Логопедическая зарядка по теме (Моя квартира)

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Артикуляционные упражнения по теме «Дом».

1. Развитие мелкой моторики

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Жить без дружбы им нельзя.

Пальчики-мальчики, вы — строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался — покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

2. Мимические упражнения.

Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.

Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»

3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?

4. Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц

Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а за­тем оттягивать ее назад.

Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал.

«Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта.

Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.

Чередование позиций: «оскал» — «трубочка» — «воронка».

6. Упражнение для языка.

Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Распластать язык на дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью.

Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

Шагаем по этажам.

Произносить слова первый, второй, тр­тий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».

8. Речевая гимнастика

Прочитать чистоговорку «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» от лица Мишки, Зайчика, Лисы и других зверушек.

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей.

Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.

Угадайте, что я делаю.

Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.

Образные перевоплощения и оживление предметов.

Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.

Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.

Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Дом. Квартира. Мебель»

Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Дом. Квартира. Мебель»

Цель: Актуализация словаря по теме “Дом. Квартира. Мебель”

– Закрепление представлений детей о видах домов их своеобразии и расположенной в них мебели;

– Учить различать и называть разную мебель;

– Активизировать в речи детей обобщающее понятие «Мебель»;

– Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Развивающ ие:

– Развивать зрительное внимание и восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.

– Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

– Развивать мышления, воображения, память.

Воспитательн ые:

– Воспитывать внимательность к занятиям;

– Воспитывать усидчивость на занятиях.

Оборудование: Изображение Незнайки, фломастеры, изображение одноэтажного дома, изображение многоэтажного дома, предметные картинки «мебель».

I. Организационный моме нт.

– С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

– Сначала садятся девочки, потом мальчики.

– Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к сказочному персонажу.

(Поместить на доску картинку с изображением Незнайки).

– Вы его узнали? Правильно, это Незнайка. Но прежде чем к нему пойти отгадайте загадку:

«В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый… (дом)»

– Правильно! Дом! Вот такой дом у Незнайки!

(Разместить на доске изображение домика)

II. Основная час ть:

1. Образование относительных прилагательн ых:

– Ребята, посмотрите внимательно на домик Незнайки и скажите, из каких частей он состоит? (Из стен, крыши, окон, двери, трубы)

– Дома строят из разных материалов и если у Незнайки дом из кирпича – тогда он какой? (кирпичный, из камня (каменный, из дерева (деревянный).

– А крыша, сделанная из железа (какая) – … (железная).

Крыша, сделанная из шифера (какая) – … (шиферная).

Крыша, сделанная из соломы (какая) – … (соломенная).

– Дверь из металла (какая) – … (металлическая).

Дверь из дерева (какая) – … (деревянная).

2. Активизация опорных знаний. Словообразован ие:

– Ребята, сколько этажей в домике Незнайки? (один) Значит дом у Незнайки одноэтажный. А если бы у него было два этажа? А если много этажей?

(Разместить картинку многоэтажного дома)

– В многоэтажном доме живет одна семья или много семей? В нем одна квартира или много.

– А какие в квартире и в доме бывают комнаты? (Коридор, кухня, столовая, ванная, прихожая, спальня, детская, гостиная, кладовка)

3. Отгадывание загад ок:

– В домике у Незнайки много разных предметов, но чтоб их все назвать вам нужно загадки отгадать!

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки (Стол)

На рассвете и закате

Сладко спится на (кровати)

На него ты сможешь сесть

Коль к столу позвали есть (Стул)

Здесь и вешалки, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит (Платяной шкаф)

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне, и в прихожей,

В спальне я бываю редко,

А зовусь я … (Табуретка)

Утром — как кресло,

Ночью — как кровать.

И гостей принимать. (Диван)

Он дивана младший брат.

Отдохнуть в нем каждый рад

– Кто мне скажет, как назвать одним словом кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель)

4. Пальчиковая гимнасти ка:

– Будем мебель мы считать,

(Сжимание пальцев в кулак и разжимание)

Будем пальцы загибать:

Лавка, стол, буфет, кровать.

(Загибают пальцы на каждое название)

Пятый пальчик мы загнём

И “сундук” мы назовём.

