Логопедическое занятие “Дикие животные”
Разделы: Логопедия
Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор.
- Магнитофон.
- Картинки с изображением пищи животных.
- Разрезные картинки.
- Пиктограмма.
- Презентация.
1. Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Внятно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Развитие артикуляционной моторики.
Для губ: лягушка, “колёсико”.
Для языка: “иголочка”, “вкусное варенье”.
Для щёк: хомячки – толстячки, хомячки – худышки.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем поудобнее.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
4. Работа по развитию дыхания и голоса.
Куда мы с вами попали? (В лес)
Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)
Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.
5. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Сюрпризный момент “Посылка”
6. Загадки о диких животных.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
7. Развитие мимики.
Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.
В лесу бегает злой волк | Нахмурить брови |
Вдруг не стало волка | Поднять брови (удивление) |
Это мишка косолапый прогнал злого волка | Подмигнуть правым глазом (радость) |
8. Введение в тему.
Кто прислал нам эту посылку?
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)
Как мы назовём их одним словом? (Дикие)
Почему их так называют?
9. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Беседа “Кто, где живет?”
Беседа “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных)
10. Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).
Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой – лосихой топал лосёнок, За мамой – лисицей крался лисёнок, За мамой – ежихой катился ежонок, За мамой – медведицей шёл медвежонок, За мамою – белкой скакали бельчата, За мамой – зайчихой косые зайчата, Волчица вела за собою волчат Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу Идут, громко топая Крадутся на носочках Передвигаются вприсядку Идут вперевалку Скачут вприсядку Скачут на прямых ногах Крадутся Лицо в круг, лакательные движения языком |
11. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Ребята, а в посылке ещё что-то есть, посмотрите.
Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных)
Игра “Чем бы мы угостили животных?”
12. Итог занятия. Пиктограмма.
13. Развитие общей моторики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Дикие животные»
Соня
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Дикие животные»
I. Вводная часть.
Построение в одну колонну.
Ходьба обычная друг за другом.
Ходьба на носках, руки на поясе.
Ходьба на пятках, руки в стороны.
Бег друг за другом.
Ходьба боковым приставным шагом, пружинка.
Бег друг за другом.
Ходьба с высоким подниманием колена (лошадка).
Построение в две колонны.
II. Основная часть. Общеразвивающие упражнения.
1. “Ловкая белка”.
И. п. – ноги на ширине плеч.
Выполнение упражнения: на счет 1 – наклон вправо, руки на пояс, на счет 2 – и. п., на счет 3 – наклон влево, руки на пояс, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.
2. “Шустрый заяц”.
Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – руки вытянуть вперед, наклониться, руками дотронуться до стоп ног, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 6 раз.
3. “Быстрый волк”.
Выполнение упражнения: на счет 1 – нога вперед, на счет 2 – и. п., на счет 3 – нога назад, на счет 4 – и. п. – повторить 3 раза для каждой ноги.
“Полюбуемся дикими животными” – дыхательное упражнение.
Выполнение упражнения: вдох носом, произношение звука “м” и постукивание пальцами рук по крыльям носа – повторить 4 раза.
5. “Ловкая лисица”.
И. п. – стоя на четвереньках.
Выполнение упражнения: на счет 1 – голову вверх, спину прогнуть, на счет 2 – и. п., на счет 3 – голову вниз, спину выгнуть, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.
6. “Неуклюжий медведь”.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение упражнения: на счет 1 – поворот на правый бок, ноги к груди, на счет 2 – и. п., на счет 3 – поворот на левый бок, ноги к груди, на счет 4 – и. п. – повторить 6 раз.
7. “Дикие животные радуются”.
Прыжки, ходьба на месте – сделать 3 подхода.
III. Заключительная часть.
Ходьба обычная, бег в среднем темпе, спокойная ходьба по залу.
Спасибо за внимание!
Комплекс Утренней гимнастики Комплекс УГ (7-8 мин) 1. Обычная ходьба, гимнастический шаг, ходьба в полу приседе, ходьба в полном приседе, бег в среднем темпе. 2. Медленная.
Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба –на носках, руки в стороны –на пятках, руки на пояс –на внешней стороне стопы.
