Логопедическая зарядка по лексической теме Весна

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по лексичекой теме “Весна” для детей с ТНР 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Составлен учителем-логопедом Коряковцевой Г.Н.

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Тема: Путешествие за сундучком с сокровищами

Цель: Совершенствование фонематической и лексико-грамматической стороны речи

– Активизация словаря по теме «Весна »

– Образование притяжательных прилагательных

– Составление сложноподчинённых предложений

– Совершенствование анализа и синтеза на звуковом, языковом, слоговом и языковом уровнях

– Развитие «чувства языка

– Упражнение в слуховой памяти

– Развитие логического мышления

– Развитие зрительного восприятия

– Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: карточки со слогами, цветные круги-фишки, 2 наборных полотна ( можно магнитные доски), на одном наборном полотне выложено слово «На проталинку», другое – для выкладывания звуковой схемы слова «ласточка»; карточки, с расположенными в ряд предметными картинками, по первым звукам которых нужно прочти слово; маты; карточки для игры «Повтори узор»; карточки к игре «Чья ветка, чей лист»; сундучок, на крышке которого приклеена игра «Заполни клетку. Задания расположены по всей групповой комнате, дети перемещаются по групповой комнате от задания к заданию. Кукла ФУРУ

1.Организационный момент и сообщение темы занятия

ЛОГОПЕД: Подзывает к себе детей. В руках у неё кукла – старец ФУРУ. Логопед говорит, что старец-мудрец ФУРУ предлагает детям совершить путешествие за сундучком с сокровищами. ФУРУ говорит, что путь будет нелёгким, и, чтобы открыть сундучок, детям нужно будет получить ключи-отгадки, которые им отдадут в том случае, если дети правильно и в срок выполнят все задания, повстречавшиеся на их пути.

–Время не ждёт,-говорит ФУРУ,- бежим к первому заданию.

2. Слоговой анализ и синтез

– Вот первая часть задания. Слова рассыпались на слоги, и слоги все перепутались. Вот они перед вами лежат на карточках. Вам необходимо заново составить все слова. Слова будут по теме «Весна» и всё, что связано с ней. Когда составите слова, прочтите их.

Дети: дети подходят к столуу, на ккотором вперемешку лежт карточкки со слогами, выбирают слоги и составляют из них слова и прочитывают их: лу-жа во-да дож-дик лис- тик ру-чей со-суль-ки гра-чи гнез-до зе-лень скво-рец пти-цы ко-раб-лик

– Молодцы,- говорит ФУРУ,- а вот и вторая часть задания

Логопед: Ребята, вы долдны назвать, какое слово спряталось за перепутанными слогами. Слушайте внимательно:

чей, ру (ру-чей) тик, зон

ки, жуч чей, ки, ру

вин, ка, тра гра, нок, чо

чо, нок, сквор каш, бу, ки

Дети : внимательно слушают и называют слова: ручей, весна, жучки, травинка, скворчонок, зонтик, трава, ручейки, грачонок, букашки

Логопед: –Молодцы, дети, и ФУРУ вручает вам первый ключ-отгадку. Бежим за вторым ключом

  1. Фонематический анализ и синтез

Логопед: – Мы прибыли на место. Здесь нас ожидает игра «Живые звуки»

— Ребята, здесь нам необходимо составить слово «Журавлик». Проговариваем это слово, представляем все звуки в нём, а теперь их называем

Дети: Ребёнок , который первым назвал звук из слова, выходит и становится этим звуком. Затем вышедшие дети выстраиваются в той последовательности, в которой звучат звуки в словах и громко называют свой звук.

— И вторая часть задания. Нам всем вместе, совместно, нужно составить звуковую схему слова «Ласточка»

  1. Выкладывание звуковой схемы слова «Ласточка»

— Проговариваем не спеша слово «Ласточка», представляем, какой звук за каким идёт и каким цветом мы его обозначим. Начинаем, называем первый звук и цвет, выходи, Лена, бери кружок, выкладывай, Следующий звук назовёт и выложит…Кто назовёт и выложит следующий звук.

Останавливаются у наборного полотна. Ребёнок, который первым назвал очередной звук, выходит, берёт кружок соответствующего цвета и выкладывает его на наборном полотне. Так выкладывается схема слова «Ласточка»

— Молодцы, ребята, и мудрец ФУРУ вручает вам второй ключ-отгадку. А сейчас мы побежим за третьим ключом.