5. Гимнастика для гл аз:

– Ребята, наши ручки отдохнули, глазки пусть тоже отдохнут:

У Незнайки мы в квартире.

Открывай глаза пошире:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

В жмурки дети поиграем

Веки сильно мы сжимаем.

Держим, держим, напрягаем

И спокойно расслабляем.

6. Дидактическая игра «Что для чего нужн о?»

– А как используют различную мебель? Для чего она нужна?

Что делают за письменным столом?

Что делают за обеденным столом?

Для чего нужен диван?

Для чего нужен стул?

Для чего нужен платяной шкаф?

Для чего нужен книжный шкаф?

Для чего нужна кровать?

7. Дидактическая игра «Чего не стало ?»:

– Посмотрите внимательно на изображения мебели. Запомните их.

(Снять все картинки, перемешать, повесить без одной)

– А теперь назовите, чего не стало?

III. Итог занят ия.

– Вот и подошло наше занятие к концу. Пора прощаться с Незнайкой.

– О чем мы говорили на занятии?

– К кому в гости ходили?

– А где живет Незнайка?

– В каком домике живет Незнайка в одноэтажном или в многоэтажном?

– Какие предметы находятся у Незнайки в домике?

– Как они называются, одним словом?

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [п]-[п’], [т]-[т’]» ЗВУКИ «П», «Пь», «Т», «Ть». БУКВЫ «П», «Т». ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков «п», «пь», «т», «ть» в слогах, словах, фразах;.

Читайте также:  Приемы формирования фонематического восприятия

Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры» Конспект фронтального логопедического занятия Тема: «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ». По мотивам сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского. (подготовительная.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Воздушные шары» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. «Воздушные шары» Цели: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы» ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ» Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательная: – учить детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [С] по подражанию. Лексическая тема «Дом. Мебель» ТЕМА: ПОСТАНОВКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДОМ. МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ: картинки мебели, картинки артикуляционных упражнений, игра.

Конспект открытого логопедического фронтального занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в школу» Цель: подготовка к обучению грамоте дошкольников с ОНР. Задачи: коррекционные: – актуализация словарного запаса по теме «школьные принадлежности».

НОД по развитию речи в старшей группе «Квартира. Мебель» Программное содержание: Продолжать учить детей группировать предметы по назначению, классифицировать их. Закрепить обобщающее понятие «мебель».

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР «Зимнее путешествие» КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИМИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ» (III УРОВЕНЬ). ТЕМА:.

Конспект 1 — мой дом. Моя квартира

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЖИВЫЕ ПОТОКИ

Конспект
фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств речи для детей с общим недоразвитием речи 4-5 лет

Тема:
«Мой дом. Моя квартира».

Работу выполнила
Учитель – логопед
Шишова Серафима Евгеньевна

Москва 2011 год

Тема занятия: «Мой дом. Моя квартира».

Цель: расширение и уточнение словарного запаса по теме «Мой дом. Моя квартира».

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать словарный запас по теме занятия;
Сформировать навык образования прилагательных по заданной теме;
Расширить навык составления предложений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать педагога;
Воспитывать умение работать в мини-группе;
Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление;
Развивать пространственное воображение.

Оборудование: макеты разных домов, предметные картинки, игрушечная мебель, перегородки, наклейки для подведения итогов занятия

Речевой материал: дом, кирпичный, деревянный, панельный, одноэтаж-ный, двухэтажный, трёхэтажный, многоэтажный; квартира, однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, четырёхкомнатная, пятикомнатная, спальня, гостиная, кухня, ванна, туалет, прихожая; «Дома строятся для людей. Дом, построенный из кирпича – кирпичный дом. Дом построенный из бревен – деревянный дом», «Дом с одним этажом – одноэтажный. Дом с двумя – этажами – двухэтажный» и т.п.

Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми, предлагает им сесть за столики и рассказать, что они увидели, когда шли в Центр, используя конструкцию «Я увидел »

Введение темы “Мой дом, моя квартира”. Логопед просит детей рассказать, в каком доме они живут (высоком, маленьком, красивом, многоэтажном и т. д.), при этом логопед показывает детям макеты разных домов

Игра «Какие бывают дома». Логопед показывает детям макеты разных домов и просит сказать, «из чего они состоят и какие они»:
Дом из кирпичей – кирпичный,
Дом из брёвен – бревенчатый,
Дом из панелей – панельный,
Дом из блоков – блочный.
Игра «Из чего состоит дом». Логопед напоминает детям, из чего состоит дом, в котором они живут, а дети ему помогают (с опорой на картинки).
-окон
-рам
-подъездов
-дверей
– лестниц

Игра «Комнаты в квартире».
Логопед говорит детям, что все комнаты в их квартире разные, предлагает посмотреть на картинки и назвать, какие комнаты они тут видят:
-спальня
-гостиная
-кухня
-ванна
-туалет
-прихожая

Далее дети сами рассказывают, что в какой комнате можно делать.

Игра «Что есть в квартире»
Дети смотрят на картинки и называют, что есть в их квартире:
-двери
-пол
-паркет
-линолеум
-плинтус
-потолок
-стены
-балкон
-лоджия
-окна/рамы
-стекла
-форточка
-фрамуга
-подоконник
-батареи
-водопровод
-мусоропровод

Далее логопед предлагает детям сказать, без каких частей дом не может существовать, а чего в доме может и не быть. Например, бывают дома без трубы, без балкона, но не бывает домов без стен, без окон.

7. Игра «Мебель». На столе у логопеда игрушечная мебель и перегородки. Логопед приглашает к своему столу двух детей и предлагает им «обставить гостиную и кухню», затем еще двое детей «обставляют спальню и прихожую».
В спальне – кровать, тумбочка, книжные полки, шкаф и т.д.
В гостиной – диван, кресло, шкаф, журнальный стол, тумбочка и т. д.
В прихожей – шкаф, вешалка, тумбочка, галошница и т. д.
На кухне – стол, стул, полки, разделочный стол и т. д.

Утром гномы в лес пошли.
По дороге гриб нашли.

А за ним-то – раз, два, три –
Показались ещё три!
И пока грибы срывали,
Гномы в школу опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили

Энергичный шаг на месте.
Наклон вперёд. Выпрямиться, руки на поясе.
Наклоны туловища из стороны в сторону.
Руки в стороны, затем вниз.
Наклоны вперёд, руки к полу.
Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.
Бег на месте.
Присесть.

9. Игровое задание. «Назови, какой дом и квартира».
Логопед приводит пример (если у дома один этаж, то дом – одноэтажный), затем логопед у каждого ребенка спрашивает. А если

-у дома 2 этажа, то дом – двухэтажный
– у дома 5 этажей, то дом – пятиэтажный
– у дома много этажей, то дом – многоэтажный
– дом построен из кирпичей, то дом – кирпичный
– дом построен из брёвен, то дом – деревянный
– дом построен из панелей, то дом – панельный
– в квартире 1 комната, то квартира – однокомнатная
– в квартире 2 комната, то квартира – двухкомнатная
– в квартире 3 комната, то квартира – трехкомнатная

А какая квартира бывает еще?
-удобная
-светлая
-новая
-теплая
-чистая
-грязная

А какой дом бывает еще?

10. Игра «Четвертый лишний».
Логопед называет 3 слова, объединенных общим понятием и одно любое слово, а дети должны угадать что лишнее.

Диван, часы, кресло, стул.
Спальня, гостиная, дверь, кухня.
Кухонный стол, табуретки, буфет, чашка.
Окно, стекло, лифт, форточка.
Пол, потолок, стены, подъезд.

11. Подведение итогов. Логопед просит детей назвать составные части квартиры и из чего состоит дом. Предлагает сказать, чем они занимались на занятии. Логопед хвалит детей, предлагает им выбрать наклейку на память и прощается с ними.
Заголовок 215

  • konspekt_1_-_moy_dom._moya_kvartira
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 8

Логопедическая зарядка. Примеры упражнений

Любому взрослому, да и ребенку, известна польза от утренней гимнастики. Упражнения помогают проснуться, размять мышцы, повысить их тонус и настроиться на предстоящие дела. Мышцы, которым не дают нагрузки, становятся вялыми, слабыми и не могут уже работать в полную силу.