Комплекс утренней гимнастики Комплексы утренней гимнастики 1-2 неделя 01.03-10.03 3-4 неделя 13.03-31.03 Веселые движения – полезные движения, кто ими занимается – здоровья.
Комплекс утренней гимнастики «Олимпийские резервы» в средней группе. Вводная часть: Инструктор: Ребята, все вы – маленькие спортсмены, и у каждого из вас свои достижения в спорте. А что бы ваши спортивные.
Комплекс утренней гимнастики «Весна» Комплекс утренней гимнастики Подготовительная группа «В весенний лес». I Вводная. Ходьба в колонне по одному, ходьба дробным шагом; подскоки.
Комплекс утренней гимнастики. Средняя группа Комплекс утренней гимнастики в средней группе с ___ по ___ Продолжительность 8 минут «В гости клоун заходил».
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Космическое путешествие» I. «Предполетная подготовка» Построение, ходьба обычная в колонне, ходьба «гуськом» прямо и боком, ходьба по канату, легкий бег, обычная.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе «Парад Победы» I. Ходьба с флажками, ходьба с флажками по сигналу «Слава победе» (поднять руки, помахать – ура, ходьба с вытягиванием носка (как солдаты,.
Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе на тему «Зима» I. Ходьба в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием бедра. Бег, ходьба. II. Общеразвивающие упражнения: 1)«Подышим морозным воздухом».
Комплекс утренней гимнастики в старшей, подготовительных группах Ертегілік жаттыуларды жоспары «___» тобы План утренней гимнастики группы «___» «___».
Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Артикуляционные упражнения по теме «Дикие животные».
1. Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)
Мама мишек будит рано.
(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана!
(Удивленно пожать плечами.)
— Эй, Большак! Вставай скорей!
(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)
— Ну, а ты, лентяй Указка,
(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)
У тебя засохла краска!
(Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком
(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи еще два дня.
Роста у тебя — вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем.)
Сосчитать нельзя никак.
2. Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
3. Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
4.Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц
Бобры пилят дерево.
Круговое движение нижней челюсти.
5. Упражнения для щек и губ
Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
6. Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
А пчелы налетают,
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает.
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
8. Психогимнастика. Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.
Зима. Медведь находится в зимней спячке.
Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.
Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Артикуляционная гимнастика по теме “Дикие животные”
картотека по логопедии (младшая группа) на тему
Артикуляционная гимнастика по теме “Домашние животные”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dom_zhivotn.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1. Голосовые упражнения.
( модулировать голос: тонкий, жалобный, сонный, или громкий, требовательный, сердитый, обиженный и т.д.)
Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»?
– Открывайте поскорей! Мяу!
Очень холодно зимой! Мяу! –
Мурка просится домой, – Мяу!
Скачет конь наш:
Слышен топот быстрых ног.
Перешёл он на галоп: топ, топ, топ.
Жучка тявкнула во сне: «Ав!»,
А потом зевнула: «А-а-а-…»
В мягком кресле, у окна,
Кошечка уснула: «Мур-р-…»
Слышно в поле: «Му-у-у-…, му-у-у-…»
Кто зовёт и почему «Му-у-у-…»?
Бурёнкин он ребёнок!
Никто не откликается! «Му-у-у-…!»
2. Мимические упражнения
– Почему сердит, Полкан?
– Не пустили на диван,
Мяч не дали прокусить, –
Всё! Не буду я служить!
Водит носиком по книжке:
-Почему не пахнут мышки,
Нарисованные в книжке?
Не могу я их поймать!
Лапой только: хвать да хвать!
(по мотивом стихов Г.Лагздынь)
– Жучка, Жучка, – вот пакет!
Там полным-полно конфет!
Съела Жучка весь пакет,
Улыбнулась мне в ответ.
Наш бычок решил бодаться.
До чего упрям он, братцы!
Дело было по весне,
Подошёл бычок к сосне.
Промычал упрямо: «Му!
3. Артикуляционные упражнения.
«Телёнок » (жевательные движения,
рот при этом закрыт)
Целый день телёнок ест.
Как ему не надоест?
Ест телёнок потому,
Что надо вырасти ему!
