Логопедическая работа над повествовательным предложением

Развитие связной речи учащихся начальных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Глава I. Коррекционная работа над предложением

Глава II. Коррекционная работа над текстом, совершенствование связной речи

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи- хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Поскольку средством обучения и источником необходимой информации прежде всего является речь, то основной перечень общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными в одном виде, могут использоваться при выполнении других видов) умений непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.

Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на веем дальнейшем развитии ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что проблема нарушения связной речи у школьников – одна из самых значимых для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связных монологических высказываний. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Поэтому с этими детьми должна проводиться целенаправленная коррекционная работа.

Для коррекционной работы существуют методики Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Ефименковой Л.Н., и другие.
Однако существующие методики не всегда учитывают возможности детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. В связи, с этим недостаточно разработанной оказывается система помощи школьникам в процессе создания связного речевого сообщения. Также в настоящее время все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для учителей-логопедов.
В основе моей коррекционной работы лежит методика А.В. Ястребовой, которая мною модифицирована с учетом структуры речевого дефекта детей.
В соответствии с этим в работе определяются следующие задачи:
1. Оценить состояние речи учащихся первых классов.
2. Дать характеристику особенностей связной речи у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
3. Наметить основные пути коррекционной работы и реализовать их на практике.
4. Оценить эффективность обучения.

Глава I. Коррекционная работа над предложением.

1.1. Особенности речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи представлены в научной литературе как особая группа, имеющая ряд специфических особенностей, касающихся фонетико-фонематического и лексико-грамматического уровня, но выраженные в наименьшей степени. Большинство авторов указывают, что наибольшие трудности касаются связной речи детей и затрагивают все этапы порождения речи: мотива, замысла, развертывания во внешней речи (Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Левина Р.Е., Ефименкова Л.Н., Миссаренко Г.Г. и другие).

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезнее затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения; «застревание» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

1.2. Приемы коррекционной работы над предложением.

Центральное место в процессе развития связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи занимает работа над предложением как основной речевой единицы.

Рассмотрим основные приемы работы над предложением.

  1. Самая простая, и в тоже время самая необходимая форма работы над предложениями – это чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание предложение. При этом грамматический анализ предложений не обязателен, просто дети должны услышать, почувствовать предложение. Хорошее, выразительное прочтение предложения дает очень много для развития речи.
    Интонационная работа над предложением помогает, во-первых, лучше понять его значение, его содержание; во-вторых, помогает усвоить и запомнить образцы, которым дети должны подражать; в-третьих, помогает школьнику лучше понять структуру предложения, выделить его составные части, что положительно скажется на грамотном письме, на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у школьника языковое чувство. Для эффективной работы над предложением дети должны также научиться делать логические ударения, смысловые и психологические паузы, уметь эмоционально окрасить свою речь, произносить предложение в замедленном или ускоренном темпе: громче или тише. Важно развивать также дыхание.
  2. Первоначальный прием, применяемый для построения предложений – вопрос учителя-логопеда. В простейшем варианте вопрос логопеда служит основой построения предложения. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено учащимся, например, (Вопрос: «Что дети собирают в лесу?»; Ответ: «Дети собирают малину»). Самостоятельность учащихся проявилась в том, что ни изменили порядок слов, вопросительно местоимение «что» заменили существительным «малину» и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы учащиеся вынуждены были ввести два-три «своих» слова: («Что делали дети в лесу?»; «Дети собирали в лесу малину»). в дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций. Так, вопросы: почему? -, зачем? -, при каком условии? стимулируют составление сложноподчиненных предложений. Вопрос не подсказывает всей структуры предложения ответа, а как бы намечает некоторые его элементы.
  3. К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложений, аналогично заданному, но на другую тему.
  4. Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространено построение предложений из разных слов или восстановление деформированного текста.
  5. Предлагается детям найти границы предложения в тексте, напечатанного без точек и заглавных букв.
  6. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например: Птицы вернулись. Какие птицы?, Откуда вернулись? Куда вернулись? Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
  7. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами.
  8. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты.

Основным принципом коррекционной работы является системность. Обучение требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного опираясь на предыдущее. От простого – к сложному. От известного – к неизвестному. Системность невозможна без перспективности. Логопеду нужно знать, какие трудности встретятся учащимся в дальнейшем (в следующей четверти, полугодии, году). Тогда он сможет предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей уже в сегодняшней работе.

Устранив пробелы в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй), а также создание методом устного опережения предпосылок, способствующих совершенствованию связной речи, позволяет сосредоточить внимание учителя-логопеда на работе с текстом. В процессе ее осуществления у детей должны быть сформированы умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для реализации его языковые средства. Как мы видим, построение высказывания требует от ребенка умения распределять внимание: надо помнить и о содержательной его стороне, и о его форме.

Особенность коррекционного обучения состоит в том, что в это время появляются возможности в полной мере осуществлять работу над всеми компонентами речевой системы, восполнять все пробелы, имевшиеся в формировании связной речи, а также оказывать коррекционное воздействие на формирование внимания, памяти, самоконтроля, на воспитание коммуникативных умений и навыков речетворчества и фантазии детей.

На данном этапе продолжается работа по составлению связных высказываний по типу рассуждений. Внимание учеников постоянно привлекается к собственной речи в процессе формулирования правил, выводов, доказательств, обобщений. Как известно, в рассуждениях выделяются две смысловые части: формулирование задания и само объяснение или доказательство. Основное внимание на логопедических занятиях уделяется развитию у учеников умений объяснять причины какого-либо факта, обосновывать высказанное ими мнение.

При этом возникает необходимость употреблять сложноподчиненные предложения, которыми обычно дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не пользуются.

Одновременно идет и дальнейшее развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно строить развернутые высказывания по ходу работы. Таким образом, овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

Работа над предложением приобретает в связи с основной задачей свою специфику. Опыт показывает, что занятия целесообразно начинать такими заданиями, как составление предложений по «двигающимся картинкам» (Приложение №1), восстановление различного рода деформированных предложений (слова даны вразбивку (Приложение №3); есть только начало или конец предложения; не хватает одного слова), строящимися на использовании «живых иллюстраций» (Приложение №2), составление предложений по вопросам (Приложение №4), редактирование текста (Приложение №5), озвучивание сюжетной картинки (Приложение №6), инсценировка рассказа по серии картин (Приложение №7), бесед о предметах и их свойствах, а также вопросов. При этом большое внимание уделяется развитию у детей умений составлять и использовать некоторые виды сложных предложений, в частности сложноподчиненных, выражающих причинно-следственные и причинно-временные отношения. В процессе выполнения этих заданий у детей активизируются сформированные ранее представления о семантике слов и словосочетаний, о порядке и связи слов в предложениях, совершенствуется навык адекватного отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

1.3. Формирование практических представлений о тексте.

Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Прежде всего дети знакомятся с самим понятием текст, выявляют такие его признаки, как тематическое единство, наличие заголовка, учатся находить в нем основную мысль. В ходе специальных упражнений учащимся приходится производить анализ прочитанного или прослушанного текста, располагать предложения текста в логической последовательности. Они учатся находить в тексте опорные слова (отражающие содержание текста), определяют их роль, выполняют обратную задачу: составляют текст по опорным словам. Ученики получают задания распространить или сократить текст, подробно или кратко его пересказать, воссоздать текст по развернутому или краткому плану.

Составление плана является не только средством, используемым для развития речи, но и способом организации учебной деятельности детей. Работая над планом, дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, последовательно строить собственное сообщение.

Ученики овладевают умениями объединять предложения в логической последовательности — строить текст, зная, что в нем должны быть начало, средняя часть и концовка; они стремятся соблюдать правильную интонацию, нужный порядок слов. Особенно важно учить детей пользоваться теми средствами, которые характерны для связного текста: личными и указательными местоимениями, наречиями типа тут, там, тогда, синонимами.

По мере, формирования у детей умений конструировать текст учитель-логопед подводит их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих и активизирующих воображение и творческую самостоятельность. Большую роль играют творческие упражнения с предложениями, которые проводятся устно. Обычно они входят в систему подготовки связных текстов, устных рассказов, импровизаций, драматизаций, словесное рисование, сочинение, отзывы, письма. Такие предложения составляются с целью активизации слов и образцов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок». Большую помощь логопеду в достижении его цели может оказать творческое соревнование с подведением итогов и записью некоторых лучших предложений.

Все эти задания направлены на формирование и совершенствование умений учащихся составлять предложение и связное высказывание.

На данном этапе коррекции работа над предложением, не являясь главной, неизменно ведется на каждом занятии. В основном вся фонетическая и лексическая работа проводится на материале предложения. Приобретенные учащимися в процессе составления словосочетаний и предложений умения способствуют осознанному употреблению предложений в речи. Далее работа над предложением усугубляется, вводятся новые виды работы. Начинается следующий аспект коррекции речевого недоразвития учащихся. Имеется в виду развитие монологической речи, которое предполагает обучение умению планировать свои высказывания, определять последовательность предложений. Таким образом, обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи детей первых классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над повествовательным предложением

Осипова В.М., tc ” Осипова В.М.,” логопед ДОУ № 32 «Аленький цветочек», г. Реж, Свердловская обл.
В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.
Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Каждый ребенок речевой группы должен овладеть умением членить предложение на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложение по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложение графически.
Советуем начинать работу с вычленения предложений из рассказа и подсчета их количества. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определят число предложений. Затем предложения нужно заучить, называя первое, второе и т.д. по порядку. При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы. Далее логопед должен внести карточки-сигналы, обозначающие предложение.
На следующем этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов. Основу предлагаемой методики составляют варианты игры «Живые слова». Каждый ребенок изображает какое-либо «живое слово», а все дети должны понять, что предложение состоит из слов.
Рекомендуется использовать задания, которые развивают умение анализа и синтеза предложений.
1. Составить предложения из двух-трех слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева.
2. Повторить в заданном предложении только два первых слова. Осенний лес красив.
3. На место последнего слова поставить другое. Девочка кормит кур.
4. Составить предложение по заданной схеме.
5. Составить предложение с заданными опорными словами. Пушистые… кружатся.
6. Восстановить деформированное предложение.
7. Составить предложение со сложными словами. Ледоход, пчеловод, снегопад.
8. Составить сложноподчиненное предложение с союзами и записать его графически. Мальчик упал, потому что споткнулся.
9. Самостоятельно сконструировать предложение по данному началу. Птицы улетают на юг, когда…
10. Соединить простые предложения в одно сложное. Воробьи зимующие… Скворцы перелетные…
11. Распутать предложения-небылицы «Путаница». Летит красный крокодил. – Ползет зеленый крокодил.
12. Составить предложение из «живых слов».
13. Составить предложение по иллюстрации или иллюстративно-графической записи.
14. Составить предложение из трех слов, добавив свои слова. Кошка, мальчик, сад.
Годовой план по работе
над предложением
Сентябрь
3 неделя. Выделение предложения из речи: чтение рассказа, сказки.
4 неделя. Заучивание короткого рассказа. Называние предложения по порядку.
Октябрь
1 неделя. Придумывание рассказа по картинке, подсчет количества предложений в нем.
2 неделя. Называние предложения в рассказе по порядку (на предложение накладываются палочки).
3 неделя. Работа с графическим изображением предложения по карточкам.
4 неделя. Выкладывание знаков-карточек по количеству предложений в рассказе.
Ноябрь
1 неделя. Подсчет предложений в рассказе. Подсчет ведется «в темноте»: дети кладут голову на стол, закрывают глаза и поднимают нужное количество пальчиков.
2 неделя. Членение предложений на слова, определение их количества.
3 неделя. Игра «Живые слова». Дети подсчитывают слова в предложении, уясняют их по-
следовательность, отдельность написания.
4 неделя. Игра «Хор». Дети должны понять, что все слова в предложении стоят на своих местах и произносятся не одновременно, а по порядку.
Декабрь
1 неделя. Знакомство с графическим изображением слова.
2 неделя. Знакомство с графическим изображением предложения, определение порядкового места слова в нем. Работа проводится индивидуально и со всем классом.
3 неделя. Игры «Слова потерялись», «Слова заблудились».
4 неделя. Составление предложений по демонстрации и действию. Дифференциация понятий слово – предложение.
Январь
1 неделя. Составление предложений по теме «Новый год».
2 неделя. Добавление слов в предложение, чтобы оно стало длиннее. Применяется игра «Живые слова».
3 неделя. Распространение предложения с помощью вопросов.
4 неделя. Распространение предложений с помощью игры «Добавь слово». Знакомство с предлогом и его графическим изображением.
Февраль
1 неделя. Исправление деформированного предложения с помощью игры «Какое слово за-
блудилось?».
2 неделя. Освоение понятия о длине предложения, составление его графической записи.
3 неделя. Задавание вопросов к каждому слову в предложении по образцу.
4 неделя. Придумывание предложений по графической схеме.
Март
1 неделя. Придумывание предложений из двух-трех слов по картинке «Весна».
2 неделя. Восстановление деформированного предложения. Применяется игра с Незнайкой.
3 неделя. Составление предложений со сложными словами (ледоход, снегопад). Их графическая запись.
4 неделя. Составление сложноподчиненных предложений с союзами чтобы, потому что.
Апрель
1 неделя. Самостоятельное конструирование предложений по данному началу.
2 неделя. Соединение простых предложений в одно сложное с помощью союза а: Воробьи зимующие птицы, а ласточки перелетные птицы.
3 неделя. Составление предложений по иллюстративно-графической записи.
4 неделя. Распутывание предложений-небылиц «Путаница». Самостоятельное придумывание небылиц.
Май
1 неделя. Составление предложений с предлогом. Используется разная интонация.
2 неделя. Графическая запись предложений с предлогами.
3 неделя. Игры «Предлог в предложении», «Кто на чем поедет?».
4 неделя. Графический диктант.
Примерные конспекты занятий
Выделение предложения из речи
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Освоение понятия о предложении.
  • Обучение подсчету количества предложений в рассказе.
  • Заучивание предложений.
  • Дифференциация овощей и фруктов.
Читайте также:  Методическая разработка 'Дни недели в стихах'

