Логопедическая зарядка по теме Домашние животные

Конспект логопедического занятия для детей шести лет с ОНР по теме “Домашние животные”

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы,иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.)

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных.) (Приложение 1.)

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья.)

Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто-то озорничает –
Забодает, забодает, забодает! (Козел.)

Ходит печка
Вся в колечках. (Овца)

Кто меняет
Молоко на сено? (Корова.)

Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь.)

К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака.)

Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь.)

Ходит на рыбалку
Не спеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка.)

Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица.)

Воевода голосист,
А вотчина его
Квокчатая. (Петух.)

Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк.)

Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)

Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)

– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)

– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)

3. Пальчиковая гимнастика: Собака.

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.)

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок

(Можно повторить – назвать хором.)

Педагог: Молодцы!

Стихотворение “Моя мама лучше всех”.

Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый
Любоваться ей не лень.

Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!

Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда

– Пи-пи-пи! – поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: – Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.

Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.

Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!

5. Назови ласково:

Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.

Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

6. Игра “Кто так говорит?”

– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает

(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)

Педагог: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

7. Игра “Кто что ест?”

Необходимо распределить животных по группам питания.

Корова – сено и т. д.

8. Рисование или раскрашивание домашних животных.

А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!

9. Итог занятия.

– Оцениваются работы детей;

– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.)

Список литературы:

  1. Толоконников Н. “Книга загадок” Москва, 1995г.
  2. Лаврентьева Е. “Моя мама лучше всех” Москва 1996г.
  3. Нищева Н. В. “Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики”, 2008 год

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

НОЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую показать ребенку (по возможности) домашних животных: кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Сформировать обобщающее понятие “домашние животные.

2. Обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
– Почему не слышно, когда ходит кошка?
– Для чего у лошади на ногах копыта?
– Зачем корове рога?
И так далее.

3. Рассказать малышу, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

    Для коровы – хлев.
    Для овцы – овчарню.
    Для собаки – конуру (будку)
    И т.д.



5. Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.

6. Упражнение “Кто как голос подает?” (учимся образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов).

    Корова – “му-у” – мычит.
    Кошка – “мяу” – мяукает.
    И т. д.

7. Учить подбирать прилагательные к существительным.

    Кошка (какая?) – ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. Собака – .
    Свинья – .
    Корова – .
    Овца – .
    Лошадь – .
    И т.д.

8. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Кошка – кошечка.
    Лошадь – .
    Корова – .
    И т. д.

9. Упражнение “У кого – кто?” на падежное согласование существительных.

    У кошки – котенок (котята).
    У лошади – .
    У свиньи – .
    И т.д.

10. Упражнение “Кто чем питается?” на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

    Кошка – молоком
    Собака – мясом и т.д.

11. Упражнение “Один-много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна кошка – много кошек.
    Один котенок – много котят.
    Одна корова – много коров.
    Один теленок – много телят.
    Один бык – много быков и т.д.

12. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

    Ответь на вопросы:
    У кого рога?
    У кого мягкие лапы?
    У кого вымя?
    У кого щетинка на спинке?
    У кого нос-пятачок?

13. Упражнение “Посчитай” на согласование числительного с существительным.

    1 кошка, 2 кошки, 3 . 4 . 5 .
    1 кот, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 котенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

14. Развиваем логическое мышление.
Учимся отгадывать загадки.

    Жил-был маленький щенок,
    Он подрос, однако,
    И теперь он не щенок –
    Взрослая .

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал .

Бык, могучий великан,
В детстве был .

15. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

У кошечкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу”.)

16. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать ребенку сказки:
“Волк и семеро козлят”
“Зимовье зверей”
“Кот в сапогах” Ш. Перро
“Котенок по имени Гав” Г. Остер
“Кошкин дом” С. Маршак
“Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенский.

1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие “домашние животные.

2. Вспомнить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
– Почему не слышно, когда ходит кошка?
– Для чего у лошади на ногах копыта?
– Зачем корове рога?
И т.д.

3. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

    Для коровы – хлев.
    Для овцы – овчарню.
    Для собаки – конуру (будку).
    И т.д.