(Рот приоткрыт, язык в виде «мостика».)
Рассердился наш Пушок,
Выгнул спину мостиком.
Язычок мой сделал так же:
Уперевшись в зубки кончиком.
Язычок ведь, как копытца,
Может звонко потрудиться.
Цок, цок, цок, – и не устанет,
Лишь усердней цокать станет.
(Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.)
Видно жить лошадке сладко!
Зубки ровные лошадка
Показала нам украдкой.
4. Дыхательные упражнения.
Прерывистые, частые дыхательные движения, язык высунут.
С силой подуть на губы, как это делает лошадка.
5. Пальчиковая гимнастика
Эта ручка – мышка. ( Правая рука.)
Эта ручка – кошка. (Левая рука.)
В кошки – мышки поиграть ( Пошевелить пальцами.)
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребёт, ( Соответственно.)
Мышка корочку грызёт. ( Правая рука «покусывает» пальцы левой руки.)
Кошка это слышит ( Рука к уху.)
И крадётся к мыши. ( Правая рука «крадётся».)
Раскроем ладошку, расскажем про кошку.
Вот кулак, ( Сжать кулак .)
А вот – ладошка, ( Раскрыть ладонь. )
На ладошку села кошка. ( Соответственно из пальцев. )
И крадётся, и крадётся, ( Пальцы взбираются по руке.)
Видно мышка там живёт.
Кошка мышку там найдёт. ( Пробежать пальчиками по предплечью и плечу .)
Шёл один я по дорожке
Шёл один я по дорожке. ( Пальцы «шагают» по столу .)
Шли со мной мои две ножки. ( Показать два пальца .)
Вдруг навстречу три щенка:
Ой, мы видели кота! ( Из пальцев .)
У него четыре лапки, ( Показать четыре пальца .)
А на лапочках – царапки. («Цапки – царапки».)
Раз, два, три, четыре, пять, – ( Загибать пальцы .)
Надо быстро убегать! ( Пальцы «убегают».)
( Все движения выполняются в соответствии с текстом .)
Осторожно, словно кошка
До дивана от окошка
На носочках мы пройдёмся,
Ляжем и в кольцо свернёмся.
А теперь пора проснуться,
Мы легко с дивана спрыгнем,
Спинки мы дугою выгнем,
Лапкой грудку и животик
Мы помоем, словно котик.
И свернёмся вновь колечком,
Словно кот у тёплой печки.
Кот Федот и котята.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом.)
Все котятки мыли лапки: вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки: вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали: вот так, вот так…
На ковре котята спят: «Мур-мур, мур-мур!»
Просыпаться не хотят: «Мяу – мур!»
Тихо спят: спина к спине,
И мурлыкают во сне: «Мур – р – р -….».
На животик все легли,
Расшалились, как могли: «Мяу!»
Лапки вверх и все подряд
Вот идёт лохматый кот,
А зовут его Федот.
Что за детки здесь шалят?
Напугаю всех котят!
У быка бока крутые. ( Руки на пояс. )
У быка рога витые. ( Показать большие крутые рога быка над головой. )
У быка большие ноги, ( Наклониться к ногам.)
У быка характер строгий. (Погрозить пальцем.)
У бычка, как палки, ножки, (Потопать ножками.)
У бычка смешные рожки. ( Из двух указательных пальцев – рожки над головой.)
Хвостик у бычка короткий, (Рука сзади изображает коротенький хвостик.)
У бычка характер кроткий. (Голова наклоняется из стороны в сторону, милое выражение лица.)
Маленький бычок, ( Показать пальцами на голове рожки .)
Жёлтенький бочок. ( Руки на пояс .)
Ножками ступает, ( Переступать на месте ногами .)
Головой мотает. ( Соответственно .)
– Где же стадо? Му-у-… ( Удивлённое выражение лица.)
Скучно одному-у-у-… ( Выражение лица печальное .)
Мы пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, ( Энергичные шаги на месте.)
Вместе мы пошли гулять.
Навстречу – пёс Барбос: ( Присесть, как это делают собаки.)
Хвост колечком, чёрный нос. (Показать рукой сначала «хвостик», а потом – нос.)