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки: Петрушка, куклы.
2. Фишки.
3. Предметные картинки.
4. Овощи, фрукты.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня я пришла в детский сад пораньше и привела Петрушку. Посмотрите, у него в конверте рассказ. Давайте прочитаем его.
Наступила осень. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.
Дети, придумайте к этому рассказу название. (Вывешивает на доску картинки с изображением четырех времен года.) Выберите на доске картинку про осень.
Дети выполняют задание.
Понятие о предложении
Логопед. Ребята, Петрушка был сегодня в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь – состоят из предложений.
Петрушка. Можно, я прочитаю первое предложение в рассказе? (Читает.) А сейчас второе и третье. (Читает.)
Логопед. Дети, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем откладывать фишки на каждое предложение в рассказе.
Логопед читает рассказ еще раз, дети откладывают фишки, считают их.
Игра «Умный магнитофон»
Магнитофон изображают все дети группы.
Логопед. Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе? Покажем Петрушке, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый раз вы «запишите» первое предложение, второй – второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. А вместе получится рассказ про осень. Вот Петрушка удивится!
Дети выполняют задание.
Дифференциация овощей
и фруктов
Входят куклы с кузовками. Выкладывают на стол фрукты и овощи.
Логопед. Ребята, куклы ходили в сад и огород. На грядках они собирали овощи, а на деревьях – фрукты. Помогите им положить в один кузовок для куклы Огородницы – овощи, а для куклы Фруктонинки – фрукты.
Дети раскладывают по кузовкам овощи и фрукты, объясняют свой выбор.
Игра «Что купила бабушка
на базаре?»
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Что купила бабушка на базаре?». Попробуйте отгадать мои загадки. Он на дереве растет. На вкус сладкий, сам круглый, красный. Что это за фрукт?
Дети. Яблоко.
Таким же образом отгадываются загадки про все овощи и фрукты.
Итог занятия
Логопед. Посмотрите, ребята, пока мы играли, Петрушка ушел и конверт унес. Что в нем было?
Дети. Рассказ.
Логопед. А из чего состоит рассказ?
Дети. Из предложений.
Логопед. Вы молодцы, все узнали и поняли. А завтра придумайте дома тоже маленький рассказ про овощи. Потом в садике мы посчитаем, сколько в нем предложений.
Знакомство с графическим
изображением предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Придумывание рассказов по картинке.
  • Изображение предложения графически.
  • Запоминание предложения по порядку с помощью пиктограмм.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Звуковые письма.
2. Карточки с графическим изображением предложения.
3. Банки с «соком».
4. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Ребята, Буратино и Мальвина прислали нам сегодня звуковые письма. Давайте сначала послушаем письмо Буратино.
Буратино читает «деревянным» голосом, без интонационной оформленности предложений, без пауз между ними.
Хорошо осенью в саду. Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. Быстро возьмем корзину и соберем фрукты. Мама будет рада урожаю.
Ребята, вы поняли, что написал Буратино?
Дети. Нет.
Логопед. А теперь послушайте, как прочитает это письмо Мальвина.
Звучит письмо Мальвины.
Почему мы хорошо поняли, что читала Мальвина? Правильно, она читала выразительно, отделяла одно предложение от другого. Можно сосчитать предложения в этом рассказе? Кто скажет, сколько их?
Дети. Четыре.
Графическое изображение предложения
Логопед. Ребята, я принесла вам сегодня карточки, на которых изображено предложение. (Раздает карточки.) Уголок – это большая буква в начале предложения, потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, а в конце – точка.
_______.
Сейчас я еще раз прочту рассказ Буратино и Мальвины, а вы на каждое предложение будете выкладывать свои карточки. Потом мы сосчитаем, сколько предложений в рассказе.
Дети выполняют задание.
Рисунки по теме предложений
Логопед. Чтобы лучше запомнить рассказ, мы на каждое предложение сделаем маленький рисунок, который потом поможет вам вспомнить его и вечером рассказать маме.
Дети на каждое предложение делают небольшую зарисовку по его содержанию.
А сейчас вспомним весь рассказ. Первый рисунок – сад, вспоминаем предложение: Хорошо осенью в саду. Второй рисунок – яблоки, груши, всё предложение: Спелые груши и яблоки так и просятся в рот. И т.д.
Составление рассказов
по картинкам
На столе лежат картинки. У каждого ребенка – своя.
Логопед. Дети, придумайте по своим картинкам рассказы. Выложите столько карточек-схем, сколько у вас в рассказе предложений. Задание каждый выполняет самостоятельно.
Далее логопед проверяет с детьми все рассказы. Один ребенок записывает графически предложения на доске.
Игра «Вкусный сок»
На столе находятся банки с разными «соками».
Логопед. Мама на зиму сварила вкусный сок из груш. Как можно назвать его по-другому? Какой сок?
Дети. Грушевый.
Логопед. А какой из яблок? Из слив? И т.д.
Дети отвечают на каждый вопрос.
Итог занятия
Логопед. Что за карточки лежат у вас на столе?
Дети. Это схемы предложения.
Логопед. А как вы догадались, что это предложение?
Дети. Оно начинается с большой буквы, а в конце у него стоит точка.
Ознакомление со словарным
составом предложения
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Закрепление знаний о том, что мысль выражается предложением, которое состоит из слов.
  • Ознакомление с предложением, состоящим из одного-двух слов.
  • Определение места каждого слова в предложении.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки (самолет, лопатка, матрешка, ракета).
2. Кассы с графическим изображением предложения и слов.
3. Ручки, тетради.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы познакомимся со словарным составом предложения. (Показывает игрушечный самолет.) Каким словом можно назвать эту игрушку?
Дети. Самолет.
Логопед. Правильно, теперь скажите про самолет двумя словами.
Дети. Самолет летит. Самолет гудит. Самолет большой.
Логопед. У нас получилось предложение.
Составление коротких
предложений
Логопед. Сережа, скажи свое предложение про самолет.
Сережа. Самолет приземлился.
Логопед. Сколько в нем слов?
Сережа. Два слова.
Логопед. Назови первое слово, потом второе.
Ребенок называет слова.
Я сейчас возьму игрушку и скажу о ней предложение. (Берет лопатку.) Лопатка. Сколько в моем предложении слов?
Дети. Одно.
Логопед. Это длинное предложение или короткое? В нем много слов или мало?
Дети. Короткое, в нем одно слово.
Логопед. Сейчас я буду показывать игрушки, а вы придумывайте предложения с их названиями.
Дети придумывают предложения про матрешку, ракету, считают количество слов, называют первое, второе слова.
Игра «Живые слова»
Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «Живые слова». Ты, Миша, будешь слово ракета. А ты, Даша, слово летит. Называйте свои слова, вначале Миша, потом Даша. Сколько слов в этом предложении? Какое первое?
Дети. В предложении два слова. Первое слово ракета.
Логопед. А второе?
Дети. Летит.
Графическая запись
предложения
Логопед. Видите, ребята, в предложении слова располагаются друг за другом. Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет означать слово, уголок – это большая буква, а в конце точка. Запишите предложение Ракета летит в тетрадях.
Дети выполняют задание.
У вас в кассах есть такие же карточки. Найдите, какая карточка означает первое слово (с уголком), а какая последнее (с точкой). Вы должны выложить предложение Матрешка стоит.
Дети выполняют задание.
Саша, а ты начерти на доске столько черточек, сколько слов в этом предложении.
Ребенок выполняет задание.
Молодец, Саша, ты записал предложение. Сколько в нем слов? Какое слово первое? Какое второе?
Дети отвечают на вопросы.
Итог занятия
Логопед. Ребята, вы сего-
дня узнали, что предложение состоит из слов, а слова располагаются друг за другом. Узнали, как записать предложение и составить его из карточек. Все вы были молодцами, все старались, и все у вас получилось!
Составление предложений
с заданными словами
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Обучение составлению разнообразных предложений по заданию.
 Закрепление умения графически записывать предложение, составлять предложения карточками.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Сюжетные картинки, игрушки.
2. Тетради, ручки.
3. Кассы с сигналами.
* * *
Организационный момент
Логопед. Сегодня мы с вами будем придумывать предложения. Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Ребята, а вы сможете отгадать мое предложение? (Вывешивает на доске картинки.)
Дети. Кошка мяукает. Кошка лакает молоко. Кошка поймала мышку.
Логопед. Молодцы, ребята, вы разные предложения придумали, а у меня было такое: Кошка играет. Давайте запишем его в тетрадях, а кто-нибудь напишет на доске.
Дети пишут в тетрадях. Один ребенок пишет на доске с комментариями.
Ребенок. Первое слово кошка, второе слово играет, в этом предложении два слова.
Основная часть
Логопед. Теперь, ребята, придумайте предложение со словом мальчик. Саша не будет говорить нам свое предложение, а мы постараемся отгадать его.
Дети. Мальчик играет. Мальчик купается в речке. Мальчик читает.
Логопед. Скажи, Саша, дети угадали твое предложение? Что ты придумал?
Саша. Не отгадали. Я придумал Мальчик учит уроки.
Логопед. Вот какое хорошее предложение сочинил Саша. Давайте сосчитаем, сколько в нем слов. На каждое слово нужно достать из кассы карточку и выложить предложение.
Дети (выкладывают предложение из карточек). В этом предложении три слова. Первое слово – мальчик, второе – учит, третье – уроки.
Логопед. Вы всё правильно сделали, ребята, молодцы.
А теперь придумайте предложение о курице.
Дети. Курица клюет зерно.
Логопед. О ком в этом предложении говорится?
Дети. О курице.
Логопед. Что говорится о курице?
Дети. Что она клюет зерно.
Логопед. Вот видите, ребята, в предложении предмет не только называется, но о нем говорится что-то новое, интересное. Из этого предложения мы узнаём о том, что курица клюет зерно. Послушайте еще: бабушка, внучка, любит. Я сказала предложение?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно, это не предложение, а просто отдельные слова. Чтобы получилось предложение, слова надо правильно расставить, чтобы слова дружили. Маша, попробуй сказать предложение про бабушку.
Маша. Бабушка любит внучку.
Логопед. Очень хорошо, мы узнали, что бабушка любит внучку. А теперь Наташа придумает предложение про внучку.
Наташа. Внучка любит бабушку.
Итог занятия
Логопед. Итак, ребята, мы хорошо научились составлять предложения, правильно записывать их, выкладывать карточки. Что вам понравилось на занятии, а чье предложение запомнилось? Дома придумайте предложение о любимой игрушке.
Дети отвечают на вопросы.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб., 2000.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
методическая разработка по логопедии на тему

