Логопедическая зарядка по теме «8 Марта»

Логопедическая зарядка по теме «8 Марта»

Вы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 07.01.2021, 13:42

–>

–>

–> –>МЕНЮ САЙТА –>
–>

Войти через uID

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Расширение словарного запаса детей:

названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

бабушка — бабушкин (а),

дедушка — дедушкин (а),

Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?»

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Дети — детки — деточки;

мама — маменька, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сыночек, сынуля, сыночка;

дочь — дочка — доченька, дочуленька;

внук — внучек, внучок;

сестра — сестричка, сестреночка;

Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей,

работа — работы — много работы (работ),

мама — мамы — мам,

папа — папы — пап,

дедушка — дедушки — дедушек,

бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

дочь — дочери — дочерей,

сестра — сестры — сестер,

брат — братья — братьев,

внук — внуки — внуков,

младенец — младенцы — младенцев,

цветок — цветы — цветов,

подарок — подарки — подарков,

праздник — праздники — праздников.

Склонение существительного «Закончи предложения»

У каждого малыша есть . (мама). Каждый человек любит свою . (маму). На свете очень трудно жить без . (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы . (маме). Я люб­лю гулять со своей . (мамой). Я очень горжусь своей . (ма­мой).

Лексический строй речи

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (де­тям от 6 лет):

сколько в семье человек;

с кем живет ребенок (если неполная семья);

как зовут родителей (имя, отчество);

кем работают родители;

сколько лет брату (сестре);

в каком классе учится брат (сестра);

какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабуш­ка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

Материал для запоминания «Праздник 8 Марта»

В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле — мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Ты Федина дочь, моего сыночка.

Мой папа большой, а совсем не сыночек.

Сыночек. Брат моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

Да разве у дочки мы были? У тети!

Тетю твою я в люльке качала.

Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
Кто мне Наташа и два ее братца?

Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!

А ты доводишься. Хитрое дело.

Бабушка, что-то у нас пригорело!

Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало.

Конспект индивидуального занятия : ” Дифференциация звуков [с] [ш].

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Светлячок»

Смоленского района Смоленской области

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциации звуков [с] [ш]»

Подготовил: учитель-логопед

Свистунова М.И

Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.

уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];

закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш];

учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.

развитие мелкой и артикуляционной моторики;

развитие фонематического слуха и слухового внимания;

совершенствование грамматического стоя речи: образование относительных прилагательных.

воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;

формирование контроля за собственной речью;

воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: зеркало, мяч фитбульный, круг-квадрат.

План занятия.

Развитие артикуляционной моторики.

Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

Развитие грамматического строя речи ( словообразование).

Развитие фонематического слуха.

Произношение звуков с,ш, в словах.

Ход занятия

1.Организационный момент

Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:

Пишет школьник Паша

Шапка, шайба, каша

Мышка, мошка, шутка,

А теперь в другом стихотворении:

Самолет построим сам,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Сегодня, мы с тобой будем учиться не путать звуки С и Ш.

2.Развитие артикуляционной моторики.

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом

3.Анализ артикуляции и характеристика звуков.

Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы – в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

4.Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти (дифференциация звуков в слогах).

Произношу слоги, на слог со звуком [с], ребёнок должен стать на круг, на слог со звуком [ш] на квадрат.

СА-ША АС-АШ СКА-ШКА

СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО

СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ

СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ

5.Развитие грамматического строя речи ( словообразование).

Я читаю рифму, а ты должен заменить в слове «путанные» звуки.

Кошка ловит «миску».

Пожарный носит «кашку».

Мама моет «мышку».

Танцует Миша в «машке».

«Крысу» красят маляры.

Конфету дали «маске»

6.Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в словах.

Я произношу слова, если ты слышишь в слове звук [с], прыгаешь на фитбульном мяче, если [ш] не прыгаешь.

Маша, сани, шишка, сок, нос,мешок, шуба, собака.

7.Физминутка.

