Логопедическая работа во вспомогательной школе

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения.

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях ГБС(К) школы-интерната VIII вида, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны , связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравниваются звучание, артикуляция двух звуков, устанавливаются их сходства и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико- грамматической стороны речи.

3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (Л.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим последовательный переход от одного
этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализаторов, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства.

5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием ( преимущественно развитием тонкой ручной моторики) умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно младших классов, включаются пальчиковая гимнастика, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7. Содержание логопедической работы во вспомогательной школе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

9. Характерной особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно -рефлекторных связей, быстрым их угасанием без достаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;

развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;

учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;

называть простейшие действия с предметами;

учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;

сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;

учить внятно выражать свои просьбы и желания;

учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;

учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;

упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие понимания речи.

Развитие ручной моторики.

Развитие речевой моторики.

Развитие элементарных произносительных навыков.

Развитие активной речи.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие ручной моторики.

Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

Развитие элементарных произносительных навыков.

Развитие понимания обращённой речи.

Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

Развитие активной речи.

Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

Логопедическая работа во вспомогательной школе

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушенийстроится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1—4-х классов и 3 раза в неделю с учащимися 5—6-х классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы — 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью — 20—25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом.

Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4—6 человек, подгруппы — из 2—3 человек.

При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов — на воспитателя, в школах без интернатов — на классного руководителя. Логопед:

• ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

• организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

• систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в первом классе - Дифференциация звуков (С) - (Ц)

• при завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

• посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

• хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

• в конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;

• принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,

сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др. В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.

Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах

Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г.

В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.

Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи:

• исправлять недостатки речи у учащихся;

• пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).

На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18—25 человек, на сельском — 15—20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4—9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения — 1,5 — 2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 380

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушение речи. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМаргарита Юрова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушение речи.” — Транскрипт:

1 Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушение речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

2 Цели : 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3. Постановка и автоматизация звуков. 4. Обогащение активного словаря и развитие связной речи. 5. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи. 6. Коррекция речи.

4 Цели: Образовательная : Учить различать звуки и буквы Ч- Щ изолированно в словах, предложениях. Развивающая : Развивать фонематическое восприятие, мышление, соотнесение звуков с буквами. Воспитательная: Воспитание положительной мотивации к уроку.

5 Оборудование: Сюжетная картинка «Чудолесье», предметные картинки, карточки с написанными на них словами, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы.

6 Ход занятия Организационный момент Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Все за парты тихо сели На меня все посмотрели. Знакомство с новым материалом Ребята, посмотрите нам передали конверт. Ребятам 3 класса. Срочно. Письмо. «Дорогие ребята, мы попали в плен к Чудищу. Карта поможет найти нас.» Чебурашка и щенок.

7 -А вот ребята и карта. Чтобы правильно пройти путь мы должны выполнить задание. А чтобы правильно выполнить задание надо повторить. -Кого будем спасать? -Чебурашку, Чудище или щенка? -Какие общие звуки есть у них?(ч-щ) -Сегодня мы с вами на уроке будем работать с этими звуками.

8 Характеристика звуков Дайте характеристику этих звуков. Звук Ч – гласный или согласный? -Мягкий или твердый? -Звонкий или глухой? -А звук щ- гласный или согласный? -Мягкий или твердый? -Звонкий или глухой? -Чем похожи? ( Они согласные, мягкие) -А в чем разница?(ч- звонкий, а щ- глухой)

9 Чтение слогов по таблице Ча-ща-ча ящ-яч уч-ущ Що-чо-що яч-ящ ич-ищ Чу-щу-чу оч-ощ еч-ещ Коррекционное упражнение «Сигнальная карточка». Услышите звук ч или звук щ, то покажите карточку. Вечер, вчера. Четыре. Прищурился, обещать, трещотка, черепаха, щеглы.