Дети: бегут по группе к матам

  1. Игра «Телефонисты. Набери номер-слово»

— А вот и видна первая проталинка. Она уже сухая и тёплая, кое-где видна травка, присядем на проталинку.

Дети: садятся на мат, который играет роль проталинки

— Ребята, перед нами телефон со словами «НА ПРОТАЛИНКУ». Из звуков, букв данных слов нам нужно составить как можно больше слов. Буквы и звуки могут повторяться. Имена тое можно называть. Работаем быстро, за каждый ответ каждый из вас получит фишку, после посмотрим, сколько всего слов вы составили все вместе, и каждый в отдельности, и кто больше всех набрал номеров-слов.

Дети составляют слова: рак, рука, нитка, Нина, плот, луна, пот, она, кура, тина и т.д.. по итогам дети считают фишки, определяется победитель и общее количетво набранных, составленных слов.

–Ребята, а сейчас я называю вам слово, затем прикасаюсь к нему волшебной палочкой, и в этом слове один звук заменяется другим. Ваша задача – назвать, какой звук каким заменился. Каждому из вас будет дана пара слов. Не подсказываем, думаем сами.

Если ребёнок испытывает затруднения, взрослый ещё раз медленно называет слова, интонируя звуки.

Дети внимательно слушают слова и называют, какой звук на какой заменился

–Молодцы! –говорит мудрец Фуру, – и вручает вам третий ключ.

–А сейчас мы бежим за четвёртым ключом

5. Игра: «На картинку посмотри и слово мне прочти»

Дети бегут к карточкам, на которых в ряд расположены картинки ( от 3 до 5) Дети по первым звукам данных картинок читают слова.

–Вот мы и на месте. Чтобы получить четвёртый ключ, нам нужно прочесть слова по картинкам. Подходите, берите карточки, читаем слова по первым звукам картинок. Если не знаете, как называется картинка, можете спросить, я подскажу. Мудрец Фуру будет проверять правильность ваших ответов

Дети читают слова, Фуру хвалит детей и вручает им четвёртый ключ.

Логопед: Молодцы, ребята, бежим за пятым ключом

  1. Синтез на языковом уровне – работа над предложением

–Садитесь, ребята, на стульчики. Чтобы получить пятый ключ, надо выполнить несколько заданий.

1. Игра «Составь предложение» .

— Ребята, я называю вам слова вразброс, но они звучат уже в готовой форме, менять их не надо. Вам нужно запомнить их и составить из них предложение. И это предложение долно звучать правильно, красиво, благозвучно. Слушайте внимательно.

  • На, цветы, проталинках, первые, появились
  • К, прилетают, грачи, первыми, нам
  • Вьют, на, грачи, гнёзда, дерева, вершине

Дети составляют предложения: На проталинках появились первые цветы. Первыми к нам прилетают грачи, Грачи вьют гнёзда на вершине дерева.

  • О каком времени года все эти предложения? ( О весне)
  1. Активация словаря по теме «Весна»

— Даю вам второе задание: нужно назвать признаки весны и сказать, почему это происходит?

Дети: называют признаки весны

— Ребята, подумайте и скажите, каким бывает снег весной? Какими бывают первые листочки?

Дети: грязный, серый, зернистый, рыхлый тёмный и т.д.

Листочки бывают клейкие, чистые , липкие, нежные, маленькие, растущие, мохнатые

– Молодцы, ребята.. Да.. листочки вначале маленькие, вырастают и становятся большими и у каждого дерева свой листик. Давайте поиграем в игру «Чья ветка, чей листик?».

–Посмотрите внимательно и скажите, с какого дерева этот лист? А это чья веточка? Логопед показывает детям карточки с листьями и веточками клёна, дуба, рябинки, берёзы, сосны, ивы

Дети отвечают, образовывая притяжательные прилагательные ( рябиновая, рябиновый, дубовая, дубовый…

— Молодцы, ребята! Мудрец Фуру вручает вам пятый ключ. А сейчас, ребята, ставим стульчики к столу. Чтобы получить шестой ключ, вам необходимо повторить узор.

6. Мелкая моторика, зрительное восприятие

1. Игра «Повтори узор»

Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка в клетку. Карточка разделена на 2 поля. На левом поле дан образец узора, который нужно повторить на правом поле. Узор изображён по клеткам

–Ребята, посмотрите, чей лист у вас изображён на узоре? ( кленовый). Правильно, кленовый. Посмотрите внимательно и подумайте, от какой точки, клетки вы начнёте работать, куда поведёте дальше, через сколько точек-клеток проходит каждая линия. Приступайте к работе. Карандаш держим правильно, спинку прямо.