Одной рукой я травку рву, ( Хватательные движения левой рукой .)
Другой рукой я тоже рву. ( Хватательные движения правой рукой .)
Я травкой накормлю коня. ( Вытянуть руки вперёд ладонями вверх, доброе выражение лица .)
Вот сколько пальцев у меня! ( Раскрыть ладошки, растопырить пальцы, лицо весёлое .)
Бу-бу, я рогатый. – (делают два прыжка, ставят на голове «рожки»
Бу-бу, я хвостатый. – (делают два прыжка, «хвостик» из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый. – (делают два прыжка, «ушки» из ладошек – на голову)
Бу-бу, очень страшный. – (сделав «рожки» на голове)
Бу-бу, забодаю. – (бодаются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка.
Практический материал для использования в свободное время или в проектной деятельности.
Важность проведения артикуляционной гимнастики.
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Логопедическая зарядка по теме: «Дикие животные»
Речевая пятиминутка по лексической теме: «Дикие животные»
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
А пчелы налетают,
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Бобры пилят дерево.
Круговое движение нижней челюсти.
Упражнения для щек и губ
Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Сердитая рысь.
Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. В
сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
Ежик фыркает.
- Развитие мелкой моторики
Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)
Мама мишек будит рано.
(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана!
(Удивленно пожать плечами.)
— Эй, Большак! Вставай скорей!
(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)
— Ну, а ты, лентяй Указка,
(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)
У тебя засохла краска!
(Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком
(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи еще два дня.
(Разогнуть мизинцы.)
Роста у тебя — вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем.)
Е. Карельская
- Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
- Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
- Развитие речевого дыхания и голоса
Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает.
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
- Общая моторика
Психогимнастика. Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Педразвитие
Автор: Мышкина Наталья Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №29 “Детский сад комбинированного вида”
Населённый пункт: Г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР III уровня. Лексическая тема: “Дикие животные зимой”
Дата публикации: 26.12.2018
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей
логопедической группе для детей с ОНР III уровня.
Лексическая тема «Дикие животные зимой»
Дикие животные зимой.
Коррекционно-образовательная задача. Закрепление представления о диких
животных, их внешнем виде, образе жизни в зимней период. Уточнение и расширение
словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование грамматического строя речи:
употребление существительных с суффиксами онок-енок., согласование числительных
с существительными, образование притяжательных прилагательных с помощью
суффиксов -ин (-ын), -ий. Развитие связной речи, фонематического слуха, мелкой и
общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества,
доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к
Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных. Картинно-
графический план к рассказу «Зима в лесу», картинки символы (хищное и травоядное
животное), картинки с изображением следов диких животных.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Логопед. Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо.
«Дорогие ребята, приглашаю вас в гости в зимней лес».
Письмо не подписано, но есть картинка из пазлов. Чтобы понять, кто изображен на
картинке, нужно правильно собрать пазлы.
Вы согласны отправиться в зимний лес?
Логопед. На чем поедем?
Логопед. Вставайте друг за другом. И повторяйте движения и слова за мной.
Мы на лыжах в лес идем,
(Дети машут руками, как будто работают лыжными палками.)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
(Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
(Руки вверх, наклоны вправо и влево)
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
(Медленно опустить руки)
По опушке зайчик скачет,
(Прыжки на двух ногах)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок,
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
(Дети машут руками, как будто работают лыжными палками).
Надо снова заниматься.
Логопед. Вот мы и попали в зимний лес. Как красиво. Послушайте, что вы слышите.
(Звуки зимнего леса).
1-й ребенок. Я слышу, как поет синица.
2-й ребенок. Я слышу, как хрустит снег.
3-й ребенок. Я слышу, как воет вьюга.
4-й ребенок. Я слышу, как стучит дятел.
5-й ребенок. Я слышу, как трещат ветки деревьев.
6-й ребенок. Я слышу, как кричит лось.
Логопед. Что нельзя делать в лесу?
Дети. Нельзя шуметь, ломать ветки, рубить деревья, сорить.
Дети выбирают картинки символы и прикрепляют на доску.
Логопед. Правильно. Посмотрите, чьи следы вы видите на снегу?
