Логопедическая зарядка по теме Игрушки

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели “Игрушки”
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели “Игрушки”

Скачать:

ВложениеРазмер
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели “Игрушки”31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

  1. Упражнения для щёк и губ
  • Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (2-3 р.), «Хоботок»-«Рупор» (2-3 р.)
  • «Щелкунчик щёлкает орешки» – улыбнуться и постучать передними зубками;
  1. Упражнения для языка
  • Чередование упражнений «Лопаточка» – «Чашечка», «Лопаточка – иголочка» (2-3 р.)
  • «Качели» – язык располагается за нижними зубами – верхними зубами (3 смены положения языка), к верхним – нижним губам (3 смены положения языка), дотянуться к носу и подбородку.
  • «Вкусное варенье» – слизать варенье с верхней губы, продолжая движение языком дальше в рот по верхнему нёбу (2-3 р.)
  1. Работа над силой голоса.

«Гудит поезд». Произнесение слога «ту» на одном выдохе: «Ту-ту-ту».

«Сигналит машина». Произнесение слога на одном выдохе повышая и понижая голос:

«Упрямый ослик» – Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

  1. Координация речи с движением, развитие общей моторики «Мячик»

См. Н.В. Нищева, стр. 111.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме “Осень” предназначен для детей подготовительной к школе группы.

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели “Рыбы”.

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме “Профессии”.

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели “Животные жарких стран”.

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме “Посуда. Кухня”.

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме “Откуда хлеб пришёл?”.

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме “Посуда&quot.

Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО – КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.
  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.
  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка

Логопедическая зарядка. Примеры упражнений

Любому взрослому, да и ребенку, известна польза от утренней гимнастики. Упражнения помогают проснуться, размять мышцы, повысить их тонус и настроиться на предстоящие дела. Мышцы, которым не дают нагрузки, становятся вялыми, слабыми и не могут уже работать в полную силу.

Вышесказанное верно не только для мышц тела, но и для мышц артикуляционного или речевого аппарата — это подтвердит любой логопед в детском саду. Губы и язык управляются многими мышцами, которые и обеспечивают нормальное произношение звуков. Несовершенная работа любой из них может привести к неправильному звукопроизношению. Подвижность речевого аппарата совершенствуется (развивается) постепенно. Ребенку 3 лет могут быть не доступны некоторые тонкие и точные движения, но со временем мышцы начинают работать все лучше и лучше, и позволяют органам артикуляции произносить самые сложные звуки.

Для того чтобы уточнить, развить и совершенствовать основные движения органов речи, рекомендуется проводить специальную речевую гимнастику. Она также называется «логопедическая зарядка». Начинать ее проводить детский логопед может уже с самыми маленькими детками.

Логопедическая зарядка проводится при следующих правилах:

  • Идеально проводить гимнастику каждый день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  • Логопедическая зарядка обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки зубов – в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения.
  • Пока вы разучиваете с ребенком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий. Лучше обратить внимание на качество выполняемого – в каждом положении нужно на несколько секунд задержаться (чтобы мышцы запомнили), нужно следить, чтобы упражнение выполнялось полностью (например, при облизывании губ чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская).
  • Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным.
  • Проводить гимнастику нужно в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме.

Работа над упражнениями идет в определенной последовательности:

  1. рассказ о предстоящем упражнении, рассматривание картинок;
  2. показ упражнения;
  3. выполнение упражнения взрослым и ребенком;
  4. проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

Детский логопед или сами родители могут увидеть, что в начале работы некоторые мышцы будут слишком напряженными, как будто каменными, другие — слишком слабыми. У некоторых детей эти две особенности могут присутствовать одновременно. Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений. В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение.

Упражнений для развития мышц речевого аппарата довольно много, в разных изданиях их названия могут слегка отличаться. Иногда родителям предлагается рассказывать ребенку небольшое стихотворение к каждому упражнению, это позволяет сделать зарядку более веселой и запоминающейся. Как правило, артикуляционная гимнастика включат в себя упражнения на развитие всех групп мышц речевого аппарата.