–Мудрец Фуру проверит, как вы справитесь с заданием

–Молодцы, – говорит Фуру, и вручает вам шестой ключ. Вместе с ключом он преподносит вам сундучок волшебный. Этот сундучок откроется в том случае, если вы правильно подберёте ключ-отгадку

7. Развитие логического мышления

1. Игра «Заполни клетку»

— Ребята, посмотрите внимательно на крышку сундучка. Что вы видите? Правильно, в клетках сидят кошки, они все разные. А одна клетка пустая. Если вы в кошках и в их расположении найдёте определённую закономерность, то вы сможете заполнит пустую клетку. Ключи-отгадки помогут вам: на них нарисованы кошки, среди них вам нужно найти ту, которая вам подойдёт, она будет той закономерностью, которая вам будет необходима

Дети рассматривают кошек, находят в их расположении определённую закономерность и выбирают нужный им ключ, с изображением той кошки, которая им нужна

Открыв сундучок, дети из сундучка достают сюрпризы ( могут быть любыми, наклейки, карандаши и т.п.

–Мудрец Фуру благодарит всех ребят за приятные минуты, которые он провёл, путешествуя с вами. Вы все очень понравились ему, но ему уже пора, и он оворит вам «До свидания».

Портал педагога

Автор: Кулешова Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 79 “Соловушка”
Населённый пункт: город Смоленск Смоленская область
Наименование материала: конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе ДОУ
Тема: Лексическая тема “Весна”
Дата публикации: 12.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска

Конспект организованной образовательной деятельности

учителя-логопеда в старшей группе

Лексическая тема: «Весна».

Цель: систематизировать знания детей о весне и ее приметах.

– обогащать и активизировать лексический словарь по теме «Весна»;

– формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в

– развивать творческие способности детей;

– учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы;

– формировать умение составлять распространенные предложения.

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать длительность выдоха;

– развивать фонематический слух;

– развивать связную речь и побуждать детей к желанию общаться;

– развивать внимание и логическое мышление.

– развивать самоконтроль за речью;

– воспитывать интерес к явлениям природы;

– развивать эмоционально-волевую сферу детей.

маленькие бумажные кораблики и ручейки (цветной картон), схема слова,

аудиозапись «Бесконечная песенка» сл. В. Семернин, муз. В. Ковалив.

Артикуляционная гимнастика «Весна»

Упражнение на развитие логического мышления (загадки)

Дыхательная гимнастика «Бумажный кораблик»

Игра «Доскажи словечко», составление мнемотаблицы «Весна»

Физкультминутка «Весенняя песенка»

Уточнение характеристик звуков [З], [Ж]

Работа с раздаточным материалом

Дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом на ковер.

– Здравствуйте, ребята, отгадайте загадку.

Есть четыре время года:

Осень, лето и зима,

Что приходит за зимою?

Ну, конечно же… (весна).

Учитель-логопед показывает детям солнышко.

Солнце к нам пришло сейчас,

Улыбается для нас.

Улыбнись и ты друзьям, Улыбнуться

Солнцу, Поднять руки, потянуться вверх

травке Наклониться, потянуться руками к полу

и гостям. Наклон вперед, руки в стороны

Учитель-логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Артикуляционная гимнастика «Весна»

Птицы с юга к нам летят

Раннею весною. Упражнение «Качели»

Вспоминай про них сейчас,

Показывай со мною. Упражнение «Улыбочка – дудочка»

Птички песенки поют, Похлопать губами по широкому кончику

Свои гнездышки вьют. языка проговаривая: «Пя-пя-пя»

Высуни язык широкий, Упражнение «Чашка»

Сделай форму ты ковша.

Это гнезда для пернатых, Удержание артикуляционной позы

Там они живут, друзья, «чашка»

Вот скворец к нам прилетел, Упражнение «Иголочка»

Прямо в домик свой влетел. Втянуть язык в открытый рот

Мы игру начнем с загадок

И они помогут нам,

Все весенние приметы

Рассказать нашим гостям.

Упражнение на развитие логического мышления.

На горе снежок лежал,

А с горы бегом бежал,

В поле весело журчал,

Влился в речку – замолчал.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает.