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков с, ш в словах.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

4. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

5. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

6. Как называется дорога, по которой едут машины? Шоссе0

9.Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?

Расскажи, как органы артикуляции ведут себя при произношении звука [с]?

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

  • Главная
  • Этапы развития речи в норме
  • Причины и виды нарушений речи
  • Исправление звукопроизношения
    • Артикуляционная гимнастика
    • Родителям: работа над звукопроизношением
    • Лингвистический материал
  • Формирование лексико-грамматических операций
  • Предупреждение и преодоление нарушений письма
  • Авторские находки
    • Проекты
    • Презентации
    • Конспекты занятий
    • ПУБЛИКАЦИИ КОЛЛЕГ
  • Развитие фонематических процессов
  • Отзывы и предложения
  • Заикание. Как поставить развернутое заключение

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения с детьми старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта

Тема: Дифференциация звуков С и Ш

Автор: Жук Марина Константиновна,

учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ № 150 г. Мариуполя

Цель :

  • Учить различать звуки С и Ш на слух, выделять в слогах, словах, фразе; правильно характеризовать звуки.
  • Развивать фонематический слух, продолжать формировать навыки звукового анализа. Развивать связную речь, логическое мышление, графические навыки.
  • Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.

Оборудование : кукла Бяка Задавака, веера с символами артикуляционных упражнений, характеристики артикуляции звуков на магнитах, картинки предметов на звуки С и Ш, 2 собаки игрушки, фишки для звукового анализа, экраны для письма, кубики с символами артикуляционных упражнений.

Ход занятия:

1​ Артикуляционная разминка.

– Ребята, наша Бяка Задавака хочет проверить, помните ли вы её упражнения. Кукла Бяка Задавака показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют, произносят названия упражнений, находят их на веерах.

2​ Постановка цели занятия.

– Ребята, к нам сегодня пришли в гости 2 собаки. Дети читают клички собак (Салли и Шарик), определяют 1-ый звук в кличке собак (С и Ш). Логопед подводит к теме занятия: – Сегодня мы с вами будем говорить о звуках С и Ш

3​ Уточнение артикуляции. Логопед совместно с детьми определяет положение органов артикуляционного аппарата. Дети выставляют картинки символы на магнитах на доску (губы, язык, ветерок, голосок). Определяют, сходство и различие звуков.

4​ Игра «Будь внимателен». На С – присесть, на Ш – подняться на носочки.

5​ Игра «Эхо».Дети повторяют за логопедом слоги с оппозиционными звуками:

СА- СА- ША СЫ – ШЫ – СЫ ШУ –СУ- ШУ ША – ША – СА

ША – СА – СА СА – ША – СА СО – ШО –СО СУ – ШУ – ШУ

6​ Игра «Подари картинки Салли и Шарику». Дети произносят названия предметов на картинках, определяя в них звук С или Ш.

7​ Динамическая пауза. Речь с движениями.

Шли по крыше три кота, (идут по кругу)

Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх)

Сели киски на карниз, (присесть на корточках)

Посмотрели вверх и вниз ( движения головой вверх – вниз)

И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)

«Красота, красота !» (ритмичные хлопки в ладоши)

8​ Звуковой анализ.

– Ребята, отгадайте: Что защищает от пуль голову солдата? (Каска)А что обычно дети кушают на завтрак в детском саду? (Кашка) Давайте выложим эти слова на доске фишками, а затем, напишем на экранах буквами. – Чем отличаются слова?

9​ Составление предложений со словами.

– А теперь мы придумаем предложения со словами КАШКА и КАСКА и тоже подарим их Салли и Шарику.

10​ Придумывание сказки о язычке.

– Что-то загрустили наши гости. Чем их можно развеселить? (ответы детей). А давайте придумаем нашим друзьям сказочку о язычке и покажем. ( Составление сказки на кубиках, 3- 5 упражнений)

11​ Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

12​ Сюрпризный момент. Подарки от Салли и Шарика.

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Галеева Анна Викторовна

автор: Галеева Анна Викторовна

учитель-логопед Д/С «Березка» р.п. Чишмы

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе.

