Логопедическая зарядка по теме: «Дикие животные»

Логопедическое занятие “Дикие животные”

Разделы: Логопедия

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Магнитофон.
  4. Картинки с изображением пищи животных.
  5. Разрезные картинки.
  6. Пиктограмма.
  7. Презентация.

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Для губ: лягушка, “колёсико”.

Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.

Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

Куда мы с вами попали? (В лес)

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)

Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.

5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Сюрпризный момент “Посылка”

6. Загадки о диких животных.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

7. Развитие мимики.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волкНахмурить брови
Вдруг не стало волкаПоднять брови (удивление)
Это мишка косолапый прогнал злого волкаПодмигнуть правым глазом (радость)

8. Введение в тему.

Кто прислал нам эту посылку?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)

Как мы назовём их одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?

9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Беседа “Кто, где живет?”

Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)

10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицо в круг, лакательные движения языком

11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.

Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)

Игра “Чем бы мы угостили животных?”

12. Итог занятия. Пиктограмма.

13. Развитие общей моторики.

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Дикие животные»

Соня
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Дикие животные»

I. Вводная часть.

Построение в одну колонну.

Ходьба обычная друг за другом.

Ходьба на носках, руки на поясе.

Ходьба на пятках, руки в стороны.

Бег друг за другом.

Ходьба боковым приставным шагом, пружинка.

Бег друг за другом.

Ходьба с высоким подниманием колена (лошадка).

Построение в две колонны.

II. Основная часть. Общеразвивающие упражнения.

1. “Ловкая белка”.

И. п. – ноги на ширине плеч.

Выполнение упражнения: на счет 1 – наклон вправо, руки на пояс, на счет 2 – и. п., на счет 3 – наклон влево, руки на пояс, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.

2. “Шустрый заяц”.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – руки вытянуть вперед, наклониться, руками дотронуться до стоп ног, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 6 раз.

3. “Быстрый волк”.

Выполнение упражнения: на счет 1 – нога вперед, на счет 2 – и. п., на счет 3 – нога назад, на счет 4 – и. п. – повторить 3 раза для каждой ноги.

“Полюбуемся дикими животными” – дыхательное упражнение.

Выполнение упражнения: вдох носом, произношение звука “м” и постукивание пальцами рук по крыльям носа – повторить 4 раза.

5. “Ловкая лисица”.

И. п. – стоя на четвереньках.

Выполнение упражнения: на счет 1 – голову вверх, спину прогнуть, на счет 2 – и. п., на счет 3 – голову вниз, спину выгнуть, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.

6. “Неуклюжий медведь”.

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение упражнения: на счет 1 – поворот на правый бок, ноги к груди, на счет 2 – и. п., на счет 3 – поворот на левый бок, ноги к груди, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.

7. “Дикие животные радуются”.

Прыжки, ходьба на месте – сделать 3 подхода.

III. Заключительная часть.

Ходьба обычная, бег в среднем темпе, спокойная ходьба по залу.

Спасибо за внимание!

Комплекс Утренней гимнастики Комплекс УГ (7-8 мин) 1. Обычная ходьба, гимнастический шаг, ходьба в полу приседе, ходьба в полном приседе, бег в среднем темпе. 2. Медленная.

Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба –на носках, руки в стороны –на пятках, руки на пояс –на внешней стороне стопы.

Комплекс утренней гимнастики Комплексы утренней гимнастики 1-2 неделя 01.03-10.03 3-4 неделя 13.03-31.03 Веселые движения – полезные движения, кто ими занимается – здоровья.

Комплекс утренней гимнастики «Олимпийские резервы» в средней группе. Вводная часть: Инструктор: Ребята, все вы – маленькие спортсмены, и у каждого из вас свои достижения в спорте. А что бы ваши спортивные.

Комплекс утренней гимнастики «Весна» Комплекс утренней гимнастики Подготовительная группа «В весенний лес». I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба дробным шагом; подскоки.

Комплекс утренней гимнастики. Средняя группа Комплекс утренней гимнастики в средней группе с ___ по ___ Продолжительность 8 минут «В гости клоун заходил».

Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Космическое путешествие» I. «Предполетная подготовка» Построение, ходьба обычная в колонне, ходьба «гуськом» прямо и боком, ходьба по канату, легкий бег, обычная.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Парад Победы» I. Ходьба с флажками, ходьба с флажками по сигналу «Слава победе» (поднять руки, помахать – ура, ходьба с вытягиванием носка (как солдаты,.

Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе на тему «Зима» I. Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием бедра. Бег, ходьба. II. Общеразвивающие упражнения: 1)«Подышим морозным воздухом».