Улетела злая вьюга,

Принесли весну грачи.

Побежали друг за другом

На кораблик свой бумажный надо бережно подуть,

И тогда он непременно поплывет в далекий путь.

Дыхательная гимнастика «Бумажный кораблик»

Каждый ребенок берет цветной картон – ручеек и, поставив на него

маленький бумажный кораблик, с помощью плавного выдоха сдувает его на

Гимнастика выполняется стоя.

– Сейчас мы попробуем рассказать о приметах весны.

Игра «Доскажи словечко», составление мнемотаблицы «Весна»

1. Весною солнце светит…(ярко, тепло).

2. Весной становятся длиннее … (дни).

3. Весной становятся короче … (ночи).

4. Весной на деревьях распускаются … (почки).

5. Весной текут быстрые … (ручьи).

6. Весной дует теплый … (ветер).

7. Весной сосульки на крышах… (таят).

8. Весной на проталинах распускаются … (подснежники).

9. Весной сугробы становятся … (лужами).

10. Весной с юга прилетают … (птицы).

11. Весной погода становится … (теплой).

12. Весной появляется зеленая … (травка).

13. Весной звонко тенькает … (синица).

14. Весной в берлоге просыпается … (медведь).

15. Весной насекомые … (просыпаются).

16. Весной на реках лед … (тает).

17. Весной птицы вьют … (гнезда).

18. Весной просыпается колючий …(еж).

Дети проговаривают фразы, заканчивая их своими словами.

Учитель-логопед дает картинки – приметы весны, которые ребята

закрепляют на мольберте.

Физкультминутка «Весенняя песенка»

звонкие деньки. Поочередно вытянуть руки вперед

гладь родной реки. Ладони рук вниз, махи руками

Птицы возвращаются в милые края… Руки на поясе, наклоны влево-

Так и начинается

моя. Кружиться на месте

(ля-ля-ля). Ходьба по кругу

Хрупкие и нежные первенцы земли, Присесть на корточки, руки

вверх, пальцы собрать в щепоть

Ранние подснежники в роще расцвели. Встать, руки вверх, пальцы

Птицы возвращаются в милые края… Руки на поясе, наклоны влево-

Так и продолжается песенка моя! Кружиться на месте

(ля-ля-ля) Ходьба по кругу

Утром всюду слышится пение скворцов, Руки вверх, махи над головой

Будто бы колышутся звоны бубенцов,

Птицы возвращаются в милые края… Руки на поясе, наклоны влево-

Так и не кончается песенка моя! Кружиться на месте

(ля-ля-ля) Ходьба по кругу

– Сегодня к нам пришли необычные гости: Комарик и Жук.

Они хотят вместе с нами поиграть.

Уточнение характеристик звуков

Звук [З] – песенка Комарика – согласный, звонкий, твердый

Какой воздух мы выдыхаем при произношении звука [З]? Холодный воздух.

Звук [Ж] – песенка Жука – согласный, звонкий, твердый

Какой воздух мы выдыхаем при произношении звука [Ж]? Теплый воздух.

-Посмотрите внимательно на картинке и скажите, в каких словах спряталась

песенка Комарика? Слова: зонт, замок, коза, ваза.

-Посмотрите внимательно на картинке и скажите, в каких словах спряталась

песенка Жука? Слова: жёлуди, лыжи, жираф, лужа.

Солнце утром рано встало, Поочередно согнуть пальцы обеих рук

Всех детишек приласкало. Сгибание и разгибание большого пальца

Две ладошки ты скрести, Движение по тексту

Как на солнце посмотри. Движение по тексту

Набухай скорей, бутон, Собрать пальцы в щепотку

Распусти, цветок пион! Растопырить пальцы рук

Пальцы ты сомкни друг с другом, Переплетение пальцев рук

А потом все полукругом! Соединение подушечек пальцев рук

Работа с раздаточным материалом.

Задание: определить место звуков [З] и [Ж] в словах «зонт», «жук»,

На схеме слова определить место заданного звука в слове (начало,

середина, конец) с использованием букв З или Ж.

– Вот и закончилась наша игра. Понравилась вам она? До свидания, Комарик

и Жук, приходите к нам еще в гости. Дети уходят из музыкального зала.

Логопедическое занятие “Весна”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия на тему “Весна” с использованием мультимедийного оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
vesna_prezentatsiya.pptx220.98 КБ
konspekt_vesna.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.