Тема: Дифференциация

Цели занятия:
1. Образовательная:

— формировать умение дифференцировать звуки [С]–[Ш] в слогах, словах и предложения.

  1. Развивающие:

— способствовать развитию подвижности артикуляционного аппарата;

— активизировать словарь прилагательных;

— способствовать развитию психических функций: слухового и зрительного внимания и памяти.

  1. Воспитательная:

— способствовать формированию навыка самоконтроля.

  1. Организационный момент.

Давай наше занятие начнем с улыбки.

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Давай сделаем вздох, выдохнем из себя вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Вдохнем глубоко свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Сегодня на занятии тебя ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками тебе будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Развитие мелкой моторики.

Зимняя прогулка

  1. Сообщение темы и цели занятия.

— Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
— С какого звука начинается имя первого героя? [с]
— С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
— Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

  1. Игра «Самолет».

— Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое занятие – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.

  1. Дифференциация в слогах.
    — Соня очень любит сливы. Когда он их собирает, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем сливы вместе с Соней. Поставь пальчики на рисунок, шагай по сливам, напевая песенку.
    — Шутник очень любит шоколадки. Когда он их собирает, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем шоколадки вместе с Шутником.
  1. Дифференциация в словах.

-Соня и Шутник очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

— Какие вещи возьмет себе Шутник? (шапка, шорты, шары, шуба).
— Какие вещи возьмет себе Соня? (совок, сумка, сапоги, санки).

  1. Игра «Какая, какие?»
    Наши друзья большие затейники и выдумщики. Они любят загадывать и отгадывать загадки. А ты любишь? Догадайся о каком предмете я говорю:

— Теплая, большая, мохнатая. Что это? Шуба.

— Вязаная, разноцветная, красивая Что это? Шапка.
— Воздушные, лёгкие, красивые Что это? Шары.
— Удобная, вместительная, женская. Что это? Сумка.
— Теплые, красные, красивые. Что это? Сапоги.

  1. Чистоговорки.
    — Соня и Шутник любят сочинять чистоговорки. Несколько чистоговорок они придумали специально для тебя. Послушай и повтори.

Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – похлопайте в ладошки.

  1. Итог занятия

— С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
— Вспомни 3 слова, в которых есть звук [с] и 3 слова, в которых есть звук [ш].
— Выполни последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом. Какие картинки ты раскрасишь? Какие обведешь простым карандашом?

Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С] – [Ш] в слогах, словах, предложениях;

совершенствовать умение детей различать эти звуки на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

совершенствовать грамматический строй речи;

закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными;

способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

уточнение и обогащение словарного запаса детей;

воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: конспект занятия, звуковая игрушка Маша из м-ф «Маша и медведь»,индивидуальные зеркала (4 шт.), картинки, в названии которых есть звуки [С] – [Ш], магнитные буквы, мозаика, пособие «Паровоз», картинный материал для развития артикуляционной моторики, таблицы со слогами, корзинки (4 шт.), разрезные картинки (баран, лошадь, свинка, петушок), перфокарты, простые карандаши, раскраски, смайлики.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости (включается музыка из м-ф «Маша и медведь»)

Психологический настрой на занятие.

– Вы узнали эту песню? Кто ее поет? (Маша!)

– Да ребята, правильно! Маша-шалунья приехала к нам в гости! Я вижу, что вы улыбнулись, значит наше занятие мы начнем с улыбкой и хорошим настроением!

– Наша Маша непростая, любопытная и озорная! Ей все очень интересно, она хочет посмотреть, что вы умеете делать и поиграть с вами. Давайте поиграем с Машей и покажем ей все, что мы умеем (голос Маши: «Поиграй со мной!»)

– Вы готовы, ребята?

Взяли в руки зеркала, и приступаем к артикуляционной гимнастике.

Как язычок умеет наш работать,

Покажем мы для Маши и гостей.

Глазами в зеркало смотри

И все движенья повтори.