5. Вспомнить загадки о домашних животных.

6. Упражнение “Кто как голос подает?” – закрепляем умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.

    Корова – ” му-у” – мычит.
    Кошка – “мяу” – мяукает.
    И т. д.

7. Учить подбирать прилагательные к существительным.

    Кошка (какая?) – ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая. Собака – .
    Свинья – .
    Корова – .
    Овца – .
    Лошадь – .
    И т.д.

8. Упражнение “Кто и что делает?” на подбор глаголов к существительным.

    Кошка – лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
    Собака – сторожит, лает, кусает, грызет, охраняет, воет, бегает.
    Лошадь – .
    И т.д.

9. Упражнение “Назови ласково” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Кошка – кошечка.
    Лошадь – .
    Корова – .
    И т. д.

10. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

а) Рассказать ребенку сказку.

    Два брата Ик и Ищ

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата – звали одного Ик, второго – Ищ.
Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика были усики, носик, глазки, ротик, лапки (дальше продолжает назвать ребенок) . А у котища были: ротище, . (дальше слова образовывает ребенок)

б) Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится “ик”, значит предмет маленький, а если в слове слышится “ищ”, то предмет очень большой.

11. Упражнение “У кого – кто?” на падежное согласование существительных.

    У кошки – котенок (котята).
    У лошади – .
    У свиньи – .
    И т.д.

12. Упражнение “Кто чем питается?” на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

    Кошка – молоком
    Собака – мясом и т.д.

13. Упражнение “Один-много” на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

    Одна кошка – много кошек.
    Один котенок – много котят.
    Одна корова – много коров.
    Один теленок – много телят.
    Один бык – много быков и т.д.

14. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

    Ответь на вопросы:
    У кого рога?
    У кого мягкие лапы?
    У кого вымя?
    У кого щетинка на спинке?
    У кого нос-пятачок?

15. Согласование числительного с существительным.

а) Упражнение “Посчитай”

    1 кошка, 2 кошки, 3 . 4 . 5 .
    1 кот, 2 . 3 . 4 . 5 .
    1 котенок, 2 . 3 . 4 . 5 .
    И т.д.

б) Это упражнение также помогает развить слуховое внимание, память и связную речь.

    В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми во двор заходили коровы, вторыми – козы, третьими – овцы.

– Ответь на вопросы:
Сколько в деревне пастухов?
Кто из пастухов пас скотину?
Кто помогал пастухам загонять скотину?
В каком порядке заходили животные?
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: “два”, “оба”, “пятеро”, “первые”, “вторые”, “третьи”.

16. Упражнение “Чей хвост, чье туловище?” – учимся образовывать относительные прилагательные. Желательно использовать картинки или иллюстрации животных.

    Голова (чья?) – кошачья.
    Хвост (чей?) – кошачий. И т.д.

17. Упражнение “Скажи одним словом” на образование сложных слов.

    У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она стала . (рогатая)
    У кролика нет ушей. Он . Ты дорисовал уши, и кролик стал .
    У кошки нет хвоста. Она . Ты дорисовал хвост, и она стала .
    И т.д.

18. Развиваем логическое мышление.
Продолжаем учить отгадывать загадки.

    Пробирается к корыту,
    Оттирает всех бочком,
    Покупатель неумытый
    С неразменным пятачком
    (Свинья)

С бородой на свет явился
И не разу не побрился.
(Козел)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

19. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

    Коготочки
    У кошечкиной дочки
    На лапках коготочки.
    Ты их спрятать не спеши,
    Пусть посмотрят малыши.
    (Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “мяу”.)

20. Развитие слуховой памяти, дикции.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

    Подарок
    Раскрывается корзинка.
    В ней подарок, да какой!
    Не игрушка, не картинка –
    Песик маленький, живой.
    Уши мягкие, как тряпки,
    Нос как пуговка звонка,
    Неуверенные лапки
    Разъезжаются слегка.
    Шелковистой теплой спинкой
    Жмется ласково к ногам.
    Не игрушку, не картинку –
    Друга подарили нам!
    (М. Стремин)

Кошка
Вы со мной знакомы близко,
Я – приветливая киска.
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят – мне приятно.
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно –
Я царапаюсь ужасно.
(В. Стоянов)

21. Развитие связной устной речи.
Пересказ рассказа без опоры на вопросы (рассказ по выбору).