Около каждого следа дети выставляют фигуры диких животных
1-й ребенок. Это заячьи следы.
2-й ребенок. Это беличьи следы.
3-й ребенок. Это лисьи следы.
4-й ребенок. Это рысьи следы.
5-й ребенок. Это волчьи следы.
6-й ребенок. Это оленьи следы.
Кто из них является хищником? Кто травоядным?
Дети прикрепляют картинки – символы на фигуры животных.
1-й ребенок. Заяц-это травоядное животное
2-й ребенок. Белка – это травоядное животное
3-й ребенок. Лиса – это хищное животное.
4-й ребенок. Лось – это травоядное животное.
5-й ребенок. Волк – это хищное животное.
6-й ребенок. Олень – это травоядное животное.
Логопед. Все животные были детенышами. Найдите детские фотографии животных.
1-й ребенок. Заяц был зайчонком.
2-й ребенок. Волк был волчонком.
3-й ребенок. Лось был лосенок.
4-й ребенок. Рысь был рысенком.
5-й ребенок. Белка была бельчонком.
6-й ребенок. Медведь был медвежонком.
Посмотрите, кого вы видите в лесу?
Дети. Волка, зайца, лося, белку, лису.
Логопед. Почему так мало животных?
Дети. Некоторые животные впали в спячку?
Логопед. Назовите животных, которые впали в спячку.
1-й ребенок. Медведь.
2-й ребенок. Барсук.
4-й ребенок. Енот.
5-й ребенок. Хомяк.
6-й ребенок. Бурундук.
На экране появляются животные.
Как называется профессия человека, который охраняет лес, следит за порядком в лесу?
Правильно лесник, только он знает, какие животные обитают в его лесу. Ребята,
давайте поможем леснику посчитать животных.
1-й ребенок. Одна белка, две белки, три белки, четыре белки. Пять белок.
2-й ребенок. Один волк, два волка, три волка, …
3-й ребенок. Одна лиса, две лисы, три лисы…
4-й ребенок. Один лось, два лося, три лося, …
5-й ребенок. Один заяц, два зайца, три зайца, …
6-й ребенок. Один кабан, два кабана, три кабана,…
Ребята, посмотрите на полянку пришли животные, кто из них лишний?
Заяц, медведь, лиса, волк.
Олень, лось, кабан, лиса.
Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, Прослушайте предложения. Вставьте предлоги, подходящие по смыслу.
Повторите предложения целиком.
1-й ребенок. Медведь зимует _____ берлоге.
2-й ребенок. Белка сидит _____ еловой ветке.
3-й ребенок. Лось стоит _____ березой.
4-й ребенок. Кабан пробежал _____ елкой.
5-й ребенок. Заяц пронёсся _____ кустами.
6-й ребенок. Бельчата выглядывают _____ дупла.
Логопед. Замечательно. Ребята, посмотрите на экран. Из пазлов мы собрали картинку.
Логопед. Медведь в гости пригласил, а сам в спячку лег.
Он оставил нам голосовое сообщение.
«Здравствуйте дети. Я очень хочу знать, что такое зима? Что происходит с природой?
Как живут зимой дикие животные?
Логопед. Ребята, давайте оставим медведю сообщение о зиме. Но как это сделать?
Ведь медведь не умеет читать.
Дети. Можно написать сообщение в виде картинок.
Дети составляют рассказ по картинно-графическому плану.
Наступила Зима. Солнце светит, но не греет. Ночь длинная, а день короткий. Падает
белый пушистый снег. Снег лежит на земле, на деревьях. Бывают сильные морозы.
Реки покрыты толстым льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. В лесу в теплой
берлоге спит медведь, в уютной норе сопит барсук, в норке под корнем большого
дерева спит ёж. Белка поменяла оранжевую шубку на серебристо – серую. Запасла на
зиму припасы: орехи, грибы. Заяц поменял серую летнюю шубку на зимнюю,
белоснежную и пушистую. Норы у зайца нет. По лесу ходит злой и голодный волк.
Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями. Скажите, что вам
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет
с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня
На основании тщательно проведенного логопедического обследования дети группы делятся на две подгруппы с учетом уровня развития речи, психических процессов и общих знаний и представлений.