Комплекс утренней гимнастики в старшей, подготовительных группах Ертегілік жаттыуларды жоспары «___» тобы План утренней гимнастики группы «___» «___».

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Артикуляционные упражнения по теме «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Сосчитать нельзя никак.

2. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

3. Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

4.Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

5. Упражнения для щек и губ

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

6. Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

Читайте также:  Логопедическое занятие по теме Весна

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

А пчелы налетают,

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает.

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Медведь в берлоге.

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.

Зима. Медведь находится в зимней спячке.

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.

Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Артикуляционная гимнастика по теме “Дикие животные”
картотека по логопедии (младшая группа) на тему

Артикуляционная гимнастика по теме “Домашние животные”

Скачать:

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dom_zhivotn.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Голосовые упражнения.

( модулировать голос: тонкий, жалобный, сонный, или громкий, требовательный, сердитый, обиженный и т.д.)

Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»?

– Открывайте поскорей! Мяу!

Очень холодно зимой! Мяу! –

Мурка просится домой, – Мяу!

Скачет конь наш:

Слышен топот быстрых ног.

Перешёл он на галоп: топ, топ, топ.

Жучка тявкнула во сне: «Ав!»,

А потом зевнула: «А-а-а-…»

В мягком кресле, у окна,

Кошечка уснула: «Мур-р-…»

Слышно в поле: «Му-у-у-…, му-у-у-…»

Кто зовёт и почему «Му-у-у-…»?

Бурёнкин он ребёнок!

Никто не откликается! «Му-у-у-…!»

2. Мимические упражнения

– Почему сердит, Полкан?

– Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, –

Всё! Не буду я служить!

Водит носиком по книжке:

-Почему не пахнут мышки,

Нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать!

Лапой только: хвать да хвать!

(по мотивом стихов Г.Лагздынь)

– Жучка, Жучка, – вот пакет!

Там полным-полно конфет!

Съела Жучка весь пакет,

Улыбнулась мне в ответ.

Наш бычок решил бодаться.

До чего упрям он, братцы!

Дело было по весне,

Подошёл бычок к сосне.

Промычал упрямо: «Му!

3. Артикуляционные упражнения.

«Телёнок » (жевательные движения,

рот при этом закрыт)

Целый день телёнок ест.

Как ему не надоест?

Ест телёнок потому,

Что надо вырасти ему!

(Рот приоткрыт, язык в виде «мостика».)

Рассердился наш Пушок,

Выгнул спину мостиком.

Язычок мой сделал так же:

Уперевшись в зубки кончиком.

Язычок ведь, как копытца,

Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, – и не устанет,

Лишь усердней цокать станет.

(Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.)

Видно жить лошадке сладко!

Зубки ровные лошадка

Показала нам украдкой.

4. Дыхательные упражнения.

Прерывистые, частые дыхательные движения, язык высунут.

С силой подуть на губы, как это делает лошадка.

5. Пальчиковая гимнастика

Эта ручка – мышка. ( Правая рука.)

Эта ручка – кошка. (Левая рука.)

В кошки – мышки поиграть ( Пошевелить пальцами.)

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребёт, ( Соответственно.)

Мышка корочку грызёт. ( Правая рука «покусывает» пальцы левой руки.)

Кошка это слышит ( Рука к уху.)

И крадётся к мыши. ( Правая рука «крадётся».)

Раскроем ладошку, расскажем про кошку.

Вот кулак, ( Сжать кулак .)

А вот – ладошка, ( Раскрыть ладонь. )

На ладошку села кошка. ( Соответственно из пальцев. )

И крадётся, и крадётся, ( Пальцы взбираются по руке.)

Видно мышка там живёт.

Кошка мышку там найдёт. ( Пробежать пальчиками по предплечью и плечу .)

Шёл один я по дорожке

Шёл один я по дорожке. ( Пальцы «шагают» по столу .)

Шли со мной мои две ножки. ( Показать два пальца .)

Вдруг навстречу три щенка:

Ой, мы видели кота! ( Из пальцев .)

У него четыре лапки, ( Показать четыре пальца .)

А на лапочках – царапки. («Цапки – царапки».)

Раз, два, три, четыре, пять, – ( Загибать пальцы .)

Надо быстро убегать! ( Пальцы «убегают».)

( Все движения выполняются в соответствии с текстом .)

Осторожно, словно кошка

До дивана от окошка

На носочках мы пройдёмся,

Ляжем и в кольцо свернёмся.

А теперь пора проснуться,

Мы легко с дивана спрыгнем,

Спинки мы дугою выгнем,

Лапкой грудку и животик

Мы помоем, словно котик.