    Кошка
    У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка – домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

Дружок
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Словарная работа.
Объяснить выражение “отбил овечку”.

22. Познакомить ребенка с “крылатыми выражениями”. Активизировать их в словаре вашего ребенка.

    Люди придумали про домашних животных много “крылатых выражений”. Это такие выражения, которые являются очень меткими, а поэтому они полюбились народу и как бы приобрели крылья, то есть разлетелись по свету, став пословицами, поговорками.

Словарная работа.
Объяснить значение выражений:
– Козел отпущения (так говорят о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину)
– Как баран на новые ворота (ничего не понимает)
– Купить кота в мешке (совершить необдуманный поступок)
– Как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает)

23. Ознакомление с художественной литературой.

а) Прочитать ребенку сказки:
“Волк и семеро козлят”
“Зимовье зверей”
“Кот в сапогах” Ш. Перро
“Котенок по имени Гав” Г. Остер
“Кошкин дом” С. Маршак
“Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенский

б) Если ребенок уже знаком с перечисленными произведениями, то предложите ему поиграть в литературную викторину “Узнай книгу и автора”

    – “Таким образом, шесть моих братьев оказались в желудке у волка”.
    (“Волк и семеро козлят”)

– “Мой хозяин – кот с морской фамилией. А недавно у меня родился теленочек по имени Гаврюша”.
(“Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенский)

– “Я достался хозяину в наследство. Сначала хозяин переживал, а потом понял, что моя хитрость стоит дороже мельницы и осла”.
(“Кот в сапогах” Ш. Перро)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Ноябрь

07.11.2007, 09:51
Анна С.

Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
14.11.2007, 21:52
Ирина Амирановна

Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
светлана

еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
07.11.2009, 16:45
Надежда

Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
Лилия

Спасибо большое, очень интересно и удобно пользоваться вашими рекомендациями. Мне и сыну нравится все – и стихотворения мы учим, и загадки отгадываем, и речь развиваем. Вот только споткнулась на рекомендации к занятиям в ноябре (1-2 неделя) – Прочитать ребенку:
– рассказы Н. Сладкова “Кто куда”, “Под снегом”. Не могу их нигде найти. В библиотеке много книг, но рассказов с такими названиями нет, еще искала в интернете – но результат тот же. Подскажите, какими рассказами можно заменить данные произведения, или в какой именно книге они находятся?
15.11.2009, 12:43
Оксана Сергеевна

Ответ.(09.11.2009,Лилия)
Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова “Сказки леса”(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
11.08.2011, 18:12
Светлана Владимировна

Оксана Макерова, спасибо Вам, за помощь в решении самой трудной проблемы наших современных детей -речи! 16.01.2012, 11:34
надежда

Огромное спасибо,очень познавательный материал.
15.11.2015, 11:50
Елена

Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий.

Конспект открытого занятия по теме: “Домашние животные”

Тема: домашние животные.

– уточнять и активизировать словарь детей по теме;
– учить употреблять предлог у в речи через упр. «У кого кто?», «У кого что?»;
– учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упр. «Один-много»;
– учить образовывать сущ. с ум-ласк. суф. –ок, -енок через упр. «У кого кто?»;
– учить согласовывать числ. с сущ. через упр. «Сколько животных»;

– корригировать мышление через упр. «Собери картинку»;
– развивать артикуляционную моторику через арт. гимнастику; тонкую моторику через пальчиковую гимнастику и упр. «Соедини точки»;
– развивать зрительное внимание через оргмомент, упр. «Узнай животное»;
– развивать связную речь (умение отвечать на вопросы педагога полным предложением) через упр. Упр. «У кого кто?»

-воспитывать усидчивость на занятии, желание увидеть результат начатой работы.

Словарь: корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок, поросенок.