Мы хотим привлечь ваше внимание к вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_predlozheniem_.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над предложением как аспект совершенствования связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

За последние годы заметно увеличилось количество поступающих в школу детей, которые имеют недостаточно четкую речь, слабый навык связной речи, плохо развитое языковое чутье. Эти же проблемы наблюдаются у выпускников детских садов, несмотря на то, что все звуки поставлены и автоматизированы логопедами. Данные проблемы обусловлены группой причин. Отметим некоторые из них. Родители не уделяют должного внимания формированию речи ребенка в семье, зачастую перекладывая эту привилегию на детский сад и школу. Чтение детских книг, предоставляющих образцы грамотной, литературной речи в семье- редкость. У современных детей с самого младшего возраста вырабатывается модель получения информации из «зрелищных» источников- телевизора, компьютера, электронных игр и др.. Но качество и значимость этой информации оставляет желать лучшего. Она больше направлена на доставление удовольствия и в меньшей степени на развитие мышления и речи ребенка. При коррекции речи ребенка с ФФНР логопеды основное внимание уделяют вопросам исправления звукопроизношения, порой недостаточно развивая способности связно выражать свои мысли.

Связная речь – наиболее важная сторона устной речи. Возможность хорошо рассказывать оказывает прямо пропорциональное воздействие, как на успеваемость ребенка, так и на карьеру взрослого. Когда человек умеет четко формулировать и озвучивать свои мысли, его положение в социуме становится полноценным и успешным.

Связная речь представляет собой многокомпонентное целое, соединяющее две и более группы предложений, подчиненных одной теме, имеющих четкую структуру и специальные языковые средства для связи предложений друг с другом. Данная речь складывается из двух процессов: умения говорить( экспрессивная речь) и умения понимать обращенную речь (импрессивная речь). Монолог является более сложным видом экспрессивной речи, чем диалог, так как не поддерживается репликами и требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Чтобы быть понятным, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно. . Мы хотим привлечь ваше внимание к вопросам формирования монологической формы экспрессивной речи детей с ФФНР.