10 Работа по теме Мы отправляемся в путь. Домики опустели, а кто живет в этом домике. На конвертах написаны буквы. Угадайте, кто живет здесь? А в этом домике? Картинки у вас на столе, надо заселить домики. В должны взять одну карточку. Назвать звук, который вы услышали в названии предмета и сказать, где вы его слышите и положить в конверт карточку. Щенок – звук Щ ( в начале слова) Овощи – звук Щ9 в середине слова) Клещи – звук Щ ( середине ) Щепки – звук Щ ( в начале) Щука – звук Щ ( в начале) Очки – звук Ч ( в середине) Ящерица – звук Щ ( в середине) Цепочка – звук Ч ( в середине) Ключ – звук Ч ( в конце слова) Перчатки – звук Ч ( в середине слова) Кирпичи – звук Ч ( в середине слова) Часы – звук Ч( в начале ) Ручка – звук Ч ( в середине слова)

11 Дорога ведет к речке. -Кто живет в речке? Как называется это рыба? Какой звук вы слышите в названии этой рыбы? -А сейчас мы с вами про нее выучим чистоговорку: Щука в речке жила, Щеткой воду мела. Щи варила из червей Приглашала пескарей. Приготовьте губы. Рассказывание чистоговорки. Куда ведет дорога? ( в город мастеров) -Надо назвать профессии мастеров. Которые здесь живут. -Как называется профессия человека, который на экскаваторе) ( экскаваторщик) -Как называется профессия человека который работает на подъемном кране? ( крановщик) -Как называется профессия человека, который чистит обувь?(чистильщик) -Кто разносит почту? ( почтальон) -Кто ткет ткань?( ткачиха) -А мужчина? ( ткач) -На скрипке играет? ( скрипач) – Кто дрессирует зверей? ( дрессировщик) – Кто ухаживает за птицами? ( птичница) – Кто вставляет стекла? ( стекольщик) -Кто чинит кран? ( водопроводчик)

12 Коррекционное упражнение «Закончи предложение». Я буду говорить предложения, а вы его должны закончить, выбрав нужное слово. -Чтобы вставить стекло, нам нужен ….стекольщик -Чтобы сыграть на скрипке, нам нужен…скрипач. -Если сломался водопровод, то нам нужен … водопроводчик. -Если сломались часы, нам нужен …часовщик.

13 Физминутка Буратино. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

14 Работа по теме Дорога дальше привела нас в Чудолесье. Там живут Иван –богатырь и Мальчик с пальчик. Мы с вами разобьемся на команды. Команда «Богатыри»и команда «Мальчики с пальчики». Надо изменить слово, которое я скажу, так чтобы оно охарактеризовало вашу команду. -У людей есть нос. -У богатырей не нос, а носище. -У вас … носик. -У людей голос. -У богатырей …. голосище. -А у вас …. голосочек. -У людей рука. -У богатырей … ручище. -У вас …рученька. -У людей кулак. -У богатырей … кулачище. -У вас….кулачок. -Люди подпоясывают пояс. -А богатыри … поясище. -А вы … поясочек.

15 Команды получают хорошие оценки. Идем дальше. Пришли к избушке. Там живет Чудище. Оно любит загадывать кроссворды. Вот и сейчас чудище дает нам задание отгадать кроссворд. Если мы его отгадаем, то но отпустит наших друзей щенка и Чебурашку. Отгадывание кроссвордов. 1 Небольшой. Чаще лиственный лес. 2 То, что едим. 3 Посуда. 4 Водоплавающая птица.

16 Итог. Чудище осталось довольно т отпустило Чебурашку и щенка. Давайте придумаем предложения про них. Вам понравилось? Какие звуки чаще всего встречались нам сегодня? Сегодня за работу получают оценки.

17 Дорогие ребята, мы попали в плен к Чудовищу. Карта поможет вам найти нас. Чебурашка и щенок.

21 Ча – ща уч- ущ Що – чо ич – ищ Чу – щу еч – ещ

22 Ч – Щ Вечер, вчера, прищурился, четыре, обещал, черепаха, щеглы.

24 Щука в речке жила, Щёткой воду мела. Щи варила из червей Приглашала пескарей.

29 Небольшой, чаще лиственный лес. То, что мы едим. Посуда. Водоплавающая птица.

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 01.01.2001 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях ГБС(К) школы-интерната VIII вида, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны, связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравниваются звучание, артикуляция двух звуков, устанавливаются их сходства и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

Читайте также:  Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (, ). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим последовательный переход от одного
этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализаторов, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства.

