Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

Тетрадь логопедических игр и упражнений для детей от 5 до 7 лет. Лексическая тема: “Моя семья”

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ТЕТРАДЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ.

(май, 2-я неделя)

Лексическая тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

___________________________________

(Фамилия, имя воспитанника, группа)

Слинько Мария Станиславовна

ТЕМА «МОЯ СЕМЬЯ»

(май, 2-я неделя)

Развитие общей моторики.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок гладит маму.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенок обнимает папу.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ребенка ласкает мама.

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик- дедушка,

Это вся моя семья.

Загибать последовательно пальчики, начиная с большого.

Сжимать и разжимать пальчики.

Развитие мимических мышц.

Мамочка обнимает, целует своего

Мамочка ругает малыша, за то что он шалил.

Мамочка показывает малышу сюрприз.

Мамочка дарит малышу подарок.

Развитие артикуляционной моторики.

-для челюсти: открыть рот (подержать под счет до пяти)

-для губ: почмокать губами, пошлепать губами;

-для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Сосчитай до пяти.

Один старший брат, два старших брата… пять старших братьев.

Одна младшая сестра…___________________________________________

Один маленький внук…___________________________________________

Кто лишний?

Мама, папа, доктор.

Брат, сестра, соседка.

Развитие связной речи.

Родителям рекомендуется:

Побеседовать с ребенком о семье.

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов твоей семьи.

Кто самый младший, кто самый старший в семье?

Кто старше всех (младше)?

Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково»

«Чей предмет?» Образование притяжательных прилагательных.

Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Кофта (чья?) – ______________________________________________

Пальто (чьё?) – ______________________________________________

Игрушка (чья?) -______________________________________________

Очки (чьи?) -_________________________________________________

Чашка (чья?) -________________________________________________

Стул (чей?) – _________________________________________________

Найди по фрагменту.

Подберите к каждому наряду детей подходящий «лоскуток ткани» и соедини линиями.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Что лишнее?

Дочь, дача, дочь, дочь.

Развитие связной речи.

Выучи наизусть пословицы.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Где лад – там и клад.

Развитие общей моторики. (см.1-й день)

Развитие мелкой моторики. (см 1-й день)

Развитие мимических мышц. (см 1-й день)

Развитие артикуляционной моторики. (см 1-й день)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Исправь предложения.

Сначала родились мы, а потом наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Какое слово не подходит?

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

Развитие связной речи.

Выучить стихотворение наизусть.

Мама – это небо! Мама – это свет!
Мама – это счастье! Мамы лучше нет!
Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех!
Мама улыбнётся, мама погрустит,
Мама пожалеет, мама и простит.
Мама – осень золотая, мама самая родная!
Мама – это доброта, мама выручит всегда!
Мама – нет тебя дороже, мама всё на свете может!

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

ЕЛЕНА ГОЛЯЙКИНА
Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Семья»

1. Содействие стремлению детей к преодолению нарушений речи.

2. Развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

3. Обогащать двигательный опыт ребёнка разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр; способствовать проявлению положительных эмоций.

уточнять и обобщать знания детей о семье; расширять и активизировать словарный запас по теме «Семья»;

совершенствовать навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными;

развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; развивать фонематическое восприятие;

совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; пространственные представления;

создать атмосферу дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя; обеспечить высокую двигательную активность;

закрепить умения, полученные на физкультурно –образовательной деятельности; воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

Оборудование:

воздушные шарики 30 – штук, волейбольная сетка, диск релаксационный «Было тихо», презентация «Семья».

Ход занятия:

Организационный момент. Построение в шеренгу (осанка, дистанция).

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

Папа, мама, брат и я –

Вместе дружная… (семья)

Нам печёт оладушки

Одевает их красиво.

Нам скажите прямо:

Кто же это? (мама).

Ребята, как назовём папу, маму, бабушку, дедушку одним словом? О ком мы сегодня будем говорить? Просмотр презентации «Семья». Какая у вас семья? Как вы помогаете взрослым дома?

Занимательная разминка

Инструктор по ф. к. :

• Ходьба на носках, руки вверх «Вырастем большими, как папа».

• Ходьба на пятках, руки перед собой «Мамочку люблю».