Логопедические аспекты особенностей связной речи у детей с ФФНР отражены в работах авторов : Р.Е. Левиной , Т.Б. Филичевой, Т.В.Волосовец, Г.В. Чиркиной и других. Они отмечали, что лексика детей с ФФНР не пополняется словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Проявления речевого недоразвития выражены нерезко, но при тщательном обследовании логопед может выявить некоторые грамматические ошибки: в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании существительных с прилагательными и числительными, в использовании синтаксических связей. Предложения короткие, чаще- нераспространенные.

Заполняя речевые карты и обследуя при этом умение детей пересказывать и составлять различные виды рассказов, мы часто наблюдаем следующие особенности:

– сокращение или искажение текста детьми

-стереотипность в построении высказывания;

-затруднения в выборе нужных слов и ряд других .

Все это является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, позволяющего ребенку с нормальной речью эмпирически овладевать всей сложной системой русского языка.

Таким образом, дети с ФФНР нуждаются в целенаправленной работе по развитию связной речи; её можно продуктивно развивать регулярными и настойчивыми тренингами и центральное место в этом процессе занимает работа над предложением, являющемся основной речевой единицей.

Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Поэтому их формированию и совершенствованию должно уделяться достаточное внимание на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи.

Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

.Обучение детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание высказывания, формировать предложения.

.Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушениями речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Самая простая и в тоже время самая необходимая форма работы над предложением – это образец . Первоначальный прием, применяемый для построения предложений- вопрос логопеда., он служит основой. В нем даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должно быть составлено ребенком.(Вопрос: « Что дети собирают в парке?», ответ: « Дети собирают листья»). Самостоятельность детей проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение «что» заменили существительным листья и придали предложению повествовательную интонацию. Можно вопрос сформулировать так, чтобы воспитанники вынуждены были ввести 2-3 «своих» слова: Что делали дети в парке? Дети в парке собирали листья …. катались с горки…

В дальнейшем вопросы наталкивают учащихся на составление сложных предложений и различных других синтаксических конструкций.

Конструктивные упражнения очень разнообразны. Широко распространены следующие.Построение предложений из разных слов, восстановление деформированного текста. Постепенное ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов.(Птицы вернулись. Какие птицы? Откуда вернулись? Куда вернулись?) Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами. Также используются в работе соединение двух или трех простых предложений в одно сложное, или простое с однородными членами. Редактирование предложений, содержащих ошибки или недочеты, нелепицы.

.Логопед следит за порядком слов в предложении ( в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным.

По мере того, как дети овладевают навыками употребления простого распространенного предложения с однородными членами, можно начинать обучать их составлять разные виды сложных предложений. Коррекционная работа над сложным предложением начинается со сложносочиненного предложения, а затем переходит к сложноподчиненному.

Дети должны составлять предложения разных типов:

-простые распространенные из 5-7 слов

-сложносочиненные, состоящих из 2 простых( Воробьи зимующие , а скворцы перелетные)

– с противительным союзом «а»( Сначала надо нарисовать снегиря, а потом его раскрасить)

-сложноподчиненные предложения с придаточным причины ( Мальчик заплакал, потому что потерял удочку).

– с дополнительным придаточным, выражающими желательность(нежелательность действий) : Я хочу, чтобы пошел снег.

При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения используется вопросно-ответная форма речи, поэтому на первых порах от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос( Логопед: « Почему Соня не идет гулять?» Ребенок: «Потому, что на улице идет дождь». В дальнейшем предложение проговаривается целиком, логопед следит за правильным его синтаксическим и грамматическим оформлением. Необходимо научить детей правильно строить предложения, отвечая на вопрос « Почему?», не начиная ответ со слов потому что…

Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. При работе над предлогами в предложениях основными задачами будут: научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи.

Сначала изучаются наиболее простые предлоги НА , ПОД. Затем другие: В, ОКОЛО, МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,

.Логопед дает детям задания (Положи кубик на стол, а мяч под стол. Куда ты положил кубик? Где кубик? и т.д.) . Даются задания на понимание обобщающего значения предлогов, например: НА СТОЛЕ. А где еще может лежать книга? ( на стуле, на окне, на полке, на диване и т.д.). Большая роль отводится вслушиванию в грамматические формы.

Детей учат определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи, составлять графические схемы предложений, выделять предлог как отдельное служебное слово.

.Овладение грамматическим строем идет одновременно с обогащением словаря и практическим усвоением предложения как единицы речи.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически.

Колоссальные возможности для совершенствования связной речи предлагают компьютерные технологии. В нашей работе используются презентации по автоматизации звуков, где большое внимание уделяется составлению предложений: с однородными членами, по 2 и более предметным картинкам, предложений с противительным союзом «А» (и все это с использованием приемов анимации). Данные формы работы поддерживают внимание и интерес детей и позволяют добиться нужных результатов.

Многофункциональное магнитное настенное панно представляет множество сюжетов для составления предложений, массу возможностей для формирования предложно-падежных конструкций. Выполняя задания логопеда, дети передвигают выпуклые фигурки-магниты в соответствии с инструкцией логопеда. (Посади птичку на дерево, на крышу. А теперь – под дерево, и т.д. Расскажи, где сидела птичка вначале, а где потом?). При этом ребенок развивает не только языковые возможности, но и мелкую моторику.

Желательно, чтобы каждый ребенок, выпускаясь в школу, мог членить предложения на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, исправлять деформированное предложение, записывать предложение графически.

«Повествовательное предложение».

учить воспринимать и воспроизводить повествовательную интонацию и обозначать ее на письме точкой; закреплять знания учащихся о границах предложения; развивать умение распространять предложение, образовывать прилагательные от существительных; активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»; развивать ВПФ; воспитывать толерантность, любовь к животным.

Просмотр содержимого документа
««Повествовательное предложение». »

Тема: «Повествовательное предложение».

Цель: учить воспринимать и воспроизводить повествовательную интонацию и обозначать ее на письме точкой; закреплять знания учащихся о границах предложения; развивать умение распространять предложение, образовывать прилагательные от существительных; активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»; развивать ВПФ; воспитывать толерантность, любовь к животным.

Оборудование: предметная картинка «вольер», билеты – карточки, презентация, запись песни из мультфильма «Ну, погоди!», тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой с добрыми пожеланиями отдайте своему соседу. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется.

Речевая гимнастика. Отраженное, хоровое проговаривание предложения на одном речевом выдохе, громко, затем тихо.

Берегите братьев наших меньших.

Актуализация опорных знаний. Логопед: Ребята, что мы произносили? Молодцы! Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Сегодня мы с вами отправимся туда, где в одном месте живут разнообразные животные. Кто скажет, как называется это место? Правильно мы с вами отправляемся в зоопарк. Но чтобы нам в него войти, нужно отгадать каких животных мы в нем увидим. Если ответ правильный, то появится отгадка – картинка.

