Логопедическая работа по активизации словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактической игры

Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда

Сусанна Дмитриевна Отнюшкова
Дидактические игры по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в работе логопеда

Использование дидактических игр в работе логопеда по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Дошкольным считается возраст, который относится к периоду восприятия человеческих отношений, а также различных видов деятельности и социальных назначений людей. Для детей дошкольного возраста главным видом деятельности является игра. Игра в дошкольном возрасте считается главной деятельностью. Так как она содержит их жизнь в целом и помогает физическому и духовному здоровью кроме этого, она является началом объемистой информации, способом обучения и воспитания. Благодаря игре ребенок изображает окружающую действительность, узнает свои знания, а также ими делится со своими друзьями, еще с помощью игры делаются условия для многогранного развития ребнка.

Дидактическими считаются игры, и обучающие и познавательное, а также

игры, которые направлены то, чтобы расширить и углубить у детей понятие об

окружающем мире, интересах и развитиях способностей детей, в первую

Дидактическая игра обладает двумя целями, это обучающие цели, в

которых взрослый учит детей, и игровые, в этих целях дети уже сами играют

так, как им нужно, т. е. сами воздействуют. В течении любых дидактических

игр, большое значение должно уделять тому, чтобы эти две игры дополняли

друг друга, и постепенно становились одним целым.

Дети, играя в игры, а именно дидактические получают для себя много

новой информации, т. е. когда дети разговаривают и введут диалог с

воспитателями, или же когда наблюдают просто за игрой, как дети играют,

следя за их речью, действиями, много воспринимают нового. И все эти новые

знания очень важны для развития детей.

Эффективным средством по формированию глагольного словаря

нередко являются дидактические игры, именно у детей дошкольников.

Дидактические игры, которые выполняют, роль в обучении, она служит для

развития именно речи. Она помогает усвоить знания, а потом и их закрепить.

Также если данные игры использовать с дошкольниками, они повышают

интерес у детишек, также быстрее у них словарь пополняет и активизирует, а

также развивается, как правильно воспроизводить звуки, также связная речь.

Кроме всего сказанного дидактическая игра формирует у детей

сосредоточенность, и обеспечивает более точное воспроизведение и усвоение

Если роль дидактической игры оценить, по словам Бондаренко А. К,

нужно добиваться того, чтобы дидактическая игра была и формой усвоения

знаний и умений, и влияла на общее развитие ребенка.

Перед детьми в дидактических играх решаются задачи, которым

требует внимания, умственных старания, также умеет ли ребенок осмыслять

правила, их последовательность и преодоление трудностей. Такие задачи,

1) Стимулировать детей к диалогу между собой и объяснению

2) Содействовать укреплению полученных знаний;

3) Улучшать разговорную речь;

4) Расширять словарь;

5) Развивать грамматическую структуру речи.

Дидактические игры считаются сильным способом для развития речи

детей, также, дидактические игры можно советовать родителям для

Данные игры содержат в себе, настольно – печатные, которые

презентованы парными иллюстрациями, либо различным лото, либо ж

домино. Игры с предметами, и действительными и игрушечными. Словесные

игры, т. е. иное наименование, игры с текстами, такие игры проектируются на

воздействии и на слове, которых произносит выступающий. В словесных

играх дети увеличивают познания объектов и явлений.

Главным отличием дидактической игры, от каких либо других игр

являются игровые поступки. В дидактической игре они реальные,

однозначные, а в сюжетно – ролевой игре они заменяемые, зависящие от

чего либо. Также отличительной особенность в ней характеры течения

деятельности. В дидактической игре задумывается результат игры, выигрыш,

в сюжетно – ролевых играх такого нет, и результат зависит от жажды детей.

В дидактических играх встречается повторяемость, а в сюжетно – ролевой

Эффективным при актуализации словаря, по Е. С. Слеповичу, являются

словесные игры, которые направляются на речь, ее развитие у детей. В

каждой игре, т. е. словесная, решается задача, на мысли, идет работа также

коррекцией речи и познании, а именно их деятельностях. Для этих решений

задач даются задания, как например, описать предметы, их изображения.