-Молодцы, ребята! Язычок ваш потрудился на славу!

Определение темы занятия.

– Ребята, сегодня мы будем работать над смешиваемыми звуками, а над какими именно, вы узнаете, когда отгадаете загадки Маши, по первому звуку отгадки.

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается (собака)

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода (шарф)

– Назовите первые звуки в словах – отгадках! (С, Ш)

– Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня различать?

– Итак, на сегодняшнем занятии мы будем различать звуки [С] – [Ш].

Давайте споем песенку «кипящего чайника» – ссссссс

С- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают, горлышко отдыхает.

Давайте споем песенку змеи? ШШШШШ

Звук [Ш] – губы вытянуты вперед, округлены, видны зубки, язык принимает форму чашечки, и поднят вверх. Посередине языка идет теплая, воздушная струя воздуха.

– Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

– Это гласные или согласные звуки?

– Глухие или звонкие?

6. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас мы поиграем, и вы покажете Маше, как ваши ушки умеют хорошо слышать и различать звуки [Ш] и [С].

– Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если я скажу слово со звуком [С], то вы топните ножкой, а если со звуком [Ш], то хлопните в ладоши. Слова (СУК, СЫН, ШАГ, НОС, ШУМ, ШУТКА, СУП, МЕШОК, ОСА, БУСЫ, ШАПКА, ШИНА, КОСЫ, КОШКА, ВКУС, МЫШЬ, КАКТУС, КАМЫШ)

Обозначение звука буквой.

– А теперь, найдите среди букв, лежащих на партах, букву которая обозначает звук [ C ].

– Покажите букву, который мы обозначаем звук [Ш].

– Давайте выложим эти буквы из мозаики.

– Молодцы, и с этим заданием вы справились!

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся (поморгать глазами)

Больше спать не захотел (руки поднять вверх)

Встрепенулся, потянулся (выдох)

Взвился вверх и полетел.

Дифференциация С – Ш в слогах.

– Ребята, вы заметили, что Маша к нам приехала на паровозике и в каждом вагончике привезла для вас задание. В первом вагоне задание для каждого, прочти слоговые ряды. Покажите Маше, как вы умеете правильно и красиво читать.

Са-ша, ша-са, ас-аш, са-шо, со-шо, шо-со, ос-ош, су-ши,

су-шу, шу-су, ус-уш, ши-су, сы-ши, ши-сы, ыс-ыш, сы-ша.

– Вы хорошо справились с эти заданием, переходим к следующему.

10. Дифференциация звуков в словах.

Игра: «Разложи картинки по лукошкам»

– Перед вами 2 лукошка и картинки, в названиях которых есть звуки [С]-[Ш].

– В 1 лукошко складываете картинки, в названии которых есть звук [ C ], а во 2 лукошко в названии которых есть звук [Ш] (дети раскладывают картинки, а затем проговаривают их вслух).

(поезд, собака, сковородка, слива, троллейбус, стакан, сахарница, кастрюля, сыр, носки, автобус, шкаф, самолет, стол, люстра, груша, машина, игрушка, нож, ложка, шарф, малыш, дедушка, рубашка, бабушка, чашка, карандаш, кошка)

– Давайте проверим! Называйте картинки.

11. Согласование числительного со словосочетанием.

– Ребята, в 3 вагоне Маша везла вам картинки и нечаянно их рассыпала. Помогите ей их собрать (дети собирают разрезные картинки).

– Кто у вас получился? (петушок, лошадка, барашек, свинка)

– Как одним словом можно их назвать? (домашние животные)

– Давайте скажем, какие они?

– Петушок какой? (голосистый)

– Барашек какой? (грустный)

– Свинка какая? (смешная)

– Лошадка какая? (быстрая)

– А теперь давайте посчитаем этих животных до 5. Считать будем так: одна смешная свинка, две смешных свинки и т. д. (дети считают и проговаривают словосочетания со звуками [ C ]-[Ш])

12. Работа с перфокартами.