• Ходьба на внешней стороне стопы «Дедушка».

• Ходьба пятки вместе носки врозь «Сестра балерина».

• Бег с высоким подниманием бедра «Семья на зарядке».

2. КОМПЛЕКС ОРУ. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Комплекс «Дружная семья»

1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова инструктора:

Папа, мама, брат и я

Вместе – дружная семья!

Отвести руки за спину. (7 раза)

2. Все вместе наклоняемся,

И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперёд, ладони на колени, смотреть вперёд. Вернуться в и. п. (7 раз)

Пусть я маленький,

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. (7 раз)

4. Прыгаем мы дружно,

Это очень нужно!

Кто же прыгнет выше –

И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. (8 раз подпрыгиваний; непродолжительная ходьба 5 – 6 сек., повторить 3 раза).

5. Носом воздух мы вдыхаем,

Ртом мы воздух выдыхаем.

Не страшна простуда нам,

Нам не нужно к докторам!

И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. (3 – 4 раза) .

Упражнение на восстановление дыхания

• Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

• Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика

* «Мама испекла блинчики» Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

* «Мама испекла пирожки с разной начинкой» Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

* «Дразнилки» Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

* «Малыш сосет соску» Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.

* «Малыш отказывается пить горячее молоко» Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

* «Малыш, захотел кушать» Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Наши пальцы упражняем,

Речь и память развиваем.

Этот пальчик – дедушка, Поочередно загибать пальцы,

Этот пальчик – бабушка, начиная с большого

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – буду я,

Вот и вся моя семья. Сжать руки в кулак несколько раз.

4. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ. ОВД (основные виды движения)

«Кто живёт у нас в квартире?»

Перед началом игры образуют круг. Инструктор в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живёт у нас в квартире? Шагают на вместе.

Раз, два, три, четыре.

Будем мы сейчас считать – Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мама, папа, брат, сестра – Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Сосчитаю всех едва!

Самый главный – это я, Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.

ОВД «Воздушный шарик»

Инструктор делит детей на пары.

Переносят мяч, удерживая лбами. 2 раза

Переносят мяч, удерживая животами. 2раза

Переносят мяч, удерживая ногами. 2раза

5. ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

Игра «Назови ласково»

Мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестрёнка, дед – дедушка, баба – бабулечка, внук – внучек, внучка –внученька, сын – сыночек, дочь – доченька, дети – детки, семья – семейка.

Игра «Опиши какая? Какой?»

Мама какая? – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, стройная, красивая, умная, добрая.

Бабушка какая? – добрая, спокойная, умелая, …

Папа какой? – работящий, умный, ловкий, сильный, храбрый, отважный, веселый, …

Дедушка какой? – требовательный, добродушный, трудолюбивый, мудрый…

Дети какие? – озорные, шаловливые, веселые, подвижные, шумные, неугомонные, ловкие, дружные, крикливые, драчливые, спокойные …

6. ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«Семейный волейбол»

Дети делятся на две команды. Перебрасывают воздушные шарики (30 шт.) через сетку.

Примечание: У кого из команд на площадке по свистку останется меньше шариков, та команда и выиграла.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

ИТОГ. Оценка работы детей (Рефлексия)

О ком мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? Мне понравилось какие вы были дружные, веселые, озорные. Дома выучите с родителями фамилию, имя и отчество своих близких, домашний адрес и профессию. Поинтересуйтесь у родителей, какие еще родственники у вас есть.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «У мамы руки золотые» Конспект физкультурно-речевого развлечения «У мамы руки золотые» Цель: 1. Содействие стремлению детей к преодолению нарушений речи. 2.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Цель: 1. Содействие стремлению детей.

Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Золотая осень, в гости тебя просим!» Конспект физкультурно-речевого развлечения в старшей логопедической группе «Золотая осень, в гости тебя просим!» Цель: 1. Содействие.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «На кухне» Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений речи, развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Наша армия сильна» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Наша армия сильна» Цель: 1. Содействие стремлению детей к преодолению.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в Африку» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в Африку» Цель: 1. Содействие стремлению детей к.

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Веселые путешественники» Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей логопедической группе «Весёлые путешественники» Цель: 1. Содействие стремлению детей.