Хорошие результаты можно ожидать при придумывании самим загадок, или

ж их отгадывание. В словесных играх очень нужно и важно правильно

объяснять игру, обычно нужно детям давать два или три примера, как

выполняются задания. Словесные игры проводятся не только на занятиях, но

и во время прогулки и во время подвижных игр.

Важным разделом логопедической работы является развитие

лексической стороны речи, так считает В. И Селиверстов. Ребенок должен

понимать и узнавать слова, слышащие в его речи, также их отбирать он

должен для того, чтобы высказывать и использовать их в речи. На

основании своего значения и грамматических признаков слова в языке

соединяются в лексико-грамматические разновидности – части речи, в них

одни передают значимые лексические значения, а другие только

грамматические и используются для логики слов в предложении или для

Пассивный и активный словари детей, их расширение, рассмотрено

программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может

осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время

прогулок и экскурсий.

Авторы программы по подготовке к школе детей с ОНР считаются

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. В каждом из периодов обучения они

выдвигают лексические темы, которые связанны с ближним кругом, и у

которых есть практическая значимость. Создается объем работы по

усовершенствованию словарного запаса, образованию навыков

словообразования, изучению грамматических категорий самостоятельной

В формировании лексики Р. И. Лалаева выделяет такие линии, как,

расширение словаря, его объем вместе с расширением об окружающем мире,

о развитии его деятельности, именно познавательной. Также развитие слов

значений. Формировать семантику слов и основные компоненты. Словарь,

его активизация, совершенствование, перевод слов из пассивных к активным.

И последнее, это создание полей семантики, системы лексики.

Активный словарь, его развитие у дошкольников с недоразвитием речи

является нужным провести с ними логопедическую работу со специальными

дидактическими играми, которые подобраны для детей.

Таким образом, применение дидактических игр на занятиях логопедом,

обеспечивает быстрее и точнее усваивать речевой материал, повышает

интерес детей к речи, учит детей классифицировать и обобщать предметы,

явления и понятия. Кроме всего этого, дидактическая игра развивает у детей

сосредоточенность, связную речь, является попытками актуализации словаря.

Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста Игры для развития глагольного словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня Тема: звуки [б], [б’]. Буква Б. Цель:.

Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР II-III уровня «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Тема: звуки [т], [т,].Буква Т. Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [т], [т’] в словах, предложениях и формировать соответствующие.

Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Конспект занятия по логоритмике для детей с ОНР III уровня Звук [З] Цель: Закрепление звука [з] на занятиях по логоритмике. Задачи: 1.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Проект «Азбука здоровья» для детей 6–7 лет с ОНР III уровня ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» Подготовили: Педагог-психолог Фандикова Л. В., Учитель-логопед Новикова Ю. А., Музыкальный руководитель Ханазарова.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием.

Логопедические игры

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г. Нижневартовск.

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Дидактическая игра “Загадочный шар”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем многозначности слов. Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? – …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля). Как можно назвать планету, где живут люди – … ЗЕМНОЙ ШАР. Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР. На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

«Дидактическая игра ‘Загадочный шар’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Вариант 2: Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.

(Земной шар )

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все –

(Солнце или солнечный шар)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(Одуванчик )

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

Потихонечку звеня. (Шар)

«Дидактическая игра ‘Загадочный шар’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дидактическая игра “Бюро находок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”. Образование существительных с уменьшительными суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

Описание игры: Вариант 1.

Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.

На желтой аллее, где клены алеют

Читайте также:  Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия

Ждет вас находка в “Бюро”.

Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья – ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

3. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

В “Бюро находок” пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

Дидактическая игра “Веселый поваренок”.

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме “Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

“Мама каши наварила

И всю кашку. скушала!”

Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

«Дидактическая игра ‘Веселый поваренок’»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена – … .

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Мясникова Е. К., Вавилова А. В., Бушуева О. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 444-446. — URL https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 28.02.2020).

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:

Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ейкина Анастасия Вадимовна

В статье раскрывается понятие дидактическая игра ; рассматриваются ее компоненты и значение для развития связной речи , высших психических функций детей, имеющих общее недоразвитие речи ; делаются выводы о необходимости применения дидактических игр в процессе коррекции данного нарушения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ейкина Анастасия Вадимовна

Текст научной работы на тему «Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

большинство людей могут получить травмы.