5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием (преимущественно развитием тонкой ручной моторики) умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно младших классов, включаются пальчиковая гимнастика, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7. Содержание логопедической работы во вспомогательной школе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

9. Характерной особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, быстрым их угасанием без достаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности.

12. Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

    побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему; учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей; развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи; развивать подвижность артикуляционного аппарата; развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания); обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.) учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции; учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов; учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы; учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова; называть простейшие действия с предметами; учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога; сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой; учить внятно выражать свои просьбы и желания; учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом; учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках; упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие понимания речи. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие активной речи.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие ручной моторики. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. Развитие элементарных произносительных навыков. Развитие понимания обращённой речи. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. Развитие активной речи. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

Логопедическая работа во вспомогательной школе

Гос ударственное казенное

школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Традиционными формами организации логопедической работы в школе являются индивидуальные и фронтальные занятия. На индивидуальных занятиях осуществляется постановка и коррекция звукопроизношения, формирование базиса речи, автоматизация ранее сформированных речевых навыков. На фронтальных занятиях проводится работа по закреплению и предупреждению распада произносительных умений, а также автоматизация, дифференциация звуков речи, развитие связной речи и коммуникативных навыков.

Система логопедической работы с детьми,

имеющими нарушения речи включает три блока

1 блок – диагностический

Цель – определение исходного состояния речевого развития обучающихся; оценка динамики состояния речи.

2 блок – коррекционный

Цель – формирование базиса речи (развитие высщих психических функций, артикуляционного праксиса, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, произвольности процессов); формирование фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, связной речи, навыков коммуникации.

3 блок – пропедевтический

Цель – профилактика нарушений письменной речи.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1 ЭТАП (учащиеся 1 класса)

На первом этапе коррекционно-развивающая работа направлена на создание устно-речевых, операционных и функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.

1. Развитие устной речи.

1) Постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи.

2) Развитие, уточнение и активизация речевого запаса по лексическим темам. Развитие способности наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений. Развитие умение составлять предложение с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова. Знакомство с разными способами словообразования. Понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.

3) Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза (простые и сложные формы анализа). Выполнение различных операций (действий) со звуковым образом слова без наглядной опоры.

2. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма.

1) Развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы.

2) Закрепление графического образа печатной и письменной буквы.

3. Развитие процессов, составляющих базу формирования письма .

1) Развитие речеслухового восприятия (умение выделить звук на фоне слова и определить его место), зрительно-пространственного восприятия вписывание в схему слова буквы, обозначающий заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание смысловых и ассоциативных звуко-буквенных связей).

2) Формирование и развитие произвольной саморегуляции.

ВИДЫ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ

1) Развитие лексической системности.

Ответы на вопрос по лексическим темам (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Сравнительное описание двух предметов по противоположности или сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к названию целого названия частей и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов. Произнесение чистоговорок и скороговорок по лексическим темам.

2) Развитие синтагматических и парадигматических связей. Формирование умение понимать и использовать лексико-грамматические и логико-грамматические конструкции.

Составление предложений с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении. Вставка пропущенного слова в предложении. Ответы на вопросы с постепенным усложнением. Образование новых слов, сложных слов. Исправление преднамеренной ошибки в предложении. Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова.

3) Формирование слогового и фонемного анализа и синтеза.

Соединение слогов, звуков в слова. Деление слова на слоги, звуки. Выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова. Выделение согласного звука в конце, в середине, в конце слова с использованием фишек, схем-карточек. Характеристика звука с учетом дифференциальных признаков звука. Определение места и окружение заданного звука в слове, определение количества гласных и согласных звуков в заданном слове без наглядной опоры.

4) Развитие связной речи. Формирование умения составлять связное высказывание по образцу, схеме.

Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану.

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ.

Развитие зрительного и слухового восприятия; зрительно-слуховой, зрительно-двигательной памяти; моторного планирования; регуляции и самоконтроля. Формирование речеслуховых, зрительно-пространственных , зрительно-двигательных представлений. Что способствует укреплению звуко-буквенных связей и формированию графо-моторного навыка.