Конспект открытого познавательно-речевого занятия «Приготовим винегрет» в старшей группе Старшая группа Шаломина И. А. – воспитатель МДОБУ «Великосельский детский сад №14» Цель: Познакомить детей со способом приготовления винегрета.

Конспект занятия в логопедической группе «Семья» Тема: «Семья». Цель: формировать у детей правильное представление о семье Задачи: Коррекционно-обучающие: – закрепить умение описывать внешность.

Сценарий физкультурно-речевого развлечения «Тренировка спортсменов» для детей логопедической группы Цель: Обогащать и активизировать словарь детей на спортивную тему ; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, быстроту и координацию.

Логопедическая работа по развитию речи у младших школьников. Логопедическое занятие по теме: “Моя семья”

Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.

В своей практической работе приходится пользоваться большим количеством пособий по коррекции нарушенной речи, и в частности лексики и грамматики. Такие авторы как Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская помогают практикующим логопедам в организации логопедической работы.

Читайте также:  Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

В книге С.Ф. Иваненко “Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения” представлен системный материал по обучению этого контингента детей. Однако, такого практического материала на данном этапе недостаточно. Мало и специального современного дидактического материала.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детским церебральным параличом (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является коррекция их речи.

Для логопедов спецшколы основной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика страдающего тем или иным нарушением речи.

Недоразвитие речи у каждой из перечисленных выше категорий учащихся 1-х классов качественно и количественно может быть различно: это касается и фонематического стоя речи, и ограниченности словарного запаса и нарушений грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.

Однако, решение этих указанных задач возможно при правильно обоснованной системе воспитания, перевоспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи, с учетом свойственных нашим детям особенностей их психического развития. К нам в школу, поступают дети, плохо к ней подготовленные по своему речевому развитию. Очень важно с первых дней пребывания детей в школе выявить все особенности речевого поведения каждого ребенка. Качество речевого общения детей с ДЦП, ТНР, особенно страдающими различными дизартрическими расстройствами и нарушениями слуховых функций, отличается от общепринятых норм общения и от форм естественного общения у здоровых сверстников. Чрезмерно опекаемые родителями, педагогически запущенные, дети одинаково неприспособленны к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Запас знаний и представлений об окружающем митре у них мал и не дифференцирован, а слово, как сигнал действительности, имеет очень ограниченное значение. Развитие же устной речи, всех ее сторон, как известно, является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Нарушение звукопроизношения и слухового восприятия у учащихся препятствует усвоению звукового анализа, а затем письма и чтения.

Недостаточность словаря и непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач.

Для детей с церебральными параличами, с тяжелыми нарушениями речи характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Установлено, что имя существительное, глагол или предлог составляет более 90% всего лексического запаса этих учащихся. Характерным для этих детей является многократное повторение одних и тех же слов, недостаточная степень владения глаголами, незнание точного их значения.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с ДЦП и ТНР состоят в том, что дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

В связи с этим в спецшколе-интернате VI вида необходимость логопедических занятий с детьми страдающими ДЦП, ЗПР, ТНР очевидна.

Логопеды спецшколы стремятся сделать основной задачей обучения и воспитания своих учеников – интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучения.

Для того чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, логопеду необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

В связи с этим, в своей работе логопеды школы систематически проводят совершенствовании форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязывающим направлениям:

– формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

– развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

– формирование и расширение лексической стороны речи;

– практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

– формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

Логопедические занятия по развитию речи в Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате способствуют развитию всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливает необходимый фундамент для прохождения программного материала, способствуют социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.

Логопедические занятия активизируют и формируют навыки речевого общения, развивают у детей возможность грамматически правильно строить предложения, употребляя эти предложения в общении с педагогами, детьми и родителями, значительно расширяют и выводят на более высокую ступень пассивный и активный словарь, за счет уточнения и расширения понятий и представлений об окружающем мире, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

На логопедических занятиях учащиеся овладевают элементарной разговорно-бытовой речью, усваивают грамматические категории: словоизменение существительных в пределах всех падежей, единственного и множественного числа, а также изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам, усвоению прилагательных, наречий, числительных. Появлению в пассивном и активном словаре не только простых предлогов, но и сложных.

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.)