2.Если не соблюдать режим тренировки и не давать отдыху организму могут начаться проблемы с сосудисто-сердечной системой организма.

3.Универсальность кроссфита говорит нам о том, что вы будете универсален во всем, но не более того. Вы не сможете добиться каких-то высот, но вы сможете дать фору любому спортсмену.

Из выше перечисленного мы можем сделать вывод о том, что это очень удобный и полезный вид спорта для студентов технического университете. Основной задаче должна быть тщательная подготовка и разминка перед тренировкой. Примерное время пары по физкультуре 1 час 30 минут, а примерное время занятие кроссфита 50 минут, плюс необходимо время на разминку минут 30. Это дает нам возможность заниматься этим видом спорта всю пару. Так же среднее количество пар по физкультуре в университете 1-2 пары в неделю, что дает нам достаточно времени на отдых и восстановление организма. Так как мы рассматриваем кроссфит для студентов, а не для олимпийских чемпионов, то соответственно снижается планка в физических возможностях что позволяет нам тренировать студентов не для каких-то высот, а для развития в них индивидуальных физических способностей. Так же за такой коротки срок мы сможем увеличить все физические показатели до максимума.

Список используемой литературы. 1. Безлюдов П.П. Мужчина, будь сильным всегда! / Безлюдов П.П. выпуск 1, М.: Физкультура и медицина, 2009. – 192с.

© Егоров О.И., Сафонова О.А., 2017

Ейкина Анастасия Вадимовна

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет Г. Смоленск, Российская Федерация Е-mail: anastasiprokofeva@gmail. com

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье раскрывается понятие дидактическая игра; рассматриваются ее компоненты и значение для развития связной речи, высших психических функций детей, имеющих общее недоразвитие речи; делаются выводы о необходимости применения дидактических игр в процессе коррекции данного нарушения.

Связная речь. Связное высказывание. Общее недоразвитие речи. Дидактическая игра.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [1, с. 214].

Детей необходимо специально обучать связной речи, так как самостоятельно они не могут овладеть умением строить высказывания.

У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (далее ОНР) отмечаются трудности в овладении и пользовании связной речью. Выделяют четыре уровня недоразвития речи, в нашей статье мы будем говорить о третьем – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Основной вид деятельности у детей дошкольного возраста – игра. Превращая в игру скучный процесс обучения, можно добиться от ребенка выполнения всех необходимых задач, что приведет к достижению цели – сформированности связной речи.

Поэтому целесообразно использовать дидактические игры в коррекционной работе с детьми с ОНР для развития высших психических функций, всех сторон языка, формирования и развития связной речи. Их суть заключается в том, что специально создаются правила с целью обучения и воспитания детей, которые преподносятся в игровой форме. Такая игра «. имеет педагогическую и игровую задачи, правила, действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом через игровую задачу, действия и правила» [3, с. 44]. Решая ее, ребенок не чувствует принуждения. При этом обязательно должны присутствовать элементы занимательности, например, поиска, сюрпризности, отгадывания. Все это является главной особенностью дидактической игры [1].

В дошкольных учреждениях при формировании связных высказываний такая игра может служить и методом, и средством, быть формой обучения, а также самостоятельным видом деятельности.

Необходимыми элементами любой дидактической игры являются подчиненные программе занятия дидактические задачи, которым, в свою очередь, подчиняются содержание, правила и игровые действия.

Такие задачи могут быть очень разнообразными и быть направлены, например, на развитие умения составлять диалогические высказывания, формирование умения строить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, монологические описательные связные тексты и другое [4, 5].

Окружающая действительность отражается в содержании дидактических игр (люди, их взаимоотношения, быт, труд, природа). Например, в содержании дидактической игры должны отражаться те лексические темы, заложенные в программе, которые ребенок должен пройти и освоить в соответствии с его возрастом и периодом коррекционной работы (Например: в программе преодоления ОНР III уровня во втором периоде обучения, должны быть организованы дидактические игры по развитию связных диалогических и монологических высказываний по темам: «Одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», их различение, «Новый год», «Весна») [5, с.103].