1) Дописывание недостающей части печатной буквы.

2) определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова.

3) Обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным названием буквы.

4) Нахождение и обводка из числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом.

Первый этап коррекционной работы включает три раздела:

  • Работа на уровне слова

  • Работа на уровне слога

  • Работа на уровне буквы

– Создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения (гностических и моторных).

– Коррекция и развитие речевых функций.

– Коррекция и развитие зрительно-гностических функций.

– Коррекция и развитие зрительно-моторных функций.

Физкультминутки по лексической теме: “Домашние животные и птицы”
картотека на тему

В помощь логопедам упражнения по соглосованию речи с движениями

Скачать:

ВложениеРазмер
fizkultminutki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, ( Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами .)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, ( Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, ( Хлопаем в ладоши .)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, ( Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, ( Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, ( Хлопаем в ладоши .)
Корова-комол а-тпруки-муки, ( Топаем ногами .)
Конь-брыконь-иги-виги. ( Шагаем на месте .)

Весёлые гуси
Жили у бабуси Дети поют и выполняют разные движения за педагогом
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи — у кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки в луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! ( Шагаем. )
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! ( Машем руками-крыльями .)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! ( Круговые вращения шеей .)
Клювом перья расправляют. ( Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? ( Качаем поднятыми вверх руками .)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! ( Руки на поясе, наклонились вперед )
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! ( Подняли вверх руки, потянулись .)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. ( Присели. )

Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. ( Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, ( Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, ( Приседания.)
Клювиком почистил пух, ( Наклоны головы влево-вправо .)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Раз-два — шли утята
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте.)
Три-четыре — шли домой. ( Прыжки на месте.)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши.)
Впереди бежал шестой, ( Топаем ногами.)
А седьмой отстал от всех — ( Шагаем на месте.)
Испугался, закричал: ( Хлопаем в ладоши.)
— Где вы, где вы? ( Прыжки на месте.)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами.)

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек, ( медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, ( присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. ( руки в стороны, голову на бок )

А ушки у котят, как домики стоят.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки )
Посмотрела кошка наверх, ( запрокинуть голову, посмотреть вверх )
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. ( повернуть голову направо )
Потянулась, улыбнулась ( соответствующие движения и мимика )
И уселась на карниз.

Котик лапкой умывается, гладят щёки

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, трут ладонью носик

Вымыл ротик, проводят пальцем по губам

Вымыл ухо, поглаживают одно ухо, затем другое

Котик лапкой умывается, поглаживают грудь

К детям в гости собирается.

Хитрый кот по дому рыщет, кот ходит по коврику

Мышку маленькую ищет дети стоят на коврике

Мышка в подполе живёт, дети присаживаются на корточки и

Тихо досочки скребёт . «скребут» по коврику

Не поймает котик дети встают на ноги

Мышеньку за хвостик! грозят пальчиком коту и убегают,

а кот их догоняет

Кот Антипка жил у нас . (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)

Наша –то хозяюшка

Всем в избе работушку

К празднику дала: ( идти по кругу, взявшись за руки)

Чашечку собачка моет языком.( сложить ладони чашечкой, «облизывать» её

Крошки под окном. ( присесть, наклонять ритмично голову).

По столу котище

Лапою скребет. ( встать, правой рукой делать движения к себе )

Веничком метет. ( «мести» пол)

« Петушок» ( для мышц шеи)

Петя, Петя – петушок наклоны головы вправо- влево

Целый день учил стишок, наклоны головы вперед – назад

А запомнил он строку на каждый слог ударять

Лишь одну- «Ку-ка-ре-ку!» руками по бедрам

Как у кисы в гостях бег на носочках

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках ходьба с высоким подниманием колена

Курочка в сережках ходьба на пятках

Селезень в кафтане дробный шаг

Утка в сарафане ходьба вперевалочку

« Мы купили кошке»

Мы купили кошке поднять руки вперед

К празднику сапожки поставить ногу на пятку, повертеть

Причесали ей усы от щек развести руки в стороны

Сшили новые трусы имитировать шитьё иголкой

Только как их надевать пожать плечами, руки в стороны

Хвостик некуда девать показать «хвостик» за спиной

Гимнастика для шеи « Козлик»

Ома – ома –ома поднимать и опускать голову

Стоит козлик у дома.