И свернёмся вновь колечком,

Словно кот у тёплой печки.

Кот Федот и котята.

(Все движения выполняются в соответствии с текстом.)

Все котятки мыли лапки: вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали: вот так, вот так…

На ковре котята спят: «Мур-мур, мур-мур!»

Просыпаться не хотят: «Мяу – мур!»

Тихо спят: спина к спине,

И мурлыкают во сне: «Мур – р – р -….».

На животик все легли,

Расшалились, как могли: «Мяу!»

Лапки вверх и все подряд

Вот идёт лохматый кот,

А зовут его Федот.

Что за детки здесь шалят?

Напугаю всех котят!

У быка бока крутые. ( Руки на пояс. )

У быка рога витые. ( Показать большие крутые рога быка над головой. )

У быка большие ноги, ( Наклониться к ногам.)

У быка характер строгий. (Погрозить пальцем.)

У бычка, как палки, ножки, (Потопать ножками.)

У бычка смешные рожки. ( Из двух указательных пальцев – рожки над головой.)

Хвостик у бычка короткий, (Рука сзади изображает коротенький хвостик.)

У бычка характер кроткий. (Голова наклоняется из стороны в сторону, милое выражение лица.)

Маленький бычок, ( Показать пальцами на голове рожки .)

Жёлтенький бочок. ( Руки на пояс .)

Ножками ступает, ( Переступать на месте ногами .)

Головой мотает. ( Соответственно .)

– Где же стадо? Му-у-… ( Удивлённое выражение лица.)

Скучно одному-у-у-… ( Выражение лица печальное .)

Мы пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, ( Энергичные шаги на месте.)

Вместе мы пошли гулять.

Навстречу – пёс Барбос: ( Присесть, как это делают собаки.)

Хвост колечком, чёрный нос. (Показать рукой сначала «хвостик», а потом – нос.)

Одной рукой я травку рву, ( Хватательные движения левой рукой .)

Другой рукой я тоже рву. ( Хватательные движения правой рукой .)

Я травкой накормлю коня. ( Вытянуть руки вперёд ладонями вверх, доброе выражение лица .)

Вот сколько пальцев у меня! ( Раскрыть ладошки, растопырить пальцы, лицо весёлое .)

Бу-бу, я рогатый. – (делают два прыжка, ставят на голове «рожки»

Бу-бу, я хвостатый. – (делают два прыжка, «хвостик» из руки – за спину)

Бу-бу, я ушастый. – (делают два прыжка, «ушки» из ладошек – на голову)

Бу-бу, очень страшный. – (сделав «рожки» на голове)

Бу-бу, забодаю. – (бодаются)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка.

Практический материал для использования в свободное время или в проектной деятельности.

Важность проведения артикуляционной гимнастики.

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Логопедическая зарядка по теме: «Дикие животные»

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Дикие животные»

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

А пчелы налетают,

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

Упражнения для щек и губ

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. В

сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Ежик фыркает.

  1. Развитие мелкой моторики

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаютсякланяются.)

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

(Разогнуть мизинцы.)

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Е. Карельская

  1. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

  1. Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает.

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

  1. Общая моторика

Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Обыгрывание ситуаций

Медведь в берлоге.

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Олени в тундре.

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Педразвитие

Автор: Мышкина Наталья Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №29 “Детский сад комбинированного вида”
Населённый пункт: Г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР III уровня. Лексическая тема: “Дикие животные зимой”
Дата публикации: 26.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей

логопедической группе для детей с ОНР III уровня.

Лексическая тема «Дикие животные зимой»

Дикие животные зимой.

Коррекционно-образовательная задача. Закрепление представления о диких

животных, их внешнем виде, образе жизни в зимней период. Уточнение и расширение

словаря по теме «Дикие животные».

Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование грамматического строя речи:

употребление существительных с суффиксами онок-енок., согласование числительных

с существительными, образование притяжательных прилагательных с помощью

суффиксов -ин (-ын), -ий. Развитие связной речи, фонематического слуха, мелкой и

общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества,

доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к

Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных. Картинно-

графический план к рассказу «Зима в лесу», картинки символы (хищное и травоядное

животное), картинки с изображением следов диких животных.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Логопед. Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо.

«Дорогие ребята, приглашаю вас в гости в зимней лес».

Письмо не подписано, но есть картинка из пазлов. Чтобы понять, кто изображен на

картинке, нужно правильно собрать пазлы.

Вы согласны отправиться в зимний лес?

Логопед. На чем поедем?

Логопед. Вставайте друг за другом. И повторяйте движения и слова за мной.