Оборудование: предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок);картинка Незнайки, разрезные картинки (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова), картинка с силуэтным изображением животных, картина «Скотный двор», мяч, цветные карандаши, задания на листах А5 для упр. «Соедини точки» по количеству учащихся.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки

Логопед. Сесть на место может тот, кто отгадает животных, которые нарисованы на этих картинках. (лошадь, коза, корова, свинья, собака, кошка)
2. Логопед. А как назовете этих животных одним словом? (Домашние)
Логопед. Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

Логопед. Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же Незнайка. Ребята, Незнайка будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны! Он позабыл какие же есть детеныши у домашних животных. Поможем ему вспомнить?

Для начала давайте назовем животных-мам [на доске картинки: корова, лошадь, собака, кошка, свинья, овца]
Логопед. У каждого на столе картинки, возьмите их. Катя, кто у коровы? (у коровы-теленок.)
Аналогично, у лошади-жеребенок, у собаки-щенок, у кошки-котенок, у свиньи-поросенок, у овцы-ягненок.

Логопед. Молодцы, Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (у коровы, у барана, у козы)
У кого усы? (у кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (у кошки)
У кого есть вымя? (у коровы,у козы)
У кого нос пятачком? (у свиньи)

Упр. «Один-много». (с мячом)

Логопед. Сейчас поиграем в игру «Один-много». Катя, одна кошка, а если несколько, то как назовешь? (кошки)
Аналогично, собака-собаки, корова-коровы, лошадь-лошади, овца-овцы, котенок-котята, теленок-телята.

Упр. «Назови ласково».

Логопед. А сейчас, ребята, давай покажем Незнайке как мы умеем ласково называть животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Аналогично, собака-собачка, лошадь-лошадка, коза-козочка, овца-овечка.
Физминутка.

Упр. «Сколько животных?»

Логопед. Незнайка говорит что мы совсем не умеем с вами считать. Так ли это? Давайте докажем ему, что мы умные ребята и выполним следующее трудное задание. Перед вами скотный двор. Миша, сосчитай сколько всего коров. (одна корова)
Аналогично дети считают остальных животных.

Упр. «Узнай животное».

Логопед. Ребята, а на этой картинке спрятались животные, назовите их. (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, свинья)

Упр. «Собери картинку».

Логопед. Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова)

Этот пальчик самый маленький,
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе кулачок.

Упр. «Соедини точки».

Логопед. Соедините точки и назовите какое животное у вас получилось?

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие «Домашние животные» для ясельной группы

Конспект игрового занятия для 1-й младшей, ясельной группы детского сада (детей 3-го года жизни), тема: «Домашние животные»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

Оборудование:

Игрушки «домашние животные», сундучок, чудесный мешочек, музыкальные молоточки.
Цветные силуэтные картинки домашних животных и их темные тени.
Картинка-фон «На ферме», геометрические фигуры.
Полоски зеленой бумаги, ножницы.
Строительный материал: бруски и арки.
Картинка-заготовка для рисования (небо, луг, овал-озеро), карандаши синего и зеленого цвета, клей, силуэтные картинки домашних животных.
Крупа, ложки, мыльницы.
Разноцветные прищепки, цветные силуэтные картинки голов козлят с колокольчиками разного цвета на шее.
Картинка-фон с клетками разной величины, цветные силуэтные картинки кроликов соответствующей величины.
Пластилин белого цвета, картинка-заготовка «барашек».
Лист-фон, клей, детали аппликации: солнышко, кость, дверца от будки; пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка-фон с изображением будок разных цветов, треугольные крыши для будок, вырезанные из картона, соответствующих цветов.
Развивающая игра «Найди маму».
Аудиозапись: «Карусели», «Кто пасётся на лугу?».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Чудесный сундучок»

«Вот чудесный сундучок,
Вам, ребята, он – дружок.
Очень хочется узнать,
Как, вы, любите играть!»

Дидактическое упражнение «Найди тень»

– Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому.

Конструирование «На ферме»

– Разложите геометрические фигуры в соответствующие места на картинке. Куда вы положили круг? Овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

Дидактическая игра «Кто живет на ферме?

Дети опускают руку в чудесный мешочек и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их.