Коррекционная работа планируется по подгруппам. Продолжительность занятий 10-15 минут. Каждое занятие содержит 2-3 задания или игры продолжительностью 4-5 минут.
Предложенное перспективное планирование по работе с детьми 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня разделено на три периода:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период – декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май.
В сентябре, первые две недели, проводится логопедическое обследование детей группы, при котором выявляются структура и механизмы речевых нарушений, заполняются речевые карты, определяются подгруппы детей для занятий; составляются индивидуальные планы работы на каждого ребенка; проводится групповой педсовет, на котором определяется преемственность в работе между всеми специалистами, работающими с детьми группы.
Со второй половины сентября начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые проводятся с учетом речевого дефекта ребенка, его речевых возможностей и особенностей развития речи в онтогенезе.
Занятия первого периода обучения проводятся в форме игры. Это помогает сформировать мотивационную основу речи. Занятия первого периода обучения насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, с мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.
Обязательным условием коррекционного воздействия является многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящими детьми обеспечивает успех всей работы.
На подгрупповых занятиях детям предлагается запомнить слова, действия, признаки, соответствующие определенной тематике: «Игрушки», «Части тела», «Одежда», «Животные» и т.д.
Педагог во время занятий с детьми с ОНР1 уровня говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, повторяя отдельные словосочетания по 2-3 раза, слова употребляет в разных грамматических формах.
Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание – всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. В игровой ситуации у ребенка появляются звуковые комплексы или лепетные слова. При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.
Процесс речевого подражания тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.
По мере развития речевой активности постепенно отказываются от звукоподражаний и учат детей правильно называть предметы окружающего мира.
Первый период обучения детей с ОНР1 уровня учат пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом («дай, пойдем»), затем – словосочетанием («Дай машину» и т.д.) и предложением. Речевое общение развивается через отраженную побудительную речь, а затем самостоятельно.
Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т.д.
Со второго периода у детей формируется словарный минимум. Особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа. Педагог учит детей правильно передавать слоговую структуру слова
дву-трехсложных слов, активно пользоваться известным словарем. В этот период педагог начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений, заучивает с детьми обиходные словосочетания.
В процессе третьего периода обучения с детьми первого уровня речевого развития педагог продолжает работу по формированию короткой бытовой фразы из 2-3 слов. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, договариваются с помощью педагога сказки и короткие рассказы.
В работе с дошкольниками, имеющими второй уровеньречевого развития, главными задачами педагога в течение года считались:
– Дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;
– Развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;
– Практическое усвоение простых грамматических категорий;
– Работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;
– Закрепление правильного произношения;
– Обучение составлению рассказов.
В первый период обучения детей со вторым уровнем речевого развития педагог закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение
в форме винительного, дательного, творительного падежей. Затем вводится определение, далее косвенное дополнение с предлогом и обстоятельство. Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами. Ведется работа по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.
Во второй период обучения после отработки беспредложных конструкций детей знакомят с назначением предлогов через их практическое усвоение.
Параллельно с работой над структурой предложения педагог проводит работу над повествовательной и вопросительной интонацией.
На занятиях продолжается работа по расширению объема предложения и строятся сложные предложения.
При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению предложения педагог использует вопросно-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. В дальнейшем все предложение проговаривается все целиком. Педагог следит за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.
Продолжается работа по формированию диалогической речи. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.
В этот период проводится работа по обучению детей пересказу небольших рассказов, составлению рассказов с опорой на наглядность и помощь педагога, заучиванию стихотворений.
В третьем периоде на занятиях дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала педагог дает образец, затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.
Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.
Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности в общении в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.
Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.
На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.
В течение всего первого года обучения с детьми с
ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.
Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.
Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.
Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.
Таким образом, предложенное планирование коррекционной работы для детей 3-4 лет с ОНР 1, 2 уровня построено на знаниях о речевых и психологических возможностях детей, степени отставания каждого от возрастной нормы. Планирование предполагает всестороннюю коррекцию общего недоразвития речи и сопутствующих нарушений.
Перспективный план логопедической работы