Занятия строятся с учетом того, что на начальном этапе у наших учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий .

Особенности в преподнесении лексического материала требуют тщательного оснащения занятия наглядными средствами, которые очень помогают учащимся. На своих занятиях логопеды используют такие лексические и грамматические упражнения, которые нацелены на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, задания для предупреждения и преодоления типичных ошибок детей, развитие грамматического строя речи.

Лексико-грамматические упражнения способствующие развитию речи

I. Тема: “Транспорт”

    Измени количество:

автобус – автобусы,
троллейбус – …,
машина – …,
грузовик – …,
велосипед – …,
трамвай -….

автобус – быстрый,
троллейбус – полный,
грузовик – мчащийся,
машина – красивая,
трамвай – веселый.

  • Составь фразу из слов:
    Слова рассыпались:
  • а) На, путешествовать, водном, хорошо, пассажирском, транспорте.
    б) Каждый, развозит, день, автобус, людей, работу, на.
    в) Не, загрязняет, велосипед, один из, атмосферу, видов, транспорта, наземного, который.

    4. Выбери правильное предложение:

    Машина остановилась, потому что загорелся красный светофор.
    Красный светофор загорелся, потому что остановились машины.

    II. Тема: “Зима. Зимний пейзаж”.

      Закончи:

    Зимой холодно, а летом ….
    Зимой пасмурно, а летом….
    Зимой снег землю покрывает, а весной он .…

    трескучий…,
    искристый…,
    белая…,
    зеленая….

    Мороз не велик, а стоять не велит.
    Береги нос в трескучий мороз.

  • Восстанови порядок слов и произнеси фразу:
  • Реки, около, сугробы, намело.

    Логопедическое занятие по теме “Моя семья”

    Цели:

  • Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
  • Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
  • Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
  • Коррекция внимания с использованием упражнения “лабиринт”;
  • Развитие логического мышления.
  • Примерный словарь:

  • Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.
  • Оборудование:

  • Предметные картинки по теме “Моя семья”,
  • схемы,
  • лабиринт.
  • Сегодня я хочу познакомить вас с мальчиком. Его зовут Федотка. Сам он маленький, волосы светлые, а глаза голубые. Однажды Федотка пошел в гости к бабушке и заблудился. Помогите Федотке найти дорогу. (Лабиринт)

    – Послушайте стихотворение и повторите за мной.

    Очень бабушку свою
    Маму мамину люблю.
    У нее морщинок много
    И на лбу седая прядь,
    Так и хочется потрогать,
    А потом поцеловать.

    Введение в тему:

    А теперь послушайте внимательно.

    Бедный Федотка-сиротка,
    Плачет несчастный Федотка:
    Нет у него никого,
    Кто пожалел бы его.
    Только мама да папа, да тетушка…
    Только дядя да дедушка с бабушкой.

    – Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

    – Сирота – это кто?

    – Есть ли у него папа, мама?

    – Кто еще есть у Федотки?

    Актуализация опорных знаний и представлений:

    I. Работа по сюжетной картинке. Инструкция.

    Посмотрите внимательно на картинку и скажите:

    – Кого вы видите на картинке?

    – Как назвать их одним словом?

    – Сколько человек в этой семье?

    – Расскажите, кто что делает?

    – Кто самый младший в семье?

    – Кто самый старший?

    – Как его зовут? Дайте полное имя.

    – Придумайте имена для папы и мамы.

    – Подумайте, кем они могут работать?

    – Кто может сказать, какая это семья?

    (Дружная, большая, крепкая)

    II. Игра-обучение “Расскажи о близком человеке”.

    Вы можете рассказать о своих близких?

    Сначала учитель объясняет ученикам, как надо говорить о близком человеке, с чего начинать:

    1) возраст; 2) внешность; 3) характер.

    После этого подбирает прилагательное к существительному мама.

    Моя мама ________, ________, ________.

    Мой папа ________, ________, ________.

    Охарактеризовать своих близких.

    Игра с мячом “Назови ласково”.

    Мама – мамочка.
    Папа – папочка.
    Брат – братишка.
    Сестра – сестренка.

    III. Покажите:

    Где мамина дочка?
    Дочкина мама?
    Бабушкин внук?
    Бабушка внука?