Корова

У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает.

– У коровы ребенок называется «теленок». Теленок говорит: «Му-у-у». Скажите так, как говорит теленок.

Резание ножницами «Трава для коровы»

Дети разрезают ножницами полоску бумаги зеленого цвета.

Изобразительная деятельность «На лугу»

– Нарисуйте зеленым карандашом траву, синим карандашом нарисуйте воду в озере, наклейте на лугу фигурки домашних животных.

Музыкально-ритмическое упражнение «На лугу пасутся ко..»

Дети отбивают ритм музыкальными молоточками.

Свинья

У грязнули-свинки
На спине щетинка,
На мордашке пятачок,
Сзади тонкий хвост-крючок.

– У свиньи ребенок зовется — поросенок. Поросенок говорит: «хрю-хрю». Скажите так, как говорит поросенок.

Конструирование «Забор для поросят»

– Возьмите бруски и постройте вокруг поросят забор. Вот так. (Показ воспитателя).

Упражнение «Наполни кормушку для поросят»

Дети наполняют ложкой разноцветные мыльницы-кормушки крупой.

Лошадь

У лошадки длинногривой
Нрав веселый и игривый.
Сено съест она сейчас
Да и покатает нас.

– У лошади ребенок зовется — жеребенок. Жеребенок говорит: «и-го-го». Скажите так, как говорит жеребенок.

Дидактическая игра «Что умеет лошадь?»

– Вы умеете четко говорить слово «да»? Скажите. А теперь скажите слово «нет». У вас хорошо получилось, значит вы сможете поиграть со мной в интересную игру.
Я буду спрашивать вас о том, что умеет лошадь, а вы думайте и отвечайте: если лошадь умеет это делать, говорите «да». А если лошадь не умеет этого делать, говорите «нет».

Лошадь умеет быстро скакать?
Лошадь умеет по небу летать?
Лошадь умеет травку жевать?
Лошадь умеет копытами стучать?
Лошадь умеет в игрушки играть?
Лошадь умеет громко ржать: иго-го?

Подвижная игра «Карусели»

Дети двигаются по кругу в темпе, соответствующем музыке и словам песни.

Козочке прыгучей,
Озорной, бодучей
Нравится украдкой
Есть капусту с грядки.

– У козы ребенок зовется — козленок. Он говорит: «Ме-е-е». Скажите так, как говорит козленок.

Игра с прищепками «Разноцветные рожки»

– Какого цвета у козленка колокольчик, такого же цвета сделайте ему рожки из прищепок. (Затем можно предложить детям поменяться картинками).

Кролики

Не обидит мухи
Кролик длинноухий.
В клетке для него всегда
Есть морковка и вода.

– У кролика детеныш называется — крольчонок.

Дидактическая игра «Рассади кроликов»

– Перед вами кролики. Покажите самого большого кролика, самого маленького, двух одинаковых кроликов. Кролики живут в клетках-домиках. Рассадите кроликов в подходящие по размеру клетки.

Шерстка у барашка
Мягкая, в кудряшках.
Постригут барашка и
Свяжут теплые носки.

– У овцы ребенок зовется ягненок. Ягненок говорит: «бе-е-е». Скажите так, как говорит ягненок.

Лепка «Кудряшки у барашка»

Дети отрывают кусочки белого пластилина и наклеивают к изображению барашка.

Собака

Косточки собака гложет,
Злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор,
Сторожит и дом и двор.

У собаки детеныш называется — щенок. Щенок говорит: «гав-гав». Скажите так, как говорит щенок.

Дидактическая игра «Будки для собак»

– Подберите подходящие по цвету крыши и двери собачьим будкам.

Изобразительная деятельность «Щенок»

Дети наклеивают на лист-фон солнышко, косточку. Затем поролоновым штампом рисуют собаке шерсть коричневого цвета и пальчиками дорисовывают цветы.

Дидактическая игра «Найди маму»

– А теперь возьмите карточки с детенышами и найдите их мам.