Мы на лыжах в лес идем,

(Дети машут руками, как будто работают лыжными палками.)

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

(Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит

(Руки вверх, наклоны вправо и влево)

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

(Медленно опустить руки)

По опушке зайчик скачет,

(Прыжки на двух ногах)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок,

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

(Дети машут руками, как будто работают лыжными палками).

Надо снова заниматься.

Логопед. Вот мы и попали в зимний лес. Как красиво. Послушайте, что вы слышите.

(Звуки зимнего леса).

1-й ребенок. Я слышу, как поет синица.

2-й ребенок. Я слышу, как хрустит снег.

3-й ребенок. Я слышу, как воет вьюга.

4-й ребенок. Я слышу, как стучит дятел.

5-й ребенок. Я слышу, как трещат ветки деревьев.

6-й ребенок. Я слышу, как кричит лось.

Логопед. Что нельзя делать в лесу?

Дети. Нельзя шуметь, ломать ветки, рубить деревья, сорить.

Дети выбирают картинки символы и прикрепляют на доску.

Логопед. Правильно. Посмотрите, чьи следы вы видите на снегу?

Около каждого следа дети выставляют фигуры диких животных

1-й ребенок. Это заячьи следы.

2-й ребенок. Это беличьи следы.

3-й ребенок. Это лисьи следы.

4-й ребенок. Это рысьи следы.

5-й ребенок. Это волчьи следы.

6-й ребенок. Это оленьи следы.

Кто из них является хищником? Кто травоядным?

Дети прикрепляют картинки – символы на фигуры животных.

1-й ребенок. Заяц-это травоядное животное

2-й ребенок. Белка – это травоядное животное

3-й ребенок. Лиса – это хищное животное.

4-й ребенок. Лось – это травоядное животное.

5-й ребенок. Волк – это хищное животное.

6-й ребенок. Олень – это травоядное животное.

Логопед. Все животные были детенышами. Найдите детские фотографии животных.

1-й ребенок. Заяц был зайчонком.

2-й ребенок. Волк был волчонком.

3-й ребенок. Лось был лосенок.

4-й ребенок. Рысь был рысенком.

5-й ребенок. Белка была бельчонком.

6-й ребенок. Медведь был медвежонком.

Посмотрите, кого вы видите в лесу?

Дети. Волка, зайца, лося, белку, лису.

Логопед. Почему так мало животных?

Дети. Некоторые животные впали в спячку?

Логопед. Назовите животных, которые впали в спячку.

1-й ребенок. Медведь.

2-й ребенок. Барсук.

4-й ребенок. Енот.

5-й ребенок. Хомяк.

6-й ребенок. Бурундук.

На экране появляются животные.

Как называется профессия человека, который охраняет лес, следит за порядком в лесу?

Правильно лесник, только он знает, какие животные обитают в его лесу. Ребята,

давайте поможем леснику посчитать животных.

1-й ребенок. Одна белка, две белки, три белки, четыре белки. Пять белок.

2-й ребенок. Один волк, два волка, три волка, …

3-й ребенок. Одна лиса, две лисы, три лисы…

4-й ребенок. Один лось, два лося, три лося, …

5-й ребенок. Один заяц, два зайца, три зайца, …

6-й ребенок. Один кабан, два кабана, три кабана,…

Ребята, посмотрите на полянку пришли животные, кто из них лишний?

Заяц, медведь, лиса, волк.

Олень, лось, кабан, лиса.

Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, Прослушайте предложения. Вставьте предлоги, подходящие по смыслу.

Повторите предложения целиком.

1-й ребенок. Медведь зимует _____ берлоге.

2-й ребенок. Белка сидит _____ еловой ветке.

3-й ребенок. Лось стоит _____ березой.

4-й ребенок. Кабан пробежал _____ елкой.

5-й ребенок. Заяц пронёсся _____ кустами.

6-й ребенок. Бельчата выглядывают _____ дупла.

Логопед. Замечательно. Ребята, посмотрите на экран. Из пазлов мы собрали картинку.

Логопед. Медведь в гости пригласил, а сам в спячку лег.

Он оставил нам голосовое сообщение.

«Здравствуйте дети. Я очень хочу знать, что такое зима? Что происходит с природой?

Как живут зимой дикие животные?

Логопед. Ребята, давайте оставим медведю сообщение о зиме. Но как это сделать?

Ведь медведь не умеет читать.

Дети. Можно написать сообщение в виде картинок.

Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану.

Наступила Зима. Солнце светит, но не греет. Ночь длинная, а день короткий. Падает

белый пушистый снег. Снег лежит на земле, на деревьях. Бывают сильные морозы.