    IV. Помогите Федотке отгадать загадку:

    Сима – сестренка Маруси,
    Маруся – сестренка Аси,
    Ася – сестренка Люси,
    Люся – сестренка Васи.
    Ну, а теперь догадайся,
    Нет ли хитрости в этом.
    Сколько сестренок у Васи?
    Не торопись с ответом.

    Посмотрите внимательно на картинку и ответьте:

    – Кто изображен на картинке?

    – Как назвать их одним словом?

    – Сколько человек в этой семье?

    – Кто самый младший, кто старший?

    – Дайте полное имя?

    – Скажите, какая это семья?

    Работали очень хорошо. Спасибо большое. Оценки. Поощрения.

    конспект логочаса по лексической теме “Семья”
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Конспект логочаса по теме “семья” включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    logochas_semya_otpravit.docx34.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

    «Центр развития ребенка – детский сад»

    Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе

    Цель занятия:
    – закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука – П-

    Коррекционно-развивающие задачи:

    – продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;

    – продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

    – развивать речемыслительную деятельность;

    – развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;

    – развивать фонематический слух

    Коррекционно-образовательные задачи:

    – учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

    – закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

    – упражнять в употреблении существительных Дательного, Творительного падежа с предлогом С;

    – продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

    – закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

    – продолжать учить выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;

    – отрабатывать правильное произношение звука – П –
    Коррекционно-воспитательные задачи:

    – воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

    – воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

    Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом, картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука – П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.

    – Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

    2.Развитие артикуляционной моторики

    -Вот дедушка и бабушка нас встречают .

    Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

    С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

    Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны

    верхние и нижние зубы.)

    Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

    -Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

    – упражнение «Вкусное варенье»

    улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз – 10 раз

    – упражнение “Чашечка”
    улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть кверху кончик и боковые края (придать ему форму «чашечки”) – 3 раза по 10 сек.

    – Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

    губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо – 10 раз

    открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

    3. Дыхательная гимнастика

    -Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.

    Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

    Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

    4. Пальчиковая гимнастика:

    – расскажем про нашу большую семью

    Этот пальчик – дедушка, поочерёдное загибание пальцев

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – Я,

    Вот и вся моя семья. сжимание-разжимание кулачка

    5. Лексико-грамматические упражнения

    – Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)

    А) д/и « Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

    Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

    Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька

    Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

    Папа- папочка, папулечка, папуля

    Дочь- дочка, доченька, дочурочка

    Сын – сынок, сынуля, сынулечка

    Внук- внучок, внучек

    Б) – д/и «Кто кому кто?» – развитие речевого внимания и логического мышления

    -Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.

    Кто кому кто? Я. Аким

    — Бабушка, бабушка, я чья дочка?

    — Ты Федина дочь, моего сыночка.

    — Мой папа большой,

    а совсем не сыночек!

    — Сыночек. Брат четырех моих дочек.

    Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

    — Да разве у дочки мы были? У тети!

    — Тетю твою я в люльке качала.

    — Бабушка, стой, объясни сначала:

    Кто мне Наташа и два ее братца?

    — Ладно, попробуем разобраться.

    Их мама, племянницы мужа сестра,

    Маленькой ох и была шустра!

    А ты им доводишься. Хитрое дело.

    — Бабушка, что-то у нас пригорело!

    — Тьфу ты, пока я соображала,

    Все молоко из кастрюли сбежало!

    -Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

    -Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

    – Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

    – Кто девочка для мамы? Для папы?

    – А мальчик для папы и мамы?

    – Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

    – А мама и папа для дедушки и бабушки?

    -Кто для дедушки папа?

    -Кто для бабушки мама?

    Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.

    Осенью, весной, летом и зимой

    Мы во двор выходим

    Встанем в круг, и по порядку

    Каждый делает зарядку.

    Мама руки поднимает.

    Папа бодро приседает.

    Делает мой братик Саня.

    А я сама бегу трусцой

    И качаю головой.

    В) – д/и «Чьи вещи?» – употребление существительных Дательного падежа;

    – упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

    (на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

    – Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

    – Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

    Газету – папе, папина газета

    Очки – дедушке, дедушкины очки

    Фартук – бабушке, бабушкин фартук

    Куклу – дочке Тане, Танина кукла

    Кубики – сыну Саше, Сашины кубики

    (так же проводится работа с др. картинками по числу детей)

    Г) – д/и «Ещё больше» – образование качественных прилагательных сравнительной степени.

    – Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

    Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

    Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

    Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

    Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

    Таня умная, а мама ещё …

    Мама строгая, а папа ещё …

    (красивый – красивее, быстрый – быстрее, седой – седее, кудрявый – кудрявее, …)

    Д) д/и «Кто с кем?» – упражнение в употреблении существительных Творительного падежа с предлогом С.

    – Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)

    – Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

    Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.

    Папа с сыном, сын с папой строят дом.

    Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.

    Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.

    Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.

    7. Развитие фонетико-фонематических процессов

    А) повторение характеристики звука

    -Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука – П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук – П – согласный, твердый, глухой)

    Б) д/и «Поймай звук» – выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда

    – Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук – П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!

    *** А М З П Ш У Г Р П Н В Р Б П И О М Б П Ч К О М К П ……

    *** да му ох пы со бэ ку но пэ гы за шу ап ри ла пу ич то оп бо ун …….

    *** парус тыква море розы пушка шапка сумка туфли повар шары поле кнопка стоп машина стол паста пончик пушок кошка дети хлоп павлин …..

    -Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!

    В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука – П – в слогах, словах, фразах

    – Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.

    Па-па-па – на столе лежит крупа

    Пу-пу-пу – промываем мы крупу

    Пы-пы-пы – кашу варим из крупы

    Пы-пы-пы – вкусна каша из крупы

    Уп-уп-уп – мама варит суп

    Оп-оп-оп –крошим в суп укроп

    Уп-уп-уп – очень вкусный суп

    Уп-уп-уп – дети едят суп

    – Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.

    – Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

    У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)

    Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.

    Логопедическое занятие «Я и моя семья»

    Коррекционно – образовательные цели:

    • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
    • Актуализация и активизация словаря по теме “Моя семья” (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
    • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
    • Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
    • Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

    Коррекционно – развивающие цели:

    • Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
    • Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.
    • Сюжетные картинки “Семья”, семейные фотографии, мяч, магнитная доска.
    • Чтение рассказов по теме “Семья”, составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения “Папу с мамой берегу” Олег Бундур, беседа о семье.

    Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.

    Дети: Здравствуй, Буратино!

    Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?

    Дети: Папа Карло!

    Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.

    2. Дидактическая игра «Предлоги»

    Логопед: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)

    Логопед: Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)

    Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)

    Логопед: Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)

    Логопед: Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)

    Логопед: Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)

    Логопед: Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)

    Логопед: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!

    Кто – то делает вот так –

    Рубит дерево вот так: Тук – тики, тук – тики, так.

    Кто делает вот так – молотком стучит вот так!

    Дзинь -тики, дзинь – тики, так!

    Кто делает вот так – тесто шлепает вот так:

    Шлеп – тики, шлеп – тики, так!

    Кто делает вот так – топ – тики, топ – тики.

    Лбом о столик – туки – так.

    4. Мимические упражнения “Настроение”

    Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает?

    Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

    (Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)

    Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.

    Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

    5. Подвижная игра “Домик”.

    Вот внизу сидит наш пес

    А на крыше кошка

    Встают на носочки и тянут одной рукой вверх.

    И на улицу гляжу

    6. Пальчиковая гимнастика

    Развитие мелкой моторики, обогащение словаря.

    Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого, перечисляя членов семьи.

    Хоть в саду я не скучаю,

    Но о доме вспоминаю,

    Потому что вся семья –

    Сестры, братья – очень любят, ждут меня.

    7. Рассматривание сюжетной картины “Семья”

    Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

    Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

    Логопед: Что делает бабушка?

    Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

    Логопед: Что делает дедушка?

    Ребенок: Дедушка читает газету.

    Логопед: Чем занимается мама и папа?

    Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

    Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

    Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

    Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

    8. Игра с мячом “Мой, моя, мои”

    Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

    Ребенок: Моя семья.

    Ребенок: Мои братья.

    Ребенок: Мой брат.

    Ребенок: Моя сестра.

    Ребенок: Мои сестры.

    Ребенок: Моя бабушка.