Оме – оме – оме качать головой вправо – влево

Хорошо в высоком доме.

Ме – ме – ме поднимать и опускать голову

Подойди-ка ты ко мне. делая призывные движения

Мот – мот – мот качать головой вправо – влево ,

Не ставь копытца на комод грозя пальцем

« Кошка хвостиком играла»

Кошка хвостиком играла имитация движений

Вот так! Вот так!

Мячик по полу катала.

И по комнате скакала.

А потом устала кошка.

И поплакала немножко.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем кошку утешать.

Вы со мной знакомы близко дети идут по кругу на носочках , крадучись

Я – приветливая киска. останавливаются, лицом в круг

Кверху – кисточки на ушках, делают «ушки» из ладошек

Когти спрятаны в подушках. « коготочки» из пальчиков

В темноте я зорко вижу, вновь и дут по кругу, крадучись

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно- останавливаются, встают лицом в круг

Я царапаюсь ужасно. показывают « коготочки»

« Угости котенка» ( мимическое упражнение )

Мой серенький кот дети мимикой передают, как котенка

Совсем не растет, угощают разной пищей: молочком ,

И даже усы не растут. мясом, лимоном, рыбкой, колбаской

Он супа не ест, морковкой, перцем и т.д.

Попробуй-ка вырасти тут!

« Здравствуй, Васька козел» (динамическая пауза)

Здравствуй, Васька- козел, поклониться, ладонь на грудь

Если в гости пришел, покачать головой

Угощайся травкой, протянуть ладони вперед

Да смотри, не чавкай! погрозить пальцем

Надувала кошка шар, ( имитация движений)

А котёнок ей мешал.

Шалунишка лапкой «хоп!»

И надутый шарик « хлоп!».

Поморгал котёнок глазками,

Улыбнулся маме ласково.

Крепко сжал глаза и лапки.

И сказал:» Пока, ребятки!»

Вот сидит наш пес Барбос. ( имитация движений)

В лапы спрятал черный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

– Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

Я козочка Ме-ке-ке. дети идут по кругу

Я гуляю на лужке

Острые рожки. показывают «рожки»

Тонкие ножки топают ножками

На самой макушке

Бархатные ушки. показывают ушки

Язык полотняный, показывают язык « лопаткой»

Хвостик конопляный показывают рукой хвостик сзади

Как прыгну, подпрыгивают

Сразу забодаю « бодаются»

По аллее ходят кони. ходьба, высоко поднимая колени, руки вперед

Вот они, как на ладони. полуприсяд на левую ногу,

И упитанные, правую вперед на носок

И воспитанные тоже , но с другой ноги

Дрессировщик скажет правой ногой « бить копытом »

« Оп!» перепрыгнуть с ноги на ногу

Кони сразу же в галоп. то же с другой ноги

Он поднимет длинный кнут взмахом правой руки круговые движения назад

Кони быстрые замрут. полуприсяд, руки вперед

Дирижер рукой помашет- взмахи перед собой

Под оркестр кони пляшут. два притопа с справой ноги, потом с левой

Мы похлопаем в ладони хлопки перед собой

На колени встанут кони. шагом левой вперед, полуприсед

Шеи вытянут свои. шеи вытянуть

Их послушней нет на свете. поворот головы вправо

Вот какие кони эти. поворот головы влево

Мы на ферме побывали дети идут по кругу, держатся за руки

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики бегают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков

То ложились, ложатся

То кружились кружатся

В проволочном домике.

Лапками стучали хлопают в ладоши

Весело пищали. топают ногами

Мы зверькам идут по кругу, взявшись за руки

Не травки жесткой-

Вырастайте прыгают по кругу, сделав»ушки» из пальчиков

С нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

Я младёшенька, Бурёнушку пасу

Я младёшенька, Бурёнушку пасу. дети идут в хороводе

Я с Буренушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь, меняют направление движения

Я медведю низков пояс поклонюсь. останавливаются лицом в вкруг

Дедушко – Медведушко, три раза низко кланяются

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Домашние животные»

Алевтина Бобова
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Домашние животные»

ТЕМА: Домашние животные.