Вышесказанное верно не только для мышц тела, но и для мышц артикуляционного или речевого аппарата — это подтвердит любой логопед в детском саду. Губы и язык управляются многими мышцами, которые и обеспечивают нормальное произношение звуков. Несовершенная работа любой из них может привести к неправильному звукопроизношению. Подвижность речевого аппарата совершенствуется (развивается) постепенно. Ребенку 3 лет могут быть не доступны некоторые тонкие и точные движения, но со временем мышцы начинают работать все лучше и лучше, и позволяют органам артикуляции произносить самые сложные звуки.

Для того чтобы уточнить, развить и совершенствовать основные движения органов речи, рекомендуется проводить специальную речевую гимнастику. Она также называется «логопедическая зарядка». Начинать ее проводить детский логопед может уже с самыми маленькими детками.

Логопедическая зарядка проводится при следующих правилах:

  • Идеально проводить гимнастику каждый день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Логопедическая зарядка обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки зубов – в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения.
  • Пока вы разучиваете с ребенком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий. Лучше обратить внимание на качество выполняемого – в каждом положении нужно на несколько секунд задержаться (чтобы мышцы запомнили), нужно следить, чтобы упражнение выполнялось полностью (например, при облизывании губ чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская).
  • Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным.
  • Проводить гимнастику нужно в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме.

Работа над упражнениями идет в определенной последовательности:

  1. рассказ о предстоящем упражнении, рассматривание картинок;
  2. показ упражнения;
  3. выполнение упражнения взрослым и ребенком;
  4. проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

Детский логопед или сами родители могут увидеть, что в начале работы некоторые мышцы будут слишком напряженными, как будто каменными, другие — слишком слабыми. У некоторых детей эти две особенности могут присутствовать одновременно. Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений. В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение.

Читайте также:  Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

Упражнений для развития мышц речевого аппарата довольно много, в разных изданиях их названия могут слегка отличаться. Иногда родителям предлагается рассказывать ребенку небольшое стихотворение к каждому упражнению, это позволяет сделать зарядку более веселой и запоминающейся. Как правило, артикуляционная гимнастика включат в себя упражнения на развитие всех групп мышц речевого аппарата.

Подобные регулярные занятия в детском саду или выполнения таких упражнений дома очень часто позволяет в дальнейшем не обращаться к детскому логопеду для коррекции звукопроизношения, так как зарядка готовит артикуляционный аппарат к нормальному произношению звуков.

Все упражнения можно разделить на:

  • статические – губы или язык принимают определенное положение и «застывают» на несколько секунд;
  • динамические – губы или язык выполняют какие-либо движения (вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз и прочее)

Логопедическая зарядка для губ:

  • УЛЫБОЧКА

Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.

  • УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.

Логопедическая зарядка для языка:

  • ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.

  • ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения, и Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью. Занимайтесь с удовольствием. Удачи!

Автор — Евгения Зайченко, логопед.

Логопедическая гимнастика для языка: занятия для детей и взрослых

Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.

Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Логопедические занятия для развития речи ребенка

Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.

Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.

Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.

Занятия для развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.

Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.

Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика

Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.

Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.

Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.

Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.

Читайте также:  Домашние задания по лексической теме Откуда хлеб пришел? для детей старшей логопедической группы

Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.

Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»

Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь

Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.

Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи

Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.

Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.

Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения

Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.

Упражнения для силы голоса:

для высоты голоса:

для тембра голоса:

Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.

Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.

Логопедические упражнения на звук

Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:

Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.

Логопедические упражнения для взрослых

Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.

Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:

Дыхательные упражнения тоже не детские:

  • В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
  • На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
  • Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.

Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.

Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Логопедическая зарядка по теме (Моя квартира)

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Лексическая тема:

Дом. Приглашение на новоселье.

Грамматическая тема:

Словообразование. Согласование существительного с прилагательным.

Цель: Обогащение словаря по теме «Наш дом».