Реки покрыты толстым льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. В лесу в теплой

берлоге спит медведь, в уютной норе сопит барсук, в норке под корнем большого

дерева спит ёж. Белка поменяла оранжевую шубку на серебристо – серую. Запасла на

зиму припасы: орехи, грибы. Заяц поменял серую летнюю шубку на зимнюю,

белоснежную и пушистую. Норы у зайца нет. По лесу ходит злой и голодный волк.

Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями. Скажите, что вам

Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет

с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня

На основании тщательно проведенного логопедического обследования дети группы делятся на две подгруппы с учетом уровня развития речи, психических процессов и общих знаний и представлений.

Коррекционная работа планируется по подгруппам. Продолжительность занятий 10-15 минут. Каждое занятие содержит 2-3 задания или игры продолжительностью 4-5 минут.

Предложенное перспективное планирование по работе с детьми 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня разделено на три периода:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период – декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май.

В сентябре, первые две недели, проводится логопедическое обследование детей группы, при котором выявляются структура и механизмы речевых нарушений, заполняются речевые карты, определяются подгруппы детей для занятий; составляются индивидуальные планы работы на каждого ребенка; проводится групповой педсовет, на котором определяется преемственность в работе между всеми специалистами, работающими с детьми группы.

Со второй половины сентября начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые проводятся с учетом речевого дефекта ребенка, его речевых возможностей и особенностей развития речи в онтогенезе.

Занятия первого периода обучения проводятся в форме игры. Это помогает сформировать мотивационную основу речи. Занятия первого периода обучения насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, с мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.

Обязательным условием коррекционного воздействия является многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящими детьми обеспечивает успех всей работы.

На подгрупповых занятиях детям предлагается запомнить слова, действия, признаки, соответствующие определенной тематике: «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Животные» и т.д.

Педагог во время занятий с детьми с ОНР1 уровня говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, повторяя отдельные словосочетания по 2-3 раза, слова употребляет в разных грамматических формах.

Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание – всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. В игровой ситуации у ребенка появляются звуковые комплексы или лепетные слова. При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.

Процесс речевого подражания тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.

По мере развития речевой активности постепенно отказываются от звукоподражаний и учат детей правильно называть предметы окружающего мира.

Первый период обучения детей с ОНР1 уровня учат пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом («дай, пойдем»), затем – словосочетанием («Дай машину» и т.д.) и предложением. Речевое общение развивается через отраженную побудительную речь, а затем самостоятельно.

Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т.д.

Со второго периода у детей формируется словарный минимум. Особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа. Педагог учит детей правильно передавать слоговую структуру слова

дву-трехсложных слов, активно пользоваться известным словарем. В этот период педагог начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений, заучивает с детьми обиходные словосочетания.

В процессе третьего периода обучения с детьми первого уровня речевого развития педагог продолжает работу по формированию короткой бытовой фразы из 2-3 слов. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, договариваются с помощью педагога сказки и короткие рассказы.

В работе с дошкольниками, имеющими второй уровеньречевого развития, главными задачами педагога в течение года считались:

– Дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;

– Развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;

– Практическое усвоение простых грамматических категорий;

– Работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;

– Закрепление правильного произношения;

– Обучение составлению рассказов.

В первый период обучения детей со вторым уровнем речевого развития педагог закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение

в форме винительного, дательного, творительного падежей. Затем вводится определение, далее косвенное дополнение с предлогом и обстоятельство. Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами. Ведется работа по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Во второй период обучения после отработки беспредложных конструкций детей знакомят с назначением предлогов через их практическое усвоение.

Параллельно с работой над структурой предложения педагог проводит работу над повествовательной и вопросительной интонацией.

На занятиях продолжается работа по расширению объема предложения и строятся сложные предложения.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению предложения педагог использует вопросно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. В дальнейшем все предложение проговаривается все целиком. Педагог следит за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

Продолжается работа по формированию диалогической речи. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

В этот период проводится работа по обучению детей пересказу небольших рассказов, составлению рассказов с опорой на наглядность и помощь педагога, заучиванию стихотворений.

В третьем периоде на занятиях дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала педагог дает образец, затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.

Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.

Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности в общении в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.

На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.

В течение всего первого года обучения с детьми с

ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.

Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.

Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.

Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.

Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.

Таким образом, предложенное планирование коррекционной работы для детей 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня построено на знаниях о речевых и психологических возможностях детей, степени отставания каждого от возрастной нормы. Планирование предполагает всестороннюю коррекцию общего недоразвития речи и сопутствующих нарушений.

Перспективный план логопедической работы

Ссылка на основную публикацию