Вставить пропущенные буквы С и Ш с опорой на картинки.

– Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы ее скорей найдите

И в слова свои впишите!

У лисы пу__шистый хво__т.

Светит ве__елое солны__ко.

У Ма__и __мешные шары.

Са__а моет малы__а.

Дети выполняют. «Вот это здорово!»(голос Маши )

– Какие звуки мы сегодня различали?

– Что вам понравилось на занятии?

– Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.

– Вы хорошо отвечали, справились со всеми Машиными заданиями и за это она дарит вам подарки (раскраски). Дома вы их раскрасите карандашами. Маша говорит вам до свидания, ей пора возвращаться в лес к медведю. Занятие закончено.

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш]

Цель: Закрепить навык четкого произношения и различения звуков [С] и [Ш].

  1. Образовательные

Уточнить представление детей о звуках [С] и [Ш].

  1. Коррекционно-развивающие:

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] и [Ш].

Развивать фонематический слух, восприятие, мыслительные процессы ( внимание, мыслительные операции), пространственные представления, ассоциативное мышление.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов

Закреплять умение составлять предложения по заданному началу и достраивать его схему.

  1. Воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, желание помочь.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, листы бумаги, свистульки, предметные картинки, песок, рамки для фотографий, раздаточный материал для составления схемы предложения и звуковой схемы слова, конверты.

Ход занятия

Слайд 1

Дети в группе идёт подготовка к занятию. Заиграла музыка .

Кто из вас сидит, грустит?

У кого здесь грустный вид?

В круг широкий мы встаём.

Друг друга за руки возьмём.

Будем вместе мы играть? – Да

Заниматься и писать? – Да

Будем крепко мы дружить? – Да

Дружбой будем дорожить? – Да

Друг другу будем помогать? – Да

В круг широкий вижу я встали все мои друзья!

Слайд 2

Логопед. Смотрите нам по электронной почте пришло письмо.

Слайд 3.

Подойдём ближе и прочитаем от куда оно.

Волшебная страна Словарь

Ребята, а вы знаете, что это за страна?

Логопед. В этой стране живут волшебники – звуки, буквы, слова. Их очень много. Эта страна действительно волшебная, потому что её жители приходят к нам каждый день. С их помощью мы красиво говорим, пишем, читаем, общаемся.

Ребята, хотите, я прочитаю вам их письмо.

Слайд 4

Письмо

В нашей волшебной стране случилась беда. Злой волшебник Путалка забрал все слова со звуками [С] – [Ш].

Ни кто из волшебников нашей страны не смог вернуть эти звуки и слова обратно в Словарь.

Главная волшебница нашей страны, Красивая речь сказала, что теперь нам можете помочь только вы – Люди.

Мы знаем, что все люди и даже самые маленькие знакомы с волшебством доброты, отзывчивости и дружбы.

Пожалуйста, помогите нам, ребята.

Жители страны Словарь.

Слайд 5

Логопед. Вот это да! Что скажете, ребята? Хотите помочь жителям этой волшебной страны?

Логопед. Возьмём с нами наш Весёлый Язычок. Сделаем артикуляционную зарядку.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Словно шарик мы надулись,

А потом внезапно сдулись (худышка – толстячок)

Наши губки – гибкие

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться

После снова улыбаться (Улыбка – хоботок)

Чистим зубки мы умело

Вправо – влево, вправо – влево. (Почистим зубки)

Мы ни сколько не устали

Вверх и вниз им двигать стали (Качели)

Язык широкий положу,

А края приподниму.

Кругленькая чашечка (Чшечка)

Горку мы изобразим.

Язычок наш ловкий.

Вниз запрятал хвостик. (Горка)

Язычок чуть-чуть устал,

Он спокойно полежал. (Лопатка)

Ребята, а вы помните с какими звуками пропали слова из словаря?

  1. Артикуляция звуков

Логопед. Вспомним артикуляцию этих звуков .Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С]

Дети. Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.

Логопед. А как работают наши органы артикуляции при произнесении звука [Ш]

Дети. При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.