Конструирование «Ферма»

Проводится сооружение коллективной постройки «Ферма» и ее обыгрывание.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему:

Цели:

I. Коррекционно – образовательная:

  1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
  2. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно – развивающая:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Ход занятия:

Дети заходят в группу

I. Организационный момент

– Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

II. Д/игра «Загадывание загадок»

– Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

– Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

– Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

– Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

– Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Грызет морковку. (Кролик)

– С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

III. Работа на магнитной доске.

Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Логопед: – Кто это?

(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,

Логопед: – Как можно назвать, одним

словом этих животных? Дети.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.

Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед: Что это?

Дети: Деревенский домик.

Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? ( Стадо).

Логопед: Когда пасутся кони? ( Табун).

Логопед: Пасутся овцы? ( Отара).

Логопед: Кто их пасет? ( Пастух).

Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

IV. Д/игра «Найди свою маму». (Использование мультимедиа системы)

Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

– У собаки кто? – щенок;

– У коровы кто? – теленок;

– У лошади кто? – жеребенок;

– У кошки кто? – котенок;

– У свиньи кто? – поросенок;

– У козы кто? – козленок;

– У кролика кто? – крольчонок.

Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.

Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

V. Физкультминутка

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю Между ладоней.
Взад – вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад – вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму.Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк : Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? ( Подходим к системному оператору).

VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).

– Чем питается кошка? (Рыбой).

– Чем питается собака? (Косточками).

– Чем питается коза? (Травой).

– Чем питается кролик? (Морковкой).

– А почему матрешка осталась.

– Дети: Потому что она игрушка.

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.

Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.

Логопед: Какое животное живет у тебя дома?

Логопед: Как вы ухаживаете за ними?

Дети: ( Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу».

Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?

Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.

Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

– Конь, собака, кот, коровы,

Козы, овцы – все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить

VIII. Анализ занятия.

Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

– наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

– использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

– подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

– при контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

– выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

– подбор родственных слов по вопросам;

– составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

– нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

– определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

– закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

– закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Содержание данного этапа реализовывалось в индивидуальной работе или в работе с малыми подгруппами (2 – 3 человека).

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

– объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

– придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

– припомни родственные слова к заданному слову;

– самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

– работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Формирование словообразовательных процессов у дошкольников

Разделы: Логопедия

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.

Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а так же законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).

Известно, что у детей с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения, с самого раннего возраста идёт активное усвоение способов словообразования, что подтверждается интенсивностью словотворчества. Постепенно, к концу дошкольного детства, у детей возникает критическое отношение к своей речи, речевой самоконтроль, стремление говорить правильно, “чувство языка”.

Согласно исследованиям, у дошкольников с системным речевым недоразвитием отмечаются выраженные, стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования. У детей с первым уровнем ОНР словообразование отсутствует, так как дошкольники опираются на лексическое, а не на грамматическое значение слов.

Второй уровень характеризуется пониманием некоторых грамматических форм.

На третьем уровне речевого развития, по наблюдениям Левиной Р.Е., “нарушения словообразования проявляются в трудности дифференциации родственных слов, в использовании вариантов слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем”.

При изучении особенностей преобразования существительных дошкольниками с ОНР мы выявили, что всех детей затрудняет образование слов увеличительного и уменьшительно-ласкательного значения. При этом дети делают словообразовательную попытку, однако неверно подбирают суффиксы (“домок”, “деревочко”). Много ошибок при образовании названий детёнышей животных и птиц, особенно в случаях супплетивизма – изменения корня (“лошадь” – “жеребёнок”). Существительные, обозначающие профессии людей и спортсменов, появляются довольно поздно в онтогенезе, являются трудными по семантике и усваиваются дошкольниками с ОНР с большим трудом. В словаре детей отсутствуют сложные слова (“ледоход”, “соковыжималка”).

Дифференциация словообразовательных форм глагола является очень трудной для дошкольников с системным речевым недоразвитием. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различение форм глагола является тонким и сложным. Дети не всегда дифференцируют глаголы совершенного и несовершенного вида, образованных с помощью приставок и суффиксов, глаголы с противоположным значением.