Тема : «К нам идёт Весна»

Цель :- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбирать прилагательные к существительным.

-Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

– Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память ,внимание ,мышление.

-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок терапия.

Слайды с изображением времён года, признаков весны, мяч ,игрушка- солнышко, рисунки цветов для раскрашивания, контейнер с карандашами, мячик Су-джок, мультимедийная доска, компьютер, проектор.

-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивания двигательного упражнения «Клён»

1.Организационный момент: ( на столе лежит игрушка «солнышко», логопед обращает на неё внимание)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне .( Слайд№1 « Весна»)

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением .Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.(Логопед передаёт игрушку солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести : тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники, Дети садятся на стульчики.

Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

2.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать .(Слайд№2Ёжик в лесу) .

3.Су-джок-терапия « Сказка про ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик. Показать шарик в открытой ладони. Ёж был маленький , поэтому всего боялся. Он то выглядовал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком.

Однажды ранним весенним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке. Дорожка была узкая и извилистая.

Катать шарик по ладони. Долго бежал Ёжик, и вдруг очутился около бурлящей реки. А через реку был переброшен мост . Круговые движения шариком по ладони. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик-сделал шажок, потом 2,3,4,5- и перебрался на другой берег. Прокатиь шарик по каждому пальцу начиная с большого. А там поляна-большая, круглая ,красивая. Круговые движения по ладони. На поляне видимо-невидемо первоцветов: подснежники, тюльпаны! Красиво, как в сказке ! Прокатить шарик по каждому пальцу. Ёжику очень понравилась поляна, но нужно возвращаться домой. Катать шарик по ладони вперёд-назад. А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладони.

Логопед : Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Логопед : Давайте ненадолго отправимся на весеннюю полянку.

Закрывайте глазки, немного помечтайте.

С ветерком я подружусь, на полянке окажусь( . Слайд «весенняя поляна»№3)

Логопед: Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Что вы на ней видете? Как называется это дерево? Правильно, клён .(Слайд№4) 5.Упражнение «Клён» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку .А едва растает снег,

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.( Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Логопед: Ребята, послушайте загадки про весенние цветы

Логопед: Весной листья распускаются на деревьях, раскрываются первоцветы ,и я предлагаю сделать упражнения «Цветочек».

7.Дыхательное упражнение «Цветочек».

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку.( Логопед раздаёт нарисованные, но не разукрашенные цветы. Дети раскрашивают их.)

Тема: «Весна»

I. МИМИЧЕСКИЕ, ГОЛОСОВЫЕ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ: “ВЕСНА”.

1. Мимические упражнения

а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.

б ) «Солнышко – тучка»: улыбнуться, – нахмуриться (чередовать).

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

2. Голосовые упражнения

Кукушка

Кто спрятался в лесок?

Подаёт голосок: «Ку-ку, ку-ку!

Так кукушечка поёт,

Весну зовёт: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»

(Произносить «ква-ква» с разной интонацией, в разном темпе и разным голосом: тоненьким, грубым, звонким, весёлым, сердитым и т.д.)

Лягушата на реке закричали: «Кве-ке-ке!

Веселимся у реки!

Ква! Ква! Ква! Ква!

« Капель » : произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.

Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!

Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…

3. Дыхательные упражнения

«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу.

4. Артикуляционные упражнения

«Ручеёк»: длительно произнести на выдохе звук «С______».

«Весёлые лягушки»: широко улыбнуться:

Зато есть рот: вот!

Как у нас с тобой.

Лягушки рот разевают, (соответственно)

«Сосулька» : как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

II. ФОНЕТИКА

1 . Уточнить произношение согласных звуков [к], [т], [б], [п], [х], [л’] в звукоподражаниях.

Выросла сосулька: Ух!

С крыши вдруг упала: Бух!

А за ней – вторая: Трах!

Третья следом: Трах – тах – тах!

Ветер запел: «Ля – ля – ля – ля!

Нос от меня прячете зря!

Вам я несу цветов аромат

С вами весну встретить я рад.

Ля – ля – ля! Ля – ля – ля!»

Весна

Вот закапали сосульки:

Их весною солнышко

Побежал малыш по лужам:

Звонко хлопает в ладоши:

Мальчик весело смеётся:

И по лужам за мальчишкой:

Друг за другом побежали:

Весной на опушке

Весной на опушке

Встретились две подружки:

Лягушка и кукушка.