1.) Дать представление о домашних животных.

1.) Обобщение первоначальных сведений о домашних животных;

2.) Обогащение словарного запаса;

3.) Развитие грамматических представлений;

4.) Развитие глагольной лексики;

5.) Развитие связной речи;

6.) Развитие слухового и зрительного восприятия;

7.) Развитие логического, образного мышления;

8.) Развитие внимания;

9.) Развитие мелкой и общей моторики;

10.) Развитие математических способностей.

1.) Воспитание навыков самостоятельной деятельности;

2.) Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

3.) Воспитание прилежности;

4.) Воспитание аккуратности;

5.) Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;

6.) Формирование навыка самоконтроля и самооценки;

7.) Воспитание взаимодействия в коллективе.

1.) Картинный материал домашних животных;

2.) Магнитофонная запись голоса животных «Кто как кричит?»;

3.) Игрушки в виде разных домашних животных;

4.) Волшебный мешочек с овощами и кубиком.

Ход ЗАНЯТИЯ

Логопед: Здравствуйте ребята. На прошлом занятии мы с вами познакомились с дикими животными. А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу.

Логопед: Давайте их вспомним (лиса, волк, медведь, лось и т. д.).

Логопед: Молодцы! А сегодня мы поговорим о других животных.

I. Актуализация ЗУН

Логопед задает загадки. Дети говорят отгадки животных.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из корытца.

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Все картинки с изображением животных выставляются на доску.

II. Формирование нового понятия и новых способов действия

Логопед: Как можно назвать этих животных одним словом?

Дети: Домашние.

Логопед: Почему?

– Потому что они живут рядом с человеком.

Логопед: Где живут? Рядом в комнате?

– Каждый в своем домике:

Собака – в конуре (будке) Кошка – с нами в комнате. Корова, свинья, лошадь и т. д. – в сарае, для каждого там есть своя комната (хлев).

Логопед: Какую пользу приносят домашние животные? Собака?

Дети: Охраняет дом. Корова – Дает молоко и мясо. Баран- Дает шерсть и мясо.

Лошадь- Катает людей и перевозит тяжелые грузы. Кошка- Ловит мышей.

Логопед: У кого из домашних животных есть рога? Отвечайте полным ответом.

Дети: Рога есть у коровы, козы, барана.

Логопед: У кого есть пятачок?

Дети: Пятачок есть у свиньи.

Логопед: У кого хвост крючком?

Дети: Хвост крючком у свиньи.

Логопед: У кого есть копыта?

Дети: Копыта есть у лошади, коровы, козы, барана, свиньи.

Логопед: Человек держит животных, а чем же он их кормит?

Логопед: Что любит кошка? – Молоко, мясо, рыбу.

Логопед: Что любит собака? – Косточку, мясо, хлеб.

Логопед: Лошадь? – Сено, траву, овёс…

Игра «Волшебный мешочек»

Логопед: У меня с собой есть волшебный мешочек. Давайте на ощупь попробуем определить что там лежит. Можем ли мы покормить кого-нибудь этим (овощи + кубик или мячик)

Дети играют в игру

Логопед: Как по другому можно назвать корм животных?

Логопед: Ребята, а как мы кушем? Чем?

Дети: Мы едим ложкой.

Логопед: Животные тоже кушают, но по-особенному. Как кушает кошка? Собака?

Дети: Лакают язычком.

Логопед: Покажите мне, как кошка и собака лакают язычком (упражнение для языка). Давайте высунем «широкий» язык изо рта. Поднимем кончик языка вверх «чашечкой» и спрячем язык в рот.

Логопед: А корова? Лошадь?

Логопед: Давайте попробуем изобразить, как корова и лошадка жуют травку (упражнение для жевательно-артикуляционных мышц). Это очень просто! Представьте себе, что жуете жевачку.

Дети начинают изображать жевание.

Логопед: Ребятки, а как вы думаете, чем питается теленок? Он же еще совсем маленький и не может кушать травку, как его мама-корова.