Логопед. Ребята, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].

Дети. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.

При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.

При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.

  1. Характеристика звуков

Логопед. Вспомним характеристику этих звуков.

Дети. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.

Логопед. Почему вы так считаете?

Дети. Эти звуки нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух выходя, изо рта встречает препятствие.

Логопед. Ребята, в сказочной стране есть волшебные предметы, которые умеют говорить. Я хочу предложить вам попробовать вернуть звуки [С] и [Ш] в страну Словарь с их помощью.

4.Фонематический слух.

Возьмите на столе волшебный лист белой бумаги. Сомните её и прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим шорох, шуршание, шелест.

Логопед. Какой звук слышится в этих словах?

Логопед. Произнесем этот звук.

Слайд 6 (на слайде появляется человечек – символ звука Ш)

А вот и символ звука [Ш].

Теперь возьмите со стола волшебных птичек, потихоньку подуйте в них, прислушайтесь, что вы слышите?

Логопед. Какой звук слышится в этом слове?

Логопед. Произнесём этот звук.

(на слайде появляется символ звука [С]).

Вот и символ звука [С].

Молодцы, ребята, вы освободили звуки [Ш] и [С] из плена злого волшебника Путалки, но в плену остались слова с этими звуками. Хотите помочь им?

Логопед. Если вы услышите в слове звук [Ш] пошуршите волшебной бумагой, а если в слове слышите звук [С] – посвистите.

Весна, ландыш, солнце, ласточка, букашки, шумный, воздушный, скворец.

Ребята, вы молодцы. Вы правильно определили звуки в словах

  1. Разложи картинки и определи звук и его место в слове.

Но злой волшебник Путалка, очень коварный. Он перемешал и перепутал все слова со звуками [С] и [Ш]. И они ни как не могут разобраться, где слово со звуком [Ш], а какое слово со звуком [С]. Поможем им.

(Логопед приглашает детей сесть за столы)

У каждого на столе лежат предметные картинки. Вам нужно выбрать ту картинку в названии, которой слышится звук [С] или [Ш], а затем определить место звука в слове. (нос, каска, крыша, мишка, касса, сок)

Работа детей индивидуальная. Затем каждый выходит к доске и произносит своё слов, называет звук в этом слове, определяет его место в слове.

Ребята, попробуйте заменить в ваших словах звук на противоположный. Какие новые слова у вас получились?

Дети. Нож, кашка, крыса, миска, каша, шок.

Логопед. А теперь, ребята, сами придумайте слова с этими звуками. Со звуком [С].

Логопед. А теперь со звуком [Ш].

Логопед. Ребята, сколько много слов мы вспомнили с этими звуками. Смотрите как они развеселились. Давайте и мы с ними подвигаемся.

Слайд 7

  1. Физ. Минутка.

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и въётся.

  1. Игры с буквам.

Логопед. Ребята, мы с вами знаем, что каждого звука есть свой портрет. Вспомним портреты звуков [С] и [Ш]. Как вы думаете на что похожа буква С?

Дети. Буква С похоже на месяц, серп, половину овала.

Логопед. А на что похожа буква Ш.

Дети. Буква Ш напоминает расческу, грабли, гребешок, вилку.

Логопед. Ребята, а хотите написать портреты наших звуков? Я хочу предложить вам написать их песком на стекле.

(После работы детям предлагают пройти в туалет и вымыть руки.)

  1. Составление предложения и его схемы.

Логопед. А что бы вы хотели пожелать жителям волшебной страны Словарь?

Дети. Счастья, хорошего настроения, здоровья, верных друзей, весенней погоды, радости.

Логопед. Хотите написать письмо волшебникам со своим пожеланием?

Логопед. У вас на столах листы бумаги, на которых начало схемы предложения оно состоит из двух слов «Желаю вам». Закончите это предложение своим пожеланием и достройте к нему схему.