Подобные регулярные занятия в детском саду или выполнения таких упражнений дома очень часто позволяет в дальнейшем не обращаться к детскому логопеду для коррекции звукопроизношения, так как зарядка готовит артикуляционный аппарат к нормальному произношению звуков.

Все упражнения можно разделить на:

  • статические – губы или язык принимают определенное положение и «застывают» на несколько секунд;
  • динамические – губы или язык выполняют какие-либо движения (вперед-назад, из стороны в сторону, вверх-вниз и прочее)

Логопедическая зарядка для губ:

  • УЛЫБОЧКА

Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.

  • ТРУБОЧКА

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.

  • УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.

  • ЗАБОРЧИК

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.

Логопедическая зарядка для языка:

  • ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.

  • ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий,
Будто бы иголка.

  • ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  • ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

  • КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

  • ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

Кушали варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.

  • ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтоб не спряталась там еда.

  • КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

  • ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
В щечку сильно упирает.

  • СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

  • ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок мы поднимаем,
Компотик в чашку наливаем.

  • МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, поднимаем язык за верхние резцы (он превращается в кисточку) и начинаем «красить» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается). Затем делаем такие же движения от мягкого неба к резцам. Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.

  • ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения, и Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью. Занимайтесь с удовольствием. Удачи!

Автор — Евгения Зайченко, логопед.

Занятие по коррекции речи в старшей логопедической группе по теме “Городок игрушек”

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях.
  • Формировать навыки звукового анализа.
  • Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь.
  • Закрепить обобщающее понятие «игрушки».
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить составлять предложения по сюжетным картинкам и картинно-графическим схемам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Работать над развитием дыхания.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать внимание, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль детей за речью.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, СD-проигрыватель, игрушки (юла, грузовая машина, самолет, заяц, волк, мяч, кукла, легковая машина, кораблик, матрешки, пирамида), веревка, таз с водой, буквы, звуковые схемы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Уч-логопед: Ребята, мы сегодня отправляемся с вами в необыкновенное путешествие. Девиз нашего путешествия: «Давайте же всегда дружить и дружбой дорожить!»

Массаж пальцев «Дружба».

Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики:
Один, два, три, четыре, пять. Массирование каждого пальца на правой
Пять, четыре, три, два, один. и левой руках.

2. Артикуляционная гимнастика

Мы на карусели сели, Упр. «Чашечка»
Завертелись карусели.
Пересели на качели, Упр. «Качели»
Вверх летели, вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем Упр. «Иголочка»
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, Упр. Дуть на «Лопату»
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем, Упр. «Часики»
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка, Упр. «Горка»
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке, Упр. «Лошадка»
Как веселые лошадки.
(И.Лопухина)

3. Сообщение темы занятия

Уч-логопед: Привезла нас лодочка к городку Игрушек.

Возле двух лесных дорог,
Прямо на опушке,
Есть волшебный городок,
Где живут игрушки.
Дружно, весело живут,
И танцуют, и поют.
(В.Шумилин)

Уч-логопед: Нам с вами необходимо преодолеть еще одно препятствие, пройти по лесной тропинке.

Динамическое упражнение:

По извилистой дорожке Дети гуськом идут по длинной веревке.
Веселей шагают ножки.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.

4. Д/и «Отгадай-ка»

Уч-логопед: Ребята, мы с вами оказались в очень интересной стране, стране игрушек. Вы рады? (Да)

Вот веселый грузовик –
К лету, холоду привык.
Он игрушки нам привез,
Как волшебный Дед Мороз.

– А какие игрушки привез нам грузовичок, вы должны отгадать. А тот, кто из вас отгадает загадку, игрушку-отгадку возьмет из грузовичка.

    Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу.
    Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Что я?
    (Юла)

  • Друг на друга мы похожи, спрятаться в одной все можем. Кто мы?
    (Матрешки)
    • Я глазки закрываю, я глазки открываю,
      я «мама» говорю, играть с вами люблю.
      (Кукла)
    • Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
      А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.
      (Мяч)
    • Большое колечко. Колечко поменьше.
      Вверху еще меньше. А сверху колпачок. Что это?
      (Пирамида)
    • Вот стальная птица,
      В небеса стремится,
      А ведёт её пилот.
      Что за птица?
      (Самолет)
    • Что такое перед нами?
      Чудо с длинными ушами
      По дорожке прыг да скок,
      Словно мяконький клубок.
      Кто же это? Отгадай-ка!
      Ну, конечно, это – .
      (Зайка)
    • По волнам дворец плывет,
      На себе людей везет.
      (Кораблик)
    • Кто зимой холодной
      Ходит злой, голодный?
      (Волк)
    5. Д/и «Нахождение места звука в слове»

    Уч-логопед:

    А сейчас задание непростое:
    Первый звук в слове необходимо сказать
    И нужную карточку взять и показать.

    Если в слове первый звук согласный твердый:

    Если в слове первый звук согласный мягкий:

    Уч-логопед: Назови первый звук в слове и найди соответствующую букву» (Ребенок должен отнести картинку той букве, с какого звука начинается слово.)

    Матрешка – буква М.
    Самолетик – буква С и т.д.

    Уч-логопед: Отхлопайте, сколько слогов в слове (у каждого ребенка своя картинка).

    Уч-логопед: А теперь, ребята, превратимся все в куколок.

    6. Физкультминутка: «Кукла»

    Я хожу, хожу, хожу,
    (Ходьба с высоким подниманием колен.)
    Вдруг я куклу разбужу!
    (Полуприседание, удержание позы.)
    Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
    (Потягивание на носочках.)
    Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
    И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
    (Руки на поясе, ходьба на носочках,
    проговаривание шепотом.)

    7. Д/и «Из какого материала?»

    Уч-логопед:

    Мы игрушки классные,
    Мы игрушки разные…
    А ты нам скажи, у тебя игрушка какая?
    Машинка из металла (какая?) – металлическая.
    Матрешки из дерева (какие?) – деревянные.
    Кукла из тряпок (какая?) – тряпичная.
    Мяч из резины (какой?) – резиновый.
    Пирамида из пластмассы (какая?) – пластмассовая.
    Самолет из железа (какой?) – железный.
    Волк из плюша (какой?) – плюшевый.
    Кораблик из бумаги (какой?) – бумажный.
    Заяц из меха (какой?) – меховой.

    8. Д/и «Посчитай»

    Уч-логопед: Игрушек в этом городе так много, что мне одной их никак не сосчитать. Помогите мне…

    Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей.

    Одна кукла, две куклы, три, куклы, четыре куклы, пять кукол. И т.д.

    Уч-логопед: А теперь, используя таблицу, расскажи, какая у тебя игрушка.

    – Это большая, разноцветная, круглая, металлическая юла.

    – Это маленькая, разноцветная, овальная, деревянная матрешка.

    – Это большая, разноцветная, с круглой головой и овальным туловищем, тряпичная кукла.

    – Это маленькая, разноцветная, треугольная, пластмассовая пирамида.

    – Это маленький, серый, овальный, железный самолет.

    – Это маленький, белый, прямоугольный, бумажный кораблик.

    – Это большой, серый, с круглой головой и овальным туловищем, плюшевый зайка.

    – Это большая, рыжая, с круглой головой и овальным туловищем, меховая лисичка.

    Уч-логопед: Ребята, пришло время размяться.

    9. Физкультминутка

    Логопед:

    – Девочки и мальчики, Подскоки на двух ногах,
    Прыгайте, как мячики. руки на поясе.
    Мы – милашки, Наклоны в стороны.
    Куклы-неваляжки.
    Раз-два, раз-два – Покружиться на месте.
    Покружитесь, как юла.

    10. Д/и «Посмотри, подумай и скажи»

    (Составление предложений по сюжетным картинкам.)