Начинать своё предложение вы должны со слов: – Я думаю, что это…

«Хозяин лесной просыпается весной» (медведь) (слайд№1)

«Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый краса» (лиса) (слайд№2)

«Кто зимой холодной бродит злой, голодный» (волк) (слайд№3)

«Зимой я белый, летом серый» (заяц) (слайд№4)

Логопед: Вспомните, ребята, как называются места в зоопарке, где находятся животные?

Дети: Клетка. А еще? Логопед помогает детям – Вольер (участок, огороженная площадка с присоединяющимися к ней клетками или домиками для содержания животных.) Картинка вольера вывешивается на доску.

Молодцы! Вот теперь вы получаете проходные билеты (карточки, скрепленные скрепкой).

5. Введение в тему занятия. Вы уже знаете, что в русском языке есть не только буквы, но и знаки. В конце предложения поселились три знака: вопросительный ?, восклицательный ! и точка . . Но это не простые знаки, они помогают нам понять смысл предложения.

? – он всем задает вопросы.

! – он всегда кричит, радуется, возмущается.

. – она всегда спокойна, требует понизить голос, сделать остановку.

Объявление темы занятия.

Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с предложениями, в конце которых ставится точка. Такие предложения всегда о чем – то сообщают, повествуют или подталкивают к действию. Сколько волка не корми, а он в лес смотрит. Предложение записано на доске. Логопед дает образец правильного прочтения предложения. Дети читают его по цепочке.

Работа по теме занятия. Возьмите билеты. В них записаны предложения.

– Прочитайте первое предложение, проследите за интонацией голоса к концу предложения.

В зоопарке много животных. (Интонация понижения голоса.) Какой знак обозначает конец предложения? Если предложение спокойно сообщает, повествует о чем-либо, а голос к концу предложения понижается, то в конце предложения ставится точка.

– Прочитайте второе предложение, проследите за интонацией голоса к концу предложения.

Дайте зайчику морковку.

(Интонация понижения голоса.) Какой знак обозначает конец предложения? Если предложение спокойно подталкивает нас, к каким-либо действиям, а голос к концу предложения понижается, то в конце предложения тоже ставится точка.

7. Зрительная гимнастика. Проследите глазками за передвижением белочки.

8. Работа в тетради. Списать предложения с билета в тетрадь. Составить и начертить под предложениями схемы, внимательно обозначая начало и конец предложения. (Индивидуально Илье Ч. написать в билете предложения в рукописном шрифте.) Самопроверка.

10. Динамическая пауза под музыку.

11. Закрепление пройденного материала. Д/игра «Микрофон». Закрепить умение воспроизводить повествовательную интонацию, отработать образование притяжательных прилагательных.

Логопед: Здесь прошла лиса – чьи это следы? Дети дают полные ответы.

Здесь прошла лиса, значит это лисьи следы.

Что ты сейчас произнес? (предложение)

А что ты поставишь в конце предложения? (точку) Почему?

Здесь прошёл волк, значит это волчьи следы.

Что ты сейчас произнес? (предложение)

А что ты поставишь в конце предложения? (точку) Почему?

Здесь прошёл медведь, значит это медвежьи следы.

Что ты сейчас произнес? (предложение)

А что ты поставишь в конце предложения? (точку) Почему?

Здесь прошёл заяц, значит это заячьи следы.

Что ты сейчас произнес? (предложение)

А что ты поставишь в конце предложения? (точку) Почему?

Ребята, зоопарк уже закрывается, давайте попрощаемся с животными. Возьмем билеты, снимем с них скрепки. Внутри вы увидите домашнее задание: разукрасить животное и составить предложение, которое спокойно что – либо сообщает об этом животном.

9. Итог занятия. С каким предложением мы работали на уроке? Если предложение спокойно сообщает, повествует о чем-либо, а голос к концу предложения понижается, то в конце предложения ставится… (точка.) Молодцы! Что нового вы узнали на занятии?

Работа над предложением

Основные направления работы над предложением:

Последовательность работы над предложением:

Нераспространенные предложения: субъект – предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект – предикат – объект (Девочка рисует дом);
б) субъект – предикат – объект – объект (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект – предикат – объект – локатив (Дети играют в саду);
г) субъект – предикат – объект – локатив (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект – предикат – объект – атрибутив (Бабушка подарила внучке красивую куклу)

Предложения с однородными членами.

Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.

Зная, какие трудности испытывает ребенок с речевыми нарушениями при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я систематизировала материал по данному разделу и составила план-схему по работе над предложением.

При составлении плана необходимо :

Подобрать игры и упражнения по работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава предложения использовать карточки- символы:

Наличие индивидуального наглядного материала (карточек – символов), условных обозначений слов позволили обеспечить:

Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.
Высокую речевую активность и умственную нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.

В предложенном плане представление поэтапнго обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании логопеда дополнен.

ПЛАН – СХЕМА работы над предложением в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Этапы работы

Задачи

Содержание работы

1 этапПредмет и словоФормировать умение быстро и точно находить слова для обозначения предметов окружающего мира. Учить классифицировать слова, обозначающие названия живых существ и неживых предметов. Различать понятия “предмет”, “слово”. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность.Игра “Мы узнаем мир по именам”.

Игра “Кто больше назовет окружающих предметов”.

“Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто? Что?

Игра “Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?”

Игра “Оживи слово”

Дети озвучивают картинки.

Вывод: Все что нас окружает – это предметы неживые.

Все, кто нас окружает – это живые существа.

Любой предмет можно обозначить символом.

Слово – это набор звуков, имеющих значение.Слово-предметЗакрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Учить графически изображать слова- предметы. Познакомить с карточкой – схемой, обозначающее слово-предмет (карточка 1). Развивать зрительное и слуховое внимание и память.Рассмотреть картинки, отобрать те, которые обозначают: а)живые предметы, б)неживые предметы. Поставить вопрос

в)запомнить их, назвать только те, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Игра “Запомни, повтори” (7 слов)

Слуховой диктант (10 слов)

ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем обозначать(карточка 1)

Игра “Прогулка в лес”. Кого можно встретить в лесу? Что можно увидеть в лесу?Слово-действиеУчить детей различать слова, обозначающее действие предмета. Помочь понять роль слова- действия. Познакомить с карточкой- схемой, обозначающее слово-действие (карточка 2).

Учить графически изображать слово-предмет и слово -действие.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Уточнить вопросы: Кто? Что делает?Игра “Что может делать человек?”

Слова, которые вы назвали, обозначают действия и отвечают на вопрос “Что делает?”

ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем обозначать(карточка2)

Игра “Назови что я делаю? (действия логопеда с разными предметами.

Работа с двумя карточками “Слово-предмет” (карточка 1) и “Слово-действие” (карточка 2).

Игра “Будь внимательным” (логопед называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку).