Решили рассказать кое-что друг дружке.

Ква-ква! – кричит квакушка.

Ку-ку! – кричит кукушка.

Целый день по леску:

Ква-ква! Ку-ку! Ква-ква! Ку-ку!

2 . Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе.

Игра «Повтори за мной» (для самых маленьких): бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух, ля – ля – ля и т.д.

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

1.Называть по картинкам: сосулька, цветы, ручеёк, трава, солнышко, тучка и т.д..

Основные цвета : белый, голубой, зелёный, синий, чёрный.

2.Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

3.Понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

4.Формирование глагольного словаря.

Капель : капает, стучит, падает, звенит.

Цветы : растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются.

Ручьи : шумят, бегут, звенят, текут, несутся.

5. Построение простых предложений (по картинкам или по демонстрации действий).

Идём в лес (в парк, на улицу, в лес).

6.Работа с картинками (предметными и сюжетными).

Составление простых предложений при ответах на вопросы:

– Что делает снег? (Снег тает.)

– Какой весной снег? (Снег грязный, тёмный.)

– Что течёт на улице? (Течёт ручеёк.)

– Что висит на крыше? (На крыше висит сосулька.)

– Где плывёт кораблик? (Кораблик в ручейке. Кораблик плывёт по воде.)

– Где сидят лягушки? (Лягушки сидят на берегу.)

IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ “ВЕСНА”

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок».)

Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)

Утром весенним раскрыл лепесток, (Соответственно.)

В мягкой землице его корешки.(Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)

« Птички »: с помощью рук изобразить птичек: крылышки, клювики.

Капель

(Пальцы стучат по ладошке.)

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

V. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ “ВЕСНА”

Лягушки

Скачут лягушки, – зелёные макушки (Прыжки.)

По весеннему лужку, по последнему снежку. (Руки в стороны, чередовать прыжки, переваливаясь с левой ноги на правую.)

Растопырили лапки, – не нужны им тапки! (Растопырить пальцы на руках.)

Они очень рано встали (Потянуться.)

И зарядку делать стали: (Выполнять упражнения в соответствии со словами.)

Руки – вверх, руки – вниз, (Соответственно.)

Влево – вправо повернись.

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

А теперь наклонились,

Вове с Катей поклонились.

– Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)

– С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)

Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)

К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)

Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)

Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз. (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

(Дети становятся в шеренгу. Сбоку кладут ленту. На слово «Ух!» надо через неё перепрыгнуть.)

Золотой рожок… Ух!

Холодной, снеговой… Ух!

Прозрачной, ключевой… Ух!

По лесам, по болотам,

По лесным колодам… Ух!

Поутру надел на ножки (Наклониться к полу.)

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок, (Топнуть одной ногой, затем – другой.)

Там раскроется цветок. (Руки вверх, кисти рук, – как лепестки цветов.)

От дождя травинки (Опустить руки, выпрямиться.)

Распрямили спинки. (Отвести плечи назад, встать прямо.)

Логопедическое занятие «Весна»

Наталья Александровна Харина
Логопедическое занятие «Весна»

Логопедическое занятие

Лексическая тема: «Весна»

– уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме, введение в словарь новых слов: «ПРОТАЛИНА», «ЛЕДОХОД», «КАПЕЛЬ».

– развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

– совершенствовать фонематическое восприятие;

– развитие зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

– развитие длительного плавного вдоха, выдоха.

– воспитывать умения слушать педагога и выполнять его требования;

– прививать интерес к выполнению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике;

– воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход Занятия:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре.

Громко, чётко, говорим

Никогда мы не спешим.

2. Логопед:

– О чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла (Весна).

Логопед:

– Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

– О Весне.

(на столе лежит игрушка «солнышко»)

Логопед:

– Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

3. Логопедический массаж:

Логопед:

– Давайте ощутим прикосновение солнышко:

Светит яркое весеннее солнышко

и ласкает нам лицо. (поглаживание)

Дождик ещё холодный. (постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда

пощипывает морозец, (пощипывание)

а всё-таки солнышко

светит сильнее. (поглаживание)

4. Артикуляционная гимнастика.

«Весенняя сказка весёлого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко.

(Открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 раза в др.).

От его лучиков звонко закапала капель.

Язычок оделся и отправился в лес. Он шёл не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы:

«Ку-ку, ку-ку» ,- куковала кукушка высоко на ели.