    Уч-логопед:

    – Посмотри, подумай и скажи,
    Что делают с игрушками малыши.
    – Что делает Дима? (Дима нагружает машину.)
    – Что делает Лена? (Лена кормит куклу.)
    – Что делает девочка? (Девочка собирает пирамиду.)
    – Что делает Алина? (Алина ловит мяч.)
    – Что делает Аня? (Аня заводит юлу.)
    – Что делает Паша? (Паша запускает самолет.)
    – Что делает Миша? (Миша складывает кораблик.)
    – Что делает Полина? (Полина спит с мишкой.)

    11. Динамическая пауза

    Уч-логопед:

    Все мы весело играли
    И немножечко устали.
    Посмотрели на часы –
    В группу нам пора идти.
    По извилистой дорожке
    Веселей шагают ножки.
    Все! Пришли мы в Детский сад,
    Поздравляю всех ребят!

    Использованная литература

    1. С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет». С-Пб.: «Каро», 2007.
    2. Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». М.: «Скрипторий 2003», 2013.
    3. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие». М.: «ТЦ Сфера», 2003.

    Лексическая тема «Игрушки»

    Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: игрушки, пирамидка, волчок (юла), матрешка, кубики, кукла, машина (кабина, кузов, колеса), мяч, поезд, кораблик; прилагательных: красный, желтый, зеленый (цвет), большой, маленький (величина), круглый, квадратный (форма),пластмассовый, плюшевая (материал) и т.п.; глаголов: прыгать, катать, играть, надувать, строить, убирать, бросать, делиться.

    Игры и упражнения

    Игра «Один – много»

    кукла –

    Игра «Скажи ласково»

    Упражнение «Чего (кого) не стало?» – предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

    «Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

    Проблемные вопросы: – Почему взрослые не играют в игрушки?

    Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

    машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка – это не игрушка)

    кубики – апельсин – мячик – машинка

    машина – кубики – матрешка – пирамидка

    Упражнение “Положи игрушки” на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

    Игра «Скажи наоборот»

    Игра «Что сломали у игрушки?»

    У машинки отвалилось . (колесо)

    «Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

    Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.

    Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.

    Психоречевая гимнастика «Один — одна»:

    Пирамида – кубик и т.п.

    Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

    Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?

    Матрёшка из дерева — . Какая матрёшка?

    Посудка сделана из стекла. Какая посудка?

    Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?

    Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

    Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок

    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

    Им поглажу я ладошку,

    А потом сожму немножко.

    Каждым пальцем мяч прижму

    И другой рукой начну.

    А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)

    Мяч летает между рук.

    Пальчиковая гимнастика

    Танюша

    У нашей Танюшки Щенок — лопоушка,

    Живые игрушки: И мышка смешная

    Котёнок — миленок, По кличке Норушка.

    Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начи­ная с большого.

    Игрушки

    У Антошки есть игрушки: Это мяч. Он из резины.

    Вот веселая лягушка. Разноцветная матрешка

    Вот железная машина. И с хвостом пушистым кошка.

    Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

    Пальчиковая гимнастика

    Работа над темпом и ритмом речи

    На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и

    Куклы Танины сидят: стучат кулачками.

    Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальчики.

    И веселый Чипполино,

    И котенок, и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

    Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши

    Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.

    Мои игрушки

    Хороши у нас игрушки: на правой руке с подушкой большого пальца соединяем подушечки остальных пальцев на каждое слово -“клювик”

    Куклы, мишки и хлопушки, то же на левой руке
    С ними весело играть, две руки одновременно – “клювик” на каждое слово
    Но не надо забывать:

    Игрушки – не люди, одна рука “ребро”, другая -“ладонь”
    Но все понимают меняем положение на каждое слово
    И очень не любят,
    Когда их ломают.
    Пусть игрушки дружат с нами,
    Обижать мы их не станем,
    Поиграем и потом
    Все на место уберем.
    (З. Петрова)

    Координация речи и движения

    Кукла спит

    Я хожу, хожу, хожу, Ходьба на месте с высоким

    Вдруг я куклу разбужу! подниманием колен.

    Кукле надо отдыхать, Полуприседание, удержание позы.

    Кукле хочется поспать

    Я на цыпочках хожу, Потягивание на носочках, глубокий вдох.