Дети: Он сосет у коровы молоко.

Логопед: Давайте попробуем изобразить, как теленок сосет молоко (упражнение для языка)

Откройте рот, губы в улыбке. Широкий кончик языка подведите под верхнюю губу и со щелканьем откройте рот.

III. Применение и совершенствование УН

1.) Игра «Сходства и различия»

Детям предъявляется сравнить домашних животных.

Логопед: Ребята, перед вами игрушки кошки и собаки. Посмотрите внимательно на них и подумайте, чем они похожи.

Дети: У них у обоих есть 4лапы, уши, хвост, усы и т. д.

Логопед: А теперь подумайте, чем они отличаются.

Дети: Собака больше по размеру, величине, у нее большие зубы и когти, а у кошки они маленькие и т. д.

Аналогично обсуждаются корова и лошадь

2.) Игра «Кто как кричит?»

Мы разговариваем и животные тоже разговариваю.

Логопед: Как говорит кошка? Покажите как (упражнение на развитие речевого дыхания и голоса)

Дети: Мяукает (мяу – мяу).

Логопед: А корова? – Мычит (му-му).

Логопед: Лошадь? – Ржет (иго-иго).

Логопед: Баран? – Блеет (Бе-е-е) – объясняется новое слово.

Включается запись «Кто как кричит?», на которой записаны голоса домашних животных.

Дается установка : давать полный ответ.

Например: «Я слышал (а) как…»

– Я слышала как мычит корова. – …мяукает кошка. – …лает собака. – …лошадь цокает копытами и ржет. – …хрюкают поросята.

3.) Игра «Картинка с животными»

На доску развешивают картинки с изображениями детенышей и взрослых животных.

Логопед: У нас есть мамы и папы. У животных также есть мамы и папы. Скажите мне как называются папа и мама у щенка (собака, пес, котенка (кошка и кот, теленка (корова и бык, жеребенка (лошадь, конь, козленка (коза, козел, поросенка (свинья и кабан, ягненка (овца и баран, крольчонка (кролик и крольчиха). Покажите мне их на рисунке.

Кролик прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

На разминку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Дети имитируют движения кролика.

Хомка, хомка, хомячок

Хомка раненько встает,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомячка.

5.) Игра «Назови ласково»

Логопед: Назовите ласково всех животных и их детенышей.

Дети: Козочка, лошадка, поросеночек, коровка, овечка, собачка, кошечка.

Логопед: Молодцы, дети!

6.) Игра «Один – много».

Логопед: Представьте, что на рисунке всех животных и их детенышей не по одному, а много. Представили?

Логопед: Теперь скажите, кто здесь нарисован? – Кошки, собаки, телята и т. д.

7.) Игра «Кто за кем?»

Детям предъявляется картинка, где домашние животные нарисованы стоящие друг за другом.

Логопед: Ребята! Посмотрите внимательно на картинку. Хозяин этих животных устраивает спектакль. Его животные захотели тоже посмотреть его и спешат на представление. Но дело в том, что мест хватит не всем. Вот они и выстроились в очередь.

Скажите, кто стоит первым в очереди?

Кто находится между собакой и коровой?

Кто стоит последним в очереди?

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы логопеда

8.) Игра «Четвертый лишний»

Детям предлагается найти лишнюю картинку, классифицируя ее на основе родового понятия.

На стол выкладывают несколько игрушек:

собака, медведь, кошка

Логопед: Ребята, как вы считаете, какая картинка лишняя?

Если дети затрудняются дать ответ, то задается наводящий вопрос.

Логопед: Ребята, назовите среди них только домашних животных

Затем выкладывают лису, волка и корову.

IV. Итоги занятия

• Ребята, о ком мы сегодня говорили?

• Что вы узнали о домашних животных?

• Для чего их заводят люди?

«Дикие и домашние животные». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Цели :Систематизировать знания детей об образе жизни домашних и диких животных ; закрепить знания о названиях жилища и профессиях людей,.

Дидактическая игра «Домашние животные» Дорогие коллеги, предлагаю Вам дидактическую игру «Домашние животные». Это игра предназначена для закрепления и уточнения знания детей о.

Ссылка на основную публикацию