«Д-Д-Д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков.

Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку.

Сел язычок на пенёк.

На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими

5. Гимнастика для глаз:

Логопед:

– Ребята, язычок побывал на поляне, а вы хотите там побывать? (Да).

– Давайте, ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

С ветерком я подружусь

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картинку, на ней изображена весенняя поляна).

Логопед:

– Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась. Опишите её, какая она? (весенняя, солнечная, красивая). Что вы видите на ней?

– На картинке мы видим цветы. Это подснежники, тюльпаны …

6. Дыхательное упражнение «Цветочек»:

Логопед:

Весна подарила нам первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите: «Ах!», и раскройте бутон (дети размыкают пальцы).

7. Логопед:

– Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времен года). Определите, на какой картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (дети называют признаки весны).

8. Игра «Хлопни в ладоши»

Логопед:

– Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: листопад, мороз, тает, прилетают, солнышко, снегопад, тёплое, снегопад, ярче, снежинки, проталины (Картинка «Проталина»).

(Логопед просит объяснить значение слова: ПРОТАЛИНА).

9. Игра «Посмотри и отгадай» (по картинкам).

Логопед:

– Посмотрите на картинку и отгадайте загадку:

Что весной греет, светит, припекает?

Что весной голубое, высокое, чистое?

Что в небе лёгкое, белое, пушистое?

Что весной журчит, бежит, поёт?

Что с крыши свисает, капает, тает? (картинка «Капель»).

(Логопед просит объяснить значение слова: КАПЕЛЬ).

10. Игра «Один – много».

11. Игра «Назови ласково»

Логопед:

– Долгожданной весной всё радует глаз и ласковое солнышко, и белые облака, и первые проталины. Так и хочется сказать обо всём ласково. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я говорю слово и бросаю мяч, а вы ласково и бросаете мне мяч обратно.

12. Игра «Скажи наоборот»

Зимой снег белый, а весной (серый).

Зимой дни холодные, а весной (тёплые).

Зимой солнце тусклое, а весной….(яркое).

Зимой небо серое, а весной (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной (тёплый).

13. Игра «Доскажи предложение»:

Логопед:

Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких вспомним вместе. Подберите слова-действия и закончите предложения:

1. Весной солнце (что делает (греет).

2. Весной сосульки под солнцем (что делают (тают).

(логопед просит детей объяснить значение слова КАПЕЛЬ)

3. Весной ручьи (что делают (бегут).

4. Весной травка (что делает… (зеленеет).

5. Весной на реке лёд (что делает (плывёт).

(логопед просит объяснить значение слова ЛЕДОХОД)

14. Игра «Весеннее панно» (Мнемотаблица).

Логопед:

– Давайте сейчас все вместе расскажем о весне и составим красивую весеннюю картинку.

Наступила весна. Тает снег и появляется первая зелёная трава. Из-под снега пробиваются первые цветы – подснежники. Прилетают птицы с тёплых краев и вьют гнёзда. На деревьях набухают почки и появляются первые цветы. Девочки и мальчики радуются солнцу.

15. Пальчиковая гимнастика.

Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик

И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.

Деткам нежно согревает щёчки, щёчки, щёчки

А весной на носик ставит точки, точки, точки.

16. Логопед:

– А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку (логопед раздаёт детям раскраску).

17. Итог занятия:

Логопед:

– Ребята, какие вы молодцы! Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось?

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– В какие игры играли?

Домашнее задание. Лексическая тема «Сказка» СКАЗКА. 1. Где «живут» сказки? 2. Кто придумывает сказки? (народ, авторы, писатели) 3. Каких авторов, писателей-сказочников вы знаете?.

Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. • Активизация в речи детей названий частей лица, тела. • Развивать.

Подгрупповое логопедическое занятие с применением ИКТ для детей с ФФН подготовительной группы «Весна-красна, в гости просим» Весна – красна, в гости просим Забродина Анна Юрьевна, учитель – логопед МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» г. Котовск Тамбовской области.

Лексическая тема. «Город. Улица». Логоритмическое занятие «Поездка по городу» Лексическая тема: «Город. Улица» Логоритмическое занятие: «Поездка по городу» составила учитель – логопед Козловская Т. В. ХОД ЗАНЯТИЯ I.

Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С]. Цели: Образовательные: Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов. Упражнять в практическом изменении и.

Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: • уточнить и активизировать словарь по теме; • уточнить и расширить.

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные». Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные» Коррекционно-образовательные цели: • расширить знания детей.

Открытое логопедическое занятие по теме «Транспорт» (старший дошкольный возраст с ОНР) Цели и задачи: 1. Систематизировать знания детей по теме: «Транспорт» путем активизации словарного запаса. 2. Закрепить навык употребления.

Открытое логопедическое занятие в коррекционной разновозрастной группе по теме «Весна» Конспект занятия в коррекционной разновозрастной группе №5 «Путешествие по весеннему лесу» или в «Поиске весеннего солнышка» Тип занятия.

Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема «Весна» Тема: Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема: «Весна». Цель: формирование связной речи у детей 5-6 лет с комплексными нарушениями.

Логопедическое занятие по теме “Весна”

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.
  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме “Весна”.
  • Учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Закреплять уже известные способы словообразования.
  • Развивать способность передавать интонацией различные чувства.
  • Развивать художественные и творческие способности.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

Материал и оборудование: Игрушка “Солнечный зайчик”; весенние пейзажи; аудио записи: шума ветра, пения птиц, шума дождя, журчание ручейка; кубик с наклеенными на сторонах картинками природных явлений (солнца, ветра); скворечник и скворец.

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне. Посмотрите на картину, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д. “Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)”.

Л. Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

Д. весеннее, яркое, теплое

Небо, какое? – голубое, высокое, чистое.

Ветер – свежий, весенний, теплый.

Ручьи – быстрые, прозрачные, звонкие.

Снег – темный, мягкий, талый.

Л. Замечательно! Молодцы! Подберите как можно больше слов про то, что делают весной солнце, ветре, снег, ручьи.

Д. Солнце – свети, пригревает, ласкает.

Снег – тает, оседает, темнеет.

Ручьи бегут, звенят, журчат.

Л. Послушайте звуки весны, и отгадайте что это? Включить запись: шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

Л. Вставайте в кружок поиграем в игру “Скажи – наоборот” (игра с мячом).

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

Л. Как ласково можно назвать

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Л. Скажите, а что ещё происходит весной в природе?

Д. Прилетают птицы.

Появляется трава и первые цветы.

На деревьях набухают почки, и появляются первые листочки.

Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Л. “Заботливое солнышко”

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Дети ритмично скрещивают
руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Л. Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) Сейчас он превратит нас в сказочников! Посмотрите, какой у него волшебный кубик, он поможет нам сочинить сказку о весне. Сейчас каждый из вас кинет кубик, какая картинка выпадет, про то явление природы нужно будет составить предложение. Посмотрите: ДУЕТ ТЁПЛЫЙ, ВЕСЕНИЙ, ОЗОРНОЙ ВЕТЕР.

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась (Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Л. Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

Мы без дела не сидим,
Домик птичкам мастерим.
Трим-там-том, трим-там-том!
Мы построим птичка дом.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток наш верный друг.
Быстро-быстро застучали,
Ловко гвозди забивали.
Трим-там-том, трим-там-том!
Вот готов для птичек дом.
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем
В деревянный свой дворец?
Это – черненький скворец!

Л. И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

Л. Молодцы! Посмотрите, где сидит скворец?

Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушками. Дети их комментируют. Каждому ребёнку предоставляется возможность ответить, а также манипуляции с игрушками могут совершать и сами дети по очереди, тогда игра будет ещё интересней.

– скворец вылетел из скворечника

– скворец облетел вокруг скворечника

– скворец взлетел на крышу скворечника

– скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.

Л. Скворец будет обустраивать свой дом для выведения птенцов, а нас волшебный лучик предлагает превратить в художников, вы согласны? Я вам раздам фрагменты картины, а вы должны её сложить все вместе.

Л. Молодцы! Посмотрите, какая получилась картина. Какое время года на ней изображено? Когда смотришь на эту картину настроение радостное, веселое. Веселый лучик предлагает нам вдохнуть запах весны. Закройте глазки, и послушайте, чем пахнет (предлагаю понюхать влажную землю, растертые листья тополя). Вы почувствовали, чем пахнет весна.

Л. Давайте вспомним, какая весна? Что происходит весной? А вы рады весне?

Читайте также:  Дифференциация звуков (С)-(З) - фронтальное логопедическое занятие в 1 классе
Ссылка на основную публикацию