ведущей считают шарики (1 красный шарик, 2,3,4,5)
Ведущая:
Желаю, чтобы ваши семьи жили дружно и счастливо, был мир на земле.
А наш праздник заканчивается.

Составила и провела: учитель-логопед Дячкина Елена Сергеевна

Конспект логоритмического занятия. Тема СЕМЬЯ

Занятие «Семья» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок». Составители: учитель-логопед Кузина Светлана Борисовна, музыкальный руководитель Никитушина Любовь Валерьевна. МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области.

Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы.

Ход логоритмического занятия CЕМЬЯ

1. Оргмомент.

Вход в зал под игру со словом «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…».

Педагог дает задание детям ласково назвать членов семьи: мама — мамочка, папа — папочка, сын — сыночек и так далее.

2. Знакомство с темой «Моя семья».

Педагог просит детей назвать членов семьи.

3. Игра «Делай, как я».

Дети становятся в круг. Им нужно по подражанию передать выражение лица педагога (ребенка) и назвать его (называет тот ребенок, у кого оказался сзади кубик): улыбка, хмурое лицо, ласковый жест, пригрозить пальцем и прочее.

4. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

5. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).

Артикуляционно-дыхательное упражнение «Семья криворотых».

Жила-была семья криворотых.
У папы рот был вот такой, (Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы — повторить 3 раза.)
У мамы рот был вот такой, (Натягиваем нижнюю губу на нижние зубы — повторить 3 раза.)
У дочери рот был такой, (Губы в хоботок влево — повторить 3 раза.)
У другой дочери, (Губы в хоботок вправо — повторить 3 раза.)
Но самый замечательный рот был у сына! (Хоботок к носу — повторить 3 раза.)

Вот легли они спать, но позабыли погасить свечку.
Папа говорит: «Жена, погаси свечку!»
А ей вставать неохота. Она говорит: «Дочка, погаси свечку!»
А той вставать тоже неохота, она говорит: «Сестрёнка, погаси свечку!»
А той тоже неохота. Она говорит: «Братик, погаси свечку!»
А братик говорит: «А мне неохота».

Встал папа. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала мама. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала сестрёнка. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
Встала другая. (Дует 3 раза.) Не гаснет.
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
Брат: «Фу, фу, фу, погасил».

Папа: «Погасил».
Мама: «Погасил».
Сестра: «Погасил».
Другая сестра: «Погасил».
Брат: «Погасил».

Папа: «Спокойной ночи!»
Мама: «Спокойной ночи!»
Сестра: «Спокойной ночи!»
Другая сестра: «Спокойной ночи!»
Брат: «Спокойной ночи!»

Игра-миниатюра «Дружная семья» (М.А.Косицына, И.Г. Бородина: «Коррекционная ритмика», страница 96).

Цель: развитие умения действовать по представлению, отражать черты характера.

Исходное положение: дети сидят на стульях. Педагог предлагает детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они часто наблюдают дома: мытьё посуды, стирка белья, прочее. При этом ребёнок должен показать серию последовательных движений, отражающих определённое действие, а также различные настроения и черту характера члена семьи, которого он изображает.

Ребёнку не разрешается разговаривать, а только изображать действия при помощи мимики и жестов. Остальные дети должны понять и назвать изображение.

6. Слушание произведения, музыка и слова Е.А. Гомоновой, «Что такое семья?» (Е.А. Гомонова: «Веселые песенки для малышей круглый год», страница 84).

7. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

8. Пение «Семья» (Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева: «Логоритмические распевки», страница 14).

9. Игра на развитие слухового внимания.

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дядю, дворника, сестру и других.

10. Подвижная игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).

Дети идут по кругу и поют. В середине круга стоит ведущая (Надюша), которая показывает, что просят дети:

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как бабуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так бабуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как дедуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так дедуси пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как подружки пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так подружки пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как ребята пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так ребята пляшут.

Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как козлята скачут!

В конце ведущая, изображая козленка, пытается «рожками» забодать детей. Дети убегают, «козленок» догоняет.

11. Релаксация «Фея сна».

Исходное положение: дети сидят на стульях, расставленных по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная музыка (по выбору педагога).

К детям подходит педагог с волшебной палочкой в руке — это «фея сна». «Фея» касается плеча одного из детей палочкой – тот засыпает: наклоняет голову и закрывает глаза. Затем «фея» обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. «Фея» смотрит: все спят.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый.
Мама (какая?) – молодая, любимая, ласковая.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение “У кого?” на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? – У папы.
У кого ласковые руки? – .
У кого глаза добрые? – .

6. Упражнение “Скажи наоборот” на образование антонимов.
Старший – . (младший)
Молодой – . (старый)
Большой – . (маленький)
Добрый – . (злой)
Старше – . (моложе)
и т.д.

7. Упражнение “Покажи, где. ” на понимание логико-грамматических конструкций.
Мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы и т. д.

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

1. Рекомендую проверить, знает ли ваш ребенок свой домашний, адрес, телефон, ближайшую станцию метро. Если нет, то необходимо выучить.

2. Получите ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый и т. д.
Мама ( какая?) – молодая, любимая, ласковая и т. д.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин, и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение на употребление существительного в родительном падеже. Ответь на вопросы:
У кого глаза добрые?
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки?

6. Упражнение “Скажи наоборот” (закрепляем умение образовывать антонимы).
Старший – младший.
Молодой – старый.
Большой – маленький.
Добрый – злой.
Старше – моложе.
Добрее – злее.

7. Упражнение “Скажи по-другому” (учимся подбирать синонимы). Мама – ласковая, нежная, любящая и т.д.
Бабушка – пожилая, старенькая, стареющая.
Папа – сильный, могучий, мощный.

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

См. также:

Комментарии к статьям
Развитие речи. Февраль

08.02.2007, 18:27
Фогель Альбина

Спасибо Вам большое за эту рубрику! Я студентка 4 курса дефектологического факультета. С завтрашнего дня начинается мой первый рабочий день в детском саду, в должности дефектолога,еслибы не Вы я бы не смогла подготовиться к занятию, т.к. от переживаний все мысли путались и не знала с чего начать. 08.02.2007, 23:11
Людмила

Большое спасибо за интересные занятия!Я их распечатываю и предлагаю учителям нашего дошкольного учреждения в помощь. 22.02.2008, 18:55
мария

спасибо за ваши интересные занятия. моя старшая девочка не ходит в сад и есть небольшая проблема- это ее развитие. все книги и программы, что я искала не подходили, мне нужно по неделям и это я нашла у вас. с понедельника начну, расскажу о результатах.
до свиданья. 20.07.2019, 09:50
Наталья

Очень интересные и полезные занятия.

Читайте также:  Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка
Ссылка на основную публикацию