    Ребенок: /Мой дедушка

    Ребенок: Мои родственники.

    Логопед: Мама, папа.

    Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

    9. Игра ” Я и моя семья”

    Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

    Логопед: Как ты называешь маму папы?

    Ребенок: Бабушка, бабуля!

    Логопед: Как ты называешь папу мамы?

    Ребенок: Дедушка, дедуля!

    Логопед: Как называешь сестру папы?

    Ребенок: Тетя, тетушка!

    Логопед: Как ты называешь брата мамы?

    Ребенок: Дядя, дядюшка!

    Логопед: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

    Ребенок: Внуком, внучком.

    Ребенок: Внучка, внученька

    Логопед: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.

    Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.

    Логопед: Кем ты являешься своей тете, дяде?

    Ребенок: Племянница, племянник!

    Логопед: Чья это сумка?

    Ребенок: Мамина сумка!

    Логопед: Чьи это тапочки?

    Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!

    Логопед: Традиции в семье!

    Ребенок: Семейные традиции!

    Логопед: Отношения с братьями!

    Логопед: Когда в семье хорошо, тепло!

    Ребенок: Отношения хорошие, теплые!

    10. Окончание занятия

    Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

    Дети: Мы говорили сегодня о семье!

    Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!

    Дети читают стихи о семье.

    Логопед: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников

    Серия конспектов логопедических занятий по лексической теме “СЕМЬЯ”.

    Кириллова Ю., учитель-логопед.

    Цель: – расширение и активизация словаря.
    Задачи: – формировать понятие семья;
    – употреблять предлоги в речи в, из;
    – учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    – учить подбирать слова – антонимы;
    – развитие ориентировки на листе бумаги;
    – употреблять существительные в творительном падеже;
    – развивать мелкую моторику.

    Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки “Что куда”.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Назвать ласково своего соседа.
    Пальчиковая гимнастика.
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я.
    Это вся моя семья.

    2. Введение в тему.
    Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
    С кем ты живешь?
    Сколько человек в твоей семье?
    Кто старше всех? Кто младше всех?
    Кто дети? Кто взрослые?

    3. Игра “Кто кем приходится?”
    Кто девочка для мамы? (дочка)
    Кто мальчик для мамы? (сын)
    Кто мальчик для девочки? (брат)
    Кто мама для папы? (жена)
    Кто девочка для дедушки? (внучка)
    Кто мальчик для бабушки? (внук)
    Кто мама для бабушки? (дочь)
    Кто папа для мамы? (муж)
    Кто папа для бабушки? (сын)

    4. Игра “Кто старше (младше)?”
    Кто старше девочка или мама?
    Кто младше мальчик или мама?
    Кто старше девочка или дедушка?
    Кто младше мальчик или бабушка?
    Кто старше мама или бабушка?

    5. Игра “Наоборот” (по картинкам).
    Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
    Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
    Веселый – (грустный). Старший – (младший).
    Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
    Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

    6. Физкультминутка.
    Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
    На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
    Игра “Рука, ухо, нос”.

    7. Игра “Что куда”. (по картинам )
    – Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)
    – Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
    – Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

    – Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в
    чашку)
    – Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)
    – Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из
    чашки)

    – Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)
    – Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
    – Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

    – Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)
    – Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)
    – Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

    – Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)
    – Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
    – Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

    8. Игра “Кто чем действует”.(по картинкам )
    Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
    Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
    Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
    Девочка рисует карандашом.

    9. Выкладывание из геометрических фигур картинки “семья ”.

    10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    Что понравилось ?

    Цель: – развитие связной речи.
    Задачи: – закрепить умение подбирать слова – антонимы;
    – закрепить понятия старше – младше;
    – учить употреблять в речи притяжательные прилагательные;
    – обучение пересказу;
    – развивать мелкую моторику, зрительную память.
    Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика .
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я.
    Это вся моя семья.