Что и как должен делать ребенок, чтобы достичь цель, определяют правила. Им принадлежит огромная роль, так как они помогают развивать у детей способности торможения, воспитывают умение сдерживаться и управлять своим поведением, развивают память [4].

Играя в дидактические игры, ребенок опирается на эти правила. Таким образом, он должен постоянно о них помнить. В ходе игры, приходится обращаться к своему жизненному опыту; запоминать новые слова, способы, модели построения связных высказываний. Следовательно, большую роль во всем этом играет память. У детей с ОНР III отмечаются следующие проблемы: трудности словесной памяти, удержания многоступенчатой инструкции, количества элементов, последовательности выполнения действия. Для запоминания чего-либо, таким детям требуется больше времени, чем необходимо «норме» [2].

Читайте также:  Ознакомление старших дошкольников с профессиями

Игровое действие тоже имеет большую роль в дидактической игре, так как оно способствует проявлению активности, вызывает чувство удовлетворения. Игровое действие делает занятие более увлекательным, интересным для ребенка, повышает его внимание и создает предпосылки для более глубокого, продуктивного усвоения материала, предотвращает утомляемость и истощаемость, свойственную таким детям [4, 5].

Ребенок выполняет дидактическую задачу без особого напряжения, так как его внимание сконцентрировано на действии игры и следованию ее правилам. Таким образом, формирование, развитие, коррекция каких-либо качеств происходит незаметно для него самого [4]. Сам того не подозревая, в игре ребенок решает скрытые дидактические задачи, и активно овладевает связными высказываниями.

Детям с ОНР III уровня сложно долгое время удерживать, концентрировать внимание на каком-то определенном объекте или в той или иной ситуации, они очень отвлекаемы, быстро утомляются, если выполняют однотипную работу. Известно, что произвольное внимание на занятии у детей с ОНР постепенно уменьшается. Детям сложно перестроится с одного действия на другое и контролировать сразу несколько объектов или выполнение операций. Поэтому огромное значение имеет мотивация ребенка на занятие [2]. Мотивацией в данном случае являются дидактические игры.

Как отмечали Алексеева М.М. и Яшина Б.Е., педагог не должен вмешиваться в ход игры для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

пояснения каких-то отдельных моментов, например, объяснение слов; так как таким образом он сбивает внимание ребенка, разрушает игровую атмосферу, привносит дидактизм, сухость, а это снижает мотивацию, интерес, что в свою очередь, способствует расстройству, прекращению игры. С другой стороны, педагог играет большую роль в организации игры. Он сам, его действия, его речь являются примером для подражания детям [1].

Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что использование дидактических игр при коррекции ОНР у дошкольников имеет массу достоинств:

1) процесс обучения происходит интенсивнее во времени, эффективнее и продуктивнее, чем с применением обычных заданий и упражнений;

2) ребенок усваивает связные высказывания незаметно для него самого;

3) помимо развития речи, развиваются все остальные высшие психические функции, эмоционально-волевая сфера, моторика;

4) развиваются такие качества личности, как целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе;

5) у ребенка отмечается мотивированность на занятие, интерес при выполнении заданий;

6) преобладание положительных настроений у всех участников коррекционного взаимодействия. Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений // М. М. Алексеева, Б. И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Косякова О. О. Логопсихология: Учеб. пособие для вузов // Косякова О. О. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. – 254 с.

3. Муравьева Г. Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студ. и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. – 2 изд., испр. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 132 с.

4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: материалы о детском саде / Е. И. Удальцова. – Минск: Изд-во «Народная асвета», 1976. – 128 с.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова -М.: Просвещение, 2016. – 207 с.