    Куклу я не разбужу. Руки на поясе, ходьба на носочках,

    И ни разу, и ни разу

    Я словечка не скажу. Проговаривание шепотом.

    Буратино

    Буратино потянулся, движения соответствуют тексту

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    Руки в стороны развел, —

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик тот достать,

    Надо на носочки встать.

    “Лошадка

    Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

    Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошадки по спинке,

    Гребешком приглажу хвостик потом по хвостику.

    И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена,

    руки держат воображаемые поводья.

    Мячик мой.

    Координация речи с движением.

    Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

    Всюду, всюду он со мной. По 2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.

    Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе.

    Хорошо мячом играть. Вновь по 2 взмаха – “удара”.

    Мячик

    Координация речи и движения, развитие общей моторики

    Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

    Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках,

    Девочки, и мальчики руки на поясе.

    Прыгаем, как мячики.

    Логоритмическая гимнастика

    Робот

    Стоит робот на дороге,

    У него не гнутся ноги,

    Может он махать руками,

    Может он моргать глазами,

    Может головой кивать,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст¬вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

    57 упражнений для запуска речи у малышей

    15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


    В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

    Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

    В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

    Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

    Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

    Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

    • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
    • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
    • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
    • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
    • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
    • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
    • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

    Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

    1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
    2. Развиваем артикуляционные мышцы:
      • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
      • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
      • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
      • «Лакаем молоко» как кошка.
    1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

    Как машина гудит? Би-би-би!
    Как коровка мычит? Му-му-му!
    Как барабанчик стучит? Та-та-та!
    Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
    Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
    Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

    Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

    Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

    1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

    Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
    Ля-ля-ля! (Металлофон)
    Динь-динь! (Колокольчик)
    Как-кап-кап ! (Треугольник)
    Бум-бум-бум! (Бубен)

    2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

    3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

    4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

    5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

    6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

    • Топ-топ;
    • Хлоп-хлоп;
    • Прыг-прыг;
    • Бип-бип (Нажимаем на носик)
    • Туда-сюда (Повороты корпуса)
    • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

    Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

    1. Прятки игрушек под платочком
    2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
    3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
    4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
    5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

    Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

    Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

    В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

    Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

    К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

    Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

    Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

    Игры на развитие слухового восприятия

    Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

    Игры на развитие слухового восприятия:

    • Угадай, что звучит.
    • Жмурки
    • В какой руке звучало
    • Быстро-медленно
    • Громко-тихо
    • Справа-слева (после 2 лет)
    • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

    Вкусные игры

    • Облизываем губки – варенье, мед
    • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
    • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
    • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
    • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
    • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
    • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
    • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

    Тренировка «осознанного моторного планирования»

    Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

    У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

    Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

    Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

    • Регулярность занятий
    • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
    • Выполнение по инструкции заданий.

    Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

    • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
    • Использование двух рук сразу.
    • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
    • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
    • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
    • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
    • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

    Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

    А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

    Об авторе: Анна Новик

    Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

    В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

    Reader Interactions

    Обсуждение

    Отличная статья.Спасибо Анне.

    Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

    Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

    Спасибо !! Статья очень полезная!

    Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

    Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

    Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

    Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
    РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
    ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

    РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
    Итак.чем же нужно заниматься?
    *Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
    *Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
    *Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
    *Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
    *Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
    *Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
    -протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
    -протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
    -выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
    *Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
    *Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
    *Работа с мозаикой,с пазлами.
    *Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
    *Играть на воображаемом пианино.
    *Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
    *Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
    *Застегивать пуговички,крючки,замочки.
    *Различные пальчиковые игры.
    *Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
    *Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
    *Чистка зеркал металла,обуви.
    *Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
    *Складывание салфеток.
    *Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
    *Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
    *Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
    *Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
    *Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
    другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
    *На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
    *Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
    *Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
    *Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
    *Запускать пальцами мелкие волчки.
    *Разминать пальцами пластилин ,глину.
    * Рисование в воздухе.
    * мять руками поролоновые шарики, губку.
    *»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
    *В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
    *Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
    *Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
    Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
    *Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
    .Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
    *Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
    *Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
    *Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
    *Ловить мяч после удара по полу.
    *Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
    *Перекатывать мяч из одной руки в другую.
    *Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
    *Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
    *Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
    *Вставать,приседать под счет.
    Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

    спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

    Конспекты логопедических занятий.