Коррекционно-образовательные цели:

  • Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Наш дом»;
  • Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными материалами; употребление родственных слов).
  • Закрепление практических навыков согласования имени существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи, слухового внимания; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  • Развивать логическое мышление и долговременную память;
  • Развивать умение находить пути решения проблемной ситуации.
  • Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.
    Развивать моторику и координацию движений.
    Развивать пространственно-временные представления учащихся.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование внимания к языковым явлениям речевой производительности, коммуникативных навыков;
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
  • Воспитывать аккуратность, навыки культурного поведения в доме;
  • Формировать мотивацию успеха.
    Формировать умение слушать ответы товарищей и выполнять учебные действия по инструкции логопеда.

Материалы к занятию: Рабочие листы, картинки по лексической теме, презентация, карточки слов.

Индивидуальная работа. Предварительная работа: Фронтальная беседа с детьми об их доме, работа с пословицами «о доме», рисунок своего дома.

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

1.1. Психологический настрой «Цепочка дружбы».

– Ребята по очереди называют свой адрес и занимают свои места.

2. Основная часть занятия

– Ребята, послушайте три слова и их первых звуков составьте название темы нашего занятия.

Дерево Очки Машина ДОМ (слайд 3)

– Правильно, мы сегодня продолжаем говорить о доме.

1. задание « Пантомима»

– Что можно делать в доме? (Покажи всему классу!)

Примеры слов: спать, кушать, смотреть телевизор, читать, убираться, веселиться и т.п.

(Закрепляется навык употребление правильной формы глагола)

Например: Мадина спит дома. Я сплю.

– А ещё можно встречать гостей. Наш знакомый «Домовёнок Кузя» оставил для вас ПРИГЛАШЕНИЕ. (слайд 6)

Приглашаю вас к себе домой на новоселье.

С уважением Домовёнок Кузя

Толкование слова «новоселье».

Новосе́лье — праздник, в честь обновления (ремонта) или покупки нового жилого помещения (квартира, дача, дом). В России одна из самых распространённых «вечеринок». Обычно новоселье – это застолье с домашним угощением и подарками для хозяев нового дома.

– Ребята, а как вы думаете, мы можем отправиться в гости? Нет.

– Чего мы не знаем? (Адреса- улицу, номер дома, номер квартиры)

– Что бы узнать, надо выполнить задание.

2. задание «Дом» (рисование двумя руками)

На доске дети по очереди рисуют элементы дома. Называют части дома, согласуя существительное с числительным.

Например: одна крыша, два окна, четыре стены и т.д.

Дети получают табличку с названием улицы «Школьная»

3. задание «Родственники в доме». (слайд 5)

Подбери родственные слова к слову «дом».

– Где живет человек? (В доме)

– Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

– О большом доме? (домище)

– Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

– Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка, домофон, домовитый – это семья слов, слова-родственники.

(Карточки со словами на доске) Приложение 1

Дети получают табличку с номером дома №30

4. задание Дидактическая игра с мячом «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из металла – изо льда –

из глины — из стекла –

Дети получают табличку с номером квартиры 5

– Ну вот теперь можно идти в гости.

5. задание (ориентация в пространстве) (слайд 9-10)

– Перед вами план города, много улиц и много домов. Возьмите карандаш и проложите путь к дому «Домовёнка Кузи» по схеме. (Приложение 2)

– В каком доме живёт «Домовёнок Кузя»? (многоэтажном)

6. задание «Подарок» (согласование существительного с глаголом).

– Есть такая традиция, на новоселье дарить хозяину в дом, что-то полезное.

– Что вы подарите?

(Силуэты из белой бумаги. Дети узнаю, подбирают прилагательное и составляют предложение: «Я подарю ……стеклянную вазу» и т.д.)

Примеры словосочетаний: Мягкое кресло, письменный стол, книжную полку, пушистый ковёр, настольную лампу, красивую картину….

3. Рефлексия

– «Домовёнок Кузя» благодарит вас за работу и замечательные подарки.

– Он передал вам сладкий привет! (Угощение от Кузи)

-Что нового вы узнали сегодня? Что было интересно, сложно?

– У каждого из вас лежит слово. Составьте из них вместе пословицу.

«В гостях хорошо, а дома лучше». (слайд 11)

Ссылка на основную публикацию