Характерным для третьего уровня недоразвития речи являются трудности в образовании всех разрядов прилагательных. Наибольшую трудность вызывает образование прилагательных со значением принадлежности кому-либо – притяжательных (лисий) и относительных (яблочный). Прилагательные, образуемые по качественным признакам (“морозный”) являются наиболее доступными, так как качество можно ощутить. При преобразовании прилагательных часто встречаются ошибки, связанные с заменой на существительное (“лапа кошки” – “у кошки”), со стереотипной заменой разнообразных суффиксов одним (“лапа” – “кошкина”, “мишина”, “волкина”), с нарушением чередования звуков в корне слов (“дождивый”). Отсутствуют в словаре дошкольников сложные прилагательные (“длиннохвостый”).

Детям свойственны трудности в узнавании сходства и различия слов, близких по звучанию и значению, то есть родственных слов.

При дизонтогенезе речи выявляются затруднения детей в словообразовании всех частей речи. В связи с этим коррекционная работа направлена на ознакомление со всей системой словообразования , осуществляемая практическим путём.

В процессе коррекционной работы нами были поставлены задачи:

– учить детей с ОНР воспринимать и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах;
– формировать языковые обобщения;
– активизировать речемыслительную деятельность детей, развивать языковую догадку в отношении тех слов, которых ещё нет в словаре детей.

В логопедической работе существуют различные подходы к процессу формирования и совершенствования словообразовательных навыков. Один из основных состоит в том, что мы группируем лексический и грамматический материал по частям речи и по словообразовательным моделям. Например: словообразование существительных женского рода с суффиксом -ичк- (коса – косичка).

Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
Причем, сначала закрепляются модели с продуктивными суффиксами, а затем с менее продуктивными, с учётом сохранения или изменения звуковой структуры производного слова.

Упражнения по обучению словообразовательным преобразованиям используются при закреплении звукопроизносительных навыков.

Словообразовательные умения формируются в ходе коррекционных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Например, при употреблении трёхсложных слов с закрытым слогом предлагаются игры “Образуй слова”, “Назови детёнышей”, “Сложные слова”, “Профессии”, “Что как едим?” и пр.

Содержание занятий по ознакомлению с лексическими темами так же строится на словообразовательных играх, упражнениях, решении шарад, кроссвордов и пр.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей группы. Развитие словообразовательных навыков осуществляется воспитателями в учебное и внеучебное время. Так, обогащение речи детей тесно связано с трудовой и изобразительной деятельностью воспитанников. В условиях формулирования заданий, перечисления операций, которые должны быть выполнены, происходит постепенное освоение детьми тех или иных приставочных глаголов.

Например, на занятии по аппликации воспитатель неоднократно обращается к детям с различными заданиями, в которых использовались приставочные глаголы: “Вырежьте полоски”, “Разрежьте их пополам”, “Отрежьте часть”, “Срежьте”, “Прорежьте”, сопровождая инструкцию показом. Отвечая на вопросы воспитателя: “Что ты делаешь?”, “Что ты сделал?”, дети употребляли префиксальные глаголы совершенного и несовершенного вида с корневой морфемой -реж-.

Осуществляя дежурство в уголке природы, воспитатели и дети неоднократно употребляют глаголы с приставками: “налей”, “перелей”, “полей”, “вылей” и т.п.

При восприятии специально подобранных текстов (например “Логосказки”) и разборе содержания, дети характеризуют героев произведений, их поступки (“пушистый”, “трусливый”), называют действия (“подошел”, “залез”) и предметы (“домище”, “мисочка”).

Наблюдая на прогулках за явлениями природы, дети образуют от существительных прилагательные (“зимний”, “дождливый”) и наречия (“холодно”, “морозно”); упражняются в словообразовании существительных (“снег” – “снежок”), образовании сложных слов (“снегопад”) и т.д.

В сюжетно-ролевых играх дети образуют названия профессий от предметов и действий (“крановщик”, продавец”).

Широкое применение игровых приёмов всеми педагогами дошкольного учреждения в процессе формирования словообразования делает процесс обучения радостным и интересным, оптимизирует его.

Читайте также:  Проектирование комплексно-тематического планирования коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы
Ссылка на основную публикацию