    2 . Игра “Кто старше ( младше)?”(составление предложений с союзом а) Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше. Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
    Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
    Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
    Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

    3 .Игра “Запомни и скажи” (по картине)
    Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
    Сколько человек на картине? (5)
    Где сидят дети? (на полу, у стола)
    Чем играют дети? (кубиками)
    Что висит на стене? (картина)
    Что делает бабушка? ()
    Что у мамы в руках? ()
    У папы усы или борода? ()

    4. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
    Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
    Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
    У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
    У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
    Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
    Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
    Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
    Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
    Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
    Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

    5. Физкультминутка.
    Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
    На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
    Игра “Рука, ухо, нос”.
    Игра “Наоборот”(с мячом)
    Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
    Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
    Веселый – (грустный). Старший – (младший).
    Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
    Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

    6 . Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
    Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
    Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
    Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
    А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
    – Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
    Стали маленькую Машу называть большой.
    1 – чтение

    Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

    Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
    дошкольник.рф – журнал воспитателя.

    Сервисы

    • Реклама у нас
    • Новости портала
    • Форум
    • Авторы детских сказок, стихов
    • Дошкольник рекомендует
    • Стартовая
    • Пользовательское соглашение
    • Авторские права
    • Файлы cookie
    • Пожертвования
    • Сезонные скидки

    Размещаем статьи

    Фейсбук

    Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.
    Праздник “День Семьи”
    Автор: Каткова Анжела Николаевна
    24.07.2017 16:00

    Заключительное мероприятие по теме «Семья» для детей старшей логопедической группы.

    Учитель – логопед МБДОУ №436 г. Челябинска Каткова Анжела Николаевна.

    Цель: Формировать у детей позитивное представление о семье. Расширять представления о семье, родословной, семейных традициях.

    Задачи: совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. Развивать речь путем расширения и активизации словаря по теме «Семья». Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

    Предварительная работа:

    – беседа о членах семьи, просмотр фотографий, выставка рисунков «Моя семья», сюжетно – ролевая игра «Семья», совместно с родителями изготовление «генеалогического древа семьи».

    План мероприятия:

    (в группе представлена выставка детских работ «Моя семья», фотографии и фотоколлажи семей, творческие поделки.)

    Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами снова встретились, чтобы поговорить о семье. Что такое семья? Как вы понимаете это слово?

    Дети: (ответы детей, следим за поставленными звуками в речи, обращаем внимание на то, чтобы ответ был полным).

    Л.: Я с вами полностью согласна, вы верно рассуждаете. И я бы хотела вам представить еще одно определение семьи. В словаре Д.Н. Ушакова семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей и ближних родственников, живущих вместе. (слайд2)

    Л.: Обратите внимание, как много интересных фотографий и фотоколлажей у нас в группе. Кто изображен на этих снимках?

    Д.: (ответы детей, стараемся выслушать каждого, помогаем правильно строить предложения)

    Л.: Каждая семья сильна своими традициями? Как вы думаете, что это такое? Традиции?

    Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. (слайд3)

    А какие традиции есть в вашей семье?

    Л: Зачем нужна семья? Как вы думаете? Чему учит она нас?

    1 ребенок:

    В семейном кругу мы с вами растем
    Основа основ – родительский дом.
    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаем,
    Основа основ – родительский дом.

    2 ребенок:

    Мне послана судьбой моя семья.
    Она дает мне теплоту, участье.
    В ней сын и дочка, мама, брат и я,
    И внучка милая – мой лучик счастья.

    3 ребенок:

    Без них мне просто невозможно жить!
    Они со мной – дом радостью сверкает.
    Я буду жизнь всегда за то любить,
    что мне награда – их любовь большая! (слайды4, 5)

    Л.: Как вы понимаете фразу: «Семья наш лучший друг на большой планете». Почему семью сравнивают с другом? Какие чувства вы испытываете к каждому члену вашей семьи? (слайд6)

    Л.: Назовите всех кто входит в понятие «Семья». Кто что делает в семье, кто, чем занимается? (слайд7)

    Л.: Мы с вами учили пословицы и поговорки о семье, вспомните их, объясните как вы понимаете их смысл. (слайд8)

    Л.: Знаете ли вы, что есть закон, который бережет семью, описывает, как должна жить семья. Этот закон называется «Семейный кодекс». (слайд9)

    Итог:

    Л.: О чем мы с вами беседовали, что нового вы узнали, что вам понравилось?

    (по ходу мероприятия следим за речью детей, закрепляем поставленные звуки)

    В конце мероприятия дети могут в самостоятельной деятельности представить свои работы «генеалогическое древо» сверстникам или взрослым.

    Ссылка на основную публикацию