Слуховой диктант (7-8 слов -действий)

Прочитать предложение с помощью рисунков- схем (карточка 2 – карточка 1).

Игра “Поработай слово-действие” В игре два участника: один из них представляет слово- предмет, второй выступает в роли слова-действия. Слово-предмет совершает всевозможные действия, а слово-действие называет эти действия.

Игра “Кто как передвигается? (по теме “Живая природа”)

“Кто как ест?” “Кто как голос подает?” “Кто это может делать?”

Вопрос – ответ (по лексической теме “профессии”). “Что делает врач, учитель, повар?”

“Кто какие звуки издает?” (Дверь скрипит, ветер – воет, машина – гудит)Слово-признакПознакомить детей со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам.

Познакомить со схемой (карточка 3).

Развивать слуховое внимание, память. Подвести детей к выводу о том, что слово-признак и слово-действие зависят от слова-предмета.Рассмотреть предметы, дать описание по плану: форма, цвет, на вкус, на ощупь,, материал из которого сделан предмет.

Задание: Поставить вопрос к словам: зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое изображение слова-признака.

ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать (карточка3)

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признак предмета.

Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой ручей, лучистое солнце.

Подобрать слова-синонимы: аккуратный (чистый, опрятный)

Грустный (печальный, скучный, невеселый),

Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный.

Подобрать слова-антонимы к словам признакам: умный -глупый; смелый – трусливый; злой – добрый.

Придумать слово к слову: осень какая? День какой? Настроение какое?.

Игра-соревнование, кто больше назовет слов-признаков к предмету”

Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы:

Прыгучая, пушистая, рыженькая . (белка)

Маленький, круглый, колючий. (еж). Чистое, свежее, душистое. (полотенце)

Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам: вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? (Слова-признаки).

Графический диктант (слова-признаки)ПредлогУточнить пространственные отношения, выраженные предлогами “в, на, над, под, за, от, со, с, из-под, из-за, через,н.

Познакомить с графическим изображением предлога (карточка 4).

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, включать в предложение пропущенный предлог.Знакомство со схемами предлогов, уточнить, когда мы говорим эти маленькие слова:

В – когда предмет находится внутри,

На – когда предмет находится сверху,

Под – когда предмет находится внизу и т.д.

Выставить парами предметные картинки. Придумать предложение с предлогами: гриб – елка, гриб – сковородка, шишка – елка; еж – елка, заяц – куст, лиса – нора; птица – ветка, белка – дупло, бабочка – цветок.

“Прочти предложение без предлога”.

Что такое предлог? (Маленькое слово перед словом)

Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги?

2 этапПредложениеДать детям понятие о предложении. Учить детей различать понятия “Слово” и “Предложение”; правильно согласовывать в числе глагол с существительным, прилагательное с существительным. Формировать навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

Закрепить понятие об интонационной законченности предложения.

Сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове, как единице предложения.

Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов.

Учить определять главное слово в предложении.

Определять количество слов, последовательность слов.

Учить составлять предложение о действиях, называть 1-ое, 2-е слово.Предложение- единица человеческой речи, которая выражает законченную речь.

Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капель, лес из деревьев, а наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 – 3) из 2 слов.

Графическое изображение предложения. Корова мычит.(карточка 1 и карточка 2).

Начертить схему предложения в тетрадях.

Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении?

Графический диктант (работа со схемой слов)

Идет дождь.Учить составлять предложение из 3-х слов: делить на слух простое предложение на слова, называть их по порядку. Учить выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Учить составлять предложение по “живой модели”.Игра с движениями “Ехали, поехали”. Дети изображают поезд, логопед называет слова. Слово-предмет (дети хлопают в ладоши – остановка.

Слово -действие (дети произносят звук Ч,Ч,Ч. -движение поезда)

Слово – признак (дети машут рукой).

Предлог (топают ногой – тормоз).

Игра “Живое предложение”. Продолжить предложение, которое начинаются одинаково “На столе лежат красные яблоки”. На столе (карточка 2, карточка 3, карточка 1).

Игра “Сплетем венок из предложений”:

– Дом построили строители.

– Строители строят многоэтажные дома.

Игра “Поймай слово в предложении” (1-е, 2-е,3-е, 4-е).

Игра “Оживи слово”, “Оживи предложение” (по предметной картинке)

Упражнение “Собрать предложение из слов” (девочка, петь, песня, красивая)

Напечатать последнее (первое) слово в предложении “На окне сидит муха”.

Задание: Нарисовать картинку и придумать по ней предложение. Выложить предложение, используя карточки-символы. Провести анализ словесного состава предложения.Учить придумывать предложение, придерживаясь единого сюжета.

Учить распространять основу предложения до 5 – 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять.

Учить детей сокращать предложение до основы, используя карточки – символы слов.У детей предметные картинки (девочка, мяч, дом, парк, качели). Логопед начинает: “Это Маша, она пообедала и решила поиграть” Продолжает ребенок, у которого на картинке мяч.

Ребенок: “Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх.

Задание: найти предложение по соответствующей схеме.

Составить предложение соответствующее схеме.

Составить предложение с парой слов “Кисточка – краски”.

Предложения: “Мальчик скачет”. (карточки- символы)

“Мальчик скачет на коне”.

“Мальчик скачет на быстром коне”.

“Мальчик скачет на быстром вороном коне”.

Логопед придумывает предложение, дети осмысляют его. Затем логопед просит детей сократить предложение:

“Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в предложении.

Упражнение “Измени одно слово.”

Логопед предлагает послушать предложение, повторить его, заменив в нем одно слово. Например: “Ребята пришли из школы. Дети пришли из школы. Девочки пришли из школы”.

3 этапОбучение связной речи.Учить повторять рассказ из 3-4 предложений с использованием карточек-символов.

Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и по картинке. (сюжетной), грамматически правильно оформлять предложения (в рассказе).

Учить считать количество предложений в рассказе и контролировать количество слов в предложениях с помощью картинок-символов.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов – описаний, загадок – описаний в творческих рассказах.Логопед читает рассказ, выкладывает карточки-символы, дети считают количество предложений.

“Наступила золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят, падают на землю осенние листья. Птицы улетели в теплые края.”

РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР Пенюшкина О.В.

Детский сад №18 г. Иркутска

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

предложение, словарь, связь слов в предложении, мысль, суждение, the offer, the dictionary, communication of words in the offer, thought, judgment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье содержится учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений т.к. развитие речи, становится все более актуальной проблемой в нашем обществе в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования дети должны овладеть устной речью, научиться выражать свои мысли, испытывать желания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности.