Запрудина Мария Валерьевна

студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: maria.zaprudina@yandex.ru Якушева Вероника Владимировна

канд. пед. наук, доцент СмолГУ,

СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В данной статье рассматривается лексическая организация русского языка с точки зрения двух подходов: лингвистического и психолингвистического. Выявлены и установлены существующие

Дидактическая игра как метод формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Надежда Алексеева, 07 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи является проблемой специального обучения. В активном словаре детей недостаточно сформированы операции поиска слов, это приводит к неправильному выбору семантических признаков слова, к появлению стойких лексических ошибок, дифференциаций лексических значений и экспрессивно – стилистических неполноценностей речевой продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ———————————————————————————1
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА———————————————————3
1.1. Основные понятия изучаемой проблемы————————————-3
1.2. Лингвистические основы словарной работы———————————5
1.3. Особенности развития словаря детей в научно –методической литературе ————————————————————————–10
1.4. Особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи –16
1.5. Дидактические игры как метод развития лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи —————————————24
1.6. Анализ научно – методической литературы как развитие активного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи–31
ГЛАВА 2
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ——35

2.1. Изучение возможности использования дидактических игр в развитии лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи ———————————————————————————35
2.2. Организация и проведение коррекционной работы по развитию лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр —————————————-38 2.3 Анализ и оценка полученных результатов ———————————44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ——————————————————————–46
ЛИТЕРАТУРА———————————————————————48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

– беседа с воспитателем и логопедом по проблеме формирования активного словаря у детей базовой группы ;

-анализ плана воспитательно – образовательной и коррекционной работы с детьми базовой группы ;

– наблюдение за деятельностью детей базовой группы во вне учебное время ;

– диагностическое обследование детей базой группы .

В ходе беседы с воспитателем и логопедом выяснилось, что педагоги уделяют достаточно внимания процессу формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого проводиться:

– специальные подгрупповые индивидуальные занятия ;

-по утверждению воспитателей они активизируют словарь детей в процессе всех режимных моментов, проводят беседы , задают вопросы , организуют речевые дидактические игры .

Анализ плана воспитательно – образовательной и коррекционной работы и показал, что работа по обогащению и активизации словаря проводиться постоянно при наблюдениях , а также в дидактических играх .

Наблюдение за деятельностью детей во вне учебное время позволило выявить следующее: трое детей ( Андрей, Стеша, Ваня.) активно употребляют в своей речи суще6ствительные , прилагательные , глаголы; строят речевое общение с учетом определенной ситуации; легко входят в контакт при развертывании сюжета; умеют пользоваться полной фразовой речью, используя простые и сложные предложения; точно и последовательно выражают свои мысли . Двое детей ( Наташа, Максим.) чаще употребляют в своей речи существительные, глаголы, реже прилагательные; используют простые предложения, легко входят в игровой контакт.

Пятеро детей (Виталик, Лиза, Руслан, Игорь, Дина) мало разговорчивы, мало активны невнимательны, часто заменяют вербальные средства не вербальными, не умеют точно излагать свои мысли, передавать их содержание.

Проведено первичное обследование по изучению уровня сформированности понимания речи и развития активного словаря .

Использовались диагностические методики обследования сформированности понимания речи и активного словаря, разработанные. Филичевой Т.В , . Чиркиной Г.В., которые заключались в следующем

1Обследование уровня развития понимания речи.

Понимание номинативной стороны речи;

-ребенку предлагалось назвать окружающие его предметы;

– узнать предметы по описанию;

-показать картинку изображающую названные педагогом действия;

-сравнить и показать предметные картинки , обозначающие признаки.

2. Обследование уровня развития активного словаря

Имен существительных: называние предметов изображенных на предъявленных картинках,

-понимание и употребление бытовой лексики;

-понимание и употребление обобщающих понятий;

-знание и употребление слов, обозначающих: цвет, качества, свойства предметов, величину;

-знание и употребление слов, указывающих материал, из которых сделан предмет;

-подбор слов с противоположным значением.

-называния действий людей и животных;

-подбор слов с противоположным значением.

В обследовании приняло участие десять детей. Из результатов обследования можно констатировать, что дети с общим недоразвитием речи в основном, используют в своей речи существительные и глаголы, крайне редко прилагательные. Их речь состоит в основном из простых предложений. Исходя из данных обследования можно говорить о том что многие ошибочные ответы состоят в несоответствии используемых ребенком слов изображаемому на картинках. Перенос названия одного предмета на другой чаще происходил на основе:

-замещение названного предмета внешним сходным (чайник- кофейник);

-смещение лексико-грамматических признаков сходных слов (двигается-передвигается);

-сходного назначения (ремень-пояс);

-ситуативной связи друг с другом (кошка-животное).