    • от 0 до 3 лет
    • от 3 до 7 лет
    • Готовимся к школе
    • Логопед для школьников

    Серия конспектов логопедических занятий по теме “ИГРУШКИ”.

    Кириллова Ю., учитель-логопед.

    Цель: – расширение и активизация словаря.
    Задачи: – образовывать множественное число существительных;
    – учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    – учить подбирать прилагательные к существительным;
    – учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
    – развивать координацию речи с движением;
    – развивать мелкую моторику;
    – развивать слуховое внимание;
    – выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.

    Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
    Ход занятия:

    1 . Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
    На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
    Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
    Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
    И веселый Чиполлино,
    И котенок, и слоненок.
    Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
    Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
    Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).

    2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
    Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
    Назовите свою любимую игрушку.
    Всем хочется чтобы игрушек было много?
    Давайте поиграем.

    3. Игра “Один- много”
    Мяч – мячи слон – слоны
    Машина – машины кукла – куклы
    Уточка – уточки мишка – мишки
    Зайчик – зайчики кубик – кубики
    Матрешка – матрешки совок – совки
    Барабан – барабаны ведро – ведра

    4. Игра “Большой – маленький”
    Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
    Мяч – мячик – мячики слон – слоник – слоники
    Машина – машинка – машинки кукла – куколка – куколки
    Утка – уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
    Заяц – зайчик – зайчики ведро- ведерко – ведерки
    Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек – совочки

    5. Игра “Что из чего”.
    У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
    Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).

    Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
    Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
    Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
    Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
    Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
    Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
    Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

    6. Физкультминутка “Мячик”.
    Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
    . бы удары по мячу)
    Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
    Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
    Прыгают, как мячики.

    7. Игра “Сделай, что скажу, и скажи, что сделал”.
    – Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
    – Что ты сделала?
    – Тимур, что ты сделал?
    – Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
    – Что ты сделала?
    – Женя, что ты сделал?
    – Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
    – Что ты сделал?
    – Гриша, что ты сделал?
    – Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
    – Что ты сделал?
    – Лера, что ты сделала?
    – Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
    – Что ты сделал?
    – Ульяна, что ты сделала?
    – Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
    – Что ты сделал?
    – Аня, что ты сделала?

    8. Игра “Какой, какая,какие”
    Скажем, какие у нас игрушки.
    Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….
    Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
    Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
    Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
    Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
    9. Игра “Мой, моя, моё, мои”.(по картинам)
    Мой – мяч, самолет,….
    Моя – кукла, машина,….
    Моё – ведро,….
    Мои – игрушки, кубики, куклы,….

    10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    “Помоги Андрюшке”.

    Цель: – развитие связной речи.
    Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
    – учить согласовывать существительных с числительными;
    – дифференцировать предлоги на, под;
    – закрепление умения подбирать прилагательные к
    существительным;
    – учить составлять предложения по образцу;
    – учить составлять рассказ – описание;
    – обучать отгадыванию загадок;
    -развивать внимание, мышление.

    Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
    Ход занятия:

    2 . Игра “Чего не стало?”
    (картина на фланелеграфе).

    3 . Игра “Какой, какая, какие”
    Скажем, какие у нас игрушки.
    Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
    Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
    Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
    Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
    Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…

    4 . Игра “Что из чего”.(составление предложений по образцу)
    Игрушки сделаны из разного материала.
    Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
    Машинка сделана из железа, значит она железная.
    Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
    Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
    Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
    Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
    Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

    5. Игра “Где игрушки”
    (составление предложений по демонстрируемому действию)
    Кубик на столе, а машина под столом.
    Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

    6. Физкультминутка “Мячик”.
    Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
    бы удары по мячу)
    Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
    Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
    Прыгают, как мячики.

    7. Игра “1, 2, 5”
    Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
    мишка)
    Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
    матрешка)
    одно ведро, два ведра, пять ведер.

    8. Составление описательного рассказа .
    Это – кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
    куклой нужно обращаться аккуратно.

    9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

    Читайте также:  Гласные звуки и буквы - конспект
    Ссылка на основную публикацию