Текст научной статьи

Развитие устной речи, связного высказывания является на первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы, на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего. У детей с ОНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия речи ( Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева) отмечают трудности в построении предложения у детей с ОНР: нарушение структуры предложения, порядка слов, незаконченностью предложений, недостатки в грамматическом оформлении предложений [5, 150]. Предложения характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые, малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения. Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение. Данная работа содержит учебно-методический и практический материал, предназначенный для формирования умений и навыков построения предложений. Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. Использован опыт работы Филичевой Т.Б., Селиверстова В.И., Ушаковой О.С, Ефименковой Л.Н., Нищевой Н.Е., Козыревой И.В., А.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Воробьёва В.К. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе [3,55; 4,137;7,100;11,64]. Начинаем работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире. Упражняем быстро и точно находить слова для обозначения предметов, действий, признаков. Используем игры «Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т.д. Учим отвечать на вопросы по действию и сюжетной картине (Кто это? Что это? Что он, она делает?). «Кто быстрее принесет картинку». Картинки с изображением действий (девочка читает и т.п.) Участвуют двое детей, логопед говорит кому какую картинку принести. Научить детей подбирать название предметов к названиям действий: Идет кто? Идет мама, папа, бабушка. Идет что? Снег, дождь Стоит что? Стол и т.п. На картинке нарисована читающая женщина. Логопед просит отобрать на картинке предметы, которые умеют читать. Кошка, собака, бабушка, мальчик. «Исправь ошибку» собака рисует. Найти в комнате что висит, что стоит, а что лежит; Посмотрите на улицу и скажите кто идет? Кто едет? А кто бежит? Необходимо вводить в речи слова-антонимы, синонимы, многозначные слова. Формирование двухсоставного простого предложения. Дать понятие детям о предложении, используем игрушки, картинки. Логопед задает вопросы: Кто это? Что делает? Девочка рисует. Мы составили предложение. Сколько слов в предложении. Логопед сообщает что про каждый предмет мы составляем предложение. Составляют несколько простых предложений про игрушки, про детей. Называют 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку.Заменить первое слово «девочка» картинкой, а «рисует» заменим полоски считают сколько в нем слов и выкладывают нужное ой. Что мы узнали о девочке? «Девочка рисует». Слова дружат они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщается. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов. Логопед называет предложение, дети считают сколько в нем слов и выкладывают нужное количество полосок. Переходим к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку. Используем постановку вопросов к картине и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением, стоящим в дательном падеже, в родительном и творительном падеже. Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски, вагончики). У детей короткие и длинные полоски. Логопед называет предложение «Девочка лепит вазу». Дети выкладывают длинные полоски. Логопед: Почему положили длинную полоску? Дети: это предложение. Логопед: А теперь под длинную полоску положим столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Дети выкладывают три короткие полоски. Логопед: Сколько коротких полосок вы положили? Почему? Дети: три полоски. В предложении три слова. Логопед: Какое первое, второе, третье слово? Далее дети составляют предложение из 3-х слов, выкладывают схему из полосок, соотносят количество слов в предложении с количеством полосок. Прием моделирования наглядно показывает детям способы построения предложений, в них добавляется такое количество слов, которое дети способны удержать в памяти. Используем прием распространения предложения по данной схеме. Логопед называет исходное предложение, дети определяют в нем количество слов. Выстраивается схема предложения из полосок, с помощью наводящих вопросов, дети подбирают новые слова, подходящие по смыслу и месту и вставляют в схему новые полоски. Или логопед сам вставляет в схему новые полоски, дети подбирают слова. Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу. Игра «Живое предложение». Логопед предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после слова и т.д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово. Логопед: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим». При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов. Закрепляем навыки составления и распространения предложений, используем следующие приемы: 1) Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. «Кошка двери около лежит». Слова заблудились, встали не по порядку. 2) Дано предложение: «Деревья покрыты снегом». Дети выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении: «Снегом покрыты деревья». Дети-слова перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова). 3) Игра «Путаница». Заменить в нелепых фразах слова, построить высказывания правильно и понятно. 4) Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т.д. 5) Перестановка слов из одного предложения в другое. «Дедушка ловит рыбу. Мальчик рисует цветок» 6) Угадать название одного слова, два других им были известны. Составление предложений: по синтаксическим вопросам – по сюжетной картине (с опорой). Логопед, воспитатель, не предлагая никакого сюжета, последовательно по-одному задает детям вопросы. Дети отвечают на них, ориентируясь на смысл получившегося предложения. Логопед активно помогает детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас. 2. по вопросам и опорным словам. 3. Дается набор слов, стоящих в начальной форме. «Ласточка, птенцы, червячок». Сначала можно провести небольшую беседу о связях между этими животными. Какое отношение имеет ласточка к птенцам и червячкам, и птенцы к ласточке и червячкам и т.д. Затем логопед ставит вопросы: Кто? Что сделал? Кому? Кого? Просит составить предложение и его схему. Логопед задает дополнительные вопросы. 4. По предметным картинкам (из набора слов). Логопед ставит на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес, медведь, лапа, ветка. 5. На основе заданного количества слов. Логопед предлагает сюжетную картинку или задает тему, например, «лесная поляна» и называет количество слов, которое должно быть в предложении. 6. Придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет. Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет). 7. Из данных словосочетаний. Дается набор словосочетаний: медведь, ловил, медведь белый, ловил рыбу, ловил рыбу подо льдом рыбу. 8. Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги. 10. Исправление неверно составленного предложения. Детям предлагается неправильно построенное предложение. «Румяный веселую зайцу поет Колобок песню». Составляем предложения со словами близкими или противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со словосочетаниями: холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок. 11. Составление сложных предложений с союзом если бы, потому что…….. Игра «А если бы…», «Почемучка», «Какое предложение правильное?». Кате подарили куклу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу. 12. Составление сложносочиненных предложений с союзом: а, и «Закончи предложение», «Магазин», «Кто что делает?». Составление предложений, сравнивая предметы по форме, вкусу, действию, величине и т.д. («Какой заяц зимой, какой летом; когда идет снег, когда идет дождь») Упражняя детей в составлении предложении, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т.к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: кто? Что делает? Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно – графическую схему предложения. Логопед предлагает записать предложение не словами, а картинками. Первый квадрат в схеме-слово. Далее-стрелка, это тоже слово-действие. Второй квадрат-еще одно слово. Вместе составляем целое предложение. Логопед спрашивает: О ком говорится в предложении? И показывает на первый квадрат («О детях») – «Посмотрите, что говорится о детях?» (дети пошли в лес) Логопед предлагает составить второе предложение по схеме, чтобы в нем продолжить то, о чем говорится в предложении. Дети находят картинки и подставляют в схему (картинки: лес и ежик). Таким образом, устанавливаем определенную цепочку смысловых связей двух предложении, через единство предметных обозначений. В результате проведенной работы у детей с ОНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. В соответствии с общеобразовательной программой дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.

Ссылка на основную публикацию