  1. Звуковой анализ слова

Логопед. Вложите свои письма в конверт. Ребята, а как же наши письма дойдут до волшебников? На конверте нужно указать, в какую страну мы отправляем письмо. Как называется страна волшебников?

Дети. Волшебная страна Словарь.

Логопед. Посмотрите, у вас на лицевой стороне конверта есть звуковая линейка. Построим схему к слову словарь. Определим последовательность звуков в этом слове и обозначим каждый звук его символом.

Коллективная работа детей.

Теперь наши письма обязательно попадут в волшебную страну.

Время нашего занятия истекло. Сегодня вы все показали, какие вы дружные, отзывчивые и добрые. Вы помогли волшебникам страны Словарь, а они теперь, я думаю, обязательно будут помогать вам.

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

1) Произносить звуки

Звуки твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

3) Придумать слова со звуками [C] и [Ш] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слоги, слова парами

шу- су
ши -сы, ши-си
ош – ос, ыш – ыс, яш – яс, ющ – юс
  • пошла-росла
  • камыш-кумыс
  • грош-рос
еш – ес, иш – ис, иш – ис
шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

5) Произносить (читать) слова со звуками [C] и [Ш]

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Синяя шаль.
  • Лисья шапка.
  • Пушистый снег.
  • Большая собака.
  • Скошенный луг.
  • Шумное шоссе.
  • Высокая башня.
  • Пушистая кошка.
  • Лесная глушь.
  • Лесная опушка.
  • Спелая вишня.
  • Пушистая шапка.
  • Стальной шлем.
  • Толстые шпалы.
  • Весёлая шутка.
  • Шумный класс.
  • Сладкий шоколад.
  • Смешные стишки.
  • Весёлый пастушок.
  • Солдатская шинель.
  • Послушный малыш.
  • Солёные волнушки.
  • Пенистый шампунь.
  • Душистый ландыш.
  • Шелестят камыши.
  • Опасное путешествие.
  • Спасательная шлюпка.
  • Сушёные шампиньоны.

7) Проспрягать предложения

  • Я спешу на поезд.
  • Я шумел(а) в классе.
  • Я сушу сушки на солнышке.
  • Я шагаю по шумному шоссе.
  • Я вымыл (а) Мишкину миску.
  • Я высушил(а) сушки для пастушка.
  • Я слышу шум.
  • Ты слышишь шум.
  • Он (она) слышит шум.
  • Мы слышим шум.
  • Вы слышите шум.
  • Они слышите шум.

8) Произносить (читать) предложения

  • У Саши машина.
  • У Сашеньки босоножки.
  • У Сони пушистая шапка.
  • Саша шла со ста¬рушкой.
  • Шесть котят есть хотят.
  • Шпалы свалены у насыпи.
  • Петушок уселся на шест.
  • Лукошко вишен стоит на столе.
  • Паша – трусишка, страшно ему.
  • По шоссе с шумом несутся машины.
  • Толстый шмель гудит над кустом шиповника.
  • Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
  • Расшумелись на опушке сойки да кукушки.
  • Шелест листьев осины слышен в любую погоду.
  • Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.
  • Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.
  • Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
  • Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
  • Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
  • Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
  • Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка¬мыши.
  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста¬ло, короче становился день.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Шесть мышей несли шесть грошей.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Швыряет Сашка шапку шавке.
  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
  • Шел Стас по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
  • Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.

10) Произносить (читать), пересказывать текст

Серый плутишка

Был у Миши котишка – серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

11) Произносить (читать) стихотворения

У нашего луня
У милого друга
Сорок кадушек
Соленых лягушек.

Шёпот шёпоту
Шепнул:
– Я не сплю,
А ты уснул?

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

Шёл Стас по шоссе, нёс сушки в мешке.
Сушку – Грише, сушку – Мише,
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
Ещё две сушки Нюше и Петруше.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

12) Выучить наизусть стихотворение

Саша шустро сушки сушит,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Читайте также:  Совершенствование связной речи старших дошкольников с ОНР средствами сюжетной видеозаписи
Ссылка на основную публикацию