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи владеют тем словарем, который чаще всего употребляем

И характерен для их речевой среды. В количественном и качественном отношении он не достаточен, что проявилось в выполнении заданий, когда дети затруднялись дать характеристику словом, не часто употребляемого в активной речи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо специально разработанная программа для развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [См приложение 1,2.]

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

При разработке системы работы в ее основу были положены современные исследования о механизмах развития лексики, речевого общения Выготским Л.С. 1935, Лурия А.Р.1961. Жинкина Н.И.1969. Леонтьеа А.А.1969 и др.

Цель коррекционной работы адаптировать дидактические игры для развития активного словаря детей с общим недоразвитием речи .

Коррекционная работа осуществлялась в соотношении с общедидактическими и специальными принципами;

– целостности и системности педагогического процесса.

Деятельность рассматривалась как целостное единое образовательное пространство, включающее:- организованный процесс и свободную деятельность детей.

-деятельного подхода в обучении.

Работа строилась на основе предметно – практической деятельности дошкольников, развитие сенсомоторной основы высших психических функций;

-развитие психики ребенка. На основе установления уровня актуального развития исследуемых детей была спроектирована программа коррекционной работы по обогащению и активизации словаря;

-опоры на игру как ведущий вид деятельности дошкольников. Сквозная сюжетно игровая линия обеспечивала включе6ние ребенка в ограниченную для него деятельность в которой он мог проявить себя в качестве субъекта;

-принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Обучение рассматривается не как самоцель. А как средство личностного развития ребенка. Не обходимо предъявлять ребенку определенные требования в процессе обучения без ущемления при этом его прав и личностного достоинства.

Система работы по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включала следующие составные элементы:

  1. Создание развивающей речевой среды для знакомства с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуации для коммуникативной интенции;
  2. Уточнение произношения сложных слов;
  3. Использование графических схем в качестве опорных сигналов для построении речевого высказывания;
  4. Стимуляция речевой активности детей через речевые логические задачи;
  5. Создание лексико-семантических объединений слов: тематических, видо-родовых , антонимических, синонимических;
  6. Создание содержательной и мотивационной базы для вызова потребности в речевом акте ( пересказ, рассказывание, диалоги, драматизация).

На основании вышеизложенных положений были подобраны, систематизированы и разработаны приемы методический, дидактический и игровой материал по формировании активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В обследовании участвовало десять дошкольников:

Логопедическая работа по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данном параграфе мы рассмотрим методику по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Формирующий этап проводился с сентября 2014 по апрель 2015. Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Чтобы коррекционное обучение было эффективным, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, сознательности и активности в обучении, индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления дефектологического воздействия: развитие номинативного словаря, развитие атрибутивного словаря, развитие предикативного словаря, обогащение словаря антонимов, обогащение словаря синонимов, развитие словаря обобщающих слов.

При подборе игр и упражнений мы использовали пособия разработанные Н. В Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С.Жуковой, Е. М. Мастюковой,
Т. Б. Филичевой, Г. С. Швайко, О. С Ушакова, Н. В Новоторцевой,
В. В Коноваленко, С. В. Коноваленко, Н. А. Седых, Е. Н. Краузе.

1 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

– Развитие номинативного словаря.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Проговаривание наименований предмета [39].

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?».

Читайте также:  Роль детского русского фольклора в коррекции речи детей

2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета [17].

Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

– Актуализация и обогащение словаря существительных.

– Развитие словесно-логического мышления.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Угадай, кто так делает?».

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной – для девочек, в другой для мальчиков.

3. «Разложи картинки по сходству» [39].

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков) [18].

Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.

Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).

5. Дополнение смыслового ряда [Коноваленко, 2007].

Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп — .

Дом — крыша, книга — .

Квадрат — куб, круг — .

Птица — яйцо, растение — .

Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

2 направление. Развитие атрибутивного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.

– Обогащение словаря прилагательных.

– Развитие словесно-логического мышления.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. «Назови лишнее слово» [17].

Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Отгадывание по картинкам загадок – описаний [17].

Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

– Актуализация и обогащение словаря прилагательных.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного [17].

Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».

Светит (какое?) солнце.

Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие предикативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.

– Развитие предикативного словаря.

– Развитие словесно-логического мышления.

– Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Лото «Кто быстрее принесет картинку» [27].

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

2. Игра «Найди приятеля» [34].

Содержание: Выбрать из трех слов два слова – «приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.

II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.

– Актуализация и обогащения словаря глаголов.

– Развитие тактильной чувствительности.

– Развитие зрительного и слухового внимания.

1. Игра «Кто как кричит?» [27].

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.), вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

2. Лото «Кто как передвигается?» [27].

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» [34].

Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово – неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал : входить – …; включать -…; строить -…; засыпать -…; хвалить – …; говорить – …; начинать -…; встречать -. ; поднимать – …

4 направление. Обогащение словаря антонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.

– Развитие словесно-логического мышления.

– Развитие слухового внимания.

1. Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля» [30].

Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, смех, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.

– Развитие связной речи.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Закончи предложение» [20].

Содержание: Детям предлагается закончить предложение.

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

2. Игра «Сравни!» [20].

Содержание: Детям предлагается сравнить:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» [18].

Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

5 направление. Обогащение словаря синонимов.

I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.

– Развитие связной речи.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Придумай предложение» [20].

Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.

II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.

– Развитие слухового внимания и памяти.

1. Игра «Как сказать?».

Содержание: Как сказать, если листья опадают с деревьев? (Опускаются, падают, валятся.) О плохой погоде? (Пасмурная, облачная, дождливая, холодная.) Как сказать, если что – то или кто – то движется по кругу? (Кружится, вьётся, вращается, вертится, крутится.)

2. Игра «Подбери слово» [18].

Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг – (товарищ, приятель); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); солдат – (боец, воин); труд – (работа); мудрость – (ум); бежать – (мчаться, нестись); смотреть – (глядеть); трудится – (работать); печалиться – (грустить); смелый – (храбрый); алый – (красный, багряный).

3. Игра «Солнышко» [20].

Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.

– Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».

(отважный, храбрый, решительный).

– Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?

(боязливый, нерешительный, пугливый).

– Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».

6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.

I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.

– Обогащение словаря обобщающих слов.

– Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Игра «Классификация предметов по картинкам» [30].

Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

2. Игра «Выделить из серии слов» [18].

Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:

А) Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Б) Только названия транспорта:

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

3. Игра «Назови лишнее слово» [18].

Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.

Кукла, песок, ведро, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.

II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

– Обогащение словаря обобщающих слов.

– Развитие словесно-логического мышления.

– Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Игра «Назови одним словом» [18].

Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.

Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)

Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)

2. Игра «Что общего?» [18].

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например: У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексики.

Для более успешного развития и обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи III уровня, необходимо проводить эти упражнения и игры систематизировано, то есть четко придерживаясь тематического плана с четкими систематизированными повторениями. Для этого нами было составлено примерное годовое планирование, на основе которого шла экспериментальная работа. Наглядно планирование представлено в таблице 4.

Перспективное планирование работы логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи

I периодII периодIII период
Октябрь · «Осень»; · «Овощи»; · «Фрукты»; · «Ягоды»; · «Грибы».Январь · «Зима»; · «Зимующие птицы»; · «Животные севера»; · «Животные жарких стран».Апрель · «Весна»; · «Птицы»; · «Профессии».
Ноябрь · «Игрушки»; · «Деревья»; · «Перелетные птицы»; · «Дикие животные»; · «Посуда».Февраль · «Одежда»; · «Обувь»; · «День защитника Отечества»; · «Семья».Май · «Праздник 9 Мая»; · «Школьные принадлежности».
Декабрь · «Продукты»; · «Мебель»; · «Зима»; · «Новый год».Март · «Праздник 8 Марта»; · «Профессии наших мам»; · «Транспорт» (наземный, воздушный, подводный, водный).Июнь · «Лето»; · «Насекомые».

Более подробно планирование см. Приложение Б таблица 1.

Таким образом, нами было разработано тематическое планирование, в котором помесячно расписаны темы лексических занятий. Каждая тема которых направлена на развитие как активного, так и пассивного словарей.

Ссылка на основную публикацию